1 декабря, среда

18.30 Открытие выставки «Хрупкое прошлое» (Музей-квартира Н.А.Римского-Корсакова – Загородный пр., 28).
Уникальное собрание подлинных предметов коллекции, связанной с именем Римского-Корсакова, продолжало пополняться после открытия музея в 1971 году. Внучкой композитора Татьяной Владимировной Римской-Корсаковой в 1998 году были подарены музею три коробки негативов на стекле. Это кадры, сделанные в квартире на Загородном проспекте и во дворе дома сыновьями композитора Андреем и Владимиром Римскими-Корсаковыми. Бесценные свидетельства моментов жизни семьи Римских-Корсаковых в квартире на Загородном проспекте сохранились не только в виде экспонатов на стекле, но и в виде отпечатков со стекол, которые долгие годы находились в семейных альбомах, а затем были переданы в музей. Снимки большей частью не «постановочные», это живая жизнь семьи. Можно увидеть коллег и учеников, детей и внуков композитора, прислугу, которая становилась частью семьи, домашнего доктора, любимца семьи пойнтера Рекса. Сложилась уникальная мозаика из 81 кадра.
В этом году музею исполняется 50 лет, и в программе концерта прозвучат романсы, арии из опер, камерные сочинения Римского-Корсакова и его ближайшего окружения: Балакирева, Мусоргского, Бородина и Кюи.

18.30 Открытие выставки «Старые мастера. Путешествие во времени» (Восточный корпус Музея-усадьбы Г. Р. Державина – наб. реки Фонтанки, 118, 2 этаж).
На выставке представлена западноевропейская живопись и графика XIV-XVIII веков из частных собраний Москвы и Петербурга. В экспозиции – работы Рембрандта, Альбрехта Дюрера, Франса Снайдерса, Питера де Хоха, Франческо Морандини и других художников.
Наиболее ранней и одной из самых интересных живописных работ на выставке стала «Мадонна с младенцем, держащим в руках щегла» сиенской школы, мастерской Никколо ди Сенья, первой половины XIV века. Также будет представлена работа «Мадонна с младенцем и грушей» кисти Франческо Верла (1470-1521), одного из самых редких и удивительных художников умбрийской школы эпохи Высокого Возрождения.
Еще одно редкое полотно на выставке — «Хозяйка и служанка в интерьере» Питера де Хоха (1624 1 – 684). Это единственная на сегодня работа мастера из частной коллекции в России. Всего в российских музеях (Государственном Эрмитаже и ГМИИ им. А. С. Пушкина) хранятся четыре картины живописца. Питер де Хох относится к блестящей плеяде художников Золотого века голландской живописи.
Внимание зрителей также привлечет картина «Святое семейство с маленьким св. Иоанном Крестителем» флорентийца Франческо Морандини (1544 – 1597), мастера Высокого Возрождения. Художник был ассистентом Джорджо Вазари, принимал участие в росписи палаццо Веккьо (1555 – 1561) и Студиоло Франческо I Медичи, великого герцога Тосканы.
Проект «Старые мастера. Путешествие во времени» посвящен двум великим собирателям: Петру Великому и ученому-географу Петру Семёнову – Тян-Шанскому, который один из первых пошел по пути систематизации и использования научной базы для создания частных коллекций. К выставке организаторы подготовили обширную культурную программу с иммерсивными спектаклями, публичными лекциями известных историков, музыковедов, теологов, а также музыкальные концерты и мастер-классы.
Выставка открыта до 31 мая.

19.00 Фестиваль «Золотая Маска» в Санкт-Петербурге (БДТ им. Г. А. Товстоногова – наб. реки Фонтанки, 65).
Фестиваль открывается спектаклем «Иранская конференция» Виктора Рыжакова (Театр Наций). Спектакль будет показан на сцене БДТ им. Г. А. Товстоногова.
3 декабря в 19.00 и 4 декабря в 15.00 в Белой комнате ТЮЗа им. А. А. Брянцева — спектакль-премьера 2021 года «Где мой дом?» Камы Гинкаса (Театр МТЮЗ) по пьесе молодого драматурга Сергея Давыдова «Республика».
4 и 5 декабря на Каменноостровской сцене БДТ им. Г. А. Товстоногова — спектакль-номинант 2022 года «Ходжа Насреддин» Тимура Бекмамбетова и Анны Викторовой (Театр Наций). Начало спектаклей в 15.00 и 19.00.
5 декабря на сцене театра «Балтийский дом» – спектакль «Проблема» Алексея Бородина (Российский академический Молодежный театр) по последней пьесе знаменитого британского драматурга и современного классика сэра Тома Стоппарда. Начало спектакля в 19.00.
Завершится 11-й Фестиваль «Золотая маска» в Санкт-Петербурге спектаклем-номинантом 2022 года «Сын» Юрия Бутусова (Российский академический Молодежный театр) на сцене Александринского театра. Начало спектакля в 19.00.

19.00 «Парад оркестров», проект Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (Театр «Мюзик-Холл» – Александровский парк, 4).
В течение одного вечера предстоит незабываемое музыкальное путешествие в сопровождении пяти оркестров прославленного музыкального вуза. Камерный и духовой оркестры, оркестр русских народных инструментов и оркестр баянистов и аккордеонистов, и, конечно же, Симфонический оркестр Санкт-Петербургской консерватории под руководством ректора, заслуженного артиста России Алексея Васильева представят широчайший спектр русской и западноевропейской музыки. В программе: сочинения Бриттена и Чайковского, Гершвина, Бернстайна и других композиторов. С музыкальным приветствием выступит симфонический оркестр театра «Мюзик-Холл» «Северная Симфония» под управлением маэстро Фабио Мастранджело.

