1 февраля, суббота

10.00 Начало работы выставки «Счастье не за горами» (Библиотека «Лиговская» — Лиговский пр., 99).
Основное направление работы коллектива под руководством Марии Пагольской – это художественная обработка кожи, к которой добавились вышивка, создание костюмов и домашний театр. За годы существования мастерской было организовано около 30 выставок, 20 спектаклей и творческих поездок. На выставке можно увидеть работы, представляющие разные проекты прошлых лет, а также альбомы, посвящённые некоторым из них.

19.00 Концерт, посвящённый 80-летию петербургского барабанщика, одного из старейших участников Ленинградского диксиленда Александра Скрыпника (Санкт-Петербургская филармония джазовой музыки, Большой зал – Загородный пр., 27).
Концерт посвящён 80-летию легендарного петербургского барабанщика, одного из старейших участников Ленинградского диксиленда Александра Скрыпника. Музыкант работает в этом коллективе с 1964 года. Александр Скрыпник выступал с Ленинградским диксилендом на международных фестивалях в Таллине, Москве, Праге, Венгрии, Болгарии, а знаменательное выступление на фестивале в Сакраменто (штат Калифорния, США) в 1980-е годы стало настоящей сенсацией и положило начало многочисленным гастролям в США и Европе. С первых дней открытия Филармонии джазовой музыки (1989 год) Александр Скрыпник регулярно выступает на её сцене в составе Ленинградского диксиленда. Среди наиболее популярных программ: «Новоорлеанские встречи», «Легенды традиционного джаза», «У истоков джаза», «Парад на улице Бурбонов», «Белое Рождество», «Возрождение диксиленда», «Мелодии советских композиторов», «Мелодии военных лет». Также он постоянный участник специальных программ для детской аудитории «Джаз для дошкольников».

19.00 Премьера спектакля «Ретро» по пьесе Александра Галина. Режиссёр – Юрий Цуркану (Театр им. Ленсовета, Малая сцена – Владимирский пр., 12).
Трогательная история о том, что найти близкую душу можно в любом возрасте и при самых странных обстоятельствах. Родные задумали женить пенсионера-вдовца Николая Михайловича Чмутина. На смотрины приглашаются три потенциальные невесты, колоритные одинокие дамы.
Режиссёр Юрий Цуркану: «Пьеса Галина – лирическая комедия о человеческих пространствах души, не укладывающихся в простую схему житейских выгод и искусственных манипуляций, даже если цель – благая. Счастье в самом человеке – это великая секунда трёх пространств, когда прошлое, настоящее и будущее живут неотделимо».
В спектакле заняты: Александр Сулимов, Лариса Луппиан, Ирина Ракшина, Светлана Письмиченко, Марина Коробейникова и Олег Сенченко.

2 февраля, воскресенье

18.00 Концертная программа «Битлз в стиле барокко» в рамках Фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга» (Особняк Кушелева-Безбородко – Гагаринская ул., 3).
В Малом мраморном дворце (Особняке Кушелева-Безбородко) состоится музыкальный вечер с уникальной программой: хиты группы «Битлз» прозвучат в стиле барокко, а шедевры классики – в оригинальной джазовой обработке.
На сцене – скрипачка Мария Сафарьянц, пианист Александр Маслов и его трио.
Дворец будет доступен для посещения эксклюзивно в рамках концерта Фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга». При первых владельцах, представителях рода Кушелева-Безбородко, в этих стенах размещалась феноменальная по своей ценности коллекция живописи, которая сегодня украшает залы Государственного Эрмитажа. О дворце и о его хозяевах гостям концерта расскажет историк, автор множества книг, в числе которых книга о Малом мраморном дворце, Елена Жирихина.
Подробнее на сайте фестиваля: https://www.palacefest.ru/

19.00 «Кино и джаз» – концертная программа Jazz Philharmonic Оrchestra (Открытая киностудия «Лендок» — наб. Крюкова канала, 12).
Программу «Кино и джаз» представит Jazz Philharmonic Оrchestra – единственный в нашем городе государственный профессиональный джазовый оркестр. В своей концертной деятельности он продолжает лучшие традиции знаменитых американских оркестров Каунта Бейси, Теда Джонса-Мэла Льюиса, Стэна Кентона. За тринадцатилетнюю историю коллектив представил целый ряд тематических программ на лучших концертных площадках Санкт-Петербурга, выступал с ведущими отечественными и зарубежными солистами, среди которых Давид Голощёкин, Валерий Пономарёв, Дмитрий Баевский, Роберт Анчиполовский, Илья Луштак, Stephen Triffitt, Mandy Gaines, Jamie Davis, John Marshall, Todd Herbert и другие. В программе предстоящего концерта в Лендоке – популярные мелодии из кинофильмов в джазовых аранжировках для биг-бэнда.

19.00 Концерт ансамбля медных духовых musicAeterna Brass (Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга – наб. реки Мойки, 20).
«Жизнь без музыки – уныла, но музыка без жизни – ужасна», – эта фраза Джакомо Пуччини могла бы стать девизом концертов musicAeterna Brass. В программе – пёстрые как кинолента музыкальные кадры: от масонской сказки до гимна веселью, от морского пейзажа из всем известной киносаги до любовной песни, от сложнейшей арии «Царицы ночи» из «Волшебной флейты» до хора пилигримов из вагнеровского «Тангейзера», который будто создан для исполнения на медных духовых. В первом отделении концерта прозвучит музыка из известных опер в переложениях для брасс-ансамбля. Оперные хиты с характерными для меди штрихами, красками и звуковой плотностью станут сюрпризом для слушателей. Во второй части концерта музыканты исполнят современную киномузыку от Морриконе до Бьорк в аранжировках, специально созданных для программы.

3 февраля, понедельник

19.00 Опера Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана» (Мариинский — 2 – ул. Декабристов, 34).
Жак Оффенбах создал немало «легкой» музыки и прославился как непревзойденный мастер оперетты, но прощальным и главным его сочинением стала большая фантастическая опера «Сказки Гофмана». Она осталась неоконченной, однако именно это свойство парадоксальным образом способствовало ее популярности, поскольку «открытый текст» – всегда некий ребус, поле для экспериментов и пространство для фантазии. «Сказки» не просто опираются на сюжеты Гофмана – они пронизаны гофмановским духом. Здесь стерты границы между реальностью и фантасмагорией, сном и явью, здравым смыслом и причудами одурманенного воображения; здесь под маской иронии могут спрятаться пронзительные чувства, под личиной любви – насмешливый цинизм.
Самому сделаться театральным персонажем – такая метаморфоза наверняка привела бы в восторг великого романтика Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Доживи писатель до семидесяти пяти лет, он мог бы присутствовать на парижской премьере пьесы Мишеля Карре и Жюля Барбье «Сказки Гофмана» (1851) и услышать себя, говорящего на сцене по-французски. В опере, созданной через тридцать лет после пьесы, Гофман еще и запел: в первоначальном варианте – баритоном, позже – тенором, голосом всех пылких оперных любовников. И как запел! Партия Гофмана – одна из самых красивых и трудных в мировой оперной литературе. Титульный герой – стержень оперы, он участвует во всех действиях, рассказчик, во хмельном чаду раскрывающий свою душу перед собутыльниками. В этой душе царит примадонна Стелла, принимающая разные облики: дорогой куклы Олимпии, несостоявшейся артистки Антонии, хищницы-куртизанки Джульетты. Оффенбах, гениальный мелодист, сумел сделать каждую по-своему неотразимой. Если в отношении оперы допустимо понятие «шлягер», то именно так можно назвать самые знаменитые номера из «Сказок Гофмана»: феерически виртуозные куплеты Олимпии, белькантовый дуэт Антонии и ее матери и, наконец, главный «хит» оперы – сладостную венецианскую баркаролу, которую поют Джульетта и еще один загадочный персонаж, Никлаус, он же муза. Гофман каждый раз любит и каждый раз терпит крах. Финал «Сказок Гофмана» всегда превращается в интригу, поскольку его единого решения не существует – и театры предлагают самые разнообразные варианты концовки. Но ключевую идею Жака Оффенбаха сформулировать все же можно: одиночество художника не абсолютно; раздавленный и разочарованный, он остается с главным сокровищем – со своей верной музой, со своим талантом, дающим ему силы жить и творить.

