1 октября, суббота

День рождения Льва Николаевича Гумилева (Музей -квартира Л.Н.Гумилева – Коломенская ул., 1/15, кв.4).
В день рождения историка, востоковеда, переводчика, единственного сына Анны Ахматовой и Николая Гумилёва Льва Николаевича Гумилева в его квартире соберутся историк и этнограф Алексей Новожилов, профессор Очир Гэрэл, доктор философских наук Марина Михайлова и другие. Разговор будет касаться роли Льва Николаевича в российской и мировой науке. Приглашаются все желающие.

Начало работы выставки «Посвящение Мольеру» (Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека – ул. Зодчего Росси, 2).
Выставка подготовлена к 400-летию со дня рождения великого драматурга.
Жизнь и творчество Жана-Батиста Поклена, господина де Мольера (1622-1673) хорошо известны в нашей стране. В России написано немало исследований, посвященных творчеству французского драматурга. И это не случайно, ведь в русском театре играют пьесы Мольера, начиная с XVIII века.
На заре образования профессионального русского театра Придворная труппа сыграла множество пьес Мольера в различных переводах и переделках, формируя вкус российской театральной публики. Да и в наше время его произведения остаются актуальными. Во многих петербургских театрах идут спектакли по пьесам господина де Мольера.
В 2022 году весь мир празднует 400 лет со дня рождения великого французского драматурга.
В Театральной библиотеке хранится значительное число уникальных материалов, связанных с историей мольеровских постановок на русской сцене. Это, прежде всего, экземпляры переводов и переделок пьес Мольера, принадлежавшие русской Придворной труппе и, по счастью, сохранившиеся в коллекции «Русская драма». А также эскизы театральных художников: А. Н. Бенуа, А. Я. Головина, Э. С. Кочергина, В. И. Фирера, – дающие представление о сценической истории драматургии Мольера в России в XX веке.
Кроме того, в фонде Театральной библиотеки хранятся прижизненные издания комедий Мольера, из коллекции князя В. Я. Лобанова-Ростовского, которые станут украшением выставки.
Своими материалами выставку «Посвящение Мольеру» поддержали петербургские театры.
Александринский театр предоставил материалы к спектаклям: «Дон Жуан» (1910, 1922, 1932 гг., режиссер В. Э. Мейерхольд, художник А. Я. Головин) и «Тартюф» (1929 г., режиссер Н. В. Петров, художник Н. П. Акимов).
Кукол и эскиз декорации к спектаклю «Лекарь поневоле» (1958 г., режиссер Е. С. Деммени, художник-постановщик Т. Г. Бруни) предоставил Театр марионеток им. Е. С. Деммени.
БДТ им. Г. А. Товстоногова, Молодежный театр на Фонтанке, театр «Мастерская» и Театр им. В. Ф. Комиссаржевской представили на выставку фотографии спектаклей, которые шли и идут на этих сценах.
Выставка открыта до 30 ноября.

12.00 Музыкальный марафон в Международный день музыки (Культурный центр Елены Образцовой – Невский пр., 65, 3 этаж).
В 12.00 начнется интерактивная музыкально-игровая программа «В гостях у Петрушки» Театра петрушки «БалаганЪ» (руководитель – профессиональный кукольник Александр Лоскутов). Юных зрителей и их родителей ждут репризы-проказы из традиционной балаганной комедии про Петрушку и русская народная и академическая музыка в исполнении юных музыкантов-лауреатов всероссийских и международных конкурсов и юных артистов Детского музыкального театра «Золотой ключик».
В 15.00 в концерте «Музыкальный калейдоскоп» выступят юные музыканты Петербурга – лауреаты Международного конкурса юных вокалистов Елены Образцовой и Всероссийского конкурса вокального и инструментального искусства на Приз Культурного центра Елены Образцовой.
В гала-концерте в честь Дня музыки «Виват, музыка!», который начнется в 19.00, примут участие солистка Калининградской областной филармонии им. Е. Ф. Светланова Виктория Бобкова (меццо-сопрано), студентка Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского Мария Мальцева (сопрано), петербургские музыканты – Мария Чернова (фортепиано), Полина Красовская (скрипка), Никита Корзухин (виолончель), Екатерина Церр (фортепиано).
В программе – арии и дуэты из опер и оперетт, романсы, инструментальные сочинения Баха, Скарлатти, Гайдна, Леонкавалло, Пуччини, Сен-Санса, Чайковского, Рахманинова, Скрябина, Оффенбаха, Штрауса, Легара.

14.00 Премьера моноспектакля «Дневник ласточки». Режиссер – Ксения Павлова (Большой театр кукол, Камерная сцена – ул. Некрасова, 10).
На Камерной сцене Большого театра кукол пройдут премьерные показы моноспектакля «Дневник ласточки» по одноименной истории художницы Ольги Пташник и биолога Павла Квартальнова, который выступил консультантом постановки. Спектакль для детей младшего школьного возраста.
По-настоящему осенняя постановка Ксении Павловой, выпускницы режиссерского курса Руслана Кудашова, расскажет историю ласточки, которая с приближением зимних холодов устремляется на юг. Для самых младших спектакль станет рассказом про устройство мира и гармонию природы, а зрители постарше смогут поразмышлять о сущности свободы, о том, как, несмотря на все тяготы и препятствия, продолжать следовать к своей цели и не разучиться «летать».
Ради спектакля на Камерной сцене театра выросло бескрайнее поле выжженной травы, над которым возвышается сферическая инсталляция, созданная художницей Дарьей Лазаревой. Сюрреалистические декорации в сочетании с игрой актрисы Екатерины Ложкиной-Белевич передают ощущение полета маленькой ласточки посреди бескрайнего земного шара.

