1 января, понедельник
Фестиваль «Новогодняя кутерьма» в Гатчине.
В первый день Нового года в Музее-заповеднике «Гатчина» начнется самый волшебный фестиваль «Новогодняя кутерьма». На всю праздничную неделю Плац перед Гатчинским дворцом превратится в ярмарочный городок. Детвору порадуют новогодние интермедии с Дедом Морозом, Снегурочкой и встречи со сказочными персонажами. В залах Гатчинского дворца гостей фестиваля ждут праздничные концерты кукольные представления и театрализованные перформансы. Кроме того, можно всей семьей посетить костюмированные экскурсии, поучаствовать в творческих мастерских и танцевать на балу.
Подробная программа фестиваля на сайте: https://gatchinapalace.ru/events/other/4371/
Фестиваль пройдёт до 8 января.
Фестиваль «Рождество у моря» (Севкабель-Порт – Кожевенная линия, 40 Б).
В Севкабель-Порту пройдет фестиваль «Рождество у моря». В павильоне «УКТ» ожидаются новогодние симфонические концерты, в программе которых – саундтреки из популярных фильмов и мультфильмов, рок при свечах, французский и американский джаз. «УКТ» находится на одном уровне с землей и не имеет порога, а это значит, что концерты будут доступны для пользователей колясками. Слева от павильона находится фудкорт, где можно перекусить «до» или «после» концерта.
Подробности на сайте: https://sevcableport.ru/ru/afisha/festival-rozhdestvo-u-morya
2 января, вторник
20.00 Органный концерт «Бах и легенда парижских соборов» (Римско-католический храм Матери Божией Лурдской – Ковенский пер., 7).
Римско-католический храм Матери Божией Лурдской, в котором ярким гала-концертом стартует фестиваль «Венок Рождества: орган над гродом», построен по проекту Леонтия Бенуа. Это настоящий французский уголок Петербурга. В храме установлен уникальный исторический орган Walcker, изготовленный в 1910 году одной из самых известных и прославленных в мире немецких органостроительных фирм.
«Бах и легенды парижских соборов» – концерт одного из самых востребованных и успешных органистов наших дней Даниэля Зарецкого.
Яркий старт концерта – знаменитая Мелодия для трубы американского композитора и органиста XX века Дэвида Джонсона, звучащая на рождественских богослужениях несчетное количество раз. Властелин органа Иоганн Себастьян Бах представлен Фантазией во французском стиле и хоральной обработкой «Приди, язычников Спаситель!»
Наивысшего расцвета во Франции Король инструментов достиг в эру симфонического органа, который создал гениальный органостроитель Аристид Кавайе-Коль, положив начало новой эпохе. Его инструменты были установлены в крупнейших соборах Парижа и продолжают поражать богатством звучания и по сей день. Целая блистательная французских композиторов создала в это время множество органных шедевров. В концерте прозвучат проверенные временем хиты для романтического органа. Родоначальник жанра органной симфонии – Шарль Мари Видор. Великим музыкантом рубежа XIX-XX столетий написано 10 органных симфоний.
Легенда Франции, музыкант в течение 64 лет служил органистом знаменитой церкви Сен-Сюльпис, воспитал плеяду звездных учеников, с грандиозным успехом выступал в многочисленных странах Европы и мира, включая и Россию, а сольные концерты давал, даже перешагнув порог 90-летия. Готическая сюита Леона Боэльмана, пожалуй, одно из самых исполняемых органных сочинений XIX столетия. За 16 лет своей композиторской карьеры музыкант создал около 160 сочинений, написанных в лучших традициях французской позднеромантической школы, большая часть которых – для органа. Теодор Дюбуа, представленный виртуозной Токкатой, композитор, органист и музыкальный педагог, создавший множество органных сочинений. Ученик Сен-Санса Эжен Жигу – органист Церкви Святого Августина в Париже с 62-летним стажем, писал исключительно музыку для органа, как религиозного, так и светского характера. Токката из цикла «10 пьес для большого органа» – один из признанных хитов для Короля инструментов.
Еще один хит – Вестминстерские колокола Луи Вьерна – блистательного ученика Франка и Видора, который занимал пост титулярного органиста Собора Парижской Богоматери до конца жизни, прослужив там более 30 лет. Вьерн снискал славу блестящего органиста и импровизатора, гастролируя по Европе и Америке. Его органные симфонии и изысканные программные миниатюры вошли в золотой репертуар Короля инструментов.
Программа:
Дэвид Джонсон (1922–1987). Мелодия для трубы ре мажор;
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750). Хоральная фантазия Nun komm der heiden Heiland BWV 659;
Фантазия соль мажор BWV 572;
Теодор Дюбуа (1837–1924). Токката;
Эжен Жигу (1844–1925). Менуэт и Токката;
Луи Вьерн (1870–1937). Вестминстерские колокола;
Шарль-Мари Видор (1844–1937). Адажио и Токката из органной симфонии N 5;
Леон Боэльман (1862–1897). Токката из Готической Сюиты;
Перси Флетчер (1879–1932). Фестивальная Токката.
Исполнитель – Даниэль Зарецкий, орган.