19.00 Премьера рок-оперы Эдуарда Артемьева «Преступление и наказание» по роману Ф. М. Достоевского (КСК «Тинькофф Арена» – Приморский пр., 80).
В новом сочинении Эдуарда Артемьева есть рок, джаз, электроника, русский фольклор, академический симфонический оркестр, оперное пение и городской романс. Именно такой музыкальный язык, вмещающий в себя самые разные жанры, стили и звуки, способен передать вселенную романа Федора Достоевского – дать свою особенную речь каждому герою, а также создать в музыке огромный мир, спрятанный Достоевским за текстом и сюжетом – страдания и любовь, необходимость нравственного выбора, конфликт бренного сиюминутного и божественного, преступление, раскаяние и искупление. Идея оперы принадлежит Андрону Кончаловскому, стихи – Юрия Ряшенцева.
В спектакле заняты около 300 человек: большой симфонический оркестр Санкт-Петербургской государственной консерватории, ансамбль народных инструментов, несколько синтезаторов, рок-группа, солисты-вокалисты, хор Михайловского театра, два народных вокальных ансамбля.
Дирижер – Сезар Альварес, режиссер – Ольга Маликова, художник по костюмам – Иван Глазунов.

20.00 Концерт к 75-летию композитора Виктора Плешака (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича, Большой зал – Михайловская ул., 2).
В концерте прозвучат фрагменты сочинений автора разных лет, их исполнит Государственный академический русский оркестр имени В. В. Андреева, с которым Виктора Плешака связывают долгие годы плодотворного сотрудничества и серия масштабных музыкальных премьер последних лет. За дирижерским пультом – Дмитрий Хохлов.
В концерте примут участие: Светлана Москаленко (сопрано), Дарья Тарасова (сопрано), Александр Михайлов (тенор), Александр Шахов (баритон).

2 декабря, четверг

19.00 Премьера фильма Рената Давлетьярова «Летчик» (Кинотеатр «Формула кино Галерея» – Лиговский пр., 30).
Новый фильм Рената Давлетьярова «Летчик», рассказывающий о подвиге советских воздушных асов, выходит на экраны российских кинотеатров накануне 80-й годовщины контрнаступления войск Красной армии под Москвой, во время которого и развиваются события фильма.
В центре сюжета – история советского летчика Николая Комлева, чей самолет был сбит во время воздушного боя зимой 1941 года. Пилот получил ранение, но выжил и на протяжении нескольких дней пробирался к своим.
Николай Комлев – собирательный образ героического советского летчика. Широко известна судьба Алексея Петровича Маресьева, о чьем подвиге военный корреспондент Борис Полевой написал «Повесть о настоящем человеке». Однако это лишь одна история подобного подвига. Советских летчиков-героев, вернувшихся в авиацию после ампутации ног, было девять, их имена: Леонид Георгиевич Белоусов, Александр Иванович Грисенко, Георгий Павлович Кузьмин, Михаил Николаевич Левицкий, Иван Степанович Любимов, Илья Антонович Маликов, Захар Артемович Сорокин, Иван Михайлович Киселев. При создании фильма авторы отдали дань уважения всем им, их истории можно узнать в финальных титрах фильма.

3 декабря, пятница

14.00 Торжественное подписание соглашения о сотрудничестве между Российской национальной библиотекой и Высшей школой менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета в рамках нового просветительского профориентационного проекта для старшеклассников «Гуманитариум» (Главное здание Российской национальной библиотеки – Садовая ул., 18).
В ноябре 2021 года Российская национальная библиотека, Высшая школа менеджмента СПбГУ и Академия талантов при участии ведущих экспертов в области гуманитарных наук и литературы провели на своих площадках первую совместную профильную смену «Гуманитариум» для петербургских школьников. Это интенсивная образовательная программа, в рамках которой были организованы лекции, мастер-классы и семинары. Участники познакомились с теоретическими основами литературы и истории, узнали, какие гуманитарные профессии актуальны сегодня и как не только создать, но и реализовать собственный проект в культуре или науке.
Ребятам были предложены четыре тематических блока: «Литература и библиотека», «Текст в искусстве», «Работа со словом», «Слово и современные технологии». По итогу их изучения школьники смогли определиться с формой итогового проекта (литературное эссе, видеоклип или другой формат, основанный на тексте) и его дальнейшей реализацией в учреждениях культуры, науки, образования.

