1 августа, вторник

Начало работы выставки «Сталинградская битва. 200 дней огня» (Дом журналиста – Невский пр., 70).
В 2023 году исполняется восемьдесят лет со дня окончания Сталинградской битвы. Одно из самых кровопролитных сражений в истории человечества длилось ровно 200 дней, с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года. Битва, охватившая обширные территории нынешних Воронежской, Ростовской, Волгоградской областей и республики Калмыкия, изменила историю и переломила ход не только Великой Отечественной, но и Второй мировой войны в целом.
На выставке «Сталинградская битва. 200 дней огня» представлено более пятидесяти фотографий из коллекции Музейно-выставочного центра РОСФОТО. Это снимки военных корреспондентов и кадры кинохроники, ретроспективно рассказывающие обо всех этапах обороны Сталинграда. Многие фотографы посчитали своим долгом поведать о ходе драматических событий, наблюдая все ужасы войны не через прицел, а сквозь объектив фотоаппарата. Сохранившиеся кадры этой фотолетописи являются уникальным свидетельством беспримерного мужества бойцов Сталинградского фронта.
Благодаря отваге военных фотокорреспондентов до наших дней дошли портреты простых тружеников войны, остановивших врага в ростовских степях и у стен Сталинграда, фотографии уличных боев, трагические снимки, сделанные на полях сражений, кадры стратегических совещаний военачальников, и, наконец, фотоизображения восстановленного города.
В экспозиции можно увидеть работы таких выдающихся советских фотографов как Эммануил Евзерихин, Яков Рюмкин, Василий Малышев, Дмитрий Чернов, Евгений Халдей, Аркадий Шайхет, Георгий Зельма и других мастеров.
Выставка открыта до 18 августа.

09.00 Начало работы выставки Григория Темнова «Следы знакомых лап» (Библиотека «На Стремянной» – Стремянная ул., 20).
Город – среда обитания не только людей, но и животных, которые являются неотъемлемой частью его жизни. Их присутствие в городском пространстве часто ускользает от взгляда, но фотограф остро подмечает детали и фиксирует их. В экспозиции фотовыставки нет постановочных кадров, фотоаппарат помогает автору запечатлеть момент и жить в настоящем. Представленные снимки сделаны в жанре стрит-фото на улицах европейских городов.

09.00 Начало работы выставки «Шрифт: искусство формы» (Библиотека им. К. А. Тимирязева – ул. Шкапина, 6).
Выставка работ студентов кафедры дизайна интерьера Института дизайна и искусств Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна
В процессе обучения студенты знакомятся с основами прикладной графики, шрифтом, разнообразными формами и видами печатных изданий. Один из них – плакат. Жанр плаката позволяет художнику, порой скупыми средствами, достичь наибольшей художественной выразительности и передать основную мысль автора самой широкой аудитории. Данная выставка – один из способов достижения этой цели.
Выставка открыта до 31 августа.

16.00 Премьерный показ документального фильма «Приравнены к хлебу» (Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда — Соляной переулок, 9).
Перед показом пройдет встреча со съемочной группой. Сценарист Анатолий Аграфенин расскажет о создании фильма о блокадных журналистах и важнейшем стратегическом объекте блокадного Ленинграда – типографии имени Володарского, где печатались продовольственные карточки и газеты.

19.00 Гастроли балетной труппы Приморской сцены Мариинского театра (Мариинский театр – Театральная пл., 1).
Артисты из Владивостока представят оригинальные спектакли в редакции художественного руководителя балетной труппы Эльдара Алиева. Это особая возможность для петербургской публики прикоснуться к репертуару театра, удаленного от Северной столицы на семь часовых поясов. На исторической и новой сценах Мариинского театра будут показаны «Щелкунчик», «Корсар», «Тысяча и одна ночь».
Откроет программу гастролей «Щелкунчик» Петра Чайковского. Увидеть сказочный балет можно будет 1, 2, 8 и 9 августа на исторической сцене Мариинского театра. Спектакль отличает выразительная хореография, опирающаяся на оригинальный сценарий Мариуса Петипа.
Свою трактовку известного сюжета о пиратах в балете «Корсар» Адольфа Адана артисты из Владивостока представят 3, 4 и 10 августа. В спектакль Приморской сцены бережно включены фрагменты легендарной хореографии Мариуса Петипа, дополненные хореографическими сценами и ансамблями Эльдара Алиева.
Продолжит погружать в сказочную атмосферу балет на восточную тематику «Тысяча и одна ночь» Фикрета Амирова 5 и 6 августа. Колорит Ближнего Востока ярко и масштабно передают арабская ритмика, усиленная целым арсеналом ударных инструментов (бонги, там-там, ксилофон, колокольчики, литавры, тарелки и даже тар), а также сценическое оформление художника Петра Окунева. Сюжет известных сказок Шехерезады, рассказанный языком хореографии, будет сопровождаться звучанием женского голоса и хора.

