15 февраля, четверг

«Город мастеров»: музей современного искусства Артмуза объявляет конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры.
Петербургский музей современного искусства Артмуза регулярно проводит масштабные творческие состязания. Однако если прежде в фокусе были художники и фотографы, сейчас настало время скульпторов, архитекторов, создателей объектов малых архитектурных форм и городской скульптуры, в том числе приверженцев кибер- и стимпанка.
До 29 марта на конкурс «Город мастеров» принимаются проекты объектов малых архитектурных форм или городской скульптуры, которые будут приурочены к десятилетию существования музея Артмуза. К участию приглашаются авторы из любого населённого пункта России; это могут быть и творческие коллективы.
Финалистов будет шестеро; они займут специально подготовленные мастерские во дворе пространства на Васильевском острове и должны будут в реальном времени воплощать свои проекты; каждый мастер получит 200 000 рублей на закупку материалов. Посетители музея смогут свободно наблюдать за происходящим и даже беседовать с авторами, перемещаясь между мастерскими Города мастеров.
Победитель конкурса будет объявлен 3 сентября. Им станет только один мастер, чья работа, по результатам оценки экспертного сообщества, будет наиболее полно  соответствовать заявленным критериям конкурса.
Этот человек получит почётное звание победителя конкурса «Город мастеров» и денежный приз в размере 500 000 рублей, а его творение увековечит десятилетие Артмузы, будет установлено у входа и станет ещё одной городской достопримечательностью культурной столицы России.
Подробная информация, положение конкурса и форма заявки на сайте музея: artmuza.spb.ru

17.00 Презентация нового альбома «Непарадный Ленинград» (Петропавловская крепость, Иоанновский равелин, конференц-зал Музея космонавтики и ракетной техники).
Альбом «Непарадный Ленинград. Произведения художников ленинградской пейзажной школы 1930–1940-х годов из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга», изданный Музеем истории Санкт-Петербурга, вышел в свет в конце 2023 года.
В Государственном музее истории Санкт-Петербурга хранится богатейшее собрание пейзажной живописи и графики ХХ века. Главная тема этих произведений – Санкт-Петербург-Петроград-Ленинград. На протяжении нескольких десятилетий музей целенаправленно собирал коллекцию городского пейзажа – работы ведущих мастеров ленинградской пейзажной школы.
Альбом «Непарадный Ленинград» представляет первую часть этой коллекции – произведения 1930–1940-х годов.
В издании опубликованы 124 работы: живописные произведения, акварели и цветные литографии с видами города на Неве. Это произведения 22 ленинградских художников: Александра Ведерникова, Владимира Гринберга, Николая Емельянова, Бориса Ермолаева, Владимира Конашевича, Николая Лапшина, Вячеслава Пакулина, Алексея Пахомова, Алексея Почтенного, братьев Анатолия и Виктора Прошкиных, Александра Русакова, Николая Тырсы, Якова Шура и других.
Новый альбом даёт возможность совершить удивительное путешествие во времени – в Ленинград 1930-1940-х годов, увидеть его в разное время года и в разное время суток, проникнуться гармонией и красотой повседневности «непарадного Ленинграда».
Также в издание вошли произведения, запечатлевшие Ленинград в годы войны и блокады. Это работы Бориса Ермолаева, Василия Калужина, Вячеслава Пакулина и Александра Русакова.
В 2024 году Музей истории Санкт-Петербурга планирует публикацию второй части коллекции ленинградской пейзажной живописи ХХ века. В следующее издание войдут видовые живописные и графические произведения 1950–1980-х годов.

20.00 Спектакль «Монологи В» (Дом журналиста – Невский пр., 70).
«Монологи В» – это трепетная и пронзительная история о внутренней свободе. О чем женщины обычно не говорят.
Режиссер Джулиано ди Капуа, швейцарский итальянец с петербургской пропиской, создал русское прочтение театрального текста, которому аплодировали мировые столицы от Лондона до Нью-Йорка. Пьеса Ив Энслер – продукт переработки более двухсот интервью. Женщины разных возрастов, национальностей и вероисповеданий доверили автору свои сокровенные истории. Сюжет, основанный на историях реальных женщин. 10 историй, отобранных из рассказов почти двухсот человек. Шокирующие и смешные, жестокие и откровенные. Этот спектакль воспевает женщину, помогает ей принять себя такой, какая она есть.

16 февраля, пятница

13.00 Лекция «Тут книги у меня. Тут Пушкин!» в рамках музейного форума «Дневные звёзды» к 80-летию со Дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (Санкт-Петербургская государственная специальная центральная библиотека для слепых и слабовидящих, коворкинг – ул. Стрельнинская, 11, 1 этаж).
Слушатели лекции узнают, какие книги издавались в блокадном городе, о чём читали его жители, какие сюжеты открыток были популярны, почему детский журнал «Костёр» однажды зазвучал по радио.
Возрастное ограничение: 12+.

20.00 «Фрау Орган» – концертная программа Натальи Багинской (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Органистка Наталья Багинская исполнит в Большом зале филармонии программу, в которой шедевры Иоганна Себастьяна Баха, написанные для исполнения в церкви, прозвучат вместе с сочинениями наших современников – композиторов XX и XXI веков, мыслящих орган как концертный инструмент.
Профессор Новосибирской консерватории Наталья Багинская – не только органистка с широчайшим репертуаром, активно концертирующая в России и за рубежом, но и успешный педагог, воспитавший множество лауреатов международных конкурсов, художественный руководитель Сибирского органного форума, соавтор книги об истории новосибирской органной школы.

