ПОДЕЛИТЬСЯ

ЧЕЛОВЕК              

 

  1. Есть вещи очевидные. Есть вещи непостижимые. В стремлении все упрощать и адаптировать к привычному, нам свойственно полагать вторые за первые. К числу таковых относится пространство.

 

  1. Пространство представляется наиболее объективной из всех известных нам реалий: оно объемлет все и включает все. Пространство дается нам изначально и, похоже, существует вечно. По крайней мере, так полагал Пифагор.

 

  1. Пространство играет самую существенную роль в жизни человека: наше бытие протекает в пространстве. Расширение пространства является одним из основных признаков эволюции биологического вида и социальных систем. Сужение пространства свидетельствует о их ослаблении и деградации. «Расширение – это все», — перефразировал слова Сесиля Родса Наполеон Бонапарт. С другой стороны, ограничение пространства – один из основных способов наказания: в детстве нас «ставят в угол», а взрослых нарушителей подвергают более радикальным пространственным ограничениям.

 

  1. Пространство составляет столь неотъемлемую часть нашего бытия, что представляется совершенно естественным. Мы не задумываемся о нем, как не задумываемся о дыхании или о работе сердца. И дыхание, и сердце привлекают наше внимание только когда они дают сбой. С пространством такого сбоя быть не может. Оно всегда с нами. Мы живем внутри пространства, словно рыбы в воде. Но, в отличие от рыб, которые имеют возможность всплыть на поверхность, мы не можем ни испытать пространство, ни прочувствовать его границу.

 

  1. Мы созданы для обитания в трехмерном материальном мире, и наши органы чувств приспособлены исключительно к восприятию материальных объектов. У нас нет органа, настроенного на восприятие пространства как такового. Соответственно, пространство как промежуток между объектами, либо как некий мета-объект, в который эти объекты погружены, нам недоступно. В результате, в нашем представлении пространство есть понятие без объекта. Этот факт остается вне поля внимания вследствие копирования гуманитарной сферой естественнонаучных подходов и доминирования мировоззренческой модели Нового времени.

 

  1. Сегодня «пространство» – одно из самых популярных понятий, которое используется в различных контекстах. Помимо традиционных пространств физики, геометрии и географии, теперь говорят о пространствах политики и экономики, о социальном пространстве и пространстве культуры, о пространствах слова и безмолвия, текста и письма, диалога и полифонии, сцены и света, о, внутреннем и глубинном пространствах, о межличностном пространстве и о многих других. Сегодня считается, что все виды бытия человека реализуются внутри своих пространств, наполняя их действием и смыслом. Но интерпретация этих «пространств» оставляет много вопросов.

 

  1. Подавляющее большинство гуманитарных исследований принимают за образец пространство физическое, понимаемое, прежде всего, геометрически. Именно такое представление пространства полагается объективной базой истинно «научного подхода» к описанию реальности. Однако подобная концепция не выдерживает серьезной критики. Прежде всего, любые «гуманитарные пространства» носят исключительно метафорический характер. А потому любые попытки увязать метафору с настоящим – физическим – пространством обречены на неудачу. С другой стороны, само физическое пространство, которое наука рассматривает как некий абсолют, таковым не является.

 

  1. На рубеже XVII-XVIII веков сэр Исаак Ньютон выделил два типа пространства – абсолютное и относительное. Первое – доступно только Творцу; второе, представляющее малую часть первого, – человеку. Может показаться, что разделение пространства на абсолютное и относительное – это вопрос о целом и части. В действительности, на абсолютное пространство нельзя распространять результаты, получаемые при исследовании относительного пространства. Характеристики последнего качественно отличаются от первого в силу специфики его восприятия человеком. И даже инструментальная база эксперимента не позволяет избавиться от субъективности результатов. Игнорируя этот факт, рациональная наука, фактически, претендует на позицию Творца. Впрочем, понятие относительности, введенное Ньютоном, удивительно точно отражает суть пространства, которым оперирует человек.

