11 марта, среда

 

11.00 50-я научная конференция «Депо манускриптов» (Главное здание Российской национальной библиотеки — Садовая ул., 18).

В этом году заседание, традиционно проходящее в день учреждения Отдела рукописей, посвящено 215-летию этого старейшего подразделения Российской национальной библиотеки.

О новых исследованиях расскажут сотрудники Отдела рукописей РНБ. Прозвучат доклады о восточных и западных рукописях и международных проектах.

Среди тем докладов — «Эпоха Петра Великого в рукописных сборниках князя Михаила Щербатова», «Блокадный Ленинград в письмах А. Я. Вагановой», «“Чужие письма” в архиве Анны Ахматовой» и другие.

«Депо манускриптов» (ныне Отдел рукописей) – особое отделение Императорской Публичной библиотеки – учреждено 11 марта 1805 года рескриптом императора Александра I. Это первое в России государственное хранилище рукописных памятников, открытое для читателей и исследователей.

Сегодня в Отделе рукописей находится 1521 фонд. В составе этих фондов насчитывается около 438 тысяч единиц хранения. Отдел входит в число десяти крупнейших рукописных хранилищ мира – не только по количеству, но и по значимости собранного здесь письменного наследия человечества.

17.00 Открытие выставки «Энергия притяжения» (Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека – ул. Зодчего Росси, 2).

К 40-летию со дня основания Молодежного театра на Фонтанке состоится творческая встреча с Семёном Яковлевичем Спиваком и труппой театра. В театральном сезоне 2019-2020 года Молодежный театр на Фонтанке отмечает несколько важнейших для его истории дат, в частности, 40-летие со дня основания. Давняя крепкая дружба связывает два коллектива – Молодежный театр и Санкт-Петербургскую государственную Театральную библиотеку. Потому неслучайно в стенах Театральной библиотеки открывается выставка, посвященная этому событию.

Молодежный театр давно и прочно занимает свое особое место в жизни театрального Петербурга. Фотографии, афиши, костюмы, представленные на выставке «Энергия притяжения», позволяют проследить историю Молодежного театра от возникновения до наших дней, восстановить в памяти сцены из спектаклей, вглядеться в лица любимых актеров.

Выставка открыта для посетителей с 10 марта по 28 апреля 2020 года. Вход свободный.

18.30 Вечер памяти Бориса Аверина (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме – Литейный пр., 53).

Борис Аверин (11.03.1942 — 04.01.2019) – доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы филфака СПбГУ, председатель правления Международной ассоциации «Живая классика», набоковед, исследователь истории Петергофа, автор многочисленных программ о литературе на телевидении и радио.

На вечере, который состоится в день рождения ученого, будет представлен сайт, посвященный его памяти, прозвучат воспоминания, будет показан фильм телеканала «Культура» с лекцией Аверина «Память как собирание личности».

Вечер ведет Анастасия Принцева. Вход свободный.

19.00 Вечер хоровой музыки «Надежда на встречу» к 50-летию композитора Сергея Плешака (Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга — наб. реки Мойки, 20).

Доцент Санкт-Петербургской консерватории, один из самых востребованных петербургских композиторов, пишущих детскую, хоровую и театральную музыку, Сергей Плешак празднует 50-летие.

Свой юбилейный год композитор отмечает целым рядом концертов, спектаклей и премьер, которые пройдут на сценах Мариинского театра, театра «Буфф», Академической капеллы, зала «Колизей» и других.

Девять ведущих детских коллективов города представят лучшие произведения композитора, написанные в этом жанре за последние 20 лет. В центре программы – эко-кантата «Звери печальные и веселые», в которой партию чтеца исполнит сам автор – композитор Сергей Плешак. Концерт завершится сводным хором из 500 голосов под управлением автора.

19.00 Открытие XIX Международного фестиваля балета «Мариинский» (Мариинский театр – Театральная пл., 1).

С 11 по 22 марта в Мариинском театре пройдет XIX Международный фестиваль балета «Мариинский». Отдельной страницей XIX фестиваля станут вечера балетов Алексея Ратманского. На открытии можно будет увидеть дуэт из балета «Утраченные иллюзии», который привезут в исполнении Дианы Вишнёвой и премьера Большого театра Владислава Лантратова, и репертуарные постановки Мариинского театра. Другой вечер украшен петербургской премьерой «Семи сонат» на музыку Скарлатти. Созданный в 2009 году для Американского театра балета, теперь спектакль будет перенесен в Мариинский под руководством автора, который приедет поработать с танцовщиками лично. Вернутся на сцену одноактные «Concerto DSCH» на музыку Второго фортепианного концерта Шостаковича и созданный специально для Дианы Вишнёвой «Лунный Пьеро» на музыку Шенберга – с новым составом исполнителей. Сама балерина выступит в титульной партии полнометражного балета Ратманского «Анна Каренина».

Хорошая традиция фестиваля – творческие вечера артистов. Они позволяют танцовщику представить сразу несколько спектаклей. В этом году такой бенефис состоится у премьера Мариинского театра и приглашенного солиста Баварского государственного балета Владимира Шклярова. Сюрпризом вечера станет премьера балета «Palimpsest» на музыку Белы Бартока, который Юрий Смекалов ставит специально на Владимира Шклярова.

