1 сентября, пятница

12.00 Начало работы выставки «Свешников» (Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО – ул. Большая Морская, 35).
Выставка «Свешников» посвящена художнику Сергею Свешникову (1959 – 2012), важной фигуре в истории петербургской фотографии. В проекте представлены более 200 произведений мастера: среди них портреты Тимура Новикова и Сергея Курехина, групп «Телевизор» и «Ноль», авторские оригиналы, выполненные в ручных техниках печати, а также современные отпечатки с негативов фотографа, ранее никогда не демонстрировавшиеся.
Зрители увидят работы из серий «Энтропия» – монохромные фотографии, раскрашенные автором вручную; листы из проекта «Идентификация», в которых Свешников зафиксировал различные художественные сообщества и музыкальные группы; снятый на инфракрасную пленку проект «Монрепо»; портреты, созданные в старинной технике «бромойль».
Кроме того, в залах Дворового корпуса можно увидеть документальные и художественные фотографии 1980х – 2000х годов про жизнь Ленинградского андеграунда, а также фотоснимки для пластинок и обложек журналов.
В подготовке выставки участвуют художник Олег Котельников и фотограф Дмитрий Провоторов.
Выставка открыта до 29 октября.

14.00 Специальный показ спектакля «Конек-Горбунок», приуроченный ко Дню знаний (Кукольный театр сказки – Московский пр., 121).
Веселые скоморохи расскажут и покажут историю о захватывающих приключениях главного героя Ивана и его волшебного помощника Конька-Горбунка. Зрителей ждет красочная, музыкальная постановка о верной дружбе и злобной зависти, о глупом Царе и красавице Царь-девице, о чудесных превращениях и неожиданном спасении.

19.00 Премьера спектакля «Сон в летнюю ночь» по пьесе Уильяма Шекспира. Режиссер – Каро Балян (Театр юных зрителей им. А. А. Брянцева, Малая сцена – Пионерская пл., 1).
Каро Балян – режиссер, актер, педагог, директор Ереванского международного Шекспировского театрального фестиваля. Его спектакли идут во многих городах России и за рубежом. Среди его постановок: «Мера за меру», «Ромео и Джульетта» (Орск), «Шаганэ. Тайна поэта» (Санкт-Петербург), «Король Лир» (Новороссийск), «Ричард III» (Венгрия), «Лунное чудовище» (Армения), «Hektomeron D1 S8» (Румыния). К комедии «Сон в летнюю ночь» режиссер обращается впервые.
Каро Балян: «Шекспир — это драматург, которого можно ставить бесконечно. И каждый раз снова находить в его пьесах новые мысли и смыслы. Мы взяли перевод Т. Щепкиной-Куперник, потому что старый перевод и современная интерпретация дает нам нужный контраст. В нашем спектакле не будет глубокой философии. Это будет добрая и легкая комедия о забавных героях, которые попадают в волшебный мир сна и открывают в себе неожиданные черты. И, конечно, спектакль будет о любви, которая, по сути, и есть самая главная философия для всех нас».
Лирический и музыкальный спектакль «Сон в летнюю ночь» Театра юных зрителей им. А. А. Брянцева станет размышлением режиссера о природе любви, которая неожиданно возникает в нашей жизни, и также внезапно, как сон, исчезает.
Режиссер – Каро Балян.
Художник – Лина Дикова.
Композитор – Анаит Мнацаканян.
В спектакле заняты: Радик Галиуллин, Анна Слынько, Анна Мигицко, Константин Федин, Мария Матвеенко, Аделина Любская, Александр Бобровский, Анастасия Малахова.
Музыканты: Иван Лосев (барабаны), Михаил Созонтов (гитара), Ольга Рогалева (контрабас).
Премьерные показы спектакля «Сон в летнюю ночь» пройдут на Малой сцене театра 1, 2, 8 и 27 сентября.

2 сентября, суббота

Выставка «Художники круга Довлатова» (Галерея «KGallery» – наб. реки Фонтанки, 24).
Со 2 по 10 сентября в KGallery пройдет выставка посвящённая Сергею Довлатову и художникам его круга. На экспозиции будут представлены работы художников нонконформистов из собрания KGallery, которые в разные годы были близки с писателем. Выставка позволит взглянуть на художественную жизнь того периода как на единый процесс, в котором органично переплетались писатели, поэты, музыканты, художники и многие другие.
«Бронзовым веком» называла Анна Ахматова конец 1960-х – время Иосифа Бродского, Сергея Довлатова, Сергея Юрского, Олега Целкова, Михаила Барышникова, Бориса Тищенко, Ильи Авербаха. Таланты всегда ходят стайками: в Ленинграде эстетическое свободомыслие почти неизбежно вело к личному знакомству, вне зависимости от профессии.
Сергей Довлатов обладал художественными способностями, рисовал всю жизнь, учился какое- то время в СХШ, подумывал получить профессию скульптора или ювелира. Ему нравилось общество художников, мастерские, дружеские посиделки. В мансарде на «именинах хомяка живописца Лобанова» главный герой «Заповедника» встречает свою будущую жену Таню: «В мансарду с косым потолком набилось человек двенадцать. Все ждали Целкова, который не пришел. Сидели на полу, хотя стульев было достаточно. К ночи застольная беседа переросла в дискуссию с оттенком мордобоя. Бритоголовый человек в тельняшке, надсаживаясь, орал: “Еще раз повторяю, цвет – явление идеологическое!”.
Описана мастерская Евгения Михнова-Войтенко, ученика Николая Акимова, создателя собственного направления в абстрактном экспрессионизме. Он жил в доме № 18 по улице Рубинштейна, на четвертом этаже, над скупкой золота. Работал в комбинате живописно-оформительского искусства, который занимался интерьерным дизайном государственных учреждений. В частности, Михнов-Войтенко оформил ресторан «Москва» и знаменитый кафетерий при нем росписью со стилизованными малороссийскими петухами. В мастерской Михнова-Войтенко на улице Рубинштейна, 18, Довлатов подружился с другим учеником Николая Акимова художником Михаилом Кулаковым.
В «Костре» Довлатова окружали Михаил Беломлинский, Светозар Остров, Георгий Ковенчук. Он был хорошо знаком с Михаилом Шемякиным и Яковом Виньковецким. Последнее место службы Сергея Донатовича — нефтеналивная баржа, где вместе с ним шкиперами служили художники-нонконформисты Александр Коломенков и Эдуард Берсудский.

Фестиваль исторической реконструкции «День крепости Орешек» (Ленинградская область, Кировский район, г. Шлиссельбург, о. Ореховый).
В 2023 году исполняется 700 лет со дня основания крепости Орешек. Отмечается этот знаковый юбилей в течение всего года, но главные праздничные события пройдут в сентябре. Центральными станут фестиваль исторической реконструкции, научная конференция, презентации книг и премьера документального фильма, посвященных истории крепости Орешек.
2 и 3 сентября гости фестиваля исторической реконструкции смогут погрузиться в историческую атмосферу крепости Орешек разных эпох: от XIV столетия до времен Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Посетители смогут увидеть образы воинов разных эпох, сражавшихся когда-то у стен Орешка, узнать об особенностях вооружения и снаряжения.
В дни фестиваля состоятся масштабные военно-исторические показательные выступления «Штурм крепости XVI века», «Героическая оборона XVII века» и «Петровская виктория XVIII века». Две последних реконструкции сражений будут проводиться с участием заранее обученных зрителей (за 45 минут до начала сражения пройдет набор желающих принять участие в показательных выступлениях).
На территории острова будут работать ремесленные зоны и мастер-классы. Посетители смогут попробовать себя в кузнечном и гончарном деле, росписи по дереву, научиться плетению из лозы, созданию обережных кукол, резьбе по дереву, набойке по ткани.
Все желающие примут участие в народных забавах (быстрый мешок, волшебная лента, средневековые подковы, рогатка), детском конном рыцарском турнире, гонке на надувных лошадках, в сражении на мягких мечах, получат азы фехтовального искусства.
Для гостей будут организованы командные игры и квесты, связанные с историей крепости.
Праздник будет сопровождаться музыкальной программой.
Вход на фестиваль по билету на посещение крепости Орешек.

