15 марта, пятница

Начало работы выставки «Рядом с Параджановым» (Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО – ул. Большая Морская, 35).
РОСФОТО представляет выставочный проект, подготовленный к 100-летию выдающегося режиссёра мирового кино Сергея Параджанова. В экспозиции представлены портреты режиссёра, рабочие моменты съёмок, афиши, рисунки к фильмам. На кадрах Юрия Мечитова, фотографа и автора фотокниги «Сергей Параджанов. Хроника диалога», – жизнь режиссёра в легендарной квартире на улице Котэ Месхи в Тбилиси, ставшей в 1980-х местом притяжения для деятелей культуры всего Советского Союза; съёмки фильмов «Легенда о Сурамской крепости», «Арабески на тему Пиросмани». Серия фотографий Елены Карусаар, художника-фотографа киностудии «Ленфильм», подробно рассказывает о создании последней картины Параджанова «Ашик–Кериб». Чёрно-белые отпечатки Карусаар, выполненные для рекламы и продвижения фильма в прокате, передают атмосферу, царившую на съёмках, погружают в удивительный мир предметов, тканей и фактур, преобразивших одноимённую сказку М. Ю. Лермонтова, положенную в основу «Ашик–Кериба».
Специально к выставке «Рядом с Параджановым» подготовлена публичная программа: экскурсии, мастер-классы по коллажу, лекции, кинопоказы, встречи с современными авторами экспериментального кино.
Проект включает предметы из коллекций РОСФОТО, Музея кино (Москва), Музея Сергея Параджанова (Ереван), архива фотографа Юрия Мечитова.
Выставка открыта до 19 мая.

Международный фестиваль «День Римского-Корсакова», приуроченный к 180-летию композитора.
В марте исполняется 180 лет со дня рождения одного из крупнейших российских композиторов Николая Римского-Корсакова – титанической фигуры, без которой судьба русской музыки сложилась бы иначе, менее плодотворно.
В Большом зале Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича выступят Академический симфонический оркестр филармонии под управлением Андрея Аниханова. В этот же день в Исаакиевском соборе выступит Концертный хор Санкт-Петербурга. 16-17 марта для жителей и гостей города Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства подготовил подарок: концертный марафон, состоящий из 8 встреч с оперными звездами, лауреатами международных конкурсов, камерными ансамблями – яркими артистами, подготовившими музыкальное приношение Н. А. Римскому-Корсакову.
Напомним, что с 13 по 24 марта Музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова принимает около 3000 посетителей бесплатно (условия получения пригласительных билетов на музейные мероприятия и на экспозицию будут указаны на официальном сайте музея: www.theatremuseum.ru, количество мест ограничено). В эти дни в музее открыта выставка «Врубель. Костюмы для музы» – посетителям предоставлена редкая возможность увидеть два уникальных костюма, выполненных по эскизам Михаила Врубеля для его жены, певицы Надежды Забелы-Врубель.
Мероприятия фестиваля в Санкт-Петербурге пройдут также при участии и во всех музыкальных учебных заведениях, носящих имя композитора (школе, училище и консерватории). К фестивалю присоединятся Музеи Римского-Корсакова в Тихвине и Пскове, где в эти дни пройдут специальные музыкальные события. В Доме-музее в Тихвине откроется новая экспозиция как итог многолетней реставрационной работы. В Музее-усадьбе «Вечаша-Любенск» представят выставку «Великий сказочник».

20.00 Римский-Корсаков. «Антар». Рахманинов. Рапсодия на тему Паганини. Стравинский. Сюита из балета «Жар-птица» (Санкт-Петербургская государственная филармония им. Д.Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Петербургская филармония, присоединяясь к Международному фестивалю «День Римского-Корсакова», представляет в Большом зале филармонии симфоническую программу, в которой симфоническая сюита Римского-Корсакова «Антар» прозвучит вместе с сюитой из балета «Жар-птица» самого талантливого ученика Римского-Корсакова – Игоря Стравинского. Также в программе – Рапсодия на тему Паганини Сергея Рахманинова, к которому Римский-Корсаков относился с глубоким и взаимным уважением: именно он был первым, кто продирижировал в Петербурге музыкой совсем молодого композитора. На сцене – Академический симфонический оркестр филармонии под управлением известного дирижера Андрея Аниханова, солист – победитель XVII Международного конкурса имени Чайковского Сергей Давыдченко.
Человек необычайной дисциплины и воли, за отпущенные ему 64 года Римский-Корсаков сделал так много, что хватило бы, кажется, на две жизни: написал полтора десятка собственных опер, три симфонии, блистательные симфонические увертюры и сюиты, множество романсов. При этом – дописал неоконченную музыку своих товарищей по Могучей кучке, в зрелые годы обучился в консерватории, стал ее профессором, воспитал тех, кто определили лицо музыки XX века.

19.00 Оперетта «Баронесса Лили» (Театр музыкальной комедии – ул. Итальянская, 13).
Автор оперетты – маститый венгерский композитор Енё Хуска (1875–1960). «Баронесса Лили» (1919) – наиболее известная из его 15-ти оперетт. Мелодичная, изящная по ритмам, прелестная музыка и лаконичное, полное тонкого юмора либретто оперетты, сделали её чрезвычайно популярной.
После смерти разорившегося отца, его сын граф Ласло, начинающий драматург, продаёт фамильный замок. Эту полуразвалившуюся реликвию покупает бывший лавочник, барон Маломсеги. Он мечтает видеть свою дочь Лили графиней и желает выдать её замуж за графа, продавшего замок. Совершенно случайно он принимает Ласло за камердинера, а тот из любопытства в дальнейшем «подыгрывает» ему, выполняя все приказания новых жильцов.
Поначалу Ласло воспринимает эту комическую ситуацию как сюжет для своей новой оперетты. Однако в семье Маломсеги он находит свою любовь – Лили. Девушка подружилась с «камердинером» и доверила ему свою тайну. Она просит Ласло помочь ей бежать из замка, чтобы спастись от замужества с человеком, которого она не знает и не любит. Её совсем не привлекает графский титул, тем более не привлекает брак по расчёту. Живая и бойкая девушка мечтает стать актрисой. Ласло обещает быть верным союзником Лили. Так начинается история их любви. В конце концов, это вечное чувство побеждает нелепые условности и искусственно возводимые препоны.

19.00 Спектакль «Башлачев. Человек поющий» (Большой театр кукол – ул.Некрасова, 10).
Это первая постановка Руслана Кудашова в рамках поэтической трилогии, посвященной русским поэтам 20 века. Небольшое камерное пространство Малой сцены БТК, молодые талантливые актеры, ровесники поэта, максимально приближенные к зрителям, будут петь и читать Башлачева – оживляя, взращивая его персонажей. Слова, строчки, рифмы и ритм, метафоры и образы обретут жизнь на глазах у зрителей.

Фестиваль электронной музыки «Колбасный цех» (СК «Юбилейный» – пр. Добролюбова, 18).
«Колбасный цех» – это популярная музыкальная вечеринка, проводившаяся в период с 2002 по 2009 год. В 2023 году фестиваль вернулся и масштабно отметил свое 20-летие.
Участники фестиваля 2024 года станут свидетелями грандиозного праздника лучшей электронной музыки нулевых. Участвуют: DJ 666 (Германия), Катя Чехова (live), МС Жан & DJ Riga, МС Вспышкин: 3D show. Зарубежный хедлайнер из Германии – 666 (Mike Griesheimer) – крупное имя в электронной музыке начала века, участник фестивалей «Колбасный цех» в нулевые. Автор гимнов танцполов Alarma сыграет специальный ностальгический сет. Feel – основатель культового радиошоу «‎Трансмиссия» – отыграет на «‎Колбасном цехе» сет из главных трансовых треков эпохи нулевых.
Впервые рейверов будет ждать живое выступление Кати Чеховой с треками «Крылья», «Быть ветром» и «Я робот». В 2005 году этот вокальный проект был основан участниками группы ППК.
Кульминацией фестиваля будет выступление аватара МС Вспышкина, ставшего неотъемлемой и любимой частью возрождённого рейва.
Словом, организаторы фестиваля рекомендуют готовить перчатки, свистки и веера.
Подробности ВКонтакте: https: //vk.com/kolbasniytseh
Telegram: t.me/kolbasniytseh
Билеты: https://spb.showgogo.ru/events/concerts/kolbasnyy-tsekh-15-03-2024/

16 марта, суббота

17.00 Петербургская премьера концерта-фэнтези «Лина-Марлина» (Новая сцена им. Вс. Мейерхольда Александринского театра – наб. реки Фонтанки, 49 А).
Спектакль «Лина-Марлина» в постановке Романа Бокланова создан по мотивам одноимённой книги Кристины Кретовой. В подводном городе рождается русалка, одарённая прекрасным голосом и необычными синими волосами. Став подростком, она решает воплотить мечту – петь свои песни. Но родители, боясь за безопасность любимой дочери, заставляют её гасить свою яркую индивидуальность. Русалка принимает решение покинуть родной город и оказывается в тёмных водах, населённых монстрами.
В ролях: Васса Бокова, Юлия Чербаджи, Алексей Романович, Максим Морозов.
В спектакле использованы песни Вассы Боковой и Игоря Ушакова.
Показы пройдут 16 марта на Новой сцене Александринского театра в 17.00 и 20.00.

