15 июля, суббота
13.00 Праздник «Императорский букет баснописцу» (ГМЗ «Павловск» – г. Павловск, Садовая ул., 20).
Знаменитому русскому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову, современнику императрицы Марии Федоровны, по приглашениям которой он не раз гостил в Павловске, посвящен традиционный праздник цветов.
В Павловском парке все в эти дни – цветочные композиции и театрализованные представления, экскурсии и мастер-классы, музыка и даже модный показ – посвящено творческому наследию Крылова. Кстати, здесь в Павловске 200 лет назад он написал свое стихотворение «Василек», сравнив Марию Федоровну с солнцем, чьи лучи тепла и заботы распространяются на всех вокруг. И, конечно, одна из восьми цветочных композиций, созданных к празднику флористами музея-заповедника «Павловск», посвящена «Васильку» (в Лабиринте). В шести других вдумчивый посетитель найдет перекличку с баснями «Стрекоза и муравей» (у Вольерного пруда), «Обезьяна и зеркало» (у Галереи Гонзаго), «Листы и корни» (на Вырезной аллее), «Лев и барс» (в Собственном садике), «Соловьи» (у Итальянской лестницы), «Квартет» (на Втором Большом круге). Наконец, у памятника Марии Федоровне разместится композиция «Букет баснописцу».
Праздник начнется в 13.00 на Парадном плацу у Павловского дворца: Иван Андреевич Крылов лично поприветствует публику, прибыв сюда в сопровождении героев басен.
В галерее Гонзаго в 15.00, в Розовом павильоне в 17.00 пройдут показы Модного дома петербургского дизайнера Елены Ткаченко «Божественная роза».
15.00 Гастроли Санкт-Петербургского государственного симфонического оркестра «Классика» в Выборге (Концертный зал Центральной городской библиотеки Алвара Аалто – г. Выборг, пр. Суворова, 4).
В Концертном зале библиотеки Алвара Аалто в Выборге прозвучат произведения молодого Бетховена. Симфонический оркестр «Классика» под управлением Александра Канторова и солист Санкт-Петербургского Дома музыки Глеб-Иосиф Романчукевич исполнят Первую симфонию композитора, а также его Первый концерт для фортепиано с оркестром.
Дирижер Александр Канторов традиционно выступит и в роли ведущего, чтобы сделать классику доступной и понятной даже для тех, кто впервые оказался на концерте симфонического оркестра.
19.00 Концерт «Рахманинов под небом» (Амфитеатр «Под небом» – Большой пр. В. О., 83).
В концерте собраны наиболее яркие творения композитора, который был мастером «внутренней драматургии» музыки. А особое ощущение дополнится невероятной атмосферой места – в этот вечер произведения Рахманинова прозвучат под открытым небом.
19.00 Показ фильма «Фантазеры» (реж. Франческо Миччике) в рамках Фестиваля итальянского кино «Путешествуем по Италии» (Киноцентр «Родина», Большой зал – ул. Караванная, 12).
На летнем фестивале итальянского кино покажут фильм «Фантазеры» (реж. Франческо Миччике).
Серджо и Сабрина любят друг друга, но не могут быть вместе, потому что материально зависимы от своих партнеров. Все меняется, когда коллеги Серджо в шутку заставляют его поверить, что он выиграл 3 миллиона евро. Убежденный в том, что разбогател, Серджо решает, наконец, воссоединиться с Сабриной. Когда они поймут, что выигрыша нет, останется только одно — скрывать это от близких, отправившись всем вместе в необычное путешествие.
Суперзвезды европейского кино Серджо Кастеллитто («Не уходи», «Книжный в Париже») и Сабрина Ферилли («Великая красота») – в остросюжетной комедии, действие которой разворачивается на фоне красот летней Адриатики, куда сами итальянцы предпочитают ездить в отпуск.
Показ пройдет на итальянском языке с русскими субтитрами.
16 июля, воскресенье
17.00 Показ оперы Дж. Пуччини «Тоска» в рамках XII Санкт-Петербургского международного фестиваля «Опера – всем» (ЦПКиО им. С. М. Кирова – Елагин остров, 4).
В центре сюжета – трагическая история любви, которая происходит на фоне реального исторического эпизода: борьбы за национальное освобождение Италии.
Произведение прозвучит в сопровождении оркестра Музыкального театра им. Ф. И. Шаляпина «Северная Симфония», дирижер – Фабио Мастранджело. Оперу поставил режиссер Андрей Сидельников. Художник-постановщик – Юлия Гольцова, ответственный концертмейстер – Ирина Теплякова. На сцену выйдет оперный хор Музыкального театра им. Ф. И. Шаляпина. Главные партии исполнят Елизавета Михайлова (Музыкальный театр им. Ф. И. Шаляпина), Иван Гынгазов («Геликон-опера»), Кирилл Жаровин (Мариинский театр) и другие.
19.30 Первый петербургский концерт ансамбля Île Thélème (Новая сцена им. Вс. Мейерхольда – наб. реки Фонтанка, 49 А).
«Île Thélème» – ансамбль одноименного московского художественного пространства. Создан в 2020 году и объединяет музыкантов, которые со строгим академизмом подходят к исполнению подвижных музыкальных форм и ищут новые аффекты в жестко фиксированных структурах.
Дисциплина композиторского текста на концертах ансамбля Île Thélème может сменяться грациозной импровизацией с барочной легкостью. Репертуар ансамбля охватывает всю историю мировой музыки: от широко известных произведений Рамо, Равеля, Дебюсси, Форе, Франка, Шопена, Мессиана, Пендерецкого, Пярта, Такемицу до исполнительских практик последних лет Ретинского, Сюмака, Мюрая, Фуррера, Архипова, Зарубишвили и др.
