15 сентября, среда

15.00 Празднование юбилея режиссера Александра Николаевича Сокурова
(Киноконцертный зал Санкт-Петербургского института кино и телевидения – ул. Бухарестская, 22).
Известного режиссера, автора более 50 фильмов, поздравят коллеги и ученики. Будут показаны фильмы: «Она ждёт» (реж. Марьяна Калмыкова), «Споткнуться» (реж. Александр Золотухин), «Коловерть» (реж. Мария Антонова), «Времена года» (реж. Юрий Мокиенко).
После просмотра состоится «диалог двух Мастерских» — Александр Золотухин, Марьяна Калмыкова и другие ученики мастера ответят на вопросы коллег и зрителей. В завершение встречи будет показан фильм Александра Николаевича «Жертва вечерняя».

17.00 Открытие выставки-инсталляции «О чем говорят символы?» (Новое здание Российской национальной библиотеки – Московский пр., 165).
На выставке будут представлены издания и материалы из фондов РНБ по истории изучения символов, философско-религиозных воззрений о месте символов в жизни человека. Это издание «Астролябия» Иоганна Энгеля (1488 г.), труд о фундаментальной символике Елены Блаватской «Тайная доктрина» (1915 г.), «Диалектика мифа» Алексея Лосева (1930 г.) и другие.
В экспозиции будут представлены свыше 50 работ члена Российского союза художников декоративно-прикладного искусства Геннадия Исакеева. Автор многие годы работал в техниках декоративно-прикладного искусства: линогравюра, графика (тушь), резьба по дереву, скульптурная пластика из техногенных элементов, ювелирный дизайн, витражная и эмалевая миниатюра. Сегодня актуальная техника, в которой работает мастер — витражная миниатюра. Направления деятельности: интуитивный символизм (этника, культура, межконфессиональные связи, легенды и т.д.). На выставке будет представлена ретроспектива работ разных периодов, которая по мнению автора показывает эволюцию творчества от относительно простых форм до сегодняшнего графического символьного ряда.
Выставка открыта до 25 октября.

19.00 Концерт «Осень в Петербурге» к 70-летию Стаса Намина (Дворец искусств Ленинградской области – пл. Стачек, 4).
В программе: симфоническая сюита «Осень в Петербурге», давшая название концерту, симфония Centuria S-QUARK в сопровождении хореографической композиции в исполнении театра Стаса Намина и фрагменты балета «Пороки и любовь».

16 сентября, четверг

Начало работы выставки к 130-летию со дня рождения художника Николая Федоровича Лапшина (KGallery – наб. реки Фонтанки, 24).
Николай Федорович Лапшин – один из лучших мастеров Ленинградской пейзажной школы 1930-1940-х годов. В экспозиции будут представлены акварели 1937-1940 годов из собрания галереи, среди которых работы «Зимняя канавка» (1939), «Мост через Фонтанку» (1939), «Новая Голландия» (1940), показанные на выставке «Три петербургские коллекции» в Государственном Русском музее. Большая часть акварелей ранее не выставлялась и впервые будет представлена широкому кругу зрителей. Специально к выставке будет подготовлено издание, куда войдут все работы художника из собрания KGallery.
В 2021 году исполняется 130 лет со дня рождения Лапшина. KGallery, традиционно показывающая крупные монографические выставки художников ХХ века, на этот раз открывает небольшую экспозицию графических работ Николая Федоровича, чтобы показать единую серию, созданную им незадолго до смерти в 1941 году. Эти рисунки прежде хранились у художницы Милицы Сергеевны Чарнецкой, близко знавшей Лапшина и его творчество. Собрание Милицы Сергеевны оказалось у петербургского архитектора и собирателя графики Алексея Геннадьевича Журавлева, у которого в свою очередь в 2015 году в собрание галереи было приобретено 33 работы художника.
Всем, кто увидит экспозицию, будет особенно любопытно рассмотреть двусторонние рисунки Лапшина, для которых будут сделаны специальные боксы, позволяющие показать работы с двух сторон, ведь Николай Федорович использовал обе стороны листа для своих акварелей. Представленные на выставке произведения – характерный пример графики Лапшина, за которую художник и другие представители Ленинградской пейзажной школы получили имя «советские маркисты». В этих акварелях Лапшина есть все, что так любят и знатоки, и неравнодушные к его таланту зрители: легкость исполнения узнаваемых символов города, собранность композиции, искусно сбалансированные эскизность и законченность, нежный ленинградско-петербургский колорит.

Начало работы персональной выставки Игоря Чурилова (Музей петербургского авангарда – ул. Профессора Попова, 10).
Выставка знакомит с творчеством живописца и графика Игоря Чурилова. В экспозиции представлена серия коллажей по мотивам стихотворения «Дом, который построил Джек». Композиции из резаной и рваной бумаги были созданы в 1995 году и стали первым опытом Игоря Чурилова в области книжной графики. Другую часть экспозиции составят гравюры и акварели, созданные в последние годы.
Игорь Станиславович Чурилов родился во Владивостоке в 1959 году. В 1978-1986 годах учился в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В. И. Мухиной, где изучал живопись под руководством Л. В. Куценко. С 1981 по 1994 год участвовал в выставках группы художников «Митьки». С 1983 года занимается преподавательской деятельностью. С 2004 года — организатор и руководитель неформального творческого объединения молодых художников «Наследие».
Произведения художника находятся в собраниях Государственного Русского музея, Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Государственного музея современного искусства «Царскосельская коллекция», ЦВЗ «Манеж» (Санкт-Петербург), Государственного Архангельского музея изобразительного искусства, Воронежского областного музея изобразительных искусств им. И. Н. Крамского, Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи, Саратовского государственного художественного музея им. А. Н. Радищева, а также в частных коллекциях России, Германии, Израиля, США, Франции, Финляндии.
Выставка открыта до 14 декабря.

