1 марта, понедельник

18.30 Лекция «Маньеризм – кризис или обновление?» (Библиотека им. К.А.Тимирязева – ул. Шкапина, 6).
Время маньеризма – период, который неоднозначно воспринимался в течение многих десятилетий. Что это? Упадок искусства итальянского Ренессанса или предвестник барокко? Каковы его особенности и почему великий Джорджо Вазари критиковал маньеристов? Почему Микеланджело можно считать отцом маньеризма?
Об особенностях живописи этого периода и мастерах, которые изменили искусство эпохи Возрождения расскажет Анна Пиотровская – историк искусства, лектор, научный сотрудник Научного отдела НИМ РАХ, исследователь, член Association for Art History.

19.00 Лекция «Балы или откуда пошли «питерские тусовки?» (Художественная студия «Artista» –Тучков пер., 11/5).
Как проводили время в дореволюционной столице, сколько стоило собраться на бал? Почему петербургской кухней была французская? Азартные игры, спиритизм, катание на роликах – всё, что составляло досуговые развлечения горожан различных слоёв общества, теперь является предметом пристального изучения специалистов по культуре петербургского быта.
Цена билета: 850 руб.

20.00 Новая концертная программа оркестра musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д.Д. Шостаковича, Большой зал – Михайловская ул., 2).
Это первый в этом году симфонический концерт Оркестра musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса. Музыканты представят новую программу, составленную из сочинений крупнейших композиторов XX века: Клода Дебюсси, Мориса Равеля и Игоря Стравинского.

В Большом зале петербургской филармонии прозвучат импрессионистическая миниатюра Клода Дебюсси Прелюдия к «Послеполуденному отдыху фавна» (1894), созданная на основе фортепианной оркестровая сюита Мориса Равеля, написанная в духе музыки французских клавесинистов, «Гробница Куперена» (1919) и этапное сочинение Игоря Стравинского — музыка к балету «Пульчинелла» (1920), которая будет исполнена в редакции 1965 года.
Программа, с одной стороны, проводящая параллели между творчеством трех композиторов: и Стравинский, и Равель в выбранных сочинениях обращаются к музыке прошлого, Дебюсси и Равель — представители французского импрессионизма, все трое — композиторы круга Сергея Дягилева, а каждое из трех произведений служило основой для балета, с другой стороны, — подчеркивающая различия между ними.

2 марта, вторник

11.00 Тактильная выставка «Алмаз «Шах» — грани жизни А.С. Грибоедова» (Санкт-Петербургская государственная специальная центральная библиотека для слепых и слабовидящих, Выставочный зал – ул. Стрельнинская, 11, 2 этаж).
Выставка «Алмаз «Шах» – грани жизни А.С. Грибоедова» включает арт-объекты, специально разработанные для тактильного знакомства. Предметы выставки распределены по пяти тематическим разделам, иллюстрирующим ключевые моменты биографии А.С. Грибоедова:
– детство и образование А.С. Грибоедова;
– танцевальная и музыкальная культура начала XIX в. и знаменитый вальс А.С. Грибоедова;
– комедия «Горе от ума»;
– история любви Александра Грибоедова и Нины Александровны Чавчавадзе;
– дипломатическая служба, заслуги и трагическая гибель А.С. Грибоедова.

На выставке представлена художественная и научная литература, посвященная личности А.С. Грибоедова, и издания комедии «Горе от ума» в различных форматах (РТШ, крупный шрифт, плоскопечатные книги, рельефно-графические изображения).
Выставка открыта 2, 5 и 11 марта с 11.00 до 18.00.
Участие по записи: 417-52-42.

11.00 Первый Петербургский книжный фестиваль «Книги. Кофе. Весна» (Киностудия «Ленфильм», 5 павильон – Каменноостровский пр., 10).
«Книги. Кофе. Весна» – это более 50 издательств из Москвы, Санкт-Петербурга, Мурманска, Череповца, Пятигорска и Крыма. Это презентации новых изданий и продажа издательствами своих новинок.
Среди издательств, принявших решения об участии в фестивале: Новое литературное обозрение, Синдбад, МИФ, Мозаика-Синтез, Вита Нова, Питер, Гнозис, Аврора и многие другие. Отдельный стенд посвящен петербургским библиотекам. Гости фестиваля смогут увидеть выступления Евгения Водолазкина, который расскажет о своем новом романе «Оправдание острова». Также выступят историк Дмитрий Клочков с книгой «Гвардейские уланы», московский коллекционер Александр Вихров с книгой «Наполеон. Жизнь и судьба» и другие.
Для самых маленьких читателей в программу вошли занимательные мастер-классы, а для их родителей лекции и консультации по вопросам школьного образования и подготовки к экзаменам. Всего в программе шестидневного фестиваля свыше 40 мероприятий.

12.00 Церемония передачи в дар Государственному мемориальному музею обороны и блокады Ленинграда картины «В ожидании эвакуации» 14-летней художницы Елизаветы Анисимовой (Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда — Соляной переулок, 9).
Юная художница создала «живую картину», посвященную детям блокадного Ленинграда, под впечатлением от посещения Музея обороны и блокады Ленинграда и рассказов родственников, переживших блокаду. Эта работа будет представляться в музее до 2 апреля.

15.00 Презентация книги Е.Я Кальницкой «Как воспитать наследника. Петергофский метод» (Библиотека Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена – наб. реки Мойки, 78/5).
Презентация пройдет в рамках «Герценовских литературных встреч». В ней примут участие автор книги; ректор РГПУ им. А.И. Герцена, доктор филологических наук, член-корреспондент Российской академии образования Сергей Игоревич Богданов; директор Фундаментальной библиотеки РГПУ им. А.И. Герцена Натела Нодарьевна Квелидзе-Кузнецова.
Книга Е.Я. Кальницкой посвящена особенностям становления детей в российской императорской семье, жизнь которой была неразрывно связана с Петергофом.
В рамках презентации предполагается обсудить вопросы использования исторического опыта в современном воспитательном процессе и подготовке профессиональных педагогов.
В связи с действующими ограничениями мартовская встреча с Е.Я. Кальницкой пройдет в очно-заочной форме. Вход на презентацию по предварительной записи. Для всех желающих будет идти трансляция на YouTube-канале ГМЗ «Петергоф» (https://youtu.be/RTSUT3dnqXg).