17 февраля, суббота

18.30 Выставка Хамида Савкуева «Древо жизни. Нарты». Графика, скульптура, объекты (Галерея современного искусства «14/45» – 6 линия В.О., 39).
Нартский цикл художник Хамида Савкуева перерос задачу создания иллюстраций к книге – изданию сказаний народов Кавказа о нартах, древних богатырях и героях. День за днем он спускается в колодец времени, на дне которого память спит в обнимку с воображением. Из поднятых на поверхность фрагментов он заново складывает грандиозное тело эпоса. Можно воспринимать его произведения как иллюстрации, сверяться с текстом, искать в образах следы исторической или этнографической достоверности, но их настойчивая самодостаточность требует отношения к себе как к первоисточнику.
Художник присоединяется к безымянному сонму сказителей, из версий которых выплавлялся канон. Его работы погружают нас в пространство героического мифа, отнюдь не дружественное и небезопасное для простого смертного. Вместо земли здесь – голый бугристый камень, а небеса расчерчены полетами стрел. В нем могут жить только суровые мужчины, скорбные женщины, воинственные младенцы и животные, похожие на родовые гербы. Эпичное не может не быть монументальным. Живая, изобретательная графика Савкуева дарует радость бесконечного любования. Но миниатюры легко и естественно вырастают до титанических размеров. То, что было трепетным, рукотворным плетением линий, теперь кажется врезанным в камень ворот неприступной крепости. Масштаб создает дистанцию и указывает на место смертных в эпическом мире: «слушай, внимай, разумей» и не суетись под ногами героев. Эти титанические образы – уже не соблазнительные окошки в дикий, но чарующе прекрасный мир. Они складываются в бесконечное шествие с величественным ритмом. Паузы и пустоты не менее напряжены, чем фигуры с их чеканными позами и глубокими складками теней. Это движение давным-давно застыло и навеки впечатано в плоскость, но художник все еще слышит его скрежет, топот и лязг.
Все происходящее в эпосе служит первоначалом для последующего устройства мира. В его пространстве устанавливаются обычаи, зарождаются конфликты, получают имена архетипы, но жить в нем может только одержимый. В действительности же люди адаптируют эпос к своему негероическому быту. Время от времени Савкуев достает из своего колодца предметы из дерева или меди, которые кажутся археологическими находками, – вещами, которые некогда украшали чей-то дом, служили ему, и могут делать это снова. Собирая тело своего мифа из героических окаменелостей, он не забывает об уделе смертных: восхищаться героями издали, латать колоссов заплатами быта, творить историю из памяти и воображения.

19.00 «Эволюция гитары» – концертная программа Аркадия Резника (Культурный центр Елены Образцовой – Невский пр., 65).
Гитарист, доцент РГУ им. А.Н. Косыгина, кандидат искусствоведения Аркадий Резник представит программу «Эволюция гитары».
Зрители смогут познакомиться сразу с тремя различными видами гитар: барочной, романтической, классической, а также услышать эволюцию стилей и жанров для этого инструмента.
В программе прозвучат как оригинальные шедевры, вошедшие в сокровищницу музыкальной гитарной культуры, так и известные шлягеры, знакомые каждому.
Концерт пройдёт в рамках IX международного музыкального фестиваля «Классика без границ».

19.00 Премьера спектакля «Удар судьбы» по пьесе Алексея Житковского «Железный всадник». Режиссёр – Арсений Мыцык (Театр на Васильевском, Камерная сцена – Малый пр. В. О., 49).
Спектакль Арсения Мыцыка создан в трагикомическом жанре и сохраняет характерную для самой пьесы притчевость. «История одной тренировки» – так называет свою пьесу драматург. События разворачиваются в один вечер на занятии по восточным единоборствам. Перед нами – учитель и ученик. Они видят друг друга впервые.
Арсений Мыцык: «Это история о сложном поиске своего пути. «До» – по-японски. Мы исследуем этот путь и размышляем об опасности сбиться с него, потеряв себя. Что будет, если в одной точке встретятся две заблудшие души и какова вероятность «детонации», неизбежно ведущей к трагедии?»
Художник-постановщик – Екатерина Альтова.
Художник по свету – Екатерина Лабик.
В ролях: Роман Зайдуллин, Булат Шамсутдинов.

18 февраля, воскресенье

17.00 Лекция Нины Ивановны Поповой «Ахматова и Модильяни» в рамках юбилейного проекта «135 лет со дня рождения А. А. Ахматовой и 35-летие музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме» (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Малый зал – Литейный пр., 53).
Два молодых человека начала ХХ века во Франции и в России в 1910-1911 гг. Поэт и художник, Анна Ахматова и Амедео Модильяни. Оба они только в начале своего творческого пути. У Анны Ахматовой даже ещё не вышел её первый сборник «Вечер». Модильяни ещё не получил признания как художник (впрочем, он его так и не получил до конца своих дней).
Какими они видели свою жизнь и жизнь общества в те первые годы ХХ века? Что ждало каждого впереди? Почему Анна Ахматова написала своё воспоминание-эссе только в последние годы жизни? Почему оно было опубликовано в России только после её смерти? Что это было: взаимное увлечение, совпадение их художественных взглядов, любовная история? Нашло ли это отражение в её поэзии?

