Ушедший 2018 год стал годом, когда в России вспоминали трагедию, разыгравшуюся без малого сто лет назад. 17 июля 1918 года в Екатеринбурге по постановлению исполкома местного Уральского областного Совета без суда и следствия была расстреляна семья Императора Николая II Александровича. Спустя ровно сто лет, в ночь с 16 на 17 июля от Храма-на-Крови, где стоял печально известный особняк инженера Ипатьева, после торжественной литургии тысячи паломников прошли крестным ходом к Ганиной Яме, – месту, где уральские большевики пытались скрыть следы страшного преступления.

В этот же день в Санкт-Петербурге, в родовой усыпальнице Романовых в Петропавловском соборе был отслужен молебен Святым Царственным Страстотерпцам. На эту скромную, но трогательную церемонию съехались многие потомки Рода Романовых, ныне разбросанные по всему миру. Среди молящихся присутствовали: принц Майкл Кентский с женой принцессой Марией Кристиной Кентской, Княгиня Ольга Андреевна, нынешний председатель «Объединения членов рода Романовых», маркиз Иван Фараче, потомок знаменитого поэта Великого Князя Константина Константиновича, писавшего под псевдонимом К. Р., а также Княгиня Джулия, вдова Князя Михаила Андреевича.

Мое знакомство с Княгиней Джулией произошло в 2017 году благодаря «всемирной паутине». Мы стали активно переписываться и обмениваться архивами, благо и у меня и у нее имеется масса интересных и уникальных документов, собранных по крупицам. Княгиня любезно предоставила мне возможность увидеть фотографии, связанные с ее семьей. Будучи урожденной Креспи, семья Княгини Джулии была тесно связано с искусством. Ее предки основали знаменитую итальянскую газету «Corriere della Sera», а также до недавнего времени владели огромной виллой близ Милана.

Большой радостью для меня было встретить Княгиню в Санкт-Петербурге. Она решила отправиться на Родину своего супруга в годовщину гибели Императорской Семьи и представлять Михаила Андреевича на траурной церемонии в Петропавловском соборе. Княгиня Джулия сказала по прибытию в Россию:

«100 лет – эта та дата, когда нужно поставить точку в подлинности останков Императорской Семьи. Для меня важно присутствовать в Санкт-Петербурге. Я представляю “старое” поколение семьи, которое было ближе к этим событиям, чем молодое. Я думаю, что это время для передачи эстафеты и памяти молодому поколению Романовых. На этой церемонии я представляю своего мужа, Князя Михаила Андреевича, и для меня важно быть здесь в этот день в России».

Для Княгини это был не первый визит в Россию. Впервые Джулия и Михаил Андреевич побывали в Санкт-Петербурге в июле 1998 года, ровно двадцать лет назад, когда участвовали в церемонии захоронения многострадальных останков семьи Императора Николая II. Этот визит произвел колоссальное впечатление на супругов. Михаил Андреевич смог своими глазами увидеть те места, где когда-то жили, воспитывались и провели самые счастливые годы своей жизни его отец и мать. Позже супруги Романовы еще три раза посещали Россию, поэтому маршрут на Родину Князя Михаила Андреевича был для Джулии уже хорошо знаком.

Семинар «Державинские среды» в музее Г. Р. Державина. Фотография Олега Овчарова

Княгиня Джулия Романова и писательница Виолетта Трофимова. Фотография Олега Овчарова

Свой визит в Северную Столицу Княгиня начала с того, что стала гостьей семинара «Державинские среды», проходившего в музее-усадьбе Г. Р. Державина на набережной Фонтанки. У читателей может возникнуть вполне понятный вопрос, какая связь между Державиным и Романовыми? Удивительно, но исторические хитросплетения сквозь века связали великого русского поэта и Князя Михаила Андреевича Романова. Дело в том, что Державин был почетным командором Православного Ордена Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского, более известного как Мальтийский Орден. А Князь Михаил Романов с 2006 по 2008 годы являлся Великим Приором восстановленного в США русскими эмигрантами Ордена.

Во время семинара Княгиня рассказала удивительную историю своего знакомства с Михаилом Андреевичем, поделилась воспоминаниями о жизни в Италии и Австралии. Она поведала собравшимся о современном состоянии Семьи Романовых, а также поделилась воспоминаниями о первой поездке с мужем в Россию в 1998 году. Беседа проходила в непринужденной обстановке, и мало кто из посетителей заметил, как быстро пролетели два часа, отведенные на встречу. Княгиня рассказала о любви к великому русскому писателю Ф. М. Достоевскому, поделилась своими впечатлениями о современном искусстве и кинематографе. Простая и обаятельная гостья очаровала всех присутствующих. В конце встречи одна из участниц семинара призналась, как повезло Михаилу Андреевичу, что он встретил Джулию и связал с ней жизнь. После завершения семинара для Княгини провели экскурсию по дворцу, показав кабинет Г. Р. Державина, а также несколько залов музея.

Уже на следующий день Княгиня Джулия вновь побывала в музее, встретившись с его директором Сергеем Некрасовым. Затем в живописном саду музея Державина прошли съемки документального фильма о Княгине, где она рассказала историю своей удивительной и интересной жизни, вновь поделилась трогательными воспоминаниями о Князе Михаиле Андреевиче и планами на будущее. Как рассказал режиссер фильма Олег Овчаров, фильм-интервью планируется представить публике уже в наступившем 2019 году.

