Земной противобог и лжемессия, явление кот. знаменует конец истории. С появлением на Руси святоотеческих памятников и с расширением проблемного репертуара сектантских сочинений и до конца XVII в. А. трактуется как перманентная историческая угроза. Поиск претендентов на черный трон от Нерона до Петра Великого на рус. почве связывается с мифом о подменном царе и самозванством. Керженский раскольник Козьма Андреев комментирует реформы Петра I как антихристовы по преимуществу. Понадобился авторитет Стефана Яворского, чтобы защитить Государя от обличений Григория Талицкого. Кардинальный аспект восприятия Антихриста – учение о «духовном Антихристе», расколовшее старообрядческое движение на два русла: одни трактуют природу противобога «чувственно» (в согласии с евангельским преданием), другие – трансцендентно (А. – это мировое зло и состояние мира). Эти представления могли пересекаться в точке того рода убеждения, по смыслу кот. стихия злого отыскивает среди людей медиумов сатанинских инспираций.
Как все самозванцы, А. опознается по признаку чуждости. Поразившее современников пророчество К. Леонтьева о том, что России суждено породить Антихриста («Смерть Пазухина», 1891), строится на игре между «чужим» и «своим»: следуя Евангелию, философ полагает появление «человека беззакония» в еврейской среде, однако в географ. пределах России. Как и соловьевский А. («Краткая повесть об Антихристе», 1900), он начнет с эксплуатации принципа равенства (опираясь на франц. революционную практику и на утопические прожекты Запада). В «Письмах к Соловьеву» (1881) Леонтьев говорит о грядущей борьбе с «антихристом демократии» и соглашается с мнением еп. Феофана (Г. В. Говорова), кот. в сочинении «Отступление в последние дни мира» (М., 1881) пишет: «Когда всюду заведут самоуправство, республики, демократию, коммунизм, – тогда Антихристу откроется простор для действований».
Мыслители XIX–XX вв. изучают возможности Антихриста в образах Великого Инквизитора. «Легенде о Великом Инквизиторе» в творчестве Достоевского предшествовали «черновики» Антихриста: Раскольников, Петр Верховенский, Смердяков. Достоевский открыл у человека орган темных внушений; он явился как результат болезни человечности. Духовный контур «внутреннего Антихриста» проступил в волевом существе и в мышечной ткани Раскольникова как основной психомоторный двигатель поступка. Герой превращается в механического исполнителя антихристова замысла («убийство по совести»). В «Легенде» Ивана Карамазова дана антиутопия тоталитарного государства, в котором основные христ. ценности подменены человекобожескими антиценностями классического (ренессансного) гуманизма; в его программах осуществлены «богоборческие дерзновения Прометея-Светоносца, творящего род сынов своих, царство Люцифера» (Булгаков С. Человечность против человекобожия // Русская мысль. 1917. N 5/6. Отд. Х. С. 2). Д. Андреев увидел в Великом Инквизиторе Достоевского предпоследнюю инкарнацию Антихриста в истории («Роза Мира», 1950-е гг.). Эссе с заголовком «Великий Инквизитор» создали Н. Бердяев (1907), С. Франк, И. Шаховской и А. Мацейна (1940-е гг.); появились подражания В. Соловьеву (Е. Ф. Сосунов. Победа Христа над Антихристом. Казань, 1905; 1911; А. В. Северяк. Антихристово пришествие. Астрахань, 1907; В. М. Гаврилов. Антихрист. Ташкент, 1915). Рус. апокалипсис нач. ХХ в., фиксируемый такими текстами, как «Всадник (Нечто о городе Петербурге)» Евг. Иванова, «Конь Бледный» Б. Савинкова, «Апокалипсис нашего времени» В. Розанова и «Апокалипсис в русской литературе» А. Крученых, первой «Симфонией» А. Белого «Антихрист» и его же статьей «Апокалипсис в русской поэзии», 1905; деятельностью таких кружков, как «Союз апокалиптиков» в «Братстве Христианской борьбы» (В. Эрн, А. Ельчанинов, В. Свенцицкий), обостренным вниманием церковной (Бухарев, Троицкий) и научной (П. Морозов) мысли к «Откровению» ап. Иоанна Богослова, нашел выразительную аналогию в спорах вокруг «Заката Европы» Шпенглера, а также во множестве сочинений, трактующих революционный хаос в России в терминах и символах Апокалипсиса.
