Презентация новой книги издательства НП «Русская культура» – Михаил Сопин «Сто стихотворений», состоялась в Вологде, где поэт провел последние 25 лет жизни. Это первая попытка представить творчество Сопина в целом. В трёх разделах представлены все периоды: Лагерные тетради, период жизни в Перми, последний период жизни в Вологде.

Книгу представляла Татьяна Ковалькова – составитель и автор предисловия. Акцент в презентации был сделан на том, что это петербургский взгляд на творчество поэта Михаила Сопина, который всегда отличается целостностью восприятия любого феномена, рассмотрение его в широком культурном контексте.

Проведённое составителем исследование обнаружило, что широкий контекст касается темы ГУЛага, которая осмысленна Сопиным по-новому. Если Варлам Шаламов раскрыл механизмы расчеловечивания человека пенитенциарной гулаговской системой, Александр Солженицын – социальные причины её возникновения и отбора, то принадлежащий к более молодому поколению (1931-го года рождения) Михаил Сопин впервые заговорил об ответственности каждого в том, что происходит. С молчаливого согласия большинства, не желающего думать, совершаются беззакония и насилия власти. Судьба мальчишек послевоенного поколения, получавших сроки по 15-20 лет, не осмыслена нашим обществом. Их были миллионы. Они – родители всех ныне живущих граждан России. Общество от них отреклось. Опыт нелюбви и озлобленности прорастает в детях и внуках.

В авторском предисловии к книге «Молитвы времени разлома» Сопин писал:
«Материнскую ласку, друга, любимую, свободу, пайку и махорку нам годами заменяла ненависть. Так было до тех пор, пока я однажды не увидел, что ненависть плачет беспомощными слезами… Почему? Потому что наша ненависть являла собой бессмысленную, щенячью форму самозащиты, рассчитанной на милосердие, от обнаженной общественной дикости. Мы входили в мир без идеологических шор и уходим из жизни без политических иллюзий. Именно это укрепляет меня в убежденности: рано или поздно, при мне это произойдет или без меня, если ненависть способна заплакать покаянными слезами, Родина неизбежно обретет человеческий облик».

Об открытии этой новой темы шла речь на презентации. В Вологде с середины 1990-х годов проводятся «Шаламовские чтения», куда съезжаются московские и петербургские литературоведы и западные слависты. Пришло время включить изучение творчества Михаила Сопина в программу этих чтений.

Лаконизм авторского стиля Сопина, очень искусно подчеркнутый художником Дмитрием Ивашинцовым (мл.) при оформлении книги графикой, даёт повод говорить о ярком примере «нулевого письма» (термин введён французским философом Роланом Бартом). Это ещё одна большая и интересная тема для исследователей поэтики Михаила Сопина.

На презентации присутствовали: вдова поэта Татьяна Сопина, главный редактор журнала «Вологодский Лад» Андрей Сальников, искусствовед Наталья Серова, журналист Алексей Колосов, композитор Михаил Гоголин, заслуженный деятель культуры Елена Распутько, лингвист и детский писатель Татьяна Андреева, литературовед Елена Титова, директор областной научной библиотеки Татьяна Буханцева. Среди не названных участников презентации случайных людей не было, поэтому встреча прошла в атмосфере заинтересованного участия. Вела вечер Наталья Швецова.

Журналист и редактор Татьяна Ивановна Ковалькова


Фоторепортаж Алексея Колосова