15 октября, суббота
Начало работы выставочного проекта «Зерцало» (ЦВЗ «Манеж» – Исаакиевская пл., 1).
Центральный выставочный зал «Манеж» совместно с Угличским государственным историко-архитектурным и художественным музеем, Государственной Третьяковской галереей и Рыбинским государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником представят выставочный проект, посвященный истории русского провинциального портрета XVIII-XIX вв.
Помимо исследования этого яркого явления в отечественном изобразительном искусстве, выставка также предлагает по-новому взглянуть на нравы и традиции, сложившиеся в русской провинциальной культуре. Название экспозиции происходит от старославянского слова «зерцало». И не случайно первое, что видит человек, оказавшийся в выставочном пространстве – это собственное отражение в зеркалах. Это взгляд на себя без прикрас и условностей, задающий направление для восприятия дальнейшей экспозиции.
В начале XIX века едва ли не в каждом городе появляется свой художник, едва ли не в каждом зажиточном доме складывается портретная хроника семьи. Купцы, небогатые дворяне, духовенство обращаются к местному портретисту, своего рода ремесленнику, который старательно воплощает их представление о себе.
Выставка в Манеже позволит познакомиться не только со стилистическими особенностями ранних провинциальных портретов, но и увидеть «лица» эпохи – образы духовенства, купечества, детские и семейные портреты.
Выставка открыта до 4 декабря.
15.00 Премьера возобновленной постановки оперы Сергея Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» (Мариинский театр – Театральная пл., 1).
Над новой версией спектакля работали Александр Петров и Вячеслав Окунев, которые создали его в Мариинском в 1991 году. Музыкальный руководитель и дирижер — Валерий Гергиев.
Первая комическая опера Сергея Прокофьева, написанная по пьесе итальянского драматурга XVIII века Карло Гоцци, — произведение заразительно веселое, привлекающее свежестью и богатством музыкальных красок.
Прокофьев стремился создать яркую смесь сказки, шутки и сатиры. Поэтому «Любовь к трем апельсинам» приближена к типу волшебно-фантастического ревю со стремительной сменой разнохарактерных эпизодов. «В музыке нашего времени, — утверждает композитор, — предпочитают бодрость, быстроту и натиск». И он насыщает оперу непрерывным движением и острыми ритмами.
16.00 Открытие выставки digital-графики «Поэзия сновидений» (Библиотека им. А. С. Грибоедова – ул. Садовая, 33).
«Поэзия сновидений» digital-художника Андрея Чиникина (творческий псевдоним Ares Colossus) – это мир снов и фантазий, воплощенный в векторной графике.
«Все мое творчество в той или иной мере является путешествием по просторам внутреннего космоса, и чем меньше исследованы достигнутые глубины, тем интереснее образы, которые там рождаются» – говорит художник.
Выставка состоит из двух частей: «Сновидения» – избранные иллюстрации из книги стихов «Сновидений месиво»; «Dreamflowers» – цикл картин, объединенных общей идеей поиска прекрасного внутри себя.
Вход свободный.
18.00 Премьера спектакля «Слуга двух господ» (Учебный театр «На Моховой» – ул. Моховая, 35).
Знаменитая комедия положений Карло Гольдони о проказах обаятельного и веселого плута Труффальдино, который устраивается работать слугой сразу к двум приезжим господам, чтобы получать двойную оплату. «Никто не может услужить двум господам одновременно!» – но хитрый авантюрист опровергает это утверждение. Стремясь услужить двум хозяевам, Труффальдино закручивает такой клубок событий, который, казалось бы, не распутать.
16 октября, воскресенье
16.00 Закрытие фестиваля «Юбилей СПб ГАСО – 55» (Дворец Белосельских-Белозерских – Невский пр., 41).
Оркестр был создан в 1967 году выдающимися ленинградскими дирижерами Николаем Рабиновичем, Карлом Элиасбергом и Эдуардом Грикуровым. Исполнение редко звучащих произведений различных музыкальных стилей и периодов, пристальное внимание к сочинениям живущих композиторов – осознанная репертуарная политика оркестра.
Яркие страницы жизни коллектива связаны с именем замечательного русского дирижера Эдуарда Серова, возглавлявшего оркестр более 10 лет. В 1985, учитывая важную роль, которую коллектив играл в художественной жизни Ленинграда, он становится Ленинградским государственным оркестром. C этого же года по 2004 главным дирижером оркестра являлся Равиль Мартынов.
С 2007 по 2013 год и с 2017 года по настоящее время художественным руководителем и главным дирижером оркестра является известный петербургский музыкант Александр Титов, который открыл петербургским слушателям огромный пласт новых произведений, многие из них стали настоящими творческими открытиями.
Репертуар оркестра поистине безграничен – это «визитная карточка» коллектива: сочинения всех эпох, жанров и стилей, многочисленные премьерные исполнения произведений современников.
На закрытии юбилейного фестиваля прозвучит великолепная симфоническая программа, позволяющая в полной мере продемонстрировать высокое мастерство коллектива. В нее вошли шедевры русской классики: симфоническая сюита «Шехеразада» Николая Римского-Корсакова и сюита из балета «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева.
Дирижирует Александр Титов.
19.00 «Чтение с листа» – новый абонемент «Петербург-концерта» (Екатерининское собрание – наб. канала Грибоедова, 88-90).
Музыканты камерного оркестра «Дивертисмент» под управлением Ильи Иоффа и мастер художественного слова Василий Соловьёв-Седой (младший) приглашают зрителей вместе читать Довлатова под музыку Моцарта, Бальзака – под Шуберта, Зюскинда – под Бартока и Хрущёву, а Улицкую – под Шнитке.
16 октября в Большом зале Екатерининского собрания прозвучат рассказы из программного сборника Василия Аксёнова «Жаль, что вас не было с нами». Его герои – представители поколения шестидесятых, получившие прозвище «стиляги», страстно и чутко понимающие музыку, особенно джаз. Возможно, именно поэтому выбор музыкального «собеседника» для прозы Василия Аксёнова пал на сочинения Александра Цфасмана: родоначальника отечественного джаза, руководителя нескольких джазовых коллективов, в том числе художественного руководителя джаз-оркестра Всесоюзного радио.
Второй вечер авторского абонемента «Чтение с листа» будет посвящен современной классике: 20 ноября в центре внимания окажется роман Людмилы Улицкой «Даниэль Штайн, переводчик». В основу сюжета знаменитой книги легла документальная биография монаха Освальда Руфайзена, с которым писательница познакомилась в начале 1990-х годов в Москве. В литературно-музыкальную композицию войдут фрагменты текста и полистилистические музыкальные сюжеты гуру советского авангарда Альфреда Шнитке.
Третьим героем литературно-музыкального абонемента «Чтение с листа» 15 января станет дуэт автора «Человеческой комедии» Оноре де Бальзака и австрийского романтика Франца Шуберта. Рассказ «Невольный грех» позволит насладиться захватывающим сюжетом и блистательным литературным языком под полную самых противоречивых эмоциональных оттенков живую и прекрасную музыку.
19 февраля состоится чтение повести Сергея Довлатова «Иностранка» под музыку Вольфганга Амадея Моцарта. «Иностранка» – первое произведение мастера, посвященное жизни в Америке. Интересно, что подобно музыке венского классика компактный литературный текст вмещает в себя целую человеческую жизнь, точнее, ее непостижимо памятные моменты – свадьбу, реквием и маленькую серенаду в ночи.
19 марта зрители «Петербург-концерта» встретятся с романом Патрика Зюскинда «Парфюмер». Леденящий душу постмодернистский детектив прозвучит в сопровождении «Дивертисмента» под музыку румынского композитора ХХ века Белы Бартока и молодого петербургского автора Настасьи Хрущёвой.
