15 апреля, пятница

Начало работы выставки «Зерцало Петра Великого», приуроченной к 350-летию со дня рождения Петра I (Петропавловская крепость, Невская куртина).
17 апреля 1722 года Петр I подписал указ «О хранении прав гражданских…», который обязывал устанавливать в государственных учреждениях особый предмет — зерцало, символ главенства закона. Такой предмет можно было встретить в Правительствующем Сенате и во всех присутственных местах Российской империи и в столице, и на окраинах страны. Указ действовал до 1917 года и подобных предметов было изготовлено множество.
На выставке в Петропавловской крепости будет представлено уникальное зерцало из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга, реставрация которого была завершена в 2021 году.
Выставка открыта до 1 мая.

19.00 Открытие выставки художников-кукольников Романа Шустрова и Марии Касьяненко «Время ангелов» (Молодежная галерея АртПРО — пр. Непокоренных, 16).
Проект музея Санкт-Петербургских ангелов в выставочном пространстве Молодежной галереи АртПРО клуба Непокоренных обращается ко всем гостям выставки с тем, чтобы мы вспомнили, ради чего живем. Об этом в свое время много и трепетно говорил Роман Шустров, уход которого два года назад совпадает с завершением выставки 14 мая.
Роман горел идеей наполнить Санкт-Петербург художественными проектами, создать островки доброты, где люди творческих профессий могли бы делиться опытом, привлекая самые разные слои людей к нуждам города, к его истории и будущему.
18 мая музей Петербургских ангелов будет праздновать полгода своей истории.
В пространстве проекта организаторы постараются передать атмосферу музея, показав творчество двух художников – Романа Шустрова и его жены Марии Касьяненко, которая покинула этот мир 26 апреля 2021 года.
Роман называл себя кукольником, он одним из первых в России поднял этот вид искусства на небывалую высоту, собрав вокруг себя большой круг художников, искусствоведов, критиков. Роман работал в технике кукольной скульптуры, название этого жанра также принадлежит ему. Он горячо отстаивал право малой городской скульптуры на достойное место в городском пространстве. Его ангелы стали знаковыми историями нашего города, это: Петербургский ангел на Фонтанке в Измайловском саду, Любашик (ангел в Любашинском парке, в котором прочитывается образ Александра Пушкина) и Печальный ангел на Карповке (установлен в память о погибших от ковида медицинских работниках).
Кроме скульптуры зрители увидят графику и живопись, декоративные работы в различных техниках, игрушки, маски, а также некоторые произведения друзей Марии и Романа. Эти работы создают особую атмосферу в музее, который планировался быть творческой мастерской художников. Сегодня жизнь этого пространства продолжается в мастер-классах, музыкальных, театральных и поэтических вечерах.
В программе открытия – мастер-класс по изготовлению кукол, демонстрация фильма «Я — кукольник», снятый по одноименной книге Романа Шустрова.

20.00 Гала XXI фестиваля балета Dance Open (Александринский театр – пл. Островского, 6).
В этот день на исторической сцене Александринского театра самые разные по стилю, направлению и лексике номера исполнят 90 танцовщиков, подлинные мастера балета. Большой театр представят Артем Овчаренко, Семен Чудин, Игорь Цвирко, Кристина Кретова, Анастасия Сташкевич, Евгения Образцова, Вячеслав Лопатин, Михаил Лобухин, Алексей Путинцев, Александр Волчков, Мария Виноградова, Ксения Жиганшина, Елизавета Кокорева, Денис Захаров. Мариинский театр – Кимин Ким и Надежда Батоева. МАМТ – Оксана Кардаш, Иван Михалев, Евгений Жуков и Елена Соломянко. Театр балета имени Леонида Якобсона – Денис Климук, Инна Снигур и Александра Коршунова. Урал Балет – Арсентий Лазарев и Елена Воробьева.
Классика и современность мирового танца заговорят со зрителем на разных хореографических языках – Августа Бурнонвиля, Мариуса Петипа, Ролана Пети, Мориса Бежара, Жана-Кристофа Майо, Симоне Валастро, Юрия Посохова, Вячеслава Самодурова, Максима Севагина.
Подробности на сайте: www.danceopen.com

16 апреля, суббота

13.00 Мастер-класс «Разбор отходов и организация их хранения дома» (Библиотека «Бронницкая» — Клинский пр., 17).
Мастер-класс по обработке и хранению вторсырья, организации пространства для хранения отходов в домашних условиях проведет заместитель президента МОО «Мусора.Больше.Нет» Петр Левин. Он больше 10 лет организовывает различные проекты и мероприятия в области бытовой экологии: от субботников и посадок деревьев до проектов по сокращению образования отходов.
Предварительная запись в группе библиотеки: https://vk.com/club_bronnickaya

16.00 Концерт из цикла «Вселенная Скрябина» в рамках программы к 150-летию со дня рождения композитора (Шереметевский дворец – наб. реки Фонтанки, 34).
Автор 3 симфоний, уникальных симфонических поэм, Скрябин, будучи прекрасным пианистом, оставил преимущественно фортепианное наследие, большей частью в жанре миниатюры: прелюдии, поэмы, этюды, мазурки, ноктюрны, программные пьесы. А также концерт для фортепиано с оркестром и 10 фортепианных сонат.
В первом отделении концерта сонаты Скрябина №№ 1-5 исполнят выпускники класса доцента Санкт-Петербургской государственной консерватории Юлии Валентиновны Стадлер Кирилл Бруховский-Васильев и Анастасия Порохина, студенты консерватории Ярослав Коваленко и Антонина Лебедева, а также ученик Средней специальной музыкальной школы консерватории Антон Гальчинский.
Во втором отделении прозвучат сонаты №№ 6-10 в исполнении Юлии Стадлер.

18.00 IV Открытый фестиваль исполнителей на гуслях «Гуслей серебристый перезвон» (Духовно-просветительский центр «Святодуховский» наб. реки Монастырки, 1 А).
Впервые фестиваль прошел в 2014 году. За годы существования в нем приняли участие исполнители-солисты и ансамбли из Санкт-Петербурга, Москвы, Пскова, Тулы, Великого Новгорода, Краснодарского края, Волгоградской, Смоленской и Ленинградской областей.
В 2022 году в концертах IV Открытого фестиваля исполнителей на гуслях «Гуслей серебристый перезвон» примут участие: Оркестр русских народных инструментов «Метелица» под управлением заслуженного артиста России Игоря Тонина; Оркестр русских народных инструментов «Перезвоны» (руководитель и дирижер лауреат международных и всероссийских конкурсов Марина Рогова); заслуженные артистки России Марина Фонина и Наталья Шкребко; лауреаты всероссийских и международных конкурсов Ирина Ершова, Константин Шаханов, солистка Государственного оркестра «Гусляры России» Ольга Алексеева и другие исполнители на русских народных инструментах.
16 апреля в 18.00 в Духовно-просветительском центре «Святодуховский» состоится концерт, в котором примут участие юные музыканты и Оркестр русских народных инструментов «Перезвоны».
17 апреля в 15.00 в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга выступят участники конкурса – солисты и ансамбли – в сопровождении Оркестра русских народных инструментов «Метелица».
Вход свободный.

