1 октября, вторник

XIV Форум малых музеев
Форум малых музеев – это ежегодный городской осенний фестиваль, в рамках которого десятки «малых» музеев на своих площадках проводят для жителей и гостей Санкт–Петербурга и Ленобласти специальные программы и мероприятия.
Помимо крупных музеев, в нашем городе и его окрестностях существует большое количество менее известных музейных площадок, к которым Форум малых музеев призван привлечь внимание. Среди них – городские, производственные и ведомственные музеи, экспозиции образовательных учреждений, библиотек и церковных приходов.
XIV Форум малых музеев пройдёт с 1 по 10 октября. Темы фестиваля: 80–летие полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады; 225 лет со дня рождения А. С. Пушкина; семья.
Музеи организуют не только тематические мероприятия: экскурсии, лекции, выставки, прогулки, интерактивные программы и квесты для детей и взрослых, но и дни открытых дверей. Отметим, что часть мероприятий бесплатна для посещения.
В фестивале принимают участие 90 музейных площадок. Среди новых локаций – Музей В. В. Набокова (СПбГУ), Центральная детская библиотека им. А. С. Пушкина, Петербургский центр культурного наследия им. академика Б. Б. Пиотровского, Геологоразведочный музей и другие.
Полная программа форума опубликована на сайте: https://kartaforum.ru/ и в группе: https://vk.com/forummuzeev в социальной сети «ВКонтакте».

12.00 Открытие выставки «Волшебство силуэтной обложки» (Библиотека им. А. И. Герцена – Новгородская ул., 27).
Выставка посвящена книгам, на обложках и переплётах которых имеются абрисные изображения. Книги, брошюры и буклеты, представленные на выставке, отражают разные направления в силуэтном искусстве: романтический силуэт, абрисы периода эклектики, чёрно–белая графика периода модерна и неоклассицизм советского периода. Тематическая палитра изданий широка: гости библиотеки увидят на стендах произведения художественной литературы, поэтические сборники, публицистику и даже рекламные буклеты.
Подавляющее большинство представленных книг составляют русскоязычные издания, но есть и иностранные книги с запоминающимися монохромными силуэтами.
Важную часть экспозиции занимают миниатюрные книги, обложки и суперобложки которых украшены абрисными изображениями.
Книги и брошюры для выставки предоставил библиотеке искусствовед и публицист Андрей Дьяченко, посвятивший изучению силуэтного искусства много лет.
Выставка открыта до 20 октября.
Вход свободный в часы работы библиотеки.

12.00 Открытие выставки «Россия – Китай. Дружба сквозь века» (Государственный музей политической истории России – ул. Куйбышева, 2–4).
Выставка предлагает уникальную возможность проследить историю взаимоотношений двух держав через призму впечатляющей коллекции музея. С момента создания первого в стране историко–революционного музея в 1919 году, Государственный музей Революции, ныне Музей политической истории России, начал формировать свою китайскую коллекцию, которая сейчас насчитывает около двух тысяч единиц хранения.
Жемчужиной коллекции является заводная игрушка «Наказанный боксёр», которая отражает Ихэтуаньское (Боксёрское) восстание в Китае в 1898–1901 гг., преподнесённая Николаю II вдовствующей императрицей Марией Фёдоровной. Большой интерес представляет также шёлковое панно, привезённое известным советским актёром театра и кино Н. К. Черкасовым из поездки в Китай в 1952 году, мемориальные предметы, подаренные советским государственным и партийным деятелям К. Е. Ворошилову и Г. М. Маленкову.
Российский государственный исторический архив предоставил для выставки уникальные документы о внешней политике Российской империи на Дальнем Востоке, а информационное агентство ТАСС представило фотографии, отражающие современные российско–китайские отношения.
В программе выставки – концерт с участием Российско–китайского симфонического оркестра, уроки каллиграфии и национальных танцев.

14.00 Открытие выставки «Диалог культур», приуроченной к 75–летию установления дипломатических отношений с Китайской Народной Республикой (Зал Корфа Российской национальной библиотеки – пл. Островского, 1–3).
Выставка представит редкие издания из фондов РНБ, посвящённые китайской культуре и истории, философии и медицине, развитию российско–китайских культурных и торговых отношений. Часть экспозиции составляют книги о путешествиях в Китай: о духовной миссии архимандрита Иакинфа (Никиты Яковлевича Бичурина), деятельность которого заложила основу для сближения и развития взаимопонимания русского и китайского народов; экспедициях, предпринятых в разные годы Николаем Михайловичем Пржевальским и Григорием Ефимовичем Грумм–Гржимайло; о посещении Китая цесаревичем Николаем Александровичем (будущим императором Николаем II) во время его Восточного путешествия.
Среди особых раритетов выставки – «Путешествие на Восток его императорского высочества государя наследника цесаревича» (СПб., 1893–1897), «Путешествие боярского сына Федора Исакиевича Байкова в Китай в 1654 году» (Сказания русского народа. Т.2. СПб., 1849), «Альбом видов Китайской восточной железной дороги» (Б.м., 1901), «Описание жизни Конфуция, китайских философов начальника» (М., 1780), «О преподавании китайского языка в Харбинском коммерческом училище» (СПб., 1911), Издания Коммунистического Университета трудящихся Китая (1925–1930).
Китайский фонд РНБ содержит около 50 тысяч книжных изданий, 1200 наименований журналов, около 100 наименований газет, полный репертуар китайской классической литературы, богатейшее собрание произведений современных писателей, книги по истории, искусству, языкознанию, медицине.
Выставка открыта до 15 октября.

16.00 Презентация второго сборника проекта «Блокада Ленинграда: помнить, а не просто знать. Воспоминания потомков» (Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда – Соляной пер., 9).
Суть проекта – собирать свидетельства о трагическом и героическом периоде истории города на Неве в годы Великой Отечественной войны, которые запомнили дети и внуки уже ушедших блокадников, поделившихся своими воспоминаниями о том времени только со своими родными и близкими.
Вышедшая книга объединяет под одной обложкой как первый сборник, изданный тиражом всего 500 экземпляров, так и второй, в который вошли новые воспоминания потомков блокадников, здравствующих свидетелей тех лет и уже опубликованные раньше, но малоизвестные очерки о жизни в блокадном Ленинграде. Во втором сборнике рассказывается о погибших при защите города преподавателях и студентах Академии художеств, о неизвестных страницах работы радиокомитета осаждённого города. В нём читатели найдут пронзительные истории о человеческой стойкости, любви и верности, преодолении и вере в победу.

16.00 «Романтизм и Серебряный век. Отражения в красном» – открытый Гала–концерт к Международному дню музыки (Главный штаб Государственного Эрмитажа, Атриум – Дворцовая пл., 6–8).
В исполнении лауреатов международных конкурсов, блестящих московских пианисток Полины Федотовой и Элеоноры Карпуховой, художественного руководителя фестиваля им. А.Г. и Н.Г. Рубинштейнов Юлии Стадлер, солистки Мариинского театра Екатерины Шиманович прозвучат произведения М. Глинки, А. Рубинштейна, Н. Римского–Корсакова, П. Чайковского, Ф. Листа, Ф. Шопена, Р. Шумана, К. Дебюсси, М. Равеля, Н. Черепнина, А. Скрябина, С. Рахманинова. Разнообразные изысканные, образные миниатюры, циклами и отдельные. Знаменитые и любимые пьесы. А также сюрпризы: раритеты – 14 эскизов Черепнина к «Русской азбуке» А. Бенуа (П. Федотова); премьеры – недавно созданные Г. Корчмаром по фортепианным прелюдиям Скрябина соч.11 «5 ночных прелюдий» на стихи А. Блока (Е. Шиманович и Ю. Стадлер).
Публику ждёт настоящий синтез искусств: необычная атмосфера исполнения романтической программы в грандиозном современном пространстве Атриума, на уникальном красном рояле, главном участнике предстоящего действа, украшенного великолепным тематическим видеорядом на большом экране.

18.00 Концерт–марафон к Международному дню музыки (Большой зал Санкт–Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Петербургская филармония отмечает Международный день музыки уникальным концертом–марафоном: в этот вечер в Большом зале прозвучат сочинения самых разных жанров и инструментальных составов, от изысканных камерных ансамблей с участием арфы, флейты, кларнета, ударных, до ансамбля медных духовых инструментов.
Партнёром Филармонии в этот вечер выступает Санкт–Петербургский Дом музыки – уникальное учреждение культуры, программы которого помогают молодым исполнителям совершенствовать мастерство, открывают путь на большую сцену. В трёх из четырёх программах концерта–марафона главными действующими лицами выступят именно они, звёзды классической музыки завтрашнего дня.
Первый концерт–марафон в Международный день музыки прошёл в Большом зале Петербургской филармонии в 2007 году, в 2016 году традиция прервалась, а с прошлого года началось её возрождение.