3 января, среда
20.15 В рамках VI органного фестиваля «Венок Рождества: орган над городом» концерт «Ave Maria и музыка Рождества» в Невской ротонде (Центр искусства и музыки на Невском – Невский проспект, 20).
Центр искусства и музыки на Невском 20 – уникальное культурное пространство. В XVIII столетии здесь, в самом сердце города, располагался голландский квартал, а историческое здание занимала Голландская реформатская церковь с роскошным органом Walcker, ныне радующим слушателей в Капелле Санкт-Петербурга. Сейчас в красивейшей ротонде здания установлен исторический голландский орган 1910 года мастера Марта Вермейлена, привезенный из Нидерландов в 2020.
«Ave Maria и музыка Рождества» – четыре чудесных сопрано в сопровождении органа представят множество версий великой молитвы, обращенной к Пречистой Деве. Наряду с вариантами Шуберта, Баха–Гуно и Пьяццоллы прозвучат обращения к этой вечной теме Шумана и Бизе, Масканьи и Франка.
Вариант Баха-Гуно знаменит тем, что в качестве аккомпанемента французский композитор использовал до мажорную прелюдию Баха из первого тома Хорошо темперированного клавира. Шедевр, созданный Шубертом, написан на текст нашумевшей в свое время поэмы Вальтера Скотта «Дева озера», переведенной на немецкий Адамом Шторком. Широко известен стихотворный перевод этой баллады на русский язык Алексея Плещеева. А вот признанный шедевр, приписываемый Каччини, оказался мастерской мистификацией петербургского музыканта и композитора Владимира Вавилова. В оригинале музыка Ave Maria Астора Пьяццоллы была написана для солирующего гобоя с оркестром и предназначена для фильма итальянского режиссёра Марко Беллоккьо «Генрих IV». Оригинальное название пьесы – «Tanti anni prima» («Много лет назад»).
Позднее, уже после смерти Пьяццоллы стал известен ее вокальный вариант – Ave Maria, на стихи Роберто Бертоцци. Яркий аккорд концерта – «Аллилуйя» из известного всем трехчастного мотета Exultate jubilate, написанного еще совсем юным Моцартом.
Сольный орган представлен чудесным ноэлем мастера рококо Луи Дакена и светлейшей Пасторалью Иоганна Себастьяна Баха. Символический финал вечера —одно из самых популярных в западном мире рождественских песнопений «Тихая ночь». Оно принадлежит перу немецкого органиста и композитора Франца Грубера и написано на текст священника Йозефа Мора. Самая старая из сохранившихся авторских партитур (около 1820 года) хранится в зальцбургском музее Каролино-Августеум.
Ave Maria и музыка Рождества — ангельское пение и космическое величие органа.
Программа:
Георг Фридрих Гендель (1685–1789). Ария Amen, alleluja;
Иогнанн Себастьян Бах (1685–1750). Пастораль фа мажор BWV 590;
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) – Шарль Гуно (1818–1883). Ave Maria;
Доменико Скарлатти (1685–1757). Ария;
Луи Клод Дакен (1694–1772). Ноэль;
Франц Шуберт (1797–1828). Ave Maria;
Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791). Alleluja из кантаты Eхultate, jubilate;
Камиль Сен- Санс (1835-1921). Ave Maria;
Йоганнес Брамс (1833–1897). Колыбельная;
Роберт Шуман (1810–1856). Ave Maria (трио);
Сезар Франк (1822–1890). Ave Maria (дуэт);
Жорж Бизе (1838–1875). Ave Maria;
Пьетро Масканьи (1863–1945). Ave Maria;
Владимир Вавилов (1925–1973). Ave Maria (дуэт, приписывалось Джулио Каччини);
Астор Пьяццолла (1921–1992). Ave Maria;
Франц Грубер (1787–1863). Ночь тиха (трио).
Исполнители: Вера Чеканова (сопрано), Мария Белякова (сопрано), Надежда Остапенко (сопрано), Полина Бурлака (сопрано), Алин Абдурашитова (орган).
4 января, четверг
12.00 Праздничный новогодний концерт ансамбля песни и пляски «Невский дозор» в Историческом парке (ул. Бассейная, 32).
Ансамбль песни и пляски «Невский дозор» был основан в 1939 году на базе небольшого коллектива армейской художественной самодеятельности. Становление ансамбля совпало с годами Великой Отечественной войны, когда артисты выступали перед жителями блокадного Ленинграда и бойцами ленинградского фронта, зачастую, на дымящихся улицах, полевых аэродромах и в прифронтовых госпиталях, вселяя в людей силу и веру в Победу.
В праздничной новогодней программе: произведения русских композиторов, хореографические номера.
Вход свободный.
19.00 «Танцы для двух роялей» – концертная программа ПетРо Дуэта» (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Петербургский «ПетРо Дуэт», объединяющий пианистов Анастасию Рогалеву и Дмитрия Петрова, выступит в Большом зале филармонии с сольным концертом. В программе «Танцы для двух роялей» прозвучат фрагменты из балета Чайковского «Щелкунчик», монументальные Симфонические танцы Рахманинова и сюита Аренского «Силуэты».