Мастерская молодых хореографов – творческая лаборатория Мариинского театра, объединяющая постановщиков в стремлении к поиску и эксперименту – познакомит с новыми именами. Илья Живой сотрудничает с популярным российским художником-каллиграфом Покрасом Лампасом. В качестве первого опыта работы с Мариинским художник создаст видеоряд для балета на музыку Гласса. Творческие силы сопоставят Владимир Варнава и дебютантка Мастерской, петербургская танцовщица и хореограф Полина Митряшина, известная сотрудничеством с Варнавой и выступавшая как его ассистент в нескольких проектах. Второе новое имя – Алина Красовская. Солистка Мариинского театра впервые представит на Мастерской свою работу в качестве хореографа. Среди танцовщиков театра, известных сегодня и как постановщики – Александр Сергеев, чей удачный дебют на прошлой Мастерской был хорошо принят не только на домашней сцене, но и на гастролях в Нью-Йорке, и Максим Петров, который в этом году представит сразу два балета, в том числе продолжение «Русских тупиков» на музыку Настасьи Хрущевой. Первая часть «аналитического балета о русской жизни, какая она есть» была показана в прошлом году в рамках «Context Prоject». Еще один автор – Дмитрий Пимонов, недавно осуществивший две полноценные постановки для Приморской сцены Мариинского театра.

Оценить работу одного из участников Мастерской вне ее рамок можно посмотрев на фестивале недавнюю премьеру Мариинского театра – балет «Дафнис и Хлоя» Владимира Варнавы на музыку Равеля. За разнообразие представленных хореографических традиций отвечают приглашенные солисты. Балет-феерия «Спящая красавица» пройдет с британским акцентом – в главных партиях выйдут прима Королевского балета Великобритании Лорен Катбертсон и выпускник Королевской балетной школы, премьер Мариинского театра Ксандер Париш. В «Лебедином озере» вместе с Оксаной Скорик выступит премьер Парижской оперы Жермен Луве. Для него этот балет особенный – в 2016 году именно после «Лебединого озера» Луве был объявлен этуалью. Частая гостья Мариинских фестивалей, московская прима Ольга Смирнова в этом году выступит в партии Жизели.

Завершит фестиваль насыщенный гала-концерт, где к солистам Мариинского театра вновь присоединятся Владислав Лантратов и Жермен Луве, а также Мария Александрова и этуали Парижской оперы Элеонора Аббаньято и Леонор Болак.

Полная программа фестиваля опубликована на сайте: https://www.mariinsky.ru/playbill/festivals/fest2019_2020/new8

19.00 Весенний музыкальный салон «Молодые исполнители России» (Шереметевский дворец – Музей музыки – наб. реки Фонтанки, 34).

В Белом зале Музея Музыки выступят контрабасист Арсений Газизов и лауреаты международных конкурсов кларнетист Остап Ломако-Рупасов и пианист Владислав Фёдоров.

20.00 Концерт Нового камерного оркестра Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра филармонии (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).

Первый в своей истории концерт даст Новый камерный оркестр, дирижёр – Ярослав Забояркин. Молодых артистов оркестра объединяют не только творческие, но и дружеские связи, которые установились еще в студенческие годы, проведенные в Петербургской консерватории, во время совместного музицирования в камерных ансамблях и оркестрах. Новый коллектив входит в дебютный концертный сезон с обширным репертуаром: от Перголези и Баха до Стравинского и Такемицу.

 

12 марта, четверг

 

12.00 Открытие выставки «Царь-миротворец и Русская армия. К 175-летию со дня рождения Александра III» (Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи – Александровский парк, 7).

В собрании Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи хранится множество вещественных памятников, повествующих о различных фрагментах жизненного пути и многолетней государственной службы российского императора Александра III. Прежде всего, это предметы, принадлежавшие лично ему (форма одежды, образцы оружия, документы), а также мемориальные предметы из собраний подшефных императору армейских и гвардейских частей. Также в музее хранится большое количество предметов по истории Русской императорской армии и гвардии, характерных для периода правления Александра III (образцы оружия, формы одежды, солдатского и офицерского снаряжения, награды, памятные знаки и др.). Многие из них будут представлены на новой выставке, которая познакомит с основными этапами жизни и деятельности российского императора Александра III, военной службой Александра Александровича в бытность его великим князем и наследником, преобразованиями в военном деле, совершенными в период его царствования. Здесь в частности можно будет увидеть детские сабли, подаренные великому князю Александру Александровичу 26 февраля 1852 г. по случаю его дня рождения его отцом, цесаревичем Александром Николаевичем, и его дедом, императором Николаем I; чарку, из которой в 1875 году наследник престола цесаревич Александр Александрович изволил пить за здоровье полка; пулемет системы Максима с воздушным охлаждением ствола, который в 1888 г. император Александр III испытывал в манеже Аничкова дворца Санкт-Петербурга; плащ-епанчу, сделанный по форме лейб-гвардии Кирасирского Её Величества полка, принадлежавший супруге Александра III – императрице Марии Фёдоровне, и барабан, на котором по легенде она изволила сидеть во время военных учений близ г. Ораниенбаума в 1883 году. В большом объеме будет представлена живопись, графика, редкие архивные фотографии.

13.00 XXIV Региональный фестиваль школьных театров на немецком языке (Театр юношеского творчества — Невский пр., 39).

Гёте-институт и клуб «Дружба» Аничкова дворца уже в 24-й раз проводят в Санкт-Петербурге фестиваль школьных театров на немецком языке. 12 и 13 марта на сцене Театра юношеского творчества встретятся лучшие театральные коллективы 2020 года из школ Санкт-Петербурга, Калининграда и Зеленоградска. Участники представят свои интерпретации классических и современных литературных произведений, а также собственные постановки на немецком языке.

