15 июня, среда

Образовательный курс «Филармония онлайн» в рамках Большой оркестровой премии «440 герц».
Образовательный курс, получивший название «Филармония онлайн», включает в себя мастер-класс, который на базе и на трансляционном оборудовании Санкт-Петербургской филармонии проведут специалисты Московской филармонии. Лекции по особенностям трансляций – одной камерой, несколькими камерами, несколькими камерами с художественным замыслом и партитурой трансляции. Лекции по принципам работы с нотной партитурой в режиме онлайн-трансляции; по вопросам продвижения трансляций в соцсетях.
Образовательный курс пройдет до 17 июня
Занятия бесплатные.
Подробности на сайте: https://440hz-award.ru/education/#zayavka

14.00 Открытие выставки «Русское лоскутное шитье» (Строгановский дворец – Невский пр., 17).
Искусство лоскутного шитья, известное многим народам мира, сейчас получило широкое распространение. «Квилт-клубы» объединяют любителей шитья орнаментальных композиций из кусочков тканей, в которых могут быть использованы аппликация, вышивка, коллаж и т.д. «Квилт» – один из самых ярких и многоликих видов современного искусства.
Однако народное шитье во многом отличается от городского «квилта» – у него свои, отработанные десятилетиями приемы, формы предметов, свой образный строй. В каждой местности – группе деревень, районе, области – оно отличается самобытностью и неповторимостью.
На выставке в Строгановском дворце демонстрируется подлинно народное лоскутное шитье, получившее развитие в деревнях, селах и малых городах России. Ее цель – представить как местные особенности лоскутного шитья различных центров народного искусства России, так и своеобразный творческий почерк отдельных мастеров.
Выставка приурочена к Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России и 85-летию со дня основания Отдела народного искусства Государственного Русского музея.
Выставка открыта до 13 сентября.

15.00 Открытие выставки «Врата в будущее» (Санкт-Петербургский государственный музей-институт семьи Рерихов – В.О., 18-я линия, 1).
Название выставке дал одноименный очерк Н. К. Рериха, в котором художник определяет искусство, культуру как «Врата в Будущее». Трудно назвать хотя бы одну культуру, памятники и герои которой не привлекли бы внимания художника, не были бы им интерпретированы, осмыслены, воспеты. Глубоким убеждением Рериха было то, что достижение мира между народами возможно только на путях Культуры, которая обеспечивает взаимопонимание и сотрудничество.
Выставка включает в себя работы Николая и Святослава Рерихов, сгруппированные по нескольким разделам: «Святилища и крепости» (памятники древнерусской, средневековой европейской, буддийской архитектуры); «Древние культуры и традиции»; «Образы подвижников, искателей, странников духа»; «Священные Гималаи». Оформление, строящееся вокруг образов различных врат (русских, монгольских, индийских), выполненное театральным художником Иваном Совлачковым, открывает новый контекст для восприятия выставки.
Участники выставки: Санкт-Петербургский государственный музей-институт семьи Рерихов, Государственный музей Востока (Москва), Музей Николая Рериха (Нью-Йорк). Почти все работы из этих собраний можно увидеть впервые.
Выставка открыта до 4 сентября.

17.00 Юбилейный вечер поэта Елены Игнатовой (Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН – наб. Макарова, 4).
В Институте русской литературы состоится юбилейный вечер Елены Игнатовой – поэта, прозаика, киносценариста, лауреата премии В. Сирина (В. Д. Набоков), которая была присуждена «за самобытный творческий характер и верное служение русской поэтической музе». Приглашаются друзья поэта, любители и ценители русской поэзии, литературоведы.
Вход свободный.

19.30 «Песни десятилетия» — программа к 10-летию петербургского МолОт-ансамбля (Новая сцена Александринского театра – наб. реки Фонтанки, 49 А).
Основу репертуара МолОт-ансамбля составляет новая академическая музыка. В связи с юбилеем коллектив совместно с камерным хором Festino исполнит шесть новых сочинений от ведущих композиторов поколения миллениалов России и Беларуси.
Так комментирует программу директор МолОт-ансамбля Артур Зобнин: «К первой круглой дате ансамбля мы попросили написать новые сочинения композиторов, с которыми давно работаем – с многими из них мы прошли все эти 10 лет. Подборку хитов часто называют Песни десятилетия. В нашем случае это не только песни, но и танцы. И это музыка современная и душевная, а не только придуманная».