11.00 «Петровская ярмарка» (Площадь перед «Газпром Ареной» – Футбольная аллея, 1).
На площади перед главным входом «Газпром Арены» расположится настоящая ярмарка, которая продемонстрирует все богатство и разнообразие угощений и других товаров из разных регионов России. Попробовать самые разные блюда национальной кухни можно будет на тематических зонах-фудкортах: «Уральские сказы», «Волжские дали», «Финский залив», «Северная Пальмира».
Посетители «Петровской ярмарки» также смогут понаблюдать за работой мастеров, попробовать себя в народных промыслах, поучаствовать в играх, представлениях и ярмарочных забавах.
На ярмарке выступят музыкальные коллективы со всей страны, также все желающие приглашаются на спектакль с участием Петрушки, в который будут вовлечены сами зрители. Ярмарка будет работать 2 и 3 сентября с 11.00 до 20.00.

19.00 Премьера спектакля «Пиковая дама». Режиссер – Наталья Индейкина (Театр-фестиваль «Балтийский дом» – Александровский парк, 4).
В преддверии юбилейного года А.С. Пушкина «Балтийский дом» обращается к одному из самых мистических произведений классика – повести «Пиковая дама». В спектакле Натальи Индейкиной сам автор наравне с Германном станет одним из игроков, пытающимся разгадать тайну трех заветных карт: тройки, семерки и туза. В постановке используются письма и дневники поэта.
В ролях:
Германн – Дехиар Гусев.
Лиза – Виктория Зайцева, Валентина Коровникова.
Графиня Анна Федотовна Томская – Валентина Виноградова, Наталья Парашкина.

19.00 Премьера спектакля «Время и семья Конвей» по одноименной пьесе Дж. Пристли. Режиссер – Александр Баргман (Государственный драматический театр «Приют комедианта» — Садовая ул., 27).
Премьера первой редакции спектакля состоялась 16 декабря 2011 года на сцене ФМД-Театра (Театр Музея Достоевского). Премьера новой редакции пройдет на сцене театра «Приют комедианта» 2 сентября 2023 года.
Семейство собирается вместе, чтобы отпраздновать совершеннолетие Кей Конвей — юной писательницы, которая верит, что обязательно напишет полноценный роман. Торжество полно гостей и звонкого смеха. Все строят планы и с надеждой смотрят в будущее.
Двадцать лет спустя. Дом, когда-то наполненный любовью и радостью, изменился до неузнаваемости. А вместе с ним и все его обитатели.
Сюжет спектакля Александра Баргмана напоминает сценарии фильмов Альфреда Хичкока, где зрители переживают за каждый шаг персонажей. Им остается только наблюдать, куда приводят мечты и надеяться, что члены семьи Конвей не свернут с намеченного пути.

3 сентября, воскресенье

11.00 Концерт золотых медалистов XVII Международного конкурса им. П. И. Чайковского (Мариинский-2 – ул. Декабристов, 34).
В новом сезоне Валерий Гергиев продолжит знакомить петербургскую публику с лауреатами XVII Международного конкурса им. П. И. Чайковского — с 3 по 13 сентября лучшие участники престижного музыкального соревнования выступят на сценах Мариинского театра.
Цикл мероприятий откроется концертом золотых медалистов конкурса — 3 сентября в 11.00 на Новой сцене Мариинского театра выступят Сергей Давыдченко (фортепиано, I премия), Зинаида Царенко (меццо-сопрано, Гран-при), Семен Саломатников (труба, I премия) и София Виланд (флейта, I премия). За дирижерским пультом Симфонического оркестра Мариинского театра – Валерий Гергиев. В программе вечера – Второй концерт для фортепиано с оркестром Прокофьева, две арии Далилы из оперы «Самсон и Далила» Сен-Санса, Концерт для трубы с оркестром Щедрина и Блестящая фантазия на темы из оперы Бизе «Кармен» для флейты с оркестром Борна.
Второй концерт цикла пройдет также 3 сентября – в 19.00 на сцену Концертного зала выйдут Энджел Станислав Вонг (фортепиано, II премия), Даниил Коган (скрипка, III премия), Елена Таросян (скрипка, III премия), Иин Цзян (скрипка, IV премия), Валентин Малинин (фортепиано, II премия) и Игорь Морозов (тенор, IV премия).
Следующие вечера состоятся 9, 11 и 13 сентября в Концертном зале. Они пройдут с Симфоническим оркестром Мариинского театра. За дирижерский пульт встанет Валерий Гергиев.
Все мероприятия цикла входят в первый абонемент нового сезона «Чайковский в Мариинском», объединивший оперы великого русского композитора при участии лауреатов XVII Международного конкурса им. П. И. Чайковского.

16.00 Концерт социально-благотворительного проекта «Будь с городом!» (Центральный парк культуры и отдыха им. С. М. Кирова – Елагин остров, 4).
«Будь с городом!» – значимое культурное событие и одновременно социальный проект, который на протяжении восьми лет обращает внимание петербуржцев на важные общественные проблемы и рассказывает, что в городе изменилось к лучшему.
Отличительной особенностью программы этого года станет акцент на мультикультурности Санкт-Петербурга. Все мероприятия, которые пройдут в рамках проекта, будут направлены на обеспечение более глубокого понимания и взаимодействия представителей разных народностей, а насыщенная культурная программа подчеркнет статус Санкт-Петербурга, объявленного Культурной столицей стран Содружества Независимых Государств.
В этом году проект «Будь с городом» пройдет в формате двух больших событий: деловой программы и концерта популярных музыкальных артистов.
В рамках Деловой программы запланированы различные мероприятия от представителей НКО для того, чтобы жители Санкт-Петербурга получили информацию о деятельности различных благотворительных организаций и о том, как и где помочь нуждающимся.
Традиционный большой концерт проекта состоится 3 сентября в ЦПКиО им. С. М. Кирова, начало в 16.00.