2 августа, среда

Выставка «Вдохновленные классикой. Неоклассицизм в России» (Русский музей, корпус Бенуа – Набережная канала Грибоедова, 2).
Выставка посвящена крупнейшему наряду с авангардным движением направлению в отечественном искусстве начала двадцатого столетия, оказавшему существенное влияние также на отечественную архитектуру, театр, музыку, моду и повседневную жизнь. Экспозицию составляют произведения живописи, графики и скульптуры из собрания Русского музея. Зрители познакомятся с работами Валентина Серова, Льва Бакста, Константина Сомова, Бориса Кустодиева, Зинаиды Серебряковой, Кузьмы Петрова-Водкина, Александра Яковлева, Василия Шухаева, Георгия Нарбута, Сергея Чехонина, Сергея Коненкова, Александра Матвеева, Ивана Фомина, Александра Самохвалова и других талантливых мастеров, формировавших неповторимый облик русского неоклассицизма.
Неоклассицизм – ретроспективное направление, представители которого, работавшие в разных европейских странах, в стремлении создать «большой стиль» обращались к высоким традициям культуры античности, эпохи Ренессанса и классицизма. Расцвет неоклассицизма в России конца 1900-х – начала 1910-х годов, совпавший со строительным бумом перед Первой мировой войной, преобразил не только сотни больших и малых городов, но и дворянские усадьбы. Вновь становится актуальной идея синтеза искусств. Зодчие, работавшие в это время, не мыслили свои сооружения без скульптуры и монументальной живописи. В этой сфере активно работали живописцы Е. Лансере, М. Добужинский, И. Нивинский, А. Яковлев и В. Шухаев, Н. Тырса, В. Конашевич, а в последний год своей жизни и Валентин Серов. Подлинный расцвет скульптура неоклассицизма переживает в творчестве С. Коненкова и А.Матвеева. Множество зданий Петербурга, возведенных в начале ХХ века, своими скульптурами и рельефами украсил В.Кузнецов. Крупнейшим образцом осуществления неоклассической программы в монументальном искусстве предреволюционной поры стал Казанский вокзал в Москве. Его строители привлекли к проектированию монументальных композиций, призванных украсить интерьеры вокзала, целую плеяду мастеров «Мира искусства» (А. Бенуа, Е. Лансере, М. Добужинский, З. Серебрякова, Б. Кустодиев, Н. Рерих, П. Кузнецов, А. Яковлев). Художники, работавшие над эскизами росписей и панно, полагали, что вновь возвращается эпоха «высокого стиля», эпоха Д.Тьеполо и А. Перезинотти, великих монументалистов XVIII столетия. Однако вследствие революционных событий 1917 года и Гражданской войны ни один из множества готовых проектов убранства Казанского вокзала не был реализован. Ряд произведений, связанных с подготовкой монументальных композиций для этого архитектурного сооружения и хранящихся в Русском музее, также включен в экспозицию выставки.
Выставка открыта до 11 сентября.

18.00 Беседа «Этнографические путешествия из Петербурга» в рамках проекта «НЕбанальный Петербург. Встречи для влюбленных в город» (Санкт-Петербургская государственная специальная центральная библиотека для слепых и слабовидящих, коворкинг – ул. Стрельнинская, 11, 1-й этаж).
Чему писатель Иван Гончаров учил моряков во время своего путешествия из Петербурга в Японию? Почему в эпоху, когда не было виз, путешествовать было очень непросто? Как интуиция помогла петербургскому военному сделать сенсационное археологическое открытие? Ответы на эти и другие вопросы узнают участники историко-краеведческой беседы «Этнографические путешествия из Петербурга».
Мероприятие включает в себя интерактивные элементы, проводится бесплатно по предварительной записи: https://biblioteka-tochki-zreniya.timepad.ru/event/2503130/.

20.00 Концерт трубача Петра Востокова и The Young Lions Quintet (Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга – наб. реки Мойка, 20).
The Young Lions Quintet – группа молодых джазовых музыкантов, восходящих звезд российской джазовой сцены. Коллектив, возникший совсем недавно, сумел заслужить любовь и признание петербургской публики.
В своем творчестве ансамбль музыкантов черпает авторские идеи в таких джазовых направлениях, как свинг, би-боп, хард-боп. Участников коллектива вдохновили мастера джазовой музыки – Чарли Паркер, Бад Пауэлл, Сидар Уолтон, Барри Харрис, Телониус Монк, Декстер Гордон, Клиффорд Браун и многие другие. В программе прозвучат авторские произведения и аранжировки известных джазовых тем.

3 августа, четверг

17.00 Открытие выставки «Арт-фауна 2023» (Большой выставочный зал Санкт-Петербургского союза художников – ул. Большая Морская, 38).
Посетители смогут увидеть живописные и графические работы, скульптурные композиции и предметы декоративно-прикладного искусства, посвященные миру животных.
Основную часть экспозиции займут работы членов СПбСХ, но к участию в выставке также приглашены и художники из других российских городов и представители различных творческих профессиональных объединений.
Величественные львы и изысканные жирафы, гордые северные олени, сильные и изящные лошади, яркие фламинго и невероятной красоты рыбы и земноводные – эти и многие другие представители фауны вдохновили живописцев и скульпторов на создание интереснейших художественных образов. Не забыты и главные любимцы петербуржцев – коты. Многие участники выставок «Портрет кошки» приготовили свои новые работы, посвященные этим прекрасным животным.
В рамках выставки пройдут различные творческие мероприятия для взрослых и детей: мастер-классы, открытые уроки живописи, лекции, встречи с любимыми художниками.