19.00 Концерт «Доктор Джаз» из абонемента «В лёгком жанре» (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича, Малый зал им. М. И. Глинки – Невский пр., 30).
Петербургский джазовый ансамбль The Easy Winners дебютирует в Малом зале филармонии. Название коллективу дала известная композиция Скотта Джоплина – американского композитора и пианиста, короля регтайма. Именно этот жанр – предвестник классического джаза, или «архаический джаз», как определяет его сам ансамбль, и стал основой его репертуара: на концерте прозвучат классические регтаймы и оригинальные композиции ансамбля.
Группа The Easy Winners существует с 1998 года, принимает участие в российских и европейских музыкальных фестивалях, выступает на лучших джазовых концертных площадках Санкт-Петербурга. Коллектив примечателен не только выбором репертуара, но и самобытностью музыкального инструментария: вместо привычных широкой публике барабанов – стиральная доска, вместо контрабаса – сюзафон (духовой басовый инструмент).

20.00 Джазовый концерт «Было дело в Грибоедове» с чтением фрагментов романа «Мастер и Маргарита» (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Музыка и текст бессмертного романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова звучат в Большом зале филармонии в течение сезона. В программах абонемента, посвящённого 50-летию публикации полной версии романа, вместе с петербургскими музыкальными коллективами выступают звёзды театра и кино. Название каждой из программ, равно как и их содержание отсылает к темам, образам или ситуациям романа.
В четвёртой программе – «Было дело в Грибоедове» – тот самый знаменитый фокстрот прозвучит вместе с другими джазовыми композициями популярными во время московских событий романа. На сцене – петербургский коллектив Jazz Philharmonic Orchestra и артист Николай Буров.

17 марта, воскресенье

10.00 Интерактивная выставка «Солдаты первой мировой» (г.Пушкин, Фермерская дорога, 5 А).
Выставка начнет цикл мероприятий к 10-летию открытия музея «Россия в Великой войне» в Ратной палате и 110-летию начала Первой мировой войны – эти даты будут отмечаться в августе 2024-го.
В третье воскресенье марта клубы военно-исторической реконструкции представят армии Российской империи и других стран-участниц Первой мировой. Действо продлится шесть часов: с 10.00 до 16.00.
Посетители увидят полную выкладку походного снаряжения русского пехотинца начала XX века, образцы стрелкового оружия, предметы военного быта солдат времен Первой мировой войны. Участники военно-исторических клубов «Лейб-гвардии Преображенский полк» и «199-й пехотный Кронштадтский полк» продемонстрируют основные строевые приемы русской пехоты, проведут тактические занятия по уставам начала XX века. Представители клуба военно-исторической реконструкции «17-й Донской казачий генерала Бакланова полк» покажут предметы конского снаряжения казачьих частей, расскажут, как управляли конем кавалеристы того времени. Гости пообщаются с реконструкторами, рассмотрят редкие предметы, послушают музыку тех лет.
Желающие могут приобрести билет в музей в Ратной палате: в этот день с 12.00 до 16.00 в дополнение к аудиогиду будут организованы экскурсии.
«Россия в Великой войне» – первый в современной России музей, посвященный Первой мировой войне. Он размещается в здании Государевой Ратной палаты, задуманной императором Николаем II как пантеон воинской славы, и освещает ключевые моменты: наиболее яркие и значимые операции русской армии, героизм русских солдат и офицеров, появление новых театров военных действий (воздушный и подводный), новые рода войск (автомобильные).
Экспозиция строится главным образом на подлинных предметах вооружения и быта участников Первой мировой, документах и фотографиях. Среди экспонатов – вся линейка пулеметов того времени, мундиры разных стран, награды, личные вещи воевавших в Великой войне, оружие, фотографии, документы. Композиционный центр – точная копия французского истребителя времен Первой мировой войны «Ньюпор-17». Среди экспонатов – подлинный автомобиль «Форд». Один из бесценных предметов – подлинное полковое знамя 112-го пехотного Уральского полка.
Вход свободный.

20.00 Концерт к 300-летию Санкт-Петербургского государственного университета (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
300-летию Петербургского государственного университета Петербургская филармония посвящает концерт, на котором Хор университета выступит вместе со старейшим симфоническим оркестром страны – прославленным Заслуженным коллективом России академическим симфоническим оркестром.
Под управлением Эдуарда Кротмана в этот вечер наряду с сочинениями Георгия Свиридова для хора a cappella прозвучит его знаменитая «Патетическая оратория» – монументальное полотно, написанное на стихи Владимира Маяковского. Сольные партии исполнят петербургские певцы, лауреаты международных конкурсов меццо-сопрано Дарья Лейбова и бас Пётр Мигунов.

18 марта, понедельник

08.30 Съёмки телепроекта «Я знаю, что всё познаю» (Михайловский театр – пл. Искусств, 1).
Автор проекта – режиссёр Мадлен Насиленс. В рамках телепередач дети рассказывают и показывают сверстникам изнанку взрослых профессий. В новом выпуске ребята побывают за кулисами Михайловского театра, познакомятся с его историей и спецификой работы дирижёра, музыканта симфонического оркестра, артистов оперы и балета. В съёмках примет участие солист Михайловского театра Александр Омар и детские музыкальные коллективы Санкт-Петербурга.

11.00 Выставка «Петербургский Политех – 125 лет» (Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО – ул. Большая Морская, 35).
Все эти годы петербургский Политех шел нога в ногу со страной, отдавая все свои силы на развитие науки. Историю Политеха создавали тысячи ученых, конструкторов, инженеров, преподавателей, их ежедневный труд, открытия и изобретения, прославившие отечественную науку на весь мир.
Политех – это Атомный проект, танк Т-34, план ГОЭРЛО, новые технологии в металлургии, цифровой инжиниринг, беспилотники и биомедицина. И за всем этим –люди, политехники. Нобелевские лауреаты Николай Николаевич Семёнов, Петр Леонидович Капица, великие ученые Игорь Васильевич Курчатов, Абрам Федорович Иоффе, Яков Борисович Зельдович, современные инженеры и исследователи.
Выставка «Петербургский Политех – 125 лет», подготовленная сотрудниками РОСФОТО и СПбПУ, состоит из двух разделов. Первый раскрывает период становления института, запечатленный на негативах профессора Санкт-Петербургского политехнического института Бориса Николаевича Меншуткина из фондов Музея истории СПбПУ. Фотографии с негативов Меншуткина знакомят нас с этапами строительства Политеха, интерьерами аудиторий, кабинетов и лабораторий в главном здании и химическом павильоне начала XX века.
Второй раздел выставки показывает лица творцов истории университета – известные и дошедшие до нас только улыбками на фотографиях, честно трудившиеся в лабораториях и готовящиеся к сессии в библиотеке, занимавшиеся спортом и выступавшие в прославленном Белом зале.
Выставка открыта до 14 апреля.

18.00 Открытие выставки Василисы Кившар «Отражение» (Библиотека «Лиговская», Открытые мастерские – Лиговский пр., 99).
На выставке представлены наброски в различных материалах: тушь, масляная пастель, гелевая ручка, уголь, простой и цветные карандаши. Работы были созданы с 2016 по 2024 год. Автопортреты выходят на первый план выставки. Они становятся дневниками, отображающими самоощущение автора, фиксируя настоящее – внешнее и внутреннее состояние.
Подробности по телефону: 572-31-72.
Вход свободный.

19 марта, вторник

12.00 Церемония открытия скульптуры «Петербургский ангел» после возвращения с Международной выставки-форума «Россия» (Измайловский сад).
Работу скульптора Романа Шустрова вывозили из Петербурга, чтобы представить на Международной выставке-форуме «Россия» на ВДНХ в Москве. Ангел «принял участие» в мероприятиях Театрально-концертной недели на петербургском стенде, где стал самым популярным объектом. После прибытия из столицы «Петербургский ангел» побывал в мастерской Aztor, которая отливала скульптуру, для проведения косметических работ.

16.00 Презентация конкурса «Этника от кутюр» (Российский этнографический музей – Инженерная ул., 4/1).
Российский этнографический музей начинает приём заявок на конкурс «Этника от кутюр – 2024. Семейный выход». К участию приглашаются модельеры, дизайнеры, художники, студенты творческих учебных заведений, а также все, кто интересуется не только современной модой, но и традиционным костюмом. Конкурс пройдёт в онлайн-формате.
В России 2024 год объявлен Годом семьи, и именно поэтому основная тема конкурса – «семейный выход». На конкурс будут приниматься эскизы коллекций, как костюмных комплексов, так и обуви или аксессуаров, объединённых общим орнаментальным решением «семейный стиль». В работе должны сочетаться актуальные тенденции современной моды и традиционные орнаменты народов России.
Основные задачи конкурса – популяризация традиционного костюма через знакомство с коллекциями Российского этнографического музея, приобщение широкой аудитории к этнокультурным традициям народов России, знакомство с традиционными технологиями создания предметов народного костюма. В жюри конкурса, наряду с экспертами музея, представителями высших и средних профильных учебных заведений, приглашены и представители модной индустрии нашего города – дизайнеры Варвара Зенина и Стас Лопаткин, директор модного дома Лили Киселенко — Ирина Селюта.
Конкурс продлится до осени текущего года, а его итоги будут объявлены в рамках культурной программы форума «Содружество моды» 19 ноября 2024 года на мероприятии «Платье новое крои, да на старое смотри» в Российском этнографическом музее.

