15 апреля, четверг

11.00 Открытие фотовыставки «Умышленный город» (Государственный Музейно-выставочный центр РОСФОТО – ул. Большая Морская, 35).
В основу выставки лег цикл фотографий одного из старейших среди ныне живущих петербургских фотомастеров ― Валерия Дегтярева. Выставочный ряд составили уникальные, выполненные с применением сложных техник печати авторские листы, сюжеты которых были сняты автором в период с 1998 по 2008 год. На большеформатных фотографиях запечатлены пронизанные северным светом уголки старого Петербурга, затерянные в городских лабиринтах и вновь открытые авторским взглядом фрагменты интерьеров парадных, немногочисленные, но удивительно глубокие портреты людей, косвенно отсылающие к героям Достоевского.

Выставка представляет одну из последних масштабных фотографических интерпретаций городской топографии, описанной Ф. М. Достоевским в своих литературных произведениях. Фотографический цикл Валерия Дегтярева продолжает традицию, начало которой было положено ленинградскими фотографами в конце шестидесятых – начале семидесятых годов ХХ века.

12.00 Начало работы выставки «Город теней. Алексей Титаренко» (Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО – ул. Большая Морская, 35).
Алексей Титаренко — один из значимых представителей российской и петербургской художественной фотографии конца ХХ — начала ХХI века. В экспозицию выставки вошла 61 фотография. Выполненные в уникальной авторской технике ручной серебряно-желатиновой печати отпечатки дают зрителям возможность проследить творческий путь фотографа, начиная с сюжетов знаковых серий, сделанных в Санкт-Петербурге: «Город теней» (1992–1994), «Черная и белая магия Санкт-Петербурга» (1995–1997), «Застывшее время» (1998–2000), а также работ из серий, посвященных другим городам: «Венеция» (2001–2014), «Гавана» (2003, 2006), «Нью-Йорк» (2004-2018).
Выставка открыта до 13 июня.

15.00 Открытие Международного пленэрно-выставочного проекта «Русская Атлантида» (Духовно-просветительский центр Александро-Невской лавры «Святодуховский» – наб. реки Монастырки, 1Д).
Для участия в пленэрной работе в Петербурге соберутся 18 художников из Рима (Италия), Гамбурга (Германия), Москвы, Комсомольска-на-Амуре, Перми, Кемерово, Екатеринбурга, Смоленска, Ставрополя, Краснодара, Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Всего в текущем году проект охватывает 15 городов России, таких как Ростов, Свияжск, Дедово, Улан-Удэ, Раифа, Самара, Калуга, Мещовск, Таруса, Малоярославец, Боровск, Суздаль, Переславль-Залесский и Осташков. С 15 апреля по 20 октября в программе будет занято более 200 живописцев, работающих в академической живописной манере.

17.00 Открытие выставки «Стена-30» (Большой зал Санкт-Петербургского Союза художников – ул. Большая Морская, 38).
На этой выставке несколько десятков авторов продемонстрируют свои достижения в различных видах и жанрах изобразительного искусства. Помимо произведений монументального искусства, существующего в архитектурной среде (стенопись, мозаика, витраж), на выставке будет представлена живопись, графика, предметы декоративно-прикладного искусства.
Среди участников выставки: Алексей Талащук Валентина Анопова, Василий Гусаров, Александр Кондуров, Светлана Пономаренко, Юрий Сухоруков, Иван Уралов, Андрей Беляев, Игорь Бурмистров, Владислав Бушуев, Алексей Гордин, Александр Добровольский, Марина Жукова, Андрей Недоступ, Иван Несветайло, Светлана Башарина, Виктор Татаренко, Александр Васильев.

18.00 Открытие выставки «Колдовская страна. По следам абиссинской экспедиции» к 135-летию со дня рождения Николая Гумилева (Сад Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме – Литейный пр., 53; Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН – Университетская наб., 3).
В Петербургской Кунсткамере хранятся малоизвестные широкой публике коллекции, привезенные Николаем Гумилевым и его племянником Николаем Сверчковым в 1913 году из Абиссинии. Это сделанные ими фотографии, раритетные рукописи, этнографические экспонаты ― вещи, приобретенные «в доме старухи хараритянки, у заезжего сомалийца, у женщин продавщиц на базаре».
В тяжелейших условиях экспедиция меньше чем за полгода прошла почти 1000 километров. Николай Гумилев работал в Африке как профессиональный этнограф, но для нас он был и остается, в первую очередь, поэтом. Поэзия Гумилева вобрала в себя и его полевой опыт, и научные познания, полученные в музее при подготовке экспедиции. Стихи его африканского цикла ― это и есть его подлинный и поистине уникальный полевой дневник. Другого такого примера в истории отечественной поэзии нет.
Образы Африки встречаются как в ранних, так и в поздних текстах Николая Гумилева. Сначала это мечты, впечатления от рассказов о загадочной стране ― стихи «Жираф», «Носорог» и «Озеро Чад» в сборнике «Романтические цветы». После нескольких поездок в Абиссинию появились произведения, где Африка уже не книжная, а увиденная собственными глазами. Они составили книгу «Шатер». Это последний прижизненный сборник поэта. Многие десятилетия стихи африканского цикла ― о радости странствий, о «колдовской стране», первозданной и прекрасной ― ходили в списках, передавались по памяти, так как имя расстрелянного поэта нельзя было упоминать, а его произведения не издавались.

В 2008 году по абиссинскому маршруту Николая Гумилева прошла экспедиция, организованная Петербургской Кунсткамерой (руководитель – Юрий Чистов). Полевые выезды по маршрутам, связанным с путешествием Гумилева, были продолжены в 2009 и 2010 годах Ефимом Резваном.
Эта выставка не только об удивительной стране и о «музе дальних странствий». Николай Гумилев снимал черно-белые кадры, но пылающая, охристо-рыжая Африка живет в его стихах. Она же предстает в современных снимках петербургского фотографа Татьяны Федоровой. Сделанные с разницей в сто лет, фотографии вступают в визуальный диалог, дополненный поэтическими строчками.
Выставка проходит одновременно в Музее антропологии и этнографии (МАЭ РАН) и саду Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме. Она откроется в день рождения поэта – 15 апреля и продолжится до дня его гибели – 26 августа.

18.00 30-летие детского драматического «Театра у Нарвских ворот» (ул. Зои Космодемьянской, 3).
За три десятилетия Театр у Нарвских ворот вырастил не одно поколение зрителей. Здесь ставили спектакли именитые и совсем молодые режиссеры, в том числе иностранцы. Театр путешествовал по России и Европе с гастролями и становился участником международных фестивалей. Однажды доехал даже до Индии. В репертуаре театра около 50 спектаклей по мировой и отечественной классике.
Представление, которое пройдет в жанре театрального капустника, расскажет о 30-летней истории становления театра. Героем театрализованного действа выступит Гусарик – как собирательный образ персонажа детского театра. Его путешествие во времени и станет основой сюжета мероприятия.
В представлении, поставленном художественным руководителем театра, заслуженным работником культуры РФ Валентиной Лутц, участвуют все артисты театра.