16 июня, четверг

10.30 Торжественное открытие выставки «“Для ведома всему народу”: гравюра эпохи Петра I в собрании Российской национальной библиотеки» (Отдел эстампов Российской национальной библиотеки – пл. Островского, 1-3).
В открытии выставки примет участие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин.
Впервые на выставке будут представлены подлинные гравюры Петровской эпохи из фондов Отдела эстампов. Это портреты, видовые и батальные сцены, планы и аллегорические листы, европейские реляции и «летучие листки». Среди экспонатов – гравюры, созданные мастерами первой четверти XVIII века по заказу самого Петра Великого, уникальные подносные оттиски Петровской гравюры на шелке, раритеты из Отдела редкой книги и документы из Российского государственного архива древних актов.
Первый русский император придавал огромное значение созданию гравюры в России и рассматривал ее в качестве мощного канала информационного воздействия на население страны и европейскую аудиторию. Взятие Азова 1696 г., победы при Полтаве, Гангуте и Гренгаме, план Петербурга 1717 г., военные и светские торжества нашли свое отражение в гравюре, которая поступала в том числе и за границу, способствуя формированию нужного образа страны.
Украшением выставки станет знаменитая 2,5-метровая панорама Петербурга 1716 г. Алексея Зубова, сохранившаяся до наших дней всего лишь в нескольких экземплярах. Гравюру сопровождает «Слово в похвалу Санкт-Петербурга и его основателя, государя императора Петра Великого».
Выставка открыта до 30 августа.

11.00 Первая Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703» (ЦВЗ «Манеж» – Исаакиевская пл., 1).
Ярмарка задумана как новое ежегодное культурное событие города, а ее первый сезон посвящен празднованию 350-летия со дня рождения Петра I.
«1703» представит работы художников из ведущих галерей страны и частных коллекций. Новые имена, уже известные представители арт-мира, публичная образовательная программа — событие охватит широкий спектр направлений современного искусства.
В дни ярмарки в Манеже будут работать три секции — «Галереи», «Коллекции» и «Цифровое искусство». Секция «Галереи» объединит как давно существующие, так и молодые художественные галереи Петербурга, Москвы и других городов России. Здесь представят работы современных художников, которые можно будет приобрести. В некоммерческой секции «Коллекции» петербургские галереи покажут произведения из частных собраний. Среди них специальный проект To Be With Art под кураторством основателя Marina Gisich Gallery Марины Гисич с работами современных художников из собраний игроков футбольного клуба «Зенит» и знаковыми произведениями из личной коллекции куратора. Также в секции можно будет увидеть «Выставку «Одиннадцати» от KGallery — работы участников ленинградской группы художников «Одиннадцать» из коллекции галереи. В секции «Цифровое искусство» гостей ждут цифровые произведения и арт-объекты, сопровождающиеся NFT-токенами.

12.00 29-я ежегодная конференция «Санкт-Петербург и белорусская культура» (Главное здание Российской национальной библиотеки – Садовая ул., 18).
В этом году конференция посвящена 500-летию «Малой подорожной книжки» белорусского первопечатника Франциска Скорины. Это первая книга, напечатанная предположительно в 1522 году на территории Великого княжества Литовского, в состав которого на протяжении многих столетий входили белорусские земли. «Малая подорожная книжка», изданная Франциском Скориной, состояла из 22 произведений.
Это универсальная богослужебная книга, в которую включались и другие произведения. Считается, что «Малая подорожная книжка», отличающаяся сравнительно небольшим форматом (в 8-ю часть листа) предназначалась не столько для церковных богослужений, сколько для частного чтения, путешествий, а также для обучения грамоте.
В рамках конференции исследователи из России и Белоруссии расскажут об исторических документах, хранящихся в минских и петербургских архивах и библиотеках, обсудят проблемы контактов писателей, переводчиков, музыкантов в сфере культуры.
Откроет конференцию доклад о новом подразделении Российской национальной библиотеки – Центре восточнославянских исследований. Особое внимание будет уделено изучению восточнославянских коллекций, хранящихся в РНБ.
Традиционными темами докладов конференции остаются современные отношения России и Белоруссии, памятники книжной культуры и истории, хранящиеся в Петербурге, музыкальная и художественная культура, биографии общественных деятелей. Прозвучат доклады: «Виленские издания Франциска Скорины и проблемы их изучения», «Как Белорусские губернии перестали быть Белорусскими (из истории административной терминологии в царствование Николая I)», «Уроженцы Санкт-Петербурга в проекте Национальной библиотеки Белоруссии «Белорусская библиография в лицах» и другие.
Конференция организована Российской национальной библиотекой и Санкт-Петербургской ассоциацией белорусистов.

12.30 Подписание Соглашения о сотрудничестве между коллективом Санкт-Петербургского государственного театра марионеток им. Е. С. Деммени и Национальным медицинским исследовательским центром детской травматологии и ортопедии имени Г. И. Турнера (Санкт-Петербургский театр марионеток им. Е. С. Деммени – Невский пр., 52).
В преддверии Дня медицинского работника состоится подписание Соглашения о продолжении многолетнего сотрудничества между Театром Деммени и Детским ортопедическим институтом имени профессора Г. И. Турнера. Начало ему было положено в 1934 году, когда первый договор подписали Евгений Сергеевич Деммени и профессор Генрих Иванович Турнер.
На протяжении многих лет актеры Деммени выступали перед маленькими пациентами института, понимая, что оба коллектива служат одной цели – помогают детям преодолеть болезнь, ощутить полноту и радость жизни.
За 88 лет отношения между двумя коллективами почти не прерывались. Крупное творческое событие последних лет – постановка спектакля «Теремок» с детьми, находящимися на излечении в институте.
В этот день на спектакле «Муха-Цокотуха» будут присутствовать пациенты Центра.