Княгини Доррит и Джулия Романовы. Служба в Большой церкви Зимнего дворца. Фотография пресс-службы Музея Эрмитажа

День 17 июля 2018 года выдался для Княгини и ее друзей насыщенным. Утром она отправилась вместе с другими потомками Дома Романовых в Эрмитаж, где в храме Спаса Нерукотворного была совершена Божественная литургия. Службу возглавил настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин. За богослужением пели участники Хора Духовенства Санкт-Петербургской митрополии под управлением регента Юрия Герасимова. По уже установившейся доброй традиции, всеми присутствующими был помянут Синодик храма Спаса Нерукотворного Образа в Зимнем дворце. В своем слове протоиерей Владимир Сорокин выразил радость о совершенном богослужении и отметил, что сегодняшняя литургия – свидетельство того, что мы приняли истину, явленную подвигом Царственных Страстотерпцев. Для того чтобы понять это, нам понадобились долгие сто лет.

После литургии был отслужен молебен Святым Царственным Страстотерпцам. Затем с приветственным обращением выступил губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко. Он сказал о том, что мы никогда не должны забывать трагические страницы нашей истории. Сегодня нам особенно важно помнить все, что происходило в нашем отечестве в ХХ веке, но при этом сохранять мир и согласие в обществе.

Губернатор Санкт-Петербурга передал в дар Государственному Эрмитажу икону «Чудо Святого Георгия о змие», принадлежавшую ранее Семье Романовых, отметив, что представленный иконописный сюжет свидетельствует о победе добра и истины над силами зла. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский выразил сердечную благодарность за передачу ценнейшего дара, который войдет в коллекцию Эрмитажа. Он также поблагодарил отца Владимира за совершенное в этот знаменательный день торжественное богослужение.

Уже в полдень все приехавшие в Петербург Романовы собрались на молебен в Петропавловском соборе. Мне посчастливилось побывать на этом траурном мероприятии и молиться вместе с родственниками нашего последнего Государя, чья гибель ознаменовала начало колоссальных трагедий, постигших Россию в XX веке.

Княгиня Джулия Романова в Петропавловском соборе. Фотография пресс-службы Музея истории Санкт-Петербурга

Молебен в Петропавловском соборе. Фотография Санкт-Петербургской епархии

Представители Рода Романовых на молебне в Петропавловском соборе. Фотография Санкт-Петербургской епархии

Среди молящихся выделялась фигура принца Майкла Кентского, внука короля Георга V, как две капли воды похожего на убитого ровно сто лет назад Императора Николая II. Мирно и тихо пел хор, на аналое лежала икона Святых Царственных Страстотерпцев, к чьим молитвам взывали все мы.

В конце службы настоятель Петропавловского собора отец Александр (Федоров) произнес краткую проповедь, обратившись к собравшимся прихожанам:

«Семья Государя была жестоко уничтожена. Долгое время многие наши соотечественники неправильно оценивали это событие, и это чудовищно. Только в последние годы, слава Богу, все стало меняться, Царя и его семью причислили к лику святых, и сейчас в народе иное отношение к их памяти».

Уже на следующий день Княгиня Джулия пригласила меня составить ей компанию и отправиться в Павловск. Это было 18 июля, день, когда ровно сто лет назад произошло еще одно зверское убийство. В ночь с 17 на 18 июля 1918 года, спустя сутки после екатеринбургского злодеяния алапаевские большевики сбросили в шахту Нижняя Синячиха Великую Княгиню Елизавету Федоровну, ее келейницу Варвару Яковлеву, Великого Князя Сергея Михайловича, Князей Иоанна, Игоря и Константина Константиновичей, а также Князя Владимира Палея. Как известно, Павловск – это фамильный майорат «Константиновичей», поэтому побывать в этот день там, где воспитывались и росли три брата Константиновича, было знаком судьбы.

Екатерина Овчарова, Княгиня Джулия Романова, Иван Матвеев, Олег Овчаров. Фотография Олега Овчарова

Павловск порадовал нас уютным и теплым летним солнцем, а в парке дворца произошла встреча с внуком Князя Иоанна Константиновича, маркизом Иваном Фараче ди Виллафореста, который, как и Княгиня Джулия, приехал в Россию почтить память своего деда и родственников. В книге для почетных гостей музея-заповедника Иван Фараче сделал запись, поделившись своими переживаниями:

«Павловск – это история моей жизни. С детских лет моя бабушка Елена Сербская и моя мама рассказывали мне об этом дворце. Они вспоминали, как счастлива здесь была семья до того, как наступили разительные перемены. В 74 года я впервые посетил Павловск, и я почувствовал, что их душа осталась здесь. Я глубоко благодарен русскому народу за тщательно проведенную реставрацию. Кажется, что люди, которые это сделали, любили дворец так, как любила его моя семья. От всего сердца я вас благодарю».

19 июля стал последним днем пребывания гостей в России. Княгиня Джулия устроила прощальный ужин для своих, как она сказала, «русских друзей». Мы живо интересовались ее планами, впечатлениями, рассматривали архивные фотографии и с интересом слушали ее воспоминания. На прощание Княгиня Джулия призналась, что Россия навсегда останется в ее сердце, а часть своей души она смело может назвать русской. Когда я вернулся в сентябре в Петербург, меня ждал удивительный подарок от Княгини. Джулия прислала мне из Лондона редчайшие книги-фотоальбомы французского генеалога Жака Феррана, одного из исследователей эмигрантского периода Рода Романовых.

В заставке – Княгиня Джулия Романова. Фотография Олега Овчарова.

 

© Иван Матвеев, 2019
© НП «Русская культура», 2019