18.00 Открытый фестиваль искусств имени М.И. Глинки. Концерт-открытие фестиваля (Культурный центр «Троицкий» – пр. Обуховской Обороны, 223).
Этот фестиваль существует с 2005 года и проводится один раз в три года. Организатор – Санкт-Петербургская детская школа искусств имени М.И. Глинки при поддержке Союза композиторов Санкт-Петербурга, Союза концертных деятелей Санкт-Петербурга.
Основная идея фестиваля – объединение и взаимодействие различных видов искусства на основе творчества М.И. Глинки, русских композиторов и поэтов XIX–XX веков, выступление на одной сцене профессионалов и юных артистов.
Фестиваль проводится в форме концертов, выставок, творческих и методических мероприятий с участием профессиональных музыкантов, актеров, художников и учащихся.
Открытие фестиваля состоится в Культурном центре «Троицкий», закрытие – в зале Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга.

19.00 Премьера фильма Андрея Хржановского «Нос, или Заговор «не таких» (Киноцентр киностудии «Ленфильм» – Каменноостровский пр., 10).
В основе фильма – два великих творения русского гения: повесть Николая Гоголя «Нос» и одноименная опера, написанная в конце 1920-х гг. Дмитрием Шостаковичем.
Этот фильм посвящен новаторам в науке и искусстве – тем, кто опережал свое время и имел бесстрашие идти против течения.

3 марта, среда

Начало работы фотовыставки «Такой родной, грузовой…» (Музей городского электрического транспорта – Средний пр. В.О., 77).
В старинном Василеостровском депо представят историю грузового трамвайного движения Ленинграда. «Стендом» для тематических снимков послужит сам герой выставки – грузовой трамвай. А именно грузовая платформа трамвая ГМу-67 из коллекции хранилища ретротранспорта.

Начало работы выставки «Поколение тридцатилетних в современном русском искусстве» (Мраморный дворец — Миллионная ул., 5/1).
Экспозиция, посвященная творчеству художников поколения тридцатилетних, построена в основном на материале петербургского искусства. Авторы проекта используют понятие, связанное со сменой поколений, «миллениалы», или те, кто родились в период 1980-1990 – х годов. Характерные черты, присущие людям, выросшим в одно время, находят отражение в произведениях, представленных на выставке.
В состав экспозиции вошли произведения более 40 авторов, выполненные в различных техниках. Помимо живописных работ здесь представлена графика, скульптура, объекты и инсталляции, видео. Среди участников проекта – Лера Нибиру, Ася Маракулина, Миша Маркер, участники группы «Север-7», Леонид Цхэ, Татьяна Ахметгалиева, Ирина Дрозд, Максим Има, Федор Хиросигэ, Анна Андржиевская, Саша Браулов и другие.

Экспозиция делится на три тематические части – «Диалог с материалом», «Внутри себя», «Среда обитания», каждая из которых демонстрирует значимые аспекты и направления в творчестве художников.
Характерными чертами нового поколения художников является смещение границ личного и публичного, автобиографизм ─ желание в искусстве говорить об индивидуальном опыте, страхах, травмах или фантазийных мирах. Важным представляется и стремление к выходу искусства в общественное пространство, на улицы. Своеобразная среда обитания миллениалов – город, с которым они вступают в художественный диалог.
Выставка открыта до 14 июня.

17.00 Вечер «Ключи от прошлого. Особняк Мусиных-Пушкиных в ответах и вопросах» (Центральная библиотека им. М. Ю. Лермонтова – Литейный пр., 17-19).
Этот вечер для тех, кого увлекает история петербургских домов в деталях.
В 17:00 начнется экскурсия «Как устроен дом? Век XIX». От чего зависел размер световых фонарей в дореволюционных дворцах и особняках? Что такое пиротехнические снаряды для петербуржца второй половины XIX века? На эти и многие другие вопросы ответит библиотекарь сектора краеведения, исследователь Анна Филимонова.
В 18:00 состоится открытие выставки «Воспоминания старинного особняка», посвященной биографии дома на Литейном проспекте, 17-19. Посетителей познакомят с электронной коллекцией документов, покажут неожиданную находку – электронную брошюру на французском языке 1837 года издания, написанную архитектором Л.Ф. Вендрамини, с печатью Мюнхенской королевской библиотеки. Обзор коллекции готовит специалист по петербурговедческим источникам, библиограф Юлия Лапина.
В 18:30 состоится встреча с экскурсоводом, историком города, исследователем Людмилой Сапрыкиной, которая расскажет о некоторых особняках Петербурга.
Вход свободный.

19.00 Гастроли Приморского академического краевого драматического театра им. М. Горького (ТЮЗ им. А.А. Брянцева – Пионерская пл., 1).
С 3 по 6 марта на Большой сцене Театра юных зрителей им. А.А. Брянцева свои лучшие спектакли покажет Приморский академический краевой драматический театр им. М. Горького из Владивостока.
Откроются гастроли спектаклем «TOVARICH» по пьесе Жака Деваля в постановке художественного руководителя театра Ефима Звеняцкого и в оформлении знаменитого российского историка моды Александра Васильева (костюмы). Действие пьесы происходит в Париже в 20-е годы прошлого столетия, в центре сюжета – история русских эмигрантов. Они живут в нищете, в то время как на счету в парижском банке лежат огромные деньги, доверенные главному герою последним Российским Императором для трат только во благо России. Устроившись на работу слугами в семью богатых парижан, они и не подозревают, что скоро в их жизни произойдет встреча с «товарищем из новой России», которая весьма неожиданно решит судьбу царских денег.