18.00 Концерт творческого объединения «Voce Dolce», приуроченный к Международному дню пожилого человека (Белый зал Центральной библиотеки им. М. Ю. Лермонтова – Литейный пр., 17–19).
«Voce Dolce» – творческое объединение музыкантов: солистов театров Санкт–Петербурга, студентов и выпускников высших музыкально–театральных учебных заведений Петербурга и Москвы.
В репертуаре коллектива вокальная русская и зарубежная музыка: оперные арии, романсы, арии из оперетт, песни из советских кинофильмов, народные и военные песни.

19.00 Гала–концерт к Международному дню музыки (Культурный центр Елены Образцовой – Невский пр., 65, 3–й этаж).
В Культурном центре Елены Образцовой состоится Гала–концерт, приуроченный к Международному дню музыки. Учрежденный Международным музыкальным советом при ЮНЕСКО, этот день отмечается в разных странах мира с 1975 года. Инициаторами создания праздника являются композитор Дмитрий Шостакович, написавший письмо в ООН с предложением о его учреждении, знаменитый скрипач и дирижёр Иегуди Менухин и советский музыковед Борис Ярустовский.
Праздник отмечают в разных странах мира, признавая, что музыка помогает находить взаимопонимание между народами. Руководствуясь этой идеей, Культурный центр Елены Образцовой пригласил к участию в Дне музыки представителей разных стран – Узбекистана, Туркменистана, Кыргызстана, Китая и России. Все музыканты – лауреаты международных конкурсов и участники проектов Культурного центра Елены Образцовой.
В концерте прозвучат произведения русских и зарубежных композиторов, сочинения национальных композиторов и народные песни.
Вход по регистрации на сайте: www.obraztsova.org

19.00 Фестиваль спектаклей с тифлокомментированием и переводом на русский жестовый язык «ТЕАТРБЕЗГРАНИЦ» (Театр эстрады им. А. Райкина – ул. Большая Конюшенная, 27).
С 1 октября по 30 ноября в Петербурге пройдёт ставший уже традиционным Фестиваль спектаклей с тифлокомментированием и переводом на русский жестовый язык «ТЕАТРБЕЗГРАНИЦ». Открытие состоится на основной площадке фестиваля – в Театре эстрады имени Аркадия Райкина. 1 октября здесь покажут спектакль «Вселенная Островского» и проведут экскурсию по театральному закулисью с переводом на РЖЯ.
К постоянным участникам – Молодёжному театру на Фонтанке, Театру имени Ленсовета, театру «На Литейном», Театру эстрады, Упсала–цирку – присоединились театр «Суббота», Социально–художественный театр, проекты «Музей + театр», Театр в Театральном музее. Благодаря последнему в программу фестиваля включен спектакль «Красный фонарь» – лауреат театральных премий «Золотая Маска» и «Золотой Софит».
Теперь постановки с тифлокомментированием и переводом на РЖЯ будут идти не только в Центральном, Адмиралтейском и Калининском районах. Жители Кировского района смогут увидеть спектакль для семейной аудитории «Винни–пух» – хит репертуара Социально–художественного театра, который базируется в ДК им. Газа.
За два предыдущих года вокруг фестиваля сформировалась особая аудитория. Зрители с особенностями слуха и зрения всё чаще ходят в театры, а значит, всё лучше разбираются в театральном искусстве, всё больше интересуются его спецификой, технологиями, творческой жизнью. Поэтому в фестивальной программе этого года не только спектакли, но и экскурсии по театральному и цирковому закулисью с переводом на РЖЯ, а также лекции для школьников об отличиях животных в природе и в сказках.
Для зрителей с инвалидностью по слуху и зрению посещение всех фестивальных событий будет, как всегда, бесплатным. Регистрация на спектакли, экскурсии и лекции откроется за две недели до начала по телефону: +7–981–844–68–30. Заявку на бронирование можно оставить и на сайте: https://withoutlimits.ru/

2 октября, среда

17.30 Концерт «Соло для Императорского рояля» (Большой зал Санкт–Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Филармония предлагает публике концерт, воссоздающий атмосферу салона XIX века. Главный герой программы – уникальный рояль из коллекции Александра III. Император, чьим Повелением был образован Придворный музыкантский хор, ныне известный всему миру как Заслуженный коллектив России, подарил созданному им оркестру рояль Steinway. Долгое время этот инструмент был безмолвным свидетелем смены исторических эпох: к его клавиатуре прикасались большие музыканты, но его голос не звучал публично больше века. Совсем скоро это молчание будет прервано: пианист Николай Мажара исполнит на уникальном историческом рояле программу из сочинений русских композиторов XIX века, наверняка памятных этому инструменту ещё в первые годы его создания.
Концерт пройдёт в фойе Чайковского, где в это время разместится выставка «Застывшая музыка. К 185–летию здания Дворянского собрания»: тем более впечатляющим станет перемещение в музыкальную атмосферу последних десятилетий столицы Российской Империи.

18.00 Презентация выставки Сергея Киселёва «Поэтика абстрактного неофольклоризма» (Голубой зал Санкт–Петербургского союза художников – ул. Большая Морская, 38).
Выставка петербургского художника Сергея Киселёва «Поэтика абстрактного неофольклоризма» включает в себя живописные произведения разных лет, посвящённые одному из направлений фольклора – орнаментальному искусству как базовому элементу народного рукодельного творчества. Произведения автора – это абстрактная живописная композиция поверх рельефного коллажа из фрагментов орнамента. Этот приём придаёт работам ковровый характер со своей динамикой и колоритом.
Сергей Киселёв переосмысливает фольклорные элементы, интерпретирует их в контексте собственного восприятия современного мира и истории.
Выставка открывается в преддверии экспедиции художника по историческим уголкам России, предпринятой с целью изучения особенностей этнокультурных традиций и фольклора.
Выставка открыта до 6 октября.

19.00 Вечер пластических миниатюр «Созвездие» (Учебный театр «На Моховой» – ул. Моховая, 35).
Самые яркие решения и последние тенденции пластических направлений в театре, джаз и балет, хип–хоп, контемпорари и фехтование на одной сцене – это возможно увидеть на вечере пластических миниатюр «Созвездие». Среди участников призёры Международного пластического конкурса «Актёрское мастерство языком пластики». В концерте примут участие студенты актёрских мастерских Российского государственного института сценических искусств под руководством Л. А. Додина, М. А. Султаниязова, Г. Р. Тростянецкого и другие участники конкурсов прошлых лет.
Режиссёр – Светлана Ваганова.

19.20 Старт нового сезона образовательного проекта «Культурная среда» (Кинотеатр «Аврора», Большой зал – Невский пр., 60).
Кинотеатр «Аврора» продолжает образовательный проект «Культурная среда» – тематические показы фильмов об искусстве и его деятелях, крупнейших музеях и главных выставках последних.
В новом сезоне «Культурная среда: лучшее» будут представлены картины, которые стали самыми популярными у зрителей «Авроры» – фильмы о музеях Ватикана, галерее Уффици и Соборе Святого Петра, о Боттичелли и Босхе, Гогене и Ван Гоге.
Все показы будут проходить в Большом зале по средам в 19.20.
Расписание показов:
2 октября – Музеи Ватикана;
9 октября – Флоренция и Галерея Уффици;
30 октября – Собор Святого Петра и Патриаршие базилики Рима;
6 ноября – Боттичелли. Инферно;
13 ноября – Босх: Сад сновидений;
20 ноября – Рафаэль;
27 ноября – Караваджо: Душа и кровь;
4 декабря – Таинственные импрессионисты;
11 декабря – Гоген: В поисках утраченного рая;
18 декабря – Клод Моне: Магия воды и света;
25 декабря – Ван Гог: Золото и лазурь.

3 октября, четверг

15.00 Презентация выставки «Мой дом везде, где есть небесный свод» к 210–летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова (Библиотека «Бронницкая» – Клинский пр., 17).
В стенах библиотеки «Бронницкая» будет размещена выставка к 210–й годовщине со дня рождения М. Ю. Лермонтова под названием «Мой дом везде, где есть небесный свод».
Презентация и экскурсия по выставке состоится 3 октября в 15.00.
Экспозиция включает в себя редкие фото, издания произведений М. Ю. Лермонтова разных лет, труды известных литературоведов.
Материалы предоставлены коллекционером Галютиной Т. А., участником Лермонтовского сообщества Петербурга.
Вход свободный в часы работы библиотеки.

19.00 Концерт «Классика сквозь века» оркестра «Северная симфония» Музыкального театра имени Ф. И. Шаляпина (Дом учёных им. М. Горького – Дворцовая наб., 26).
В Белом зале Дома учёных им. М. Горького симфонический оркестр музыкального театра им. Ф. И. Шаляпина «Северная симфония» даст концерт «Классика сквозь века». Прозвучат симфония Моцарта, серенады Вирена и Чайковского. Художественный руководитель оркестра – маэстро Фабио Мастранджело.
Дирижёр – Лев Дунаев.