15.00 Опера Сергея Прокофьева «Любовь к трем апельсинам». Возобновление постановки 1991 года (Мариинский театр – Театральная пл., 1).
Первая комическая опера Сергея Прокофьева создана по пьесе итальянского драматурга XVIII века Карло Гоцци. Композитор написал эту оперу в первые годы пребывания за границей, но ее замысел связан с театральными впечатлениями дореволюционной России. В 1914–1915 годах Всеволод Мейерхольд издавал журнал «Любовь к трем апельсинам», сделав из пьесы Гоцци манифест движения за обновление сценических форм. Он и предложил сценарий будущей оперы, которая задумывалась как пародия на театральные штампы.
Прокофьев стремился создать «веселый спектакль», привлекающий смесью сказки, шутки и сатиры. Поэтому «Любовь к трем апельсинам» приближена к типу волшебно-фантастического ревю со стремительной сменой разнохарактерных эпизодов.
В постановке «Апельсинов» 1991 года, возобновленную версию которой зритель увидит на сцене Мариинского театра в октябре, режиссер Александр Петров и художник Вячеслав Окунев оглядывались назад, на легендарный спектакль 1926 года, и постарались сделать новый, «как завещал Мейерхольд», еще более цирковым, импровизационным, полным трюков и клоунских реприз.

19.00 Премьера спектакля «Идиот» по мотивам романа Федора Достоевского. Режиссер — Петр Шерешевский (Театр «Приют комедианта» — Садовая ул., 27).
1 и 2 октября в 19.00 в театре «Приют комедианта» пройдут премьерные показы спектакля «Идиот» по мотивам романа Федора Михайловича Достоевского. Режиссер — Петр Шерешевский.
Режиссер Петр Шерешевский вместе со зрителями заглядывают в чертоги разума одного из самых знаковых героев Достоевского – князя Мышкина.
Петр Шерешевский использовал все технические возможности сцены, соединив театр и кино. Крупные планы актеров в режиме онлайн выводятся на экран, чтобы зритель мог уловить мельчайшие детали и изменения в мимике артистов.
Над постановкой Петр Шерешевский работает с художником Анваром Гумаровым и художником по свету Стасом Свистуновичем.
Спектакль выходит в одном составе. В роли Льва Мышкина — Илья Дель. В постановке также заняты: Антон Падерин, Александр Худяков, Геннадий Алимпиев, Татьяна Самарина, Татьяна Ишманова, Анна Саклакова.

19.00 Финал поэтического конкурса «Кубок Охты», посвященного Борису Рыжему (Библиотечный центр «Охта-8», ЦГПБ им. В. В. Маяковского – Большеохтинский пр., 8).
До 26 сентября принимаются заявки от авторов 18-37 лет, не состоящих в официальных творческих союзах. Для участия необходимо заполнить гугл-форму: https://forms.gle/A4MeSpvs2Qdo8NTe6.
Вышедшие в финал смогут побороться за призовые места и прочитать свои стихи вживую в филиале Библиотеки им. Маяковского на Охте.
Ведущие мероприятия — сотрудники библиотеки «Охта-8» Антон Володин и Иван Чернышов.
Подробности в группе VK: https://vk.com/bigoxta8
Регистрация для зрителей: https://oxta8.timepad.ru/event/2172792/

20.00 Фортепианный вечер Елизаветы Леонской (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Елизавета Леонская посвящает сольную программу в Большом зале Петербургской филармонии музыке Франца Шуберта – одного из самых талантливых композиторов романтической эпохи и одной из самых ее трагических фигур: ему не суждено было стать свидетелем той славы, которая настигла его музыку лишь спустя долгие десятилетия.
В этот вечер прозвучит виртуозная фантазия «Скиталец». Также в программе – последняя Соната, завершенная композитором за полтора месяца до безвременной смерти: опубликованная только спустя десять лет, широкое признание она получила лишь в XX столетии.
Елизавета Леонская более 30 лет живет в Вене и выступает с лучшими оркестрами и дирижерами. В числе ее сценических партнеров – оркестры Гевандхауса и Концертгебау, Оркестр де Пари, Венский симфонический, Берлинский, Лондонский и Нью-Йоркский филармонические оркестры. Многолетняя дружба связывала Елизавету Леонскую с такими выдающимися личностями, как Святослав Рихтер и Иосиф Бродский, последний посвятил ей несколько стихотворений.

20.00 Дебют Кристины Шапран в балете «Двенадцать» (Мариинский-2 – ул. Декабристов, 34).
На сцене Мариинского театра «12» — главная балетная премьера XXX фестиваля «Звезды белых ночей». Спектакль по одноименной поэме Блока на музыку Бориса Тищенко поставил хореограф и солист балета Мариинского театра Александр Сергеев. По его словам, эта постановка о том, что Блок называл «звуком разрушающегося мира». В основе сценографии нового спектакля — апокалипсис в цифровом воплощении: распадение на пиксели, разъединение, деконструкция.
На вечернем спектакле 1 октября впервые в роли Чтеца выступит первая солистка балетной труппы Кристина Шапран.

2 октября, воскресенье

16.00 Первый концерт Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра в рамках абонемента «От барокко до модерна» (Дворец Белосельских-Белозерских – Невский пр., 41).
В этом концертном цикле сконцентрирована история европейской музыки XVII–XX веков: ключевые опусы, динамика стилей, рождение новых жанров и возрождение старых.
Первый концерт абонемента открывает музыка Вольфганга Амадея Моцарта. Прозвучит Дивертисмент ре мажор, великолепный образец «маленькой симфонии» для струнных, безупречный в каждой своей детали. Моцартианцем был и Пётр Ильич Чайковский, так что соседство этих композиторских имен в программе не случайно. Будет исполнена его симфония «Зимние грезы», созданная в ту пору, когда молодого композитора называли главной надеждой русской музыки. Дополняет программу Concerto Grosso Андрея Эшпая, нашего выдающегося современника и продолжателя лучших традиций отечественного музыкального искусства.
Дирижирует Александр Титов.

3 октября, понедельник

16.00 Круглый стол в рамках фестиваля «Петербург. Пространство Мольера» (Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека – ул. Зодчего Росси, 2).
Одним из центральных событий театральной программы станет мероприятие для профессионалов театра. Круглый стол соберет петербургских режиссеров, поставивших произведения Мольера в сегодняшнем Петербурге, а также артистов и театроведов, чтобы обсудить творчество драматурга. К участию приглашены режиссеры Семен Спивак, Геннадий Тростянецкий, Григорий Дитятковский, Андрей Андреев, Арвид Зеланд, артисты Юрий Гальцев, Александр Новиков, Сергей Барковский, доктор искусствоведения Александр Чепуров, кандидат искусствоведения Елена Горфункель и другие.

