15 августа, четверг

Второй ежегодный фестиваль фотографии «ФОТОУИКЕНД-2024» (Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО – ул. Большая Морская, 35).
События фестиваля привязаны ко всем действующим экспозициям в музее: «Контурные карты», «Внутри старинного фотоаппарата», «О.Н.И. Фотоэксперименты Новой академии изящных искусств Тимура Новикова» (открывается для зрителей 23 августа). В качестве гостей и экспертов приглашены ведущие исследователи, специалисты РОСФОТО, художники и фотографы.
Кроме публичных событий, в этом году РОСФОТО подготовил образовательные курсы по современной фотографии от участников выставки «Контурные карты», к которым могут присоединиться все желающие. Занятия подойдут начинающим фотографам и всем, кто интересуется современной фотографией. Программы включают теоретическую часть и практические занятия по портретной, предметной, архитектурной и репортажной съемке. Расписание: https://rosphoto.org/events/avtorskie-kursy-po-sovremennoj-fotografii-v-ramkah-proekta-konturnye-karty/.
РОСФОТО – единственный в России федеральный музей фотографии. В 2024 году исполняется 22 года со дня основания музея. В РОСФОТО проходят выставки известных российских и зарубежных фотографов, творческие встречи с авторами, лекции по истории фотоискусства, экскурсии и другие значимые мероприятия.

16.00 Открытие выставки «Под покровом святого Александра Невского», приуроченной к 300-летию перенесения в Санкт-Петербург мощей святого благоверного князя (ГМП «Исаакиевский собор» – Исаакиевская пл., 4).
Два уникальных произведения лицевого шитья XVII века впервые будут представлены в одной экспозиции: подвесная пелена из собрания Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника и покров, хранящийся в Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике. Это древнейшие художественные памятники в технике шитья, на которых святой Александр Невский представлен в иконографии преподобного.
История пелены и покрова связаны с Рождественско-Богородичным монастырем во Владимире, где в 1263 году был погребён князь Александр Ярославич.
Пелена создана в 1613 году монахиней Параскевой (в миру Феодосией Михайловной Соловой). По преданию, пелена висела на стене над местом погребения Александра Невского. Вероятно, она была подвесной к не сохранившейся иконе с изображением святого.
Покров для раки святого Александра Невского вышили мастерицы Строгановской мастерской в 1670 – 1680-х годах. Иконографическую уникальность образу придают закрытые глаза, а также вышитые на куколе и епитрахили фигурки херувимов, текст на развернутом свитке.
Александр Невский с XIV века почитается защитником и небесным покровителем Русской земли. Исторический пример князя Александра Ярославича был чрезвычайно важен для великого преобразователя России царя Петра I. 30 августа 1724 года мощи святого прибыли в первый монастырь столицы, впоследствии ставший Свято-Троицкой Александро-Невской лаврой. Именно тогда последовало официальное распоряжение: святого Александра Невского «в монашеской персоне никому отнюдь не писать, а писать тот образ во одеждах великокняжеских». Примеры таких образов можно найти в убранстве Исаакиевского собора, в иконографической программе которого они играют значительную роль.
Представленные на выставке выразительные примеры старинной иконографии Александра Невского XVII века, а также образы, созданные в век девятнадцатый для убранства Исаакиевского собора, относятся к наиболее ярким произведениям, иллюстрирующим знаковое художественное явление в церковном изобразительном искусстве – переосмысление образа святого Александра Невского в зависимости от исторического контекста.
Выставка открыта до 15 октября.

16 августа, пятница

18.30 Премьера иммерсивного спектакля «Мистерии. Театральная игра в Доме Юсуповых» (Юсуповский дворец на Мойке, 1-й флигель – ул. Декабристов, 21).
В основу сюжета легли документы, письма и мемуары сиятельных владельцев дворца.
Зрители разделятся на четыре группы и проследуют за историческими персонажами, каждый из которых поведает свою неповторимую версию событий давно минувших лет.
Старинный Юсуповский флигель трансформируется в бальный зал или палубу корабля «Мальборо», уютный будуар или княжескую столовую. То, что увидят одни зрители, не увидят другие. Каждый пройдёт свой уникальный путь, полный загадок и мистики.
Сценарист – Владимир Хаунин, режиссёр – Сергей Паньков, композитор – Антон Горчаков, художник – Татьяна Артамонова.
В спектакле заняты: Абдуллаев Гусейн Арсений/ Веретенников Алексей, Глухов Владислав/ Писаревский Арсений, Гонташ Илья/ Ермаков Арсений, Горина Алиса, Качанов Егор/ Каширин Даниил, Мажар Элина, Соколова Алина/ Тимченко Дарья, Усова Анна, Шепелева Полина.

19.00 Спектакль «Музей» (Дом Актера – Невский пр., 86).
Автор Евгений Водолазкин так определяет содержание пьесы: «Пьеса «Музей» – не историческая и не социальная. Это не «история», а, выражаясь по-лермонтовски, «история души». Точнее, двух душ. Жанр я определяю как трагифарс, но с развитием действия фарс испаряется, остается трагедия. Грустная повесть о том, как – по Гоголю – поссорились «два единственные человека, два единственные друга».
Герои – Сталин и Киров, место и время действия – СССР тридцатых годов. Я мог бы их назвать, допустим, Соловьевым и Ларионовым, но тогда пришлось бы долго объяснять, что один – волевой, а другой – не очень; я был бы рад поместить моих героев на Луну образца 2020 года, но тогда требовалось бы рассказать, отчего в этот момент там сложилась такая безрадостная атмосфера. Обычно я избегаю писать об исторических лицах, потому что реальный контекст отвлекает. Речь ведь идёт не о конкретных людях, а о человеческих типах».
Так что же это за пьеса? Пародия? Фарс? Абсурд? Всего понемногу. А в конце – подлинная человеческая трагедия.
В ролях: Егор Мороз, Яна Тишкевич, Маргарита Пекарева, Полина Грызун, Даниил Худоногов, Александр Дехтярев, Полина Мотовилова, Марко Гаврилович, Варвара Турнау, Константин Румянцев, Екатерина Соколова, Дария Гумарова, Владимир Глазков.
Спектакль идет с одним антрактом.