19.00 Показ балета «Бахчисарайский фонтан» Бориса Асафьева к 100-летию со дня рождения Ираиды Утретской (Мариинский театр – Театральная пл., 1).
В день рождения блистательной характерной танцовщицы Ираиды Николаевны Утретской на исторической сцене Мариинского театра представят балет «Бахчисарайский фонтан» Асафьева. Спектакль будет посвящён 100-летию со дня рождения артистки. Главные партии исполнят Мария Ширинкина, Андрей Ермаков и Мария Буланова.
Ираида Николаевна Утретская – ученица Агриппины Вагановой и Андрея Лопухова – окончила Ленинградское хореографическое училище в 1944, в этом же году поступила в балетную труппу Кировского (Мариинского) театра. На легендарной сцене ей было суждено воплотить множество ярких, запоминающихся характерных образов.
Ираида Утретская стала первой исполнительницей партий и танцев в спектаклях «Красный мак», «Тарас Бульба», «Спартак», «Тропою грома», «Испанские миниатюры», «Горянка» и других. Её артистическое дарование, живость и темперамент нашли отражение в испанском, цыганском, восточном, венгерском танце, мазурке, краковяке не только в самых знаменитых балетах – «Лебединое озеро», «Раймонда», «Дон Кихот», «Ромео и Джульетта», «Золушка» и других, но и в танцах в операх, среди которых «Руслан и Людмила», «Князь Игорь», «Иван Сусанин», «Орлеанская дева», «Травиата». В балете «Бахчисарайский фонтан» она выходила в партиях пленницы, второй жены Гирея, паненки, исполняла краковяк.
В 1972 году Ираида Николаевна Утретская оставила сцену, став репетитором балета в театре. В 1975 году была переведена на должность педагога-репетитора. За годы педагогической деятельности она подготовила целую плеяду ярких солистов характерного танца.

4 февраля, вторник

16.00 Открытие выставки работ студентов постановочного факультета РГИСИ «Мастерская Геннадия Сотникова, Валерия Полуновского. Театральный плакат» (Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека – ул. Зодчего Росси, 2).
В Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеке откроется выставка «Мастерская Геннадия Сотникова, Валерия Полуновского. Театральный плакат», на которой будут представлены работы студентов постановочного факультета Российского государственного института сценических искусств (РГИСИ) за последние 30 лет, с 1995 по 2025 год.
На постановочном факультете РГИСИ плакат всегда рассматривался как обязательный элемент изобразительного решения спектакля. У истоков факультета стоял выдающийся театральный режиссёр, художник, мастер театрального плаката Николай Павлович Акимов. Такие педагоги факультета как Т. Бруни, М. Азизян, И. Иванов, В. Фирер продолжили традицию работы над плакатом. В 1983 году во главе одной из Мастерских факультета стал театральный художник Геннадий Сотников, для которого работа над театральным плакатом была крайне важна. Свою любовь к этому жанру он успешно прививал своим студентам.
С 2007 года этой Мастерской руководит ученик Геннадия Сотникова, доцент кафедры сценографии и сценического костюма Валерий Полуновский.
«Основной принцип работы над плакатом, – убеждён Полуновский, – это поиск выразительной метафоры, когда не просто иллюстрируется фабула, а находится графический эквивалент тому главному, чему посвящён будущий спектакль».
При этом в Мастерской стараются избегать «огульного дизайна», то есть подмены точной мысли эффектным графическим приёмом.
Выставка открыта до 28 февраля в часы работы Театральной библиотеки.
Вход свободный.

19.00 Концерт оркестра «Северная симфония» Музыкального театра им. Ф. И. Шаляпина. Дирижёр – Алексей Галеа Кавалацци (Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга – наб. реки Мойки, 20).
В Государственной академической капелле Санкт-Петербурга состоится концерт симфонического оркестра «Северная симфония» Музыкального театра им. Ф. И. Шаляпина. В этот вечер за дирижёрский пульт встанет Алексей Галеа Кавалацци – дирижёр, скрипач, пианист и органист мальтийского происхождения. Концерт пройдёт при участии солиста Московской государственной академической филармонии, скрипача Гайка Казазяна.
Программу откроет Концерт для скрипки с оркестром Антонина Дворжака, считающийся одной из лучших работ композитора так называемого Славянского периода. Премьера концерта состоялась в 1883 году в Пражском концертном зале Рудольфинум. Во втором отделении прозвучит Симфония № 2 «Четыре темперамента» Карла Нильсена – основоположника современной датской композиторской школы. Замысел симфонии возник в деревенском кафе в Зеландии, где композитор, работавший в то время вторым скрипачом в оркестре Датской королевской оперы, отдыхал вместе с супругой. На стене кафе висела комичная цветная картина, разделённая на четыре части, где были изображены люди разных темпераментов. Эта научно-психологическая идея и стала источником творческого замысла симфонии, которую композитор так и назвал – «Четыре темперамента».

20.00 Вечер инструментальных концертов (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Два великих инструментальных концерта, две молодые звезды академической сцены, прославленный оркестр и харизматичный дирижёр: шедевры Чайковского, Шопена и Глинки прозвучат в исполнении Академического симфонического оркестра под управлением Алексея Ньяги, солисты – пианист Илья Папоян и виолончелист Арсений Чубачин.

5 февраля, среда

19.00 Лекция-концерт «Взгляд композиторов на произведения Чехова» в рамках фестиваля «Чехов. Отражения» (Театральный музей – ул. Зодчего Росси, 2 А).
В Театральном музее в рамках фестиваля «Чехов. Отражения» состоится лекция-концерт «Взгляд композиторов на произведения Чехова», которую проведёт главный дирижёр Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии, профессор кафедры дирижирования и композитор Андрей Алексеев.
В 2025 году исполняется 165 лет со дня рождения одного из самых репертуарных авторов русской драматической сцены – Антона Павловича Чехова. С его именем связан расцвет легендарного МХАТа, актёрские удачи и яркие режиссёрские искания на протяжении всего XX века. А что в музыке? Насколько интересны оказались сочинения Чехова для тех, кто ведёт разговор со зрителем на музыкальном языке?
В рамках встречи в Театральном музее Андрей Алексеев перелистает нотные партитуры разных композиторов, обращавшихся к произведениям Антона Павловича. В фокусе внимания – малая проза Чехова, подарившая музыкальной сцене удачные опусы. Например, музыкальную комедию Евгения Птичкина «Свадьба с генералом», произведение Владимира Эренберга «Свадьба: комическая опера», комическую оперу Олега Хромушина «Хирургия» и «Медведь» в версии Николая Седельникова и авторском сочинении Андрея Алексеева.
Что объединяет и отличает авторов, в одном и том же произведении расставляющих свои индивидуальные акценты? Насколько счастливая судьба оказалась у этих сочинений? Интересна ли сегодняшнему зрителю встреча с ними?
В вечере принимают участие ведущие солисты театра Елизавета Белоусова, Наталья Савченко, Роман Вокуев, Фёдор Осипов, Олег Ромашин, которые исполнят фрагменты из этих произведений. За роялем – Ольга Алексеева.
Вход по регистрации.

19.00 Премьера спектакля «Сердце человека» по мотивам повести К. Сергиенко «До свидания, овраг» (Учебный театр «На Моховой» – ул. Моховая, 35).
Спектакли в исполнении студентов факультета театра кукол – редкость для Учебного театра. Их работы всегда отличаются образностью и изобретательностью. Основой постановки «Сердце человека» в исполнении студентов 4 курса под руководством режиссёра Яны Туминой стала повесть К. Сергиенко «До свидания, овраг».
Среди брошенных, ненужных вещей в овраге живут такие же брошенные и ненужные собаки. Художественный мир спектакля помогают создавать забытые предметы. С помощью простых, но изобретательных средств рождаются трогательные, грустные и весёлые истории вольных псов, каждая из которых обращена к человеку, сердцу человека, в котором так важно сегодня сохранить пространство для сострадания.
Молодые актёры работают на стыке пластического, кукольного и драматического театра.

