Дмитрий Михалевский

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ          

 

  1. Чтобы жить и развиваться, человек должен систематизировать свои представления о мире, о себе и о себе в этом мире. Для этого каждый из нас отдельно, каждая социальная группа, человечество в целом формируют модели – мыслительные конструкции, позволяющие ориентироваться в различных сферах бытия. Особенно важны эти конструкции и их соотношения в периоды радикальных перемен, таких, как мир переживает сегодня.

 

  1. Адекватность мыслительной модели в значительной мере определяется ее целостностью и связностью. Чем выше целостность информации, тем более емкая категория ее представляет. Такая фундаментальная категория отражает связность событий и явлений мира внешнего и мира внутреннего, прошлого, настоящего и будущего. Достаточно долго эту функцию выполняла категория времени. Сейчас наступает черед категории пространства.

 

  1. Время символизирует способность человека выстраивать события и явления последовательно, в виде цепочки, подчиняющейся детерминизму одномерной бинарной логики «да-нет». Пространство – символ параллельного связного сосуществования, утверждающий неклассические принципы бытия.

 

  1. Смена фундаментальной категории отражает эволюционный сдвиг сознания, означает его переход на новый, более высокий уровень целостности и с неизбежностью влечет выявление новых связей между известными фактами, формулировку новых закономерностей, появление новых теорий. Формируемый таким образом новый взгляд на человека, общество и культуру позволяет преодолеть ограничения предыдущих концепций и снимает многие свойственные им противоречия.

 

  1. Знамением нашего времени становится реализация пространственных представлений, как базовых для формирования модели мира. Эти пространственные представления долгое время уступали первенство представлениям темпоральным. Но процесс развития циклический и так было не всегда. Даже известная молитва «Отче наш», которая завершается словами: «…И во веки веков, Аминь!», непосредственно связанными с временным аспектом бытия, в действительности – в точном переводе с древнееврейского – звучит как «…И в мире миров, Аминь!», т.е. напрямую адресуясь к пространству.

 

  1. Интересно одно из авторитетных мнений, предлагаемых иудейской традицией относительно смысла «числа зверя» — 666, четырежды упоминаемого в Библии. Шесть в этой интерпретации понимается как шесть дней Творения без завершения и, соответственно, наполнения творения духовностью. А троичное повторение шестерки соответствует трем направлениям. Незавершенная бездуховная материальная тварь есть зверь… Православная традиция не принимает эту трактовку, но может быть в этой формуле подразумевается недостаточность трех направлений? Может быть это экзотерический вариант эзотерической правды, которая остается сокрытой? Ведь не случайно апостол Павел в своем Послании к Ефесянам, в контексте утверждения Духа Божия во внутреннем человеке и любви Христовой, говорит о постижении со всеми святыми четырех направлений: широты и долготы, и глубины и высоты, дабы им «исполниться всею полнотою Божиею»!

 

  1. Человеческое бытие обретает истинный – Божественный – смысл, когда превращается в освоение пространства через индивидуальный трансцендентный выбор, процесс которого разворачивается во времени. В этом смысле человек есть преобразователь Времени в Пространство. За отпущенный ему срок человек должен освоить пространство, пройти свой путь, невзирая на выпадающие на его долю невзгоды, подняться от нуль-мерного уровня и встать на порог четырехмерности. А ограниченность человеческих свойств, в рамках доступного спектра чувственности, указывает на то, что эта задача должна быть решена в строго ограниченное время. Здесь пространство становится средством и знаком развития души человека в высшие пространства, его выходом за свои пределы в высшие измерения, превышающие мир материального бытия.

 

  1. В ответ на трансценденцию человека, пространство выступает катализатором всех его творческих достижений. В этом качестве оно становится неукротимым стимулом к появлению новых технологий, новых форм культуры, новых социальных систем, новых способов бытия. При их посредстве человек может связывать, охватывать, укрощать пространство, непрерывно расширяющееся в размерах и размерностях. Тем самым, совершенно разные виды деятельности человека оказываются замкнутыми на пространственную проблематику. Не случайно Освальд Шпенглер полагал масляную живопись, дальнобойную артиллерию и кабинетную дипломатию явлениями одного порядка.

 

  1. Простые поведенческие модели, обуславливаемые ППМ низкого уровня, оказываются более эффективными для решения конкретных практических задач. Фундаментальные идеи, такие как проблема Пространства, перегружают обыденный разум, стремящийся ограничиться уровнем бессознательного. В результате, подавляющее большинство, прежде всего, составляющее ядро общества, предпочитает жить в рамках картины мира многовековой давности.

 

  1. В объективистской безличностной картине мира отдельный человек – ничто. Популярный сегодня лозунг прагматизма: «путь – ничто, цель – все» нам знаком по Средним векам, когда господствовала темпоральность. Подобное верно для человека-винтика, представляющего собой ничтожную часть бездушной машины-коллектива. В антропной картине мира, напротив, доминирует пространство. Здесь значение времени существенно снижается. Человек-индивидуум, человек-личность – человек XXI века – должен, прежде всего, двигаться в личностном развитии, потому что только так он может прийти к своим границам, определяемым физиологией, но открытым для развития души. И вся история эволюции культуры, проанализированная с пространственных позиций, обнаруживает эту тенденцию.