20.00 «Саундтреки к кинофильмам» – концертная программа Балтийского симфонического оркестра (Концертный зал «Колизей Арена» – Невский пр., 100).
Программа концерта состоит из известных мелодий к кинофильмам «Служебный роман», «Иван Васильевич меняет профессию», «Мой ласковый и нежный зверь» и саундтреков из «Игры престолов», «Крестного отца», «Гарри Поттера» и многих других отечественных и зарубежных кинофильмов.
5 января, пятница
19.00 Новогодняя феерия саксофонов (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
В первую неделю 2024 года Российский квартет саксофонистов исполнит в Большом зале филармонии праздничную программу, в которой известные новогодние темы прозвучат вместе с мелодиями популярных песен, аргентинским танго и переложениями классики.
Российский квартет саксофонистов – молодой коллектив, объединяющий выпускников Российской академии музыки имени Гнесиных.
21.00 «В каждой музыке только Бах» – рождественский концерт камерного оркестра «Дивертисмент» (Большой Итальянский просвет Государственного Эрмитажа – Дворцовая наб., 34).
В программе «В каждой музыке только Бах» прозвучат Третий и Шестой Бранденбургские концерты Иоганна Себастьяна Баха.
Шесть Бранденбургских концертов явились самым широким и совершенным выражением баховского оркестрового стиля. Эта знаменитая серия написана была в Кётене, вероятно, около 1721 года для маркграфа Христиана Людвига Бранденбургского, в нотах которого и были найдены посмертно баховские партитуры с куртуазно-учтивым посвящением на французском языке. Название, данное Бахом своему произведению, гласит: «Шесть концертов. С несколькими инструментами». При жизни композитора этот ныне прославленный opus, вероятно, так и не был исполнен. Автографы хранятся теперь в Музыкальном отделе Берлинской государственной библиотеки.
6 января, суббота
16.00 Премьерный показ мюзикла «Щелкунчик и Мышиный Король» (КДЦ «Максим» – Ланское шоссе, 35).
Симфонический оркестр Ленинградской области совместно с Государственной филармонией для детей и молодежи представляют новогодний мюзикл «Щелкунчик и Мышиный Король». Либретто Жанны Жердер при участии Александра Журбина по одноименному произведению Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Рождественская повесть-сказка, в которой реальность легко перетекает в фантазию, обрела новое музыкальное воплощение благодаря композитору Александру Журбину. Несмотря на глубокое философское содержание, спектакль понятен и интересен как маленьким зрителям, так и взрослым.
Показ пройдет на новой площадке нашего города – в Культурно-досуговом центре «Максим», расположившемся в обновленном здании бывшего кинотеатра. Центр оборудован концертным залом на 799 мест. Площадка трансформируется под проведение концертов, спектаклей и фестивалей. В восстановленном здании открываются выставочные залы и на постоянной основе будут работать творческие студии для петербуржцев разных возрастов.
17.00 «Рождественская встреча» – праздничный концерт Государственного Русского концертного оркестра Санкт-Петербурга при участии Валерии Зиновьевой (сопрано) и Дмитрия Уди (баритон) (Дворец молодежи «Царскосельский» – г. Пушкин, Магазейная ул., 42 А).
В праздничной программе «Рождественский вечер» прозвучат русские народные и неаполитанские песни, классика советской эстрады, виртуозные инструментальные миниатюры.
7 января, воскресенье
15.00 Концерт абонемента «Сказки А. С. Пушкина», посвященного 225-летию со дня рождения поэта (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
В концертах абонемента «Сказки А. С. Пушкина» звучит музыка самых разных композиторов и знаменитые сказки Пушкина. Январская программа посвящена поэме «Руслан и Людмила». Вместе с чтением фрагментов волшебной, вдохновленной былинами сказки прозвучит музыка одноименной оперы Михаила Глинки.
В программе второго отделения – музыка балета Чайковского «Щелкунчик».
На сцене – ведущий детских концертов филармонии Николай Буров и Губернаторский симфонический оркестр Санкт-Петербурга под управлением Максима Алексеева.
16.00 Показ детской оперы «Свинопас, или Сто принцессиных поцелуев» (КДЦ «Максим» – Ланское ш., 35).
Государственная филармония для детей и молодежи Санкт-Петербурга совместно с Симфоническим оркестром Ленинградской области представляют оперу для детей «Свинопас, или Сто принцессиных поцелуев» по сказке Г. Х. Андерсена в переводе А. В. Ганзен.
Показать оперу в новой интерпретации, учитывая современные тенденции театрального и музыкального мира, – задача, которую ставили перед собой создатели спектакля. Всеми любимая сказка объединит на сцене ведущих оперных и драматических артистов филармонии.
Большая роль отведена хореографии, на ее пластической выразительности построена важная и весомая часть сценического повествования. Объединение разных жанров уже стало традицией для новых постановок Государственной филармонии для детей и молодежи.
7 января показ пройдет на новой площадке нашего города – в Культурно-досуговом центре «Максим», расположившемся в обновленном здании бывшего кинотеатра.
8 января, понедельник
11.00 Новогоднее представление «Снежная Королева» (Дом офицеров – Литейный пр., 20).