20.00 Вокальный вечер Хиблы Герзмава (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Хибла Герзмава возвращается на сцену Большого зала Петербургской филармонии. Вместе с пианисткой Екатериной Ганелиной, своим постоянным творческим партнёром, чьим совместным выступлениям рукоплещет публика Франции, Великобритании, Голландии, Турции, Японии, США, певица исполнит романсы русских композиторов.

6 февраля, четверг

16.30 Открытие экспозиции кукол «Герои китайских сказок на сцене театра Деммени» и показ спектакля «Дракон и Золотая черепаха» по пьесе Н. Шувалова в рамках XI общегородского фестиваля «Китайский Новый год – Весёлый праздник весны» (Санкт-Петербургский государственный театр марионеток им. Е. С. Деммени – Невский пр., 52).
В фойе Театра марионеток им. Е. С. Деммени в рамках XI общегородского фестиваля «Китайский Новый год – Весёлый праздник весны» откроется экспозиция кукол из спектаклей «Голодный Богдыхан» (постановка Е. Деммени 1926 года, авторы кукол – Ф. Силаев и Н. Рыболовлев) и «Белый тигр» (постановка Ю. Познякова 1956 года, художники – А. Блэк и М. Артюхова). Также будут представлены номера «Китаец-жонглёр», «Змея», «Танец с веерами» (постановка А. Уставщикова), вертеп «Новогоднее волшебство» (постановка Э. Гайдая). Перед публикой выступят студенты кафедры театра кукол РГИСИ и учащиеся Санкт-Петербургской инженерно-технологической школы № 777.
В 17.00 начнётся показ спектакля «Дракон и Золотая черепаха» (сказка реки Хуанхэ о бедной красавице, речном драконе и волшебной черепахе) по пьесе Н. Шувалова в постановке Э. Гайдая. Художник – Е. Аксенова. Композитор – Т. Алешина.

19.00 Спектакль «Антарктида» (Театр «На Литейном» – Литейный пр., 51).
Спектакль «Антарктида» – режиссёрская постановка Петра Чижова пьесы Ульяны Грицаревой. История из жизни закрытой, как и многие другие научные объекты, в девяностых годах прошлого столетия антарктической станции «Молодёжная» основана на документальных фактах. Три полярника и якутская лайка Мишка застревают на полярной станции. Сила духа, сильнейшее желание жить и, конечно, юмор помогают мужчинам в непростой период.
Время, когда рушатся мечты, исчезает надежда и теряется смысл жизни, не становится для героев тягостным. Не такие они люди, чтобы опустить руки. Мечты появятся новые, надежду можно увидеть друг в друге. Есть время переосмыслить прошлое и решить каждому для себя каким станет будущее.

7 февраля, пятница

11.00 Начало работы выставки «Фотоклуб „Новатор“. ХХ век» (Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО – ул. Большая Морская, 35).
Выставка объединила более 150 шедевров мастеров «Новатора», в том числе отпечатки классиков советской фотографии и инициаторов создания фотоклуба – Александра Хлебникова, Василия Улитина и Георгия Сошальского. В таком масштабе работы участников клуба не показывали больше полувека.
В экспозиции представлены работы 1960–1990-х годов. На этот период приходится расцвет любительской фотографии в стране: именно тогда фотоаппарат появляется почти в каждой советской семье, а государство поддерживает создание фотоклубов при Дворцах культуры.
Авторы выставки: Александр Хлебников, Василий Улитин, Георгий Сошальский, Борис Игнатович, Игорь Пальмин, Алексей Васильев, Павел Ивченко, Юрий Луньков, Рустам Агасьянц, Александр Солдатов, Елена Глазачева, Борис Долматовский, Юрий Коровин, Георгий Колосов и другие.

12.00 Открытие выставки «Что се есть? Петра Великого погребаем!» (Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи – Александровский парк, 7).
В 2025 году исполняется 300 лет со дня смерти первого российского императора, царя- реформатора Петра Великого. В Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи бережно хранится помять о нём, не только как о великом государственном, политическом и военном деятеле, но как основателе собрания музея.
Выставка познакомит посетителей с последними днями Петра I, расскажет о его кончине и заболеваниях, которые могли спровоцировать столь ранний его уход. В год смерти Петру Великому было всего 52 года. Здесь можно будет увидеть бронзовую посмертную маску Петра I, портреты императора на смертном одре, гравюры, посвящённые его кончине. Отдельная витрина посвящена церемонии его погребения, в которой можно будет увидеть, в частности, гравюры с видами Печальной залы (Castrumdoloris) Петра I в Зимнем дворце, в которой находился гроб с телом усопшего императора, «Описание порядка, держанного при погребении… Петра Великого», медали в память кончины императора Петра Великого и на смерть императора Петра Великого.

15.00 Экскурсия по выставке «Ленинград 1970-х» (Отдел эстампов и фотографий Российской национальной библиотеки – пл. Островского, 1-3).
Семидесятые годы принято считать началом застоя, но именно они стали временем новаторства и поиска новых форм в искусстве и литературе.
Среди экспонатов – подлинные театральные афиши семидесятых, которые выделяет оригинальность графических дизайнерских решений. Над их созданием трудились ведущие мастера-графики и сценографы: С. Юнович в Кировском театре, Э. Кочергин в БДТ, а О. Целков создал декорации к первой в СССР постановке оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс» в Малом театре оперы и балета.
Выставка расскажет о неподцензурных художественных, литературных, театральных объединениях, в которые входили как молодые авторы, так и мастера довоенного авангарда. Значительным событием становятся художественные выставки во дворцах культуры им. И. И. Газа (1974) и «Невский» (1975).
Не менее интересны печатные каталоги выставок семидесятых. Скупые с точки зрения полиграфического оформления, они дают представление о тематике экспозиций официального искусства и мастерстве художников реализма.
Вход свободный.

15.30 Вечер памяти Петра I (Музей-квартира А. А. Блока – ул. Декабристов, 57).
В программе – чтение стихов, исполнение песен, викторина на знание фактов из жизни императора.
Обязательна предварительная запись по телефону: 713-86-31.

19.00 Премьера оперы Джузеппе Верди «Аида». Режиссёр – Джанкарло дель Монако (Мариинский-2 – ул. Декабристов, 34).
Шедевр итальянской оперы в новой грандиозной постановке именитого итальянского режиссёра Джанкарло дель Монако будет представлен в феврале на сцене Мариинского-2. Премьерные показы пройдут 7, 8, 9, 10 и 11 февраля.
Опера «Аида» была заказана Верди хедивом Египта к открытию каирского театра и завершению строительства Суэцкого канала. И хотя к открытию торгового пути композитор не успел, опера с успехом прозвучала в каирском театре уже в 1871 году. Судьба была благосклонна к «Аиде»: с первого показа она завоевала любовь зрителей и уже много лет не сходит с мировых оперных сцен. В России премьера «Аиды» состоялась в Большом (Каменном) театре в 1875 году – партии исполняли солисты Императорской итальянской оперной труппы. Уже через два года, в 1877, Императорская русская оперная труппа представила сочинение Верди на сцене Мариинского театра на русском языке в переводе Григория Лишина.
Шедевр Верди звучал в Мариинском (тогда – Кировском) театре и в советское время, а история современных постановок «Аиды» началась в 1998 году со спектакля Алексея Степанюка. Эта постановка и сегодня в репертуаре театра. В 2011 году в Концертном зале свою версию «Аиды» представил известный швейцарский театральный и цирковой режиссёр Даниэле Финци Паска.
Над новой постановкой «Аиды» работала интернациональная команда под руководством известного итальянского режиссёра Джанкарло дель Монако. Художник по декорациям – Антонио Ромеро, художник по костюмам – Габриела Салаверри. Хореограф – Эмиль Фаски.
Постановка Джанкарло дель Монако будет отличаться масштабностью и интересными техническими решениями: возможности Мариинского-2 позволяют быстро менять визуальные планы, поднимать и опускать разные участки сцены. Для спектакля, в котором задействовано несколько сотен артистов: солисты, грандиозный состав хора и миманс, – создано около 400 костюмов.
По мнению режиссёра, идеи, владевшие умами людей разных исторических эпох, находили яркое отражение в архитектуре, именно она становилась своего рода манифестом человеческой личности. Поэтому в новой постановке появятся исторически достоверные декорации: фрагменты древнеегипетских сооружений, храмов и памятников, выполненные из материала, напоминающего базальт, вулканическую лаву, грандиозные 10-метровые колонны и статуи. И визуальные, и технические особенности постановки будут соответствовать величественной и неповторимой музыке Верди – жемчужине итальянской оперной школы. При этом в фокусе внимания режиссёра останется личная драма героев, сложные хитросплетения их взаимоотношений.
Джанкарло дель Монако: «“Аида” – это поздний, зрелый шедевр Верди. Я видел постановки этой оперы в современном или, наоборот, классическом стиле со множеством исторических неточностей. Есть и постановки, в которых всё построено на ожидании триумфального марша. Но я воспринимаю “Аиду” как оперу очень личную, даже интимную, как и “Дон Карлос”. Всё здесь – персональная драма. “Аида” – это, пожалуй, одна из самых камерных опер Верди, поэтому необходимо перенести на сцену личную драму, которая происходит на фоне политической».
В спектакле найдёт своё отражение и религиозная история Древнего Египта, жители которого почитали многих животных как священных существ. Команда «Аиды» привлекла к участию в постановке необычного «артиста», не задействованного ни в одном из спектаклей текущего репертуара.

