О красоте

Самые красивые современные мужчины – Ален Делон и Герберт фон Караян. У Караяна и музыка в его исполнении так же гармонична и прекрасна, с неповторимым чисто греческим чувством меры – в полном соответствии с его внешностью.

О таинстве женской красоты лучше всех, пожалуй, сказал Акутагава: «Её лицо всегда казалось освещенным лунным светом».

 

«И братья меч вам отдадут»

Эту строку Пушкина неверно было бы понимать как «призыв к топору» – строка эта символична.

Вспомним примеры. В 791 году 13-летний Людовик получает от своего отца Карла Великого меч воина. Вероятно, отсюда ведет своё происхождение торжественный ритуал посвящения в рыцари, характерный для Средневековья и сохранившийся вплоть до ХIХ века у масонов. Меч – романтичный символ доблести и отваги в борьбе за честь и высшую справедливость.

 

Страсти Христовы

Невероятной может показаться пришедшая мне в голову мысль о связи поругания Христа с… древней языческой инициацией. А между тем она кажется справедливой, хотя, разумеется, могла установиться только сложными опосредованными путями. Но вот, например, ритуал посвящения в рыцари Средневековья заканчивался сильным ударом посвящаемому «взашей», т. е. как бы поруганием, которое тот готов понести за идею. Смысл этого ритуала считается в науке не выясненным. Так же неясным остается до сих пор (и, видимо, уже навсегда) старинный обычай при устных договорах купцов ударять договаривающуюся сторону по щеке, как бы говоря: «Помни!» Но, кроме всего, полагаю, пощечина как бы говорит: «Всё вытерпеть готов ради чести слова и святости договора».

Испытуемый при древних инициациях, прежде чем принять новый статус посвященного, как бы родиться заново в новом, более высоком статусе, претерпевал телесные мучения.

Могу предположить с достаточной долей уверенности, что всё это имеет отношение в той или иной мере к вознесению после телесных мучений Иисуса Христа…

 

Хлеб и вино

Хлеб на латыни – panis. Очевидно, это значит, что хлеб – либо дар Пана, либо прямо тело этого бога. Индоевропейский корень panus означает «делать плодородным». Латинские слова для обозначения хлеба также – Ceres – по имени богини злаков и урожая Цереры – а ещё annona – от имени покровительницы жатвы Анноны. Храм Цереры в 500-е годы до новой эры был местом раздачи хлеба плебсу, так что в храме бога народ как бы поедал тело своего бога…

«Сие есть тело мое…» – помним слова Христа на Тайной вечери…

Конечно, хлеб много древнее богов. Для обозначения хлеба в античности существует другое слово – frumentum – очевидно, более древнее, хотя бы по тому судя, что от него образованы древние бытовые слова, вроде хлеботорговца.

Злаки и виноградная лоза обожествлялись еще шумерами: в описании священного брака богини любви и пастуха, что обеспечивало плодоносность земли, древние шумеры пели при мощном подъеме чресел царя – «лозы воспряли, злаки воспряли; степь наполнилась словно несущий отраду сад».
Очень интересен, многозначен библейский мотив насыщения толпы пятью хлебами. Помимо прочего, видится мне здесь мотив всесущности Хлеба – совсем особой мистической субстанции, не вполне зависящей от реальности и мистическим образом питающей людей. В эпизоде насыщения толпы пятью хлебами важна роль не только Христа – или вернее сказать так: Христос понял и чудесным образом использовал священную сущность самого хлеба – этого чудесного вещества, священного подателя жизни. Важно, что пять евангельских хлебов, насытивших толпу по воле Христа, были опресноки – священный пресный (без закваски) хлеб праздника Песах, где хлеб символизировал духовную чистоту, чурающуюся закваски морального египетского «разложения». Также и превращение воды в вино в Кане Галилейской связано именно со священной жидкостью, ставшей кровью Христа. В конечном счете – хлеб и вино – священные субстанции, ставшие телом и кровью Бога…

В этом контексте важно учение Христа о будущем веке, когда каждая виноградная лоза даст десять тысяч веток, на каждой ветке будет по десять тысяч кистей и так далее… (об этом пишет епископ II века Папий Иерапольский, ученик Иоанна Богослова – см. апокрифы). И при этом-то изобилии ягненок возляжет рядом со львом…

Чрезвычайно интересно в этом свете также рассмотреть учение Мичурина о растительном изобилии, а также некоторые другие коммунистические идеи…

 

Калигула

Коня, введенного Калигулой в сенат в качестве советника, обычно приводят в доказательство безумия римского цезаря. Но вполне уместно увидеть в этом экзотическом поступке нечто иное. Чудовищное детство и отрочество – сходное, кстати, с детством нашего Ивана Грозного, да и вообще многих властителей – могли утвердить неверие в род людской и породить у юноши особого рода злой юмор. Какая сатира в этом по-своему остроумном поступке: почитать превыше сенаторов верного коня! Кстати, можно припомнить и Свифта с его презрением к йеху (роду людскому) и предпочтением благородных животных…

Публикуется впервые

 

В заставке использован «Натюрморт с виноградом» Иоганна Вильгельма Прейера, 1849, частная коллекция

© О. Щербинина, 2024
© НП «Русская культура», 2024