19.00 Гала-концерт к 100-летию российского джаза (Концертно-спортивный комплекс «М-1 Арена» – Приморское шоссе, 80).
Российский джаз ведет свою историю с 1 октября 1922 года – дня, когда в Москве состоялся первый джазовый концерт оркестра Валентина Парнаха.
Центральным событием празднования 100-летия российского джаза в Санкт-Петербурге станет Гала-концерт с участием выдающихся джазовых артистов. На сцену выйдут Игорь Бутман и Московский джазовый оркестр, Лариса Долина, Даниил Крамер, Fantine и Вадим Эйленкриг. К ним присоединятся мэтры петербургского джаза Андрей Кондаков и Давид Голощёкин, а также молодые музыканты из Северной столицы.

4 октября, вторник

16.00 Лекция «Ленинградские артиллеристы: специфика работы в годы блокады», посвященная обороне города в годы Великой Отечественной войны (Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда – Соляной переулок, 9).
В Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда состоится лекция доктора исторических наук Александра Владиславовича Кутузова «Ленинградские артиллеристы: специфика работы в годы блокады», посвященная обороне города в годы Великой Отечественной войны.
Лекция продолжает цикл научных докладов историков, посвященный событиям битвы за Ленинград и жизни в блокадном городе в 1942 году.

5 октября, среда

14.00 Круглый стол «Сохранение материального и нематериального культурного наследия в цифровой среде» в рамках XIII Научно-практической конференции «Культурное наследие: интеграция ресурсов в цифровом пространстве» (Президентская библиотека – Сенатская пл., 3).
Участники обсудят роль учреждений культуры в сохранении, изучении и популяризации культурного наследия. Отдельное внимание будет уделено цифровым информационно-образовательным и культурно-просветительским проектам к Году культурного наследия народов России.
В рамках круглого стола расскажут о совместном проекте научного архива Русского географического общества и Президентской библиотеки по сохранению нематериального культурного наследия. Речь пойдет об электронных выставках и репрезентации культурного наследия в цифровой среде.
Кроме того, будут рассмотрены вопросы создания всеобъемлющей цифровой среды. Участники также затронут роль кинематографического наследия в цифровую эпоху.
Электронный фонд Президентской библиотеки содержит большое количество материалов, посвященных народной культуре – научные исследования, сборники фольклора, видеофильмы. В их числе, например, такие издания как «Русские простонародные праздники и суеверные обряды» (1837) и «Песни, собранные П. В. Киреевским» (1860). Кроме того, Президентская библиотека создает документальные картины, рассказывающие о традициях, обычаях и искусстве народов России. Так, картина «Улей» повествует о жителях хутора Малахово Брянской области – их обычаях и традиционных ремеслах. Все эти и многие другие материалы находятся в открытом доступе на портале Президентской библиотеки https://www.prlib.ru/, позволяя всем желающим приобщиться к сокровищнице народной культуры страны.
Круглый стол «Сохранение материального и нематериального культурного наследия в цифровой среде» будет транслироваться на портале Президентской библиотеки в разделе «Прямые трансляции».
Вход в Президентскую библиотеку осуществляется только по предварительной регистрации и при наличии паспорта.

14.00 Круглый стол «Социально-экономическое развитие России в XVIII в.: к 350-летию со дня рождения Петра I» в рамках XIII Научно-практической конференции «Культурное наследие: интеграция ресурсов в цифровом пространстве» (Президентская библиотека – Сенатская пл., 3).
Круглый стол соберет представителей библиотек, архивов, музеев, образовательных и научных учреждений, общественных объединений, федеральных и региональных организаций.
На мероприятии речь пойдет об экономических реформах и принципах экономической политики Петра I, особенностях промышленного и сельскохозяйственного развития России, трансформации социальной структуры общества в первую четверть XVIII века, значении социально-экономических преобразований Петра I.
В рамках круглого стола состоится презентация коллекции Президентской библиотеки «Пётр I (1672-1725)», которая включает более 600 единиц хранения архивных материалов, посвященных личности Петра I и рассказывающих о деятельности царя-реформатора. В нее входит документальная проза XVIII–XIX веков, сочинения первых биографов Петра I, собрания анекдотов и преданий о нем, сборники указов и писем императора.
Круглый стол «Социально-экономическое развитие России в XVIII в.: к 350-летию со дня рождения Петра I» будет транслироваться на портале Президентской библиотеки https://www.prlib.ru/ в разделе «Прямые трансляции». В социальной сети ВКонтакте https://vk.com/prlibrary планируются прямые включения с мероприятия.
Электронный фонд Президентской библиотеки содержит разнообразные материалы о Петре Первом. Так, например, об экономических реформах императора рассказывает мультимедийная выставка на портале учреждения «Петровский Петербург – экономический центр Российского государства». Электронная экспозиция позволяет пользователям составить представление о том, как с 1703 года в городе развивались торговля, промышленность и производство. Также, благодаря совместному проекту Президентской библиотеки и Библиотеки Российской академии наук «Библиотека Петра I», можно узнать, какие книги читал первый российский император.

15.00 Пресс-показ выставки «Наум Могилевский. Скульптура и графика» (Михайловский (Инженерный) замок – Садовая ул., 2).
Наум Шнеерович Могилевский (1895-1975) был одним из самых крупных мастеров, вышедших из круга известного скульптора и педагога Александра Терентьевича Матвеева, однако его творчество изучено мало и зрителям практически неизвестно.
До 67 лет у Могилевского не было собственной мастерской, тираж каталога к так и не состоявшейся персональной выставке в Ленинградском отделении Союза Художников был уничтожен (сохранились единичные экземпляры), при жизни не вышло ни одной статьи, посвященной его творчеству. Несмотря на то, что со времен хрущевской «оттепели» он регулярно участвовал в ленинградских художественных выставках, в отчетах о них появлялись лишь скупые строчки с упоминанием Могилевского.
Экспозиция открывает любителям искусства забытое имя мастера, знакомит с разными гранями его таланта. На выставке можно увидеть около 30 скульптур и 40 рисунков Могилевского разных лет.
Выставка открыта до 26 декабря.

