1 июля, суббота

14-й День Достоевского
День Достоевского – уникальная городская акция, в которой принимают участие музеи, театры, библиотеки города. Дата праздника связана с началом романа «Преступление и наказание», события которого начинаются именно в июле. День Достоевского, за 14 лет ставший литературной традицией Петербурга, всегда проходит в первую субботу июля.
Самые разные мероприятия представят спектр проблематики произведений писателя в самых разных жанрах: специальные программы в музеях и библиотеках, пешеходные и театрализованные экскурсии, уличные спектакли, иммерсивный спектакль, спектакль на воде, перформансы, выставка, лекции, показ фильма, концерт, пешеходные квесты.
Финальные события Дня Достоевского в этом году пройдут в Пространстве SENO. В 18.00 Библиотека Гоголя представит здесь трибьют-концерт «Повести Гоголя» — музыкальное посвящение Николаю Васильевичу от артистов, создавших треки в различных жанрах: от инди-поп до дарквейв. Каждый исполнитель выбрал повесть, сюжетную линию или персонажа и написал лирический оригинальный текст с прямыми цитатами и отсылками к авторскому тексту Гоголя.
В 19.00 ФМД-Театр и Музей Достоевского представят в Пространстве SENO спектакль «Достоевский/буффонада». В новой постановке встретятся жильцы Гороховой и те, кто часто оказывался на Сенной: Обломов и Раскольников, Пиковая дама и Старуха-процентщица, Вера Павловна и Майор Ковалев и др.
Участники Дня Достоевского-2023: Музей Достоевского, Русский музей (Михайловский замок), Музей городской скульптуры, Всероссийский музей А. С. Пушкина (Мемориальный музей-квартира Н. А. Некрасова), Музей «Разночинный Петербург», Санкт-Петербургский музей хлеба, Музей-квартира Аллилуевых, Интернет-проект #МузейЦСДФ, Библиотека Гоголя, Библиотека «Семеновская», Библиотека книжной графики, Библиотека «На Стремянной», Библиотека имени Федора Абрамова, Библиотека «БИАР», ФМД-Театр, NDT Tour (Авторские экскурсии артистов Небольшого драматического театра), Театр «Круг», Центр Добрососедства Театров «Дом», Театральная компания «Ойра-Ойра», Независимый театральный проект – спектакль «Мечтатель», Пространство SENO, Образовательное пространство «Doctrina et Nobiles», Гостиная «Хамс», Культурное пространство в доме старухи-процентщицы «Где бабуля?».
Полная программа Дня Достоевского опубликована на официальном сайте акции: http://dostoevskyday.ru
ВК: https://vk.com/dostoevskyday
ТГ: https://t.me/dostoevskydayspb

12.00 Выставочный проект Виктора Забуги «Безбилетный пассажир» (Санкт-Петербургское общество «А – Я» – Невский пр., 60).
Автор нового выставочного проекта в «А–Я» – художник, представитель наивного направления в живописи Виктор Забуга. В серии черно-белых снимков он катается на товарных поездах, бродяжничает по железнодорожным путям и полустанкам, рисует на вагонах.
Камера запечатлевает участников конструирования ситуаций – представителей андеграундной художественной культуры Санкт-Петербурга. Антигероические черно-белые фотографии, портреты электропроводов и столбов, цепочки вагонов, угольная пыль, холодное железо, безлюдные индустриальные пригородные объекты, уходящие вдаль пересечения линий, – фотографии фиксируют моменты визуального удовольствия от форм и ритмов.
Выставка открыта до 30 июля.

12.00 Начало работы выставки «По волнам киномузыки Исаака Шварца» (Киностудия «Ленфильм» – Каменноостровский пр., 10).
Исаак Шварц — выдающийся кинокомпозитор и легенда Ленфильма. Он является автором мелодий более чем к 120 картинам, работал в тандеме с Иваном Пырьевым, Юлием Карасиком, Сергеем Соловьевым, Владимиром Мотылем, Виталием Мельниковым, Евгением Татарским и другими классиками советского кинематографа.
Выставка «По волнам киномузыки Исаака Шварца» – уникальная возможность познакомиться с творчеством человека, который тонко чувствовал драматургию каждого фильма и создавал музыкальное оформление с особой естественностью, простотой и искренностью.
В пространстве Ленфильма зрителей ждет речная прогулка на экскурсионном кораблике, неотъемлемом атрибуте летнего Санкт-Петербурга. «Станциями» в этой прогулке-экскурсии станут 14 фильмов с музыкой Исаака Шварца. Романтические и ностальгические детали будут сочетаться с современными мультимедийными решениями.
С первых минут гостей встречают стоп-кадры и закадровые снимки из двух знаковых фильмов с музыкой Исаака Шварца. Это картина Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья» (1975) и культовый теледетектив Евгения Татарского «Золотая мина» (1977).
Важная часть работы выставки — спецпоказы фильмов с музыкой Шварца из золотой коллекции Ленфильма: «Дикая собака Динго», «Соломенная шляпка», «Женя, Женечка и „катюша“», «Звезда пленительного счастья».
Официальный сайт проекта: https://schwarts100.ru.
Открыта до 31 августа.
Вход свободный.

18.00 Открытие пятого международного фестиваля этнической музыки «ЭтоЭтно» при участии Эмира Кустурицы (Кронверкский пролив Петропавловской крепости).
Фестиваль «ЭтоЭтно» знакомит с лучшими образцами современной этнической музыки. Музыканты представляют свои самобытные народные композиции в современной обработке. Этнические мотивы удивительным образом сочетаются с классическим исполнением, джазом, блюзом, рэпом и другими направлениями.
Юбилейный фестиваль «ЭтоЭтно» подарит множество сюрпризов, самым ярким из которых станет прощальный концерт знаменитого сербского музыканта и режиссера Эмира Кустурицы и его коллектива «The No Smoking Orchestra». Прославленный маэстро, для которого музыка долгое время была не менее важным занятием, чем создание фильмов, решил в ближайшее время посвятить себя только кинематографу. Также в первый фестивальный день на сцену выйдут New Asia – музыкальный коллектив из Горного Алтая; яркие дебютанты прошлого года – группа Хмельная Ворга, исполняющая музыку в славянско-скандинавской стилистике; женский коллектив ИВА НОВА, играющий альтернативный этно-экстрим, который сочетает в себе славянские мотивы и панковский напор, танцевальные техно-ритмы и авангардные шумовые эффекты.
Сайт фестиваля: www.etoetno.ru.