В составе ансамбля выступают Дмитрий Прокофьев (виолончель), Александр Митинский (альт, скрипка), Евгений Субботин (скрипка), Аяко Танабэ (скрипка), Сергей Полтавский (альт), Андрей Волосовский (перкуссия, маримба), Лев Слепнер (маримба, перкуссия), Зоя Вязовская (флейта), Ольга Власова (вокал), Владимир Волков (мульти инструменталист), Аркадий Пикунов (саксофон). Музыкальный руководитель ансамбля – Наталья Соколовская (пианист, композитор).
В программе петербургского концерта, который назван «Мифы о жизни и смерти», прозвучат сочинения Голихова, Шимановского, Томаса, Бодрова, Ахунова, Сюмака, Мессиана, Форе.
17 июля, понедельник
День памяти семьи императора Николая II (Петропавловская крепость).
В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в городе Екатеринбург, в подвале дома Ипатьева были расстреляны последний российский император Николай II, его жена императрица Александра Федоровна, их дети: великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, наследник цесаревич Алексей, а также лейб-медик Е. С. Боткин, лакей А. Е. Трупп, комнатная девушка А. С. Демидова и повар И. М. Харитонов. Тела 11 человек были тайно вывезены за пределы города для захоронения.
В 1991 году на Старой Коптяковской дороге близ Екатеринбурга было вскрыто захоронение, в котором находились останки девяти человек. По заключению специальной правительственной комиссии они были признаны останками императора Николая II, императрицы Александры Федоровны, великих княжен Татьяны, Ольги, Анастасии, трех слуг и доктора царской семьи. Останки великой княжны Марии и цесаревича Алексея на тот момент не были обнаружены.
17 июля 1998 года по решению Правительства России в Екатерининском приделе Петропавловского собора в Санкт-Петербурге состоялось погребение «екатеринбургских» останков.
В память об этих исторических событиях Государственный музей истории Санкт-Петербурга планирует проведение в Петропавловской крепости следующих мероприятий.
В 12.00 традиционный полуденный выстрел из сигнального орудия Петропавловской крепости будет произведен в память о трагической гибели императорской семьи.
В 14.00 в Петропавловском соборе будет отслужен молебен по Царственным Страстотерпцам, затем в Екатерининском приделе состоится церемония возложения цветов к могиле Николая II и его семьи.
В 15.00 в конференц-холле состоится «День памяти», на котором выступят государственные деятели, историки, архитекторы и журналисты, непосредственно принимавшие участие в церемонии захоронения императорской семьи в Петропавловском соборе. Они расскажут о фактах и обсудят сложные вопросы, связанные с историей убийства Николая II и членов его семьи, обнаружения и последующего захоронения их останков в Екатерининском приделе Петропавловского собора. В ходе мероприятия будут показаны документальные кадры церемонии захоронения в июле 1998 года; записи интервью с участниками траурных мероприятий – членами Дома Романовых, с историками, экспертами, деятелями искусства и культуры.
Вход на мероприятие в конференц-холле по предварительной регистрации по телефонам: 498-05-03, 498-07-13 или по электронной почте: spbmuseum@mail.ru.
В 16.30 на Соборной площади прозвучит карильонный концерт. Фрагменты реквиемов разных композиторов исполнит карильонист Ирина Козлова. Вход на концерт свободный.
18 июля, вторник
19.00 Концерт народного артиста России Давида Голощекина и вокалистки, солистки Филармонии джазовой музыки Юлия Касьян (Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга – наб. реки Мойка, 20).
Открывают серию летних джазовых концертов в Капелле ансамбль народного артиста России Давида Голощекина и вокалистка, солистка Филармонии джазовой музыки Юлия Касьян. 18 июля коллектив представит программу «От романса к джазу». Публику ждут два абсолютно разных отделения. В первом музыканты исполнят русские романсы, во втором – произведения из репертуара классиков джазового вокала.
По словам Давида Голощекина, романс и джаз сближает свобода. Свобода подхода к материалу и свобода трактовки, ведь один и тот же романс в исполнении различных исполнителей звучит по-разному. И джаз, и романс поют так, как чувствуют.
Юлия Касьян получила классическое музыкальное образование. Ей под силу исполнить не только джазовую балладу, но и оперную партию, и старинный романс, – эта программа раскроет все грани ее таланта.
19.00 Фестиваль LERMONTOV_FEST 2023 (Центральная библиотека им. М. Ю. Лермонтова – Литейный пр., 17-19).
Фестиваль посвящен отражению творчества М. Ю. Лермонтова в русской и мировой культуре. Будут показаны документальные фильмы, видеоверсия оперы, прозвучат музыкальные программы, пройдут дискуссии.
В Центральной библиотеке им. М. Ю. Лермонтова начнет работу книжная выставка, в главном разделе которой – «Лермонтов и Славянский мир» – будут представлены произведения поэта, повлиявшие на творчество композиторов, художников, поэтов, переводы произведений М. Ю. Лермонтова на славянские языки, красочные издания из Библиотеки национальных литератур, фонда Лермонтовской коллекции МЦБС им. М. Ю. Лермонтова, Российской национальной библиотеки. В организации выставки приняли участие национально-культурные объединения Петербурга, которые предоставили предметы декоративно-прикладного искусства, иллюстрирующие особенности национального колорита республик и стран.
Полная программа фестиваля опубликована на сайте МЦБС им. М. Ю. Лермонтова https://lermontovka-spb.ru/news/LERMONTOVFEST2023/
19 июля, среда
19.00 Показ оперы Рихарда Вагнера «Летучий голландец» в рамках XII Санкт-Петербургского международного фестиваля «Опера – всем» (г. Кронштадт, Якорная площадь).