19.00 VIII Российско-итальянский кинофестиваль RIFF (Киноцентр «Родина» – ул. Караванная, 12).
Торжественное открытие состоится в Большом зале киноцентра «Родина». Фильмом открытия станет комедия «Из Италии на Восток» (EST, реж. Антонио Пизу).
Уже в восьмой раз на фестивале RIFF будет представлена самая обширная в России программа итальянских фильмов – 17 картин: от лидеров бокс-офиса, победивших на мировых кинофестивалях, до картин независимых режиссеров, которые не доходят до проката; от докуфикшн до сборников короткого метра. Каждый показ – петербургская премьера. Зрители увидят новейшие работы знаковых итальянских режиссеров и актеров, среди которых Пупи Авати, Джорджо Пазотти, Алессандро Гассманн, Валерия Бруни-Тедески, Микаэла Рамаццотти. В рамках фестиваля пройдут День Неаполя и День севера Италии с показом картин, передающих атмосферу разных итальянских регионов.
Особым событием станет показ программы «Великие женщины итальянского кинематографа». В нее вошли документальные фильмы: «Страсть Анны Маньяни» (La passione di Anna Magnani, реж. Энрико Черасуоло), картина «Алида» (Alida, реж. Миммо Вердеска) про актрису Алиду Валли, которая снималась у Альфреда Хичкока.
Все показы пройдут на языке оригинала с русскими субтитрами.

19.00 Премьера спектакля «Процесс» по мотивам романа Франца Кафки. Режиссер – Аттила Виднянский (Александринский театр – пл. Островского, 6).
«Процесс» — второй спектакль, над которым работает в Александринском театре один из лидеров современной европейской сцены, художественный руководитель Венгерского Национального театра (Nemzeti Szinház) Аттила Виднянский. Первым в 2016 году стал спектакль по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
Обращение Аттилы Виднянского к «Процессу» сегодня выглядит более чем закономерно в первую очередь в силу философии творчества режиссера. Но отчасти и в силу истории. Немецкоязычный классик литературы XX века Франц Кафка родился 3 июля 1883 года в Австро-Венгрии, умер 3 июня 1924 года. «Процесс» создавался в 1914-1915 годах, но опубликован роман был, как и многие произведения автора, уже после его смерти, в 1925 году.
«Кто-то, по-видимому, оклеветал Йозефа К., потому что, не сделав ничего дурного, он попал под арест», так начинается философский и неоконченный роман Франца Кафки. Роль Йозефа К. в спектакле репетирует Иван Трус.
Сценографию и костюмы к спектаклю создала Мария Трегубова.

19.30 Концерт «Серенады зимнего Петербурга» (Санкт-Петербургский театр «Мюзик-Холл» – Александровский парк, 4).
3 декабря на Малой сцене театра «Мюзик-Холл» состоится концерт «Серенады зимнего Петербурга». В программе: серенады Чайковского, Дворжака, Элгара для камерного оркестра. Прекрасная музыка прозвучит в исполнении камерного оркестра «Северная Симфониетта» под управлением маэстро Фабио Мастранджело.
Доступно для посещения по «Пушкинской карте».

4 декабря, суббота

11.00 Премьера спектакля для малышей «Первая зима» (Кукольный театр сказки – Московский пр., 121).
Уютное пространство камерного зрительного зала, подушки вместо привычных кресел, теплая атмосфера, простой сюжет очень важны для зрителей, которые только начинают знакомство с театральным искусством и впервые в жизни придут в театр.
Утенок, главный герой спектакля, с нетерпением ждет осени и готовится к перелету на Юг, но происходит несчастный случай, и он вынужден остаться на зимовку, впервые столкнуться и в итоге подружиться с теми, для кого мир зимы более привычен, и даже спасти Лиса.
В спектакле минимальное количество текста – слово используется только в те моменты, когда без него невозможно обойтись. Зрители же будут созерцателями, находящимися внутри мира, который режиссер, совместно с артистами, художником, мастерами света и звука сотворят и оживят.
Спектакль адресован зрителям 2 – 4 лет.
Продолжительность спектакля 30 минут.
Автор пьесы и режиссер-постановщик – Григорий Лайко.
Художник – Мария Мурашова.

17.00 Литературно-музыкальная композиция «Метель» (Музей-квартира А. С. Пушкина, концертный зал – наб. реки Мойки, 12).
Блестящий творческий диалог Александра Пушкина и Георгия Свиридова представит Михаил Черняк и Государственный Русский концертный оркестр Санкт-Петербурга (художественный руководитель и главный дирижер – Владимир Попов).