19.00 Концерт оркестра русских народных инструментов Санкт-Петербургского музыкального училища имени М. П. Мусоргского (Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга – наб. реки Мойки, 20).
В концерте также примет участие Хор студентов отдела народного пения училища под руководством Регины Мусаевой. Основу программы составит оригинальная музыка, написанная специально для народного оркестра: от основоположника современного инструментального исполнительства Василия Андреева до сочинений наших современников. В том числе прозвучит музыкально-театральное представление в пяти сценах для солистов хора и оркестра «Русские пословицы» петербургского композитора Евгения Петрова.

20 марта, среда

Всероссийский фестиваль юных исполнителей на народных инструментах имени П. И. Говорушко (Санкт-Петербургская детская школа искусств имени С. С. Прокофьева, концертный зал – ул. Верности, 6/1).
Фестиваль имени П. И. Говорушко, организатором которого выступает Санкт-Петербургская детская школа искусств имени С. С. Прокофьева, призван сохранять наследие русской народной культуры, национальных культурных традиций и повышать их значимость в эстетическом воспитании подрастающего поколения. Чередуясь с более масштабным одноимённым конкурсом, фестиваль является частью большого творческого проекта, который школа реализует с 1995 года.
Фестиваль проводится в 1 тур по 7 номинациям: баян, аккордеон, домра, балалайка, гитара, гусли, смешанный ансамбль до 5 человек с обязательным включением баяна и (или) аккордеона. К участию приглашаются обучающиеся системы дополнительного образования детей в области искусств в возрасте от 6 до 18 лет, кроме детей, занимающихся в специальных музыкальных школах при высших учебных заведениях, и студентов средних специальных учебных заведений.
Заключительный концерт состоится 24 марта в 13.00 в Белом зале Политехнического университета.
Информационные материалы фестиваля размещены на официальном сайте школы: https://dshi12.spb.muzkult.ru/afisha/event/96069535

19.00 «Красное, чёрное» – программа Ансамбля Валерия Нагорного (Санкт-Петербургская филармония джазовой музыки, Большой зал – Загородный пр., 27).
Валерий Нагорный – тенор и сопрано-саксофонист, кларнетист, флейтист, аранжировщик и композитор. Профессиональный музыкант, обладающий виртуозной техникой и прекрасно владеющий стилистикой джаза, он получил известность как основатель джаз-клуба и ведущий джазовый музыкант Челябинска. Став участником знаменитого Уральского диксиленда, Валерий Нагорный раскрылся как солист. Затем собрал собственную группу, выступал на многих региональных фестивалях, руководил биг-бэндом. После переезда в Санкт-Петербург в 2001 году он два года преподавал в Университете культуры и искусств, гастролировал по городам России. В последние годы много времени уделяет сочинению новых композиций.
В программе концерта прозвучит авторская музыка Валерия Нагорного, навеянная прозой французского писателя Стендаля. В составе ансамбля: Сергей Нагорный (альт-саксофон), Никита Арефьев (фортепиано), Олег Фомин (контрабас), Алексей Шихов (ударные).

20.00 «Голос кита 2.0» – концертная программа Московского ансамбля современной музыки (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Московский ансамбль современной музыки – один из немногих в нашей стране коллективов, ставящих своей целью исполнение сочинений XX и XXI века и обладающих в этой области экспертным статусом. Созданный в 1990 году композитором Юрием Каспаровым при непосредственном участии лидера российского авангарда Эдисона Денисова к настоящему моменту ансамбль осуществил более 1000 российских и мировых премьер.
Программа, которую коллектив исполнит в Большом зале филармонии, получила название по имени пьесы «Голос кита» (1971) американского авангардиста Джорджа Крама, вдохновлённой «песнями» горбатого кита. Сочинение, исполнители которого, по мысли автора, должны быть облачены в маски, охватывает события от начала до конца времён, его средние части-вариации носят названия геологических периодов.
Также прозвучат «Примитив» и «Тотемный предок» для препарированного фортепиано Джона Кейджа, «Разные поезда» для квартета и фонограммы Стива Райха и пьеса «Мой совершенно пустой рот» Дэвида Лэнга.

21 марта, четверг

11.30 Неделя детской и юношеской книги в Санкт-Петербурге. Интерактивная игра-путешествие «Сказки петербургского двора» (Общественный форум Главного штаба Государственного Эрмитажа – Дворцовая пл., 6-8).
С 21 по 31 марта в Общественном форуме Главного штаба будет проходить интерактивная игра-путешествие «Сказки петербургского двора» – центральное событие Всероссийской недели детской книги в Санкт-Петербурге. Масштабный проект подготовлен Государственным Эрмитажем и Санкт-Петербургской специальной центральной детской библиотекой имени А. С. Пушкина.
Неделя детской книги – ежегодная акция, направленная на популяризацию литературы для детей, которая проходит в дни весенних школьных каникул. В ней участвуют библиотеки, школы, издательства, книжные магазины, театры, музеи, другие образовательные и культурные учреждения по всей России. В 2024 году тема Недели детской книги – «Читает семья – читает страна» – посвящена Году семьи. Впервые на открытии Недели детской книги прозвучит гимн, написанный известным детским поэтом и писателем Андреем Усачевым.
В Санкт-Петербурге центральным событием Недели детской книги станет интерактивная игра-путешествие «Сказки петербургского двора», приуроченная к 225-летию со дня рождения А. С. Пушкина. Наследие, оставленное великим поэтом, передаётся из поколения в поколение благодаря книгам. В Санкт-Петербургской специальной центральной детской библиотеке им. А. С. Пушкина собрана уникальная коллекция Пушкинианы, включающая в себя как редкие прижизненные, так и современные издания. Собрание Пушкинианы является гордостью библиотеки, которая в 2024 году отмечает столетие своей деятельности под именем А. С. Пушкина.
В основе игры лежат сюжеты хорошо знакомых и любимых с детства произведений: «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила».
По сюжету игры участники попадают в один из петербургских дворов. Однако двор этот не простой, а волшебный, где названия смежных улиц отсылают нас к сказкам А. С. Пушкина. Дети и взрослые смогут почувствовать себя настоящими исследователями. Участников ждёт погружение в волшебный мир игры, сочетающей в себе квест, головоломки и творческие задания.
Регистрация: https://www.pushkinlib.spb.ru/news/nedelya-detskoy-knigi-2024/
Во время Недели детской книги на различных площадках города пройдут презентации и читки новых книг, выставки, мастер-классы, встречи с любимыми авторами и многое другое. Подробнее с программой мероприятий можно ознакомиться на сайте библиотеки: https://pushkinlib.spb.ru/

18.30 Встреча инклюзивного киноклуба «ПРОявление», приуроченная ко Всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма (Новое здание Российской национальной библиотеки, Актовый зал – Московский пр., 165/2).
Встреча будет посвящена просмотру и обсуждению фильмов-победителей VIII фестиваля короткометражного кино «Кинолес». Он проводится ежегодно с 2016 года по инициативе Молодежного центра союза кинематографистов Санкт-Петербурга.
Будут продемонстрированы три киноленты конкурсной программы фестиваля 2023 года: «Три дня и один повод» (реж. Полина и София Набока), «Рыцарь крапивного ордена» (реж. Роман Баранов), «Ангел маленькой принцессы» (реж. Александр Саварский).
Цикл встреч «Эхо фестиваля» проводится в рамках сотрудничества РНБ с инклюзивным киноклубом «ПРОявление». Это волонтёрский социальный проект, организующий кинопоказы, в которых принимают участие, в том числе люди с ограниченными возможностями.
Вход свободный.

22 марта, пятница

VII Межмузейно-вузовский фестиваль «В музей – сегодня, в науку – завтра».
Фестиваль был задуман как объединение федеральных, городских, ведомственных музеев, в том числе небольших музеев кафедр и лабораторий вузов, промышленных и научных организаций Санкт-Петербурга. В качестве экскурсоводов и лекторов в рамках фестиваля выступают молодые учёные, студенты и аспиранты, которые рассказывают школьникам о своих научных работах. Первый фестиваль был проведён в Санкт-Петербурге в 2017 году по инициативе Центрального музея почвоведения им. В. В. Докучаева.
Фестиваль позволяет по-новому взглянуть на научную работу, проводимую как в научных и образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, так и в крупнейших художественных, естественно-научных и этнографических музеях города. В этом году фестиваль пройдёт с 22 по 31 марта и будет посвящён 300-летию Российской академии наук. Свои программы представят 39 организаций.

