Альманах «Охапкинские чтения» со второго номера является периодическим изданием (раз в два года, ISSN: 2587-9650) и распространяется по подписке. Заявку на подписку можно отправить по электронной почте: tikovalkova@gmail.com. В Петербурге альманах продаётся в книжных магазинах : «Порядок слов», «Подписные издания», «Свои книги», «Конец прекрасной эпохи»(музей И.Бродского);  в Москве в магазинах «Фаланстер» и «У Кентавра».

В дальнейшем альманах мыслится, с одной стороны, как платформа для разработки концепции Бронзового века и продвижения его авторов; с другой — продолжает публиковать результаты исследований творчества Олега Охапкина, мемуарные и архивные материалы Самиздата 1960-80-х годов. Альманах будет выходить вне зависимости от конференций. Конференции планируется проводить после выхода альманаха для расширения аудитории.

Назрела острая необходимость переосмыслить то явление нашей культуры XX века, которое принято называть «второй культурой» или «культурой андеграунда». Второй раз великие её достижения оставляются за бортом современной культуры, и ВНОВЬ по идеологическим причинам. В одном из интервью 2018(!)года бывший министр культуры Е.Ю.Сидоров воскликнул:»откуда взяться независимой высокой поэзии? — неоткуда взяться!!….(и далее)…Нет идеи России — поэтому нет и большой прозы… Сейчас есть не писатели, а «попутчики». Проза должна вести за собой, а эти попутчики идут рядом с читателем…» Попробуем предположить самое лучшее — допустим, что шестидесятник Евгений Сидоров, как критик написавший книгу о Евтушенко, просто не знает(как и большинство его коллег по литературно-критическому цеху) о существовании независимой Высокой петербургской поэзии семидесятых-восьмидесятых, никогда не читал Охапкина, Кривулина, Аронзона, Шварц, Миронова, Драгомощенко, Ширали, Филиппова, Стратановского…. Просто восполним пробел.

Название «вторая культура» или «культура андеграунда» могло бы иметь место в историческом контексте при ОДНОМ условии: все авторы известны широкой читательской аудитории (не менее, чем Евтушенко); учитывая, что большинство уже покинуло этот мир — всё их творчество НАПЕЧАТАНО, по возможности осмысленно и прокомментировано. НО ЭТОГО НЕ ПРОИЗОШЛО! А поскольку эти названия не понятны в современной культурной ситуации, то должны быть выведены из употребления. Не понятно сегодня, что значит «вторая» (то есть неофициальная) культура, когда и «первая», то есть официальная уже не вполне культура! Что касается андеграунда, то есть подполья, то в ситуации порнографической прозрачности всего, в том числе и в культуре, говорить о Подполье — что трясти нафталиновым тряпьём, никакой метафизики, или даже психологичности Достоевского за этим уже не стоит.
Сегодня продуктивнее оглянуться вокруг и увидеть, что даже в сознании тридцатилетних все разделения на белых и красных, советского официоза и подполья в культуре — древнеегипетская археология!! У молодых вопросы Бытия, как и всегда, на первом плане. И интересно только те предшественники, в чьём творчестве они могут найти ответы. Это единственный объективный критерий значимости любого автора. Имея это ввиду мы и предлагаем начать описания Бронзового века русской литературы и культуры в целом, с учётом всех имеющихся концепций, которые нуждаются в развитии.

 

ГОТОВИТСЯ К ПЕЧАТИ

Четвёртый номер альманаха «Охапкинские чтения» будет посвящён теме «наука и поэзия». Его выход планируется на 2022 год.
В контексте творчества Олега Охапкина наука появляется в связи с его многолетней дружбой с великим учёным ХХ века астрофизиком Николаем Александровичем Козыревым. Несмотря на тридцатилетнюю разницы в возрасте, эта человеческая дружба обернулась очень плодотворным творческим союзом. Гениальный учёный, прошедший сталинские лагеря, во многом определил метафизическое лицо поэзии Олега Охапкина. Визионерский опыт поэта помог учёному в объективации ряда его научных интуиций. Это то, что известно по свидетельству самого Охапкина. Но предстоит исследовательская работы в архиве Н.А.Козырева, где хранятся письма О.А.Охапкина к нему, а также филологические исследования текстов поэта находящихся в прямом резонансе с теорией времени Козырева. Именно как христианскому мыслителю Олегу Охапкину был интересен и важен натурфилософский подход Козырева к явлению времени, как величине физического мира. Как бы ни парадоксально звучало, но время-энергия, как величина переменная, для Охапкина была не отвлечённой математической моделью, но реальным подтверждением некоторых откровений его духовного опыта.