20.00 Концерт группы «ОРКиКО» в клубе «Fish Fabrique Nouvelle» (Лиговский пр., 53).
ОРК и КО – это поэт и музыкант Дмитрий Озерский, участник группы АукцЫон, его товарищи-аукцыоновцы Николай Рубанов и Михаил Коловский, а также не менее известные музыканты Николай Бичан и Олег Шарр. Дмитрий Озерский – автор большинства текстов «АукцЫона», очевидный продолжатель обэриутской традиции и при этом абсолютно уникальный, узнаваемый с первой строчки автор. В большинстве случаев Дмитрий подбирает слова на уже готовую музыку. Изначально проект ОРК сложился как трио. Компанию Озерскому составили саксофонист Николай Рубанов и тубист Михаил Коловский. Позже к ним присоединились Николай Бичан – композитор, аранжировщик, саунд-продюсер и Олег Шарр, в свое время бывший участником групп «Аквариум», «Оберманекен», «Оле Лукойе», а в 2009 году, совместно с Игорем Тимофеевым, гитаристом и саксофонистом Аквариума, создавший проект «Welcome to the Club».
Музыканты выступят в легендарном клубе «Fish Fabrique Nouvelle» и исполнят программу «Во времени» по стихам Дмитрия Озерского.

19 февраля, понедельник

Начало выставки «Мастера старонидерландской гравюры» (Государственный Эрмитаж – Дворцовая набережная, 34).
Это уже третья экспозиция в новом выставочном пространстве, которое призвано познакомить зрителя с богатейшим собранием западноевропейских гравюр и рисунков XV–XX веков. Первая была посвящена взаимосвязи гравюры и рисунка, вторая – раннему нидерландскому рисунку. Новая выставка продолжает предыдущую и знакомит зрителя с другой гранью коллекции старонидерландской графики – эстампом. Эта часть эрмитажного собрания необычайно масштабна, она включает в себя целый ряд значимых произведений и способна с почти исчерпывающей полнотой представить ключевые этапы развития нидерландской гравюры на металле. Хронологически экспозиция охватывает чуть меньше столетия – начиная с конца 1500 – начала 1510-х годов, времени создания ранних эстампов выдающегося гравёра Лукаса ван Лейдена, и до середины 1580-х годов, времени распада Старых Нидерландов на протестантскую Голландию и католическую Фландрию. Всего в Галерее графики демонстрируется более сотни листов. В их числе композиции на библейские и античные сюжеты, аллегории, портреты, пейзажи, жанрово-сатирические сценки, орнаментальная и архитектурная графика. Среди мастеров, чьи работы можно увидеть на выставке, Лукас ван Лейден, Мартен ван Хермскерк, Франс Флорис, Питер Брейгель Старшей, Ян ван дер Страт и многие другие. Единственная ксилография, дополняющая рассказ о старонидерландской гравюре на металле – фриз «Обычаи и образ жизни турок», выполненный по композициям Питера Кука ван Альста. Куратор выставки – Александр Николаевич Конев, научный сотрудник Отделения гравюр Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.

19.00 «Душа абрикосового дерева» – концертная программа ансамбля «Ашуг» (Петрикирхе – Невский пр., 22-24).
Ансамбль «Ашуг» выступит в Петрикирхе с обновлённой концертной программой, в которой прозвучат как произведения армянских композиторов (Комитаса, Арама Хачатуряна, Арно Бабаджаняна, Хачатура Аветисяна, Анаит Валесян), армянские народные мелодии и песни, так и мелодии востока в исполнении Аргишти, известного мастера игры на уде.
Ансамбль «Ашуг» отличается уникальным смешанным составом классических (скрипка, флейта, фортепиано) и редких армянских народных инструментов (дудук, дхол, канон).
19 февраля к основному составу ансамбля, кроме специального гостя вечера Аргишти, присоединятся Айк Нерсисян (кларнет) и Арсен Тадевосян (аккордеон).

20 февраля, вторник

19.00 Концерт Алексея Массарского (Государственная академическая филармония им. Д.Д. Щостаковича, Малый зал – Невский пр., 30).
Исполнители: Алексей Массарский (виолончель), Станислав Соловьев (фортепиано).
В программе:
– Брамс. Соната № 1 для виолончели и фортепиано, Четыре строгих напева, вокальный цикл на тексты из Библии для баса с фортепиано (версия для виолончели и фортепиано А.Массарского);
– Р. Штраус. Соната для виолончели и фортепиано фа мажор;
– Мендельсон. Соната № 2 для виолончели и фортепиано.

19.30 «Восемь веков под властью самураев: история средневековой Японии» (Центр «Архэ» – наб. реки Фонтанки, 15).
С 20 февраля (по вторникам) в центр «Архэ» приглашает на курс «Восемь веков под властью самураев: история средневековой Японии».
Самураи – слово, знакомое, пожалуй, каждому. Воинское сословие Японии пришло к власти в стране в XII веке и удерживало её до XIX века. За это время страна изменилась до неузнаваемости, вместе с ней менялись и самураи, которые в итоге превратились из свирепых всадников в искусных управленцев, выдающихся учёных и мастеров искусств. В ходе курса будет рассказано, как Япония под властью воинов прошла длинный и сложный путь поиска мирного устройства, которое устраивало бы всех.
План курса:
1. Век XII: самураи приходят к власти (20.02.2024);
2. Век XIII: самураев испытывают на прочность (27.02.2024);
3. Век XIV: самураи на пути к «Великому миру» (5.03.2024);
4. Век XV: низы свергают верхи (12.03.2024);
5. Век XVI: хроники объединения Японии (19.03.2024);
6. Век XVII: Эпоха «Великого мира» (26.03.2024);
7. Век XVIII: эпоха кризисов и реформ (2.04.2024);
8. Век XIX: последние самураи (9.04.2024).
Лектор: Василий Щепкин, японовед, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института восточных рукописей РАН, доцент кафедры японоведения Национального исследовательского университета ВШЭ в Санкт-Петербурге.