 

  1. Пространство в восприятии человека не является величиной постоянной. У новорожденного представления о пространстве полностью отсутствуют. Постепенно ребенок начинает ощущать свою обособленность от окружения, представляющего собой множество дискретных объектов. Ребенок учится двигаться между этими объектами, шаг за шагом расширяя доступную ему территорию. Окружающие предметы в его сознании соединяются в некий мир. Пространственный характер движений находит непосредственное отражение в языке, который эволюционирует параллельно пространственным представлениям. Детские рисунки также объективно фиксируют эту динамику. Человек развивается внутри социальной среды, что определяет социальный характер пространства. В подростковом возрасте он отделяется от среды детства (прежде всего, семьи), чтобы начать самостоятельную жизнь и войти в «большой мир». На протяжении жизни человек непрерывно расширяет свой горизонт. Далекие события, которые раньше оставались вне поля внимания, начинают волновать его все больше. С возрастом, мир человека не только увеличивается в размерах, но и обретает бóльшую целостность, становится единым, личностным. Мы подчиняем мир себе, проецируем себя на него. Мир, который был чужим в начале нашей жизни, постепенно становится «нашим», а пространство оказывается объективным отражением этих личностных процессов.

 

  1. Пространственные представления изменяются на протяжении истории, в значительной мере воспроизводя индивидуальный опыт. В Древнем мире и в Средние века человек вообще не знал пространства как такового. На это указывает отсутствие соответствующего понятия. Человек имел дело с множеством материальных объектов, практически не связанных между собой, что подтверждается самыми разнообразными произведениями культуры тех эпох. Впервые пространство было поименовано в эпоху Возрождения. Термин позаимствовали из наборной полиграфии: spatio. Так назывался разделительный блок, который вставлялся в строку для обеспечения пробела. Т.е. разделителем определили явление, объединявшее картину мира в одно целое. Но тогда, по-видимому, доминировала идея пространства как промежутка. Прошли века, сменились технологии, но и сейчас клавиша space на компьютерной клавиатуре – это «пробел», а разговорной английской речи – прежде всего, «космос». К тому моменту, когда был найден термин для пространства как нового феномена, живопись уже осваивала его на интуитивном уровне. Тогда-то и появились различные технологии его визуальной передачи, такие, как геометрическая и световоздушная перспективы. Натурфилософия Нового времени смогла заговорить о пространстве после выработки соответствующего языка, а до тех пор изучала материальные объекты и их взаимодействие. Пространство понималось как вместилище, имеющее объективный характер, с этими объектами никак не связанное и от них не зависящее. Объектом массового интереса и научного дискурса пространство стало на рубеже ХХ столетия.

 

  1. Переключение внимания на пространство в конце XIX – начале XX веков ознаменовало поистине революционный переворот в естественнонаучной сфере: мир предстал взаимосвязанным, единым. Одновременно живопись, архитектура, скульптура, литература и театр предложили качественно новые решения художественных проблем, основой которым также послужило переосмысление роли пространства. Пространственное обоснование существует и для перемен, происходивших в социальной и геополитической сферах того времени. В этих фактах прослеживается смена предыдущей мировоззренческой парадигмы, основу которой составляла категория времени, на парадигму, базирующуюся на категории пространства. Последняя стала доминирующей в ХХ веке, обеспечив мировоззрение, которое стимулировало глобализацию и научно-технический прогресс.

 

  1. Смена парадигмы (или, как еще говорят, «сдвиг» парадигмы) – наиболее фундаментальное событие в сфере сознания. И поскольку сознание едино, такие процессы происходят синхронно в различных сферах. Тот факт, что гуманитарные науки продолжают оставаться неким исключением из этого общего процесса, имеет свои объяснения. Но можно с уверенностью говорить, что в самое ближайшее время гуманитарным дисциплинам предстоят те же фундаментальные преобразования, которые естественные науки и искусства пережили в начале ХХ века. Это неизбежно повлечет масштабные последствия практического плана. И резко возросшая в гуманитарной среде востребованность термина «пространство» — один из симптомов грядущих перемен.

 

  1. Чтобы понять пространство, следует, прежде всего, преодолеть объективизм Нового времени и прояснить реальную роль субъективного начала, т.е. ввести в картину мира человека-наблюдателя. Этот процесс субъективации стал заметным в 90-х годах прошлого века, но на его пути стоят препятствия в виде фундаментальных понятий и подходов, хранящих «генетическую» связь с предыдущей — «допространственной» эпохой. Так что, разрабатывая новые концепции, мы подчас начисто лишены адекватных терминов и вынуждены оперировать словами, имеющими иной смысл.