19.00 Премьера спектакля «Авария» (Театр «За Черной речкой» – Богатырский пр., 4).
Спектакль создан по мотивам произведений Фридриха Дюрренматта.
Внезапная поломка новенького дорогого автомобиля приводит успешного предпринимателя Альфредо Трапса в странный дом. Ночевка в нем не предвещает ничего неожиданного, но это только на первый взгляд. Всегда ли обычный несчастный случай является тем, чем кажется, или он может перевернуть всю жизнь?
Фридрих Дюрренматт по праву считается мастером гротеска, в его текстах всегда присутствуют элементы внезапности и неожиданности, влекущие за собой цепочку событий, после которых человек уже никогда не будет прежним.
Режиссер: Иван Латышев.
В спектакле заняты: Анатолий Журавин, Юлия Каим, Сергей Мендельсон, Родион Приходько, Мария Соснякова.

19.00 Премьера спектакля «Эшелон» по пьесе Михаила Рощина. Режиссер – Наталия Лапина (Театр «Мастерская» – Народная ул., 1).
Пьеса Михаила Рощина «Эшелон» формально относится к военным пьесам, хотя по сути она гораздо глубже и шире. Сочетая в себе лирическое и эпическое начала, она одновременно рассказывает истории десятка семей, создает картину одной из самых страшных эпох в российской истории, раскрывает конфликт «человек и война» – конфликт, в котором формируется и сохраняется личность в условиях катастрофы.
Сюжет охватывает несколько дней второй половины 1941 года. Завод едет в эвакуацию. Мужчины – почти все на фронте, кто по призыву, кто добровольцем. В грузовых вагонах – станки, на свободных местах женщины и дети, вповалку, как придется. Поезд увозит их в неизвестность. Чужие и чуждые друг другу, они вынуждены сосуществовать в тесном замкнутом пространстве, мучительно приспосабливаясь к своему новому временному бытию, каждый миг, каждый шаг, каждый вздох может стать последним: поезд бомбят.
Режиссер Наталия Лапина поднимает пьесу над бытом. Теплушка становится чистилищем, в котором человек предельно раскрывается, обнажая свою сущность. Жестко и четко обрисовываются судьбы людей, вырванных из привычной жизни и выброшенных в пучину войны. Начиная с мелких ярких характерных штрихов, актеры постепенно выходят в обобщенные монументальные образы. Режиссеру принципиален не сюжетный рассказ, а высокое сказание, поэма, легенда. У этой войны женское лицо, как женское лицо у жизни и смерти. Эшелоном едет сама судьба, единый мир, создаваемый населением поезда, сливающийся в целое, звучащий голосом нации, голосом народа.
В пьесе Рощина особое место занимают авторские ремарки — лирические отступления, поэтизированные описания. Режиссер использует прием, восходящий к структуре древнегреческой трагедии: на сцене наравне с героями действует хор – групповой персонаж, олицетворяющий народ. Хор задает ритм, атмосферу и настроение каждой сцены, каждый персонаж существует в двух ипостасях, то включаясь в сцену, то возвращаясь в единый хор судьбы.
Планшет пола в черном пространстве сцены становится то полом теплушки, то вагонной стеной – и зритель может прочитать на нем полустершиеся надписи о допустимом количестве перевозимых людей и скота, то картой, на которой пассажирки, услышав на полустанке новости, отмечают движение войск. Светлое пятно во мраке, он подобен плоту, на котором сквозь тьму и хаос движутся неизвестно куда случайно встретившиеся люди, и в любую минуту их так же, как и многих других, может поглотить разбушевавшаяся вокруг не подвластная человеку стихия. Их путь не лежит в будущее – они даже не загадывают завтрашнего дня, но они движутся по своему настоящему, полно и неистово проживая каждую минуту. Вагон из мрака выхватывают мелькающие по дороге фонари – то как слепящие прожектора, то как путеводные звезды, то как далекие маяки, и нет другого света этим людям, старающимся не заблудиться во тьме, сберечь самих себя и тех, кто рядом, сберечь не только тела, но и умы и души.

19.00 Премьера спектакля «Бесчестье» (Вторая сцена БДТ им. Г. А. Товстоногова (Каменноостровский театр) – пл. Старого Театра, 13).
В своей новой постановке в БДТ им. Г. А. Товстоногова Евгения Сафонова продолжает исследовать театральный потенциал современной западноевропейской прозы. Вслед за сценической версией «Аустерлица» В. Г. Зебальда режиссер выпускает спектакль «Бесчестье» по одноименному роману Джона Максвелла Кутзее — после выхода «Бесчестья» в 1999 году южноафриканский писатель был удостоен Нобелевской премии по литературе. Именно «Бесчестье» сделало Кутзее одним из главных авторов зарубежной сцены последних лет — самую известную театральную трактовку создал Корнель Мундруцо, к этому же тексту неоднократно возвращался в своих постановках Кшиштоф Варликовский.
Евгения Сафонова, режиссер: «В «Бесчестье» меня интересует в первую очередь не социальный и исторический контекст романа, а ключевая для Кутзее тема всеобщей уязвимости — не только человека, но и всех живых существ. Монтируя тексты «Бесчестья», для нас было важно создать предпосылки для погружения в чувственное восприятие романа. Спектакль не инсценирует события романа напрямую, а представляет собой своего рода инсталляцию, где монтаж текстов соединяется с видеообразами и погружает в атмосферу произведения Кутзее, наталкивающую на определенного рода размышления».
На сцене Каменноостровского театра возникает сценический эквивалент сознания главного героя «Бесчестья»: режиссер фокусируется на событиях, происходящих в романе Кутзее, с точки зрения протагониста — профессора Дэвида Лури, потерявшего из-за связи со своей студенткой социальные привилегии и положение в обществе. Спектакль «Бесчестье» выходит в рамках экспериментального проекта «Четыре. Современная режиссура в Каменноостровском театре».
В ролях: Василий Реутов, Алена Кучкова, Александра Магелатова, Лёня Нечаев.

19.00 «Мефистофель в гостях у Фауста» – встреча с Антоном Адасинским в рамках выставки «Пять искушений Иоганна Фауста» (Шереметевский дворец – Музей музыки – наб. реки Фонтанки, 34).
Актер, режиссер, хореограф и музыкант Антон Адасинский расскажет о работе над ролью Мефистофеля в фильме «Фауст» Александра Сокурова, поделится эксклюзивными рабочими кадрами со съемок, прочтет отрывки из своей книги «Ракушка». Встреча пройдет в рамках выставки «Пять искушений Иоганна Фауста».

17 апреля, воскресенье

12.00 Праздничное мероприятие «Космос и кино», приуроченное ко Дню космонавтики (Петропавловская крепость).
В 12.00 прозвучит полуденный выстрел из сигнального орудия Нарышкина бастиона. Затем на Вертолетной площадке пройдут старты моделей, изготовленных школьниками, студентами и энтузиастами ракетно-космического моделирования нашего города. В атриуме Комендантского дома прозвучит концертная программа, в которой выступят оркестр и творческие коллективы Дворца учащейся молодежи, состоится дефиле победителей городского конкурса дизайна для детей и подростков. Для детей будут работать «космические» интерактивы и творческие мастерские. Также в атриуме гости смогут познакомиться с выставкой, посвященной 100-летию выхода в свет романа А. Н. Толстого «Аэлита».
В этот день Музей космонавтики и ракетной техники им. В. П. Глушко будет работать для посетителей бесплатно.