16 апреля заключительным аккордом литературно-музыкального цикла «Чтение с листа» станет проза знаменитого израильского писателя Меира Шалева «Голубь и мальчик», прочитанная под музыку современного композитора Сергея Ахунова.
17 октября, понедельник
11.00 Всероссийская научная конференция «Проблемы атрибуции произведений искусства» (Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, конференц-зал – Университетская наб., 17).
Конференция посвящена вкладу в искусствоведческую науку выдающегося ученого Луизы Николаевны Целищевой, проработавшей в старейшем художественном музее России 54 года. В работе конференции примут участие 35 исследователей из разных городов страны. Преподаватели Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, Российского государственного гуманитарного университета; аспиранты Московского государственного университета; сотрудники Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств, Русского музея и Третьяковской галереи, Литературного музея Института русской литературы (Пушкинский дом) РАН, Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А. В. Щусева, Тверской областной картинной галереи, Омского областного музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля, Саратовского государственного музея им. А. Н. Радищева, Музея изобразительных искусств Республики Карелия, Таганрогского государственного литературного и историко-архитектурного музея-заповедника, Челябинского государственного музея изобразительных искусств, а также Научно-исследовательского института истории и этнографии Южного Урала посвятят свои доклады различным вопросам, связанным с атрибуцией и уточнениями произведений живописи, графики, скульптуры, миниатюр эмали, архитектурных проектов и чертежей русских и западноевропейских мастеров.
Для участия в качестве слушателя необходима предварительная регистрация по электронной почте communication@nimrah.ru. В письме следует указать ФИО.
18.00 Концерт этнической музыки «Mama Nature band» (Белый зал Центральной библиотеки им. М. Ю. Лермонтова – Литейный пр., 17-19).
Петербургский ансамбль представит программу этнической музыки в авторских аранжировках. На концерте зрители услышат кельтскую арфу, джурас, багламас, сарод, дарбуку, РАВ васт, фрейм драм, кристальную арфу Svaritanum, вокал.
Вход свободный.
19.00 «Мои герои. Мои образы» – торжественный вечер к 105-летию со дня рождения Михаила Аникушина (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича, Малый зал им. М. И. Глинки – Невский пр., 30).
В основу программы вечера легла работа скульптора над памятниками писателям Александру Пушкину и Антону Чехову и композиторам Рейнгольду Глиэру и Георгию Свиридову.
В программе примут участие: Семен Сытник, Сергей Зыков, Марина Техтелёва, Ольга Васильева и Елена Воликова, а также концертный оркестр Санкт–Петербурга (художественный руководитель и главный дирижер – Владимир Попов). Вести вечер будут артисты «Петербург-концерта» Анна Фомичева и Дмитрий Дмитриев, а специальным гостем программы станет дочь скульптора – Нина Михайловна Аникушина.
Автор сценария и режиссер – Галина Ефимова.
Для гостей вечера прозвучат произведения Рейнгольда Глиэра и Николая Римского-Корсакова, Георгия Свиридова и Валерия Гаврилина, Юрия Буцко и Владимира Власова, отрывки из произведений Александра Пушкина и Антона Чехова.
18 октября, вторник
18.30 Открытие фестиваля «Языки народов России». Лекция «Исчезающие языки России» (Библиотека национальных литератур – ул. Садовая, 33).
Фестиваль включает в себя цикл лекций, концерт, мастер-классы и выставку графических работ. Откроет программу лекция об исчезающих языках малочисленных народов РФ.
За последние 50 лет Россия потеряла десять языков, в том числе сойотский (1970-е), сахалинско-айнский (1975 г.), югский (начало 1990-х гг.), орочский (2008 г.), камасинский (1989 г.), керекский (2005 г).
Сегодня на грани исчезновения еще 15 языков — такие, как водский, караимский, ительменский. Освещение темы языкового разнообразия и осознание его хрупкости – важные факторы сохранения нашего культурного достояния.
Лектор – старший научный сотрудник отдела языков народов России Института лингвистических исследований РАН, кандидат филологических наук Мехмед Закирович Муслимов.
Куратор – Устинова Виктория Ивановна.
Вход свободный.
19.00 Юбилейный вечер, посвященный 80-летию Театра им. В. Ф. Комиссаржевской (ул. Итальянская, 19).
В этот день коллектив театра будет встречать тех, кто когда-то служил в этих стенах, своих коллег и друзей, отдавших Театру им. В. Ф. Комиссаржевской частичку своего тепла и участия. В этом здании искала новые формы в искусстве Вера Комиссаржевская, впервые прозвучали революционные «Дачники» Максима Горького и «Кащей Бессмертный» Николая Андреевича Римского-Корсакова, растил «свою» публику Симон Сабуров, боролся с пошлостью и обыденностью Сергей Радлов.
Здесь родился Городской (Блокадный) театр, построил «театр-дом» и вел разговор с властью Рубен Агамирзян, дебютировали режиссер Александр Белинский, драматург Григорий Горин, актриса Алиса Фрейндлих и Эмилия Попова. Спектакли современного Театра им. В. Ф. Комиссаржевской — размышление о каждом из нас, об истории нашей страны и о таких понятиях, как совесть и честь, честность и благородство.
В программе юбилейного вечера – воспоминания, видеоинсталляции, фрагменты из спектаклей разных периодов театра, музыкальные истории, живой оркестр и дружеская атмосфера. В спектакле-концерте заняты все работники театра.
19.30 Премьера драматического триллера Анны Курбатовой «Дополнительный урок» (Кинотеатр «Аврора», Большой зал – Невский пр., 60).
Это первый российский художественный фильм, рассказывающий про скулшутинг – вооруженные нападения в учебных учреждениях. Картину представит режиссер, а также члены съемочной группы. Для Анны Курбатовой фильм «Дополнительный урок» стал второй режиссерской работой. Как и в предыдущей картине «Вне зоны доступа», Анна выступила также в качестве сценариста и продюсера. Главные роли в картине исполнили Юлия Александрова и Кирилл Кяро.
«Дополнительный урок» рассказывает историю Веры Седовой, полицейской, которая, находясь на дежурстве, была вынуждена стрелять в вооруженного студента, чтобы предотвратить массовый расстрел в колледже. В основе сценария лежит реальная история, которая позволила режиссеру поднять остросоциальную проблему стрельбы в школах.
Съемки фильма прошли в Санкт-Петербурге и в Кронштадте на Форте Риф.
19 октября, среда
11.00 Премьера спектакля «Айболит» по стихам Корнея Чуковского (Санкт-Петербургский театр марионеток им. Е. С. Деммени – Невский пр., 52).
«Айболит» – спектакль в двух действиях по стихам Корнея Чуковского «Айболит», «Айболит и воробей», «Бармалей» и «Телефон» в постановке Эдуарда Гайдая.
Сценограф спектакля – Андрей Улейский.
Композитор – Татьяна Алешина.
Веселая спасательная экспедиция из Петербурга в Африку и обратно рассчитана на зрителей от 4 лет. Спектакль посвящен 140-летию со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского.
12.00 Ⅱ Международный фестиваль детских камерных театров «Волшебный фонарик» (Детский драматический «Театр у Нарвских ворот» – ул. Зои Космодемьянской, 3).
Фестиваль призван содействовать развитию театрального искусства для детей, знакомству петербургских зрителей до 12 лет с лучшими камерными спектаклями.
Среди участников фестиваля – театры из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Вологды, Макеевки, а также из Белоруссии. В программе – десять спектаклей, творческие встречи с режиссерами и артистами, читки современных пьес, мастер-классы и круглый стол «Театр и зритель XXI века».