18.30 Открытие выставки фотографий Александра Гурова «После Достоевского. Даровое» (Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского – Кузнечный пер., 5/2).
Александр Гуров – фотограф, преподаватель фотографии и ведущий авторской мастерской, в 2010-2017 гг. автор и ведущий проекта о Москве «Неудобная фотография».
Фотографии, представленные на выставке, рассказывают о семьях, живущих сейчас в деревне Даровое, семьях, напрямую связанных с Достоевскими, о самой усадьбе Даровое, о музейщиках и ученых, о местах, где будущий писатель проводил каждое лето с 1832 по 1836 год.
Александр Гуров о своей выставке: «Записанные на бумаге, произнесенные вслух мысли резонируют в головах, переплетаются и создают новые смыслы. Фёдору Михайловичу Достоевскому удалось оставить настолько объемный оттиск в истории русской и мировой литературы, что о нем много говорят и сегодня. Достоевского цитируют, его произведения трактуют, герои его книг среди нас. Жизнь каждого человека так или иначе затрагивает жизнь других людей, если же мы говорим о человеке бесконечно талантливом, то это влияние многократно возрастает и длится. Так жизнь Достоевского затронула небольшое сельцо Даровое, в котором он провел счастливое детство. В усадьбе Достоевских в Даровом теперь музей. В самом начале я планировал снять только небольшую серию фотографий. Но, приезжая в Даровое в течение полугода, иногда по два раза на дню, я близко узнавал эти места, знакомился с жителями деревни, литературоведами и музейными работниками, посвятившими много лет изучению и сохранению Дарового и окрестностей, проникался их судьбами и понял, что эта история должна быть не только о Фёдоре Михайловиче. Жизнь семьи Достоевских коснулась почти всех в этих местах. Я заходил в дома, записывал истории, которые потом вылились в небольшие тексты, сопровождающие фотографии. Снимки были сделаны в 2022 году на пленочный фотоаппарат Praktica, сошедший с конвейера в 1973 году. На выставке представлены оригинальные авторские серебряно-желатиновые отпечатки».
Работы Александра Гурова находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного музея-заповедника «Зарайский кремль», Мемориального дома-музея Марины Цветаевой в Болшево, Музея Российской фотографии (Коломна), Музея Москвы.
Выставка открыта до 31 августа.

4 августа, пятница

18.00 Авторский вечер композитора Дмитрия Жученко «Музыка путешествий. Фортепианные миниатюры» (Белый зал Центральной библиотеки им. М. Ю. Лермонтова – Литейный пр., 17-19).
Дмитрий Жученко – петербургский композитор и пианист. Окончил фортепианный факультет Петрозаводской консерватории, класс доцента Островского Р. А. Учился в Петербургской консерватории в классе композиции профессора Мнацаканяна А. Д., а также изучал азы музыкального программирования в Авиационном институте.
Автор музыки к семнадцати спектаклям. Основатель и лидер рок-группы «ГОДО», участник рок-группы «qwerty». Основатель первого в новой России танго-оркестра «Remolino», аранжировщик Европейского оркестра танго. В настоящее время руководит «Ансамблем Дмитрия О. Жученко».

18.30 Вечер в рамках выставки «К слову. Еже писахъ – писахъ» (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Малый зал – Литейный пр., 53).
В гостях у Музея Анны Ахматовой издательство Ивана Лимбаха. В вечере примут участие главный редактор Ирина Кравцова, авторы и переводчики вышедших в издательстве книг.
Разговор пойдет о поэзии Серебряного века – книгах Василия Комаровского и Владимира Шилейко, вышедших в первые годы существования издательства, о том, как рукопись становится книгой. Об издательской форме, что ее создает и удерживает. О разнообразном репертуаре маленького независимого издательства, о том, что держит его на плаву уже около трех десятилетий.

19.00 Открытие 37 сезона театра «Санктъ-Петербургъ Опера» (Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии – ул. Итальянская, 13).
С 4 по 25 августа зрителю будут представлены гала-концерты с участием ведущих солистов, лучшие постановки коллектива «Норма» В. Беллини, «Паяцы» Р. Леонкавалло, «Риголетто» Дж. Верди и другие, а также опера «Иван Грозный» Ж. Бизе.
В ожидании нового сезона «Санктъ-Петербургъ Опера» запустила специальный проект в своем сообществе ВКонтакте https://vk.com/spbopera, посвященный истории здания театра на Галерной ул., 33 – особняка барона фон Дервиза. Первая часть вертикального мини-сериала на платформе VK Клипы «Опера в особняке» уже вышла: https://vk.com/clip-5715063_456239782. Исследует загадки вместе со зрителями Василий Киров, ведущий телеканала «Санкт-Петербург».
«В 36 сезоне мы выпустили две премьеры. Наш коллектив обратился к замечательному композитору Сальери, и мы посвятили ему спектакль, который называется «Сначала музыка, слова потом», а также выпустили оперу Моцарта «Директор театра». Ну и, конечно, наша премьера «Ивана Грозного» Бизе, которая была фактически первым сценическим исполнением этой оперы в мире. Я хочу поблагодарить зрителей за дружбу, верность и преданность нашему театру», – поделился художественный руководитель и основатель театра «Санктъ-Петербургъ Опера» Юрий Александров.

5 августа, суббота

11.30 Проект «Рояль по каналам» (наб. реки Фонтанка, 133).
Павел Андреев, композитор и пианист, автор проектов «Рояль на Свободе» и «Рояль в каньоне», представит свой проект «Рояль по каналам». На плавучей сцене, которая будет двигаться по рекам и каналам Петербурга, музыкант исполнит на акустическом рояле Yamaha свои лучшие произведения.
Понтон с роялем начнет движение в 11.30 – 12.00 на пересечении реки Фонтанка и Крюкова канала (рядом с домом 133 на набережной Фонтанки).
В случае неблагоприятных погодных условий дата мероприятия будет перенесена.
Более подробная информация о проекте на сайте: https://pavelandreevmusic.com/royalonfreedom.

12.00 Двадцатый юбилейный петербургский рок-фестиваль «Окна открой!» (Парк 300-летия Санкт-Петербурга).
Фестиваль «Окна открой!» – это десятичасовой рок-марафон под открытым небом, который ежегодно проводится в Петербурге, начиная с 2001 года. Фестиваль предоставляет зрителям уникальную возможность увидеть на одной сцене легендарных рок-музыкантов и начинающих исполнителей, преодолевших отборочные туры.
За свою историю фестиваль «Окна открой!» приобрел невероятную популярность по всей стране и проложил дорогу десяткам начинающих рок-коллективов, многие из которых сегодня являются настоящими кумирами молодежи.
5 августа 2023 года на сцене фестиваля в Парке 300-летия Санкт-Петербурга выступят: «Алиса», Вадим Самойлов («Агата Кристи»), «Калинов мост», «Бригадный подряд», «Разные люди», «Ангел небес», «Потомучто», «Площадь Восстания» и многие другие.

