1 декабря, вторник

Открытие выставки «Исцеление души и тела» (Государственный музей истории религии – Почтамтская ул., 14/5).
Выставка состоит из нескольких тематических разделов, посвященных религиозным представлениям о природе болезни, теории и практике врачевания, небесным и земным целителям и врачам, наиболее известным медицинским трактатам, а также организациям, которые сыграли важнейшую роль в сохранении и передаче медицинских знаний.

На выставке будут представлены живописные произведения, скульптура, уникальные книжные издания и многое другое. К наиболее ярким экспонатам относятся: листы Атласа тибетской медицины, выполненные бурятским художником Осором Будаевым в начале ХХ века, и медицинские инструменты тибетских врачей ХХ века; рубаха и личные вещи известного нанайского шамана ХХ века М.Т. Онинка; рукописные лечебники, травники и книги заговоров; икона «Сказание коим святым каковые благодати исцеления от Бога даны и когда память их»; разнообразные защитные амулеты и вотивы (различные предметы, преподносимые в дар божеству по обету, ради исцеления или исполнения желания), изготовленные в Германии и России; старообрядческие лубки на тему «Аптека духовная»; молитвослов 1731 года, принадлежащий Прасковье Ивановне Ковалевой-Жемчуговой, графине Шереметевой.
Выставка открыта до 31 января 2021 года.

Открытие выставки «Заповедные территории России» (ЦПКиО им. С.М. Кирова, Площадь у Конюшенного корпуса — Елагин остров, 4 Б).
Русское географическое общество представляет фотографии, сделанные на территории заповедников: государственного природного заповедника «Столбы», природного парка «Большой Тхач», государственного природного заповедника «Курильский», национального парка «Русская Арктика», государственного природного заповедника «Эрзи», Печоро-Илычского государственного природного биосферного заповедника и многих других.
Со времени основания первого заповедника – Баргузинского (январь, 1917 г.) — специалистами была проделана огромная работа, которая позволила сохранить уникальные территории России. Русское географическое общество (РГО) принимало активное участие в создании заповедной сети нашей страны. В 1912 г. была учреждена Постоянная Природоохранительная комиссия РГО, которая в 1917 г. подготовила первый проект сети заповедников России.
Выставка демонстрирует красоту и огромное разнообразие природных территорий нашей страны: от арктических островов до вулканов Камчатки.
Выставка открыта до 31 января 2021 года.

10.00 Всероссийский фестиваль «Эстафета доброты – 2020».
В фестивале, приуроченном Международному дню инвалидов, принимают участие библиотеки, музеи, театры, культурно-досуговые центры из 22 регионов России.
В программе фестиваля – лекции, мастер-классы, концерты, творческие вечера и другие мероприятия, большая часть которых пройдет в онлайн-режиме.
Фестиваль проводится в целях увеличения социальной активности людей с ограниченными возможностями здоровья, привлечения внимания общества к проблемам инвалидов, их возможностям и достижениям. Мероприятия фестиваля способствуют социальной интеграции инвалидов в учреждениях культуры, созданию инклюзивных площадок, раскрытию, поддержке и стимулированию творческого потенциала и активности людей с ОВЗ.
Подробная информация о Всероссийском фестивале на сайте: https://www.gbs.spb.ru/ru/.

2 декабря, среда

11.00 Открытие выставки фотографий «Индустриальная Италия, 1920–1960» (Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО, Выставочный зал Дворового корпуса – ул. Большая Морская, 35, 2 этаж).
Фотографии Фонда Бомбелли показывают деятельную Италию на первых стадиях крупномасштабного предпринимательства, они сделаны по заказу самих предпринимателей, желавших задокументировать принадлежащие им промышленные здания и территории, реалии производственных процессов, новейшее оборудование, инфраструктуру для рабочих и их семей. Вошедшие в экспозицию снимки ранее составляют часть архива Джироламо Бомбелли (Милан, 1882–1969) и его партнера Луиджи Каттанео, работавших в Ломбардии между 1920 и 1960 годом.

Фигура самого Бомбелли остается загадочной. Его архив в основном состоит из фотографий предметов искусства, которые он снимал по заказу коллекционеров и аукционных домов, и лишь малая часть собрания относится к промышленным объектам. Но именно эта часть выделяется среди остальных работ как яркое свидетельство времени, внесшее значительный вклад в формирование образа Италии первой половины ХХ века.