17 августа, суббота

11.00 Открытие Третьего форума ФОТОРУМ, приуроченного ко Всемирному дню фотографии (Арт-пространство ZARENKOV GALLERY – ул. Социалистическая, 21, 10 этаж).
Форум пройдёт уже в третий раз и снова соберёт в одном пространстве профессионалов и любителей фотоискусства со всей России. Программа составлена как цикл творческих встреч и лекций, проводимых признанными фотомастерами и исследователями фотоискусства из Санкт-Петербурга и Москвы. На протяжении трёх дней, с 17 по 19 августа, они будут делиться своими знаниями и умениями с участниками мероприятия в офлайн- и онлайн-формате.
Среди спикеров форума – ведущий цирковой фотограф Елена Бледных, а также член Гильдии рекламных фотографов России Сергей Богомяко. О профессии фотожурналиста на форуме расскажет председатель Гильдии фотожурналистов Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области Андрей Чепакин. На ФОТОРУМе прозвучит выступление сооснователя студии нейрографики 1Neuro.pro Георгия Безбородова на тему «Фото + Нейро – на пороге сдвига визуальных парадигм». Также участники форума узнают секреты съёмки театральных спектаклей и церковных служб. О последних расскажет Станислав Марченко, фотограф журнала Санкт-Петербургской Митрополии РПЦ «Вода живая».
Итоги форума символично подведёт лекция «Запечатлённая реальность: Фотограф и фотография в мировом искусстве» от доктора искусствоведения, профессора кафедры драматургии и киноведения СПбГИКиТ, профессора кафедры режиссуры телевидения РГИСИ Полины Степановой.
Фотофакультет имени Ю. А. Гальперина, отмечающий в этом году своё 65-летие, и Национальная ассоциация профессионалов фотоиндустрии (Москва) проведут в рамках форума портфолио-ревю, на которых каждый желающий получит экспертный разбор своих фоторабот.
Проект реализуется по инициативе АНО «Действующие лица».
Интернет-ресурсы форума ФОТОРУМ: https://forum-fotorum.ru/; https://vk.com/forum_fotorum

14.00 Фестиваль «Лето PREMIER» (Пространство «Севкабель Порт» – Кожевенная линия, 40).
В пространстве «Севкабель Порт» пройдёт фестиваль «Лето PREMIER». В программе: показы популярных российских сериалов, встречи с актёрами, лекции, выступления музыкальных коллективов и другие тематические мероприятия.
Вход бесплатный по регистрации: https://leto-premier.timepad.ru/event/2991608/
Подробности: https://vk.com/premierfest

19.00 Бал в летнюю ночь (Парк СКА Арены – пр. Юрия Гагарина, 8).
Бал под открытым небом погрузит зрителей в атмосферу императорского приема. Уникальность этого события в том, что зрители станут и главными действующими лицами – перед сценой и по всему парку развернётся массовое танцевальное представление, принять участие в котором сможет каждый. В программе: классические вальсы, известные произведения русских и советских композиторов, мировые хиты и «вечнозелёные» мелодии. Бальные танцы будут исполняться под аккомпанемент эстрадно-симфонического оркестра «Семёновский» под управлением Андрея Токарева и военно-морского духового оркестра (дирижёр – Сергей Ежов).
Среди участников бала – артист Александр Олешко, Ольга Будина, Елизавета Долженкова, а также солисты Мариинского и Большого театров.
Художественный руководитель проекта – Галина Ясная.

18 августа, воскресенье

11.00 Открытие сезона в Большом театре кукол. Показ спектакля «Маленький концерт для фортепиано с медведем» (Большой театр кукол – ул. Некрасова, 10).
Большой театр кукол вступает в новый сезон, на сайте театра уже можно ознакомится с афишей на август, сентябрь и октябрь. В грядущем театральном году гостей Большого театра кукол, как всегда, ждёт много новых творческих экспериментов и ярких премьер. Первым событием сезона станет фестиваль Центра развития режиссуры БТК «Стены», посвящённый «Чистилищу», второй части «Божественной комедии» Данте Алигьери. Фестиваль пройдёт с 17 по 22 сентября.
Первой премьерой в новом сезоне станет спектакль Руслана Кудашова «Евгений Онегин», приуроченный к 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Показы спектакля состоятся в ноябре.

17.00 Концерт Государственного Русского концертного оркестра Санкт-Петербурга (Музей-усадьба Г. Р. Державина – наб. реки Фонтанки, 118).
В начале концертного сезона прославленный коллектив исполнит инструментальные миниатюры в лёгких жанрах. Прозвучат инструментальные композиции Иоганна Штрауса, Василия Андреева, Веры Городовской, Лероя Андерсона, Андрея Петрова.
Государственный Русский концертный оркестр Санкт-Петербурга создан в 1991 году. В его составе 34 музыканта-виртуоза, студенты и выпускники Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова и Санкт-Петербургского государственного института культуры.
Художественный руководитель и главный дирижёр – Владимир Попов.

20.00 Концерт «Музыка объединяет народы» (Санкт-Петербургская государственная филармония им. Д. Д. Шостаковича, Большой зал – Михайловская ул., 2).
Андреевский оркестр представляет новую программу «Музыка объединяет народы», вдохновленную проходящим в Северной столице X Санкт-Петербургским международным форумом объединенных культур.
В концерте прозвучат произведения Андреева, Лядова, Глазунова, Брамса, Равеля, Россини, Сибелиуса, Теодоракиса и других выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Узнаваемые мелодии и любимые сочинения позволят слушателям совершить музыкальное путешествие и перенестись в разные эпохи и страны.
Дирижер – художественный руководитель и главный дирижер Андреевского оркестра Дмитрий Хохлов.

19 августа, понедельник

15.00 Открытие фестиваля «День рождения российской тельняшки» (Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого – пл. Труда, 5).
Вместе с ЦВММ большие праздничные программы подготовили флотские музеи, друзья и партнёры из Ассоциации военно-морских музеев и хранителей морских традиций. Мероприятия пройдут в Санкт-Петербурге, Москве, Владивостоке, Мурманске, Астрахани, Севастополе, Североморске, Балтийске, Костроме. Завершится фестивальный марафон 13 сентября в Архангельске. За это время гости фестиваля познакомятся с тематическими выставками, примут участие в конкурсах, квестах и мастер-классах.
Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого в первую неделю учебного года традиционно проведёт просветительские программы «День знаний в тельняшке».

18.00 Открытие выставки Ирины Дудиной «Предчувствие эпохи гедонизма» (Арт-пространство mArs – Марсово поле, 3).
Выставка организована в рамках проекта «Заповедник Андерграунда» и продлится две недели. В экспозиции будут представлены графические работы, созданные Ириной Дудиной в 1980-е годы.
Ирина Дудина: «В работах сохранилось настроение эпохи. Я пыталась перековаться из реалистки в авангардистку, увлекалась абстракцией, экспрессионизмом, коллажем, филоновщиной. Материализовывала непонятные мне самой образы, увлеченная больше цветом и распиравшей меня энергией».
В рамках выставки 26 августа в 19.00 пройдёт лекция Ирины Дудиной о ленинградских нонконформистах, а 28 августа в 19.00 состоится творческий вечер. Финисаж – 29 августа в 18.00.
Дудина Ирина – поэт, художник, журналист, литератор, издатель. Родилась в 1960 году в Ленинграде. Окончила вечерние рисовальные классы Академии художеств и философский факультет ЛГУ им. Жданова (кафедра эстетики) в 1982 году. Автор десятков книг стихов, прозы, эссе («Байки Невского проспекта», «Пение птиц в положении лёжа», «Цветы зла на русской почве», «Харизмапад», «Нежные и надломленные»). Основатель нового жанра в искусстве – «политические коврики». Автор около 50 персональных и 200 групповых выставок в России, Эстонии, Финляндии, Германии.

