Эпоха Серебряного века, переживавшая утрату привычных аспектов бытия и захваченная азартным пересмотром всей аксиологической шкалы, объективно нуждалась в немедленном изобретении некоей универсальной модели творческого поведения, которая фундировала бы как возможности творческого выживания в условиях, немыслимых для выживания, так и была бы насыщена запасом позитивного будущего. Оглянувшись вокруг себя, символисты увидели по всему периметру существования руины обдрябшего народничества, увядшие цветники прекраснодушного либерализма, скучных толстовцев и жизнерадостных бомбистов, обширную коллекцию разновидностей «грядущего Хама», словом – весь негатив плывущей во тьму Империи.

Тогда символисты оглянулись назад в надежде обрести в прошлом опыт, достойный новаторской реконструкции. Это была еще одна попытка опереться на идею палингенезии, обоснованной еще романтической историографией (П.-С. Балланш. «Esssais de palingénésie sociale» – «Опыт социальной палингенезии»). Всматриваясь в событийный рисунок современности, писатели и философы пытаются объяснить его примерами из прошлого (А. Блок в письме к матери объясняет взятие немцами Митавы и сдачу Львова примерами из Ключевского[1]); аналоговая историология становится ведущей методой в исторических науках; циклические концепции на Западе и в России следуют одна за другой.

Подобно тому, как классический Ренессанс возрождал упрощенную Античность, наш духовный ренессанс рубежа веков обратился к более масштабной, т. е. к мировой, культурной архаике[2] и первое, что было сделано на этом пути, это то, с чего начинает всякий модерн: новая концепция мифа.

Во времена культурных переломов актуализация фольклорной и литературной старины становится прелюдией к пересмотру эстетических канонов: Ренессанс, барокко, романтизм, европейский и отечественный авангард; рубеж двух последних веков не составил исключения.

Человек переходного времени конца XIX–XX вв. оказался запертым внутри квадрата, четыре точки которого составили: 1) релятивистская картина мира (А. Эйнштейн; Г. Кантор); 2) психиатрия ментальных разоблачений (фрейдизм); 3) жанрово-стилистический кризис в литературно-художественной классике; 4) массовые преступления против человечности (революционный террор).

Первоначальной реакцией на это положение стал беспрецедентный по мощности пассионарный взрыв в сфере культуры и всех форм научного знания. Особая ситуация сложилась на перекрестке философии и литературы[3], в топосе которого мы обнаруживаем Вячеслава Иванова и немногих его единомышленников – инициаторов новой культуры «нового Средневековья».

Главной задачей наиболее одаренных инициаторов новаторского искусства слова стало практическое испытание его способностей к синтезу с иными типами творчества. Если иерархии Бытия коррелятивны смысловым уровням явленного в слове мифа, то владельцу жреческих глаголов предлежит работа по гармонизации ввергнутого в Хаос мира средствами мифопоэтической семантики и при участии научного дискурса.

Мыслить мифопоэтически означает воскрешение таких моделей времени, как круг, спираль; таких дериватов ритмической динамики исторического процесса, как анамнезис, возврат, оглядка, повтор, цикл, а также такой эстетической категории, как ирония истории.

С. Гессен в статье о Герцене говорил: «Ныне мы переживаем время заката древней культуры, как уже однажды пережили ее народы Средиземноморья. Теперь снова наступило александрийское время»[4]. С. Гессен почти дословно повторяет один из основных тезисов «Предисловия» сборника «О Мессии» (1909): «Авторы предлагаемых эссе в совместных убеждениях пришли к выводу, что одна из выдающихся примет нашей эпохи – все более возрастающее требование великого творческого синтеза, благодаря которому множество разделенных сект и школ, существующих сегодня в большинстве областей нашей духовной жизни, достигнут органического единства, чтобы решительно положить конец александрийству нашего периода». Ср. ниже: «Александрийское настроение и следующая из него мессианская надежда привели Герцена к его национализму» (С. 7, 50–51); «Герцен не может стать новым иконоборцем. Он был римлянином александрийского времени» (С. 54).

Позже один из участников сборника, Ф. Степун, вспоминал в очерке «Два Гейдельберга» (1924): «Ни о христианстве, ни тем более о православии в нем не было и речи, но в нем определенно звучало то в основе романтически-славянофильское отрицание александрийски-эклектической культуры XIX века, которое неизбежно ведет к занятию религиозных, а в последовательном развитии и христианских позиций в историософии» (С. 73–74).