19 октября откроет программу спектакль «Фабрика слов» в постановке Театра у Нарвских ворот. Фестиваль состоится при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга и Союза театральных деятелей России.
16.00 Торжественное открытие Межрегиональной выставки «Культурное наследие и современность. Художественные промыслы России» (Торгово-выставочный комплекс «Форум» – ул. Васи Алексеева, 4/1).
Впервые будут представлены уникальные собрания музея Высшей школы народных искусств «Великолепие художественного наследия России» и художественной галереи фарфора Лады Быстрицкой.
Мастера и художники из разных регионов представят изделия ручной работы, дизайнерскую, этническую одежду, обувь и аксессуары, ювелирные украшения и бижутерию, домашний декор, фарфор, художественное стекло, керамику, посуду, предметы коллекционирования, елочные игрушки, матрешки, сувениры, подарки, книги, авторскую гастрономию и многое другое.
Также состоится конкурс на лучший сувенир-подарок, посвященный Санкт-Петербургу. Голосование пройдет с 14 по 20 октября на странице https://vk.com/moo_palata_remesel.
В рамках выставки пройдут музыкальные выступления творческих коллективов и объединений из разных регионов России. 19 октября в 17.00 состоится концерт Таисии Павенской.
Модные показы российских дизайнеров, в том числе выпускников и студентов Высшей школы народных искусств и Колледжа петербургской моды, пройдут 21, 22 и 23 октября в 16.00.
Сайт выставки: https://ruscrafts.ru/
20 октября, четверг
11.00 Лекция «Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети», посвящённая 130-летию со дня рождения М.И. Цветаевой (Президентская библиотека им. Б.Н.Ельцина – Сенатская пл., 3).
«Нищая, но с царскими замашками», поэт «лучезарных снов и победительных напевов», «надменная и растерянная», «чеканная», «дикарка», автор «вялых и невразумительных стихов с восклицательными знаками в каждой строчке», «распущенная», «могущественная» – так определяли Цветаеву её современники. Поэт громадного дарования, которое не вмещалось ни в судьбу, ни в эпоху, Цветаева вызывала и отторжение, и восхищение у читателей и коллег по цеху.
О жизненном и творческом пути Марины Цветаевой, влиянии эмиграции на способ её письма расскажет кандидат филологических наук, доцент кафедры истории западноевропейской и русской литературы Института истории СПбГУ Ксения Егорова.
В доме в Борисоглебском переулке в Москве, где сейчас находится Дом-музей Марины Цветаевой, прошли её юность и молодость. С этим периодом жизни поэта познакомит кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Дома-музея Марины Цветаевой Наталья Шаинян.
На лектории в Президентской библиотеке будет уделено внимание пьесам Цветаевой, которые долгое время были неизвестны и оказались самыми «непрочитанными» в её наследии. «Не чту театра, не тянусь к театру», – писала Марина Ивановна. Однако драматургическая ткань проступала уже в ранних её стихах. Театру Марины Цветаевой, особенностям её драматургии будет посвящено выступление кандидата искусствоведения, доцента кафедры сценического искусства Российского государственного института сценических искусств Джамили Кумуковой.
Черновики поэмы «Переулочки» представит филолог, руководитель научной группы по расшифровке черновых тетрадей М.И. Цветаевой Юлия Бродовская.
«С тех пор, как я себя помню – мне казалось, что я хочу, чтобы меня любили. Теперь я знаю и говорю каждому: мне не нужно любви, мне нужно понимание», – писала Цветаева в письме Петру Юркевичу. О том, как «понимать» Марину Цветаеву, человека «искры и бездны», расскажут в Президентской библиотеке.
Открытие экспозиции «История военной связи» (Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи – Александровский парк, 7).
Открываемый после реконструкции зал познакомит с основными этапами развития войск связи от их зарождения до современности. Его экспонаты иллюстрируют наиболее яркие моменты на пути совершенствования средств связи от использования почтовых голубей до создания спутниковой связи – барабан начала XVIII века как одно из первых средств оперативной связи, телефонная трубка Белла, первые коммутаторы, первый радиоприемник А. С. Попова, радиостанции системы Попова – Дюкрете и т.д.
Большой раздел экспозиции знакомит со средствами связи периода Великой Отечественной войны. Среди них немало мемориальных вещей, таких как телеграфный аппарат Бодо, который был установлен в Смольном во время блокады Ленинграда, телеграфный аппарат, изъятый советскими солдатами из штаба фельдмаршала Паулюса, микрофон, который был установлен на столе маршала Г. К. Жукова в Карлсхорсте во время подписания акта о безоговорочной капитуляции Германии и др. Представлены и трофейные средства связи.
Послевоенный период характеризуется большим развитием радиорелейной связи. Следующим родом связи, который был освоен в послевоенные годы, явилась космическая связь и ее разновидность – спутниковая связь. Дальнейшее развитие получила радиосвязь, как самый мобильный род связи.
В зале также представлены радиостанции и телефонные аппараты, которые производились и состояли на вооружении в армиях стран Варшавского договора.
На экспозиции развернуты коллекции радиоприемников и телеграфных аппаратов, состоявших на вооружении Советской и Российской армий на протяжении более 70 лет.
В центре зала установлена одна из наиболее распространенных в вооруженных силах в 1960-е годы командно-штабная машина (КШМ) Р-125, которая дала начало нескольким поколениям КШМ. В ее составе оборудованы рабочие места командиров и радистов, обеспечивающие ведение радиосвязи как на месте, так и в движении, с помощью одной КВ и нескольких УКВ радиостанций.
15.00 Открытие выставки «Честная реклама» (Санкт-Петербургский музей хлеба – ул. Михайлова, 2 А).
У российской рекламы свой путь развития, обусловленный особенностями разных исторических периодов. Сегодня и всегда реклама – это не просто объявление или вывеска, это социальное явление, которое с одной стороны оказывает влияние на стиль нашей жизни, с другой – зависит от него.
История рекламы тесно связана с историей повседневности. В лубках и ярмарочных «кричалках», на страницах первых печатных изданий и вывесках магазинов можно узнать о развитии городской жизни, бытовой культуре людей, их потребностях и пристрастиях.
Учитывая историко-бытовой характер коллекций предметов музея, особое место в этой связи занимает реклама хлебобулочных, кондитерских, чайных и других продовольственных изделий.
На выставке можно рассмотреть рекламные листки и вкладыши, упаковочные коробки и банки, заглянуть в витрину кондитерского магазина и попасть на ярмарку. Посетители музея смогут сравнить броскую рекламу эпохи НЭПа и повествовательную времени «оттепели», и даже увидеть первый советский телевизионный рекламный ролик.
Выставка открыта до 4 декабря.
21 октября, пятница
XXXII Международный кинофестиваль документальных, короткометражных игровых и анимационных фильмов «Послание к человеку».
В 2022 году для участия в конкурсе было прислано 1435 заявок из 76 стран мира. Лидеры по количеству присланных заявок – Россия, Франция, Китай, Германия, США и Испания. Участники также прислали свои работы из Ирана, Колумбии, Венесуэлы, Кении, Ливана, Японии, Бразилии, Эфиопии, Швейцарии, Канады, Кубы и множества других стран.
В трех конкурсных программах фестиваля жюри и зрители оценят 50 фильмов. Кинопоказы пройдут в киноцентре «Дом кино», киностудии «Лендок», кинотеатрах «Аврора», «Родина», «Великан», в Доме Радио, а также в книжном магазине «Порядок слов».
Отбор в Международный конкурс в этом году прошли 24 картины. Среди них полнометражные документальные фильмы, короткометражные фильмы, разделенные по трем направлениям – документальные, анимационные и игровые.
