Одним из главных культурных событий этой осени стало открытие в Новой Третьяковской Галерее на Крымском валу выставки акварельных работ Великой Княгини Ольги Александровны – младшей багрянородной дочери Императора Александра III. Ольга Александровна вошла в историю как талантливый художник, однако большую часть своей жизни она была вынуждена провести в эмиграции, сохраняя свою любовь к Отечеству не только в многострадальном сердце, но и на полотнах удивительных картин.

В день открытия выставки, в своём слове перед собравшейся публикой, организатор выставки и глава благотворительного фонда имени Ея Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны Ольга Николаевна Куликовская-Романова сказала: «Я открываю юбилейную, двадцать пятую экспозицию акварелей Великой Княгини Ольги Александровны, приуроченную к столетию подвига Государя Императора Николая II и его семьи. Представить свои произведения в залах главного музея русского искусства – честь для любого живописца. Работы моей августейшей свекрови возвращаются в Третьяковскую Галерею второй раз, чтобы порадовать зрителей».

Николай Александрович Куликовский с сыном Тихоном. 1917 год. Коллекция О. Н. Куликовской-Романовой

Уже в самые первые дни своей работы выставка превзошла все мыслимые и немыслимые ожидания организаторов. Как только двери галереи открылись для публики, на вернисаж стали приходить не только любители и ценители творчества Ольги Александровны, но и те, кто ранее никогда даже не слышал о Великой Княгине и не знал историю её трудной жизни. Уже через несколько дней книга отзывов посетителей была переполнена восторженными комментариями. Вот лишь некоторые из них: «На открытии новой выставки в Третьяковке – опять очарование! Это глоток свежего воздуха! Столько нежности, любви, яркости, жизни, что хочется все это впитывать и впитывать, заряжаясь любовью. Рассматривала и улыбалась!». «Великая Княгиня была чудесным художником. Я удивляюсь, почему она не стала книжным иллюстратором. Боже, сколько света и радости! При такой тяжелой судьбе…. Сумела сохранить радость восприятия! А это не многим дано. Обычно бывает как раз наоборот». «Очень довольны и впечатлены работами Ольги Александровны и ее личностью, слышали отзывы многих гостей – самые прекрасные слова! Обязательно придем еще, с нашими детьми!».

Портрет Тихона Николаевича Куликовского-Романова. 1940-е гг. Коллекция О. Н. Куликовской-Романовой

Великая Княгиня Ольга Александровна получила широкую известность не только как дочь и сестра русских Императоров, но и как талантливая художница, чьи картины сегодня дают нам возможность увидеть две подлинные России – Россию дореволюционную и Россию эмигрантскую. Её творчество по духу является чисто русским, и без малейшего преувеличения Великую Княгиню можно назвать настоящей русской художницей, сохранившей в своём сердце глубокую любовь к родному Отечеству. На её картинах запечатлены простые русские девушки в национальных платьях, занесённые снегом церквушки, казачьи станицы, играющие на сельской дороге деревенские ребятишки, раненые в годы Первой Мировой войны солдаты Ахтырского полка… В своих произведениях августейшая художница использовала яркие тона и краски, благодаря которым зритель получает духовное умиротворение.

За всю свою жизнь Ольга Александровна написала около двух тысяч картин, а на выставке в Новой Третьяковской Галерее посетители могут увидеть 150 её акварелей, созданных период с 1898 по 1952 годы.

Гуляя по экспозиции, можно совершить уникальное историческое путешествие – незримо побывать в Российской Империи, открыть для себя русскую Данию и увидеть глазами Великой Княгини далёкую для нас Канаду.

Ранние акварели отражают повседневную жизнь членов Императорской Семьи в Гатчине. На картинах представлены уютные покои императорской резиденции, сцены военных парадов на плацу перед дворцом, где прошло счастливое детство и юность Великой Княжны.

Птички в саду. 1920-е гг. Коллекция О. Н. Куликовской-Романовой

Особым шармом и теплотой наполнены картины, изображающие маленьких сыновей Ольги Александровны – Тихона и Гурия. Долгожданный первенец появился на свет в августе 1917 года в имении Ай-Тодор в Крыму. До глубины души трогает зарисовка, где муж Ольги Александровны в скромной и уютной обстановке держит на руках ещё совсем крошечного сына Тихона. Трудно даже вообразить, что в это же самое время, когда Великая Княгиня писала миниатюру, в России разгоралось пламя братоубийственной Гражданской войны, а Императорская Семья была объявлена вне закона и их жизни висели на волоске.

