ПОДЕЛИТЬСЯ

Альманах «Охапкинские чтения» со второго номера является периодическим изданием (раз в два года, ISSN: 2587-9650) и распространяется по подписке. Заявку на подписку можно отправить по электронной почте: tikovalkova@gmail.com. В Петербурге альманах продаётся только в книжном магазине «Порядок слов»(Наб.р.Фонтанки, 15), в Москве только в магазине «Фаланстер»(Малый Гнездниковский переулок, 12).

В дальнейшем альманах мыслится, с одной стороны, как платформа для разработки концепции Бронзового века и продвижения его авторов; с другой — продолжает публиковать результаты исследований творчества Олега Охапкина, мемуарные и архивные материалы Самиздата 1960-80-х годов. Альманах будет выходить вне зависимости от конференций. Конференции планируется проводить после выхода альманаха для расширения аудитории.

Назрела острая необходимость переосмыслить то явление нашей культуры XX века, которое принято называть «второй культурой» или «культурой андеграунда». Второй раз великие её достижения оставляются за бортом современной культуры, и ВНОВЬ по идеологическим причинам. В одном из интервью 2018(!)года бывший министр культуры Е.Ю.Сидоров воскликнул:»откуда взяться независимой высокой поэзии? — неоткуда взяться!!….(и далее)…Нет идеи России — поэтому нет и большой прозы… Сейчас есть не писатели, а «попутчики». Проза должна вести за собой, а эти попутчики идут рядом с читателем…» Попробуем предположить самое лучшее — допустим, что шестидесятник Евгений Сидоров, как критик написавший книгу о Евтушенко, просто не знает(как и большинство его коллег по литературно-критическому цеху) о существовании независимой Высокой петербургской поэзии семидесятых-восьмедесятых, никогда не читал Охапкина, Кривулина, Аронзона, Шварц, Миронова, Драгомощенко, Ширали, Филиппова, Стратановского…. Просто восполним пробел.

Название «вторая культура» или «культура андеграунда» могло бы иметь место в историческом контексте при ОДНОМ условии: все авторы известны широкой читательской аудитории (не менее, чем Евтушенко); учитывая, что большинство уже покинуло этот мир — всё их творчество НАПЕЧАТАНО, по возможности осмысленно и прокомментировано. НО ЭТОГО НЕ ПРОИЗОШЛО! А поскольку эти названия не понятны в современной культурной ситуации, то должны быть выведены из употребления. Не понятно сегодня, что значит «вторая» (то есть неофициальная) культура, когда и «первая», то есть официальная уже не вполне культура! Что касается андеграунда, то есть подполья, то в ситуации порнографической прозрачности всего, в том числе и в культуре, говорить о Подполье — что трясти нафталиновым тряпьём, никакой метафизики, или даже психологичности Достоевского за эти уже не стоит.
Сегодня продуктивнее оглянуться вокруг и увидеть, что даже в сознании тридцатилетних все разделения на белых и красных, советского официоза и подполья в культуре — древнеегипетская археология!! У молодых вопросы Бытия, как и всегда, на первом плане. И интересно только те предшественники, в чьём творчестве они могут найти ответы. Это единственный объективный критерий значимости любого автора. Имея это ввиду мы и предлагаем начать описания Бронзового века русской литературы и культуры в целом, с учётом всех имеющихся концепций, которые нуждаются в развитии.


Во втором номере альманаха феномен Бронзового века русской литературы, одним из идеологов которого был Олег Охапкин, раскрывается с позиций христианского экзистенциализма. Авторы — участники Охапкинских чтений в  Петербурге и Москве самобытно развивают, заданное предшественниками — Н.Бердяевым, Л.Шестовым, С.Кьеркегором, это направление христианской мысли. Поэтическое творчество Олега Охапкина и его духовный стоицизм — уникальный пример преломления этих идей в литературном творчестве. Оно, как и творчество ближайшего к нему круга поэтов, даёт возможность проследить развитие в русской литературе второй половины ХХ века идей христианского экзистенциализма, не имеющего в этот период аналогов в литературе Европы и Америки.

Архивными материалами этого выпуска отмечаются два своеобразных юбилея: 20 лет с момента учреждения Державинской премии (первым лауреатом которой стал Олег Охапкин), и ориентирован он на продолжение этой премии; 40 лет с момента разгрома журнала «Община» и жестокой расправы с активистами религиозно-философского семинара В.Пореша и А.Огородникова, что явилось поводом заново осмыслить эти события в свете надвигающегося церковного гламура.

Второй номер, как и первый, оформлен рисунками Дмитрия Шагина. Дизайн Ксении Охапкиной. Литературная концепция Татьяны Ковальковой.

 

СОДЕРЖАНИЕ ВТОРОГО НОМЕРА

Рисунок на авантитул второго номера: Дмитрий Шагин, 2017

 

Татьяна Ковалькова
О концепции «Бронзового века»

I.СВОБОДА ВЫБОРА
Вячеслав Долинин
Журнал “Посев” и религиозное движение в России 1970 — 1980-е гг.