Аналогией соблазнился и Д. Философов («О Фрейбурге и журнале “Логос”», 1909): «Есть рассеяние еврейское. У него своя, разработанная многими учеными, история. Началось ведь оно очень давно: уже при постройке Александрии местные евреи играли крупную роль. Следовало бы написать историю русского интеллигентского рассеяния. Правда, оно очень молодо. Если “диаспора” существует уже две с половиной тысячи лет, то рассеяние русской интеллигенции началось менее ста лет тому назад. Однако оно уже богато событиями, а главное, очень характерно для понимания идейной и общественной жизни в самой России» (С. 77).

«Александрийская» интуиция[5] в историческом самосознании Серебряного века и века Герцена порождена общим для них культурным механизмом: из прошлого извлекается готовая и внятная в своих исторических возможностях ситуация «котла» (пассионарного брожения культурных энергий); она проецируется на современность, – и так на перекрестке синхронизированных эпох возникает «рифма», из которой может быть извлечено что угодно: от постулатов «греческого возрождения» в духе Вяч. Иванова, Ник. Бахтина и Ф. Зелинского до «христианского социализма» в широком разбросе его идеологических версий: Фурье, Сен-Симон, Жорж Санд, Ламенне, Лакордер – с одной стороны, и общинный социализм герценовского толка – с другой. Эстетизованный опыт подобных экспериментов связан с трактовками александрийской темы в творчестве авторов Серебряного века и поэтической историологии этого времени.

Реплике Гессена («Социализм соответствует назаретскому учению в Римской империи» (С. 48)) вполне отвечает дневниковая запись молодого Герцена: «Поразительное сходство современного состояния человечества с предшествующими Христу годами придает удвоенную важность истории разделения церкви и времени, предварившего евангельское учение. С одной стороны, древний мир был весь собран в один узел, в один царящий орган, в другом – в самом этом средоточии обличилась яркая необходимость возрождения» (Г. 2, 344; запись от 24 марта 1844).

Такова формула основного тезиса так называемого христианского социализма, возводящего свою генеалогию ко временам проповеди Спасителя. Оценивая ретроспективно новоградскую идеологию, Ф. Степун писал в статье «Г. П. Федотов» (1957): «Попытки многих ученых-социалистов доказать, что социализм является единственной правильной социально-экономической проекцией христианства, мне всегда казались таким же насилием, как и научные усилия христианской защиты капиталистического строя»[6].

Герцен, назвавший себя в письме к Прудону в августе 1849 г. «скифом» и «варваром по убеждению и рождению», не без удовольствия рассуждает о barbaros как историческом катализаторе процессов обновления усталого закатного мира Античности. Русские в этом «рифмующемся» смысле и есть barbaros; в письме в Ш. Либеролю, издателю журнала «L’Homme”» (1854) прямо сказано: «Варвары спокон века отличались тонким зрением; нам Геродот делает особую честь, говоря, что у нас глаза ящерицы» (Г. 5, 222). Надо же: Геродот, описавший быт и нравы восточных племен, свидетельствует о диких соотечественниках Герцена…

В широком смысле ‘варварство’ соединяет, по Герцену, два значения: это, во-первых, свободное выражение национального духа народа, стихийно определяющего свой исторический путь (в этом смысле ‘варварство’ близко понятию народности, воплощающей, говоря словами Гегеля из «Логики», «субстанциональные интересы Отечества»). Во-вторых, это мировая историческая стихия, призванная к разрушительному обновлению мира «во времена палингенезические»[7] (Г. 1, 21). Варвары несут миру новизну, вливая свежую кровь в дряхлеющие, избыточно переутонченные культуры: «Древние германцы в своей непосредственности <…> выше образованных римлян» (Г. 6, 310).

Герцен, изобретатель (или тематизатор) термина ‘рифма истории’[8], предвосхитил аналоговую историософию Серебряного века. Блок в статье о Вяч. Иванове 1905 г. говорит о характере наступившей «переходной эпохи»: «Одна из таких переходных эпох нашла яркое выражение в древнем “александризме”»; далее идет характеристика эллинистических «сумерек» (чеховское словечко!) и вывод: «мы близки к их эпохе» (Б. Т. 5, 7–8).

