1 февраля, четверг
18.00 Эхо III Московского международного фестиваля архивных фильмов (Кинотеатр «Родина» – ул. Караванная, 12).
В программу фестиваля вошли как культовые, так и забытые зарубежные фильмы, а также уникальные находки и реставрации. Показы архивных находок занимают особое место, так как восстановление утерянных фильмов является одной из главных задач Госфильмофонда России организатора фестиваля.
Программа начнётся с лекции главного искусствоведа Госфильмофонда России Евгения Яковлевича Марголита. С 1 по 4 февраля в Санкт-Петербурге будут показаны 3 фильма из программы «Киностолица: Ленинград». Зрителям предлагается проследить, как отразились в отечественном кинематографе попытки превращения образа былой имперской столицы в «колыбель революции». И одновременно разглядеть историю того, как обживает эту концепцию обычный человек в своём повседневном существовании. Перед всеми фильмами будет организовано вступительное слово куратора программы.
Фильмы первой ретроспективы советского актера Олега Жакова, составляющие программу Александры Терещенко, историка кино, научного сотрудника Госфильмофонда России, «Олег Жаков. Советский чужой» можно будет увидеть на экране кинотеатра в выходные дни, 3 и 4 февраля. Перед всеми фильмами будет организовано вступительное слово куратора программы.
Также пройдут специальные показы самого популярного фильма легендарных братьев Маркс «Утиный суп». Фильм был показан в программе Андрея Икко «1933: Последнее лето «Фабрики грез»», посвящённой переломному для истории Голливуда периоду. 4 февраля в 17.30 пройдёт показ сеанса «Франческа Бертини. Первая и последняя дива» из программы Тамары Шведюк, историка кино и научного сотрудника Госфильмофонда России, «Культурный обмен, реставрации и находки». Показ пройдёт в сопровождении живой музыки и вступительного слова куратора программы.
Полная программа ЭХО III Фестиваля архивных фильмов, а также публичная программа будут доступны на сайте https://archivefest.ru/.
19.00 Праздничный вечер, посвящённый 30-летию Музея-квартиры актёров Самойловых (Музей-квартира актёров Самойловых – Стремянная ул., 8).
Актёрская династия Самойловых – это 13 актёров и актрис, блиставших на русской сцене с 1803 до 1947 года. В доме номер 8 на Стремянной улице проживал с семьёй самый яркий представитель династии, знаменитый артист императорских театров Василий Васильевич Самойлов, владелец 4-х этажного особняка с 1869 по 1887 гг. По словам современников, в семье актёра царила творческая атмосфера, а его дом слыл одним из центров театральной жизни старого Петербурга.
Идея создания музея возникла в начале 1990-х годов в ходе реконструкции здания под нужды гостиничного комплекса. По требованию ГИОП были полностью сохранены планировка и внутренняя отделка семейной квартиры на 2-м этаже. Театральный музей заполнил её из собственных фондов предметами актёрского быта и личными вещами Самойловых. С начала 1994 года фамильное гнездо актёров Самойловых вновь радушно встречает гостей. Оно, как и в былые времена, наполнено любовью и теплом.
Программа вечера позволит вспомнить наиболее яркие моменты из творческой жизни музея. В юбилейном концерте примут участие солисты Мариинского театра: Кристина Гонца, Елена Ушакова (сопрано), Клим Тихонов (тенор), Алла Островская (скрипка), Антон Стачёв (баян), Наталья Эрте (фортепиано). Прозвучат музыкальные произведения Делиба, Дебюсси, Мийо, Де Фальи, Гальяно и других композиторов.
19.00 Открытие выставки фотографа Дмитрия Белоусова «Город, в котором я живу» (Музей современного искусства АРТМУЗА – 13 линия В.О., 70).
На выставке представлен творческий выбор фотохудожника Дмитрия Белоусова, две столь непохожие техники – мордансаж и классическая чёрно-белая фотография.
Мордансаж полностью изменяет привычный облик мира фотографии, создавая собственную реальность, полную красоты случайности. Здесь процесс при печати фотографий почти невозможно контролировать: автору остаётся лишь наблюдать за тем, как кислотная среда разъедает эмульсию фотобумаги и создаёт новые образы.
Чёрно-белые фотографии, представленные на выставке, сделаны на форматную карданную камеру и на среднеформатную камеру форматом 6 х 6. И тут процесс съёмки на плёнку, последующая проявка и ручная оптическая печать позволяют автору, наоборот, полностью контролировать процесс создания фотографии.
Карданная камера предназначена для съёмки в фотостудиях. Вес около 5 кг и большие габариты обычно вынуждают фотографов оставаться в комфортных условиях закрытого помещения. Но для Дмитрия Белоусова все особенности такой камеры раскрываются именно в переулках города. Темп съёмки сбавляется настолько сильно, что фотограф имеет массу времени для вдумчивой работы с окружением. Скрупулёзно монтируя и настраивая камеру, он уже выстраивается нужный кадр.
Уникальность форматных камер заключается ещё в их подвижной конструкции. Переднюю и заднюю стенку фотоаппарата возможно перемещать в вертикальной и горизонтальной плоскости, меняя перспективу кадра и лучше контролируя фокус. Это делает возможным новые художественные решения, недоступные прежде.
Вход свободный.
2 февраля, пятница
19.00 Концерт в соборе «Вселенная Миядзаки и Макото Синкая» (Лютеранская церковь Яани Кирик – ул. Декабристов, 54).
Проникновенную музыку из шедевров аниме исполнит виртуозный петербургский пианист Станислав Чигадаев. Миядзаки и Синкай – создатели культовых аниме «Ходячий замок», «Мой сосед Тоторо», «Твоё имя», «Дитя погоды» и многих других. В своих мультфильмах они создали миры невероятной красоты, полные света, романтики и волшебства, и огромную роль в этих шедеврах сыграла музыка. Впечатляющие философские мультфильмы в сопровождении столь же талантливых саундтреков оказали влияние на целое поколение аниматоров.
19.00 Спектакль «Материнское сердце» (БДТ, Основная сцена – наб. реки Фонтанки, 65).
Спектакль создан по мотивам рассказов Василия Шукшина, текстов Николая и Елены Рерих и стихотворений Козьмы Пруткова.
Сценография и костюмы – Александр Шишкин.
Сценарий – Светлана Щагина.
В ролях: Нина Усатова, Андрей Феськов, Григорий Чабан, Виктор Княжев и другие.
В центре сюжета – история Авдотьи Громовой, которая на стареньком мотоцикле «Урал» через всю страну советскую едет в Москву, чтобы спасти сына Витьку от тюрьмы. Дорога предстоит длинная, много людей повстречает Авдотья по пути, и у каждого – своя судьба, своя история, свое горе. Но необъятно сердце матери – большое, сильное, бескрайнее, как страна, – каждому поможет Авдотья, от каждого беду отведет. А сына спасет ли?
Андрей Могучий, режиссер-постановщик: «Рассказ «Материнское сердце» у Шукшина как будто не дописан. Парень по имени Витька совершил идиотский поступок, угодил в милицию и, соответственно, в тюрьму. Мать, а как иначе, готова на все, только бы спасти свое дитя. И вот едет она в «краевые» к «добрым людям» в надежде вымолить или выкупить свободу для сына. Так заканчивается рассказ. Нам же показалось, что это только начало длинного долгого пути по дорогам родной страны, что трагедия сына – это только повод для путешествия в сторону исследования души русского человека. Вывести историю на эпический уровень, уровень притчи, сказки показалось уместной и интересной задачей. Именно поэтому в спектакле парадоксальным образом появились стихотворения главного русского абсурдиста XIX века Козьмы Пруткова, фрагменты сочинений Николая и Елены Рерих, в частности, из «Этики Сердца». У Шукшина эпичность, широта тоже есть во многих рассказах, и, конечно, в романах. Проблема русского характера, мучившая Шукшина, путь русского человека и судьба русской земли – драма, которой Шукшин изболелся. Каждая строчка у Шукшина пропитана болью, жаждой истины и любовью к простому человеку, надеждой на его будущее».