4 марта гости из Владивостока сыграют спектакль «Анна Каренина», поставленный режиссером Мортеном Боргерсеном (Норвегия) в сценической версии немецкого режиссера и драматурга Армина Петраса. Действие спектакля сконцентрировано на самой известной сюжетной линии романа, на любовном треугольнике Каренина, Анны и Вронского.
5 марта в гастрольной программе – спектакль «Ковбой. Король. Великолепный». В основе сюжета — история жизни Юла Бриннера, загадочной личности и оскароносной звезды Голливуда, его тернистый путь к славе, полный драматических коллизий, непростых отношений с окружающим миром, и трагедий личной жизни.
Завершатся гастроли 6 марта показом музыкально-мистической мелодрамы «Эдит и ее демоны» в постановке Вадима Данцигера. В спектакле ярко и эмоционально рассказана история последней любви в жизни Эдит Пиаф, которую она встретила за два года до своей смерти. Постановка, созданная с большим уважением к музыкальному наследию легендарной французской певицы, наполнена знаменитыми, всеми любимыми песнями, блестяще воплощенными в живом исполнении актрисы Натальи Овчинниковой.
Начало спектаклей в 19.00

19.00 Торжественный концерт «Viva l’Italia!» (Театр «Мюзик-Холл» – Александровский парк, 4).
В исполнении симфонического оркестра «Северная Симфония» под управлением маэстро Фабио Мастранджело прозвучат произведения Россини, Доницетти, Верди, Понкьелли. В концерте примут участие солисты и хор театра «Мюзик-Холл».

В этот вечер также состоится торжественная церемония награждения директора театра «Мюзик-Холл» Юлии Стрижак и художественного руководителя театра Фабио Мастранджело почетными государственными наградами Итальянской Республики. Это знак признания выдающегося вклада в диалог культур и развития российско-итальянского сотрудничества.
Театр «Мюзик-Холл» регулярно реализует совместные творческие проекты с Итальянской Республикой и является постоянным партнером престижного оперного фестиваля «Санкт-Петербург — Монтекатини».

19.00 Показ спектакля «Прошлым летом в Чулимске», приуроченный к юбилею заслуженного артиста России Анатолия Горина (Театр им. В.Ф. Комиссаржевской – Итальянская ул., 19).
В день рождения  актера Анатолия Горина, которому исполняется 65 лет, состоится спектакль «Прошлым летом в Чулимске» с его участием.
Анатолий Горин родился в 1956 году в Куйбышеве, а вся его творческая биография связана с Ленинградом-Петербургом. После окончания ЛГИТМиКа (ныне — РГИСИ) в 1977 году мастер курса Рубен Агамирзян пригласил его в труппу Театра им. В.Ф. Комиссаржевской. На эту сцену Анатолий Горин выходил еще студентом, сыграв роль Скомороха в знаменитой постановке Агамирзяна «Царь Федор Иоаннович» по пьесе А.К. Толстого.
За 44 года работы в родном театре Анатолий Александрович сыграл около 70 разноплановых ролей.
Он снимался в известных фильмах и сериалах «Полумгла», «Ночной дозор», «Защита Красина», «Утомленные солнцем-2», «Ленинград-46», «Великая», «Небесный суд» и пр.
Сегодня заслуженного артиста России Анатолия Горина можно увидеть на родной сцене в спектаклях: «Двенадцать месяцев», «Буря», «Графоман», «Дон Жуан», «Мыльные ангелы», «Обломов», «Привидения», «Прикинь, что ты – Бог», «Прошлым летом в Чулимске».

4 марта, четверг

Начало выставки «Ленинградский рок-н-ролл. Золотой век» к 40-летию Ленинградского рок-клуба (Шереметевский дворец – Музей музыки, Галерейный флигель – наб. реки Фонтанки, 34).
В марте 2021 года Петербург отмечает 40-летие со дня основания Ленинградского рок-клуба. Этому мощному пласту позднесоветской неформальной культуры посвящен проект «Ленинградский рок-н-ролл. Золотой век» в Шереметевском дворце – Музее музыки. В центре его – авторская экспозиция работ известного петербургского фотографа Валентина Барановского. Фотовыставку дополняет программа онлайн- и офлайн-встреч с героями ленинградского рока и рок-музыкантами наших дней. Проект также расскажет об участии Театрального музея в рок-н-ролльной жизни 80-х и о «творческих вечерах», которые проходили в те годы на пл. Островского.

«Ленинградский рок-н-ролл. Золотой век» – это фотографический эпос о легендарной эпохе русского рока 1980-90-х годов. На открытии выставки состоится презентация одноименного двухтомного фотоальбома Валентина и Нины Барановских. Это уникальная летопись Ленинградского рок-клуба и событий, разворачивавшихся вокруг него, портретная галерея его прославленных и забытых ныне героев. Альбом включает более восьмисот фотоизображений, в том числе, портреты Виктора Цоя, Бориса Гребенщикова, Майка Науменко, Константина Кинчева, Александра Башлачёва, Юрия Шевчука и многих других, а также эмоциональные концертные и жанровые фотографии.

В проекте будут также представлены уникальные артефакты из коллекции Театрального музея. В 1980-е сразу несколько деятелей ленинградского рок-клуба давали концерты (в тогдашней терминологии – «творческие вечера») в Зеленом зале на пл. Островского, 6. Раритетные аудиозаписи выступлений Юрия Шевчука, Константина Кинчева и Виктора Цоя сохранились по сей день и будут звучать в Галерейном флигеле Шереметевского дворца.