19.00 Премьера спектакля «Мопассан. Новеллы о любви». Режиссер – Леонид Алимов (Театр им. В. Ф. Комиссаржевской – ул. Итальянская, 19).
Мопассан писал свои новеллы с 1875 г. Известность он приобрел в 1880 г. новеллой «Пышка». Мопассан написал свыше 300 новелл, составивших 16 сборников («Заведение Телье», «Мадемуазель Фифи», «Рассказы вальдшнепа», «Лунный свет», «Мисс Гарриет», «Иветта» и др.). Целый ряд новелл автора, разбросанных по различным газетам и журналам, был издан уже после его смерти.
Новеллы Мопассана разнообразны по тональности, языку, тематике, жанровым особенностям. Некоторые литературоведы разделяют новеллы Мопассана по группам (новеллы о современности, о франко-прусской войне, о любви, о несправедливости и об абсурде жизни, эротические и оптимистические новеллы), по жанрам (памфлет, анекдот, исповедь, новелла характеров и лирическая новелла). Иногда он прибегает к небольшим сценкам, живым диалогам, иногда его рассказы ведутся от первого лица, имеют форму воспоминаний, дневников и т. д. Не все новеллы Мопассана равноценны, но о большинстве из них можно сказать словами Золя, что, «читая их, смеешься или плачешь, но всегда размышляешь».
Мопассана глубоко волновало одиночество человека в обществе, беззащитность «маленького» человека, трагические судьбы людей, оказавшихся на «дне» жизни. Не идеализируя своих героев, Мопассан показывал их подлинную человечность и чистоту чувств. «Для меня, – говорил он, – психология в новелле сводится к следующему: выявить тайное в человеке через показ его жизни».
Спектакль Театра им. В. Ф. Комиссаржевской объединил 16 новелл разных жанров и направленности, 17 актеров разного возраста, мироощущения и внутреннего наполнения.
Режиссер Леонид Алимов: «Тема одна – о любви, о разных ее сторонах, о странностях: о любви семейной, о любви братской, о понимании любви, возникающей в экстремальных ситуациях. Все пронизано любовью на самом деле. Вот, например, дама бальзаковского возраста рассказывает о своем первом муже, о своем замужестве без любви – но для нас это все равно один из мощнейших рассказов все равно о любви. Или человек на войне: оказавшись в экстремальной ситуации, вдруг понимает, что он потерял, как ему хочется вернуться в этот элизиум, в этот рай покинутый, где было солнце, где была семья, где была женщина. Необязательно, что в этой сцене признаются в любви… Или о подлинной любви материнской. При этом объем этой любви, ее космический размах мы узнаем в новелле про проститутку и ее малолетнего сына: клиент становится свидетелем этой любви, когда мать – она же проститутка – готова разорвать любого, кто обидит ее сына».
В спектакле заняты: Ольга Белявская, Анастасия Мельникова, Валентина Панина, Инна Анциферова, Ольга Арикова, София Большакова, Елизавета Нилова, Светлана Слижикова, Варвара Репецкая, Александра Сыдорук, Семен Авралёв, Василий Гетманов, Константин Демидов, Анатолий Журавин, Евгений Кошелев, Вадим Лунгу, Родион Приходько.
Инсценировка, постановка, музыкальное оформление Леонида Алимова.

19.00 Концерт вокальной группы The Male Ensemble Philippines (Большой зал Екатерининского собрания – наб. канала Грибоедова, 88-90).
В Екатерининском собрании вокальная группа The Male Ensemble Philippines исполнит традиционные филиппинские молитвенные песнопения, европейскую духовную музыку эпохи Возрождения и Нового времени, серенады кундиман (филиппинские песни о любви) и легкую классику.
Современному российскому слушателю еще только предстоит открыть все многообразие современной музыкальной культуры Филиппин. Музыкальные традиции островного государства представляют собой оригинальный сплав местных культурных элементов с азиатскими, испанскими, латиноамериканскими музыкальными жанрами.
Одно из самых ярких воплощений «филиппинского звука» – это искусство хорового пения, развившееся под влиянием католической церковной традиции: в 1963 году при колледже Университета Филиппин в Дилимане (г. Кесон-Сити) была создана группа «Филиппинские мадригалисты» (The Madrigal Singers), а сегодня она превратилась в авторитетную ассоциацию музыкантов – певцов, композиторов, аранжировщиков, работающих в хоре и для хора. Именно в эту ассоциацию входит The Male Ensemble Philippines, с чьим творчеством предстоит познакомиться петербургским слушателям. В репертуаре артистов, объединенных любовью к джазовому пению, представлена академическая и джазовая музыка, вокальная группа исполняет народные песни и мировые эстрадные хиты. На концерте прозвучат мадригалы эпохи Возрождения, образцы филиппинского и интернационального фольклора, современные популярные мелодии.

2 июля, воскресенье

16.00 «Пьяццолла, Моцарт, Гершвин» – концертная программа Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра (Дворец Белосельских-Белозерских – Невский пр., 41).
Прозвучит музыка XVIII–XX веков для различных ансамблевых составов: для гобоя и струнных, для классического струнного квартета и фортепианного трио, для виолончели и скрипки в сопровождении фортепиано.
В концерте будут исполнены произведения Моцарта, Мендельсона, Гершвина, Кассадо. Особое место в программе занимает музыка одного из самых востребованных авторов XX столетия, короля аргентинского танго Астора Пьяццоллы. Прозвучат его легендарные «Времена года в Буэнос-Айресе» и танго «Забвение».

