Дмитрий Михалевский
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Чтобы жить и развиваться, человек должен систематизировать свои представления о мире, о себе и о себе в этом мире. Для этого каждый из нас отдельно, каждая социальная группа, человечество в целом формируют модели – мыслительные конструкции, позволяющие ориентироваться в различных сферах бытия. Особенно важны эти конструкции и их соотношения в периоды радикальных перемен, таких, как мир переживает сегодня.
- Адекватность мыслительной модели в значительной мере определяется ее целостностью и связностью. Чем выше целостность информации, тем более емкая категория ее представляет. Такая фундаментальная категория отражает связность событий и явлений мира внешнего и мира внутреннего, прошлого, настоящего и будущего. Достаточно долго эту функцию выполняла категория времени. Сейчас наступает черед категории пространства.
- Время символизирует способность человека выстраивать события и явления последовательно, в виде цепочки, подчиняющейся детерминизму одномерной бинарной логики «да-нет». Пространство – символ параллельного связного сосуществования, утверждающий неклассические принципы бытия.
- Смена фундаментальной категории отражает эволюционный сдвиг сознания, означает его переход на новый, более высокий уровень целостности и с неизбежностью влечет выявление новых связей между известными фактами, формулировку новых закономерностей, появление новых теорий. Формируемый таким образом новый взгляд на человека, общество и культуру позволяет преодолеть ограничения предыдущих концепций и снимает многие свойственные им противоречия.
- Знамением нашего времени становится реализация пространственных представлений, как базовых для формирования модели мира. Эти пространственные представления долгое время уступали первенство представлениям темпоральным. Но процесс развития циклический и так было не всегда. Даже известная молитва «Отче наш», которая завершается словами: «…И во веки веков, Аминь!», непосредственно связанными с временным аспектом бытия, в действительности – в точном переводе с древнееврейского – звучит как «…И в мире миров, Аминь!», т.е. напрямую адресуясь к пространству.
- Интересно одно из авторитетных мнений, предлагаемых иудейской традицией относительно смысла «числа зверя» — 666, четырежды упоминаемого в Библии. Шесть в этой интерпретации понимается как шесть дней Творения без завершения и, соответственно, наполнения творения духовностью. А троичное повторение шестерки соответствует трем направлениям. Незавершенная бездуховная материальная тварь есть зверь… Православная традиция не принимает эту трактовку, но может быть в этой формуле подразумевается недостаточность трех направлений? Может быть это экзотерический вариант эзотерической правды, которая остается сокрытой? Ведь не случайно апостол Павел в своем Послании к Ефесянам, в контексте утверждения Духа Божия во внутреннем человеке и любви Христовой, говорит о постижении со всеми святыми четырех направлений: широты и долготы, и глубины и высоты, дабы им «исполниться всею полнотою Божиею»!
- Человеческое бытие обретает истинный – Божественный – смысл, когда превращается в освоение пространства через индивидуальный трансцендентный выбор, процесс которого разворачивается во времени. В этом смысле человек есть преобразователь Времени в Пространство. За отпущенный ему срок человек должен освоить пространство, пройти свой путь, невзирая на выпадающие на его долю невзгоды, подняться от нуль-мерного уровня и встать на порог четырехмерности. А ограниченность человеческих свойств, в рамках доступного спектра чувственности, указывает на то, что эта задача должна быть решена в строго ограниченное время. Здесь пространство становится средством и знаком развития души человека в высшие пространства, его выходом за свои пределы в высшие измерения, превышающие мир материального бытия.
- В ответ на трансценденцию человека, пространство выступает катализатором всех его творческих достижений. В этом качестве оно становится неукротимым стимулом к появлению новых технологий, новых форм культуры, новых социальных систем, новых способов бытия. При их посредстве человек может связывать, охватывать, укрощать пространство, непрерывно расширяющееся в размерах и размерностях. Тем самым, совершенно разные виды деятельности человека оказываются замкнутыми на пространственную проблематику. Не случайно Освальд Шпенглер полагал масляную живопись, дальнобойную артиллерию и кабинетную дипломатию явлениями одного порядка.
- Простые поведенческие модели, обуславливаемые ППМ низкого уровня, оказываются более эффективными для решения конкретных практических задач. Фундаментальные идеи, такие как проблема Пространства, перегружают обыденный разум, стремящийся ограничиться уровнем бессознательного. В результате, подавляющее большинство, прежде всего, составляющее ядро общества, предпочитает жить в рамках картины мира многовековой давности.
- В объективистской безличностной картине мира отдельный человек – ничто. Популярный сегодня лозунг прагматизма: «путь – ничто, цель – все» нам знаком по Средним векам, когда господствовала темпоральность. Подобное верно для человека-винтика, представляющего собой ничтожную часть бездушной машины-коллектива. В антропной картине мира, напротив, доминирует пространство. Здесь значение времени существенно снижается. Человек-индивидуум, человек-личность – человек XXI века – должен, прежде всего, двигаться в личностном развитии, потому что только так он может прийти к своим границам, определяемым физиологией, но открытым для развития души. И вся история эволюции культуры, проанализированная с пространственных позиций, обнаруживает эту тенденцию.