 

 

ТРЕТИЙ НОМЕР

В данный сборник вошли статьи известных российских литературоведов и западноевропейских славистов, посвящённые творчеству петербургского поэта Олега Охапкина (1944–2008), видного деятеля культуры андеграунда 1960–1980 годов. Статьи были опубликованы в различных изданиях и собраны в рамках исследовательского проекта «Охапкинские чтения» с 2014 по 2020 годы.

УДК 82
ББК 83.3(2Рос=Руе)6
О-92
Охапкинские чтения. Альманах № 3/2021. Автор-составитель Т. И. Ковалькова. — СПб., 2021. — 484 с.
ISSN 2587-9650

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ТРЕТЬЕГО НОМЕРА

Портрет Олега Охапкина 1974 года на авантитуле третьего номера . Автор ?

 

Андрей Арьев
Интимный оратор
Праздники без юбилеев
Шагнув из темноты

Аннелиза Аллева
Ключевый слова в поэзии Олега Охапкина

Василий Бетаки
Гармония контрастов

Тамара Буковская
Одним твоим лишь дивным вздохом я называю жизни имена…

Ксения Голубович
Во тьме Осени

Татьяна Горичева
Человек длинной воли

Игорь Гулин
Песни отступничества и благодати

Татьяна Игошева
О принципе «прозрачности» в лирике Олега Охапкина

Пётр Казарновский
Элегическое начало в поэзии Олега Охапкина (о трёх стихотворениях, обращённых к Делии)
Хеленуктическое в поэзии Олега Охапкина (Охапкин смеющийся)

Татьяна Ковалькова
В среде пустот
О концепции «Бронзового века»
Олег Охапкин языком пророков: жанровые соответствия
Юродивый смех в гражданской лирике О.Охапкина (тезисы)

Анастасия Корсунская
Первые сборники стихов в литературном наследии О.Охапкина
Неизвестная книга «Душа города»: Статья первая
Статья вторая
О творческой истории лирической книги «Возвращение Одиссея»
Новонайденная поэма «Fliegend Hollӓnder»
Интертекст в лирической поэме «Крысолов»
Архитектоника лирической книги «Посох»
Книга «Лампада» как поэтический дневник
Поэзия О.А.Охапкина на рубеже ХХ-XXI вв
О доминантных концептах поэзии О.А.Охапкина в контексте философии Т.М.Горичевой
О.А.Охапкин и Н.А.Козырев: вопрос времени

Эмили Лайго
Олег Охапкин и традиция литературного круга
Олег Охапкин – поэт русского православного Возрождения

Борис Лежен
Поэтическое слово Олега Охапкина

Александр Марков
О свободе, бронзе и стойкости
Об откровениях языка гражданской лирики Олега Охапкина
Охапкин и Шварцман: живописность любви
О духовном в искусстве: Вадим Сидур и Олег Охапкин

Арсен Мирзаев
Стихи о Петербурге у Олега Охапкина и Осипа Мандельштама (ритмические и семантические переклички)

Юрий Орлицкий
Особенности стиховой культуры Олега Охапкина

Игорь Потапов
Вестничество в поэзии Олега Охапкина.

Борис Рогинский
«В среде молчания» (1970) Олега Охапкина. Неудавшийся комментарий

Рейн Карасти
«Там, за тёмным океаном»: Олег Охапкин

Всеволод Рожнятовский
Влияние Олега Охапкина на круг псковских поэтов: Мирослав Андреев, Евгений Шешолин и другие авторы

Марко Саббатини
Мотив разлуки в итальянских стихах Олега Охапкина (Цикл «К Лидии»)

Жанна Сизова
Олег Охапкин: сопротивление быту, времени, страху, славе
Владимир Соколов
Певец иного бытия

Ольга Сокурова
За флейтой Крысолова

Сергей Стратановский
Бронегудящие гулы
Поэтический мир Олега Охапкина
Чувство мирозданья

Александр Щипков
Поэзия Олега Охапкина и археоавангард
Читая поэму О.Охапкина «Бронзовый век»

Жозефина фон Цитцевитц
Олег Охапкин: между поэзией и догмой
Олег Охапкин: поэзия как литургия

Милутин Янич
Христианский экзистенциализм литургического поэта

Вместо заключения
Спиритуальное и духовное в искусстве (десять тезисов)

 

 

ВТОРОЙ НОМЕР

Во втором номере альманаха феномен Бронзового века русской литературы, одним из идеологов которого был Олег Охапкин, раскрывается с позиций христианского экзистенциализма. Авторы — участники Охапкинских чтений в  Петербурге и Москве самобытно развивают, заданное предшественниками — Н.Бердяевым, Л.Шестовым, С.Кьеркегором, это направление христианской мысли. Поэтическое творчество Олега Охапкина и его духовный стоицизм — уникальный пример преломления этих идей в литературном творчестве. Оно, как и творчество ближайшего к нему круга поэтов, даёт возможность проследить развитие в русской литературе второй половины ХХ века идей христианского экзистенциализма, не имеющего в этот период аналогов в литературе Европы и Америки.