20 августа, вторник

18.00 XХVI Международный фестиваль современного танца OPEN LOOK (Новая сцена им. Вс. Мейерхольда Александринского театра – наб. реки Фонтанки, 49 А).
События фестиваля пройдут с 20 по 24 августа на Новой сцене им. Вс. Мейерхольда (Александринский театр). Основной акцент в его обширной и разнообразной программе сделан на творчестве хореографов из Балканских стран, Белоруссии и Кореи, а также на идее подготовки синтетического артиста.
Старейший в России международный фестиваль современного танца OPEN LOOK основали в 1999 году Вадим и Наталья Каспаровы. За четверть века летняя танцевальная школа трансформировалась в крупнейший отечественный форум современного танца. Ежегодно фестиваль знакомит петербуржцев с главными трендами в современном танце и смежных дисциплинах (перформансе, кинотанце, мультимедиа), опрокидывая стереотипы и расширяя горизонты восприятия хореографического искусства.
В 2024 году OPEN LOOK стал лауреатом премии «Душа танца», учреждённой журналом «Балет»: уникальный петербургский проект, ставший одной из ведущих экспериментальных площадок, задающих новые направления развития российского современного пластического искусства, был отмечен в номинации «За вклад в развитие отечественного искусства танца».
Вадим Каспаров: «На протяжении всей своей истории фестиваль OPEN LOOK старался увидеть перспективу, и часто, благодаря этому, потенциальное будущее становилось настоящим. В этом году фестиваль возвращается к международной программе. В фокусе внимания – современная хореография Балканских стран, Белоруссии и Кореи. Для фестиваля важно сохранять творческую кооперацию с коллегами: она открывает большие возможности, рождает идеи новых совместных проектов. По традиции OPEN LOOK представит срез состояния российского современного танца: покажем, что нового родилось и вошло в топ за год, как трансформируется пластический текст, куда движется российская хореографическая идея, как она интегрируется, преломляется в целом в театральной среде. Сегодня всё чаще от драматических артистов жизнь требует не только актёрского мастерства, но и владения пластикой тела, и наши хореографы очень много работают с ними. Преподавание современной хореографии в передовых театральных вузах страны уже даёт свои плоды. И нам необходимо анализировать и внедрять весь позитивный опыт в программу обучения новой генерации артистов».
По приглашению фестиваля из Сербии впервые приедет в Северную столицу BITEF DANCE COMPANY. Балканский вечер современного танца, который состоится 23 августа, поддержат хореограф Ивана Балабанова (Северная Македония) и итальянский композитор Алеcсандро Олла: они представят танцевальный спектакль CODE#9.
Ещё одна звёздная участница международной программы фестиваля, корейская хореограф и танцовщица Суджонг Ким, работает в одной из самых востребованных танцевальных компаний Израиля – Kibbutz Contemporary Dance Company. На OPEN LOOK она привезёт свои сольные работы – COMPLIMENT OF LIFE и QUERENCIA, даст мастер-классы для российских танцовщиков, а также выступит как хореограф в совместном проекте с артистами «Петербург-концерта», мастерами современного танца, коллективом «Каннон Данс». В заключительный день фестиваля, 24 августа, зрителей ждёт премьера спектакля THE PARADOX.
OPEN LOOK продолжит знакомить своих зрителей с современным танцем Белоруссии. 22 августа петербуржцам предстоит встреча с «Проектом Дмитрия Беззубенко», отобранным экспертами из программы старейшего на пространстве СНГ фестиваля современного танца IFMC (Витебск, Белоруссия).
Программа российского танца будет полна контрастов. С одной стороны – проект Екатерины Кисловой со студентами ГИТИСа, танец Буто в постановке Таи Савиной, а с другой стороны – современная неоклассическая хореография Дарьи Вергизовой (Балет. Театр СПб). В программе фестиваля большое место занимают «центристы» – это те, кто нарабатывал последние 30 лет «мышечный корсет» современного танца России. Петербуржцев ждут премьеры Санкт-Петербургского театра Саши Кукина, Челябинского театра Ольги Пона, Камерного балета «Пантера» Наиля Ибрагимова (Казань), Александра Гурвича и компании «Окоём» (Екатеринбург), Александра Шуйского и танцтеатра «всем телом» (Москва). Для многих обещает стать откровением постановка танцевального коллектива Materra (Тюмень).
Новинка фестиваля – платформа ОТКРЫТАЯ СЦЕНА / OPEN STAGE, предназначенная для молодых хореографов, работы которых не попали в основную программу. В фойе Новой сцены покажут отобранные организаторами работы начинающих постановщиков (короткий формат). Дополнительно в рамках проекта четыре хореографа-резидента фестиваля из Москвы, Новосибирска и Санкт-Петербурга создадут хореографические миниатюры специально для ОТКРЫТОЙ СЦЕНЫ.
Вадим Каспаров: «Сегодня Санкт-Петербург уверенно лидирует в сфере современного танца в нашей стране. Здесь сосредоточены и работают ведущие российские хореографы, танцевальные компании, фестивали, образовательные учреждения, государственные и негосударственные структуры, которые поддерживают и развивают современный танец в нашем городе. Каждый ищет свой путь, помогая сделать танец важной частью общенациональной культурной палитры. В 2023 году в структуре «Петербург-концерта» учреждён первый в России государственный Центр развития проектов современной хореографии «Каннон Данс» с целью системной поддержки и популяризации самого молодого вида искусства – современного танца. Счастливы, что в этом есть вклад и нашего фестиваля OPEN LOOK, а значит, все 27 лет работы прошли не зря».

20.00 Балет Бориса Эйфмана «Анна Каренина» (Александринский театр – пл. Островского, 6).
Балет поставлен по роману Л. Н. Толстого на музыку П. И. Чайковского. Балет Бориса Эйфмана «Анна Каренина» полон внутренней психологической энергии и удивительно точен по своему эмоциональному воздействию. Убрав все второстепенные линии романа Льва Толстого, хореограф сосредоточился на любовном треугольнике «Анна – Каренин – Вронский». Пластикой тела Эйфман в своем спектакле передал драму переродившейся женщины. По мнению хореографа, именно страсть, «основной инстинкт» привели к преступлению против общественных норм, уничтожили материнскую любовь и разрушили внутренний мир Анны Карениной. Женщина, поглощенная и раздавленная чувственным влечением, готова пойти на любые жертвы.
Хореограф отмечает, что его балет – о сегодняшнем дне, а не о минувшей эпохе: неподвластное времени эмоциональное наполнение спектакля и прямые параллели с действительностью не оставляют равнодушными современных зрителей. Высочайшего уровня исполнительская техника труппы и хореография Бориса Эйфмана передают все психологические перипетии романа Толстого.