19.00 Вечер дуэтов для скрипки и альта (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д.Д. Шостаковича, Малый зал им. М.И. Глинки – Невский пр., 30).
Слушателей ждет встреча с блестящими музыкантами – заслуженным артистом России, концертмейстером группы альтов Заслуженного коллектива России, профессором Петербургской консерватории Андреем Догадиным и его сыном Сергеем, одним из лучших скрипачей своего поколения.
В исполнении семейного дуэта прозвучат предназначенные для достаточно редкого инструментального состава два дуэта Моцарта: 27-летний композитор написал их, находясь на службе у архиепископа Колоредо, с которым вскоре порвал, выбрав карьеру свободного художника. Также в программу вошли сочинения Рейнгольда Глиэра – ученика Танеева, учителя Прокофьева, пережившего революцию и успешно продолжившего карьеру при советской власти, и норвежца Юхана Хальворсена, совершенствовавшего исполнительское мастерство в Петербурге под руководством Леопольда Ауэра.

16 апреля, пятница

Пятая Международная научная конференция «Гумилёвские чтения» (РГПУ им. А.И. Герцена, 5-й корпус, Павловский зал – наб. реки Мойки, 48, 2 этаж).
15 апреля 2021 года исполняется 135 лет со дня рождения Николая Степановича Гумилёва (1886–1921), поэта, критика и переводчика, педагога и исследователя, путешественника и воина. В этом же году, 26 августа, – скорбная дата 100-летия со дня расстрела Н.С. Гумилёва.
Конференция, которая пройдет 16 и 17 апреля в РГПУ им. А.И. Герцена, продолжает традицию проведения Гумилёвских чтений в Санкт-Петербурге, заложенную В.Ю. Порешем, М.Д. Эльзоном, И.Г. Кравцовой, Ю.В. Зобниным и поддержанную Д.С. Лихачёвым, А.М. Панченко и Н.Н. Скатовым. История Гумилёвских чтений по-своему уникальна: они возникли задолго до снятия цензурных запретов на имя поэта и сразу стали регулярным общественно-научным форумом, несколько десятилетий проводившимся в подпольных условиях, на частных квартирах или даже в кафе и ресторанах, где постоянно 15 апреля «гумилёвоведы» и «гумилёволюбы» негласно отмечали день рождения поэта. Лишь в 1992 году на базе Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме удалось провести первую официальную конференцию «Николай Гумилёв и русский Парнас», а в 1996 году II Гумилёвские чтения прошли не только в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме, но и в аудиториях Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. В 2006 году университет профсоюзов выступил организатором III Гумилёвских чтений, объединивших около полусотни участников из России, Англии, Франции и Украины. В 2016 году организатором IV Гумилёвских чтений стал Российский институт истории искусств при участии Центральной городской публичной библиотеки им. В.В. Маяковского. Сборники статей, подготовленные по итогам Гумилёвских чтений, обозначают важные вехи в отечественном гумилёвоведении.

Темы V Международной научной конференции «Гумилёвские чтения»:
– «Самый непрочитанный поэт ХХ века: творческая вселенная Николая Гумилёва»;
– «Личность, судьба и наследие Н.С. Гумилёва: парадоксы, проблемы и мифологемы»;
– «Ex oriente lux: Н.С. Гумилёв и Восток»;
– «Отец и сын: Н.С. Гумилёв и Л.Н. Гумилёв»;
– «Гумилёв после Гумилёва: хранители памяти»;
– «Н.С. Гумилёв и современность».

11.00 Начало работы монографической выставки Натана Альтмана (KGallery – наб. реки Фонтанки, 24).
Это первая крупная экспозиция работ художника с 1969 года. Зрители увидят более 100 произведений из музеев (Государственного Русского музея, Государственного музея-заповедника «Петергоф», Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства) и частных собраний Петербурга и Москвы. Живопись и графика, эскизы театральных работ и проекты революционного украшения Петрограда, скульптура и фарфор, эскизы иллюстраций и книжные издания, представленные на выставке, охватывают весь период творчества Альтмана, конец 1900-х годов – 1960-е годы, и многообразие жанров и техник, в которых работал художник.
С самого начала творческого пути Натан Исаевич Альтман демонстрировал независимость и свободу художественного выбора. Не завершив полное обучение в Одесском художественном училище и получив диплом об окончании 4 классов, он уехал в Париж, где снимал мастерскую в знаменитом «Улье» и посещал Русскую художественную академию Марии Васильевой. Затем, с целью переехать в Петербург, Альтман получил диплом живописца вывесок и оказался в гуще столичной жизни, где не утихали споры между «мирискусниками» и авангардистами. Близко общаясь с представителями разных объединений, Альтман не вошел ни в одно из них и не ограничивался тем или иным «измом», проявляя себя в разных видах, жанрах и стилях искусства.
Среди ранних работ художника зрители увидят пейзажи «Весна» 1908 года (частное собрание, Москва; бывшее собрание А.Н. Володчинского) и «Осень в парке» (собрание KGallery). Абстрактная живопись 1910-х годов будет представлена картинами «Натюрморт с синим графином» 1912 года (Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых, Москва) и «Беспредметная композиция РСФСР» 1918–1920 гг. (ГРМ). «Зимний пейзаж. Пермь» 1942 года (ГМЗ «Петергоф») и «Портрет Ильи Палеева»1960 года (собрание семьи Палеевых, Санкт-Петербург) проиллюстрируют поздний этап творчества Альтмана. Среди редких графических работ на выставке покажут законченные листы к еврейской азбуке Ф. Шаргородской (ГМЗ «Петергоф»; собрание KGallery), рисунок «Божий ангел зимним утром. Портрет Анны Ахматовой» 1914 года (собрание семьи Рыбаковых, Санкт-Петербург), сохранившиеся иллюстрации к поэме А.А. Блока «Двенадцать» 1970 года (Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства).

На выставке представлена редкая возможность увидеть агитационный фарфор, в частности, один из первых примеров нового советского декоративно-прикладного искусства – тарелку «Земля трудящимся» 1918 года (собрание KGallery). Кроме знакового скульптурного «Портрета молодого еврея (Автопортрета)» 1916 года (ГРМ) впервые вместе будут экспонироваться три варианта фигур «Под солнцем», изображающих жену Альтмана И.В. Щеголеву (собрание KGallery; собрание Иветы и Тамаза Манашеровых, Москва; частное собрание, Санкт-Петербург).
Выставка открыта до 13 июня.