18.00 Офф-программа Санкт-Петербургской театральной премии для молодых «Прорыв» (Новая сцена Александринского театра – наб. реки Фонтанки, 49 А).
На Новой сцене Александринского театра пройдут гастроли петербургских режиссеров Алексея Забегина и Семена Серзина, а также Веры Поповой из Москвы (она была номинирована на «Прорыв» за постановку «Камера обскура» на Новой сцене Александринского театра).
16 сентября в 18.00 и в 20.30 пройдут показы спектакля «Неважно себя чувствую», поставленного режиссером Алексеем Забегиным на музыку Настасьи Хрущевой. Спектакль создан по мотивам произведений, писем и дневниковых записей Даниила Хармса и его окружения.
18 сентября в 18.00 и в 20.30 петербургские зрители увидят спектакль «Дни победы» Псковского драматического театра. Постановку осуществила московский режиссер Вера Попова, неоднократно выпускавшая спектакли в Петербурге, в том числе на сцене Александринского театра.
19 сентября в 18.00 и в 20.30 артисты Псковского драматического театра представят спектакль «Свидетельские показания» по пьесе Дмитрия Данилова. Режиссер – Семен Серзин, основатель «Невидимого театра».

19.00 Открытие сезона в «Петербург-концерте» (Концертный зал «Екатерининское собрание» – наб. канала Грибоедова, 88-90).
Певец и композитор Андрей Косинский известен в Петербурге благодаря песням «По Галерной улице», «Корюшка», «Они знакомы давно».
Программа концерта составлена из песен Косинского в оригинальных оркестровых аранжировках, которые прозвучат в исполнении автора в сопровождении Эстрадно-симфонического оркестра им. А. С. Бадхена под управлением дирижера Андрея Медведева.
В программе принимают участие: Сергей Зыков, Сергей Рогожин, Яна Леонтьева, группа Supermotiv.

19.00 Презентация книги Владимира Рекшана «Фабрика бабочек» (Арт-пространство «Марс» – Марсово поле, 3).
«Фабрика бабочек» – это 25 по счету книга писателя и его первая антиутопия. Идея для сюжета пришла автору во время пандемии коронавируса. В новом произведении карантин длится пятый год, а главный герой противостоит вирусологам.
Владимир Рекшан – советский и российский писатель, рок-музыкант и журналист. Основатель и лидер рок-группы «Санкт-Петербург».

20.00 Концертная программа «Плейлист Достоевского» к 200-летию со дня рождения писателя (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича, Большой зал – Михайловская ул., 2).
Тема «Достоевский и музыка» составляет значительный раздел научных исследований. Петербургским Литературно-мемориальным музеем Ф. М. Достоевского на основе свидетельств из доступных источников был собран список любимых музыкальных произведений Федора Михайловича. Этот «плейлист» музей предоставил для подготовки концерта к 200-летию со дня рождения писателя.
Известно, что Достоевский был увлечен музыкой и театром: он любил итальянскую оперу, с удовольствием слушал музыку Моцарта, Бетховена, Глинки, Мендельсона, Мейербера, был дружен с композитором Александром Серовым, слушал выдающихся музыкантов своего времени – Полину Виардо, Гектора Берлиоза, Ференца Листа.
В этот день прозвучит любимая музыка писателя: сольные и оркестровые номера из опер Глинки, Бетховена, Моцарта, Верди, Россини, Мейербера, Беллини, а также части Lacrimosa и Аmen из Stabat mater Перголези в исполнении солистов Международной академии Любови Казарновской «Voce e Violino» Кристины Пономарёвой, Натальи Зиминой, Александра Ершова, солистов театра «Мюзик-Холл» Анны Викулиной, Жанны Печёнкиной, Елизаветы Михайловой, Тигрия Бажакина, Симфонического оркестра театра «Мюзик-Холл» «Северная симфония» и Концертного хора Санкт-Петербурга под управлением Владимира Беглецова. За дирижерским пультом – Фабио Мастранджело.
Художественное слово и модерация концерта – Любовь Казарновская.

17 сентября, пятница

12.00 Открытие нового экспозиционного комплекса «Медный двор» (Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи – Александровский парк, 7).
Во внутреннем дворе музея под открытым небом будет развернута экспозиция, где будут представлены уникальные бронзовые (или как их называли в старину «медные») стволы артиллерийских орудий XVI – XIX веков. Они были отлиты выдающимися мастерами прошлых веков. Многие сохранились в единственном экземпляре и долгое время хранились в фондах музея. Впервые посетители смогут не только увидеть высокохудожественное литье с филигранной проработкой деталей (гербы, надписи, различные изображения, символы и т.д.), но и познакомиться с уникальными техническими (для своего времени) решениями.
В единый комплекс объединены не только пушечные стволы, отлитые в России, но трофеи из Франции, Швеции, Речи Посполитой, Англии, Персии, Китая и других стран мира.

17.00 Открытие выставки «Осенних красок нежное сиянье» (Галерея Санкт-Петербургского Союза художников «Голубая гостиная» – ул. Большая Морская, 38).
На выставке будут представлены работы членов Ассоциации художников ботанического искусства (АХБИ). Экспозиция посвящена 5-летию первой совместной выставки художников-ботанистов из Москвы и Санкт-Петербурга, состоявшейся в 2016 году.