3 февраля, суббота
14.00 Открытие выставки Ольги Синдеевой «В окружении бамбука» (Библиотека им. К. А. Тимирязева – ул. Шкапина, 6).
Ольга Синдеева «У меня всегда была тяга к выражению себя через творчество – раньше это было шитьё, макраме, вязание, работа с гипсом. После выхода на пенсию я нашла себя в росписи по ткани, батике, живописи. Китайская живопись открыла мне путь в мир рисунка. Обучаясь самостоятельно у китайских мастеров, я также преподавала в Китайском центре им. Конфуция в Киргизии и проводила мастер-классы. Когда стала сотрудничать с отделением фонда «Душа с душою говорит» в Санкт-Петербурге, я начала изучать акварель, которая мне нравилась всегда, но на которую никогда не хватало времени».
Вход на выставку по предварительной записи по телефону: +7 (812) 252-72-89 и в сообществе «ВКонтакте» https://vk.com/timiriazevka.
17.00 Презентация книги Александра Житенева «Геннадий Айги: поэтика черновика» (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме – Литейный пр., 53).
Книга Александра Житенева «Геннадий Айги: поэтика черновика» вышла в Издательстве Яромира Хладика и посвящена истории нескольких стихотворений, имеющих программное значение в поэтическом корпусе поэта.
Поэтика черновика – это поэтика становления, она перемещает исследователя внутрь творческого делания, в котором слово обращено еще не вовне, к читателю, а к смыслам, очевидным только для автора. История текста предстает тем самым историей спрятанных ключей, оставшихся в черновиках альтернативных решений, историей тайного и неочевидного.
Александр Житенев – доктор филологических наук, исследователь русской литературы XX–XXI вв.еков. Научный сотрудник DFG-Kolleg-Forschungsgruppe в Университете Трира (2019−2020); доцент, профессор Воронежского государственного университета.
В разговоре о книге и наследии Геннадия Айги примут участие: Александр Житенев, Лариса Березовчук, Арсен Мирзаев и Антон Азаренков.
Иллюстрацией разговора станет аудиально-музыкальный перформанс «Любое обобщение здесь – это обобщение без претензий». Режиссура Сони Дымшиц. Перформанс стремится воспроизвести путь, который стихотворение проходит от первого черновика до финального варианта, и найти звуковое выражение зачеркнутой строки.
18.00 Премьера спектакля-капустника «Зола» по мотивам сказки «Золушка» Шарля Перро (Учебный театр «На Моховой» – ул. Моховая, 35).
Это третья работа на большой сцене для студентов выпускного курса Бориса Уварова. Вслед за ярким эстрадным представлением и залихватским водевилем выбор для постановки пал на сказку. Но не стоит ждать простых решений, ведь артист эстрады должен виртуозно владеть искусством импровизации!
Эта постановка – смелая театральная реакция молодых актёров на сюжет самой известной сказки Шарля Перро с непредсказуемыми поворотами и фантастическими перипетиями. Шутихи и звери, феи и весёлые лесорубы, следователь, художник и ещё много забавных персонажей населяют мир этого спектакля.
Премьерные показы пройдут 3 и 4 февраля в 18.00.
19.00 Премьера спектакля «Настанет день» по мотивам ранних произведений Владимира Набокова (Театр им. В. Ф. Комиссаржевской – ул. Итальянская, 19).
22 апреля 2024 года исполняется 125 лет со дня рождения Владимира Владимировича Набокова (1899–1977). 3 февраля 2024 года Театр им. В. Ф. Комиссаржевской представит премьеру по мотивам его ранних произведений «Настанет день».
Герои набоковских рассказов и романов берлинского периода предстанут на сцене Театра имени Комиссаржевской в инсценировке Юрия Лоттина.
В пьесу-фантазию Юрия Лоттина вплетены истории героев повестей, рассказов «Машенька», «Соглядатай», «Звонок», «Встреча», «Слово», «Нежить», «Хват», пьесы «Человек из СССР», а также стихов автора. Некоторые из его рассказов, равно как и поэзия, изображают не саму действительность, а лишь пережитые персонажами впечатления от неё. Действие происходит в Берлине 1920-30-х годов. Здесь, в пансионе, как в Ноевом ковчеге, собрались эмигранты из России. И, подобно библейскому герою, эти люди тоже пережидают великий потоп. Каждый живёт в надежде на спасение, грезя о потерянном рае.
Автор инсценировки – Юрий Лоттин.
Музыка – Анатолий Гонье.
Пластика – Алина Михайлова.
Художник по свету – Тарас Михалевский.
Художник по костюмам – Елена Жукова.
В спектакле заняты: Валентина Панина, Маргарита Бычкова, Евгений Иванов, Ольга Арикова, Оксана Базилевич, Софья Большакова, Анна Вартаньян, Мария Когутницкая, Елизавета Фалилеева, Александр Анисимов, Егор Бакулин, Богдан Гудыменко, Анатолий Журавин, Иван Капорин, Евгений Кошелев, Владимир Крылов, Егор Шмыга.
20.00 «Love Jazz». Концертная программа Chigadaev Big Band (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Chigadaev Big Band – это 17 петербургских музыкантов, объединившиеся несколько лет назад под началом классического и джазового пианиста и композитора Станислава Чигадаева.
На сцене Большого зала филармонии Chigadaev Big Band исполнит знаменитые джазовые композиции о любви, в их числе – колыбельная Summertime Гершвина, Fly Me To The Moon Ховарда, What A Wonderful World Армстронга и другие джазовые стандарты.
4 февраля, воскресенье
Выставка «Учительство в лицах» (Новое здание РНБ – Московский пр., 165).
Проект посвящен известным педагогам России – Константину Ушинскому, Антону Макаренко, Василию Сухомлинскому, Льву Выготскому, другим известным ученым, писателям и психологам, которые повлияли на отечественную систему воспитания и обучения.
Уникальные издания, представленные в экспозиции, рассказывают о профессии учителя, ее значимости и развитии в нашей стране. В их числе – книга «Учитель и учительство в России. История и современность», посвященная становлению отечественной педагогики, ее месту и роли в истории страны и общества, книга Павла Симиновского «Образование для добродетели» о педагогической деятельности поэта Василия Жуковского (учителя будущего императора Александра II), научно-методическое издание «Школа Толстого: путь к осмысленному образованию» о феноменах педагогики писателя Льва Толстого.
Посетителям выставки будет интересно также узнать о нестандартных методах обучения арифметике, геометрии и физике Константина Циолковского, которые он изложил в автобиографической книге «Я был страстным учителем», и секретах системы Константина Станиславского, получившей признание в мире. В заключительном разделе представлены издания о наиболее выдающихся педагогах современности, их основные труды и методики.
12.00 Премьера спектакля «По ту сторону музея» (Театральный музей – ул. Зодчего Росси, 2 А).
4 и 11 февраля в 12.00 и 15.00 в Театральном музее состоится премьера спектакля «По ту сторону музея», созданного по произведениям Ирины Зартайской.