14.00 Премьера новой программы Российского рогового оркестра в рамках онлайн-фестиваля «Бессмертный оркестр». Музыкальная фантазия Дарьи Новольянцевой «COSMITES» (https://immortalorchestra.ru/).
Российский роговой оркестр представит музыкальную фантазию «COSMITES». Автор музыки – композитор Дарья Новольянцева. Видеографику создал основатель академии аудиовизуальных искусств «Медиакультура, музыкант Андрей Свибович. Для всех участников сшиты костюмы, по эскизам, которые создала петербургский художник пост-концептуалист, сценограф Татьяна Танджа.
Музыкальная фантазия «COSMITES» создана специально для этого проекта и представляет совершенно новое слово в жанрах роговой и в духовой музыки, к которым прибавится звучание электронных инструментов.
Фестиваль проходит в онлайн-режиме.
Трансляция исполнения новой программы Российского рогового оркестра состоится в 14.00 на сайте: https://immortalorchestra.ru/.

15.00 Открытие выставки «“Гимн солнечному камню”. Янтарь. А.М. Крылов» (Часовня-музей собора Воскресения Христова (Спас на Крови) – наб. канала Грибоедова, 2 А, литера Л).
Ключевая роль на выставке отведена янтарной модели Исаакиевского собора в масштабе 1:200, ставшей неотъемлемой частью центрального зала Часовни-музея. Важное место в экспозиции занимают большие храмовые иконы, среди которых Троица ветхозаветная, Спаситель на троне с предстоящими, святой благоверный великий князь Александр Невский, иконы Божьей Матери «Донская», «Иверская», «Владимирская», «Казанская», «Неувядаемый цвет» и другие.

Также на выставке представлены разнообразные по сюжетам и размерам пасхальные яйца, ларцы и шкатулки, кубки и вазы, мелкая пластика, настольные украшения, зеркало в резной янтарной раме и многое другое. Здесь же можно увидеть единственную в мире играющую янтарную скрипку — изящный, украшенный резьбой и гравированным орнаментом музыкальный инструмент.
В небольшом разделе выставки, посвященном воссозданию Янтарной комнаты, камеи и картуш – реплики элементов художественного убранства янтарных панно, а также макет уникального интерьера в масштабе 1:20.
Выставка открыта для посетителей до 31 марта 2021 года, в часы работы Часовни-музея собора Воскресения Христова (Спас на Крови).

19.00 Премьера спектакля «Мюзиклы. Ревю» (Учебный театр «На Моховой» — ул. Моховая, 35).
В основе студенческой постановки — самые знаковые номера из мюзиклов разных лет: от культового «Призрака оперы» Эндрю Ллойда Уэббера до самых громких премьер Бродвея последних лет.
Режиссер – Алексей Едошин.
Художественный руководитель – Иван Благодёр.

19.00 Старт декабрьской программы «Ленфильм-клуба» (Киноцентр «Ленфильм» — Каменноостровский пр., 10).
Декабрьская программа «Ленфильм-клуба» откроется показом фильма Владимира Койфмана «Илиана. Верь мне».
В ролях: Ина Баррон, Иван Босильчич, Виктор Сухоруков, Анна Чурина, Макар Запорожский, Алексей Морозов, Алексей Барабаш.
После показа состоится творческая встреча с режиссером Владимиром Койфманом и другими членами съемочной группы.

9 декабря совместно с проектом «Зов Земли» Ленфильм покажет три короткометражных фильма о Ямале: «Яптик-Хэсе», «Нярма» (режиссер Эдгар Бартенев) и фильм «Yamal» (режиссер Анна Савоськина). «Yamal» — короткометражный фильм Анны Савоськиной и французского лыжника Янника Безансона о природе Ямала, жизни оленеводов и горнолыжном фрирайде на Полярном Урале.
Начало показов в 19.00. Сбор гостей в 18.30. Показы бесплатные, обязательна регистрация по телефону: +7 (911) 991-25-02. Количество мест ограничено.

3 декабря, четверг

11.00 Начало работы выставки «Вперед, время! Время, вперед!» (Музей С.М. Кирова – Каменноостровский пр., 26-28).
«Вперед, время! Время, вперед!» — цитата из стихотворения В.В. Маяковского «Марш времени», отразившая революционные изменения 1920-1930-х годов. Тема выставки фокусирует внимание на феномене ритма жизни, ускорившегося в ХХ веке, экономии времени, «новом» рациональном быте.
На основе подлинных предметов из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга (среди них — повседневные вещи ленинградцев и мемориальные предметы, принадлежавшие главе Ленинграда той поры С.М. Кирову), с помощью музейных инсталляций, интерактивных игр и заданий, видео-, аудио- и мультимедиа контента выставка расскажет о том, как стали относиться ко Времени в России и, в частности в Петрограде-Ленинграде, после революции 1917 года, из чего складывался бюджет времени горожан 1920-1930-х годов. Посетители узнают, на что тратили свой день мужчины и женщины, дети и домохозяйки, сколько ленинградцы работали, как организовывали свой досуг, сколько спали и сколько времени уделяли самообразованию и общественной работе.