19.00 Концерт-посвящение святому благоверному великому князю Александру Невскому «А, и было дело на Неве-реке…» (Александро-Невская Лавра, Духовно-просветительский центр «Святодуховский» – наб. реки Монастырки, 1 Д).
В концерте примут участие известные ансамбли и хоры, солисты петербургских театров. Слушателей ждет музыкальное путешествие от древнерусского распева XVI века до современных авторских песен.
В программу концерта войдут сочинения победителей и дипломантов Конкурса композиторов «300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской лавры посвящается» (2011–2013). Молодые композиторы Санкт-Петербурга и других городов России, Германии, Швеции, США воспевают святого благоверного великого князя Александра Невского.
Прозвучат гимны, песнопения, стихиры, тропари и кондаки, прославляющие жизнь и деяния св. Александра Невского. Под перезвон колоколов будет исполнена стихира XVI века (время канонизации св. Александра Невского) в расшифровке известного петербургского ученого-медиевиста Натальи Серегиной. В завершение программы прозвучат музыкальные приношения известных исполнителей авторской песни; совместно всеми участниками концерта будут исполнены «Гимн Собора Александра Невского» В. Панченко, «Песня о Св. Блгв. Вел. Кн. Александре Невском» М. Малевича.
Исполнители: ансамбль солистов «Россика» и Камерный хор театра «Мюзик-Холл» под управлением Валентины Копыловой-Панченко; ансамбль гусляров (руководитель Татьяна Барканова); вокальный ансамбль «Невский» под управлением Светланы Архиповской; директор Духовно-просветительского центра «Святодуховский» иеродиакон о. Илия (Васильев) (чтение); солисты Мария Бояркина, Злата Гоголь, Алексей Иванов, Анна Абикулова. Исполнители современной духовной авторской песни: Анна Абикулова, Ирина Скорик, дьякон Сергей Учанейшвили; Игорь Ручкин (фортепиано).

19.00 Открытие сезона оркестра «Северная Симфония». От Мусоргского до Прокофьева» (Санкт-Петербургский театр «Мюзик-Холл» – Александровский парк, 4).
Согласно сложившейся традиции на концерте будет представлена русская программа. Прозвучат признанные шедевры отечественного музыкального искусства: «Рассвет на Москве реке» (вступление к опере «Хованщина»), симфоническая картина для оркестра «Ночь на Лысой горе» и вокальный цикл «Детская» Мусоргского, Концерт для скрипки с оркестром Глазунова и Симфония № 5 Прокофьева. Концерт позволит познакомиться с творческим наследием трех ярких представителей музыкальной культуры XIX-XX веков.
В концерте принимают участие Яна Иванилова (сопрано) и солистка Санкт-Петербургского Дома музыки Анна Савкина (скрипка).

18 сентября, суббота

11.00 Празднование Дня мира на Васильевском острове.
В Благовещенском саду пройдут конкурсы рисунка, интерактивный игры, концертные выступления, шахматный турнир и поэтический фестиваль.
В саду Александра Грина состоится открытие мемориальной доски автору «Алых парусов», пройдут конкурсы фотографий «Легенды и мифы В.О.» и художественных росписей стен вокруг сада, состоятся занятия уличным спортом, концерт василеостровских музыкантов, лекция по урбанистике и показ фильмов.
А в саду Олега Каравайчука желающие смогут сыграть на фортепиано, послушать концерт, посмотреть выставку уникальных предметов, сделанных своими руками и поучаствовать в мастер-классах. Здесь же пройдёт конкурс проектов мурала для дома легендарного композитора, откроется выставка проектов памятника Каравайчуку, состоится лекция о кино, дебаты о современном актуальном искусстве и турнир по петанку.

12.00 Открытие 33-го сезона в Государственной филармонии для детей и молодежи (Большой Сампсониевский пр., 79).
На Большой сцене покажут оперу «Свинопас, или Сто принцессиных поцелуев» по сказке Г. Х. Андерсена в переводе А. В. Ганзен.
Сказка в постановке московского режиссера Мурата Калова оживет на сцене под музыку известного петербургского композитора Леонида Резетдинова. Волшебные декорации и костюмы для оперы придумывала Алеся Исаева. Автором идеи и вдохновителем спектакля стал главный дирижер Филармонии Михаил Голиков.
«Свинопас» – постановка масштабная: в ней играют, танцуют, поют драматические артисты и оперные солисты в сопровождении полного состава симфонического оркестра филармонии.

19.00 Премьера спектакля Владимира Бортко «Αντιγονη, или Я/МЫ Антигона» по мотивам пьесы Жана Ануя «Антигона» (Театр-фестиваль «Балтийский дом» – Александровский парк, 4).
Режиссер Владимир Бортко о спектакле: «Думаю, этот спектакль стоит посмотреть всем. Почему? Потому что вранье существовало и тогда, и сейчас. И Антигона, которой 18 лет, идет против этого. Против царя, против вранья, против «здравого смысла». Она такая же, как и Ты, или Вы – обращение зависит от возраста. Этот спектакль для всех. Потому что терпеть давление и неправду невыносимо в любом возрасте. Приходите. Сделав выбор пойти в театр, вы точно не пожалеете!».
В главных ролях народный артист России Пётр Семак и Александра Мамкаева.