«По ту сторону музея» – первый детский спектакль в репертуаре «Театра в Театральном музее». Сценическим пространством для новой постановки стала основная экспозиция. Именно здесь, в самом сердце Театрального музея, среди старинных экспонатов, костюмов, афиш и портретов, рождаются сюжеты детской писательницы и сотрудницы Музея театрального и музыкального искусства Ирины Зартайской, рассказанные от лица музейных смотрителей. Многое в этих историях подслушано и подсмотрено в залах музея. Главные героини – вовсе не знакомые всем с детства грозные надсмотрщицы, вечно одёргивающие детей сердитыми окриками. Скорее, они похожи на чудных бабушек из мультфильмов Миядзаки: любопытных, немного пугливых, хранящих волшебные секреты.
Музейных смотрительниц в спектакле сыграют Ксения Плюснина и Кристина Токарева. Специально для своих ролей они учились так же тихо сидеть на стульях, утеплять поясницу и тайком играть в «Майнкрафт».
Возрастное ограничение 6+.
20.00 Спектакль «Жизнь и приключения сарая номер XII» по тексту Виктора Пелевина (Площадка «Скороход» – Московский пр., 107, к.5).
Режиссером постановки выступил Роман Муромцев, руководитель театра «Воркута».
Главный герой постановки – сарай номер XII. Его построили на задворках среди однотонных пятиэтажек. Внутри этого, на первый взгляд, обычного, деревянного сарая – целый мир: хрупкий, дышащий, необъятный. В отличие от окружающих гаражей и овощебаз, он умеет мечтать, влюбляться, переживать весь спектр чувств, в том числе самых плохих.
Рассказ Пелевина «Жизнь и приключения сарая номер XII» был опубликован в 1991 году. Его герой переживает внутреннюю эволюцию, обретает духовную свободу и даже приближается к ответу на вопрос о смысле жизни. Это местами трогательная история о том, как Сарай осознает себя личностью и решается на бунт против реальности.
«У Сарая XII свои чувства, желания, у него даже есть мечта. Иногда он уносится далеко со двора и представляет себя велосипедом. Все строения вокруг возмущены. Сараи выполняют строго утилитарные функции: они стоят и сберегают, и ничего больше. И Сарай номер XII должен быть таким же. Циничная реальность вгрызается в его доски. Беспробудная серость, тоска и кислая капуста в бочках – вот его перспективы на всю оставшуюся жизнь при местной овощебазе. Но разве окружающая реальность всегда определяет нас?» – говорится в описании к спектаклю.
5 февраля, понедельник
19.00 Зимний фестиваль Pianissimo. Сольный концерт Федора Орлова (Государственный Эрмитаж – Дворцовая набережная, 34).
Федор Орлов родился в 2004 году в Орле. Там же он начал учиться музыке в ДШИ им. Д. Б. Кабалевского у Ольги Ивановны Коротаевой. Сейчас Федор продолжает свое обучение в ГБПОУ г. Москвы «Московская средняя специальная музыкальная школа (колледж) им. Гнесиных» на отделении специального фортепиано у Березкиной Елены Владимировны. Во время учебы Федор проявил исключительные способности, участвовал в мастер-классах маэстро Григория Грузмана, Бориса Березовского, Владимира Овчинникова, Павла Нерсесьяна и Константина Лифшица, а также давал сольные концерты в России, Италии, Нидерландах, Германии, Польше, Венгрии, Латвии, Эстонии, Украине, Белоруссии и других странах. Выступал Федор в Концертном зале им. П. И. Чайковского, Большом зале Московской консерватории, Московском концертном зале «Зарядье», Камерном зале МГАФ им. П. И. Чайковского, Московском международном доме музыки, на Красной площади, в Мариинском Театре, в посольствах Японии и Германии в России,в Третьяковской галерее и в Соборной Палате Москвы.
В качестве солиста Орлов играл с Лондонским филармоническим оркестром, Российским национальным оркестром, Государственным академическим симфоническим оркестром России им. Е. Ф. Светланова, Симфоническим оркестром Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, оркестром «Гнесинские Виртуозы» и другими коллективами. А еще Федор – солист программы «Всероссийские филармонические сезоны», фестиваля «Денис Мацуев представляет: диалог поколений», проекта «Русская Фортепианная Школа. Мастера и наше будущее», московского «Театра Чтеца», а также многих абонементов Московской Государственной Филармонии.
Программа:
Л. ван Бетховен. Соната № 23, фа минор, соч. 57 («Аппассионата»);
М. Равель. «Ночной Гаспар»;
Р. Шуман. Симфонические этюды, соч.13.
20.00 Спектакль «Оркестр» (Театр Курт – ул.Чайковского, 16).
КУРТ – это не только имя замечательного американского писателя гуманиста Курта Воннегута, но и аббревиатура, расшифровывающаяся как: Красота, Упорство, Разум, Творчество.
Спектакль «Оркестр» поставлен по одноимённой пьесе Жана Ануя и рассказывает о непростых человеческих судьбах одного творческого коллектива. Наши герои не довольны своей жизнью и мечтают об ином счастье. Но готовы ли они измениться, чтобы достигнуть большего? «Оркестр» – смешная и грустная история о человеческом несовершенстве.
6 февраля, вторник
Открытие новой экспозиции «Квартира смотрителя тюрьмы Трубецкого бастиона» (Петропавловская крепость, Тюрьма Трубецкого бастиона).
Тюрьма Трубецкого бастиона была построена в 1870-1872 годах. Она выполняла функцию главной политической следственной тюрьмы Российской империи (служила местом содержания политических заключённых, находящихся под следствием). В 1880-1884 годах в Трубецком бастионе существовала также политическая каторга, предусматривавшая более суровые условия содержания каторжан по сравнению с подследственными.
Официально тюрьма Трубецкого бастиона была закрыта в марте 1918 года. Но несмотря на это, здание использовалось для тюремных целей вплоть до 1921 года. Последними её узниками стали участники Кронштадтского мятежа.
В 1924 году тюрьма Трубецкого бастиона была передана Государственному музею Революции, а в 1954 году – Государственному музею истории Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга).
В тюрьме, наряду с 71 одиночной камерой (с 1878 года их стало 69), карцерами, помещениями для приёма арестантов, было предусмотрено размещение на втором этаже квартиры для проживания смотрителя тюрьмы и членов его семьи. В экспозиции представлен макет тюрьмы Трубецкого бастиона, который даёт представление о внутреннем устройстве здания.
Смотритель тюрьмы Трубецкого бастиона подчинялся только коменданту Петропавловской крепости и министру юстиции и не имел права отлучаться с места службы без разрешения вышестоящего начальства. Он выполнял весьма широкий спектр обязанностей: присутствовал при приёме и размещении в камерах новых заключённых, лично выводил их на ежедневную прогулку, в баню, на допрос или на свидания с посетителями, руководил наблюдательной командой унтер-офицеров (тюремных надзирателей), следил за порядком и соблюдением режима содержания, техническим и санитарным состоянием помещений, качеством питания.
Квартира смотрителя занимала площадь около 175 кв. м. и состояла из рабочего кабинета, спальни, столовой, гостиной (затем прихожая) и кухни, имела отдельную уборную и хозяйственное проходное помещение. В квартире было несколько выходов: во внутренний двор, в приёмную и кордегардию, а также в тюремный коридор второго этажа.
В экспозиции можно увидеть частично воссозданную обстановку квартиры смотрителя. Представлена мебель и предметы быта конца ХIХ – начала ХХ века, подобные тем, что когда-то находились здесь: письменный столь под зелёным сукном, канцелярский и книжный шкафы, кресла, зеркало, настенные часы, настольная керосиновая лампа, письменные принадлежности.
Сведений о смотрителях тюрьмы сохранилось немного. Больше всего – о деятельности смотрителя 1906-1917 годов, полковника Г. А. Иванишина. В экспозиции можно увидеть его фотографии, наградные документы, служебную документацию, а также копии рукописных материалов, с хроникой происходящего с 1899 по 1917 год.