19.00 Открытие концертного сезона оркестра musicAeterna (МТС Live Холл – Приморский пр., 80).
Оркестр musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса начнет новый концертный сезон с исполнения Симфонии № 13 Дмитрия Шостаковича, написанной на стихи Евгения Евтушенко. Вокально-симфоническое полотно, объединяющее в себе пять разнохарактерных текстов, представят оркестр musicAeterna, хоры басов musicAeterna, хоровой капеллы им. Юрлова и хора им. Свешникова. Солист – Алексей Тихомиров.
К работе над Тринадцатой симфонией Дмитрий Шостакович приступил, будучи всемирно признанным мастером, окруженным учениками и почитателями.
«Прочтение Шостаковичем моих стихов было настолько интонационно и по смыслу точным, что, казалось, он, невидимый, был внутри меня, когда я писал эти стихи, и сочинил музыку вместе с рождением строк», — говорил Евтушенко о Тринадцатой симфонии Шостаковича.
Тринадцатая симфония выходит далеко за рамки своего жанра. Несмотря на иронично-бытовые интонации в текстах Евтушенко, у нее есть немало общего с духовным вокально-оркестровым жанром – ораторией. В кульминационных разделах хор выходит на первый план. Солист – это и объективный рассказчик, и голос автора, и лирический герой. При этом основная мелодическая нагрузка ложится на оркестр.
Сольную партию исполнит Алексей Тихомиров, солист «Геликон-оперы» и «Новой оперы». К хору басов musicAeterna присоединятся артисты Государственной академической хоровой капеллы России им. А. А. Юрлова и Государственного академического русского хора им. А. В. Свешникова.

4 сентября, понедельник

Выставка «Огонёк. Жизнь как праздник» (Музей современного искусства «Эрарта» – 29 линия В.О., 2).
Музей современного искусства Эрарта представляет выставку, которая познакомит с архивными фотографиями журнала «Огонёк» 1930–70-х годов.
С момента создания в 1899 году «Огонёк» заявил о себе как об издании иллюстрированном: он был телевизором дотелевизионной эпохи, вокруг которого собирались всей семьей. Временно прервав свое существование в революционные годы и возродившись в 1923-м, уже к 1925 году «Огонёк» выходит тиражом в полмиллиона экземпляров.
В эти годы страна переживает настоящий фотографический бум: фотография становится мощным визуальным оружием новой власти. Для «Огонька» работали лучшие советские фотомастера. На его страницах публиковались Аркадий Шайхет, Елеазар Лангман, Эммануил Евзерихин, Всеволод Тарасевич, Исаак Тункель, Михаил Савин, Эдуард Эттингер, Галина Санько, Дмитрий Дебабов, Семен Фридлянд, Лев Бородулин, Лев Шерстенников и, конечно, Дмитрий Бальтерманц. Он начал работать в издании в 1946-м, а потом четверть века, с 1965 по 1990 год, возглавлял фотоотдел «Огонька». Работы этой блестящей фотографической плеяды составляют основу проекта «Жизнь как праздник», который был приурочен еще к 115-летию журнала.
Традиция огоньковской фотографии во многом сформирована историей и идеологией страны. Фотография – это зеркало времени, причем амальгама этого зеркала определяется временем и меняется вместе с ним. Начиная с 1930-х годов фотография, как и другие виды искусства в СССР, обязана следовать принципам соцреализма. Перед фотографом не стоит задача снять «как есть» – гораздо важнее показать «как должно быть». В учебниках по фотографии тех лет основное внимание уделяется именно правилам постановки, режиссуры, казалось бы, объективного репортажа. Каждый постановочный снимок становится политическим высказыванием, будучи одновременно и продуктом, и инструментом идеологической работы. Используя всю мощь своего таланта, фотографы конструируют образ самого счастливого человека в самой счастливой стране. Подвиги коллективного труда в полях, на заводах и стройках, картины нового быта, сцены беззаботного детства и заслуженного отдыха – в огоньковских фотографиях все дышит атмосферой праздника или его предвкушения. Вместе они образуют мифологический узор коллективного счастья.
Окончательно визуальный канон журнала оформляется к середине 1950-х – ко времени расцвета «Огонька» как фотоиллюстрированного издания. В эти годы фотографии с огоньковских обложек и разворотов украшают стены городских квартир, рабочих бытовок, солдатских казарм, поликлиник и домов культуры. Именно эта эпоха и является «главным героем» выставки. В оттепельные 1960-е сквозь пелену коллективного праздника начинает прорываться индивидуализированное счастье – меняется выражение лиц, пластика, сюжеты и тональность снимков. В 1970-е, с наступлением эпохи застоя, праздник постепенно перестает быть главной темой советского фотоискусства. Поэтому фотографии этих двух десятилетий не занимают на выставке главенствующего места, а скорее подводят черту и оттеняют эстетику и идеологическую направленность предшествующей эпохи.
Работы советских фотографов, вошедшие в экспозицию, одновременно и завораживают, и – по прошествии лет – заставляют задуматься о нашем прошлом, настоящем и будущем. Сегодня «Огонёк» – часть нового медийного пространства: с его страниц на нас смотрит реальность, а в ней есть место не только празднику. Но одно остается неизменным – место «Огонька» в жизни огромной страны и в истории российской фотожурналистики.
Выставка открыта до 3 декабря.

5 сентября, вторник

16.00 Вечер, приуроченный к 100-летию со дня рождения Никиты Владимировича Охочинского (Санкт-Петербургский государственный театр марионеток им. Е. С. Деммени — Невский пр., 52).
В этот день в театре будут вспоминать Никиту Владимировича Охочинского, известного актера, режиссера, драматурга и педагога, друга и соратника Е. С. Деммени.
Никита Владимирович Охочинский – потомственный петербуржец. Среди его предков – знаменитый польский и русский живописец Александр Осипович Орловский, скульптор, автор памятника «Стерегущий» в Санкт-Петербурге Константин Васильевич Изенберг. Отец, Владимир Константинович, журналист, библиограф, один из создателей Ленинградского общества библиофилов и Ленинградского общества экслибрисистов, мать – Анна Константиновна, выпускница Смольного.
После окончания средней школы в июне 1941 года, Н.В. Охочинский поступил в Ульяновское танковое училище, по окончании которого стал командиром взвода танков Т-34. Служил в 4-м гвардейском Кантемировском танковом корпусе. Несколько раз был ранен, демобилизовался в звании лейтенанта в мае 1945 года.
С 13 мая 1945 года и до последних дней жизни Никита Владимирович работал в Театре Деммени. Н. В. Охочинский – актер, режиссер, хранитель театрального музея, в период 1996-1997 года исполнял обязанности главного режиссера театра. Им сыграно около 200 ролей более чем в 75 постановках театра. Являлся режиссером-постановщиком спектаклей «Приключения Тома Сойера» (по М. Твену), «Чиполлино» (по Дж. Родари), «А вот и мы», «И снова цирк».
С 1962 года Н. В. Охочинский преподавал в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМИК, ныне – РГИСИ), был доцентом кафедры актерского мастерства и режиссуры кукольного театра. Он – автор спецкурса «Марионетка». Практически все молодые актеры и режиссеры-кукольники, оканчивавшие в те годы институт, являлись слушателями этого курса и учениками Н. В. Охочинского.
О творческом пути Н. В. Охочинского расскажут артисты, работавшие с ним на сцене Театра Деммени.

