К числу судьбоносных встреч, повлиявших на специфику мировоззрения поэта, можно отнести дружеские и творческие отношения О.А. Охапкина с известным астрофизиком Н.А. Козыревым. В его личной библиотеке сохранилась книга избранных трудов (единственное прижизненное издание) учёного, где под фамилией автора вписано рукой поэта: «Олег Александрович Охапкин»[1]. Так своеобразно установленное «двойное авторство» указывает на непростой, дошедший до нас сквозь время диалог поэта и учёного, поэзии и науки.

Изучение творческих связей О.А.Охапкина и Н.А.Козырева становится предметом исследования впервые, позволит выявить закономерности и положить начало системному рассмотрению его литературного наследия в контексте научных устремлений и открытий времени.

Знакомство поэта со всемирно признанным астрофизиком Н.А.Козыревым предположительно состоялось в 1966 г.:

Я Вас узнал в минуту счастья,
И, очарованный с тех пор,
Храню как первое причастье
Наш обоюдный договор.

Вы мне мою открыли душу,
И я увидел в ней судьбу
Как переполненную чашу,
Как бы печать её на лбу.

Я встретил вас… Тому два года
Уже прошло. Но не пройдёт
Меж нами время. Пусть природа
На полуслове нас прервёт… [1].
(1968 г.)

Вдова поэта Т.И. Ковалькова-Охапкина впоследствии напишет: «В тот период он дружил и имел тесное общение с выдающимся учёным, астрофизиком Николаем Александровичем Козыревым, который был старше его на тридцать лет. В общении они со всей очевидностью обнаружили, что природа научного и художественного творчества одна и та же. Это означает, что научная идея может быть отражена не только в виде формул, но и в виде художественных образов. Одна из главных оригинальных идей Козырева сводилась к доказательству того, что время есть энергия. Эта мысль поразила молодого поэта и в течение почти двадцати лет глубоко им переживалась» [2].

Путь в науке Н.А. Козырева был тернистым: «Н.А. Козырев – необычная личность и, возможно, одна из самых трагических фигур отечественной науки ушедшей эпохи … В научной судьбе Н.А. Козырева эпоха запечатлена так глубоко, рельефно и страшно, как в никакой другой» [3, с. 562; 586].

Учёный являлся научным сотрудником Пулковской Обсерватории; был арестован в период первой волны сталинских репрессий (1937 г.) и находился в заключении по 1946 г. Именно тогда Н.А. Козырев начал разрабатывать концепцию, в основе которой лежала мысль о физических свойствах времени: «Все процессы в природе идут либо с выделением, либо с поглощением времени» [4].
Он предположил, что звёзды, главным образом, расходуют энергию не внутреннюю – термоядерную, а получают её из внешнего источника: «Звезда черпает энергию из хода времени» [5].

В 1958 г. Н.А. Козырев публикует книгу, ставшую сенсацией в мировой науке, – «Причинная или несимметричная механика в линейном приближении»: «Все явления природы протекают во времени, то есть благодаря объективному отличию будущего от прошедшего. Поэтому невозможно представить себе отрасль науки, изучающей Мир, в которой свойства времени не играли бы роли… Эта возможность вмешиваться в существующие причинно-следственные отношения означает, что можно овладеть течением времени» [6].

Предположение Н.А. Козырева, безусловно, можно осмысливать как целое мировоззрение: «Это философская концепция …, которая отвечает на личные и экзистенциальные вопросы о смысле существования бытия и вселенной…» [7].
Пунктирно данная научная гипотеза прослеживаются на протяжении почти пятнадцати творческих лет О.А. Охапкина и отражена в пяти лирических книгах: «Возвращение мест» (1969), «Моленье о Чаше» (1970), «Высокая цель» (1971), «Посох» (1973-74), «Возвращение Одиссея» (1978). Так же О.А. Охапкин создал несколько текстов с посвящением Н.А. Козыреву: стихотворения «Я Вас узнал в минуту счастья…» (1968), «Ясней и тише год от году…» (1969 г.), «Столь давний день…» (1969 г.), «Кому смотреть на звёзды приходилось…» (1972 г.), поэму «Испытание Иова» (1973 г.). Перечисленные тексты мыслились О.А. Охапкиным как отдельно, так и в составе лирических книг.

Примечательно, что слово «Время» в рукописях многих произведений поэта пишется с прописной буквы. Эта своеобразная реминисценция к исследованиям Н.А. Козырева проявляется шире в формировании словарного поля, где раскрываются физические свойства времени: Времени силуэт, Времени сила, Времени качка, Времени сдвиг, Времени ход, размер Времени, Времени теченье, широты Времени, круг Времени, падение Времени, Времени простор и пр.

