«Солисты Балтики» Международный музыкальный фестиваль

НОСТАЛЬГИЯ — 1 февраля, в 19.00, Малый зал филармонии. В программе Стравинский, Мусоргский, Рахманинов, Шнитке.

В моём понимании ностальгия — это любовь, любовь, которую невозможно разделить, тоска о любви, о прекрасном, об утраченном. Бывает ностальгия-мечта, ностальгия — печаль о прошлом, о молодости, детстве, воспоминания о чудесных местах и прекрасных временах… О людях…природе, вещах, о радости… Из всех проявлений ностальгии тоска по Родине одно из самых глубоких и светлых чувств человека, и всё же, даже она не может исчерпать смысл этого удивительного образа.

Подробная информация и билеты на сайте филармонии https://www.philharmonia.spb.ru/afisha/353175/ 

Александр Кашпурин — фортепиано

Автор программы Александр Кашпурин: «У каждого своя ностальгия, своё понимание культуры. Концерт 1 февраля не случайно состоит из культовых произведений 4 русских композиторов. Работая с музыкой, я вспоминаю стихотворение Е. Евтушенко «Поэт в России больше, чем поэт». С вашего позволения я расширю эту мысль — «не просто поэт». Сама Музыка в России больше, чем музыка. Стравинский, Мусоргский, Рахманинов, Шнитке — пророки в истории музыкального искусства — чудесным образом слышали свою музыку из мира совершенств. Под Родиной они имели ввиду нечто большее, чем страну. Тоска по родине у каждого своя, неповторимая и необъяснимая. Родина больше, чем мир сегодня, она шире, таинственней, глубже и, если хотите, законы ее гораздо совершеннее законов мира, в котором мы живем сейчас. Музыка как ничто иное соединяет нас с Родиной. Все произведения, которые будут звучать 1 февраля — шедевры,  изменившие ход истории искусства, и жизнь самих авторов этих шедевров. Идеи, заключенные в этих произведениях, обращены к самым личным и сокровенным уголкам человеческой души. Они раскрываются в бесконечном по смыслу содержании, имея уникальную образную форму. Мои дорогие друзья, с которыми мы будем выступать на одной сцене 1 февраля, являются музыкантами высочайшего класса, все они разделяют идею, что музыкант в России больше, чем музыкант. Концерт «Ностальгия» — это время любви, которая вдохновляет, объединяет всех нас, и которую мы может разделить с публикой».

Программа концерта 1 февраля

Игорь Стравинский

Игорь Стравинский — «Итальянская сюита» для скрипки и фортепиано. Была создана автором на основе его музыки к «балету с пением» «Пульчинелла». Первое исполнение балета состоялось в 1920 году в Гранд-опера в Париже труппой Русского балета Дягилева в сценографии Пабло Пикассо. В 2020 г. это событие отмечает своё 100-летие.  А.Н. Бенуа назвал музыку к «Пульчинелле» «гениальной музыкальной клоунадой» (Бенуа А. Н. Воспоминания о балете). Успех побудил Стравинского впоследствии написать несколько «Итальянских сюит», в том числе для скрипки и фортепиано —  в 1925 г. и в 1933 г.

В концерте 1 февраля «Итальянскую сюиту» исполняют А.Коробкина — скрипка и А.Кашпурин — фортепиано.

М.П.Мусоргский

Модест Мусоргский — «Картинки с выставки». Композитор был прекрасным пианистом, используя даже один инструмент, мог создать ярчайшие образы, всё это ощутимо в произведении. «Картинки» всемирно знамениты, однако, Н.А. Римский-Корсаков считал, что ноты написаны неправильно, с ошибками и упущениями, поэтому взял, да и отредактировал собственноручно Модеста Петровича. В такой редакции, и в различных оркестровых аранжировках, произведение исполнялось до 1975 года — момента издания «Музгизом» нот Мусоргского в подлиннике.  Именно так «Картинки» прозвучат в концерте 1 февраля. Александр Кашпурин увидел в произведении более глубокое содержание, что, безусловно, повлияло на исполнение. Жюри VIII международного конкурса им. Чюрлёниса (ноябрь 2019, Вильнюс, Литва), признало его победителем (I премия) под впечатлением яркого исполнения  «Картинок с выставки» и других произведений. Я попросила прокомментировать Александра это событие. Было интересно услышать его понимание музыки Мусоргского.