21 августа, среда

III Международный форум деятелей современного танца (Новая сцена им. Вс. Мейерхольда Александринского театра – наб. реки Фонтанки, 49 А).
На Новой сцене им. Вс. Мейерхольда (Александринский театр) состоится III Международный форум деятелей современного танца ОТКРЫТЫЙ ВЗГЛЯД.
Форум, зародившийся как часть старейшего в России международного фестиваля современного танца OPEN LOOK, в этом году приобретает совершенно новое звучание и масштаб. Участники обсудят перспективы современного танца в России, поделятся успешным опытом создания новых проектов, компаний и фестивалей. Также на повестке дня: финансирование и управление проектами, профессиональное образование, поиск новых идей и создание точек роста.
Организаторы рассчитывают, что в результате удастся способствовать созданию и развитию системообразующих связей между государством, творческими коллективами и лидерами современного танца России. Участники узнают об уникальном опыте развития кинотанца в Тюмени и увидят танцевальные фильмы из программы Международного кинофестиваля «Ноль Плюс» на экране киноцентра «Аврора». В этом году форум впервые получил международный статус, среди участников ожидаются представители Сербии, Северной Македонии, Белоруссии и Армении.
Вадим Каспаров, руководитель оргкомитета форума: «Современный танец в нашей стране прошёл путь от энтузиастов-любителей до создания профессиональных государственных и негосударственных танцевальных компаний и организаций, которые успешно и системно развивают современный танец в России. Именно этот позитивный опыт мы раскроем для тех, кто только начинает свой творческий путь. Задача поделиться всем спектром управления проектами, взаимодействия с государственными и частными организациями и фондами. И, если взглянуть на то количество поддержанных проектов и событий, которые создают новые реалии в сфере культуры, особенно в регионах России, то есть серьёзные сдвиги и в сфере современного танца. В этом году форум выходит на новую орбиту и уверен, что результаты будут совсем скоро».

19.00 Презентация юбилейного сезона Небольшого драматического театра (Исторический парк «Россия – моя история» – ул. Бассейная, 32).
В 2024 году Небольшому драматическому театру Льва Эренбурга исполняется 25 лет. По такому случаю театр готовит две премьеры и один фестиваль. С 16 по 20 сентября пройдёт Мультижанровый фестиваль «Небольшие о большом».
Название «Небольшие о большом» подразумевает участников проекта – небольших в значении не громко известных, камерных (по количеству и по форме) исполнителей, которые, несмотря на свой формат, говорят о большом – о больших ценностях и проблемах современного мира, о больших литературных фигурах, о большом потенциале современных людей. Концепция проекта «Небольшие о большом» – показать высказывания этих участников в разных жанрах.
В программе: мастер-класс Льва Эренбурга, вечер стихов и песен, показ спектакля НДТ «В Мадрид, в Мадрид», премьера документального фильма «25 на чемоданах», показ фильма Татьяны Колгановой «Синдром отложенного счастья», актёрская экскурсия Ильи Тиунова по местам романа «Преступление и наказание», показ спектакля «Преступление и наказание», гала-концерт.
14 и 15 декабря – премьера спектакля «Мнимый больной» по мотивам пьесы Ж.-Б. Мольера. «Мнимый больной» – первая постановка Мольера в репертуаре Небольшого драматического театра. Пьесу великого комедиографа ставит ученик С. Я. Спивака, один из ведущих актеров НДТ, режиссёр его детских спектаклей и спектаклей-концертов Кирилл Сёмин. Вобрав в себя театральные школы двух таких разных мастеров, Кирилл Сёмин ставит комедию об ипохондрике Аргане как историю о человеке, желающем причинить добро своим близким людям – сделать их счастливыми исключительно по своим меркам счастья. В Год семьи НДТ ставит спектакль о семье, в которой бушуют бури непонимания, и каждый яростно хочет урвать свой кусок любви.
1-й квартал 2025 года – премьера спектакля «Лада, или Радость» по мотивам повести Тимура Кибирова, режиссёр Евгений Карпов.
«Лада, или Радость» – спектакль, жанр которого создатели условно обозначают как сказка для взрослых. На материале повести Кибирова (история собаки Лады, оставленной нерадивыми хозяевами зимовать в заброшенной деревне с тремя её обитателями) режиссёр и актёры создают зарисовку на общечеловеческую тему. Это почти притча о том, как в маленькой, забытой богом деревне, вдали от большого мира, течёт жизнь людей с их горестями и радостями, ценностями и потерями. Работая традиционным для НДТ этюдным методом, актёры раскрывают биографию каждого персонажа гораздо шире, чем это прописано в книге, рисуют портреты маленьких людей большой земли: сердобольная старушка, экспрессивная продавщица сельпо, местный пьянчужка, потерявшийся выходец из средней Азии, парочка залётных мужиков; видения из прошлой жизни главной героини – муж, сын. Через их характеры и взаимоотношения создатели спектакля говорят о таких понятиях, как взаимовыручка, благородство и благодушие, честность, смелость. Говорят о том, что даже в деревне в три дома есть смысл жизни, если человек кому-то нужен. Спектакль создаётся в камерном пространстве, с участием малого количества актёров и впервые в НДТ – с профессиональной куклой (собакой), играющей заглавную роль в этой истории.

22 августа, четверг

Открытие выставки «О.Н.И. Фотоэксперименты Новой академии изящных искусств Тимура Новикова» (Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО – ул. Большая Морская, 35).
РОСФОТО представляет выставочный проект «О.Н.И.», который знакомит зрителей с уникальными художественными произведениями, созданными на основе эксперимента в области старинных фотографических техник.
В середине 1990-х годов участники Новой академии изящных искусств, известные художники Тимур Новиков, Денис Егельский, Стас Макаров, Андрей Медведев и Егор Остров сосредоточили внимание на взаимодействии современного искусства, античности и позитивных фотографических техник печати. Результатом увлекательного исследования стало создание ряда уникальных произведений на стыке изобразительного искусства и фотографии.
Специально созданный научный отдел академии занимался исследованием и воссозданием старинных, так называемых благородных техник фотографической печати, экспериментами на грани фотографии и живописи, реконструкцией оптических приборов.
Выставочный проект посвящён фотографическим практикам участников Новой академии изящных искусств. Эстетически вдохновляясь классическими идеалами, авторы, как некогда «Братство прерафаэлитов», искали средства художественной выразительности в забытых и ушедших технологиях. Их художественное осмысление возможностей светописи продолжает творческие поиски изобретателя фотографии, британского учёного Уильяма Генри Фокса Тальбота.
Выставочный проект «О.Н.И.» знакомит зрителей с уникальными художественными произведениями, созданными на основе эксперимента в области старинных фотографических техник: гуммиарабик, бромойль, техники ван Эйка и т. д.
На выставке представлены работы основателей научного отдела Новой академии изящных искусств: Тимура Новикова, Андрея Медведева, Дениса Егельского, Станислава Макарова и Егора Острова из коллекции РОСФОТО, Музея Новой академии изящных искусств и частных архивов.