19.00 Премьера оперы Жоржа Бизе «Кармен» в постановке Начо Дуато (Михайловский театр – пл. Искусств, 1).
5 сентября 2023 года Михайловский театр откроет новый сезон премьерой оперы Жоржа Бизе «Кармен» в постановке Начо Дуато.
Это первое обращение всемирно известного испанского хореографа к опере. «Кармен» Начо Дуато – это спектакль-размышление о предопределенности судьбы, о любви, смерти и о свободе, за которую приходится дорого платить.
Лаконичные и стильные декорации Джаффара Чалаби и неизменно элегантные костюмы Ангелины Атлагич многократно усилят впечатление от постановки. Постоянные соавторы знаменитого хореографа, для которых «Кармен» стала уже третьим совместным проектом, создали совершенную оправу для тонкой режиссуры Начо Дуато.
Начо Дуато, режиссер-постановщик: «Мой спектакль – о женщине, которая родилась и умерла свободной, и о мужчине, который не может ей этого простить».
Владимир Кехман, художественный руководитель Михайловского театра: «Режиссерский дебют Начо Дуато в опере – долгожданное событие для Михайловского театра. Я рад, что он выбрал именно «Кармен» для своей первой постановки – это прекрасная опера, которой очень не хватало в нашем репертуаре».
Музыкальным руководителем и дирижером постановки выступит главный дирижер и музыкальный руководитель Михайловского театра Александр Соловьев.
Постановка «Кармен» станет пятнадцатым спектаклем Начо Дуато в репертуаре Михайловского театра и первым оперным спектаклем в карьере знаменитого хореографа.

19.00 Все фортепианные концерты Рахманинова в исполнении Ильи Папояна и Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра под управлением Александра Титова (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Исполнение всех концертов С. В. Рахманинова в преддверии юбилейных дат гениального композитора давно уже стало традицией Филармонического общества Санкт-Петербурга. В этих концертах в разные годы принимали участие выдающиеся оркестры нашего города и многие петербургские пианисты.
В нынешнем 2023 году, когда музыкальная общественность нашей страны широко отмечает 150-летие со дня рождения Рахманинова, 5 и 7 сентября Филармоническое общество проводит уникальную акцию. Впервые все четыре концерта и «Рапсодия на тему Паганини» прозвучат в исполнении одного солиста, а именно — молодого петербургского пианиста Ильи Папояна. Идею поддержал и Александр Титов, художественный руководитель и главный дирижер Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра, с готовностью согласившийся принять участие в этом событии.

19.00 Торжественное открытие выставки «АРТиКУЛ. Кадр №1» (Музей современного искусства «Артмуза» – 13 линия В.О., 70).
Это будет первая выставка в рамках творческого проекта музея «Артмуза» и журнала «АРТиКУЛ». Она открывает цикл экспозиций, который, по замыслу кураторов, продлится несколько сезонов.
Амбициозная цель данного проекта – в полной мере раскрыть для петербуржцев и гостей города искусство фотографии, представляя работы современных профессиональных фотохудожников. «АРТиКУЛ» – это петербургский авторский журнал о кино- и фотоискусстве. Идея выпуска подобного издания зародилась на кафедре кинофотоискусства Санкт-Петербургского института культуры /отсюда и его название/; первый номер вышел в свет в мае 2021 года. В журнале публикуются работы студентов и выпускников творческих вузов Санкт-Петербурга в области аудиовизуальных искусств: фотографов, режиссеров, операторов, мультипликаторов.
Создателем и главным редактором журнала является выпускница Института культуры, петербургский фотохудожник Рина Моф.
Выставка открыта до 1 ноября.
Вход свободный.

6 сентября, среда

19.00 Показ спектакля «Деревья умирают стоя» (Театр-фестиваль «Балтийский дом» – Александровский парк, 4).
Сентябрь в театре-фестивале «Балтийский дом» станет месяцем имени Татьяны Львовны Пилецкой, в июле отметившей 95-летие. В афише собраны все спектакли с ее участием: «Деревья умирают стоя» (6 сентября), «Семья в подарок» (13 и 30 сентября) и премьера «Рок-н-ролл на закате» (17 сентября). Кульминацией станет юбилейный вечер, который состоится 25 сентября на Большой сцене театра.

«Миры». Выставка Елены Брановицкой и Геворга Багдасаряна (Выставочный зал Союза художников – Большая Морская ул., 38).
Работы петербургской художницы Елены Брановицкой познакомят с разными техниками декорирования керамики: сграффито глазурями, восстановление окислов металлов в обжиге раку, ангобирование. Будут демонстрироваться серия натурных портретов в керамике, образы природы и городские пейзажи, декоративные блюда и тарелки, окрашенные глазурями, комплекты ваз, скульптурные композиции. Творчество мастера удивительно поэтично. Брановицкая наполняет материал особым, собственным уникальным видением, которое передает в глине через энергию формы и переходы цвета. Елена отображает свои наблюдения за окружающим миром, выражая восхищение творением природы и человеком как ее части.
На выставке будет представлено 150 живописных и графических работ Геворга Багдасаряна. Художник родился в Ереване в 1947 году в семье реставратора Вардкеса Багдасаряна. Геворг пошел по стопам отца и тоже стал реставратором. Автор активно участвовал в республиканских и всесоюзных выставках, в зарубежных групповых экспозициях. В 1994 году занимался реставрацией фресок в Армянской церкви на Невском проспекте в Петербурге. Работы Геворга находятся в музеях Армении, Туркмении и в частных коллекциях в разных странах мира.

7 сентября, четверг

10.00 Выставка «Современная архаика. Искусство племен Индии» (Государственный музей истории религии – ул. Почтамтская, 14).
Выставка является продолжением серии ежегодных выставок, представляющих различные аспекты традиционных верований народов Индии и проводится совместно с частным коллекционером Т.И. Оранской. Выставку планируется посвятить искусству адиваси – коренных или дословно ‘изначальных жителей’ Индии, племена которых проживали на её территории ещё до прихода туда ариев в середине II тыс. до н.э. Оттеснённые в горы и леса, они сохранили не только этническую, но и культурно-религиозную обособленность, архаичные мифо-религиозные верования и ритуальную практику. Цивилизационное вторжение, особенно усилившееся во второй половине 20-го века, привело к разрушению природных и социальных условий жизни адиваси и их вольному и невольному вовлечению в господствующие формы жизни и мышления. На религиозном уровне это нашло выражение в индуизации, преимущественно шиваитского толка, и христианизации.
Обладая скромным по численности собранием предметов, представляющих этническое и религиозное многообразие Индии, музей для проведения выставок по данной теме обращается к помощи частных коллекционеров. Вот и на этот раз индуистские культовые предметы из музейного фонда будут дополнены мелкой пластикой и картинами частных коллекций Т.И. Оранской и проф. Манфреда Поля (1943 – 2015). Все предметы созданы в XX и XXI веке согласно традициям, насчитывающим тысячелетия, и воспроизводят формы так называемого «примитивного» искусства, в котором черпали и черпают вдохновение многие великие художники современности.
На выставке можно познакомиться с миром богов, людей, животных и растений такими, какими их представляют себе художники и скульпторы адиваси на рубеже XX – XXI вв. Изменения в культурных традициях племён привели к тому, что в конце XX столетия прежние изображения их богов и иные культовые предметы утратили своё значение и перестали пользоваться спросом. Их создатели оказались в трудной ситуации, выйти из которой им помогли неправительственные индийские организации. При их поддержке художники разработали новую систему образов, отвечающих вкусам широкой публики, и вывели искусство адиваси на международный рынок. Однако традиционный способ производства мелкой пластики при этом сохраняется.
Значительная часть экспонируемой мелкой пластики – изображения шиваитских богов и богинь (Шивы, Ганеши, Дурги и Кали), свидетельствующие о длительном взаимовлиянии верований адиваси и развитого индуизма. Они выполнены в технике «потерянной формы», зачастую со специфической проволочной обмоткой, и происходят из Восточной Индии – штатов Чхаттисгарх и Одиша. Большинство фигурок сделаны в деревне Кондагаон (дистрикт Бастар, Чхаттисгарх) которая известна своей традиционной мелкой бронзовой скульптурой. Здесь же на рубеже 20-го и 21-го веков возник её новый тип – фигурки, вырезанные из металлического листа и изогнутые для придания им объёмной формы. Представленные на выставке картины происходят из Центральной Индии. Они воспроизводят на бумаге акриловыми красками манеру и образы настенной живописи бхильских племён, украшающей стены глинобитных хижин. Авторы картин – Бхури Баи, художница из бхилов, которая в 1970-х годах впервые перенесла эти изображения на бумагу, и члены её семьи, они же её ученики. Дополняют экспозицию фотографии мелкой скульптуры и картин.