12.00 Начало работы выставки Ярослава Селезнева «Композиция №» (Арт-центр «Пушкинская-10» – Лиговский пр., 53 В, 7 этаж).
На персональной выставке Ярослава Селезнева будут представлены графика, живопись и объекты. Цветовой минимализм, внешняя холодность и отточенная композиция работ Ярослава Селезнева сочетается с заложенной в них страстностью и темпераментностью.
Ярослав Селезнев родился в 1979 году в Ленинграде. Окончил художественную школу N 17, курс MoMa-Coursera Modern And Contemporary art (2019), Школу современного искусства «Пайдейя-Смена» (2022).

16.00 VIII Этнический фестиваль «Музыки мира» (Парадный двор Шереметевского дворца – наб. реки Фонтанка, 34).
5 и 6 августа парадный двор Шереметевского дворца вновь станет площадкой Этнического фестиваля «Музыки мира». Восьмой год подряд фестиваль собирает этно-музыкантов из разных регионов России и зарубежья. Этно-джаз, этно-рок, фьюжн, электроника, горловое пение, эмбиент, народные музыкальные инструменты создадут яркую и многозвучную палитру первых августовских выходных под открытым небом в самом центре Петербурга. Традиционно в программе фестиваля: концерты-марафоны, экскурсии по коллекции музыкальных инструментов Музея музыки и творческие встречи с музыкантами и мастерами музыкальных инструментов. Фестиваль проходит при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга.
Специальные гости фестиваля – музыкальный проект Kardeş Türküler – объединили фольклор многочисленных этнических групп, населяющих Турцию и Балканский полуостров. В репертуаре Kardeş Türküler – народные песни Анатолии, Фракии, Месопотамии, исполняемые на языках оригинала.
С новой программой при участии известных джазовых музыкантов выступит и Нарек Геворгян. Его проект NAREK в стиле этно-фьюжн на основе армянской народной музыки стал одним из ярких событий прошлогоднего фестиваля «Музыки мира». Микс эмбиента с традиционным горловым пением и аутентичным звучанием инструментов ручной работы – кантеле и тальхарпы, сыграет коллектив Nytt Land из Омска. Музыканты черпают вдохновение из сибирских лесов, их музыку называют темной и мистической, в ней оживают герои скандинавской мифологии, а многие тексты исполняются на древненорвежском языке. Экспериментальный этно-экстрим Ива Нова основывает свою музыку на славянских мотивах, замешанных в яркий коктейль танцевальных техно-ритмов и авангардных шумовых эффектов.
Автор музыки к культовым фильмам «Атлантида Русского Севера» и «Сказки о маме», один из корифеев российской фолктроник-сцены, Marat Taturas в своих Live сетах собирает лучшее, что записал и спродюсировал с музыкантами из разных уголков России от Тувы, до Калмыкии. На фестивале он выступит с новым проектом Y.U.R.T.A, в составе которого артисты республики Башкортостан Зилия Бахтиева (вокал) и Залия Ганиатуллина (кыл кубыз). Они исполнят народные песни и башкирские мелодии в стильных электронных обработках.
В творчестве Алексея Ховалыга, известного тывинского мастера горлового пения, слышится дыхание степного ветра, бряцание уздечки и свист хлыста табунщика, в его песнях звучит народная душа. Алексей играет и на традиционных национальных инструментах – игиле, бызаанчы, шооре, демир-хомусе, дошпулдууре, морин-хууре. Группа VERI из Петрозаводска исполняет «новую музыку карельских болот» – атмосферный электронно-акустический фьюжн, который завораживает и гипнотизирует медитативными ритмами карельского фолка, погружая в магический мир дикой северной природы и народных преданий. А коллектив СБИТЕНЬ предлагает редкое звуковое сочетание электробузуки с вокалом – русский народный блюз от известных петербургских музыкантов.
Этнo-электронный DJ-проект из Республики Татарстан от Артура Замалетдинова и Владимира Федорова ABIEM Project представит гостям фестиваля неожиданное сочетание народных и авторских мелодий, динамичной игры на барабанах и духовых национальных инструментах с современными направлениями клубной музыки Psy Trance, Slap House, Progressive House, Deep House. В композициях ABIEM Project звучат такие народные инструменты как курай, хулус, свирель, окарина, дудук, дарбук, джембе, домбра.
Начало концертов: 5 августа в 19.00, 6 августа – в 18.30.
Начало экскурсий в Шереметевском дворце – в 16.00.
Начало творческих встреч с музыкантами в Шереметевском дворце – в 16.30.
Официальный сайт фестиваля: https://muzfest.spb.ru/.

19.00 Показ фильма «Луна над Турином» (реж. Гуэндалина Дзампаньи) в рамках Фестиваля итальянского кино «Путешествуем по Италии» (Киноцентр «Родина», Большой зал – ул. Караванная, 12).
В Турине, городе на 45-й параллели, которая равноудалена от Северного полюса и от экватора, живет Уго. Подростком он получил хорошее наследство, но теперь деньги на исходе и ему приходится сдавать в аренду часть виллы на вершине холма. Его жильцы – Мария, в которую влюблен Уго, и студент Дарио, который еле сводит концы с концами. У каждого из них свои заботы, но вот подходит срок ипотеки и все трое рискуют оказаться на улице. И тогда 45-ая параллель, которая проходит через Турин, помогает им найти выход.
Вместе с героями зритель сможет пересечь ту самую загадочную 45-ю параллель, попробовать пьемонтскую кухню, побывать в закрытом на ночь туринском зоопарке, прикоснутся к бытовому волшебству этого необыкновенного города.
Показ пройдет на итальянском языке с русскими субтитрами.

