10 марта исполнилось 100 лет со дня рождения Княгини Ксении Андреевны Романовой. Она не была выдающимся представителем семьи Романовых, не оставила яркий след в истории русской эмиграции, но волею судьбы Княгиня стала первой из Императорской Фамилии, кто появился на свет в изгнании.

В декабрьские дни 1918 года от крымского берега отходил британский военный корабль «Форсайт». На его борту находились представители рода Романовых – Князь Крови Императорской Андрей Александрович и его супруга герцогиня Елизавета Фабрициевна Сассо-Руффо. Едва исполнился месяц, как супруги сыграли скромную свадьбу в Ай-Тодоре, теперь им предстояло стать беженцами. Находясь на палубе уходящего в неизвестную даль корабля, и ожидая появления на свет ребёнка, Елизавета Фабрициевна навсегда прощалась с родной землёй. Больше ни ей, ни её мужу не суждено было увидеть Россию. Лишь спустя восемьдесят лет её дочь, которая в момент эвакуации родителей находилась в материнской утробе, посетит Россию и увидит места, связанные с историей её семьи.

Княгиня Ксения Андреевна появилась на свет ранним утром 10 марта 1919 года в Париже. Девочка была названа в честь бабушки Великой Княгини Ксении Александровны, которая в момент рождения внучки вместе с другими членами семьи ещё находилась в Крыму. Когда Ксения Андреевна появилась на свет, то, по мнению счастливого отца, она была похожа на маленькую мышку, поэтому прозвище «Мышь» или «Мышкин» навсегда закрепилось за Княжной в семье.

Княгиня Елизавета Фабрициевна с новорождённой дочерью

Великая Княгиня Ксения Александровна с внучкой Ксенией

Ксения Андреевна с отцом, матерью и братом Михаилом

После рождения дочери Княжеская чета Романовых решила уехать из шумной и пыльной французской столицы на юг страны. Оказавшись на французской Ривьере, Романовы поселились на вилле Великой Княгини Анастасии Михайловны, тёти Андрея Александровича. Не имея постоянного жилья и денег, Андрей и Елизавета отправились в 1921 году в поисках лучшей доли в Британию, где уже жила Великая Княгиня Ксения Александровна, покинувшая Россию в апреле 1919 года на борту крейсера «Мальборо».

Вместе с Великой Княгиней из России выехали и её верные служащие, поселившиеся подле своей хозяйки в Виндзоре. Воспитанные в строгих правилах и соблюдавшие династические традиции семьи Романовых, прислуга Ксении Александровны считала брак её старшего сына с герцогиней из рода Сассо-Руффо страшным мезальянсом, поэтому относились к маленькой Ксении Андреевне с большим пренебрежением. Много позже Княгиня вспоминала, что прислуга её бабушки была груба с ней. Зачастую они упрекали маленькую девочку в том, что из-за неё Андрей Александрович должен был жениться на Елизавете Фабрициевне. Дело в том, что когда в ноябре 1918 года в Крыму состоялась свадьба Андрея Александровича, его невеста была в положении, но женился Князь не по причине скорого появления на свет ребёнка, а из-за большой и сильной любви к женщине, которая уже носила под сердцем их дочь.

Князь Андрей Александрович с дочерью Ксенией

Ксения Андреевна с братьями Михаилом и Андреем и Ириной Юсуповой

Ксения Андреевна получила частное домашнее образование, характерное для всех представителей первого поколения Дома Романовых в изгнании. Великая Княгиня Ксения Александровна верила, что однажды русский народ вновь призовёт династию к служению, поэтому её внучка должна была в будущем занять положенное ей место в высшем обществе.

Несмотря на то, что Великая Княгиня Ксения Александровна выступала против брака своего старшего сына на разведённой женщине, да ещё и с двумя детьми, изгнание и горечь потерь близких смягчили её сердце. Великая Княгиня не только приняла свою старшую невестку, но и считала детей Елизаветы Фабрициевны от первого брака своими внуками. Все окружающие отмечали, что Ксения Андреевна была любимой внучкой у бабушки. Совсем недавно на одном из британских аукционов с молотка ушли забавные рисунки Великой Княгини Ксении Александровны, нарисованные заботливой бабушкой для внучки Ксении. Думаю, что, находясь в других жизненных обстоятельствах, Ксения Александровна могла бы стать неплохим мультипликатором. Её комичные герои – петух, фламинго, а также слегка грустный щенок мопса, сидящий в коробке, – вероятно, забавляли юную русскую Княгиню. Рисунки были созданы Великой Княгиней в период между 1925 и 1931 годом. На каждом обороте стоит подпись «Амама» т. е. бабушка.

Рисунки Великой Княгини Ксении Александровны

Княгиня Ксения Андреевна многим заполнилась своей скромностью и застенчивостью. В своих воспоминаниях Кира Вэй писала о подруге: «Ксения была робкой и застенчивой, а также необыкновенно красивой, если бы только она это знала». В 1936 году Ксения Андреевна вместе с братьями получила британское подданство, а спустя год семья была вынуждена переехать в Хэмптон-Корт, – дом, который стал последним пристанищем для Великой Княгини Ксении Александровны.

В 1937 году Ксения Андреевна неожиданно для себя стала моделью. Она была не первой из Романовых, кто попробовал свои силы на этом поприще. Канадская предпринимательница Элизабет Арден уговорила её принять участие в показе линии одежды. Фото Ксении Андреевны появилось на обложке светского журнала «Татлер», но о карьере модели она все же не помышляла. Её мечтой был балет. Уже тогда во всём мире гремели имена Павловой, Кшесинской и Спесивцевой, поэтому молодую девушку манила сцена. В 1938 году Княгиня Ксения Андреевна поступила в Лондонскую балетную школу. Но уже через год Британия вступила во Вторую Мировую войну, из-за которой Княгине так и не суждено было стать балериной. В 1940 году в семье случилась трагедия. Мать Ксении Андреевны, Княгиня Елизавета Фабрициевна, погибла в результате налёта немецкой авиации на Виндзор и его окрестности.