Музыкальный театр им. Ф. И. Шаляпина приглашает детей и их родителей на новогоднее представление «Снежная Королева» по сказке Ганса Христиана Андерсена.
Сюжет спектакля проведет зрителей через множество приключений, радостей, чудес и магии. Коварная Снежная Королева похищает мальчика Кая, превращая его в сердце в лед. Храбрая Герда отправляется спасать Кая, преодолевая различные препятствия на пути к ледяному замку Снежной Королевы. Лишь вера в свои силы и поддержка сказочных друзей помогут ей спасти друга и растопить лед в его сердце.
,
19.00 «Месяц Джакомо Пуччини в Мариинском» к 165-летию со дня рождения композитора (Концертный зал Мариинского театра – ул. Писарева, 20).
22 декабря 2023 года исполнилось 165 лет со дня рождения Джакомо Пуччини. Мариинский театр объявляет месяц великого итальянского композитора и выпускает тематический абонемент.
Сегодня в репертуар Мариинского театра входит девять полномасштабных и одноактных опер великого итальянца. Все они прозвучат в рамках тематического «Месяца Джакомо Пуччини в Мариинском»: «Манон Леско» (8 января), «Мадам Баттерфлай» (15 января), «Турандот» (17 января), «Богема» (18 января), «Тоска» (28 января), «Девушка с Запада» (30 января), «Плащ», «Сестра Анжелика» и «Джанни Скикки» (1 февраля). Подарками станут также концертное исполнение редкой оперы «Ласточка» (23 января) и струнный квартет «Хризантемы» (21 января) на концерте Страдивари-ансамбля Мариинского театра.
9 января, вторник
19.00 Опера «Трубадур» (Мариинский-2 – ул. Декабристов, 34).
«Худшее, что может быть, – это скука», – наставлял Верди своего друга либреттиста Сальваторе Каммарано. О том, что на «Трубадуре» заскучать невозможно, говорят уже названия четырех его актов: «Дуэль», «Цыганка», «Сын цыганки», «Казнь». Место и время действия – беспроигрышные: Испания, Средние века. Локации – эффектные: замок, сад, цыганский табор, монастырь, тюрьма. Время суток – почти всегда ночь.
Головоломный сюжет «Трубадура» издавна служит мишенью для ехидной иронии; сложная для пересказа, неправдоподобная история распри двух не ведающих о своем родстве братьев – непревзойденный образец романтического иррационализма. И все же Верди увидел в ней главное – резкие контрасты, сильные страсти, драматические ситуации и, что особенно важно, возможность собрать превосходный вокальный ансамбль из четырех главных героев, из четырех ярких характеров: прекрасной фрейлины Леоноры (сопрано), храброго трубадура Манрико (тенор), жестокого графа ди Луны (баритон) и темпераментной цыганки Азучены (меццо-сопрано). Если любовный треугольник (сопрано – тенор – баритон) принадлежит к оперному стандарту, то фигура матери, разрывающейся между горячей любовью к сыну и лютой жаждой мести, – явление на оперной сцене уникальное. Азучена стала у Верди фигурой трагедийного масштаба: «Не делайте Азучену помешанной! Сраженная усталостью, горем, ужасом, бессонницей, она не может говорить связно… Она подавлена, угнетена, но не безумна» (из письма к Каммарано). Наградив персонажей «Трубадура» россыпью великолепных мелодических находок, Верди не только сполна компенсировал все несуразности сюжета, но и оживил своих героев, заставил зрителей глубоко сопереживать им. Эмоциональное воздействие вердиевских мелодий, исполненных выдающимися певцами, неотразимо; недаром коронная стретта Манрико сразу превратилась в итальянскую патриотическую песню: не важно, что Манрико живет в Испании 1410-х годов, – он выражал чувства итальянцев эпохи Рисорджименто и продолжает выражать чувства любого человека, воодушевленного идеей свободы.
Энрико Карузо в свое время произнес фразу, ставшую крылатой: «Главная проблема при исполнении «Трубадура» заключается в том, что для этого необходимы четыре самых лучших певца вмире». Успех «Трубадура», действительно, в первую очередь зависит от солистов, от того, как они исполнят арии-монологи, как прозвучат многочисленные вокальные ансамбли, особенно дуэты, поскольку именно в дуэтах образы героев раскрываются во всем своем объеме и богатстве. Партитуру украшают хоры – мужские (солдат), женские (монахинь), смешанные (цыган). Оркестр служит поддержкой, инструментальным пьедесталом для пения, которое всегда оставалось в центре внимания крупнейшего итальянского оперного мастера.
В Мариинском театре одну из самых популярных опер мирового репертуара поставила бригада соотечественников композитора во главе с режиссером и художником Пьером Луиджи Пицци. Зрелищное и одновременно сдержанное визуальное решение спектакля опирается на три цвета: черный, красный, белый; его сквозной образ – пламя, символ мести, ненависти и гнева. Это история о борьбе, в которой нет победителей, о цепочке насилия, которую ценой своей жизни разрывают не агрессоры, а жертвы. Однако «Трубадур», при всей мрачности сюжета, не угнетает и не подавляет. Благодаря гению Верди зритель унесет в памяти не сцены братоубийственной вражды, а несравненную, вечнозеленую музыку.