19.00 Премьера оперетты Имре Кальмана «Княгиня чардаша» (Санкт-Петербургский государственный театр музыкальной комедии – ул. Итальянская, 13).
Новая постановка станет очередным обращением театра к бессмертному шедевру Имре Кальмана, на русской сцене более известному как «Сильва» или «Королева чардаша». Первоначально автор назвал своё сочинение «Да здравствует любовь!». Но увидело оно свет рампы в 1915 году на сцене венского Иоганн-Штраус театра под названием «Княгиня чардаша». Оперетта стала неслыханно популярной и разошлась по театрам мира под самыми разными именами. На Бродвее «Княгиня» превратилась в «Девушку с Ривьеры», в Англии стала «Принцессой-цыганкой», в Венгрии – «Королевой чардаша» и т.д. А в России за ней прочно закрепилось наименование «Сильва».
Впервые показанная летом 1916 года с актрисой Эльной Гистедт в роли Сильвы в тогда российском Гельсингфорсе (Хельсинки), в Петрограде она была представлена в 1917 г. театром «Палас». Постановку осуществил Алексей Феона. Чуть больше, чем через десятилетие именно он возглавил Театр музыкальной комедии.
«Сильва» появилась на афишах уже Ленинградского театра музыкальной комедии в 1940 году. За годы блокады название это окончательно закрепилось в генетической памяти горожан. С тех пор произведение Кальмана практически не покидает репертуар музкомедии, уступая только себе же, но под другим именем.
Так, например, в 1954 году в Будапеште специально для бенефиса знаменитой примадонны Ханны Хонти, которой в то время был уже 61 год, создали новое либретто «Королевы чардаша». Постановка этого спектакля имела необычайный успех в Венгрии. Изменения в либретто были существенными. В новой версии Цецилии, так теперь именовалась матушка Эдвина, которую играла Ханна Хонти, была отведена главная роль королевы кафешантана, прежняя героиня, Сильва, отошла на второй план, а роли Мишки и Фери – значительно расширены и т.д. В партитуру были добавлены номера из других оперетт Кальмана, так как в оригинальном клавире музыкальных номеров для новой партии композитором предусмотрено не было. Через несколько лет обновлённая таким образом оперетта перекочевала и на советские подмостки.
Для современной постановки бессмертного хита Кальмана, обретшего, наконец, оригинальное название «Княгиня чардаша» (хотя эта очередная редакция «Королевы чардаша», сделанной для Хонти), обновлён русский текст либретто, где драматургически обострено противоречие-противостояние «герои-общество», а также «притушены» их сентиментальные размышления о прошлом, уводящие от основного конфликта.
В главных ролях выступят солисты труппы и артисты: Анна Булгак, Мария Ворожейкина, Оксана Крупнова, Андрей Макаров, Фёдор Осипов, Елизавета Белоусова, Анастасия Лошакова, Роман Вокуев, Александр Леногов и другие.
Музыкальный руководитель и дирижёр – Андрей Алексеев.

23 марта, суббота

XIV Международный конкурс им. А. Г. Рубинштейна «Миниатюра в русской музыке» (Лицей искусств «Санкт-Петербург» – ул. Доблести, 34 А).
Конкурс проводится с 2002 года и входит в Ассоциацию музыкальных конкурсов России (АМКР). Одной из главных его целей является сохранение и популяризация жанра миниатюры в творческом наследии русских и зарубежных композиторов.
Конкурс проводится в два тура в номинациях: «Фортепиано», «Сольное пение», «Вокальный ансамбль».
Информация о конкурсе размещена на официальном сайте Лицея искусств «Санкт-Петербург»: https://lispb.ru

Весенняя программа фестиваля «Детские дни».
Ежегодный фестиваль «Детские дни» (до 2021 года – «Детские дни в Петербурге») был придуман в 2005 году, чтобы вдохновлять родителей на творческое общение с детьми в музеях, а музеи – на поиск новых форм взаимодействия с посетителями, которые помогли бы детям воспринимать музейные коллекции как важные для себя ценности. С 2022 года фестиваль проводится дважды, весной и осенью.
Фестиваль приглашает детей и взрослых на 39 культурных площадок. Весенние «Детские дни–2024» – это музейные маршруты, игровые экскурсии, мастер-классы, квесты, научные практикумы. В списке участников – 34 музея, 4 библиотеки и 1 центр естественных наук. К петербургской фестивальной программе присоединился «Музей в колокольне» (г. Новая Ладога).
Гостей весеннего фестиваля ждут: новая параллельная программа на тему «Мостики-мосты» (программы разных жанров на 27 площадках); продолжение игры-путешествия «Случай» – осенние детские путеводители по экспозициям 20 музеев Санкт-Петербурга, тиражи которых допечатаны; подростковый телемост между Санкт-Петербургом и Москвой.
Параллельная программа «Мостики-мосты» предлагает поразмышлять о том, что связывает людей, предметы, истории, места. Создатели фестивальных программ подошли к теме с самых разных сторон, рассматривая её и конкретно, и абстрактно, метафорически. Вместе с детьми они будут искать связи между разными, на первый взгляд, музейными предметами, между мифами или событиями; будут открывать общие черты у противоположных персонажей книг и исторических героев, у разных культур и эпох.
Почти на все события параллельной программы действует предварительная запись (в некоторых случаях надо приобрести билеты онлайн). Небольшая часть программ фестиваля (четыре) совершенно бесплатна для посетителей – их проводят библиотеки. Необходима предварительная запись.
Весной дети могут продолжить с помощью 20 музейных маршрутов на тему «Случай», которые начали свою работу осенью 2023 года, собирать собственный составной «детский путеводитель по музеям Петербурга». Маршруты адресованы 3 возрастным группам: 5–8, 7–10 и 9–12 лет. Они доступны в период фестиваля в рабочие дни и часы каждого музея-участника при приобретении входного билета.
В дни фестиваля каждый его участник получит в музее/библиотеке/научном центре диплом путешественника, на который ему на всех площадках будут ставить печати как отметки о прохождении фестивального маршрута или посещении фестивальной программы.
Подробная информация о событиях весенней программы «Детских дней» опубликована на сайте: https://www.museum12345.ru/

10.30 VI Открытый Всероссийский конкурс вокального и инструментального искусства на Приз Культурного центра Елены Образцовой (Культурный центр Елены Образцовой – Невский пр., 65).
С 23 по 28 марта в Культурном центре Елены Образцовой и Лицее искусств «Санкт-Петербург» состоится VI Открытый Всероссийский конкурс вокального и инструментального искусства на Приз Культурного центра Елены Образцовой. Конкурс пройдёт в рамках VI Международного фестиваля «Приношение Елене Образцовой» и станет частью празднования 85-летия со дня рождения великой русской певицы Е. В. Образцовой.
В конкурсе принимают участие юные вокалисты и вокальные коллективы (дуэты, трио и ансамбли до 8 человек), инструментальные ансамбли (до 6 человек). Конкурс состоит из двух туров и проводится в пяти возрастных группах: подготовительной – 7-9 лет, младшей – 10-12 лет, средней – 13-15 лет, старшей – 16-18 лет и профессиональной – 19-22 года. Конкурс пройдёт в двух форматах – очном и дистанционном (по видеозаписям). На конкурс поступили заявки из более чем 45 регионов России, а также из Беларуси, Узбекистана и Сербии.
Прослушивания участников в номинации «сольный вокал» состоятся с 23 по 27 марта (23-25 марта – 1-й тур, 26-27 марта – 2-й тур) в Культурном центре Елены Образцовой, прослушивания в номинации «вокальные ансамбли» и «инструментальные ансамбли» пройдут 26 марта (1-й тур) и 27 марта (2-й тур) в Лицее искусств «Санкт-Петербург». Начало прослушиваний в 10.30.
Награждение лауреатов, торжественное закрытие и заключительный концерт состоятся 28 марта в 15.00 в Концертном зале Мариинского театра.
Обладатель главной награды конкурса – «Приз Культурного центра Елены Образцовой» – получит денежную премию и диплом лауреата. В каждой возрастной группе будут присвоены звания лауреата и дипломанта конкурса. Учреждено много творческих призов, среди которых – участие в концертах «Наследие Елены Образцовой» и других проектах в филармониях России. В этом году партнёрами конкурса стали Волгоградская, Поморская, Липецкая, Брянская, Калининградская, Якутская филармонии. Финалисты будут награждены специальными призами – возможностью участия в мастер-классах ведущих преподавателей вокала на Международной творческой школе Культурного центра Елены Образцовой.

