1 июня, четверг

Начало фестиваля летних каникул «ЗоопарКниг» (Ленинградский зоопарк – Александровский парк, д. 1, литера А).
Фестиваль пройдет в зоопарке с до 18 июня. Подробная программа:
10.30-11.30 – Открытие фестиваля «ЗоопарКниг»: выступление клоун-мим-театра «Мимигранты»;
11.30–13.00 – Литературная площадка: встречи писателей и читателей (зал лектория);
11.00–13.30 – Игра-викторина «Пушистые загадки» от магазина «Школьная книга» (у павильона «Жираф», напротив хищных птиц);
11.00–15.00 – Пункт книгообмена «Литературный островОК» от Библиотеки №5 (павильон «Экзотариум», 2 этаж);
11.00–15.00 – Театр теней «Звериные истории» от ЦРБ им. М.В. Ломоносова (павильон «Экзотариум», 2 этаж, 203 аудитория);
11.00–15.00 – Мастер-класс «Хоровод бабочек» от СПб ГБУ «ЦБС Выборгского района» и библиотеки им. Д. С. Лихачева (павильон «Жираф»);
13.00–15.00 – Мастер-класс «Белый мишка — черный нос» от ЦРДБ (павильон «Жираф»);
11.00–15.00 – Литературное ЗооЛото «Отвечают знатоки» от детской библиотеки №7 (павильон «Приматы»);
14.00–16.00 – Мастер-класс от компании Тетра «Мой первый аквариум» (зал лектория).

12.00 Открытие Центра мультимедиа Русского музея для индивидуального посещения мультимедийной выставки «Петр Первый. Силы духа необъятной» (Западный павильон Михайловского замка – Инженерная ул., 8).
Посетители, следуя за медиатором, пройдут четыре зала мультимедийного пространства, где на основе живописной коллекции Русского музея познакомятся с окружением Петра I и яркими историческими событиями XVIII века, интерактивной картой Петербурга, Кронштадта и Петергофа Петровского времени и галереей скульптурных памятников Петру I в России и в мире, а также узнают об осмыслении этой исторической личности в произведениях искусства последующих столетий.
Участники мультимедийной выставки совершат виртуальное путешествие в Летний сад XVIII века, в котором Петр I впервые реализовал свою инженерную систему фонтанов, и увидят редкие кадры реставрации Летнего дворца Петра I. Роль Хранителя и проводника в Петровскую эпоху в фильме о реставрационных работах Русского музея в Летнем дворце исполнена известным актером театра и кино Сергеем Мигицко.
1 июня в Западном павильоне Михайловского замка состоится два сеанса по цифровой экспозиции «Петр Первый. «Силы духа необъятной» – в 12.00 и 16.00, 9 июня – в 12.00.

17.00 Открытие выставки «Эпоха Деммени. Продолжение» к 125-летию со дня рождения Е. С. Деммени (Дом актера им. К. С. Станиславского – Невский пр., 86).
В театральном сезоне 2022-2023 гг. Театр марионеток отмечает 125-летие со дня рождения Евгения Сергеевича Деммени, одного из основоположников отечественного театра кукол, артиста, режиссера, педагога. Творческая практика Е. С. Деммени предопределила пути развития этого вида театрального искусства на многие годы вперед.
На первых порах Деммени отдавал предпочтение перчаточным куклам (петрушкам). Он не считал их примитивными, его привлекала подвижность, чуткое повиновение руке кукловода, присущая им театральная условность, при этом выразительность и органичность.
После объединения с Театром марионеток, руководимым Л. Шапориной-Яковлевой (1928 год), коллективу Деммени пришлось осваивать систему марионеток. Марионетки с годами стали занимать все большее место в творческой жизни театра. Более того, долгие годы марионеточная группа театра была единственной в Советском Союзе. «Актеры научились управлять куклами всех систем и составили единую труппу, в которой выбор системы кукол определялся не возможностями актеров, а стилем пьесы», – писал Деммени.
В 1920-е годы с театром сотрудничали многие талантливые художники, скульпторы, резчики по дереву: К. П. Коновалов, Ю. Н. Пикалов, график Н. М. Кочергин, художники Н. С. Рыболовлев, Ф. П. Силаев, И. П. Павлович. В последующие годы Деммени создал ряд ярких спектаклей в содружестве с художником-скульптором М. Я. Артюховой и художником Т. Г. Бруни. Среди наиболее значительных работ – постановки спектаклей для взрослых «Проказницы Виндзора» В. Шекспира и «Лекарь поневоле» Ж.-Б. Мольера. Мария Яковлевна Артюхова создала куклы к 29 спектаклям театра, с равным мастерством используя возможности петрушек и марионеток.
С 1 по 30 июня в Синей и Карельской гостиных Дома актера будет работать выставка, посвященная юбилею Деммени. В экспозиции представлены куклы из спектаклей разных лет, фотографии, эскизы, плакаты.
О творческом пути Е. С. Деммени на открытии выставки расскажет его ученица актриса Фаина Ивановна Костина.