Критика «исторического христианства» в кругу энтузиастов «нового религиозного сознания» дополнительно стимулировалась книгой об Антихристе Э. Ренана и трактатом Ницше «Антихрист» (1895; рус. пер. 1907). Рус. ницшеанцы прочли памфлет баденского философа в контексте того убеждения, что полнота Христова дела должна быть усвоена через полноту его отрицания. Герой романа-исповеди В. Свенцицкого «Антихрист. Записки странного человека» (1907) оглядывается в пустоте обезбоженного мира и решает, что он-то и есть А (ср. Станев Е. Антихрист. Роман. 1970; пер. 1973). Входит в моду персональное самотитулование. Вслед за Ницше (см. в письме к М. фон Мейденбург от 3–4 апреля 1887 г.: «Я есмь <…> Антихрист») Н. Клюев и А. Скрябин назвали себя антихристами. А. Белый высказался о современнике: «Это предтеча Антихриста, этот верзила Маяковский» (Карпов П. Пламень, М., 1991. С. 271).
Оценки рус. революции в публицистике приобретают формы критики А.: «Русские революционеры, апокалиптики и нигилисты пошли за соблазном антихриста» (Бердяев Н. «Духи русской революции», 1918). Как на сбывающуюся реальность антихристова царства смотрит на революцию А. Аскольдов («Религиозный смысл русской революции», 1918). В контексте мифологии истории Вяч. Иванова для трагической диалектики русского прошлого А. как одно из ее кризисных состояний оказывается вполне органичным («Лик и личины России», 1917). Эпоха религиозного возрождения активно осваивает темы черта, мирового Зла (см. сб. Сатанизм. М., 1910; Лукаш И. Дьявол. Б/г.; Чулков Г. Сатана. М., 1915; Андреев Л. Дневник Сатаны. Гельсингфорс, 1921; в 1905 г. Л. Толстой издал инфернальную сказку «Разрушение и восстановление Ада»; в 60-е гг. опубликован трактат В. Зеньковского «Зло и отрицание»). В работах о Достоевском Н. Лосского («О природе сатанинской», 1922), С. Булгакова («Русская трагедия», 1914), А. Белого («Трагедия творчества», 1911) источник лжегуманизма увиден в гордыне позитивистского всезнайства. Так же думали Достоевский и Н. Федоров. Г. Федотов прибавил в характеристику А. «соблазн ложного смирения, тонкой эротики и ложного аскетизма» («Об антихристовом добре», 1926). С др. стор., знаменательна для умонастроений нач. века реплика горьковского дьячка в «Жизни Клима Самгина»: «Не Христос-Авель нужен людям, людям нужен Прометей-Антихрист» (Горький М. ПСС в 30 т. Т. 19. С. 33).
Очень скоро А. становится расхожим символом фашизма (Рот Й. Антихрист, 1934; ср. новеллу И. Шлафа «Смерть Антихриста», 1901, и роман П. Виглера «Антихрист» о Фридрихе II Штауфене), коммунизма и большевизма (Толстой А. «Хождение по мукам»; Струве П. «Мои встречи и столкновения с Лениным»; Булгаков С. «Откровение Иоанна Богослова»). Завершением классических для рус. мысли представлений об А. стала книга Д. Андреева «Роза Мира»: если Ленин здесь – лишь черновик Антихриста, то Сталин – решительная репетиция будущего последнего Князя Тьмы. По мысли рус. визионера, в конце времен духовный собор исторических культур и религий образует Розу Мира, промыслительное творчество Божьего Космоса будет завершено. А. прекратит свое квазисуществование. Еванг. образы А. (Мф. 24, 5, 23–24, 26; Мк. 13, 6, 21–22; Лк. 21, 8; 2 Фес. 2, 3–12; Ио. 2,1 8, 22; 4, 3; 3 Ио. 7; Отк. 19, 20; 10, 2, 15) и рус. апокалиптика сливаются в метаисторической грезе Андреева. Образ Антихриста продолжает свою эволюцию в современной прозе (Горенштейн Ф. «Псалом», 1975) и в праворадикальной публицистике.