12.00 Однодневный фестиваль-марафон «Весь день – театр» (Театральный музей – ул. Зодчего Росси, 2 А).
23 марта с 12.00 до 22.00 Театральный музей вновь отметит Международный день театра однодневным фестивалем-марафоном «Весь день – театр». Седьмой год подряд проект приглашает всех, кто любит театральное искусство, провести день в музее. Посетители могут прийти как на всю программу, так и на отдельные события. В 2019 году проект вошёл в шорт-лист премии для молодых «Прорыв», а также получил почётный диплом премии «Музейный олимп».
Старт фестивалю даст экскурсия «Музыка в театре: рождение смыслов». Музыка всегда играла важную роль в драматическом спектакле. Но в ХХ веке, с возникновением режиссуры, отношения между драматической сценой и музыкой стремительно усложнялись. Поиски новых форм, средств выразительности и смыслов – всё это определило музыке особое место в спектакле. Подробности – у Юлии Журавлевой на экскурсии по музейной экспозиции.
Продолжит программу паблик-ток «Современный театр: режиссёрская версия». Подискутировать о том, что значит современный театр, и какой театр сегодня можно считать современным, приглашены петербургские режиссёры: создатель и руководитель самого маленького театра «Блоха» Кирилл Люкевич, выпускница мастерской Г. М. Козлова Серафима Крамер, режиссёр Александринского театра Антон Оконешников, постановщик спектаклей «Театра в Театральном музее» Никита Славич. Модератор встречи – театральный обозреватель, искусствовед Алена Мороз.
В программу фестиваля включены сразу два спектакля. Пьесу Славомира Мрожека «Эмигранты» сыграют участники проекта «Вторая студия» Антон Горчаков и Сергей Паньков. Герои их спектакля – интеллигент и пролетарий – ведут бесконечный диспут в непрерывной череде празднований Нового года в лучших традициях театра абсурда. Праздник всегда оказывается где-то рядом, а героям остаётся лишь слушать его отзвуки.
Театрально-музыкальный эксперимент в поисках автора «Чехов. Кто?» по переписке А. П. Чехова покажут актрисы театра «Мастерская» и проекта «Звучит». Режиссёр – Дарья Завьялова.
Актёры Максим Сапранов и Иван Капорин, знакомые зрителям по спектаклю «Театра в Театральном музее» «Красный фонарь», создали Творческое объединение «Прекрасные дилетанты» и приглашают на премьеру «Невероятной трагикомедии в одном акте, сделанной прекрасными дилетантами, под названием “Прежалостная и весьма жестокая кончина Пирама и Фисбы”».
Арина Полякова, выпускница мастерской А. А. Праудина, готовит музейное путешествие «Здесь и тут», маршрут которого пролегает по экспозиции. Как менялся Театральный музей с течением времени, что приобрёл, а что потерял? На первый взгляд, музей – это фиксация, статика, замирание в моменте, но что если за этим стоит гораздо больше жизни, чем мы способны себе представить?
Завершит программу акустический концерт «Лирический герой». Выпускник актёрской мастерской С. Д. Бызгу Игорь Астапенко так говорит о своём музыкальном творчестве: «Мне нравится тишина, она красиво звучит, но бывает, что тишина кричит и внутри меня становится шумно. Моя музыка началась давно, хотя, возможно, она не совсем моя. Это мой лирический герой, выраженный в песнях».

14.00 Концерт оркестра «Северная симфония» Музыкального театра имени Ф. И. Шаляпина (Концертный зал Мариинского театра – ул. Писарева, 20).
В Концертном зале Мариинского театра состоится концерт симфонического оркестра «Северная симфония» Музыкального театра имени Ф. И. Шаляпина под управлением маэстро Фабио Мастранджело. Программа включает концерт для фортепиано с оркестром № 3 Сергея Рахманинова, а также «Концертные танцы» и Сюиту из балета «Поцелуй феи» Игоря Стравинского. Солист – Олег Вайнштейн.

19.00 Премьера спектакля «Воскресение» по роману Л. Н. Толстого. Режиссёр – Семён Серзин (Театр «Приют комедианта» – ул. Садовая, 27/9).
Князь Дмитрий Нехлюдов выступает присяжным на слушании дела Катюши Масловой – юной девушки, в которой он узнаёт своё бывшее мимолетное увлечение. Обвиняемую ждёт тюрьма, а после – каторга за деяния, которые она вряд ли совершала. Осознавая несправедливость происходящего, Нехлюдов решает облегчить страдания девушки во чтобы то ни стало.
Режиссёр Семён Серзин, знакомый зрителям театра на Садовой по постановкам «Смерть Тарелкина» и «Киса», проведёт публику сквозь лабиринты совести, выходя за рамки простого рассказа о поиске истины. Это жестокая драма, вскрывающая изъяны общества. Спектакль удивит актёрским составом: сцену «Приюта комедианта» ждёт возвращение актрисы Розы Хайруллиной.
В спектакле также заняты: Евгений Санников, Татьяна Ишматова, Арсений Семёнов, Михаил Касапов, Антонина Сергеева.

20.00 Общедоступный концерт к 85-летию со дня рождения Валерия Гаврилина (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
В исполнении Концертного хора Санкт-Петербурга под управлением Владимира Беглецова прозвучит самое масштабное сочинение Валерия Гаврилина – хоровая симфония-действо «Перезвоны».
Судьба Валерия Гаврилина была тесно связана с Ленинградом: здесь он окончил музыкальное училище и консерваторию, здесь работал, здесь проходили премьеры его сочинений, отмеченных впоследствии множеством профессиональных наград.
Наряду с Георгием Свиридовым, Родионом Щедриным и многими другими композиторами, Валерий Гаврилин считается представителем так называемой «новой фольклорной волны» – направления в профессиональном искусстве, глубоко воспринявшего законы народного творчества. Эта музыка благозвучна, но не проста. Исключительно важна для неё народная песня. Например, у Гаврилина песни становятся основой вокальных циклов и вокально-симфонических поэм, песнями вдохновляются «действа» – особый, созданный композитором жанр музыкально-поэтического театра, ясная песенная мелодика проявляется в жанрах балетной, театральной и киномузыки.

24 марта, воскресенье

12.00 Показ оперы-сказки «Гензель и Гретель» (Екатерининское собрание – наб. канала Грибоедова, 88-90).
В Екатерининском собрании – музыкальная сказка «Гензель и Гретель» немецкого композитора Энгельберта Хумпердинка. Трёхчастная романтическая опера, написанная по одноименной сказке Братьев Гримм, на рубеже XIX–XX веков имела большой успех не только в Германии, но и в России, где она шла под названиями «Ваня и Маша» и «Пряничный домик». Фантастическая история, в которой заблудившиеся в лесу дети встречаются с колдуньей, как и положено, заканчивается счастливым поучительным финалом: добро побеждает зло и в финале оперы все герои славят Всевышнего, воспевая мудрость и радость бытия.
Открывается оперный спектакль «Гензель и Гретель» чудесной увертюрой, которая нередко звучит на концертной эстраде как самостоятельное произведение, включающее основополагающие темы оперы.
Исполнители: солисты «Петербург-концерта», Ансамбль солистов «Рождество» (художественный руководитель – Ольга Ступнева), Ансамбль «Барыня» (руководитель – Татьяна Тимохина), Симфонический оркестр Санкт-Петербурга (художественный руководитель и главный дирижёр – Сергей Стадлер), дирижёр – Павел Петренко. Режиссёр – Ирина Фокина.
Опера исполняется на русском языке.

14.00 Показ спектакля «Дневник ласточки» в рамках Российской национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска» (Большой театр кукол – ул. Некрасова, 10-12).
«Дневник ласточки» – это моноспектакль по одноимённой книге художницы Ольги Пташник и биолога Павла Квартальнова, который выступил консультантом постановки. В спектакле рассказывается история ласточки, которая с приближением зимних холодов устремляется на юг. Самым младшим зрителям спектакль рассказывает про устройство мира и гармонию природы, а для зрителей постарше он создаёт пространство для размышлений о сущности свободы; о том, как, несмотря на все тяготы и препятствия, продолжать следовать к своей цели и не разучиться «летать».

15.00 Концерт абонемента «Сказки А. С. Пушкина» к 225-летию со дня рождения поэта (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Дневные воскресные концерты для детей и их родителей, объединённые в абонемент «Сказки А. С. Пушкина», в этом году ведёт актриса театра и кино, ведущая программы «Спокойной ночи, малыши!» Анна Михалкова. Со сцены звучит сказочная, фантастическая, волшебная музыка самых разных композиторов и, конечно же, знаменитые сказки Пушкина.
В центре мартовской программы абонемента – музыка Дмитрия Шостаковича к несохранившемуся мультфильму «Сказка о попе и работнике его балде»: маленькие слушатели абонемента и их родители не только услышат сказку в сопровождении музыки, но и увидят иллюстрации песком и акварелью. Также на концерте прозвучит сказка «Полли и динозавры» Юрия Фалика – добрая летняя история, которую «расскажут» Академический симфонический оркестр под управлением Евгения Бушкова и Концертный хор «Перезвоны».

19.00 Гала-концерт звёзд мюзикла Москвы и Санкт-Петербурга (БКЗ «Октябрьский» – Лиговский пр., 6).
В июле 2023 года яркое шоу с участием Ивана Ожогина, Кирилла Гордеева, Дмитрия Ермака, Александра Казьмина, Мананы Гогитидзе, Елена Газаевой, Наталии Диевской и других солистов крупнейших проектов в жанре мюзикла, реализованных в двух столицах, впервые было показано на сцене Большого концертного зала.
В новом году театр представляет новую версию Гала-концерта, в которой новые эпизоды будут дополнять лучшие, проверенные временем и многими сценами хиты. И снова под сводами главной концертной площадки города развернётся красочная музыкальная панорама, в которой артистичность вокалистов и танцоров будет соперничать с драйвом и виртуозным мастерством оркестра под управлением маэстро Алексея Нефедова.
Уникальные световые находки, невероятный видеоряд и оригинальные сценические решения – то, что отличает каждую концертную программу театра.
В составе участников: Иван Ожогин, Наталия Диевская, Кирилл Гордеев, Наталия Быстрова, Дмитрий Ермак, Анастасия Вишневская, Георгий Новицкий, Елена Газаева, Александр Суханов, Манана Гогитидзе, Александр Казьмин, Агата Вавилова, Ярослав Баярунас.