Александр Кашпурин — фортепиано

Кашпурин: «Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу, Утратив правый путь во тьме долины. Каков он был, о, как произнесу, Тот дикий лес, дремучий и грозящий, Чей давний ужас в памяти несу! Так горек он, что смерть едва ль не слаще. Но, благо в нем обретши навсегда, Скажу про все, что видел в этой чаще». Этими строчками начинает «Божественную комедию» Данте Алигьери. В то время считалось, что половина жизни приходится на 35 лет. Мусоргский пишет свое  великое произведение — «Картинки с выставки» в 35, в них он воплощает самые глубокие и сокровенные мысли — о жизни и смерти, о добре и зле, о победе и поражении. Биографически это было связано с сильнейшей скорбью — внезапной смертью его друга В.А Гартмана, чья выставка вдохновила Мусоргского на создание собственных «картин», сходных с  видениями Данте. «Гном», подобно Церберу, охраняет врата ада, где путника ждут открытия и потрясения от увиденного. Композитор создаёт музыкальные образы, обращаясь, как и Данте, к Священному Писанию, понимая, что «тот страшный миг» настанет, и всякий, живущий на земле, встретит смерть лицом к лицу, предстанет пред Богом на суде, у Распятия, вспоминая Его страдания и Искупление. Что дальше? Дальше музыка…».

Сергей Рахманинов

Сергей Рахманинов — Элегическое трио №1 соль минор для фортепиано, скрипки и виолончели.  Впервые исполненное автором в 1892 году, элегическое трио имело успех, но на долгие годы оказалось утрачено. В 1930 ноты были обнаружены в архиве друга Рахманинова — певца, композитора М.А.Слонова. Произведение вновь прозвучало в России в 1945 г. в серии концертов, посвященных Рахманинову. Это было возвращением, признанием и благодарностью за его постоянную помощь России в годы Второй мировой войны.

Исполняют А.Кашпурин — фортепиано, А.Коробкина — скрипка, Д.Ерёмин — виолончель.

Альфред Шнитке

Фортепианный квинтет Альфред Шнитке посвятил своей матери. Он писал его почти четыре года, пока по собственному признанию композитора, не пришло понимание «что в нём всё должно развиваться на интонационной основе» (Фрагмент из первого издания книги «Годы неизвестности Альфреда Шнитке». М., 1993 г. ISBN 5-86183-004-5 © Шульгин Дмитрий Иосифович. Беседы с композитором – 1976-1977 гг. (полный вариант книги см. на сайте Д.И. Шульгина: http://dishulgin.narod.ru). В семье Шнитке родители говорили по-немецки. Во взрослом возрасте композитор общался с отцом по-немецки, а с матерью говорил по-русски. Умер А.Г.Шнитке в Германии, тело было перевезено в Москву, где его и похоронили.

Исполняют Александра Коробкина (скрипка), Алексей Осипов (скрипка), Александр Чижов (альт), Дмитрий Еремин (виолончель), Александр Кашпурин (фортепиано).

Подробная информация об исполнителях

Александр Кашпурин — фортепиано

https://www.youtube.com/watch?v=RfFl9H3C5qM&feature=emb_logo

Н.Метнер, соната-воспоминание, фортепиано- Александр Кашпурин

Александр Кашпурин — фортепиано. Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки, лауреат 12 международных и всероссийских конкурсов, трижды лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга, активно выступает в лучших концертных залах Петербурга, в других городах России, гастролировал в Европе, Африке, Азии, Китае. Имеет записи на лейбле «Мелодия». В декабре 2019 получил I премию «Первого международного фортепианного конкурса русской музыки».

Дмитрий Ерёмин — виолончель

Дмитрий Ерёмин (виолончель) — артист Заслуженного коллектива России, профессор консерватории, художественный руководитель Санкт-Петербургского ансамбля виолончелистов, лауреат и член жюри международных конкурсов. Выступал в Карнеги-холл (США), Гайдн-холл (Австрия), Филармонии Стокгольма, Мэдисон-сквер-гарден (США), Seoul Art Center, Forbidden city hall (Пекин), Сантори-холл (Токио) и многих других залах мира. https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=w0-LQvAoCh8&feature=emb_logo Dmitry Eremin — Schumann — Phantasiestücke für Pianoforte und Violoncell. Oр. 73,

Александра Коробкина — скрипка

Александра Коробкина (скрипка) — лауреат международных конкурсов, участник фестивалей; выступала с концертами в городах России, США и 15-ти странах Европы.