18.30 Презентация книги «Свидетель времён» и встреча с авторами (Библиотека «Семёновская» — Московский пр., 50/42).
Книга «Свидетель времён», рассказывающая об истории Семёновского округа, полна интересных фактов, аналогий, параллелей и цитат из литературных произведений и документов, снабжена фотографиями, чертежами и рисунками.
Авторы: историк, краевед Сергей Сковпнев, искусствовед, журналист и дизайнер Жанна Мозговая, художник, скульптор Михаил Едомский.

23 августа, пятница

V Международный кинофестиваль России и стран ближнего зарубежья Lendoc Film Festival (Открытая киностудия «Лендок» – наб. Крюкова канала, 12).
LEFF – это масштабное международное культурное событие для петербуржцев, гостей города и кинематографистов. Фестиваль поддерживает и развивает интерес к культурному этническому богатству и разнообразию регионов России и стран СНГ, а также даёт возможность создавать совместные кинопроекты.
На фестивале планируются показы более 35 игровых и неигровых кинокартин, концерты, мастер-классы от профессионалов индустрии, деловая программа и питчинг проектов совместного производства молодых режиссёров России и стран-участниц фестиваля. В этом году площадками фестиваля станут киностудия «Лендок», кинотеатры «Аврора», «Дом кино» и «Родина», а также киностудия «Ленфильм».
В рамках фестиваля пройдёт деловая программа: заседание руководителей киностудий стран СНГ. Гостей также ждет насыщенная интерактивно-образовательная программа от ведущих представителей киноиндустрии. Важной составляющей деловой программы станет проведение питчинга проектов игровых и документальных полнометражных фильмов (включают в себя сериалы и анимацию) с высоким потенциалом совместного производства стран-участниц LEFF.
Питчинг направлен на поиск новых имён в киноиндустрии России и стран ближнего зарубежья, консолидацию творческих сил и развитие профессиональных контактов. По результатам конкурса будут подписаны соглашения о совместном производстве проектов-победителей, они смогут претендовать на получение финансирования проекта или его частичную реализацию, создание тизера.
Среди членов жюри конкурса – продюсер, заведующая кафедры продюсирования кино и телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения Наталья Горина, режиссёр Иван И. Твердовский, киносценарист Олег Сироткин, кинокритик Егор Москвитин, режиссёр документального кино Сергей Мирошниченко.

12.00 Открытие 10-й международной выставки передвижного арт-проекта «Индия в моём сердце» (Государственный музей политической истории России, атриум – ул. Куйбышева, 2-4).
В программе мероприятия: тематическая выставка экспонатов из фондов Государственного музея политической истории России; выставка художественных работ российских и индийских художников; концертная программа с танцевальными номерами; дегустация блюд национальной кухни.
В официальной части мероприятия примут участие представители Генерального консульства Республики Индия.
Выставка открыта до 1 сентября.

24 августа, суббота

12.00 Фестиваль уличной культуры и спорта «Дека» (Скейт-парк «Бетанкур Плаза» – Петровский пр., 20).
За последние несколько лет в Петербурге значительно увеличилось количество спортивных сооружений, предназначенных для занятий экстремальными видами спорта, при этом многие объекты появляются рядом с кварталами жилой застройки. Среди них – площадка для скейтбординга и памп-трек в Парке Авиаторов, пространство для скейтбординг-стрита, каркасный скейт-парк для BMX-фристайла и асфальтовый памп-трек в Парке 300-летия Санкт-Петербурга, экстрим-парк под Коломяжским путепроводом, скейт-парк под мостом Бетанкура и многие-многие другие. Оснащение подобных объектов даёт возможность проводить всероссийские и международные соревнования, а также вовлекать молодёжь в регулярные занятия спортом.
Так, 24 августа в скейт-парке «Бетанкур Плаза» пройдёт фестиваль уличной культуры и спорта «Дека». В программе: соревнования по скейтбордингу, самокатному спорту и BMX, лекции и паблик-токи, а также свободные катания и мастер-классы по фингерспорту и брейк-дансу.
В фестивале «Дека» примут участие: Адриэль Пармисано, профессиональный скейтбордист из Аргентины, участник первого в истории Международного турнира по фиджитал-спорту «Игры будущего»; Павел Мушкин, профессиональный скейтбордист, руководитель региональной общественной организации развития и популяризации скейтбординга; Илья Кузьминов, действующий Чемпион России по самокатному спорту; Евгений Симонов, BMX стрит-райдер, двукратный чемпион URBAN BATTLE TELE2; Богдан Гришанов, видеомейкер, блогер, занимающийся фингерспортом; петербургская брейк-данс-команда Top 9 Crew.

Начало работы выставок «Проникновенная гармония» Лёвы Бейбутяна, «Жизнь в раю» Наталии Глебовой, «Лирическое рисование Давида Боровского» (Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков – наб. канала Грибоедова, 103).
Выставка «Проникновенная гармония» посвящена творчеству скульптора Лёвы Бейбутяна (род. 1954), в чьих произведениях органично звучит дуэт армянского и петербургского искусства, проявляется синтез национальной традиции и классической петербургской культуры.
Он является представителем поколения художников, заявивших о себе в 1980-е годы. В его творчестве значительное место занимают памятники. Наибольшую известность ему принесла работа над памятниками великому русскому теоретику, мыслителю Константину Циолковскому и выдающемуся армянскому композитору, музыковеду, священнослужителю Согомону Согомоняну (Комитасу).
Наталия Глебова (род. 1951) – известный московский живописец, автор монументальных композиций. Её работы находятся в крупнейших собраниях России, таких как Третьяковская галерея, Русский музей, Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО».
Глебова ярко заявила о себе в 1980-е гг., вместе со своим мужем Иваном Лубенниковым была в числе тех, кто искал новые формы художественного высказывания: неожиданные точки зрения на житейские ситуации, людские характеры, душевные переживания, новые связи традиционного и современного в развитии сюжетных мотивов. Выставка «Жизнь в раю» представляет произведения 1990-2020-х годов.
Ретроспективная выставка «Лирическое рисование Давида Боровского» посвящена творчеству графика, прежде всего известного как иллюстратора произведений русской классики (И. Тургенева, А. Куприна, И. Гончарова, А. Чехова).