20.00 Исполнение Первого фортепианного концерта Д. Д. Шостаковича к 50–летию присвоения Петербургской филармонии имени композитора (Большой зал Санкт–Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Петербургская филармония, отмечая 50–летие присвоения имени Дмитрия Шостаковича, представляет абонемент, объединивший легендарные ленинградские премьеры сочинений одного из крупнейших композиторов XX века, чья судьба неотделима от судеб филармонии и города на Неве.
В центре первой программы – Первый фортепианный концерт Шостаковича: его мировую премьеру в 1933 году в этом же зале осуществили Оркестр Ленинградской филармонии (через год ему будет присвоено звание Заслуженного коллектива Республики) и дирижёр Фриц Штидри, солировал двадцатишестилетний автор. Концерт прозвучит в исполнении того же оркестра – Заслуженного коллектива России – под управлением музыкального руководителя и главного дирижёра Михайловского театра Александра Соловьёва, солист –пианист Пётр Лаул.
Также в этот вечер прозвучат сочинения предшественников и современников Дмитрия Шостаковича, представителей петербургской композиторской школы: Николая Римского–Корсакова, Сергея Прокофьева, Игоря Стравинского.

4 октября, пятница

19.00 Открытие XXXIV Международный театрального фестиваля «Балтийский дом» (Театр–фестиваль «Балтийский дом», Большая сцена – Александровский парк, 4).
XXXIV Международный театральный фестиваль «Балтийский дом» пройдёт с 4 по 14 октября. Программа будет состоять из двух частей: первая – это театр Востока и Южной Африки, вторая часть – современные спектакли российской сцены.
Театральное искусство Поднебесной на фестивале будет представлять уникальный по своей форме спектакль Чжэцзянского драматического театра «Чудный мир гор и морей» одного из наиболее заметных режиссёров Китая Чжао Мяо. Это фантастическое шоу в стиле цирка du Soleil, созданное с применением высоких технологий XXI века, героическое фэнтези с чертами философской притчи и волшебной сказки.
Театр–фестиваль «Балтийский дом» покажет премьеру спектакля Валерия Степанова «Влюблённый носорог» по пьесе Ляо Имэй, ставшей безусловным прорывом в новой китайской драматургии и названной молодёжью «Библией любви». Это первая постановка пьесы в России. Спектакль родился из эскиза – театрализованной читки в рамках программы фестиваля прошлого года.
Компания «Abrahamse &Meyer Production» (Кейптаун, ЮАР) знаменита новаторскими интерпретациями шекспировских текстов. «Гамлет» режиссёра Фреда Абрахамса – спектакль в лучших традициях шекспировского театра. Основные роли в нём исполняются мужчинами, и только одну роль играет женщина. По словам создателей, спектакль обретает новое звучание в зависимости от того сценического пространства, где он играется. Каждый раз зрители видят новый спектакль, неповторимый и эксклюзивный, что отражает главную особенность любого театра, рождающегося всегда в конкретном моменте, здесь и сейчас.
Компания классического театра «African Tree Productions» (Йохансбург, ЮАР) привезёт на фестиваль два спектакля режиссёра Сейфемо Моцвири: «Система» и «Быть лучшей собакой». Режиссёр Cейфемо Моцвири – опытный практик театра, писатель, актёр и театральный педагог. Он является одним из основателей «African Tree Productions», общественной художественной организации, которая позиционирует современный театр как образовательный инструмент. Его спектакли дают прекрасное представление об африканском быте и культуре. В центре внимания «Системы» – проблемы беспризорности, преступности, жестокости и сострадания. Главный герой постановки «Быть лучшей собакой» – простая собака. Волею судьбы она переходит от одного хозяина к другому и задаётся вполне человеческими вопросами – виновна ли в своих трудностях она сама или люди, и есть ли у неё силы изменить ход событий.
Особое место в программе фестиваля занимает российский театр, представленный тремя режиссёрскими поколениями современной отечественной театральной сцены.
Прежде всего у зрителей будет уникальная возможность увидеть спектакль патриарха российского театра: режиссёр Кама Гинкас покажет премьеру «Записки покойного Белкина», поставленную в Московском театре юного зрителя (МТЮЗе). Режиссёр подчеркивает, что это не просто спектакль к юбилею Поэта, а дань особому значению Пушкина в его (режиссёра) собственной жизни и творчестве: «Я такой, какой я есть сейчас, благодаря А. С. Пушкину». Эта работа является совместным проектом МТЮЗа и директора агентства «Арт–партнёр XXI» Леонида Робермана.
Андрей Прикотенко, представитель режиссуры среднего поколения, покажет на фестивале спектакль по мотивам поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» – свою первую постановку в качестве художественного руководителя Новосибирского государственного академического театра «Красный факел». Гоголевские персонажи предстанут в новых образах, созвучных современным реалиям.
Новое поколение современной режиссуры на фестивале представляет Антон Фёдоров. Зрители увидят постановку «Мадам Бовари» (Театральное агентство «Арт–партнёр XXI») по мотивам романа Гюстава Флобера, которая восходит в своей подаче к французскому кукольному театру Гиньоль, унаследовавшему традиции ярмарочных балаганов, и мастерски соединяет в себе кино и драму, мультипликацию и русский психологический театр.
Знакомство с театром Востока продолжит режиссёрская лаборатория, где будут представлены 4 театрализованных читки–эскиза молодых петербургских режиссёров по пьесам китайских драматургов 20–х–30–х годов прошлого века. Эта лаборатория пройдёт совместно с Институтом Конфуция, показ каждого эскиза будет предварять вступительное слово об особенностях китайской драматургии этого периода.
Круглый стол «Многоязычная классика в современном театре» объединит обе части фестиваля и продемонстрирует, что современный театр не имеет границ. В работе круглого стола примут участие теоретики и практики современного театра из Индии, Китая, Бахрейна, ЮАР, России.

20.00 Органный вечер. Исполнитель: Жан Нувель–Алу (Большой зал Санкт–Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Первый органный вечер нового концертного сезона подарит знакомство с блестящим французским органистом Жаном Нувелем–Алу. В программе, большую часть которой составит французская музыка, – оригинальные сочинения для органа композиторов трёх веков, от Иоганна Себастьяна Баха до Микаэла Таривердиева, а также переложения музыки Дебюсси и Дюка.
Жан Нувель–Алу концертирует с сольными программами во Франции, Австралии, США. В 2023 году он завоевал третью премию и приз зрительских симпатий на Международном органном конкурсе имени Микаэла Таривердиева – престижном, единственном в России международном конкурсе органистов, проходящем с 1999 года. Музыканта и программу в этот вечер представит Вера Таривердиева – арт–директор Международного конкурса имени М. Таривердиева, хранительница наследия композитора.

5 октября, суббота

17.00 VII Большой Детский фестиваль (Театр «Кукольный формат (КУКФО)» – Пушкинская ул., 19).
Большой Детский фестиваль – это масштабный мультижанровый фестиваль, который объединяет всё лучшее, что создано для детей и подростков в сфере культуры и искусства: театр, кино, анимацию, книги. Художественный руководитель проекта – Сергей Безруков.
В этом году впервые программу фестиваля увидят не только москвичи, но и жители Санкт–Петербурга. В государственных и частных театрах города покажут 13 лучших российских спектаклей для детей, подростков и семейной аудитории. Зрители кинотеатра «Родина» увидят отечественные фильмы, снятые за последние два года. В библиотеках состоятся мастер–классы и встречи с писателями, а в Центре внешкольной работы «Академический» – семинар для педагогов школьных театральных студий и учителей словесности.
Петербургская программа Большого Детского фестиваля опубликована на сайте: https://theatre27.ru/bdf–24

19.00 Гала–концерт Московского джазового оркестра под управлением Игоря Бутмана, посвящённый 25–летию коллектива (БКЗ «Октябрьский» – Лиговский пр., 6).
В этом году Московский джазовый оркестр под управлением Игоря Бутмана празднует 25–летние. В честь юбилея состоится гастрольный тур по 25 городам России, в каждом из которых пройдёт гала–концерт, а также творческие встречи с солистами коллектива.
5 октября юбилейный концерт состоится в Санкт–Петербурге: вместе с оркестром под управлением маэстро Игоря Бутмана на сцену БКЗ «Октябрьский» выйдут Лариса Долина, Фантине, Варвара Убель.
В программе прозвучит всё самое лучшее из репертуара Московского джазового оркестра: знаковые сочинения современных композиторов, созданных специально для коллектива, а также джазовые стандарты и популярные российские песни в авторских аранжировках.