18.45 Церемония открытия VII Российско-итальянского кинофестиваля RIFF (Киноцентр «Родина» — ул. Караванная, 12).
Зрители увидят премьеру комедии «Итальянские каникулы». Это уже одиннадцатый совместный фильм любимейшего в Италии комического трио Альдо, Джованни и Джакомо (Альдо Бальо, Джованни Сторти и Джакомо Поретти), отмеченного премией имени Витторио Де Сики (Premio Vittorio De Sica) за «вклад в итальянское кино» и специальной премией Città di Sanremo «за 25 лет в киноискусстве».

Особое внимание в программе уделено комедиям. Первыми в России зрители RIFF увидят новый фильм от главных комиков Италии Сальво Фикарры и Валентино Пиконе — «Самое первое Рождество», события которого разворачиваются между современной Италией и I веком нашей эры. Среди ожидаемых премьер также — «Хаммамет» (Hammamet) Джанни Амелио. Основанный на реальных событиях фильм о последнем годе жизни Беттино Кракси, одного из самых важных и неоднозначных итальянских политиков XX века. Также в конкурсной программе — картины «Лучшие годы» Габриэле Муччино, «Полет за мечтой» с Джузеппе Баттистоном и Стефано Фрези, мелодрама «Украденные дни» с Риккардо Скамарчо, комедия «Двойное счастье» с Валерио Мастандреа, фильм-участник Венецианского кинофестиваля 2020 «Хищники» Пьетро Кастеллитто, комедии «Невезучие, или Кто украл бульдожку?», «Колдунья приходит ночью», «Один из нас», драма «Порок надежды» режиссера Эдоардо де Анджелиса и многие другие.

Документальная программа представлена фильмом «Последний человек, который рисовал кино» — это захватывающее путешествие в мир Ренато Казаро, одного из главных ныне живущих иллюстраторов, создателя классических кинопостеров. Фильм создан при участии Терренса Хилла, Карло Вердоне, Дарио Ардженто и других деятелей кино, которые рассказывают о совместном творчестве с Казаро. Еще один документальный фильм — «Рафаэль. Чуткий гений» — это захватывающее 4К-путешествие во времена одного из величайших художников итальянского Возрождения. Комментарии дают видные исследователи, реставраторы и искусствоведы, включая легендарного Акилле Бонито Оливу — арт-критика, куратора, теоретика искусства, Кавалера Ордена искусств и литературы. Зрителя ждет вдохновляющее путешествие по Италии Рафаэля: от Перуджи, Флоренции и Рима до Санкт-Петербурга, где в Эрмитаже хранятся несколько шедевров «принца искусств» из Урбино.

В 2020 году мир отмечает 100-летие Федерико Феллини: в честь этого события на RIFF пройдут показы двух знаковых фильмов великого режиссера, которые помогут понять его творчество от рассвета до «ухода в ночь». «Маменькины сынки» — один из первых фильмов маэстро, принесших ему мировую славу, лауреат Венецианского кинофестиваля и номинант на премию «Оскар». «Голос Луны» — последняя картина Феллини, его духовное завещание и одна из лучших работ молодого Роберто Бениньи. Фильмы будут показаны в новейших отреставрированных версиях.
На фестивале RIFF будет представлена самая большая в нашей стране программа итальянских фильмов — более 20 картин, охватывающих разные категории кино Италии: от лидеров бокс-офиса, победивших на крупных мировых фестивалях, до картин молодых и независимых режиссеров, которые не доходят до российского проката.
Все показы — на языке оригинала с русскими субтитрами.

19.00 Открытие XXI Международного театрального фестиваля «Радуга» (ТЮЗ им. А.А. Брянцева – Пионерская пл., 1).
Концепция фестиваля – современная драматургия и режиссерская интерпретация классики в рамках театра для молодежной аудитории.
В этом году за современную драматургию отвечает арт-резиденция «Молодежь. Театр. Lab», работа которой состоится на Новой сцене ТЮЗа в дни фестиваля. В рамках этого проекта публике будут представлены пять пьес молодых российских авторов. Основная же программа XXI «Радуги» будет сосредоточена на театральных трендах в постановке классического материала и его интерпретации.

Нынешний фестиваль концентрируется на российской программе, в рамках которой будут представлены спектакли ведущих режиссеров со всей страны. Среди них – Михаил Бычков, Виктор Рыжаков, Олег Рыбкин, Лев Эренбург, Женя Беркович, Артем Устинов, Елизавета Бондарь, Денис Хуснияров и др.
В рамках основной программы «Радуга» 2020 года в течение семи дней представит зрителю 14 громких премьер текущего и прошедших театральных сезонов из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Красноярска, Краснодара, Твери, Казани, Иванова и Сухума.
Откроется фестиваль 3 декабря в 19.00 на Большой сцене ТЮЗа спектаклем «Бальзаминов» Воронежского камерного театра. Постановку осуществил многократный номинант премии «Золотая маска» Михаил Бычков.
Завершится фестиваль 9 декабря в 19.00 спектаклем ТЮЗа им. А.А. Брянцева «Мещане». Премьера постановки Елизаветы Бондарь состоялась в сентябре 2020 года.
Полная программа XXI Международного театрального фестиваля «Радуга» опубликована на сайте: https://rainbowfest.spb.ru/.