 

  1. Действующая картина мира представляется объективной, поскольку каждому из нас она достается в готовом виде – извне, уже будучи принятой большинством членов общества. Все новые идеи, напротив, субъективны – они суть порождения индивидуального сознания. Для Ньютона его представление о мире, рожденное вопреки существовавшей тогда картине мира, было субъективным. Такой конфликт между действующей картиной мира и передовыми идеями действует во все периоды истории.

 

  1. Ученые и художники творят в рамках действующей картины мира. Она представляет собой объективно заданные «начальные условия» их творчества. Геометрии Евклида, Римана и Лобачевского; древнегреческая вазопись, средневековая иконопись, открытия итальянского Ренессанса, шедевры Рембрандта, полотна импрессионистов; античный театр, средневековая мистерия, шекспировский «Глобус», сценографические поиски ХХ века, прогресс транспорта, средств коммуникации – все это продукты культуры своего времени. Пространство – а вернее, наши представления о нем, даже те, что рождаются в головах физиков, – есть продукт Культуры. Но, при том, что эти достижения, хотя и создавались в определенном контексте, все-таки появились вопреки рутине объективной данности, знаменуя сугубо индивидуальные вершины творческой мысли эпохи. Такие прорывы в неизведанное раздвигают горизонты мировоззренческой картины и закладывают основы для новых «начальных условий», тем самым создавая «стартовую площадку» для новых первопроходцев.

 

  1. Сегодня картина мира Исаака Ньютона, из которой Леонард Эйлер изъял все духовные начала, является нормой для обыденного сознания. Бесконечная пустота, соответствующая уровню научных представлений Нового времени, торжествует над открытыми физикой Новейшего времени многомерностью искривленного пространства, с неизвестными материями и энергиями, характерно названными «темными». Впрочем, последние открытия относятся к научной картине мира – т.е. приняты ограниченным кругом избранных, посвященных в тайны Мироздания. Остальные про это просто «знают», но к их жизни это знание не имеет никакого практического отношения.

 

  1. Объективный и субъективный аспекты пространства тесно связаны с его количественным и качественными аспектами, соответственно. Объективное знание выражается через количественный подход к реальности, субъективное – через качественный. Как следствие, научный, т.е. количественный, подход зафиксирован в большинстве существующих определений пространства, которые адресуются, прежде всего, к дистанциям между материальными объектами. Но в этом случае речь идет не о пространстве, а о материальных объектах и их соположении! К антропному – человеческому – пространству эти определения имеют весьма опосредованное отношение.

 

  1. Современная психология связывает восприятие пространства с образованием абстракций мышления различных уровней. Более высокие уровни абстракции обеспечивают более плотную «упаковку» информации. Соответственно, освоившее их человеческое сознание способно охватывать все более обширные области реальности. Но это лишь количественный аспект проблемы. Качественный аспект пространства выражается через его неоднородность. Неоднородность позволяет выявить сущностный аспект пространства и говорить о нем как о самостоятельном объекте изучения.

 

  1. В рассматриваемом контексте можно выделить два типа неоднородности пространства. Первый – радиальный тип неоднородности реализует концентрическую структуру пространства, т.е. возникает как видимое различение между центром, который занимает человек, и периферией его зрительного поля. Второй вид неоднородности – ортогональный – формируется выделением в пространстве различных взаимоперпендикулярных направлений, также связанных с позицией наблюдателя.

 

  1. Радиальный и ортогональный типы неоднородности хорошо представлены в традиционных культурах. Рационализация Нового времени отделила их от наблюдателя и воплотила в двух системах координат: радиальных и ортогональных (или декартовых), соответственно, при этом заявив об однородности самого пространства. Но развитие идей и технологий показывает, что мы не можем игнорировать неоднородность пространства в повседневной жизни.