ЖУРНАЛ «ОБЩИНА». Из личного архива Александра Огородникова (вкладка)
Александр Огородников
Монолог о семинаре (фрагмент круглого стола)
Владимир Пореш
Об общине и журнале «Община»
Об Олеге Охапкине

ДЕРЖАВИНСКАЯ ПРЕМИЯ. Из архива Интерьерного театра (вкладка)
Лауреатска речь Олега Охапкина
Слово С.М.Некрасова, директора Всероссийского музея А.С.Пушкина, на открытие Вторых Охапкинских чтений
Интервью с художественным руководителем Интерьерного театра Н.В.Беляком

Эмили Лайго
Олег Охапкин и традиция литературного круга

II.ЗАКОН И СВОБОДА
Александр Марков
Охапкин и Шварцман: живописность любви
Духовное в искусстве: Вадим Сидур и Олег Охапкин
Жанна Сизова
Мотивы сопротивления обыденному сознанию в поэзии
О.Охапкина, В.Кривулина, А.Миронова, Л.Аронзона
Всеволод Рожнятовский
Немецкий экспрессионизм и поэтика Евгения Шешолина
Воспоминание о Шелошике, Мирославе и Мрожеке

ЖУРНАЛ «ДИАЛОГ»
Блоковская анкета: ответы Олега Охапкина
Сергей Стратановский. Комментарий
Кирилл Бутырин. «Духовный большевизм» и «скифство» эпохи русской революции

III.ОСВОБОЖДЕНИЕ СМЕХОМ
Пётр Казарновский
Хеленуктическое в поэзии Охапкина
Татьяна Ковалькова
Юродивый смех в гражданской лирике Охапкина

IV. НЕИЗБЕЖНОСТЬ СВОБОДЫ
Игорь Потапов
Вестничество в поэзии Олега Охапкина
Священник Владимир Соколов
Олег Охапкин — певец иного бытия
Татьяна Ковалькова

Олег Охапкин языком пророков: жанровые соответствия
Священник Милутин Янич
Христианский экзистенциализм литургического поэта
Десять тезисов
Спиритуальное и духовное в искусстве (по материалам Охапкинских чтений 2015-2016 г)

V. ПОЭТИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
Пётр Чейгин (215), Жанна Сизова (220), Валерий Мишин (223), Дмитрий Ивашинцов (228),Тамара Буковская (231), Пяйве Неннонен (236), Пётр Казарновский (238), Сергей Стратановский (243), Дмитрий Шагин (245), Сергей Ковальский (252), Борис Лихтенфельд (255), Максим Якубсон (259), Арсен Мирзаев (263), Всеволод Рожнятовский (268)

ПРИЛОЖЕНИЕ
Библиография: Бронзовый век
Программа вторых чтений (СПб)
Программа третьих чтений (Москва)
Об авторах

 

Дизайн внутренних титулов — Ксении Охапкиной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОГО НОМЕРА

Рисунок на авантитул первого номера: Дмитрий Шагин, 2015

 

Предисловие Татьяны Ковальковой

I. МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ
Дмитрий Прокофьев
Олег Охапкин и псковский альманах «Майя». Об одной истории русского самиздата словами её участников
Всеволод Рожнятовский
Влияние Олега Охапкина на круг псковских поэтов: Мирослав Андреев, Евгений Шешолин, другие авторы
Татьяна Игошева
Принцип «прозрачности» в лирике Олега Охапкина
Жозефина фон Цетцевитц
Олег Охапкин: между поэзией и догмой
Аннелиза Аллева
Ключевые слова в поэзии Олега Охапкина
Борис Рогинский
«В среде молчания» (1970) Олега Охапкина. Неудавшийся комментарий
Марко Саббатини.
Мотив разлуки в итальянских стихах Олега Охапкина (цикл «К Лидии»).
Пётр Казарновский
Элегическое начало в поэзии Олега Охапкина (о трёх стихотворениях, обращённых к Делии)
Борис Лежен
Поэтическое слово Олега Охапкина
Слава Лён
Олег Охапкин в Москве
Татьяна Ковалькова
Сострадание в гражданской лирике Олега Охапкина и Михаила Сопина
Александр Щипков
Археоавангард в поэзии Олега Охапкина

II. КРУГЛЫЙ СТОЛ
Андрей Арьев, Сергей Стратановский, Эра Коробова, Ольга Сокурова, Максим Якубсон, Тамара Буковская, Валерий Мишин, Наталья Ашимбаева.

III. ВЫСТАВКА НАТАЛЬИ ЖИЛИНОЙ
Татьяна Ковалькова
История одной дружбы
Елизавета Шагина
Невещественный архив Натальи Жилиной

IV. ЧИТАЮТ ПОЭТЫ

V. ПЕРЕВОДЫ/ TRANSLATIONS
Жозефина фон Цетцевитц (на английский язык)
Аннелиза Аллева (на итальянский язык)
Марко Саббатини (на итальянский язык)
Кристина Зейтунян (на французский язык)

VI. CONFERENCE MATERIALS:

Tatiana Igosheva
The Principle of «Transparency» in Lyric Poetry by Oleg Okhapkin/ University of G.Novgorod, Russia
Dmitry Prokofiev
Oleg Okhapkin and «Maya», Pskov Literary Miscellany. One Story of Russian Samizdat in the Words of Its Participants /Pskov, Russia
Josephine von Zitzewitz
Oleg Okhapkin: Between Poetry and Dogma/ University of Cambridge, UK
Emily Lygo
Oleg Okhapkin: a Poet of the Russian Orthodox Revival / University of Exeter,UK

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВЫСТАВКА НАТАЛЬИ ЖИЛИНОЙ В ДНИ КОНФЕРЕНЦИИ

Наталья Жилина. В.О.Большой проспект, х.м., 1976
Наталья Жилина. Кораблик, х.м., 1995
Наталья Жилина. Тройной портрет (Мама, Митя,Маша),х.м., 1972