Архивными материалами этого выпуска отмечаются два своеобразных юбилея: 20 лет с момента учреждения Державинской премии (первым лауреатом которой стал Олег Охапкин), и ориентирован он на продолжение этой премии; 40 лет с момента разгрома журнала «Община» и жестокой расправы с активистами религиозно-философского семинара В.Пореша и А.Огородникова, что явилось поводом заново осмыслить эти события в свете надвигающегося церковного гламура.

Второй номер оформлен рисунками Дмитрия Шагина. Дизайн Ксении Охапкиной. Литературная концепция Татьяны Ковальковой.

УДК 82
ББК 83.3(2Рос=Руе)6
О-92
Охапкинские чтения. Альманах № 2. Автор-составитель Т. И. Ко-
валькова. — СПб., 2018. — 328 с. + 8 илл. ISSN 2587-9650

 

СОДЕРЖАНИЕ ВТОРОГО НОМЕРА

Рисунок на авантитул второго номера: Дмитрий Шагин, 2017

 

Татьяна Ковалькова
О концепции «Бронзового века»

I.СВОБОДА ВЫБОРА
Вячеслав Долинин
Журнал “Посев” и религиозное движение в России 1970 — 1980-е гг.

ЖУРНАЛ «ОБЩИНА». Из личного архива Александра Огородникова (вкладка)
Александр Огородников
Монолог о семинаре (фрагмент круглого стола)
Владимир Пореш
Об общине и журнале «Община»
Об Олеге Охапкине

ДЕРЖАВИНСКАЯ ПРЕМИЯ. Из архива Интерьерного театра (вкладка)
Лауреатска речь Олега Охапкина
Слово С.М.Некрасова, директора Всероссийского музея А.С.Пушкина, на открытие Вторых Охапкинских чтений
Интервью с художественным руководителем Интерьерного театра Н.В.Беляком

Эмили Лайго
Олег Охапкин и традиция литературного круга

II.ЗАКОН И СВОБОДА
Александр Марков
Охапкин и Шварцман: живописность любви
Духовное в искусстве: Вадим Сидур и Олег Охапкин
Жанна Сизова
Мотивы сопротивления обыденному сознанию в поэзии
О.Охапкина, В.Кривулина, А.Миронова, Л.Аронзона
Всеволод Рожнятовский
Немецкий экспрессионизм и поэтика Евгения Шешолина
Воспоминание о Шелошике, Мирославе и Мрожеке

ЖУРНАЛ «ДИАЛОГ»
Блоковская анкета: ответы Олега Охапкина
Сергей Стратановский. Комментарий
Кирилл Бутырин. «Духовный большевизм» и «скифство» эпохи русской революции

III.ОСВОБОЖДЕНИЕ СМЕХОМ
Пётр Казарновский
Хеленуктическое в поэзии Охапкина
Татьяна Ковалькова
Юродивый смех в гражданской лирике Охапкина

IV. НЕИЗБЕЖНОСТЬ СВОБОДЫ
Игорь Потапов
Вестничество в поэзии Олега Охапкина
Священник Владимир Соколов
Олег Охапкин — певец иного бытия
Татьяна Ковалькова

Олег Охапкин языком пророков: жанровые соответствия
Священник Милутин Янич
Христианский экзистенциализм литургического поэта
Десять тезисов
Спиритуальное и духовное в искусстве (по материалам Охапкинских чтений 2015-2016 г)

V. ПОЭТИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
Пётр Чейгин (215), Жанна Сизова (220), Валерий Мишин (223), Дмитрий Ивашинцов (228),Тамара Буковская (231), Пяйве Неннонен (236), Пётр Казарновский (238), Сергей Стратановский (243), Дмитрий Шагин (245), Сергей Ковальский (252), Борис Лихтенфельд (255), Максим Якубсон (259), Арсен Мирзаев (263), Всеволод Рожнятовский (268)

ПРИЛОЖЕНИЕ
Библиография: Бронзовый век
Программа вторых чтений (СПб)
Программа третьих чтений (Москва)
Об авторах