Через несколько лет после Октябрьской революции в тюрьме Трубецкого бастиона открылся музей. Представленные в экспозиции материалы напоминают о музейной истории этих помещений.
Квартира смотрителя долгое время не использовалась для музейного показа. Только в 1947 году здесь открылась выставка «Декабристы», а в середине 1950-х годов разместилась экспозиция «Три поколения революционеров», посвящённая узникам Петропавловской крепости c конца XVIII по начало XX века. Она просуществовала по меньшей мере до 1963 года. Затем около двух десятилетий квартира была недоступна для посетителей. В 1984 году в ней была открыта масштабная экспозиция «Царизм в борьбе с революцией», посвящённая событиям 1905-1908 годов и, в частности, истории военно-полевых судов.
Открывающаяся новая экспозиция — четвёртая в истории квартиры смотрителя тюрьмы Трубецкого бастиона — впервые подробно рассказывает об истории и бытовании этих помещений в конце XIX – ХХ веке, охватывая широкий спектр тем: от частной жизни и служебных обязанностей смотрителя тюрьмы до исторических событий, связанных с Февральской и Октябрьской революциями 1917 года.
19.00 Премьера оперы Винченцо Беллини «Пуритане» (Мариинский-2 – ул. Декабристов, 34).
Опера «Пуритане» стала последним творением выдающегося мастера бельканто Винченцо Беллини. Он написал её специально для четырех виртуозов пения – сопрано Джулии Гризи, тенора Джованни Рубини, баритона Антонио Тамбурини и баса Луиджи Лаблаша.
В основу либретто Карло Пеполи легла пьеса «Круглоголовые и рыцари» Франсуа Ансело и Жозефа Ксавье Бонифаса, известного под именем Сентин. Это история о непростом выборе между любовью и долгом чести, о последовавших за ним смертельной опасности, безумии и милосердии. Беллини выбрал наиболее интересные эпизоды и самостоятельно собрал их в сценарий. Задача Пеполи состояла в том, чтобы изложить это в стихах, которые в процессе работы либреттист многократно переделывал по просьбе требовательного композитора.
Мировая премьера «Пуритан» состоялась в январе 1835 года в Итальянской опере в Париже – публика мгновенно влюбилась в оперную новинку. Однако грандиозным успехом своего сочинения в полной мере композитор насладиться не успел. Его внезапный уход из жизни в сентябре 1835 года стал настоящей трагедией для ценителей оперы. В то же время триумф солистов, на которых Беллини делал ставку, оказался настолько велик, что они вошли в историю как «пуританский квартет» – в этом составе артисты ещё несколько лет гастролировали по главным оперным столицам.
В Петербурге «Пуритан» поставили спустя всего пять лет после мировой премьеры – в 1840 году опера была представлена в Большом (Каменном) театре, от которого ведёт свою историю Мариинский.
Долгое время эту оперу можно было услышать практически в каждом театре мира. Однако сегодня «Пуритане» – редкое на мировой оперной сцене сочинение. Его нечасто дают в концертном исполнении, ещё сложнее найти спектакль, хотя «Пуритане» ничуть не уступают хорошо известной по сей день беллиниевской «Норме».
Предстоящую премьеру в Мариинском театре готовят режиссер Владислав Фурманов и художник Галина Филатова. Постановка будет визуально решена в минимализме, без «украшательства»: каждый элемент – определённый смысл, символ, отсылка. Особенности пуританского быта подчеркнут детали вполне реальные для своего времени, но ошеломляющие современного зрителя.
Главные партии готовят: Эльвира – Альбина Шагимуратова, Екатерина Савинкова, Ольга Пудова, Оксана Шилова, Анастасия Калагина, Антонина Весенина и Кристина Гонца; Сэр Джордж Уолтон – Магеррам Гусейнов, Михаил Петренко, Яков Стрижак, Мирослав Молчанов, Юрий Воробьёв, Геворг Григорян и Аскар Абдразаков; Лорд Артур Тальбот – Сон Чи Хун, Александр Михайлов, Клим Тихонов, Борис Степанов, Денис Закиров и Кирилл Белов; Сэр Ричард Форт — Владислав Сулимский, Роман Бурденко, Вячеслав Васильев, Владимир Мороз, Ярослав Петряник и Владислав Куприянов.
20.00 «Чёрная магия и её разоблачение» – программа из абонемента «Мастер и Маргарита» (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Музыка и текст бессмертного романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова будут звучать в Большом зале филармонии в течение сезона. В программах абонемента, посвящённого 50-летию публикации полной версии романа в СССР, вместе с петербургскими музыкальными коллективами выступят звёзды театра и кино: Андрей Ургант, Александр Галибин, Николай Буров, Николай Мартон.
Название каждой из программ, равно как и их содержание отсылает к темам, образам или ситуациям романа: здесь и знаменитые вальсы Штрауса, звучавшие на балу у Воланда, и сцена массового помешательства конторских работников, против воли распевающих «Славное море, священный Байкал», и фокстрот «Аллилуйя», под который неистово танцевали ещё ничего не подозревающие члены МАССОЛИТа в тот роковой день, когда Аннушка разлила масло.
В программе «Чёрная магия и её разоблачение» прозвучат как упомянутые в романе сочинения, так и шедевры мировой музыки, связанные с темой потустороннего, дьявольского. Солисты – пианист Павел Райкерус и бас Юрий Власов. Фрагменты романа прочтёт Андрей Ургант.
7 февраля, среда
15.00 Презентация иммерсивной AR-инсталляции «Дирижёрский пульт Евгения Мравинского» в рамках выставки «Планета Мравинский» (Шереметевский дворец – Музей музыки – наб. реки Фонтанки, 34).
AR-экспозиция, основанная на музейных, архивных и вновь выявленных материалах, позволит глубже познакомиться с жизнью и творчеством выдающегося музыканта; вновь увидеть и услышать его голос.
В пространстве музея разместятся подсвеченные рамки, арт-объекты в стиле Hi-Tech – цифровые порталы, за которыми зритель, активировав своим мобильным устройством QR-коды, увидит и услышит великих деятелей и события ХХ века. В дополненной реальности будут представлены записи интервью Е. А. Мравинского и артистов его оркестра, комментарии современников великого дирижёра.
Восемнадцать рамок–фреймов запускают сюжеты на мобильных устройствах посетителей. Являясь частью экспозиции Музея музыки в Шереметевском дворце, посвящённой Е. А. Мравинскому, AR-экспозиция создает дополненные «сферы» восприятия информации.
Рядом с реальными экспонатами, такими как скульптурный портрет Е. А. Мравинского работы Веры Мухиной, посетитель может считать информацию о главном герое и его времени. Активировав смартфоном QR-коды у музейной витрины, хранящей концертный костюм, можно будет узнать о профессии дирижёра, как от самого Евгения Мравинского, так и от его великих современников. Витрина, хранящая дирижёрскую палочку, партитуру с пометками и дирижёрский пульт, даст возможность зрителю услышать исполнение шедевров мирового музыкального искусства. Перед посетителями предстанет хроника, на которой запечатлён маэстро, как на репетициях, так и на концертах. Портреты и картины, расположенные в зале, расскажут о дружбе двух гениев – Евгения Мравинского и Дмитрия Шостаковича.
18.00 Цикл мероприятий к 150-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда (Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека – ул. Зодчего Росси, 2).
Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека запускает цикл лекций под названием «Беседы о Мейерхольде» к 150-летию со дня рождения великого реформатора театра.