Национальный конкурс фестиваля продолжает знакомить искушенного зрителя с самыми яркими работами представителей российской авторской документалистики. Из почти 500 заявок отобрано 15 картин. В программе на равных участвуют полнометражные, средне- и короткометражные картины, среди них – 9 мировых премьер.
Конкурс экспериментальных короткометражных фильмов представит 11 картин из 5 стран.
Афишу фестиваля «Послание к человеку» в этом году разработала Надя Захарова, художница и режиссер, выпускница Московской школы нового кино, ученица режиссера Артура Аристакисяна. Надя участвовала в кинофестивале «Послание к человеку» дважды: в 2016 году с фильмом «Огонь», который был отмечен призом как лучший документальный фильм Национального конкурса, и в 2021 году с фильмом «Набережная».
Внеконкурсные программы фестиваля — «Панорама.doc» и «Кино сверхреальности» — представят самые громкие документальные и игровые кинопремьеры года. Организаторы готовят специальные показы, спецпрограммы, мастер-классы кинематографистов и круглые столы, которые пройдут на площадках фестиваля.
Подробности на сайте: https://message2man.com/
11.00 Международная научно-практическая конференция по истории драматической цензуры «Разрешить нельзя запретить» (Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека – ул. Зодчего Росси, 2).
Театральная или драматическая цензура, как чаще она называлась в быту и печати, возникла одновременно с формированием профессионального театра. Сочинения, предназначенные для сценического воплощения, проходили две цензуры: общую и драматическую. Первая разрешала или запрещала печатать пьесу, вторая же должна была составить свое заключение по поводу постановки пьесы на сцене конкретного театра. На цензуру возлагалось разрешение к постановке не только драматических произведений, но и оперных и балетных либретто, текстов ко всем музыкальным произведениям, цирковым и балаганным представлениям, театральным рецензиям. Строгому досмотру подвергались также все театральные афиши, дабы «названия пьес, отдельных актов и картин не были произвольно дополняемы и изменяемы».
До 1865 года, времени образования Главного управления по делам печати Министерства внутренних дел Российской Империи, запрещенные пьесы оставались в фондах цензурного ведомства, разрешенные возвращались в театр и вставали на полки Центральной библиотеки Дирекции Императорских театров – с 1917 по 1933 год Центральной библиотеки Русской драмы, а ныне Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки.
К моменту полного упразднения цензуры по решению Временного правительства 27 апреля 1917 года, значительный массив материалов по драматической цензуре находился в Главном управлении по делам печати: это пьесы, запрещенные до 1865 года, а также разрешенные и запрещенные с 1865 по 1917 год; рапорты и протоколы о них; протоколы заседаний Цензурного комитета и т. д.
В 1918 году стараниями «красного» директора А. С. Полякова все эти материалы поступили в Библиотеку Русской драмы, где, таким образом, оказались почти все драматические произведения, прошедшие цензуру. Драматическая библиотека Цензурного ведомства хранится здесь и поныне и образует книжный памятник-коллекцию «Драматическая цензура».
Результатом деятельности цензурного ведомства явилось то, что оно сохранило практически все, созданное в России в драматическом жанре.
Конференция будет посвящена изучению комплекса проблем, входящих в понятие «театральная цензура» в дореволюционной России. Темами для обсуждения станут: история цензурных учреждений и цензурного законодательства, политика правительства в отношении театра и драматургии; деятельность Театрально-Литературного комитета; жизнь и деятельность цензоров, персональный состав цензурного ведомства; взаимоотношение и взаимовлияние драматургов и театральных критиков и театральной цензуры; проблемы цензурирования текстов, судьбы драматических произведений (от замысла до сцены); хранение и изучение текстов, прошедших драматическую цензуру.
В мероприятии примут участие историки театра, театроведы, литературоведы, библиотекари и научные сотрудники музеев из Санкт-Петербурга и Москвы, а также исследователи из Франции и Финляндии.
В завершении конференции участникам будут продемонстрированы уникальные экземпляры из фонда «Драматическая цензура» Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки.
Конференция пройдет в очно-дистанционном формате. Онлайн-трансляция пройдет на YouTube-канале «Театральная библиотека. Live».
20.00 Концерт академического симфонического оркестра филармонии. Дирижер – Александр Лазарев (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Открывая программу Первого абонемента, оркестр и дирижер исполнят программу из музыки Чайковского: прозвучат Симфония «Манфред» и Второй фортепианный концерт, солист – один из ведущих российских пианистов нового поколения Андрей Коробейников.
22 октября, суббота
16.00 Премьера одноактного балета «Лебедь и я, или Сказка о гадком утенке» (Театр «Мюзик-Холл» – Александровский парк, 4).
Одна из самых любимых сказок Ганса Христиана Андерсена о чудесном превращении некрасивого утенка в прекрасного лебедя и музыка Петра Ильича Чайковского положены в основу нового балета для детей, который исполнят тоже дети – артисты и солисты Театра детского балета. Инициатором, художественным руководителем постановки и автором либретто выступил главный балетмейстер Большого театра Беларуси Игорь Колб, хореографом – Николай Андросов.
Театр детского балета был основан в 1992 году. Директор — Анатолий Никифоров, художественный руководитель — Ирина Сафонова, ученица Агриппины Вагановой. Вышедшие из старейшей балетной школы русского балета и прошедшие большой творческий путь как танцовщики Мариинского театра, они объединили вокруг себя единомышленников – педагогов и артистов Мариинского театра.
19.00 Показ мюзикла «Моя прекрасная леди» к юбилею Валентины Кособуцкой (Санкт-Петербургский государственный театр музыкальной комедии, Большая сцена – ул. Итальянская, 13).
Главная героиня вечера, актриса, творческая биография которой охватывает больше половины истории всего театра, предстанет в образе хранительницы очага старинного аристократического дома – мудрой и невозмутимой экономки миссис Пирс.
«Моя прекрасная леди» – постановка, в которой соединились отличная литературная первооснова, прекрасная музыка и строгая режиссерская партитура. Кроме того, она оказалась богата на настоящую россыпь замечательных актерских работ. И одной из самых ярких, пусть и не первого плана, стала работа Валентины Кособуцкой. В ее исполнении строгая и стильная английская леди, которая «невероятно тонко чувствует людей, умеет сказать все, что думает, не только словом, но и взглядом, жестом, а также мастерски владеет такой непростой наукой, как «английский юмор», стала идеальным попаданием в образ.
Точность детали, характерного жеста, чувство авторского слова отличают каждую работу Валентины Кособуцкой на театральной сцене.
19.00 Премьера спектакля «Опера нищего». Режиссер — Петр Шерешевский (Санкт-Петербургский государственный театр «Суббота» – ул. Звенигородская, 30).
На сцене «Субботы» премьера на сюжет пьесы Джона Гея, сатирика из круга Джонатана Свифта. Гей написал острую историю о любви и нравах английского общества, в которой преступники выглядели симпатичнее полицейских. Петр Шерешевский ставит криминальную комедию о недавнем прошлом. Действие перенесено в Россию в 1990-е годы.
Художник – Фемистокл Атмадзас.
Музыка – Ванечка (Оркестр приватного танца).
В главных ролях: Владислав Демьяненко, Анастасия Полянская, Владимир Шабельников, Марина Конюшко, Софья Андреева.
Премьерные показы пройдут 22 и 23 октября.
19.00 Открытие ХХII фестиваля «Международная неделя консерваторий», посвященного 160-летию Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Консерваторию поздравят профессора и студенты девяти российских консерваторий, а также высших школ музыки дружественных стран.
22 октября в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии фестиваль откроется церемонией награждения профессорско-преподавательского состава Консерватории.