Имя Валентина Барановского хорошо известно в Петербурге. Его творческий путь продолжается уже более полувека. После окончания училища Валентину Барановскому повезло: его приняли на работу в фотоателье, где до событий 1917 года находилась студия Карла Буллы, и где еще трудились те, кто в свои юные годы работал с самим Карлом Карловичем. У старых мастеров Валентин учился искусству портрета. Затем был факультет журналистики Ленинградского университета и защита творческого диплома, основанного на собственных публикациях в зарубежных изданиях Агентства Печати Новости, где несколько лет Валентин Барановский был фотокорреспондентом. А начиная с 1979 года, пустился в свободное плаванье: сотрудничал с издательствами и театрами города.

В архиве фотографа уникальные кадры, связанные с именами Михаила Барышникова, Натальи Макаровой, Натальи Дудинской, Аллы Осипенко, Рудольфа Нуреева и многих других выдающихся деятелей балетной сцены.
Вход на выставку – по электронным билетам, которые можно приобрести на сайте www.theatremuseum.ru.
Выставка открыта до 19 апреля.

17.00 Презентация книги «Мирошины сказки» (Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека – ул. Зодчего Росси, 2).
В весеннем карантине трехлетняя девочка Мироша придумывала сказки. И так усердно сочиняла, что получилась целая книга – «Мирошины сказки», которая вошла в книгу Рекордов России.
Все в этой книге необыкновенно: и истории, и рисунки, и презентация. Ребята, которые занимаются в театральной благотворительной студии «Крылья», подготовили спектакль по мотивам «Мирошиных сказок» и представили на сцене поистине философские истории про маленькую улитку, которая изо всех сил стремилась познавать окружающий ее мир.
Театральная библиотека приглашает детей в возрасте от 4-х лет вместе с их родителями.
Вход осуществляется по предварительной записи по телефону 310-72-47 или по электронной почте shutova@sptl.spb.ru.

19.00 Мастер-классы пианиста Михаила Воскресенского в рамках проекта «Посольство мастерства ОНЛАЙН» (https://www.youtube.com/channel/UCvN1y7Zj-624b2S5Uqa2plw).
Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Сергея Ролдугина приглашает солистов-пианистов, а также всех ценителей фортепианной музыки на онлайн мастер-классы народного артиста России, профессора Московской консерватории Михаила Воскресенского. Выдающийся пианист продолжит серию интернет-уроков, посвященных шедеврам классики. Ранее Михаил рассматривал на своих виртуальных занятиях «Патетическую» сонату Бетховена и 23-й Фортепианный концерт Моцарта.
Предметом размышления первого мастер-класса станут 32 вариации на собственную тему Людвига ван Бетховена.
Все трансляции мастер-классов бесплатно доступны на YouTube-канале Дома музыки (https://www.youtube.com/channel/UCvN1y7Zj-624b2S5Uqa2plw).
Начало трансляции в 19.00.

5 марта, пятница

Открытие выставки Петра Рейхерта «Видимо –невидимо» (Музей искусства Санкт-Петербурга XX – XXI вв. – наб.канала Грибоедова, 103).
Творчество Петра Рейхета (1953 – 2013) многогранно: оно сказочно и реалистично, скрупулезно и непоследовательно, иронично и драматично, трансцендентно и буднично. Он проявил себя как живописец, график, скульптор, перформансист, создатель арт-объектов и масштабных инсталляций, преподаватель. Любая техника была подвластна ему, будь то масляные краски, пастель, тушь или работа с папье-маше, металлом и даже с опасным сорняком – борщевиком («Избушка на курьих ножках», 2012).

Впечатления и безграничная фантазия были главными ориентирами в искусстве художника. Всё это вдохновляло его на постоянный поиск выразительных средств и создание искрометных высказываний, не ограниченных рамками того или иного направления. Наравне с работой над абстрактными произведениями («Музыка для китов и масонов», 2002) он интегрировал в свое искусство художественные особенности русской иконописи («Избиение младенцев», 2012–2013) и активно экспериментировал с жанром ню («Мария», 2005).
Выставка открыта до 28 марта.

Открытие выставки «Преображенная природа» (Корпус Бенуа – наб. канала Грибоедова, 2).
Выставка посвящена впечатляющим и ярким природным явлениям в произведениях мастеров пейзажной живописи разных эпох и направлений.
В экспозицию вошли около 120 работ мастеров XIX-XX веков из собрания Русского музея, среди которых Архип Куинджи, Алексей Саврасов, Федор Васильев, Иван Айвазовский, Исаак Левитан и другие. Настоящим открытием станут картины менее известных художников из фондов Русского музея. Значительное число живописных работ дополнено произведениями скульптуры, декоративно-прикладного и народного искусства.

Каждый из семи залов выставки посвящен удивительным по эмоциональному воздействию явлениям природы. В первом зале можно увидеть картины с изображением облаков, туч и молний – предвестников грозы. Во втором зале представлены полотна с изображением радуги. Продолжают экспозицию пейзажи солнечных дней в разные времена года (третий зал). Следующий четвертый зал посвящен закатам и рассветам. Значительную часть пятого зала занимает таинственная лунная ночь. В заключительных залах представлены произведения с изображением стихии воды.
Выставка открыта до 21 июня.

19.00 Праздничный концерт «Дунаевский-гала, или Советский Моцарт», посвященный Международному женскому дню (Санкт-Петербургский государственный театр музыкальной комедии – ул. Итальянская, 13).
В программе, которую театр посвящает первому весеннему празднику, прозвучат фрагменты знаменитых оперетт Исаака Дунаевского, в разные годы с успехом шедших на лучших театральных сценах страны: «Белая акация», «Женихи», «Вольный ветер», «Дороги к счастью», «Сын клоуна», а также попурри из всеми любимых песен.

Исаака Дунаевского принято называть создателем жанра советской музыкальной кинокомедии. В содружестве с режиссером Григорием Александровым он подарил советскому кино такие шлягеры как «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк» и другие. Но громко заявил он о себе, став автором первых музыкальных комедий и оперетт в советском музыкальном театре. Интересно, что в 1929 году, когда в Ленинграде был создан Театр музыкальной комедии, Исаак Дунаевский возглавлял музыкальную часть ленинградского Мюзик-Холла, который располагался в особняке, ставшем впоследствии домом музкомедии, и в котором театр находится сегодня.
Музыкальный руководитель и дирижер – Андрей Алексеев.
Постановка Владимира Романовского.

