Дмитрий Михалевский

 

Звонкий ручеек детских фигурок вытекает со станции Ларисса. Воздух сразу наполняется той особой радостью, которая рождается только ожиданием большого приключения. Это приключение начинается здесь – в сердце древних Афины, столицы Греции.

Название приключения: Интеллектуально-художественный квест «Архе – Начала». Участники – учащиеся Центра творческого развития и дополнительно образования «На Васильевском» (Санкт-Петербург), занимающиеся у педагога Ольги Михайловой. Возраст – 10–12 лет. С 25 по 31 марта – в период весенних школьных каникул – им предстояло познакомиться с культурой Древней Греции, расширить свои горизонты восприятия культуры и попытаться сформировать «базис личностного развития на основе этапов развития древнегреческой культуры». Так было записано в программе. Что будет реализовано из этих смелых планов организаторов поездки, станет ясно через несколько дней.

Проект назван древнегреческим словом «Начала». Его цель заключается в поиске истоков европейской культуры, тех начал, которые одновременно являются началами коллективными и индивидуальными. Ведь здесь – в древней Элладе – рождался «человек европейский». Понять время можно только поняв человека этого времени. А кому как не детям расшифровывать мифологические начала истории! И после того, как эти начала будут поняты, они станут точкой отсчета для понимания самих себя. Ну а дальше можно будет двигаться по течению истории, вместе с потоком повторяя ее повороты, проходя стремнины и перепады. И сопоставлять познанное с собственной жизнью…

Обычно современная мысль, уверенная в своем превосходстве, поспешно устремляется в обратном направлении: от устья – т. е. дня сегодняшнего – к истокам, что приводит к неизбежному умножению стереотипов и заблуждений, как нынешних, так и возникших на предыдущих этапах истории. В итоге, цель «путешествия» оказывается представленной в современном свете.

Естественные науки научились решать эту методологическую проблему. Начала здесь определены вполне четко. В гуманитарной сфере, к сожалению, все не так. Успехом исследователя является нахождение своего, отличного от других, взгляда на предмет рассмотрения. Удивительная непоследовательность: в развитии культурно-исторических процессов полагают доминирование социума, а при построении концепций на первый план исследователи выдвигают самих себя, в ущерб исследуемому материалу. Каждый стремится рассматривать известное в некоторой новой интерпретации, исходя, прежде всего, из собственного взгляда на мир. Каждый пытается продемонстрировать уникальность своего подхода и, тем самым, самого себя…

Проект «АРХЕ» был начат мною двенадцать лет назад… Он вырос вполне из презентации моей первой книги «Неизвестная Античность: Великий миф о Великой трагедии», изданной в 2005 году. Затем, ровно десять лет назад я организовал поездку в Грецию группы ведущих питерских художников и музыкантов, среди которых были американцы, немцы, русские и греки. Теперь настала очередь детей, о чем я мечтал давно.

Дети очень любят древнегреческие мифы. Они их хорошо знают. Это близкий им материал. Он близок им потому, что психический возраст детей и древних греков, сочинявших мифы, близок. Не случайно египетский жрец говорил Солону: «Вы, греки – дети…». Это широко известное высказывание, которое воспринимают, как некий разговорный оборот, я научно обосновал в статьях, опубликованных в моем последнем сборнике «Пространство и бытие». Иными словами, очень хотелось посмотреть, а смогут ли современные дети «на местности» понять своих «ровесников» греков и открыть нам какие-либо неизвестные стороны этого вопроса? Или их погружение в современную культуру станет непреодолимым барьером на этом пути…

Юным участникам этот проект давал «шанс» вырваться из пут взрослой культуры. Современные дети вырастают в условиях, совершенно несоответствующих их психическому возрасту. Этапы взросления в Древней Греции четко фиксировались ритуалами перехода. Я не говорю о возрождении подобных ритуалов, но сама структура взросления должна соблюдаться вне зависимости от исторической эпохи. Современные же дети сразу попадают во взрослую среду и вынуждены к ней адаптироваться. В результате мы получаем поколения много знающих, искушенных в пользовании разнообразными гаджетами и вычислительной техникой молодых людей, которые чрезвычайно инфантильны, имеют неверные ценностные установки и медленно взрослеющие. Это приобретает характер настоящей социальной проблемы.