На Якорной площади перед Морским Никольским собором в Кронштадте опера прозвучит в сопровождении оркестра Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, дирижер – Алексей Васильев. На сцену выйдет Хоровая коллегия Санкт-Петербурга, художественный руководитель – Николай Романов. Режиссер-постановщик – Наталья Индейкина. Художник-постановщик – Юлия Гольцова, ответственный концертмейстер – Алла Шмелева, балетмейстер – Мария Коложвари. Главные партии исполнят Александр Кузнецов (Михайловский театр), Александр Безруков (Михайловский театр), Артем Мелихов (Академия молодых оперных певцов Мариинского театра), Лаура Меенен (Академия молодых оперных певцов Мариинского театра) и другие.
Организаторами проекта выступают Санкт-Петербургский государственный музыкальный театр им. Ф. И. Шаляпина (театр «Мюзик-Холл») и Некоммерческое партнерство «XXI век».
Музыкальный руководитель фестиваля – Фабио Мастранджело.
19.00 «Вечер классической оперетты» – общедоступный концерт Санкт-Петербургского государственного симфонического оркестра «Классика» (ДК Железнодорожников, Театр графини С. В. Паниной – ул. Тамбовская, 63).
В основе программы – увертюры к опереттам, которые успешно звучат на концертной эстраде. Пока театральный занавес еще не поднят, увертюра призвана настроить на приятный вечер, так как оперетта – всегда залог хорошего настроения. Особенно это относится к произведениям венских мастеров: Иоганна Штрауса-сына и Франца фон Зуппе, которые войдут в программу концерта.
20 июля, четверг
19.00 Концерт вокальной группы «ViVA» (Концертный зал «Колизей Арена» – Невский пр., 100).
Вокальная группа «ViVA» – уникальный проект, объединивший 5 солистов музыкальных театров России и Европы, звезд мюзиклов и участников популярных международных телевизионных шоу.
Группа «ViVA» приготовила концертную программу, в которую войдут известные хиты (от классики до современной эстрады), а также авторские композиции.
Состав группы «ViVA»: Балыков Александр, Давыдов Михаил, Черкасов Филипп, Мошкин Станислав, Тимохин Николай.
20.00 Концерт Екатерины Мельниковой в рамках фестиваля «Вершины органных Гималаев» (Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга – наб. реки Мойка, 20).
Екатерина Мельникова представит программу из сочинений Баха, Франка и Мессиана. В истории органной музыки этих композиторов считают наиболее выдающимися. Они посвятили значительную часть своего творчества органу, несмотря на то что творили каждый в свою эпоху – барокко, романтизм и XX век.
Органное творчество Баха было тесно связано с родом его деятельности – Бах всю жизнь работал в церкви и сочинял музыку для церковных служб, в которых принимал участие. В эпоху романтизма Сезара Франка считают главным наследником Баха, он писал произведения для органа на протяжении всей жизни – небольшие миниатюры и циклы пьес, в которых выработал новую технику игры, приближенную к фортепианной. В ХХ веке музыку Оливье Мессиана называют кульминационной точкой развития органной школы. В своем творчестве композитор отразил религиозные и философские взгляды – многим своим сочинениям Мессиан давал религиозные названия, а еще особое значение для него приобрела символика чисел и знаков.
Капелла приглашает услышать шедевры этих трех разных, но абсолютно гениальных композиторов и ощутить всю музыкальную мощь величественного органа.
20.00 Показ спектакля «вЛЮБлённый МАЯКОWСКИЙ и ЕГО женщины\А» к 130-летию со дня рождения Владимира Маяковского (Галерея фонда «Императорское общество поощрения художеств» – ул. Шпалерная, 35).
Литературный театр Олега Попова и Дом народного творчества и досуга приглашают на показ моноспектакля Олега Попова «вЛЮБлённый МАЯКОWСКИЙ и ЕГО женщины\А».
Новая работа петербургского актера и режиссера Олега Попова уже была с успехом показана на гастролях в Ульяновске и Перми. Спектакль участвовал в XI театральном фестивале «Александровский сад» и проекте Кирилло-Белозерского музея-заповедника «Театральная весна в музее – 2023». По результатам 27-го Международного театрального фестиваля «Русская Классика – 2023» моноспектакль Олега Попова стал обладателем Специального приза жюри «За глубокое проникновение в творческий мир В. Маяковского».
Для автора моноспектакля было особенно важно показать Маяковского не только как выдающегося поэта и гражданина, но и трепетного, страстного человека, испытывающего любовь, разочарование, восторг и воплощающего свои чувства в великих стихах.
21 июля, пятница
17.00 Акция «Книговорот» (Библиотека «Измайловская» – Измайловский пр., 18).
Библиотека «Измайловская» приглашает принять участие в акции «Книговорот» – бесплатном обмене книгами. Можно приносить любые книги, чистые альбомы, блокноты, открытки и журналы.
Чтобы принять участие, нужно выбрать удобное время сеанса (17.00, 17.40, 18.20, 19.00) и пройти регистрацию по телефонам: 251-61-56, 251-12-43, указав желаемое время посещения, или через TimePad: https://bibliotekaizm.timepad.ru/events/.
19.00 Спектакль «Отец» (Театр «Суббота» – ул. Звенигородская, 30).
Сценическая композиция по произведениям А. Стриндберга. Соперничество заложено в основе жизни. Никто не любит проигрывать, но каждый любит повелевать и самоутверждаться за счет другого. Особенно часто так случается в отношениях мужчины и женщины. Об этом хорошо знал классик европейской литературы шведский писатель Август Стриндберг, сумевший великолепно показать битву полов. Произведения Стриндберга больше века с успехом играют в театрах по всему миру. В их числе одно из самых популярных – психологическая драма «Отец».