21.00 Спектакль «Топливо» (Площадка «Скороход» – Московский пр., 107, к.5, 4 эт.).
«Топливо» – поиск нового героя, размышления о себе и своём призвании, сомнения и головокружительный взлёт. На основе интервью с Давидом Яном.
«Ведомости»: «История молодого ученого, который вынужден выбирать между наукой и практически случайно начатым IT-бизнесом, удерживает внимание зрителя не хуже образцового блокбастера».
Герой спектакля Семена Александровского – Давид Ян, создатель компании Abbyy, разработчик электронных словарей Lingvo и зачинатель флешмобов в России. Документальная пьеса Евгения Казачкова написана на основе многочасовых бесед с самим Яном, единственным персонажем «Топлива». Вербатим открывает театру возможность сфокусироваться на внутреннем мире человека, на драматургии его жизни. Ян в формате лекции рассказывает о поступлении в физтех, об авантюре с первым электронным словарем, о том, как жизнь профессиональная запараллелилась с личной. На выходе получается история о поиске смысла жизни, о жажде бессмертия, о том, как изменить мир к лучшему. Фрагменты флешмобов, инициированных Яном, вкраплены в ткань повествования: флешмоб как иррациональное действие, направленное на деформацию привычной реальности, зарифмован с темой решающих выборов. Максим Фомин, играющий Яна, обращается к зрителям, но иногда к своей копии, оживающей на экране. Образ Яна двоится, троится, иллюстрируя не только сложность человеческой натуры, но и возможности интеллекта, меняющего сознание с помощью технологий.
«Коммерсант.ру»: «В витиеватом «научном» монологе Давида Яна, записанном драматургом Евгением Казачковым, проступает близкая каждому тема: поиск смысла существования. Чуждый пафосу герой спектакля выражается иначе: «Как найти то топливо, чтобы мне было интересно».
Режиссер – Семен Александровский.
Драматург – Евгений Казачков.
Артист – Максим Фомин.
10 января, среда
19.00 Спектакль «Доктор Живаго» (АДТ им. В.Ф.Комиссаржевской – Итальянская ул., 19).
«Смерти не будет» – первое название романа в карандашной рукописи Бориса Пастернака 1946 года и эпиграф из Откровения Иоанна Богослова: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло». Роман «Доктор Живаго» есть величайшее художественное свидетельство ушедшего в прошлое образа жизни и уничтожения нескольких поколений незаурядно мыслящих людей.
Спектакль «Доктор Живаго» Театра им.В.Ф. Комиссаржевской – это история русского интеллигента доктора Юрия Андреевича Живаго, его любимых женщин, прошедших через его жизнь, всех тех, кто вольно или невольно оказался рядом: история людей, ставших заложниками страшных событий страны первой половины XX века. А кто победил? – дворник Маркел…
20.00 «Maestro di Violino» – концерт Симфонического оркестра Санкт-Петербурга под управлением Сергея Стадлера (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Симфонический оркестр Санкт-Петербурга и его художественный руководитель Сергей Стадлер представляют программу, посвященную итальянскому композитору Антонио Вивальди. Большинству он известен исключительно как создатель концертов «Времена года» – один из них, «Зима», прозвучит в этот вечер. Однако композитором было написано более 500 произведений этого жанра. Программа Симфонического оркестра Санкт-Петербурга – возможность познакомиться с музыкой великого венецианца ближе, открыть новое, почувствовать нюансы, услышать предвосхищение знаменитых «Времен года».
11 января, четверг
14.00 Открытие выставки «Пламенный истолкователь и поборник русского искусства», посвященной 200-летию Владимира Стасова (Отдел эстампов и фотографий Российской национальной библиотеки – пл. Островского, 1-3).
Выставка расскажет о многогранной деятельности выдающегося музыкального и художественного критика, историка искусства, публициста Владимира Васильевича Стасова, который на протяжении пятидесяти лет был сотрудником Императорской публичной библиотеки. Этапам жизни и направлениям творчества Стасова посвящены шесть разделов выставки – становление, музыка, изобразительное искусство, научная работа, библиотека, публицистика.
Впервые жизнь и деятельность известного критика будет представлена сквозь призму редких документов из фондов РНБ. Это первая публикация Стасова в журнале «Отечественные записки» 1847 года, письма и рукописи из его личного архива с автографами многих знаменитых современников, прижизненные издания, семейные фотографии, рисунки, гравюры.
Владимир Стасов известен не только как критик и публицист, но и как автор самостоятельных научных работ, к которым относятся описания собраний орнаментов и исследование о происхождении русских былин. Среди экспонатов – самый амбициозный издательский проект – библиофильский шедевр, одна из самых дорогих книг в истории русского книгоиздания «История и памятники византийской эмали» (1892 г.).
Вокруг Стасова всегда собирался большой круг деятелей искусства. Он был первым наставником и другом, защитником и пропагандистом творчества «Могучей кучки» и «передвижников». Кроме примеров стасовской полемики на страницах «Вестника Европы» за 1885 г. на выставке можно будет ознакомиться с перепиской с Мусоргским, Римским-Корсаковым, Бородиным, Чайковским, Рубинштейном, Васнецовым, Верещагиным, Ге, Мате, Репиным, Серовым, Суриковым, Третьяковым, увидеть фотографии произведений известных скульпторов Антокольского и Гинцбурга с их автографами.