19.00 Концерт Марии Голик «Весна», посвящённый Анне Герман (Духовно-просветительский центр «Святодуховский» Александро-Невской лавры – наб. реки Монастырки, 1 Д).
В программе прозвучат популярные песни: «Когда цвели сады», «Эхо», «А он мне нравится», «Надежда», итальянские композиции и русские романсы, которые вошли в репертуар Анны Герман.
Мария Голик – лауреат международных конкурсов, конкурсов «Весна романса» и «Романсиада», выпускница Санкт-Петербургской консерватории.

19.00 Премьера спектакля «Месяц в деревне» по мотивам пьесы И. С. Тургенева. Режиссёр – Роман Габриа (Театр им. В. Ф. Комиссаржевской – ул. Итальянская, 19).
Театр им. В. Ф. Комиссаржевской представит одну из самых известных пьес русского классика Ивана Тургенева «Месяц в деревне». Сам Тургенев не считал пьесу годной для сцены, в 1854 году он напишет: «Это собственно не комедия, а повесть в драматической форме. Для сцены она не годится, это ясно; благосклонному читателю остается решить, годится ли она в печати». Как драматическое произведение пьеса всеми газетами была названа «скучной», или даже «скучнейшей», и несценичной, хотя в то же время признавались её высокие литературные достоинства.
По-настоящему открыл пьесу именно ХХ век. Должна была завоевать мировую сцену новая драма, а герои Чехова, Ибсена, Стриндберга стать властителями дум, чтобы сквозь тонкое психологическое кружево «Месяца в деревне» проступили совсем другие смыслы – резкие, дисгармоничные.
И снова пьеса (впервые была поставлена в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской в 1998 г.) возвращается на подмостки в режиссуре Романа Габриа. Что сегодня станет главным в этой пьесе для постановщика, какую любовную работу ведёт современный человек, и что произойдёт с классическим тургеневским четырехугольником, узнают зрители премьеры в марте.
Режиссёр Роман Габриа: «Меня очень захватила тема перехода из возраста в возраст, которая одних из нас заставляет радикально ломать свою жизнь, других зарываться глубже в свои страхи и комплексы, кого-то расцветать, кому-то быть побеждёнными собственными драконами. Личность каждого из нас сталкивается с подобной ломкой роста. Такова природа человека. Вот сам процесс и очевидные признаки этого перехода – пожалуй, главное, почему я взялся за эту пьесу».
В спектакле заняты: Георгий Корольчук, Евгения Игумнова, Ольга Белявская, Елена Симонова, Александр Большаков, Анатолий Горин; Владимир Крылов, София Большакова, Анатолий Журавин, Семён Авралёв, Василий Гетманов, Екатерина Карманова, Клим Скоробогатов.

20.00 Концерт абонемента «Антон Брукнер. Великий австрийский романтик» к 200-летию со дня рождения композитора (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Абонементный цикл «Антон Брукнер. Великий австрийский романтик» Петербургская филармония посвящает двухсотлетию со дня рождения композитора: эту дату весь мир отмечает в 2024 году. В центре каждой абонементной программы – одна из симфоний Брукнера, и у абонемента обязательно будет продолжение: за один концертный сезон исполнить все его симфонии невозможно.
Седьмая симфония Брукнера прозвучит в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением известного дирижёра, представителя музыкальной династии Дмитрия Юровского. Также прозвучит Второй фортепианный концерт Шопена, солист – петербургский пианист Мирослав Култышев.

25 марта, понедельник

11.00 Выставка «Театр Мейерхольда. Императорская сцена» (Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека – ул. Зодчего Росси, 2).
Всеволод Мейерхольд (1874 – 1940), урожденный Карл Казимир Теодор Мейергольд, – режиссер, актер, педагог, театральный деятель, один из реформаторов театра ХХ века. Он познал огромную прижизненную славу – и принял мученический конец. Театр XX столетия немыслим без Мейерхольда и многим ему обязан.
В 1908 году по приглашению В. Теляковского Мейерхольд стал режиссером Санкт-Петербургских Императорских театров – Александринского и Мариинского. Здесь он проработал до 1917 года. За это время на сцене Александринского театра были поставлены спектакли по произведениям К. Гамсуна, Э. Хардта, Ж.-Б. Мольера, П. Кальдерона, А. Островского, М. Лермонтова и других писателей. В Мариинском театре шли оперы Р. Вагнера, М. Мусоргского, К.-В. Глюка, Р. Штрауса, А. Даргомыжского.
Деятельности режиссера в Императорских театрах посвящена выставка «Театр Мейерхольда. Императорская сцена». На ней будут представлены эскизы костюмов, бутафории, мебели, париков и грима, выполненные А. Шервашидзе и А. Головиным к драматическим спектаклям «Шут Тантрис» Э. Хардта, «Дон Жуан» Ж.-Б. Мольера, «Стойкий принц» П. Кальдерона, «Маскарад» М. Лермонтова, к операм «Тристан и Изольда» Р. Вагнера, «Орфей и Эвридика» К.-В. Глюка, «Электра» Р. Штрауса, «Каменный гость» А. Даргомыжского.
Дополнят экспозицию эскизы костюмов, созданные художником Д. Стеллецким к неосуществленному спектаклю «Царь Федор Иоаннович» по пьесе А. Толстого.
На выставке также будут демонстрироваться фрагменты статей о назначении Мейерхольда на должность режиссера «казенной труппы» и рецензий на спектакли из периодических изданий 1907–1917 годов.

20.00 Концерт, организованный Санкт-Петербургским музыкальным училищем имени М. П. Мусоргского (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
В концерте принимают участие творческие коллективы ведущих государственных музыкальных учреждений Санкт-Петербурга. В Большом зале Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича прозвучит грандиозное произведение сэра Пола Маккартни «Ecce Cor Meum», оратория для сопрано, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра. Также в программе концерта будут исполнены: симфоническая баллада «Воевода» Петра Чайковского, симфоническая ария для виолончели с оркестром Гавриила Попова и «Маленький белый умирающий лебедь» Сергея Екимова.
В концерте примут участие хор мальчиков хорового училища имени М. И. Глинки, хор Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, хор Санкт-Петербургского музыкального училища имени М. П. Мусоргского, Санкт-Петербургский молодёжный симфонический оркестр имени М. П. Мусоргского. Кроме того, на сцену выйдут дирижёр Юрий Серов, виолончелист Алексей Васильев и певица Полина Лаптева.

26 марта, вторник

Открытие выставки «MELANCHOLIA. Памяти Аркадия Ипполитова» (KGallery – наб. реки Фонтанки, 24).
Санкт-Петербургская Новая Академия представляет в KGallery выставку «MELANCHOLIA. Памяти Аркадия Ипполитова», подготовленную кураторами Сергеем Николаевичем и Ольгой Тобрелутс. Интерес к этому проекту продиктован прежде всего культовой фигурой главного героя – выдающегося искусствоведа, писателя, автора самых грандиозных выставок последнего десятилетия Аркадия Ипполитова (1958 – 2023). Его безвременно ранняя кончина вызвала целый шквал публикаций и откликов, заставив по-новому взглянуть на всю эпоху постмодерна, нашедшую свое наиболее яркое воплощение в творчестве художников Новой Академии. Их произведения в самых разных жанрах и техниках составят основу будущей экспозиции.
Выбор имён был продиктован самим Ипполитовым, который часто обращался к творчеству «академиков» Тимура Новикова, Ольги Тобрелутс, Георгия Гурьянова, Беллы Матвеевой и других. Со многими из них его связывали долгая дружба, общность интересов, принадлежность одному поколению. Но едва ли не в большей степени – Санкт-Петербург, ставший не просто адресом прописки, но неким духовным стержнем, городом, куда так или иначе они всё время возвращались.
Неслучайно, что площадкой для «Melancholia» является именно петербургская KGallery, где под кураторством Аркадия Ипполитова два года назад прошла самая представительная и обширная выставка его любимого художника-академика Георгия Гурьянова. Символично и название выставки – «Melancholia». Оно было подсказано многочисленными статьями и эссе Ипполитова, где он постоянно ссылается то на знаменитую гравюру Альбрехта Дюрера, то на фильм Ларса фон Триера, то на цикл песен Шуберта «Зимний путь».
К открытию выставки под редакцией Сергея Николаевича и Ольги Тобрелутс выйдет большой том его статьей и эссе. Туда вошли уникальные фотографии разных лет, а также воспоминания его близких друзей, коллег, соратников.
Автором дизайн-проекта выступит известный архитектор Антон Горланов, сочинивший оригинальное пространство, где будут сочетаться элементы интерьера легендарной квартиры Ипполитова на Невском проспекте и видео-инсталляции, в которую будут включены фотоработы Дмитрия Сироткина, Евгения Мохорева, Бориса Смелова.
Кроме этого, в рамках выставки «Melancholia» состоится презентация новой картины Ольги Тобрелутс, – современная версия портрета Дориана Грея, моделью для которого послужил Ипполитов.
Выставка открыта до 28 апреля.