13.00 Концерт Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра из цикла «Сказки с оркестром» (Дворец Белосельских-Белозерских – Невский пр., 41).
Удивительное произведение «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса завершит цикл «Сказки с оркестром» в этом сезоне. «Большая зоологическая фантазия» – именно так «Карнавал» называл сам автор – имеет необычную судьбу. Сен-Санс лично поставил запрет на издательство «Карнавала животных», чтобы не «прославиться автором глупых музыкальных произведений». Однако в 1905 году выдающийся балетмейстер Михаил Фокин на музыку «Лебедя» для гениальной русской балерины Анны Павловой создал хореографическую миниатюру. С «Умирающим лебедем», а именно так был назван номер, балерина объехала весь мир и станцевала его около четырех тысяч раз. Позже в номере блистали легендарные Галина Уланова и Майя Плисецкая. Сегодня «Карнавал животных» наполненный искрометным юмором, входит в число самых известных сочинений Сен-Санса и, по мнению педагогов, являлся лучшим произведением для знакомства с инструментами симфонического оркестра. «Аквариум» и «Черепахи», «Слон» и «Кенгуру», «Королевский марш Льва» и даже номер под названием «Пианисты» – великолепные, яркие, легко узнаваемые музыкальные портреты доставляют удовольствие как детям, так и взрослым уже более 130 лет. В концерте 17 апреля участвует чтец Владимир Миллер. А сама фантазия прозвучит в оркестровке Юрия Лебедева.
Дирижирует концертом преподаватель Санкт-Петербургской консерватории, дирижер Симфонического оркестра Карельской филармонии и Самарского академического театра оперы и балета, маэстро Алексей Ньяга.

14.00 Третье занятие детского абонемента «Художественные прогулки по Петербургу» (Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков – наб. канала Грибоедова, 103).
Занятие посвящено архитектурным памятникам Петербурга в разные исторические эпохи. Участники вспомнят императоров, царствовавших в Северной столице, дворцы и храмы, построенные по их заказу, познакомятся с архитектурными стилями и порассуждают о том, почему одни и те же здания изображены разными художниками по-разному. В конце встречи ребята создадут открытку в смешанной технике с любимым зданием Санкт-Петербурга. Занятие рекомендовано для детей 9 — 12 лет.
Участие платное, необходима предварительная регистрация: www.bit.ly/3Km5NL8

15.00 Художественная лаборатория в рамках Фестиваля современного творчества молодых авторов «Живое пространство» (Дом культуры «Суздальский» – Суздальский пр., 3/1).
Дом культуры «Суздальский» проводит Фестиваль современного творчества молодых авторов «Живое пространство» с 2012 года. Этот проект является открытой площадкой для выражения актуальных идей начинающих авторов, чье творчество воплощает современные тенденции в развитии искусства.
Ежегодно участниками фестиваля становятся художники, хореографы и музыканты из разных регионов России. В рамках фестивальной программы проводятся выставки, творческие лаборатории и встречи, конкурсные показы и экспериментальные постановки.
17 апреля в рамках фестиваля пройдет Художественная лаборатория. В программе: презентация художественной выставки; проведение встречи «Современное творчество. Движение в будущее». Кураторы: Антон Макаров, профессор кафедры декоративно-прикладного искусства и дизайна РГПУ им. А. И. Герцена Анна Векслер.

16.00 «Музыкальный час» – концертная программа Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра (Дворец Белосельских-Белозерских – Невский пр., 41).
Откроет концерт «Итальянская увертюра» Франца Шуберта, созданная «на спор». Композитор заявил, что с легкостью может писать увертюры в стиле Дж. Россини, любимца венской публики в те годы, и с блеском справился с этой задачей: за два дня написал не одну, а две увертюры «в итальянском стиле».
Далее прозвучат виолончельные пьесы выдающегося представителя Новой русской музыкальной школы Александра Глазунова, которые были созданы в конце 1880-х годов и прочно вошли в концертный репертуар. В концерте Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра (СПб ГАСО) их сыграет лауреат международных конкурсов, концертмейстер группы виолончелей СПб ГАСО, солистка Юлия Молчанова.
Феерическая оркестровая фантазия «Ночь на Лысой горе» Модеста Мусоргского – произведение с непростой судьбой продолжит программу концерта. Композитор настолько опередил свое время как музыкант и мыслитель, что его музыка не могла быть по достоинству оценена современниками. Даже самые талантливые из них не могли побороть искушения что-то «исправить» или «улучшить» в его произведениях, которые казались им уж слишком смелыми и новаторскими. Так сложилось, что сейчас мы знаем эту фантазию в версии Николая Римского-Корсакова, созданной уже после смерти Мусоргского. Римский-Корсаков выбрал лучшие, по его мнению, фрагменты музыки и составил из них партитуру.
Ну, а завершит программу блестящий Марш из оперы Сергея Прокофьева «Любовь к трем апельсинам», созданной в период увлечения авангардным театром.
Дирижирует концертом преподаватель Санкт-Петербургской консерватории, дирижер Симфонического оркестра Карельской филармонии и Самарского академического театра оперы и балета, маэстро Алексей Ньяга.

17.00 Открытие фестиваля «По следам артистов Самойловых. К 240-летию основателя династии» (Музей-квартира актеров Самойловых – Стремянная ул., 8).
Представители петербургской актерской династии Самойловых (1803-1948) почти полтора века находились в центре театрально-артистической жизни Петербурга. От «золотого века» Александра I до Серебряного века и советского периода их имена не сходили с театральных и концертных афиш. Гостям фестиваля предстоит совершить увлекательный экскурс в старый музыкальный Петербург, сквозь эпохи и стили. Программы фестиваля проведут слушателей от придворной музыки и танцев эпохи Александра I до артистических кабаре Серебряного века.
Участники фестиваля – выдающиеся коллективы и солирующие музыканты Петербурга: артисты Мариинского и Михайловского театров В. Феденева, К. Алиева, Е. Ушакова, Д. Закиров, артисты Академического симфонического оркестра Филармонии им. Д. Д. Шостаковича К. Куэльяр и А. Ефимовский, театр исторического танца «Малый Трианон» и другие.
Костюмированный музыкальный вечер «Европы дух изведал с детства он», которым откроется фестиваль 17 апреля, посвящен «золотому веку» русской культуры, связанному с периодом правления Александра I. Музыка и танцы – важная часть в жизни русского общества. Что звучало в императорских дворцах и домашних гостиных, какие музыкальные стили доминировали? Слушателям представят фрагмент оперы-пастиччо «Александр и Елизавета» с участием артистов театра исторического танца «Малый Трианон». Прозвучат вокальные сочинения Титова, Яковлева, трио Вебера в исполнении Т. Сманцер (сопрано), Д. Соколова (тенор), К. Куэльяр (флейта), А. Ефимовского (виолончель), Н. Эрте (фортепиано). Сюрпризом вечера станет маленький бал с участием гостей фестиваля.

18.00 Презентация книги Людмилы Зубовой «Грамматические вольности современной поэзии. 1950-2020» (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Малый зал – Литейный пр., 53).
Книга филолога и лингвиста Людмилы Зубовой показывает, как современная поэтическая культура, во многом ориентированная на выражение необычного восприятия мира, допускает и поощряет вольное обращение со всеми языковыми знаками, в том числе и с грамматическими.
Здесь анализируются грамматические аномалии в текстах русских поэтов второй половины ХХ – начала XXI века: Л. Аронзона, П. Барсковой, И. Булатовского, В. Гандельсмана, Н. Делаланд, А. Иконникова-Галицкого, В. Кривулина, А. Левина, А. Миронова, М. Степановой, С. Стратановского, А. Цветкова, Е. Шварц, О. Юрьева, М. Яснова и многих-многих других.
Вечер ведет Юрий Орлицкий.

19.00 Концерт «В Россию можно только верить» (Санкт-Петербургский театр «Мюзик-Холл» – Александровский парк, 4).
В этот день в исполнении симфонического оркестра «Северная симфония» под управлением маэстро Фабио Мастранджело прозвучит симфоническая музыка Чайковского и Римского-Корсакова.