19.00 «Танец в опере» — четвертый концерт абонемента «Приглашение к танцу» (Санкт-Петербургский театр «Мюзик-Холл» – Александровский парк, 4).
Концерт «Танец в опере» расскажет об истории танца и балетных сцен в опере. В процессе развития оперного жанра многие танцы из опер приобрели популярность в качестве самостоятельных концертных номеров за счет необычайной яркости, образности, ритмичности. Одним из абсолютных хитов программы станут «Половецкие пляски» из оперы Бородина «Князь Игорь».

19.30 Музыкальный фестиваль «Джаз в Никольских» (Никольские ряды – ул. Садовая, 62).
В общественном пространстве «Никольские ряды» ждут всех любителей музыкальной импровизации. Начиная с 16 июня по четвергам в Никольских будет звучать джаз во всех его проявлениях: классические джазовые стандарты и взрывной фанк, лиричный неосоул и современный авторский джаз.
Насыщенная джазовая программа, демократичный open-air формат и яркие имена петербургской джазовой сцены – идеальный рецепт летнего вечера в историческом центре Петербурга.
В июне в программе «Джаз в Никольских» запланированы выступления джазовых коллективов Константина Хазановича, Арины Фауль и Ольги Абдуллиной, а программы двух других летних месяцев также обещают быть весьма разнообразными, с участием как известных музыкантов, так и новых исполнителей.

17 июня, пятница

11.00 Открытие выставки «Музей Сергея Курёхина#» (Отдел литературы по искусству и музыке «Невский ART» ЦГПБ им. В. В. Маяковского – Невский пр., 20).
Выставка посвящена художникам Ленинградского андеграунда конца ХХ века — друзьям и единомышленникам композитора.
Сергей Курёхин — один из главных идейных вдохновителей того времени, а также создатель «Популярной Механики», которая стала уникальным феноменом российской культуры. Композитор умел тонко и метко подбирать исполнителей для осуществления художественного замысла и поэтому объединил вокруг себя музыкантов, художников и перформансистов.
В экспозиции будут представлены более 10 работ Тимура Новикова, Георгия Гурьянова, Андрея Крисанова, Ивана Сотникова, Олега Котельникова, Инала Савченкова, Марата Муракаева и Григория Стрельникова.
Выставка приурочена ко дню рождения Сергея Курёхина. 16 июня 2022 года ему исполнилось бы 68 лет. К этой дате Центр Курёхина передает в дар отделу литературы по искусству и музыке «Невский ART» библиотеки им. В. В. Маяковского каталоги прошедших выставок и премий, часть музыкального архива, в том числе виниловую пластинку последнего лимитированного издания «Детского альбома».
Выставка будет сопровождаться музыкальной программой, состоящей из нескольких концертов-перформансов от проекта Classic Electric, в котором академические композиторы, электронные музыканты и медиа-художники объединились для поиска нового художественного языка и форм. Участники проекта композиторы Анжелика Габибова и Евгений Миневский представят собственный музыкальный оммаж на творчество Сергея Курёхина для электроакустического ансамбля.
Выставка открыта до 17 июля.
Вход свободный.

11.00 Начало работы выставки Александра Филиппова «Камень, ножницы, бумага…» (Музей-квартира А. А. Блока – ул. Декабристов, 57).
Фотоработы Александра Филиппова, представленные на выставке, запечатлели петербургскую Коломну и ее окрестности, Фонтанку, Обводный, Таракановку…
Александр Филиппов — профессиональный фотограф, участник многочисленных выставок. Его работы хранятся в музеях России и частных собраниях. Для творчества фотохудожника характерно вдумчивое погружение в атмосферу города, сочетание разных образов и фактур, графичность линий.
Выставка «Камень, ножницы, бумага…» открыта до 17 июля.

19.00 IX фестиваль «А-кино» (Сад Фонтанного дома – Литейный пр., 53).
В этом году фестиваль «А-кино» пройдет в девятый раз с 17 по 19 июня. Основное событие — показ фильмов выдающегося французского режиссера Жана Ренуара и презентация книги Паскаля Мерижо «Жан Ренуар». Этот уникальный тысячестраничный труд, увенчанный Гонкуровской премией, был издан в России в прошлом году. Книгу и фильмы Жана Ренуара представит переводчик и киновед Сергей Козин.
Как всегда, состоятся уникальные показы немого кино с живой музыкой. Музыканты Виктор Соболенко, Вячеслав Гайворонский и Николай Судник создадут свои музыкальные интерпретации кинематографических редкостей. Расскажет о фильмах историк кино Евгений Марголит.
По традиции в субботу и воскресенье будут дневные сеансы для детей. Программу новых и классических мультфильмов представит старейшая киностудия «Союзмультфильм». О мультфильмах расскажет киновед Павел Шведов.
Куратор фестиваля «А-кино» — режиссер Владимир Непевный.

20.00 Органный вечер «Музыка Парижских соборов» (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Петербургский органист и педагог Даниэль Зарецкий исполнит в Большом зале филармонии программу, воссоздающую музыкальную атмосферу знаменитых парижских соборов. Эффект погружения усилят видеопроекции интерьеров Нотр-Дам-де-Пари, церквей Мадлен, Сент-Эсташ, Сен-Сюльпис, Сент-Трините.