19.00 Гастроли Государственного русского народного оркестра «Малахит» в Санкт-Петербурге. Программа «С Урала с любовью!» (Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга – наб. реки Мойка, 20).
Коллектив, основанный и возглавляемый артистом Виктором Лебедевым, ведет свою концертную деятельность с 1987 года. За годы своей истории оркестр с успехом выступал в лучших концертных залах России: в Колонном зале Дома Союзов, в Концертном зале имени П. И. Чайковского, в Большом зале Московской консерватории, в Большом зале Государственного Кремлевского дворца и на многих других известных площадках страны. В разные годы на сцену с оркестром выходили легендарные артисты, в числе которых Ирина Архипова, Мария Биешу, Александр Ведерников, Иосиф Кобзон, Елена Образцова, Владислав Пьявко и множество других талантливых исполнителей.
В концертном репертуаре оркестра широкий круг произведений: от обработок народных мелодий до сочинений композиторов-классиков. Отличительная особенность оркестра – сочетание русских традиций и новаторских музыкальных экспериментов. В концертных программах «Малахита» зрители могут услышать ирландскую флейту, вистл, дарбуку, а также музыкальные инструменты, которые довольно редко звучат на сцене сольно: домру-бас, домру-альт, балалайку-контрабас или такие необычные ударные инструменты, как пилу и котелки.
В программу концерта войдут вариации на темы русских, болгарских, еврейских, татарских, народных песен, сочинения Василия Андреева и Бориса Трояновского, фрагмент сюиты В. Бычкова «Урал-богатырь», поэма памяти Сергея Есенина Н. Малыгина, музыка Андрея Петрова, мелодии из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию» и др.
С оркестром «Малахит» выступят солисты Государственного оркестра русских народных инструментов «Метелица»: Елена Курская (народное пение), Юрий Горобец (аккордеон), Любовь Саматова (гусли).

2 июня, пятница

18.30 Представление книги Валерия Кислова «Три – два – раз» и издательского проекта «Твой.Текст» (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Малый зал – Литейный пр., 53).
Издательский проект «Твой.Текст», созданный в начале 2020 года, предлагает читателю две серии современной прозы, «Большую» и «Малую», поэтическую серию «slovoVslovo» и научную серию «etic|emic». Валерий Кислов – переводчик с французского, автор более 50 переводов, в частности произведений Э. Сати, А. Жарри, Р. Домаля и др.
В программе: чтение поэтических текстов Валерия Кислова под импровизационную музыку в исполнении Вячеслава Гайворонского и Николая Рубанова.
Участвуют Валерий Кислов (голос), Вячеслав Гайворонский (труба) и Николай Рубанов (саксофон, бас-кларнет).

19.00 Концертная программа симфонического оркестра Санкт-Петербурга ко дню рождения А. С. Пушкина (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича, Малый зал им. М. И. Глинки – Невский пр., 30).
Произведения Пушкина неоднократно находили претворение в музыке: многие отечественные композиторы создавали романсы, оперы, балеты, симфонические произведения, обращаясь к пушкинской поэзии и прозе.
В концертной программе, которая приурочена ко дню рождения классика русской культуры, появившегося на свет 6 июня 1799 года, прозвучат одни из самых лучших и вдохновенных творений музыкальной пушкинианы.
Симфонические фрагменты из оперы «Руслан и Людмила» и «Вальс-фантазия» Михаила Глинки, «Сказка» для симфонического оркестра и симфонические фрагменты из оперы «Сказка о царе Салтане» Николая Римского-Корсакова, увертюра и танцы из оперы «Русалка» Александра Даргомыжского, а также «Пушкинские вальсы» Сергея Прокофьева составят программу музыкального вечера.
Дирижер – Максим Алексеев.

3 июня, суббота

11.00 Начало работы выставки Арона Зинштейна «Петербург и его обитатели» (Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского – Кузнечный переулок, 5/2).
Арон Зинштейн – один из самых ярких и неординарных живописцев Петербурга.
Родился в Нижнем Тагиле в 1947 г. Прошел серьезную классическую подготовку сначала в Уральском училище прикладного искусства, затем в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной.
Художник работал в разных техниках с разными материалами: офорты, линогравюры, картины, написанные гуашью, маслом, скульптуры, инсталляции, баннеры, фарфор.
На выставке «Петербург и его обитатели» можно увидеть живописные работы из коллекции Арона Зинштейна и графику из собрания Музея Достоевского. Иллюстрации к произведениям писателя из музейного собрания созданы в 1980-е годы, когда Арон Зинштейн увлекался печатной графикой, отдавая предпочтение классическим офортам и линогравюрам. Но даже в них явно ощущается темперамент автора, нежелание быть стесненным какими-то рамками, канонами, что находит выражение в необычных композиционных и пространственных решениях.
Выполненные в экспрессионистической манере живописные работы поражают свободой владения кистью и чувством цвета, они очень эмоциональны, отличаются непосредственным и радостным восприятием реальности. Свобода импровизации, акцент на какой-то одной детали: яркий рот, шляпка, выразительный взгляд, изгиб тела – передают самую суть характера героя, его настроения. Художник изобразил пейзажи Петербурга и его обитателей – своих друзей и знакомых – поэтов, художников, фотографов, режиссеров – талантливых современников, которые делают жизнь ярче, интересней, насыщенней.
Выставка открыта до 30 июня.

12.00 «Сиреневый променад» в Павловском парке (ГМЗ «Павловск» – г. Павловск, ул. Садовая, 20).
3 и 4 июня 2023 года Музей-заповедник «Павловск» приглашает на традиционный праздник «Сиреневый променад» в Павловский парк. Разлитый в воздухе аромат, источаемый сотнями цветущих кустов сирени, музыка духового оркестра и нежное звучание флейты создадут удивительную романтично-торжественную атмосферу праздника. Посетители смогут прогуляться по сиреневым местам парка, понаблюдать за творчеством участников «Сиреневого пленэра», принять участие в мастер-классах и в традиционных исторических играх.

4 июня, воскресенье

17.00 Проект «К Островскому на площадь Островского», посвященный 100-летию площади и 200-летию со дня рождения драматурга (пл. Островского).
Музыкальную программу исполнят оркестр «Северная Симфония» под управлением маэстро Фабио Мастранджело, хор и солисты Музыкального театра им. Ф. И. Шаляпина. Также на сцену выйдут приглашенные артисты драматических театров Петербурга. Прозвучат произведения русских композиторов, взявших пьесы Островского в основу своих оперных произведений.
Мало кому известно, что с оперы «Воевода» по пьесе Островского начинал свой творческий путь композитор Петр Ильич Чайковский, что по этой же драме написал свою первою оперу другой крупный русский композитор – Антон Аренский, что драма «Гроза» вдохновила чешского классика Леоша Яначека на сочинение «Катя Кабанова», и что самая знаменитая опера-сказка Римского-Корсакова «Снегурочка» — дитя совместной работы композитора и драматурга. Эта музыкально-театральная композиция станет кульминацией всего дня Островского, поскольку высветит интертекстуальные связи его творчества: с музыкальным театром, салонным бытом, народным творчеством.

