Константин Кузьминский (16 апреля 1940 — 2 мая 2015)

Эфир 15 апреля 2022 https://www.rtr.spb.ru/radio_ru/First_Person/news_det..

Татьяна Путренко: Владимир Трошин. Композитор Михаил Львовский, на стихи Михаила Светлова. И, это привет из 50-х ХХ века. Но, уже в те годы и позже существовала совсем другая культура. Вместе с литератором Татьяной Ковальковой, мы продолжаем говорить о персоналиях «Бронзового века» русской и петербургской поэзии. И сегодня разговор пойдет о Константине Кузьминском.

Т.П: Здравствуйте, Татьяна Ивановна!

ТК: Здравствуйте!

Т.П: Вот мы в прошлой передаче, начали разговор о такой личности, известной всему, тогда андеграундному Петербургу, как Константин Кузьминский. «Ты был у Кузьминского?»… Часто звучал этот вопрос. Это, что — то было фантастическое тогда.
Но, мы начали в прошлой передаче об «Ахматовских сиротах» разговор с письма к нему. Давайте вернемся к этой фигуре петербургской культуры.

Татьяна Ковалькова: Несколько недель назад прошла первая конференция, организованная филологическим факультетом, музеем А.Ахматовой, посвященная 35-летию выхода знаменитого труда Константина Константиновича Кузьминского «Антология у Голубой лагуны». Радостно, что наконец, исследователи, то есть, академическая наука всерьез занялась этой личностью и его грандиозным трудом — пятикнижием. Каждый том почти в 900 страниц. Если когда-то «Евгений Онегин» называли энциклопедией русской жизни, то «Голубую Лагуну» можно назвать энциклопедией неподцензурной литературы. В ней Кузьминский предстает в двух ипостасях. Первая — составитель, редактор, который имел абсолютный слух к поэзии. Он собрал всех выдающихся авторов, своих современников.  Если читать те подборки, которые составил Кузьминский, то ни у кого не возникнет сомнений, что это действительно выдающиеся наши современники и, он их полноценно представил. Это важно отметить потому, что из этих же авторов можно составить такие подборки, которые едва ли достойны внимания. Но, Кузьминский был абсолютный профи в этом деле.

ТП: Это, так называемый, абсолютный слух в литературе.

ТК: Да, конечно! На конференции речь шла и об этом. Сам Кузьминский, который был неофутуристом и, вообще, его в поэзии больше интересовала полисемантика, он терпеть не мог акмеистов и всех -истов в целом. Но, тем не менее, когда он видел искренность, например, в случае там Охапкина, Бродского, Бобышева, то мог оценить это, несмотря на чуждую для себя, как для поэта, эстетику. И не только оценить, но и представить, прокомментировать. Это было поразительно. И, конечно, легендарным Константин Кузьминский стал не только благодаря «Лагуне», но и благодаря его знаменитому салону, который находился в его квартирке на Конногвардейском бульваре. В этой квартире, по-моему, именно в ней, жил и Глеб Васильевич Успенский.

ТП: Когда-то.

ТК: Когда-то, да, и жена которого, была крёстной матерью Кузьминского.

ТП: Он приобщился к литературе с детства.

ТК: Да! У него есть какая-то родственная связь через Пунина с Ахматовой, через его родителей. У Кузьминского, как петербуржца, было намешано много разной крови. И к тому же, следуя одной из петербургский традиций, он держал, что называется, открытый дом. Там жила его мама, которая поддерживала в этом своего сына. И там был, действительно, весь цвет тогдашней литературы. Есть интересная интернет публикация » Петля Самиздата». И в ней приводится текст Кузьминского о посетителях его салона.

ТП: Ну, это весь культурный Петербург.

ТК: Да, читаем: Юрий Алексеев, Александр Арефьев, Анатолий Белкин, Василий Бетаки, Дмитрий Бобышев, Тамара Буковская, Анатолий Васильев, Юлия Вознесенская, Владлен Гаврильчик, Глеб Горбовский, Владимир Кривошеев, Виктор Кривулин, Борис Куприянов и так далее.  Почти все жили очень стесненно. И, такая роскошь, которую предоставлял Кузьминский…

ТП: Надо сказать, наверное, о том, что он был не совсем здоровым человеком. То-есть, как бы не очень мобильным. Возможно, это причина почему к нему в большей степени приходили, а он в меньшей.

ТК: Я бы так не сказала. Например, Кривулин, был более того ограничен в движениях, но, тем не менее, мы знаем, что Виктор путешествовал по всему миру. Проблема Кузьминского с ногами была гораздо меньшей. Здесь был вопрос в характере этого собрания…

ТП: И затворничества некоторого.

ТК: Да. Готовясь к конференции, о которой я уже сказала, я распечатала содержания пяти томов «Голубой Лагуны». Это заняло почти 80 страниц, только содержание!! Кузьминский, лёжа на диване в своем салоне, реально имел связь с невероятным количеством людей. Он их всех знал, видел, собирал их тексты. Когда он эмигрировал, то в микрофильмах увез свой огромный текстовой архив.(Ред.- сейчас он находится в Амхерстского колледже в США, штат Массачусетс).

ТП: А почему это творчество осталось все-таки в определенных рамках? Если предыдущие этапы русской литературы исследованы в Пушкинском доме, во многих других организациях… Труд Константина Кузьминского не слишком известен.

ТК: Ну, во -первых, потому, что он издан в Америке.

ТП: Там тоже много русистов!

ТК: С эмиграцией довольно всё сложно, как вы знаете. Давлатов об этом свидетельствуют, что в Америке из русских эмигрантов были известны только два человека — Бродский и танцовщик Барышников. Поэтому все остальные оставались, даже в эмиграции, такими авторами второго ряда. Поэтому многие и вернулись, когда стало возможно. Хорошо, что академисты наши начали заниматься серьезно этим явлением, ибо это главный путь попадания в анналы русской культуры. Кроме того, это попадание ведет и к авторам ныне пишущим, не говоря уже о читателях. Издательская индустрия ориентируется именно на это. Без академических разъяснений трудно разобраться и в текстах, и в процессе, который их породил. Очень много уже сделано. Я думаю, что мы переживаем эпохальный момент возвращения наших поэтов Бронзового века в интеллектуальную культуру. Я думаю, что это изменит лицо тех авторов, которые сейчас дерзновенно пытаются что-то написать.

ТП: И, наверное, в заключении, мы познакомимся хотя бы с одним стихотворением Константина Кузьминского самого?

ТК: Да, я хотела бы прочитать маленький отрывок из его знаменитой поэмы «Вавилонская Башня» для образчика его авторской поэтики. Вот те неординарные семантические соединения, которые он выводит из звукописи словесной.

Глава повествующая о разрушении церквей
отсекоша главы
правым и неправым
кольцом облавы
вола вели
повели повели
поелику ликом не схожи —
отсекоша

от Сегежи
сего же
вяляный сняток
занятно
зане оно
в Заонежьи
оленьи важенки
птенцов вываживают
снесли яйцо

снесли купола
сняли колокола
лики святых
от сего же —
отсекоша

ТП: Это же ещё и возвращение к народному творчеству?

ТК: К языку XVIII века. Это очень интересовало Кузьминского. Не только устаревшие формы русского языка, но и звукопись на других языках. Однако это отдельная тема.

ТП: Татьяна Ковалькова в рубрике » Петербургский текст».

 

© Татьяна Ковалькова, 2023
© Радио «Россия», 2023
© НП «Русская культура», 2023