14.00 Открытие выставки произведений Раисы Александровны Флоренской (1896–1932) из собрания Музея священника Павла Флоренского и частных собраний (Музей «Царскосельская коллекция» – г. Пушкин, Магазейная ул., 40).
«Царскосельская коллекция» готовит знаменательное событие – выставку произведений Раисы Александровны Флоренской (1896–1932) из собрания Музея священника Павла Флоренского и частных собраний.
Выставка объединит живописные и графические работы, представляющие все периоды творчества Флоренской. Многие из них ранее не экспонировались, поэтому выставка станет исключительной возможностью познакомиться с личностью одного из самых ярких представителей общества «Маковец», куда входили П. И. Бромирский, А. В. Шевченко, В. Н. Чекрыгин, Л. Ф. Жегин, С. М. Романович, К. К. Зефиров и сам о. Павел Флоренский.
Единственная выставка Раисы Флоренской в Петербурге состоялась тридцать лет назад в Доме писателя благодаря С. Б. Ласкину, Е. Ф. Ковтуну и А. О. Флоренскому. По сути, нынешняя выставка – это открытие имени большого художника, незаслуженно забытого потомками.
Раиса Александровна Флоренская родилась в 1896 году в Тифлисе. Окончила Тифлисские курсы для учителей рисования и живописи, где преподавали В. А. Фогель и Е. М. Татевосянц, после переезда в Москву посещала студию К. Ф. Юона. В 1916 году поступила в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где училась в мастерской П. В. Кузнецова, а в 1924 году окончила его, уже как ВХУТЕМАС, в качестве художника-монументалиста. В 1923 году в рамках учебной практики копировала фрески церквей Спаса на Нередице, Успения на Волотовом поле в Новгороде, Св. Георгия в Старой Ладоге. В 1924 году вошла в общество «Маковец», взгляды которого разделяла, участвовала во второй выставке общества и в работе редколлегии журнала. Раиса Флоренская умерла от наследственного туберкулеза в возрасте 36 лет. Её работы были сохранены друзьями, в частности, художницей Е. М. Беляковой.
Работы Раисы Флоренской хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Мемориальном музее-квартире священника Павла Флоренского, музее «Царскосельская коллекция» и частных собраниях.
Выставка открыта до 6 октября.

25 августа, воскресенье

08.00 Авторская экскурсия Вячеслава Мизина «Феномен сакральных мест» (отправление от м. Московская).
Культовые места древних, по каким признакам они были выбраны? Какие особенности играли роль? Какова внутренняя структура священного места и его соответствие окружающей местности? Ответы на эти вопросы можно попытаться найти в книгах, статьях и популярных фильмах, но только непосредственное обращение к объекту позволяет во всей полноте ощутить феномен сакрального места и понять, почему наши предки выбрали именно его, каким его воспринимали, что с ним делали. Увидеть целостную картину восприятия священного места. Предлагаемый маршрут был разработан именно в таком формате, это не показ объекта с рассказом о нем, а своеобразный отчет о проведенной работе без отрыва от объекта исследований.
Признаки священных мест, трактовки, исходные точки мифа, спорные вопросы, аналоги, феномен культа того или иного места на примерах:
гром-камней (признаки культового камня и сакрального места, гром-камни как распространенная категория мифологических объектов);
камней-следовиков (следы на камнях как священные маркеры местности, символизм изображений и их трактовки);
священных источников (космогоническая схема, ландшафт и архетипы культового места, деревья как индикаторы места);
желобов на камнях (версия: камень и вода, аналоги, трактовки);
Каменя-Пятница (структурные особенности культового камня, вопросы тысячелетнего культа и образ св. Параскевы Пятницы).
При наличии хорошей погоды, времени и желания экскурсия может быть дополнена посещением других объектов. Транспорт – микроавтобус.
Подробности по тел.: (904) 609-85-31.

15.00 Концерт «Волынки и барабаны в монастырском дворике» (Двор храма католического францисканского монастыря Святого Антония Чудотворца – ул. 9-я Красноармейская, 10А).
Один из наиболее самобытных коллективов, блестящие знатоки и исполнители традиционной шотландской музыки – «Волынки и барабаны» сыграют во дворе храма монастыря Святого Антония Чудотворца.
Мощное гипнотизирующее звучание волынки, чеканные шотландские ритмы (оркестры волынщиков ведут свое происхождение от военных оркестров шотландских полков) производит невероятно сильное впечатление, а самобытные шотландские мотивы покоряют слушателей своей мелодичностью, независимым и бравым характером.
Благоденственная атмосфера благоухающего цветами монастырского дворика, национальные костюмы, и, конечно, музыка Шотландии с многовековой историй в замечательном исполнении.
В случае неблагоприятных погодных условий концерт переносится в Храм Монастыря.

26 августа, понедельник

Начало выставки «…знакомые всё лица!» к 200-летию комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека – ул. Зодчего Росси, 2).
В Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеке начнёт работать выставка «…знакомые всё лица!», посвящённая 200-летию комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
Свежий литературный язык, новый авторский ракурс, остроумные реплики персонажей – всё это сделало пьесу поистине явлением русской культуры. Текст разошёлся на цитаты и даже спустя 200 лет слышен в нашей речи. Комедия частая гостья сценических подмостков в самых разных уголках страны.
От начала 1822 года, когда были написаны первые два акта, до 1833 года, первой публикации пьесы, прошло более десяти лет. Автор так и не увидел своё лучшее произведение напечатанным. Этому сложному пути – от автора к читателю и зрителю – посвящена выставка «…знакомые всё лица!»
Посетители увидят редкие материалы из фондов Театральной библиотеки: альманах «Русская Талия» 1825 года, в котором были опубликованы фрагменты пьесы; первая публикация 1833 года и первое полное издание 1862 года; издание 1912 года так называемой «жандровской рукописи» – списка комедии с пометами автора, сохранённого его другом А. А. Жандром.
На выставке также будут представлены уникальные материалы, относящиеся к легендарной постановке Георгия Александровича Товстоногова. Премьера спектакля в Большом драматическом театре состоялась 20 октября 1962 года. Роли исполняли ведущие актёры театра Товстоногова – Сергей Юрский, Кирилл Лавров, Татьяна Доронина, Людмила Макарова. Посетители увидят фотографии, сделанные во время спектакля и любезно представленные для экспонирования театром. Также будут демонстрироваться зарисовки главных действующих лиц, созданные свидетелем и участником спектакля Анатолием Гаричевым, актёром и художником, создавшим целую галерею портретов и шаржей театральных деятелей и иных знаменитых людей. Все они бережно хранятся в эскизном собрании Театральной библиотеки.
Выставка будет открыта до 26 октября.
Вход свободный.