19.00 Мультимедийное шоу «Колесо Фортуны» (Санкт-Петербургский театр «Мюзик-Холл» — Александровский парк, 4).
3 декабря 2020 года на Большой сцене театра «Мюзик-Холл» состоится мультимедийное шоу «Колесо Фортуны», в котором световые проекции подчеркнут звучание симфонического оркестра. В программе — хореографическая поэма Равеля «Вальс», «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина и знаменитая «Кармина Бурана» Орфа.
Шедевры музыкального искусства прозвучат в исполнении симфонического оркестра «Северная Симфония» под управлением маэстро Фабио Мастранджело. В концерте примут участие хор и солисты театра «Мюзик-Холл».

 

4 декабря, пятница

20.00 Спектакль по произведениям И.Бунина «Неизвестный друг» (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д.Шостаковича — Михайловская ул., 2).
В спектакле заняты актриса Ксения Раппопорт и пианистка Полина Осетинская. Режиссер — Валерий Галендиев.

5 декабря, суббота

15.00 Проект, посвященный 110-летию со дня открытия «Палас-театра» (Санкт-Петербургский государственный театр музыкальной комедии – Итальянская ул., 13).
Театр «Палас» распахнул двери для первых зрителей 18 декабря 1910 года в приспособленном для театральных показов бывшем особняке Великого князя Николая Николаевича-младшего. Он стал первым театром на Итальянской, 13 и третьим театром оперетты в городе. И именно для театра «Палас» был выстроен и театральный зал, и зрительский комплекс, сегодня хорошо знакомые любителям этого жанра. С момента открытия театра кроме большого зала для показа спектаклей в нем работали еще и ресторан с кабаре, которые были не менее популярны, чем сам театр. «Палас» просуществовал вплоть до революционных событий 1917 года. Но и в течение нескольких последовавших лет это название продолжало мелькать на афишных тумбах города, сохраняя для театралов творческие координаты ставшего популярным адреса, пока в 1938 году сюда не переехал Театр музыкальной комедии, занимающий особняк по сей день.

В 2020 году, отмечая 110-летие с момента создания «Палас-театра», музкомедия приглашает петербуржцев сразу на три премьеры. Пройдут они не в привычном формате зрительного зала, а в парадных фойе: Розовой гостиной и зале «Грот».
Откроет этот необычный дивертисмент 5 декабря музыкальный водевиль «Тук-тук» по мотивам одноименной оперетты Вильгельма Шпачека, известного в начале XX века петербургского чеха, дирижера и композитора. Шпачек работал в театре «Палас» со дня его основания и написал несколько популярнейших в те годы оперетт, таких как «Тук-тук», «Змейка» и «Их невинность», которые шли на сцене «Паласа».

6 декабря состоится концерт в стиле кабаре «Когда вся жизнь была иной», в программе которого – песни композитора Андрея Тихомирова на стихи Николая Агнивцева, поэта и драматурга Серебряного века.

Третий показ – музыкальная фантазия «Осенние цветы», назначен на 19 декабря и пройдет в знаменитом кафе театра, носящем название «Грот». В его основе – рассказ Александра Куприна, который и дал название музыкальной фантазии, объединившей романсы известных петербургских композиторов – Сергея Баневича, Вадима Бибергана, Анатолия Кальварского, Георгия Фиртича и Исаака Шварца – на темы, близкие к рассказу. Музыкальный руководитель – заслуженный артист России Андрей Алексеев.
Режиссеры – Вера Домбровская, Олег Корж.
Художник – Ирина Долгова.

16.00 VII Симфонический марафон «Шуман. Все симфонии» (Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга – наб. реки Мойки, 20).
В этот день оркестр исполнит четыре знаменитых симфонии великого композитора и две неоконченных, которые крайне редко исполняются в России.
Немецкий композитор, пианист, педагог, Шуман больше известен русской публике как автор фортепианных произведений — тем интереснее увидеть новые грани его мастерства.
Первая «Весенняя» симфония была написана под впечатлением от романтического стихотворения Адольфа Бёттгера. Вторая симфония по праву считается одним из самых светлых сочинений Шумана. Знаменитая Третья, известная как «Рейнская», вдохновлена средневековыми образами великолепного готического собора в Кёльне. Четвертая симфония, которую сам автор назвал «симфонической фантазией», будет исполнена в поздней редакции.
В концерте также прозвучат сохранившаяся первая часть юношеской симфонии «Цвиккау» и «Увертюра, Скерцо и Финал», которую дирижёр Сергей Стадлер дополнил медленной частью из наследия Шумана до полного симфонического цикла.