Жена сводит мужа с ума, ловкими психологическими трюками заставляя его поверить, что не он отец своего ребенка. Отец яростно сопротивляется, борется, приводя все доводы логики, но даже он – ученый с европейским именем – бессилен перед кознями ненависти. Жертва этой войны – их общая дочь. Стриндберг любил срывать маски общества, поэтому в мире его драм все скелеты выставлены из шкафов на всеобщее обозрение. Любовь здесь граничит с ненавистью, нежность с яростной злобой, а страх – с желанием овладеть миром. Драматург показывает, что на самом деле творится в головах и домах благопристойных членов общества, как хороший хирург, беспощадно точно указывая, где находится смертельно опасная опухоль.
В роли отца – Андрей Гульнев. Главную женскую роль играет Софья Андреева. Борьба двух сильных героев – еще и поединок двух ведущих актеров театра.
22 июля, суббота
19.00 Показ фильма «Большая афера в маленьком городе» (реж. Массимо Гаудиозо) в рамках Фестиваля итальянского кино «Путешествуем по Италии» (Киноцентр «Родина», Большой зал – ул. Караванная, 12).
С 17 июня по 12 августа в киноцентре «Родина» проходит летний фестиваль итальянского кино «Путешествуем по Италии». Каждая неделя — новое кинопутешествие по одному из итальянских регионов.
22 июля в Большом зале киноцентра покажут фильм «Большая афера в маленьком городе» (реж. Массимо Гаудиозо).
Для жителей маленького городка, затерянного в горах Базиликаты, открытие фабрики – надежда на спасение от тотальной безработицы. Но чтобы фабрика прошла аттестацию, в ее штате должен быть врач, которого нет в городке. Волей случая оказавшийся в этой глуши пластический хирург из Милана становится единственным кандидатом.
Это искрометная итальянская версия комедий «Большая афера» Дона МакКеллара и «Моя прекрасная глушь» Жана-Франсуа Пуле. В главной роли – обладатель Кубка Вольпи Венецианского кинофестиваля, «Золотого Глобуса» и множества других наград Сильвио Орландо («Молодой папа» Паоло Соррентино). Фильм снимали в сердце Базиликаты, в городках Пьетрапертоза и Кастельмедзано, включенных в список самых красивых борго, или малых городов Италии.
Показ пройдет на итальянском языке с русскими субтитрами.
16.00 – 21.00 VII Бал эпохи регенства «Грезы по Джейн Остин» (Екатерининский дворец, Красный зал – Царское село, ул. Садовая, 7).
В уникальном месте, с красивейшим видом на Екатериненский дворец, в окружении прекрасных садов и парков Царскосельского ансамбля – в циркумференции Екатерининского дворца пройдёт бал эпохи регенства. Бал отсылает к произведениям Джейн Остин и является поводом-воспоминанием о том времени.
Подробнее на странице в ВК: https://vk.com/event89781722?utm_
23 июля, воскресенье
17.00 Закрытие XII Санкт-Петербургского международного фестиваля «Опера – всем». Показ оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Так поступают все женщины» (ГМЗ «Царское село», Парадный плац Екатерининского дворца – г. Пушкин, ул. Садовая, 7).
Шедевр великого классика на текст пьесы Лоренцо да Понте погрузит зрителей в игровую стихию комедии положений. Это уже третья опера Моцарта в рамках фестиваля, естественными декорациями для которой станет Екатерининский дворец.
На закрытии выступит оркестр Музыкального театра им. Ф. И. Шаляпина «Северная Симфония», дирижер – Фабио Мастранджело. Оперу поставит режиссер Виктор Высоцкий. Художник-постановщик – Юлия Гольцова, ответственный концертмейстер – Ирина Теплякова, балетмейстер – Константин Чувашев. На сцену выйдет оперный хор Музыкального театра им. Ф. И. Шаляпина. Главные партии исполнят Анастасия Самарина, Павел Шнипов, Анна Викулина, Назия Аминева (Музыкальный театр им. Ф. И. Шаляпина), Сергей Романов (Мариинский театр), Яков Стрижак (приглашенный солист Мариинского театра).
19.00 Спектакль «Смех Лангусты» (Театр на Васильевском, Камерная сцена – Малый пр. В.О., 49).
Спектакль создан по пьесе Джона Марелла.
Жизнь известной французской актрисы Сары Бернар была бурной и яркой, ее считали колдуньей. Героине есть что рассказать, поэтому она решает написать мемуары вместе со своим помощником, влюбленным секретарем Жоржем Питу. Попутно Сара погружается в воспоминания о событиях в различные периоды жизни с самого детства.
Поговаривают, что лангусты, перед тем как умереть, кричат, и этот крик напоминает смех. Исповедь героини спектакля «Смех Лангусты» в Театре на Васильевском подобна такому крику, но для Сары Бернар это не конец: блистательная актриса снова выйдет на сцену, несмотря на возраст.
24 июля, понедельник
18.00 Лекция «Артефакты и реставрация дачи В.В.Маяковского в Левашово» (Центральная городская публичная библиотека им. В.Маяковского – наб. реки Фонтанки, 44).
Маленький деревянный загородный дом сейчас спасается реставраторами. Снимая слои старых обоев и вскрывая полы, специалисты обнаружили ряд интереснейших предметов. Они пролежали здесь больше 100 лет и были свидетелями пребывания Маяковского на даче, снятой Бриками. Об этих артефактах, проекте реставрации и ходе реставрационных работ расскажут главные участники спасения дачи: председатель совета Санкт-Петербургского городского отделения ВООПИиК Антон Иванов и научный консультант проекта, архитектор, специалист по деревянному зодчеству Андрей Бодэ.