17.00 Пятый международный фестиваль этнической музыки «ЭтоЭтно» при участии Марко Марковича (Кронверкский пролив Петропавловской крепости).
На сцене «ЭтоЭтно» выступит популярный сербский музыкант, звезда этнической музыки Марко Маркович и его коллектив Big Brass Band. Музыканты дебютировали на фестивале в прошлом году: сочетая балканские этнические мотивы с оригинальным современным звучанием, артисты продемонстрировали всю красоту этнической музыки. Также в этот вечер в фестивале примут участие музыкальный коллектив Ойме, представляющий финно-угорскую традиционную культуру и фольклор народов Северного Кавказа, китайская певица Пэн Иньлай, модный сербский диджей Тебра, певица Индира Мамбетова из Казахстана и постоянные участники проекта – молодежный инструментальный коллектив «Неизвестный композитор» из Архангельска.
Сайт фестиваля: www.etoetno.ru.

18.00 Документальный спектакль «Шаляпин. Прогулка» к 150-летию Ф. И. Шаляпина.
«Шаляпин. Прогулка» – документальный спектакль-променад, которым Музей театрального и музыкального искусства продолжает череду праздничных событий к 150-летию певца Фёдора Шаляпина. На один вечер все площадки музея – Театральный музей, Шереметевский дворец, Музей-квартира актеров Самойловых и Музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова – станут частью единого маршрута шаляпинской прогулки по Санкт-Петербургу.
Одновременно из пяти разных точек участники вечера отправятся в четырехчасовое путешествие в сопровождении аудиоспектакля, основанного на воспоминаниях Шаляпина и его современников, погружающего слушателя в эпоху рубежа XIX-XX веков. Начало своего маршрута выбирают сами участники при покупке билета, каждый билет включает все эпизоды «Прогулки». В музейных пространствах участники увидят театральные сцены и инсталляции, посетят выставку в Шереметевском дворце, посвященную жизни и творчеству певца, и даже попадут на парад французских бульдогов – любимых собак Шаляпина. В финале путешествия всех ждет водная прогулка на корабле.
Сюжетом «Прогулки» станет удивительная судьба самого Фёдора Ивановича. Впервые приехав в Петербург бедным провинциальным артистом, через несколько лет он покинул город всемирной знаменитостью, самым известным в истории нашей страны театральным артистом и певцом. Его символический отъезд на зарубежные гастроли, откуда в Россию он уже не вернулся, станет финальной сценой спектакля-променада.
В Домовой церкви Шереметевского дворца режиссер Дмитрий Мульков представит эпизод на тему свадьбы балерины Иолы Торнаги и Фёдора Шаляпина в небольшой деревенской церкви под музыку Сергея Рахманинова, одного из гостей свадьбы и близкого друга семьи. Режиссер Екатерина Шихова пригласит зрителей в Белый зал Шереметевского дворца, туда, где «зеркало зеркалу снится, тишина тишину сторожит», чтобы поразмышлять о разных, в том числе темных сторонах гениальной личности, проникнуть за кулисы человеческой души и встретиться с одним из известнейших театральных образов Шаляпина.
В Музее-квартире Н. А. Римского-Корсакова Серафима Крамер рефлексирует по поводу крестьянского детства Фёдора Шаляпина: прялки, народные песни и многое другое отсылают зрителей в ранние годы исполнителя. Шаляпин неоднократно бывал в гостях у композитора, участвовал в камерных вечерах.
В музее актеров Самойловых Арина Гулимова устроит настоящий модный показ. По словам Арины, Фёдор Шаляпин – многолик и многогранен. Кто-то представлял его крестьянином, кто-то барином, а кто-то видел в нем лишь успешного оперного исполнителя. Гулимова соберет все образы Шаляпина и представит их публике в виде модного показа, превратив длинную анфиладу комнат музея в подиум.
В Театральном музее студенты-магистранты РГИСИ под руководством режиссера-педагога Кирилла Люкевича подготовят эпизод, в котором происходит современное переосмысление биографии великого исполнителя, не раз бывавшего в стенах бывшей Дирекции императорских театров.

3 июля, понедельник

18.30 Семинар от главного библиотекаря Отдела газет Российской национальной библиотеки (Центральная городская библиотека им. В.В. Маяковского – наб. реки Фонтанки, 44, Медиахолл).
В рамках занятия Антон Решетов расскажет о том, архивы каких газет доступны онлайн (в том числе ресурсы, на которых возможен поиск по тексту); где публиковались указы/распоряжения (информация о почётных гражданах, движение по госслужбе, вызовы наследников, должников) и сообщения о смерти и некрологи; что такое «многотиражки»; особенности работы с военной прессой и как работать с газетами, которые не оцифрованы (где хранятся, как искать указатели).

19.00 Концерт Волгоградского академического симфонического оркестра (Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга – наб. реки Мойка, 20).
На концерте прозвучат популярные произведения русских классиков, чьи имена связаны с Санкт-Петербургом.
Исполнением сочинений Н. Римского-Корсакова, М. Глинки, А. Даргомыжского, А. Бородина, А. Глазунова, П. Чайковского в зале Капеллы волгоградские музыканты завершат текущий концертный сезон.

4 июля, вторник

18.00 Воркшоп по созданию комиксов «13 ступеней вниз» (Библиотека «На Стремянной» – ул. Стремянная, 20).
Участников ждет визуализация романа «Преступление и наказание», создание атмосферной графической истории, в основу которой лягут узнаваемые символы и места, где разворачиваются события книги.
Необходима регистрация по телефону: 572–30–65 или в группе в VK: https://vk.com/stremyannaya.
Количество мест ограничено.