…Посмотрел бы лишь как там из окна,
И присел к столу — рук бы от сукна,
Нет, не оторвал, тики-тики-так, —
Взял бы чистый лист, как он ни жесток.

Не страшней того, что там впереди!
Написал бы: мир … он у нас в груди.
Написал бы: жизнь … и она внутри.
Время … и оно – времена – все три.

Некуда лететь. Не за чем спешить.
Что бы ни пришло, можно пережить,
Если в сердце есть Времени тайник,
Если Время – жизнь, если вечность – миг [1].

Три времени, о которых пишет поэт, напоминают об уникальном эксперименте, который провёл учёный-астрофизик. Ему удалось зафиксировать три положения звезды: «Резистор фиксирует не только истинное положение звезды в момент наблюдения, но и её видимое положение, то есть положение в прошлом, когда от неё вышел свет… Таким образом, через физические свойства времени должно наблюдаться не только положение звезды в прошлом, но и будущем… Только время открывает совершенно новую и неожиданную возможность изучать будущее как уже существующую реальность» [3, с. 123; 131].

Мотив взаимопроникновения и, как следствие, взаимовлияния времён является сквозным для созданного поэтом художественного мира. Так лирическая книга О.А. Охапкина «Возвращение мест» о том, что вернуться в прошлое невозможно, но это время не исчезает, оно физически ощущаемо, даже может быть видимо, от него исходит энергия и излучение. Прошлое продолжает активно влиять на настоящее и будущее, как причина и следствие: «…Нарушение данной мною последовательности привело бы к искажению идеи, положенной в основании моих книг. Эта идея сводится к необратимости наших переживаний, и поэтому каждое стихотворение должно помнить то мгновение, из которого оно вышло, ибо невозможно ему отыскать своего места вне времени, которому оно принадлежало. Иначе при возвращении на место нашей жизни мы не найдем ничего, что говорило бы о ней в той отдалённости, где всё уже непоправимо» [1].

В интервью на Ленрадио в 1969 г. О.А. Охапкин о своей работе в Эрмитаже говорил: «Прельщает … обстановочность, прельщает этот особый мир … какое-то капище времён, в котором смещаются понятия о современности, доисторичности» [8]:

Разлезься, ткань стиха! Разлейся ранью
Доисторической – безвременьем окрест! [9, с. 47]

Понятия «безвременье» и «межвременье» – ключевые в поэзии О.А. Охапкина. Они связаны с внутренним субъективным ощущением хода времени, его замедления и формирования пустот, открытых для энергий событий давно ушедших лет: «Доказано, что наше субъективное время течёт неравномерно…» [3, с. 579].

В «тишине пустот» и «безвременья» «вещая душа» поэта-евангелиста способна расслышать и узреть связь времен и событий. Это условия, необходимые для акта творения:

Над Россией тишина, как субмарина,
Повисает… Возвращайся! Поглядишь.
Объяснишь мне, отчего такая тишь.
Не смекаю: то ли Время стало, либо
Погружаемся в безвременье… [10, с. 57]

Лирическая система О.А. Охапкина пронизана бесчисленными аллюзиями и реминисценциями из библейской и отечественной истории, европейской и русской культуры и пр. Но поэт не стремился изменить событийный ряд известных сюжетов, скорее наоборот, ощущал свою причастность к мировому историко-культурному процессу:

Господь мой! В той стране, забытый мною
За временем, не я ли пред Тобою
Ходил, и вот теперь себя не знаю,
Восставлен петь Архангела трубой!
Воззри на мя! И если, новый Иов,
Я – персть Твоя, то кто же сей во мне? [1]

Период умозрительного погружения в «безвременье» сменяется рождением Слова:

Гром поздний – весть из глубины былого
Зигзагом в тучах явленного Слова –
Потряс мой слух и, рассыпая эхо,
Ядром отшелушился от ореха…
Тишь рухнула за миг до катастрофы.
Уже тогда я смог расслышать строфы…[9, с. 50]

«Время» продолжает свой ход. Только созданные стихи занимают во времени своё место, становясь частью прошлого. Каждый раз, обращаясь к тому или иному произведению, читатель сталкивается с событиями и чувствами ушедшими, но переживает их заново, так как текст «помнит то мгновение, из которого вышел».

1) И ритмом качает волна за волной
Ход времени вещую душу.
Курю сигарету, слежу за луной –
Качаю и море, и сушу.