12 марта фестиваль откроют петербуржцы. Первыми на сцену выйдут участники театральной студии «Wolke» с авторской постановкой «У каждого свой собственный цвет». Вторыми – ребята из студии «Волшебники» с постановкой «О бабочке, которая боялась летать» по пьесе Кристен Гроссманн. Продолжит конкурсную программу коллектив «Театр на Дровяной улице» с постановкой «Всего один день» по пьесе Мартина Балтшайта. И в завершение дня студия «АНИМА» представит постановку «Не может быть» по мотивам немецких народных сказок в режиссуре Юлии Гойтьевой.

13 марта на сцене появятся школьники постарше не только из Петербурга, но и из Калининградской области. Первым выступит петербургский коллектив «Цеппелин» с постановкой «Волна» по одноименной книге Мортона Ру. Затем эстафету примут десятиклассники из театральной студии школы № 658 с авторской постановкой пьесы «Театр теней Офелии» Михаэля Энде. Гости из Калининграда покажут спектакль режиссера Нины Макаровой «Зима в Ленинграде» по книге Н. Ходзы. А в конце фестиваля студия «Птица счастья» из Зеленоградска представит авторскую постановку «Моббинг».

16.00 Открытие выставки «Мудрено-сотворено. Русский женский костюм из собраний МАЭ РАН» к 175-летию Русского географического общества (Круглый зал МАЭ (Кунсткамера) РАН — Университетская наб., 3).

175-летний юбилей Русского географического общества, чьи этнографические коллекции перешли в собрание Музея антропологии и этнографии Академии наук (ныне Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН) во второй половине XIX в., предоставил возможность показать богатые по разнообразию русские коллекции из бывшего Этнографического музеума РГО.

Представленная на выставке женская одежда из различных регионов России уникальна. По времени создания она относится к началу XVIII и к первой половине XIX века. Рубахи-долгорукавки, сарафаны-ферязи с ложными рукавами, когда-то широко бытовавшие, постепенно стали использоваться только в обрядах. На выставке будут представлены также предметы, сопровождавшие быт русских женщин, на плечи которых ложились хлопоты по благоустройству дома и заботы о семье. С малых лет девочку готовили к семейной жизни. С семи лет она пряла, вышивала, а с тринадцати ткала и должна была сшить себе первую рубаху. Еще будучи незамужней, девушка готовила приданое, в которое входило до 50 полотенец, и все они должны были быть вышиты, так как предназначались для особых случаев. Полотенца берегли, ведь в вышивке сохранялась память семьи, рода и знания о мироздании.

Выставка познакомит с образцами вышивки, украшавшей рубахи, сарафаны, передники. Полотняные ткани украшались не только вышивкой, но и набойкой. На выставке будут представлены и уникальные понёвы, выполненные в технике двухслойного ткачества, культура которого уже утрачена.

18.00 Цикл авторских мастер-классов Аси Немченок «Book Art: новая жизнь старых книг» (Центр культурных программ МЦБС им. М. Ю. Лермонтова — ул. 2-ая Советская, 27).

Каждая старая книга заслуживает внимания. Но что можно сделать из старых книг? Как вернуть жизнь любимым страницам? Как творчески переработать книги, отложенные на выброс?

Сегодня современные художники превращают книги в бумажные скульптуры, делают из них инсталляции и коллажные картины — дают книгам вторую жизнь и придают им новый смысл.

«Лермонтовка» приглашает присоединится к этому процессу и представляет три мастер-класса из серии «Book Аrt — новая жизнь старых книг»: коллаж (по произведениям Сергея Довлатова); Book page (по произведениям Иосифа Бродского); книжная скульптура (по произведениям Рэя Брэдбери и других фантастов).

Ася Немченок – петербургский художник и арт-фотограф, член Союза художников, работает в смешанной технике. Автор и участник более 50 персональных и коллективных выставок в России и за рубежом.

Запись по телефону: 272-36-60 (доб. 200) или https://vk.com/lermontovkaspb.

 

13 марта, пятница

 

16.00 Открытие выставки «Пелагея Шурига. Скульптура, графика» (Новый выставочный зал Государственного музея городской скульптуры — Чернорецкий пер., 2 / Невский пр., 179).

Выставка посвящена 120-летию со дня рождения Пелагеи Шуриги (1900-1980) – яркого, талантливого скульптора, графика, рисовальщика, мастера декоративно-прикладного искусства.

Шурига получила широкую известность как портретист. Она создала обширную галерею скульптурных и графических портретов своих современников, прежде всего, деятелей искусства.

На выставке будут представлены работы мастера 1930-1970-х годов. В том числе знаменитая графическая серия «Малые обнаженные», портреты рабочих оборонного завода в Ирбите, созданные Шуригой во время эвакуации в годы войны.

Выставка в Государственном музее городской скульптуры смогла состояться благодаря тому, что 15 лет назад более 100 скульптурных и графических произведений П. Н. Шуриги были подарены музею дочерью скульптора, известным искусствоведом, преподавателем Академии художеств Вирко Борисовной Блэк.

Многие произведения впервые будут показаны на этой выставке.

Выставка открыта для посетителей с 13 марта по 19 апреля 2020 года.

19.00 Показ спектакля Åbo Svenska Teater (Шведский театр Турку) “Women 3” (Молодежный театр на Фонтанке, Малая сцена – наб. реки Фонтанки, 114).

Старейший театр Финляндии Åbo Svenska Teater (Шведский театр Турку) впервые за свою почти двухвековую историю выступит на российской сцене. Свою последнюю премьеру спектакль “Women 3” Шведский театр покажет на Малой сцене Молодежного театра на Фонтанке. Постановку осуществила финско-шведский режиссер и писательница Туве Аппельгрен в творческом союзе с популярным финским журналистом Йессикой Эден, которая написала пьесу специально для Шведского театра Турку.