19.00 Закрытие сезона Певческой капеллы (Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга – наб. реки Мойки, 20).
В этот вечер старейший русский хор представит программу, в которую вошли духовные хоровые сочинения Георгия Свиридова, Павла Чеснокова, Александра Косолапова, Зорана Мулича, а также русские народные песни. Дирижер – Николай Курбатов.
Певческая капелла всей своей многовековой историей неразрывно связана с духовной музыкой. В репертуаре коллектива – все удивительное богатство и разнообразие православной музыки: от древних церковных песнопений до хоровых шедевров Рахманинова, Чайковского, Архангельского, Бортнянского, Чеснокова, Гречанинова, Свиридова и других композиторов. Во многом с деятельностью Капеллы и ее художественного руководителя Владислава Чернушенко связано возвращение в концертную жизнь страны громадного пласта русской духовной музыки, долгое время находившейся под запретом. Именно хор Ленинградской капеллы в 1982 году после 54-летней паузы исполнил «Всенощное бдение» Рахманинова. В исполнении коллектива вновь зазвучали духовные произведения великих русских композиторов.
Русские песни уже давно стали неотъемлемой частью репертуара старейшего русского хора, который является хранителем традиций русской вокальной школы. Хорошо известные нам песни в аранжировках для хора a cappella приобретают в исполнении Певческой капеллы оригинальное и красочное звучание и получают новую жизнь.

5 июля, среда

18.00 Встреча «Организация почтовой службы в городе на Неве» в рамках проекта «НЕбанальный Петербург. Встречи для влюбленных в город» (Санкт-Петербургская государственная специальная центральная библиотека для слепых и слабовидящих, коворкинг – ул. Стрельнинская, 11, 1-й этаж).
Когда появилась почта в столичном Санкт-Петербурге? Зачем почтальону ключ, рожок и сабля? Какова была скорость почтовых отправлений, а главное – каким образом почтальон становился посланником Афродиты?
Эти и другие вопросы будут обсуждаться на историко-краеведческой встрече.
Мероприятие включает в себя интерактивные элементы, проводится бесплатно по предварительной регистрации: https://biblioteka-tochki-zreniya.timepad.ru/event/2468844/.

19.00 Закрытие сезона Симфонического оркестра Капеллы Санкт-Петербурга (Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга – наб. реки Мойка, 20).
На концерте прозвучат фрагменты из опер «Евгений Онегин» Чайковского, «Руслан и Людмила» Глинки, «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского и «Алеко» Рахманинова, а также музыка Анатолия Лядова и Тихона Хренникова. Дирижер – Александр Чернушенко. Солисты – Анна Денисова, Юрий Власов, Виктор Коротич, Борис Степанов.
В ряду великих поэтов, чьи стихи нашли воплощение в музыке, А. С. Пушкин занимает беспрецедентное место. Только в опере насчитывается более ста произведений, основанных на его творениях, включая рок-оперу «Царь Салтан». Поэма «Цыганы», к примеру, вдохновила на создание оперы не только Сергея Рахманинова, но и ученика Римского-Корсакова Василия Калафати, а также Руджеро Леонкавалло. Первая постановка для музыкального театра по произведению Пушкина, балет Фридриха Шольца «Руслан и Людмила», была осуществлена в 1821 году в Москве, через год после публикации поэмы.
В этот колоссальный пласт музыкального наследия входит множество кантат, программных симфонических и камерных произведений, а также многочисленные музыкальные произведения для кино и театральных постановок. На лирику Пушкина написано великое множество прекрасных романсов и хоров. Выдающиеся композиторы, в числе которых П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, М. И. Глинка, Н. А. Римский-Корсаков, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Ц. А. Кюи, С. И. Танеев, А. К. Лядов, Бенджамин Бриттен, Г. В. Свиридов, А. П. Петров, Т. Н. Хренников и многие другие, вдохновлялись гением Пушкина.