 

  1. Радиальная неоднородность была открыта на практике в середине ХХ века при попытке первой ручной стыковки на орбите космических кораблей «Союз-3» и «Союз-2». Эта операция закончилась неудачей без каких-либо видимых причин. Позже было обнаружено, что на расстоянии менее пятидесяти метров зрению человека свойственна слабая обратная перспектива (как на древних иконах). В отсутствие реперных объектов этот эффект зрения сбивает пространственное восприятие, привычное к прямой перспективе (ренессансной). Аномальную зону, для которой свойственно такое качественное отличие, назвали «ближней». Пространство за ее пределами стало называться «дальней зоной». Ближняя зона еще ждет своего серьезного исследования. На нее не обращают внимания, полагая неким эмпирическим казусом, практически не влияющим на привычную картину мира.

 

  1. Ортогональная неоднородность пространства детально описана в психологии и педагогике. Для нас с раннего детства направления – вперед-назад, вправо-влево, вверх-вниз – имеют качественно разное значение, обретая ярко выраженный социальный смысл. Вот только остается незамеченным, что эти направления человек осваивает поочередно. Координаты пространства также входят в жизнь человека поочередно, вопреки тому, что сама идея системы координат дается человеку единовременно. Так что восприятие по-настоящему трехмерного мира оказывается доступным только взрослому человеку.

 

  1. Неоднородности пространства в восприятии человека возникают вследствие нелинейности процессов на разных стадиях обработки информации, поступающей из внешнего мира. Одна из причин возникновения нелинейностей – структурирование информации. Структурирование упорядочивает исходную информацию, преодолевая ее хаотичность, раздробленность, что позволяет человеку формировать целостную картину мира. Однако при этом исходная информация неизбежно ограничивается и искажается. Структурирование осуществляется органами чувств, а также механизмами мышления. Совокупность подобного рода причин, которые имеют субъективный характер, но от самого человека не зависят, можно объединить понятием «матрица тела».

 

  1. Матрицу тела можно представить как фильтр, который вырезает в окружающем абсолютном пространстве ограниченный фрагмент – относительное пространство. Этот фрагмент ограничен не только в размерах, но и в размерности. Если верить физике, то абсолютное пространство имеет размерность более 10-ти. Из этих измерений человеку оказывается доступно не более трех. Так что мы живем на трехмерном острове, который парит в многомерном океане. Таким объектам, имеющим размерность меньшую, чем окружающее их пространство, физики дали специальное название – «брана».

 

  1. Матрица тела не есть константа, ее структура изменяется во времени. Эти изменения определяют динамику пространственных представлений человека. Однако понятие матрицы тела вскрывает лишь субъективизм представлений, которые ранее считались объективными. Для раскрытия причин структурирования информации требуется понимание более тонких механизмов.

 

  1. Пространственное структурирование информации о внешнем мире на стадии ее сбора и первичной обработки в значительной мере связано с конструкцией вестибулярного аппарата, который играет ключевую роль в ориентации тела. Эта функция реализуется при посредстве трех полукруглых каналов, расположенных в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. Ортогональная симметрия полукруглых каналов определяет пространственную неоднородность ортогонального типа, а также ограничивает восприятие пространства тремя измерениями.

 

  1. Неоднородности воспринимаемой человеком информации также связаны с различием механизмов ее обработки. Наука рассматривает несколько механизмов мышления, из которых одни обеспечивают целостное образное восприятие, другие – дискретное рациональное. Эти пары: бессознательное/сознание, правое полушарие/левое полушарие, древний мозг/современный мозг. Далее мы будем говорить о наиболее популярной первой паре: бессознательное/сознание. Человек использует бессознательный уровень, пока не сформированы уровни абстракции, что, в определенной мере, созвучно идеям Аристотеля о рассудке и разуме. Но и после формирования рационального мышления подсознание не выключается полностью. Бессознательный уровень обработки информации во многих случаях подготавливает решения, которые нам представляются вполне сознательными, поскольку опережает дискретно-рациональное мышление.

 

  1. Человек сначала осваивает ближнюю зону, затем – дальнюю. При этом дальняя зона становится доступной не вся сразу, а частями – поочередно по трем координатам. Тем самым можно фиксировать четыре этапа развития пространственных представлений, которые соответствуют различным уровням развития механизмов мышления.

 

  1. Начальный этап РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ. Начальный этап восприятия пространства всецело связан с механизмами бессознательного, что определяет его количественную и качественную специфику.

