Сегодня, 7 марта свое 90-летие отмечает княгиня Джулия Романова, вдова князя Михаила Андреевича Романова (1920–2008), внучатого племянника императора Николая II. Несмотря на столь почтенный возраст, княгиня активно участвует в жизни рода Романовых, являясь хранителем великих традиций семьи своего покойного супруга.

Княгиня Джулия Романова родилась 7 марта 1930 года в Милане. Ее семья была тесно связана с изобразительным искусством. Отец Джулии Джузеппе Креспи был пейзажистом, брат – художником-аниматором, а сестра стала известным в Великобритании иллюстратором детских книг. Семья Креспи была очень известна на севере Италии. В окрестностях Милана до сих пор можно увидеть и посетить родовую усадьбу Креспи, где прошло детство будущей княгини Романовой. К сожалению, семья уже давно не владеет этим палаццо, и дом несколько перестроен, но до сих пор хранит в себе воспоминания о былых хозяевах.

Джузеппе Креспи – отец княгини Джулии. Архив княгини Джулии Романовой

Беатриче Мартиненго Креспи – мать княгини Джулии. Архив княгини Джулии Романовой

Вилла семьи Креспи под Миланом. Архив княгини Джулии Романовой

Джулия Креспи с собачкой в юности. Архив княгини Джулии Романовой

Будучи итальянкой по рождению, княгиня Джулия большую часть жизни прожила в Австралии. Впервые она оказалась на зеленом континенте после Второй мировой войны, когда решила навестить сестру. Эта страна настолько понравилась Джулии, что она решила продлить визу и остаться. В Австралии Джулия занималась продвижением австралийского искусства в Европе, работала критиком, арт-дилером и около десяти лет возглавляла Центр скульптуры в Сиднее. Позже она работала волонтером в Центре сценических искусств, создав уникальную базу всех видов деятельности этого центра. Работа заняла два года, и княгиня Джулия до сих пор с гордостью рассказывает об этом кропотливом и интересном труде.

До встречи со своим супругом князем Михаилом Андреевичем, Джулия фактически ничего не знала о России и об Императорской семье, хотя с большим интересом в юности изучала русскую классическую литературу, и ее любимым писателем стал Ф. М. Достоевский. Сегодня Джулия с юмором вспоминает свою первую встречу с будущим супругом. Знакомство произошло на сиднейском пляже, но Михаил Андреевич и Джулия не очень заинтересовались друг другом. Однако их общая подруга решила, что они – идеальная пара и обязательно должны быть вместе. Недолго думая, она организовала в честь Михаила и Джулии вечеринку с огромным количеством русской водки. Через пару месяцев они снова встретились на пляже, и Михаил Андреевич рассказал Джулии, что в газете появилась статья неизвестного молодого итальянца, который объявил себя незаконнорожденным сыном Михаила. Его фамилия была Боттичелли, но вскоре выяснилось, что самозванец время от времени просто любил менять свое имя, объявляя себя потомком известных персон. Тем не менее, на этой почве завязалось общение Михаила Андреевича с Джулией, они стали очень близки, а затем решили соединить свои судьбы.

Свадьба состоялась 14 июля 1993 года в Сиднее. Церемония венчания по православному обряду прошла в Петропавловском соборе города, которую провел протоиерей Михаил Протопопов. С тех пор княгиня Джулия стала верным другом и помощником Михаила Андреевича до конца его дней.

Начало 1990-х годов резко изменило жизнь князя. На его родине происходили колоссальные перемены, от которых он не мог оставаться в стороне. В интервью австралийским СМИ в августе 1992 года Михаил Андреевич сказал, что был рад увидеть падение советского режима, отметив, что «большевизм от А до Я являлся великим злом». Но в перспективе возрождения монархии в России Михаил Андреевич сомневался, заявив австралийскому журналисту: «Лишь русский народ должен это решить, и никто более». Михаил Андреевич всю жизнь мечтал побывать там, где он должен был родиться, провести детство и прожить счастливую жизнь. Мечта осуществилась лишь в июле 1998 года, когда вместе с супругой он посетил Санкт-Петербург, чтобы принять участие в церемонии захоронения останков Императорской семьи и их верных слуг.

В 1992 году в жизни Михаила Андреевича произошло еще одно значимое событие. Он стал протектором Мальтийского ордена православных рыцарей святого Иоанна Иерусалимского, а в 2006 году был выбран в качестве Великого приора ордена. До того как занять столь высокий пост, князь жил очень скромно и не привлекал к себе никакого внимания, но теперь его жизнь кардинально изменилась. Он стал много путешествовать, выступать на различных мероприятиях, активно работать с русской эмиграций, помогать нуждающимся и открывать отделения ордена по всему миру, в том числе и в России.

Княгиня Джулия деятельно помогала своему супругу, поддерживая его во всем. Вместе они четыре раза посетили Россию. Последняя поездка состоялась в 2006 году, когда представители рода Романовых участвовали в церемонии перезахоронения императрицы Марии Федоровны, родной прабабушки князя Михаила Андреевича. Сам князь был приглашен на церемонию в качестве почетного гостя и в одном из интервью заявил, что рад вновь оказаться на своей любимой Родине, о которой думает постоянно.