Особый интерес представит шарж Константина Маковского «Шествие в храм Славы художников-передвижников и музыкантов «Могучей кучки» во главе со Стасовым-барабанщиком» (1871 г.).
В Библиотеке он вел колоссальную работу: принимал участие в составлении каталогов и комплектовании, содействовал пополнению фондов архивами выдающихся деятелей. По его инициативе устраивались различные выставки, создавались коллекции портретов, принимались судьбоносные решения, например, о недопущении перевода Библиотеки в здание Инженерного замка. Возглавив Отделение искусств и технологий, он пропагандировал новые веяния и течения в технике и искусстве.
Один из удивительных экспонатов – памятная табличка с дачного дома Стасова, сохранившаяся после пожара (авторы Иван Ропет и Семен Венгеров). В ее художественном оформлении и словах, послуживших названием для выставки, нашла отражение натура выдающегося критика.
В этот день в 10.00 начнет работу научная конференция «В. В. Стасов и русская культура».
Выставка открыта до конца января.
19.00 Концерт памяти Елены Образцовой «Душе твоей, Елена» (Ротонда Мариинского дворца – Исаакиевская пл., 6).
Концертами откроется VI Международный музыкальный фестиваль «Приношение Елене Образцовой»: 7 июля этого года ей исполнилось бы 85 лет.
В программе концерта в Ротонде Мариинского дворца – арии из опер «Паяцы» Р. Леонковалло и «Евгений Онегин» П. И. Чайковского в исполнении солистов Михайловского театра Александры Сенниковой (сопрано) и Семена Антакова (баритон). За роялем – лауреат международных конкурсов, обладатель звания «лучший концертмейстер» Международных конкурсов Елены Образцовой Мария Чернова.
В памятном вечере в Культурном центре Елены Образцовой выступят известные петербургские музыканты, лауреаты международных конкурсов Людмила Шкиртиль (меццо-сопрано), Олеся Тертычная (флейта), дуэт «Резонанс» Евгении Петровой (домра) и Дарьи Маркиной (аккордеон), фортепианное трио Елены Лебедевой, Валентины Майстер и Марии Черновой, а также молодые певцы и музыканты – лауреат XXIV международного телевизионного конкурса «Щелкунчик» Михаил Васильев (виолончель), лауреаты Всероссийского конкурса на Приз Культурного центра Елены Образцовой Константин и Александр Повзуны (фортепиано), Ксения и Алексей Федотовы (флейта, фортепиано), Варвара Кузоватова (сопрано, Уфа), финалист Творческой школы «Возрождение» Русского музыкального общества и Культурного центра Елены Образцовой Аркадий Чайкин (баритон). В программе – сочинения русских и зарубежных композиторов, русские песни и романсы.
Вход на концерт в Ротонду Мариинского дворца – по пригласительным билетам. Начало в 19.00.
Вход на концерт в Культурный центр Елены Образцовой – по предварительной регистрации на сайте: http://www.obraztsova.org/.
Начало в 18.00.
12 января, пятница
15.00 Хармс-ёлка (Театральный музей – ул. Зодчего Росси, 2 А).
12, 13 и 14 января в 15.00 и 19.00 Театральный музей в сотрудничестве с «Маршрутом “Старухи”» вновь приглашает детей и взрослых на Хармс-ёлки. Это как новогодняя ёлка, но только по-хармсовски: абсурдно, местами нелепо, иногда шиворот-навыворот, а еще чуточку смешно и обязательно немного грустно. Главный герой вечера – Даниил Хармс и его творчество, а также поэзия обэриутов и других детских писателей 1920-х годов.
На входе гостей встретят снежные старички и старушки, которые станут проводниками в мир хармсовского творчества. После небольшой экскурсии по музейной экспозиции (с элементами хармсовщины) состоится новогодняя интермедия. Затем покажут спектакль, из которого станет наконец понятно, почему Хармс не любил бутерброды с икрой, какую оперу постоянно слушал (и пел), о чем думает простая снежная слякоть и зачем вообще весь этот цирк. Непременно будут и фокусы, которые Хармс умел и любил показывать.
19.00 XХIII Новогодний фестиваль, посвященный 35-летию Филармонии джазовой музыки (Санкт-Петербургская филармония джазовой музыки – Загородный пр., 27).
1 января 2024 года Санкт-Петербургской филармонии джазовой музыки, основанной Давидом Голощекиным, исполняется 35 лет. К этой дате приурочен XХIII Новогодний фестиваль, который пройдет с 12 по 14 января.
Среди участников фестиваля – ансамбль «Четверо», Jazz Philharmonic Оrchestra, Mussorgsky Jazz Orchestra под управлением Сергея Богданова, Ленинградский диксиленд под управлением Олега Кувайцева, Давид Голощекин и его ансамбль, Юлия Касьян (вокал), саксофонист Михаил Костюшкин, а также джазовый пианист из Еревана Ваагн Айрапетян и звезды московского джаза Алексей Подымкин (фортепиано), Сергей Васильев (контрабас), барабанщики Виктор Епанешников, Павел Тимофеев и многие другие.