 

  1. Количественная специфика начального этапа определяется отсутствием абстракций мышления. Отсутствие абстракций ограничивает пропускную способность мышления минимальным уровнем. Это, соответственно, ограничивает размер пространства, доступный человеку. Поскольку механизмы бессознательного одинаковы для всех, то такое ограничение определяет размер ближней зоны радиусом приблизительно пятьдесят метров.

 

  1. Поскольку человек начинает свое развитие изнутри ближней зоны, то на начальном этапе она не имеет четкой границы. Человек представляет, что ближнюю зону окружает некая «неопредмеченная территория», наполненная чуждыми сущностями и враждебными силами. Чувство границы появляется только после того, как человеку удается взглянуть на место своего обитания из вне – из-за пределов ближней зоны.

 

  1. Ближняя зона является «квантом пространства», который составляет основу пространственных конфигураций, доступных человеку на последующих этапах развития. Строго говоря, применять термин «пространство» к ближней зоне не корректно. Ближняя зона – это, прежде всего, место. Чувство пространства начинает формироваться на больших расстояниях. Внутри ближней зоны человек осваивает направления, за ее пределами – размерности пространства. Направления привязаны к наблюдателю. Размерности соотносятся с системой координат, которая от наблюдателя оторвана, т.е. реализуется на основе более высокого уровня абстракции мышления.

 

  1. Качественная специфика восприятия ближней зоны, включая обратную перспективу зрительной картины, определяется принципиальным отличием бессознательного от механизмов рационального мышления. Бессознательное базируется на архетипах, универсальных изначальных врожденных психических структурах. Рациональное мышление строится на абстракциях, образующих иерархию уровней. Абстракции в своей основе уникальны, поскольку воплощают индивидуальный опыт. По мере движения по уровням абстракции, человек все более удаляется от чувственных свойств объектов, переходя к нечувственным свойствам, выражаемых в отвлеченных – абстрактных – понятиях, а представления о мире все в большей степени индивидуализируются.

 

  1. Связность мышления начального уровня минимальна из-за дискретности архетипов. Соответственно, в представлениях человека о внешнем мире дискретные объекты доминируют над их совокупностью и целостной картины не возникает. Да и самого себя человек не воспринимает как целое. В результате, человек не способен создавать изображения внешнего пространства, также как и изображения самого себя. На начальном уровне развития пространственных представлений вербальные формы коммуникации доминируют над визуальными.

 

  1. Структура мышления и текущая картина мира однозначно связаны между собой. В силу указанной специфики морфогенеза, начальный этап развития пространственных представлений, а также сознание начального уровня можно определить как нулевые или нуль-мерные (0-D).

 

  1. ПЕРВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ. Первый этап развития пространственных представлений определяется первым уровнем развития сознания, т.е. возникновением абстракций первого уровня. Причиной возникновения абстракций служит формирование одиночных связей между парами архетипов. Возникая случайно, эти связи, по мере обретения устойчивости, образуют первые элементарные структуры сознания, которые имеют линейную или одномерную квазипространственную форму. В результате, если на нуль-мерном уровне развития эта структура объектов и явлений оказывалась дискретно-точечной, то на первом уровне развития сознания информация обретает одномерное структурирование. Соответственно, специфика форм на первом этапе связана с одномерностью. Первый этап, также как и определяющий его уровень сознания, можно охарактеризовать как одномерный (1-D).

 

  1. Одномерная связность представляет собой принцип организации в форме последовательности. Упорядочивание событий как происходящих одно за другим формирует чувство времени. Время в этом случае понимается как процесс – текущая вода, горящий огонь, дующий ветер – которые позже становятся метафорами абстрактного времени. Линейное время, а также различные типы последовательностей и перечислений приобретают особую важность на одномерном уровне развития сознания, становясь культурной доминантой.

 

  1. Граница, понимаемая как разделительная линия, также является культурной доминантой одномерного этапа развития пространственных представлений. Чувство границы возникает у человека вследствие увеличения объема информации, обрабатываемой сознанием первого уровня, и вызванного этим расширения воспринимаемого пространства за пределы ближней зоны. В результате такого расширения ближняя зона оказывается заключенной внутри пространства дальней зоны, и качественное различие между ними (ближняя зона с обратной перспективой, дальняя зона – с прямой) ощущается как отчетливая линия раздела.