19 сентября, воскресенье

13.00 Премьера моноспектакля Олега Попова «Московская дьяволиада» по рассказам Михаила Булгакова (Арт-кафе «ПодвалЪ бродячей собаки» – ул. Итальянская, 4).
Премьерная работа Литературного театра Олега Попова открывает для зрителей «малую прозу» Михаила Булгакова – фельетоны, опубликованные почти сто лет назад в московских газетах 1920-х годов.
Острые сатирические миниатюры представляют собой одноактные пьесы, в которых действуют предприимчивые провинциалы, ожившие покойники, бессмысленные чиновники и даже банщица с бородой. Искусство перевоплощения, которым артист Олег Попов владеет в полной мере, заставляет зрителей ощутить себя внутри событий и перенестись в фантастический мир советской Москвы.
Остроумные, уморительно смешные истории смотрятся на одном дыхании. И заставляют задуматься над тем, что за целый век люди почти не изменились.

13.00 Концерт Симфонического оркестра Мариинского театра. Солистка – Александра Довгань. Дирижер – Кристиан Кнапп (Концертный зал Мариинского театра – ул. Писарева, 20).
Ученица Миры Марченко, знаменитого педагога Центральной музыкальной школы при Московской консерватории, 14-летняя Саша Довгань сегодня выходит на сцену многих солидных концертных залов как профессиональный взрослый музыкант. В 10 лет она выиграла телевизионный конкурс «Щелкунчик», а в 11 лет завоевала гран-при на конкурсе молодых пианистов Дениса Мацуева Grand Piano Competition. Григорий Соколов, представляя юную пианистку публике Зальцбургского фестиваля, отметил: «Научить можно очень многому, но есть вещи, которым научить нельзя. Именно это она умеет». Мариинский пригласил Александру Довгань исполнить сольную партию в Фортепианном концерте № 23 Моцарта. В дневном концерте под управлением Кристина Кнаппа звучит также «Хаффнер-симфония».

16.00 Концерт Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра (Дворец Белосельских-Белозерских – Невский пр., 41).
Прозвучат «Празднества» Клода Дебюсси, признанные шедевром музыкального импрессионизма, и легендарное Болеро Мориса Равеля, симфоническая поэма «Прялка Омфалы» на античный сюжет Камиля Сен-Санса и увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» Петра Ильича Чайковского по мотивам трагедии Шекспира. Открывает программу блестящая увертюра из оперы «Кармен» Жоржа Бизе, а завершится концерт одним из самых эффектных номеров симфонического репертуара – Половецкими плясками Александра Порфирьевича Бородина.
За дирижерским пультом – художественный руководитель оркестра, маэстро Александр Титов.

20 сентября, понедельник

10.00 Начало работы выставки картин Елены Флеровой «Ноты души» (Библиотека им. М. В. Ломоносова – ул. Нахимова, 8/3).
Стиль работ художницы можно назвать «осмысленным экспрессионизмом». На холстах – отблески различных эмоций, изображенных акриловыми красками. Вдохновением автора может стать рассвет, воспоминание или иное переживание – все то, что отражено в названии выставки «Ноты души».
Выставка открыта до 29 сентября.
Вход свободный.

19.00 Вечер памяти народной артистки СССР Ирины Богачевой (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича, Малый зал им. М. И. Глинки – Невский пр., 30).
На протяжении всей своей карьеры Ирина Богачева исполняла ведущие партии в произведениях мировой оперной классики. Исключительный по красоте и тембру голос позволил ей завоевать поклонников не только у себя на родине, но и во всем мире.
Вся ее жизнь была посвящена служению высоким идеалам искусства. За свою творческую жизнь она стала путеводной звездой и настоящим учителем для многих талантливых певцов. Во многом благодаря ей русская вокальная школа достигла больших высот.
Ирина Богачева была талантливым педагогом. На протяжении многих лет она являлась профессором, заведовала кафедрой сольного пения в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова.
20 сентября в Малом зале филармонии в сопровождении Государственного русского концертного оркестра Санкт-Петербурга (художественный руководитель и главный дирижер – заслуженный деятель искусств России Владимир Попов) выступят выдающиеся ученики Ирины Петровны Богачевой.

21 сентября, вторник

12.00 Научно-практическая конференция «Ленинградцы в годы Великой Отечественной войны», приуроченная к 80-летию начала блокады Ленинграда (Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда – Соляной переулок, 9).
В конференции примут участие историки, преподаватели ведущих высших учебных заведений, а также сотрудники архивов, музеев и библиотек из различных регионов страны. Результаты своих исследований представят специалисты из таких городов, как Калининград, Кемерово, Красноярск, Нижний Новгород, Оренбург, Омск, Пермь, Самара, Саратов, Казань и др.
Исследования участников конференции посвящены роли и вкладу жителей города в дело победы, их непростым судьбам, деятельности в эвакуации разных уголках нашей страны, а также всем тем, кто защищал город.