6 июля, четверг

Выставки: Владимир Яшке «Небо, шляпка, девушка», Лидия Тимошенко «Юность эпохи» (Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI вв.– наб. канала Грибоедова, 103).
В музее представлены два выставочных проекта, посвященные творчеству живописца, графика, поэта Владимир Яшке (1948-2018) «Небо, шляпка, девушка» и выдающегося художника советской эпохи Лидии Тимошенко (1903- 1976) «Юность эпохи».
Владимир Яшке – легендарная фигура петербургского андеграунда 1980–1990-х годов. Его эксперименты с цветом и формой в пост-импрессионистическом духе свидетельствуют о вечном творческом поиске и демонстрируют глубину и многогранность таланта. С 1985 года Яшке был членом группы «Митьки», но через некоторое время отдалился и продолжил собственное творческое «плавание». Художнику было тесно в рамках групп и каких-либо направлений.
Художник жил в романтическом мире, населенном произведениями важных для него классиков – Дюрера и Рембрандта, Риверы и Фаворского, – и обращался за вдохновением к высоким темам Возрождения, впитывая творчество Данте, Петрарки, Сервантеса. В результате Яшке создал свое собственное «Возрождение» – в контексте родной культуры.
Его искусство пронизано любовью и человечностью, работы художника излучают необузданный, искрящийся оптимизм. Этот оптимизм – глубинная радость жизни, свойственная самому автору, со всеми ее счастливыми моментами, невзгодами и трудностями. Такая жизнь невозможна без вдохновения и музы. Муза Яшке не всегда была персонифицирована, ее прообразом служили разные женщины, а в 1990-е годы она преобразилась в красотку – Зинаиду Морковкину, которая в дальнейшем появлялась во многих творческих проявлениях художника. Женские образы Владимира Яшке – это калейдоскоп страстей и яркой красоты, любви и поклонения.
Особое место в творчестве Яшке занимает Петербург. Рожденные воображением художника образы города, то приземленные, то театрально-нарядные, являются отражением удивительного, разнообразного мира, окружавшего мастера, населенного то бесшабашными бродягами-собутыльниками от богемы, то прекрасными девами, возвышенными художниками и поэтами.
В этот же красочный живописный «праздник жизни» вплетаются натюрморты, портреты, жанровые сцены и фантазийные видения художника.
На выставке представлены более 60 живописных работ Яшке из ГРМ и многочисленных частных коллекций.
В экспозиции, посвященной 120-летию со дня рождения мастера, представлено более 200 работ – как живописные полотна, так и произведения станковой и печатной графики, демонстрирующие не только разные периоды искусства художника с середины 20-х до конца 60-х годов прошлого века, но и раскрывает перед нами яркого, искреннего человека, автора незаурядного дарования, с неповторимой творческой индивидуальностью.
Главной темой искусства Лидии Тимошенко 1930-х годов стала тема детства и юношества, раскрывающая в полной мере концепцию советского романтизма. Пленительную серию картин, воспевающих молодость, можно считать одной из вершин творчества Лидии Тимошенко. Художник с большой чуткостью и материнским вниманием наблюдает за детьми и подростками, беззаботно отдыхающими, купающимися, играющими, танцующими, увлеченно занимающимися своими делами. Детские образы Тимошенко правдивы и естественны, лучезарны и светлы. Они пребывают в полной гармонии с природой, ладно и дружно живут друг с другом. Простые обыденные мотивы у Лидии Яковлевны превращаются в поэтические оды радости.
Драматические события личной жизни, трагедия войны, тяжелейшие годы, проведенные в эвакуации в Сибири и Средней Азии, не могли не сказаться на мировоззрении, и, как следствие, на искусстве Лидии Тимошенко. Кажется, что ощущение легкости бытия, звучащее так ярко и звонко в ее творчестве 30-х годов, совершенно ускользает из ее искусства в послевоенные годы. Усиливается драматизм, нарастает напряжение, а прежнее безудержное ликование души сменяется вдумчивой, меланхолической созерцательностью. Решительно изменяется репертуар мотивов и тем. В период 40-х – 60-х годов одним из основных жанров Лидии Тимошенко становится портрет. Художник пишет целую серию живописных портретов современников, дорогих для нее людей, выполненных с удивительной психологической проникновенностью.
Особое место в творчестве Лидии Тимошенко занимает пейзаж. Уже в ранних молчаливых, безлюдных картинах проявляется зачарованность художника природой. В работах конца 50-х годов все чаще фигурирует мотив бескрайней равнины и уходящей вдаль дороги. В этих обобщенных живописных видах природы есть нечто величавое, бесконечное, несуетное, философское.
В 50-е годы Лидия Тимошенко обращается к теме труда и создает целый ряд образов, которые воплощают в себе идеал человека-созидателя. Художник пишет внутреннее пространство фабричного цеха, работниц крупным планом, в их типичных, незамысловатых движениях. В торжестве простоты и безыскусственности бьется пульс самой жизни.
На протяжении двадцати лет Тимошенко работала над масштабным проектом – созданием цикла иллюстраций к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Работа, в которую она вложила всю свою душу, стала еще одной вершиной творчества мастера. Сделанные со знанием эпохи, с глубоким прочтением литературного материала, иллюстрации Тимошенко – пожалуй, самая лучшая художественная интерпретация текста Пушкина.

09.00 Начало работы выставки Варвары Голланд «Каникулы» (Библиотека «Семеновская» – Московский пр., 50/42).
На выставке представлены цветная графика и наброски, объединенные темой летнего отдыха и путешествий по морскому побережью и лесным просторам.
Варвара Голланд родилась и живет в Санкт-Петербурге. Материальная культура, истории разных мест и топонимов, интерьеры и экстерьеры – вот постоянный источник тем для ее творчества. В работе Варвара любит использовать сложные сочетания цветов и фактур, ценит абстрактное в привычных образах, коллекционирует визуальные впечатления.
Выставка открыта до 28 июля.

19.00 Лекция «Рождённая страшным землетрясением. Архитектура сицилийского барокко» (Государственный Эрмитаж, Главный штаб – Дворцовая пл., 6/8).
Сицилийское барокко – особая страница в истории архитектуры. В 1693 году на острове произошло ужасное землетрясение, в результате которого некоторые города сильно пострадали, а иные были практически стёрты с лица земли. После этого началось активное строительство. Не только храмы и аристократические резиденции, но целые города были возведены заново в особом, исключительно пышном, нарядном и причудливом стиле, подобного которому не встретить нигде в мире.
Лекцию прочтёт кандидат искусствоведения Ольга Георгиевна Махо

7 июля, пятница

19.00 Спектакль «Детектор лжи» (Русская антреприза им. А. Миронова – Большой Проспект П.С., 73/35).
Режиссёрская постановка Валерия Гришко по одноимённой пьесе Василия Сигарева. Как часто мы скрываем правду от близких и родных людей, недоговариваем, приукрашиваем. Если задуматься, каждый периодически лжёт или скрывает нечто, что кажется ему личным или даже постыдным. И сколько таких «маленьких тайн» может прятаться в одном доме? Великое множество. Вопрос состоит в том, готовы ли мы принять открывшуюся правду, или нас устраивает привычная жизнь, наполненная ложью.

19.00 Премьера спектакля «Островский. #любовь». Режиссер – Смирнов (Санкт-Петербургский государственный музыкально-драматический театр «Буфф» им. И. Р. Штокбанта – пр. Шаумяна, 22).
Обедневший адвокат Герасим Порфирьич Маргаритов снимает комнату с дочерью Людмилой. Она влюблена в сына хозяйки дома Николая, который ведет разгульную жизнь и проигрывает деньги в трактире. Чтобы спасти возлюбленного из долговой ямы, Людмила решается на нечестный поступок. К чему приведет обман во имя любви?
Для театра «Буфф» обращение к текстам классика отечественной драматургии А. Н. Островского стало традицией. Пьесу «Поздняя любовь» Островский считал одним из лучших своих произведений. Любовь бывает смешной и трагической, выдуманной и настоящей, но все это #любовь.
В спектакле звучат романсы русских композиторов А. Варламова, А. Гурилёва, А. Алябьева.