18 июня, суббота

Фестиваль «Паруса Кронштадта» (Форт «Константин», г. Кронштадт).
Программу фестиваля откроет бизнес-регата «Ведомостей» и детская парусная регата — соревнование с выступлениями юных яхтсменов на 20 лодках класса «Оптимист». Приветствуя участников и гостей фестиваля, от форта «Император Александр Первый» до форта «Константин» торжественным парадом пройдут исторические парусники. Среди них: 110-летняя шхуна «Надежда», еще в 30-х годах прошлого века совершившая кругосветное плавание, сейчас являющаяся одним из флагманов военно-морских парадов и учебных походов, гафельный куттер «Лукулл» — «морской охотник» Второй мировой войны, реконструкция пиратской марсельной шхуны XVIII века «Леди Л» — участница городских фестивалей и парадов, бриг «Триумф» — в прошлом рыболовный траулер, умело превращенный в парусник и ставший настоящей «звездой» более чем 20 отечественных фильмов, и другие. В рамках программы «Открытый борт» каждый желающий сможет узнать все об истории легендарных судов, посетив экскурсии, которые проведут лично капитаны кораблей.
Впервые на «Парусах Кронштадта» состоится масштабная театрализованная историческая реконструкция. Ее проведут участники военно-исторических клубов. В их числе «Петергофские гардемарины Петра Великого» — молодежный проект, занимающийся изучением исторических событий петровского времени, а также «Лейб-гвардии Преображенский полк, 1709» — старейший клуб военно-исторической реконструкции с более чем 30-летней историей, которым руководит историк и писатель Борис Мегорский. Гости фестиваля станут свидетелями постановочного сражения — взятия абордажной командой во главе с Петром Первым шведского парусника «Астрильд», а также познакомятся с жизнью и бытом настоящего военного лагеря петровской эпохи.
Культурная программа «Парусов Кронштадта» порадует любителей музыки и театра. Настроение фестивалю зададут утренние DJ-сеты, которые сменятся выступлением детского хора и шоу от театра-цирка «Монгольфьери» — культурного проекта, в котором проходят социальную реабилитацию через обучение цирковому искусству дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Кроме того, посетителей фестиваля ждет знакомство с традиционным репертуаром моряков всего мира от музыкального коллектива «Шанти хор». Ближе к вечеру на сцене фестиваля развернется масштабный музыкальный open-air. Резидентами фестиваля в этом году станут талантливые петербургские исполнители и музыкальные коллективы — Василий Беля, блюз-рок бэнды The HeartDrinkers, Doctor Don и Евгений Ламба, ретро-оркестр «Пролетарское танго». Главным музыкальным сюрпризом «Парусов Кронштадта 2022» станет выступление саксофониста Игоря Бутмана.
Вход свободный.

19.00 Авторский вечер артиста Виктора Сухорукова (Кинотеатр «Аврора» – Невский пр., 60).
В основе новой творческой программы Виктора Сухорукова «Счастливые дни» — история жизни человека театра в воспоминаниях, монолог о встречах и невстречах, о дружбе и предательстве, о горе и радости, о любви и преданности. Виктор Сухоруков поделится историями из собственной жизни, расскажет о том, как воплотились его детские мечты.

19 июня, воскресенье

14.00 Филологические и поэтические чтения к юбилею Юрия Орлицкого (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме – Литейный пр., 53).
Юрий Орлицкий – российский литературовед, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник РГГУ (Москва), автор нескольких монографий, посвященных теоретическим проблемам русской литературы на материале разных периодов ее развития, в том числе современности. В своих работах он исследует творчество авторов, чьи произведения значимы с теоретической точки зрения, но не всегда оказываются в эпицентре исследовательского внимания. В фокусе научных интересов Орлицкого – проблемы соотношения стиха и прозы, история приемов организации стиха, монографическое описание индивидуальных поэтических систем, стиховые инновации ХVII-XXI веков. Также Юрий Борисович – многие годы активный участник живой научной жизни, выступающий и дискутирующий на множестве научных площадок в России и за ее пределами. Еще одна ипостась его личности – поэт и организатор фестивалей свободного стиха, привлекающих в единое пространство поэтов, работающих в этой форме. Филологические и поэтические чтения проводятся накануне дня рождения Юрия Борисовича Орлицкого (8 июля) и собирают петербургских филологов и поэтов с приношениями главному герою вечера. Филологическая часть начнется в 14.00, поэтическая в 18.30.
Участвуют филологи и поэты: Константин Лаппо-Данилевский, Елена Колесникова, Галина Боева, Павел Дмитриев, Татьяна Царькова, Юлия Валиева, Анна Голубкова, Валерий Земских, Марат Исенов, Алексей Кияница, Арсен Мирзаев, Андрей Бауман и др.