15.00 Экскурсия «Институт экспериментальной медицины».
Институт экспериментальной медицины – первое учреждение России, где стали изучать причины болезней и подбирать способы лечения. Попечителем и основателем выступил принц А.П. Ольденбургский. Первой научной задачей было создание вакцины от бешенства.
Участники экскурсии посетят территорию научного комплекса и увидят, где работали ведущие врачи – И. Павлов, В. Ушаков, С. Виноградский. Посмотрят на специально спроектированный комплекс для проведения экспериментов известный как «Башня молчания». Посетят музей, рассказывающий об истории развития института с прекрасной экспозицией и подлинными предметами: инструментами, приборами, документами и научными работами ведущих умов того времени.
Отдельного внимания заслуживает библиотека, вход в которую украшает яркий майоликовый портал. В фонде хранится множество редких и очень ценных изданий — поступившие как из личной библиотеки основателя, так и книги из частных коллекций, подаренные институту. В частности, афоризмы и медицинские труды Гиппократа 1641 года издания, подлинная диссертация И. Павлова с его автографом и прижизненное издание «Критики чистого разума» И. Канта.
С особым почтением в институте относятся к собакам, которые служили науке и участвовали во множестве исследований. Их подвигу посвящен памятник, расположенный на территории комплекса.
Для участия в экскурсии необходимо зарегистрироваться на сайте: https://xn--c1acndtdamdoc1ib.xn--p1ai/kuda-shodit/sobytiya/institut-eksperimentalnoy-meditsiny/?excursion=368422

17.00 Литературные чтения «В горах его сердце», посвященные Расулу Гамзатову (Центральная районная библиотека им. А.С. Пушкина – Большой проспект П.С., 73/36).
Расул Гамзатов: «Правило горцев: продай поле и дом, потеряй все имущество, но не продавай и не теряй в себе человека».
На литературном чтении, посвященном дню рождения народного поэта Дагестана, прозаика, переводчика, публициста, общественного деятеля Расула Гамзатовича Гамзатова прозвучат его стихи, поднимающие темы дружбы, войны, ответственности и любви.

8 сентября, пятница

15.30 Открытие Литературного фестиваля «Великое русское слово». Конференция, посвященная творческому наследию А. А. Ахматовой (Библиотека им. М. Ю. Лермонтова – Литейный пр., 17-19).
Фестиваль «Великое русское слово», который пройдет с 8 по 10 сентября, впервые соберет писателей, литературоведов, а также литературных педагогов-наставников всего региона.
Как известно, Анну Ахматову в той или иной степени считали своим наставником многие известные поэты второй половины ХХ века: И. Бродский, Е. Рейн, А. Найман, Д. Бобышев. При проведении мероприятий фестиваля организаторы обращаются не только к творческому наследию поэтессы, но и к тем традициям наставничества, передачи мастерства, которые сложились в ленинградской литературной среде и продолжают жить и развиваться.
Темами для обсуждения на конференции выбраны педагогика в литературном творчестве, осмысление и интерпретации творчества А. А. Ахматовой в современном информационном пространстве. Участниками конференции станут петербургские критики, искусствоведы, педагоги и приглашенные эксперты из других регионов.
Вход свободный.

19.00 Творческая встреча с петербургскими литераторами «Писатель Петербурга: вчера, сегодня, завтра» (Книжная лавка писателей – Невский пр.,66).
Ныне живущие литераторы вспомнят о своем общении с ушедшими от нас ленинградскими поэтами Глебом Горбовским, Вадимом Шефнером и другими, расскажут о том влиянии, которое они оказали на их творчество.
Вход свободный.

19.00 Открытие XIV Международного театрального фестиваля «Александринский» (Александринский театр – пл. Островского, 6).
Основная программа XIV Международного театрального фестиваля «Александринский» состоит из трех блоков. Это гастрольные спектакли национальных театров из Сербии, Армении и Чеченской республики. Три собственные премьеры Александринского театра. А также серия избранных спектаклей Валерия Фокина к 20-летию на посту художественного руководителя. В офф-программу фестиваля войдут творческие встречи, мастер-классы, образовательные программы.
8, 9, 10 сентября программу открывает спектакль Валерия Фокина «Один восемь восемь один». Созданный в содружестве c театральным художником Алексеем Трегубовым и музыкантом Вячеславом Бутусовым этот спектакль сюжетно захватывает всего несколько дней российской истории, которые были ознаменованы окончанием правления Александра II и восхождением на престол Александра III. Также в цикле, посвященном юбилею служения Валерия Фокина Александринскому театру, будут показаны еще два спектакля мастера: 16 и 17 сентября на Новой сцене им. Вс. Мейерхольда – спектакль по тексту Кирилла Фокина «Честная женщина», 8 октября на Основной сцене Александринского театра – «Рождение Сталина».
18 и 19 сентября Национальный театр в Белграде (Сербия) представит на Основной сцене Александринского театра спектакль «Война и мир», созданный по роману Л. Н. Толстого, режиссер – Борис Лиешевич.
Чеченский драматический театр им. Ханпаши Нурадилова привозит два спектакля. 25 сентября на Основной сцене покажут «Отелло» по трагедии У. Шекспира, режиссер — Роман Мархолиа. 26 сентября на Новой сцене – «В горы за тобой», спектакль художественного руководителя театра Хавы Ахмадовой по пьесе Олега Михайлова.
Национальный драматический театр им. Габриэла Сундукяна (Ереван, Армения) 30 сентября покажет на Новой сцене спектакль «Декамерон» по новеллам Дж. Боккаччо, режиссер – Лили Элбакян, 28 сентября на Основной сцене – спектакль по роману К. Кизи «Пролетая над гнездом кукушки», режиссер – Армен Элбакян.
30 сентября Организационный комитет Года Расула Гамзатова проведет на Основной сцене Александринского театра театрализованное представление «Родники Расула Гамзатова» с участием ансамбля «Лезгинка», ансамбля песни и танца «Дагестан», Дагестанского театра оперы и балета, мужского хора «Чарода» и других коллективов.
В программу фестиваля вошли также премьеры спектаклей молодых режиссеров, выпущенные в Александринском театре в финале 267-го сезона. Спектакль Антона Оконешникова «Руслан и Людмила» по поэме А. С. Пушкина будет показан 14 октября на Основной сцене. Спектакль Елены Павловой по мотивам пьесы А. П. Чехова «Чайка» – 13, 14 октября на Новой сцене.
Завершает основную программу фестиваля премьера спектакля Константина Богомолова по роману Максима Горького «Мать» – 4, 5, 6 ноября на Основной сцене. Офф-программа будет объявлена дополнительно.