6 августа, воскресенье

11.00 Концерт «От барокко до танго» в рамках фестиваля «Музыка в ползунках» (Музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова – Загородный пр., 28).
Площадками фестиваля станут Музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова, Шереметевский дворец, Музей истории Кронштадта, Государственный Русский музей (Летний сад), Музей почвоведения, Музей «Сарай» Музейного комплекса в Разливе.
Для детей фестиваль «Музыка в ползунках» – это первые шаги в мире музыки. Каждый концерт организован в виде увлекательного диалога с музыкантами, где в форме сказки или рассказа можно узнать про инструмент и эпоху, сочинения и стили. После музыкальной части всегда следует практическая, где дети вне зависимости от возраста могут поиграть на концертных инструментах.
В этом году к фестивалю присоединились благотворительные фонды Санкт-Петербурга, помогающие детям с ограниченными возможностями здоровья. Их подопечные смогут посетить все концерты проекта.
6 августа в 11.00 в Музее-квартире Н. А. Римского-Корсакова состоится концерт «От барокко до танго».
Баян – очень интересный музыкальный инструмент. Многие сравнивают его с королем всех инструментов – органом. В сочетании с многогранным роялем дуэт приобретает практически безграничные возможности. В программе концерта прозвучат старинные произведения И. С. Баха и А. Вивальди. Музыкальное знакомство продолжится с такими композиторами как К. Гардель, А. Пьяццолла и Р. Гальяно.
Исполнители: Евгений Петров (баян) и Юлия Еремеевская (фортепиано).

14.15 Фильм «Тень Караваджо» (Дом кино – ул.Караванная ,12).
Обвиненный в убийстве соперника и приговоренный к смертной казни Караваджо бежит из Рима в Неаполь. Когда до папы Павла V доходит слух, что талантливый художник бросает вызов церкви, используя в качестве моделей для написания библейских сюжетов нищих, проституток и воров, тот обращается к секретной службе Ватикана. В Неаполь с расследованием направляется Тень, тайный посланник, в чьих руках теперь находится судьба скандального гения.
Режиссер: Режиссер – Микеле Плачидо.
Актеры: Алессандро Абер, Бренно Плачидо, Виничо Маркиони, Джанфранко Галло, Изабель Юппер, Лолита Шамма, Луи Гаррель, Луиджи Чокка, Маурицио Донадони, Микаэла Рамаццотти, Микеле Плачидо, Орфео Орландо, Риккардо Скамарчо.

16.00 «Волынки и барабаны Санкт-Петербурга» (Храм католического францисканского монастыря Святого Антония Чудотворца – 9-я Красноармейская, 10 А).
Один из наиболее самобытных коллективов, блестящие знатоки и исполнители традиционной шотландской музыки – «Волынки и барабаны Санкт-Петербурга» выступят в очаровательном внутреннем дворике действующего католического монастыря францисканцев.
Мощное гипнотизирующее звучание волынки, чеканные шотландские ритмы (оркестры волынщиков ведут свое происхождение от военных оркестров шотландских полков) производит невероятно сильное впечатление, а аутентичные шотландские мотивы покоряют своей мелодичностью, независимым и бравым характером.
Волынки и барабаны Санкт-Петербурга – захватывающее музыкальное приключение – национальные костюмы, и, конечно, музыка Шотландии с многовековой историей в замечательном исполнении.

19.00 Концерт «Времена года: лето» (Мальтийская капелла — ул. Садовая, 26 Д).
В Мальтийской капелле Воронцовского дворца, вторя настроению природы, прозвучит ода самому желанному времени года. Вся легкость, переменчивость, игривость, точно в сказочном лукошке, собрана в программе, которую представит Санкт-Петербургский концертный дуэт – Екатерина Маришкина (орган) и Марк Таубе (скрипка). В музыке Мусоргского, Глазунова, Мендельсона-Бартольди, Прокофьева, Чайковского, Бриджа, Гершвина, Хисаиси, Пьяццоллы и, конечно же, Вивальди можно услышать, как поёт соловей, как в жаркий день ветерок колышет листья деревьев, как журчит в лесу ручей, как расходятся раскаты грома, почувствовать тепло яркого солнца и вечернюю живительную прохладу. Уникальный концертный орган Мальтийской капеллы – исторический инструмент прославленной фирмы «Walcker» («E. F. Walcker & Co.» Ludwigsburg, 1909 года постройки), спроектированный и сооружённый специально для Мальтийской капеллы с учётом акустических параметров зала, оснащённый аутентичной пневматической игровой трактурой. Один из немногих сохранившихся в России образцов немецкого романтического органостроения к. XIX — нач. XX вв., орган при относительно небольшой диспозиции обладает красочным, полным, ярким звучанием, присущим инструментам той эпохи.
Программа:
Модест Мусоргский (1839–1881). Вступление к опере «Сорочинская ярмарка»: Жаркий день в Малороссии, обработка для скрипки и органа;
Александр Глазунов (1865–1936). Балет «Времена года»: Лето. Баркарола (Наяды), обработка для скрипки и органа;
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847). Соната № 3 ля мажор для органа: Con moto maestoso – Andante tranquillo Скерцо из музыки к пьесе «Сон в летнюю ночь», обработка для скрипки и органа;
Сергей Прокофьев (1891–1953). Балет «Золушка»: Фея Лета, обработка для органа.
Пётр Ильич Чайковский (1840–1893). Времена года: Июль. Баркарола, обработка для скрипки и органа;
Фрэнк Бридж (1879–1941). Элегия, обработка для скрипки и органа Allegro con spirito из цикла Три пьесы для органа;
Джордж Гершвин (1898–1937). Summertime, обработка для скрипки и органа;
Дзе Хисаиси (Мамору Фудзисава) (1950*). Summer from Encore, переложение для органа;
Астор Пьяццолла (1921–1992). Времена года в Буэнос-Айресе: Лето, обработка для скрипки и органа;
Антонио Лучо Вивальди (1678–1741). Времена года: Лето, обработка для скрипки и органа.