19.00 Концерт «5Б и К» (Кафедральный собор святых Петра и Павла (Петрикирхе) – Невский пр., 22-24).
В программе прозвучат произведения Баха, Бетховена, Брамса, Бартока и Барклянского.
Исполнители: Александр Барклянский (скрипка) и Надежда Котнова (фортепиано).

19.00 Октябрьская программа «Ленфильм-клуба» (Киностудия «Ленфильм» – Каменноостровский пр., 10).
Вместе с режиссером Владимиром Коттом зрители «Ленфильм-клуба» посмотрят его фильм «Непослушник». Главные роли в фильме исполнили: Виктор Хориняк, Таисия Вилкова, Аглая Тарасова, Татьяна Орлова, Юрий Кузнецов, Максим Лагашкин, Антон Ескин, Сергей Селин, Александр Синюков, Олег Каменщиков и другие. После показа состоится традиционное обсуждение фильма с режиссером – Владимиром Коттом.
12 октября в 20.00 состоится предпремьера режиссерского дебюта Татьяны Колгановой – «Синдром отложенного счастья. В главных ролях: Ирина Пегова, Эра Зиганшина, Татьяна Рябоконь, Алексей Шевченков, Михаил Пореченков, Александр Белоусов, Татьяна Буланова и другие. После показа состоится обсуждение фильма с режиссером и съемочной группой.
26 октября в 19.00 гостей клуба ждет кинолекториум на тему «Журналисты в документалистике». Участники поговорят о том, чем отличается документальное кино от сюжетов на телевидении и в сети, а также обсудят рычаги влияния журналистики.
Регистрация на показы «Ленфильм-клуба» будет проводиться по Таймпад. Количество мест ограничено.
Ссылка на регистрацию: https://lenfilm-even-org.timepad.ru/events/
Также можно записаться по телефону: 8-911-991-25-02.

19.00 Балет Адольфа Адана «Жизель». В партии Жизели — Мей Нагахиса (Мариинский театр – Театральная пл., 1).
Мей Нагахиса, восходящая звезда, выйдет на сцену Мариинского театра в своей любимой партии Жизели в одноименном балете Адольфа Адана.
Стремительная карьерная траектория сдержанной и утонченной артистки уже прошла под руководством Эльвиры Тарасовой через многие знаковые роли. На петербургской сцене Мей Нагахиса успела станцевать титульные партии в балетах классического наследия, таких как «Щелкунчик», «Сильфида», и попробовать себя в произведениях XX века и современной хореографии: партиях Джульетты и Ширин, балетах Баланчина и Роббинса, Concerto DSCH и «Семи сонатах» Ратманского. Здесь же Мей воплотила свою давнюю мечту, исполнив Жизель. Ее партнером по спектаклю станет Филипп Стёпин.

20.00 Фестиваль Beat Weekend (Кинотеатр «Аврора» – Невский пр., 60).
Программа будет состоять из зрительских хитов летнего Beat Film Festival, лент-победителей Национального конкурса и лучших фильмов Beat прошлых лет. Основной площадкой Beat Weekend останется кинотеатр «Аврора». В Международной программе представлены: «Кубрик о Кубрике» – новый взгляд на жизнь и фильмы великого режиссера (впервые с его собственными комментариями); байопик трагического героя саундклауд-рэпа «Посмотри на меня: XXXTENTACION»; «Мы были Детками» – история о том, что стало с героями культового фильма Ларри Кларка «Детки»; документальная арт-драма о молодости на окраине Венеции «Атлантида».
Best of Beat: фильм-хроника самых закрытых вечеринок планеты «Рейв в Иране»; документальный байопик про художника Жан-Мишеля Баския «Баския: Взрыв реальности»; «B-Movie: Шум и ярость в западном Берлине» – фильм о жизни молодежи в Западном Берлине 1980-х.
В программу Национального конкурса вошли: «Куда мы едем?» – наблюдение за жизнью пассажиров московского метро длиною в год; «Про снег» – экспериментальный аудиовизуальный портрет села Териберка в Мурманской области; «Выход» – документальный фильм о том, чем грозит разрушение окружающей среды; «Помощь Док» – фильм-экспедиция команды благотворительного проекта «ПОМОЩЬ» и молодого медиахудожника Brickspacer в Нижний Новгород.

6 октября, четверг

16.00 Открытие выставки «Звезда героя», посвященной 120-летию Юрия Николаевича Рериха (Санкт-Петербургский государственный музей-институт семьи Рерихов – 18-я линия В.О., 1).
Выставка «Звезда героя» посвящена 120-летию известного ученого -востоковеда Юрия Николаевича Рериха. В составе экспозиции – предметы из фондов Музея-института семьи Рерихов, Государственного Музея Востока, Музея Николая Рериха (Нью-Йорк), частных собраний, а также редкие фотографии из отдела кинофотоматериалов Государственной Третьяковской галереи.
Юрий Николаевич Рерих – выдающийся ученый, монголист, востоковед, путешественник. После возвращения на Родину в 1957 году Ю. Н. Рерих взрастил поколение незаурядных ученых-востоковедов и внес огромный вклад в возрождение востоковедения в СССР.
Разделы выставки показывают зрителям жизненный путь творца – от самого детства до зрелого возраста, раскрывая такие темы как семейное воспитание, образование, научная деятельность. Украшением экспозиции являются работы Николая Рериха, среди них эскиз картины, посвященной старшему сыну – «Звезда героя», серия «Чингисхан» и другие, а также тибетские танки, походный алтарь, тибетские шахматы из собрания Ю. Н. Рериха.
Выставка будет открыта для посетителей до 11 декабря.

19.00 Концертная программа «La vie en rose. Музыка французской эстрады» (Концертный зал «Колизей» – Невский пр., 100).
Песни из репертуара Эдит Пиаф, Ива Монтана, Мирей Матьё, Джо Дассена и других прославленных исполнителей прозвучат в инструментальных аранжировках в исполнении симфонического оркестра Санкт-Петербурга.
Приглашенный дирижер – Ярослав Забояркин.