18.00 XXVIII Международный фестиваль негосударственных театров и театральных проектов «Рождественский парад» (Дом актера им. К. С. Станиславского – Невский пр., 84-86).
В афише фестиваля представлены кукольные и драматические спектакли, пластические, синтетические и экспериментальные проекты. В числе участников и совсем молодые коллективы-дебютанты, и театры, уже знакомые постоянным зрителям фестиваля. Кроме петербургских театров, фестиваль ждет участников из Москвы, Гатчины, Архангельска, Сарапула, Нового Уренгоя, Скопина (Рязанская область), Новосибирска, Перми, Петропавловска-Камчатского.
Конкурсную программу «Рождественского парада» откроет театр «Закулисье» (пос. Александровская, Ленинградская область), который является одним из победителей прошлогоднего фестиваля. 4 декабря на сцене Дома актера театр представит спектакль «Калека с острова Инишмаан» по пьесе Мартина Макдонаха в постановке Анатолия Трухина и Ирины Никитюк.
Петербургские негосударственные театры представят на предстоящем фестивале спектакли, уже обратившие на себя внимание в минувшем сезоне: «Игроки» театра «ЦЕХЪ» в постановке Виктора Бугакова и спектакль Руслана Кацагаджиева «Омон Ра» по одноименному по роману Виктора Пелевина. Театральная мастерская «АСБ» покажет спектакль «Концерт по заявкам» по пьесе немецкого драматурга Франца Креца. Режиссер Алексей Янковский и актриса Ася Ширшина выбрали нестандартный сценический материал: это пьеса состоит из одних ремарок.
Еще два петербургских спектакля – премьеры нового сезона. Это «Реквием по Галилею» по текстам Брехта, Рассела, Дона театра «Трагический балаганъ» (режиссер Надежда Сергеевна Елеусизова) и «Бомба» по мотивам пьесы Вагнера «Агент» театра «Призоли» (режиссер Павел Прибыток).
Театр-студия «За углом» (Гатчина) предложит вниманию зрителей спектакль «Островки моей памяти», созданный по сборнику рассказов «Звезда по имени Василиса» гатчинской писательницы Ирины Ёлочкиной. Режиссер-постановщик Юрий Калугин.
Программу, адресованную детской аудитории, представляет театр кукол. Это спектакли петербургских театров: «Волшебное кольцо» театра «ТриЧетыре» (режиссер – Кирилл Смирнов); «Крот, который мечтал увидеть солнце» театра «Кот Вильям» (режиссеры — Диана Разживайкина и Алексей Шульгач), «Большой орех Финел-Ми» театра МаМи (режиссер – Михаил Демидов) и спектакль театра «Северная сцена» (Новый Уренгой) «Дуня, клоун и щенок» (режиссер – Елена Новикова).
Три спектакля театра кукол предназначены взрослым зрителям. «Пять рассказов Чехова» в постановке Эльмиры Куриленко представит театр «Т.О.Л.К» (Новосибирск). Свою версию «Пиковой дамы» (режиссеры – Анна Викторова и Денис Шадрин) предложит петербургский театр «Кукольный формат». А пермская «Карабаска» покажет премьерный спектакль «ШексПир во время чумы, или Трагедия шутов» в постановке Олега Жюгжды.
Впервые примет участие в «Рождественском параде» московский Молодежный камерный театр «На Пироговке». Режиссер Ольга Сергеева представит свою версию пьесы Леонида Зорина «Варшавская мелодия». Еще один дебютант фестиваля – «Содружество актеров Архангельска» привезет в Петербург спектакль «Судьбы Абрамова». Спектакль состоит из документальных историй и имеет вариативную структуру: выбор рассказов и их последовательность диктует конкретный спектакль, его зрители и участники.
К творчеству современных российских драматургов обратились театры Сарапула и Петропавловска-Камчатского. Пьеса Андрея Иванова «Это все она», посвященная всегда актуальной проблеме «отцов и детей», предстанет в постановке Владимира Заварзина (Камчатский театр драмы и комедии). Пьеса «Исход» Полины Бородиной рассказывает историю о поиске смысла жизни, обращается к важной для русской литературы теме маленького человека. Спектакль в постановке Алессандры Джунтини покажет Сарапульский драматический театр.
Давний друг «Рождественского парада» Молодежный театр «Предел» города Скопин (Рязанская область) в этом году покажет спектакль «Старосветские помещики». Свое прочтение повести Гоголя предложит актер МХТ им. Горького Михаил Сиворин. Автор инсценировки и режиссер – Владимир Дель.
Традиционно в период фестиваля пройдут обсуждения увиденных работ и мастер-классы.
Жюри фестиваля возглавит актер БДТ имени Г. А. Товстоногова Михаил Морозов, также в состав вошли: режиссер Александр Савчук, театральные критики Анна Константинова, Алексей Пасуев, Наталья Меричинская.
Спектакли фестиваля будут показаны на разных площадках, в том числе в Доме актера, на Малой сцене Театра имени В. Ф. Комиссаржевской, на площадках театров «Особняк», «Кукольный формат», «Театра поколений».
Вход на все фестивальные спектакли свободный, предварительная регистрация на спектакли будет открыта в группе фестиваля ВКонтакте: https://vk.com/parad_std20

19.00 «Щелкунчик» в исполнении студентов Академии русского балета им. А. Я. Вагановой (Мариинский театр – Театральная пл., 1).
«Щелкунчик» начал свою историю в 1892 году. И сразу стал одной из составляющих рождественского праздника. По традиции, в первые декабрьские дни в Мариинском показывают «Щелкунчика» в исполнении учащихся балетной школы. Спектакль Василия Вайнонена, с которого начинают свою карьеру будущие артисты, поражает вырастающей на глазах рождественской елкой, магическим сверканием глаз короля мышей и кружением вальса снежинок. Воспитанники Академии выйдут на историческую сцену Мариинского театра 4, 11 и 13 декабря.

19.00 Премьера детского детективного мюзикла «Все из-за варенья!» (Дом Шрёдера – Петроградская наб., 32).
Камерный мюзикл про детей и привидений из шкафа органично вписался в интерьер старинного особняка конца XIX века. Зал с сохранившимся плафоном и лепниной дополняет декорации, создавая атмосферу домашнего театра аристократических особняков прошлого.