В рамках цикла с февраля по октябрь 2024 года пройдут встречи с кандидатом искусствоведения, профессором Российского государственного института сценических искусств (РГИСИ) Николаем Викторовичем Песочинским; историком театра и музыки, профессором Европейского университета в Санкт-Петербурге (ЕУСПб) Константином Александровичем Учителем; кандидатом искусствоведения, научным сотрудником Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства (СПбГМТиМИ) Дарьей Анатольевной Рыбаковой и заведующей Научно-просветительским отделом СПбГМТиМИ Анной Александровной Ласкиной. Все они будут посвящены творчеству и личности режиссёра Всеволода Мейерхольда.
Откроется цикл 7 февраля лекцией Николая Песочинского «1924. Мейерхольду – 50. Контекст, метод, спектакли, реакции». Слушатели узнают о постановках режиссёра 1924 года – «Лес» и «Д. Е.».
Продолжит серию бесед лекция Анны Ласкиной «Серебряный век Вс. Мейерхольда», которая состоится 21 февраля. Во время встречи речь пойдёт о выдающихся спектаклях Всеволода Мейерхольда (в частности, «Сестра Беатриса», «Дон Жуан», «Маскарад» и многих других), его творческом поиске и пути, а также сотрудничестве с К. С. Станиславским, сложной работе с В. Ф. Комиссаржевской и судьбоносной встрече с В. А. Теляковским.
Начало всех мероприятий в 18.00.
Вход бесплатный по обязательной предварительной регистрации.
19.00 Старт проекта «Оперетта на Дворцовой» (Эрмитажный театр – Дворцовая наб., 34).
7, 18 и 24 февраля в дворцовых сводах зазвучит музыка Оффенбаха и Кальмана, Штрауса и Легара, Валентинова и Шпачека в исполнении ведущих солистов и оркестра театра.
Специально для показа на сцене Эрмитажного театра составлена новая концертная программа из произведений старших классиков оперетты. Она и откроет эти «внутренние гастроли» коллектива 7 февраля. Оркестр под управлением маэстро Андрея Алексеева наполнит знаменитый зал театра искрящейся и страстной, полной юмора и чувства музыкой из известных произведений. А солисты труппы разыграют на глазах зрителей настоящий калейдоскоп из любовных арий и дуэтов, юмористических танцевальных и виртуозных каскадных номеров.
18 февраля в Эрмитажном театре будет представлена музыкальная фантазия «Сегодня, сто лет назад», составленная по мотивам оперетт-мозаик Валентина Валентинова. Эта недавняя премьера Театра музыкальной комедии возродила из многолетнего забвения имя одного из самых известных сочинителей русской сцены начала XX века – музыканта и либреттиста, актёра и антрепренёра Валентина Валентинова, именовавшего себя «первым творцом русской музыкальной комедии». Сценическая фантазия театра позволила зрителям XXI века познакомиться с лёгкой и яркой музыкой Валентинова, в которой современники узнавали мотивы мэтров и классиков музыкальной сцены – от Бизе до Оффенбаха и Чайковского, и которую любили за присущую ей мелодичность и юмор.
24 февраля в Эрмитажном театре состоится показ одного из самых популярных спектаклей камерного репертуара – водевиля «Тук-тук» на музыку Вильгельма Шпачека. Спектакль-шутка открывает для зрителя имя ещё одного незаслуженно забытого автора – композитора и дирижёра, несколько лет блиставшего в театральном зале на Итальянской, 13. Сюжетные перипетии разворачивающейся на глазах изумлённой публики истории хоть и происходили в начале прошлого века, но абсолютно узнаваемы, несмотря на минувшие сто лет. Дело происходит в некотором департаменте, где молодой карьерист, придерживаясь правила «цель оправдывает средства», идет по служебной лестнице, не гнушаясь самыми скользкими приёмами. Ему в помощь – безграничное личное обаяние и виртуозная ловкость в делах, которые позволяют пройдохе выйти сухим из воды.
8 февраля, четверг
13.00 Открытие выставки «У истоков судебной этики», приуроченной к 180-летию со дня рождения государственного и общественного деятеля Анатолия Фёдоровича Кони (Новое здание Российской национальной библиотеки — Московский пр., 165).
Выставка посвящена одному из самых известных юристов в отечественной истории Анатолию Фёдоровичу Кони и расскажет о жизненном пути талантливого судебного деятеля, о самых громких делах в карьере, о его современниках.
Среди экспонатов – прижизненные издания Анатолия Кони из фондов РНБ середины XIX-начала XX вв., а также современные исследования. Кони ввёл в практику юриспруденции важнейшее понятие «Судебная этика», касающееся тех этапов судопроизводства, которые связаны с вынесением приговора. На выставке будет представлен его труд «Нравственные начала в уголовном процессе» (СПб., 1902), опубликованный в «Журнале Министерства юстиции», в котором он впервые вводит это понятие.
В числе изданий, заслуживающих особого внимания, стоит упомянуть «О праве необходимой обороны» (М., 1866), написанное ещё во время учёбы на Юридическом факультете, а также «Воспоминания о деле Веры Засулич» (М.; Л., 1933), связанных с обстоятельствами судебного процесса 1878 года, когда суд присяжных под председательством А. Ф. Кони вынес оправдательный приговор по делу Веры Засулич, стрелявшей в санкт-петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова.
Один из разделов представит копии документов из Отдела рукописей РНБ – это «Авто-граф-запись А. Ф. Кони» от 1 января 1909 г. с высказыванием о судебной реформе и его «Духовное завещание» от 12 сентября 1916 г.
Выставка открыта до 17 марта.
13.40 Театрализованное представление памяти А. С. Пушкина (Фойе Театра марионеток им. Е. С. Деммени – Невский пр., 52).
Представление в фойе «Погиб поэт! – невольник чести» расскажет о последней дуэли Пушкина. Друзья-лицеисты (молодые артисты театра) прочтут стихи поэта, расскажут о правилах дворянской чести пушкинской эпохи. Особая часть представления – выставка дуэльных пистолетов и рассказ о дуэльных правилах в России XIX века.
Игровая форма литературно-театрального представления даст возможность зрителям приблизиться к пониманию особенностей давно ушедшей эпохи. Викторина на знание пушкинских произведений завершит действие в фойе и подготовит зрителей к просмотру спектакля «Сказка о царе Салтане».
19.00 Премьера нового балета Вячеслава Самодурова «598 тактов» (Александринский театр – пл. Островского, 6).
Театр балета имени Леонида Якобсона на сцене Александринского театра представляет новую работу Вячеслава Самодурова «598 тактов». В этот вечер зрители также смогут увидеть одноактную хореографическую композицию «Озорные частушки и цикл хореографических миниатюр Леонида Якобсона «Роден».
В своем сочинении «598 тактов» Вячеслав Самодуров вдохновляется музыкой Карла Филиппа Эммануила Баха, находит в звучании барочного концерта актуальные темы и смыслы, ищет точки контакта телесности и духа.
Вячеслав Самодуров, балетмейстер: «Во время традиционных поисков новой для меня музыки я набрёл на это произведение совершенно случайно. С одной стороны, эта музыка может казаться легковесной и суетной, но парадоксально то, что именно эти качества придают этому произведению глубину. Типичный барочный концерт может быть недостатком для одних людей, меня же привлекла именно эта типичность. В общем, любовь “с первого звука”».
Карл Филипп Эммануил Бах, которого иногда называют «берлинский» Бах или «гамбургский» Бах, – один из сыновей Иоганна Себастьяна Баха. При жизни он был знаменит, возможно, даже больше, чем отец, считался выдающимся клавесинистом, его композиторский уровень очень высоко оценивали Гайдн и Моцарт, а Бетховен испытал его ощутимое влияние.