Джулия Креспи с племянником в первой год жизни в Австралии. Архив княгини Джулии Романовой

Во время церемонии перезахоронения останков Императорской семьи. 1998 г. ИТАР-ТАСС

Князь Михаил Андреевич и княгиня Джулия. Архив княгини Джулии Романовой

Семейное счастье. Архив княгини Джулии Романовой

К сожалению, 22 сентября 2008 года князя Михаила Андреевича не стало. С его смертью ушла целая эпоха. Для княгини Джулии это был большой удар, но она стойко пережила потерю и решила продолжить дело супруга. В 2011 году Джулия стала почетным членом «Объединения рода Романовых». Также она сохранила тесные связи с Православным орденом госпитальеров святого Иоанна Иерусалимского.

Мое знакомство с Княгиней Джулией произошло в 2017 году благодаря «всемирной паутине». Мы стали активно переписываться и обмениваться архивами – благо и у меня, и у нее имеется масса интересных и уникальных документов, собранных по крупицам. Княгиня любезно предоставила мне возможность увидеть фотографии, связанные с ее семьей.

Большой радостью для меня было встретить княгиню в Санкт-Петербурге. Она решила отправиться на Родину своего супруга в 100-ю годовщину гибели Императорской семьи летом 2018 года и представлять Михаила Андреевича на траурной церемонии в Петропавловском соборе. Княгиня Джулия сказала по прибытию в Россию:

«100 лет – эта та дата, когда нужно поставить точку в подлинности останков Императорской семьи. Для меня важно присутствовать в Санкт-Петербурге. Я представляю “старое” поколение семьи, которое было ближе к этим событиям, чем молодое. Я думаю, что это время для передачи эстафеты памяти молодому поколению Романовых. На этой церемонии я представляю своего мужа, князя Михаила Андреевича, и для меня важно быть в этот день в России».

Свой визит в Северную столицу княгиня начала с того, что стала гостьей семинара «Державинские среды», проходившего в музее-усадьбе Г. Р. Державина на набережной Фонтанки. Во время семинара княгиня рассказала удивительную историю своего знакомства с Михаилом Андреевичем, поделилась воспоминаниями о жизни в Италии и Австралии. Она поведала собравшимся о современном состоянии семьи Романовых, а также поделилась воспоминаниями о первой поездке с мужем в Россию в 1998 году. Беседа проходила в непринужденной обстановке, и мало кто из посетителей заметил, как быстро пролетели два часа, отведенные на встречу.

День 17 июля 2018 года выдался для княгини и ее друзей насыщенным. Утром она отправилась вместе с другими потомками Дома Романовых в Эрмитаж, где в храме Спаса Нерукотворного была совершена божественная литургия. Уже в полдень все приехавшие в Петербург Романовы собрались на молебен в Петропавловском соборе. Мне посчастливилось побывать на этом траурном мероприятии и молиться вместе с родственниками нашего последнего Государя, чья гибель ознаменовала начало колоссальных трагедий, постигших Россию в XX веке.

Уже на следующий день княгиня Джулия пригласила меня составить ей компанию и отправиться в Павловск. Это было 18 июля, день, когда ровно сто лет назад произошло еще одно зверское убийство. В ночь с 17 на 18 июля 1918 года, спустя сутки после екатеринбургского злодеяния, алапаевские большевики сбросили в шахту Нижняя Синячиха великую княгиню Елизавету Федоровну, ее келейницу Варвару Яковлеву, великого князя Сергея Михайловича, князей Иоанна, Игоря и Константина Константиновичей, а также князя Владимира Палея. Как известно, Павловск – это фамильный майорат Константиновичей, поэтому побывать в этот день там, где воспитывались и росли три брата Константиновича, было знаком судьбы.

Я навсегда запомню последний день пребывания княгини Джулии в России. Княгиня устроила прощальный ужин для своих, как она сказала, «русских друзей». Мы живо интересовались ее планами, впечатлениями, рассматривали архивные фотографии и с интересом слушали ее воспоминания. На прощание княгиня Джулия призналась, что Россия навсегда останется в ее сердце, а часть своей души она смело может назвать русской. Когда я вернулся в сентябре в Петербург, меня ждал удивительный подарок от княгини. Джулия прислала мне из Лондона редчайшие книги-фотоальбомы французского генеалога Жака Феррана, одного из исследователей эмигрантского периода Рода Романовых.

Княгиня Джулия Романова и графиня Татьяна Бобринская. Архив княгини Джулии Романовой

Княгини Доррит и Джулия Романовы. Служба в Большой церкви Зимнего дворца. Фотография пресс-службы Музея Эрмитажа

Екатерина Овчарова, княгиня Джулия Романова, Иван Матвеев, Олег Овчаров. Фотография Олега Овчарова

Княгиня Джулия Романова у могилы мужа князя Михаила Андреевича. 2018 г. Сидней. Архив княгини Джулии Романовой

Сегодня, в день 90-летия княгини Джулии, я хотел бы горячо поздравить ее с такой замечательной датой и грандиозным юбилеем. Русские друзья княгини желают ей крепкого здоровья, счастья и вдохновения на новые творческие проекты. Да хранит Господь княгиню Джулию в здравии и благоденствии на многая лета!

 

В заставке использована фотография Джулии Креспи. 1960-е гг. Архив Княгини Джулии Романовой

© Иван Матвеев, 2020
© НП «Русская культура», 2020