14.00 Праздничное представление, посвященное 50-летию постановки на сцене Театра Деммени спектакля «Чебурашка» (Санкт-Петербургский государственный театр марионеток им. Е.С. Деммени – Невский пр., 52).
В 1971 году в театре состоялась премьера спектакля «Чебурашка», поставленного заслуженным артистом РСФСР Виталием Ильиным по повести Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и его друзья». Кукол к спектаклю создала художник-скульптор Маргарита Скрипова-Ясинская. Автором музыки был композитор Фридрих Брук. С 1975 года спектакль шел с музыкой композитора Владимира Шаинского. В роли Чебурашки – народная артистка РФ Фаина Костина, в роли Крокодила Гены – заслуженный артист РФ Никита Охочинский. Спектаклю была суждена благополучная и яркая судьба. Его сопровождали аншлаги, насыщенная гастрольная жизнь и безмерная любовь зрителей. В некоторых представлениях в роли Автора на сцену выходил сам Эдуард Успенский. Спектакль прошел более 2000 раз.
В этот день ожидаются зрительская экскурсия и праздничное представление, посвященное любимому герою.

18.00 Презентация книги Глеба Горбовского «На празднике Жизни» (2019), 2-х томов из собрания сочинений Г. Горбовского в семи томах, а также книги воспоминаний о Лидии Гладкой «Любо жить» (2020) (Дом писателя – Звенигородская ул., 22).
Книга избранных стихотворений Глеба Горбовского «На празднике Жизни» вышла в конце 2019 года. Она включает избранные стихотворения 2000 — 2010-х годов и является приложением к собранию сочинений поэта в 7 томах, выпускаемому издательством «Историческая иллюстрация». Первоначально презентация книги должна была пройти год назад, в марте 2020-го, но была отменена в связи с введением антикоронавирусных ограничений.
В конце 2020 года вышла в свет первая часть 7-го тома собрания сочинений Глеба Горбовского, в которую вошли стихотворения первой половины 1990-х годов.
В начале 2021 года также состоялось переиздание первого тома собрания сочинений, исправленное и дополненное некоторыми пропущенными стихотворениями.
Издание книги «Любо жить. Страницы жизни Лидии Гладкой» инициировали родные, ближайшие друзья и товарищи супруги Глеба Горбовского Лидии Дмитриевны Гладкой.
В книге содержатся стихи и очерки Лидии Гладкой, её переводы произведений поэта Леонида Лапцуя, воспоминания о ней её друзей и коллег.

18.30 «Колдовская страна. Николай Гумилев – путешественник». Встреча с Ефимом Резваном (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме – Литейный пр., 53).
В Петербургской Кунсткамере хранятся малоизвестные широкой публике абиссинские «трофеи» Николая Гумилева. Но он привез из Африки не только этнографические коллекции и около 250 фоторабот, он привез впечатления, вдохновившие его на создание поэтических произведений. Стихи его африканского цикла – это и его уникальный полевой дневник. Действительно ли Гумилев встретил в «колдовской стране» представителя племени пигмеев-людоедов и выслушал предсмертную исповедь члена французской экспедиции, трагически погибшей в джунглях? С какими ритуалами «тропического Рима» он познакомился? Какая реальная история лежит в основе его стихотворения «Экваториальный лес»? На эти и другие вопросы ответит арабист и исламовед Ефим Резван.

Ефим Резван – доктор исторических наук, профессор, директор Петербургского музея исламской культуры, руководитель Международного центра исламских исследований, главный редактор международного журнала «Manuscripta Orientalia», автор более 300 научных работ. Создатель и руководитель научного направления «Кораническая этнография». Организатор экспедиционных выездов в Йемен, Узбекистан, Вьетнам, Индию, Шри Ланку и Мальдивы, КНР и Гонконг, КНР, Египет, Эфиопию, Танзанию и Занзибар, Индонезию, Казахстан, Оман, Иорданию.
Авторские выставочные проекты Резвана и серия его документальных фильмов демонстрировались во многих городах России и мира. Участвовал в инициированных Петербургской Кунсткамерой экспедициях по абиссинскому маршруту Николая Гумилева. В настоящее время профессор Ефим Резван заканчивает книгу о Николае Гумилеве, прошедшем в 1913 году тропой африканских паломников.

19.00 Симфонический концерт «Рахманинов. Весна» (Дворец искусств Ленинградской области – пл. Стачек, 4).
Симфонический оркестр Ленинградской области (СОЛО), хор СПбГУ и народный артист РСФСР Сергей Лейферкус исполнят кантаты Сергея Рахманинова «Весна», «Три русские песни» и «Симфонические танцы». Эта программа подготовлена так, что слушатели вместе с музыкантами проследуют сквозь все периоды творчества Сергея Рахманинова.

19.30 Премьера спектакля Сергея Исаева «Игра в джин» по пьесе Дональда Ли Кобурна (Театр им. Ленсовета, Малая сцена – Владимирский пр., 12).
Пьеса «Игра в джин» (1976) американского драматурга Дональда Ли Кобурна удостоилась Пулитцеровской премии, завоевала популярность на театральных сценах мира. Взяв за основу карточную игру в качестве метафоры самой жизни, автор исследует природу человеческих отношений, обостряя ситуацию тем, что действие происходит в доме для престарелых. С каждым прожитым годом человек накапливает определенный багаж знаний, переживаний, побед и поражений, который для кого-то становится средством познания мира, а для кого-то – тяжким и непосильным грузом.
«Игра в джин» – трогательная и драматическая история двух людей, нашедших лекарство от одиночества в беседах за карточным столом. Это остроумные и откровенные диалоги о жизненном пути, приправленные юмором, а порой и крепким словцом. Незатейливая карточная игра незаметно превращается в поле битвы, а нуждающиеся друг в друге люди – в яростных оппонентов.

Сергей Исаев: «В нашем спектакле мы постараемся найти ответы на вопросы: в какой мере человек ответственен за прожитую жизнь со всеми ее взлетами и падениями? Являемся ли мы творцами своей судьбы или лишь жертвами собственного эгоизма и неспособности принять то, что имеем? Порой нам кажется, что сама судьба сдает нам плохие карты, но стоит ли отчаиваться, или даже с такими картами можно попробовать обыграть жизнь?»
В спектакле заняты: Лидия Мельникова, заслуженный артист России Александр Алексеев.

17 апреля, суббота

14.00 «Арт-квиз в Русском музее» (Корпус Бенуа — наб. канала Грибоедова, 2).
«Арт-квиз» – это командная игра-викторина, которая охватывает широкий спектр вопросов, касающихся мира искусства. Вы можете собрать свою команду или же прийти самостоятельно, чтобы присоединиться к сборной группе. Квиз будет состоять из нескольких раундов, посвященных темам, связанным с выставкой и миром природы, с Русским музеем, культурой и Петербургом.

14.00 Открытие выставки «Сибирские сказки» (Библиотека национальных литератур – Садовая ул., 33).
На выставке представлен петербургский художник-иллюстратор Карина Соловьева. Будут показаны иллюстрации, выполненные в технике акварель к серии книг «Сказки народов России» издательства «БХВ-Петербург».
Иллюстрации к «Сказкам озера Байкал» Василия Стародумова созданы в 2015 году, книга вышла в 2016 году. На встрече состоится презентация новой книги Галины Емельяновой «Девочка Бусинка с берегов Охотского моря. Эвенкийские сказки».
Также предполагается открытие книжной выставки «Сибирские сказания» из фондов Библиотеки национальных литератур.
Вход свободный.