20.00 Концерт академического симфонического оркестра филармонии к 120-летию со дня рождения Е. А. Мравинского (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Дирижер Николай Алексеев и оркестранты посвящают концерт 120-летию со дня рождения Евгения Мравинского – легендарного музыканта, чья работа во главе этого оркестра с 1938 по 1988 год составила огромную и важную главу в его истории: за это время оркестр и дирижер выступили вместе более тысячи раз.
Солисткой в этот вечер станет австрийская пианистка Ясминка Станчул, сотрудничающая с крупнейшими симфоническими оркестрами и дирижерами мира. Победительница Международного конкурса имени Бетховена, она исполнит Первый фортепианный концерт композитора. Также в программу вошла Четвертая симфония Брамса – одна из важнейших партитур в репертуаре Евгения Мравинского: вместе с Восьмой «Неоконченной» симфонией Шуберта она прозвучала на последнем в жизни дирижера концерте 6 марта 1987 года.

5 июня, понедельник

11.00 Выставка Виктора Ильина «Земля и небо» (Росфото – ул. Б. Морская, 35).
Впервые петербуржцы смогут познакомиться с творчеством казахского фотографа с мировым именем, одного из самых интересных представителей направления российской художественной фотографии. 104 оригинальных желатиносеребряных отпечатка, вошедших в экспозицию, охватывают более двадцати семи лет плодотворной творческой деятельности фотографа. Творческое наследие Виктора Ильина стоит особняком в петербургской фотографии. В его работах зритель не найдет знаковых видов города. Его художественное видение мира было сформировано просторами Казахстана и Киргизии, в окружении которых он прожил значительную часть своей жизни. Именно география оказала влияние на творчество Ильина. Его фотоснимки едва насыщенны событийностью, но на них всегда широко распахнуты земля и небо. Многочисленные портретные работы, героями которых зачастую выступают близкие Ильину люди, наряду с пейзажем остаются основой для творческих поисков фотографа.
Виктор Ильин родился в Челябинске в 1957 году. Долгое время жил в Казахстане. В 1985 году Виктор Ильин впервые представил свои работы на конкурс международного фотосалона под эгидой Международной федерации фотографического искусства (FIAP) Europa-85, проводившемся в испанском городе Реус. В 1989 году дебютировал на фотосалоне в Пекине, получив за одну из своих работ бронзовую медаль. Участвовал в международных фотосалонах, проходившихся в более 30 странах мира. Принимал активное участие в российских фотоконкурсах и провел 14 персональных выставок.

19.30 Спектакль «Серебряный век в русской поэзии» (Театр «Неолира», арт-кафе «Мостик» – наб. канала Грибоедова, 102 Б).
«Русский культурный ренессанс», позже названный «Серебряным веком» – не просто хронологический период и даже не конгломерат различных литературных течений. Речь идет об образе мышления, который, будучи характерен для поэтов, при жизни часто конфликтовавших между собой, в конце концов объединил их в сознании потомков в неразделимую плеяду звезд, сформировавших неповторимую и чарующую атмосферу Серебряного века русской поэзии. Цикл концертов «Серебряный век русской поэзии» состоит из 12 концертов:5 июня – концерт первый. Сергей Есенин.19 июня – концерт второй. Осип Мандельштам. 26 июня – концерт третий. Игорь Северянин. 3 июля – концерт четвертый. Николай Гумилев.10 июля – концерт пятый. Анна Ахматова.17 июля – концерт шестой. Владимир Маяковский. 24 июля – концерт седьмой. Марина Цветаева. 31 июля – концерт восьмой. Борис Пастернак. 7 августа – концерт девятый. Александр Блок. 14 августа – концерт десятый. Даниил Хармс и Саша Чёрный. 21 августа – концерт одиннадцатый. Звезды Серебряного века. В концерте будут рассмотрены судьба и творчество мастеров стиха, ярких представителей Серебряного века. Прозвучат строки Валерия Брюсова, Зинаиды Гиппиус, Николая Заболоцкого, Демьяна Бедного, Велимира Хлебникова, Владислава Ходасевича и многих других. 28 августа – концерт двенадцатый. Наряду с авторами, которые знакомы со школьной скамьи, есть множество забытых или малоизвестных имен. Прозвучат стихи Аделаиды Герцык, Галины Галиной, Юргиса Балтрушайтиса, Александра Вертинского, Николая Недоброво, Ирины Одоевцевой и др.

6 июня, вторник

16.30 «Поэзия как сопротивление языка». Поэтические чтения в Президентской библиотеке (Сенатская пл., 3).
Поэтические чтения в Президентской библиотеке будут приурочены к дню рождения Александра Пушкина и Дню русского языка. Разговор пойдёт о поэтическом языке.
Каким должен быть язык русской поэзии? Можно ли обусловить критерии «правильного» поэтического языка? Споры об этом не утихают до сих пор. Поэзия «простая», понятная с первого прочтения или же «сложная», метафоричная, требующая напряженного вчитывания и эрудиции, открывающаяся множеством планов и «приращением смыслов»? Стихи, копирующие реальность или выводящие за пределы обыденности? Вопрос выбора заключен в самом языке, который ускользает, прячется, сопротивляется, словно находится в оппозиции по отношению к самому автору и к читателю, опасаясь оказаться неточным, случайным, приблизительным, профанным. Именно поэтому поэзия опровергает ожидания: подлинное поэтическое слово всегда неожиданно и внезапно, его невозможно предугадать и предвидеть.
О возможностях поэтического языка будут рассуждать поэты Герман Власов и Полина Кондратенко, а также главный редактор журнала «Арион» Алексей Алёхин.
Необходимо будет подтвердить своё присутствие до 4 июня 2023г. по адресу: sizova@prlib.ru или по телефону: (812) 305-16-21 (доб.170), а затем заполнить форму для прохода на мероприятие.