17.00 Концертная программа «Виртуозы Государственного Русского концертного оркестра Санкт-Петербурга» (Музей-квартира А. С. Пушкина, концертный зал – наб. реки Мойки, 12).
Государственный Русский концертный оркестр Санкт-Петербурга создан в 1991 году. В его составе 32 музыканта-виртуоза, студенты и выпускники Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова и Государственного университета культуры и искусств.
В предстоящем концерте прозвучат инструментальные композиции композиторов-классиков и современных авторов, таких как: А. Бородин, А. Петров, В. Монти, А. Цыганков, Н. Будашкин, Дж. Гершвин, А. Пьяццолла.
В концерте принимают участие солисты оркестра: Любовь Михайлова (домра), Михаил Тугарев (балалайка), Альберт Хатмуллин (баян), Сергей Столяров (кларнет), Инна Гладовская и Ксения Новикова (дуэт домр), Дмитрий Гоголев (домра альт).
Художественный руководитель и главный дирижер – Владимир Попов.

19.00 Концерт «Классика в джазовых тонах» (Дворец Белосельских-Белозерских – Невский пр., 41).
Симфонический оркестр и джаз – в таком изысканном сочетании в Зеркальном Дворце Белосельских-Белозерских 19 июня прозвучит необычная программа в исполнении Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра под управлением маэстро Александра Титова и Трио Александра Маслова.
«Маслов-Трио» – коллектив известных петербургских музыкантов, исполняющий классику в авторской джазовой обработке. Наряду с пианистом и автором аранжировок Александром Масловым, в его составе – вибрафонист Павел Чижик и контрабасист Иван Мясников.
В концерте прозвучат произведения русских классиков М. И. Глинки, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина, П. И. Чайковского.

20.00 Показ спектаклей Театра балета Бориса Эйфмана к 45-летию коллектива (Александринский театр – пл. Островского, 6).
В 2022 году исполняется 45 лет с момента создания Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана.
19 июня большую праздничную серию выступлений труппы откроет представление балета «Евгений Онегин». 20 и 21 июня зрители увидят премьеру этого года – постановку «Чайка. Балетная история». Ранее новая пластическая интерпретация знаменитой пьесы А. П. Чехова на музыку С. В. Рахманинова и рок-композиции А. Ситковецкого была исполнена всего четыре раза.
Серия спектаклей продолжится 22 июня показом балета «По ту сторону греха», а 23 и 24 июня постановка «Эффект Пигмалиона» погрузит в великолепный мир бальных танцев. 25 и 26 июня на петербургскую сцену спустя три года отсутствия вернется балет «Русский Гамлет». Завершится блок выступлений выпущенным в прошлом году спектаклем «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана». Балет о французском комедиографе труппа станцует 1 и 2 июля.

20 июня, понедельник

Начало работы виртуальной выставки «Портрет на фоне эпохи: к 350-летию Петра I» (https://garich24.wixsite.com/mysite).
Интерес к неоднозначной личности царя-преобразователя, повседневной жизни Петра и его соратников, а также быту и нравам петровского времени не ослабевает с течением времени.
При постановке спектаклей и фильмов на исторические сюжеты особое значение приобретает роль художников, сценографов и костюмеров. На виртуальной выставке «Портрет на фоне эпохи: к 350-летию Петра I» будут демонстрироваться костюмы, украшения, предметы быта и жанровые сцены петровской эпохи.

21 июня, вторник

19.00 Творческая встреча с джазовым музыкантом Николаем Сизовым (Филармония джазовой музыки – Загородный пр., 27).
С 2019 года камерный Эллингтон Холл Филармонии джазовой музыки проводит свободные творческие встречи джазовых музыкантов. В этот день состоится встреча с пианистом Николаем Сизовым, солистом Джазовой филармонии, участником Ансамбля джазовой музыки Давида Голощёкина.

22 июня, среда

12.00 Открытие выставки «Подвиг Ленинграда в письмах, документах и открытках. Из собрания Владимира Елкина» (Монумент героическим защитникам Ленинграда – пл. Победы).
На выставке будут представлены более десятка рукописных и печатных экспонатов из собрания коллекционера Владимира Ивановича Елкина, представляющих бытовую и художественную сторону жизни блокадного Ленинграда, а также активную издательскую деятельность в осажденном городе.
Вход свободный.
Выставка открыта до 30 августа.

23 июня, четверг

19.00 Закрытие сезона симфонического оркестра «Северная Симфония». Концерт «Свет надежды» (Санкт-Петербургский театр «Мюзик-Холл» – Александровский парк, 4).
23 июня симфонический оркестр театра «Мюзик-Холл» «Северная Симфония» закрывает сезон. Музыкальный коллектив под руководством маэстро Фабио Мастранджело исполнит «Рассвет на Москве-реке» — вступление к опере «Хованщина» Мусоргского, а также Симфонию № 9 Шостаковича, которую сам композитор называл «вздохом облегчения после мрачного лихолетья с надеждой на будущее», и Симфонию № 5 Чайковского, поднимающую философскую тему рока и судьбы человека.