19.00 Показ мюзикла «Шелк» к 50-летию творческой деятельности режиссера Льва Рахлина (Санкт-Петербургский театр «Мюзик-Холл» – Александровский парк, 4).
Лев Рахлин окончил Ленинградский государственный института театра, музыки и кинематографии, в 1996 году стал главным режиссером «Мюзик-Холла», затем прославился как постановщик спектаклей «Эротикон по Нагиеву», «Кыся», «Милашка», «Яблочная леди», «Территория», «Покровские ворота», «Триумфальная арка» и многих других, стал художественным руководителем «Театра двух столиц».
Мюзикл «Шелк» создан Львом Рахлиным по мотивам одноименного романа Алессандро Барикко. Театр «Мюзик-Холл» впервые в России представляет историю о любовном треугольнике на фоне экзотичной Японии и изысканной Франции в жанре мюзикла. Действие спектакля происходит в XIX веке. Новое прочтение истории отношений молодого француза, его жены и гейши-европейки поднимает тему любви и одиночества, заставляет задуматься о смысле жизни и о том выборе, который каждый из нас совершает ежедневно.

7 октября, пятница

10.00 Открытие XXII Международной научно-практической конференции «Рериховское наследие» (Государственный Эрмитаж, Зал Совета — Дворцовая наб., 34).
С 7 по 9 октября в Государственном Эрмитаже и Санкт-Петербургском государственном музее-институте семьи Рерихов в очно-дистанционном формате пройдет XXII Международная научно-практическая конференция «Рериховское наследие», приуроченная к дню рождения Николая Константиновича Рериха.
Конференция посвящена 120-летию со дня рождения известного ученого-востоковеда Юрия Николаевича Рериха и проводится в год 100-летия Международного культурного центра «Corona Mundi» («Венец Мира»), 130-летия начала археологической деятельности Н. К. Рериха, 350-летия со дня рождения российского императора Петра Великого и в Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.
7 октября в 17.00 в Зале Совета Государственного Эрмитажа состоится торжественная церемония награждения лауреатов Международной премии имени Николая Рериха за 2022 год.

12.00 Официальное открытие V Всероссийского фестиваля «Книжный маяк Петербурга» (Главное здание Российской национальной библиотеки – Садовая ул., 18).
Фестиваль пройдет с 7 по 9 октября и будет ориентирован на онлайн-трансляцию программы для разных целевых аудиторий. Часть событий федерального звучания будет выведена в единый канал вещания, который будет работать круглосуточно в течение всего праздника. По традиции в фестивале примут участие российские писатели, журналисты, музыканты, деятели культуры, поэты. Среди них — писатель Олег Рой, телеведущая Татьяна Устинова, лётчик-космонавт Юрий Усачев и другие.

19.00 Открытие Белого зала Шереметевского дворца после реставрации (Шереметевский дворец – Музей музыки – наб. реки Фонтанки, 34).
В Шереметевском дворце после трехлетней реставрации открывается Белый зал, который явится гостям в своем первозданном блеске. Восстановлен наборный паркет, воссоздана живопись на пилястрах и стенах, восстановлена позолота на рамах зеркал, в которых Анне Ахматовой привиделись тени Серебряного века, когда она писала «Поэму без героя».
Этот парадный зал был задуман в 1798 году архитектором Джакомо Кваренги для свадебного торжества графа Николая Шереметева и Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой, сначала примадонны крепостного графского театра, а затем графини Шереметевой, но достроен лишь в 1840-х годах архитектором Иеронимом Корсини. Здесь проходили балы, театрализованные представления, симфонические собрания, пел хор графа Шереметева, выступал Великорусский оркестр Василия Андреева.
В XXI веке Белый зал, который славится своими акустическими достоинствами, стал престижной концертной площадкой Северной столицы, а Шереметевский дворец разместил в своих стенах Музей музыки и теперь хранит не только тени прошлого, но и прекрасные музыкальные инструменты. Многие из них принадлежали великим музыкантам – Михаилу Глинке, Антону Рубинштейну, Евгению Мравинскому.
Откроет новый сезон маэстро Михаил Голиков и Международный симфонический оркестр «Таврический». В концерте также примет участие Ансамбль старинной музыки «Новая Голландия» под руководством Павла Андреева. В программе – произведения Гретри, Каччини, Баха, Моцарта, Глазунова, Равеля, Артемьева.
Гостям вечера представится редкая возможность услышать, как звучат шедевры музыкальной коллекции – личный саксгорн императора Александра III (работа парижской Фабрики медных духовых инструментов Антуана Куртуа, ок. 1865 г.), скрипка композитора Михаила Глинки (работа миттенвальдского мастера Себастьяна Клотца, 1766 г.), скрипка композитора Алексея Львова, автора гимна «Боже, царя храни», (работа кремонского мастера Франческо Страдивари, XVII век).

19.00 «Большие гастроли» Ростовского-на-Дону академического молодежного театра в Санкт-Петербурге (Молодежный театр на Фонтанке – наб. реки Фонтанки, 114).
В рамках межрегионального направления «Больших гастролей» на сцене Санкт-Петербургского государственного Молодежного театра на Фонтанке пройдут показы спектаклей «Дон Жуан», «Амадей» и «Месяц в деревне».

8 октября, суббота

15.00 Премьера спектакля-концерта «Сказка странствий» (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича, Малый зал им. М. И. Глинки — Невский пр., 30).
Спектакль-концерт в 2-х частях по мотивам сказок «Синяя птица», «Маленький принц» и повести Н. В. Гоголя «Шинель».
Постановка Театра «Реплика» – это притча о поисках счастья, любви, надежды, о мечтах, их крушении и возрождении.
Первое отделение спектакля-концерта предлагает музыкальное путешествие в любимые сказки. Чтобы найти птицу счастья герои отправляются в Страну Воспоминаний. Дети встречают Душу Света, Ночь, Маленького Принца, но, увы, птицу счастья им не удается поймать. Они возвращаются, и оказывается, синяя птица живет в их доме.
Второе отделение адресует к повести Н. В. Гоголя «Шинель». Гениальная музыка Альфреда Шнитке определила жанр представления – это юмор, гротеск и даже клоунада. Акакий Башмачкин и хозяйка квартиры по прозвищу Самовар, становятся участниками происшествия. Одному грозит смерть, другому разоблачение, их мечты рушатся, но надежда остается.
Автор спектакля — Надежда Рогожина.
Музыкальный руководитель проекта — Александр Кашпурин (фортепиано, клавесин).
Участники: Виктория Романова, солистка театра «Зазеркалье»; Тигрий Бажакин, солист театра «Мюзик-холл»; Евгения Садовникова (скрипка); Ксения Гаврилова (фортепиано, клавесин); Борис Никонов (перкуссия).