15.00 Спектакль на льду «12 месяцев» (СК «Юбилейный» – пр. Добролюбова, 18).
Санкт-Петербургский детский ледовый театр под руководством Елены Бережной представляет музыкальную ледовую сказку в постановке Ильи Авербуха по мотивам произведения Самуила Яковлевича Маршака. Представления пройдут 17 и 18 апреля на главной ледовой арене СК «Юбилейный». В очередной раз Елена Бережная и Илья Авербух покажут публике удивительный синтез фигурного катания, циркового искусства и музыкального театра с современными зрелищными аудиовизуальными технологиями.
Благодаря трехмерным ледовым проекциям арена будет превращаться то в сказочный зимний лес, то в цветущие весенние поляны, то в шумную городскую площадь, то во дворец капризной принцессы. В кульминационный момент представления на арене разразится настоящая буря. На лед выйдет сама Елена Викторовна Бережная, олимпийская чемпионка по фигурному катанию и художественный руководитель театра, солистка Детского ледового театра София Касинс, а также артисты Детского ледового театра, цирковые артисты, воздушные акробаты, танцевальный ансамбль.

17.30 III фестиваль современного танца «Пятилетка» (Новая сцена Александринского театра – наб. реки Фонтанки, 49А).
«Пятилетка» – уникальный фестиваль, проводимый в Петербурге раз в пять лет. Его появление связано с деятельностью Саши Кукина – легендарного хореографа и педагога, основавшего первую не только в Петербурге, но и в России профессиональную компанию современного танца (Театр танца Саши Кукина). В этом году Саша Кукин отмечает 70-летие, а 1 сентября 2020 года его труппе исполнилось 30 лет.
Название фестиваля символично для петербургской танцевальной сцены, оно связано с памятью места – ДК Первой пятилетки. Здесь в 1970–1990-е годы располагалось огромное количество театральных кружков, студий, одна из лучших театральных сцен, проходили гастроли Таганки, Современника, Жана-Луи Барро и др. И самое главное – ДК Первой пятилетки стал первой площадкой в городе, где современный танец был представлен на постоянной основе. С 1997 и вплоть до сноса здания в 2005 ДК являлся центром танцевального эксперимента в Петербурге: здесь обрели творческий дом школа танца «Каннон Данс» Натальи и Вадима Каспаровых, Театр танца Саши Кукина, Театр танца «Игуан» Нины Гастевой и Михаила Иванова, проводились фестивали джаз-танца и музыки, кинотанца, вечера современного танца, множество мастер-классов. Именно здесь появился один из самых известных международных фестивалей современного танца в России – OPEN LOOK. Фестиваль «Пятилетка» – шаг в направлении возрождения памяти об этом знаковом месте.
Насыщенная программа фестиваля представит спектакли известных российских хореографов (Ксения Бурмистрова, Виктория Арчая, Александр Челидзе, Денис Бородицкий, Лилия Бурдинская, Ольга Васильева, Анна Климакова, Валерия Каспарова, Константин Кейхель и др.). При этом особое внимание будет уделено петербургской танцевальной сцене и ее представителям разных генераций.
Мероприятия фестиваля будут транслироваться онлайн.

19.00 Кинопоказ на «Союза печатников» (ул.Союза печатников,17). Начало месячной программы авторского документального кино Беларуси.
В Беларуси существует целый десант интересных и вполне признанных мировыми киносмотрами документалистов. Каждый из них обладает оригинальным авторским голосом, особым видением и стилем, однако их объединяет общая интонация, что позволяет говорить о них как об интересном явлении в кинематографе. Ещё больший интерес вызывает тот факт, что такие фильмы в Беларуси делаются не благодаря, а вопреки ситуации в индустрии.
Первая встреча будет с режиссером Дарьей Юркевич. Она представит свой фильм «Невядомы рай» («Невидимый рай»).
Юля, Алеся и Оля — сестры-подростки. Они живут в деревне в полной гармонии с окружающей средой. Фильм Дарьи Юркевич — это чуткое и тонкое кинонаблюдение за естественной жизнью… в «раю», что недалеко от Чернобыльской Зоны отчуждения.
«Невидимый рай» — атмосферное погружение в деревенскую жизнь. Ее мирное течение не изменило ни появление Чернобыльской атомной станции, ни ее исчезновение. Этот мир обошелся бы ветряками. Зато короткое присутствие прогресса советского извода отравило этот «рай» изнутри. Неторопливое, внимательное к деталям повествование выводит фильм за пределы экологической темы. Для автора этот фильм — размышление о том, «есть ли место современному человеку в раю, или он уже окончательно изгнан из рая». Премьера состоялась на фестивале Visions du Réel в 2020 году.
Выражаем благодарность за возможность показа фильма киностудии «Беларусьфильм» и кинопрокатной компании Cinedoc. Встречу ведёт куратор показов — режиссёр Ксения Охапкина. Вход — донейшн.

20.00 Спектакль «Гобо. Цифровой глоссарий» Инженерного театра АХЕ (Площадка «Порох» – шоссе Революции, 84 Ч).
Спектакль-лаборатория «Гобо. Цифровой Глоссарий» представляет собой коллекцию мини-представлений. Организованные в четкую структуру, они создают такое представление о Гобо — герое, каким видят его авторы спектакля: наивным и ранимым, патетичным и отчаянным, сентиментальным и безрассудным. Чтобы яснее увидеть Гобо, приходится смотреть на него сквозь кропотливо отобранные предметы и действия. Эти предметы позволяют иронизировать по поводу Гобо и являют собой классический пример невещей. Так, медленно поворачивающаяся стрелка иллюзорных гигантских часов гордо именует себя «Линией Героя», а взорвавшееся сердце — «Болью Героя». Актерам ничего не остается, как перейти на сторону объектов, перенимая их правила игры. Вся конструкция «Глоссария» таким образом, превращается в симулякр: копию, не имеющую оригинала.
Постановка: Яна Тумина.

18 апреля, воскресенье

11.00 День открытых дверей РГИСИ в онлайн-формате (https://www.youtube.com/channel/UCh_Zj178kQFLNrraue00t4w).
РГИСИ (Российский государственный институт сценических искусств) проводит День открытых дверей только один раз в году, в апреле, в преддверии начала приемных испытаний, первым этапом которых являются творческие консультации, стартующие в середине мая. Набор в 2021/22 учебном году будут осуществлять все семь факультетов.
День открытых дверей начнется в 11.00. Ректор, проректоры, деканы факультетов, заведующие кафедрами, мастера нового набора и сотрудники приемной комиссии расскажут об особенностях вступительных испытаний в новом году. Абитуриенты смогут задать им вопросы в режиме прямого эфира в формате zoom-конференции или в комментариях к трансляции на YouTube-канале РГИСИ (https://www.youtube.com/channel/UCh_Zj178kQFLNrraue00t4w). Общая встреча продлится два часа.
Далее РГИСИ в течение дня, начиная с 13.00, проведет 7 прямых эфиров, в рамках которых отвечать на вопросы поступающих будут деканы факультетов и руководители курсов нового набора. Эта часть Дня открытых дверей даст возможность абитуриентам точнее понять требования каждого факультета, задать вопросы, актуальные для выбранных ими специальностей.
Расписание трансляций, ссылки на подключение к zoom-конференции для абитуриентов будут опубликованы позднее на официальных ресурсах РГИСИ.