19.30 Премьера спектакля «Сцены из мертвого дома» по повести Ф. М. Достоевского «Записки из Мертвого дома». Режиссер – Рача Махатаев (Театр-фестиваль «Балтийский дом» – Александровский парк, 4).
Достоевский написал мрачную историю из жизни заключенных в 1861 году, вернувшись из Омского острога, где долгие четыре года отбывал каторгу по политическому делу. Лично познав, как низко может пасть человек, и как высоко может возвыситься его душа, писатель создал «книгу века». С ее выходом многие современники так и прозвали Федора Михайловича: «Автор Записок из Мертвого дома».
Перед зрителями разворачиваются картины каторги в самых разных ее проявлениях. И эти картины нанизываются друг на друга, как звенья кандалов, которые 10 лет носил главный герой повести, рассказчик Александр Петрович Горянчиков, осужденный за убийство своей жены. Отбыв наказание, герой остаток жизни посвящает написанию дневника. Виновные и невинные, хладнокровные убийцы и матерые контрабандисты, лихие воры и интеллигентные фальшивомонетчики, добродушные дворяне и мудрые крестьяне. Злые и добрые, счастливые и раздавленные горем. Каждый обитатель острожного «Мертвого дома» рассказывает о себе все, как на духу, как перед страшным судом. И эта искренность растворит самую мрачную сажу, за которой скрыта чистая душа.

5 декабря, воскресенье

13.00 Премьера спектакля «Про Сашу и Машу» по рассказам голландской писательницы Анни Шмидт (Театр у Нарвских ворот – ул. Зои Космодемьянской, 3).
Каждый хочет оказаться во дворе своего детства. Саше и Маше повезло: дети выросли, но им есть куда вернуться, их игрушки и добрые воспоминания ждут их на том же месте.
«Про Сашу и Машу» – это трогательный смешной и музыкальный спектакль-ностальгия по детству. В нем взрослые увидят самих себя: не так давно выросших детей, которые возвращаются в мир детства, чтобы обрести внутреннюю опору. Маленькие зрители – наполненную музыкой и играми историю про мальчика Сашу и девочку Машу, живущих по соседству, которые, играя, самостоятельно постигают жизнь.
В спектакле заняты артисты театра Антон Хатеев, Иннокентий Граб, Марина Петромаева, Анастасия Башкирова.
Анни Шмидт – любимая писательница нескольких поколений голландцев, «самая остроумная бабушка Голландии». В 2021 году отмечается столетие со дня рождения писательницы.

16.00 Симфонический марафон – 2021: «Гайдн. Двенадцать лондонских симфоний» (Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга – наб. реки Мойки, 20).
Гайдн посвятил музыке более полувека и за это время создал несколько сотен сочинений практически во всех жанрах. Все его искусство отражает жизненное кредо композитора: предназначение музыки – нести радость и свет.
Почти тридцать лет композитор служил у князя Эстергази, а после отставки получил предложение из Англии. Туда он и отправился, даже не зная английского языка. И именно там к нему пришла долгожданная слава: люди останавливались на улице, чтобы познакомиться с прославленным музыкантом, о нем писали газеты, его приглашали в великосветское общество и к королевскому двору.
Именно в это время Гайдн создал Двенадцать лондонских симфоний, которые считаются вершиной его творчества. Они и составят программу Симфонического марафона в 2021 году. Концерт пройдет в шести отделениях. Войти в зал или покинуть его можно в перерыве между исполнением произведений. Билеты действительны в течение всего вечера.

16.00 Концерт Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра в рамках абонемента «Приглашение в путешествие» (Дворец Белосельских-Белозерских – Невский пр., 41).
«Музыкальные путешествия» – именно так называется концертный абонемент оркестра – музыкальный вояж по странам мира. В афише абонемента, наряду с симфоническими хитами, немало репертуарных редкостей. В октябре слушатели побывали во Франции эпохи арт-нуво, а во втором, декабрьском концерте абонемента, совершат вояж по Италии, которую справедливо называют самой музыкальной страной мира. В программе – антология итальянской музыки от барокко до XX века.
Откроют концерт два великолепных concerto grosso Антонио Вивальди. Продолжит программу эффектное Концертино для кларнета Ферруччо Бузони. Его исполнит Семён Сердюков.
В завершении концерта прозвучит чарующая музыка Джоаккино Россини, которая предстанет в интерпретациях Бенджамина Бриттена и Отторино Респиги.
За дирижерским пультом – художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра Александр Титов.

6 декабря, понедельник

12.00 Онлайн-трансляция церемонии открытия выставки «Александр Невский. Легенда о герое» к 800-летию со дня рождения Александра Невского (https://www.instagram.com/spbmuseum/).
Выставка «Александр Невский. Легенда о герое» откроется в Инженерном доме Петропавловской крепости. Прямую трансляцию можно будет увидеть на официальной странице Государственного музея истории Санкт-Петербурга в Instagram (https://www.instagram.com/spbmuseum/). Видеозапись будет опубликована на всех Интернет-ресурсах музея.
Выставка в Петропавловской крепости — часть межмузейного проекта под общим названием «Александр Невский. Северный путь», посвященного 800-летию Александра Невского.
Выставка «Александр Невский: легенда о герое» рассказывает о том, как менялось восприятие образа Александра Невского — исторического деятеля, святого, национального героя — на протяжении столетий, как этот образ использовался в идеологии: в литературе, кино, изобразительном искусстве. Представленные в экспозиции иконы, гравюры, портреты, орденские знаки, книги, медали, фотографии, плакаты позволят проследить основные этапы формирования иконографии Александра Невского в XVIII-ХХ веках.
На выставке представлены экспонаты из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Государственного музея истории религии, ГОЗНАКа, Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, Государственного музея-заповедника «Павловск», Российской национальной библиотеки, Музея кино, Новгородского музея-заповедника.
К выставке подготовлена дополнительная программа, включающая научную конференцию, лекции, показы документальных фильмов, презентацию издания об Александре Невском.