На выставке посетитель непременно остановится у портрета уже взрослого Тихона Николаевича – молодого и бравого офицера датской королевской гвардии. Удивительно ласковый взгляд Тихона Николаевича смотрит на нас с портрета. В то же время, в чертах внука Царя-Миротворца чётко прослеживаются яркие романовские черты и настоящая военная выправка. Молодой офицер, только что закончивший школу для высших чинов датской армии, даже не может предположить, какие испытания предстоит пройти ему и всей семье. Мировой конфликт должен был вспыхнуть с минуты на минуту, после его завершения жизнь Ольги Александровны вновь круто изменилась. В 1948 году всей семье предстояло покинуть ставшую родной Данию и отправиться в далёкую Канаду.

Рождество Христово. 1952 год. Коллекция О. Н. Куликовской-Романовой

Думаю, что каждый посетитель выставки обратит свой взгляд на красоту небольших миниатюр, где Великая Княгиня чутко изобразила красоту полевых цветов. Кажется, будто ещё вчера ромашки, ландыши и васильки росли близ имения Великой Княгини Ольгино на юге России, где августейшая художница любила проводить летние месяцы. Великая Княгиня очень тонко смогла передать цвета, свет и теплоту природы. Будто живые перед нами предстают белые лилии, голубые анемоны, душистый клевер, нарциссы, ландыши и даже ветвь багряно-красной рябины. Уже находясь в эмиграции, в далёкой Канаде, Ольга Александровна писала в письме к своей подруге: «В окрестностях я обнаружила свои любимые весенние цветы – голубые анемоны. Какое это было счастье – ведь я обожаю их и думала, что никогда больше не увижу эти цветы. Я с такой радостью жду, когда они зацветут, тогда я в ещё большей степени почувствую, что в Канаде я, словно у себя дома… У меня на родине леса весной были покрыты ковром таких же голубых цветов».

На другой картине Великая Княгиня изобразила заснеженную террасу с зимними птичками, радостно щебечущими на белом пушистом снегу. Деревья и кусты будто заснули под спящим белым покрывалом. Кажется, что это суровая русская зима, но нет, это Дания, куда Великая Княгиня попала вместе с семьёй в 1920 году, оказавшись в вынужденной эмиграции. В этой картине чувствуется холодность, переживание и тоска, – тоска по Родине и дому. Рядом висит уже другая картина – удивительное и ни с чем несравнимое русское Рождество. Все рождественские картины Великой Княгини написаны в ярких тонах и служат примером для нас, как сегодня, после долгих лет атеизма и искоренения веры, нужно праздновать Рождество, соблюдая старые русские семейные традиции.

Картина «Рождество Христово», которая представлена на выставке, стала одной из последних работ Ольги Александровны, посвящённых рождественскому сюжету. На полотне августейшей художницы можно увидеть нарядную ёлку, украшенную стеклянными шарами, крупными снежинками и золотым дождём, вьющимся между зелёных ветвей. Конечно же, центральное место на картине занимает рождественская ёлка, но на заднем плане можно увидеть два портрета. Первый и самый большой, висящий на стене, – это портрет любимого отца Императора Александра III. Рядом с ним на камине стоит маленькая портретная миниатюра, а, возможно, и фотография старшего брата Ольги Александровны и последнего Императора России Николая II. Возле портрета отца она всегда любила фотографироваться, а затем эту семейную традицию продолжил её старший сын Тихон Николаевич Куликовский-Романов.

Тропинка с нарциссами. 1950-е гг. Коллекция О. Н. Куликовской-Романовой

Одна из последних картин, которая была написана Ольгой Александровной в Канаде, называется «Тропинка с нарциссами». Великой Княгине всегда удавалось передать дух живой природы, поэтому картина вновь переносит нас на лоно летней канадской природы. Песчаная дорожка, усыпанная с левой и правой стороны удивительно яркими цветами, ведёт в густой и тенистый сад, где Ольга Александровна любила подолгу гулять с внуками и делать зарисовки новых картин.

Как известно, покинув Россию в 1920 году, Великой Княгине больше не суждено было увидеть свою горячо любимую Родину. Она умерла на чужбине в далёком от нас Торонто 24 ноября 1960 года. Ольга Александровна покоится на кладбище Норт-Йорк, рядом с любимым мужем Николаем Александровичем и сыном Тихоном Николаевичем. Однако, несмотря ни на что, Ольга Александровна вернулась домой, хоть и не телесно, но своим духом. В подтверждение этого – выставка её удивительных акварелей, которая продлится до 28 октября в здании Новой Третьяковской Галереи.

 

© Иван Матвеев, 2018
© НП «Русская культура», 2018