14.00 Проект «Встречи на Камерной сцене» (Театр им. Ленсовета, Камерная сцена – Владимирский пр., 12).
Проект «Встречи на Камерной сцене» родился из желания актеров труппы Театра им. Ленсовета осуществить нереализованные сокровенные творческие мечты, поделиться опытом осмысления литературных произведений.
Откроет проект заслуженный артист России Александр Сулимов. У артиста была давняя мечта – окунуться в прозу Ивана Алексеевича Бунина. Множеством эмоций и чувств о непостижимой природе любви поделится артист со зрителями, исполнив рассказ «Ида». Восхищение величием Санкт-Петербурга и страх перед его беспощадностью передаст Александр Сулимов, читая поэму А.С. Пушкина «Медный всадник».
Режиссер – народный артист России Олег Леваков.
Художник – заслуженный деятель искусств России Мария Брянцева.

16.00 Новая программа Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра (Дворец Белосельских-Белозерских – Невский пр., 41).
Новую программу Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра открывает «Вальс – фантазия» – одно из самых поэтичных и романтичных сочинений Михаила Ивановича Глинки.
Имя композитора Юлиана Крейна станет открытием: его музыку значительно чаще исполняют во Франции, которая стала его второй родиной, чем в России. Восполняя этот пробел, 18 апреля впервые в России звучит Виолончельный концерт мастера. Солировать будет артист Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии Никита Зубарев.
Завершат программу симфонические поэмы из цикла «Моя Родина» Бедржиха Сметаны, ставшие фундаментом чешской музыкальной классики. Сметана создал великолепные оркестровые картины, прочно вошедшие в симфонический репертуар. В шести поэмах («Вышеград», «Влтава», «Шарка», «По лесам и долинам Чехии», «Табор», «Бланик») мастерской кистью нарисованы природа и героическое прошлое Чехии. Три из них – «Влтава», «Вышеград» и «Шарка» – прозвучат на концерте во Дворце Белосельских-Белозерских.
За дирижерским пультом – Юрий Лебедев.

17.00 Концерт Государственного Русского концертного оркестра Санкт-Петербурга (Музей-усадьба Г.Р. Державина – наб. реки Фонтанки, 118).
В концертной программе прозвучат шедевры европейской и русской классической музыки: «Грезы любви» Ференца Листа, музыка из сюит Эдварда Грига «Пер Гюнт», «Славянский танец №8» Антонина Дворжака, фрагменты из циклов Петра Чайковского «Времена года» и Модеста Мусоргского «Картинки с выставки».

19.00 Музыкальный проект, посвященный 250-летию Людвига ван Бетховена (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д.Д. Шостаковича, Большой зал — Михайловская ул., 2).
В один вечер в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением Феликса Коробова и известного петербургского пианиста Петра Лаула прозвучат все пять Концертов для фортепиано с оркестром, написанные композитором. Программа в трех отделениях.

19.30 Премьера спектакля «Три сестры. Игра в солдатики» (Театр «Мастерская», Малая сцена – ул. Народная, 1).
Спектакль Марины Солопченко создан по пьесе А.П. Чехова и биографиям сестер Бронте.
Чеховская полифония сюжетных линий, любовных неудач, мечтаний. Тревожная и одновременно сладостная попытка заглянуть в будущее.
Художник – Эмиль Капелюш.
Музыкальное оформление – Анатолий Гонье.
В спектакле заняты: Фёдор Климов, Юлия Вибе, Вера Латышева, Дарья Завьялова, Ольга Афанасьева/ Дарья Соловьёва, Георгий Воронин.

19 апреля, понедельник

19.00 Лекция «Древний Иран. Первая империя человечества» (Образовательный центр «Doctrina et Nobiles» (Шведский переулок, д. 2, подъезд 2, этаж 1).
Древнеперсидская Империя считается первой империей в истории человечества. Эта блестящая цивилизация, впитавшая в себя наследие древних культур Ближнего Востока, восхищала даже древних греков, в конце концов разрушивших ее. Многие художественные и цивилизационные достижения древних персов (чьими прямыми наследниками называют себя современные иранцы) живут и сейчас, возникая в самых неожиданных областях современной культуры. На лекции будет рассмотрена проблема происхождения иранских народов и обусловлено их место в индоевропеистике.
Лектор: научный сотрудник, хранитель Отдела Востока, востоковед-иранист Михаил Сергеевич Грачев
Лекция бесплатна для слушателей от 18 до 25 лет. Платные билеты доступны на сайте doctrinaetnobiles.ru

19.30 Концерт духовных стихов в Палате ремесел (Каменноостровский проспект 64, к. 3).
Духовные стихи исполнялись и во время Великого поста. Они несли в себе значимые для христианина сюжеты, необычайно красивую музыку, отражающую талант и чистоту человека. На театрально-концертной площадке «Гридница» молодежного центра «Палата ремесел» прозвучат духовные стихи в исполнении фольклорного ансамбля Санкт-Петербургской консерватории, молодежных фольклорных ансамблей «Лазарев цвет», «Иван да Марья», а также дуэта Нины Вагайцевой и Светы Берг.
Вход свободный.

20 апреля, вторник

15.00 Открытие выставки «Пасхальные традиции Петербурга» (Санкт-Петербургский музей хлеба – ул. Михайлова, 2А).
Выставка продолжает серию временных музейных экспозиций, посвященных празднованию христианских праздников в разные исторические периоды у разных народов, и показывает бытовые традиции празднования Пасхи в Санкт-Петербурге. Посетители увидят пасхальные яйца, открытки и кондитерские упаковочные коробки из фондов музея. Здесь будут представлены формы для выпечки куличей и приготовления творожной пасхи, традиционная пасхальная посуда (блюда и подставки для яиц).
Также будут представлены и пасхальные традиции современного Петербурга от хлебозаводов города.
Выставка открыта до 1 июня.