19.00 Премьера спектакля «Лес» по пьесе А. Н. Островского. Режиссер – Уланбек Баялиев (Театр юных зрителей им. А. А. Брянцева, Большая цена – Пионерская пл., 1).
Впервые пьеса, обозначенная автором как комедия, была напечатана в журнале «Отечественные записки» в 1871 году, в том же году поставлена в Александринском театре, и с тех пор прочно вошла в репертуар русского театра.
«Лес» имеет богатейшую сценическую историю. Роли в комедии становились бенефисными для великих русских актеров, таких как Н. Х. Рыбаков, М. П. Садовский, Г. Н. Федотова, М. И. Писарев, В. Н. Андреев-Бурлак и многие другие.
Эпохальным, легендарным стал спектакль Всеволода Мейерхольда 1924 года, построенный на принципе монтажа аттракционов, на головокружительном полете фантазии, которая впитала творческое освоение опыта комедии дель арте, средневекового фарса, русского балаганного, площадного театра. Все самые дорогие для Мейерхольда театральные идеи были реализованы в «Лесе» одновременно и составили качественно новое единство.
Специалист по Островскому Нина Шалимова считает, что образный мотив леса заключает множество смысловых оттенков: это и человеческие отношения, где можно заблудиться, и убежище для влюбленных, и усадебное место действия, и, наконец, сама жизнь человеческая, сравнимая с блужданием по лесным дебрям.
Для режиссера Уланбека Баялиева «Лес» стал апологией тотальной театральности, территорией всеобщего комедиантства. Он воплощает знаменитую формулу комедии Островского: «Весь лес лицедействует». Перефразируя великого Барда, можно сказать: «Весь «Лес» – театр / В нем женщины, мужчины – все актеры».
Неожиданные открытия сулит трактовка образов Счастливцева и Несчастливцева, роли которых играют Александр Иванов и Олег Сенченко. В том «Лесу», который сочинили Баялиев и его команда, действительно много загадочного, игрового, магического, неожиданного. Но наряду с этим и близкого, узнаваемого: да, это наши родные стежки-дорожки, наши страсти, доходящие порой до крайности в поиске счастья, любви, понимания. А также в жажде богатства, благополучия, успеха. Это родные просторы, допускающие и неспешные странствия бродячих артистов, и карьерный забег, гонку за житейскими благами.
Впрочем, сатирического пафоса режиссерская трактовка не предполагает. В спектакле сплетаются такие разные истории, чем продиктована его полифоничность, многожанровость: цирковая, балаганная эстетика, восходящая к традиции Мейерхольда, соседствует с мелодрамой, непревзойденным мастером которой был Островский.
Режиссер о спектакле: «Островский – драматург многоликий, он по-разному в разные периоды жизни относился к своим героям. На пьесу «Лес» мне интересно посмотреть с точки зрения того Островского, которого я когда-то понял, принял и с кем сдружился, в пьесах которого нет плохих людей, нет каких-то благородных и каких-то нехороших, а есть живой человек со своими муками, своими проблемами, и каждый их решает по-своему. Я пытаюсь очистить «Лес» от излишней шаржированности, потому что какая-то проблематика пьесы сегодня уже не очень работает: ну, женщина чуть за 50 выходит замуж за молодого 20-летнего – кого сейчас этим удивишь. Для нас важна тема актерской жизни, мы размышляем, что такое театр и что такое артист, что такое вообще игра, пытаемся понять саму суть театральности. Обычный человек точно так же в жизни играет роль, как и артист на сцене, здесь перепутаны жизнь и сцена, мы в жизни играем, жизнь тоже играет нами».
Режиссер-постановщик – Уланбек Баялиев.
Художник-постановщик – Евгения Шутина.
Композитор – Иван Волков.
В спектакле заняты: Сергей Жукович, Анна Дюкова, Ирина Волкова, Юлия Корж, Анна Лебедь, Александр Иванов, Олег Сенченко, Данила Лобов, Иван Стрюк, Денис Гильманов, Кирилл Таскин, Никита Худяков.
Премьерные показы спектакля «Лес» пройдут 8 и 27 сентября 2023 года на Большой сцене театра.

19.00 Открытие 35 сезона в Санкт-Петербургской филармонии джазовой музыки (Загородный пр., 27).
8 сентября 2023 года Санкт-Петербургская филармония джазовой музыки открывает 35-й концертный сезон. Основанная в 1989 году народным артистом России Давидом Голощекиным филармония в течение многих лет является центром джазовой жизни нашего города. В двух залах филармонии регулярно выступают лучшие коллективы Санкт-Петербурга, России и зарубежные музыканты. Здесь проходят тематические концерты, творческие вечера, международные фестивали джаза, концерты для детской и юношеской аудитории, а также концерты классического, современного и традиционного джаза. В предстоящем сезоне посетителей филармонии ожидают, интересные творческие встречи и новые проекты, на которых будет представлен петербургский и российский джаз во всем его многообразии.
Открывает концертный сезон Jazz Philharmonic Orchestra. В программе «Время свинга» прозвучат оригинальные аранжировки легендарных джазовых стандартов.

19.00 Проект «Свеча памяти. Блокадные адреса» (Площадь Искусств).
8 сентября на площади Искусств при помощи технологии видеомэппинга зажжется свеча в память о тех, кто ценой своей жизни сохранил город, и состоится показ фильма. В 19.00 начнется концерт «Свеча памяти». В исполнении солистов Мариинского театра Надежды Сердюк и Ивана Сапунова, солистов Академии «Авансцена» и Большого Симфонического оркестра Северо-Запада России под управлением Максима Алексеева прозвучат 8 квартет и фрагмент Седьмой «Ленинградской» симфонии Дмитрия Шостаковича.

9 сентября, суббота

11.30 Премьера спектакля Дарьи Левингер «Теремок» (Большой театр кукол – ул. Некрасова, 10-12).
В своей новой работе для самых-самых маленьких Большой театр кукол обратился ко всем известному, классическому детскому произведению «Теремок». В репертуаре театра уже есть несколько спектаклей с возрастной категорией 0+: «Колобок», «Я с тобой» и другие. Спектакль Дарьи Левингер станет органичным дополнением репертуара для малышей, в котором за простым сюжетом скрывается большое пространство для взрослых размышлений и новых интерпретаций.
Для спектакля художница Мария Клочьева создала шесть планшетных кукол – жителей Теремка, от маленькой мышки-норушки до большого косолапого медведя.
Главным героем спектакля станет сам Теремок, который объединил внутри себя таких разных зверей. Чтобы отразить его пестрый, неоднородный внутренний мир, создатели спектакля решили «собрать» его из множества сумок и чемоданчиков. «Теремок из чемоданов, как Вавилонская башня, где в итоге все и всё оказывается разным» – говорит
об этом решении режиссер Дарья Левингер.
Спектакль на языке театра кукол призван поговорить с детьми про устройство «человеческого общежития», заставить задуматься о том, как научиться уступать и дружить с соседями, уметь уживаться и решать конфликты, слышать и понимать друг друга. Этим качествам важно научиться с самого раннего возраста, в будущем они помогут детям вырасти в чутких, внимательных взрослых.
Премьерные показы спектакля пройдут 9 и 10 сентября в 11.30 и 13.00.

