В издательстве Экологической палаты России вышло сразу две долгожданные книги Татьяны Горичевой: мировой бестселлер «Опасно говорить о Боге» и книга-обоснование христианской экологии «Говорящие «да». Обе книги оформил художник Дмитрий Ивашинцов мл.

 

«ОПАСНО ГОВОРИТ О БОГЕ»

Появлением на свет этой книги мы обязаны одному из самых авторитетных католических богословов ХХ века Карлу Ранеру. Именно он в 1980 году обратил внимание на выступления русской эмигрантки Татьяны Горичевой, которые 1980-81 годах происходили еженедельно по всей Европе, но в большей степени в Германии. Её свидетельство об обретении собственной веры в атеистической России, о сохранившихся несмотря на гонения русских монастырях и старцах, где новое поколение искала поддержки и помощи; об интеллектуальных кружках, в которых мыслящая молодёжь философствовала и даже богословствовала, — всё это было полным откровением для всего мира, отделённого от России железным занавесом с послевоенных времён. Ранер, хайдеггерианец, как и Горичева, пригласил её в Мюнхен для личной встречи. Во время этой беседы он и предложил ей написать обо всём, что услышал от неё, написать так, как она говорит,- искренне и смело. Так родилась книга-биография «Опасно говорить о Боге», выпущенная крупнейшим немецким издательством Herder в 1984 году (уже после смерти Карла Ранера). Она была переведена более чем на 30 языков и только на немецком имела 26 переиздания (последний раз уже в 2000-х годах). Herder Verlag принадлежит авторство названия книги. Татьяна Горичева, как правило, не называет свои книги, предоставляя решать издателю. В этом случае издатель отреагировал на короткую запись из её дневника:

«20 августа 1980
Первый раз в своей жизни увидела религиозную передачу по телевизору. Я благодарю Бога, что у нас есть атеизм и нет религиозного образования. То, что сказал этот человек с экрана, более располагало к тому, чтобы отвернуть людей от церкви, чем неуклюжая болтовня наших проплаченных атеистов. Щёгольски разодетому, довольному собой проповеднику приходилось говорить о любви. Но то, как он себя позиционировал, исключало всякую возможность проповеди. Разговор мог пойти по пути простой человеческой беседы… Он был плохим актёром, с механически выученными жестами. Он был безликий. Впервые я поняла, как опасно говорить о Боге.
Каждое слово должно быть жертвенным — наполненным до краёв подлинностью. В противном случае — лучше хранить молчание.»

Спустя 35 лет эта книга впервые выходит на русском языке, в России. Один этот факт может быть темой для научного исследования на пересечении социологии, политологии и философии истории. Именно в этом широком контексте радостно было участие в этом издании Владимира Легойды, председателя Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата, в качестве автора предисловия. В его коротком тексте слышится усталость и недоговорённость ответственного лица. Например: «Конечно, если смотреть с позиции сегодняшнего дня, всё оказалось не столь гладко, обнаружились опасности и соблазны, которые многим тогда и в голову не приходили.» Однако в целом Владимиру Легойде удалось избежать искажений в рассказе о тех событиях, и в тоже время дипломатично обозначить главную проблему открытого христианского общества, какое сегодня существует в России — церковного гламура.
О сложности взаимоотношений Церкви и государства на современном этапе свидетельствует и тот факт, что ни одна госструктура не взялась поддержать это издание. Книга вышла тиражом в 2000 экземпляров при финансовой поддержке Виктора Александровича Семёнова — генерального директора компаний экопродукции «Белая дача».

Однако следует помнить, что всё в этом мире происходит вовремя. Осмысление нашего прошлого — это залог формирования такого будущего, которое мы желали бы для своих детей.
Книга доступна для чтения в нашей электронной библиотеке

http://russculture.ru/%d0%b1%d0%b8%d0%b1%d0%bb%d0%b8%d0%be%d1%82%d0%b5%d0%ba%d0%b0-%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%bc%d0%b0%d0%bd%d0%b0%d1%85%d0%b0/

 

ГОВОРЯЩИЕ «ДА»

 

Для этого издания Татьяна Горичева сама написала следующую аннотацию, которая в книге даётся с сокращением, но приводится здесь полностью:

«Книга, которая так нужна во времена тотального экологического кризиса, наконец-то появилась!
Умерли идеологии, смолкли » человеческие, слишком человеческие» нарративы — остался лишь один вопрос: как быть с исчезновением Жизни? Со стремительным умиранием лесов, почвы, воды, живых существ? Их смерть означает и убыстряющееся самоубийство человека.
В книге сделана попытка преодолеть русский «космический провинциализм». В ней истины Священного Писания и Священного Придания перекликаются с современными научными открытии в области этологии, нейрофизиологии… Животные сегодня не «объект», бесчувственный и безразличный. Они — живой субъект, наделенный чувствами, разумом, памятью, взаимопомощью…Животное — это Личность. Красота, ум, богоподобие животных служит Богу для того, чтобы уязвить Иова в его заносчивом самопревозношении над тварью и, следовательно, Творцом. «Доказать», что «Бог ЕСТЬ».

Сегодняшняя цивилизация достигла вершин жестокости. Человек продолжает жить, убивая без меры, потребляя ресурсы, уничтожая все вокруг. Но сегодня животное — не просто «жертва». Он стало поистине «старшим братом» человека, оно вызывает у все большего количества людей религиозные чувства, чувства восхищения и ужаса (тремендум — фасцинорум). Умер Бог, умерла культура, и на их место приходит пока амбивалентное, неизъяснимое ощущение причастности к Соборности грандиознейшей, чем просто «человеческая». Животное несет с собой напоминание о рае, где не было отчуждения и царила Любовь.
Конец сегодняшней «культуры смерти», жадного потребительства, агрессивного захвата не за горами. Может быть, именно животные помогут нам выбраться из цифрового закрепощения, ведь само слово «животное» от слова «жизнь». Жизнь во всей ее полноте, победительной непосредственности, простоте и тайне — в которых так нуждается полуживой человек-киборг.»

Развивая метафизику всеединства, Татьяна Горичева продолжает софиологическую линию русской христианской философии со всей присущей ей смелостью и открытостью к страданию всей твари. Экологическое сознание в мире в последние десятилетия значительно выросло. Есть выдающиеся мыслители этого направления, такие как Поль Верильо, Юрген Мольтманн, Флоранс Бюрга и многие другие. Богатейший опыт мысли святых отцов в отношении Творения (то, что принято называть неопатристикой), усвоенный русской культурой, сегодня развивается Татьяной Горичевой практически в одиночку. Предпринятый ею специальный выпуск альманаха «Мiръ животных» ориентирует читателя в современной проблематике и знакомит с актуальными российскими авторами, пишущими на эту тему. Журнал доступен для чтения:  http://almanax.russculture.ru/animals-2015
Эта книга целиком обращена в будущее, ибо вводит в оборот многие новые для нас понятия, например такие как «закрытость в жизнь» животных; «молчание животных», как проявление кротости, а не безъязыкости. Эта книга должна убедить каждого, кто потрудится её прочесть, что животные и растения, — всё, что дышит — это наши соседи по этой планете, с которыми человек не может не считаться, если хочет остаться в живых.
 

Татьяна Ковалькова

 

© «Русская культура», 2020