20.00 «Вена – Париж, и обратно!» – концертная программа Санкт-Петербургского государственного симфонического оркестра «Классика» (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Эффектную программу, вдохновлённую атмосферой Вены и Парижа, исполнит в Большом зале филармонии Санкт-Петербургский государственный симфонический оркестр «Классика» под управлением «короля вальсов Петербурга» Александра Канторова. Прозвучит танцевальная музыка венских классиков – Моцарта, Гайдна и Бетховена, а также балетные фрагменты из оперы Гуно и россыпь блестящих вальсов и полек мастеров «лёгкого» жанра – в первую очередь, конечно, представителей легендарной семьи Штраус.

8 февраля, суббота

10.00 300 лет со дня смерти Петра Великого. День памяти императора в Петропавловском соборе (Петропавловская крепость).
8 февраля 2025 года исполняется 300 лет со дня смерти первого российского императора Петра Великого. В этот день в Петропавловском соборе у могилы императора будет отслужена панихида.
Затем состоится светская часть памятной церемонии. Знаменные группы роты Почётного караула торжественно внесут и установят рядом с могилой Петра Великого Полковое знамя 1712 года и Андреевский флаг, символизирующие роль императора как реформатора российской армии и основателя российского флота.
В ходе торжественной церемонии на надгробие Петра Великого будут возложены серебряный мемориальный венок с надписью «Основателю Санкт-Петербурга от благодарных потомков», созданный известным петербургским художником по металлу В. Н. Галкиным, и памятная медаль «300 лет со дня смерти Петра Великого», изготовленная Санкт-Петербургским монетным двором Гознака.
В завершении мероприятия участники церемонии возложат цветы на могилу основателя Санкт-Петербурга. Венок, который будет возложен на могилу основателя Санкт-Петербурга 8 февраля, создан по историческому образцу – по сохранившемуся фотоизображению венка, поднесённого к могиле Петра Великого Главным Интендантским управлением в начале ХХ века.
Современный мемориальный венок выполнен из посеребренной латуни. Он состоит из лавровой ветви, символизирующей славу и победы России, и дубовой ветви – аллегории вечной памяти. В центре размещён позолоченный вензель Петра Великого. На ленте, соединяющей ветви в венок, выгравирована надпись: «Основателю Санкт-Петербурга от благодарных потомков».
Традиция возложения на надгробие Петра I памятных медалей, посвящённых юбилеям знаковых событий российской истории и связанных с именем императора, появилась в XIX веке. В настоящее время на надгробии можно увидеть памятные медали к 200-летию взятия г. Нарвы, 200-летию Полтавской битвы, 100-летию, 200-летию и 300-летию Санкт-Петербурга; 200-летию Петра I. Медаль «300 лет со дня смерти Петра Великого» пополнит эту экспозицию.

12.00 Начало работы выставки «Экспромт № 2» (DiDi Gallery – Большой пр. В.О., 62).
DiDi Gallery покажет работы представителей ленинградского неофициального искусства Леонида Борисова и Евгения Михнова-Войтенко.
«Экспромт № 2» – вторая часть проекта, впервые представленного весной 2024 года на площадке Музея Арт4 в Москве. Выставка продолжит повествование с обновлённым составом работ и даст более полное представление о графических экспериментах двух мастеров нефигуративного искусства.
Экспозиция объединит графические композиции, созданные в 1960–2000-е годы. В художественной практике Борисова и Михнова-Войтенко важное место занимала музыка, в особенности джаз. «Происходит развитие темы, пока не заканчивается картина», – под этими совершенно «джазовыми» словами Борисова мог подписаться и Михнов-Войтенко. На примере представленных произведений зрителю будет предложено проследить путь поисков и экспериментов, увидеть их сходство и отметить ключевые отличия.
Выставка открыта до 6 апреля.

17.00 Шоу «Бурлеск» – совместный проект Гии Эрадзе и Росгосцирка (Большой Санкт-Петербургский государственный цирк – наб. реки Фонтанки, 3).
В проекте принимают участие более 100 артистов российского цирка, титулованные исполнители рекордных трюков и мастера оригинального жанра. Покорять сердца публики будут бесстрашные «Акробаты на встречных качелях» и «Гимнасты на турниках» в страстном танго, ловкие «Жонглёры на стрелах», «Нарцисс» на колесе-сира и воздушные гимнасты на колоколах. Словно по облакам пронесётся сказочный белокрылый Пегас, в мир волшебных фантазий своей красотой и изяществом перенесёт зрителей утончённая «Царевна-Лебедь», в струях фонтана оживут античные «Бронзовые скульптуры», в красочном параде на арене появятся буффы на ретро-велосипедах. Яркая «Русская кадриль» закружит гостей программы в зажигательном танце, а среди утончённых балерин мечтательный музыкант признается в любви своей музе – изящной статуэтке на рояле, инкрустированном тысячами кристаллов. Развеселят публику клоун Харри и комический дуэт Мадам Бурлеск и Николя. Финальный номер программы «Погружаясь в любовь» всегда вызывает особые чувства и трепет у зрителей, которые проживают романтическую историю вместе с воздушными гимнастами на ремнях, исполняющими сложные трюки под дождём.
В шоу «Бурлеск» участвуют и животные: медведи играют на гармошке и балансируют на шаре, далматины-наездники скачут верхом на пятнистых лошадях и пони, в диких джунглях «Африки» обитают лемуры, обезьяны, дикобразы, ламы, зебры и многие другие.
Особого внимания в программе удостоен номер «Фаберже». Стилистика перфоманса выполнена в символике знаменитых драгоценных украшений Карла Фаберже. В манеже появятся 6 огромных точных копий ювелирных яиц Фаберже, каждое из которых весит более 600 кг. Это единственная в мире групповая трансформация, где под музыкальные произведения П. И. Чайковского 12 артистов молниеносно сменяют образы более 10 раз, а каждый костюм создан по мотивам коллекционных изделий. Открывает номер торжественное дефиле роскошных образов «Достопримечательности Санкт-Петербурга», представляя всё величие Северной столицы, история которой оживает прямо на манеже.