19.00 Открытие XVII театрального фестиваля им. А. М. Володина «Пять вечеров» (ТЮЗ им. А. А. Брянцева – Пионерская пл., 1).
Программа совместила три традиционных направления фестиваля: спектакли по пьесам Володина, по текстам авторов одной с Володиным «группы крови» и по современной драматургии, следующей «володинским» путем.
Творчество Александра Володина будет представлено на открытии и закрытии фестиваля. 21 сентября на открытии Татарский академический Театр им. Г. Камала сыграет «Пять вечеров». На закрытии фестиваля 25 сентября Центр драматургии и режиссуры покажет «Фабричную девчонку» Владимира Панкова.
Вторая линия фестиваля, как всегда, связана со спектаклями авторов, близких к Володину. Камерный «Причал» по сценарию Геннадия Шпаликова, лирическую черно-белую историю в постановке Данила Чащина, покажет московский театр «Человек». «Девочка Надя, что тебе надо» (другой сценарий Шпаликова) – театр «Современник», который Володин считал своим вторым домом. Спектакль по стихам Олега Григорьева «Я умер от варенья» привозит Один театр из Краснодара, поставил его петербургский режиссер Дмитрий Егоров.
Третья линия фестивальной программы – современные авторы, близкие по духу Володину. В этот раз организаторы фестиваля выбрали для показа спектакль Павла Зобнина «Герб города Эн» по пьесе Светланы Баженовой.
Фестиваль пройдет на разных площадках, а в редакции «Петербургского театрального журнала» будут проходить обсуждения увиденного.
25 сентября в 11.00 часов, как всегда в заключительный день фестиваля, от Театра на Литейном пойдет автобус в Комарово, на могилу Александра Володина.

19.00 Премьера спектакля Романа Габриа «Петруша, сын ли ты мой или нет?» по мотивам романа Ф. М. Достоевского «Бесы» (Театр «Мастерская» – ул. Народная, 1).
Роман Достоевского – всеобъемлющая злая сатира, насмешка над пустотой идеологических выкриков, фальшью провинциального лоска, множащимся всеобщим обманом, необоснованными претензиями, ничтожностью мысли. В пустом пространстве сцены Роман Габриа распахивает перед зрителями балаган, обращая страшное – в смешное, демонов – в паяцев, монстров – в карикатуры. Актерам даны преувеличенно комический грим, пародийно экстравагантная пластика, нарочитые интонации, гротесковые мизансцены. Театрализация мира, реальности, бытия – таков в спектакле способ прочтения текста Достоевского, неожиданный и смелый взгляд на русского классика.
Режиссер – Роман Габриа.
В спектакле заняты: Арсений Семёнов, Ксения Морозова, Марина Даминева, Алексей Ведерников, Илья Колецкий, Арина Лыкова, Никита Капралов, Кристина Куца, Ричард Ардашин, Дмитрий Миков, Владимир Карпов, Николай Куглянт, Фома Бызгу.

22 сентября, среда

Открытие выставки «Стихи-я-Петербург» к 30-летию Музея искусства Санкт-Петербурга ХХ–ХХI веков (наб. канала Грибоедова, 103).
Выставка «Стихи-я-Петербург» станет отражением истории развития жанра пейзажа, начиная с 1930-х годов по сегодняшний день. Проект познакомит зрителей с невероятным богатством творческих идей и художественных интерпретаций, которые демонстрировали петербургские мастера ХХ века при обращении к видовым мотивам. Основная часть произведений из коллекции Музея искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков (МИСП), представленных на выставке, будет показана публике впервые.
Задумчиво-мечтательные, преисполненные лирической взволнованности образы города 1930-1940-х гг., созданные Владимиром Гринбергом, Александром Русаковым, Николаем Лапшиным, Вячеславом Пакулиным, Алексеем Почтенным, Александром Ведерниковым и другими авторами, сменяются в экспозиции экспрессивными работами художников андеграунда 1950-1960-х годов – Александра Арефьева, Владимира Шагина, Рихарда Васми, Шолома Шварца.
В полотнах классиков отечественного искусства 1970-1980-х гг. предметная материя города претворяется в красочную живописную феерию, вступая в контрастный диалог с работами «митьков». Игривая веселость авторов этого направления оттеняется пронзительной щемящей тоской, звучащей в пейзажах Петра Татарникова и Петра Конникова. Живописным мотивам, напоминающим метафизические городские пространства, противостоят мощные вселенские силы природы, источаемые образами, созданными Валерием Табулинским. А брутальная концептуальная условность в абстракциях Валерия Лукки и Вячеслава Михайлова диссонируют с живописными видениями Анатолия Маслова и Иосифа Зисмана.
Пейзажная история города на Неве, посвященная 30-летнему юбилею коллекции МИСП, дает представление не только о богатстве и историческом размахе собрания, но также позволяет почувствовать разнообразие художественной культуры Санкт-Петербурга ХХ века и искусства сегодняшнего дня.
К выставке «Стихи-я-Петербург» подготовлен альбом, представляющий собой серьезный научно-исследовательский труд коллектива музея. Специально для каталога деятели культуры (среди которых Николай Буров, Татьяна Черниговская, Юрий Темирканов и многие другие) создали поэтические высказывания о работах из коллекции МИСП.
Выставка открыта до 14 ноября.