19.00 Показ спектакля «Жертвоприношение» по сценарию Андрея Тарковского. Режиссёр – Галина Зальцман (Театр на Васильевском, Большая сцена – Средний пр. В.О., 48).
5 и 6 октября на Большой сцене Театра на Васильевском состоится премьера спектакля «Жертвоприношение» по сценарию Андрея Тарковского. Режиссёр – Галина Зальцман.
Это история одной самой обыкновенной семьи, оказавшейся на краю катастрофы. Персонажи её – современные люди, интеллигентные, прекрасные, красивые люди, которые слушают Баха и рассуждают о религии, но в действительности ни во что не верят. Зато страдают, страдают, страдают и говорят, говорят, говорят. Их маленький домашний ад нормализирован, всё не так однозначно в любом вопросе, но раз доказано, что Бога нет, то и бояться нечего. Но в один прекрасный день оказывается, что это не так.
Что возможно сделать, чтобы избежать катастрофы? Кто может остановить неизбежное? Чем пожертвовать, чтобы спасти весь мир? Нужна ли вообще эта жертва и будет ли она теперь принята? А может быть, всё это всего лишь сон, и стоит проснуться, и всё страшное развеется, как дым?
Этот спектакль в жанре театра абсурда, притворяющегося психологическим театром. Точно так же, как жизнь притворяется реальностью, но на самом деле – самый настоящий абсурд. Одноимённый фильм Тарковского является для создателей спектакля отправной точкой, и они пытаются рассказывать эту историю спустя почти 40 лет, когда многое стало совсем иным.
Режиссёр–постановщик – Галина Зальцман.
Художник–постановщик – Семён Пастух.
Художник по костюмам – Стефания Граурогкайте.
Художник по свету – Дмитрий Зименко (Митрич).
Композитор – Василий Тонковидов.
В ролях: Артём Цыпин, Екатерина Зорина, Анна Королёва, Михаил Николаев, Роман Зайдуллин, Надежда Кулакова, Давид Бродский, Татьяна Мишина, Вероника Жукова, Евгения Лякишева.

19.00 Премьера спектакля «Камера обскура» по мотивам романа Владимира Набокова в постановке Санкт–Петербургского государственного театра «ДРАМ. ПЛОЩАДКА» (Открытая киностудия «Лендок», Камерная сцена – наб. Крюкова канала, 12).
5 и 6 октября самый молодой Санкт–Петербургский государственный театр «ДРАМ. ПЛОЩАДКА» под руководством Сергея Бызгу приглашает на премьеру спектакля по мотивам скандального романа Владимира Набокова «Камера обскура».
Сюжет о банальном адюльтере писатель превратил в психологический триллер о роковой страсти богатого искусствоведа к шестнадцатилетней натурщице, мечтающей о роскошной жизни и карьере в кино.
В переводе с латыни camera–obscura означает «тёмная комната». Этот термин характеризует принцип работы простейшего вида оптического устройства, позволяющего получать изображение объектов. Так, вслед за автором, режиссёр спектакля погружает зрителя в «тёмную комнату» запретных фантазий и тайных помыслов людей, увлечённых погоней за удовольствиями. К финалу мы понимаем, сколь трагична жизнь гедониста, и сколь высока её цена.
Сергей Бызгу: «Меня особенно заинтересовали две темы романа Набокова. Первая – обаятельное зло, так легко вовлекающее человека в адскую карусель, в круговерти которой разрушается всё, что человеку дорого. И вторая тема хрупкого мира семейного очага, что так легко разрушить. Я считаю, что обе темы сегодня остро актуальны».
Сценическая версия романа Сергея Бызгу.
В спектакле заняты актёры Юрий Дементьев, Александр Дробитько, Валерия Ермошина, Владислав Низовцев, Вячеслав Пискунов, Максим Райчёнок, Варвара Терехова, Ольга Турчак, Анастасия Филиппова, Стас Шапкин, Валерия Чеховская.

6 октября, воскресенье

15.00 Концерт абонемента «Удивительные люди» (Санкт–Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича, Малый зал им. М. И. Глинки – Невский пр., 30).
Отцы и дети – вот вечная тема для размышлений. Особый интерес всегда вызывали взаимоотношения поколений в семьях знаменитых людей, оставивших глубокий след в истории.
Одна из таких семей – род музыкантов по фамилии Бах. И даже точнее – Иоганн Себастьян Бах и его сыновья, четверо из которых тоже стали музыкантами. Так случилось, что эта семья, крепко спаянная вековыми традициями и общей профессией, оказалась разделена самим временем. Ибо им выпало жить в эпоху перемен. Уходил в историю величественный стиль Барокко. Наступало время новых веяний в искусстве. Новый стиль назовут чувствительным или сентиментальным.
Главный герой музыкальной встречи – второй по старшинству сын «старого Баха» – Карл Филипп Эмануэль. Отец не возлагал на него больших надежд, своим преемником он видел старшего сына, которого считал самым одарённым. И работу своему второму сыну он помог найти очень скромную – всего лишь аккомпаниатора у одного любителя играть на флейте. Правда, любителем этим был король Пруссии Фридрих II.
Слушателей ожидает история о том, как Филипп Эмануэль стал знаменитым на всю Европу музыкантом, как складывались его отношения с отцом, за что его почитали современники и, главное, – изумительная музыка самого Филиппа Эмануэля и его знаменитых современников.

16.30 Финисаж выставки Валерия Вальрана «В тёмной тональности», приуроченной к 75–летию художника (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Большой выставочный зал – Литейный пр., 53).
В проекте «В тёмной тональности» петербургский художник Валерий Вальран продолжает исследовать границы жанра «натюрморт», работая с разными фактурами, экспериментируя с материалами.
По словам автора, «В тёмной тональности» – антипод предыдущего цикла «Бледная манера», где на светлом, почти белом фоне разворачивается композиционная игра сосудов из прозрачного стекла. В данном случае фон – синий, коричневый, красный, зелёный – предельно тёмный. Чёрное, тёмное часто символизирует мрачные, негативные стороны бытия. Но поскольку художник обычно работает в нулевом эмоциональном регистре, то его произведения – и в светлой, и в тёмной тональности – эмоционально нейтральны.
Валерий Вальран: «Я стараюсь лишить пространство размерности, поэтому глубокий цвет фона делает ситуацию ещё менее определённой. Сколько измерений в живописном поле картины – два, три, или оно безмерно? В дополнение к основному блоку работ также в тёмной тональности написаны композиции из моих знаковых предметов – рыбы, яйца, яблоки, стаканы и бутылки».

19.00 Открытие XIII сезона осенне–зимнего проекта «Петербургские набережные» (Главный штаб Государственного Эрмитажа, Атриум – Дворцовая пл., 6–8).
Международный музыкальный фестиваль «Дворцы Санкт–Петербурга» открывает XIII сезон осенне–зимнего проекта «Петербургские набережные». Гостей ждут «Восточные сказки» в Атриуме Главного штаба Государственного Эрмитажа. Произведения европейских и русских композиторов о Востоке будут показаны самыми масштабными музыкальными красками: задействованы оркестр, хор, балет и вокалисты. Арии и дуэты мировой музыкальной сокровищницы исполнят солистка Армянского национального театра оперы и балета Мери Мовсисян (сопрано) и заслуженный деятель Республики Казахстан Азамат Желтыргузов (баритон). В концерте примет участие прима Мариинского театра Александра Иосифиди.
27 октября в Гербовом зале Государственного Эрмитажа состоится главное событие сезона – премьерный показ оперы «Орфей и Эвридика», постановка которой создана специально для Зимнего дворца. Премьера шедевра К. В. Глюка посвящена 310–летию композитора. В постановке примет участие солистка Греческой национальной оперы, приглашённая солистка крупнейших театров мира Марита Папаризу, а также солистка Мариинского театра, приглашённая солистка Большого театра Цветана Омельчук.
15 ноября в Доме Кино состоится вечер французской киномузыки «Под небом Парижа». Мотивы из любимой киноклассики прозвучат в исполнении Джанни Иорио (бандонеон, Италия) и Федерико Мондельчи (саксофон, Италия).
30 ноября в Константиновском дворце в музыкальных баттлах сразятся квартеты виолончелей, саксофонов, флейт и волынок.
7 декабря состоится концерт в Кунсткамере, в Имперском зале.
Подробнее на сайте: https://www.palacefest.ru/

19.00 Премьера спектакля «На грани кабаре». Режиссёр–постановщик – Мария Мирош (Театральный центр «За Чёрной речкой» – Богатырский пр., 4).
6 и 11 октября в театре «За Чёрной речкой» пройдут премьерные показы спектакля Марии Мирош «На грани кабаре».
Это спектакль, где загадочный конферансье и его ассистентки проводят эксперимент над внешне благополучными и успешными женщинами.
Близкие подруги София, Юлия и Эмми – учительница, психотерапевт и журналистка – в потоке жизненной рутины, сталкиваясь с мелким обыденным хаосом, оказываются на грани нервного срыва. Как не довести себя до полного разрушения, остаться собой, не поддаться хаосу, как вновь обрести покой и ясность души – эти и другие вопросы ставятся в новом спектакле театра «За Чёрной речкой».
Автор идеи и оформления: Мария Мирош.
Режиссёр–постановщик: Мария Мирош.
Хореограф–постановщик: Евгения Лыкова.
Музыкальное оформление: Сергей Гвоздев.
Исполнители: Светлана Бакулина, Дарья Кривошеева, Татьяна Плотникова, Валерий Лаппо.