Три героини, три возраста, три судьбы… Как повлиять на свое будущее в 19? Стоит ли ненавидеть судьбу в 43? Каково это – мириться с прошлым в 70?

Критики назвали пьесу “Women 3” «душераздирающей вакциной, которая так нужна современной финско-шведской драме». Спектакль-триптих – монолог о природе женского мужества и трудностях, с которыми может столкнуться каждый.

Сценография и костюмы – Андерс Карлс.

В ролях: Даниэла Францелль, Аманда Нюман, Моника Нюман, Йерри Вальфорс.

Спектакль идет на шведском языке с русскими субтитрами.

19.00 Премьера спектакля «Мандат» по пьесе Николая Эрдмана в постановке Дениса Азарова (Театр «На Литейном» — Литейный пр., 51).

Главным героям пьесы «Мандат» выпало жить в эпоху перемен. Они живут в постоянном страхе и вынуждены приспосабливаться к требованиям времени. Однажды семья Гулячкина решает, что заветный «мандат» станет их пропуском в новую жизнь и подарит больше привилегий. Но увы, в шуме окружающего мира, «мандат» не спасает героев. Они уже не могут понять, кто из них и в какой момент настоящий, а кто нет. И теряют себя.

Режиссер-постановщик Денис Азаров: «Это история про то, как человек лишается самого себя. Мы стремимся ответить на вопросы: Есть ли мы настоящие? И где грань настоящего и ненастоящего сегодня? В жизни, в соцсетях? Или мы все ведем ненастоящую жизнь? Мир давит на нас, но мы сами готовы так жить. И это страшно. Нам бы хотелось найти человека».

В спектакле заняты: Полина Воронова, Аглая Гершова, Любовь Завадская, Яна Оброскова, Светлана Тарасова, Кристина Убелс, Кристина Шелобкова, Тамара Шемпель, Александр Безруков, Егор Закреничный, Максим Зауторов, Николай Красноперов, Игорь Милетский, Сергей Мосьпан, Иван Рябенко, Евгений Тележкин, Сергей Шапошников.

 

14 марта, суббота

 

15.00 Лекция Элины Арсеньевой «Парфюмерная упаковка: единство формы и содержания» (Креативное пространство Санкт-Петербургского Союза дизайнеров «Мойка-8» — наб. реки Мойки, 8).

Когда-то, когда парфюмерных магазинов еще не было на свете, парфюмерную упаковку создавали абсолютно независимо от аромата, и флакон встречался с содержимым только в руках заказчика. За несколько столетий эта ситуация изменилась. Сегодня визуальный дизайн тесно взаимосвязан с ароматом. Лекция позволит пошагово проследить за этими изменениями.

Элина Арсеньева — парфюмерный искусствовед, коллекционер, парфюмер, создатель и ведущая парфюмерного радио, издатель газеты «Парфюмания», основатель и владелец петербургского Музея парфюмерии и Школы парфюмеров.

Вход свободный. Необходима регистрация: https://forms.gle/92j48oPVbSzuFGN86. Количество мест ограничено.

15.00 Лекция И. Д. Чечота «Эгон Шиле и его посмертная судьба» (Актовый зал Нового здания Российской национальной библиотеки – Московский пр., 165/2).

Иван Дмитриевич Чечот, кандидат искусствоведения, доцент Санкт-Петербургского государственного университета (факультет свободных искусств и наук), заведующий сектором истории и теории изобразительного искусства и архитектуры в Российском Институте истории искусств. С 1997 года приглашенный профессор Института истории искусств Венского университета.

Лекция знаменитого петербургского искусствоведа — попытка создать обобщенный образ Эгона Шиле в истории искусства, взглянув на него глазами не только удивленных зрителей, но и исследователей. Встреча поможет рассмотреть его творчество в широком контексте культуры, от популярной до самой сложной, проследить судьбу произведений в художественной критике, в государственных и частных музеях, на рынке искусств. Публика познакомится с городами, сыгравшими важную роль в жизни художника, а также узнает ответ на вопрос о месте Шиле в истории модернизма и его роли в культуре постмодернистского информационного общества.

Вход бесплатный. Регистрация: www.culturaclub.ru

19.00 «Джазовые диалоги» — концерт трио Леонида Винцкевича-Стива Кершоу (Филармония джазовой музыки – Загородный пр., 27).

14 марта сцена Филармонии джазовой музыки будет предоставлена участникам международного проекта – джазменам из России и Англии – трио Леонида Винцкевича-Стива Кершоу.

Один из лидеров этого проекта – пианист и композитор, заслуженный артист России Леонид Винцкевич. Имя этого музыканта широко известно далеко за пределами России. Он участвует в самых престижных фестивалях джаза Европы, России, Америки, Скандинавии, стран СНГ. Более 20 лет является арт-директором первого в Европе передвижного музыкального фестиваля «Джазовая провинция».

Леонид Винцкевич в партнерстве с известным британским контрабасистом Стивом Кершоу представит петербургским любителям джаза свой последний альбом «Ander a Different Sky». В его записи также принял участие один из наиболее ярких представителей нового поколения московского джаза саксофонист Николай Винцкевич.

Специальный гость проекта – известный джазовый музыкант Лембит Саарсалу (саксофон).

В программе предстоящего концерта в Санкт-Петербургской филармонии джазовой музыки — современный джаз и оригинальные авторские композиции.