В 1906–1907 гг. сенсацией стала публикация «Александрийских песен» М. Кузмина. В рецензии М. Волошина Кузмину, в развитие авторского мифа, придумано «эллинистическое» житие с «красивыми» деталями: «Несомненно, что он умер в Александрии молодым и красивым юношей и был весьма искусно набальзамирован». И здесь же – вопрос одного «средиземноморца» всем остальным отечественным «александрийцам»: «Но почему же он возник теперь, здесь, между нами в трагической России, с лучом эллинской радости в своих звонких песнях и ласково смотрит на нас своими жуткими глазами, усталыми от тысячелетий?»[9]. Сходная реакция у Н. Гумилева: «…отдел “Александрийских песен” дает нам жизнь в высшем плане. Поистину не позади, а впереди нас его Александрия»[10].

«Александрийское» мироощущение современников Вяч. Иванов в статье «О веселом ремесле и умном веселии» (1907) сформулировал в интонациях мифоэстетического манифеста: «Казалось, с конца XIX столетия, что на вершинах европейской культуры наступил как бы новый “александрийский период” истории, — что опять повторился тот период, когда впервые в человечестве возник тип “теоретического человека”; когда обособленные отрасли творчества религиозного, научного и художественного окончательно и различно определили свои частные задачи; когда так много накопилось ценностей и сокровищ в прошлом, что поколения поставили своею ближайшею задачей — их собирание, сохранение и, наконец, подражательное, повторное воспроизведение в изысканной и утонченной миниатюре; когда люди узнали, что такое ученое книгохранилище в полном значении этого слова и что такое Музей; когда то, что мы зовем общим образованием, окрасилось оттенком исторической перспективности (которую так возлюбил XIX век под именем “исторического смысла”, historischer Sinn); когда расцвели искусство любителей и таинства “сенаклей”; когда внутренняя раздробленность культуры сочеталась с универсальными горизонтами идейного синкретизма в религии и философии, эстетике и морали» (СС. 3, 73).

У Н. Бердяева был повод сказать о Вяч. Иванове в 1917 году в статье «Кризис искусства»»: «Он вечный александриец по своей настроенности и, как александриец, переживает он соборность, органичность и сакральность древней, архаической Греции»[11].

Выявленные контексты александризма можно свести в упрощенную схему:

Эллинство Варварство
Греко-римский мир Россия, Германия, Франция, Англия
Классицизм Модерн, парнассизм, эстетизм
Первичная эклектика Александрии Вторичный александризм
Рим периода упадка Декаданс, усталость от культуры
Гностики II в. н.э. культурнический гностицизм
Теоретический человек Аналитический человек
Миф Символ
Хоровое действо «мистерия»

 

В дальнейшем судьба александрийской мифологемы раздваивается: с одной стороны, в среде высокоученых культуртрегеров эпохи она продуцирует движение «греческого Возрождения»[12], а с другой, умельчаясь до модного эстетского жеста и мировоззренческой «маски» (как «панмонголизм», «скифство», «мистический анархизм», «мэонизм», и прочие псевдокультурные «позы», вроде тех, что найдены на ложных высотах рериховского Тибета и в теософии Блаватской[13]), может оказаться полупародийной грезой поэта-критика в жанре фельетона. В блоковских заметках 1908 года «Вопросы, вопросы, вопросы» дан экфразис сновидения: «Думы о том, что литература во всей Европе и в России кончилась… наступает “комментативный период”… ожидается нашествие новых схолиастов, новой Александрии… на несколько веков… а потом придут новые арабы и сожгут библиотеку новой Александрии… исторический процесс завершен… от желтой расы ждать нечего, кроме погромов» (Б. Т. 5, 337).

Что из этих ожиданий сбылось, мы знаем. И только догадываемся теперь, чему еще предстоит сбыться. Эмиграция первой волны, которая увезла с собой Серебряный век, прихватила и александрийскую эстетическую ностальгию: в ней не только не исчезла, но крепла и осложнялась аргументивная логика исторического самоуяснения и метаисторического объяснения. В статье «Последние римляне» (1924) Е. Ю. Кузьмина-Караваева воскрешает александрийские интонации начала века: «После Аттилы трава не росла, и нельзя было продолжать традицию римской культуры. Надо было начинать все заново, строить свою новую культуру. <…> …В русской истории культуры большевизм должен был сыграть роль Аттилы. Теперь, когда это шествие Аттилы духовно изжито, несомненно должно обозначиться стремление писателей “схватить и передать видимое”, насколько оно ново, насколько оно не устоялось еще»[14].