19.00 Гастроли Национального молодежного театра Республики Башкортостан им. Мустая Карима (ТЮЗ им. А. А. Брянцева – Пионерская пл., 1).
Гастроли Национального молодежного театра Республики Башкортостан откроются спектаклем «Синяя-синяя речка», поставленным художественным руководителем театра Мусалимом Кульбаевым по мотивам повести Бориса Вахтина «Одна абсолютно счастливая деревня». Постановка посвящена 75-летию победы в Великой Отечественной войне, но зритель не увидит на сцене сражений, не испытает высокое чувство пафоса, да и сама война здесь проходит фоном. На первый план в спектакле выходят темы любви и непобедимости жизни. История повествует о молодой женщине, ставшей вдовой в самом начале войны. Солдат возносится на небо и оттуда ведет мистический диалог со своей женой.
23 сентября в 19.00 гости из Уфы сыграют спектакль «Оскар» в постановке Мусалима Кульбаева. Это настоящая французская комедия положений драматурга Клода Манье с присущими ей курьезными ситуациями, нелепыми событиями и абсолютно комичными персонажами.
24 сентября в 19.00 в гастрольной программе спектакль «Лёвушка» режиссера Мусалима Кульбаева, созданный по пьесе украинского драматурга Анатолия Крыма. Эта постановка, как билет в детство, в котором маленький дворик кажется огромным, самое вкусное мороженое в мире стоит всего 20 копеек, а безграничная любовь бабушек дарит маленькому мальчику море любви и счастья.
25 сентября в 11.00 и в 13.30 гости из Башкортостана представят спектакль «Пеппи Длинныйчулок» в постановке Олега Пронина.
25 сентября в 19:00 гастроли театра завершатся спектаклем «Ночевала тучка золотая». По замыслу режиссера Мусалима Кульбаева, действие спектакля происходит в разрушенном войной театре кукол, где прячутся чудом оставшиеся в живых дети. Там, среди развалин, детдомовцы находят уцелевшие листы повести Приставкина. Сюжет постановки принимает облик причудливой матрешки: сцены современных реалий чередуются с отрывками книги.

23 сентября, четверг

16.00 Открытие выставки «Храним и приумножаем» (Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека – ул. Зодчего Росси, 2).
Санкт Петербургская государственная театральная библиотека известна как богатейшее хранилище материалов о театре и для театра. Свой уникальный фонд, включающий целый ряд редких и ценных коллекций, она собирает начиная с XVIII века. На юбилейной выставке, приуроченной к 265-летию библиотеки, будет представлена часть приобретений библиотеки за последние десять лет: материалы, поступившие в эскизный фонд, а также в собрание архивных документов.
Начало формирования этих коллекций относится к 1919 году, когда к библиотечному собранию присоединились «Монтировочная библиотека Дирекции Императорских театров» и первые архивные документы деятелей театра. Долгое время эти две коллекции почти не пополнялись новыми материалами.
В 1993 году в библиотеке был создан отдел «Редких книг, рукописей, архивных и изобразительных материалов», который взял на себя весь комплекс работ с редкими фондами. С этого времени началось регулярное комплектование фонда эскизами театральных костюмов и декораций, а также архивными документами и редкими книгами, воссоздающими историю театра.
За последние годы библиотекой было приобретено более 400 листов эскизов. Это работы как мэтров петербургской художественной школы, так и молодых художников, среди которых: З. П. Аршакуни, Т. Г. Бруни, И. И. Ведерникова, И. В. Габай, В. И. Доррер, Э. Б. Капелюш, М. Ф. Китаев, Э. С. Кочергин, М. В. Лукка, М. Б. Мокров, Г. Н. Мосеев, Е. Ю. Орлова, Н. И. Полякова, Н. И. Сизых, В. И. Фирер, И. И. Чередникова и многие другие. В настоящее время эскизный фонд насчитывает 25000 листов.
Пополнилось и Собрание архивных документов библиотеки, которое к настоящему времени насчитывает более 12000 единиц хранения. В последнее десятилетие к нему присоединились личные архивы режиссера Н. В. Демидова, актера О. Г. Окулевича и театроведа М. Н. Ласкиной, театральных художников М. Ф. Китаева, В. Л. Степанова, О. С. Саваренской, художника-технолога сцены В. В. Базанова, искусствоведа М. Н. Мерцаловой, одного из директоров Театральной библиотеки М. П. Троянского, искусствоведа А. А. Бартошевича. Продолжалось пополнение документами личных архивных фондов режиссеров А. А. Белинского, М. В. Сулимова и Е. М. Падве; театроведов, искусствоведов Л. И. Гительмана, Т. Б. Забозлаевой, В. М. Красовской и Д. И. Золотницкого. Начали передавать документы замечательные петербургские актрисы Т. М. Абросимова и С. Н. Крючкова. Каждое из названных имен является важным для петербургской культуры.

24 сентября, пятница

Начало выставки Алексея Гана «Umwelt» (Marina Gisich Gallery – наб. реки Фонтанки, 121).
«Umwelt» Алексея Гана – это выставка-исследование телесного аспекта взаимодействия человека и пространства. Живописные работы, представленные на выставке, входят в серию «Места 4» – она продолжает цикл, начатый еще в 2012 году. Ган изучает пластичность и ограничения материала: художник впервые применяет более активные физические способы взаимодействия, работая резкими и травмирующими жестами. В его арсенале появляются такие приемы, как втирание акрила в поверхность холста жесткой щетиной кисти, снятие слоев краски наждачной бумагой и процарапывание нанесенных мазков.
Центральная часть выставки – новые объекты из металла, которые выражают телесный опыт в самом очищенном виде. Это попытка совместить схематичный образ Места (ландшафта) с идеей пространства как тела, которому присущи деформация, следы воздействия и объемы.
В проект вошли и графические работы с внедрением грубых потертых металлических пластин. Эти работы улавливают состояние между схематично заданным балансом сил и осязаемым телесным жестом.
Объекты экспонированы в созданной художником системе модулей – перемещаясь между ними, зритель получает опыт разной интенсивности.