 

15 марта, воскресенье

 

19.00 Концерт Рэя Брауна-младшего (Филармония джазовой музыки – Загородный пр., 27).

Рэй Браун-младший – американский вокалист, приемный сын великих джазовых музыкантов: легендарной Эллы Фитцджеральд и одного из лучших джазовых контрабасистов Рэя Брауна. В настоящее время сотрудничает и гастролирует с российскими музыкантами, продолжая традиции своей знаменитой семьи.

На концерте в филармонии джазовой музыки Рэй Браун-младший выступит в сопровождении ансамбля, в составе которого два его постоянных партнера по гастролям. Это музыканты из Ярославля: пианист и организатор самого известного ярославского ансамбля «Плюс один» Вадим Майнугин и талантливый саксофонист Стас Майнугин.

В программе также принимают участие петербургские музыканты: народный артист Российской Федерации Давид Голощекин и его ансамбль.

На концерте прозвучат популярные мелодии джазовой классики.

19.00 Концерт-разговор ансамбля средневековой музыки Laterna Musica «Как устроена средневековая музыка» (Social club – ул. Рубинштейна, 40).

На примерах из новой программы ансамбль Laterna Musica покажет и расскажет, как ноты восьмивековой давности «доводятся до готовности» и начинают звучать в современной концертной практике, какую роль в ансамблевой кухне играют аутентичные копии средневековых инструментов, ответит на сакраментальный вопрос: «так ли все это было на самом деле?».

 

16 марта, понедельник

 

11.00 Открытие XXI Международного «Брянцевского фестиваля» детских театральных коллективов (Малая сцена ТЮЗа им. А. А. Брянцева – Пионерская пл., 1).

С 16 по 20 марта 2020 года ТЮЗ им. А. А. Брянцева проведет XXI Международный «Брянцевский фестиваль» детских театральных коллективов. Помимо насыщенной театральной программы, в которой представлены все жанры сценического искусства, в рамках фестиваля проводятся мастер-классы для юных артистов, обсуждения спектаклей с профессиональными деятелями театра, семинары для педагогов и режиссеров, встречи с известными артистами.

В течение четырех фестивальных дней на Малой сцене ТЮЗа им. А. А. Брянцева пройдут показы более двадцати постановок детских театральных коллективов из разных городов России и стран зарубежья. В оргкомитет фестиваля поступило около двухсот заявок. Члены жюри выбрали лучшие спектакли школьных театров, детских домов культуры, подростковых театральных центров, которые и составят фестивальную программу. На сцену выйдут юные артисты из Санкт-Петербурга, Москвы, Ярославля, Ижевска, Переславля-Залесского, пос. Майна Ульяновской области, Праги (Чехия), Резекне (Латвия).

19.00 Вечер, посвященный 90-летию со дня рождения выдающегося ученого, лауреата Нобелевской премии по физике Жореса Алфёрова, в рамках XVIII фестиваля «Почетные граждане Санкт-Петербурга» (Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга – наб. реки Мойки, 20).

16 марта в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга торжественным вечером, посвященным 90-летию со дня рождения выдающегося ученого, лауреата Нобелевской премии по физике Жореса Алфёрова, откроется XVIII фестиваль «Почетные граждане Санкт-Петербурга».

В программе вечера прозвучат бессмертные произведения Георгия Свиридова и Никиты Богословского, Василия Соловьёва-Седого и Матвея Блантера, Александры Пахмутовой и Николая Дунаевского в исполнении хора и оркестра капеллы под управлением народного артиста СССР, почетного гражданина Санкт-Петербурга Владислава Чернушенко.

Гостями вечера станут родные и близкие юбиляра, его друзья и коллеги, участники международной научно-практической конференции, посвященной юбилею Жореса Ивановича, среди которых будут и лауреаты Нобелевской премии, академики РАН, ученые с мировым именем.

20.00 Концерт из абонемента «Бетховен +» (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).

Присоединяясь к всемирному чествованию Людвига ван Бетховена в год его 250-летия, Петербургская филармония предлагает публике абонемент, в котором сочинения одного из величайших гениев в истории человечества порождают новые культурные смыслы в диалоге с музыкой разных композиторских школ, эпох и стилей. В пятой программе абонемента «собеседником» Бетховена станет Густав Малер – ключевая фигура австро-немецкой симфонической традиции конца XIX – начала XX века. 16 марта с Заслуженным коллективом России в Большом зале филармонии выступят дирижер Кристоф Эшенбах и пианист Рудольф Бухбиндер.

20.00 Поэтический клуб 21 poetry (Кафе «Рубинштейн» — ул. Рубинштейна, 20).

Поэтический клуб 21 poetry начнет неделю накануне Всемирного дня поэзии с круглого стола и preparty в формате чтения стихов для публики.

Подобный формат взаимодействия авторов и слушателей существует в Петербурге уже два года. Практически поэтический стендап, где зрители каждый раз ждут встречи со своими любимыми авторами, является прекрасной альтернативой привычным форматам отдыха и развлечений в городе.

Вход по спискам:https://www.instagram.com/21_poetry/. Участие в круглом столе — по аккредитации.

 

17 марта, вторник

 

12.00 Открытие выставки работ Александра Позина и Марины Спивак «Коломяжская утопия» (Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков – наб. канала Грибоедова, 103).

С 17 марта по 12 апреля в Музее искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков пройдет выставка «Коломяжская утопия», посвященная творчеству двух петербургских скульпторов — Александра Позина и Марины Спивак.