19.00 Бенефис артистки России Галины Сидоренко. Премьера спектакля-концерта «Моя Кармен» (Екатерининское собрание – наб. канала Грибоедова, 88-90).
В основе постановки — подлинная история страстной любви Александра Блока и артистки оперного театра Любови Дельмас, покорившей сердце поэта в роли Кармен. Со сцены прозвучат стихи и письма поэта к возлюбленной, будут сыграны самые яркие эпизоды из прославленной оперы Ж. Бизе «Кармен».
Мужские партии исполнят: солист театра «Зазеркалье» Роман Арндт (тенор), Владимир Казаков (баритон). Стихи и письма А. Блока прозвучат в исполнении мастера художественного слова Дмитрия Дмитриева. В вечере принимает участие Государственный ансамбль танца «Барыня» (художественный руководитель — Татьяна Тимохина).
Галина Сидоренко в 1996 году была приглашена в Мариинский театр, где с большим успехом исполнила многочисленные партии, лучшими из которых стали партии Керубино в «Свадьбе Фигаро», Дорабеллы в «Cosi fan tutte» (дирижер Джанандреа Нозеда) и Композитора в «Ариадне на Наксосе» (дирижер Валерий Гергиев). В составе труппы Мариинского театра гастролировала в Милане (Ла Скала), Мадриде (Театро Реал) и Баден-Бадене (Фестшптльхаус). По приглашению Пласидо Доминго исполнила партию Розины в «Севильском цирюльнике» вместе с Джозефом Каллейя (Альмавива) в «Вашингтон Опере». В Норвежской опере исполнила партию Ольги в «Евгении Онегине», а в составе Вроцлавской Оперы выступала в партии Кармен на XXIII Летнем Фестивале в г. Ксантен (Германия). Сегодня солистка «Петербург-концерта» Галина Сидоренко выступает с сольными программами на лучших сценах Санкт-Петербурга и России.
В постановке участвуют: Симфонический оркестр Санкт-Петербурга, художественный руководитель и главный дирижер — Сергей Стадлер, дирижер — Павел Петренко; ответственный концертмейстер — Михаил Бузин; режиссер — Анна Фомичёва.

24 июня, пятница

11.00 Краеведческая конференция «Коломенские чтения» (Музей-квартира А. А. Блока – ул. Декабристов, 57).
Конференция посвящена историческому и культурному наследию Коломны, ее прошлому и будущему. Планируется работа по следующим направлениям: история и современность; многоконфессиональная Коломна; музыкальный мир Коломны; архитектура и изобразительное искусство; литературная жизнь; жители Коломны: известные и забытые; промышленные предприятия, учебные заведения, развлекательные учреждения; быт и нравы Коломны.

19.00 Премьера спектакля «Ревизор» по одноименной пьесе Н. В. Гоголя. Режиссер – Стас Парфенов (Театр эстрады имени А. Райкина – ул. Большая Конюшенная, 27).
Режиссер обещает зрителям необычную трактовку и свежий взгляд на хрестоматийное произведение. В новой сценической версии «Ревизора», как в волшебном зеркале, отразятся узнаваемые приметы дня сегодняшнего.
Драматургическую основу спектакля составили классический текст пьесы и произведение «Театральный разъезд после представления новой комедии», написанный Гоголем под впечатлением от провальной премьеры «Ревизора» в 1836 году.
В сценической интерпретации режиссера Стаса Парфенова именно «Театральный разъезд…» даст основу для сюжетных перипетий и выведет на сцену поистине положительного персонажа, имя которому Смех.
В роли Городничего – художественный руководитель театра Юрий Гальцев. В роли Хлестакова – Роман Виноградов.

19.00 Премьера музыкальной комедии «Сегодня, сто лет назад» по мотивам оперетт-«мозаик» Валентина Валентинова (Санкт-Петербургский государственный театр музыкальной комедии, Малая сцена – ул. Итальянская, 13).
Новым спектаклем «Сегодня, сто лет назад» Театр музыкальной комедии продолжает развивать в репертуаре историческую линию, связанную с деятельностью театра «Палас», своего опереточного предшественника. Центральная фигура, феерической деятельности которой посвящена новая комедия, – Валентин Валентинов (наст. фамилия – Соболевский), самый популярный в первых десятилетиях прошлого века российский эстрадный исполнитель, композитор, режиссер, либреттист и антрепренер, произведения которого шли на сцене «Паласа» с 1912 года.
Валентин Петрович Валентинов — несомненное явление на русской музыкальной сцене и одна из самых колоритных фигур в истории русской эстрады и оперетты. Нет критика, который бы не ругал Валентинова, и практически нет ни одного артиста, который бы его не любил или не хвалил. Также критика осуждала его за потакание вкусам публики, а сама публика с восторгом принимала его талант и аплодировала успеху любого его куплета, роли, спектакля.
Итак, 1922 год. Итальянская улица, 13. Театр «Палас». Вечер громкой премьеры оперетты Валентинова «Ночь любви». Из парадного подъезда выходят строгие критики и, зябко поежившись, облегченно выдыхают: наконец-то можно отправиться в ресторацию. А на следующий день жизнь театральной труппы входит в обычную колею. Директор требует новую яркую программу, и режиссеру ничего не остается, как сложить номер за номером новое вечернее «меню» театра. Он делал это уже не раз и отлично знает вкус публики, которая непременно хочет, чтобы в этом «меню» были модные танцы, комические куплеты и эффектный каскад, а в финале надо всем воцарилась любовь.
«Сегодня, сто лет назад» – узнаваемое обозрение из жизни опереточной труппы театра «Палас», которой в 20-е годы прошлого века руководил Валентин Валентинов. «Ночь любви», «Наши этуали», «Жрица огня», «В волнах страстей», «Хорошенькая женщина» – этим и другим его популярным произведениям нашлось место в комедии, которую по примеру автора, работавшего в оригинальном, им придуманном жанре оперетты-«мозаики», сложили из них главный дирижер Театра музыкальной комедии Андрей Алексеев и автор либретто – Кирилл Шмаков.
Режиссер-постановщик и балетмейстер – Владимир Романовский. Музыкальный руководитель и дирижер – заслуженный артист России Андрей Алексеев. Художник – Ирина Долгова.
В ролях – ведущие солисты труппы театра.