19.00 XXVII фестиваль негосударственных театров и театральных проектов «Рождественский парад» (Дом актера им. К.С. Станиславского – Невский пр., 84-86).
К участию в фестивале отобран двадцать один спектакль. Фестиваль представит кукольные и драматические спектакли, пластические, синтетические и экспериментальные проекты.
На сцене Дома актера театр-студия «Закулисье» представит комедийную драму «Билокси блюз» по пьесе Нила Саймона.
Два театра из Нижнего Новгорода дебютируют в этом году на «Рождественском параде»: сатирическую сказку для взрослых «Колхозница и рабочий» покажет Центр театрального мастерства; творческое объединение «Нетеатр» представит драматическую комедию «Беспечная нота». Нижегородское Содружество актеров К.А.Р.М.А. привезет на фестиваль спектакль Александра Ряписова «А рыбы спят?».
Впервые примет участие в «Рождественском параде» театр из Великого Новгорода «Ансамбль A’capella FM». Театр представит оригинальную версию повести Б. Вахтина «Одна абсолютно счастливая деревня». Делая главным выразительным средством спектакля вокал, исполнители совмещают музыку с драматической игрой, работой с объектами и куклами.
Коллектив молодых петербургских авторов в период карантина создал сказку-оперу «Аннике невеста каменная» по мотивам карельского эпоса. Этот спектакль объединяет музыку, вокал, изобразительное искусство и хореографию.

Традиционно афиша фестиваля включает в себя и спектакли для детей. Петербургские театры кукол «Петроглиф» со спектаклем «Серебряное копытце» и «Без занавеса» со спектаклем «Сказки Шаляпина» впервые принимают участие в «Рожественском параде». Их постановки адресованы самой младшей зрительской аудитории. Спектакль «Неслучайный попутчик» «Театра Поколений» по произведениям известного нидерландского прозаика и поэта Тоона Теллегена будет интересен старшим школьникам. Независимый проект актера Андрея Балашова «Маланья – голова баранья», созданный в жанре сказки-притчи, предназначен для семейного просмотра.
Два новых театра, созданных молодыми актерами, выпускниками петербургских вузов, представят на суд зрителей свои первые работы: театр «КукАртель» покажет спектакль «Моби Дик» по мотивам одноименного романа Г. Мелвилла; театр «Мастерская М.К. Лавровой» покажет «Дети солнца» по пьесе М. Горького.

Театр «Светотень» представит спектакль «Про того, кто «Про это», посвященный жизни и творчеству В. Маяковского. Театральный проект режиссера Юлии Паниной «ПанТеатр» покажет спектакль «Я есть» по автобиографической пьесе Натальи Легковой.
Гатчинский театр-студия «За углом» предложит свою версию пьесы Э. Радзинского «Я стою у ресторана…» в постановке Юрия Калугина.
Независимый проект актрисы Екатерины Ряжских «На вяку, как на таку» – это музыкальный спектакль, созданный по фольклорным материалам, собранным в Липецкой области.
Пьесу Я. Пулинович «Свой путь» покажет Независимое театральное партнерство под руководством режиссера М. Александровой.
Конкурсную программу фестиваля закроет лауреат «Рождественского парада» «Балет.Театр» с новой постановкой «Песни Ри» хореографа Дарьи Вергизовой.

Спектакли пройдут на разных площадках, в том числе в Доме актера, Камерном театре Малыщицкого, на сцене «Особняк.Театр», на малых сценах ТЮЗа имени А.А. Брянцева и Театра имени В.Ф. Комиссаржевской.
Вход на все фестивальные спектакли свободный, предварительная регистрация на спектакли будет открыта в группе фестиваля в социальной сети «ВКонтакте»: https://vk.com/parad_std20.

6 декабря, воскресенье

14.00 Экскурсия «Миш-Миш Романовых. Задворки Адмиралтейства».
Исчезнувший личный сад царя и Зимний при большевиках, великий князь Михаил Михайлович и его дворец, архитектор России и маскировка шпиля во время блокады, морской министр Краббе и трагедия Адмиралтейства.

Экскурсия состоится в любую погоду. Сбор желающих у станции метро «Адмиралтейская». Возьмите с собой наушники простые, проводные с миниджеком.
Стоимость 1000 р.
Телефон для связи + 7 — 921 448 18 69.

19.00 В. Моцарт. Концерт для скрипки №5.
Й. Гайдн. Симфония №45 «Прощальная» (Белый зал Политехнического университета – ул.Политехническая, 29).
Самое совершенное скрипичное произведение Моцарта и самую знаменитую симфонию в истории музыки Гайдна исполнит Санкт-Петербургский государственный симфонический оркестр «Классика». Художественный руководитель и главный дирижер – Александр Канторов.