 

Алексей Осипов — скрипка

Алексей Осипов (скрипка) — артист Заслуженного коллектива России, лауреат конкурсов, участник фестивалей и концертов в странах Европы, США, стипендиат Фонда Спивакова, фонда «Русское исполнительское искусство», ежегодной премии Ю.Темирканова.

Александр Чижов — альт

Александр Чижов (альт) — артист Заслуженного Коллектива России, 4 года возглавлял группу альтов в Капелле им. Глинки, пять лет играл в оркестре Филармонии Наций (Германия), лауреат международных конкурсов.

 

 

 

 

Программа фестиваля «Солисты Балтики»

Концерты 2 февраля, 28 марта, 17 апреля

Гедиминас Гелготас

2 февраля в Малом зале «Гедиминас ГЕЛГОТАС и ансамбль NIKO» (Литва). Концерт пройдет при поддержке консульства Литвы в Санкт-Петербурге.

Знаменитый и очень оригинальный коллектив представит европейскую музыку: Бах-Гелготас, Вивальди-Рихтер, Моцарта-Найман, Гелготас. Тот, кто уже слышал произведения Г.Гелготаса в Большом зале филармонии, Мариинском театре, не пропустит его выступления. Гелготас широко известен как композитор, создатель, руководитель и дирижёр ансамбля NIKO, с которым выступает в Европе, Америке, Азии. Премьеры симфонических произведений литовского маэстро состоялись в престижных концертных залах и на международных фестивалях. Вместе с ансамблем NICO Гедиминас Гелготас впервые выступает на сцене Малого зала филармонии.

Подробная информация и билеты на сайте филармонии https://www.philharmonia.spb.ru/afisha/351417/

28 марта. «Весна священная». В программе Моцарт, Чайковский, Стравинский в исполнении двух роялей и двух перкуссий. Александр Кашпурин – фортепиано, Федора Абаза — фортепиано, Григорий Осипов – перкуссия, Павел Драп — перкуссия. Это будет неожиданное и смелое прочтением классики. А.Кашпурин и Ф.Абаза инициаторы многих оригинальных проектов в лучших концертных залах СПб. Кашпурин — участник музыкальных постановок на сцене Малого зала филармонии с Театром «Реплика», автор аранжировки к спектаклю «Ночь перед Рождеством» (2019), дипломант фестиваля «Театры Санкт-Петербурга – детям» (2019) в номинации «За приобщение к классике» (спектакль «Король эльфов», Театр «Реплика»).

Алексей Осипов — скрипка. Allegretto

Дмитрий Ерёмин — виолончель. VaVariation on Rossini’s Mose, Op.12/Nicolo Paganini-2012.1 riation on Rossini’s Mose, Op.12/Nicolo Paganini-2012.1

Александр Кашпурин — фортепиано. И.Стравинский, фрагмент из балета «Жар-птица»

Трио «Добрый вечер»

17 апреля – «Метаморфозы Шопена» завершат фестиваль. Концерт посвящается 210-летию со дня рождения Фредерика Шопена и пройдёт при поддержке Польского института в Санкт-Петербурге.

На сцене Станислав Чигадаев – фортепиано, трио «Добрый вечер» представят джазовые импровизации. Трио успешно выступает в самых лучших российских и зарубежных концертных залах: Московском Международном Доме Музыки, Малом зале Государственной Академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича, Мариинском Театре, Новой сцене Александринского театра, Белом Зале Политехнического университета, Музее современного искусства «Эрарта», театре «Мюзик-холл», в Государственном Русском Музее, концертном зал Jaani Kirik, джаз клубе Игоря Бутмана и др. Музыканты представляли Россию на международных фестивалях Sib Jazz Fest с программой “CHOPIN TODAY” (2016). «Усадьба Jazz» в Санкт-Петербурге (2018) и др., музыканты — победители международных конкурсов, коллектив отмечен Грамотой Губернатора Санкт-Петербурга «За популяризацию классической музыки и выдающийся вклад в музыкальную жизнь города».

Надежда Рогожина

Художественный руководитель фестиваля — Надежда Рогожина – продюсер, режиссер, сценарист, журналист.

Василиса Сердобольская

Пресс-служба — Василиса Сердобольская

 

Организатор «Enterpriserusart» http://replikaspb.com/