19.00 Открытие II Фестиваля современной музыки «Петербургские дожди» (Государственная академическая капелла Санкт–Петербурга – наб. реки Мойки, 20).
Второй фестиваль современной музыки «Петербургские дожди» пройдёт с 6 по 16 октября на ведущих концертных площадках города: в Капелле, концертном зале «Яани Кирик», Дубовом зале Союза композиторов Санкт–Петербурга, в Большом зале Екатерининского собрания и в театре ЛДМ «Новая сцена». За восемь концертных программ фестиваль представит сочинения более чем 50 авторов Петербурга и России. Прозвучит музыка самых разных жанров – от симфонической, хоровой, фортепианной до экспериментальной для ансамбля ударных инструментов.
Художественный руководитель фестиваля – Антон Танонов.
Откроется фестиваль в Капелле 6 октября концертом «Мой папа композитор». Это проект–коллаборация фестивалей «Петербургские дожди» и «Земля детей». На нём состоится парад мировых премьер петербургских композиторов, которыми по праву гордится Союз. Это династии петербургских композиторов: Осколковы, Резетдиновы, Петровы, Плешаки, Нестеровы–Круглики и другие. Солистами в этот вечер станут дети авторов, которые выступят в сопровождении Международного симфонического оркестра «Таврический» под управлением Михаила Голикова.
Завершится фестиваль 16 октября в театре ЛДМ «Новая сцена». Состоится концерт–презентация концептуального джаз–поп–рок–академ альбома петербургских композиторов «Сотворение музыки. День первый». Тема – история Дома композиторов на Большой Морской 45, а также сотворчество, содружество композиторов. Весь вечер на сцене – Петербургский джазовый оркестр под управлением Бениамина Саруханяна и звёзды эстрады и мюзикла.
Полная программа опубликована на странице фестиваля в социальной сети «ВКонтакте»: https://vk.com/club222368693

20.00 Концерт к юбилею дирижёра–лауреата Академического симфонического оркестра филармонии А. С. Дмитриева (Большой зал Санкт–Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Абонемент Академического симфонического оркестра филармонии, посвящённый в этом сезоне 90–летию Александра Дмитриева – дирижёра, возглавлявшего коллектив более сорока лет, ныне – дирижёра–лауреата оркестра – откроется программой, в которой вместе с шедеврами Моцарта и Бетховена прозвучит Фортепианный концерт Альфреда Шнитке. Исполнение также будет посвящено 90–летию со дня рождения одного из самых ярких композиторов XX века.
Программа отразила репертуарные предпочтения Александра Дмитриева: австро–немецкая музыка всегда входила в сферу его творческих интересов, а с Фортепианным концертом Шнитке имя дирижёра оказалось связано для всей последующей истории музыки. В 1979 году именно Александр Дмитриев осуществил мировую премьеру только что написанного концерта. В Большом зале Ленинградской филармонии сочинение под его управлением прозвучало в исполнении Симфонического оркестра (ныне – АСО), солировал Владимир Крайнев – выдающийся пианист, которому Шнитке и посвятил сочинение.

7 октября, понедельник

19.00 Опера «Манон» (Эрмитажный театр – Дворцовая наб., 34).
Опера «Манон» Жюля Массне – одно из популярнейших произведений мирового репертуара. В постановке Георгия Исаакяна действия перенесутся в сороковые годы XX века, когда Франция практически без сопротивления сдалась фашистскому нашествию, а территория страны разделилась на два государства: одно со столицей в Париже, другое – знаменитая «зона Виши». Главные герои, Манон и де Грие, бегут из Парижа в Виши, где разыгрывается драма расставания молодой пары. Оригинальная партитура изменилась, в спектакле остался один антракт, разделяющий первую и вторую картину третьего действия. Такое сочетание картин по замыслу даст сопоставление сумрачной атмосферы встречи «аббата де Грие» и все еще влюбленной в него Манон в монастыре с последующей яркой развязкой в игорном доме. Финальная картина также отличается от оригинала: действия переносятся в ментальную лечебницу, где тяжело больная Манон проводит свои последние дни, и куда на прощание приходит по–прежнему любящий ее Де Грие.

19.30 Спектакль «Машина Чехов» (Новая сцена Александринского театра – наб. реки Фонтанки, 49А).
Спектакль Петру Вуткэрэу создан по пьесе Матея Вишнека, перевод Мете Гюрмана.
Драматург Антон Чехов умирает от туберкулеза. Пока он доживает свои последние дни, персонажи его пьес не дают ему покоя. Чехов взаимодействует с героями в сценах, где они представляют, как бы они жили вне и за пределами пьес. С другой стороны, он движется к собственной смерти.
Пьеса предлагает философские размышления о писательстве и смерти, а также о писателе, который больше не может писать, который потерян в своем прошлом и воображении, неспособный найти способ двигаться вперед в искусстве или жизни.
Продолжительность 2 часа с антрактом.

19.30 Спектакль «Беглянки» (АДТ им. В.Ф. Комиссаржевской – ул. Итальянская, 19).
Две женщины разного возраста, две непохожие судьбы вдруг пересеклись в одной точке. От кого они бегут, почему оказались ночью на обочине дороги? Что им предстоит пережить вместе? Иногда мы бежим от жизни в надежде ее же изменить. Но от себя убежать можно лишь в вечность.
«Беглянки» – камерный спектакль на двух актрис, в котором есть и грусть, и пронзительная нежность, и отточенный гротеск, и добрый юмор.
Режиссер Леонид Алимов: «Это лирическая, порою печальная, но очень ироническая история с тонкими шутками. Очень «дамская», нежная и трогательная история – во многом про семью, про возраст, про быстротечность жизни. Про ощущение, что день катится к закату – и по этому поводу очень много размышлений. Несмотря на большую разницу в возрасте, обе героини подводят итог. И оказывается – правильно или неправильно – но это была моя жизнь. Значит, мы прожили ее так. Но давайте оставшиеся дни оставшиеся – а мы не знаем, сколько их есть – проведем с высоко поднятой головой и взглядом в небо».

8 октября, вторник

18.00 Концерт Большого симфонического оркестра им. П. И. Чайковского (Екатерининский дворец, Тронный зал – г. Пушкин, Садовая ул., 7).
В Петербурге выступит Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского. В роскошных интерьерах императорских дворцов коллектив представит две программы, объединённые названием «Шедевры мировой классики», солистами выступят пианист Адам Гуцериев и виолончелистка Дали Гуцериева. За дирижёрским пультом – Филипп Чижевский.
Концерт 8 октября в 18.00 пройдёт в Царском Селе, в Тронном зале Екатерининского дворца: в интерьерах эпохи барокко прозвучат знаменитая Пятая симфония Петра Чайковского, мировая премьера которой под управлением автора состоялась в Петербурге в 1888 году, и Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Людвига ван Бетховена.
9 октября в 20.00 Большой симфонический оркестр имени Чайковского под управлением Филиппа Чижевского и Дали Гуцериева выступят в одном из самых больших парадных помещений Зимнего дворца – Гербовом зале.
Прозвучат Концерт для виолончели до мажор Йозефа Гайдна и один из главных шедевров русской музыки – Шестая симфония Петра Чайковского, чья мировая премьера под управлением автора в Зале Дворянского собрания в Петербурге в 1893 году стала последним его появлением на концертной эстраде: через девять дней Чайковский скоропостижно скончался.

19.00 Экскурсия к 150–летию со дня рождения Николая Рериха (Государственный музейно–выставочный центр РОСФОТО – ул. Большая Морская, 35).
Фасад здания музея на Большой Морской, 35 украшен майоликовым фризом «Северная жизнь», выполненным по эскизу Николая Рериха. Посетителей экскурсии познакомят с творческим наследием Рериха дореволюционного периода и проведут по парадной лестнице бывшего доходного дома страхового общества «Россия», в котором ныне располагается музей РОСФОТО. Особое внимание экскурсовод уделит жизни и работе художника на Большой Морской, 38, в здании Императорского общества поощрения художеств.
Посетители узнают и об Аркадии Руманове – журналисте, издателе, меценате и друге художника, который жил на шестом этаже дома 35 по Большой Морской улице. Экскурсовод расскажет о том, какие именно картины Рериха хранились в собрании Руманова, и о судьбе коллекции после революции.
Экскурсию проведёт Людмила Старилова, хранитель музейного фонда РОСФОТО. Продолжительность – 1 час.