16.00 Ежегодная церемония в честь Дня «рапирной науки» в Санкт-Петербурге (Памятник Петру I — Кленовая ул., 1).
Санкт-Петербургский фехтовальный клуб совместно с Санкт-Петербургским региональным отделением федерации артистического фехтования России проводят праздничное мероприятие в честь Всемирного дня фехтования и отмечают День «рапирной науки» в Санкт-Петербурге. В мероприятии участвуют Первый кадетский корпус и школа классического фехтования «Плащ и шпага».
Ежегодно во вторую субботу сентября у монумента Петру I возле Михайловского замка собираются поклонники фехтовального искусства, чтобы отдать дань памяти и благодарности императору за развитие фехтования на берегах Невы. Впервые «рапирная наука» как учебный предмет была введена в программу Морской академии в Петербурге по личному указу Петра I от 9 сентября 1715 года.

10 сентября, воскресенье

15.00 Подведение итогов литературного фестиваля «Великое русское слово» в поселке Комарово.
Комарово уже не одно десятилетие слывет «северным Переделкино»: здесь жили и творили Глеб Горбовский, Виктор Соснора, Даниил Гранин, Ольга Форш, братья Стругацкие, Олег Ефремов, многие другие советские и российские писатели и поэты. Здесь же последние 10 лет своей жизни отдыхала и работала Анна Ахматова, возле ее дома-музея и пройдет торжественное закрытие литературного фестиваля.
Зрители услышат уникальные аудиозаписи стихов А. А. Ахматовой в авторском исполнении и произведения наших современников, продолжателей великих традиций русской поэзии. Также в программе концерта – мелодекламации и авторская песня.
Вход свободный.

16.00 Открытие сезона Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра (Дворец Белосельских-Белозерских – Невский пр., 41).
Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр открывает новый сезон программой из шедевров русской симфонической классики. 10 сентября во Дворце Белосельских-Белозерских коллектив под управлением Александра Титова исполнит Второй фортепианный концерт Сергея Рахманинова и Девятую симфонию Дмитрия Шостаковича. Партия фортепиано – солист Санкт-Петербургского дома музыки Илья Папоян. Концерт приурочен ко Дню памяти жертв блокады Ленинграда.

19.00 «Большие гастроли» Омского государственного академического театра драмы в Санкт-Петербурге (МДТ – Театр Европы – ул. Рубинштейна, 18/5).
С 10 по 21 сентября 2023 года состоятся «Большие гастроли» Омского государственного академического театра драмы. В рамках межрегионального направления «Больших гастролей» на сценах МДТ – Театра Европы, Государственного драматического театра на Васильевском и Дворца искусств Ленинградской области пройдут показы спектаклей «Время женщин», «Мой дедушка был вишней», «Отец», «Я – Караваджо», «Блистательный Санкт-Петербург», «Эрмитаж», «Смит и Вессон», «Свидригайлов. Сны», «Метод Гренхольма», «О мышах и людях», «Осенние скрипки», «Небо позднего августа».

11 сентября, понедельник

14.00 Экскурсия «Природное и культурное наследие дворцово-паркового ансамбля «Сергиевка».
Участники экскурсии познакомятся с великолепным дворцово-парковым ансамблем в Сергиевке – загородной усадьбой дочери Николая I Марии и ее супруга, герцога Максимилиана Лейхтенбергского, много сделавшего для развития культуры, искусства, науки, образования, здравоохранения и технического прогресса его второй родины – России.
Усадьба в Сергиевке была свадебным подарком императора молодоженам и обустраивалась архитектором Андреем Штакеншнейдером, которому благоволил Николай I. В ходе экскурсии будет возможность посетить двухэтажный дворец, похожий на античную виллу, окруженную террасами-галереями. Пострадавшее после 1917 года, а затем в годы Великой Отечественной войны здание отреставрировано и предстает в своем прежнем виде.
Экскурсанты прогуляются по тенистому парку, в тиши которого обитают редкие растения и животные. Здесь, в русле протекавшего по оврагу ручья, устроен каскад прудов с плотинами и мостами. Как у дворца, так и в парке были установлены многочисленные скульптуры, и во время путешествия можно будет увидеть самую примечательную из них – огромный, вросший в землю валун с высеченным на нем лицом неведомого богатыря.
Необходима регистрация: https://xn--c1acndtdamdoc1ib.xn--p1ai/kuda-shodit/sobytiya/prirodnoe-i-kulturnoe-nasledie-dvortsovo-parkovogo-ansamblya-sergievka/?excursion=368440
Запись на экскурсию заканчивается 5 сентября в 11.00 в связи с подачей списков на объект.

19.30 Спектакль «Колымские рассказы» (Театр имени Ленсовета – Владимирский пр., 13).
Варлам Шаламов писал о том, что человек несовершенен, что его физическая природа сильнее духовной. И человек очень легко расчеловечивается. С этим очень непросто соглашаться. Но как же самому автору удалось провести 16 лет в лагерях и сохранить в себе человеческое? Как он мог писать, что его поддерживало? Работа над этим спектаклем шла более двух лет. Инсценировку написал актёр Марк Овчинников, постановку осуществил Максим Фомин. Музыкальной основой постановки стали композиции Всеволода Задерацкого, который тоже прошёл лагеря. Создатели спектакля задаются вопросами об источнике внутренней силы и стойкости, которыми обладали Задерацкий, Шаламов и другие выдающиеся люди, на чью долю выпали тяжкие испытания.

12 сентября, вторник

19.00 Спектакль «Записки Аксентия Ивановича Поприщина» (ТЮЗ им. А. Брянцева – Пионерская пл., 1).
Этот спектакль стал сенсацией Авиньонского фестиваля, газета «Либерасьон» писала о нем, как об откровении, которым он стал для зрителей. Гоголь в своих «Записках» старался показать убогий духовный мир и низость нравов чиновничьей среды, с сарказмом и юмором описывая попытку сбежать от этой серости в иллюзорность. Но режиссёр превратил эту историю не только в рассказ о сумасшествии униженного титулярного советника, потомственного дворянина, которым без конца помыкает занудный начальник. Это ироничное и весёлое путешествие по закоулкам обиженной души.
Дневник «Короля Испании» показывает, как новоявленный монарх всё глубже погружается в свои фантазии и даже, наконец, возвращается в Испанию, то есть попадает в сумасшедший дом.

19.30 Литературно-джазовый спектакль «Иосиф Бродский. Пилигрим» (Джаз-клуб Игоря Бутмана – наб. канала Грибоедова, 7).
Литературно-джазовый спектакль «Иосиф Бродский. Пилигрим» в постановке независимого театра Vertumn.
Поэзия одного из самых ярких и интеллектуальных поэтов XX века Иосифа Бродского стала для театра Vertumn самым настоящим Космосом, в который они погружаются и вместе с собой увлекают зрителя. Представляя разные грани творчества поэта, актеры соединяют художественные и документальные тексты в единое и неразрывное полотно мысли. Документальные свидетельства эпохи, выдержки из различных интервью и письма раскрывают образ Поэта во всей его многогранности. Важной составляющей этого спектакля становится специально написанная к этому спектаклю музыка. Пульс живого исполнения претерпевает самые разнообразные жанровые изменения. Казалось бы, оставаясь в русле джазовых импровизаций, так почитаемых и любимых самим Бродским, музыканты в то же время раскрывают перед зрителем-слушателем всю палитру музыкального современного музыкального пространства: от би-бопа и неоклаcсики, до хип-хопа и регги.
Состав музыкантов: Юрий Бедрак – клавишные, Евгений Бондарев – труба, Филипп Мещеряков – контрабас, Дмитрий Сабуров – барабаны.