18 апреля, понедельник

11.00 Научная конференция «На службе Отечеству. Указ о хранении прав гражданских и атрибуты государственных учреждений Российской империи» (Петропавловская крепость, конференц-холл).
Научная конференция проводится Государственным музеем истории Санкт-Петербурга в рамках программы празднования 350-летия Петра Великого. На конференции будет подписано соглашение о сотрудничестве между Государственным музеем истории Санкт-Петербурга и Ассоциацией развития культурного маршрута «Путь Петра Великого».
В 1722 году Петром I были утверждены два документа, чрезвычайно важных для регламентации государственной службы и формирования правовой сферы Российского государства.
В феврале 1722 года император Петр Великий утвердил «Табель о рангах», изменивший систему государственной службы.
17 апреля 1722 года был издан менее известный, но не менее важный указ «О хранении прав гражданских…». В этом документе формулировались положения, гарантирующие полный приоритет закона в правовой сфере и формирование нового правового пространства. В связи с появлением новой системы управления государством появились новые символы государственной власти: портреты императоров, зерцала, государственные гербы, печати и т.д., которые должны были подчеркнуть верховенство закона в Российской империи, легитимность и просвещенность власти царя.
На конференции, приуроченной к 300-летию данных петровских указов, будут обсуждаться следующие вопросы: разработка государственной символики в XVIII веке; официальный портрет в Российской империи в XVIII-XIX вв.; документы XVIII века в музейных собраниях; разработка наградной системы в XVIII веке для государственных служащих; официальные церемонии и визиты (делегации и гости в государственных учреждениях XVIII-XIX века).

19 апреля, вторник

19.00 Концертное исполнение оперы Дж. Верди «Фальстаф» (Мариинский-2 – ул. Декабристов, 34).
Концертное исполнение оперы пройдет под управлением Валерия Гергиева. В партии Фальстафа впервые можно услышать баритона Романа Бурденко; в спектакле Мариинского театра он исполнял роль Форда, а титульного героя пел только на гастролях. В комическом амплуа артист выступает не впервые: публика Мариинского театра слышала его в партии писаря Бекмессера из «Нюрнбергских мейстерзингеров», Белькоре в «Любовном напитке» и Джанни Скикки в одноименной опере Пуччини. Кроме того, внушителен список вердиевских героев в творческой биографии солиста — от Макбета до Яго.

20 апреля, среда

18.00 Лекторий при Музее Достоевского (Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского – Кузнечный пер., 5/2).
Музей Достоевского открывает новый проект – цикл лекций, посвященный разным аспектам жизни и творчества Ф. М. Достоевского. С помощью научных сотрудников музея, а также известных литературоведов, историков, краеведов и других ученых Петербурга и всей России гости лектория смогут открыть для себя неизведанного Достоевского, углубиться в тайны творческого метода писателя, увидеть его личность и окружение с необычного ракурса, заглянуть на малоизвестные страницы биографии и узнать о том, как Достоевский повлиял на дальнейшее развитие мировой культуры.
Вход на лекции – по входному билету в музей.
20 апреля в 18.00 лекторий откроется презентацией новой книги доктора филологических наук Бориса Николаевича Тихомирова «Достоевский. Литературные прогулки по Невскому проспекту. От Зимнего дворца до Знаменской площади». Книга представляет собой серию очерков, посвященных адресам на Невском проспекте в Петербурге, так или иначе связанным с биографией и/или творчеством Ф. М. Достоевского.
Программа лектория опубликована на сайте музея: https://www.md.spb.ru/kalendar_sobytij/Otkrytyj_lektorij_787/

18.30 «Дороги и дни» – вечер, посвященный писательнице Елене Ржевской (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Малый зал – Литейный пр., 53).
В гостях у Музея Анны Ахматовой – Любовь Сумм, переводчик, внучка поэта Павла Когана и писательницы, бывшего военного переводчика Елены Ржевской.
Елена Ржевская – фронтовой переводчик, дошедший во время Великой Отечественной войны с армией до Берлина, стала участником опознания обгорелого трупа Гитлера. Этому историческому событию посвящена ее книга «Берлин, май 1945», переизданная два года назад «Книжниками» с приложением из личного архива писательницы. Также вышел с обновленным научным аппаратом «Геббельс: портрет на фоне дневника». Третьей книгой в этом ряду стал сборник из двух повестей о начале войны – «От дома до фронта». На этой книге Любовь Сумм остановится более подробно, прочитает записи из фронтового дневника Елены Ржевской, покажет отрывки из ее видеоинтервью.
Вечер ведет Никита Елисеев.
Вход по билетам.

19.00 Открытие XX фестиваля «Почетные граждане Санкт-Петербурга» (Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга – наб. реки Мойки. 20).
Фестиваль вечером, посвященным 90-летию со дня рождения выдающегося хирурга и ученого Анатолия Гранова. Также в рамках фестиваля пройдут мероприятия к юбилеям прославленного актера театра и кино Евгения Лебедева, балерины Натальи Дудинской, скульптора Михаила Аникушина.

21 апреля, четверг

18.30 Презентация книги Марины Вишневецкой «Словарь перемен 2017-2018» (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Малый зал – Литейный пр., 53).
«Словарь перемен 2017–2018» – третья книга прозаика, сценариста, лауреата литературных премий Марины Вишневецкой, изданная в цикле блицсловарей, фиксирующих лексические обновления русского языка и актуализацию старых слов на протяжении последних лет.
В словарях М. Вишневецкой внимание к общественно-политической лексике сочетается с интересом к молодежному сленгу, заимствованиям из иностранных языков, мемам, окрасившим своим недолгим бытованием наше время.
Как и в прежних выпусках этой серии, словарные статьи снабжены примерами употребления лексических единиц в медиа и социальных сетях.
Издание адресовано специалистам и студентам-филологам, учителям-словесникам, переводчикам, всем, кто интересуется обогащением лексики современного русского языка и отражением в нем актуальных реалий.
В презентации примут участие филолог Светлана Друговейко-Должанская, историк Иван Курилла, писательница Наталия Соколовская.
Ведет вечер автор-составитель словаря Марина Вишневецкая.