Тексты и исследования
Аввакум Петров. Послание верным об антихристе // Аввакум Петров. Послания и челобитные. СПб., 1996. С. 35–38; Аверинцев С. С. Антихрист // Мифы народов мира: В 2-х т. М., 1980. Т. 1. С. 85–87; Аггеев Конст., свящ. Христианство и его отношение к благоустроению земной жизни. Опыт критического изучения и богословской оценки раскрытого К. Леонтьевым понимания христианства. Киев, 1909; Александров Д. Очерки новейшей полемики с расколом старообрядчества (Об Антихристе). СПб., 1912; Андреев Даниил. Роза Мира. Метафилософия истории. М., 1991; Арсеньев А. Е. «Непристойные речи». Глава 9. Последователи Талицкого // Исторический вестник. 1897. Август. С. 390–393; Б/а. Антихрист // Большая Энцик. / Ред. С. Н. Южаков. Т. 1. СПб., 1904. СПб. 691–694; Б/а. Антихрист явился. Тайна беззакония. М., 1913; Б/а. Антихрист. Изумительное пророчество брата Иоанна, предсказанное в 1600 г. Екатеринодар, 1914; Баусов Н. Книга об Антихристе. М., 1890; Белоусов А. Ф. Последние времена // Aequinox. Сб. памяти о. Александра Меня. М., 1991. С. 9–33; Беляев А. О. О безбожии и Антихристе. Ч. 1. Подготовление, признаки и время пришествия Антихриста. СПб., 1898; Белый Андрей. Антихрист / Edizione e commento di D. Rizzi. Trento, 1990; Бенсон Р. Князь мира сего / пер. с англ. СПб., 2000; Биффи Дж. О Христе и Антихристе. Милан–М., 1994; Богословский А. Человек беззакония // Православный собеседник. Казань, 1895. Ч. 2. С. 261–297; Ч. 3. С. 125–157; Бороздин А. Очерки истории русского религиозного разномыслия. СПб., 1905; Бронзов Н. И. Современное антихристианство. СПб., 1912; Булгаков С. Н. Человечность против человекобожия // Русская мысль (Пг., М.). 1917. № 5–6. Отд. X; Введенский С. Н. 1) Тамбовский епископ Игнатий // Исторический вестник. 1902. Ноябрь. С. 625–646; 2) К биографии митрополита Стефана Яворского // Христианское чтение. 1812. Июль-Август. С. 892–919; Виноградов Н. И. 1) Антихристианство и Антихрист по учению Христа и апостолов. Нижн. Новг., 1885; 2) О конечных судьбах мира и человека. Нижн. Новг., 1887 (1889); Г. Г. Антихрист // Еврейская Энцик. Т. 2. Б/г. Стлб. 764–769; Гришин А. С. Миф об Антихристе в русской истории и литературе кон. XIX–XX вв. // Антихрист. Антология / Сост., статьи, коммент. А. С. Гришина, К. Г. Исупова. М., 1995. С. 400–414; Гурьянова Н. С. Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой эсхатологической литературе периода позднего феодализма. Новосиб., 1988; Закржевский А. Одинокий мыслитель. Киев, 1916; Дружинин В. Писания русских старообрядцев. СПб., 1912; Ефрем Сирин. Слово на пришествие Господине, на скончание мира и на пришествие Антихриста // Творения. Ч. 2. М., 1858. С. 379–393; Измайлов В. К. Антихристова печать (рассказ) // Жизнь и социализм, 1906. № 2. Апрель; Иоанн, митроп. Одоление смуты. Слово к русскому народу. СПб., 1995; Истрин В. Откровение Мефодия Патарского и апокрифические видения Даниила в византийской и древнерусской литературах: Исследования и тексты // Чтения в ОИДР. 1897. Кн. 4. Отд. 3; Каталог, или Библиотека староверческой литературы церкви, собранные тщанием Павла Любопытного. СПб., 1829 / Изд. В. И. Касаткин. М., 1861 (переизд.: Чтения в ОИДР. 1863. Кн.1 С. 119–178); Исупов К. Г. Русский Антихрист: Сбывающаяся антиутопия // Антихрист (Из истории отечественной духовности). Антология / Сост., статьи коммент. А. С. Гришина, К. Г. Исупова. М., 1995. С. 5–34; Кисин Б. Антихрист // Литерат. Энцикл. / ред. В. Фриче. М., 1930. Т. 1; Клейн И. Слово о полку Игореве и апокалиптическая литература (К постановке вопроса о топике древнерусской литературы) // ТОДРЛ. Л., 1976. Т. 31. С. 104–115; Мережковский Д. С. Крест и Петраграмма // Царство Антихриста. Париж, 1922. С. 177–188; Молчанов Б., прот. Антихрист. Джорданвилль, 1966; Никольский Н. А. Антихрист // Энцикл. Словарь Гранат. 