13 сентября, среда

19.00 «Молитва о мире» (Государственная академическая капелла – наб. реки Мойки, 20).
Андрей Мерзликин и Ольга Смирнова прочтут фрагменты фронтовых писем мариупольцев и ленинградцев времен Великой Отечественной войны. Прозвучит музыка Комитаса, признанного «певца мира» и русских композиторов. Проект приурочен к 80-летию освобождения Мариуполя от фашистских войск, которое произошло 10 сентября 1943 года.
Визуальная часть проекта – это 3D mapping, посвященный людям культуры.
За полтора часа концерта перед глазами предстанут образы и работы лучших людей Мариуполя, соотечественники гордятся ими по сей день: художник Архип Куинджи, кинорежиссер Леонид Луков, великий офтальмолог Михаил Авербах, доктор истории и теории искусств Дмитрий Айналов, летчик-испытатель Григорий Бахчиванджи и многие другие.

19.00 Лекция Юлии Стадник «Теории о практике». «От локального к глобальному. Введение в фольклорный танец» (Дом Радио – ул. Итальянская, 27).
Направление «Теории о практике: встречи-рефлексии о танце и перформансе XX-XXI вв.» включает лекции, показы танцевальных и перформативных работ, их обсуждение, а также интервью с хореографами, танцовщиками и перформерами.
Цель программы — рассказать о современном танце и перформансе, основываясь на академической теоретической базе. В фокусе внимания – современный танец как междисциплинарное искусство, поиск новых и укрепление уже существующих связей между разными видами творчества.

14 сентября, четверг

II Международный фестиваль циркового искусства «Без границ» (Санкт-Петербургский Государственный цирк – наб. реки Фонтанки, 3, лит. А).
Уже во второй раз Санкт-Петербург становится цирковой столицей мира, где зрителям и международному жюри будут представлены уникальные номера звезд цирка, захватывающие аттракционы с участием тигров, слонов и других экзотических животных.
Большой Санкт-Петербургский государственный цирк погружает в красочный и удивительный мир циркового искусства, представленный артистами международного уровня и приглашает увидеть невероятные, сложные и абсолютно новые трюки, которые поразят воображение. Дебют фестиваля «Без границ» состоялся в 2022 году и прошел с аншлагами среди поклонников цирка всех возрастов. В течение нескольких дней перед зрителями развернется умопомрачительное шоу, а лучшие эквилибристы и иллюзионисты, атлеты и акробаты, комики и мимы, дрессировщики и жонглеры продемонстрируют последние достижения «науки удивлять и восхищать» и внесут свой вклад в сокровищницу мирового циркового искусства.
В жюри войдут деятели культуры и циркового искусства, а также ведущие российские и мировые эксперты.
Фестиваль продлится до 17 сентября.

XXV Международный фестиваль современного танца «Открытый взгляд».
Новый сезон для Open Look станет юбилейным. Фестиваль был основан в 1999 году Санкт-Петербургским домом танца «Каннон Данс» и с тех пор прошел большой путь становления от летней танцевальной школы до самого ожидаемого события в культурной жизни Северной столицы.
Open Look ежегодно знакомит зрителей с мировыми трендами в современной хореографии и смежных формах искусства, представляя самые интересные спектакли в стиле contemporary.
Свое 25-летие фестиваль отметит на Новой сцене Александринского театра и в Доме Танца «Каннон Данс». Мероприятия пройдут также на музейных площадках и в необычных пространствах городского ландшафта.
Насыщенная программа форума как всегда представит разные форматы событий: мастер-классы российских хореографов, творческие встречи, круглые столы, выступления танцевальных компаний.
Фестиваль продлится до 19 сентября.
Подробности на сайте: https://open-look.ru

15 сентября, пятница

19.00 Пространственная запись звука устройствами расширенного слушания. Мастерская Юлии Глуховой (Дом Радио – ул. Итальянская, 27).
Трехдневная мастерская Юлии Глуховой «Пространственная запись звука устройствами расширенного слушания» открывает новый сезон просветительской программы Лаборатории экспериментального звука Дома Радио. Мастер-класс объединит практику полевых условий с работой в студии и завершится созданием восьмиканальной работы с использованием записей, сделанных участниками во время практики.
Полевая запись – это практика, появившаяся в 60-е годы прошлого века и связанная с развитием переносных записывающих устройств. Метод получил распространение как в авангардной музыке, так и в антропологических, этнографических и биоакустических исследованиях. Технически полевой записью можно назвать любой материал, записанный вне студии – будь то пение птиц, биение волн, исполнение народной песни в аутентичных условиях или звуковой ландшафт, запечатленный из окна квартиры. На воркшопе Дома Радио полевая запись будет рассматриваться как часть художественной практики в контексте создания многоканальных звуковых инсталляций и работы с расширенных техниками звука, подразумевающими использование таких устройств, как геофоны и электромагнитные датчики.
В течение трех дней мастерская ознакомит участников с полным процессом создания многоканальной инсталляции. Первый этап будет посвящен теоретическим знаниям и обсуждению концепций и форматов звуковых инсталляций. Второй этап представляет собой сессию полевой записи. Участникам будет предложен маршрут, на протяжении которого группа сможет останавливаться в определенных местах и делать синхронные восьмиканальные записи. На третий день группа вернется в студию, где материалы практического занятия будут организованы в цифровой аудиостудии (DAW) в законченную многоканальную работу.
Участником мастерской после прохождения регистрации и заполнения формы может стать любой желающий – опыт работы со звуком приветствуется, но не является обязательным. Лабораторией будет предоставлена вся необходимая техника: рекордеры, геофоны и электромагнитные сенсоры собственного производства. Стоимость участия – 2500 рублей. Количество мест ограничено.
Для регистрации требуется заполнить форму и ответить на вопросы анкеты. Прием заявок продлится до 11 сентября включительно. Результаты отбора — 13 сентября.
Занятия воркшопа пройдут 15 сентября в 19.00, 16 сентября в 13.00 и 17 сентября в 16.00.
Автор мастерской Юлия Глухова – звукорежиссер и звуковая художница, выпускница мастерской звукорежиссуры ВГИКа. Работала саунд-дизайнером и звукорежиссером на киностудии, где начала заниматься полевой записью как формой искусства. Автор воркшопа исследует свойства слухового восприятия и объединяет все эти практики в персональных проектах. Испытывая особый интерес к временным формам искусства, художница исследует чувство времени, механизмы восприятия и аудио-визуальные взаимоотношения, пишет музыку, создает саунд-дизайн, инсталляции и перформансы.
Модератор мастерской Егор Ананко — куратор звуковых исследований и саунд-арт проектов Дома Радио.

 

На заставке: фото Татьяны Дьяконовой.