По традиции музыкантов представит Владимир Фейертаг.
19.00 Музыкально-литературный вечер с актрисой Верой Зощенко (Государственный литературный музей «ХХ век», пространство «Ловцы слов» – ул. Садовая, 17, 2 этаж).
12 января 2024 года в 19.00 на выставке «Ловцы слов» состоится музыкально-литературный вечер с актрисой Верой Зощенко «Чтоб от неба и земли Светы встретиться могли».
Прозвучат произведения А. Куприна, А. Вознесенского, А. Апухтина, В. Брюсова, Б. Пастернака, И. Бродского и З. Гиппиус, музыка И. Баха, М. Таривердиева, А. Пьяццоллы и Г. Свиридова.
20.00 Премьерные показы специального проекта «Вечернее собрание Марины Цветаевой» (Дом Радио – Итальянская ул., 27).
12, 13 и 14 января Дом Радио открывает программу 2024 года премьерными показами спецпроекта «Вечернее собрание Марины Цветаевой».
Спецпроекты-посвящения – один из самых масштабных форматов программы Дома Радио, объединяющий современную академическую музыку и саунд-арт с поэзией, драмой и хореографией. Постановки-оммажи в честь Пауля Целана, Шарля Бодлера и Курта Вайля, представленные в прошлом, продолжит «Вечернее собрание Марины Цветаевой» – четвертый кросс-жанровый проект, в котором творческое наследие великого поэта будет переосмыслено и очищено от стереотипных коннотаций творческими командами Дома Радио и musicAeterna.
Музыкальную основу для посвящения создали композиторы-резиденты Дома Радио Андреас Мустукис, Алексей Сюмак, Егор Ананко, Виктория Харкевич, а также Кирилл Архипов, Вангелино Курентзис и Теодор Курентзис. Их камерные сочинения на стихотворения Марины Цветаевой будут инкорпорированы в драматический моноспекталь и прозвучат в исполнении хора и солистов оркестра musicAeterna под управлением Евгения Воробьева.
«Вечернее собрание Марины Цветаевой» будет представлено в постановке Елизаветы Мороз – режиссера и куратора нового театрального направления Дома Радио «Афеатрон».
Елизавета Мороз: «Масштаб личности и творчества Марины Цветаевой необъятен. Она безусловный гений, чьи произведения не укладываются в общепринятые формы. В нашем проекте мы исследуем пересечение реального и бессознательного миров ее лирической героини, чья личность двоится, троится, сливается и разобщается. Она попадает на встречу, где ее не ждут, где ее никто не хочет слушать. Она абсолютный антагонист и акционист по отношению к публике и музыкантам. Лирическая героиня этого действа находится в постоянном поиске точки успокоения в пространстве, где ей нет места в прямом и переносном смысле».
Стихотворения Марины Цветаевой, а также отрывки из ее писем и дневников прозвучат в исполнении актрисы театра и кино Янины Лакобы.
13 января, суббота
20.00 Концерт Ольги Арефьевой «Триптиц» (Клуб «Ящик» – Лиговский пр., 50, к.13).
Русские, балканские, индийские, цыганские, греческие, ирландские народные бытовые и духовные песни. А капелла, с живыми инструментами и электронными аранжировками.
Ансамбль «Триптиц»: Ольга Арефьева, Елена Калагина, Елизавета Львова.
Ольга Арефьева: «Народные песни, которые мы поём — это гениальные произведения, просеянные миром и отобранные временем. Их обаяние не исчезает с годами и даже веками. Они выводят из бытового состояния в космическое. Наш концерт будет ярким и фееричным. Но это не значит, что мы будем плясать в павлиньих перьях и орать дурными голосами. Мы поведем вас в космос, по которому все тайно тоскуют. Вы услышите зов, срезонируете и уже никогда не разлюбите народную песню.
Забудьте клише и стереотипы. Народное искусство принижали и профанировали много лет. Настало время узнать, что народная песня — это свежая мелодия, сложное многоголосие, острая и яркая гармония, не говоря уж о ритме. Этническая музыка нелегко дается даже высокообразованным музыкантам, она требует посвятить себе годы и десятилетия.
Многие говорят, что не могут забыть раз услышанные правильные концерты (в том числе наши). И дело не в нас: мы просто выбираем самое любимое и внимательно смотрим, чтобы не испортить и не опошлить материал.
Сама эта музыка волшебна. Мы лишь перевозчики на другой берег — вас к песням, а песен к вам.
Можно всю жизнь любить и изучать фольклор мира. Но иногда хватает и одной лишь песни. Мы верим, что на концерте вы обязательно встретите ту ноту, от которой у вас пробежит мороз по коже».
20.00 «Ударная классика» – концерт ансамбля мелодических ударных инструментов MarimbaMix (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Самые знаменитые классические мелодии и любимая киномузыка прозвучат в программе «Ударная классика» ансамбля мелодических ударных инструментов MarimbaMix.