19.00 Премьера спектакля Федора Федотова по пьесе Евгения Шварца «Дракон» (Социально-Художественный Театр – пр. Стачек, 72).
В 1944 году Евгений Львович Шварц закончил работу над самой известной своей сказкой, работа эта длилась два года и являлась благородным протестом против абсолютного зла – против фашизма. Автор самых добрых, воздушных, волшебных и философских сказок не понаслышке знал, что такое война, она была главным страхом его жизни, и его оружием в этой битве стали сказки. Режиссёр спектакля, Фёдор Федотов, и вся его команда провели подробное исследование жизни, биографии, дневников, текстов, писем главного сказочника советской литературы, чтобы разобраться, о чем говорят и думают жители города Дракона, что могут противопоставить герои этой истории силам зла.
О выборе. Во всех сказках Шварца мы застаём героев в ситуации сложнейшего выбора, перед сказочными персонажами встают вечные вопросы не проще тех, что решают герои Шекспира или Достоевского. Ланцелот, попадая в город, где разворачиваются события этой истории, должен сделать выбор – пройти мимо или исполнить свой долг. И в каждом разговоре, в каждом ироничном или серьезном диалоге герои Шварца сходятся в споре о главном: сразиться, сказать свое слово или продолжать кормить своего собственного Дракона, который поселился в каждой душе. Спектакль о том, как все герои носят в себе своего внутреннего Дракона, сделав свой выбор и забыв о свободе.
О любви. Как и все великие произведения классической литературы, «Дракон» Шварца – о любви. О триумфе любви и все остальные великие пьесы Евгения Львовича. Ведь именно любовь может победить зло и несправедливость, любовь сильна там, где бессильны и герои, и волшебники, и драконы. Любовь! Избитое и приевшееся с одной стороны и абсолютно забытое в то же время понятие, слово, чувство. Ланцелот приходит в город и ценой собственной жизни напоминает людям о свободе, о долге, о разуме. А встреча Ланцелота с Эльзой становится спасением для него самого, ведь Эльза и есть любовь. И эта любовь становится последним лучом надежды в темном царстве драконьих душ. Сможет ли любовь победить – на этот вопрос отвечает новый спектакль СХТ.
Спектакль «Дракон Шварца» – о личном выборе каждого, о собственных драконах, о смелости и силе любви.

27 августа, вторник

12.00 Выставка живописи Елизаветы Стрельниковой «Про глубинку» (Галерея «Борей» – Литейный пр., 58).
На выставке представлены живопись, складывающаяся в цикл, объединенный темой – летние каникулы ребенка, проведенные в деревне, иначе говоря, в глубинке конца 60-х и до 90-х годов нашего века. Казалось бы, ничего особенного, обыденность, частность, но в этой «глубинке» автор открывает глубины, устанавливает связи между прошлым и настоящим, приходит к обобщениям, размышляет об идеале. Возникает удивительное чувство сопереживания, включается общая для всех, живущих на этой территории с ее климатом и растительностью, память. Память, связанная с органами чувств: утреннее петушиное пение, запахи сырости и нагретых солнцем полян, кислота трав и листьев (кто их не жевал), сладость лесных ягод, вкус хлеба и баранок из сельского магазина; вспоминаются тактильные ощущения – дневное тепло, вечерняя прохлада, гладкость цветов, шершавость коры. И, что главное для художника, оживают зрительные впечатления. Теплые и холодные оттенки зелени, контрастные сопоставления, образы людей, занятых крестьянским трудом и повседневными, простыми делами.

19.00 Мюзикл «Франкенштейн» (Театр музыкальной комедии – ул. Итальянская, 13).
Всемирный бестселлер, роман Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» неоднократно становился источником вдохновения для кинематографа, мультипликации, драматической и музыкальной сцены. Российские авторы обратились к этому произведению впервые в истории отечественного театра. С одной стороны, новый оригинальный мюзикл будет наследовать традиции готического романа, продолжая линию «мрачного романтизма», начатую такими хитами, как «Джекилл и Хайд» и «Бал вампиров». С другой – спектакль будет создан в жанре «концепт-мюзикла» подобно «Кабаре», «Пробуждению весны» и произведениям Стивена Сондхайма, которые требуют от исполнителей не только блистательной вокальной техники, но и драматического мастерства высочайшего уровня.
В мюзикле Романа Игнатьева и Алексея Франдетти действие знаменитого романа о Франкенштейне перенесено в 70-е годы прошлого столетия, что поддерживает главное музыкальное и стилистическое решение спектакля: классический рок-н-ролл. «Всё возможно» провозглашают герои в самом начале, и этот призыв доводит центрального персонажа до точки невозврата, когда человек начинает считать себя Создателем, Творцом наивысшей жизни. Но так ли это на самом деле? Именно на этот вопрос и будут искать ответ герои мюзикла «Франкенштейн».
В составе творческой команды создателей спектакля – Алексей Нефедов (музыкальный руководитель и дирижер самых ярких спектаклей в жанре мюзикла, в разные годы шедших на сцене Театра музыкальной комедии). Художником-постановщиком проекта выступит Анастасия Пугашкина (ее самые известные работы – «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит», «Онегин», «Кабаре» и др.). Хореограф – Светлана Хоружина (хореограф телешоу «Большие и маленькие», «Большой мюзикл», автор хореографии спектаклей «Кабаре», «Обыкновенное чудо» и др.). Художник видео – Илья Старилов, создавший видеооформление к спектаклям Большого и Мариинского театров, Театра на Таганке и многих других.

28 августа, среда

19.00 Вечер современного танца «OMYT:LAB» (Александринский театр, Новая сцена – наб. реки Фонтанки, 49А).
В конце лета пространство танца OMYT представит зрителю результат большого эксперимента – OMYT:LAB, танцевальной лаборатории на новый лад.
В программе вечера – три зарисовки от хореографов современного танца двух столиц: Галины Горбуновой (Москва), Даяна Ахмедгалиева (Москва) и Надежды Кохановой (Санкт-Петербург).
Зрителю будут представлены результаты постановочных процессов в рамках августовских лабораторий пространства танца «OMYT». Вы увидите свежие пластические высказывания, созданные в условиях ограниченного времени хореографами в связке с танцовщиками. Приглашаем созерцать единство мысли и фактуры, движения и обездвижения, танца и ощущения.

20.00 Военно-драматический арт-хаус на основе книги Полины Жеребцовой «Муравей в стеклянной банке». Дневники 1994 – 2004» (Социально-Художественный Театр – пр. Стачек, 72).
Это история о мудром взгляде маленькой девочки, пережившей тяжёлую войну в городе Грозном. День рождения в войну, дружба в войну, работа, помощь матери – в войну, голод и холод – в войну, а еще учеба и травля в школе на национальной почве. Как это пережила и рассказывает об этом 10-летняя Полина в своем дневнике? Какие выводы она делает, покидая город своего детства? Кто для нее муравей, которого она посадила в стеклянную банку и ждала, что он построит в ней город?
Чеченские дневники Полины Жеребцовой переведены на двадцать один язык мира, на русском их выпустило в 2018 году издательство «Время» под названием «Муравей в стеклянной банке. Чеченские дневники 1994–2004».
Спектакль поставил Эдгар Закарян. Выпускник РГИСИ 2022 года, мастерская А.А. Могучего. Режиссер Minecraft-спектаклей «Вишневый сад», «Моцарт и Сальери», «Недоросль» в БДТ digital, а также спектакля-променада «REЛОКАЦИЯ» на заводе «Энергомаш» в Чехове.