7 августа, понедельник

Выставка «Африка в русском искусстве» (Русский музей, корпус Бенуа – Набережная канала Грибоедова, 2).
Выставка знакомит с лучшими образцами небольшой, но интересной и разнообразной коллекции работ отечественных художников XIX–XX веков, посвященных Африке, из собрания Русского музея.
Основная часть экспозиции – это акварели, живописные этюды, исполненные художниками во время путешествий. На выставке будут представлены акварели побывавших в Египте братьев Никанора (1805 – 1879) и Григория (1802 –1865) Чернецовых, князя Григория Гагарина (1810 – 1893), акварели и этюды Константина (1839 – 1915) и Николая (1841 – 1886) Маковских, а также картина Константина Маковского «Перенесение священного ковра в Каире» (1876) – одно из самых ярких проявлений ориентализма в русском искусстве 1870-х годов. На рубеже XIX–XX веков расширяется география поездок художников, она включает не только Египет, но и Марокко, Алжир, Тунис. Эти страны посетили Ян Ционглинский (1858 – 1912), Кузьма Петров-Водкин (1878 – 1939), Зинаида Серебрякова (1884 – 1967), чьи живописные произведения включены в состав выставки. Впервые экспонируется уникальная серия портретов членов Первого марокканского посольства в Россию, исполненная Степаном Александровским в 1902 году. Дополняют экспозицию несколько скульптурных работ советских мастеров 1920-х – 1970-х годов.
Выставка открыта до 14 августа.

8 августа, вторник

19.30 Концерт Махеш Винаякрам и ансамбля Дениса Кучерова (Джаз клуб Игоря Бутмана – наб.канала Грибоедова, 7).
Мастера этномузыки перенесут публику из Петербурга в солнечную Индию. Импровизация, джаз, фламенко, вокал, искусно вплетенные в музыкальную ткань композиций, которые наполнены образами разных культур и народов Индии, суфийской мистики и восточного фламенко.
Денис Кучеров (Россия | Англия) – перкуссионист, композитор и виртуозный исполнитель традиционной индийской, восточной музыки, представит специального гостя из Индии вокалиста Махеша Винаякрама (Индия).
Магия исполнения Махеша заключается в его способности сочетать разные жанры мировой музыки с его богатым опытом работы с битбоксерами, болгарскими хорами, африканскими перкуссионистами, а также в его необыкновенной импровизации и вокальных данных.

19.30 Спектакль «Все нерассказанное» (Зал 3. Театральная площадка – пр. Медиков, 3А, Ленполиграфмаш, Дизайн-парк, 2 этаж).
Спектакль про русскую революцию по стихам, прозе и дневниковым записям М.И.Цветаевой. В 1917-1919 годах Марина Цветаева переживает ревлюцию в Москве. В это время она пишет необыкновенное количество поэм, стихов и прозы, где образ свободы сталкивается с ощущением катастрофы. Ее личные переживания становятся архитепическими, и перерастают в плач Ярославны по пленному Игорю, всей руси — по покинувшим ее белогвардейцам. В случае Марины Цветаевой — это не консерватизм, а борьба с запретом на подобную позицию. Протест конформизму и духовной бедности советской эпохи. Этот пристрастный взгляд на революцию жены белого офицера, визулизированный в спектакле.

9 августа, среда

Открытие выставки современного китайского художника Лу Линя «Другая сторона леса» (Музей современного искусства «Эрарта» – 29 линия В.О., 2).
Музей современного искусства «Эрарта» представляет выставку китайского художника Лу Линя, чьи живописные пейзажи – это попытка постичь и отобразить «единственную истину», скрытую за обычными вещами. На выставке представлены крупноформатные холсты, в которых помимо природы находят свое отражение духовные и социальные проблемы. Искусство Лу Линя – это попытка достичь особого порядка, используя хаотичные линии и абстрактные цветовые сочетания. Автор показывает пейзажи, в которых отражены противоречия между естественным и индустриальным.

19.30 Вечер французской песни «Padam Padam» (Театральный центр на Коломенской – ул. Коломенская, 43).
Впервые зрители услышат и увидят, что такое настоящий французский шансон – ироничный, надрывный, тонкий. Это музыка-исповедь, услышав которую, невозможно остаться равнодушным. Прозвучат хиты таких шансонье, как Шарль Азнавур, Эдит Пиаф, Жак Брейль, Ив Монтан в исполнении легендарного Владимира Козырева и их пластическая интерпретация, созданная молодыми артистами.
Концепция разработана при участии арт-директора постановок «Цирка Дю Солей» Майкла Смита.
Режиссер: Алексей Москаленко.
Хореограф: Александр Сафронов.
Артисты: Антон Мошечков, Денис Седяшев, Юлия Годунова, Анна Наташова.