19.00 XIX Всероссийский фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин» и конкурс на соискание Российской Национальной премии «Арлекин» 2022 года (Санкт-Петербургский государственный детский музыкальный театр «Зазеркалье» – ул. Рубинштейна, 13).
Афишу фестиваля составляют лучшие российские спектакли, адресованные детям и подросткам. Фестиваль будет проходить на сцене Детского музыкального театра «Зазеркалье», основателя «Арлекина», и других театральных площадках города: в Большом театре кукол, Упсала-Цирке, в Молодежном театре на Фонтанке, Театре Karlsson Haus, Кукольном театре сказки, на Площадке «Скороход», в Театре «Легенда» и в Доме актера им. К. С. Станиславского.
Фестиваль включает 9 конкурсных и 7 внеконкурсных спектаклей, а также специальную программу, которую составили работы, отобранные из 116 спектаклей российских театров, поставленных в течение прошлого театрального сезона. Внеконкурсная программа включает лучшие спектакли театров кукол и другие постановки, ставшие значительными событиями российского театра для детей и подростков. Специальная программа, как всегда, адресована преимущественно профессиональному сообществу – деятелям театра, чей труд связан с театром для детей и подростков, театральным педагогам, критикам, студентам театральных вузов.
Спектакли для подростков, представленные в афише «Арлекина», побуждают размышлять о ценности и полноте жизни, о любви, радости, одиночестве, дружбе, о свободе, об исторической памяти, о неоднозначности и сложности мира. Таковы спектакли «Иваново детство» Казанского ТЮЗа (режиссер Антон Фёдоров), «Василисса» московского РАМТа (режиссер Филипп Гуревич), «Нос» Севастопольского ТЮЗа в постановке Яны Туминой, «Скеллиг» Омского театра куклы, актера и маски «Арлекин» (режиссер Александр Янушкевич), «Мертвые души» московской школы «Класс-Центр» в постановке Олега Долина, а также петербургские спектакли «Перья» Упсала-Цирка (режиссер Лариса Афанасьева), «Квадрат» Плохого театра (режиссер Дмитрий Крестьянкин), «Куда исчезли мои друзья?» театра «Зазеркалье» (моноспектакль Виталия Гордиенко). Поставленный Полиной Стружковой «Сахарный ребенок» (Творческий центр «Среда» и ЦИМ) в Петербург, увы, не приедет – жюри уже посмотрело спектакль на его родной площадке в Москве.
Детская часть афиши «Арлекина» – это спектакли, будоражащие фантазию зрителей, заставляющие думать и удивляться, заряженные стихией театральной игры, наполненные высокой мерой доверия к уникальному миру, который живет внутри каждого ребенка. «Арлекин» приглашает детей на спектакли «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?» Няганского ТЮЗа (режиссер Иван Пачин), «Лето пахнет солью» Канского драматического театра (режиссер Александра Ловянникова), «35 кило надежды» Вологодского ТЮЗа (режиссеры Алла Петрик и Василий Лимонов), «О рыбаке и рыбке» петрозаводского Театра кукол в постановке Яны Туминой. Петербург представлен спектаклями «Полюс Амундсена» Большого театра кукол (режиссер Мария Критская), «Кентервильское привидение» театра Karlsson Haus (режиссер Денис Полевиков), «Кошкин дом» театра «Зазеркалье» (режиссер Александр Петров).
Специальная программа фестиваля включает множество событий, посвященных современному детскому театру, и адресована профессиональному кругу. Тут и лекция-гид по современной драматургии, и круглый стол о новых методах подготовки актера театра для детей, который проведет московский театр «Тень», и презентация деятельности «Рыбаков Фонда», развивающего и поддерживающего школьные сообщества. Уже в пятый раз пройдет двухдневный образовательный семинар (проводится в партнерстве с Институтом культурных программ Санкт-Петербурга). Тема семинара – «Театральное искусство в восприятии детей и подростков: психологические и творческие аспекты». Состоится традиционная для «Арлекина» трехдневная лаборатория молодых режиссеров и драматургов «Маленькая ремарка», представляющая лучшие пьесы шорт-листа конкурса новой драматургии для детей и подростков «Маленькая ремарка». События специальной программы, как всегда, открыты и бесплатны для всех.
Завершит фестиваль церемония награждения лауреатов премии «Арлекин», которую проведут сами дети – знаменитая московская школа «Класс-центр», а режиссером выступит директор школы Сергей Казарновский. Вход на этот финальный спектакль в театре «Зазеркалье» будет свободен для всех, кому интересна интрига конкурса «Арлекин»-2022.
Жюри фестиваля во главе с артисткой Ириной Соколовой предстоит оценить работу лучшего режиссера, актера, художника, композитора, балетмейстера. И, конечно, выбрать наилучший среди удивительно разных и притом действительно лучших российских спектаклей для детей. Театр, победивший в номинации «Лучший спектакль», обретет серебряную статуэтку Арлекина (автор – Андрей Ананов), и денежную премию на постановку нового детского спектакля.

22 апреля, пятница

11.00 31-я выставка старинных автомобилей «Олдтаймер-Галерея» (КВЦ «Экспофорум», зал F – Петербургское шоссе, 64/1).
Именно в Санкт-Петербурге в 1907 году был основан Собственный Его Императорского Величества Гараж. Именно в городе на Неве под патронажем Императорского Российского Автомобильного Общества проводились первые международные автомобильные выставки, именно из Петербурга стартовали первые автомобильные пробеги на Императорский Приз.

Главной темой «Олдтаймер-Галереи» станет 115-летие Собственного Его Императорского Величества Гаража. Этому событию будет посвящена отдельная экспозиция – «Царский выезд». Центральный экспонат – автомобиль любимой марки Николая II «Делоне Бельвилль» предоставит московский Музей Гаража особого назначения – главный партнер выставки.
Участниками 31-й Олдтаймер-Галереи на этот раз станут не только реставрационные мастерские из Москвы и Петербурга, но и исторические клубы, коллекционеры и реставраторы из Екатеринбурга, Казани, Чебоксар, Уфы, других городов и регионов России. На выставке будут представлены: пожарные автомобили и мотоциклы, пассажирский транспорт, военная техника, рекордно-гоночные автомобили, советская и зарубежная классика – более сотни уникальных колесных экспонатов.

18.30 Вечер памяти Андрея Антоновича Горенко (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Большой зал – Литейный пр., 53).
Андрей Антонович Горенко (1848-1915) – отец Анны Ахматовой. Моряк, капитан 2-го ранга, «отставной инженер-механик флота», статский советник, он умер в 1915 году и был похоронен на Волковском православном кладбище. Могила его уже в 1930-е годы была утеряна.
Инициативная группа преподавателей и учеников гимназии № 171 выступила с предложением установить кенотаф – дань памяти А. А. Горенко. В рамках подготовки к этому событию учителя и учащиеся этой гимназии представляют литературно-музыкальную композицию и фрагменты спектакля «Все души милых на высоких звездах…» Со вступительным словом о проекте выступит учитель истории гимназии № 171, петербургский некрополист Андрей Кустов.
Вход свободный.

19.00 Концерт из абонемента «Виват, ансамбль!» (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича, Малый зал им. М. И. Глинки – Невский пр., 30).
Прозвучит камерная музыка немецких композиторов для флейты, фортепиано, голоса и альта. Флейтист Николай Попов, певица и виолончелистка Наталья Савинова, альтистка Евгения Попова и пианист Виктор Ямпольский выйдут на сценц, чтобы исполнить шедевры Иоганна Себастьяна Баха и Карла Филиппа Эммануила Баха, Франца Шуберта, Иоганнеса Брамса и Карла Марии фон Вебера.

19.30 Специальный показ спектакля Тимура Бекмамбетова «Ходжа Насреддин» в рамках проекта «Золотая маска в кино» (Кинотеатр «Аврора» – Невский пр., 60).
Кукольный спектакль режиссера Тимура Бекмамбетова — это и сказка, и философская притча, и восточная «Одиссея» с аллюзиями на русскую литературу. Куклы Анны Викторовой достаточно сложно устроены – каждая со своей собственной психологией, темпераментом, характером. «Голосами» фигур работают Евгений Миронов, Константин Хабенский, Виктор Вержбицкий, Елизавета Боярская.
После просмотра состоится обсуждение спектакля с режиссером, художником-постановщиком и автором кукол Анной Викторовой, кукольником Евгением Шавкуновым и мастером по куклам Виктором Антоновым.

23 апреля, суббота

Фестиваль исполнителей на русских народных инструментах имени Виктора Алексеевича Игонина (Санкт-Петербургское музыкальное училище имени Н. А. Римского-Корсакова – пер. Матвеева, 1 А).
Нынешний фестиваль посвящен 140-летию Музыкального училища имени Н. А. Римского-Корсакова. В рамках фестиваля пройдут концерты юных солистов и ансамблей, открытые мастер-классы и курсы повышения квалификации для педагогов дополнительного образования.