18.00 «Любовь и тайная свобода»: концерт ко дню рождения А. С. Пушкина (Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского – Кузнечный переулок, 5/2).
Названием литературно-музыкальной программы стала строка из стихотворения Пушкина, посвященного фрейлине императорского двора Наталье Яковлевне Плюсковой. Гости вечера окажутся в стилизованном салоне первой половины XIX века. Прозвучат любовные и философские стихи поэта, а также романсы Чайковского, Римского-Корсакова, Титова, Даргомыжского, Рубинштейна, Бородина, Власова на тексты Пушкина; фортепьянные произведения Глинки, Рахманинова, Шопена; фрагменты литературно-музыкального спектакля «Евгений Онегин» на музыку Сергея Прокофьева.
Автор программы, режиссер и чтец – Алексей Емельянов.
Исполнители: Наталья Кривенок (меццо-сопрано) и Сергей Форостяный (фортепиано).

19.00 Закрытие VIII международного музыкального фестиваля «Классика без границ» (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича, Малый зал им. М. И. Глинки – Невский пр., 30).
В программе под названием «За 80 минут вокруг света» примут участие: струнный квинтет артистов Большого театра «Coctail Classic», флейтист, саксофонист, аранжировщик и композитор Николай Попов, пианистка Анастасия Мазанкина.
Большая соната Николо Паганини для альта, Блестящий полонез Теобальда Бема для флейты, как и трио для скрипки, виолончели и фортепиано Эрнеста Блоха прозвучат наряду с дуэтом для флейты и виолончели бразильского композитора Эйтора Вилла-Лобоса и сюитой из одного из самого известного бродвейского мюзикла «Скрипач на крыше» американского композитора Джерри Бока. Также в программе: Вальс из к/ф «Берегись автомобиля» композитора Андрея Петрова, «Соловей» Александра Алябьева, авторские аранжировки участников коллектива.
В завершение программы состоится премьера фантазии Николая Попова «Прогулки над Невой» для флейт, саксофона и струнного квинтета, которую музыкант специально написал к этому концерту в честь 320-летия Санкт-Петербурга и дня рождения А. С. Пушкина.

7 июня, среда

18.30 Презентация книги Юрия Роста «Групповой портрет на фоне жизни» (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Малый зал – Литейный пр., 53).
Юрий Михайлович Рост – журналист и фотограф, телеведущий, писатель. Одна из последних его книг – «Групповой портрет на фоне жизни» («Бослен», 2021), истории жизни людей, с которыми автор общался, встречался, дружил на протяжении всей своей жизни. Это очень широкий круг людей – спортсменов, художников и актеров, рассказы о которых сопровождаются фотографиями. Одновременно это и рассказ автора о своей жизни, во всем объеме ее перипетий и сложностей.

19.00 Юбилейный концерт Александра Дольского (Дом молодежи на Васильевском — Большой пр. В.О., 65).
Творчество Дольского неразрывно связано с Ленинградом-Петербургом. Впервые в городе на Неве он исполнил свои авторские песни со сцены Театра эстрады им. А. Райкина.
Александр Александрович – автор песен к кинофильмам «Трактир на Пятницкой», «Когда святые маршируют». В эфир вышло и несколько его телевизионных программ-концертов.
У Александра Дольского есть несколько поэтических сборников: «Пока живешь», «Синий автопортрет», «Каменные песни», «Четыре Ангела», «Благословение», «Сонеты», роман в стихах «Анна».

19.00 «Тищенко. Чайковский» — концертная программа Губернаторского симфонического оркестра Санкт-Петербурга (Лютеранская церковь святых Петра и Павла (Петрикирхе) – Невский пр., 22-24).
В концертной программе прозвучат инструментальные сочинения композиторов – представителей петербургской композиторской школы, выпускников Санкт-Петербургской консерватории, отметившей в прошлом году 160-летие со дня основания.
Борис Тищенко – один из крупнейших отечественных композиторов второй половины XX – начала XXI веков, в творческом наследии которого – произведения практически всех существующих жанров, в том числе два виолончельных концерта.
Первый из них, написанный, помимо солирующей виолончели, для необычного состава – семнадцати духовых, ударных и фисгармонии, возник по предложению Мстислава Ростроповича и ему же был посвящен. Одночастный концерт, состоящий из нескольких разделов, который сам композитор охарактеризовал как «Нечто вроде письма к другу», был создан в 1963 году, в период обучения в аспирантуре в классе Дмитрия Шостаковича, и в 1966 году завоевал первую премию на Международном конкурсе «Пражская весна».
Сюита для оркестра № 1 ре минор, завершенная Петром Чайковским в 1879 году, посвящена Надежде фон Мекк – другу и меценату композитора. Исполнительская судьба сюиты сложилась благополучно и позже вошла в дирижерский репертуар самого композитора. После московской премьеры критик Осип Левенсон писал: «Этой сюитой Чайковский завоюет себе то, что называется популярностью. Нисколько не унижая своего искусства, он сумел в этом произведении достигнуть той ясности и рельефности, которые делают его общедоступным для массы».
Дирижер – Антон Лубченко.
Солист – Дмитрий Ерёмин, виолончель.