 

  1. Линия возникает на первом этапе в самых различных видах. Расширение пространства на первом этапе происходит неоднородно, т.е. не равномерно по всем направлениям. Одномерное структурирование, свойственное сознанию первого уровня, связывает между собой впечатления от различных мест, «растягивая» ближнюю зону вдоль одного направления. Такие одномерные пространственные связности возникают вследствие движения человека, и реализуются в виде понятия пути, соединяющего эти места. На первом этапе развития пространственных представлений путь, как вновь осознанная связность, чрезвычайно близок понятию времени и измеряется в единицах времени.

 

  1. Одномерной связности сознания еще недостаточно для формирования полноценного чувства пространства. Это ограничение остается незаметным для его обладателя, во-первых, потому что другого пространственного опыта еще нет, а во-вторых, одномерная связность может прокладываться по произвольным направлениям внутри трехмерного мира. Тем не менее, одномерная связность и построенные на ней формы культуры служат эффективными инструментами объединения больших социальных пространств.

 

  1. Парные связи между объектами и явлениями понимаются как их взаимообусловленность. В языке такие связи предстают в виде ассоциаций и метафор, которые, в свою очередь, становятся основой магического мировоззрения и базой для возникновения первых понятий. Под понятиями понимаются отображенные в мышлении единства существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений. Такое выделение предметов некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам есть абстракция сознания. По мере развития сознания происходит формирование иерархии абстракций, влекущее за собой поэтапное продуцирование понятий, которые образуют все более общие модели реальности. Но подобная трактовка свойственна мышлению уже освоившему абстракции. На одномерном уровне группирование различных объектов и явлений происходит по принципу разграничения и объединения, где решающим становится фактор границы. Примером может служить раскладывание различных объектов по корзинам на основе выделения общих признаков.

 

  1. Линия, как психологическая и культурная доминанта, отражающая качественное изменение сознания человека, находит свое выражение в беспредметном геометрическом рисунке, возникающем с началом первого этапа развития пространственных представлений. По мере развития сознания, на смену геометрическому рисунку приходит изображение окружающего мира, имеющее вид дискретных объектов, расставленных на горизонтальной линии, символизирующей поверхность земли. Размеры объектов при этом определяются исключительно их значимостью для автора. Такая линейная структура изображения позволяет отображать временную последовательность событий, т.е. реализует некий путь. Своей объективностью этот тип рисунка близок конструкторскому чертежу, который соответствует коллективной точке зрения. Естественно, что такой рисунок лишен пространственности.

 

  1. ВТОРОЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ. Второй этап освоения пространства определяется возникновением второго уровня абстракций. Вследствие повышения связности, элементарные структуры сознания приобретают вид двух (или более) звенных форм, которые могут рассматриваться как плоские фигуры. Тем самым элементарные структуры сознания реализуют двумерную квазипространственную форму и, соответственно, обеспечивают двумерное структурирование обрабатываемой информации. Соответственно, специфика форм на втором этапе развития пространственных представлений связана с двумерностью. Второй этап, также как и определяющий его уровень сознания, можно охарактеризовать как двумерный (2-D).

 

  1. Двумерное сознание еще более раздвигает границы пространства по сравнению с одномерным. Двумерное структурирование информации формирует представление мира как плоскости, высота которой сохраняет размер ближней зоны. Этот процесс может быть представлен как «растягивание» одномерного пути, имеющего диаметр ближней зоны, в направлении перпендикулярном его направлению.

 

  1. Возросшая связность восприятия внешнего мира выражается в том, что человек начинает изображать его при помощи перспективного построения. Происходит замена плоских двумерных графических изображений внешнего мира на трехмерные, на которых линия земли заменяется видом ее как поверхности, наблюдаемой под углом сверху, а форма объектов выстраивается по линиям, сходящимся в одну точку на горизонте. Отказ от коллективистского абсолюта чертежного построения, который был свойственен рисунку на первом этапе, отражает формирование индивидуальной точки зрения на мир.