Умерь, амфибрахий, вселенскую тишь!
Раскачивай утлую строчку!
Пока не расслышу, как дышит камыш,
Не слышу и времени качку…[9, с. 36]

2) Час придёт – Времени ход
Мерным станет, как ямб…[1]

В 1973 г. О.А. Охапкин посвятил Н.А, Козыреву большую форму – поэму «Испытание Иова». Позднее в 1978 г. он включил поэму в восьмую лирическую книгу «Возвращение Одиссея». Поэма «Испытание Иова» занимает центральное место в структуре лирической книги. В качестве основы сюжета выступает библейское сказание о многострадальном Иове, претерпевшем все искушения и получившем милость Господа:

И отвечал согбенный человек:
«Почто ещё я Господу перечу!
Но нет предела горю человечу
Перед лицом Твоим, святым вовек». –
И был душе страдальческой ответ:
«Аз есмь Предел. Ликуй! Да узришь Свет!» [11, с. 54]

Посвящение поэмы Н.А. Козыреву напоминает о непростой судьбе учёного, сближающей её с известным библейским сюжетом. Н.А. Козырев прошёл через годы тюремного заключения, сталинские лагеря, смертный приговор (впоследствии отменённый).

О.А. Охапкин, возможно, единственный из современников Н.А. Козырева, кто смог ещё при жизни учёного распознать глубинный философский смысл, заложенный в основу гипотезы об энергии времени. Поэзия О.А. Охапкина удивительным образом оказалась причастной к гениальному научному прозрению Козырева и отразила мировоззренчески не только «времена», но и смогла передать почти физическое ощущение «хода времени».

 

Литература

1. Личный архив О.А. Охапкина.
2. Ковалькова Т.И. В среде пустот // Русская культура. URL: http://russculture.ru/2018/03/30/%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D0%B0-%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%B2-%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5-%D0%BF%D1%83%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%82/ (дата обращения: 11.09.2019).
3. Время и звёзды: к 100-летию Н.А. Козырева (сборник статей). СПб: Нестор-История, 2008. – 790 с.
4. Маркушина Е. Теория времени Николая Козырева. URL: http://www.markus.spb.ru/avtoritet/koz1.shtml (дата обращения: 11.09.2019).
5. Зенькович М. «Время рождает энергию», – физик Н.А. Козырев. URL: https://www.liveinternet.ru/users/spacelilium/post278128001 (дата обращения: 11.09.2019).
6. Козырев Н.А. Причинная или несимметричная механика в линейном приближении. URL: http://pora.zavantag.com/stati/n-a-kozirev-prichinnaya-ili-nesimmetrichnaya-mehanika-v-linejn/main.html (дата обращения: 11.09.2019).
7. Тайны времени. Козырев. URL: https://yandex.ru/video/preview?filmId=11218927709028447972&text=%D0%BA%D0%BE%D0%B7%D1%8B%D1%80%D0%B5%D0%B2%20%D1%82%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B0%20%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8 (дата обращения: 11.09.2019).
8. Поэт Олег Охапкин на Ленрадио у Лазаря Маграчёва (1969). URL: https://yandex.ru/video/preview?filmId=11598573194423764630&text=%D0%9E%D1%85%D0%B0%D0%BF%D0%BA%D0%B8%D0%BD%20%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B3%20%D0%BF%D0%BE%D1%8D%D1%82&path=wizard&parent-reqid=1568200588552213-818683221807286634300092-man1-3496&redircnt=1568200598.1 (дата обращения: 11.09.2019).
9. Охапкин О.А. Философская лирика. СПб: Русская культура, 2014. – 156 с.
10. Охапкин О.А. Любовная лирика. СПб: Русская культура. Союз писателей России, 2013. – 128 с.
11. Охапкин О.А. Возвращение Одиссея. СПб: Mitkilibris, 1994. – 77 с.

 

Впервые опубликовано: Вестник Волгоградского государственного педагогического университета. — № 10(143). -2019. — С. 251-254.

 

На заставке: Фото гaлaктики М81 (гaлaктикa Бoдe), сделанное с мощнейшего кocмичecкого тeлecкoпa Xaббл в выcoкoм paзpeшeнии. Несмотря на то, что гaлaктикa pacпoлoжeнa нa oтдaлeнии в 11.6 миллиoнoв cвeтoвыx лeт oт нac, можно видеть pacceянныe и шаровые звёздныe cкoплeния, и дaжe яpкиe учacтки cвeтящeгocя гaзa.

 

© А.Г.Корсунская, 2019
© «Русская культура», 2020