21 февраля, среда

18.30 Встреча с поэтом Валерием Земских из цикла Короткий лонг-лист» (Еврейский общинный центр – ул. Рубинштейна, 3).
Валерий Земских – поэт, член Союза писателей Санкт-Петербурга, Союза российских писателей, Академии Зауми, редактор-составитель пятитомной антологии петербургской поэзии «Собрание сочинений» (совместно с Д. Григорьевым, А. Мирзаевым и С. Чубукиным). Окончил физический факультет Ленинградского государственного университета, работал на атомных станциях программистом, затем в сторожах, бойлерных, издательствах (редактором, верстальщиком, дизайнером). Печатался в газетах, журналах, сборниках, альманахах, антологиях.
Ведущий: Борис Григорин.

19.00 Концерт турецкого актера и музыканта Бурака Озчивита «Музыка турецких сериалов» (БКЗ «Октябрьский» – Лиговский пр., 6).
Известный турецкий актер, звезда таких сериалов, как «Великолепный век», «Черная любовь» и «Основание: Осман», приедет в Россию для участия в музыкальных мероприятиях. На концерте в БКЗ «Октябрьский» актер расскажет о своем опыте работы, поделится интересными историями, связанными со съемками мировых блокбастеров, и ответит на вопросы телеведущего Вячеслава Макарова. Музыку из турецких сериалов, в исполнении эстрадно-симфонического оркестра Санкт-Петербурга под управлением Андрея Медведева, дополнит видеоряд с участием популярных турецких артистов.

19.30 Концертная программа Павла Шнипова (Дом журналиста – Невский пр., 70).
Концерт, который объединит красоту тембра оперного певца Павла Шнипова и магию исполнительского мастерства Дины Каминской (фортепиано), Якова Марра (скрипка, альт), Павла Мухина (аккордеон), Никиты Сысоева (гитара, балалайка) и Фёдора Савика (труба, флюгельгорн, тромбон).
Программа концерта включает в себя авторские аранжировки от итальянских арий и неаполитанских песен до популярной ретро-эстрады.
Концерт пройдёт в рамках IX международного музыкального фестиваля «Классика без границ».

22 февраля, четверг

19.00 Моноспектакль «Надежда Тэффи» (Дом Кочневой – набережная реки Фонтанки, 41).
Надежда Тэффи (настоящее имя Надежда Лохвицкая) – «королева русского юмора», которая при этом никогда не была апологетом чистого юмора. В своих рассказах она всегда соединяла его с легкой грустью, тонкими бытовыми зарисовками, бесконечной добротой и искренним сочувствием к героям – детям и старикам, вдовам и отцам семейств. Невероятно доброй, сочувствующей и помогающей была Надежда Тэффи и в жизни. В эмиграции, которую она провела главным образом в Париже с «лицом, обёрнутым к России», писательница всегда находила время и средства помочь своим соотечественникам. Они же называли её белым ангелом эмиграции.
Мастер художественного слова Анна Яковлева представит в Доме Кочневой своеобразный литературный моноспектакль по тонким, ироничным и светлым рассказам Надежды Тэффи: «Лодка», «Семейный аккорд», «В вагоне», «Долг и честь», «Покаянное», «Счастливая». Разные характеры, разные разговоры, разные люди, разные бытовые ситуации. И лишь одно объединяет произведения: бесконечно доброе, ироничное и очень умное отношение автора к людям и к бытовым ситуациям, с которыми они встречаются. Музыкальный фон программы – французский шансон в исполнении Владимира Водянникова (аккордеон).

19.00 Поэт Николай Голь в «Старой Вене» (Гостевой дом «Старая Вена» – ул. Гороховая, 8/13).
Николай Голь (род. 1952) работает в разных жанрах – от поэзии (более или менее серьезной и комбинаторной) до детской литературы, драматургии и художественного перевода. В двух последних жанрах ему в последние годы особенно близок Шекспир. В частности, Голь перевел (и издал) полный свод сонетов британского барда, а также сочинил стихотворный «Монолог тени Гамлета», представленный друзьям «Старой Вены». Нынче он хочет познакомить слушателей с монологом «Чистые руки», в жанровом смысле продолжающим предыдущую тему.

23 февраля, пятница

VIII Всероссийский фестиваль «Книжный маяк».
С 23 по 25 февраля в Петербурге пройдёт «Книжный маяк» – большой интеллектуальный праздник для всех любителей чтения книг, а также для тех, кто их пишет, издает и распространяет. В условиях нарастающей неустойчивости мира, радикальных перемен и неопределенности именно книги становятся маяком надежды, исцеляющим душу и помогающим найти ответы на волнующие вопросы.
Каждый раз «Книжный маяк» предлагает гостям и участникам более сотни событий на разных площадках Санкт-Петербурга: встречи с известными писателями и поэтами, лекции историков и философов, дискуссии, мероприятия с участием музыкантов, художников, журналистов, переводчиков и представителей бизнеса.
Фестиваль проводится два раза в год. Тема февральского выпуска – «Музыка смыслов». Мероприятия проходят в библиотеках, культурных и общественных пространствах, книжных магазинах и других площадках. Полная программа фестиваля: https://mayak.piterbook.com/events/