16.00 «Сквозь звук и время» – концертная программа симфонического оркестра Санкт-Петербурга (Музей-усадьба Г. Р. Державина – наб. реки Фонтанки, 118).
В концертной программе прозвучат произведения трех столетий.
Светлый и торжественный Бранденбургский концерт № 3 Иоганна Себастьяна Баха является частью серии, состоящей из шести оркестровых сочинений. Концерты, написанные примерно в 1721 году, были преподнесены композитором в качестве подарка с учтивым посвящением маркграфу Христиану Людвигу Бранденбургскому, в честь которого и получили свое название.
Серенада для струнного оркестра Петра Чайковского впервые была исполнена в Петербурге в 1880 году. В письме к своей покровительнице, другу и меценату Надежде фон Мекк композитор отмечал: «Это вещь прочувствованная и потому, смею думать, не лишенная настоящих достоинств».
Проникновенный драматизм Альфреда Шнитке в полной мере проявился в Кончерто гроссо № 1 для двух скрипок, клавесина, подготовленного фортепиано и струнного оркестра, в котором композитор объединил старинный жанр концерта и музыкальные интонации XX века.
Солисты: Екатерина Будникова (скрипка), Ольга Абакумова (скрипка).
Дирижер – Игорь Пономаренко.

18.00 Гала-концерт XVII Международного конкурса-фестиваля студентов творческих вузов «Поющая маска» им. Андрея Петрова (Учебный театр «На Моховой» – Моховая ул., 35).
Вокальный конкурс-фестиваль «Поющая маска» вырос из ежегодного вокального конкурса студентов Театральной академии, который проводился в стенах одного из старейших российских вузов долгие годы. В статусе фестиваля «Поющая маска» существует десять лет. В фестивале традиционно участвуют представители ведущих театральных школ России и зарубежья.
Победителей конкурса определяет экспертное жюри, в состав которого входят педагоги РГИСИ, ведущие артисты, режиссеры, композиторы музыкальных и драматических театров Санкт-Петербурга, деятели культуры.
В рамках фестиваля проходят круглые столы, научные конференции и мастер-классы на темы, связанные с жанром актерской песни. В жюри конкурса – опытные педагоги и артисты ведущих театров северной столицы.
В этом году конкурс пройдет с 20 по 24 апреля. Торжественное награждение и гала-концерт пройдет 23 апреля. Концерт лауреатов – 24 апреля.

19.00 Концерт Государственного Русского концертного оркестра Санкт-Петербурга (Музей-усадьба Г. Р. Державина – наб. реки Фонтанки, 118).
В концертной программе прозвучат шедевры европейской и русской классической музыки: музыка из сюит Эдварда Грига «Пер Гюнт», фрагменты из циклов Петра Чайковского «Времена года» и Модеста Мусоргского «Картинки с выставки» и инструментальные миниатюры Михаила Глинки.

24 апреля, воскресенье

15.00 Экспериментальный концерт-лекция «Как рождалась первая великая русская симфония» (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Автор и ведущая концерта – известный петербургский музыковед Наталия Энтелис – посвящает лекцию погружению в мир Четвертой симфонии Чайковского. Сочинение прозвучит во втором отделении концерта в исполнении Академического симфонического оркестра филармонии под управлением Анатолия Рыбалко; в первом, лекционном, отделении коллектив и дирижер исполнят фрагменты музыки Глинки, Чайковского и Бетховена, которые помогут слушателям глубже проникнуть в суть описываемых в лекции явлений.

15.00 Открытие нового музыкального сезона в Концертном зале Павловского дворца (ГМЗ «Павловск» – г. Павловск, ул. Садовая, 20).
Музей-заповедник «Павловск» открывает новый музыкальный сезон в Концертном зале Павловского дворца. Любителей различных музыкальных стилей и жанров ждет встреча с камерным трио «Atteso» (Инна Черепанова — флейта, Кирилл Таченко — виолончель, Михаил Кашеутов — гитара). Сочетание деревянных духовых, смычковых и щипковых инструментов создает красочную палитру звуков и тембров. Прозвучат произведения Паганини, Джулиани, Вила-Лобоса, Пьяццоллы.
1 мая пианист Николай Мажара представит «Музыкальные шедевры». В программе — знаменитая «Лунная» соната Бетховена, «Колыбельная» и «Фантазия-экспромт» Шопена, «Ave Maria» Шуберта и «Мефисто-вальс» Листа.
8 мая в Концертном зале Павловского дворца будут звучать произведения русских и советских композиторов. Программу «Популярная классика и советские песни» исполнят лауреаты международных конкурсов Анастасия Мазанкина (фортепиано), оперная певица Инесса Новик (сопрано), солист Академии молодых оперных певцов Мариинского театра Анатолий Трухин (тенор).
Камерный ансамбль «VivaMuse» 15 мая приглашает любителей музыки на концерт «Высокое барокко». В программе — виртуозные инструментальные концерты Вивальди и Корелли, вокальные жемчужины Генделя и Пёрселла в исполнении Людмилы Сиденко (меццо-сопрано) и Александры Репиной (сопрано).
Начало концертов в 15.00.
В программе возможны изменения.

25 апреля, понедельник

19.00 Спектакль «Фальшивая нота» (Театр им. Ленсовета – Владимирский пр.,12).
В основе спектакля – пьеса современного французского писателя Дидье Карона (род.1963), написанная в 2017 году.
Всемирно известный дирижер, только что завершивший концерт в Женевской филармонии, недоволен оркестром, раздражен и раздосадован. Но в гримерку врывается странноватый восторженный поклонник и просит автограф, расточая комплименты. Встреча изменит жизнь каждого, дуэль двух характеров, поединок двух личностей будут держать в напряжении до непредсказуемой детективной развязки.
Владимир Петров: «Если говорить о психологии, то пьеса дает возможность актерам прожить широчайший спектр человеческих чувств: от величия до полного падения, от превосходства до раскаяния, пройти путь от торжества до краха. Пьеса заставляет задуматься о соразмерности преступления и расплаты за него, о пафосе справедливого отмщения и безжалостной изощренности мести. Этот вполне детективный сюжет несет в себе неразрешимые вопросы этического плана. Фальшивая нота в пронизанной музыкой пьесе имеет отношение не только к скрипичной аппликатуре, но и к целиком прожитой жизни персонажей. Зритель, как дирижер с тонким слухом, должен будет услышать, кому принадлежит фальшивый звук в головоломной партитуре пьесы. И какова цена достижения гармонии — и в последнем аккорде, и в финальном поступке.
Постановка Владимира Петрова. Художник – Мария Брянцева. В спектакле заняты артисты Семён Стругачёв и Артур Ваха.

Открытие выставки «Четвертое столетие с именем Петра» (Шереметевский дворец – Музей музыки — наб. реки Фонтанки, 34).
1712 год – точка отсчета истории Фонтанного дома в новой столице Российского государства. В год 350-летия со дня рождения Петра I исполняется 310 лет с момента основания усадьбы и 370 лет со дня рождения первого ее владельца – государственного деятеля, полководца, сподвижника Петра I графа Б. П. Шереметева.
Ему принадлежит слава первого победителя над войсками неприятеля в Северной войне, многолетняя репутация главы русской армии в звании генерал-фельдмаршала, исключительное право быть героем народных песен в образе былинного богатыря, подтвержденное реноме искусного дипломата, престиж крепкого вотчинника, благотворителя и благородного человека.
О взаимоотношениях Петра I и Бориса Петровича Шереметева, о современной истории усадьбы как места исторической памяти «начала славных дел» повествует выставочный проект «Четыре столетия с именем Петра», соединяющий раннюю историю Санкт-Петербурга и сегодняшний день Музея музыки, в котором хранится коллекция редчайших музыкальных инструментов как допетровской Руси, так и пост петровского времени.
Среди уникальных экспонатов музейной коллекции музыкальных инструментов – современников эпохи славных дел – сохранилась литавра, на корпусе которой изображена сцена поднесения Петру I титула Императора Всероссийского.
Большая часть жизни фельдмаршала прошла в военных походах под звуки сигналов военных барабанов. «Барабанцы» и «набаты» были любимыми инструментами Петра I еще в детстве – будущий император состоял барабанщиком первой роты «потешного» Преображенского полка. Простым драгунским барабаном Петр владел виртуозно. Жизненный путь фельдмаршала как главы русской армии прошел под звуки военных сигналов полковых оркестров.
На выставке дуэт двух исторических деятелей будет представлен в портретах, каждый из которых имеет свою историю создания и бытования.