В программе вечера – Патетическая оратория прославленного выпускника Санкт-Петербургской консерватории Георгия Свиридова в исполнении Сводного хора и Молодежного международного симфонического оркестра, в котором объединятся молодые музыканты ведущих российских консерваторий и Национального университета искусств Казахстана с Санкт-Петербургской консерваторией во главе. За дирижерским пультом – ректор Санкт-Петербургской консерватории Алексей Васильев.
23 октября в Зале Лютеранской церкви «Яани Кирик» и в Концертном зале Капеллы будут представлены программы «Оркестровые и Хоровые академии».
24 октября на сцене Малого зала филармонии в рамках «Камерных серий» выступят представители консерваторий Москвы и Новосибирска.
25 октября в историческом зале Эрмитажного театра в концертном марафоне, посвященном Году культурного наследия народов России, свое искусство продемонстрируют представители российских и зарубежных консерваторий.
26 октября в Малом зале филармонии марафон завершится эксклюзивной программой Оркестра баянистов и аккордеонистов Санкт-Петербургской консерватории.
27 октября в Атриуме Главного штаба в цикле «Оркестровые академии» запланирована уникальная программа из русской академической и народной музыки, а также сочинений европейских и китайских композиторов. Герои вечера – Оркестр русских народных инструментов Санкт-Петербургской консерватории и недавно созданный Российско-китайский симфонический оркестр. Дирижеры: Вячеслав Глазунов, Илья Ситкин, Виктория Добровольская и Тунжо Чжэн.
28 октября в Филармонии джазовой музыки Почетный профессор Санкт-Петербургской консерватории, мэтр российского джаза Давид Голощекин в традиционной джазовой программе представит известных петербургских исполнителей.
29 октября в Концертном зале Мариинского театра состоится официальное закрытие фестиваля. В рамках «Оркестровых академий» будет представлена программа инструментальных концертов, созданных выпускниками Санкт-Петербургской консерватории в разные периоды ее славной 160-летней истории. Исполнители: Симфонический оркестр и солисты Консерватории, дирижер – ректор, заслуженный артист РФ Алексей Васильев.
30 октября в Концертном зале Капеллы прозвучит Фестивальный эпилог. На сцене — заведующий кафедрой органа Московской консерватории России Рубин Абдуллин и прославленная вокалистка, выпускница Санкт-Петербургской консерватории Олеся Петрова.
В составе научно-практического раздела фестиваля: «Ректорский круглый стол по вопросам музыкального образования в России и в мире», документальная выставка «Имею честь объявить консерваторию открытой», посвященная истории Консерватории, многочисленные международные семинары и мастер-классы.
19.00 X фестиваль театральных школ Санкт-Петербурга «Вешалка» (Дом народного творчества и досуга – ул. Прилукская, 37А).
Фестиваль традиционно представит лучшие дипломные спектакли сезона высших театральных школ Санкт-Петербурга в постановке ведущих мастеров сцены культурной столицы. Зрители смогут бесплатно посетить спектакли, а выпускники вузов получат уникальную возможность выступления на большой сцене.
В рамках проекта состоятся встречи с известными артистами театра и кино – театральными педагогами в формате «диалог на равных». Все мероприятия фестиваля состоятся очно, но будут транслироваться в прямом эфире в сети Интернет.
19.30 Заключительный концерт III открытого Всероссийского молодежного фестиваля-конкурса органистов имени народной артистки России, профессора Нины Оксентян и церемония награждения лауреатов (Римско-католический храм святого Станислава – ул. Союза Печатников, 22).
Это творческое состязание, проходящее под именем выдающейся органистки и педагога, в течение многих лет возглавлявшей органный класс Ленинградской – Санкт-Петербургской консерватории, призвано поддержать талантливых молодых исполнителей нашей страны, открыть новые имена, которые будут определять дальнейшие пути развития отечественной органной культуры в XXI веке, а также способствовать укреплению межвузовских связей в сфере органного исполнительства и преподавания.
В составе жюри объединились представители различных органных школ ведущих музыкальных вузов России, что свидетельствует о высоком профессиональном уровне проекта.
К очному туру по результатам отбора видеозаписей допущено 16 участников из 6 различных городов России в двух категориях – музыкальные училища, колледжи и специальные музыкальные школы, а также музыкальные вузы.
Прослушивания пройдут 20 и 21 октября года в Санкт-Петербургской консерватории.
22 октября в Санкт-Петербургской консерватории в рамках проекта пройдут мастер-классы членов жюри конкурса.
22 октября в 19.30 в римско-католическом храме святого Станислава состоится заключительный концерт с участием членов жюри и победителей конкурса и награждение лауреатов.
23 октября, воскресенье
13.00 Концерт Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра из цикла «Волшебный мир мультфильмов» (Дворец Белосельских-Белозерских – Невский пр., 41).
Прозвучит музыка из «Золушки» Уолта Диснея. Любимый сюжет оживет в увлекательном рассказе чтеца Владимира Миллера. Сопровождать повествование будет фантазийная песочная анимация художницы Анастасии Ярковой. А великолепную музыку, написанную к мультфильму Оливером Уоллесом и Полом Смитом, исполнит государственный академический симфонический оркестр под управлением дирижера Алексея Ньяги.
13.00 Музыкально-визуальный спектакль «Волшебная лампа Аладдина» из абонемента «Музыка и сказка». Сказку читает заслуженный артист России Александр Лушин (Санкт-Петербургский театр «Мюзик-Холл» – Александровский парк, 4).
Популярная восточная сказка учит находить выход из любой ситуации, быть смелым и ничего не бояться. Даже если у тебя есть Джинн, способный исполнить все желания, не стоит полагаться только на чудо, ведь фортуна всегда может повернуться спиной! Сказку под аккомпанемент оркестра «Северная Симфония» прочитает артист Александр Лушин, за дирижерским пультом – маэстро Фабио Мастранджело.
16.00 Концерт Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра из цикла «Музыкальный час» (Дворец Белосельских-Белозерских – Невский пр., 41).
Начнется концерт с «Приглашения к танцу» Карла Марии фон Вебера – композитор посвятил эту «поэму вальса» своей жене, певице Каролине Бранд, и зашифровал в сюжете произведения историю их встречи и зарождающейся любви. Следом прозвучат Прелюдия и Мазурка – эффектные номера из балета «Коппелия» Лео Делиба. Продолжит программу «Пляска смерти» Камиля Сен-Санса, которая на премьере поразила слушателей: композитор использовал в этой впечатляющей симфонической поэме ксилофон, с явной целью подражать стуку костей пляшущих скелетов. И в завершение – Норвежские танцы Эдварда Грига, запечатлевшие яркую самобытность норвежского фольклора. Композитор бережно обработал фольклорные темы из сборника Линдемана, сохранив особенности норвежской народной музыки – яркий контраст энергичных мужских танцев и плавных женских, своеобразные ритмы и необычные гармонии.
Дирижирует преподаватель Санкт-Петербургской консерватории, дирижер Симфонического оркестра Карельской филармонии и Самарского академического театра оперы и балета, маэстро Алексей Ньяга.
19.00 Концерт балалаечника Алексея Архиповского (Детский театр танца Бориса Эйфмана – Введенская ул., 3/1).
Алексей Архиповский уделяет одинаковое внимание как работе в ведущих народных ансамблях России, так и собственным проектам, в которых балалайка раскрывается в полной мере.
Музыка Алексея Архиповского звучала в филармонических залах и на маленьких сценах российской провинции, на джазовых фестивалях и в театральных шоу Славы Полунина.