19.00 Балет «Новый дон Кихот. Идальго из Ла-Манчи» (Михайловский театр – пл. Искусств, 1).
Воплотить историю Дон Кихота на балетной сцене в XXI веке – вызов для любого хореографа. Художественный руководитель балета Михайловского театра Начо Дуато в своём спектакле «Идальго из Ла-Манчи» представил публике новый взгляд на Испанию и максимально приблизил действие к роману Сервантеса, что нашло отражение как в хореографии, так и в оформлении спектакля.
Сюжет нового балета разворачивается на родине благородного идальго, в Ла-Манче. У жителей этого региона уникальная манера держаться, одеваться и танцевать – строгая, немного отстранённая. Они скромны, трудолюбивы и обладают огромным чувством собственного достоинства. Именно такими показал своих героев хореограф Начо Дуато. Художник-постановщик Джаффар Чалаби, вдохновившись полотнами испанского художника Хулио Ромеро де Торреса, воссоздал на сцене подлинно кастильские пейзажи, а Ангелина Атлагич в своих костюмах отдала дань испанской моде XVI века.
Одним из главных сюрпризов стала трактовка образа Санчо Пансы, который из второстепенного характерного персонажа превращается в важного героя спектакля. В то же время Начо Дуато, переосмыслив народные сцены балета, бережно отнёсся к классическим эпизодам. Вечный сюжет получил новую жизнь, а великий идальго из Ла-Манчи продолжает свой путь по сцене, искореняя всякого рода неправду и стяжая себе бессмертное имя и почёт.
25 июля, вторник
18.00 Дни африканской культуры и кино. Фильм «Омен» (Киноцентр «Ленфильм» – Каменноостровский пр., 10, 3-й эт.).
Дни африканской культуры и кино – это фестиваль, организованный в рамках Второго Саммита Россия – Африка и входящий в программу Фестиваля культуры «Петербургские сезоны». Он пройдет в Санкт-Петербурге с 25 по 28 июля и представит кинопрограмму, включающую фильмы из разных стран Африки. В программе фестиваля будут дерзкие и новаторские фильмы, как хиты Каннского кинофестиваля, так и культовые фильмы независимых студий. Также будут показаны документальные фильмы о киноиндустрии Африки. В Санкт-Петербурге кинопоказы пройдут в киноцентре «Ленфильм», а в Москве – в кинотеатре «Иллюзион». Чтобы попасть на все показы, необходимо зарегистрироваться на сайте фестиваля.
Фильмом открытия фестиваля станет картина «Омен» бельгийского рэпера Балоджи, родом из Конго. Этот фильм – тонкий и магнетический портрет Африки, где переплетаются христианская вера и языческие культы, городские легенды и черная магия.
18.00 Лекция «История развития ботанического рисунка» (ул.Шкапина, 6).
Об этапах развития ботанического рисунка – от зарисовок лекарственных растений ботаниками и путешественниками до выделения в отдельный жанр искусства, об отличительных чертах в разные периоды времени и самых известных ботанических художниках прошлого расскажет Анастасия Шантурова, ботанический художник, арт-куратор, книжный дизайнер и издатель, фотограф.
19.00 Лекция «Филологическая школа» (Центральная городская публичная библиотека им. В. Маяковского – наб. реки Фонтанки, 44).
«Филологическая школа» – поэтическое сообщество, сформировавшееся на филологическом факультете Ленинградского университета во второй половине 1950-х годов. Среди участников – Михаил Красильников, Михаил Ерёмин, Юрий Михайлов, Владимир Уфлянд, Сергей Кулле, Александр Кондратов, Леонид Виноградов, Лев Лосев. Деятельность «филологической школы» началась не с манифеста или программы, а с перформативных практик. Студенты проводили настоящие хеппенинги, включающие в себя поедание тюри на ступенях филфака, распевание хлебниковских «Тулупов», лежание на Невском возле редакции журнала «Нева», вождение «каравая» на улице. По всей видимости, акции восходят к эпатажным действиям поэтов и художников футуристов, раскрашенным лицам и гриму, желтой блузе Маяковского, деревянной ложке в петлице Малевича и морковке в костюме Крученых.
За акциями поэтов «филологической школы» следовали санкции: одних студентов исключали из университета, других переводили на менее престижные отделения факультета. О перформансах и поэзии участников филологической школы будет рассказано на лекции, которую прочтет поэт, искусствовед, сотрудник Государственного Эрмитажа Александра Цибуля.
26 июля, среда
19.00 Поэтические чтения «Голос Африки». В рамках Дней африканской культуры (Киностудия «Ленфильм», Павильон №1 – Каменноостровский пр., 10).
Артисты поэтического вечера прочитают произведения знаковых поэтов африканского континента – таких, как Лепольд Седар Сенгор, Давид Диоп, Зехор Зерари и познакомят русского слушателя с уникальной поэзией свободы и любви.
Режиссер Анна Верде.
19.30 Лекция «Мода и кино. 2000-е – сейчас» (Пространство Third Place – Литейный пр., 62).
Цикл лекций подробно знакомит с историей отношений между костюмом и кинематографом в течение последних ста лет. На примере культовых кинокартин пойдёт разговор о том, как фильмы задавали моду, какую роль костюм играл в кино, и как он стал неотъемлемым инструментом в формировании образов персонажей. Кроме этого, слушатели познакомятся с профессией художника по костюмам и вспомнят имена киноикон и модельеров, создававших стиль на экране. В конце встречи будет предложен список фильмов, рекомендованных к просмотру для более глубокого погружения в тему.