19.30 Премьера спектакля «Мама» (Театр им. Ленсовета, Малая сцена – Владимирский пр., 12).
«Мама» – часть драматургической трилогии («Папа», «Мама», «Сын») знаменитого современного французского писателя Флориана Зеллера. Его пьесы идут по всему миру, главные роли в спектаклях и фильмах по его текстам играют мировые звезды: Изабель Юппер, Энтони Хопкинс и многие другие.
Спектакль на сцене Театра им. Ленсовета поставил Илья Мощицкий. Художник – Сергей Кретенчук. В ролях: Анна Алексахина, Сергей Мигицко, Александр Крымов, Татьяна Трудова.

Илья Мощицкий: «“Мама” – это спектакль об отсутствии коммуникации с самыми близкими, об одиночестве и лжи, об избирательности памяти и страхе перед будущим. В центре внимания спектакля женщина, которая обнаруживает себя на руинах собственной жизни, в ее осколках, ошибках и потрясениях. Она разматывает клубок времени, узелок за узелком, в поисках смысла собственной жизни. Это спектакль о любви, которая проходит, и о надежде, которая остается».
Премьерные показы спектакля «Мама» пройдут 5 и 6 марта на Малой сцене Театра им. Ленсовета.

6 марта, суббота

12.00 Премьера спектакля «Улитка и кит» театра «Открытое пространство» (Театр «За Черной речкой» – Богатырский пр., 4).
Спектакль для всей семьи «Улитка и кит» по мотивам известной книги Джулии Дональдсон – это добрая и красочная история о том, как одна маленькая улитка мечтала увидеть мир. И помог ей в этом самый большой на свете кит.
Вместе с героями юные зрители отправятся в кругосветное путешествие: покачаются на волнах ласкового моря, увидят все краски подводного мира и его обитателей, заглянут в бездонные глубины космоса.
Режиссер – Екатерина Гороховская.
Историю рассказывают: Регина Окунева, Иван Рябенко, Мария Павловская, Ксения Морозова, Янина Бушина, Алла Данишевская.

15.00 Открытие выставки «15 шагов вдоль Рейна» (Центральная библиотека им. М. Ю. Лермонтова – Литейный пр., 17-19).
Выставка создана в рамках программы «Год Германии в России» и посвящена Михаилу Юрьевичу Лермонтову.
Выставка представляет весь жизненный путь Лермонтова и отражает поворотные моменты, которые повлияли на его творчество. Необычная манера исполнения картин не только подчеркивает характер поэта, но и помогает взглянуть на судьбу поэта по-новому.
15 полотен символизируют 15 шагов между Лермонтовым и его противником на дуэли, ставшей для гения роковой. Это расстояние — символ короткого жизненного пути Михаила Юрьевича.
Выставка открыта до 20 марта.

15.00 Показ мультфильма «Снеговик» с музыкальным сопровождением в исполнении Академического симфонического оркестра филармонии (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д.Д. Шостаковича, Большой зал – Михайловская ул., 2).
Петербургская филармония показывает британский мультфильм «Снеговик» – зрителей ждет встреча не только с доброй сказочной историей, но и с целым симфоническим оркестром. Музыканты с удовольствием озвучивают мультфильм, исполняя саундтрек, написанный Ховардом Блейком.

Мультфильм про дружбу мальчика и Снеговика был снят в 1978 году по мотивам графической сказки иллюстратора, писателя и мультипликатора Рэймонда Бриггса, премьера ленты состоялась в 1982.
Сегодня «Снеговик» – неотъемлемая часть британской культуры: у мультфильма есть сайт, несколько лет назад вышло его продолжение. Неудивительно, что в какой-то момент повсеместная любовь к этой истории вылилась в идею показывать «Снеговика» в концертных залах с живым звуком. В Петербурге этот проект был представлен впервые в Большом зале Петербургской филармонии в 2014 году.

19.00 Гала-концерт звезд мировой оперы (Михайловский театр – пл. Искусств, 1).
На праздничном вечере, посвященном Международному женскому дню, выступят ярчайшие исполнители академического репертуара: Ильдар Абдразаков, Аида Гарифуллина, Алексей Татаринцев, Василий Ладюк.
Солисты исполнят арии и дуэты из русской и европейской оперной классики в сопровождении оркестра и хора Михайловского театра. В программе фрагменты сочинений Джузеппе Верди, Гаэтано Доницетти, Жоржа Бизе, Петра Ильича Чайковского, Михаила Ивановича Глинки, Николая Андреевича Римского-Корсакова.
За дирижерский пульт встанет Михаил Татарников.

19.00 Показ спектакля Фёдора Курёхина «ПВЛ» (Центр современного искусства им. Сергея Курёхина – Лиговский пр., 73, 4 этаж).
Постиронический спектакль без актёров «ПВЛ» — это рассказ о травме и восприятии мозгом последствий этой травмы через Игру. Зрители попадают в голову к человеку и слышат голоса, одновременно находясь в двух реальностях. В центре – история двух героев, в статичных диалогах которых концентрируется информационная боль от дезинтеграции игры.
По мотивам «Диалогов» Платона.
Вторая часть трилогии «Не особо Хорошая Память».
Режиссер – Фёдор Курёхин.

7 марта, воскресенье

19.00 Проект «Эрмитажные вечера Театра имени Леонида Якобсона» (Эрмитажный театр – Дворцовая наб., 32).
Одна из важных просветительских задач этого проекта — познакомить с наследием хореографа, чье имя носит театр, поэтому выступления будут сопровождаться комментариями экспертов, знатоков, историков балета. Однако в афише будет и другой репертуар Театра Якобсона: это и классическое балетное наследие, и работы современных российских и зарубежных хореографов, и миниатюры Якобсона, составляющие самобытную, исключительную часть афиши коллектива.