Обычно хореографы не любят раскрывать детали, пока работа не завершена, но Вячеслав Самодуров приоткрыл завесу секретности: «Основная тема – телесность человека. Этот смысл перекликается с циклом Леонида Якобсона «Роден». Работая над «Озорными частушками», я заново пересмотрел большой объём хореографических сочинений Якобсона, «Роден» произвёл сильное впечатление, он выглядит современно и свежо. Есть темы и смыслы, актуальные во все времена, но выражать их можно по-разному».
Над костюмами к новой постановке работает художник Елена Трубецкова, художник по свету – Сергей Васильев.
19.00 «Вальсы. Польки. Танго». Концерт Государственного Русского концертного оркестра Санкт-Петербурга (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича, Малый зал им. М. И. Глинки – Невский пр., 30).
Оркестр исполнит вальсы и польки Иоганна Штрауса, Василия Андреева, Сидни Байнеса, Эмиля Вальдтейфеля, Владимира Беляева, Андрея Петрова.
В концерте принимает участие петербургский баянист Альберт Хатмуллин, педагог и солист Государственного Русского концертного оркестра Санкт-Петербурга. В исполнении Альберта Хатмуллина прозвучат произведения Астора Пьяццоллы и Карлоса Гарделя, среди которых такие шедевры аргентинской музыки как «Либертанго», «Adios Nonino», «Забвение» («Oblivion»).
9 февраля, пятница
Открытие выставки одного экспоната «Шарманка» (Музей петербургского авангарда – ул. Профессора Попова, 10).
Выставка представляет переносной механический орган мастерской Иоганна Нечады из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга.
В экспозиции Музея петербургского авангарда этот предмет служит дополнением к рассказу о творчестве поэтессы и художницы Елены Гуро, которая для своей первой книги выбрала название «Шарманка», в то время, когда на улицах Петербурга ещё можно было встретить настоящих шарманщиков.
18.00 Премьера спектакля «Говорит ленинградская сказка» по мотивам пьесы Александра Веселова и Николая Голя «Говорит Ленинград». Автор инсценировки и режиссёр-постановщик – Светлана Маркова (Кукольный театр сказки – Московский пр., 121).
9, 10, 11 и 16 февраля в Кукольном театре сказки состоится премьера спектакля «Говорит ленинградская сказка» по мотивам пьесы советских драматургов Александра Веселова и Николая Голя «Говорит Ленинград». Премьера пройдёт в рамках крупнейшего музейного форума «Дневные звёзды», организованного Государственным мемориальным музеем обороны и блокады Ленинграда. Событие объединяет 70 организаций-участников и 150 общегородских мероприятий, посвящённых 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
История Театра сказки неразрывно связана с блокадным Ленинградом. Свой первый спектакль «Новогодние приключения Петрушки», театр показал 31 декабря 1944 года, в только что освобождённом от блокады городе. Создательницами нового передвижного театра стали Екатерина Черняк, первый директор и драматург, актрисы Елена Гилоди и Ольга Ляндзберг.
Как выжить в Ленинграде в декабре 1941 года? Нужно чудо, перед которым отступит война. Герои спектакля «Говорит ленинградская сказка» – дети, собирательный образ маленьких ленинградцев, от младенца Серёжки до подростка Женьки, которые оказались в беде. Всех их собрала под крышей детского дома няня Валя. Камерный спектакль по воспоминаниям из дневников детей блокадного города, разыгранный небольшими куклами, расскажет о великом мужестве и безграничной смелости. В спектакле звучит симфония № 7 «Ленинградская» Дмитрия Шостаковича.
Автор инсценировки и режиссёр-постановщик – Светлана Маркова.
Художник-постановщик – Елизавета Ольшвангер.
Художник по свету – Игорь Мызовский.
Звукорежиссёр — Алексей Куракин.
20.00 Мировая премьера Симфонии № 26 Сергея Слонимского (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Мировая премьера Симфонии № 26 Сергея Слонимского прозвучит в Большом зале Петербургской филармонии в исполнении Академического симфонического оркестра под управлением Андрея Аниханова. Музыканты, сотрудничавшие с Сергеем Михайловичем Слонимским, чьё огромное наследие составило важнейшую главу в истории русской музыки XX века, утверждают: он любил, когда его сочинения сочетались с музыкой других композиторов. Программа 9 февраля составлена в соответствии с этими предпочтениями: партитура одного из крупнейших петербургских композиторов прозвучит вместе с признанными шедеврами русской музыки – Пятой симфонией Глазунова и фантазией для оркестра «Франческа да Римини» Чайковского.
Музыка Сергея Слонимского давно стала неотъемлемой частью филармонического репертуара: исполнением его сочинений, в том числе и премьерным, в залах филармонии неоднократно дирижировал Юрий Темирканов, Николай Алексеев, Александр Дмитриев, Владимир Альтшулер, Кирилл Кондрашин, Геннадий Рождественский, Арвид Янсонс, Александр Лазарев, Михаил Юровский, Юрий Симонов, Равиль Мартынов.
10 февраля, суббота
День памяти А.С.Пушкина
10 февраля 1837 года в 2 часа 45 минут пополудни перестало биться сердце Александра Сергеевича Пушкина, скончавшегося от смертельного ранения после дуэли с Дантесом. Это одна из самых скорбных дат в истории русской и мировой культуры.
Пушкина по праву называют основоположником новой русской литературы и создателем русского литературного языка. Пушкинский слог считается высшим проявлением искусства словесности. И все же для России он был больше, чем Великий поэт и писатель. Дмитрий Мережковский считал его одним из величайших явлений русского духа, а, по словам Бориса Пастернака, «Пушкиным началась наша современная культура, реальная и подлинная, наше современное мышление и духовное бытие».
Каждый год 10 февраля петербуржцы и гости города собираются во дворе дома на набережной реки Мойки, 12, чтобы почтить память поэта. В торжественной церемонии принимают участие известные артисты, поэты и писатели.
Первое памятное собрание состоялось в 1925 году. Эта традиция не прерывалась даже во время блокады Ленинграда.
В этот памятный день Музей-квартира А.С. Пушкина будет открыт для свободного посещения. В бывшем особняке князей Волконских – «на Мойке близ Конюшенного мосту». Пушкин с семьей прожил почти полгода (с сентября 1836 года). Здесь он скончался от смертельного ранения после дуэли на Черной речке. Посетители Музея смогут пройти по квартире поэта тот же путь, каким шли его современники в конце января 1837 года, чтобы проститься с поэтом.
10 февраля все желающие смогут принять участие в пешеходных экскурсиях: «Последний путь А.С. Пушкина» (сеансы в 11.00, 12.20, 13.30, 15.00, 16.00) и «На Мойке близ Конюшенного мосту» (сеансы в 11.40 и в 13.00).
19.00 Концерт Марины Цхай (Культурно-досуговый центр «Московский» – Московский пр., 152).
Марина Цхай представит новую программу «Сновидения в новогоднюю ночь». В концерте примут участие: ансамбли корейского танца «Соун» и «Арыми», ансамбль корейских барабанов «Ханнури», солист театра «Санктъ-Петербургъ Опера» Дмитрий Уди, солистка Театра музыкальной комедии Дарья Ким, певец и композитор Антон Юлганен, победительница конкурса «Весна романса» Наталья Ню, джаз-трио под управлением Джерри Ким и др.
20.00 Фортепианный вечер Ильи Папояна (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Петербургский пианист Илья Папоян, в июне 2023 года ставший лауреатом одного из самых престижных в мире Международного конкурса имени Чайковского, впервые исполнит в Большом зале Петербургской филармонии сольную программу в своём новом статусе. Прозвучит музыка Скрябина, Рахманинова и Метнера.