Концерт № 5 для скрипки с оркестром ля мажор, созданный 19-летним композитором, раскрывает Моцарта как зрелого и оригинального мастера. В письме к отцу Вoльфганг Амадей писал: «Концерты блестящи, приятны для слуха: то тут, то там знаток получит настоящее удовлетворение, но и не знатоки останутся довольны, сами не ведая, почему». Популярное произведение для скрипки великого австрийского композитора исполнит Анна Савкина.

Симфония №45 Йозефа Гайдна стала одной из самых знаменитых симфоний в истории музыки. Она получила название «Прощальная» из-за необычного финала: музыканты по очереди уходят со сцены, и в конце остаются всего две скрипки.

7 декабря, понедельник

19.00 Торжественное открытие XХVIII Всероссийского кинофестиваля «Виват кино России!» (БКЗ «Октябрьский» — Лиговский пр., 6).
Этот фестиваль — самое крупное киномероприятие, посвященное отечественному кинематографу.
В этом году жюри возглавил режиссер Владимир Хотиненко.
В конкурсной программе представлены 8 российских фильмов, снятых на киностудиях страны в 2019-2020 гг.

Будут показаны следующие внеконкурсные программы: «Пять вечеров с Людмилой Гурченко» к 85-летию со дня рождения актрисы, «Душой с Россией. Классика на экране» к 150-летию со дня рождения Ивана Бунина, «Я у жизни ученица» к 70-летию со дня рождения Светланы Крючковой, «Не народные артисты, а артисты из народа» в ознаменование Года народного творчества и «Андрей Петров. На все времена…» в честь 90-летия со дня рождения композитора.

Торжественная церемония открытия кинофестиваля состоится в БКЗ «Октябрьский». А в кинотеатрах «Аврора» (Петергоф), «Дружба», «Заневский», «Восход», «Родина», «Фильмофонд», «Москва» с 7 по 11 декабря будут проходить премьерные показы фильмов с участием съемочных групп, гостей фестиваля, показы фильмов специальных программ.
Церемония закрытия фестиваля состоится 11 декабря в Молодежном театре на Фонтанке.

8 декабря, вторник

День рождения Эрмитажа.
Бесплатный вход в Эрмитаж для всех с оговоркой: посетители должны заранее зарегистрироваться на сайте. «Сколько сможет вместить музей по нашим новым правилам — столько пройдут бесплатно. Сейчас в музей проходит 3000 человек в день», — говорит М.Пиотровский.
Музей ежегодно празднует день своего основания 7 декабря — в День святой Екатерины, потому что первую коллекцию для Эрмитажа приобрела Екатерина Великая. В этом году основное празднование перенесли на 8 декабря, потому что 7 декабря — это понедельник, а по понедельникам музей закрыт.

9 декабря, среда

18.00 XXII Международный фестиваль современного танца Open Look (Новая сцена Александринского театра – наб. реки Фонтанки, 49 А).
Главной линией фестиваля этого года станет специальный проект «Фокус Россия», который даст возможность российским хореографам и режиссерам представить свои новейшие работы танцевальному сообществу, экспертам в области современного танца и театра, директорам российских и зарубежных фестивалей, представителям продюсерских компаний. Фестиваль этого года станет важной платформой для профессионального диалога, демонстрирующего состояние и развитие современного танца в России.
Подробности о фестивале и билеты на сайте: www.open-look.ru.

10 декабря, четверг

18.30 Лекция «Ученик натуры Караваджо» (Центральная районная библиотека им. А.П.Чехова – ул. Турку, д.11 к.1).
Караваджо — гений и сумасшедший преступник одновременно. Его творчество привлекало и отталкивало современников и потомков. Он оставил наследие живописных работ и прошел насыщенный жизненный и творческий путь. На лекции будут разобраны стилистические особенности работ мастера, его творческий метод, рассмотрена история его становления как живописца. Слушатели окунутся в удивительный мир живописного кьяроскуро Караваджо и узнают, почему на долгие десятилетия он был забыт.
Лектор – историк искусства Анна Пиотровская.

11 декабря, пятница

14.00 Премьера мюзикла К.-М. Шёнберга «Мисс Сайгон» (Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии – ул. Итальянская, 13).
Впервые появившись на сцене лондонского театра «Друри Лейн» в 1989 году, мюзикл о любви и самопожертвовании «Мисс Сайгон» не сходит с подмостков лучших театров мира больше тридцати лет. На его создание авторов вдохновил шедевр Дж. Пуччини – опера «Мадам Баттерфляй», идея и даже сюжет которой преломляются в мюзикле через мясорубку вьетнамской войны. Главными героями стали американский солдат и вьетнамская девушка, которая жертвует жизнью ради счастья своего ребенка, так же как это в начале века сделала героиня знаменитой оперы. И именно о любви, а не о войне во Вьетнаме, как свидетельствовал автор либретто Ален Бублиль, хотели рассказать в своем мюзикле создатели.
Для Корнелиуса Балтуса работа над «Мисс Сайгон» станет третьей постановкой на сцене петербургского театра. Уникальное оформление для российской версии мюзикла придумала японская художница Йоко Сеама. Соединив элементы традиционного искусства оригами с новейшими технологиями XXI века, часть элементов сценического оформления художница предложила выполнить из эластичных лент. Другие сценические объекты будут представлены в национальной вьетнамской стилистике с использованием плетеных конструкций.