26 апреля, вторник

19.00 Концерт звезды мировой оперы Хиблы Герзмава (БКЗ Октябрьский – Лиговский пр., 6).
Хибла Герзмава (род.1970) блестяще исполняет и сложнейшие оперные партии (сопрано), и джазовые композиции. Именно эти качества делают её уникальным явлением на российской оперной сцене. Мировую известность певице принесли выступления в Мариинском театре, Лондонской Королевской опере «Ковент-Гарден», Метрополитен-опере, Венской опере, Римской опере, парижской Гранд Опера, Цюрихской опере, миланском театре Ла Скала, королевском оперном театре Мадрида и на других крупнейших сценических площадках мира.
Критики отмечают не только особенный голос певицы, сочетающий силу и мощь и почти молитвенный лиризм (в Метрополитен-опере ее колоратуру называли «синим бархатом») но и ее яркую сценичность. Хибла Герзмава – одна из самых стильных и артистичных оперных певиц в мире. «Певица нового типа, когда важен не только голос, но и изящество движения по сцене, актёрская игра».
В своих художественных вкусах Хибла Герзмава не ограничивается одной лишь оперой. Ее эксперименты в жанре кроссовер – на стыке классической музыки, блюза и джаза – сделали имя певицы знаменитым и на джазовой сцене. А исполнение лирических и народных песен традиционно восхищает слушателей, вызывая слезы на глазах и желание слышать её голос вновь и вновь.

27 апреля, среда

19.00 Премьера спектакля «Одна абсолютно счастливая деревня» (Театр Цехъ – Чкаловский пр., 12\20).
Спектакль создан по мотивам повести Бориса Вахтина «Одна абсолютно счастливая деревня». Эта повесть – одно из ярчайших явлений ленинградского самиздата 60-х годов прошлого века. Сам автор называет свою повесть песней. Эта песня несет в себе исконное русское мироощущение, в ней сказываются особенности «русской души», многовековой уклад деревенской жизни, который сохраняет в себе нечто сущностное.
Здесь, в пронизанном поэзией мире, Земля, Небо и Река одухотворены, а душа бессмертна, здесь война может убить отдельного человека, но ничего не может противопоставить исконной многовековой народной мудрости и впитанным из деревенского воздуха и речной воды представлениям о добре и зле.
Однако герои предчувствуют, что рано или поздно деревня исчезнет с лица земли и связующая нить времен оборвется. Но станет ли земля счастливее без одной абсолютно счастливой деревни?
Режиссер– Екатерина Ханжарова. Художник – Роман Муромцев. Музыкальный руководитель – Михаил Кудрин.
Участники: Михеев – Иван Шарый, Постаногов – Михаил Фадеев, Полина – Екатерина Ильина, Пугало Огородное – Роман Ласыгин, Франц – Владимир Лесных.

19.00 «Русская меланхолия-II» – концерт МолОт– ансамбля, приуроченный к 10-летию коллектива (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича, Малый зал им. М. И. Глинки – Невский пр., 30).
Событие приурочено к 10-летию коллектива. Это совместный проект Международной гильдии молодых музыкантов «МолОт» Российского музыкального союза и независимого проекта «Enterpriserusart» («Антреприза русского искусства»).
В программе прозвучат современные произведения Настасьи Хрущёвой, Артура Зобнина, Алексея Глазкова, Ярослава Судзиловского, Светланы Лавровой, а также – поклон шедеврам русской классики – сочинениям Чайковского, Скрябина, Лядова, Цыбина и Гедике.
Сочинения концерта объединяет тема, вынесенная в заглавие – меланхолия, присущая менталитету русского человека, оказывающая влияние на его жизнь и вдохновляющая на творчество.

19.00 Премьера оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама» в исполнении студентов Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова (Санкт-Петербургский театр «Мюзик-Холл» – Александровский парк, 4).
Самая «петербургская» и самая «симфоническая» опера, созданная по повести Пушкина, была написана в рекордные сроки – за 44 дня. Автор либретто – брат композитора Модест Чайковский. «Пиковая дама» вошла в топ мирового оперного репертуара, пользуясь неизменным успехом у публики и привлекая внимание многочисленных режиссеров, создателей самых неожиданных версий. Одна из них воплотилась в долгожданной премьере Санкт-Петербургской консерватории. В проекте задействованы хор, симфонический оркестр и студенты кафедры сольного пения. Музыкальный руководитель и дирижер – ректор консерватории Алексей Васильев. Режиссер – заведующий кафедрой оперной подготовки Алексей Степанюк.

28 апреля, четверг

Творческие встречи с режиссерами и показ двух киноработ – победителей V Международного кинофестиваля стран Арктики Arctic open (Киностудия «Ленфильм» – Каменноостровский пр., 10).
Свой дебют в области игрового кино представит актер и режиссер Ринат Ташимов. Зрители увидят его фильм «Второе солнце». В своем фильме режиссер рассказывает историю жителей одной татарской деревни, в которой переплетаются местные обычаи и национальный колорит. Потерявшие мужей Латифа и Месавара пытаются разобраться, как существовать в одиночестве. История разделена на несколько глав, в ходе которых судьбы жителей маленькой деревушки тесно переплетаются.
29 апреля зрители студии «Ленфильм» увидят якутский киноальманах «Ыт». Киноистории представит один из авторов работы Степан Бурнашев. Фильм снят в соавторстве с якутским режиссером Дмитрием Давыдовым.
Семь деревенских историй о добрых и злых соседях. Маленький сын берет без спроса ружье своего отца и одалживает другу. Деревенский глава узнает, что молодой парень привез невесту в дом, но знакомство с родственниками обернулось опасным конфликтом, и только он может не довести до трагедии. Глава молодой семьи продает дом родственницы и случайно теряет деньги, из-за чего у него начинают портиться отношения с женой. Смогут ли они сохранить семью? Всем героям предстоит нелегкий выбор.

Открытие выставки «ГИК №1. Дело агента Сапфир» (Театральный музей – ул. Зодчего Росси, 2А).
Выставка посвящена ранее неизвестным страницам истории формирования коллекции Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства. Какие экспонаты первыми поступили в музей и библиотеку? Какие личности и незаурядные судьбы с ними связаны? Выставка «ГИК № 1» впервые дает ответы на эти вопросы и добавляет в историю коллекционирования новое имя И. Ф. Манасевича-Мануйлова. «ГИК №1. Дело агента Сапфир» – партнерский проект двух старейших, связанных единой историей институций Санкт-Петербурга – Музея театрального и музыкального искусства и Театральной библиотеки.