17.00 Вернисаж итоговой выставки I Всероссийского пленэра «Петербургские храмы» и открытие II Всероссийского пленэра (Центр книги и графики – Литейный пр., 55).
В Санкт-Петербурге состоялся I Всероссийский пленэр «Петербургские храмы», организованный Международным союзом педагогов-художников. В пленэре принимали участие более 100 педагогов изобразительного искусства и их учеников из Санкт-Петербурга, Москвы, Московской, Липецкой, Ростовской, Саратовской областей.
В течение 6 дней участники проводили пленэры внутри Николо-Богоявленского морского собора, Кронштадтского морского Никольского ставропигиального собора, в музеях «Исаакиевский собор» и «Спас на Крови», посетили Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру. Главным событием проекта стало проведение очного пленэрного конкурса в Казанском кафедральном соборе. В течение двух дней участники создавали творческие работы на тему «Художественный образ в архитектуре храма».
65 работ победителей составили коллекцию для итоговой выставки проекта, в которую также вошли работы заочного композиционного конкурса на тему «Свет над храмом». Свои работы на выставке представят и художественные руководители проекта – преподаватель академического рисунка Санкт-Петербургской Академии художеств им. И. Е. Репина Михаил Моляков и преподаватель архитектурных дисциплин Санкт-Петербургского архитектурно-строительного колледжа Алла Мартынова-Фидельман.

20.00 Концерт абонемента «Первый симфонический оркестр России» (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Абонемент Заслуженного коллектива России, в нынешнем сезоне посвящённый 90-летию присвоения старейшему симфоническому оркестру страны звания, ставшего его именем собственным, продолжится концертом под управлением главного дирижёра Петербургской филармонии Николая Алексеева, солистка – одна из крупнейших пианисток нашего времени Элисо Вирсаладзе.
Безупречно выстроенная программа из музыки французских композиторов объединила сочинения XX века, не просто отмеченные характерными для французской школы вниманием к тембру и тонкостью письма, но и связанные с темой гуманитарных потрясений ушедшего столетия.
Хореографическая поэма «Вальс» (1920) Равеля – не просто дань жанру, упоительное изящество которого в конце XIX века завоевало Старый Свет, но и выстроенная на основе его звучания фантасмагорическая картина разрушения устоев прежнего мира. Создание знаменитого леворучного Фортепианного концерта (1931) Равеля и его смысловое наполнение напрямую оказались связаны с событиями Первой мировой войны: сочинение предназначалось знаменитому пианисту Паулю Витгенштейну, потерявшему на фронте правую руку. Отголоски трагических событий, не понаслышке знакомых и самому Равелю, соседствуют в музыке концерта со страницами кристально чистой, совершенной лирики.
Также в этот вечер прозвучит Третья «Литургическая» симфония (1946) Артюра Онеггера – рефлексия о природе и судьбе человека в тисках обстоятельств: в согласии с масштабом жанра композитор создаёт картину философской глубины, рисуя, по его собственным словам, образы «борьбы, которая происходит в сердце человека между слепыми давящими силами и стремлением к счастью, миру, божественному покою». Вселенский масштаб драмы подчёркивают заглавия трёх частей: использование для них строк католической мессы – обусловило подзаголовок симфонии.

9 февраля, воскресенье

13.00 День памяти Ф. М. Достоевского.
Программа:
13.00 Возложение цветов к могиле Ф. М. Достоевского (Некрополь мастеров искусств – пл. Александра Невского, 1). Вход свободный.
14.30 Панихида в Соборе Владимирской иконы Божией Матери (Владимирский пр., 20). Вход свободный.
16.00 Лекция Бориса Тихомирова «Петербургские маршруты героев романа «Идиот»: твёрдые факты и зыбкие гипотезы» и музыкальное приношение Ф. М. Достоевскому (Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского – Кузнечный пер., 5/2). Вход по регистрации: https://dostoevskymuseum.timepad.ru/event/3206221/

15.00 Литературный вечер «Весёлое имя: Пушкин» ко Дню памяти Александра Сергеевича Пушкина (Музей-квартира А. А. Блока – ул. Декабристов, 57).
В программе: лирика А. С. Пушкина, «Бахчисарайский фонтан», «Барышня- крестьянка», «Да здравствует лицей» (из книг Ю. Тынянова «Кюхля» и «Пушкин»).
Исполняет актриса, мастер художественного слова Ирина Борисовна Степанова.
Обязательна предварительная запись по телефону: 713-86-31.

18.00 «Зимний вечер с оркестром» – программа Государственного Русского концертного оркестра Санкт-Петербурга (Дом журналиста – Невский пр., 70).
В Доме журналиста прозвучит программа «Зимний вечер с оркестром» в исполнении Государственного Русского концертного оркестра Санкт-Петербурга. Прославленный коллектив исполнит инструментальные миниатюры в лёгких жанрах. Прозвучат композиции Штрауса, Цыганкова, Городовской. Дирижёр – Александр Чернобаев.

19.00 Вечер памяти Владимира Шклярова (Мариинский театр – Театральная пл., 1).
В вечере памяти «Магия Владимира Шклярова» примут участие звёзды балета Мариинского и Большого театров. За пультом Симфонического оркестра Мариинского театра – Арсений Шупляков.
Вечер откроется третьим актом балета «Спящая красавица» Чайковского – ныне редко идущей реконструкции пышного спектакля 1890 года в хореографии Мариуса Петипа, восстановленной Сергеем Вихаревым. Главные партии исполнят Рената Шакирова и Филипп Стёпин. В партии принцессы Флорины выйдет Мария Ширинкина, Голубой птицы – Евгений Коновалов.
Во втором отделении будет представлена гала-программа при участии солистов балета Большого театра России (Светлана Захарова, Артемий Беляков, Игорь Цвирко, Владислав Лантратов) и Мариинского театра (Мария Ширинкина, Екатерина Кондаурова, Константин Зверев, Максим Изместьев). В программу отделения вошли шедевры золотого фонда балетного искусства – партии, в которых Владимир Шкляров блистал как солист и как чуткий партнёр. Его творческий диапазон был поистине безграничным – от сказочных принцев до бойких хулиганов – этой артистической разноплановости и будет посвящено второе отделение. Также на вечере выступит танцовщик и хореограф Владимир Варнава, с которым Владимир Шкляров много работал. Во втором отделении, кроме гала-программы, зрителям покажут отрывки видеозаписей с участием Владимира Шклярова.
Завершит вечер величественная, завораживающая сцена «В царстве теней» из балета «Баядерка» Минкуса. В главных партиях – Виктория Терёшкина и Кимин Ким.
Кроме того, в Белом фойе исторической сцены Мариинского театра в этот день откроется памятная фотовыставка: калейдоскоп многочисленных образов, созданных Владимиром Шкляровым за два десятка лет яркой сценической жизни.

20.00 Премьера музыкально-литературного спектакля «Ностальгия по настоящему». Режиссёр – Роман Кочержевский (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Спектакль представляет собой разговор о подлинном и важном, складывающийся из сочетания поэзии, музыки и мультимедиа. На сцене – известные актёры Дмитрий Лысенков, Сергей Перегудов, Лаура Пицхелаури, блестящий пианист Александр Кашпурин, Концертный хор Санкт-Петербурга под управлением художественного руководителя и главного дирижёра Владимира Беглецова и Академический симфонический оркестр филармонии под управлением Сергея Скрипки.
Язык спектакля рождается из сочетания текстов поэтов-шестидесятников Беллы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко и музыки их современников – выдающихся композиторов, классиков ХХ столетия Шостаковича, Свиридова, Гаврилина, Шнитке, Артемьева, Таривердиева, Шварца, Каравайчука, Крылатова. Авторы спектакля – автор музыкально-поэтической композиции Пётр Разуваев и режиссёр Роман Кочержевский – ставят своей целью рассказать языком поэзии о настоящих ценностях, которые «растворяются» в потоке нынешнего Бытия.
Важное смысловое измерение спектакля составляют художественный свет и пласт мультимедиа-образов: они включают уникальные фотоматериалы выдающихся российских фотохудожников 1950-1970-х годов, атмосферно дополняющие музыкальную и литературную линию композиции. Все фотоматериалы предоставлены партнёрами проекта – Государственным музейно-выставочным центром РОСФОТО, Государственным литературно-мемориальным музеем Анны Ахматовой в Фонтанном доме и Центральным государственным архивом литературы и искусства Санкт-Петербурга.