9 октября, воскресенье

16.00 Первый концерт из цикла «Забытые шедевры русского симфонизма» (Дворец Белосельских-Белозерских – Невский пр., 41).
В программы трех концертов нового цикла вошли сочинения, практически не известные не только любителям, но и многим профессионалам. Прозвучит редко исполняемая музыка признанных корифеев, а также опусы талантливых мастеров, чье творчество оказалось «в тени», заслоненное достижениями их великих современников.
Так, 9 октября будут исполнены оркестровые пьесы и романсы Глинки и Даргомыжского, симфоническая миниатюра Лядова «Танец амазонки», виолончельные пьесы Кюи, сюита из оперы Гречанинова «Добрыня Никитич» и блестящий «Марш Сардара» из «Кавказских эскизов» Ипполитова-Иванова.
Исполнит романсы Глинки и Даргомыжского Лаура Меенен. А пьесы для виолончели с оркестром Цезаря Кюи прозвучат в исполнении Никиты Зубарева.
Дирижирует Александр Титов.

19.00 Концерт-марафон «Рождение поэмы» (Шереметевский дворец – Музей музыки – наб. реки Фонтанки, 34).
В обновленном после реставрации Белом зале Шереметевского дворца состоится фортепианный Гала-концерт из серии торжественных мероприятий Санкт-Петербургского Скрябинского общества, посвященных 150-летию со дня рождения выдающегося композитора-новатора и философа А. Н. Скрябина. Революционер в мире музыки, создавший собственный неповторимый язык, Скрябин, будучи прекрасным пианистом, сочинял в основном для фортепиано.
Программа концерта-марафона «Рождение поэмы» составлена из произведений развернутой одночастной формы, преимущественно сонатной. Форма одночастной сонаты была сама по себе новационна на заре Скрябинского композиторства и являла параллели с жанром симфонической поэмы. А. Скрябин наряду с Н. Метнером максимально развили ее, сделав и совершенной, и распространенной как жанр. Будут исполнены одночастные сонаты самого Скрябина, а также как знаменитые, так и редко исполняемые на современной сцене сонаты и пьесы предшественников, современников и последователей Скрябина: Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа, Р. Вагнера, Н. Метнера, Ан. Александрова, Н. Мясковского, Д. Шостаковича, С. Прокофьева, С. Рахманинова.

19.00 Открытие осеннего сезона Международного музыкального фестиваля «Петербургские набережные» (Михайловский замок, Георгиевский зал – Садовая ул., 2).
В афише осеннего сезона фестиваля: премьера концерта из цикла нового проекта «Музыка и живопись», созданного совместно с Русским музеем и посвященного юбилею художника Василия Верещагина; вечер, посвященный представлению широкой публике нового Зала Империи в Кунсткамере; концерт в отреставрированном Особняке Пашкова (Дом Департамента уделов); российская премьера кантаты П. И. Чайковского, посвященной главному юбиляру года — императору Петру I, в Эрмитаже.
В концертах фестиваля выступят Кьяра Таиджи (сопрано, Италия), Дария Масьеро (сопрано, Италия), дирижер Кристиан Делизо (Италия), Марина Зятькова (сопрано), скрипач Михаил Гантварг, камерный хор «Нижний Новгород» и другие исполнители.
9 октября осенний сезон откроет концерт в Михайловском замке, посвященный 90-летию со дня рождения Мишеля Леграна, символа романтической музыки ХХ века.

10 октября, понедельник

18.00 Открытие выставки «Япония на конверте: современные японские марки» (Библиотека им. К. А. Тимирязева – ул. Шкапина, 6).
На выставке «Япония на конверте: современные японские марки» посетители соприкоснутся со Страной восходящего солнца через маленькие картинки в правом верхнем уголке конвертов, прибывших из Японии.
Вход строго по предварительной записи. Записаться можно по телефону +7 (812) 252-72-89 и в группе библиотеки ВКонтакте https://vk.com/timiriazevka

19.00 «Итальянские мотивы» – концертная программа Губернаторского симфонического оркестра Санкт-Петербурга (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича, Малый зал им. М. И. Глинки – Невский пр., 30).
В концертной программе прозвучат произведения итальянских композиторов, созданные с разницей в два столетия – в начале XVIII и XX веков.
«Времена года» – четыре концерта для скрипки с оркестром Антонио Вивальди принадлежат к числу самых популярных произведений мировой музыкальной культуры.
Посредством звукоизобразительных приемов Вивальди воссоздает картины природы и воспевает ее красоту, а предпосланные каждому концерту сонеты поясняют происходящие в них события.
Балет «Лавка чудес», повествующий о волшебной истории, которая произошла в магазине игрушек, возник по инициативе талантливого русского антрепренера Сергея Дягилева.
Музыка балета основана на фортепианных пьесах Джоаккино Россини, блестяще оркестрованных и составленных в единое целое Отторино Респиги, что обеспечило заслуженный успех спектакля.
Исполнители: Екатерина Будникова (скрипка), Ирина Розанова (клавесин).
Дирижер – Максим Алексеев.