16.00 Творческая встреча с артистом Театра на Васильевском Михаилом Михайловичем Николаевым в рамках проекта «Театральный Петербург» (Театрально-концертный зал Библиотечно-культурного комплекса им. А. В. Молчанова – Ленинский пр., 115).
Михаил Николаев творчески объединяет московскую и петербургскую театральные школы, он учился в Школе-студии МХАТ, а оканчивал ЛГИТМиК по классу Владимира Петрова. Работал в Александринском театре, Театре комедии им. Н. П. Акимова, театре «Буфф», в «Приюте комедианта», в разнообразных антрепризных проектах. С января 2007 года Михаил Николаев – ведущий артист Театра на Васильевском.
За 15 лет работы в Театре на Васильевском Михаил Николаев сыграл 25 ролей современного и классического репертуара.
В прошлом сезоне зрители и театральные критики смогли увидеть Михаила Николаева в новых работах: «1984» по роману Джорджа Оруэлла в постановке Виталия Любского на сцене Городского театра, «Таланты и поклонники» по пьесе Александра Островского в постановке Александра Баргмана на сцене Театра имени Андрея Миронова, «Орфей спускается в ад» по пьесе Теннесси Уильямса в постановке Александра Баргмана на сцене Театра на Васильевском.
В Шереметевском дворце прошла премьера музыкального спектакля «Дягилев. Последние дни. Сцены из жизни Сергея Дягилева и Миси Серт» в постановке Романа Габриа. Роль Дягилева исполнил Михаил Николаев, роль Миси Серт – пианистка Полина Осетинская. Премьера спектакля прошла в рамках фестиваля «Дягилев P.S.».
Помимо работы в театре Михаил Николаев снимается в кино, участвует в спектаклях антрепризных театров.
Обязательна регистрация по телефону: 752 01 29.

18.00 «Посвящение Мастеру. Голос прекрасного века» – концерт, посвященный юбилею профессора РГИСИ Галины Андреевны Барышевой (Учебный театр «На Моховой» – Моховая ул., 35).
По доброй традиции, ко дню рождения Мастера ученики подготовят музыкальные подарки и сюрпризы. В праздничном вечере примут участие выпускники разных лет: артисты Олег Погудин, Евгений Дятлов, Манана Гогитидзе, Алёна Биккулова, Елена Коробейникова, Юлия Рудина, Ирина Савицкова и многие другие. В их исполнении прозвучат романсы, мелодии из любимых кинофильмов и эстрадные композиции.
Особое поздравление готовят к юбилею студенты и выпускники мастерской Семёна Спивака, где в последние годы преподает Галина Андреевна.
Концерт проходит в рамках юбилея факультета музыкального театра и эстрадного искусства РГИСИ.

19.00 Концерт симфонического оркестра Республики Татарстан в рамках турне, посвященного 140-летию со дня рождения Игоря Стравинского (Концертный зал Мариинского театра – ул. Писарева, 20).
Симфонический оркестр Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского представит музыку Стравинского еще в четырех российских городах: Москве, Перми, Сочи и Казани. Турне пройдет с 25 по 30 апреля.
Программу концертов составят сюита из балета «Жар-птица» (редакция 1919 г.), Концерт для скрипки с оркестром ре мажор и музыка балета «Весна священная». Вместе с ГАСО РТ и Александром Сладковским в концертах примет участие солист Московской филармонии Павел Милюков (скрипка).

29 апреля, пятница

19.00 Премьера спектакля «Лжец» по пьесе Карло Гольдони в постановке Ферруччо Меризи (ТЮЗ им. А. А. Брянцева, Большая сцена – Пионерская пл., 1).
Ферруччо Меризи – известный итальянский режиссер, директор экспериментальной актерской школы, писатель, театральный педагог, руководитель международного театрального фестиваля «Странствующий Арлекин».
В постановочной команде спектакля театральные специалисты из Италии и России: художник по костюмам Элеттра Дель Мистро, композитор Паоло Йус, художник Надежда Осипова, художник по свету Максим Греллер, ассистент режиссера и переводчик Дарья Садовская.
Итальянские мастера – Лючия Дзагет и Джулия Колусси – специально для артистов спектакля «Лжец» создают настоящие маски комедии дель арте.
В 1750 году великий итальянец Карло Гольдони написал на спор 16 пьес, среди которых, были такие шедевры, как «Лжец», «Кофейня», «Бабьи сплетни». Драматург сохранял в своих комедиях популярные маски народной итальянской комедии дель арте. Но его герои, унаследованные от комедии масок, приобретали узнаваемые общечеловеческие черты, это живые люди, вовлеченные в водоворот событий. Гольдони брал сюжеты, «в которых разрабатываются характеры, ибо они являются источником хорошей комедии».
«Лжец» – одна из лучших пьес автора, образец комедии характеров и положений, с невероятной интригой, лихо закрученным сюжетом, яркими персонажами. В ней Гольдони делает главным импровизатором выдумщика и фантазера Лелио. Этот молодой повеса, сын венецианского купца Панталоне, возвращается в Венецию после учебы в Неаполе, где вел жизнь, полную приключений. Он сразу же становится свидетелем любовного объяснения, ввязывается в интригу, а далее – вихрь любовных неразберих, комических положений, смены масок, обманов, превращений.
В спектакле заняты: Дмитрий Ткаченко, Алиса Золоткова, Виталий Кононов, Владимир Чернышов, Радик Галиуллин, Артемий Веселов, Кузьма Стомаченко, Анна Мигицко, Никита Остриков, Оксана Глушкова, Кирилл Таскин, Илья Божедомов, Ирина Волкова.

30 апреля, суббота

18.00 Премьера спектакля «Двенадцатая ночь» (Театр им. Ленсовета – Владимирский пр.., 12).
Знаменитая пьеса Шекспира «Двенадцатая ночь» – волшебная сказка, игра театральная, любовная, наивная и азартная. Действие комедии происходит в вымышленной стране Иллирии. Правитель Иллирии герцог Орсино влюблен во вдовствующую графиню Оливию. Близнецы — брат и сестра Себастьян и Виола – после кораблекрушения потеряли друг друга. Виола, переодевшись в мужскую одежду, появляется при дворе Орсино. Герцогу пришёлся по душе молодой человек по имени Цезарио (это имя взяла себе Виола). Оливия, приняв Цезарио за юношу, влюбляется в него. Любовный переполох, витальный вихрь столкновений и интриг.
Переводы с английского: Э.Линецкой, Д.Самойлова, М.Лозинского, А.Кронеберга, П.Вейнберга.
Сценическая редакция текста – Иван Поповски и Иван Рябенко.
Режиссёр-постановщик – Иван Поповски. Ведёт спектакль Юлия Мищенко.

18.00 Лекция Дмитрия Попова «Этика эпохи цифры» (Библиотека Планетарий 1 – наб. Обводного канала, 74, лит.Ц).
Современные коммуникации изменили наше представление не только о прошлом, настоящем и будущем, но и о самой сути обсуждаемых явлений. Этика, понимаемая и представляемая как система координат общественных и деловых отношений, стремительно меняется, или возможно меняемся мы в своих этических воззрениях о норме и нравах. Социальная инженерия, культура отмены и цифровой этикет станут предметом обсуждений на встрече с преподавателем, доцентом гуманитарного института СПбПУ Дмитрием Поповым.

 

Уважаемые друзья портала «Русская культура»!
Если вы осведомлены о каком-либо предстоящем событии, которое, на ваш взгляд, является важным явлением в культуре Санкт-Петербурга, и вы готовы аргументированно обосновать его уникальное значение и необходимость публикации на страницах нашего портала, просим направлять письма по адресу: kalendar.sobitiy.spb@gmail.com