8 июня, четверг

16.00 Некоммерческий социально-ориентированный культурный проект «Театральный музей – серебряному поколению» (Шереметевский дворец, Белый зал — наб. реки Фонтанка, 34).
В рамках проекта на базе четырех площадок – Шереметевского дворца, Музея-квартиры Н. А. Римского-Корсакова, Театрального музея и Музея-квартиры семьи актеров Самойловых – состоятся 16 творческих встреч молодых музыкантов, призеров крупнейших международных музыкальных конкурсов со слушателями старшего поколения. В этих музеях в сжатом виде репрезентируется история Санкт-Петербурга, его знаменитых семей и музыкальных традиций. Каждый музей имеет свой уклад, который распространяется и на музыкальные вкусы зрителей. Поэтому все концерты в проекте неповторимы, а их программа являет разные грани музыкальных традиций великих домов и дворцов.
Всего в музеях пройдет по 4 концерта при участии разномастных коллективов: от сольных выступлений (фортепиано) до больших ансамблей.
Проект предлагает комплексную программу, в которую войдут характерные сочинения, интересные беседы о блистательном прошлом, а после концерта – неформальная часть, предполагающая общение музыкантов со зрителями. Особенность его заключается в том, что зрители проекта – серебряное поколение – после концерта смогут посетить в Музее-квартире Н.А. Римского-Корсакова и Музее-квартире семьи актеров Самойловых экспозицию, подробно познакомиться с разными экспонатами. Проект предназначен для зрителей старшего поколения, лиц, переживших длительный путь восстановления после продолжительной болезни и нуждающихся в реабилитации, а также тех, кто находится в трудной жизненной ситуации.
В рамках проекта выступят Санкт-Петербургский оркестр саксофонов, Ансамбль солистов Государственного Академического Русского оркестра им. В. В. Андреева «Андреев коллегиум», Ансамбль старинной музыки «Солисты Екатерины Великой», Квартет мандолин «Фейерверк», Ансамбль «Дикий камень», Ансамбль «Menestrelli», Трио деревянных духовых инструментов «Quod libet», Дуэт «Аккогусли», Ансамбль «Quattro in Unico», Струнный квартет «Измайловский», а также солисты ведущих концертных залов Санкт-Петербурга. В рамках проекта зрители смогут услышать орган, клавесин, барочную мандолину, барочный фагот, струнный плекторный бас, рояль, саксофон, струнные, духовые, ударные и народные инструменты.
Партнерами проекта являются комплексные центры социального обслуживания населения Центрального, Колпинского, Красносельского, Петроградского, Невского, Василеостровского районов, а также благотворительные фонды.

18.00 Открытие VI Международного культурного форума «Неделя культуры и искусства глухих в Санкт-Петербурге» (Культурно-досуговый центр «Московский» – Московский пр., 152).
26 мая в экспозиционно-выставочном комплексе СПб ГУП «Горэлектротранс» открылась выставка неслышащих художников и фотографов «Рельсовая жизнь». В экспозиции представлены живописные произведения и фотографии, посвященные выборгскому трамваю.
Выставка является прологом к VI Международному культурному форуму «Неделя культуры и искусства глухих в Санкт-Петербурге», который пройдет с 7 по 13 июня 2023 года. В программе: экскурсии, гала-концерт, круглый стол «Культура глухих: вызовы и возможности», выставка неслышащих художников «Грани Петербурга», спектакль «Женщина всегда права. Перезагрузка».
Организатор — Санкт-Петербургский театр глухих.
Сайт: http://domculturedeafspb.com/
Группа в социальной сети «ВКонтакте»: https://vk.com/club13972668

9 июня, пятница

Начало работы выставки об истории русского балета (Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина – Сенатская пл., 3).
Выставка посвящена юбилею Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. В Год педагога и наставника старейшая балетная школа России, первая в нашей стране и одна из лучших профессиональных школ мира празднует 285 лет со дня основания. За это время Академия внесла большой вклад в мировое хореографическое образование, сумела сохранить и развить традиции, накопленные поколениями танцовщиков и педагогов, завоевала признание миллионов людей. Русский балет явил миру плеяду звёзд, восхищавших публику на протяжении эпох: Анну Павлову, Вацлава Нижинского, Джорджа Баланчина, Рудольфа Нуреева, Михаила Барышникова, Наталью Макарову, Юрия Григоровича, Ульяну Лопаткину и многих других.
Сотрудники Академии много лет собирают и бережно хранят предметы, связанные с выдающимися людьми балета. Начало этой коллекции более 65 лет назад положила выпускница Академии и педагог – Мариэтта Франгопуло. В настоящее время собрание именуется «Кабинетом истории русского балета имени М. Х. Франгопуло».
Выставка в Президентской библиотеке — это редкая возможность увидеть часть уникальной коллекции и окунуться в славное прошлое балетного искусства.
В экспозиции представлены балетные туфли и театральные костюмы, книжные раритеты, подлинные афиши и фотографии, произведения живописи и скульптуры, личные вещи знаменитых выпускников Академии.
Среди экспонатов – настоящие реликвии: корсаж сценического костюма Матильды Кшесинской, коробка для грима и сценические сапожки Анны Павловой, личные вещи Агриппины Вагановой, имя которой с 1957 года носит Академия.
Жемчужины художественной коллекции Академии – пастель авторства Вацлава Нижинского, рисунки Зинаиды Серебряковой, которая в начале 1920-х создала серию произведений на тему балета.
Выставка открыта до 30 сентября.
Для посещения выставки «285 лет русскому балету» необходимо предварительно записаться по телефонам: (812) 334-25-14; (812) 305-16-21 (доб. 641); (812) 305-16-21 (доб. 161) или отправить электронное письмо на адрес: excursion@prlib.ru

VIII Международный фестиваль народной песни «Добровидение».
В этом году «Добровидение» объединит более 100 коллективов. Открытие фестиваля состоится на территории Петропавловской крепости. В этот же день концертная программа пройдет в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга. 10 июня участники фестиваля выступят на территории Центрального парка культуры и отдыха им. С. М. Кирова. Также 10 июня состоится большой гала-концерт лауреатов и почетных гостей «Добровидения» в КСК «Сибур Арена». В нем примут участие Хор Сретенского монастыря, Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева, Государственный академический Омский русский народный хор, Государственный академический Воронежский русский народный хор имени К. И. Массалитинова, победители проекта «Голос» Пётр Захаров, иеромонах Фотий.
Подробная программа фестиваля представлена на сайте https://dobrovidenie.ru/.