19.00 Единственный концерт Симфонического хора Свердловской филармонии в Санкт-Петербурге (Большой зал Екатерининского собрания – наб. канала Грибоедова, 88-90).
Симфонический хор Свердловской филармонии под руководством Андрея Петренко – это более шестидесяти универсальных музыкантов, чей репертуар поражает масштабом и многообразием. Уникальный коллектив одинаково филигранно исполняет духовную музыку и народные песни, русские романсы и сложнейшие сочинения отечественных и зарубежных композиторов от XVIII века до наших дней – Баха, Генделя, Перголези, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Берлиоза, Верди, Орфа, Чайковского, Гречанинова, Рахманинова, Стравинского, Прокофьева, Шостаковича, Свиридова, Щедрина, Гаврилина и многих других.
Хор принимал участие в Симфоническом форуме России и Московском Пасхальном фестивале, представлял нашу страну на международных фестивалях, таких как Beethovenfest в Бонне; «Via Aeterna», «Le Rivage des Voix», «La Folle Journee» в Нанте и Токио. Артисты выступали в концертном зале им. П. И. Чайковского и в Мариинском театре, в храме Христа Спасителя и Исаакиевском соборе, в парижском зале «Плейель» и в Эльбской филармонии в Гамбурге, в Бетховен-халле в Бонне и в Харбинской филармонии. Их концертные исполнения транслировались в прямом эфире телеканала «Arte».
Единственный концерт, с которым знаменитый коллектив из Екатеринбурга выступит в Большом зале Екатерининского собрания, будет состоять из двух контрастных частей, включающих оригинальные и аранжированные для хора а капелла произведения. В первом отделении Симфонический хор Свердловской филармонии познакомит слушателей с австро-немецкими хоровыми традициями. Величественный мотет Иоганна Себастьяна Баха «Иисусе, моя радость» прозвучит в сочетании с лирическими сочинениями композиторов-романтиков: Франца Шуберта, Феликса Мендельсона, Роберта Шумана и Иоганнеса Брамса.
Мелодии известных романсов и песен отечественных композиторов, среди которых Александр Варламов, Милий Балакирев, Антон Аренский, Василий Соловьёв-Седой, задушевные русские народные песни, специально переложенные для симфонического хора, а также фрагмент из цикла «Петербургские серенады» Александра Даргомыжского составят программу второго отделения концерта.

19.00 Гала-концерт «И музыка венчает танец», посвященный 60-летию кафедры режиссуры балета Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова (Эрмитажный театр – Дворцовая наб., 34).
Будут представлены фрагменты балетов и хореографические миниатюры на музыку Чайковского, Хачатуряна, Грига, Шостаковича, Верди, Шопена, Малера, Пьяццоллы в постановке выдающихся преподавателей и выпускников кафедры. Авторы хореографии — Федор Лопухов и Леонид Якобсон, Борис Эйфман и Николай Боярчиков, Александр Полубенцев, Георгий Ковтун, Мария Большакова. В концерте примут участие: Дарья Павленко и Данила Корсунцев, Ким Кимин, Оксана Скорик, Кристина Шапран, Елена Евсеева (Мариинский театр), Ирина Перрен, Марат Шемиунов, Роман Волков (Михайловский театр), Аманда Гомес и Михаил Тимаев (Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля), Анастасия Платонова и Сарыал Афанасьев (Государственный театр оперы и балета имени Д. К. Сивцева-Суорун Омоллоона Республики Саха), Екатерина Жигалова, Анатолий Марченко, Александр Шеверов (Омский государственный музыкальный театр).

11 октября, вторник

18.00 Открытие выставки «Четыре стороны света» (Выставочные залы Санкт-Петербургского союза художников – ул. Большая Морская, 38).
В Санкт-Петербургском союзе художников состоится открытие выставки Марины Смирновой, Ларисы Резниченко, Владимира Давыдова и Владимира Кожевникова.
«Четыре стороны света» — под таким названием авторы объединили фотографию, живопись и витражи, в которых художники раскрывают философский и художественный смысл понятия «света» в своей уникальной авторской манере.
В рамках выставки пройдут мастер-классы Владимира Кожевникова и Ларисы Резниченко по живописи и росписи витражей.
Выставка открыта до 23 октября.

12 октября, среда

19.00 «И. С. Бах. “Искусство фуги”» – первый концерт абонемента «Тайна рокового произведения» (Санкт-Петербургский театр «Мюзик-Холл» – Александровский парк, 4).
Абонемент «Тайна рокового произведения» – новый формат на концертной эстраде. Это попытка синтеза спектакля-детектива, музыкальной новеллы и концертной программы. Тема каждого из четырех концертов цикла – расследование контекста написания произведений великих мастеров классической музыки. В основе цикла – творчество четырех композиторов, чьи последние сочинения окружены мифами и легендами, допускают мистическое толкование и наиболее ярко демонстрируют таинственную неразрывную связь между творцом и творением. Драматургия каждого из концертов-спектаклей стилизована под культурологический детектив со всей присущей жанру атрибутикой: следователем, свидетелями, документами и артефактами. В качестве последних будут выступать музыкальные произведения.
Первое расследование посвящено «Искусству фуги» Иоганна Себастьяна Баха. Прозвучат знаковые произведения композитора: фуга № 15 из цикла «Искусство фуги», аллеманда из Французской сюиты, ария Лизхен из «Кофейной кантаты», Кантата № 21, Бранденбургский концерт, Шестиголосная фуга на тему короля из «Музыкального приношения» и др. Зрители услышат фрагменты из увертюры к опере «Волшебная флейта» Моцарта, увертюру к опере «Мадам Баттерфляй» Пуччини и сцену снежной метели из оперы «Жизнь за царя» Глинки. В программе также заявлена аллеманда Маршана, ария из оперы «Узнанная Семирамида» Порпора, сочинения Иоганна Кристиана Баха и Карла Филиппа Баха.

20.00 Концерт Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Впервые в Большом зале выступит дирижер Александр Сладковский и возглавляемый им Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан, предыдущий концерт которого в Петербургской филармонии состоялся более тридцати лет назад. Солисты – пианисты Ева Геворгян и Филипп Копачевский, в программе – шедевры венской классической школы: Концерт для двух фортепиано Моцарта, Увертюра «Кориолан» и знаменитая, изменившая историю музыки Третья «Героическая» симфония Бетховена.
В 2010 году, когда Александр Сладковский стал художественным руководителем и главным дирижером, в истории оркестра начался новый этап. Организованные коллективом крупные международные фестивали – «Рахлинские сезоны», «Белая сирень», «Казанская осень», Concordia, «Денис Мацуев у друзей» – стали заметными событиями в культурной жизни страны.