Начало выставки «Путешествие на Восток» (Росфото – Большая Морская, 35).
Росфото представляет масштабный выставочный проект «Путешествие на Восток», включающий более 200 подлинных фотографий из коллекции музея, сделанных профессиональными фотографами, учеными и туристами XIX – начала XX века. Уникальные артефакты разворачивают широкую панораму образов Ближнего Востока и Северной Африки, Средней Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона. В экспозиции можно увидеть храмы Египта, дворцы Константинополя, пейзажи Святой земли. Кроме того, на фотографиях запечатлены экзотические виды Китая, Монголии, Японии, Филиппинских островов, Сингапура. Тема Шелкового пути отражается визуальными образами маршрута, исторически тесно связанного с Российским государством и пролегавшего по Средней Азии и Кавказу. Шелковый путь имел и чайное ответвление – через Монголию в Россию, благодаря чему процветали русские города Кяхта, Иркутск и другие. Сегодня большинство из представленных фотографий воспринимаются и как бесценный визуальный источник по истории многих народов, и как художественное произведение. Среди экспонатов выставки – редкие фотографии, сделанные в Монголии Николаем Чарушиным, оригинальные фотоотпечатки кавказского мастера Дмитрия Ермакова и Феликса Бонфиса из Турции, египетские фотографии из ателье братьев Зангаки, работы придворного фотографа Антона Севрюгина из Ирана, снимки ташкентского ателье Александра Энгеля. Помимо этого, в залах Росфото впервые демонстрируются экспонаты из частной коллекции – книжные памятники XVIII – начала XX века, посвященные путешествиям. Все вместе они позволяют проследить историю многих городов, через которые пролегал маршрут Великого шелкового пути, а также сам маршрут, расширяя его до масштаба всего региона, который обобщенно и называется Восток.

20.00 «Другие времена года» – концертная программа Камерного оркестра «Дивертисмент» (Атриум Главного штаба Государственного Эрмитажа – Дворцовая пл., 6-8).
Камерный оркестр «Дивертисмент» выступит с программой «Другие времена года», объединяющей «Воробьиную ораторию» Сергея Курёхина и цикл «Времена года» современного московского композитора Сергея Ахунова.
В декабре 2022 года Камерный оркестр «Дивертисмент» совместно с лейблом Fancy Music выпустил пластинку Re:SEASONS, состоящую из авторских версий четырёх пьес звезды ленинградской джаз- и рок-тусовки 1980-х Сергея Курёхина, объединённых в цикл «Времена года» и вошедших в альбом «Воробьиная оратория». Универсальность и изначальная «узнаваемость» этих мелодий и ритмов стала культовой уже тогда, несколько десятков лет назад, и сейчас возвращается к современному слушателю в виде оркестровки, сыгранной лучшими академическими, джазовыми и барочными музыкантами.
Солисты: Илья Иофф (скрипка), Лидия Коваленко (скрипка, альт), Алиса Тен и Вера Чеканова (вокал), Владимир Волков (контрабас), Михаил Блехер (клавишные).
Современный московский композитор Сергей Ахунов получил образование по специальности «гобой» в Киевской консерватории, и долгое время работал в самых разных жанрах, включая электронную музыку и рок-н-ролл. Ахунов – автор значительного количества духовных сочинений для хора на канонические тексты и камерной инструментальной и вокальной музыки. «Времена года», пожалуй, самый новый цикл на заданную тему, он написан в 2014 году. Сочинение вдохновлено фильмом Ким Ки Дука «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» – именно поэтому в цикле пять частей, пять времён года.

24 февраля, суббота

14.00 Круглый стол «История, легенды и предания Санкт-Петербурга как объекты нематериального культурного достояния» (Невский пр., 70).
На круглом столе будут рассмотрены вопросы, касающиеся «легенд и преданий Петербурга» с научной точки зрения, с точки зрения деятельности узкого круга специалистов – краеведов, экскурсоводов и т.д., а также с точки зрения бытования данной темы среди жителей города. Результатом дискуссии должны стать договоренности о подготовке материалов для выпуска книги или антологии, освещающей проблемы возникновения и бытования легенд и преданий Санкт-Петербурга.
Мероприятие для историков, краеведов и всех, кто интересуется историей города.

15.00 Открытие выставки живописи художника, литератора и режиссера Виктора Тихомирова «От мала до велика» (пр. Обуховской Обороны, 105).
Художник представит зрителям свои новые картины из серии «Рама все, картина ничто», а также покажет большие сюжетные полотна, связанные с литературой и кино. Раннее творчество Виктора Тихомирова связано с группой художников «Митьки» (В. Тихомиров – один из основателей творческого объединения). Художник – участник многих коллективных и персональных выставок в разных городах России и за рубежом. В 2008 году персональная выставка Виктора Тихомирова состоялась в Государственном Русском музее.

19.00 Кантри-марафон в Санкт-Петербурге (Клуб «Money Honey» – ул. Садовая, 28/30, корп. 13).
На данный момент это единственный фестиваль кантри-музыки в России. Он проводится ежегодно с 2017 года. Стиль кантри не слишком широко представлен на российской сцене, однако именно он наряду с блюзом лёг в основу рок-н-ролла, а в дальнейшем и современной рок-музыки. На «Кантри-марафоне» можно будет познакомиться с различными направлениями кантри от hillbilly до newgrass от лучших музыкальных групп Санкт-Петербурга, а также принять участие в танцевальных мастер-классах. Фестиваль проходит в модном клубе «Money Honey», активно поддерживающем кантри и рок-н-рольные традиции в нашем городе.

25 февраля, воскресенье

15.00 Лекция Бориса Кипниса «Искусство эпохи Каролингского возрождения VIII – IX вв.» (ул. Гагаринская, 20).
Борис Григорьевич Кипнис – российский историк и общественный деятель, один из авторов энциклопедии «Три века Санкт-Петербурга». В своем авторском курсе Борис Кипнис смотрит на культуру сквозь символы, метафоры, философию, религию разных эпох, периоды развития цивилизации. Его интересует все, что называется эстетикой, что работает на воспитание души человека. Конечной целью лектора становится ответ на вопрос: «Почему искусство целой эпохи получилось именно таким, а не иным».