10 февраля, понедельник

19.00 Спектакль «Цветы для Элджернона» (Театральная площадка «Скороход» – Московский пр., д. 107, к. 5).
Трагикомедия по мотивам романа Дэниела Киза «Цветы для Элджернона». В основе спектакля – история молодого умственно отсталого мужчины Чарли Гордона, которому предлагают сделать операцию по увеличению интеллекта, что переворачивает всю его жизнь.
Переосмысленная и рассказанная молодыми режиссерами, эта история приобретает новое звучание. Создатели спектакля говорят о поиске смысла, о мечтах и крахе иллюзий, о столкновении наших представлений с реальностью и провоцируют зрителей на множество вопросов: Что есть норма? Что способно вытолкнуть нас из зоны комфорта и стереотипов восприятия? И нужно ли нам это? Может ли один человек повлиять на реальность?

19.00 «Пушкинские романсы. Тайны Эвтерпы» – концерт ко Дню памяти А. С. Пушкина (Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского – Кузнечный пер., 5/2).
В День памяти А. С. Пушкина в Музее Достоевского состоится концерт CONFIDENTI SERENI – одного из самых ярких и колоритных камерных оркестров Северной столицы. Солист – Алексей Головин (гобой).
В этот вечер прозвучат лёгкие, искрящиеся романсы на стихи А. С. Пушкина, арии из опер, сочинения любимых композиторов поэта. В программе: произведения В. А. Моцарта, А. Сальери, Дж. Россини, Д. Фибиха, М. Глинки, П. Чайковского, С. Рахманинова, С. Прокофьева, Г. Свиридова.
Вокалисты: Андрей Свяцкий и Анна Шмелева.
Вход бесплатный, по регистрации: https://dostoevskymuseum.timepad.ru/event/3207715/

11 февраля, вторник

18.00 «Шварц. Человек. Тень» – встреча, посвящённая Е. Л. Шварцу и его окружению (Дом книги – Невский пр., 28).
Государственный литературный музей «ХХ век» приглашает на лекцию в Доме книги «Шварц. Человек. Тень». О сказочнике и сценаристе Е. Л. Шварце и его окружении расскажет Раншакова Татьяна, заведующая экскурсионно-методическим отделом.
За свою жизнь Евгений Шварц написал 22 пьесы, среди которых «Тень», «Дракон», «Обыкновенное чудо», «Золушка». Они легли в основу постоянного репертуара многих театров нашей страны. По сценариям Евгения Шварца было снято 13 фильмов, часть из которых стала классикой советского кинематографа.
Моисей Осипович Янковский, советский музыковед, критик и педагог, вспоминал, что Евгений Львович однажды подарил ему однотомник своих пьес с подписью «Шварц, человек, тень». Так в своё время назвал статью один польский литератор, который таким образом выразительно и тонко охарактеризовал Шварца, как художника двух неотделимых друг от друга «ипостасей» – реальной и сказочной. В рамках лекции речь пойдёт о Шварце не только как о талантливом писателе, сказочнике и драматурге, но и о человеке со своими привычками, увлечениями и страхами.
Вход свободный.

19.00 Концерт оркестра «Северная симфония» Музыкального театра имени Ф. И. Шаляпина. Дирижёр – Юрий Демидович (Концертный зал Мариинского театра – ул. Писарева, 20).
В Концертном зале Мариинского театра состоится концерт симфонического оркестра «Северная симфония» Музыкального театра имени Ф. И. Шаляпина под управлением дирижёра Юрия Демидовича. Программа концерта включает Маленькую сюиту Дебюсси – цикл ранних, полных очарования пьес с программными заголовками «В лодке», «Шествие», «Менуэт» и «Балет», Сонаты №№ 1 и 2 к драме «Арлезианка» Бизе и знаменитую «Кармен-сюиту» Бизе-Щедрина.

20.00 Концерт Уральского молодёжного симфонического оркестра в рамках абонемента «Оркестровая география России» (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Абонемент «Оркестровая география России», представляющий на сцене Большого зала Петербургской филармонии выступления ведущих симфонических и камерных коллективов страны, продолжится концертом Уральского молодёжного симфонического оркестра под управлением главного дирижёра Дмитрия Филатова. Солист – пианист Денис Мацуев.
В искусно выстроенной программе два «Каприччио» – «Итальянское» Чайковского и «Испанское» Римского-Корсакова – сочетаются с Фортепианными концертами Ференца Листа.
Уральский молодёжный симфонический оркестр, созданный в 2006 году как своего рода высшая школа оркестрового мастерства для старейшего коллектива Свердловской филармонии, сегодня успешен как концертирующий коллектив. Коллектив отмечен сотрудничеством с такими крупными дирижёрами и солистами, как Владимир Федосеев, Саулюс Сондецкис, Дмитрий Лисс, Наталия Гутман, Александр Рудин, Денис Мацуев, Борис Березовский, Сергей Крылов, а также другими известными музыкантами.

12 февраля, среда

19.00 Спектакль «Шагал. Цвета любви» (Учебный театр «На Моховой» – ул. Моховая, 35).
Дебют студентов второго курса мастерской Сергея Бызгу на большой сцене.
Спектакль – признание в любви, посвященный творчеству и наследию Марка Захаровича Шагала. Погружаясь в историю жизни и судьбы великого художника, зритель будто бы приподнимается и летит над Витебском, над настоящим и будущим, над временем. И всё это, конечно же, пронизано любовью. Огромное место в жизни и сердце мастера занимала Белла, его первая жена и вечная муза, благодаря которой он всегда находил в себе силы творить настоящее волшебство. Реальное пространство исчезает и становится универсальным белым холстом, готовым отобразить все чувства и эмоции, принять любой цвет и любое настроение, заключает в себя сразу несколько измерений. Поэтому любому чуду в этом удивительном мире найдется место. Спектакль выходит за пределы привычного понятия классического театра, находясь на стыке драмы и пластики, создавая синтез, в котором одно неотделимо от другого. История великого мастера, его бесконечного полета, невероятного везения, неповторимой любви и сложной судьбы рассказана через призму восприятия сегодняшнего дня, иногда наивно, но неизменно трепетно.

19.00 Гастроли театра «Шалом» в Санкт-Петербурге (Новая сцена им. Вс. Мейерхольда Александринского театра — наб. реки Фонтанки, 49 А).
С 12 по 16 февраля московский театр «Шалом» представит на Новой сцене Александринского театра четыре спектакля, два из них – «Исход» и «Поезд жизни» впервые будут показаны в Санкт-Петербурге. Это первые масштабные петербургские гастроли единственного профессионального еврейского театра в стране после прихода новой команды и его перезагрузки в 2021 году.
«Мы стремимся создавать театр, который говорит с людьми о волнующих их проблемах. Наши спектакли рассказывают о том, как оставаться человеком в самых сложных и невыносимых условиях, – говорит Олег Липовецкий, художественный руководитель театра «Шалом». – Для нас важен диалог со зрителем: чтобы нас понимали, чувствовали и разделяли наши мысли. Этой цели подчинён выбор материала, инструментов и художников, создающих спектакли. Поэтому в нашем репертуаре соседствуют постановки, которые находят отклик как у широкой аудитории, так и у театральных критиков и искушённого зрителя. Мы не боимся театральных экспериментов, которые расширяют границы искусства».
Одним из важнейших инструментов в спектаклях театра является юмор: смех разрушает страх, объединяет людей и помогает говорить о сложном на языке, доступном каждому.
Расписание показов:
12 февраля в 1900 – «Жирная Люба». Коллаборация театра «Шалом» и «Театрального проекта 27». Моноспектакль художественного руководителя театра «Шалом» Олега Липовецкого о взрослении, первой влюблённости, стыдных и неловких моментах подростковой жизни.
14 февраля в 19.00 – «Исход». Это первая московская постановка петербургского режиссёра Петра Шерешевского о страстном желании всё поменять и о невозможности забыть.
15 февраля в 19.00 – «Моня Цацкес – знаменосец». Спектакль-сторителлинг Олега Липовецкого о жажде жизни по одноимённой повести Эфраима Севелы.
16 февраля в 19.00 – «Поезд жизни». Постановка Галины Зальцман, актуальная для тех, кто способен смеяться над абсурдом реальности, и для тех, кому так нужна надежда на свет в конце тоннеля.