20.00 Органный концерт «Магия барокко и легенды романтизма» (Римско-католический храм Лурдской Богоматери – Ковенский пер., 7).
В программе петербургских музыкантов Амуланы Очировой и Александра Грудинкина прозвучат лучшие сочинения двух удивительных эпох.
Иоганн Себастьян Бах совместил в своем творчестве традиции и достижения европейского музыкального искусства и охватил все существовавшие жанры, кроме оперы. Именно необозримое органное творчество Баха сделало его известным в кругу своих современников. «Если музыка Баха – это храм, то музыка Генделя – дворец», – сказал некогда Антон Рубинштейн. Композиторы родились в один год, но по-разному сложились их судьбы. Иоганн Себастьян Бах никогда не покидал пределов Германии, а рожденный в Германии великий Георг Фридрих Гендель, оказавшийся ещё и превосходным менеджером, истинного успеха достиг в туманном Альбионе и солнечной Италии, которые наряду с Германией по сей день ведут споры по поводу принадлежности Генделя к их культурному наследию.
Феликс Мендельсон, подаривший всему миру забытого в XIX столетии Баха, продолжил его традиции, наполнив органную историю своего времени удивительными открытиями и возродив интерес к органу. Знаковое сочинение Мендельсона для органа – 6 сонат, в которых приемы музыкального письма эпохи романтизма объединены с традицией, идущей от Баха. Мендельсон часто гастролировал в Лондоне, где познакомился с органистом Лондонского кафедрального собора Томасом Эттвудом. Именно ему посвящен цикл из Прелюдий и фуг.
Творчество Шумана также представлено этюдами в форме канона для педального фортепиано, гибрида рояля и органа, снабженного ножной клавиатурой по аналогии с органом.
Композиторское наследие Йозефа Габриэля Райнбергера охватывает самые разнообразные жанры. Он умышленно оставался в стороне от дерзких новаций, оставаясь верным самому себе. Мастер контрапункта и композиции, Райнбергер создал чудесные по своей мелодичности шедевры. В ансамбле скрипки и органа прозвучит знаменитое соло флейты из оперы «Орфей» Глюка, известное в многочисленных инструментальных вариантах под названием «Мелодия».
Прелюдия и аллегро в стиле Пуньяни, скрипача-виртуоза и композитора Фрица Крейслера, создавшего цикл скрипичных пьес «Классические рукописи». Это 19 миниатюр, написанных в стилистике сочинений XVIII века. В целях мистификации Крейслер скрыл свое авторство, выдав пьесы за транскрипции. Параллельно шутник издал и свои стилизации старинных венских вальсов, которые подверглись уничтожающей критике и противопоставлялись транскрипциям, как истинной музыке.
Вокализ Сергея Рахманинова – сочинение, посвященное примадонне Большого театра – Антонине Неждановой. Пьеса обрела такую популярность, что стала исполняться в транскрипциях для самых различных инструментов.
Один из уникальных исторических органов семейства Walcker (1910 года рождения) поразит своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка.
Валькер (Walcker) – немецкая династия органостроителей, первый представитель которой, Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены не только в Германии, но и в других странах Европы, а также в России.
Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750). Хоральная прелюдия Herr Gott, nun sei gepreiset BWV 601;
Георг Фридрих Гендель (1685–1759). Соната ми мажор XWV 533: Adagio – Allegro – Largo – Allegro;
Иоганн Себастьян Бах. Две хоральные прелюдии Wenn nur die Lieben Gott lasst walten BWV 642,
Liebster Jesu, wir sind hier BWV 633;
Кристоф Виллибальд Глюк (1714–1787). Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика»;
Феликс Мендельсон (1809–1847). Прелюдия и фуга соль мажор op.37;
Фриц Крейслер (1875–1962). Прелюдия и аллегро в стиле Пуньяни;
Роберт Шуман (1810–1856). Два этюда в форме канона op.56. Nicht zu schnell. Andantino;
Йозеф-Габриэль Райнбергер (1839–1901). Две пьесы для скрипки и органа op.150: Тема с вариациями. Элегия;
Иоганн Себастьян Бах. Фантазия соль мажор BWV 572;
Сергей Рахманинов (1873–1943). Вокализ op.34, переложение для скрипки и органа.
11 февраля, воскресенье
10.00 Выставка «Империя смотрит на Восток» (Гатчинский дворец –г.Гатчина, Красноармейский пр., 1).
Осенью 1890 года из Гатчины по Варшавской железной дороге отправилась небольшая делегация. Ее возглавил 22-летний цесаревич – будущий император Николай Второй. Его ждали страны Востока – Египет, Индия, Китай, Япония. Дипломатическая миссия цесаревича стала крупным историческим событием своего времени. Кроме того, впервые в российской истории наследник увидел своими глазами Сибирь и Дальний Восток, а также их жителей – своих подданных.
Спустя 133 года об этом путешествии в России не забудут. Более того, заинтересуются с новой силой: отправляясь изучать Восток, Николай Второй не только опередил свое время, но и задал вектор для дипломатии и российской внутренней политики будущего на долгие годы.
Выставка «Империя смотрит на Восток» в музее-заповеднике «Гатчина» посвящена не только дипломатической миссии последнего императора России. Большинство экспонатов выставки относится к периоду от конца правления Николая I до завершения царствования Николая II, но есть и более ранние и редкие предметы, привезенные в Россию еще при Петре Первом. Посетители увидят костюмы народов Кавказа, Сибири и Дальнего Востока, шедевры восточных мастеров, пятиметровый макет транссибирского экспресса.
В проекте принимают участие: Государственный Эрмитаж, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук, Российский этнографический музей, Библиотека Российской Академии наук, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Государственный музей-заповедник «Царское Село», Государственный музей истории религии, Российская национальная библиотека, Российский государственный исторический архив, Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации.
19.00 Спектакль «Большой куш» (Дворец искусств Ленинградской области – пл. Стачек, 4).
Лирическая комедия о том, к чему может привести гигантский выигрыш в лотерею. Главная героиня Вера живёт в небольшом городе и работает кассиром в продуктовом магазине. В последнее время в её жизни не происходило никаких выдающихся событий, в основном только домашние хлопоты и общение на работе. Но всё поменялось в один момент: Вера выиграла в лотерею миллиард рублей. Пьесу о новоявленной миллиардерше написали Ксения Жаркова и Антон Непомнящий.
12 февраля, понедельник
19.00 Спектакль «Трепет моего сердца» (АДТ им. В. Ф. Комиссаржевской – ул. Итальянская, 19).
В спектакле звучат стихи Хаима Нахмана Бялика и Юлиана Тувима.
Ханох Левин – прозаик, поэт и драматург, крупнейшая фигура израильской культуры конца XX века. Тихий, скромный человек и провокативный драматург и режиссер, нарушитель общественного спокойствия.
Герои Левина – бедные, страдающие, растоптанные и растерянные, живущие тяжко, муторно. Но все они учатся быть счастливыми, разглядев в самой беспросветной серости существования его смысл, умеющие найти сладость в горечи.
Сам автор называл свои пьесы комедиями – его жалкие герои, глумящиеся над ближними и молящие о сострадании, всегда смеются, пусть даже над собой. Левин создал уникальный театральный язык – смесь провокации и поэзии, иронии и самоиронии, жёсткости и отчаянного сарказма и одновременно – величайшей нежности и любви по отношению к непутёвому человеческому роду.
19.00 Концерт «Таривердиев» (Зал «Колизей» – Невский пр., 100).