Особое внимание в постановке уделено костюмам, эскизы которых создал знаменитый художник Кентаур (Венгрия). Работая на стыке национальных традиций, он соединил форменные линии американских войск и гражданских силуэтов с традиционным вьетнамским костюмом, одновременно показав и несочетаемое противоречие двух культур, и их взаимное проникновение.

Специально для постановки в Санкт-Петербург привезут уникальные флейты, которые воссоздадут неповторимую атмосферу страны, в которой разворачивается действие.

20.00 Премьера спектакля Дмитрия Волкострелова «Комитет Грустящего Божества» по тексту Павла Пряжко (Дом-музей Ф.И. Шаляпина — ул. Графтио, 2Б).
В новом спектакле «театра post» на первый план выходит работа с категорией времени — герои «Комитета Грустящего Божества» все время чего-то ждут. Ждут своей очереди в банке, ждут электричку, а, самое главное — ждут, когда на них обратят внимание: их жизни строятся на обсуждении слов и поступков других. Специально созданный для спектакля видеоряд Ивана Николаева подчеркивает процессуальность текста, который сам автор характеризует как «зимний эмбиент — прозрачный и тихий».
Ассистент режиссера: Алена Старостина.
Автор видео: Иван Николаев.
Композитор: Дмитрий Власик.
Исполнители: Аделина Любская, Иван Николаев.

12 декабря, суббота

11.00 Премьера спектакля «Три поросенка» (Кукольный театр сказки — Московский пр., 121).
По решению режиссера Вячеслава Борисова и художника-постановщика Алевтины Торик, актеры и куклы — равноправные герои спектакля. Актеры представляют мир взрослых, а куклы –мир детей.
Композитор – заслуженный работник культуры РФ Михаил Бебриш.
В ролях: Яна Сарафанникова, Ольга Зорина, Софья Благова, Елена Шемет, Тамара Путрик, Артём Преображенский, Семён Мруз.
Премьерные показы пройдут 12, 13 и 19 декабря в 11.00 и 14.00.

19.00 Органный концерт «Приношение Баху» (Храм Святого Станислава – ул.Союза Печатников, 22).
Концерт А. Вивальди ля минор, переложенный для органа Бахом, имеет трёхчастную структуру, с подвижными виртуозными крайними частями и спокойным средним разделом. Сочинение столь популярно у слушателей органных концертов, что его можно включить в «золотую коллекцию» шедевров органной музыки, наряду с Токкатой и фугой ре минор.
Хоральные обработки «Я взываю к Тебе, Господь Иисус Христос» и «Приди, язычников Спаситель», Ария из Оркестровой сюиты № 3 — классический репертуар органных концертов. Прелюдию и фугу ля минор называют «Великой» — это одно из самых развёрнутых и эмоционально насыщенных произведений для органа у Баха, обладающее ярким виртуозным началом.
Монументальная «Дорийская» Токката и фуга ре минор — менее известна, чем её знаменитая «тёзка», но по масштабу формы и глубине содержания сопоставима с его вокально-инструментальными ораториями. Оба цикла прозвучат этим музыкальным вечером, контрастируя и перекликаясь в одном жанре и тональности.
Произведения исполнит органистка Наталья Михайлова.

13 декабря, воскресенье

11.30 Экскурсия «И вечной памятью двенадцатого года» (проезд западного крыла Казанского собора – Казанская пл., 2).
Прогулка по хорошо знакомым петербуржцам местам, напоминающим о событиях войн с Наполеоном, позволит поговорить о мифах и реалиях той далёкой истории и, может быть, заметить, как они перекликаются с современностью.
На экскурсии вы узнаете:
— какие трофеи русской армии были внесены в Казанский собор, много было их или мало и где они теперь;
— где захоронено сердце Кутузова;
— о неоднозначности личности фельдмаршала и загадках его биографии;
— что означают 4 даты, нанесённые на памятник Барклаю де Толли;
— где и почему в Петербурге похоронен французский генерал;
— как появилась история про «Русского Сцеволу».
Экскурсию ведет Александр Трапер
Регистрация на экскурсию обязательна.
Просьба иметь головные уборы, чтобы можно было войти в православный храм.
Электронная почта: tour@excava.ru

