Надежда Рогожина, автор инсценировки и режиссер спектакля «Золушка» на сцене Малого зала Санкт-Петербургской академической филармонии

Среди всех сказок история про «Золушку» одна из самых любимых, или даже самая любимая. Потому ли, что наше сердце радуется справедливости, или просто хочется наивно, по-детски, помечтать о Принце, о счастье? В душе мы все дети. На мой взгляд «Золушка» вовсе не наивна, она принадлежит к одной из самых трезвых и глубоких притч о жизни и смерти. В ней выражено христианское понимание духовной жизни и небесной участи души. Человек терпеливый, скромный, трудолюбивый, гораздо чаще обретает два бесценных сокровища, главные добродетели – смирение и любовь. Это даёт ему силы для земной жизни, и через это его душа обретает вечную жизнь. И наоборот — ленивый, грубый, злой, завистливый человек не способен достичь счастья. В этой связи предлагаю вспомнить то, что Христос говорил притчами, и процитировать Евангелие по Матфею гл. 22, 1-14 — Евангельскую притчу о брачном пире.
«Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска́ свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны. Итак, пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных».
Брачные одежды – образ благочестия, образ качеств души. Благодаря свои качествам, Золушка получает самые красивые платья – как признание её доброй, чудесной души. Она «звана» и «избрана» Женихом, а Он не кто иной как сам Христос. Этот пример учит строить отношения с людьми и Богом, даже ковать внутренний стержень. Человек с наслаждением впитывает правду, заложенную в сказке потому, что соприкасается с Божественной тайной и Милостью. Знаменитый бродячий сюжет о «Золушке» веками не перестаёт удивлять, каждый из многочисленных изводов сказки «сорадуется истине».

Премьера оперы «Золушка, или Торжество добродетели» состоялась 25 января 1817 года, в театре Валле, в Риме. Авторы – Джоаккино Россини, Луко Аголини, Якопо Ферретти, вдохновлённые успехом «Севильского цирюльника» внесли в сюжет социальный контекст, актуальный для того времени, но со временем потускневший. Прошло уже 205 лет, а опера по-прежнему покоряет сердца красотой музыки и живыми характерами. Премьера нашей «Золушки» состоялась 30 декабря 2017 года и была посвящена 200-летию оперы Россини. Постановка создана в стиле традиционной, шуточной, итальянской «opera buffa» и, как ей и положено по жанру, невелика в масштабах. Оперные арии исполняются в оригинале, разговорные диалоги на русском языке.

Не смотря на то, что спектакль был создан по мотивам одноименной оперы, он имеет оригинальный сюжет. Принц Рамиро возвращается в родной город Салерно, чтобы исполнить волю умирающего отца – жениться и продолжить княжеский род. Но он полон сомнений и совершенно не влюблён. Кураж молодости вовлекает Рамиро в авантюру, он решается на маскарад — принц притворяется нищим, а его камердинеру достаётся роль принца. В поисках развлечений и невесты Рамиро приходит в дом барона Маньифико, где внезапно обручается с Золушкой. Интрига развивается, ситуация запутывается, истина раскрывается только на балу. В поисках счастья каждый герой находит свою судьбу, ведь любовь способна покорить любое сердце, стучится в каждую дверь!
Нашему спектаклю 5 лет. Маленький юбилей. Его одинаково любят взрослые и дети. Можно сказать что 30 декабря 2022 года тоже будет премьера, т.к. состав исполнителей изменился почти целиком. Мне очень приятно представить участников. Главные роли исполнят блистательные солисты Мариинского театра: Клим Тихонов — принц Рамиро, Цветана Омельчук — Золушка. Особым, неотразимым обаянием обладают не очень «правильные» герои: Тигрий Бажакин – Алидоро/Дандини; Виктория Романова – Клоринда; Сергей Чепурко – Дон Маньифико.
Жизнелюбие, буффонада, пылкие чувства, прекрасная музыка Россини создают атмосферу праздника. Приглашаю всех порадоваться новой встрече с Золушкой в великолепном зале Энгельгардта.
Автор инсценировки и режиссер – Надежда Рогожина
Автор аранжировок для камерного ансамбля — Артур Зобнин
Музыкальный руководитель проекта – Александр Кашпурин, фортепиано
Балетмейстер – Варвара Соболева
Участвует камерный ансамбль
Продолжительность 1 час. 45 мин. Постановка Санкт-Петербургского театра «Реплика»
При поддержке Комитета по культуре