20.00 Концерт «Рахманинов под небом» (Амфитеатр «Под небом» – Большой пр. В.О., 83).
В концерте «Рахманинов под небом» собраны наиболее яркие творения композитора, который был мастером «внутренней драматургии» музыки.
Произведения Сергея Рахманинова прозвучат в исполнении Евгении Немцевой (рояль), Алисы Ермаковой (флейта) и Анастасии Самариной (вокал).

10 июня, суббота

14.00 Мероприятие «Поэтика Красногвардейского района» (Сквер перед театром «Буфф» – пр. Шаумяна, 22).
В программе предполагается демонстрация скульптур, стихов и музыки.
На выставке «Мелодия скульптуры – поэзия звука» будут представлены скульптурные композиции творческого коллектива мастерских «Дома скульптора» Санкт-Петербургского союза художников. «Поэзия – экология души» – проект созидательной поэзии. В творческом пространстве прозвучат стихи современных поэтов.
В яркой программе Санкт-Петербургского оркестра саксофонов прозвучат переложения камерных и симфонических произведений русских и зарубежных композиторов различных эпох и музыкальных жанров.

15.00 XXII международный музыкальный фестиваль STEREOLETO (Пространство «Севкабель Порт» – Кожевенная линия, 40).
В фестивале примут участие более 30 артистов, среди них: Баста, Лев Лещенко, Владимир Кузьмин, Антоха МС с трибьютом «Михей и Джуманджи», Тося Чайкина, Kedr Livanskiy, «Наадя», рolnalyubvi, SHIRAN (Израиль), Supruga, Драгни, Lurmish, DenDerty, Pyrokinesis, Наша Таня и многие другие.
Музыканты выступят на трех сценах. Подробнее о фестивале: https://bestfest.ru.

15.00 Концерт «Орган +» (Лютеранская церковь Святых Петра и Павла (Петрикирхе) – Невский пр., 22-24).
В концертах «Орган +», помимо короля инструментов и специально подобранного репертуара органной музыки, будет один специальный гость, один яркий музыкант.
Вниманию публики будут представлены поразительной красоты органные сочинения, а также проникновенные дуэты с приглашенным гостем.

19.00 Мультимедийный концерт-расследование «Операция “Метаморфозы”» (Открытая киностудия «Лендок», Белый зал – наб. Крюкова канала, 12).
«Операция “Метаморфозы”» – новая программа Государственного Русского концертного оркестра Санкт-Петербурга. Премьерное исполнение состоится 10 июня, следующие концерты пройдут 11 и 12 июня. Начало в 19.00.
Автор аранжировок – Дмитрий Калинин.
Художественный руководитель – Владимир Попов.
Режиссер программы – Михаил Черняк.
Видеохудожник – Валентин Суханов.

11 июня, воскресенье

Выставка чилийского фотографа Фелипе Лавина «Оцифрованные» (Музей современного искусства «Эрарта» – 29 линия В.О., 2).
Произведения чилийского художника Фелипе Лавина на первый взгляд представляют собой деконструкцию городского ландшафта. Они выполнены в необычной авторской технике: пространство кадра разбивается на два поля по горизонтали, а все объекты, оказавшиеся на условной границе между ними, проецируются в верхнюю часть кадра, бесконечно растягиваясь по вертикали. Возникающая в результате этого динамичная последовательность двухмерных цветовых полос выглядит как своеобразный штрихкод современного мегаполиса. Лавин использует этот прием и в фотографии, и в видеоарте.
Работы Фелипе Лавина преобразуют трехмерный объект, послуживший основой для изображения, в череду строго геометрических вертикальных полей. Вероятно, истоки его творческих поисков в фотографии можно искать в неопластицизме — концепции, сформулированной голландским художником Питером Корнелисом Мондрианом, чьи живописные полотна строятся на сочетании горизонтальных и вертикальных линий и основных цветов спектра. Отталкиваясь от представлений о визуальном искусстве как «пластическом» (в отличие от таких художественных форм, как литература и музыка), представители неопластицизма призывали к созданию «новой пластической культуры» (нид. De Nieuwe Beelding), основанной на выражении отвлеченных построений человеческого сознания в чистом виде, то есть абстракции. Результатом должна была стать «денатурализация» искусства — отказ от природных форм в пользу базовых геометрических элементов и чистых цветов.
Лавин, однако, не уходит в полную абстракцию: его работы всегда укоренены в городском пейзаже и исследуют взаимоотношения человека и его жилой среды. Автор снимает крупные мегаполисы — пространства, где живая природа отступает под натиском исполинских строений, призванных разместить сотни тысяч живущих и работающих в них людей. Абстрактные вертикальные полосы, в которые трансформируются фрагменты изображения, напоминают одновременно и городские высотки, и стилизованные штрихкоды, как бы указывая на то, что попавшие в кадр люди «оцифрованы» поглотившей их городской средой.
Чилийский фотограф и художник Фелипе Лавин родился в 1987 году в Сантьяго. Окончив инженерно-строительный факультет Папского католического университета Чили, Фелипе увлекся художественной фотографией и принял участие в ряде специальных семинаров и мастер-классов. В 2010 году, оказавшись по программе студенческого обмена в Канаде, Лавин посещал курсы цифровой фотографии на базе Монреальского университета — именно там сформировался интерес автора к съемке городских пейзажей и архитектурных объектов. В настоящее время Фелипе продолжает учиться и развиваться как художник. Его работы экспонировались в рамках групповых и персональных выставок по всему миру.