Во-вторых, дети, попадающие в древнегреческую культурную среду, насколько это возможно себе представить, будут эту культуру лучше понимать. И как всякий позитивный культурный опыт, в котором их сопровождают квалифицированные наставники, он будет способствовать их личностному развитию.

Наконец, активные занятия любимым творчеством – живописью – в захватывающей среде поднимут уровень их творческих навыков.

Можно называть и другие моменты, но, думаю, этих уже достаточно.

Программа поездки во многом определялась ее продолжительностью. Мы имели шесть дней весенних каникул, которые получили следующие тематические названия: «День богов», «День человека», «День театра», «День города», «День древних технологий» и «День современности». Ведь как не с визита к богам, вернее, богине Афине начинать посещение ее города!

Наше древнегреческое приключение начиналось со знакомства с Акрополем – небом Древнегреческого мира и его храмовым комплексом.

У колонн Парфенона участниками поездки был представлен миф о споре Афины и Посейдона. Не был забыт и первый царь Кекроп. Это он возлежит слева от Афины с заплетенными ногами-змеями.

Парфенон – дом богини Афины. Но при этом гармоничными пропорциями он являет собой беломраморный гимн под названием «Человек – мера всех вещей».

Так что далее нам следовало понять, что же это были за такие люди, которые смогли сотворить это чудо. Оставив поиск ответа на следующий день, мы отправились рисовать. Наш первый греческий пленэр состоялся у стен древнего Эрехтейона.

Вторую половину дня мы провели в Музее Акрополя.

Второй день мы посвятили реконструкции человека по произведениям его творческой деятельности. Для этого мы направились в Национальный археологический музей, где ознакомились с периодами Древнегреческой истории. День получился очень насыщенным в творческом отношении.

Третий день знакомил участников с древнегреческим театром – главным инструментом развития и воспитания населения древнегреческого полиса. Но начинался он на берегу Илисса, в месте, описанном Платоном в диалоге «Федр». Здесь некогда Борей похищал Орифию, а Аид увлекал в свое подземное царство Персефону. На том месте, где некогда в конце марта разыгрывались Малые мистерии, посвященные этому событию, участники поездки инсценировали миф о похищении дочери Деметры. После благополучного воссоединения дочери с матерью, все участники начали активно рисовать.

Позже на ступенях театра Диониса состоялась «сценическая» читка комедии Аристофана «Лягушки».

День города был посвящен древнему «городу Тесея», расположенному на северном склоне Акрополя, где дети искали самую узкую улочку, росписи и фрески, вмонтированные в элементы городского ландшафта.

По улице Треножников группа вышла на древнегреческую агору, где они услышали рассказ о развитии города и ознакомились с архитектурой храма Гефестион.

День древних технологий проходил в районе внешний Керамикос. Дети по карте определяли основные топографические элементы района и знакомились с их смыслом. Презентация древних технологий осуществлялась в Институте мельниц Министерства культуры Греции. Здесь помимо сообщения по теме древних технологий, участникам поездки были представлены несколько презентаций. Во дворе была развернута выставка детских работ и проведена фотосессия. После этого гостеприимные хозяева накормили ребят традиционной едой острова Тинос. Было вкусно и всем очень понравилось.

Заключительный день поездки проходил в Музее современного искусства Иона Ворреса. Дети имели возможность сравнить достижения древнегреческой культуры с современным уровнем развития искусства и сделать свои оценки.

Каждый день проводились пленэры. Работа над эскизами заканчивалась вечером в гостинице. Ежедневно участникам давались задания, которые стимулировали их размышления о культуре Древней Греции, конкретизируя познаваемый материал.

По итогам поездки все ее участники получили дипломы участников с подписями организаторов.

В настоящее время в Детской галерее на Васильевском острове (Санкт-Петербург, В. О., 13-я линия, д. 40) проходит отчетная выставка о результатах поездки. На открытии был показан двухчасовой фильм, в котором участники увидели себя во время греческого приключения.

 

© Д. Михалевский, 2018
© НП «Русская культура», 2018