Оригинал сказки

В сборнике сказок А. Н. Афанасьева приводится старинная версия сказки «Репка», где Репку наряду с другими персонажами тянут Ноги. Для начала приведем оригинал текста сказки в том виде, в котором он был опубликован у Афанасьева (под номером 89) в 1863 году. Насколько известно, это первое печатное издание данной сказки. Ее текст был записан А. Харитоновым в Архангельской губернии.

Посеял дедка репку; пошел репку рвать, захватился за репку: тянет-потянет, вытянуть не может!

Со́звал дедка бабку; бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут!

Пришла внучка; внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут!

Пришла сучка; сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут!

Пришла но́га (?). Но́га за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут!

Пришла дру́га но́га; дру́га но́га за но́гу, но́га за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут! (и так далее до пятой, но́ги).

Пришла пя́та но́га. Пять ног за четыре, четыре но́ги за три, три но́ги за две, две но́ги за но́гу, но́га за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут: вытянули репку!

 

Ноги как основа силы

Фольклористы высказывают недоумение относительно того, откуда в сказке появляются такие персонажи, как Ноги. Выскажу ряд предположений. Конечно, фразеологический оборот «стать на ноги» в различных вариантах существовал всегда, он был и до возникновения христианства, которое вобрало в себя самые ценные элементы предшествующих духовных традиций. Это ясно, например, из употребления этого оборота, как я вижу, в Евангелии от Матфея: «А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших» (Мф. 10:14). Отрясти прах от ног – отринуть всё ненужное, наносное, мешающее жизни в её целокупности и предназначении…

Интересно в этой связи осмыслить во всей значимости и обряд омовения ног. Считается, что омовение ног ученикам Иисусом Христом – символ Его смирения, коему Он призывает следовать своих учеников. Это так, но это ничуть не противоречит сути обряда – изгнать все лишнее, лживое, чуждое, приставшее в текучке жизни. Омыть ноги – очистить суть, освежить, омыть душу.

Обратим внимание на то, что у мусульман при входе в мечеть снимают обувь. И это, разумеется, значит не только песок отрясти, грязь земную – но и духовную. Следует оставить все нечистое, суетное – «отрясти прах от ног» и обратиться мыслями к высокому… На другом конце возникает: «Отречемся от старого мира, отрясем его прах с наших ног». В этом гимне отрясти прах от ног – значит отринуть все лишнее, наносное, оставив суть, непреходящее.

Итак, Ноги – атрибут силы личности. Отсюда выражение «стать на ноги» и т. п. Так что тянущие Репку таинственные ноги – это собранные волею силы всех участников действа… И вот что важно: евангельский обряд омовения ног, оказывается, означает вовсе не самоуничижение Иисуса пред учениками Его, а очищение их силы от всего мирского, наносного…

В. Панюшкин в книге «Код Горыныча», приводя отрывок из «Репки» про Ноги, что вслед за Жучкой тянут-потянут Репку, высказывает полное недоумение, которое, если согласиться со сказанным выше, разрешается…

Доказательств нашего утверждения можно найти достаточно. Вот и ещё из Библии: в Третьей книге Ездры, глава 2 читаем: «Корми сынов твоих, добрая кормилица и укрепляй ноги их»! Ноги здесь – символ самостоянья человека, символ крепости, самодостаточности. То, что в наши времена называется «стать на ноги». Таким образом, загадочные Ноги в старинном варианте сказки «Репка» – это вовсе не случайный или лишний элемент повествования, напротив, благодаря ему совершенно по-новому проявляется суть сказки: единство силы всех участников, нахождение точки опоры.

Ноги – это опора. Отсюда выражения – «встать на ноги», «крепко стоять на ногах» и т. п. Поэтому фраза «ухватилась нога за другую, другая за третью…» – прямое указание на то, что участники сказочного действа напрягли все свои силы, сконцентрировали, так сказать, самую суть своих личностей, чтобы выполнить непосильную задачу… Репка в данных обстоятельствах – зримый символ такой могучей задачи.

 

В заставке использован силуэт работы Е. М. Бём (1881)

© О. Щербинина, 2024
© НП «Русская культура», 2024