Проникновенная музыка Микаэла Таривердиева знакома многим поколениям слушателей. На протяжении творческого пути композитор обращался к самым разным жанрам, среди которых романсы, симфонии, концерты, оперы, балеты, однако наибольшую популярность приобрели киноработы.
Впервые Таривердиев соприкоснулся с кинематографом еще в студенческие годы, сочинив музыкальное сопровождение для комедии «Спасите утопающего» по предложению режиссеров выпускного курса ВГИКа. Впоследствии композитор написал музыку примерно к 130 фильмам, которые вряд ли можно представить без утонченных, по-особому камерных таривердиевских интонаций.
В концертной программе прозвучат аранжировки известных композиций Таривердиева, созданных для фильмов «Человек идет за солнцем», «Судьба резидента», «Длинный день», «Пассажир с «Экватора»», а также Первый концерт для скрипки с оркестром.
Дирижер –Игорь Пономаренко.
13 февраля, вторник
17.00 Культурно-просветительское мероприятие «Марийцы на защите Ленинграда» (Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда – Соляной переулок, 9).
Более 130 тысяч уроженцев Марийской АССР, то есть каждый её четвёртый житель, воевали с фашистскими захватчиками. Из 131340 человек, призванных в армию в военные годы из Марийской АССР, 74821 погибли или пропали без вести, из них марийцев – 20900 человек.
За годы Великой Отечественной войны звания Героя были удостоены от 44 выходца из Марий Эл, в том числе звания Героя были удостоены 18 марийцев по национальности.
Уроженцы Марийской АССР активно проявили себя не только на полях боёв за Ленинград. Труженики тыла принимали в свои семьи эвакуированных ленинградских детей и обеспечивали снабжение блокированного врагом города. Только в декабре 1942 года республика приняла 1485 человек эвакуированных из Ленинградской области, 3912 человек из Ленинграда и в последующие годы активно продолжала принимать эвакуированных ленинградских детей.
Свою лепту вносили и деятели культуры Марийской АССР. Среди прошедших суровую школу войны и воевавших на ленинградской земле были и марийские поэты, писатели-фронтовики: Алексей Фёдорович Красноперов, Аркадий Степанович Крупняков и Василий Яковлевич Рожкин.
Вниманию гостей также будут представлены книжно-иллюстративная выставка из фондов Государственного архива Республики Мирий Эл и этнографическая выставка «Душа Марий Эл».
19.00 Гастроли балетной труппы Приморской сцены Мариинского театра (Мариинский-2 – ул. Декабристов, 34).
С 13 по 24 февраля в Санкт-Петербурге пройдут традиционные зимние гастроли балетной труппы Приморской сцены Мариинского театра. В этот раз артисты из Владивостока представят петербургской публике «Тысячу и одну ночь» Амирова, «Щелкунчика» Чайковского, «Корсара» Адана и «Раймонду» Глазунова в хореографии и редакции Эльдара Алиева. Всего на исторической и новой сценах Мариинского театра пройдёт пятнадцать показов спектаклей. В них также примут участие артисты балетной труппы Мариинского театра Тимур Аскеров, Рената Шакирова, Мария Ширинкина, Руслан Стенюшкин и Анастасия Лукина.
Гастроли Приморской сцены Мариинского театра в Петербург – это возможность увидеть эксклюзивные постановки, которые идут только во Владивостоке. Все спектакли представлены в оригинальной хореографии и редакции художественного руководителя балетной труппы Эльдара Алиева.
20.00 «Отрезанная голова Берлиоза» – программа из абонемента «Мастер и Маргарита» (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
В программах абонемента, посвящённого 50-летию публикации полной версии романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», вместе с петербургскими музыкальными коллективами выступают звёзды театра и кино. Название каждой из них, равно как и их содержание отсылает к темам, образам или ситуациям романа.
В центре февральской программы – «Отрезанная голова Берлиоза» – «Фантастическая симфония», самое известное сочинение композитора-романтика Гектора Берлиоза, чья фамилия, наряду с ещё несколькими музыкальными именами собственными, получила новую жизнь на страницах романа. Также в этот вечер прозвучат вдохновлённые образами Булгакова сочинения Альфреда Шнитке и Андрея Петрова. На сцене – Академический симфонический оркестр филармонии, дирижёр Максим Алексеев и актёр Александр Галибин.
14 февраля, среда
19.00 «Баллада о любви» – новая программа Русского концертного оркестра Санкт-Петербурга (Открытая киностудия «Лендок», Белый зал – наб. Крюкова канала, 12).
Оркестр представляет новую концертную программу «Баллада о любви». В аранжировках Александра Чернобаева прозвучат песни Владимира Высоцкого.
Солист – актёр театра и кино, режиссёр, автор песен и стихов, а также один из самых узнаваемых голосов российского дубляжа Владимир Маслаков.
Дирижёр – Александр Чернобаев.
19.00 Концерт оркестра «Северная симфония» Музыкального театра имени Ф. И. Шаляпина (Концертный зал Мариинского театра – ул. Писарева, 20).
14 февраля, в День святого Валентина, в Концертном зале Мариинского театра Симфонический оркестр Музыкального театра имени Ф. И. Шаляпина «Северная Симфония» под руководством маэстро Фабио Мастранджело выступит с программой, в которой гармонично сочетаются яркая виртуозность, кипение страстей и романтические мотивы. В исполнении музыкантов прозвучат: три танца из мюзикла «Увольнение в город» Л. Бернстайна, Рапсодия на тему Паганини С. В. Рахманинова и Симфоническая поэма «Американец в Париже» и «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина. В концерте принимает участие пианист Олег Вайнштейн.
15 февраля, четверг
17.00 Презентация нового альбома «Непарадный Ленинград» (Петропавловская крепость, Иоанновский равелин, конференц-зал Музея космонавтики и ракетной техники).
Альбом «Непарадный Ленинград. Произведения художников ленинградской пейзажной школы 1930–1940-х годов из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга», изданный Музеем истории Санкт-Петербурга, вышел в свет в конце 2023 года.
В Государственном музее истории Санкт-Петербурга хранится богатейшее собрание пейзажной живописи и графики ХХ века. Главная тема этих произведений – Санкт-Петербург-Петроград-Ленинград. На протяжении нескольких десятилетий музей целенаправленно собирал коллекцию городского пейзажа – работы ведущих мастеров ленинградской пейзажной школы.
Альбом «Непарадный Ленинград» представляет первую часть этой коллекции – произведения 1930–1940-х годов.
В издании опубликованы 124 работы: живописные произведения, акварели и цветные литографии с видами города на Неве. Это произведения 22 ленинградских художников: Александра Ведерникова, Владимира Гринберга, Николая Емельянова, Бориса Ермолаева, Владимира Конашевича, Николая Лапшина, Вячеслава Пакулина, Алексея Пахомова, Алексея Почтенного, братьев Анатолия и Виктора Прошкиных, Александра Русакова, Николая Тырсы, Якова Шура и других.
Новый альбом даёт возможность совершить удивительное путешествие во времени – в Ленинград 1930-1940-х годов, увидеть его в разное время года и в разное время суток, проникнуться гармонией и красотой повседневности «непарадного Ленинграда».
Также в издание вошли произведения, запечатлевшие Ленинград в годы войны и блокады. Это работы Бориса Ермолаева, Василия Калужина, Вячеслава Пакулина и Александра Русакова.
В 2024 году Музей истории Санкт-Петербурга планирует публикацию второй части коллекции ленинградской пейзажной живописи ХХ века. В следующее издание войдут видовые живописные и графические произведения 1950–1980-х годов.
На заставке: фото Елены Агафоновой