Несмотря на то, что связь моды и кино нового тысячелетия стала значительно слабее, чем раньше, встреча этих двух индустрий всё равно рождает яркие образы, а современные модельеры, фотографы и художники из разных областей продолжают находить вдохновение на экранах.
27 июля, четверг
20.00 Концерт Александра Новоселова в рамках фестиваля «Вершины органных Гималаев» (Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга – наб. реки Мойка, 20).
В концерте прозвучат сочинения трех крупных композиторов органной музыки – Баха, Франка и Мессиана.
Три композитора, три главные вершины органной музыки, увековечили этот инструмент в истории. Несмотря на различие музыкальных стилей (композиторы жили в разные эпохи, соответственно в XVIII, XIX и XX веке), их объединяет религиозное восприятие мира и творчества как неразрывная связь с Богом.
Могучий гений Баха заложил краеугольный камень европейской музыки, утвердив современный музыкальный строй. Творения немецкого композитора отмечены величием и красотой, совершенством формы и высоким профессиональным мастерством. Эта «музыка вечности» стала главным идеалом для музыкантов всех последующих поколений. Ощущается это и в музыке Сезара Франка, великого органиста парижской базилики Святой Клотильды, основателя романтической французской органной школы. А сущность творчества «Баха ХХ столетия» Оливье Мессиана – это «музыка как таинство», ведь и для Баха, и для Мессиана музыка была способом выражения и утверждения христианской веры.
Контраст между музыкальными номерами предстоящего вечера раскроет изменчивость органной музыки в истории.
28 июля, пятница
III летний фестиваль Школы Иннопрактики «Глобальные ценности» и премьера одноактного балета Бориса Эйфмана «Мой Иерусалим» (Александринский театр – пл. Островского, 6).
По традиции ключевым аспектом фестиваля стал культурный обмен между студентами из России и других стран, проходящий в форме совместной творческой работы над хореографическими проектами. Зрителя ждет захватывающая программа из оригинальных постановок от лучших хореографов России и зарубежья, мировая премьера балета Бориса Эйфмана «Мой Иерусалим», а также специальные гости.
В 2023 году к участию в хореографической сессии Школы Иннопрактики (ее кульминационной частью и станет фестиваль «Глобальные ценности») приглашены шестеро артистов из пяти африканских стран: Нигерии, Мозамбика, Уганды, Буркина-Фасо и Сенегала. Благодаря этому первый день фестиваля войдет в структуру саммита «Россия-Африка». По замыслу организаторов, подобная программа будет содействовать активизации конструктивного диалога и развитию духовных связей между народами на базе общегуманитарных ценностей.
В первом отделении концерта фестиваля зрители смогут оценить новые работы отечественных и иностранных балетмейстеров, созданные во время хореографической сессии Школы Иннопрактики. На языке танца эти постановки расскажут о важнейшем моменте в жизни каждого человека – выборе между истинными ценностями, объединяющими всех людей, служащими ориентиром в стремительно меняющемся потоке бытия, и ценностями ложными, навязанными культом потребления с его жаждой быстрых удовольствий. Авторами номеров станут такие блестящие хореографы как Ге Пенг (Китай), Боян Мицев (Северная Македония), Сян Сюй (США/Китай), Балаж Бараньяи (Венгрия), Виктория Арчая (Россия), Ольга Пона (Россия), Константин Кейхель (Россия), Дарья Вергизова (Россия) и Софья Гайдукова (Россия).
Настоящим подарком для ценителей хореографического искусства будет второе отделение концерта, в котором состоится мировая премьера одноактного балета Бориса Эйфмана «Мой Иерусалим». Спектакль представят солисты Санкт-Петербургского государственного академического театра балета и воспитанники Академии танца Бориса Эйфмана. Идея создания данной постановки возникла у хореографа под впечатлением от посещения Вечного города. В спектакле не следует искать конкретных событий и реалий. С помощью пластики и хореографического мастерства Эйфман являет зрителям духовный образ Иерусалима и размышляет на вечные философские темы. Через страдания и ошибки герои балета обретают чувство великой общечеловеческой Любви, отраженной в основных религиях мира. Ключевая идея спектакля – утверждение возможности преодоления любых трудностей и конфликтов с помощью универсальных ценностей, близких всем народам мира в любые времена.
Балет «Мой Иерусалим» поставлен на произведения Вольфганга Амадея Моцарта, Сергея Рахманинова, Филипа Гласса, а также на христианскую, мусульманскую, еврейскую религиозную и этническую музыку и техно-композиции. К финалу спектакля все многоголосие музыкального коллажа соединится, символизируя духовное прозрение героев.
Открытие XI Фестиваля уличных театров «Елагин парк» (ЦПКиО им. С. М. Кирова — Елагин остров, 4).
На три дня Елагин остров превратится в большую театрализованную площадку под открытым небом, где можно увидеть все формы и жанры уличного искусства: экспериментальные спектакли-путешествия и променады, экстремальные шоу-программы, авангардные пластические постановки и атмосферные зарисовки от уличных театров.
Тема фестиваля этого года – «Старше на 10 минут» – выбрана не случайно. Зритель непременно испытает весть спектр эмоций, как герой одноименного фильма Герца Франка, закружится в водовороте впечатлений. Представления, стихийно возникающие на площадках Елагина острова, поразят даже самых искушенных зрителей и заядлых театралов.
19.00 Большой органный концерт (Лютеранская церковь Святых Петра и Павла (Петрикирхе) – Невский пр., 22-24).
Этот концерт полностью посвящен знакомству слушателей с шедеврами органной музыки и богатством возможностей Короля инструментов.
Утонченный и мощный, строгий и почти игривый, этот инструмент более половины тысячелетия занимает сердца любителей музыки по всему миру, и в наше время он отнюдь не забыт — сотни и тысячи зрителей собираются на органных концертах в Петербурге.