7 и 8 марта на сцене Эрмитажного театра состоится праздничная программа к Международному женскому дню. Будут представлены «Шопениана» Михаила Фокина в оригинальном оформлении художника Ольги Шаишмелашвили и хореографические шедевры Леонида Якобсона, основу которых составляют классические миниатюры «Pas de quatre», «Полет Тальони» и «Pas de deux» на музыку Джоаккино Россини. Праздничное настроение поддержат остроумные и характерные «Кумушки», «Влюбленные», а также пронизанный романтическим духом «Венский вальс».

Программа 20 марта полностью состоит из миниатюр Якобсона: в ней объединены номера из цикла «Классицизм-Романтизм» и одноактный балет «Свадебный кортеж» на музыку Шостаковича, вдохновленный ранними картинами Марка Шагала. Прокомментирует номера известный балетовед и балетный критик Ольга Федорченко.

8 марта, понедельник

18.00 Праздничный концерт «На пути к любимой» (Собор Петра и Павла (Петрикирхе) – Невский пр., 22-24).
В программе концерта – народная армянская музыка и шедевры армянских композиторов, ставшие классикой, в исполнении трио дудукистов, в составе которого Вардан Арутюнян, Сергей Поляничко и Ашот Карапетян.
Дудук прозвучит и в сопровождении других инструментов – саксофона, хендпана, фортепиано. Новые краски, новые тембры и новые эмоции превратят этот концерт в уникальное воспоминание, которое сохранится надолго.
В концерте также примут участие: Серафима Верхолат (саксофон), Мариам Вартапетян (рояль), Pasha Aeon (хендпан).

18.00 XI церемония вручения Российской национальной актерской премии имени Андрея Миронова «Фигаро» (Санкт-Петербургский театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова – Большой пр. П.С., 75/35).
Премия «Фигаро», созданная по инициативе народного артиста России Рудольфа Фурманова, не состязательная. Ежегодно она вручается за высшие достижения в области актерского драматического искусства.
Главный приз – фарфоровая статуэтка, выполненная скульптором Мариной Никольской, которая представляет собой изображение Андрея Миронова в роли Фигаро в костюме из Пролога спектакля «Женитьба Фигаро» Московского театра сатиры.
В 2021 году лауреатами «Фигаро» станут Ирина Муравьёва, Евгений Писарев, Александр Михайлов, Анна Ковальчук, Евгения Крюкова, Игорь Миркурбанов, Андрей Шимко, Николай Бурляев, Николай Коляда, Вениамин Смехов, Валентин Смирнитский, Сергей Никоненко.
Специальный приз, изображающий Андрея Миронова в трех ролях — Чацкого, Хлестакова и Фигаро, получит писатель, театровед Екатерина Боярская.

18.30 Показ мюзикла «Робинзон Крузо» театра-концерта «ВАМПУКА» (Студия 15 – ул. Белинского, 15).
Театр-концерт «ВАМПУКА» сыграет первый «живой» спектакль в 2021 году.
Спектакль поможет зрителям вспомнить великий роман Даниэля Дефо, почувствовать себя оказавшимися на необитаемом острове и испытать самые настоящие приключения. Представление пройдет с участием Билли Новика из группы «Billy’s Band» (в роли Робинзона) и гитариста Алексея Зубарева (группа «Аквариум»), которым поможет веселыми куклами, инструментами и голосами театр-концерт «ВАМПУКА» в лице Дмитрия Мельшина (куклы, вокал, перкуссия) и режиссера театра Жени Глюкк (вокал).

19.00 «Истории любви» – концертная программа эстрадно-симфонического оркестра им. А.С. Бадхена под управлением Андрея Медведева (Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга – наб. реки Мойки, 20).
Эстрадно-симфонический оркестр им. А.С. Бадхена выступит в непривычном амплуа. В программе концерта: аранжировки и транскрипции песен из репертуара Фрэнка Синатры, Bee Gees, Дасти Спрингфилд, The Beatles и других мировых и отечественных звезд. Ведущая концерта – Яна Леонтьева.

19.00 Праздничный концерт «В царстве женщин» (Театр «Мюзик-Холл» – Александровский парк, 4).
Маэстро Фабио Мастранджело и его оркестр «Северная Симфония» представят праздничную программу, состоящую из произведений известных композиторов и оперных шедевров. В этот вечер солисты театра «Мюзик-Холл» будут воспевать женскую красоту, чувственность и нежность.
Главной темой, объединяющей музыкальные произведения концерта, станут женщины-правительницы, яркие исторические личности, чья деятельность и поступки оказали значительное влияние на ход мировой истории.

9 марта, вторник

19.00 Вечер-концерт, посвященный 150-летию со дня рождения Анастасии Дмитриевны Вяльцевой (Духовно-просветительский центр «Святодуховский» Свято-Троицкой Александро-Невской лавры – наб. реки Монастырки, 1 Б).
Знаменитая русская певица, «королева романса» Анастасия Дмитриевна Вяльцева (1871-1913) родилась в семье крестьян в Орловской губернии. С тринадцати лет Вяльцева начала серьезно заниматься музыкой и в шестнадцать лет она уже исполняла ведущие партии в оперных театрах Москвы.
В начале основу репертуара певицы составляли цыганские романсы, но затем она создала собственный «вяльцевский» репертуар, исполняя произведения своего постоянного аккомпаниатора А. Таскина и других композиторов-современников: Н. Зубова, М. Штейнберга.