 

Дизайн внутренних титулов — Ксении Охапкиной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕРВЫЙ НОМЕР

Первые Охапкинские чтения были организованы к 70-летнему юбилею поэта его друзьями. Культура ленинградского андеграунда,«вторая культура», активным деятелем которой был Олег Охапкин,системно изучается уже более 20 лет как западными славистами, так и отечественными литературоведами. Но если первые пишут на эту тему диссертации, то вторым приходится изучать и писать об этом культурном явлении «в свободное от основных трудов» время. Чтения имеют целью обратить внимание на значительные явления, которыми оказалась богата неподцензурная литература 1960–80 годов. Всё ещё «маргинальная» в сознании современного литературного истеблишмента, культура «андеграунда» уже в ближайшее время может войти в анналы русской культуры как период Бронзового века,концепция которого сейчас активно разрабатывается. Олег Охапкин оказался у истоков этой концепции и как поэт, и как мыслитель. Данная книга поможет разобраться в этом явлении.
Первый номер оформлен рисунками Дмитрия Шагина. Дизайн Ксении Охапкиной. Литературная концепция Татьяны Ковальковой.

УДК 82
ББК 83.3(2Рос=Руе)6
Г 0-92
Охапкинские чтения. Альманах № 1/2014. Автор-составитель Т. И. Ковалькова. — СПб., 2015. — 296 с. — 9 рис. Натальи Жилиной. ISSN 2072-9456

 

СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОГО НОМЕРА

Рисунок на авантитул первого номера: Дмитрий Шагин, 2015

 

Предисловие Татьяны Ковальковой

I. МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ
Дмитрий Прокофьев
Олег Охапкин и псковский альманах «Майя». Об одной истории русского самиздата словами её участников
Всеволод Рожнятовский
Влияние Олега Охапкина на круг псковских поэтов: Мирослав Андреев, Евгений Шешолин, другие авторы
Татьяна Игошева
Принцип «прозрачности» в лирике Олега Охапкина
Жозефина фон Цетцевитц
Олег Охапкин: между поэзией и догмой
Аннелиза Аллева
Ключевые слова в поэзии Олега Охапкина
Борис Рогинский
«В среде молчания» (1970) Олега Охапкина. Неудавшийся комментарий
Марко Саббатини.
Мотив разлуки в итальянских стихах Олега Охапкина (цикл «К Лидии»).
Пётр Казарновский
Элегическое начало в поэзии Олега Охапкина (о трёх стихотворениях, обращённых к Делии)
Борис Лежен
Поэтическое слово Олега Охапкина
Слава Лён
Олег Охапкин в Москве
Татьяна Ковалькова
Сострадание в гражданской лирике Олега Охапкина и Михаила Сопина
Александр Щипков
Археоавангард в поэзии Олега Охапкина

II. КРУГЛЫЙ СТОЛ
Андрей Арьев, Сергей Стратановский, Эра Коробова, Ольга Сокурова, Максим Якубсон, Тамара Буковская, Валерий Мишин, Наталья Ашимбаева.

III. ВЫСТАВКА НАТАЛЬИ ЖИЛИНОЙ
Татьяна Ковалькова
История одной дружбы
Елизавета Шагина
Невещественный архив Натальи Жилиной

IV. ЧИТАЮТ ПОЭТЫ

V. ПЕРЕВОДЫ/ TRANSLATIONS
Жозефина фон Цетцевитц (на английский язык)
Аннелиза Аллева (на итальянский язык)
Марко Саббатини (на итальянский язык)
Кристина Зейтунян (на французский язык)

VI. CONFERENCE MATERIALS:

Tatiana Igosheva
The Principle of «Transparency» in Lyric Poetry by Oleg Okhapkin/ University of G.Novgorod, Russia
Dmitry Prokofiev
Oleg Okhapkin and «Maya», Pskov Literary Miscellany. One Story of Russian Samizdat in the Words of Its Participants /Pskov, Russia
Josephine von Zitzewitz
Oleg Okhapkin: Between Poetry and Dogma/ University of Cambridge, UK
Emily Lygo
Oleg Okhapkin: a Poet of the Russian Orthodox Revival / University of Exeter,UK

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВЫСТАВКА НАТАЛЬИ ЖИЛИНОЙ В ДНИ КОНФЕРЕНЦИИ

Наталья Жилина. В.О.Большой проспект, х.м., 1976
Наталья Жилина. Кораблик, х.м., 1995
Наталья Жилина. Тройной портрет (Мама, Митя,Маша),х.м., 1972