10 августа, четверг

18.00 Концерт «Неизвестное барокко». Ансамбль «Контрапунктус» (Строгановский дворец – Невский пр. ,17).
Ранне-барочные итальянские канцоны и русские канты XVII — XVIII веков прозвучат в исполнении лауреатов международных конкурсов Христины Тонких (вокал), Алексея Тонких (барочная гитара), Веры Чудиновой (фисгармония).
Ансамбль «Контрапунктус», основанный в 2013 году, регулярно выступает на концертных площадках Москвы и Санкт-Петербурга, принимает участие в многочисленных российских и международных фестивалях. В репертуаре коллектива — музыка Возрождения, Барокко, Классицизма и раннего Романтизма на аутентичных инструментах.
Перед концертом гостей ждет увлекательная обзорная экскурсия по интерьерам Строгановского дворца.

19.30 Джазовый концерт Алексея Попова (Джаз-клуб Игоря Бутмана – наб. канала Грибоедова, 7).
Программа петербургского саксофониста Алексея Попова включает в себя 10 самых известных босса-нов, ставших классикой джаза и создающих неповторимую романтическую атмосферу. Бархатный тембр саксофона в сочетании с аккомпанементом гитары и ритм-группы создадут уникальную атмосферу и погрузят зрителей в мир бразильской музыки.
Алексей Попов — петербургский музыкант, композитор, аранжировщик. Один из ведущих джазовых саксофонистов России.
Участвуют: Алексей Попов (саксофон), Алексей Дегусаров (гитара), Виктор Савич (бас-гитара), Алексей Шихов (ударные).

11 августа, пятница

17.30 Пешеходная экскурсия «Ильинская слобода» (место встречи оговаривается при записи).
Прогулка в историческую часть района, слободу, место, где проживали работники порохового завода в середине XIX века. Жители города увидят храм Ильи Пророка, сохранившиеся каменные дома на центральной улице слободы, Александровские ворота и старейший гидротехнический узел – плотину на реке Охта. Узнают об истории постройки Порохового завода. Сегодня историческое здание храма, расположенное вблизи реки Охты по пути к плотине Охтинского порохового завода, радует глаз красотой архитектурных элементов. Эта церковь появилась здесь по многочисленным просьбам жителей Пороховых и до сих пор является для многих пороховчан центром духовной жизни.
Обязательна запись по телефону: 527-32-71.

20.00 Органный концерт «Немецкая музыка на органе Walcker» (Римско-католический храм Матери Божией Лурдской – пер. Ковенский, 7).
Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия соль мажор;
Адажио ля минор;
Иоганн Пахельбель (1653–1706). Прелюдия ре минор;
Макс Регер (1873–1916). Токката ре минор;
Иоганнес Брамс (1833–1897). Хоральная прелюдия;
Рихард Вагнер (1813–1873). Свадебный марш из оперы «Лоэнгрин»;
Феликс Мендельсон (1809–1847). Свадебный марш из музыки к пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь»;
Ференц Лист (1811–1886). Хорал Nun danket alle Gott,
Утешение №4 ре-бемоль мажор,
Вариации Weinen Klagen Sorgen Zagen 673 на тему Кантаты №12 Иоганна Себастьяна Баха.
Исполнитель – солист Белгородской филармонии Тимур Халиуллин, орган.

12 августа, суббота

Выставка Галины Степановой «Увиденное в Индии» (Елагин дворец, выставочный зал, 3 эт. – Елагин остров, 4 лит.Б).
Елагиноостровский дворец представляет выставку художника, мецената, предпринимателя и владелицы усадьбы «Марьино» Галины Степановой.
На создание серии из 46 работ Галину Степанову вдохновило путешествие в Индию.
Работы, выполненные в декоративном стиле, отражают яркую и красочную культуру Индии, её традиции и обычаи. Автор чутко передаёт на холсте такие детали, как цвет и пятно. Воспроизводит яркие и сочные тона, освещающие пёстрые образы жизни индийцев. В своих работах художница отражает реалии местной жизни, в которые может заглянуть европейский турист.
«Увиденное в Индии» – своеобразный дневник путешествия, который открывается для прочтения посетителям выставки.
Выставка открыта до 27 августа.

19.00 Опера «Иван Грозный» (Театр «Санктъ-Петербургъ Опера» – Галерная ул., 33).
Театр «Санктъ-Петербургъ Опера» первым в мире представляет некогда утерянную оперу великого французского композитора Жоржа Бизе с восстановленными частями партитуры. Творческая команда коллектива театра провела колоссальную работу по поиску и реставрации нотного материала оперы, что дало возможность представить публике считавшийся утерянным музыкальный шедевр.
Опера является попыткой автора понять и осмыслить уникальность и своеобразие восточно-славянского мира, увидеть в известном правителе Иване Грозном масштаб личности, противоречивость, порой даже жестокость человека, способного на любовь, преданность, проявление чувств. «Позитивный интерес к русской теме всегда присутствовал в творчестве западных композиторов. Мы уже имели опыт уникальной постановки оперы Гаэтано Доницетти «Петр Первый, или Невероятные приключения русского царя», которая стала мировой премьерой, исполненной к 300-летию Санкт-Петербурга. Об опере Жоржа Бизе «Иван Грозный», могу сказать с уверенностью, что общество может заинтересовать не только великолепная музыка, но и нетрадиционный подход к личности русского царя Ивана IV, испытывающего сложные чувства и противоречия политика и живого любящего человека», – рассказал режиссер театра Юрий Александров.

19.00 Показ фильма «Итальянские каникулы» (реж. Массимо Веньер) в рамках Фестиваля итальянского кино «Путешествуем по Италии» (Киноцентр «Родина», Большой зал — ул. Караванная, 12).
Три семьи решают провести летний отпуск на юге Италии. Не зная друг друга, они выбирают один и тот же курорт и по ошибке агентства снимают один и тот же дом. Теперь им, несмотря на разное социальное положение, характеры, бунтующих детей и собаку, придется как-то уживаться под одной крышей. Долгожданный отпуск превращается в настоящий квест.
Это новый фильм от известнейшего на родине комического трио Альдо, Джованни и Джакомо. В одной из главных ролей – Микеле Плачидо, в роли самого себя – звезда эстрады Массимо Раньери. «Итальянские каникулы» – не только семейная комедия с важным жизнеутверждающим смыслом, но и отличная возможность провести киноотпуск на берегу Адриатического моря.
Показ пройдет на итальянском языке с русскими субтитрами.