29 августа, четверг

18.00 Концерт преподавателей и концертмейстеров Санкт-Петербургского музыкального лицея в рамках проекта «Музыкальные вечера на Стрельнинской» (Санкт-Петербургская государственная специальная центральная библиотека для слепых и слабовидящих, конференц-зал – ул. Стрельнинская, 11, 2 этаж).
В концерте примут участие преподаватели и концертмейстеры всех исполнительских отделов Санкт-Петербургского музыкального лицея, лауреаты международных и всероссийских конкурсов. Они исполнят произведения русских и зарубежных композиторов, произведения современных авторов.
«Музыкальные вечера на Стрельнинской» – проект, ставший визитной карточкой библиотеки для слепых. Он реализуется с 2011 года и объединяет музыкантов: зрячих, слабовидящих и незрячих, профессионалов и тех, кто только начинает свой путь в искусстве, а также лучших лекторов и ведущих концертов.
Запись на концерт по телефонам: 417-52-28, 417-33-22.

19.00 «Блестящие вальсы» – программа в рамках цикла летних общедоступных концертов оркестра «Классика» (ДК железнодорожников – ул. Тамбовская, 63).
Симфонический оркестр «Классика» продолжает серию летних общедоступных концертов в Народном доме графини Паниной (Театральный центр ДК железнодорожников).
29 августа прозвучат чарующие вальсы русских и зарубежных композиторов: Чайковского, Свиридова, Хачатуряна, Вальдтейфеля, Штрауса.
Дирижёр и ведущий – Король вальсов Петербурга, маэстро Александр Канторов.

30 августа, пятница

18.00 XV Международный театральный фестиваль «Александринский» (Александринский театр – пл. Островского, 6).
В день открытия 269 сезона в Александринском театре стартует XV Международный театральный фестиваль «Александринский». 30, 31 августа и 1 сентября на Основной сцене состоится премьера спектакля Константина Богомолова «Мать. Горькая пьеса». Текст Максима Горького здесь стал только исходной точкой, в литературной основе этой работы оригинальная пьеса, её автор Константин Богомолов, при участии Анны Носовой, идея – Анны Носовой. Также Александринский театр представит на фестивале ещё три премьеры. 1 сентября – спектакль Андрея Калинина «Человек из Дублина», спектакли Никиты Кобелева «Воскресение» по роману Льва Толстого (7 сентября) и «Екатерина и Вольтер» по переписке императрицы Екатерины II и Вольтера (8 сентября).
31 августа и 1 сентября в фестивале принимает участие театр Тханг Лонг (Вьетнам), на площадке у Новой сцены со стороны набережной реки Фонтанки пройдут представления Вьетнамского традиционного кукольного спектакля на воде.
1 и 2 сентября Национальный театр Республики Сербской (Республика Сербская, эмитет Боснии и Герцеговины) показывает спектакль Джурджи Тешич «Барышня» по роману Иво Андрича. 3 и 4 сентября Азербайджанский национальный драматический театр представит премьеру спектакля Мехрибан Алекперзаде «Иблис и …» по трагедии Гусейна Джавида «Иблис».
20 и 21 сентября Театральная компания «Сетор де Ареас Изоладас» (Бразилия) познакомит российского зрителя с современным, бразильским, женским прочтением пьесы А. П. Чехова «Чайка» – «Юпитер и Чайка. Без театра жить невозможно!», драматургия и режиссура – Ада Луана. 24 сентября увидим на фестивале ещё один спектакль Никиты Кобелева, Псковский академический театр драмы им. А. С. Пушкина привозит спектакль «Лягушки» по роману Мо Яня.
В основную и офф-программу фестиваля вошла также заключительная часть Программы к 150-летию Вс. Э. Мейерхольда. В основной программе фестиваля под этим грифом идут спектакли Валерия Фокина «Мейерхольд. Чужой театр» (7 сентября) и «Маскарад. Воспоминания будущего» (10 сентября), спектакль Кирилла Люкевича «Кабаре им. Мейерхольда» (4 сентября).
Завершает основную программу фестиваля спектакль Государственного театра Анкары (Турция) «Машина Чехова» – 7, 8 октября.
Подробнее о спектаклях на сайте: www.alexandrinsky.ru

18.00 Старт цикла лекций «Женский образ через века» художника-модельера Людмилы Желомоновой (Государственный музей политической истории России, Белый зал – ул. Куйбышева, 2-4).
30 августа состоится лекция-концерт «По одёжке встречают… Как внешний облик влияет на нашу судьбу?», в ходе которой зрители получат ответы на вопросы: как нас воспринимают при первой встрече, как выразить себя, как найти свой стиль, что мы говорим своим внешним видом миру?
Мероприятие состоится в Белом зале особняка Матильды Кшесинской, в программе вечера – музыкальные номера в исполнении профессиональных артистов-вокалистов.

31 августа, суббота

17.00 Киноконцерт «Немое кино с оркестром» (Киноцентр «Родина», Большой зал – ул. Караванная, 12).
В киноцентре «Родина» состоится показ немых кинокомедий в сопровождении джазового ансамбля Easy Winners. Зрители перенесутся на сто лет в прошлое, во времена, когда главным проводником в мир кино была музыка. В программе: «Заключённый № 13» (1920 г., реж. Бастер Китон), «Лечение» (1917 г., реж. Чарли Чаплин), «Иммигрант» (1917 г., реж. Чарли Чаплин).

18.00 Музыкальный спектакль «Травиата» (Государственный музей политической истории России, атриум – ул. Куйбышева, 2-4).
Музыкальным спектаклем «Травиата» театр «Придворная опера» продолжает свой цикл «Большая музыка большой литературы». В нём представлены оперы, написанные на сюжеты знаменитых сочинений русских и зарубежных авторов.
Спектакль соединит известный роман Александра Дюма (сына) «Дама с камелиями» и прославленную оперу Джузеппе Верди «Травиата».

19.00 Концерт музыкантов «Застенчивость крон» и Andrew Sprrw (Центр современного искусства имени Сергея Курёхина – Лиговский пр., 73, 4 этаж).
Andrew Sprrw – это экспериментальный звуковой проект аудиодизайнера, композитора, медиахудожника и перформера Андрея Воробьева. Он предлагает рассматривать случайные процессы и шумовые фактуры как драматическую картину, в которой каждый может найти своё отражение и точки для рефлексии. В своих живых перформансах он предпочитает импровизационный и алгоритмический подход к созданию звуковых полотен и абстракций.
«Застенчивость крон» – это музыкальное путешествие, выстроенное на основе гитарного дрон-эмбиента, дополненного лёгкими неоклассическими пассажами, основанными на японских пентатониках.