7-е изд. М., 1909. Т. 3. Стлб. 202–203; Нилус Сергей. Великое в малом, и Антихрист как близкая политическая возможность. Записки православного. 2-е изд. Царское Село, 1905; Нильский А. Об Антихристе против раскольников. СПб., 1859; Новоструев А. Слово св. Ипполита об Антихристе в славянском переводе по списку XII в. М., 1868; Об Антихристе // Прибавление к изд. творений свв. отцов в русск. пер. М., 1858. Ч. 17. Кн. 3. С. 419–451; Кн. 4. С. 493–574; Орлов А. Критический разбор главнейших мнений об Антихристе // Православное обозрение. 1889; Покровский Н. Н. Повесть о дубченских скитах // Новый мир, 1991. № 9 (О сочинении современного апокалиптика Афанасия Герасимова «О временах», 1969–1970); Рабинович Е. Г. Выработка стратегии поведения в поздней античности (Феб – Люцифер) // Этнические стереотипы поведения / ред. А. Байбурин. Л., 1985. С. 95–120; Реутин М. Ю. Игры об Антихристе в Южной Германии. Средневековая пародия. М., 1994; Рождественский Т. С. Мысли о наступлении на земле царства Антихриста и выводы из нее в старообрядческой поэзии // Записки Моск. археолог. ин-та. 1910. Т. 6. Отд. 2. С. V–XLIII (отд. изд.: Памятники старообрядческой поэзии. М., 1910); Роман И. С. Тургенева «Новь» в свете архетипического сюжета об Антихристе: Материалы к спецсеминару / Краснояр. гос. ун-т; Сост. В. К. Васильев. Красноярск, 2003; Россия перед вторым пришествием. Материалы к очерку русской эсхатологии. М., 1993; Русский Крест / ред. А. Л. Казин. СПб., 1994. С. 116–125; Россия перед пришествием Антихриста. М., 1993; Сахаров В. Эсхатологические сочинения и сказания о древнерусской письменности и влияние их на русское духовные стихи. Тула, 1879; Сенатов В. Философия истории староообрядчества. М., 1908. Т. 1–2; Семевский М. И. 1) Самуил Выморков, проповедник явления Антихриста в 1722–1725 гг. // М. И. Семевский. Слово и дело. 1700–1725. СПб., 1884 (М., 1991; репринт). С. 125–184; 2) Тайная Канцелярия при Петре Великом. Гл. XXIV. Антихрист // Семевский Н. И. Слово и дело. 1700–1725. СПб., 1884 (М., 1991). С. 107–124; Сербиненко В. В. Спор об Антихристе: Вл. Соловьев и Г. Федотов // Общест. жизнь. Исслед. и публ. М., 1990, Вып. II. С. 29–40; Смирнов П. С. Споры и разделения в русском расколе в первой четверти XVIII в. СПб., 1909; Соколов П. Социализм как антихристианское. Елабуга, 1909; Соловьев С. М. Монах Самуил (Страницы из истории раскола) // Православное обозрение. 1860. Т. 2. № 7 (Соловьев С. М. Чтения и рассказы по истории России. М., 1989. С. 616–620); Срезневский И. Сказания об Антихристе в славянских переводах. СПб., 1974; Струве Н. А. Антихрист в Москве? // Вестник РСХД, 1995. № 172; Топоров В. Н. Текст города-девы и города-блудницы в мифологическом аспекте // Структура текста-81. М., 1981; Учение Священного Писания и Отцов Православной Церкви об Антихристе. М., 1992; Франк-Каменецкий И. Г. Женщина-Город в библейской эсхатологии // Сб., посвященный С. Ф. Ольденбургу. Л., 1934; Федотов Г. П. Об антихристовом добре // Путь. Париж, 1926. № 5; Феодор. Послание ко всем православным об Антихристе // Материалы по истории раскола за первое время его существования / ред. Н. Субботин. М., 1881. Т. 6. С. 261–267; Феодору А. Представления об Антихристе (Библейско-богословское и историко-догматическое исследование) / пер. с греч. // Феология. 1970 (машинопись в Библиотеке Петербургской Духовной Академии); Яворский С. Знаменья пришествия Антихриста. М., 1703; Cierniak U. Wizij Antychrysta u staroobrzędowcόw a proroctwa bibline // Biblia a kultura Europy. Łόdź, 1992; Crummey R. The Old Believers & the World of Antichrist. The Vyg Community and the Russian State, 1694–1855. Madison, 1970; Holovaty O. Merezhkovsky. Christ and Аntichrist. Ann Аrbor, 1978.
© Константин Исупов, 2018
© НП «Русская культура», 2018