19.00 Торжественное закрытие ХХХ летнего сезона Международного музыкального фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга» (Атриум Комендантского дома Петропавловской крепости).
28 июля в 19.00 Международный музыкальный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» приглашает в Атриум Комендантского дома Петропавловской крепости на концерт «Двенадцать симфонических танго» с участием аргентинского дирижера Хуана Гарсии Карлоса Каффи. Прозвучат мелодии аргентинского танго в исполнении большого симфонического оркестра. Автором аранжировок стал сам маэстро Каффи. Вокальные партии исполнит тенор Карлос Д’Онофрио.
Подробности на сайте фестиваля www.palacefest.ru.
29 июля, суббота
19.00 Показ фильма «Тем летом» (реж. Давиде Феррарио) в рамках Фестиваля итальянского кино «Путешествуем по Италии» (Киноцентр «Родина», Большой зал — ул. Караванная, 12).
С 17 июня по 12 августа в киноцентре «Родина» проходит летний фестиваль итальянского кино «Путешествуем по Италии». Каждая неделя — новое кинопутешествие по одному из итальянских регионов.
29 июля в Большом зале киноцентра покажут фильм «Тем летом» (реж. Давиде Феррарио).
Летние каникулы 1981 года семья Ренци по традиции проводит в своем загородном доме, среди тосканских холмов и виноградников. Только этот год отличается от предыдущих: недопонимание в семье, пошатнувшееся здоровье, незапланированная беременность старшей дочери. Все меняется, когда в семье проявляется репетитор по английскому, молодой Маттео.
Этот фильм из программы Международного римского кинофестиваля позволяет окунуться в беззаботную атмосферу тосканского лета, наполненного переменами, новыми знакомствами и неожиданными открытиями. «Тем летом» снят в провинции тосканского городка Гроссето и переносит в ламповую атмосферу конца прошлого века, напоминающую об «Ускользающей красоте» Бернардо Бертолуччи.
Показ пройдет на итальянском языке с русскими субтитрами.
19.00 Уикенд-открытие фестиваля современного танца от студии «Сдвиг» (Дом Радио – Итальянская ул., 27).
Это первый независимый фестиваль современного танца от команды студии «Сдвиг». В рамках двух вечеров, организованных совместно с просветительской программой Дома Радио «Теории о практике», будут представлены петербургские премьеры перформансов «Стая» и Water-Wonder. Приглашая зрителей к активному осмыслению актуальных форм танца, после показов спектакли обсудят модераторы просветительской программы о танце Алевтина Грунтовская и Евгений Калачев.
30 июля, воскресенье
16.00 Концерт Елены Малевой «Бахианцы и монах-перфекционист (Римско-католическая церковь Лурдской Божией Матери – Ковенский пер., 7).
Вокруг Баха уже не один век вращается всё мировое сообщество музыкантов, а его органные сочинения входят в золотой фонд любого концертирующего органиста. Гений импровизации, король полифонии, блестящий виртуоз и глубокий философ, Бах оставался верен дружбе с органом в течение всей своей жизни.
Дитрих Букстехуде – великий композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, моментально разглядел незаурядный дар Иоганна Себастьяна, назвав его своим дорогим собратом. Крупнейший музыкальный авторитет своего времени, он в течение 30 лет занимал место органиста в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке. Масштабность и драматизм опусов Букстехуде стали предвестниками органного стиля Баха. Именно необозримое органное творчество Баха сделало его известным в кругу своих современников. Французский гость вечера – мастер рококо Луи Маршан. Музыкант служил органистом в многочисленных соборах Франции. По свидетельству современников, виртуозная игра Маршана отличалась смелостью исполнительского замысла и высочайшим искусством импровизации. Вошёл в историю своей несостоявшейся музыкальной дуэлью с Бахом.
«Себастьян Бах для меня – начало и конец всей музыки, на нём зиждется и основывается всякий истинный прогресс», – говорил убеждённый бахианец Макс Регер. Именно он в XIX веке возродил орган, инструмент, который после Баха не был ведущим в творчестве кого-либо из многочисленной плеяды композиторов того времени. Поздний романтик и неоклассик в одном лице, он создал свыше 200 органных сочинений.
Величайший мелодист, не знающий равных в музыке кино, Микаэл Таривердиев писал и в академическом формате, а его любимым инструментом, как и у Баха, был орган. Премьера органной симфонии «Чернобыль» состоялась в Большом зале Московской консерватории и стала символическим реквиемом, запечатлевшим трагические события. Внимательно вслушиваясь в органные шедевры Микаэла Таривердиева, мы ощутим безусловную связь с полифоническим баховским мышлением.
Ещё один сюрприз вечера – монах-перфекционист. Францисканец Падре Давиде да Бергамо был одной из самых заметных фигур органной музыки начала XIX века. Он был настолько требователен к написанному, что многие сочинения уничтожал после нескольких исполнений, но несмотря на это, их осталось почти 2500.
18.00 Спектакль «Авдей Флюгарин» (Молодежный театр на Фонтанке – наб реки Фонтанки, 114).
Спектакль «Авдей Флюгарин, или Commedia dell’arte из истории российской журналистики», созданный по текстам Ф. Булгарина, появился на свет в 2002 году. Его герой – Фаддей Булгарин, критик, писатель, основоположник жанров авантюрного и фантастического романов в русской литературе, действительный статский советник и… осведомитель Третьего отделения. Едкое и звучное прозвище «Авдей Флюгарин» дал ему именно Пушкин, неоднократно подвергавшийся нападкам со стороны газеты «Северная пчела», которую Булгарин издавал. От его уколов страдал не один Пушкин: булгаринские наветы сломали много творческих судеб.