20.00 Международный фестиваль искусств «Время Стравинского» (Большой зал Екатерининского собрания – наб. канала Грибоедова, 88-90).
«Фестиваль выстроен вокруг фигуры выдающегося Игоря Фёдоровича Стравинского, а центральным проектом станет новая балетная постановка по «Свадебке». Фестиваль станет площадкой для показа мультимедийных работ современных российских композиторов и медиа художников», – говорит Артур Зобнин, музыкальный руководитель программ фестиваля.
Откроется фестиваль премьерой «Игорь Стравинский. «Свадебка». Интернет-эпоха дает новые значения старым словам. То, что раньше было достоянием фольклора, сегодня становится частью новейшей культуры. Хореографию представит Ирина Сергеева и танцевальная компания «Сейчас начнется…». Исполнители: Камерный хор «Festino» и Петербургский МолОт-ансамбль.
7 декабря в 20.00 стартует мультимедиа-перформанс «Свои-чужие», где столкнутся взгляды на музыкальное искусство российских эмигрантов и композиторов-миллениалов, которые живут в России. В программе перформанса участвуют композиторы Настасья Хрущёва, Олег Гудачёв, Ярослав Судзиловский, Станислав Маковский, Марина Полеухина, Дария Маминова. Исполнители: Петербургский МолОт-ансамбль.
Регистрация на события дополнительной программы: https://stravinskytime.timepad.ru.

7 декабря, вторник

20.00 Концерт Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича, Большой зал – Михайловская ул., 2).
Впервые в Петербурге с симфоническим концертом выступит Национальный симфонический оркестр Республики Башкортостан. За дирижерским пультом – Дмитрий Крюков. В программе концерта прозвучат шедевры классицизма и позднего романтизма: увертюра «Эгмонт» и Тройной концерт Людвига ван Бетховена; «Так говорил Заратустра» Рихарда Штрауса. Симфонический концерт пройдет с участием звездных солистов – Андрея Баранова (скрипка), Арсения Чубачина (виолончель) и Александра Гиндина (фортепиано).

8 декабря, среда

11.00 Начало работы арт-проекта Катерины Ковалёвой «История болезни. Право на отдых» (Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО – ул. Большая Морская, 35).
На выставке представлены фотографии, реди-мейд объекты, живопись и графика. Все они размещены в пространстве музея как концептуальные художественные инсталляции.
Зритель погружается в атмосферу заброшенного советского санатория в Гагре. Роскошный некогда дворец здравоохранения, построенный по канонам сталинского ампира, расположен высоко над морем. Когда-то, больше 30 лет назад, здесь бурлила санаторная жизнь. О ней свидетельствуют разбросанные в коридорах и на парадной лестнице истории болезни, из которых выпадают выцветшие розовые свитки кардиограмм с чьим-то застывшим ритмом сердца.
Неотъемлемой частью проекта являются курортные фотографии, снятые на черноморском побережье Кавказа в период с 1930-х до 1980-х. На фотоснимках 30-х годов на фоне пальм и моря, под южным солнцем, запечатлены счастливые люди. Поезда привозили ударников труда и стахановцев к Черному морю, в Сочи, в Гагры. В это же время другие поезда увозили советских граждан в ином направлении, откуда не было возвращения.
В своем проекте Катерина Ковалёва пытается приблизиться к универсальным темам: болезнь/отдых, жизнь/смерть. Автор обнажает культурные слои памяти подобно археологу, аккуратно очищая и освобождая для зрителя артефакты различных периодов ушедшей советской эпохи.
Фотографии заброшенных санаториев, еще не остывших комнат, свидетельствующие об утраченном времени, времени детства художника, помещаются в специально сделанные диаскопы, по примеру старых советских. Рассматривание этих фотографий-слайдов через маленькое отверстие создает эффект погружения.
«Кардиограмма гор» — серия рисунков на бланках из процедурного кабинета, поверх различных таблиц и медкарт, коллажей из найденных курортных «бумажек» — попытка через открытие культурных слоев обнаружить вневременной слой ритмической основы жизни.
В экспозиции РОСФОТО также представлена серия «Мелодия на память или на костях». Это пластинки-открытки, на которых запечатлены памятные виды или отдыхающие. Рядом с ними грампластинки «на костях», – рентгеновские снимки, из которых кустарным способом сделаны аудиозаписи с запрещенными в СССР мелодиями.
Большие круглые холсты и рисунки поддерживают вечную тему круга, которая появляется и в объектах «Шарики мороженого» и «Бильярдные шары».
Завершают экспозицию письма и открытки, описывающие обычный день счастливого отдыхающего, а также «Вещдоки» – предметы курортного обихода тех лет, одежда, купальники, сувениры, гербарий и другие личные вещи. Всего на выставке в РОСФОТО представлено более 100 работ.
Выставка открыта до 16 января.