По масштабу популярности в свое время Анастасия Вяльцева могла сравниться разве что с великим Федором Шаляпиным, легко обойдя творческих «соперниц» – Варвару Панину и Раису Раисову. А силач Иван Поддубный говорил: «В России есть три знаменитости: я, Горький и Вяльцева». Творчество этой выдающейся исполнительницы, обладающей глубоким меццо-сопрано уникального тембра и особым очарованием, стало яркой страницей в истории русской эстрады. Ее своеобразная манера исполнения нашла свое продолжение у многих артистов нового поколения, в том числе в концепциях музыкальных номеров Александра Вертинского.

9 марта произведения из репертуара Анастасии Вяльцевой исполнят заслуженная артистка России Галина Сидоренко и лауреат международных конкурсов Анна Абикулова. В концертной программе также примут участие исполнители на семиструнной гитаре Дмитрий Соколов и композитор Александр Вулла. В их исполнении прозвучат русская романсовая и цыганская музыка из репертуара Вяльцевой в обработке С. Орехова, В. Русанова, В. Андреева, В. Вавилова, М. Высоцкого и др.
Ведущий программы – Виталий Васильев.
Предварит вечер-концерт панихида по Анастасии Вяльцевой, которая состоится в 17.30 в Часовне на могиле Анастасии Вяльцевой на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры.

10 марта, среда

19.00 Концерт Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра, посвященный 100-летию со дня рождения Астора Пьяццоллы (Дворец Белосельских-Белозерских – Невский пр., 41).
В 2021 году весь мир празднует столетие Астора Пьяццоллы, одного из самых ярких музыкантов ХХ века, а в наши дни – одного из наиболее популярных композиторов.
Вечер накануне столетнего юбилея Астора Пьяццоллы станет не просто музыкальным приношением СПб ГАСО великому аргентинцу. В программе концерта прозвучит уже ставшая классикой Бразильская Бахиана №5 Эйтора Вилла-Лобоса, сольную партию в которой исполнит сопрано Пелагея Куренная.

Ключевую роль в концерте занимает знаменитый баянист Владимир Розанов, один из ярчайших интерпретаторов Tango-Nuevo наших дней, артист театра БДТ.
Четыре пьесы Сергея Прокофьева – «Воспоминание», «Порыв», «Отчаяние» и «Наваждение» – в переложении для струнных Григория Корчмара и «Вопрос, оставшийся без ответа» Чарльза Айвза – неотъемлемая часть программы вечера. Смысловой доминантой в концерте станет исполнение знаменитого цикла Астора Пьяццоллы «Времена года в Буэнос-Айресе» в бессмертной аранжировке Леонида Десятникова для солирующей скрипки и струнных. Несомненно, величайшие шедевры Астора Пьяццоллы – «Забвение» (Oblivion) и «Либертанго» – станут завершением программы.
Сольные партии исполнят солисты СПб ГАСО: трубач Михаил Дружинин, пианист Иван Александров, скрипачи Чингиз Османов, Юлия Баранова, Маргарита Гинц и Марина Комарова.

19.00 Творческий вечер Григория Козлова (Театр «Мастерская» – ул. Народная, 1).
Вечер приурочен ко дню рождения Мастера и скорому выходу книги Е.И. Горфункель «Мастерская Григория Козлова».
В программе – презентация готовящейся книги, сцены из спектаклей «Тихий Дон», «Мастер и Маргарита», «Дни Турбиных» и «Живи и помни», поздравления от друзей и коллег, театральные истории, ответы на вопросы зрителей и многое другое.

11 марта, четверг

19.00 Концерт «Вспоминая Бетховена» Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра (Дворец Белосельских–Белозерских – Невский пр., 41).
В центре программы – фигура титана европейской музыки Людвига ван Бетховена, чье 250-летие в минувшем году отмечал весь музыкальный мир.
Одним из учителей Бетховена был Антонио Сальери, которого молва сделала соперником и мифическим убийцей Моцарта. Подлинный Сальери был одним из самых уважаемых музыкантов своего времени и имел репутацию доброго и великодушного человека. Прозвучит увертюра к его опере «Данаиды», с триумфом поставленной в Париже в 1784 году.
Карл Черни, крупнейший педагог, на этюдах которого воспитаны многие поколения пианистов, был учеником Бетховена, который отмечал «совершенно исключительные» успехи своего воспитанника, а впоследствии доверил ему исполнение своего Третьего фортепианного концерта. Помимо этюдов, Черни создал целый ряд выдающихся произведений в разных жанрах, в их числе – Концерт для фортепиано в четыре руки. В этом году исполняется 230 лет со дня рождения Карла Черни.

Завершает программу Четвертая симфония Бетховена. Она создавалась в счастливое для композитора время, весной 1806 года, и стала одной из самых светлых его партитур, предвещающих новое время – эпоху романтизма.
За дирижерским пультом – Игорь Томашевский.
В концерте Черни солирует фортепианный «ПетРо Дуэт» (Дмитрий Петров и Анастасия Рогалёва).

12 марта, пятница

20.00 Спектакль «Наша новая счастливая жизнь» (Музей Ф.И.Шаляпина – ул. Графтио, 2б).
Спектакль поставлен по мотивам всемирно известного романа-антиутопии Джорджа Оруэлла «1984». Роман, после его написания в 1949 году, вызвал множество откликов, его название стало нарицательным и употребляется для обозначения общественного уклада с тоталитарным режимом. В спектакле предлагается свободное прочтение романа: это история о действительности в которой не осталось места чувствам… «И если все принимают ложь, навязанную партией, если во всех документах одна и та же песня, тогда эта ложь поселяется в истории и становится правдой».
Исполнитель главной роли – Александр Машанов.