13 февраля, четверг

18.00 Литературно-музыкальный вечер «Февраль. Достать чернил и плакать!», посвящённый 135-летию со дня рождения Бориса Пастернака (Санкт-Петербургская государственная специальная центральная библиотека для слепых и слабовидящих, конференц-зал – ул. Стрельнинская, 11, 2 этаж).
Литературно-музыкальный вечер, посвящённый 135-летию со дня рождения Бориса Пастернака, пройдёт в рамках проекта «Литературно-музыкальные вечера на Стрельнинской». Прозвучат лирические песни на стихи Б. Пастернака в исполнении артистов «Петербург-концерта». Лариса Воронцовская расскажет о жизни и творчестве писателя.
Справки и запись по телефонам: 417-52-28, 417-33-22.

19.00 Концерт квартета петербургского саксофониста Андрея Блинчевского (Санкт-Петербургская филармония джазовой музыки, Большой зал – Загородный пр., 27).
В Джаз-филармоник холле состоится концерт квартета петербургского саксофониста Андрея Блинчевского. Музыканты представят новую программу «В сентиментальном настроении».
Андрей Блинчевский – один из наиболее востребованных альт-саксофонистов в Петербурге. Ученик Геннадия Гольштейна. В настоящее время он преподаёт в Музыкальном колледже имени М. П. Мусоргского, в Санкт-Петербургском государственном институте культуры. Участник отечественных джазовых фестивалей и программ филармонии джазовой музыки. На концерте 13 февраля прозвучат джазовые стандарты и оригинальные композиции участников ансамбля Андрея Блинчевского в стиле «мейнстрим». В составе ансамбля: Андрей Блинчевский – саксофон, Илья Щеклеин – фортепиано, Артём Теклюк – ударные, Дмитрий Ефремов – контрабас.

20.00 Концерт абонементного цикла «Антон Брукнер. Великий австрийский романтик» (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Абонементный цикл «Антон Брукнер. Великий австрийский романтик» Петербургская филармония посвящает двухсотлетию со дня рождения композитора: эту дату весь мир отметил в 2024 году. В центре каждой абонементной программы – одна из симфоний Брукнера, исполненная вместе с музыкой других великих симфонистов, в сезоне 2024/2025 публике представлен второй год цикла.
Он продолжится исполнением Первой симфонии: за пультом Заслуженного коллектива России в этот вечер – представитель знаменитой дирижёрской династии Дмитрий Юровский. Их совместная интерпретация Седьмой симфонии стала одним из ключевых событий брукнеровского абонемента в прошлом концертном сезоне. Также в этот вечер прозвучит Концерт № 27 для фортепиано с оркестром Вольфганга Амадея Моцарта, солист – пианист Мирослав Култышев.

14 февраля, пятница

19.00 Премьера спектакля «Пигмалион» по пьесе Бернарда Шоу. Режиссёр – Наталья Индейкина (Театр-фестиваль «Балтийский дом», Большой зал – Александровский парк, 4).
Первой премьерой театра-фестиваля «Балтийский дом» в этом году станет «Пигмалион» в постановке Натальи Индейкиной. Художественное оформление создаёт художник Елена Вершинина. Творческий тандем режиссёра и художника уже знаком зрителям «Балтийского дома» по спектаклю «Пиковая дама» – мистической пушкинской повести, решённой в чёрно-белой бёртоновской эстетике и марионеточной хореографии. Премьера состоялась в сентябре 2023 года и по сей день этот спектакль – абсолютный фаворит «Балтийского дома» среди обладателей Пушкинской карты.
В Англии Бернарда Шоу ещё при жизни называли вторым драматургом после Шекспира, а «Пигмалион» является самой известной его пьесой. Название иронично намекало на знаменитый древнегреческий миф о скульпторе, влюбившемся в собственное творение. Пьесе уже более сотни лет, но её великолепный юмор ничуть не уступает современным бестселлерам, а вечный сюжет не теряет своей притягательности со времён античности и до сих пор, рифмуясь со всеми историями о превращении простушки в принцессу – от легендарной «Золушки» и до культового романтического фильма «Красотка».
Нталья Индейкина: «Фразу, которая стала определяющей темой постановки, произносит Хиггинс: “Наш век – это век выскочек”. А ведь выскочки – это люди с колоссальной жизненной энергией, которые врываются в этот мир, сметая всех других, закостенелых в своих привычках и правилах. Хиггинс, несмотря на свой талант, существует в узком и абсолютно безжизненном мирке. Элиза в тысячу раз интереснее, добрее, порядочнее, чем её “Пигмалион” и окружающее светское общество. Да и ценность личности не измеряется качеством произношения».

19.00 Премьера спектакля «Лучшевсехний папа, или Краденое солнце». Режиссёр – Иван Миневцев (ТЮЗ им. А. А. Брянцева, Малая сцена – Пионерская пл., 1).
В Театре юных зрителей им. А. А. Брянцева на Малой сцене состоится премьера спектакля «Лучшевсехний папа, или Краденое солнце» в постановке Ивана Миневцева.
Иван Миневцев – главный режиссёр Челябинского молодёжного театра, выпускник Российского института театрального искусства. Ставил спектакли во многих театрах России. Драматургической основой постановки стала инсценировка современного драматурга Ирины Васьковской по произведениям Корнея Чуковского «Краденое солнце», «Бармалей» и «Айболит» и биографическим фактам из жизни известного детского писателя.
В центре внимания создателей спектакля взаимоотношения папы – Корнея Чуковского и его маленькой дочери – Муры, для которой были написаны все его лучшие стихи. Это история про столкновение двух миров – детского и взрослого. В них реальность переплетается с вымыслом, там появляются, созданные фантазией писателя персонажи, – Доктор Айболит, Бармалей, Крокодил, благодаря которым жизнь отца и девочки преображается.
Режиссёр о спектакле: «Для многих родителей дети становятся центром мира. И Корней Чуковский не был исключением. Всё его внимание было сосредоточено на младшей дочери. Но будучи не только отцом, но и настоящим художником, он создаёт из этой любви к дочери настоящее искусство – удивительные и добрые стихи, которые радуют и вдохновляют уже не одно поколение детей и взрослых во всем мире. Спектакль строится по законам детской игры. Для маленькой девочки Муры папа – целая вселенная. Девочка играет в эту вселенную, пытается найти в ней своё место, учится понимать и принимать законы этой вселенной. Но это постановка не только о любви отца и ребёнка, это ещё и история о том, как важно любить и ценить своих родителей».
Роль Корнея Чуковского исполнит Валерий Дьяченко, а роль дочери Муры – Ирина Волкова. В спектакле также заняты: Юлия Корж, Максим Погольша, Богдан Коршунов, Константин Федин.
Режиссёр-постановщик – Иван Миневцев.
Сценография и костюмы – Варвара Иваник.
Композитор – Константин Хазанович.

20.00 Вечер киномузыки «Love Story» в рамках фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга» (Дом кино, Большой зал – ул. Караванная, 12).
Музыкальный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» приглашает меломанов и любителей кино на вечер киномузыки о любви «Love Story» с участием виртуозного итальянского музыканта Симоне Занкини и мастеров российской сцены в сопровождении симфонического оркестра.
Самые романтические саундтреки прозвучат в сопровождении кадров из фильмов: «Ромео и Джульетта» Франко Дзеффирелли, «Титаник» Джеймса Кэмерона, «Девчата» Юрия Чулюкина, «Любовь и голуби» Владимира Меньшова, «Служебный роман», «Вокзал для двоих» и «Ирония судьбы» Эльдара Рязанова.
В исполнении аккордеониста Симоне Занкини прозвучит композиция Роберто Ди Марино. В дуэте с Марией Сафарьянц он представит саундтрек к фильму «Новый кинотеатр Парадизо» Джузеппе Торнаторе.
Песни о любви, которые сопровождают уже несколько поколений российских зрителей, исполнит баритон Владимир Целебровский.