9 декабря, четверг

12.00 Начало работы выставки «Комплексное зрелище» (Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ–ХХI веков – наб. канала Грибоедова, 103).
В экспозиции «Комплексное зрелище» будут представлены работы выдающихся мастеров Санкт-Петербурга разных поколений и художественных исповеданий, начиная с 1930-х годов. Это позволит показать коллекцию в своеобразном, порой провокационном соседстве эпох, пересечении творческих идей, неравнозначных по эстетическому наполнению стилей и направлений, сосуществовавших и продолжающих жить рядом в едином пространстве Петербурга.
На выставке будут представлены живописные портреты 1920-1940-х гг., выполненные известными мастерами: Владимиром Гринбергом, Виктором Прошкиным, Лидией Тимошенко, Николаем Лапшиным, Александром Русаковым. Эпоха советского искусства найдет отражение в портретах и жанровых композициях 1960-1970-х гг., созданных Валерием Ватениным, Кириллом Гущиным, Николаем Кошельковым, Виктором Тетериным, Борисом Шамановым, Ольгой Богаевской и многими другими авторами. Беспокойный дух творческого эксперимента, идеи новейших достижений современного искусства пронизывают арт-объекты Владимира Козина, Давида Плаксина, Ильи Крейдуна, Александра Еремина, Валерии Нибиру, Василия Дьякова, Ивана Плюща.
Проект «Комплексное зрелище», который вобрал в себя более 300 произведений (живопись, графику, скульптуру и арт-объекты), станет яркой демонстрацией того, как постоянно развивающиеся художественные процессы влияют на содержание коллекций музеев, помогая расширению знаний и представлений о реальной картине происходящего в современной культуре.
Основная часть произведений из коллекции МИСП, представленных на выставке, будет показана публике впервые.
Выставка открыта до 27 февраля.

19.00 Первый всероссийский театральный фестиваль «Вперед к Островскому!» (Театр-фестиваль «Балтийский дом» – Александровский парк, 4).
В 2021 году «Вперед к Островскому!» – не просто название нового для Петербурга театрального форума. Это лозунг, которым организаторы подчеркивают значимость творчества драматурга в деле сохранения классического русского психологического театра.
На фестивале ведущие и старейшие театры из Москвы, Санкт-Петербурга Владимира, Владикавказа, Воронежа, Казани и Ульяновска представят свои спектакли по самым известным пьесам Островского, которые в контексте сегодняшнего дня приобрели актуальное звучание, не утратив самобытности. И сегодня на сцене те же простые люди, живущие своими проблемами и мечтами, стремлениями и страстями, близкими и понятными зрителям во все времена.
Открывает фестиваль спектакль Государственного академического Малого театра (Москва) «На всякого мудреца довольно простоты», режиссер – Владимир Бейлис. В роли Клеопатры Львовны Мамаевой – блистательная актриса Ирина Муравьева.
В рамках дополнительной программы фестиваля 13 декабря в онлайн- и офлайн-форматах пройдет круглый стол, участие в котором примут теоретики и практики театра: руководители театров – участников фестивальной программы, театроведы, студенты творческих вузов Санкт-Петербурга.
На фестивале каждый зритель сможет встретиться с героями Островского на фотовыставке «Островский на сцене театра им. Ленинского комсомола – «Балтийского дома».

10 декабря, пятница

Второй городской выставочный проект «Сквозь проспект».
«Сквозь проспект» – это открытый культурно-просветительский проект, представляющий творческие работы современных петербургских художников, где в качестве витрин для скульптур и арт-объектов используются рекламные тумбы. Уникальность проекта в том, что в самом центре города, вне территорий музеев и выставочных залов он объединил авторов, работающих в самых различных направлениях. Экспозиция проработана совместно с Городским центром рекламы и праздничного оформления.
В этом году для проекта выбраны три локации: стрелка Васильевского Острова, Большая Морская улица, участок Невского проспекта вдоль Гостиного двора. Всего будет представлено 20 витрин с объектами. Особое внимание уделяется восприятию в темное время суток – зрителей ожидает необычная подсветка и волшебная игра образов.
Отбор работ проводился на конкурсной основе, отдельно для профессионалов и для студентов. 15 витрин займут профессиональные скульпторы, 5 витрин будет отдано студентам и аспирантам профильных ВУЗов.
Выставка продлится до 10 января.

20.00 Открытие XXI Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств» (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича, Большой зал – Михайловская ул., 2).
XXI Международный зимний фестиваль «Площадь Искусств посвящен 100-летию Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича, старейшей концертной организации страны. Его кульминацией станет гала-концерт 11 декабря, в программе которого вместе с двумя филармоническими оркестрами выступят маэстро Юрий Темирканов, Николай Алексеев и плеяда звездных солистов – пианисты Элисо Вирсаладзе, Николай Луганский, Саяка Сёдзи (Япония), Готье Капюсон и другие.
Яркими событиями фестивальной программы станут выступления барочного оркестра и хора Les Arts Florissants (Франция) под управлением Уильяма Кристи, Государственного академического симфонического оркестра имени Е. Ф. Светланова под управлением Василия Петренко, Симфонического оркестра musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса.
Фестиваль откроется камерной программой: сочинения Дебюсси, Шостаковича и Рахманинова прозвучат в исполнении пианиста Николая Луганского и виолончелиста Готье Капюсона (Франция). Также петербургскую публику ждут сольные и камерные выступления таких звезд, как меццо-сопрано Элина Гаранча (Латвия), пианист Александр Канторов (Франция), баритон Сергей Лейферкус.
Организатором Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств» выступает Петербургская филармония, основная часть фестивальных событий проходит в ее залах. При этом фестивальная афиша традиционно включит проекты партнеров Филармонии – Михайловского театра, Русского музея, Театра музыкальной комедии, Концертного хора Санкт-Петербурга, чье выступление пройдет в музее-памятнике «Спас на Крови».
Художественный руководитель Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств» – маэстро Юрий Темирканов.