19.00 Мюзикл «Титаник» (Театр «АлеКо» – пр. Юрия Гагарина, 42).
«Tитаник» – это новая работа от создателей мюзикла «Verona». Несколько историй любви, которые объединяет одно – лайнер, отправившийся в своё первое и последнее путешествие 10 апреля 1912 года. Мюзикл удивит сложными художественными и техническими решениями, трюковыми сценами, оригинальным дизайном, спецэффектами и мощным видеоконтентом.
Десятки лет по всему миру гастролирует одноимённый бродвейский мюзикл. Он переведён на множество языков, всегда идет при заполненных залах. Проект АлеКо не имеет никакого отношения к знаменитому шоу, а тем более, к мировому шедевру Кэмерона. Поэзия, музыка, постановка, сценография, персонажи – всё иное и всё своё. Схожа лишь основа – реальные события столкновения «Титаника» с айсбергом в водах Северной Атлантики. Но не только сценами страшной катастрофы будет наполнен новый мюзикл. Ведь до той роковой ночи «Титаник» называли «Кораблём мечты». На борту роскошного лайнера царили радость и веселье, играла прекрасная музыка, зарождались надежды и новые чувства.
Мюзикл с большим успехом идёт в театре «АлеКо», а также на других театральных площадках города, таких как ТЮЗ (Большая сцена), ЛДМ и др. Поэму сочинил известный питерский драматург Алексей Козырев, и он же осуществил постановку мюзикла. Великолепную музыку специально для проекта написал популярный московский композитор Александр Бараев, главный аранжировщик ТВ-проектов «Голос», автор музыки ко многим фильмам и мюзиклам. Один из лучших питерских хореографов Искандер Фахрутдинов поставил целый каскад современных танцевальных номеров. Мюзикл наполнен сложными художественными и техническими решениями, трюковыми сценами, оригинальным дизайном, спецэффектами и мощным видеоконтентом.
На сцене предстанут лучшие артисты мюзиклов Москвы и Санкт-Петербурга: Вячеслав Штыпс и Владимир Дяденистов, молодые актёры-вокалисты Андрей Смирнов, Евдокия Малевская, Эмиль Салес, ведущая актриса театра «ЛДМ. Новая сцена» и «АлеКо» Натали Козырева, а также артисты театра и кино Владимир Ярош, Анжелика Штыпс, Игорь Бесчастнов, Александр Малиновский, Дмитрий Лютов и другие.

20.00 «Звёздная неоклассика» – концертная программа Станислава Чигадаева (Атриум Главного штаба Государственного Эрмитажа – Дворцовая пл., 6-8).
Пианист Станислав Чигадаев исполнит программу «Звёздная неоклассика». В концерте прозвучит музыка легендарных композиторов Ханса Циммера, Людовико Эйнауди, Яна Тирсена, Эрика Сати и Филипа Гласса.
Станислав Чигадаев родился в семье музыкантов в Будапеште. С отличием закончил музыкальную школу имени Свиридова и колледж Римского-Корсакова, потом поступил в консерваторию. Блистательный, виртуозный пианист и импровизатор, он сотрудничает со многими оркестрами и гастролирует как в России, так и за рубежом. И с одинаковым успехом выступает как сольно, так и вместе с Андреа Бочелли и Найджелом Кеннеди, Василием Герелло и Алёной Петровской, Чиком Корриа и Фабио Мастранджело.
«Мне интересно искусство импровизации, так как именно в этом виде творчества наиболее полно раскрывается личность и мысли исполнителя, создающего музыкальное произведение в реальном времени, прямо на сцене, – отмечает музыкант. – В эти мгновения пианист полностью свободен. Именно он создаёт ежесекундно историю, конец которой, порой, даже не знает сам исполнитель».

26 февраля, понедельник

19.00 «Вне времени». Хореографические шедевры Леонида Якобсона (Концертный зал Мариинского театра – ул. Декабристов, 37).
Хореография Леонида Якобсона.
Сценография Валерия Левенталя, Вячеслава Окунева.
Костюмы Вячеслава Окунева, Татьяны Ногиновой, Анны Якущенко Свет Евгения Ганзбурга, Камиля Кутыева.
Уникальная программа выдающегося хореографа ХХ века Леонида Якобсона – это бережно восстановленные знаменитые постановки великого мастера: одноактный балет «Свадебный кортеж», хореографические шедевры из циклов «Роден» и «Классицизм-Романтизм». Премьера была приурочена к 50-летию первой концертной программы, созданной Якобсоном для возглавляемой им труппы, премьера которой с успехом прошла в июне 1971 года. Театр балета им. Л. Якобсона возвращает в репертуар уникальное творческое наследие художника, который во многом изменил лицо ленинградского-петербургского балета и мирового театра в целом. После длительного перерыва будут представлены миниатюры по роденовским скульптурам, когда-то шокировавшие современников своим эротизмом.
I отделение: Pas de quatre В. Беллини; Pas de deux, «Секстет» В.-А. Моцарта; Pas de trois Дж. Россини; «Полет Тальони» В.-А. Моцарта.
II отделение: «Свадебный кортеж» Д. Шостаковича; «Роден», «Вечная весна», «Поцелуй», «Вечный идол» К. Дебюсси; «Отчаяние», «Экстаз» С. Прокофьева; «Паоло и Франческа», «Минотавр и нимфа» А. Берга.