9 октября, среда

18.00 Открытие выставки «Михаил Бычков. Иллюстрации к роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. 2024» (Литературно–мемориальный музей Ф. М. Достоевского – Кузнечный пер., 5/2).
Михаил Бычков – петербургский художник, иллюстратор детских книг, дизайнер. Родился в 1951 году в Ленинграде, окончил Среднюю художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Академии художеств СССР. В 1970–1973 годах учился в мастерской монументальной живописи Института имени И. Е. Репина. В 1975 году окончил факультет книжной графики ленинградского филиала Московского полиграфического института. В начале творческого пути работал в издательствах «Стройиздат» и «Художник РСФСР».
Михаил Бычков оформил и проиллюстрировал более 100 книг, среди них: А. С. Пушкин «Медный всадник», Л. Н. Толстой «Были» и «Море», Н. С. Лесков «Левша», Ю. Олеша «Три толстяка», Ш. Перро «Кот в сапогах», А. Линдгрен «Эмиль из Леннеберги» и «Пеппи Длинный чулок», А. Грин «Алые паруса», П. Бажов «Серебряное копытце», Н. В. Гоголь «Невский проспект», А. Погорельский «Чёрная курица», И. Суриков «Детство» и многие другие.
К наследию Ф. М. Достоевского художник обращался несколько раз: им были созданы иллюстрации к рассказам «Крокодил. Необыкновенное событие, или Пассаж в Пассаже» и «Чужая жена и муж под кроватью». К 200–летию со дня рождения писателя Михаил Бычков создал серию иллюстраций для оформления новой Литературной экспозиции музея: «Сенная площадь», «Наводнение», «Полицейская будка», «Тюремная карета», три изображения с фигурами братьев Карамазовых и другие. Масштабированные по высоте стены копии рисунков М. Бычкова придают экспозиции индивидуальный и неповторимый образ.
На выставке будут представлены 20 листов–иллюстраций к одному из знаковых романов Ф. М. Достоевского – «Преступление и наказание». Это новый авторский проект художника. «Атмосфера романа часто важнее конкретных сцен. Ощущение безысходности, трагичности бытия я провёл через все иллюстрации», – пишет Михаил Бычков.
Летом этого года роман «Преступление и наказание» с иллюстрациями Михаила Бычкова выпущен издательством «Азбука».
Вход на открытие по регистрации https://dostoevskymuseum.timepad.ru/event/3055802/
Выставка открыта до 30 октября.

19.00 Бесплатные показы спектаклей Малого театра кукол для студентов средних специальных учебных заведений Петербурга (Малый театр кукол – Лиговский пр., 267/2).
В Малом театре кукол стартует второй этап проекта бесплатных показов спектаклей по популярным произведениям русской и мировой литературы для студентов средних специальных учебных заведений Петербурга.
Каждый спектакль смогут посетить 40 студентов, зарегистрироваться можно на Timepad:
9 октября в 19.00 – спектакль «Мармеладов» по мотивам романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (https://malyy–teatr–kukol–event.timepad.ru/event/3019125/);
16 октября в 19.00 – спектакль «Лир» по мотивам пьесы У. Шекспира «Король Лир» (https://malyy–teatr–kukol–event.timepad.ru/event/3018321/);
18 октября в 19.00 – спектакль «Чайка» по пьесе А. П. Чехова (https://malyy–teatr–kukol–event.timepad.ru/event/3019139/);
23 октября в 19.00 – спектакль «Преступление и наказание» по мотивам романа Ф. М. Достоевского (https://malyy–teatr–kukol–event.timepad.ru/event/3018300/);
6 ноября в 19.00 – спектакль «Преступление и наказание» по мотивам романа Ф. М. Достоевского (https://malyy–teatr–kukol–event.timepad.ru/event/3019127/);
20 ноября в 19.00 – спектакль «Дон Кихот. Клоунада», навеянный романом Сервантеса «Дон Кихот» (https://malyy–teatr–kukol–event.timepad.ru/event/3019130/);
6 декабря в 19.00 – спектакль «Жизнь Василия Фивейского» по мотивам повести Л. Н. Андреева (https://malyy–teatr–kukol–event.timepad.ru/event/3019150/);
20 декабря в 19.00 – спектакль «Чайка» по пьесе А. П. Чехова (https://malyy–teatr–kukol–event.timepad.ru/event/3019144/);
25 декабря в 19.00 – спектакль «Декамерон» по мотивам собрания новелл Джованни Боккаччо (https://malyy–teatr–kukol–event.timepad.ru/event/3019135/);
27 декабря в 19.00 – спектакль «Дон Кихот. Клоунада», навеянный романом Сервантеса «Дон Кихот» (https://malyy–teatr–kukol–event.timepad.ru/event/3019134/).

19.00 Второй показ новой редакции спектакля «Преступление и наказание. Девять дней Родиона Романовича Раскольникова». Режиссёр – Андрей Гаврюшкин (Театр «Мастерская», Малая сцена – ул. Народная, 1).
Достоевский – единственный русский классик, никогда не писавший пьес. И тем не менее, это один из самых репертуарных авторов. Его повести и романы просятся на сцену, настолько они динамичны и выразительны. В репертуаре «Мастерской» есть «Идиот. Возвращение», «Братья Карамазовы», «Иван и Чёрт», «Бесы».
В 15–м сезоне на сцену возвращается спектакль «Преступление и наказание. Девять дней Родиона Романовича Раскольникова» в новой редакции. В роли студента Раскольникова – Никита Капралов.
Режиссёр Андрей Гаврюшкин решает сложный полифонический роман «Преступление и наказание», известный каждому со школьной скамьи, в формате моноспектакля. Сосредотачивая внимание на нескольких днях жизни Родиона Раскольникова, режиссёр предлагает посмотреть на стремительно разворачивающийся сюжет глазами главного героя. История убийства превращается в историю гибели души. Поиск себя, поиск Бога, поиск истины – это то, что на самом деле занимает бедного студента Раскольникова, а вместе с ним и авторов спектакля.
Монолог Раскольникова – рассказ–откровение, рассказ–исповедь. На наших глазах герой проходит путь от рождения безумной идеи до раскаяния в самом её появлении. Мечущийся между светом и тьмой, окружённый зеркалами (художник – Эмиль Капелюш), множащими его кошмар, Раскольников пытается постичь тайну бытия, обуздать собственную судьбу – и проигрывает самому себе.

19.00 Перформанс Ксаны Ковалевой и Александра Челидзе «Очевидная жертва» (Центр современного искусства имени Сергея Курёхина – Лиговский пр., 73, 4 этаж).
Не все так печально. Встретились, не поговорили, смотрели поверх голов, так ничего и не разглядели. Быстро начали ощущать ту бездну, над которой должна быть натянута страховочная сетка, мираж того, что мы хотим видеть, не это ли истинная слепота. Герои становятся жертвами самих себя, своего потаенного. Они искренни в этом своём неведении, словно каждый из них ждёт удара в спину.

10 октября, четверг

19.00 Премьера оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» (Михайловский театр – пл. Искусств, 1).
В Михайловский театр возвращается «Евгений Онегин»: к знаменитым «лирическим сценам» обратился испанский хореограф Начо Дуато. «Евгений Онегин» П. И. Чайковского станет его второй оперной постановкой. Элегантная образность и изысканный неоклассический стиль, присущие всем постановкам мастера, подчёркивают красоту великой музыки и глубину образов.
Вместе с Начо Дуато над созданием спектакля работают его постоянные соавторы – художник–постановщик Джаффар Чалаби и художница по костюмам Ангелина Атлагич. Музыкальным руководителем постановки стал дирижёр Александр Соловьёв.
Впервые «Евгений Онегин» был исполнен в 1879 году силами студентов Московской консерватории. Сегодня в Михайловском театре главные партии репетируют молодые и талантливые певцы, которые блестяще воплощают образы, созданные Чайковским: Александра Сенникова, Маргарита Шаповалова, Кристина Калинина, Семён Антаков, Игорь Подоплелов, Сергей Кузьмин, Егор Мартыненко, Ирина Шишкова, Виктория Войтенкова и Александр Безруков.

19.00 Паблик–ток «Возможности взаимодействия хореографа и видеохудожника». Участники: Полина Лимье и Александр Челидзе (Центр современного искусства имени Сергея Курёхина – Лиговский пр., 73, 4 этаж).
Хореограф и режиссёр Александр Челидзе и преподаватель, режиссёр и видеохудожник Полина Лимье обсудят, как может строится взаимодействие хореографа и видеохудожника в создании аудиовизуального хореографического произведения, как с помощью видеопроекции расширить пространство сцены, а также как работать с идеей и найти способы усилить её через коллаборацию.

20.00 Фортепианный вечер Льва Винокура (Большой зал Санкт–Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
В программе, которая прозвучит в Большом зале филармонии, рядом с сочинениями и транскрипциями Шуберта, Листа, Чайковского и Сметаны – две фортепианные пьесы великого симфониста Антона Брукнера. Редко звучащие миниатюрные шедевры знакомят с Брукнером–лириком – той стороной личности композитора, которую для широкого слушателя заслоняют его монументальные, вселенского масштаба философские симфонические полотна.