13 августа, воскресенье

16.00 Органный концерт «Большой органный диалог: от Баха до Таривердиева» (Храм католического францисканского монастыря Святого Антония Чудотворца – 9-я Красноармейская, 10А).
Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750). Прелюдия и фуга до минор;
Луи Маршан (1669–1732). Большой диалог (III Livre);
Август Готфрид Риттер (1811–1885). Соната для органа No.3 a minor;
Микаэл Таривердиев (1931–1996). Органный концерт No. 1 Кассандра op.91;
Луи Вьерн (1870–1937). Симфония для органа №1 ре минор.
Исполнитель – Елизавета Толмасова, орган

18.00 «Средь шумного бала». Концерт с экскурсией (Дом ученых имени М. Горького РАН – Дворцовая набережная, 26).
Вечер начнется с  экскурсии по залам великолепного флорентийского палаццо – здания Дома ученых, построенном в модном тогда стиле эклектики. Скрупулезно выдержанный архитектурный декор придает ему величие и монументальность. Дом ученых бережно сохраняет интерьеры парадных залов и великокняжеских кабинетов, уникальные художественные коллекции, а также проводит большую работу по ремонту и реставрации здания.
Программа вечера:
Петр Ильич Чайковский (1840–1893). «Средь шумного бала»;
Фредерик Лоу (1901–1988). «Я танцевать хочу» из мюзикла «Моя прекрасная Леди»;
Имре Кальман (1882–1953). Ария Мистера Х из оперетты «Принцесса цирка»,
«Красотки кабаре» из оперетты «Сильва»;
Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869). «Каюсь дядя, черт попутал…», «Титулярный советник» и многое другое.
Исполнители:
Солист Мариинского театра Игорь Барбаков, тенор;
солист театра Мюзик-холл Сергей Чепурко, бас;
Эльнара Мамедова, сопрано;
Ирина Мурашкинцева, сопрано;
Александр Дьяков, баритон;
Константин Зелигер, фортепиано.

14 августа, понедельник

Выставка «Античный миф и современный мир» (Мраморный дворец – ул. Миллионная, 5/1).
Античная мифология оказала огромное влияние на развитие общечеловеческой культуры, предложив мировому искусству множество поводов для исторических, художественных, эстетических, нравственных аналогий.
Обращение к древнегреческим сюжетам как источнику вдохновения и в наше время свойственно практически каждому мастеру, находящемуся в поисках как пластической, так и чувственной гармонии. В 1980-1990-е годы целые серии произведений, связанных с античными сюжетами, появляются как в творчестве мастеров старшего поколения, так и у молодых авторов, не признающих каких-либо сюжетных и стилистических ограничений.
Языком современного искусства живописцы и скульпторы, чьи работы вошли в экспозицию выставки, говорят об архетипических вещах, обращая взгляд в далёкое дохристианское прошлое, апеллируя к нему в поиске смысловых соответствий с современностью.
Экспозицию составят около 70 произведений живописи и скульптуры второй половины ХХ – начала ХХI веков из собрания Русского музея и мастерских художников Москвы и Санкт-Петербурга.

15 августа, вторник

Экскурсия «Русская печатная книга от Ивана Грозного до Петра Великого» (Государственный музей истории религии – ул. Почтамтская, 14).
Экскурсия по новому фонду открытого хранения «Редкая книга» приурочена ко Дню славянской письменности и культуры. Фонд, насчитывающий более полутора тысяч старопечатных изданий XV–XVII вв., приоткроет свои двери, чтобы рассказать желающим об искусстве кириллического книгопечатания в Москве и Западной Руси.
Брестская уния, Смутное время, церковный раскол, Русско-польская война 1654–1667 гг. – первые полтора века существования русской печатной книги выпали на период сложных и неоднозначных исторических событий. Сегодня есть возможность взглянуть на прошлое страны с помощью историй, которые хранят старопечатные издания фонда «Редкая книга» Государственного музея истории религии.
Во время экскурсии будут показаны выдающиеся образцы кириллического книгопечатания XVI–XVII вв. из собрания фонда: узкошрифтное Евангелие (Москва, 1554 г.), «Апостол» (Львов, 1574 г.), Псалтырь (Вильно, 1576 г.), Острожская Библия (Острог, 1581 г.), «Беседы на деяния святых апостолов» Иоанна Златоуста (Киев, 1624 г.), Книга Кормчая (Москва, 1649 г.), Московская Библия (Москва, 1663 г.), «Псалтирь в стихах» Симеона Полоцкого (Москва, 1680 г.) и многие другие.

19.00 Моноспектакль Сергея Маковецкого «Неслучайная встреча» (Дворец искусств Ленинградской области «Артло» – пл. Стачек, 4).
На вечере прозвучат рассказы о работе в кино и театре, о встречах с интересными режиссерами, актерами и другими людьми, которые оставили след в жизни и творчестве артиста. В программу включены монологи из спектаклей и поэзия, демонстрация редких кадров из короткометражных кинофильмов с участием Сергея Маковецкого.
На сегодняшний день Сергей Маковецкий – один из сильнейших российских актеров, которому подвластны любые жанры. Почти все фильмы, как и спектакли помимо высочайшего исполнительского мастерства демонстрируют уникальную способность к перевоплощению, абсолютное несходство предыдущего фильма с последующим и полным изменением не только темы, но стиля и настроения.