19.30 Спектакль по книге Тамары Петкевич «Жизнь – сапожок непарный» (Театр Ленсовета – Владимирский пр., 12).
Спектакль «Жизнь – сапожок непарный» поставлен по одноименной книге Тамары Петкевич.
Тамара Владиславовна Петкевич (1920 – 2017) прожила долгую, тяжелую, драматичную жизнь. В 1943 она была арестована и осуждена на семь лет лишения свободы. Направлена в Джангиджирский женский лагерь на сельскохозяйственные работы. Затем работала на строительстве овощехранилища. Переведена в Новотроицкую колонну, а оттуда в Беловодский лагерь, после которого переведена в Севжелдорлаг в Коми АССР. Работала на лесоповале в лагерной колонне «Светик». Назначена через политотдел в Театрально-эстрадный коллектив, состоявший из заключённых. Переведена в Княж-Погост и отправлена в штрафную колонну. Переведена в Межег, затем возвращена в Княж-Погост на Центральный отдельный лагерный пункт. Освобождена в 1950 году, через четыре года судимость была снята, а ещё через три года – реабилитирована. В 1959 году Тамара Петкевич возвратилась в Ленинград и поступила в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии на театроведческий факультет.
Книга «Жизнь – сапожок непарный» выдержала множество переизданий. Литературный критик Татьяна Бек писала, что «Тамаре Петкевич выпал такой жребий, будто вся апокалиптичность XX века сгустилась в одной частной судьбе».
«Наверное, людям надо знать, как обходиться с трудностями. И, может, это самое важное, что я должна была сделать в жизни», – говорила Тамара Петкевич.
Абсолютно все, кто был знаком с этой женщиной, – актрисой, театроведом, писателем, – отмечали ее невероятную красоту, внутреннюю и внешнюю. До преклонного возраста она сохранила удивительный природный магнетизм и обаяние.
Книга воспоминаний «Жизнь – сапожок непарный» – это свидетельство человека, столкнувшегося со временем, со страшными событиями XX века. При этом интонация книги удивительно чистая – без надрыва, фальши, истерики. Эту интонацию пытались сохранить и в спектакле. Вся жизнь героини наполнена светом, верой в хорошее и прекрасное. Поэтому страшная лагерная тема становится не главным аккордом спектакля, а только фоном, на котором мы наблюдаем чудо возрождения души. И «виной» этому театр. Театр спасает героиню, открывает в ней талант, голос и силу.

27 февраля, вторник

19.00 Оперетта Франца Легара «Фраскита» (Театр музыкальной комедии – ул. Итальянская, 13).
Однажды тихим солнечным утром спокойствие на границе между Францией и Испанией оказывается нарушено самым необычным образом: в поле зрения солдат-таможенников попадают не контрабандисты или влюбленные коты, привычно пренебрегающие политическими интересами государств, а спускается огромный воздушный шар. Терпящие крушение горе-воздухоплаватели Арман и Ипполит попадают в толпу цыган, в это же время пытающихся перебраться через границу. Вот тут и происходит роковая встреча скучающего столичного бездельника и прожигателя жизни красавца Армана с гордой, страстной и своенравной Фраскитой – цыганкой, всем богатствам мира предпочитающей свободу и любовь. Далее сюжет развивается, обрастая, как снежный ком, неожиданными и удивительными приключениями, которые приводят героев в парижский мюзик-холл, где царят музыка и танец. Нетрудно предположить, чем окончится поединок характеров свободолюбивой Фраскиты и самодовольного Армана, если в оперетте всем правит любовь. Только вот через что придется пройти героям, чтобы в конце концов они могли обрести свое счастье?
Яркая и веселая «Фраскита» – вольная фантазия на темы знаменитой новеллы Проспера Мериме «Кармен», ставшей основой и легендарной оперы Жоржа Бизе. Но сходство это внешнее. Благодаря очаровательной и незабываемой музыке Легара «Фраскита» приобрела романтические черты, в которых одновременно много юмора, танца и подлинного драматизма. А вот трагические мотивы смягчены.
В настоящее время оперетта «Фраскита» – незаслуженно редкий гость на сценах музыкальных театров России. В первую очередь, из-за трудности вокальных партий и постановочных эффектов. При этом каждая встреча вокалистов с музыкой Франца Легара – это не только экзамен на профессиональную подготовку, но и удовольствие от освоения роскошного певческого материала. Для Театра музыкальной комедии новая постановка – уже вторая встреча с этой опереттой. Спектакль, поставленный в 1984 году режиссером Владимиром Воробьевым с участием Веры Васильевой, Валентины Свиридовой, Виктора Кривоноса и Валерия Матвеева, стал в свое время ярким событием. А благодаря сохранившейся записи, сделанной на ленинградском радио, впечатление о нем можно получить и сегодня.
В работе над опереттой Франца Легара режиссер Габор Миклош Кереньи (Венгрия) соединил классический подход к воплощению масштабного опереточного проекта с необходимостью сделать его привлекательным и близким для зрителя XXI века как с точки зрения текста, так и в части визуальной составляющей постановки. При этом романтическая и страстная составляющие этой любовной истории со счастливым финалом оказываются во главе угла.

19.00 «Лермонтов». Концерт хора Валаамского монастыря (Государственная академическая капелла – наб. реки Мойки, 20).
В авторской программе хора Валаамского монастыря «Лермонтов» прозвучат произведения на стихи русского поэта.
Великая поэзия в современной подаче музыкально-поэтического материала, духовная музыка и древние распевы в исполнении профессионального Валаамского хора а-капелла не оставят никого равнодушным. Произведения в сопровождении фортепиано, гитары и баяна придадут яркость и самобытность новой программе. Прозвучат как известные, так и авторские сочинения.
Глубина осознания своего я, поиски Бога, любовь к людям и любовь к Родине – это только некоторые аспекты новой программы. Уникальный богослужебно-концертный творческий коллектив, чудесная музыка и гениальная поэзия, неповторимые солисты и прекрасные аранжировки – с этим богатством слушатели соприкоснутся на вечере, посвященном М. Лермонтову.