Музыкант активно гастролирует по всей России. Каждый его концерт – это одновременно торжество современной инструментальной музыки, уходящей корнями в русский фольклор, и возможность познакомить широкую аудиторию с тем, как может звучать традиционный инструмент в руках мастера.
20.00 Концерт Академического симфонического оркестра филармонии. Дирижер – Дмитрий Матвиенко (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
В Большом зале филармонии дебютирует Дмитрий Матвиенко. Вместе с Академическим симфоническим оркестром музыкант исполнит программу из сочинений Чайковского, Глиэра и Бетховена, солисткой выступит сопрано Надежда Кучер.
24 октября, понедельник
Выставка «Посвящение Мольеру» (Театральная библиотека – ул.Зодчего Росси, 2).
Жизнь и творчество Жана-Батиста Поклена, господина де Мольера (1622–1673), хорошо известны в нашей стране. В России написано немало глубоких исследований, посвященных творчеству французского драматурга. И это не случайно, ведь в русском театре играют пьесы Мольера, начиная с XVIII века. На заре образования профессионального русского театра Придворная труппа сыграла множество пьес Мольера в различных переводах и переделках, формируя вкус российской театральной публики. Да и в наше время его произведения остаются актуальными. Во многих петербургских театрах идут спектакли по пьесам господина де Мольера.
В 2022 году отмечается 400 лет со дня рождения великого французского драматурга. Санкт-Петербургская государственная Театральная библиотека не могла пройти мимо такого важного события. В Театральной библиотеке хранится значительное число уникальных материалов, связанных с историей мольеровских постановок на русской сцене. Это, прежде всего, экземпляры переводов и переделок пьес Мольера, принадлежавшие русской Придворной труппе и, по счастью, сохранившиеся в коллекции «Русская драма». А также эскизы театральных художников: А.Н. Бенуа, А.Я. Головина, Э.С. Кочергина, В.И. Фирера, дающие представление о сценической истории драматургии Мольера в России в XX веке.
Кроме того, в фонде Театральной библиотеки хранятся прижизненные издания комедий Мольера, из коллекции князя В.Я. Лобанова-Ростовского, которые станут украшением выставки. Своими материалами выставку «Посвящение Мольеру» поддержали петербургские театры.
Александринский театр предоставил материалы к спектаклям: «Дон Жуан» (1910, 1922, 1932 гг., режиссёр В.Э. Мейерхольд, художник А.Я. Головин) и «Тартюф» (1929 г., режиссёр Н.В. Петров, художник Н.П. Акимов).
Кукол и эскиз декорации к спектаклю «Лекарь поневоле» (1958 г., режиссёр Е.С. Деммени, художник-постановщик Т.Г. Бруни) предоставил Театр марионеток им.Е.С. Деммени.
БДТ им. Г.А. Товстоногова, Молодежный театр на Фонтанке, Театр «Мастерская» и Театр им. В. Ф. Комиссаржевской представили на выставку фотографии спектаклей, которые шли и идут на этих сценах.
Выставка открыта до 30 ноября.
19.00 Выступление Кубанского казачьего хора (БКЗ «Октябрьский» – Лиговский пр., 6).
Летопись Кубанского казачьего хора имеет древнюю историю в пространстве музыкального времени. Мужественно пройдя все испытания, реабилитированному и репрессированному хору чудом удалось сохранить свою уникальную традиционную идентичность, которая помогла ему выстоять более двух веков. Сегодня он славится неповторимой певческой культурой, великолепным разнообразным репертуаром и уникальным исполнительским мастерством.
Каждый раз, когда Кубанский казачий хор приезжает в Петербург, он везет с собой лучшее. Наряду с классическими произведениями русских и кубанских поэтов в музыкальной обработке композитора В.Г. Захарченко звучат и русские народные песни. Основу репертуара легендарного коллектива составляют и народные казачьи песни, записанные в станицах Краснодарского края и обработанные художественным руководителем, доктором искусствоведения, профессором, композитором Виктором Захарченко.
20.00 Спектакль «Деревня канатоходцев» (Площадка «Скороход» – Московский пр., 107, к.5).
Это новый спектакль театра «Открытое Пространство» в постановке известного петербургского режиссера Яны Туминой. В основе оригинального сюжета — древние предания народов Дагестана, художественно переосмысленные авторами спектакля. Создана самобытная реальность, не привязанная к какой-либо определённой культуре, но в то же время узнаваемая, потому что история — универсальна, и нет народа, который не сложил бы собственного сказания о любви и важности семьи как самоценного мира.
25 октября, вторник
19.00 Премьера мюзикла Александра Журбина «Мышеловка» по мотивам одноименной пьесы Агаты Кристи. Режиссер-постановщик – Николай Покотыло (Санкт-Петербургский государственный театр музыкальной комедии, Малая сцена – ул. Итальянская, 13).
Пьеса «Мышеловка» – самый успешный театральный проект Агаты Кристи. До сих пор после премьеры в 1952 году в Вест-Энде, она идет без перерыва, отметив в 2012 году 25-тысячное представление. Это абсолютный рекорд по количеству показов. А учитывая, что с момента премьеры сегодня уже исполнилось 70 лет, и зрителей на Вест-Энде до сих пор просят не рассказывать друзьям, кто же убийца, этот рекорд в недалеком будущем будет удвоен.
Вдохновленный гением королевы английского детектива, композитор Александр Журбин написал одноименное произведение на основе сюжета «Мышеловки», которое стало наиболее часто исполняемым в жанре «музыкального детектива» (так автор обозначил свое сочинение) на российской сцене.
Александр Журбин: «Получилась вещь, в которой есть и ирония, и любовь, и комедия, и даже жуткая страшная драма, убийство. Все смешалось в одном флаконе в интересный коктейль. А главное, здесь есть восемь потрясающих характерных ролей для восьми хороших актеров с хорошими голосами, с приятной внешностью».
На сцене Театра музыкальной комедии музыкальная «Мышеловка» будет представлена впервые. Режиссер-постановщик – Николай Покотыло.
Музыкальный руководитель и дирижер – Андрей Алексеев.
В ролях: Анастасия Лошакова, Олег Корж, Владимир Ярош, Роман Вокуев, Алексей Штыков, Оксана Крупнова, Татьяна Таранец, Александр Леногов, Владимир Садков, Александр Круковский, Олег Флеер, Елена Забродина, Александр Байрон, Антон Олейников.
26 октября, среда
11.00 Начало работы выставки «Пунктум. Борис Смелов, Мария Снигиревская и Алексей Зеленский. Петербургская фотография 1990-х годов» (Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО – ул. Большая Морская, 35).
РОСФОТО продолжает серию юбилейных проектов и представляет выставку фотографий Бориса Смелова, Марии Снигиревской и Алексея Зеленского из собрания музея.
В начале 1990-х фотографы объединились в группу «Пунктум», название которой было заимствовано из книги французского философа и культуролога Ролана Барта «Camera Lucida». «Пунктум» отсылал к способности фотографии, изображающей случайную деталь, пробуждать в зрителе глубокое чувство. Исследуя городское пространство, авторы следовали за ускользающей красотой момента.
В 2009 году в Государственном Эрмитаже с успехом прошла масштабная ретроспективная выставка Бориса Смелова, однако работы всех авторов группы можно будет увидеть в РОСФОТО впервые с 1995 года.
Выставочный проект продемонстрирует более ста оригинальных бромосеребряных авторских отпечатков из коллекции РОСФОТО. К выставке подготовлена дополнительная программа: зрители смогут увидеть эксклюзивные интервью с авторами, лекции кураторов и исследователей фотографии.
Выставка открыта до 10 января.
19.00 Концерт «Чайковский в опере» (Санкт-Петербургский театр «Мюзик-Холл» – Александровский парк, 4).