8 июля, суббота

18.00 «Все будет хорошо» – музыкальный проект ко Дню семьи, любви и верности (БКЗ «Октябрьский» – Лиговский пр., 6).
Праздник любви и верности был учрежден в 2006 году в день памяти святых князя Петра и его жены Февронии, живших в Муроме в XIII веке и считающихся покровителями семьи и брака. По сложившейся традиции в этот день состоится концерт в БКЗ «Октябрьский», где будут чествовать семьи с долгой и счастливой историей.
На сцену концертного зала выйдет певец Дмитрий Маликов. В программе «Все будет хорошо» прозвучат самые известные песни исполнителя разных лет: «Звезда моя далекая», «Ты одна, ты такая», «До завтра», «С днем рождения, мама» и многие другие. К исполнению ряду композиций присоединится Детский хор телевидения и радио Санкт-Петербурга.

20.00 Седьмой ежегодный музыкальный фестиваль «Summer Music Park» (Ботанический сад Петра Великого – ул. Профессора Попова, 2).
На целых девять дней сад превратится в концертный зал под открытым небом. Петербургские музыканты Антон Гаккель и Дмитрий Ганенко, организаторы фестиваля, составили уникальную программу, где каждый найдет для себя концерт по вкусу. Среди вековых крон деревьев прозвучат шедевры популярной музыки, классики, джаза. В программу также включены хоровой концерт, танго, музыка из отечественных кинофильмов и многое другое. На фестивале выступят ведущие музыканты Санкт-Петербурга и России, в том числе солисты Мариинского театра, артисты Санкт-Петербургской филармонии, известные исполнители джаза и танго. По традиции программу открывает концерт пианиста-виртуоза Бориса Березовского.

9 июля, воскресенье

13.00 Спектакль театральной компании «Ойра-Ойра» «Из Петербурга с любовью» (Арт-кафе «Бродячая собака – Итальянская ул., 4).
Спектакль дает возможность вместе с незадачливыми и смешными героями Зощенко прогуляться по Крюкову каналу, попасть на сцену БДТ и услышать анекдотичный рассказ об актёрском дебюте, насладиться панорамой Васильевского острова, – смешные и лиричные фрагменты складываются в большую мозаику, на которой во всем великолепии предстаёт портрет Петербурга.
Анна Некрасова, актриса, ученица Юрия Томошевского, на протяжении многих лет исполняющая главные роли в его спектаклях, блестяще переняла уникальную исполнительскую школу своего учителя. Школу, в которой стихи исполняются так, что их звучание, уникальная мелодика, пластика, внутренняя музыка и смысл раскрываются максимально, позволяя зрителю полностью, до головокружения погрузиться в поэзию автора, насладившись красотой и своеобразием каждой строки.
Автор музыки – петербургский композитор Наталья Чубарова.
Театральная компания «Ойра-Ойра» – это независимое петербургское содружество музыкантов и актёров, созданное актрисой Анной Некрасовой в 2018 году. В репертуаре компании литературные и поэтические спектакли, главные роли в которых играют слово и музыка. Концерт проходит в сопровождении рояля и скрипки.

16.00 «Мелодии страсти» – концертная программа Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра (Дворец Белосельских-Белозерских – Невский пр., 41).
Прозвучат два концерта для гитары с оркестром – Первый концерт Марио Кастельнуово-Тедеско и знаменитый «Аранхуэсский» Хоакино Родриго. Солирует петербургский гитарист Анатолий Изотов.
Флейтовую сонату Франсиса Пуленка (в версии для флейты с оркестром) исполнит М. Канальс в Барселоне Наталия Данилина.
Ярким финальным аккордом станет эксцентричная музыка балета Дариюса Мийо «Бык на крыше». За дирижерским пультом – Алексей Ньяга.

10 июля, понедельник

19.00 Премьера музыкально-хореографического спектакля «Дуо» (Большой Драматический Театр им. Г.А.Товстоногова – наб. реки Фонтанки, 65).
Форма проекта отсылает к театральным вечерам XIX века, которые объединяли в себе оперу и балет. В основе работы – синтез музыки и танца, идея двойственности, дуальности, вариативности событий. Это рассказ о том, как два разных пути расходятся от единой исходной точки, о контакте с другим и поиске в нём собственного отражения, о встрече с собой лицом к лицу. В «Дуо» музыка и танец существуют в диалоге, дополняя и обогащая друг друга. Первая часть вечера – концерт, вторая – балет; объединяясь, они создают живую материю спектакля. Цельная концепция проекта рождалась в диалогах танцовщиц и хореографа: через точки соприкосновения профессиональных жизней двух балерин, двух прим Мариинского театра, двух артисток – сквозь рефлексию и хореографическую интерпретацию опыта в прошлом и настоящем вырисовывалась линия повествования. В спектакле через танцевальные диалоги солисток откроется толика личности каждой – та, что как правило, остается за границами сценического пространства, невидимой для зрителя. Это не только личные истории героинь, но истории, в которых зритель может увидеть и собственное отражение. Музыкальное решение премьеры также связано с раскрытием образа путешествия человека внутрь самого себя. Визуальные образы в спектакле метафоричны – они подчёркивают драматургическое перерождение героинь, усиливая переход на каждый последующий уровень откровения. Художником по костюмам спектакля «Дуо» выступила Светлана Тегин – дизайнер, креативный директор и основательница Модного дома TEGIN. Специально для Дианы Вишнёвой и Дарьи Павленко она разработала костюмы, которые будут трансформироваться по ходу танцевального действия.
В спектакле участвуют Диана Вишнёва, Дарья Павленко.
Автор идеи и хореограф – Павел Глухов.
Композитор – Алексей Ретинский.
Исполнители: Елизавета Аньшина, Ярослав Парадовский, Евгений Романов, Софья Иванишкина, Антонина Сергеева, Дарья Кирпичникова, Вера Базилевских.
Трио солистов оркестра musicAeterna: Вадим Тейфиков (скрипка), Раббани Алдангор (виолончель), Александра Листова (фортепиано).