Александр Позин и Марина Спивак — ленинградские и петербургские скульпторы. Оба учились на скульптурном отделении ЛХУ им. В. А. Серова и являются членами творческого объединения «Озерки-Деревня художников». Александр Позин для изготовления своих скульптур использует дерево. Марина Спивак создает рельефы на грани скульптуры и живописи, преобразует готовые предметы мебели, наполняет их новым содержанием, соединяя с собственными скульптурами из гипса. Выставка в МИСПе строится на сопоставлении двух художников: если у Позина с годами при неизменности смысловой сути работ существенно меняется манера их исполнения, то лирические герои Спивак продолжают жить в сформированной стилистике, будь то скульптура или тканевые коллажи.

Название выставки «Коломяжская утопия» пришло из фильма дочери художников Инны Позиной, также представленного в экспозиции, о доме без людей, о недосягаемом месте для творчества, существующем в воображении.

Музей представит более пятидесяти произведений: скульптуры, объекты, инсталляции, коллажи.

12.00 Открытие выставки работ Анатолия Заславского «Мастерская в лицах» (Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков – наб. канала Грибоедова, 103).

С 17 марта по 12 апреля в Музее искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков пройдет выставка «Мастерская в лицах», приуроченная к 80-летию петербургского живописца Анатолия Заславского.

Анатолий Заславский — участник художественного объединения «Восьми. Лестница», действительный член Академии современного искусства Петербурга, организатор творческой группы «Безнадежные художники».

«Мастерская в лицах» — это собрание портретов творческих людей, поэтов, философов, писателей, деятелей культуры и искусства, членов семьи, коллег и друзей Заславского. К этим персонажам художник обращается постоянно, пишет их в разном окружении — в мастерской, в интерьере их собственных домов, на улице.

В экспозицию войдут самые разнообразные по композиционным решениям портреты — одиночные, групповые, жанровые.

 

18.30 Вторая встреча кинолектория «KINO PRO» будет посвящена просмотру и обсуждению фильма режиссера-документалиста Ксении Охапкиной «Приходи свободным» (Эстония, 2016). ( Российский этнографический музей , Инженерная ул., 4/1)

Российский этнографический музей и Международный фестиваль авторского документального кино «Артдокфест» представляют фильм Ксении Охапкиной «Приходи свободным».

В небольшом посёлке в горах Чечни люди живут одной семьёй. Вместе наслаждаются мирным летним днём. Такая возможность предоставляется чеченцам не часто, так как история здесь ходит по кругу: от затяжной изнурительной войны к короткому перемирию и снова к войне. В этих местах говорят, что нужно быть всё время готовым бороться. Смерть стала ежедневной реальностью. Подростку Шамхану предстоит впервые посмотреть смерти в лицо, войти в круг взрослой жизни, как входят в транс при поминании имени Бога (зикр). Женщины молча наблюдают за мужчинами, занятыми ремеслом смерти. Они хранят жизнь и хранят надежду, заключенную в старинном чеченском приветствии: «Приходи свободным!». Фильм принял участие в многочисленных российских (Артдокфест, Зеркало, Послание к человеку, Казанский МФМК — приз Российской гильдии киноведов и кинокритиков России, Кинофестиваль «Россия» — лучший полнометражный фильм, лучшая работа оператора, Московский международный кинофестиваль) и иностранных смотрах документального кино (IDFA, Нидерланды — приз жюри в конкурсе среднеметражных фильмов, DocPoint, Эстония, Cinedoc Tbilisi, Грузия, Camerimage, Польша, Дакский МФЛ, Бангладеш, 2018, МФ женского кино в Асуане, Египет и пр.).

ПОСЛЕ ПОКАЗА ПРОЙДЕТ ОБСУЖДЕНИЕ С АВТОРОМ КАРТИНЫ КСЕНИЕЙ ОХАПКИНОЙ. Автор цикла и ведущая семинаров — Наталья Казурова, к.ист.н., антрополог и киновед, сотрудник МАЭ РАН .

Регистрация по ссылке: https://forms.gle/gjDrHbSjxSZRBtQy9

Информация на официальном сайте: https://ethnomuseum.ru/posetitelyu/kinolektorij-kino-pro/…

 

 

18 марта, среда

 

17.00 Вечер из цикла «Лица необщим выраженьем» (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме – Литейный пр., 53).

В рамках цикла «Лица необщим выраженьем» в экспозиции «Американский кабинет Иосифа Бродского» проходят встречи, участники которых читают «трудные» стихи Иосифа Бродского и тех поэтов, кого он упомянул в Нобелевской лекции как своих учителей, «тех, чье творчество и чьи судьбы были ему дороги»: Осипа Мандельштама, Марины Цветаевой, Анны Ахматовой.

18 марта участники встречи обратятся к некоторым стихотворениям Осипа Мандельштама, поговорят о том, как понимать непонятное, о разных подходах к анализу поэтического текста, об особенностях так называемого ассоциативного анализа.

Встречу ведет Софья Львовна Каганович, доктор филологических наук, член Гильдии словесников.

19.00 Концерт к 40-летию творческой деятельности Юлии Стадлер (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича, Малый зал им. М. И. Глинки – Невский пр., 30).

Пианистка Юлия Стадлер посвящает сольную программу в Малом зале филармонии 210-летию со дня рождения Фридерика Шопена.

Концерт одновременно приурочен и к 40-летию концертной деятельности Юлии Стадлер. Пианистка с успехом гастролирует в странах Европы и Азии, выступает в Америке и в крупных музыкальных центрах России, участвует в фестивалях, исполняя как сольные, так и камерные программы, а также сотрудничает с оркестрами. Юлией Стадлер инициировано множество тематических программ, в том числе включающих и редко звучащие сочинения. Исполнительница преподает в Санкт-Петербургской консерватории на кафедре специального фортепиано.