18.30 «Перчатка с левой руки. Что носили молодые люди ахматовского времени» – вечер в рамках проекта Никиты Оводкова “History Costume” (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме – Литейный пр., 53).
“History Costume”– это исследовательский проект Никиты Оводкова, выпускника Исторического факультета (ныне Институт Истории) СПбГУ. Его главная задача – представить зрителю образ городского обывателя конца XIX – начала ХХ веков посредством аутентичной одежды и сопутствующих вещей. Визуализация образов, заключенных в строках стихотворений и мемуарах, представляется крайне интересной темой для разговора в контексте изучения исторического костюма.
В основе проекта – частная коллекция городского повседневного костюма Российской Империи конца XIX – начала ХХ вв., которая включает в себя более четырех сотен предметов одежды, обуви, головных уборов, аксессуаров. Предметы коллекции принадлежали представителям дворянства, купечества, крестьянам-отходникам, разночинцам, в том числе врачам, адвокатам, коммерсантам. Значительную часть составляют предметы повседневного мужского и женского гардероба. Особое внимание уделено домашнему костюму, нижнему белью, аксессуарам.

20.00 Концерт Академического симфонического оркестра филармонии под управлением Георгия Албегова (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д.Д. Шостаковича, Большой зал – Михайловская ул., 2).
Молодой дирижер, выпускник Петербургской консерватории, с ноября 2020 года главный дирижер Бурятского театра оперы и балета, Георгий Албегов дебютирует в Большом зале Петербургской филармонии с программой из популярных сочинений французских и американских композиторов. Солистами выступят артисты Академического симфонического оркестра Сергей Печатин и Тимур Федоров.

21 апреля, среда

19.00 Концерт «Метод Прокофьева» (Театр «Мюзик-Холл» – Александровский парк, 4).
В этом году исполняется 130 лет со дня рождения Сергея Прокофьева. Человек, обладающий удивительными способностями, поступил в петербургскую консерваторию, когда ему было всего лишь 13 лет. После революции уехавший за границу, но вернувшийся в СССР – с почетом и без клейма «перебежчика». Тот, которого называют «единственным гением» ХХ века, и чьи удивительные произведения восхищают слушателей по всему миру.
Метод Прокофьева — это мысли и идеи композитора, сотворчество с музыкантами-исполнителями и прекрасная музыка — всегда молодая, утонченная и бунтарская, вдохновляющая на эксперименты и неординарные решения.
Музыкальные произведения Сергея Прокофьева прозвучат в исполнении симфонического оркестра театра «Мюзик-Холл» «Северная Симфония» под управлением маэстро Фабио Мастранджело. В концерте примет участие солистка Санкт-Петербургского Дома музыки Елизавета Украинская (фортепиано).

22 апреля, четверг

12.00 Театральный проект «Дети играют!» (Большой театр кукол – ул. Некрасова, 10).
В этот день до самого вечера ученики театральной школы «Я-Актер!» будут показывать на сцене Большого театра кукол 7 спектаклей. В качестве зрителей приглашены учащиеся школ Санкт-Петербурга, родители, друзья и все желающие. Помимо спектаклей участников и гостей проекта ждут мастер-классы от профессиональных актеров.
Для школьных групп от 8 человек вход на мероприятие бесплатный, по предварительной записи по номеру телефона: 8-931-381-20-04.

19.00 Гала-концерт «Весна романса» (БКЗ «Октябрьский» – Лиговский пр., 6).
Этот концерт знаменует собой кульминацию и завершение одноименного конкурса молодых исполнителей. Председатель жюри конкурса – режиссер и солист Мариинского театра, народный артист России Юрий Лаптев. Музыкальный руководитель проекта – Нина Серебряная. Автором и бессменным руководителем проекта является председатель фонда «Петербургский романс» Галина Ковзель.
В гала-концерте примут участие: солист театра «Санктъ-Петербургъ Опера» Ярамир Низамутдинов, студенты Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова Алексей Юрковский, Анна Кочетова и Евдокия Малевская, артист Мариинского театра Илья Мазуров, Иван Кураев из Воронежа, выпускница РГИСИ София Ботова, артистка театра «Мюзик-Холл» Юлия Куусметс и студентка РГПУ имени А.И. Герцена Дарья Лаппо. Ведущие гала-концерта «Весна романса»: заслуженный артист России Николай Поздеев и Анна Малышева.

19.00 Концерт «Los Sabrosos Band» (Санкт-Петербургская филармония джазовой музыки – Загородный пр., 27).
«Los Sabrosos Band» существует 20 лет. В его составе объединились профессиональные музыканты – настоящие энтузиасты латиноамериканской танцевальной музыки. За это время с коллективом сотрудничали многие известные петербургские исполнители: Сергей Гусятинский, Йоель Гонсалес, Кирилл Ипатов, Даниил Прокопьев, а также Яков Солодкий, который выступал как специальный гость в рамках международного фестиваля. «Los Sabrosos Band» неоднократно участвовал в концертной жизни Петербурга и снискал внимание среди музыкантов и слушателей этого направления. В программе коллектива широко представлены ритмы танцев сальса, ча-ча-ча, мамбо, исполненные в лучших традициях латиноамериканской музыки.

23 апреля, пятница

10.30 Открытие для посетителей Государственного литературного музея «XX век» после реэкспозиции музея-квартиры Михаила Зощенко (ул. Малая Конюшенная, 4/2).
Государственный литературный музей «ХХ век» располагается в музее-квартире М.М. Зощенко, в знаменитом Писательском доме по адресу канал Грибоедова, 9, где жили Михаил Зощенко, Валентин Каверин, Евгений Шварц, Николай Заболоцкий, Всеволод Рождественский, Иван Соколов-Микитов, Ольга Форш, Борис Житков, Николай Олейников и многие другие – более 130 имен.
Это самый маленький музей-квартира в Санкт-Петербурге, выставочная площадь которого составляет всего 45 кв. м. Музей, основанный в 1992 году, состоит из двух постоянных экспозиций – кабинета М.М. Зощенко и литературной экспозиции. В мемориальной части музея (кабинете М.М. Зощенко) сохранена вся обстановка комнаты и личные вещи писателя. Литературная экспозиция рассказывает о жизни и творческом пути писателя.
После реконструкции возможности экспонирования расширились, пространство музея стало максимально функциональным, ранее не экспонировавшиеся экспонаты показываются в цифровом формате. Появились новые уникальные фотографии, обретенные в результате многолетней исследовательской работы музея.
Обновился и двор Писательского дома. Здесь открылась постоянная планшетная выставка «Дом под крышей звездной» − об истории дома, его знаменитых жильцах и не менее знаменитых гостях, которая интегрируется со специально созданным мобильным приложением виртуальных выставок музея с помощью QR-кодов, расположенных на стендах, в подъездах дома и в музее-квартире М. Зощенко. QR-коды содержат в себе элементы дополненной реальности, которые оживляют героев дома и их произведения, а также новую информацию в цифровом формате.

17.00 Открытие выставки живописи и графики Валентина Герасименко (1935-2020) (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме – Литейный пр., 53).
Выставка работ Валентина Герасименко (1935-2020) впервые за долгое время показывает творческое наследие одного из лучших мастеров петербургской печатной графики. Начиная с 1980-х годов, он разрабатывал и совершенствовал авторскую технику уникальной малотиражной печати на офортном станке. Выполненные в ней работы 1980-х и 1990-х годов, а также образцы печатных форм составят экспозицию, которая открывается через год после смерти художника.
Друг Александра Арефьева и Роальда Мандельштама, очевидец зарождения нонконформистского художественного движения в Ленинграде, участник легендарной выставки в ДК «Невский» 1975 года, он работал в живописи и графике, а в особенности в технике классического офорта.
Герасименко — сосредоточенный и углубленный в графическую материю автор, в своих листах создающий сложные абстрактные фактуры, которые отличаются пространственной свободой и живописностью.
Выставка открыта до 14 мая.

