Ольга Свирида

Герменевтика иконы: другой взгляд на иконографию

 

Ольга Степановна Свирида – иконописец, искусствовед. Родилась в 1959 году в Ленинграде (г. Павловск). Окончила Ленинградское художественном училище им. В. А. Серова (ныне Санкт-Петербургское училище им. Н. К. Рериха). Работала художником-оформителем. С 1986 по 1989 г. училась в Высшем художественно-промышленном училище им. В. И. Мухиной (ныне Академия Штиглица), факультет дизайна. С 1989 по 1998 служила псаломщицей и уставщиком в церквях С-Петербурга. С 1989 по 1991 обучалась иконописному ремеслу в Иконописном классе при СПбДА и в Семинарии. В это же время разработала собственный курс по герменевтике иконы, основанный на использовании вербальных ассоциаций (т. е. применение смыслов, связанных с произношением / называнием визуальных иконографических символов). В 1994 – 1995 г. вела курс «Герменевтика иконы» в Высшей религиозно-философской школе (ВРФШ); в 1995 – 1998 г. читала тот же курс на Высших православных педагогических курсах при СПбДА. В 1997 – 1998 г. – член постоянного рабочего Семинара научно-практического и учебного Центра междисциплинарных исследований «Синергия», НИИКСИ СПбГУ. Научные интересы: лингвистика (этимология, ностратика). Пишет стихи под именем Ютен Ольга Свирида и краткие этимологические опусы под именем Ольга-Агния Свирида. С 2018 года по настоящее время живёт в Феодосии (Крым).

От автора

Предлагая собственный метод интерпретации церковной иконографии (иконописи), считаю его способом видения, который может дополнить представление об иконописи, формируемое в результате сравнительных исследований и научных изысканий специалистов в области иконоведения. Отдаю должное научному подходу и трудам учёных, занимающихся глубоким, скрупулёзным анализом в рамках такой комплексной дисциплины, как иконоведение, которое применяет систематический подход, включающий в себя историческое знания об иконописи.

Тем не менее, убеждена в том, что мой собственный богословский метод исследования смыслового поля иконы, которое внедрено в неё через символику образного строя, также имеет право на существование. Мои исследования направлены на расшифровку богословского содержания иконографии, которые по-своему методологически выверены и обусловлены принятыми понятиями.

В частности, в отношении богородичной иконографии мною открыт собственный универсальный ключ, или способ интерпретации, благодаря которому богородичная иконография представляется нам как синоптическое целое или единая умозрительная картина. Таким интерпретационным ключом для доктринальной богородичной иконографии считаю совокупность двух факторов. Первый: богословие св. Максима Исповедника о Церкви как живом вселенском Организме. Второй: выявленная метатипическая образно-визуальная подоснова, которая свидетельствует о том, что иконографическая схема традиционно признанных типов богородичной иконографии изначально накладывалась поверх древних архетипических представлений, описывающих модели вселенной в метафорическом ключе.

Впервые в рамках этого проекта будет описан сам метод моего исследования. Часть представляемых статей посвящена канонической иконографии Богородицы, Христа и Святой Троицы, часть — постканонической иконографии, которая начала складываться в ХVII веке, продолжилась в ХХ.