В исполнении симфонического оркестра «Северная Симфония» под управлением маэстро Фабио Мастранджело прозвучат избранные произведения композитора: фрагменты из опер «Орлеанская дева», «Черевички», «Чародейка», «Мазепа», «Пиковая дама». В концерте принимают участие хор и солисты театра. Фестиваль, посвященный Петру Ильичу Чайковскому, проводится ежегодно. Его цель – показать, что творчество композитора современно, актуально и может служить источником вдохновения в разных жанрах современного искусства. Организатором проекта выступает Центр музыкальной культуры «Чайковский».
27 октября, четверг
19.00 XXV Праздник романса «Петербургская осень» (БКЗ «Октябрьский» – Лиговский пр., 6).
Гала-концерт объединит яркое созвездие лучших исполнителей романса и молодых талантливых певцов, победителей ежегодного петербургского конкурса «Весна романса». Среди участников – Василий Герелло и Юрий Лаптев, Ирина Матаева, Андрей Косинский, Алена Петровская, Сергей Зыков, Анна Малышева, Владимир Целебровский, Евгений Южин, Алена Биккулова, Наталья Михайлова, Дмитрий Ковзель, Софья Онопченко, Денис Яковлев, Дамир Закиров, Татьяна Дунина, Цветана Омельчук, Мария Голик, Полина Лаптева, Андрей Быковский, Юрий Онуфриенко, Екатерина Лазукова, Игорь Барбаков, Алексей Юрковский, Юлия Куусметс, Роман Лиманский и другие.
Сопровождение – эстрадно-симфонический оркестр, дирижер — Юрий Крылов.
Ведущие программы: Николай Поздеев и Анна Малышева.
Режиссер-постановщик – Геннадий Шагаев.
Художественный руководитель и режиссер – Галина Ковзель.
20.00 Открытие XIII Международного фестиваля камерного исполнительства «Серебряная лира» (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Тринадцатый по счету Международный фестиваль камерного исполнительства «Серебряная лира» состоит из восьми концертов различных камерных ансамблей и солистов, представляющих собой Россию, Армению и Белоруссию.
Открытие и закрытие фестиваля пройдут в Большом зале филармонии, а шесть остальных концертов – в Малом зале им. М. И. Глинки.
Откроется фестиваль гала-концертом «Оперная феерия», в котором примут участие оркестр и солисты Санкт-Петербургского театра «Мюзик-Холл». В исполнении камерного состава симфонического оркестра «Северная симфония» под управлением Фабио Мастранджело, а также солистов – Анны Викулиной, Назии Аминевой, Елизаветы Михайловой, Клима Тихонова и Тигрия Бажакина – прозвучат оркестровые фрагменты и популярные арии их опер Россини, Доницетти, Пуччини, Корнгольда, Римского-Корсакова, Бизе и Тома.
Серию концертов в Малом зале откроет петербургский камерный оркестр «Дивертисмент» под управлением скрипача Ильи Иоффа. Хорошо известный коллектив вместе с приглашенными солистами представит слушателям свою аранжировку и интерпретацию всех шести Бранденбургских концертов И. С. Баха.
В следующем концерте петербуржцы познакомятся с искусством выдающегося белорусского виолончелиста Михаила Радунского, который в ансамбле с петербургской пианисткой Ингой Дзекцер представит публике программу из популярных виолончельных творений русских и зарубежных композиторов.
Продолжит фестиваль Фортепианное трио Филармонического общества Санкт-Петербурга. В исполнении пианиста Станислава Соловьева, скрипача Игоря Золотарева и виолончелиста Никиты Зубарева прозвучат переложение «Времен года» Пьяццоллы, Трио Гайдна и Второе трио Мендельсона.
Следующий вечер отдан блестящему армянскому скрипачу Гайку Казазяну, который в ансамбле с Ингой Дзекцер поделится своим мастерством в популярнейшем скрипичном репертуаре.
Гайка Казазяна сменит семейная пара петербургских пианистов – Анна Шелудько и Евгений Изотов, в исполнении которых, а также при участии их друзей – скрипачки Ольги Волковой и виолончелиста Тараса Трепеля – прозвучат камерные сочинения Скрябина, Рахманинова, Аренского и Шопена.
Продолжит фестивальную программу фортепианный «Генезис-квартет» – коллектив, созданный совсем недавно артистами петербургских симфонических оркестров, но уже успевший снискать признание широкой публики. В исполнении пианиста Павла Товпича, скрипачки Сандры Патрикеевой, альтиста Виктора Рогатина и виолончелистки Наталии Нескоромной прозвучат фортепианные квартеты Бетховена, Шумана и Дворжака.
Завершится фестиваль в Большом зале филармонии концертом под названием «Вечер джазовых стандартов». В программе – не только популярнейшие джазовые пьесы в исполнении пианистов Валерия Скворцова, Константина Хазановича, Дины Синеглазовой, Андрея Кондакова, при участии Филиппа Мещерякова (контрабас) и Гария Багдасарьяна (ударные), но и рассказ о композициях и о своем к ним отношении легендарного музыковеда Владимира Фейертага.
28 октября, пятница
Выставка скульптур из коллекции Петра Великого (Зимний дворец, Арапский зал (№155).
Выставка из серии временных экспозиций, приуроченных к 350-летию со дня рождения Петра Великого, рассказывает о феномене петровской коллекции скульптуры, совершенно новом и особенном явлении для России начала XVIII столетия. В зале представлено девятнадцать скульптурных произведений, большая часть которых находится в собрании Государственного Эрмитажа.
До конца ХVII столетия Россия не знала круглой скульптуры в современном понимании этого слова из-за запрета православной церкви; положение кардинально изменилось в царствование Петра I (1672‒1725). Включение статуй, бюстов, рельефов в повседневную жизнь было одним из важных элементов петровских культурных преобразований. Энтузиазм царя по отношению к скульптурной пластике не имел аналогий, Петр I собрал крупную, даже по европейским представлениям, коллекцию скульптуры, насчитывавшую более 250 произведений, из которых до наших дней сохранилось примерно две трети. Первые памятники попали в Летний сад уже около 1707 года, а к 1710 году находилось уже около 30 мраморных статуй и бюстов. Собрание скульптуры Петра Великого, составленное в очень короткие сроки, можно считать важным и исключительным событием также для истории европейского коллекционирования.
Коллекция скульптуры Петра Великого включала работы мастеров XVII столетия, современных ваятелей, которым статуи и бюсты могли заказываться специально, а также редкие произведения античной пластики.
Впервые с XVIII столетия на выставке вместе показаны все шесть статуй античных богов и богинь из серии, исполненной итальянским скульптором Антонио Тарсиа (1662‒1739) специально для царицы Екатерины. Фигуры: «Юпитер», «Юнона», «Аполлон», «Венера» хранятся в собрании Эрмитажа, а «Марс» и «Диана» – в Серпуховском историко-художественном музее.
19.30 Спектакль «Ночь Гельвера» (Театр им. В.Ф.Комиссаржевской – Итальянская ул., 19).
«Ночь Гельвера» – «неудобный спектакль», исследование драмы двух людей: еще молодой женщины и отстающего в развитии 30-летнего парня, которого она взяла на воспитание. Он видит мир глазами маленького ребенка, любит играть в солдатики и с непосредственностью пересказывает страшные события, которые происходят на улице. А она, потеряв всё и увидев юношу на больничной скамейке, прочла в его глазах надежду на то, что всё изменится. Но в спектакле «Ночь Гельвера» Карле не удастся купить билеты в новую жизнь. Озверевшая толпа молодчиков так и останется за сценой. Но именно эта бушующая стихия будет незримо мыслями, словами и поступками героини. Чтобы спасти Гельвера от «ликвидаторов», ратующих за чистоту расы, убивающих инвалидов и «нечистых», Карла примет страшное решение.