28 февраля, среда

19.00 Мюзикл «Три товарища» (Дворец искусств Ленинградской области – пл. Стачек, 4).
Спектакль «Три товарища» композитора Евгения Загота по одноименному роману Эриха Марии Ремарка. Это история о «потерянном поколении» – молодых людях, выживших в Первой мировой войне, но не сумевших найти свое место в мирной жизни.
Послевоенная Германия 20-х годов XX века, в которой жизнь главных героев – трех товарищей, Роберта, Ленца и Кестера, прошедших сражения Первой мировой войны, наполнена страшными воспоминаниями, отвлечься от которых помогает только работа в автомастерской, гонки и выпивка. И вдруг в эту жизнь, практически лишенную смысла, влетает очаровательная девушка Пат. Она наполняет Роберта желанием жить и дарит призрачную надежду на светлое будущее, заполняя все вокруг внезапно вспыхнувшим чувством.
Короткая фабула романа Ремарка диктует создание контрастного мира. С одной стороны, этот «разбитый» на осколки послевоенный мир, в котором все жители города, так или иначе, потеряли веру в сегодня и завтра, отражает внутреннее состояние главных героев. С другой – с появлением Пат возникает надежда на будущее.
Сценографическое решение спектакля художника Елисея Шепелева основано на противопоставлении: на проекции представлены жесткие брутальные фрагменты города – кирпичная стена, заводские трубы, создается среда, равнодушная к переживаниям героев, в которой нет места любви. Но с возникновением Пат появляется ветка весеннего дерева, усыпанная цветами – она будто из другого мира. Любовь наполняет своей силой и чистотой все пространство. Костюмы от Татьяны Ногиновой, максимально достоверные с исторической точки зрения, лишь усиливают этот эффект, погружая зрителя в черно-серый мир, антитезой которому является белый, чистый образ Пат. Эмоциональный накал, события первой половины прошлого века, оставившие рубцы в душах героев, переданы через яркую, стилистически разнообразную музыку известного российского композитора Евгения Загота. Темы любви и жажды жизни проходят сквозь сюжет и формируют целостное полотно спектакля, затрагивающего философские аспекты мироздания. Автор либретто постановки и стихов – писатель и сценарист Михаил Бартенев.
Спектакль «Три товарища» поможет вспомнить, что любовь способна победить самые страшные воспоминания и подарить веру в завтрашний день.

20.00 Спектакль «Наедине с собой» (Культурный центр «Левашовский хлебозавод» – пл. Старого Театра, 13).
Театр «Практика» представит премьеру расширенной и обновленной версии спектакля «Наедине с собой». Эта постановка создана на основе произведений Иосифа Бродского новым резидентом «Практики» – командой уличного и экспериментального танца Jack’s Garret, которая в своем творчестве соединяет техники street dance и современного танца.
В пластическом представлении хореографы Анна Дельцова и Александр Тронов создали множество вариаций прочтения смыслов, сокрытых в творчестве гения русской литературы. Этот спектакль не только придуман, но и исполнен безукоризненно, с яркими метафорами и стройными сюжетными линиями. Главный герой напряженно выбирает между борьбой за свет в душе и бессильной капитуляцией перед тьмой. В пластическом повествовании о становлении человека главными исполнителями стали актер Александр Алёхин и автор постановки Александр Тронов.

29 февраля, четверг

19.00 Музыкальный спектакль «Ах, водевиль, водевиль!» (ДК Выборгский – ул. Комиссара Смирнова, 15).
В Петербурге яркой премьерой открывается новый театр «Водевиль».
Зрители получат возможность проникнуться легкой и беззаботной атмосферой водевиля, заглянуть за кулисы и увидеть захватывающую жизнь театра изнутри.
По сюжету отставной актер Михаил Лисичкин пытается сделать все, чтобы дочь Верочка не пошла по его профессиональным стопам и вместо этого удачно вышла замуж. Но у молодой девушки, мечтающей стать великой актрисой, свои планы.
Шлягеры на музыку Максима Дунаевского вновь прозвучат на одном дыхании. Яркие стилизованные костюмы и танцевальные номера сделают спектакль эффектным и динамичным в лучших традициях театра-варьете. Увлекательный сюжет, тонкий юмор, жизнелюбивая атмосфера, нескончаемые песни и танцы, все это – водевиль!
Режиссер А. Кондрашова.
Хореограф М.Семушина.
Художник по костюмам И.Коклюшкин.
В ролях: Ксения Артемьева (Верочка), Андрей Хитрин (Лисичкин), Павел Харизанов (Ушица), Полина Бахаревская (Катерина).

19.00 Мюзикл «Распутин. Одуванчиковая революция» (театр ЛДМ, Новая сцена – Петровский пр., 20, лит. Д).
В ночь на 30 декабря 1916 года был убит Григорий Распутин, один из cамых загадочных героев российской истории. Его называли русским Гамлетом. Западной культуре Распутин приглянулся как настоящий русский мужик, бородатое воплощение сибирской тьмы, хаоса и безумия. Но если Запад развивал его образ в рамках коммерческой поп-культуры, то советская пропаганда распространяла истории о Распутине в политических целях. Пришло время очертить реальность. Распутин первым назвал время смуты 1917 года «одуванчиковой революцией». Кто он? Мощная, таинственная фигура, доминанта истории ХХ века, герой, великомученик или мошенник? Персона нон грата или тот самый пагубный ветер «Одуванчиковой революции»?
Мюзикл создан по роману Кристин Ханкок «Лолита 1917».

 

 

На заставке использована фотография Дмитрия Конрадта.