12 июня, понедельник

12.00 Экскурсия «Пулковская обсерватория: история и современность» (Пулковское шоссе, 65, к.1).
На этой экскурсии посетители перенесутся в XIX век и узнают, как создавалась обсерватория, какие архитектурные особенности имеются у Главного здания обсерватории, почему она расположилась на Пулковской горе и чем знаменит Пулковский меридиан. Гости посетят Астрономический музей, увидят рабочие инструменты первого директора обсерватории – В.Я. Струве, коллекцию уникальных астрономических и геодезических инструментов, часов и другие интересные экспонаты, которые на протяжении долгого времени помогали астрономам в их интересной работе.
Затем будет возможность подняться к телескопу рефрактору Центральной башни Главного здания обсерватории, посетить павильон автоматического 26-дюймового рефрактора, самого большого телескопа обсерватории, либо посетить Большой Пулковский радиотелескоп. На экскурсии будет рассказано, какие объекты продолжают наблюдаться в Пулково, и над какими актуальными задачами астрономии продолжают работать Пулковские астрономы.
Продолжительность экскурсии: 1,5-2 часа.
Место встречи с экскурсоводом у Главных ворот обсерватории.
Экскурсовод: сотрудник Института прикладной астрономии РАН Сергей Романович Павлов.

19.00 Саундрама по мотивам пьесы А.Чехова «Чайка» (Александринский театр, Новая сцена, Черный зал – наб.реки Фонтанки ,49 А).
Это первая работа режиссера Елены Павловой в Александринском театре с артистами труппы, предыдущий её опыт, спектакль «Вишнёвый сад», был создан в конкурсном проекте «7 ярус» для негосударственных театров Санкт-Петербурга, не имеющих своих сцен, с командой Независимого театрального проекта.
Чеховская «Чайка» — важнейший для Александринского театра драматургический текст. Именно на Александринской сцене состоялась премьера пьесы в 1896 году (режиссёр Евтихий Карпов) и затем к пьесе неоднократно возвращались, от постановки Михаила Дарского (1902 год) до последнего по времени спектакля Кристиана Люпы (2007 год). Провал премьеры «Чайки» был отрефлексирован театром на уровне научных исследований — в книгах историка театра, театроведа Александра Чепурова «Александринская “Чайка”» и «А. П. Чехов и Александринский театр на рубеже XIX и XX веков». А в 2021 году на фестивале молодых петербургских режиссёров в программе «Другая сцена» и в форме спектакля — «Чехов уходит из театра», жанр которого режиссёр Владислав Тутак определил как «поездка в лифте по следам одного громкого провала».
Елена Павлова не рефлексирует на тему сценической истории «Чайки», для неё чеховский текст — не профессиональная драма про театр и литературу и не костюмная постановка с привязкой к конкретной эпохе. Павлова, как и в случае с «Вишнёвым садом», читает Чехова языком саундрамы, причём в музыкальное полотно спектакля вплетены и композиции, специально созданные для спектакля Олегом Гудачёвым, и хиты советской и российской эстрады, через которые себя идентифицируют персонажи и которые прочно засели в массовом сознании и в каком-то смысле являются частью культурного кода, откликаются в памяти строчками, музыкальными фразами, событиями жизни.
Время действия здесь — условное сейчас или всегда, вне бытовых примет и подробностей. Вместе с тем, чеховский текст будет явлен в спектакле почти в полном объеме, с незначительными купюрами.
В постановочной команде спектакля художник Светлана Тужикова (сценография и костюмы), композитор Олег Гудачёв, художник по свету Эмиль Авраменко, видеохудожник Михаил Иванов, репетитор по вокалу Любовь Штарк, ассистент композитора Анна Вишнякова, выпускающий продюсер Дарья Зотова, помощник режиссёра Дарья Куликова.
Премьеру репетируют: Ольга Белинская (Ирина Николаевна Аркадина), Иван Ефремов (Константин Треплев), Александр Лушин (Пётр Николаевич Сорин), Анастасия Пантелеева (Нина Заречная), Сергей Еликов (Илья Афанасьевич Шамраев), Александра Большакова (Полина Андреевна), Мария Лопатина (Маша), Андрей Матюков (Борис Алексеевич Тригорин), Игорь Мосюк (Евгений Сергеевич Дорн), Валентин Захаров (Семён Семенович Медведенко).
Елена Павлова — режиссёр-постановщик музыкальных и драматических спектаклей, основатель «Независимого театрального проекта», дважды номинант Национальной театральной премии «Золотая Маска», обладатель специального приза Санкт-Петербургской театральной премии для молодых «Прорыв».

13 июня, вторник

18.00 Лекция «Беатрикс Поттер, которую мы не знаем» (ул.Шкапина, 6).
Кролик Питер, утка Джемайма. Сколько сказочных персонажей создала эта удивительная писательница и художник! Они знакомы многим с самого детства. Но какое увлечение Беатрикс Поттер оставалось в тени? За что ее отвергло научное сообщество Великобритании? Что так тщательно она исследовала на протяжении многих лет? Грибы. Они были ее большой страстью и глубокой печалью.
Лекцию прочтет ботанический художник Марина Струг.