Этого противоречивого, порой страшного, порой смешного, порой всемогущего, а порой жалкого человека, антипода великого поэта, и играет Сергей Барковский, создавая на глазах зрителя портрет Булгарина, ставшего «кривым зеркалом» для А.Пушкина.
19.00 Спектакль «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (Театр на Васильевском – Средний пр. В.О., 48).
Трагикомическая пьеса одного из главных законодателей театра абсурда Тома Стоппарда, написанная в середине прошлого века, продолжает приковывать к себе режиссерское внимание в самые неоднозначные исторические периоды. Именно это произведение стало одним из первых, представивших постмодернистский взгляд на мир Шекспира с неожиданного ракурса.
Пьеса Стоппарда – утонченная игра смыслов, интеллектуальный батл, разыгранный двумя второстепенными персонажами «Гамлета».
В спектакле Галины Зальцман, который станет уже третьей постановкой режиссера в Театре на Васильевском, Розенкранц и Гильденстерн – современные обыватели, втянутые в молниеносно закручивающуюся воронку обстоятельств не по своей воле и пытающиеся тщетно найти выход из театра шекспировских страстей.
«В сложные времена возрастает интерес к театру абсурда. Но, несмотря на всю кажущуюся реалистичность ситуации, мы, как и Стоппард, лишь показываем модель мира, для нас все происходящее в пьесе – только представление, только театр», – рассказывает Галина Зальцман.
31 июля, понедельник
19.00 Спектакль «Квартирник. ХХвост — всему голова» (Театр «на Литейном» – Литейный пр., 51).
В театре «На Литейном» — не спектакль, не перформанс и не рок-опера, а до сих пор актуальный квартирник. Это не отголосок ушедшей эпохи 60–80-х с ее лозунгами и антилозунгами, с ее героями и антигероями, с официозом и полуподвальной, бескорыстной и трубадурской жизнью. Квартирник – это домашний концерт. На этом концерте поют песни, которые пел Алексей Хвостенко, или Хвост. Все знают его как первого исполнителя песни «Рай» («Город золотой»). Некоторые слышали о его совместных альбомах с группой «Аукцион». И единицы разумеют все остальное. Квартирник – это не экскурс в творчество Хвоста и не рассказ о его жизни. Это просто попытка хорошо спеть хорошие песни, то есть найти особое настроение, попасть в тон, обозначить тему и органично ее присвоить, как Хвост мог присвоить случайно услышанную мелодию и на ее основе создать оригинальное произведение. В спектакле принимают участие музыканты группы Soundscript33 под руководством Дмитрия Федорова.
В спектакле участвуют: Денис Пьянов, Любовь Завадская, Полина Воронова и др.
19.00 Опера «Похищение из сераля» (Мариинский театр – Театральная пл., 1).
Во власти турецкого паши оказались четверо европейцев, и, хотя суровому повелителю есть за что покарать иностранцев, он отпускает их с миром: воистину, лучшая месть – это прощение. Таково вкратце содержание оперы Моцарта «Похищение из сераля», обыгрывающей чрезвычайно модный в Вене второй половины XVIII века стиль alla turca. Национальный состав «турецкой» оперы Моцарта весьма пестрый: помимо двух турок в истории участвуют трое испанцев и одна англичанка, и все они изъясняются на сочном немецком языке, ведь
«Похищение из сераля» – это австрийский зингшпиль, «игра с пением», музыкальная комедия с диалогами. В разговорных сценах развивается незамысловатое действие, в музыкальных номерах сполна проявляется гений 26-летнего Моцарта. Композитор писал с увлечением – и потому, что зингшпиль должен был стать его дебютом в столичном Бургтеатре, и потому, что его собственная жизнь удивительным образом рифмовалась в тот момент с сюжетом «Похищения из сераля»: Моцарт как раз вызволял из домашнего «плена» свою невесту Констанцу, тезку главной героини.
На основе привычного театрального трафарета из двух пар влюбленных композитор сотворил четыре живых человеческих характера. Там, где либреттист Готлиб Штефани поначалу предлагал лишь монолог или разговор, по настоянию Моцарта появились музыкальные номера. И пение героев, и звучание оркестра по-моцартовски тонко и естественно передают огромный спектр эмоций. Партия Бельмонта раскрывает его как человека благородного, ранимого и деликатного; он не склонен размахивать оружием, но готов отдать жизнь за любимую. Характер Констанцы под стать имени: она постоянная, стойкая, верная; ария Martern aller Arten тому убедительное подтверждение. Педрильо – обаятельный, деятельный, изобретательный. Блондхен – искренняя, свободная, бесстрашная. Стоя ниже Бельмонта и Констанцы на социальной лестнице, Педрильо и Блондхен нисколько не ниже их по своим человеческим качествам. Моцарт наделил обе пары высокими голосами: в ансамбле главных героев два сопрано и два тенора. На другом полюсе – управляющий Осмин, бас, единственный низкий мужской голос среди солистов. Осмин – ярчайший тип, одновременно свирепый и смешной. Его ария Solche hergelaufne Laffen в первом акте – это первая развернутая комическая ария в истории немецкой оперы.
Контраст лирической и «варварской» линий – главный драматургический прием в «Похищении из сераля». На нем построена и увертюра, где брутальная (на слух эпохи Просвещения) музыкальная «туретчина» неожиданно сменяется нежнейшей лирикой с легким ренессансным оттенком, ведь действие происходит в XVI веке. Моцарт сказал об увертюре, что «здесь не уснет даже тот, кто всю ночь не спал». Эти слова, несомненно, можно отнести и ко всей опере.