17.00 Встреча с кандидатом искусствоведения, театроведом Полиной Давыдовой в рамках цикла «Русская драматургия и кино» (Центральная районная библиотека им. М.А. Шолохова ЦБС Кировского района Санкт-Петербурга – ул. Лёни Голикова, 31).
Искусствовед Полина Давыдова введёт экскурс в драматургию Л.Н. Толстого и историю экранизаций его произведений в русском и зарубежном кинематографе. Сегодня известно около 160 фильмов по прозаическим произведениям писателя, большинство из них – российские. За рубежом было создано не менее 40 экранизаций произведений Л.Н. Толстого. Фильмов по его драматургии не так много, но именно поэтому они имеют особую ценность. Используя данные фильмографии «Толстовские экранизации» литературоведа Л. Аннинского, Полина Давыдова познакомит с российскими и зарубежными экранизациями всемирно известных произведений писателя: пьес «Живой труп» и «Власть тьмы». Будут представлены отрывки из фильмов и спектаклей по пьесам Л.Н. Толстого.

18.00 Презентация проекта «ИТЭР» (Центральная библиотека им. М.Ю. Лермонтова – Литейный пр., 17-19).
Во время выступления будет представлена информация о строящемся во Франции первом международном термоядерном экспериментальном реакторе ИТЭР (ITER, International Thermonuclear Experimental Reactor) силами Российской Федерации, стран Евросоюза, Индии, Китая, США, Южной Кореи и Японии.
Цель этого амбициозного энергетического проекта — продемонстрировать научную и техническую возможность получения термоядерной энергии для мирных целей. Запуск реактора ИТЭР должен произойти в 2025 году.
Вход на презентацию свободный.

18.00 Литературно-музыкальный спектакль «Ахматова и Гумилев» к 135-летию со дня рождения Николая Гумилева (Центральная библиотека им. М.Ю. Лермонтова, Белый зал – Литейный пр., 17-19).
Спектакль рассказывает о непростых взаимоотношениях двух гениев Серебряного века, которым было суждено соединить свои судьбы в браке.
Прозвучит музыка Шопена, Рахманинова, Барбера, а также песни современных композиторов на стихи поэтов Серебряного века. Сценарий написан на основе стихов Ахматовой и Гумилева и мемуаров современников поэтов.
Роли исполняют: Владимир Дяденистов и Ксения Зуден.
Вход по пригласительным билетам, которые можно приобрести с 13 апреля в Центральной библиотеке им. М.Ю. Лермонтова.
Подробности по телефону: 272-75-95.

20.00 Второй концерт из цикла «Диалоги об искусстве» (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д.Д. Шостаковича, Большой зал — Михайловская ул., 2).
Второй концерт цикла «Диалоги об искусстве», который Петербургская филармония проводит вместе с Русским музеем, включит сочинения, созданные специально для труппы Сергея Дягилева. В исполнении Заслуженного коллектива России под управлением Максима Алексеева прозвучит музыка балетов «Стальной скок» Прокофьева и «Петрушка» Стравинского. Визуальный ряд концерта включит полотна из собрания Русского музея, со вступительным словом выступит сотрудник музея Елена Станкевич.

24 апреля, суббота

18.00 Гала-концерт XV-XVI Международного конкурса-фестиваля студентов творческих вузов «Поющая маска» им. Андрея Петрова (Учебный театр «На Моховой» — ул. Моховая, 35).
Фестиваль носит имя композитора Андрея Петрова, чье творчество никогда не ограничивалось классическими музыкальными жанрами. Большую часть его наследия составляет музыка к театральным спектаклям и популярным кинофильмам. В центре внимания конкурсной программы редкий сегодня жанр актерской песни, а критериями оценки служат не только вокальные способности участников, но и их актерский талант: каждая песня – настоящий театрализованный номер.
В фестивале традиционно участвуют представители ведущих театральных школ России, среди которых вузы Санкт-Петербурга, Москвы, Екатеринбурга, Ярославля, Новосибирска. В международной программе в разные годы принимали участие студенты лучших театральных школ из Германии, Италии, Китая, Польши, США, Франции и других стран.
Победителей конкурса определяет экспертное жюри, в состав которого входят педагоги РГИСИ, композиторы, ведущие артисты и режиссеры музыкальных и драматических театров Санкт-Петербурга. Председатель жюри – главный дирижер театра «Зазеркалье» Павел Аронович Бубельников.
В этом году конкурс пройдет до 26 апреля.

25 апреля, воскресенье

19.00 «И снова весна» – концертная программа Камерного оркестра «Дивертисмент» (Мальтийская капелла – Садовая ул., 26).
Выступление посвящено вечной теме природного и жизненного круговорота, к которой обращались композиторы разных эпох и культур. Традиционный цикл Антонио Вивальди «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима» прозвучит в неожиданном диалоге с «Весной» аргентинского композитора Освальдо Рекены, «Летом» Астора Пьяццоллы («Времена года в Буэнос-Айресе»), «Осенью» нашего современника Сергея Ахунова и «Декабрем» («Святки») Петра Чайковского.
Илья Иофф, заслуженный артист России, художественный руководитель Камерного оркестра «Дивертисмент»: «В нашем репертуаре есть все возможные для исполнения струнным составом «Времена года». Кроме известного сочинения Вивальди, мы играем не менее прекрасные циклы Чайковского, Пьяццоллы, Ахунова, Мартынова, Рекены, «Русские сезоны» Десятникова. Программа «И снова весна» составлена из различных музыкальных «Времен года», написанных за последние триста лет. Слушатель сможет вместе с нами прожить год с прекрасной музыкой различных эпох и стилей от барокко до танго. И мы надеемся, что этот год будет одним из самых запоминающихся!»

Концерт пройдет в уникальных интерьерах Мальтийской капеллы, которая была построена по проекту Джакомо Кваренги и задумывалась Павлом I как католическая церковь ордена мальтийских рыцарей. Капелла входит в ансамбль Воронцовского дворца. Долгое время здесь находилось Суворовское училище. К 300-летию Санкт-Петербурга внутреннее убранство капеллы было отреставрировано. Сегодня здание принадлежит католической церкви. Концерты, которые проходят здесь, дают уникальную возможность увидеть одно из красивейших мест исторического центра Петербурга.