19.00 Балет Аллы Духовой «Тодес» (г. Красное Село, Кингисеппское шоссе, 2).
35 лет назад на фестивале брейк-данса родился коллектив, который мгновенно стал известен не только в России, но и по всему миру – балет «Тодес».
Алле Духовой, бессменному художественному руководителю балета, удалось невероятное – она вывела своих танцоров на одну сцену с большими звёздами и сделала почерк танцоров узнаваемым, а сольные выступления балета – впечатляющим шоу.
Соединение невероятной пластики, захватывающих трюков, ярчайшей хореографии и мощнейшей энергетики – вот то, что уже более трёх десятков лет заставляет сердца миллионов людей биться чаще. «Тодес» не просто идёт в ногу со временем – он создаёт собственные тнаправления, которые подхватывают танцоры по всему миру.
В этом концерте балет Аллы Духовой покажет лучшие номера за всю свою 35-летнюю историю в юбилейной программе.

14 июня, среда

19.00 Органный концерт «Музыка парижских соборов» (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д.Д. Шостаковича – Михайловская ул, 2).
Богатое звучание короля инструментов – органа – с незапамятных времен связано с образами божественного величия, не в последнюю очередь потому, что исторически этот тембр был неотделим от атмосферы собора – дома Божьего, за порогом которого начиналось пространство сакрального.
Лауреат международных и всероссийских конкурсов, органист и композитор Тимур Халиуллин исполнит в Большом зале филармонии программу, которая позволит погрузиться в музыкальную атмосферу знаменитых парижских соборов. Эффект усилят видеопроекции, воссоздающие интерьеры Нотр-Дам-де-Пари, церквей Мадлен, Сент-Эсташ, Сен-Сюльпис, Сент-Трините.

15 июня, четверг

18.30 Лекция «Дзига Вертов: человек с киноаппаратом» («Открытая гостиная») – Литейный пр., 17/19, 1-й этаж).
На рубеже 1920-х годов, когда производство художественных фильмов было практически прекращено из-за нехватки плёнки, хроникально-документальное кино стало полем экспериментов для молодых кинематографистов, стремящихся по-новому показать реальность. Самым радикальным из экспериментаторов был Дзига Вертов, заявлявший о необходимости совершенно отказаться от кинематографа художественного и сюжетного и найти новые формы рассказа о настоящей жизни.
Лекцию прочтёт Евгения Смыкова, киновед, выпускница Образовательных центров ЛЕНДОК и Ленфильм. Автор канала «Кинохвалитель из Санкт-Петербурга» и портала «После титров», лектор Российского общества «Знание».

19.00 Дни Воронежской филармонии в Петербурге (Государственная академическая капелла – наб. реки Мойки, 20).
Программа концерта оригинально раскрывает самобытность песенной традиции Черноземья через призму симфонического жанра. Творческие коллективы Воронежской филармонии объединились для того, чтобы расширить представления слушателей о культуре России, познакомить с музыкальными шедеврами и композиторами Воронежского края.
В первом отделении в исполнении Воронежского академического симфонического оркестра и ансамбля «Воронежские девчата» и Ольги Чирковой будет представлена богатейшая песенная культура Воронежского края. Основу программы составили сочинения воронежских поэтов и композиторов.
Во втором отделении слушателей ждут произведения трех композиторов, тесно связанных с Воронежем. Их сочинения входят в репертуар Воронежского академического симфонического оркестра.
В. Овчинников. Увертюра «Русский праздник»;
М. Носырев. Сюита из балета «Песнь торжествующей любви»;
Г. Ставонин. Лезгинка из оперы «Олеко Дундич».

19.00 Моноспектакль по дневникам и письмам А.Г. Достоевской (Сниткиной) «Я была счастлива, счастлива, счастлива» (Салон «Артстандарт» – ул. Казанская, 7, лит В, 2 этаж).
«Она спросила, какое сегодня число, а когда ответили, кивнула, и стало ясно, что это абсолютно все равно, какая дата, что все они связаны с ним, и можно оттолкнуться от любой даты, чтобы начать рассказ, – ну, конечно, о чем же еще можно рассказывать, конечно же, о нем, о Феде: и как познакомились (а ведь было же, было предчувствие), и как все сложилось, и какой Федя замечательный, и как все было трудно: постоянная нищета, болезнь мужа, его страсть к игре, и как она была счастлива, счастлива, счастлива».
Сценарий спектакля был создан двумя исследователями и знатоками творчества Достоевского по уникальным материалам – дневникам, воспоминаниям и стенографическим записям второй жены писателя Анны Григорьевны Достоевской (Сниткиной), которые сравнительно недавно были полностью расшифрованы и опубликованы в серии «Литературные памятники». Достоевскому фантастически повезло. Его вторая жена оказалась для него настоящим подарком небес, наградой за долгое страдание. Лев Толстой по этому поводу не без зависти заметил: «Многие русские писатели чувствовали бы себя лучше, если бы у них были такие жены, как у Достоевского». Именно она, Анна, стала для него и ангелом-хранителем, и помощником, и любовницей, и матерью его детей. Ей было всего 20, а ему 45 лет, когда они познакомились. Привычки и образ жизни Достоевского, скорее всего, привели бы его в сумасшедший дом или тюрьму. Но Бог послал ему настоящего ангела.
Первоначально пьеса предназначалась для актрисы театра Комедии Елены Юнгер, которая блестяще играла ее на сцене театра «Эксперимент». Незадолго до смерти она попросила одного из авторов передать эту роль достойной актрисе. Лишь спустя годы нашлись две актрисы, которые смогли продолжить линию их знаменитой предшественницы – Екатерина Васильева в Москве, которая играет свой бенефисный спектакль «Я была счастлива» и Елена Виноградова в Петербурге, спектакле, очень петербургском по своему духу, в постановке известного режиссера и художника Алексея Штерна. Спектакль удостоен диплома IX международного фестиваля камерных спектаклей по произведениям Ф.М. Достоевского.

 

 

На заставке: фото Татьяны Дьяконовой