11 июля, вторник

11.00 Лекция «Пекин. Императорские резиденции: Запретный город и Летние дворцы» (Государственный Эрмитаж, Главный штаб – Дворцовая пл., 6/8).
Столица сегодняшнего Китая Пекин – это не только современный мегаполис, но и древний город с богатейшей историей и многочисленными историческими памятниками, важнейшее место среди которых занимает знаменитый Запретный город: некогда резиденция китайских императоров, самый большой сохранившийся дворцовый комплекс, ставший в ХХ веке огромным музеем, где хранятся шедевры китайского искусства. Но и сам Гугун, достояние мировой культуры, и летние императорские резиденции – это ещё и ансамбли дворцов и парков, идеи планировки и возведения которых неразрывно связаны с древними традициями китайской культуры.
Лекцию прочтет искусствовед Марина Вадимовна Козловская

19.00 Спектакль «Грабеж» (Русская антреприза им. А. Миронова – Большой Проспект П.С., 73/35).
Спектакль, поставленный по произведениям Николая Лескова, рассказывает обо всех гранях русского характера.
Однажды двух родственников-купцов ограбили на улице. А дальше начинается настоящий балаган с неожиданной развязкой и найденными виновниками. Уютные декорации и костюмы, погружающие в атмосферу купеческой России, искрометное актерское исполнение и неожиданный финал.
Евгений Баранов, режиссер-постановщик: «История про то, что грабеж – явление повсеместное, и спастись от него можно только в собственном доме. И в то же время, это комедия. Мы, хохоча, в пропасть катимся. Так что история у нас веселая».
Язык Лескова – сочный, яркий и образный. Повышенная температура жизни героев спектакля – ключ к лесковской стилистике. А приключение, которое и будет разыграно, можно выразить словами главного героя Лескова, старого орловского купца, с которым в шестнадцать лет и случилась вся эта фантастическая канитель: «Ах, господа, как надойдет воровской час, то и честные люди грабят».

12 июля, среда

19.00 Лекция «Киото. Парад эпох: фестивали и праздники древней столицы» (Государственный Эрмитаж, Главный штаб – Дворцовая пл., 6/8).
Киото был столицей Японии на протяжении тысячи лет. В его красочных праздниках и необычных фестивалях нашли отражение важные для истории и культуры страны события. Каждый месяц старинные традиции и новые обычаи встречаются в пространстве храмов, дворцов и улиц древнего города.
Лекцию прочтёт искусствовед Анастасия Григорьевна Бурковская.

21.00 Киновторники в мачтах (Севкабель Порт – Кожевенная линия, 40Д).
Во времена летних каникул, в ощущении легкости, безответственности и тепла Севкабель Порт предлагает просмотр фильмов:
6 июня «Королевство полной луны», реж. Уэс Андерсон;
13 июня «Середина 90-х», реж. Джона Хилл;
20 июня «Лакричная пицца», реж. Пол Томас Андерсон.

13 июля, четверг

19.00 Постановка театра балета им. Якобсона «Блестящий дивертисмент. Озорные частушки» (Александринский театр – пл. Островского, 6).
В первых двух отделениях зрители увидят не только миниатюры, хорошо знакомые по программе «Вне времени. Хореографические шедевры Леонида Якобсона», но и премьеру только что восстановленных балетов – «Блестящий дивертисмент», «Лебедь», «Средневековый танец с поцелуями» и «Качуча».
«Наша труппа носит имя одного из выдающихся хореографов всех времён, и хранить его балеты – не только наш долг, но и почётная миссия. Мы бережно и постепенно восстанавливаем его сочинения, – говорит Андриан Фадеев, художественный руководитель Театра балета имени Леонида Якобсона. – Авторские постановки Якобсона можно увидеть только в репертуаре нашего театра, и это петербургское сокровище мы с радостью показываем на самых разных сценах мира».
«Блестящий дивертисмент» на музыку Михаила Ивановича Глинки не имеет прямого сюжета. Действие спектакля происходит на балу времён Людовика XIV, где всем заправляет мажордом: каждого артиста он церемонно представляет зрителям. «Лебедь» на музыку знаменитой пьесы Камиля Сен-Санса – оммаж Якобсона своему вдохновителю Михаилу Фокину. Миниатюра считается одной из самых полемичных в наследии ленинградского гения: это не смирившаяся со своей гибелью хрупкая птица, а лебедь-борец, чёрный, а не белый, мятежный, отчаянно сопротивляющийся смерти. Современники хореографа видели в этом этюде его автопортрет.
«Средневековый танец с поцелуями» на музыку Сонаты для фортепиано №8 Сергея Сергеевича Прокофьева – миниатюра, вдохновлённая эстетикой средневековья, изысканная стилизация старинных званых вечеров. В этом сочинении Якобсон не пытается разыграть перед зрителем сцену из жизни средневековой знати, он мыслит шире: точно передавая атмосферу эпохи, хореограф обращает внимание на то, что за строгим этикетом и чопорными манерами, предписанными высшему свету, скрывались обычные люди, близкие и понятные современной публике.
«Качуча» на музыку Пабло Сарасате – яркая авторская интерпретация испанского народного танца, попавшая в цикл «Классицизм – Романтизм» по причудливой логике хореографа. Качуча в исполнении Фанни Эльслер стала хитом эпохи романтизма, и Якобсон в своём сочинении вдохновляется не андалузским танцем самим по себе, а старинной литографией, изображающей одну из ярчайших балерин XIX столетия. Это танец-портрет, оригинальный комплимент прекрасной женщине.
В третьем отделении Театр представит новую постановку «Озорные частушки» на музыку Родиона Щедрина. Танцевальное воплощение «Озорных частушек» на сцене Мариинского театра впервые появилось в середине 1960-х: на музыку недавно написанного Родионом Щедриным концерта для оркестра хореограф Леонид Якобсон сочинил миниатюру «Малявинские бабы». Специально ко Дню рождения композитора Театр балета, сегодня носящий имя Леонида Якобсона, подготовил новое хореографическое прочтение этой музыки.
Автор нового спектакля – Вячеслав Самодуров.