11 октября, пятница

19.00 Открытие I Международного конкурса арфистов «Золотая арфа» имени И. В. Шипулиной (Шереметевский дворец – Музей музыки, Оружейный зал – наб. реки Фонтанки, 34).
С 10 по 16 октября Санкт –Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского–Корсакова проводит I международный конкурс «Золотая арфа» имени И. В. Шипулиной. Открытие конкурса с участием гостей и членов жюри пройдёт 11 октября в Оружейном зале Шереметевского дворца.
16 октября в Малом зале Санкт–Петербургской филармонии состоится торжественное награждение и гала–концерт победителей. Наряду с лауреатами, в этот вечер на сцену выйдут прославленные музыканты, в числе которых Александр Князев (виолончель), Вадим Руденко (фортепиано) и Дмитрий Махтин (скрипка). В концерте также примет участие прославленный квартет имени Танеева. Прозвучат сочинения Чайковского, Баха и Моцарта.
В рамках конкурсной недели запланированы несколько благотворительных мастер–классов членов жюри.
Художественный руководитель конкурса – профессор Санкт–Петербургской консерватории, арфистка Анна Макарова.
В 2009 году Анна Макарова при поддержке Санкт–Петербургской филармонии и выдающегося дирижёра Юрия Темирканова, а также команды партнёров и единомышленников организовала одноимённый конкурс «Золотая арфа». Идея проведения конкурса в стенах Санкт–Петербургской консерватории поддержана её ректором Алексеем Васильевым. С 2024 года конкурс носит имя выдающегося преподавателя ССМШ Консерватории по классу арфы Ирины Викторовны Шипулиной.
Отличительная особенность конкурса «Золотая арфа» – насыщенная концертная и обучающая благотворительная программа, а также приглашение в качестве членов жюри не только арфистов, но и маститых музыкантов различных специальностей.
Председатель жюри – выдающийся виолончелист Александр Князев, уже неоднократно возглавлявший состав жюри на конкурсах «Золотая арфа».
В составе жюри – Дмитрий Махтин, солистка Симфонического оркестра Мариинского театра, флейтистка Мария Федотова. Среди арфистов – легендарная Мариэль Нордманн (Франция), профессор Шанхайской консерватории Джейсон Чанг, профессор Санкт–Петербургской консерватории Анна Макарова, солистка оркестра Венского радио Анна Верхоланцева (Австрия) и солистка оркестра филармонии Любляны (Словения) Александра Вербицкая.
Начиная с 1 января 2024 года, арфисты в возрасте от 16 до 34 лет направляли свои видеозаписи для участия в конкурсе. Международное жюри, состоящее из именитых профессоров–арфистов, высоко оценило уровень исполнения конкурсной программы. На второй очный тур конкурсных прослушиваний были отобраны участники из России, Китая, Аргентины, Сербии, Беларуси.

19.00 Артист–ток «Творческое объединение Алтуфьево». Участники: Ольга Цветкова и Яна Исаенко (Центр современного искусства имени Сергея Курёхина – Лиговский пр., 73, 4 этаж).
Три художницы, Яна Исаенко, Татьяна Подкорытова и Ольга Цветкова, арендовали трёхкомнатную квартиру на седьмом этаже 22–этажного панельного дома в Алтуфьево. Когда–то в этом помещении была галерея Brown Stripe, созданная художниками Екатериной Гавриловой и Петром Жуковым (Петром Ладеном). Художницы пошли дальше и решили всю художественную повестку, сформированную за многие годы в этой квартире, вынести на улицу. Несколько акций, проведённых в костюмах привидений, охраняющих дом, и йога в снегу оставили неизгладимый след в жизни спального района.

20.00 Концерт Академического симфонического оркестра филармонии при участии Анны Денисовой (сопрано) (Большой зал Санкт–Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
«Гимн любви» – название одной из песен Рихарда Штрауса, которая прозвучит в программе Академического симфонического оркестра под управлением Владимира Альтшулера, но оно вполне подошло бы и всей программе.
В первом её отделении прозвучит музыка, вдохновлённая любовью и посвящённая любимым: знаменитая «Зигфрид–идиллия», написанная Вагнером как подарок супруге по случаю рождения сына, а также песни Рихарда Штрауса, большая часть которых также посвящена супруге композитора – певице Паулине де Ана, которой мы во многом обязаны столь обширным песенным наследием её гениального мужа.
Сольную партию исполнит сопрано Анна Денисова, приглашённая солистка Мариинского театра. Певица выступает также на таких престижных сценах, как Берлинская филармония, театр Ла Скала, Лионская опера, Большой театр России.
В программе второго отделения – один из главных симфонических шедевров австро–немецкой музыки – Четвёртая симфония Иоганнеса Брамса. Её премьера в 1885 году шокировала публику трагическим финалом, который, кажется, рисовал катастрофу вселенскую, настоящий закат той культурной эпохи, окончательный итог которой уже в XX веке подвёл наряду с другими великими Рихард Штраус.

12 октября, суббота

17.00 Концерт Государственного Русского концертного оркестра Санкт–Петербурга (Мемориальный музей–квартира А. С. Пушкина – наб. реки Мойки, 12).
В предстоящем концерте прозвучат инструментальные композиции композиторов–классиков и современных авторов – Д. Динику, М. Мошковского, А. Цыганкова, Н. Будашкина, Е. Дербенко, Дж. Гершвина, А. Пьяццоллы.
В концерте принимают участие солисты оркестра – Любовь Михайлова (домра), Михаил Тугарев (балалайка), Альберт Хатмуллин (баян), Анна Соляникова (балалайка), Иван Чупраков (домра), Сергей Столяров (кларнет), Дмитрий Гоголев (домра альт, домра малая).
Дирижёр – Александр Чернобаев.

19.00 Показ спектакля «Шинель М» Юрия Смекалова («Лахта Холл» – Приморский пр., 80).
МЭД объединение готовит три показа спектакля «Шинель М» Юрия Смекалова на оригинальную музыку композитора Вартана Гноро. 37 артистов драмы и балета, среди которых Лаура Пицхелаури, Илья Дель, Александр Новиков, Сергей Азеев, Виталий Куликов, Олег Габышев, Мария Ширинкина, Дарья Ионова, Юрий Смекалов, выйдут на сцену 12 октября в 19.00 и 13 октября в 14.00 и 19.00. Спектакль пройдёт в сопровождении живой музыки.
1924 год. Режиссёр Всеволод М репетирует свой новый спектакль по гоголевской «Шинели». Он смотрит на историю Акакия Акакиевича через призму личных переживаний. Им владеют две страсти – любовь к женщине, изменившей его жизнь, и поиск нового подхода к работе с актёрами через «биомеханику». Всеволод не согласен с критиками, заклеймившими Башмачкина «маленьким человеком». История Акакия – это драма незрелого героя, столкнувшегося с испытанием первой большой любовью. Но у него не было шанса пережить потерю шинели и полюбить во второй раз. Комбинация музыки, танца и звучащего слова помогает режиссёру раскрыть истинные чувства героя и изменить финал его истории, чтобы дать Башмачкину и зрителям надежду, что любовь может случиться снова.

19.00 Концерт «Сергей Курёхин. Музыка из кинофильмов и не только» (Екатерининское собрание, Большой зал – наб. канала Грибоедова, 88–90).
«Петербург–концерт» приглашает совершить прогулку по музыкальной вселенной Сергея Курёхина. В Большом зале Екатерининского собрания в исполнении Эстрадно–симфонического оркестра Санкт–Петербурга под управлением маэстро Андрея Медведева будет представлена программа «Сергей Курёхин. Музыка из кинофильмов и не только»: гости услышат композиции, написанные к фильмам «Господин оформитель», «Два капитана–II», «Замок» и др.
В 2024 году исполнилось бы 70 лет одному из самых ярких героев российской культуры конца ХХ века – композитору, музыканту–авангардисту, актёру, художнику, лицедею и мистификатору Сергею Курёхину. Однажды он точно сформулировал, пожалуй, основной принцип своего творчества: «Понимаете, всё время хочется невозможного. А раз невозможного хочется, значит, оно существует».

20.00 Концерт абонемента «Великие симфонии военных лет», посвящённого грядущему 80–летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. (Большой зал Санкт–Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
80–летию Победы Петербургская филармония посвящает абонемент «Великие симфонии военных лет», объединивший партитуры, созданные ведущими отечественными композиторами во время Великой Отечественной войны.
В центре первой программы абонемента – монументальная Вторая симфония Арама Хачатуряна. Также прозвучат Праздничная увертюра Александра Арутюняна и Героическая баллада для фортепиано с оркестром Арно Бабаджаняна. Заслуженный коллектив России выступит в этот вечер под управлением Карена Дургаряна – известного армянского дирижёра, отмеченного сотрудничеством с крупнейшими европейскими оркестрами. Солист – Ваг Папян, пианист и дирижёр, чьим партнёром по камерному ансамблю регулярно выступает Максим Венгеров.
«Моя новая, Вторая симфония, – писал Арам Хачатурян, – не имеет литературной программы; создавая её, я старался воплотить в обобщённых музыкальных образах те думы и чувства, которыми живет сегодня наш народ». Партитура, благодаря составу оркестра и важности в ней темы набата получившая название «Симфония с колоколом», впервые прозвучала 30 декабря 1943 года в Большом зале Московской консерватории: её замысел, возникший с началом войны, вызревал постепенно, музыка же была написана стремительно, за два месяца.