13 марта, суббота

12.00 Бесплатная экскурсия «Шедевры на Канаве» (сбор у памятника М.И. Кутузову у Казанского собора).
Речку Кривушу, проистекавшую, как и ее сестра Мья, из болота в районе Потешного луга, то углубляли для осушения местности еще при Анне Иоанновне, то спрямляли и переименовывали при Екатерине, то покушались вовсе ее засыпать уже в ХХ веке. Кривуша становилась то Екатерининским каналом, то каналом Грибоедова, то просто Канавой, как ее фамильярно называли «униженные и оскорбленные» герои Достоевского, обитатели ее берегов. Однако с течением веков на Канаве в парадной части Петербурга возникли всемирно известные шедевры архитектуры: Казанский собор, Дом Зингера, Общество взаимного кредита, корпус Бенуа, Спас на Крови… На экскурсии предстоит прогулка по каналу Грибоедова от Невского до Марсова поля, чтобы иметь возможность бросить свежий взгляд на блеск и нищету знаменитых набережных, а также узнать истории и малоизвестные факты.
При сборе у Казанского собора экскурсовод будет держать в руках оранжевую табличку EXCAVA.
Маски обязательны.
Экскурсию ведет Марина Жженова.
Зарегистрироваться на экскурсию можно на сайте: https://excava.timepad.ru/event/1549983/

14 марта, воскресенье

15.00 Концерт «Фантазия на народные темы» (Санкт-Петербургская Государственная Филармония, Большой зал – Невский пр., 30).
В исполнении петербургского пианиста Рината Шакирова прозвучат: фантазия «Камаринская» М.Глинки, Венгерская рапсодия №2 Ф.Листа, Шведская рапсодия №1 Х.Альвега, Еврейская рапсодия С.Слонимского.
Дирижёр – Игорь Манашеров.
Ведущая – Наталия Энтелис.

16.00 Театрализованная программа #МасленицаНаЛитейном в рамках проекта #ДиалогиНаЛитейном (Театр «На Литейном» – Литейный пр., 51).
Сидя за большим театральным столом вместе с артистами, зрители узнают секреты Масленицы и отведают вкусных домашних блинов. Идея «застольного» спектакля возникла как часть оригинального проекта #ДиалогиНаЛитейном, в котором театр приоткрывает тайны закулисья, сводит дружеские мосты между актерами и зрителями, создавая творческий диалог и пробуждая интерес к волшебному сценическому искусству.
Режиссер – Светлана Аникина.

16.00 Концертная программа «Из Парижа в Мадрид» из цикла «Симфонические открытки» Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра (Дворец Белосельских-Белозерских – Невский пр., 41).
Концерт откроет темпераментная увертюра к легендарной опере Жоржа Бизе «Кармен», действие которой происходит в испанской Севилье. Следом прозвучит Симфония до мажор – юношеское сочинение Бизе, написанное 17-летним автором за 2 года до окончания консерватории.
В программе также виртуозная Тарантелла для флейты и кларнета Камиля Сен-Санса – ранний опус мастера, «Ночи в садах Испании» – одна из творческих вершин Мануэля де Фальи, входившего в тройку лидеров испанского музыкального возрождения рубежа XIX–XX веков.
Солирует известный петербургский пианист Олег Вайнштейн.
За дирижерским пультом – художественный руководитель оркестра Игорь Томашевский.

16.00 VII Симфонический марафон Симфонического оркестра Санкт-Петербурга под управлением Сергея Стадлера (Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга – наб. реки Мойки, 20).
Симфонический оркестр Санкт-Петербурга под управлением Сергея Стадлера исполнит четыре симфонии Р.Шумана и две неоконченные, редко исполняемые в России.
Немецкий композитор, пианист, педагог, Шуман больше известен русской публике как автор фортепианных произведений. Долгие годы он писал только для фортепиано, а в 1841 году, открыв для себя оркестр, сочинял сутками напролет, называя свое состояние «симфоническим пылом».
Первая симфония — «Весенняя» — была написана Шуманом в первый год после женитьбы под впечатлением от романтического стихотворения Адольфа Бётгера. Вторая по праву считается одним из самых светлых сочинений Шумана. Знаменитая Третья, известная как «Рейнская», вдохновлена образом великолепного готического собора в Кёльне. Четвертая симфония, которую сам автор назвал «симфонической фантазией», будет исполнена в поздней редакции. Во всем мире эти произведения пользуются большой популярностью.

В концерте прозвучит и сохранившаяся первая часть юношеской симфонии «Цвиккау», а также сочинение «Увертюра, Скерцо и Финал», которое Сергей Стадлер дополнил медленной частью из наследия Шумана до полного симфонического цикла.
Впервые Симфонический марафон был организован «Петербург-концертом» и Симфоническим оркестром Санкт-Петербурга в 2014 году. Сегодня этот выдающийся по протяженности и музыкальной насыщенности концерт – уникальный праздник для ценителей классической музыки и одна из культурных традиций Северной столицы. В разное время марафон был посвящен симфоническому творчеству Брамса, Моцарта, Чайковского, Листа, Бетховена, Шуберта. Концерт 2017 года стал самым долгим: он продлился больше 8 часов и был официально признан рекордом России.

15 марта, понедельник

20.00 Гала-концерт XXI Международного фестиваля «Триумф джаза» (Санкт-Петербургская Государственная Филармония, Большой зал – Невский пр., 30).
В этом году Международному фестивалю «Триумф джаза», арт-директором которого является Игорь Бутман, саксофонист с мировым именем, исполняется 20 лет.
Впервые в Санкт-Петербурге в рамках Фестиваля выступит один из самых востребованных пианистов нового поколения – Эммет Коэн и его трио. Главный джазовый журнал мира «Downbeat» отметил «филигранную манеру игры, безукоризненное чувство свинга и обширную палитру гармонических выразительных средств» в сочетании «с уникальным чувством юмора и индивидуальностью», которые Эммет использует для музыкального общения с партнёрами по сцене и аудиторией.
Также на фестивале выступит выдающийся американский певец, гитарист и композитор Аллан Харрис и его группа. Последние 20 лет Аллан поддерживает репутацию одного из лучших вокалистов своей эпохи: он известен благодаря уникальному голосу и оригинальным интерпретациям джазовых стандартов.
Совместную программу в рамках фестиваля представят певица Фантине и Московский джазовый оркестр Игоря Бутмана.