Это слишком оптимистическое для 1920-х гг. суждение не отменяет того факта, что александризм – уже в форме культурнического пассеизма – сохранился в нашей поэзии до конца ХХ в. (А. Тарковский, И. Бродский). Если столько людей на рубеже двух последних столетий решали заняться творчеством Вяч. Иванова, – это ли не свидетельство живучести александризма?

 

Примечания

[1] Блок А. А. Собр. соч.: В 8 т. М.; Л., 1962. Т. 8. С. 447. Далее это издание маркировано в скобках как Б. с указанием страниц.

[2] Иванникова Н. В. Идеи и образы итальянского Возрождения в русском Серебряном веке (А. Блок и Вяч. Иванов). Автореф. <…> канд. культурологии. М., 2003.

[3] См. Исупов К. Г. 1) Русская эстетика истории. СПб.: РХГИ, 1992; 2) Философия и литература Серебряного века (Сближения и перекрестки) // Русская литература рубежа веков (1890 – начало 1920-годов): В 2 кн. ИМЛИ РАН. М.: Наследие, 2000. Кн. 1. С. 69–131.

[4] Гессен С. Герцен // О Мессии. Эссе по философии культуры Р. Кронера, Н. Бубнова, Г. Мелиса, С. Гессена, Ф. Степуна. Эссе по философии культуры / пер. с нем. А. А. Ермичева. СПб.: РХГА, 2010. С. 48. Далее при цитации этого издания указываем в скобках стр. См. образ Александрии во второй части герценовской «Легенды». Герцен А. И. Собр. сочинений и писем: В 30 т. М., 1954–1956. Т. 1. С. 84–86. Далее это издание маркировано как Г. с указанием страниц.

[5] См. значение термина в контексте классической филологии: Сонни А. И. Александризм и его влияние на русских поэтов // Университетские известия. 1887. № 10. С. 1–12. В плане искусствоведения: Вершинина А. Ю. В поисках «нового александризма»: Помпейские мотивы в декоре в архитектуре // Искусствознание. 2007. № 1–2. С. 150–177. В аспектах истории гнозиса: Рычков А. Л. Александрийская мифологема у русских младосимволистов // Труды Гермеса: Труды Международного симпозиума. М., 2009. С. 108–166.

[6] Степун Ф. А. Портреты. СПб., 1991. С. 311. См. также: Степун Ф. Религиозный социализм и христианство // Путь. 1931. № 29. С. 20–48.

[7] Буквальный перевод термина: ‘перерождение’. Уточняющий контекст: ‘возврат с накоплением будущего’. Именно в этом смысле эта историофема пришла к П. Чаадаеву, призвавшему в первом из «Философических писем» вернуться к началам исторического пути, чтобы Россия смогла разделить судьбу Западной Европы.

[8] В статье «Еще раз Базаров» (1868): «С нами Чацкий возвращается на свою почву. Эти rimes crгoiséees (перекрестные рифмы. – К. И.) через поколение – не редкость» (Г. Т. 20/1, 343).

[9] Волошин М. «Александрийские песни» Кузмина (1906) // М. Волошин. Лики творчества. М.: Наука, 1988. С. 473, 477.

[10] Цит. по кн. Кузмин М. Избранные произведения / Сост., подг. текста, вступ. ст. и комм. А. Лаврова и Р. Тименчика. Л.: Худлит, 1990. С. 509. См. Панова Л. Г. 1) Русский Египет. Александрийская поэтика Михаила Кузмина. М., 2006. Т. 1–2; 2) Александрийские песни М. Кузмина: Генезис успеха // Вопросы литературы. 2006. № 6. С. 226–249.

[11] Бердяев Н. А. Кризис искусства. М.: СП Интерпринт, 1990 (репринт 1918 г.). С. 5.

[12] Николаев Н. И. Идеи Третьего Возрождения и В. Иванов периода Башни // Башня Вячеслава Иванова и культура Серебряного века. СПб., 2006. С. 226–235.

[13] Андреев А. И. Гималайское братство: Теософский миф и его творцы (Документальное расследование). СПб.: СПбГУ, 2008.

[14] Кузьмина-Караваева Е. Ю. Избранное. М.: Совпис, 1991. С. 190–191.

 

В заставке использована акварель Александра Бенуа «Николаевский мост в Петербурге», 1895, Государственный Эрмитаж, С.-Петербург

© Константин Исупов, 2024
© НП «Русская культура», 2024