 

19 марта, четверг

 

19.00 Концерт Государственного академического Северного русского народного хора (ДК им. А. М. Горького – пл. Стачек, 4).

Северный хор ведет свою историю с 1926 года. В составе коллектива — три группы: хоровая, танцевальная и оркестр русских народных инструментов. Хор состоит только из женских голосов.

19 марта в Петербурге артисты представят программу «Родниковое слово в песнях северных». Зрители увидят постановку «Пинежское метище», основанную на традиционном молодежном гулянии Пинежского района Архангельской области. Погрузиться в северную традицию поможет сценическая одежда артистов, большой пинежский костюм, сшитый по образцу подлинного наряда пинежанки ХIX-ХХ веков.

Во втором отделении концерта – лучшие номера из золотого фонда Северного хора: танец «Русские коленца», лирический танец «Утушки», постановка «У моря Белого», народная сцена «Северная барабушка», созданная по мотивам аутентичного народного праздника Котласского района Архангельской области.

19.00 Первые показы в рамках проекта «Лаборатория-20» (Новая сцена Александринского театра – наб. реки Фонтанки, 49 А).

19 и 31 марта пройдут первые показы в рамках «Лаборатории-20» (куратор проекта — главный режиссер новой сцены Николай Рощин). Все события нынешней «Лаборатории» проходят в формате лекция-показ-обсуждение со зрителями. 19 марта текст Аси Волошиной «Человек из рыбы» предварит лекция Марии Брызгаловой «Текст как визуальная форма, или каким образом поэты-футуристы повлияли на современный театр», обсуждение со зрителями будет модерировать доцент кафедры театрального искусства, руководитель драматургической мастерской РГИСИ Наталья Скороход. 31 марта перед медиаоперой Ольги Потаповой «Подвиг» Антон Алексеев прочтет лекцию «Либретто как повод: что поют в современной опере», а по окончании показа он же промодерирует обсуждение.

Александринский театр продолжает традицию творческих дебютов молодых деятелей театра в рамках проекта «Лаборатория». На протяжении 2020 года на Новой сцене Александринского театра будут представлены проекты, в литературной основе которых пьесы, созданные в Санкт-Петербурге за последние пять лет (2015-2020), авторы этих текстов — участники и победители творческих конкурсов драматургии: «Любимовка», «Ремарка», «Первая читка» и др.

 

20 марта, пятница

 

18.30 Представление изданий «Поэтический календарь Бориса Пастернака» и «Литературный парк с фигурами и беседкой. Избирательный взгляд на русскую прозу XXI века» (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме – Литейный пр., 53).

В 2020 году отмечают 130 лет со дня рождения Бориса Пастернака. Поэт оставил нам в наследство удивительный календарь, запечатленный в лирике всей его жизни, от начала – и до последнего стихотворения.

В названиях стихотворений Пастернак фиксирует времена года и их оттенки – «Зима», «Зимняя ночь», «Зимнее утро», «Иней», «Метель», «Весна», «Звезды летом», «Лето», «Сон в летнюю ночь», «Летний день», «Зимние праздники», даже месяцы – «Август», «Июльская гроза», «Январь 1919» и так далее, во множестве деталей доходя почти до конкретных дат.

Каждый месяц календаря сопровождается цитатами и небольшим авторским эссе. Иллюстративный ряд – воспроизведения графики и фото современников поэта.

Издание представит Наталья Иванова – автор идеи и составитель, заместитель главного редактора журнала «Знамя». Наталья Иванова также представит свою новую книгу «Литературный парк с фигурами и беседкой. Избирательный взгляд на русскую прозу XXI века» (издательство Ruthenia, 2020).

19.00 Премьера спектакля «Я сижу на берегу» (Театр-фестиваль «Балтийский дом» — Александровский парк, 4).

«Белое на черном» и «Я сижу на берегу» – два автобиографических романа Рубена Давида Гонсалеса Гальего, которые легли в основу инсценировки драматурга Марии Огневой и спектакля режиссера Романа Кагановича. Рубен Гальего – внук генерального секретаря коммунистической партии народов Испании, с рождения парализован. Когда ему было полтора года, его матери-студентке филологического факультета МГУ Ауроре Гальего сообщили, что ребенок умер. На самом деле его отправили в детский дом для инвалидов. Детство и юность Гальего провел в специальном интернате, где он, несмотря ни на что, сумел выжить и получить образование. Затем Рубен Гальего уехал в Европу. Потом достаточно долго жил в США. Сегодня писатель со своей семьей живет в Израиле.

В 2003 году Рубен Гальего стал лауреатом премии «Букер — Открытая Россия» за свой литературный дебют (роман «Белое на черном»).

Взяв за основу реальную историю сироты-инвалида, сумевшего выжить в советском детдоме и специальном интернате, авторы спектакля решили поговорить не только о прошлом, но и о настоящем – изменилось ли что-то для инвалидов со времен СССР? Готовы ли мы сами принять их и признать полноправными членами общества? Кто ставит границы нашим возможностям: мы сами или жизнь? Что сложнее преодолеть – физические ограничения или душевное равнодушие?

В спектакле заняты: Владимир Бойков, Арсений Воробьёв, з. а. России Валентина Виноградова, Игорь Гоппиков, Кирилл Гусев, Роман Дряблов, Валентина Коровникова, з. а. России Ирина Конопацкая, Юлия Мен, Александр Передков, Александр Чередник, Андрей Архипов.