18.30 Презентация книги Алексея Голицына «Саратовские художники. Возвращенные имена» (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме – Литейный пр., 53).
Алексей Голицын – журналист, автор публикаций в журналах «Знамя», «Общественное мнение», «Вестник Европы» и региональной периодики. Редактор литературного журнала «Волга» и информационного агентства Saratovnews.
Книга Алексея Голицына «Возвращенные имена» посвящена саратовским живописцам и графикам, которые подвергались политическим репрессиям в 1920-1950-е годы. Некоторые имена этих художников часто появляются на афишах в Саратове и за его пределами, творчество других знакомо лишь узкому кругу знатоков и любителей искусства. О третьих до последнего времени ничего не было известно даже специалистам. В издании представлены биографические сведения, впервые публикуются уголовные дела, стенограммы их допросов, протоколы судебных заседаний и прочие архивные документы, с помощью которых можно представить жизнь творческой интеллигенции во время «большого террора». В альбомной части книги собраны уникальные архивные фотографии, а также репродукции более сотни произведений живописи и графики. Значительная часть их опубликована впервые.
Вечер ведет автор.

19.00 Открытие XVI концертного сезона Дома музыки (Дворец Белосельских-Белозерских – Невский пр., 41).
Выступление лауреатов международных конкурсов Арсении Сибилёвой (скрипка) и Ильи Папояна (фортепиано) в цикле «Молодые исполнители России» состоится на сцене дворца Белосельских-Белозерских. Юные виртуозы и симфонический оркестр под управлением заслуженного артиста России Александра Титова перенесут слушателей в музыкальный мир романтизма Паганини и Листа.

25 сентября, суббота

Начало работы выставки «Кронштадт. Город-остров, город-крепость, город-порт» (Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО – ул. Большая Морская, 35).
В преддверии 350-летия со дня рождения великого реформатора, основателя Петербурга императора Петра I, которое будет отмечаться в 2022 году, РОСФОТО представляет выставочный проект «Кронштадт. Город-остров, город-крепость, город-порт».
С 1704 года и до самой своей смерти государь-реформатор издавал указы о развитии Кронштадта, переписывался со своими сподвижниками о строительстве фортов, крепости, гаваней и самого города.
Все государственные функции этого уникального места были определены и заложены именно Петром I. По его воле город стал могучей крепостью, более 300 лет успешно защищавшей морские подступы к Петербургу, крупным военным портом – основной базой Балтийского флота.
На выставке «Кронштадт. Город-остров, город-крепость, город-порт» представлены подлинные указы первого российского императора, редкие карты, планы и гравюры XVIII века, цифровые копии снимков известного петербургского фоторепортера Карла Буллы, придворных фотографов императора Николая II, дореволюционных светописцев Кронштадта, фотоснимки советских авторов и современная фотография. Гости также смогут увидеть музейные экспонаты, связанные с деятельностью Кронштадтского морского госпиталя, предметы из частных коллекций. Всего более 200 исторических артефактов.
Выставка состоит из нескольких разделов. Первый связан с основанием Кронштадта и историей города в петровское время, а также посвящен многочисленным местам памяти императора Петра I. Во второй раздел вошли экспонаты по истории строительства Кронштадтской крепости и фортов. Третий посвящен гаваням Кронштадта и Большому Кронштадтскому рейду, местам базирования Балтийского флота, а также объектам, связанным с флотской инфраструктурой. Кроме того, гости выставки смогут узнать много нового о самом Кронштадте, его улицах и жителях. Важная часть экспозиции рассказывает о Кронштадте как об одном из крупнейших религиозных центров нашей страны. Украшением города является Морской собор Святителя Николая Чудотворца, а в Андреевском соборе служил протоиерей Иоанн Сергиев, получивший всероссийскую известность под именем Иоанна Кронштадтского.
В выставке «Кронштадт. Город-остров, город-крепость, город-порт» принимают участие Российская национальная библиотека, Российский государственный архив Военно-Морского Флота, Военно-медицинский музей Министерства обороны Российской Федерации, Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, частные коллекции.
Выставка открыта до 14 ноября.

20.00 Открытие 101 сезона Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича. Концерт Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра филармонии (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича, Большой зал – Михайловская ул., 2).
В год 80-летия начала блокады Ленинграда, в день рождения Дмитрия Шостаковича, Петербургская филармония открывает свой 101-й концертный сезон исполнением Седьмой «Ленинградской» симфонии: на сцене – старейший симфонический оркестр страны, за дирижерским пультом – народный артист России Николай Алексеев. Новый сезон, как и предыдущий, пройдет под знаком 100-летия Петербургской филармонии, положение об основании которой было подписано наркомом просвещения Анатолием Луначарским 13 мая 1921 года, а менее чем через месяц, 12 июня 1921 года, состоялся первый в истории организации концерт.

26 сентября, воскресенье

20.00 Открытие сезона Академического симфонического оркестра филармонии (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича, Большой зал – Михайловская ул., 2).
Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии открывает новый концертный сезон под управлением народного артиста России Николая Алексеева программой из сочинений Иоганнеса Брамса и Бориса Тищенко. Традиция исполнения академической музыки в ее залах восходит к XIX столетию, когда здесь выступали Ференц Лист, Гектор Берлиоз, Рихард Вагнер, Антонин Дворжак, Антон Рубинштейн и другие крупнейшие музыканты своего времени. Однако собственно филармония (на тот момент Петроградская), первая в нашей стране, была учреждена 13 мая 1921 года. Сольную партию в Концерте Брамса исполнит победитель последнего Международного конкурса имени Чайковского скрипач Сергей Догадин.
Также безусловным событием вечера и всего нового сезона станет исполнение одной из самых значительных симфонических партитур начала XXI века: Данте-симфония № 5 «Рай» Бориса Тищенко прозвучит в год 700-летия со дня смерти великого итальянского поэта.