13 октября, воскресенье

12.00 Детские воскресные концерты в Филармонии джазовой музыки (Санкт–Петербургская филармония джазовой музыки – Загородный пр., 27).
С октября в Филармонии джазовой музыки возобновляются детские концерты. По воскресеньям в дневное время будут проходить традиционные концерты для дошкольников «Джаз – детям» с участием Ленинградского диксиленда под управлением Олега Кувайцева. Для самых маленьких посетителей филармонии будет предложена авторская программа Ирины Чижик «Сказки Чижика». В игровой форме, лёгкой для детского восприятия, музыканты познакомят юных любителей джаза с инструментами, также в программе концертов – музыкальные викторины и конкурсы. Для аудитории школьного возраста продолжатся тематические концерты «Диалоги с биг–бэндом» с участием Юрия Богатырёва и Jazz Philharmonic orchestra.

17.00 Презентация двухтомного собрания сочинений Леонида Аронзона (СПб., 2024) (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Малый зал – Литейный пр., 53).
Этой осенью в Издательстве Ивана Лимбаха вышло третье издание Собрания произведений культового ленинградского поэта Леонида Аронзона. Двухтомное Собрание издавалось дважды, в 2006 году и в 2018, и оба раза стремительно превращалось в библиографическую редкость.
Собрание произведений составили и прокомментировали филологи Владимир Эрль, Пётр Казарновский и Илья Кукуй. Владимир Эрль (1947 − 2020), поэт, текстолог и архивист, был современником Аронзона, подготовил подробную библиографию его публикаций, а в 1990 году стал составителем первого официального сборника его стихов в России.
Леонид Аронзон (1939 − 1970) прожил недолгую жизнь, но его стихи до сих пор помнят и перечитывают хранители андерграундной культуры. Уникальная аронзоновская поэтика вдохновляет молодых российских поэтов. 13 октября – день памяти поэта, и в этот день Музей Ахматовой приглашает петербуржцев на вечер, посвящённый Аронзону и долгожданному переизданию двухтомника его произведений.

20.00 Моноспектакль Светланы Крючковой «А он, мятежный, просит бури» к 210–летию со дня рождения Михаила Лермонтова (Большой зал Санкт–Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Моноспектакль «А он, мятежный, просит бури» Светлана Крючкова посвящает 210–летию со дня рождения Михаила Лермонтова. В Большом зале филармонии одна из крупнейших актрис нашего времени не только представит своё прочтение лермонтовской поэзии и прозы, но и расскажет об истории стихотворных посвящений, оживит страницы биографии поэта.
Литературные вечера Светланы Крючковой – всегда большое событие, собирающее полные залы. Каждый вечер уникален, ни один не повторяет другого: это изысканная работа, в которой Светлана Крючкова выступает не только как актриса, но и как режиссёр, сценарист, исследователь.

14 октября, понедельник

19.00 Мюзикл–шоу «Нотр Дам де Пари» и «Ромео и Джульетта» (Выборгский ДК – ул. Комиссара Смирнова, 15, лит. А).
Светлана Светикова, Эд Шульжевский, Александр Постоленко, Пётр Маркин, Вячеслав Гнедак и другие ведущие артисты самых известных, успешных и легендарных мюзиклов в яркой и увлекательной театрализованной программе Мюзикл–Шоу.
«Я душу дьяволу продам за ночь с тобой» – эта фраза стала олицетворять эпоху музыкального театра, эпоху мюзикла. Жанр мюзикла уверенно завоевывает популярность в России. Москва и Санкт–Петербург становятся «русским Бродвеем» – в обеих столицах сейчас идут около десятка громких проектов.
Мюзикл–шоу – это яркая, динамичная и театрализованная программа. Авторские костюмы и удивительный свет дополняют слаженную и прекрасную актерскую игру звездного состава. Проекционные, масштабные декорации позволят переместиться в самое сердце Нотр Дама, совершить увлекательное путешествие в удивительный мир мюзикла.

19.00 Спектакль «Лейтенант с острова Инишмор» (Где Театр – ул. Комсомола, 2 // Арсенальная наб., 1).
Чёрная, кровавая, дерзкая, но гомерически смешная комедия по пьесе ирландского драматурга Мартина Макдонаха.
На одном маленьком далеком ирландском острове Инишмор при неизвестных обстоятельствах погиб черный кот по имени Малыш Томас. Возможно, все могло закончиться не так плохо, если бы не выяснилось, что этот кот принадлежит самому жестокому и безжалостному борцу за свободу Ирландии Падрайку Осборну, больше известному под именем Бешеный Падрайк. Смерть невинного животного влечет за собой приезд народного героя домой, а вместе с ним огромную вереницу событий, обрушившихся на маленький остров, бессмысленных и беспощадных.
«Лейтенант с острова Инишмор» – история, написанная ирландским режиссером и драматургом Мартином Макдонахом, пожалуй, самая кровожадная и самая смешная его пьеса. Макдонах жестко высмеивает бессмысленность и беспощадность мира, где жестокость и насилие возведены в крайнюю степень и доведены до абсурда, где смещены все человеческие ценности и приоритеты, говорит о важных вещах легким, острым и до безумия смешным языком.
Режиссёр – Яна Миносян.
Действующие лица и исполнители:
Донни Осборн – Максим Кисляк;
Дейви Клейвен – Илья Кондаков;
Падрайк Осборн – Фёдор Фролов;
Мейрид Клейвен – Екатерина Родионова / Агата Зеленкова;
Джеймс – Артем Кирин;
Кристи – Данила Ивaнов;
Брендан – Антон Перфильев;
Джоуи – Ян Юркевич;
Капитан на лодке – Роман Шаров.

15 октября, вторник

19.00 Спектакль «Калека с острова Инишмаан» (БДТ им. Г. Товстоногова, Большая сцена – пл. Старого театра, 13).
Жители ирландского островка Инишмаан почти отрезаны от большой земли. В тесном мире людей, задавленных тяжелым бытом и собственной ограниченностью, живет калека Билли – открытый и честный парень, которому неожиданно выпадает шанс сняться в голливудском фильме.
Это рассказ о трудной жизни островитян, смысл которой – борьба за существование, и стал гимном человеку, который, несмотря на лишения и каждодневный тяжелейший труд, оказывается носителем истинных знаний и добродетелей.
Сценический Инишмаан – промозглый остров, где разыгрывается сюжет пьесы Мартина Макдонаха, мастера черных комедий и драм с ирландским колоритом, сценариста и режиссера культовых «Залечь на дно в Брюгге» и «Семь психопатов».

19.00 Спектакль «Человек» (БДТ им. Г. Товстоногова, Основная сцена – наб. реки Фонтанки, 65).
Спектакль Томи Янежича по мотивам книги Виктора Франкла «Скажи жизни «Да»: записки психолога, пережившего концлагерь».
Спектакль «Человек» поставлен по мотивам книги Виктора Франкла – выдающегося австрийского психолога, пережившего все муки Освенцима. Книга «Cкажи жизни «Да»: записки психолога, пережившего концлагерь» признана одной из самых важных работ о психологии человека в XX веке. «Эта книга принадлежит к числу немногих величайших человеческих творений», – говорил о работе Франкла философ Карл Ясперс.
«Человек» – это спектакль–размышление на темы, поставленные книгой Франкла: о достоинстве и внутренней свободе, о проблеме выбора и умении остаться человеком в нечеловеческих условиях. Постановщик спектакля – Томи Янежич, словенский режиссер, по мнению критиков, один из ведущих европейских режиссеров нового поколения.
Спектакль объединяет артистов БДТ нескольких поколений: в нём заняты Валерий Дегтярь, Татьяна Бедова, Евгений Чудаков, Нина Александрова, Антон Шварц, Варвара Павлова, Борис Павлович, актеры стажерской группы БДТ и музыканты театра.
Из книги Виктора Франкла «Cкажи жизни «Да»: записки психолога, пережившего концлагерь»: «Мы изучили человека так, как его, вероятно, не изучило ни одно предшествующее поколение. Так что же такое человек? Это существо, которое всегда решает, кто он. Это существо, которое изобрело газовые камеры. Но это и существо, которое шло в эти камеры, гордо выпрямившись, с молитвой на устах».
Томи Янежич, режиссер–постановщик спектакля: «Свобода», – повторяли мы про себя и все еще не могли ее постичь» – эта цитата из книги Франкла спровоцировала нас на рассуждение о понятии «свободы», свободы личной и общественной: до какой степени мы осознаем ее значение и границы, живем ли мы лишь в иллюзии свободы, что такое свобода актера, свобода творчества, что такое «внутренняя» свобода и, в конце концов, что мы думаем о свободе нашего общества. Основная задача спектакля – создать пространство для осмысления темы свободы, как для зрителей, так и для артистов».
Используется видеофрагмент выступления Виктора Франкла перед студентами Университета Торонто в мае 1972 года.