Людмила Артамошкина
Биография как текст культуры
 Людмила Егоровна Артамошкина — философ. Родилась в 1961, в селе Астыровка Горьковского района Омской области. Выросла и закончила среднюю школу в городе Моршанске Тамбовской области. Рано проявился интерес к истории России, биографии семьи, благодаря рассказам бабушки и ближайшему окружению – друзьям семьи и преподавателям, которые несли в себе традиции ещё дореволюционной русской культуры.
В 1979 поступила на отделение русского языка и литературы Государственного Педагогического института им.А.И.Герцена, продолжив семейную традицию. В студенческие годы сформировался интерес к философии. Первая работа (1980 г.) получила одобрение коллег и руководителей СНО (Студенческое научное общество) – «Философия музыки Ф.Ницше и Г.Гессе (“Рождение трагедии из духа музыки” и “Степной волк”)».
От автора
Современная гуманитарная наука переживает биографический «бум». Чем это обусловлено?
Современная культура, как и во все века, находится в симбиозе с технологиями, испытывает их влияние, осмысляет и легализует их последствия. Подверженная сегодня всё большей виртуализации, она обращается к возможностям и ресурсам своей памяти. Во многом именно поэтому проблема сохранения культурного наследия осознается сегодня, как наиболее острая. Информационные технологии сделали очевидной возможность конструирования культурной памяти, управления ею.
Однако неизменным остаётся другое: культура – это, в первую очередь, результат жизнетворчества вполне конкретных людей. Человек, создавая себя, создаёт и свою культуру. Индивидуальная жизнь человека является культурным актом.
Жизнь человека – биографическое целое. История появления биографических форм рефлексии, разных видов биографического текста, в европейской культуре соответствует истории самого становления этой культуры от античности до современности. Жизнеописания, исповеди, дневники, генеалогии, воспоминания (авто)биографические романы, эпистолярное наследие – эти биографические жанры всегда оставались в фокусе внимания философов, филологов, искусствоведов, историков.
В. Йегер, Ж.-П. Вернан, П. Гиро, Х. Арендт, П.М. Бицилли, М.М.Бахтин, Ж. Ле Гофф, Д.С. Лихачев, Р.В. Светлов, Х. Дайер, Р. Фоссиер, У. Эко, Л.М. Баткин – вот некоторые имена учёных, мыслителей, определивших многообразие исследовательских стратегий, обращённых к биографическим текстам культуры. Биографический метод вырабатывался в рамках таких направлений, как феноменологическая социология, психоанализ, феноменология восприятия, герменевтика. Такое внимание обусловлено в первую очередь стремлением изучать культуру не в отвлечённости от её носителя/творца, а через него, вместе с ним.
Изучая биографию, мы, в сущности, изучаем, как и чем представлена культура в ней и что сам актор культуры смог реализовать из её потенциала. Биография суть живой и особый язык культуры.
Мы можем рассматривать биографию в её целостности, как “текст”, завершённый её “автором”. Такой текст может воплотиться в любом биографическом жанре – мемуарах, автобиографических произведениях, письмах, дневниках, семейных альбомах. Но не всегда биография остаётся в памяти культуры. Каковы условия, способы сохранения биографии? Возможно ли воссоздание биографии как текста культуры? Существуют ли критерии, по которым биография может или не может войти в культурную память? Ответы на эти вопросы являются целью моего исследования.