17.00 Культурно-просветительское мероприятие «Народы Севера, Сибири и Дальнего востока на защите Ленинграда» в рамках проекта «Народы СССР в освобождении Ленинграда» (Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда — Соляной переулок, 9).
Битва за Ленинград стала одной из самых кровопролитных. В боях пали около миллиона представителей всех народов СССР, и народы Севера, Сибири и Дальнего Востока принимали в освобождении Ленинграда от фашистской блокады самое непосредственное участие. На оборону Ленинграда отправились все студенты и преподаватели института народов Севера мужского пола. Среди них те, кто внёс значительный вклад в становление и развитие литературы малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: Никита Васильевич Сахаров – один из зачинателей эвенкийской литературы, Антон Петрович Пырерка – аспирант, один из первых ненецких учёных и другие.
Закон «О всеобщей воинской повинности», принятый в 1939 году, давал возможность служить в вооруженных силах всем гражданам СССР, независимо от национальности, вероисповедания и социального происхождения. Осенью того же года состоялся первый призыв в Красную армию коренных малочисленных народов. Именно эти новобранцы приняли участие в первых сражениях Великой Отечественной войны. Известно, например, что только летом 1941 года из национальных сёл Хабаровского края, Приморья и Амурской области добровольно на фронт ушло около 900 нанайцев, ульчей, удэгейцев, эвенков и других народов Дальнего Востока. Особенно много отправили на фронт своих представителей нанайцы и ульчи. Безусловное первенство здесь принадлежит Самарам – более 100 добровольцев. Примерно столько же Ходжеров, Оненко, Киле, Пассаров, Гейкеров, Дигоров. Каждый седьмой среди добровольцев был представителем рода Бельди. Известны случаи, когда на фронт уходили целыми семьями. Например, семья эвенка из Тугуро-Чумиканского района Петра Савина.
Практически все воинские соединения, сформированные на Дальнем Востоке, имели в своём составе представителей коренных народов. Особенно много их было в 78 -й стрелковой дивизии. Воины из числа коренных народов Сибири, Севера и Дальнего Востока участвовали в боевых операциях на всех фронтах Великой Отечественной войны. Среди них были бойцы 59 воинских специальностей. Свыше 6% имели офицерское звание. Особенно прославились снайперы. Отделение снайперов, состоящее из народов Севера (С. Номоконов, М. Пассар, З. Киле, К. Батум и А. Самар), только за сентябрь-октябрь 1942 года уничтожило 1106 фашистов. Имя Пассара, застрелившего 236 врагов, было известно всему Донскому фронту. Фашисты сбрасывали листовки с дикими угрозами в адрес Максима, за его уничтожение немецкое командование обещало 100 тыс. рейхсмарок. Советские поэты посвящали Максиму Пассару стихи и песни. Вечер пройдёт с литературно-музыкальным сопровождением в исполнении участников фольклорного театра-студии «Северное Сияние».
Партнёр встречи: Институт народов Севера (ИНС) Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.

19.00 «Вместе и навсегда» – гала-шоу Санкт-Петербургского ледового театра в постановке Ильи Авербуха (Дворец спорта «Юбилейный» – пр. Добролюбова, 18).
В этом году программа ледового театра называется «Вместе и навсегда» и посвящена 50-летию ледового режиссёра и хореографа. В ней примут участие звёзды фигурного катания и олимпийские чемпионы разных поколений. Одним из самых ожидаемых участников гала-шоу в «Юбилейном» станет чемпион Турина-2006 и, без преувеличения, народный герой Роман Костомаров, который вновь встал на лёд после тяжёлой болезни. В гала-шоу выступят постоянные участники ледовых программ Ильи Авербуха: Алексей Ягудин, Оксана Домнина и Максим Шабалин, Мария Петрова и Алексей Тихонов, Албена Денкова и Максим Ставиский, Евгения Медведева, Марк Кондратюк, Евгения Тарасова и Владимир Морозов, Артем Федорченко.
Несомненным украшением постановки станет выступление главной российской пары в танцах на льду Виктории Синициной и Никиты Кацалапова наряду с другим неповторимым дуэтом – Александрой Степановой и Иваном Букиным. В программу отдельно включены главные петербургские звезды: Елизавета Туктамышева, Анастасия Мишина, Александр Галлямов, Евгений Семененко; Михаил Коляда, Матвей Ветлугин.
В постановке режиссёра дебютирует танцевальный дуэт Василисы Кагановской и Максима Некрасова.

27 марта, среда

19.00 Премьера программы «К 100-летию Сары Воан» (Санкт-Петербургская филармония джазовой музыки, Большой зал – Загородный пр., 27).
Программа посвящена джазовой диве Саре Воан, певице редчайшего смелого дарования. Ей были подвластны как самые сложные академические оперные произведения, так и тончайшая джазовая техника. Про её голос с диапазоном в несколько октав знатоки говорили, что такой рождается раз в сто лет. А музыкальное мышление Сары было сформировано отнюдь не вокалистами, а джазовыми инструменталистами-титанами.
Программу представит Юлия Касьян.
В программе концерта гости Джазовой филармонии услышат золотые джазовые хиты, ставшие визитной карточкой Сары Воан. Также прозвучит посвящение Саре маэстро Давида Голощёкина. В составе ансамбля: Гасан Багиров (гитара), Николай Сизов (рояль), Вадим Михайлов (контрабас), Гарий Багдасарьян (ударные).

19.00 Сольный концерт Эльчина Азизова «Песне моей поверь» (ДК им. Ленсовета – Каменноостровский пр., 42).
Эльчин Азизов, солист Большого театра, даст первый сольный концерт в Петербурге. В ДК им. Ленсовета будет представлена программа «Песне моей поверь» – всё самое лучшее и популярное из репертуара Муслима Магомаева. В программу входят песни: «Луч солнца золотого», «Надежда», «Нам не жить друг без друга», «Синяя вечность» и многие другие.
Эльчин Азизов родился в Баку, классическим вокалом начал заниматься только в 30 лет и очень быстро был замечен профессионалами: учился в академии Mozarteum в Зальцбурге и в Центре Оперного Пения Галины Вишневской в Москве, и уже в 33 года стал солистом Большого театра России. Неоднократно выступал в Италии, Франции, Германии, Польше, Греции, Израиле, Испании, Китае, Южной Корее, Японии, Австралии, Новой Зеландии, Великобритании, Чили, США, ОАЭ, Омане и других странах. Его репертуар включает в себя десятки ведущих партий мировой оперы.

28 марта, четверг

16.00 Творческая встреча с актрисой Театра на Васильевском Марией Фефиловой в рамках проекта «Театральный Петербург» (Библиотечно-культурный комплекс им. А. В. Молчанова – Ленинский пр., 115).
Мария Фефилова родилась 9 апреля 1987 года в Ленинграде. В 2008 году окончила СПбГАТИ. С 2008 года – актриса Театра на Васильевском. Играла в спектаклях «Вертеп», «Таня-Таня», «Салемские колдуньи», «Татуированная роза», «Курс лечения», «Весёленькая пьеса о разводе», «Ночь перед Рождеством», «Дети солнца» и других.
Сейчас Мария Фефилова играет главные роли в спектаклях «Идиот» по роману Фёдора Достоевского, «Женитьба» по пьесе Николая Гоголя, «Гроза» по пьесе Александра Островского, «Самодуры» по пьесе Карло Гольдони, «Мещане» по пьесе Максима Горького и «Орфей спускается в ад» по пьесе Теннесси Уильямса.
Мария Фефилова была педагогом по актёрскому мастерству в Российском государственном институте сценических искусств на курсе Владимира Анатольевича Туманова. Дебют в кино состоялся в 2009 году. Одни из первых работ в её фильмографии – сериалы «Версия» и «Слово женщине». Затем были съёмки в фильмах и сериалах: «Литейный», «Наше счастливое завтра», «Шаман», «Казнить нельзя помиловать», «Купчино», «Тайны следствия», «Великолепная пятерка», «Невский», «Знахарь», «Гений», «Спросите медсестру», «Филин» и других. В 2023 году на экраны вышли два новых фильма с участием Марии Фефиловой: в исторической драме «Екатерина. Фавориты» сыграла Екатерину Строганову, в шпионском детективе «Пилигрим» сыграла Майю. Фильмография актрисы насчитывает около 40 работ.

19.15 Спектакль «Бунин. Мужчина и женщина» (Театр «Легенда» – ул. Выборгская, 4, к.2).
Спектакль «Бунин. Мужчина и женщина» – это энциклопедия любовных драм, пять рассказов, объединенных одной идеей и настроением. В каждой из историй показан момент высочайшего торжества любви; будь она взаимная или безответная, счастливая или несчастная, пылкая и жгучая или совершенно бесстрастная – любовь показана самым сильным и тревожащим душу человека чувством.
Все отрывки сближает еще одна деталь – момент воспоминаний, возвращения к самому яркому, сильному переживанию, оставившему глубокий след в человеческой душе, и то , что счастливый финал здесь как будто и не предусмотрен, ведь самое чудесное и сильное чувство одновременно оказывается и самым разрешительным для хрупкой человеческой природы.
Композиционно все рассказы в спектакле объединены темой железной дороги – аллюзией к движению жизни. Здесь встречаются на вечер, спасают друг друга от одиночества, совершают безумства, стреляются, бросают любимых и бросаются под поезд, изнывая от невозможности быть вместе. Неужели любовь никого не пощадит, и трагически финал неизбежен? Избегая прямого ответа на этот вопрос, вспомним цитату самого И. А. Бунина, который говорил: «Любовь – высший судья в человеческих отношениях», пусть она рассудит.