26 апреля, понедельник

19.30 Лекция Бориса Клюшникова «Критический потенциал научной фантастики в проектах художников» (Новая Голландия – наб. Адмиралтейского канала, 2).
Сводя вместе теорию современного искусства и теорию научной фантастики, куратор и теоретик Борис Клюшников анализирует важную часть культурных практик последнего времени, которые получили понятие «контрфутуризмы». К контрфутуризмам можно отнести не только фильмы, музыку, поэзию, но и особый подход к художественному производству, подход к пониманию инфраструктуры искусства. Одной из важных форм контрфутуризмов стал видеоэссеизм. В фильмах и инсталляциях Лариссы Сансур, Софии Аль-Марии, Лоуренса Лека, Джона Акомфры и Otolith Group движущееся изображение, технологическая основа визуальности, поэтическое письмо создают альтернативные воображаемые нарративы, расщепляющие диктат современного цифрового капитализма, который, по замечанию Майкла Хардта, становится похож на империю в прямом смысле слова (для него аналогией была Римская империя). Монтаж, дизъюнктивное соединение магии и технологии ради освобождения иного образа будущего делает контрфутуризмы не просто «жанром» среди других жанров и направлений, а той культурной практикой, которая позволяет переописать как понятия научной фантастики, так и мир современного искусства.

27 апреля, вторник

19.00 Ансамбль виолончелистов имени Анатолия Никитина (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д.Д. Шостаковича, Малый зал им. М.И. Глинки – Невский пр., 30).
В исполнении ансамбля виолончелистов им.А. Никитина и оркестра Санкт-Петербургской консерватории прозвучат:
Поппер: Реквием, Венгерская рапсодия; Гайдн: Концерт для виолончели с оркестром до мажор (Finale); Чайковский: Вариации на тему рококо; Пьяццолла: Le grand tango, Libertango, Milonga del Angel; Россини: Увертюра к опере «Вильгельм Телль» (переложение В.Томас-Мифьюн); Шостакович: Адажио; Вилла-Лобос: Jet Whistle для флейты и виолончели (III часть); Горохов: Ария и Элегия из Сонатины для двух виолончелей; Брух: Kol Nidrei; Попурри из песен группы The Beatles; Гендель: Пассакалия; Сен-Санс: «Лебедь»; Оливер: «Доктор Джаз»; Азарашвили: Песня без слов.
Художественный руководитель ансамбля – Кирилл Кравцов. Дирижёр – Ярослав Черенков. Ведущий вечера – Артём Варгафтик.

28 апреля, среда

17.00 Арктическая экспедиция «MOSAiC»: измеряя исчезающий мир (Ленполиграфмаш, «Амфитеатр» – наб. реки Карповки, 5).
В сентябре 2019 года в Северном Ледовитом океане, где сильнее всего ощущается влияние глобального потепления, стартовала самая длительная и крупная в истории экспедиция. Проект назывался «Многопрофильная дрейфующая обсерватория по изучению изменений климата» (MOSAiC). Ученые из 20 стран около года дрейфовали на двух кораблях: ледоколе Polarstern и научно-исследовательском судне «Академик Федоров», непрерывно изучая морские просторы.
28 апреля в рамках Недели Германии в Санкт-Петербурге российские и немецкие участники проекта MOSAiC расскажут о результатах и поделятся своими впечатлениями от экспедиции на корабле «Polarstern» в Арктике. Кульминационным моментом мероприятия станет показ фильма «Экспедиция в Арктику – год на корабле, во льдах» и презентация фотографий Эстер Хорват, которая лично принимала участие в экспедиции.

29 апреля, четверг

19.00 Балет «Драгоценности» (Мариинский театр – Театральная пл.,1).
Этот балет Баланчина является важным для Мариинского театра, так как кульминацией здесь становится тема русской классической школы, из которой вышел и сам Баланчин, величайший хореограф ХХ века.
Джордж Баланчин, он же Георгий Мелитонович Баланчивадзе (1904 – 1983), родился в Петербурге, учился в знаменитом Театральном училище (ныне Академия русского балета имени А.Я. Вагановой), работал в Мариинском театре, в 1924 году уехал за границу, где сперва был «Русский балет» Дягилева, а потом — tabula rasa «безбалетной» тогда Америки. Он легко входил в новые культурные пространства, но школу свою чрезвычайно ценил, соединение этой классической школы со свободным и модернистским мышлением легло в основу всего его творчества, и балет «Драгоценности» — одна из точек такого пересечения.

19.00 Ференц Лист: к 210-ти летию со дня рождения композитора (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д.Д. Шостаковича, Малый зал им. М.И. Глинки – Невский пр., 30).
Концерт посвящён 210-летию со дня рождения Ференца Листа, и программа фортепианного вечера целиком состоит из его произведений. Этот концерт уникален ещё и потому, что в этом году отмечается юбилей замечательной пианистки, профессора Татьяны Михайловны Загоровской. Это имя хорошо знакомо и любителям музыки, и профессионалам, её партнёрами были выдающиеся дирижёры и инструменталисты. В концерте, посвященном 45-летию ее педагогической деятельности, выступят ученики Т.М. Загоровской разных лет. Слушателей ждёт встреча с тремя известными пианистами – Олегом Вайнштейном, Александром Кашпуриным и Тимофеем Калмыковым – все они принадлежат одной пианистической традиции, сформированной великой русской фортепианной школой Константина Игумнова и Александра Иохелеса.

30 апреля, пятница

19.00 Премьера спектакля «Водевиль Дилетант» (Вторая сцена БДТ им. Г.А.Товстоногова – пл.Старого театра, 13).
Этот спектакль поставлен режиссером Кириллом Вытоптовым в рамках экспериментальной программы «Четыре. Современная режиссура в Каменноостровском театре» по пьесе драматурга Василия Шкваркина (1894 – 1967) «Лира напрокат» (1928).
Кирилл Вытоптов: «Главный герой спектакля — электрик Митя — пишет пьесу и неожиданно попадает с ней в гущу театральных событий. Мне кажется, что у людей 20-х годов прошлого века и у нас есть схожее качество: вера в свои безграничные возможности. Каждый может стать художником, просмотрев трехчасовой вебинар.
Становится понятен ход мысли писателей и драматургов этого круга, среди которых Ильф, Петров, Эрдман, Катаев: использовать законы жанра XIX века, основные принципы водевильного построения, соединяя их с реалиями своего времени. Это позволяет обращаться к широкой аудитории, но не становиться «рабом лампы», а создавать по сути новый жанр, где куплеты под гитару соединяются с фантастикой и текущими событиями. Мы идем по похожему пути — в нашем спектакле есть мелодраматическая интрига, песни, путаницы, игровая стихия, гротеск, угар. И вместе с тем, мы пробуем поговорить о чем-то еще».

 

Уважаемые читатели портала «Русская Культура»!
В «Календаре событий» возможны поправки и дополнения.
Если вы осведомлены о каком-либо предстоящем событии, которое, на ваш взгляд, является важным явлением в культуре Санкт-Петербурга, и вы готовы аргументированно обосновать его уникальное значение и необходимость публикации на страницах нашего портала, просим направлять письма по адресу: kalendar.sobitiy.spb@gmail.com