12.00 Вольфганг Амадей Моцарт. 2-й концерт Восемнадцатого абонемента «Маленьким слушателям о великой музыке» (Государственная академическая капелла – наб. реки Мойки, 20).
Этот абонемент для малышей с родителями рассчитан на детей от 6-ти лет, ибо именно в этом возрасте закладываются основы эстетического воспитания. Главная наша цель – научить своих будущих зрителей слушать, понимать и любить классическую музыку.
В простой и занимательной форме автор и ведущая Лариса Ефимова расскажет о том, что такое классическая музыка, как она создавалась, поведает увлекательные истории о детстве будущих великих композиторов: Баха, Моцарта, Чайковского, Глинки, Грига. А в исполнении солистов хора и оркестра Капеллы прозвучат шедевры мирового классического репертуара. Кроме того, сама атмосфера Камерного зала, рассчитанного на 80 мест, создаёт почти семейную обстановку для погружения маленьких слушателей в прекрасный мир классической музыки.

14 декабря, понедельник

18.00 Григорьевская поэтическая премия (клуб «Грибоедов» — ул.Воронежская, 2).
Григорьевская поэтическая премия учреждена в 2010 году по завещанию петербургского поэта Геннадия Григорьева (1949 – 2007) для поощрения близких ему стратегий и достижений русской поэзии. Премия присуждается ежегодно 14 декабря, в день рождения поэта. Григорьевская поэтическая премия – международная премия, которая находится вне политики и призвана объединять, а не разделять людей. Учредителем Премии является Григорьев Анатолий Геннадьевич.
В этом году в финалисты вышли Екатерина Боярских, Дмитрий Григорьев, Михаил Елизаров, Дарья Ивановская, Сергей Соловьев.

19.00 Органный концерт «Шедевры мирового органа и оперы» (Собор святых Петра и Павла – Петрикирхе, Невский пр., д. 22-24).
Волшебным зимним вечером, в удивительную предновогоднюю пору, под величественными и старинными сводами лютеранского собора св. Петра и Павла (Петрикирхе), расположенного в самом сердце исторического Петербурга, с его совершенной и неповторимой акустикой и атмосферой, прозвучат музыкальные шедевры в исполнении грандиозного органа и лирического сопрано, соединенных воедино животворящей силой музыки. Подарите себе и своим близким драгоценный музыкальный подарок, который останется чудесными и тёплыми воспоминаниями на весь будущий год.
Исполнители:
Ольга Котлярова, одна из известнейших органистов Петербурга.
Анастасия Васильева — лирическое сопрано, солистка Петербургской государственной филармонии.
В программе:
Дитрих Букстехуде Токката d – moll BuxWV155;
Ф.Гендель Ария Альмиры из оперы «Ринальдо» (Голос и орган);
Уильям Берд Павана a – moll;
Дж.Бонончини ария «Per la Gloria» из оперы «Гризельда» (Голос и орган);
Людвиг ван Бетховен Пьеса для механических часов op.33/1;
Т.Джордани Caro mio ben (Голос и орган);
Йоганнес Брамс Хоральная прелюдия op.122/1 – «Mien Jesu,der du mich;
И.Бах – Ш.Гуно «Ave Maria» (Голос и орган);
Феликс Мендельсон Бартольди Соната op.65/2 c-moll;
С.Франк Panis Angelicus (Голос и орган).

15 декабря, вторник

19.30 Балет «Драгоценности» (Мариинский театр-2, ул. Декабристов, 34).
«Драгоценности» – один из самых любимых в России балетов Баланчина. В Мариинском театре он давно уже стал визитной карточкой этого хореографа, а в мире – визитной карточкой самого Мариинского театра. Что неудивительно: ведь кульминацией балета становится близкая нашим артистам тема русской классической школы, из недр которой вышел и американец Баланчин, величайший хореограф ХХ века.

Сложнейший по форме, балет «Драгоценности» состоит из трех частей: изумруды – зеленая, рубины – красная и бриллианты – белая. Про «Изумруды» Баланчин написал, что если эта часть что-либо изображает, то это могут быть его воспоминания о Франции: «Франции элегантности, комфорта, моды и духов»… Однако никакого комфорта и моды там нет, а есть нежная танцевальная ткань, танцевальные отклики на неясные зовы музыки Форе и реминисценции из русских классических балетов.
С дерзким молодым Баланчиным ассоциируются «Рубины», эта часть выглядит энергичным контрастом первой. Она поставлена остро, весело, артистично, с пикантной нотой иронии. Баланчин здесь вступает в диалог и веселое соперничество со Стравинским: эта пикировка хореографии с музыкой и есть внутренний сюжет «Рубинов». «Бриллианты» же – это русская часть, и дело здесь не только в Чайковском. Это царственный образ петербургского академического балета, образ венца и непревзойдённой вершины.
Этот показ — перенос спектакля, который должен был состояться 29 апреля.