20.00 Концерт академического симфонического оркестра филармонии под управлением Кристофа Эшенбаха (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).

Программу австро-немецкой музыки симфонический оркестр филармонии исполнит под управлением одного из крупнейших дирижеров современности Кристофа Эшенбаха, солист – известный виолончелист Борис Андрианов.

Маэстро, который за месяц до выступления в Петербурге отметил 80-летие, в течение своей продолжительной карьеры возглавлял такие прославленные коллективы, как цюрихский Оркестр Тонхалле (1982-1986), Хьюстонский симфонический оркестр (1988-1999), Симфонический оркестр Северогерманского радио (1994-2004), Филадельфийский оркестр (2003-2008), Оркестр Парижа (2000-2010), был художественным руководителем музыкальных фестивалей в Равинии и Шлезвиг-Гольштейне (1999-2002). С 2010 по 2017 год дирижер возглавлял вашингтонский Национальный симфонический оркестр; с сентября 2019 года он руководит берлинским Оркестром Концертхауса.

 

21 марта, суббота

 

12.00 Театральный фестиваль «Весенний парад сказок» (Санкт-Петербургский государственный детский драматический театр «На Неве» — Советский пер., 5).

«Весенний парад сказок» – это показ лучших сказок театра «На Неве». Во все дни фестиваля в Малом зале театра будет работать выставка театральных костюмов, реквизита и элементов декораций.

Откроется фестиваль 21 марта спектаклем «Цветик – семицветик» по повести Валентина Катаева в постановке заслуженного деятеля искусств России Татьяны Савенковой.

22 марта зрители увидят музыкальный спектакль «Бременские музыканты». 23 марта – музыкальный спектакль «Сказка про Емелины чудеса и царевну Несмеяну». 24 марта состоится показ спектакля «Сказка о царе Салтане». 25 марта на сцене – музыкальная сказка «Приключения Чиполлино». 26 марта состоится музыкальный шоу-спектакль «Жар-птица». 27 марта пройдет показ музыкально-драматического сказа «Хозяйка Медной горы». 28 марта зрители увидят спектакль «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Завершится парад сказок 29 марта показом шоу-спектакля «Приключения кота Леопольда».

13.00 Театрально-концертный марафон «Весь день театр: preparty» (Театральный музей – пл. Островского, 6).

Международный день театра, который отмечается 27 марта, Музей театрального и музыкального искусства уже четвертый год празднует заранее. В 2020 году однодневный театрально-концертный марафон состоится неделей раньше основных торжеств, в субботу 21 марта. Неудивительно, что он носит название «Весь день театр: preparty».

Во время фестиваля режиссер Яна Тумина обсудит свои новейшие и будущие премьеры с театральным блогером, основателем youtube-канала «Штаб культуры» Львом Львовичем, деятели «Так себе фестиваля» устроят читки новых пьес Настасьи Федоровой, Глеба Колондо и Евгения Ионова, Олеся Пушкина расскажет о будущем европейского театра, группа «бохошик» продемонстрирует авторскую смесь инди-рока и worldmusic, а в спектакле-вечеринке DJ NIKISSA над публикой проведут музыкально-сетевой поведенческий эксперимент.

Подробнее с программой можно ознакомиться на официальном сайте Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства: https://theatremuseum.ru/event/theater_day.

18.00 Гала-концерт XIII Международного пластического конкурса «Актерское мастерство языком пластики» (Учебный театр «На Моховой» — ул. Моховая, 33-35).

Конкурс-фестиваль «Актерское мастерство языком пластики» носит имя Ивана Эдмундовича Коха — легендарного педагога, стоявшего у истоков создания кафедры пластического воспитания актера. В 2020 году фестиваль пройдет в 13 раз. Конкурс проходит в следующих номинациях: танец; сценическое движение; сценическое фехтование; пластический перформанс.

В программе гала-концерта собраны самые яркие танцевальные и акробатические номера, пластические этюды, динамичные драки, трюки и фехтовальные поединки. Все это будет исполнено студентами актерских ВУЗов России и зарубежья.

19.00 Премьера спектакля по пьесе А. Вампилова «Утиная охота» (Театр им. Ленсовета – Владимирский пр., 12).

Классик отечественной драматургии Александр Вампилов – родной и значимый для Театра имени Ленсовета автор. Премьерой спектакля «Старший сын» в постановке Игоря Владимирова открылась в 1974 году Малая сцена театра, спектакль «Прошлым летом в Чулимске» в постановке мастера долгие годы был украшением афиши. «Старший сын» в режиссуре Юрия Бутусова номинировался на национальную театральную премию «Золотая Маска». Сегодня к диалогу позвала «Утиная охота», ее неприкаянный герой Зилов.

Режиссер Роман Кочержевский о спектакле: «Однажды ты кожей начинаешь чувствовать, как уходит время, мечешься, хватаешься за воздух, в судорогах пытаешься найти ответы на известные и мучительные вопросы. Тебя охватывает страх, паника. Попадая в эту воронку, ты понимаешь, что опоздал: все уже сделали старшие, а молодые гонят тебя, их дыхание в спину горячо и убийственно. И тогда воздух начинает сгущаться, дышать становится невозможно, ты начинаешь бежать, не понимая – убегаешь от чего-то или что-то преследуешь…».

В спектакле заняты: Виталий Куликов, Александр Крымов, Фёдор Пшеничный, з. а. России Александр Новиков, Лаура Пицхелаури, Лидия Шевченко, Наталья Шамина, Анастасия Дюкова, Олег Фёдоров.