29 марта, пятница

19.00 Концерт оркестра «Северная симфония» Музыкального театра имени Ф. И. Шаляпина (Концертный зал Мариинского театра – ул. Писарева, 20).
29 марта в Концертном зале Мариинского театра состоится концерт симфонического оркестра «Северная симфония» Музыкального театра имени Ф. И. Шаляпина под управлением маэстро Фабио Мастранджело. Прозвучат сюита из оперы «Кавалер розы» Р. Штрауса, Концерт для скрипки с оркестром Э. Корнгольда, а также Симфония № 1 Р. Шумана. Солистка – Анна Савкина (скрипка).

20.00 Премьера спектакля «Кроткая. Монтаж» по мотивам повести Ф. М. Достоевского в постановке Артёма Злобина (ТЮЗ им. А. А. Брянцева, Новая сцена – Пионерская пл., 1).
Артём Злобин – выпускник РГИСИ 2022 года (мастерская Льва Эренбурга), артист и режиссёр Небольшого драматического театра. «Кроткая. Монтаж» станет первой постановкой режиссёра по классическому произведению.
Достоевский назвал своё произведение фантастическим рассказом, в котором повествование ведётся от лица мужчины, потерявшего любимую женщину. Но, несмотря на случившуюся с героями трагедию, режиссёр вместе с артистами постарается найти в этом произведении и юмор, и иронию, и фарсовое существование персонажей.
Действующие лица повести хотят быть любимыми. Но понимание любви у каждого из них разное. Женщина пытается соответствовать требованиям мужчины, но оказывается неспособной жить по тем правилам, которые он ей предлагает. Комплексы мужчины и его прошлое приводят к тому, что он стремится самоутвердиться за счёт той, с которой хотел бы обрести счастье. Поэтому эта история обречена. Она закончится бунтом женщины и прозрением мужчины.
Из точки трагического финала мужчина попытается воссоздать вновь историю их отношений, осознать случившееся и понять, кто был прав, а кто не прав? Почему всё так произошло? Его мысли, переживания, борьба с собой и своей совестью станут желанием оправдаться перед ней, признанием своей ранимости, одиночества, растерянности и поздним раскаянием. Спектакль «Кроткая. Монтаж» – рассказ о мужчине и женщине, которые не сумели быть вместе.
Режиссёр о спектакле: «Мне очень важен мотив одиночества и гипертрофированной совести, которая есть у каждого из героев. Интересно исследовать территорию человеческого понимания любви, веры, гордыни, уязвленного самолюбия и желание доминирования одного человека над другим. Несовпадение разных форм понимания любви и приводит героев к такому финалу их истории».
Режиссёр-постановщик и автор инсценировки – Артём Злобин.
Художник-постановщик – Алёна Ромашкина.
Художник по свету – Ирина Вторникова.
В спектакле заняты: Иван Стрюк, Милана Владыкина, Анна Лебедь.

20.00 Концерт абонемента «Все симфонии Чайковского» (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Абонемент Петербургской филармонии «Все симфонии Чайковского» представляет в течение концертного сезона не только симфонии, но и инструментальные концерты композитора, в том числе – в сочетании с музыкой других отечественных авторов. Все программы звучат в исполнении Академического симфонического оркестра петербургской филармонии.
В мартовской программе абонемента под управлением Максима Алексеева прозвучит симфония Чайковского «Манфред» и знаменитый Третий фортепианный концерт Рахманинова. Солист – Андрей Коробейников.

30 марта, суббота

10.00 Всероссийский конкурс классического танца «Подъём» (Концертный зал отеля «Санкт-Петербург» – Пироговская наб., 5/2).
Сетевое издание Гид по танцу «Арт-Компас» проводит конкурс для коллективов классического танца. В составе Экспертного совета – ведущие солисты театров Санкт-Петербурга, Москвы и Нижнего Новгорода.
Конкурс позволит познакомить подрастающее поколение с образцами наследия классического танца, станет мощным толчком в развитии искусства классического танца в самодеятельных и любительских коллективах из других регионов России. Целью мероприятия также является сохранение канонов школы классического балета и создание условий для реализации творческой активности детей и молодёжи.
Конкурс завершится Гала-концертом, который состоится 30 марта в 14.00 в концертном зале отеля «Санкт-Петербург».
Участников ждёт церемония награждения и вручение дипломов по итогам конкурсных выступлений. Лучшие танцевальные коллективы примут участие в Гала-концерте и ещё раз продемонстрируют зрителям уровень исполнительского мастерства.
Подробная информация на официальном сайте проекта: https://www.art-kompas.ru/all

19.00 Концертная программа «Миг и вечность» (Екатерининское собрание – наб. канала Грибоедова, 88-90).
Серия программ «С. Рахманинов и Серебряный век» Международного фестиваля имени А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов «Миг и вечность» посвящена музыке великого композитора, пианиста, дирижёра Сергея Рахманинова и его современников.
В одноимённом концерте «Миг и вечность», который пройдёт в Екатерининском собрании, прозвучат известные и редко исполняемые сочинения С. Рахманинова, А. Аренского и А. Гречанинова, воплощающие многогранность русской музыки.
Исполнители: Юлия Стадлер, Элеонора Карпухова, Симфонический оркестр Санкт-Петербурга (художественный руководитель и главный дирижёр – Сергей Стадлер), дирижёр – Михаил Леонтьев.

20.00 «Только саксофон» — концерт Российского квартета саксофонистов (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
В Большом зале филармонии Российский квартет саксофонистов, успешно выступающий в самых разных жанрах, исполнит программу, в которой мелодии популярной классики сочетаются с танго и музыкой кино.
Квартет, объединяющий выпускников Российской академии музыки имени Гнесиных, концертирует в крупнейших городах России и за рубежом, выступает в программе престижных международных фестивалей. Участники ансамбля проводят в регионах России мастер-классы, творческие встречи и семинары.

31 марта, воскресенье

14.00. Кинолекторий «Исторический жанр в творчестве Василия Сурикова» (Центральная библиотека им. М.М. Зощенко – ул.Токарева, 7).
Будет показан документальный фильм «Василий Суриков. Я природный казак» (2008). Пойдёт разговор о том, чем отличалось творчество мастера и других художников – его современников, об особом подходе Сурикова к построению исторического пространства, будут рассмотрены знаменитые картины «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы» и другие, хранящиеся в Русском музее.
Василий Суриков, мастер масштабных исторических полотен эпохи передвижников, родился в Красноярске в семье потомственных казаков. Окончил Академию художеств, жил в Москве, в разные периоды своей жизни возвращался на малую родину.

15.00 Концерт абонемента «Шесть шедевров» (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Абонемент «Шесть шедевров» – это воскресные дневные просветительские программы, которые ведёт петербургский музыковед и просветитель Наталия Энтелис. Каждый концерт построен вокруг величайших шедевров в истории музыки, мартовская программа абонемента посвящена знаменитому Скрипичному концерту Феликса Мендельсона.

19.00 «Золотые сады» – новая концертная программа Евгении Смольяниновой (Культурно-досуговый центр «Московский» – Московский пр., 152).
В новой программе «Золотые сады» прозвучат старинные духовные песни, баллады, романсы и, конечно, песни самой Евгении Смольяниновой, написанные на стихи Лермонтова, Майкова, Блока, Пастернака и других поэтов.
В концерте примут участие: Святослав Смольянинов (гитара), Михаил Бенедиктов (фортепиано), Юрий Чевин (домра, флейта, слайд-гитара) и Светлана Борисова (аккордеон, флейта).

19.00 Спектакль по пьесе Славомира Мрожека В открытом море» (Театр НИТИ – Вавилов Лофт, Кадетская линия, 5, к.2 Д).
Спектакль «В открытом море» по одноимённой пьесе Славомира Мрожека–это психологическая драма под маской абсурда. Камерный зал, четыре актёра, множество вопросов и час на поиск ответов. Что представляет из себя человек? При каких обстоятельствах раскрывается его истинная сущность? Как не утратить человеческое достоинство в экстремальных условиях? Что может превратить цивилизованное общество в диктаторский беспредел?
Славомир Мрожек – блистательный драматург, который с тонким мастерством психолога рассматривает человека и его поведение в экстремальных условиях. Пьеса «В открытом море» – это не только драма и философское эссе, но и политический памфлет, точно отражающий окружающую действительность и вновь актуальный в наши дни.

20.00 «В предчувствии солнца» – программа «Терем-квартета» (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
«Терем-квартет» представляет на сцене Большого зала филармонии программу «В предчувствии солнца», в которой знаменитые классические мелодии и музыка кино прозвучат в оригинальных аранжировках ансамбля.

 

 

На заставке: фото Виктории Ушаковой