19.30 Концерт Московского ансамбля современной музыки (МАСМ) (Новая сцена Александринского театра – наб. реки Фонтанки, 49 А).
В программе: «Come out!» Стива Райха, «Два круга» Элвина Люсье, «Mysterious adventure» Джона Кейджа, «Coming Together» Фредерика Ржевского.

21.00 Музыкальное шоу «Интерстеллар» (Планетарий № 1 — наб. Обводного канала, 74 Ц).
Музыка Ханса Циммера из кинофильма «Интерстеллар» прозвучит вживую в исполнении петербургских музыкантов в Планетарии №1.
Гостей ждет не просто концерт, а настоящее погружение в атмосферу бескрайних космических пространств и звездных миров.

25 июня, суббота

13.00 Презентация проекта «Радио Фонтанный Дом» (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Большой зал – Литейный пр., 53).
25 июня Музей Анны Ахматовой запустит первое музейное интернет-радио – «Радио Фонтанный Дом». К запуску будет приурочен открытый лекторий «Как быть?», который представляет собой серию круглых столов о современном искусстве, театре, литературе, о роли и стратегиях представителей творческой интеллигенции в XX и XXI веке.
Эфирная сетка интернет-радио включает авторские передачи об истории и современной культуре, архивные записи из музейных фондов, музыку современных композиторов, обсуждение актуальной повестки музейного дела, радиоспектакли, новостные выпуски, интервью, блоки для детей и многое другое. Услышать новый проект можно на сайте radiofd.ru.
При создании программ акцент делается на неожиданном преломлении классических тем и сюжетов и равном диалоге «мэтров» от искусства с молодыми исследователями и дилетантами в самом хорошем смысле этого слова. Среди авторов и ведущих – Светлана Крючкова, Валерий Шубинский, Яков Гордин, Глеб Морев, Никита Елисеев, Павел Котляр и многие другие – искусствоведы, историки, музыканты, актеры.

17.00 БТК-musiс-fest. Лето (Большой театр кукол – ул. Некрасова, 10).
Фестиваль продолжает создавать объединение людей, которые хотят разомкнуть пространство театра авторской музыкой и смелыми звуковыми экспериментами. В этот раз публику ждет расширенный состав участников. В летней программе будут не только коллективы из БТК, но и приглашенные группы и гости, среди которых – «Не’Мой Фронт», Иван Черных, «СМОЛА», «Мадам Ивани» и множество других сюрпризов. Зрители увидят на сцене калейдоскоп из новой оригинальной музыки, театральной экспрессии, рок-н-ролльного драйва и летнего настроения.

19.00 Показ танцевального спектакля Валерии Каспаровой «Черный сад» и премьера спектакля Игорчо Кирова (Северная Македония) «Невыразимый куб» (Театр Академии танца Бориса Эйфмана – Введенская ул., 3/1).
Вадим Каспаров, директор Театра современного танца «Каннон Данс»: «С самых первых дней существования «Каннон Данс» мы руководствуемся принципом открытости — открытости новым идеям, взглядам, хореографам, творческому сотрудничеству. Мы оставались верны этому принципу всегда и даже в самые сложные времена находили возможности для налаживания культурных связей. Поэтому нам хочется для работы с «Каннон Данс» приглашать разных хореографов. Один из них — Игорчо Киров, известный и очень опытный хореограф и педагог из Македонии».
«Черный сад» — возобновление танцевального спектакля Валерии Каспаровой, премьера которого состоялась в 2021 году. Нынешняя версия поставлена на другой исполнительский состав, благодаря чему обретет новое звучание, наполнится новой энергией и чувствами. Это второй спектакль в репертуаре Театра современного танца «Каннон Данс» — легендарного коллектива, созданного Натальей и Вадимом Каспаровыми в 1997 году.
«Черный сад» — документальная постановка, основанная на воспоминаниях детей-очевидцев первой войны в Нагорном Карабахе, случившейся более 30 лет назад (Карабах в переводе с тюркского означает «черный сад»).