11 декабря, суббота

11.00 Начало работы выставки фотографий Юхана Кууса «Мера человечности» (Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО – ул. Большая Морская, 35).
РОСФОТО и Центр документальной фотографии имени Юхана Кууса в Таллине (Эстония) представляют ретроспективную выставку признанного южноафриканского фотографа-документалиста эстонского происхождения Юхана Кууса.
Экспозиция демонстрирует обзор всего творческого наследия автора. Однако особое внимание кураторы проекта уделили периоду с 1986 по 1999 год, когда Куус работал корреспондентом легендарного французского фотоагентства Sipa Press в Южной Африке. В этот период были созданы лучшие снимки мастера, посвященные режиму апартеида, движению сопротивления, освобождению Нельсона Манделы и его пути к президентству ЮАР.
Юхан Куус начал карьеру фотожурналиста в 17 лет и за 45 лет своей работы стал одним из самых влиятельных и радикальных фотографов в Южной Африке. Его снимки, сделанные с полной отдачей и остротой восприятия, с бескомпромиссно близкого расстояния к предмету съемки, заняли свое место на страницах ведущих мировых газет и журналов, на выставках и фотофестивалях. Однако его лучшие работы не ограничиваются исключительно новостной фотографией. В первую очередь он считал себя антропологом-документалистом, чьи фотоснимки рассказывают глубоко человеческие истории о южноафриканском народе, о людях, независимо от цвета кожи. В них можно увидеть радости и заботы, повседневную жизнь, традиции, отношения между человеком и землей, главенствующие социальные нормы и табу. Юхан Куус всегда находился в поисках человечности и стремился понять, какие мотивы стоят за поведением людей, их взглядами, и тем выбором, который они в итоге совершают.
Всего посетители РОСФОТО увидят около 100 работ выдающегося фотокорреспондента.
Выставка открыта до 30 января.

12 декабря, воскресенье

15.00 Фортепианный вечер Александра Канторова в рамках XXI Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств» (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича, Большой зал – Михайловская ул., 2).
Пианист Александр Канторов впервые выступит в Петербургской филармонии с сольной программой. Она состоит из музыки композиторов-романтиков и входит в афишу XXI Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств», посвященного 100-летию Петербургской филармонии.

13 декабря, понедельник

19.30 «Вне Времени. Хореографические шедевры Леонида Якобсона» (Мариинский-2 – ул. Декабристов, 34).
Уникальная программа выдающегося хореографа ХХ века Леонида Якобсона – это бережно восстановленные знаменитые постановки великого мастера: одноактный балет «Свадебный кортеж», хореографические шедевры из циклов «Роден» и «Классицизм-Романтизм». Премьера приурочена к 50-летию первой концертной программы, созданной Якобсоном для возглавляемой им труппы, премьера которой с успехом прошла в июне 1971 года.
Театр балета им. Л. Якобсона возвращает в репертуар уникальное творческое наследие художника, который во многом изменил лицо ленинградского-петербургского балета и мирового театра в целом. После длительного перерыва будут представлены миниатюры по роденовским скульптурам, когда-то шокировавшие современников своим эротизмом, а также премьера виртуозного «Па де де» на музыку Моцарта. С молодыми артистами репетируют педагоги, работавшие под руководством мастера.

14 декабря, вторник

17:00 Рождественский бал на Васильевском (Дом молодёжи Василеостровского района, Голубой зал — Большой проспект ВО, 65, лит.А).
На бал приглашаются все желающие, независимо от танцевального опыта, так как обучение технике танцев и светскому этикету будет осуществляться прямо на балу. Программой предусмотрены работа интерактивных зон, выступление профессиональных артистов, розыгрыши призов, избрание короля и королевы бала, светские развлечения и мастер-классы.
Дресс-код мероприятия предписывает участникам явиться в костюмах. Дамы: элегантные вечерние платья полной длины. Кавалеры: фрак, смокинг или костюм-тройка в аккомпанементе соответствующих аксессуаров, таких как шейные платки, галстуки-бабочки, бутоньерки.
Рекомендуемый возраст: от 15 до 35 лет.
Чтобы стать участником вечера, необходимо пройти бесплатную регистрацию.
Подробности по тел.: 323 58 75.

15 декабря, среда

17.00 Презентация книги А.Парина «Оперные города» (Дом Радио – ул.Итальянская, 27).
Главная забота оперного критика Алексея Парина – что такое современный музыкальный театр, из чего он складывается, как он замышляется и продуцируется, кто его главные творцы. В своих анализах спектаклей, концертов, записей он озабочен тем, чтобы выявить главное художественное послание в событии. Статьи, представленные в этой книге, написаны в основном за последние 15 лет. В этих текстах собрана не только похвала, но и удивления, негодования, порицания. Такая живая смесь эмоции и мысли делает книгу полезной для читателей, интересующихся музыкальной культурой.