 

  1. Темпоральная позиция – это одномерный человек, который из некоторой точки в пространстве анализирует развитие событий вперед – назад. Такой человек считает и анализирует. Человек, стоящий на пространственной позиции, схватытвает Суть единомоментно. Это целостный взгляд на Мир. Это взгляд Творца, в той мере, в какой он доступен человеку. Человек темпоральный – человек количества – в определенном смысле опасен для человечества, несмотря на успешность его неудержимого практицизма: он всегда агрессивен. Он агрессивен, потому что нищ. Он нищ, ибо шкала счисления материального безгранична. Человек пространства, человек качества – богат, потому что он владеет целым. Он владеет всем, даже когда у него ничего материального нет.

 

  1. Человек, постигающий Пространство, ориентирован на бытие. Дистанции для него иллюзорны. Для тех, кто живет временными понятиями, напротив расстояния существенны, а Пространство – есть пустота, которая разделяет, словно удар по клавише «пробел» на клавиатуре. Люди, живущие в пустоте одиноки и страдают от холода бесконечного мира. Первые – романтики-оптимисты, вторые – прагматики-пессимисты. Для первых открытия – это норма, для вторых – почти неразрешимая проблема. Для последних «прыжки» в неизведанное невозможны: там для них нет ничего, кроме пустоты. Для первых там – продление бытия и обретение его в новом качестве. Впрочем, ученые, совершающие свои открытия в рациональной сфере и осваивающие, тем самым, целое, зачастую приходят к идее Бога.

 

  1. Пространство – это мы. Наши мысли и чувства – это Пространство. Наши интуиции, наши творческие озарения – это Пространство. Мир этот и даже мир иной – это Пространство. Пространство связывает между собой эти, как кажется обыденному сознанию, несовместимости. Несовместимости, которые, будучи взяты вместе, позволяют понять, кто мы, откуда идем и куда нам должно прийти. Трансценденция себя в новое Пространство – есть продвижение к Божественному.

 

  1. ППМ позволяет лучше понять один из наиболее важных механизмов мышления человека – рефлексию – и сделать его эффективным механизмом исследования бытия. До сих пор «отражения» сознания понимались как зеркальные, что в контексте исторических исследований приводило к трактовке иных эпох (как прошлых, так и будущих) с позиций современности, т.е. к приписыванию им качеств наблюдателя. Излишне говорить об ущербности результатов, получаемых в таком случае. С пространственных позиций каждое новое отражение можно наделять собственным качеством и понимать его во всей полноте отличий от современной эпохи. Рефлексия и принцип относительности позволяют рассматривать самые отдаленные друг от друга явления в единстве их различия. ППМ становится ключом к формированию теории относительности для гуманитарной сферы. Тем самым закладывается основа для решения наиболее сложных проблем современности.

 

  1. Обращение к пространству как фундаментальной категории обнаруживает в нем надежную базу для самых широких междисциплинарных обобщений. Пространство в этом случае становится рабочим инструментом для исследования представлений человека в самых разных областях, для исследования самого человека, социальных структур и Культуры, для выработки эффективных методик личностного развития. Пространство открывает новые возможности для анализа происходящих событий и осуществления более достоверных прогнозов.

 

  1. Пространственный подход к наиболее острым проблемам современности, позволяет преодолеть бесчеловечность абстракций, универсальность которых допускает и оправдывает все что угодно, исходя из каких угодно предпосылок. Сегодня, когда мы прошли долгий путь по лестнице абстракций, абстракции становятся основой нашего сознания. Мы привычно оперируем ими, полагая это естественным. В этой ситуации одни абстракции порождают другие, те, в свою очередь, производят третьи и т.д. В результате, наша жизнь наполняется разного рода фантазиями, подменяется ими, и мы все более отдаляемся нас от реальности, от настоящих сущностей и ценностей жизни. Более того, любые мыслительные модели связаны с языком, на котором они описываются, и неизбежно ограничиваются им. В итоге жизнь заменяется весьма огрубленной виртуальной картиной. Такое положение дел характерно и для науки. Преуспевающая в прикладных областях, она все более утверждается в верности своего рационального подхода к описанию реальности. Но для науки такой подход оказывается приемлемым, поскольку модель призвана описывать некую ограниченную область. Однако в реальной жизни дело обстоит существенно иначе. В условиях острейшего соперничества в сфере геополитики в выигрыше оказывается тот, тот сохраняет шансы на выживание, кто будет быстрее, точнее, дальновиднее. И эти качества должны проявляться не только и не столько в плане быстроты действия, точности и дальнобойности оружия, но в плане реального планирования жизни. Поэтому вопрос построения моделей сегодня определяет адекватность политики, экономики, науки, техники, социологии и культуры в структуре мира, становясь конкретным и насущным вопросом бытия.

 

  1. Парадигма пространственной многомерности – это точка на шкале представлений, имеющая для человека фундаментальный смысл, точка, в которой количество и качество не просто соединяются друг с другом, но переходят друг в друга, образуя органичное Целое. Приложение этого понятия как инструмента мысли к современному миру дает человечеству шанс вернуться из Царства Количества в Царство Качества  и стать людьми в их природном Высшем смысле;
    Понять себя;
    Понять своих близких;
    Понять далеких – в пространстве и во времени;
    Понять мир, чтобы сделать выбор и сотворить свой мир в контексте единства Мироздания, в соответствии с Законами Высшей Гармонии.