14 июля, пятница

11.00 Фестиваль-маркет «Летнее обострение» (Севкабель Порт – Кожевенная линия, 40Д).
Севкабель Порт продолжает серию сезонных обострений 15-го и 16-го июля.
Фотозоны, зажигательные танцы под dj-сеты и welcome-зона с освежающими напитками. В числе резидентов – дизайнеры одежды, создатели украшений и аксессуаров, искусные мастера, создающие товары для дома: от ковра до дерзкой тарелочки.
Вход свободный.

20.00 Михаил Елизаров. Душевный концерт (Культурный центр «Сердце» – Биржевая линия, 12).
Михаил Елизаров, создавший музыкальный проект в 2010 году, назвал свой жанр «бард-панк-шансоном»: «Что это такое, я и сам толком не понимаю. Во главе — текст, и его сопровождает простой, легко запоминающийся мотив. И всем вместе должно быть весело. Тут речь не идёт о юморе. Я пытаюсь вытащить потустороннюю изнанку веселья». Многие песни Елизарова, едко высмеивающие политические реалии и общественную жизнь, стали народными хитами.
Филолог Михаил Елизаров (род.1973) известен своими романами «Pasternak», «Земля», сборников повестей и рассказов «Ногти», «Мы вышли покурить на семнадцать лет» и др. По мотивам романа Елизарова «Библиотекарь» режиссёром Игорем Твердохлебовым в 1922 году снят художественный сериал. Главную роль в нём сыграл Никита Ефремов.
Литературный критик Павел Басинский: «Елизаров сам себе и направление, и критерии оценки, и бог, и царь, и герой. Он подчёркнуто парадоксален и агрессивно провокативен. Его лирический герой – нахал, красавец, культурист, но при этом беспомощен и беззащитен, как дитя. От брутальности до нежности у него один шаг, который он и делает постоянно, поэтому его непрерывно «ведёт и корчит», выражаясь словами Н.С. Лескова».

15 июля, суббота

12.00 Фестиваль корейской культуры (Клуб «Космонавт» – ул.Бронницкая, 24).
Это первый в Санкт-Петербурге фестиваль корейской культуры. Ожидаются выступления танцевальных команд из разных городов страны; ярмарка; игра в кореаполию, а также выступление студии традиционной корейской музыки «Ханнури» от Корейского культурно-просветительского центра Нан.

14.00 фестиваль «Ковава» (ул.Академика Павлова, 13).
Ковава – мать Луны в мифологии мордвы. Когда на край живописных рек, дубрав и родников опускалась ночь, а на небе появлялись первые звезды, все взгляды устремлялись в небо. И как только там, в глубокой и бескрайней синеве, прорисовывался тонкий контур молодого месяца, начинали звать ее – Коваву – далекую и прекрасную, недосягаемую, но внемлющую человеческим мольбам, дающую и забирающую, окутывающую все вокруг своим мерцающим светом. Когда же на небосклоне появлялась круглая, словно каравай, луна, во лбу Ковавы открывалось око, зоркость которого было не перехитрить – ведь видело оно то, что недосягаемо было человеческому глазу. Суть всех вещей и явлений обнажалась под его пристальным взглядом и вплеталась в необратимый ход времени, как корни деревьев вплетались в берега быстротекущих рек. Так луна завершала свой цикл, уводя в небытие все, чему пришло время исчезнуть. Тогда же уходила и Ковава, чтобы вскоре вновь тонким месяцем появиться на небе, зажечься для людских глаз и не дать им утонуть в течении необъятного потока времени.
Фестиваль «Ковава» предлагает погрузиться в мифологию многочисленных народов России и увидеть ожившие образы Богини Луны. Лопухинский сад наполнится сказочными персонажами и невероятными существами, отражающими другую, не связанную с культом плодородия, сторону Луны – мистическую и неизведанную.
Театр «Небесные бродяги» покажет уникальный спектакль «Ковава», созданный на основе сюжетов из мордовской мифологии, а для всех гостей фестиваля будут проведены танцевальные, музыкальные и творческие мастер-классы.

19.30 Концерт, приуроченный к 120-летию Арама Хачатуряна (ГМЗ Царское Село, Екатерининский дворец, Тронный зал – г. Пушкин, ул. Садовая, 7).
Музыкальный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» приглашает в Екатерининский дворец на концерт – посвящение 120-летию Арама Хачатуряна с участием звезды итальянской сцены, экстравагантного Симоне Занкини (аккордеон) и одного из ведущих дирижеров нашего времени Карена Дургаряна (Армения)
Экспрессия и темперамент, природная мелодичность – то, что объединяет Италию и Армению на культурной арене. В этот вечер есть возможность увидеть и услышать то лучшее в искусстве, чем богаты эти две страны.
Экспрессивный и виртуозный Симоне Занкини представит новую яркую программу: сочинения одного из самых самобытных композиторов нашего времени Роберто ди Марино и бессмертные хиты Астора Пьяццолла, щемящее и одновременно головокружительное «Либертанго» и другие.
В концерте прозвучат сочинения композитора, снискавшего мировую славу и ставшего одним из символов культуры Армении – Арама Хачатуряна. Его музыка сочетает в себе исконные народные армянские мотивы и европейскую композиторскую школу. Прозвучит сюита из балетов, музыка к которым считается вершиной творчества Арама Хачатуряна, «Спартак», «Гаяне».
Музыкальным вихрем сочинений Арама Хачатуряна будет управлять один из ведущих дирижеров нашего времени Карен Дургарян, который дирижировал легендарный «Спартак» на сцене Мариинского театра. У дирижера одна из самых ярких профессиональных биографий. В послужном списке: главный дирижёр Ереванского государственного театра оперы и балета; сотрудничество с Михайловским театром, участие в церемонии открытия новой сцены Мариинского театра; сотрудничество с Лейпцигской оперой, Оперой Лиона, Баварской оперой, Королевским балетом Валлонии и другими значимыми мировыми площадками.