26 июня, воскресенье

19.00 Большой праздничный концерт, посвященный дню рождения художественного руководителя и главного дирижера концертного оркестра Санкт-Петербурга Владимира Попова (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича, Малый зал им. М. И. Глинки – Невский пр., 30).
В программе концерта прозвучат «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» А. Бородина, фрагменты из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига, увертюры Ж. Оффенбаха, А. Понкьелли, инструментальные миниатюры С. Рахманинова, И. Стравинского, М. Мусоргского, А. Абакшонока, Л. Дезорма.

27 июня, понедельник

19.00 Спектакль «Эйнштейн и Маргарита» (Театр «Балтийский дом – Александровский парк, 4).
Ксения Раппопорт и Алексей Серебряков не раз встречались на съемочной площадке, но впервые окажутся вместе на одной сцене. Спектакль о большой любви и атомной бомбе «Эйнштейн и Маргарита» по пьесе Александра Гельмана «Альмар» ставит режиссер Александр Марин.
В 1935 году институт в Принстоне заказал русскому эмигранту Сергею Коненкову скульптурный портрет Эйнштейна. Жена скульптора Маргарита тогда познакомилась со знаменитым физиком и оказалась его единственной любовью на многие годы. Два незаурядных человека оказались в непростой ситуации в столь историческую эпоху.
Действие спектакля происходит в доме Эйнштейна в Принстоне, в одну ночь, когда к нему приезжает его возлюбленная Маргарита Коненкова. За окном 1945 год. Сброшена атомная бомба на Хиросиму. Маргарита приезжает, чтобы сообщить, что через неделю, после многих лет жизни в Америке, она с мужем уедет обратно в Советский Союз. Навсегда. Будут произнесены ужасные слова и раскрыты страшные тайны. Эйнштейн попытается уговорить Маргариту остаться, но тщетно – расставание неизбежно. Маргарита уедет в Советский Союз, а Эйнштейн останется в Соединенных Штатах. И будет писать Маргарите в Москву пронзительные письма.

28 июня, вторник

20.00 Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром. Прокофьев. Ромео и Джульетта (Филармония, Большой зал – Михайловская ул., 2).
Победитель XVI Международного конкурса имени П.И. Чайковского, виолончелист Златомир Фанг возвращается в Большой зал Петербургской филармонии: в 2019 году этот зал принес ему удачу – здесь проходили финальные прослушивания, по итогам которых Фанг был объявлен обладателем первой премии одного из самых престижных в мире конкурсов. Теперь музыканту предстоит дебют в Петербургской филармонии уже в статусе не конкурсанта, а приглашенной звезды: вместе с ним на сцене – Николай Алексеев и Академический симфонический оркестр.
Программа завершит серию концертов к 90-летию Академического симфонического оркестра, в которых на протяжении юбилейного года звучали сочинения, некогда исполненные коллективом под управлением его главных дирижеров: цикл завершится сочинениями из программ Юрия Темирканова, возглавлявшего оркестр с 1968 по 1976 год.
Прозвучит Виолончельный концерт Антонина Дворжака – партитура, написанная в последний год пребывания чешского композитора в США, созданию которой предшествовала знаменитая Симфония «Из Нового света», пронизанная напевами коренных жителей континента. И концерт оказался с ней связан: первая же его тема мгновенно вызывает в памяти тему финала симфонии, автор будто продолжает оставленную мысль. Однако при этом здесь нет ни тени «американизма»: Концерт пронизан интонациями чешской музыки – в нем звучит ностальгия по родине и любимым людям. В программе второго отделения – фрагменты одной из самых известных балетных партитур XX века – «Ромео и Джульетты» Сергея Прокофьева.

29 июня, среда

20.00 Лекция «История электронной музыки: полевые записи» (Александринский театр, Новая сцена – наб. реки Фонтанки, 49 А).
Лекция будет посвящена феномену полевой звукозаписи и её влиянию на развитие музыкального мышления в ХХ веке и формирование современной звуковой культуры.
Борис Шершенков – независимый художник, кандидат технических наук, конструктор музыкальных инструментов. Занимается разносторонней деятельностью в сфере экспериментальной музыки и саунд-арта, автор ряда звуковых инсталляций и перформансов; куратор выставочных, концертных и образовательных проектов.

30 июня, четверг

19.00 Театр Аллы Духовой «Тодес» (БКЗ «Октябрьский» – Лиговский пр.,6).
Все номера, поставленные Аллой Духовой, всегда пронизаны личным отношением, чувствами, эмоциями, где знакомые каждому человеческие ситуации находят пластическое воплощение, преломляя чувства языком танца.
Знаменитый шоу-балет Аллы Духовой представит Петербургу свои лучшие номера. А таковых с 1987 года накопилось немало – артисты Тодеса танцевали любовь, визуализировали сны, разыгрывали драмы, путешествовали по миру, не покидая сцены, передавали восторг, радость, изумление, ревность, ярость, боль исключительно языком тела. Брейк-данс, танго, широкая палитра латиноамериканских танцев – используя совершенно разные техники и стили, Тодес раскрашивает свои выступления в яркие краски, и его спектакли надолго западают в память.