13 октября, четверг

19.00 Премьера спектакля «Потерянный солдат» (Большой театр кукол, Малая сцена – ул. Некрасова, 10).
Новый спектакль Руслана Кудашова – целиком авторское высказывание, здесь он выступает как драматург, режиссер, художник. Пьеса «Потерянный солдат» – монологи в стихах для трех марионеток. Герои пьесы – вневременные персонажи (Старуха-Смерть, Суламита, Потерянный Солдат), поэтому само действие выводится в метафизическое, инфернальное пространство, не лишенное очертаний реальности. Это поэтический, метафоричный, актуальный текст.

14 октября, пятница

Открытие выставки Варвары и Анны Кендель «На Север» (Детская библиотека – 4-я Красноармейская ул., 13).
В Детской библиотеке состоится официальное открытие персональной выставки петербургских художников-иллюстраторов, сестер Варвары и Анны Кендель.
На выставке будут представлены иллюстрации к книге Анны Игнатовой «На Север. Путешествие вслед за чайкой».
Справки по телефону (812) 316-68-77 и в группе Детской библиотеки ВКонтакте https://vk.com/detlermontov
Вход свободный.

19.00 Мировая премьера балетного спектакля «Идальго из Ла-Манчи» (Михайловский театр – пл. Искусств, 1).
Всемирно известный хореограф Начо Дуато создает собственную версию знаменитого балета по мотивам романа Мигеля Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» — «Идальго из Ла-Манчи». Испанский хореограф, тонко чувствующий искусство родной страны, создаст по-настоящему аутентичный спектакль, передающий атмосферу Кастилии.
В центре спектакля на музыку Людвига Минкуса остается история молодой испанки Китерии и влюбленного в нее бедного крестьянина Базилио, которые вынуждены бороться за свое счастье. Однако впервые в истории хореографических интерпретаций знаменитого произведения Дон Кихот превратится из мимического персонажа, лишь формально объединяющего эпизоды балета, в полноправное действующее лицо.
Хореография и постановка: Начо Дуато.
Художник-постановщик: Джаффар Чалаби.
Художник по костюмам: Ангелина Атлагич.
Художник по свету: Брэд Филдс.
Музыкальный руководитель постановки: Павел Сорокин.
Премьерные показы балетного спектакля «Идальго из Ла-Манчи» пройдут 14, 15 и 16 октября.

20.00 Петербургская премьера Концерта № 3 для скрипки с оркестром «Диалог: Я и Ты» Софии Губайдулиной (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Всемирно известный скрипач Вадим Репин осуществит в Большом зале филармонии петербургскую премьеру Концерта № 3 для скрипки с оркестром «Диалог: Я и Ты» Софии Губайдулиной: сочинение было написано по заказу Вадима Репина и его Транссибирского Арт-Фестиваля, в 2018 году в Новосибирске состоялось первое исполнение партитуры. Концерт посвящен Вадиму Репину и дирижеру Андресу Мустонену – первым его исполнителям. В Петербурге партитура прозвучит в исполнении Академического симфонического оркестра филармонии под управлением главного дирижера Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, народного артиста России Феликса Коробова. Также в программе – Симфония № 25 Моцарта и Третья симфония Брамса.

15 октября, суббота

Начало работы выставочного проекта «Зерцало» (ЦВЗ «Манеж» – Исаакиевская пл., 1).
Центральный выставочный зал «Манеж» (Санкт-Петербург) совместно с Угличским государственным историко-архитектурным и художественным музеем, Государственной Третьяковской галереей и Рыбинским государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником представят выставочный проект, посвященный истории русского провинциального портрета XVIII-XIX вв.
Помимо исследования этого яркого явления в отечественном изобразительном искусстве, выставка также предлагает по-новому взглянуть на нравы и традиции, сложившиеся в русской провинциальной культуре. Название экспозиции происходит от старославянского слова «зерцало». И не случайно первое, что увидит зритель, оказавшись в выставочном пространстве – это собственное отражение в зеркалах. Это взгляд на себя без прикрас и условностей, задающий направление для восприятия дальнейшей экспозиции.
В начале XIX века едва ли не в каждом городе появляется свой художник, едва ли не в каждом зажиточном доме складывается портретная хроника семьи. Купцы, небогатые дворяне, даже духовенство обращаются к местному портретисту, своего рода ремесленнику, который старательно воплощает их представление о себе.
Выставка в Манеже позволит зрителям познакомиться не только со стилистическими особенностями ранних провинциальных портретов, но и увидеть «лица» эпохи – образы духовенства, купечества, детские и семейные портреты.

12.00 Интерактивный музыкальный спектакль с тифлокомментариями «Ночь в библиотеке» (Санкт-Петербургская государственная специальная центральная библиотека для слепых и слабовидящих, конференц-зал – ул. Стрельнинская, 11, 2 этаж).
Юные актеры творческого сообщества «ЛИТteen» из Долгопрудного Московской области поделятся со зрителями библиотечными тайнами.
Ребятам сообщества «ЛИТteen» от 7 до 16 лет. Они сами пишут пьесы и музыку, ставят спектакли, проводят мастер-классы. Чтобы творчество было доступным – литтиновцы делают тифлокомментарии к выступлениям.
Спектакль состоится 15 октября в 12.00 и 15.00.
После спектакля состоится мастер-класс «Книжная закладка», также у зрителей появится возможность попробовать себя в роли актеров театра кукол.

18.00 Премьера спектакля «Слуга двух господ» (Учебный театр «На Моховой» – ул. Моховая, 35).
Знаменитая комедия положений Карло Гольдони о проказах обаятельного и веселого плута Труффальдино, который устраивается работать слугой сразу к двум приезжим господам, чтобы получать двойную оплату. «Никто не может услужить двум господам одновременно!» — но хитрый авантюрист опровергает это утверждение! Стремясь услужить двум хозяевам, Труффальдино закручивает такой клубок событий, который, казалось бы, не распутать.
Постановка мастерской Арвида Зеланда увлечет зрителя азартным сюжетом, фехтовальными драками, яркими танцами и искрометным юмором.