Княжна Ксения Андреевна с отцом и сестрой Елизаветой Фредерици

Во время войны Ксения Андреевна работала медсестрой в больнице и была добровольцем в российской благотворительной организации по делам беженцев, а её родные братья Михаил и Андрей ушли на фронт и воевали в составе королевского военно-морского флота Великобритании.

В 1942 году Андрей Александрович женился на англичанке Надин МакДугалл. Однако отношения между мачехой и падчерицей не сложились. Когда в 1945 году окончилась война, в жизни русской Княгини произошли значительные изменения. Она встретила лейтенанта Вооружённых Сил США Кольхаума Энкрама. Энкрам родился в 1915 году на Филиппинах в семье потомственных военных. Его отец был морским офицером Военно-Морского Флота США, поэтому появление сына на американской военной базе в столь неожиданном месте не должно вызывать удивление. Во время войны капитан Энкрам служил переводчиком в управлении американских Стратегических служб, а позднее работал в отделении по распространению антинацистской пропаганды в Лондоне.

Свадьба состоялась 17 июня 1945 года в британской столице. Венчание супругов проходило в соборе Успения Божией Матери и Всех Святых. На церемонию собрались ближайшие родственники и многочисленная британская пресса, ведь замуж выходила не просто русская Княгиня, но и ближайшая родственница королевской семьи.

Венчание Ксении Андреевны и Кольхаума Энкрама

Свадьба Ксении Андреевны

После свадьбы супруги уехали в Германию, где Кольхаум Энкрам работал в секретариате союзных войск в Берлине, а позднее служил помощником Верховного комиссара США в Германии.

В 1950 году супруги уехали за океан, на родину Энкрама. Вернувшись в США, Кольхаум устроился работать журналистом, а Ксения Андреевна занималась хозяйством. Детей у супругов не было. В 1954 году первый брак Ксении Андреевны закончился разводом.

Позднее Кольхаум Энкрам был рукоположен в священнический сан в Епископальной церкви, служил помощником настоятеля в Старой Северной церкви Бостона, и умер в 1990 году в Массачусетсе. Свой вечный покой он обрёл на знаменитом Арлингтонском Национальном Кладбище под Вашингтоном.

В 1958 году в Тегеране Ксения Андреевна вторично вышла замуж за Джеффри Кутберта Туфа. Он родился в 1908 году в Лондоне, работал начальником отдела охраны психологического здоровья в министерстве здравоохранения Великобритании и состоял в консультативной группе экспертов Всемирной Организации Здравоохранения. К моменту знакомства с Ксенией Андреевной Джеффри был вдовцом. Его первая жена была русской и аристократкой. В 1935 году в Лондоне он женился на княжне Ольге Александровне Голицыной (1903–1955), от которой имел трёх дочерей. Во втором браке у Ксении Андреевны также не было детей.

Джеффери Туф. Архив Княгини Джулии Романовой

Ксения Андреевна в 1960-х гг. Архив Княгини Джулии Романовой

Дом Ксении Андреевны и Джеффери Туфа во Франции. Архив Княгини Джулии Романовой

Княгиня Ксения Андреевна в 1980-х гг. Архив Княгини Джулии Романовой

В 1970 году после выхода на пенсию супруги переехали во Францию, поселившись в местечке Руффиньяк, в охотничьем домике 14 века. Подруга Ксении Андреевны знаменитая оперная певица Кира Вэй вспоминала:

«Мышкин нашла радость и покой, окруженная красотой природы. Я гостила у них там, и это было благословенное время».

Княгиня Ксения Андреевна побывала на своей родине лишь однажды. В 1998 году в Петербурге состоялись похороны останков Императорской Семьи, и Княгиня вместе с другими родственниками приняла участие в церемонии. Кира Вэй писала на страницах своих мемуаров:

«Я часто умоляла ее посетить Россию (родившись в Париже, она никогда не была в своей родной стране), но она все время отказывалась и только в 1998 году, наконец, съездила туда поприсутствовать на захоронении своих царственных предков, и увидела Санкт-Петербург во всем великолепии. В первый раз с ней самой обращались, как с членом царской семьи».

И это было правдой. Княгиня Ксения Андреевна была счастлива увидеть родные для её родителей места, встретить родственников и братьев там, где они должны были родиться, получить воспитание и прожить всю жизнь. Лидия Арцишевская, представитель фонда «Романовы для России» в Санкт-Петербурге с 1998 по 2003 гг., вспоминает о Княгине:

«Это была первая и последняя поездка Ксении Андреевны в Россию. Княгиня произвела на меня впечатление достойного и интеллигентного человека. В её поведении можно было заметить настоящий дух аристократического воспитания. Ксения Андреевна выделялась своей простотой, “романовской породой” и русской душой. Все эти черты были унаследованы многими нашими эмигрантами первой волны».

Ксения Андреевна во время перезахоронения Императорской Семьи в 1998 году

Княгиня Ксения Андреевна умерла 22 октября 2000 года в Руффиньяке и была похоронена на местном кладбище рядом с мужем, умершим всего на два года раньше неё.

На фотографии в заставке: Джеффери Туф, Ксения Андреевна и Елизавета Александровна Фредерици. Архив Княгини Джулии Романовой

© Иван Матвеев, 2019
© НП «Русская культура», 2019