В руках музыкантов ксилофон, маримба, вибрафон и другие инструменты оживают, открывая новое, увлекательное, расцвеченное завораживающими тембрами звучание знакомых мелодий.
14 января, воскресенье
19.00 Гала-концерт «От звезды и до воды» в рамках VI Международного фестиваля «Приношение Елене Образцовой» (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича, Малый зал им. М. И. Глинки – Невский пр., 30).
Гала-концерт посвящен традиционным русским зимним праздникам и четвертый год подряд проходит в период Святок, веселых праздничных дней с Рождества и до Крещенья – от появления первой звезды в канун Рождества Христова и до крещенского освящения воды, или, как говорилось в народе, «от звезды и до воды».
В концерте принимают участие лауреаты международных конкурсов – солист Мариинского театра Виктор Коротич (баритон), солист музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера» Леонтий Сальенский (баритон), Наталья Михалева (сопрано), Екатерина Варфоломеева (сопрано), лауреаты Всероссийского конкурса на Приз Культурного центра Елены Образцовой Роман Мамалимов (тенор) и Варвара Кузоватова (сопрано), Иван Кишкин (аккордеон), Любовь Старцева (гусли), Мария Чернова (фортепиано), Елена Лебедева (фортепиано), Оркестр русских народных инструментов им. Н. П. Фомина (дирижер – Анатолий Семенов, художественный руководитель –Евгений Рогачев), а также более 100 юных музыкантов – финалистов проекта, прошедших отбор на конкурсных прослушиваниях в Культурном центре Елены Образцовой.
В программе – народные песни, колядки, инструментальные обработки фольклорных мелодий, вокальная и инструментальная музыка Римского-Корсакова, Чайковского, Глинки, Мусоргского, Гречанинова, других русских композиторов-классиков и современных петербургских авторов.
В фойе Малого зала пройдет выставка детского художественного творчества ДШИ Красносельского района Санкт-Петербурга, посвященная русским традиционным зимним праздникам.
20.00 Концерт Академического симфонического оркестра филармонии. Дирижер – Феликс Коробов (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
В январской программе абонемента «Филармония от “Сотворения мира”», посвященного легендарным премьерам Большого зала, прозвучат Второй фортепианный концерт Чайковского и симфоническая сюита «Шехеразада» Римского-Корсакова.
Оба сочинения звучали в Зале Дворянского собрания (ныне – Большой зал филармонии) под управлением великих авторов. В первые дни нового года их исполнит Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии под управлением главного дирижера Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Феликса Коробова. Солист – пианист Андрей Коробейников.
15 января, понедельник
16.00 Лекция «Георгий Свиридов. Известный и неизвестный» (Библиотека «Точка зрения» – ул. Стрельнинская, 11).
Лекция проходит в рамках проекта «Азы духовной культуры».
Встреча посвящена Георгию Свиридову, основным вехам его творческого пути и художественным принципам выдающегося композитора ХХ-го века.
Лектор – Сергей Феликсович Тухленков, преподаватель епархиальных курсов религиозного образования и катехизации им. св. прав. Иоанна Кронштадтского при Отделе религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской Епархии.
Лекция проходит в коворкинге библиотеки, расположенном на первом этаже.
Вход свободный.
Тел.: (812) 417-52-42.
19.00 Концерт «Вселенная Эдуарда Артемьева» (КЗ «Колизей-арена» – Невский пр., 100).
В программе прозвучат сочинения легендарного композитора Эдуарда Артемьева, в творческом наследии которого произведения совершенно разных жанров. Однако магистральной линией для Артемьева являлась работа в кинематографе.
В исполнении Губернаторского симфонического оркестра Санкт-Петербурга прозвучат саундтреки, созданные Артемьевым к фильмам, среди которых «Раба любви», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник», «Родня», «Сибириада», «Водитель для Веры».
Дирижер – Игорь Пономаренко.
19.00 Спектакль «Дон Кихот» (Русская антреприза им. А. Миронова – Большой пр., 75/35).
Создатели спектакля обратились к одному из самых глубоких и объемных произведений мировой классики, великому роману эпохи Возрождения «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанческий» М. де Сервантеса. Этот роман совершил переворот от рыцарского романа к реализму и полифонии жанров. Проводником в мир Сервантеса в Театре им. А. Миронова стала пьеса известного российского драматурга екатеринбургской школы Олега Богаева.
Авторы спектакля в жанре ироничной трагикомедии размышляют о том, какое влияние Дон Кихот оказывает на нас сегодняшних, на людей самых разных социальных слоев и профессий. Ищут жизнеутверждающий смысл в истории жизни и смерти великого идеалиста, умеющего при богатстве фантазий отвечать за свои поступки. В спектакле заняты ведущие артисты петербургской театральной школы: Сергей Курышев, Нелли Попова, легендарный мим и драматический артист Анвар Либабов, яркие молодые артисты театра им. Миронова.
Режиссер Влад Фурман: «Мы пытаемся понять, передать дух произведения, ради чего оно было написано Сервантесом, который пережил очень много лишений, прошёл войну, крестовые походы. И вот этот человек вдруг написал такой жёсткий, но светлый роман. Это удивительно».