Пьеса в 1-м действии.
Переводила пьесу польского драматурга Ингмара Вилквиста художественный псевдоним Ярослава Свержича) Татьяна Комонова.
Режиссер – Александр Баргман.
29 октября, суббота
15.00 Концерт «Дудук и орган. Две стихии» (Петрикирхе – Невский пр., 22–24).
Союз органа и дудука – двух вселенных, торжественной строгости и страстной трепетности, архаики и лирики – предстанет неповторимым сочетанием тембров в концертной программе «Две стихии». Король инструментов – орган, с его мощным, величественным звучанием и необъятным репертуаром – возвышенная, масштабная и философская органная музыка. За органом – Ольга Котлярова. Партию дудука – инструмента, полного грусти и глубины, исполняет Арсен Григорян.
19.00 Спектакль Театра Романа Виктюка «Саломея» (Дворец искусств ленинградской области – пл.Стачек, 4).
Многогранный спектакль в красных и черных тонах – визитная карточка театра, по которой можно считывать стиль режиссера Виктюка.
Роман Виктюк ввел в знаменитую пьесу биографию Оскара Уайльда. Ведущий актер Театра Дмитрий Бозин исполняет две роли – иудейской царевны Саломеи и Альфреда Дугласа, любовь к которому лишила Уайльда всего.
Оскар Фингал О’Флаэрти Уиллс Уайльд (1854–1900) – один из гениев, которых подарила миру Ирландия. Проза, поэзия, драматургия – ему были подвластны все литературные жанры. Его комедии не сходят с театральных подмостков. Тайна его романа «Портрет Дориана Грея» не устает волновать воображение романтиков всех возрастов. А исповедальная искренность «De Profundis» потрясает и заставляет задуматься над сутью человеческого бытия.
Поэтическая драма «Саломея» в России была запрещена царской цензурой, но в 1917 году к ней одновременно обратились Малый театр (титульную роль исполнила Ольга Гзовская) и Камерный (Саломея – Алиса Коонен, Иоканаан – Николай Церетели, художник спектакля – Александра Экстер, режиссер спектакля – Александр Таиров).
Роман Виктюк вслед за Таировым отказался от историко-бытового воспроизведения сюжета, превратив уайльдовскую «Саломею» в завораживающую притчу о пути художника в мире, где соседствуют любовь и смерть.
30 октября, воскресенье
14.00 Премьера мюзикла «Обыкновенное чудо» (ТЮЗ им. А. А. Брянцева, Большая сцена – Пионерская пл., 1).
«Обыкновенное чудо» – это сказочная история о любви, в которой сила чувств героев «доходит до такой высоты, что начинает творить настоящие чудеса».
«Обыкновенное чудо» в спектакле – это сама Любовь. Она соединяет, на первый взгляд, не подходящих друг другу людей: волшебника и неволшебницу, медведя и человека, практичных охотников и придворных легкомысленных девушек. Даже расставшихся влюбленных излечивает от обиды. И это чудо, существующее не только в сказке, перетасовывает людей, которые начинают жить собственной жизнью.
Алексей Франдетти: «Пьеса Евгения Шварца как абсолютно гениальный материал предлагает любому постановщику вариативность. В нашем случае мне показалось интересным акцентировать внимание на взаимоотношениях Волшебника и Хозяйки, которые находятся много лет в браке. Сохранение брака в сегодняшнем мире – это и есть то самое обыкновенное чудо, которое возможно между людьми. С другой стороны, мне бы хотелось, чтобы наши зрители увидели яркую, добрую сказку с невероятно красивой историей любви Принцессы и Медведя».
Сценографию спектакля создал Вячеслав Окунев. Художник по костюмам – Виктория Севрюкова.
Для определения актерского состава спектакля театр провел масштабные вокальные и хореографические кастинги. В спектакле заняты ведущие актеры ТЮЗа и молодое поколение артистов, поступившее в труппу театра в 101-ом сезоне. На главные роли режиссер пригласил Нонну Гришаеву и Ивана Ожогина.
16.00 Первый концерт Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра из цикла «Кино и джаз» (Дворец Белосельских-Белозерских – Невский пр., 41).
В последнее октябрьское воскресенье во Дворце Белосельских-Белозерских прозвучит первый концерт из цикла «Кино и джаз» в исполнении Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра под управлением Александра Титова. Солисты – скрипач Илья Иофф, виолончелист Дмитрий Хрычёв и пианист Павел Кораго. В программе – произведения музыкальных корифеев XX века.
Карьера пианиста и композитора Фридриха Гульды была равно успешна в классике и джазе. А в своей музыке он остроумно объединил два эти направления в единое целое.
Имя Александра Цфасмана, одного из родоначальников советского джаза, пианиста, композитора, дирижера, автора популярнейших песен и инструментальных пьес, хорошо знакомо слушателям. Многие его сочинения не теряют своей популярности: среди них сюита для фортепиано с оркестром «Снежинки».
Король танго Астор Пьяццолла – автор бессмертных композиций. Его «Времена года» прозвучат в скрипичной версии Леонида Десятникова.
18.00 Вечер пластических миниатюр (Учебный театр «На Моховой» – ул. Моховая, 35).
В первом отделении будут представлены танцевальные, пластические, фехтовальные номера и перформансы студентов и выпускников, победителей международного конкурса «Актерское мастерство языком пластики».
Во втором отделении состоится показ танцевального спектакля «ПараФраз», сочетающего выразительные средства танца, сценического движения и вокала.
20.00 Концерт второго абонемента «Рахманинов. Страницы дневника» к 150-летию со дня рождения композитора (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Программу абонемента, посвященного 150-летию со дня рождения одного из крупнейших русских композиторов Сергея Рахманинова, откроет выступление Академического симфонического оркестра под управлением Андрея Аниханова, солист – Фредди Кемпф. Карьера пианиста тесно связана с Россией на протяжении более чем двадцати лет.
В первую программу абонемента вошли два рахманиновских симфонических шедевра из числа последних написанных в России: Концерт № 3 для фортепиано с оркестром, Симфония № 2.
31 октября, понедельник
19.30 «Простая музыка». Сольный концерт Полины Осетинской (Александринский театр, Новая сцена – наб.реки Фонтанки, 49 «А»).
Пианистка Полина Осетинская выступит с сольной программой из сочинений Канчели, Пярта, Сильвестрова. Концерт назван как сборник фортепианных миниатюр Гии Канчели.
На постсоветском пространстве композитора Гию Канчели знают прежде всего благодаря прикладной музыке — саундтрекам к фильмам Георгия Данелии и Эльдара Шенгелая, спектаклям Роберта Стуруа. В мире он известен благодаря своим симфоническим и камерным работам. «Никто там и понятия не имеет, что я писал музыку для театра и кино!», — не без раздражения говорил он одном из в интервью. Однако со временем граница между прикладной и академической музыкой Канчели стала истончаться — темы из фильмов стали проникать в «серьёзные» сочинения, и наоборот. Композитор выпустил авторизованный сборник фортепианных миниатюр «Простая музыка», основанный на сочинениях для театра и кино. В предисловии он настаивал, что «предельная простота изложения не исключает, но даже предполагает свободную интерпретацию». На концерте на Новой сцене мы прозвучит интерпретация этих миниатюр в исполнении пианистки Полины Осетинской.
В программе:
Гия Канчели. Миниатюры;
Валентин Сильвестров. Багатели;
Арво Пярт. Fur Alina, Вариации на выздоровление Аринушки, Вальс Укуару.
В программе возможны изменения.