20.00 Концертная программа «Только любовь» (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Яркий джазовый аккорд в филармонической афише – концерт Варвары Убель и Трио Олега Бутмана. В программе – вечнозеленые стандарты, популярные мелодии мюзиклов и оригинальные джазовые композиции.

15 февраля, суббота

10.00 Начало работы выставочного проекта «Открытый мир» (Музей Фаберже – наб. реки Фонтанки, 21).
Культурно-исторический фонд «Связь времён» и Музей Фаберже объявляют о масштабном выставочном проекте «Открытый мир», раскрывающем многообразие и уникальность современного искусства российских регионов.
Первая из выставок – «Открытый мир. Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона» – познакомит зрителей с представителями уральской арт-сцены второй половины XX – начала XXI веков.
На выставке будет представлено более 120 живописных, графических и скульптурных произведений, а также камнерезных изделий, созданных советскими и современными художниками, родившимися и работавшими на Урале: в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Ирбите и Заречном. Каждый из этих городов знаменит своим богатым культурным наследием.
Екатеринбург – центр уральского искусства, неустанно пополняющий его историю новыми, запоминающимися именами. Значимую роль играет Нижний Тагил, известный «тагильской живописной школой», которая воспевает поэзию тяжёлой индустрии, её брутальную красоту и гармонию и тяготеет к поискам новых форм. Закрытый город Заречный, спутник Белоярской АЭС, стал родиной арт-группы «Атомная провинция», работавшей как в области станковой графики и живописи, так и в сфере перформанса и видеоарта. Ирбит неслучайно получил славу «города музеев»: именно в Ирбитском государственном музее изобразительных искусств хранится самая крупная в России коллекция уральской графики.
Экспозиция выставки поделена на несколько условных взаимосвязанных разделов, отражающих различные направления уральского изобразительного искусства. Один из них воспевает суровую красоту уральских гор, раскрытую в пейзажах Николая Чеснокова, Геннадия Мосина, Александра Бурака, а также в произведениях современных мастеров широко известного уральского камнерезного искусства. Эпос и романтика советского времени предстают на полотнах мастеров «сурового стиля» – свердловчанина Миши Брусиловского, пермяка Тимофея Коваленко, тагильчанина Евгения Седухина и других. Некоторые разделы познакомят зрителей с представителями уральского неофициального искусства второй половины 1960-х – 1980-х годов (Алексея Константинова, Александра Лысякова) и с произведениями авторов, чей самобытный художественный язык складывался в реалиях эпохи перестройки (Николая Федореева, Игоря Шурова, общества «Картинник» и др.). Ещё один раздел выставки включает живописные, графические и скульптурные произведения именитых современных художников, получивших признание в стране и за её пределами (Владимира Наседкина, Юрия Крылова, Сергея Брюханова и др.), а также молодых авторов, работающих в различных направлениях современного искусства (Красил Макар, Александра Баженова, Елены Треуголки, арт-дуэта «Осип Тофф», Елизаветы Нетребы). Значительный раздел экспозиции представит произведения оригинальной и печатной графики художников, известных далеко за пределами своей малой родины: классика станковой гравюры и книжной иллюстрации Виталия Воловича, «уральского Дюрера» Владимира Зуева, графика-экспериментатора Алексея Казанцева. Стоит отметить, что в экспозиции можно будет увидеть оригинальные и невероятно экспрессивные произведения уроженца Свердловска, легендарного скульптора Эрнста Неизвестного, чей столетний юбилей отмечается в этом году.
Выставочный проект реализован в сотрудничестве с Екатеринбургским музеем изобразительных искусств, предоставившим из своих фондов более 40 экспонатов. Также в экспозиции будут демонстрироваться произведения из собраний Нижнетагильского музея изобразительных искусств, Ирбитского государственного музея изобразительных искусств им. В. А. Карпова, Фонда семьи Шмотьевых, Свердловского областного краеведческого музея им. О. Е. Клера и его подразделения – Художественного музея Эрнста Неизвестного, а также Галереи Синара Арт, маркетплейса Cube.Market, галереи «Треугольник» (Москва) и аукционного дома Art Globe. Часть работ отобрана на выставку непосредственно из мастерских художников и частных коллекций.
Выставка открыта до 16 марта.

11.00 Начало выставки Ильгиза Гимранова «Город» (Музей современного искусства «Эрарта» – 29-я линия В.О., 2).
Музей современного искусства Эрарта представляет выставку Ильгиза Гимранова, который смог разглядеть ностальгическую красоту в живописной неустроенности родных дворов. На выставке представлены около 40 городских пейзажей из серии, которую автор называет любовно – «Хрущевочки».
Воспевание советского типового – панелек, школ, гаражей, бетонных заборов – стало трендом в середине 2010-х благодаря соцсетям: интернет-пользователи увидели во всем этом ностальгическую красоту и научили друг друга восхищаться тем, что раньше вызывало только уныние. Панельный дом стал новым архетипом родного очага, сменив на этой позиции деревянную избушку: многие из них в свое время пали жертвой типовых микрорайонов.
Детство Ильгиза Гимранова прошло преимущественно в хрущевках, а потому свою серию сам он называет любовно – «Хрущевочки». В картину обыденного художник вносит метафизику: дворы и улицы он нередко изображает сверху, отстраненно, как бы с позиции Бога. Надмирная точка зрения позволяет широко охватить происходящее, не придавая особого значения депрессивным коммунальным обстоятельствам. Мусор, разбитые газоны и трубопроводы автор не маскирует, но романтизирует: эти и другие неприглядные подробности он окутывает сумерками, либо покрывает свежим снегом или нежной зеленью.
В гимрановских экстерьерах разворачиваются щемящие и вневременные сюжеты. Его постоянные герои – мальчик с собакой и женщина, держащая за руку ребенка, бредут куда-то из века в век. Неслучайно одна из работ Ильгиза носит название «Пространство без времени». «Если рассматривать городские пейзажи Гимранова как некую целостность, возникает ощущение остросовременного системного художественного мышления с многослойностью аллюзий, отсылок, критических установок. Человеческое, пробивающееся в депрессивном окружении, – давняя тема русского искусства», – отмечает российский искусствовед Александр Боровский.
Типовые жилые районы с малоэтажной застройкой встречаются во многих уголках мира. Например, в Хельсинки подобные места утопают в зелени, обилие которой приходится по вкусу и белкам, скачущим по деревьям, и самим финнам – тут же, у подъездов, на лавочках можно увидеть мужичков, ровно таких же, как наши, неравнодушных к беседе. Но комфорт и уют подобных районов вряд ли вдохновил бы автора, который в своих философских сюжетах находит смысл в одиночестве героев, явленном на фоне живописной неустроенности родных дворов.
Стилистически жилые дома Ильгиза Гимранова все же отличаются друг от друга: одни предстают опрятными и безмятежными, в духе соцреализма, иные разрушаются и стареют вместе со своими обитателями, а из других уже вовсе ушла жизнь.
Ильгиз Гимранов родился в 1960 году в Казани. С 1978-го по 1986-й Ильгиз работал в мастерской художника Ильдара Ханова, где изучал монументальную живопись, скульптуру и мозаику. В 1987 году Гимранов основал галерею «Арсенал», которая стала центром притяжения неофициального искусства Татарстана. Произведения автора представлены в коллекциях Государственного Русского музея в Петербурге, Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский Кремль», Национального музея Республики Татарстан и Музея национальной культуры в Казани, а также в собрании музея современного искусства ZAMAN в Уфе.

17.00 Вокальный вечер Александра Дедика в сопровождении Государственного Русского концертного оркестра Санкт-Петербурга (Музей-усадьба Г. Р. Державина – наб. реки Фонтанки, 118).
За полувековую творческую жизнь Александр Дедик исполнил практически все теноровые партии в оперных спектаклях в лучших театрах мира. Его широкому, богатому голосу подвластны все вокальные жанры.
В вокальном вечере, посвящённом 80-летию артиста, примут участие его молодые талантливые ученики Глафира Леухина, Геннадий Нестеров, Семён Синицкий, Эльдар Худуев, Семён Ермолаев.
Дирижёр – Александр Чернобаев.

 

На заставке: фото Марка Сизова