27 сентября, понедельник

19.30 Лекторий по краеведению: Дмитрий Гусаров, «Типовые проекты Ленинграда: жильё завтрашнего дня» (Новая Голландия – наб. Адмиралтейского канала, 2).
Серийное домостроение – дитя XX века, или его успешно применяли в России в прежние века? Когда и где в Ленинграде появился первый серийный дом? В чём отличие серии от типового проекта? Самый умышленный город – самый типовой? В какие места СССР уезжали дома с ленинградских конвейеров? Было ли будущее у сталинского типового строительства? Что «подглядел» Хрущёв на Западе? Где в Петербурге искать «немецкие» проекты домов? Историк советской архитектуры Дмитрий Гусаров ответит на эти вопросы, а также опровергнет мифы о типовых проектах Ленинграда.
Дмитрий Гусаров – историк советской архитектуры, основатель Музея типовой архитектуры Ленинграда, редактор сайта «Домофото», краевед и экскурсовод, ведущий сотрудник Отдела культурных программ Российской национальной библиотеки.
Вход бесплатный. Количество мест ограничено.

28 сентября, вторник

17.00 Открытие выставки «Великолепный Мариенгоф: человек без футляра» (Центральная районная библиотека им. А. П. Чехова – ул. Турку, д. 1, к. 1).
Выставка посвящена одному из самых ярких и в то же время полузабытых литераторов ХХ века. В 1920-х гг. поэт Велимир Хлебников написал стихи, в которых срифмовал фамилию Мариенгофа с Голгофой. Много лет спустя сам Мариенгоф назвал эту рифму «исторической и пророческой». И хотя нельзя так однозначно сравнивать жизнь Мариенгофа с восхождением на Голгофу, невозможно не заметить присутствовавший в ней трагизм. По окончании выставки состоится лекция Олега Демидова «Анатолий Мариенгоф: между официальной литературой и неофициальной». В открытии выставки примет участие писатель Захар Прилепин.

19.30 Лекторий университета ИТМО: Андрей Фильченков, «Снятся ли андроидам эротические сны?» (Новая Голландия – наб. Адмиралтейского канала, 2).
Почему люди готовы к романтическому взаимодействию с искусственным интеллектом? Но готов ли к этому искусственный интеллект? И сможет ли он нас полюбить? Андрей Фильченков – руководитель лаборатории «Машинное обучение», доцент факультета информационных технологий и программирования Университета ИТМО.
Вход бесплатный. Количество мест ограничено.

29 сентября, среда

19.00 Концерт «Причудливый мир Гофмана» (Дом Кочневой – наб. реки Фонтанки, 41).
Выдающийся представитель немецкой романтической школы Э. Гофман стал одним из основоположников романтической музыкальной эстетики и критики. Гофман представлял музыку как особый мир, способный раскрыть перед человеком смысл его чувств и страстей, а также постигнуть природу всего загадочного и невыразимого. В критических и художественных текстах немецкий романтик исследовал сущность музыки в произведениях К. В. Глюка, В. А. Моцарта и особенно Л. ван Бетховена. Ярким выражением музыкально-эстетических взглядов Гофмана стали его новеллы: «Кавалер Глюк» (Ritter Gluck, 1809), «Музыкальные страдания Иоганна Крейслера, капельмейстера» (Johannes Kreisler’s, des Kapellmeisters musikalische Leiden, 1810), «Дон Жуан» (1813), диалог «Поэт и композитор» (Der Dichter und der Komponist, 1813) и др. За долгие годы творческих изысканий Гофман создал трагический образ вдохновенного музыканта, «безумного капельмейстера» Крейслера, восстающего против филистерства и обречённого на страдание. Произведения Гофмана оказали влияние на эстетику К. M. Вебера, Р. Шумана, Р. Вагнера и многих других. Загадочный мир Гофмана стал источником вдохновения для целого поколения великих композиторов.
Исполнители: Галина Сидоренко (меццо-сопрано), Виктория Ребенко (сопрано), Максим Булатов (баритон), Анна Корзун (фортепиано), Дмитрий Барбашин (фортепиано). Рассказывает и ведёт концерт Лариса Воронцовская. В программе вечера прозвучат музыкальные композиции В. А. Моцарта, Ф. П. Шуберта, Ж. Оффенбаха, П. И. Чайковского.

30 сентября, четверг

19.30 Литературно-музыкальный спектакль «У нас в Пютюрбюрге» (арт-кафе «Бродячая собака – ул.Итальянская, 4).
Спектакль поставлен студией «Партер» по произведениям А.П.Чехова: «Предложение», «Ушла», «Комик» и др.
«У нас в Пютюрбюрге» – эту фразу говорит, предаваясь прекрасным воспоминаниям, Анна Павловна, героиня одного из рассказов.
Кроме глубокой и ироничной чеховской драматургии и виртуозного актерского исполнения, зрителя ждут волшебные звуки рояля и проникновенное исполнение городского романса.
В ролях: К.Зубрицкий, А.Репкин, Н. Грумад, В.Белодубровский, А.Марискина, Е.Марискина. За роялем – Игорь Пономарев. Романсы исполняет Наталия Грумад.
Художественный руководитель театра – Александра Марискина.