- Темпоральная позиция – это одномерный человек, который из некоторой точки в пространстве анализирует развитие событий вперед – назад. Такой человек считает и анализирует. Человек, стоящий на пространственной позиции, схватытвает Суть единомоментно. Это целостный взгляд на Мир. Это взгляд Творца, в той мере, в какой он доступен человеку. Человек темпоральный – человек количества – в определенном смысле опасен для человечества, несмотря на успешность его неудержимого практицизма: он всегда агрессивен. Он агрессивен, потому что нищ. Он нищ, ибо шкала счисления материального безгранична. Человек пространства, человек качества – богат, потому что он владеет целым. Он владеет всем, даже когда у него ничего материального нет.
- Человек, постигающий Пространство, ориентирован на бытие. Дистанции для него иллюзорны. Для тех, кто живет временными понятиями, напротив расстояния существенны, а Пространство – есть пустота, которая разделяет, словно удар по клавише «пробел» на клавиатуре. Люди, живущие в пустоте одиноки и страдают от холода бесконечного мира. Первые – романтики-оптимисты, вторые – прагматики-пессимисты. Для первых открытия – это норма, для вторых – почти неразрешимая проблема. Для последних «прыжки» в неизведанное невозможны: там для них нет ничего, кроме пустоты. Для первых там – продление бытия и обретение его в новом качестве. Впрочем, ученые, совершающие свои открытия в рациональной сфере и осваивающие, тем самым, целое, зачастую приходят к идее Бога.
- Пространство – это мы. Наши мысли и чувства – это Пространство. Наши интуиции, наши творческие озарения – это Пространство. Мир этот и даже мир иной – это Пространство. Пространство связывает между собой эти, как кажется обыденному сознанию, несовместимости. Несовместимости, которые, будучи взяты вместе, позволяют понять, кто мы, откуда идем и куда нам должно прийти. Трансценденция себя в новое Пространство – есть продвижение к Божественному.
- ППМ позволяет лучше понять один из наиболее важных механизмов мышления человека – рефлексию – и сделать его эффективным механизмом исследования бытия. До сих пор «отражения» сознания понимались как зеркальные, что в контексте исторических исследований приводило к трактовке иных эпох (как прошлых, так и будущих) с позиций современности, т.е. к приписыванию им качеств наблюдателя. Излишне говорить об ущербности результатов, получаемых в таком случае. С пространственных позиций каждое новое отражение можно наделять собственным качеством и понимать его во всей полноте отличий от современной эпохи. Рефлексия и принцип относительности позволяют рассматривать самые отдаленные друг от друга явления в единстве их различия. ППМ становится ключом к формированию теории относительности для гуманитарной сферы. Тем самым закладывается основа для решения наиболее сложных проблем современности.
- Обращение к пространству как фундаментальной категории обнаруживает в нем надежную базу для самых широких междисциплинарных обобщений. Пространство в этом случае становится рабочим инструментом для исследования представлений человека в самых разных областях, для исследования самого человека, социальных структур и Культуры, для выработки эффективных методик личностного развития. Пространство открывает новые возможности для анализа происходящих событий и осуществления более достоверных прогнозов.
- Пространственный подход к наиболее острым проблемам современности, позволяет преодолеть бесчеловечность абстракций, универсальность которых допускает и оправдывает все что угодно, исходя из каких угодно предпосылок. Сегодня, когда мы прошли долгий путь по лестнице абстракций, абстракции становятся основой нашего сознания. Мы привычно оперируем ими, полагая это естественным. В этой ситуации одни абстракции порождают другие, те, в свою очередь, производят третьи и т.д. В результате, наша жизнь наполняется разного рода фантазиями, подменяется ими, и мы все более отдаляемся нас от реальности, от настоящих сущностей и ценностей жизни. Более того, любые мыслительные модели связаны с языком, на котором они описываются, и неизбежно ограничиваются им. В итоге жизнь заменяется весьма огрубленной виртуальной картиной. Такое положение дел характерно и для науки. Преуспевающая в прикладных областях, она все более утверждается в верности своего рационального подхода к описанию реальности. Но для науки такой подход оказывается приемлемым, поскольку модель призвана описывать некую ограниченную область. Однако в реальной жизни дело обстоит существенно иначе. В условиях острейшего соперничества в сфере геополитики в выигрыше оказывается тот, тот сохраняет шансы на выживание, кто будет быстрее, точнее, дальновиднее. И эти качества должны проявляться не только и не столько в плане быстроты действия, точности и дальнобойности оружия, но в плане реального планирования жизни. Поэтому вопрос построения моделей сегодня определяет адекватность политики, экономики, науки, техники, социологии и культуры в структуре мира, становясь конкретным и насущным вопросом бытия.
- Парадигма пространственной многомерности – это точка на шкале представлений, имеющая для человека фундаментальный смысл, точка, в которой количество и качество не просто соединяются друг с другом, но переходят друг в друга, образуя органичное Целое. Приложение этого понятия как инструмента мысли к современному миру дает человечеству шанс вернуться из Царства Количества в Царство Качества и стать людьми в их природном Высшем смысле;
Понять себя;
Понять своих близких;
Понять далеких – в пространстве и во времени;
Понять мир, чтобы сделать выбор и сотворить свой мир в контексте единства Мироздания, в соответствии с Законами Высшей Гармонии.