 

  1. ТРЕТИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ. Третий, заключительный этап развития пространственных представлений, определяется элементарными структурами сознания, реализующими третий уровень абстракции. На этом этапе структуры сознания обретают максимально возможную – троичную – связность. Это обеспечивает структурам сознания трехмерную квазипространственную форму, простейшая из которых тетраэдр. Трехмерные структуры сознания обеспечивают, соответственно, трехмерное структурирование обрабатываемой информации. Теперь специфика форм связана с трехмерностью. Третий этап, также как и определяющий его уровень развития сознания, можно охарактеризовать как трехмерный (3-D).

 

  1. На третьем этапе человеку становятся доступными наиболее развитые пространственные представления и формы их отражения. Для этого этапа характерны наиболее целостные образы мира, содержащего наиболее сложные связи. Идея пространства начинает присутствовать в самых различных областях деятельности человека и становится культурной доминантой. В живописи появляются жанры пейзажа и портрета, которые человек наполняет личностным содержанием. На третьем этапе развития пространственных представлений культура приобретает ярко выраженный визуальный характер.

 

  1. Более высоких размерностей, чем трехмерность, человек постигнуть не может в силу ограничения, накладываемого конструкцией вестибулярного аппарата. Соответственно, более высокие уровни абстракции сознания также не формируются. Дальнейшее усложнение теоретических моделей в пределах трехмерных элементарных структур сознания возможно за счет наращивания симметрий.

 

  1. Человеческое сознание, словно структура кристалла, поэтапно вырастает из расплава коллективного бессознательного. Эта «кристаллическая решетка», задает форму не только относительного пространства, но продуктов деятельности человека во всех без исключения областях. Элементарные структуры сознания можно сопоставить с априорной формой рассудка, о которой говорил Иммануил Кант. Но, в отличие от априорной формы рассудка элементарные структуры сознания не являются статичными и изначально врожденными, а вырабатывается по мере развития человека и его взаимодействия с миром.

 

  1. Генезис элементарных структур сознания можно понимать как объективную фундаментальную закономерность развития человека и его мира. Поскольку совокупность явных и неявных предпосылок, определяющих совокупность концепций, взглядов, принципов и прочее принято называть «парадигмой», в качестве универсальной характеристики описания выявленных уровней развития сознания вводится понятие «парадигма пространственной многомерности» (далее – ППМ). Число размерностей ППМ определяет качество мировоззренческой картины человека, качество создаваемых им продуктов в различных сферах жизни и качество самого человека, фиксируя уровень его личностного развития. Парадигма пространственной многомерности (ППМ) – это мера, которая объединяет количественный и качественный аспекты бытия.

 

  1. Развитие элементарных квазипространственных структур сознания происходит в направлении увеличивающейся связности и образует цикл, который реализуется в виде последовательности геометрических форм возрастающей размерности – точка, линия, плоскость и тетраэдр. Эта последовательность, описывающая, по сути, динамику матрицы тела, есть парадигмальный цикл.

 

  1. Различным уровням развития человека соответствуют качественно различные механизмы мышления. Формирование механизма мышления более высокого уровня приводит к вытеснению предыдущего механизма и всего связанного с ним в бессознательное. Одновременно происходит смена картины мира, описывающих его закономерностей, системы ценностей, морали и т.д., иными словами происходит «сдвиг парадигмы».

 

  1. Механизмы мышления различных уровней не совместимы между собой. Механизму более низкого уровня свойственно упрощать и искажать представления систем более высокого уровня, точно также как проекции на плоскость упрощают образ трехмерного объекта. Но и системам высокого уровня с трудом дается понимание уровней, казалось бы, уже пройденных. Ведь они более недоступны. Эта несовместимость порождает объективную проблему трансляции смыслов между носителями различных ППМ. Распространенный конфликт между родителями и детьми имеет эту природу. Общедоступным уровнем, на котором может происходить обмен информацией между носителями различным ППМ, является нуль-мерный уровень.

 

  1. Парадигмальный цикл определяет периодизацию индивидуальной жизни человека. Детство может быть представлено как нуль-мерный – 0-D период, поскольку оно протекает, прежде всего, в кругу семьи и непосредственно связано с ближней зоной. Начиная с подросткового возраста, человек преодолевает границы ближней зоны и становится самостоятельной активной личностью. Далее жизнь человека связана преимущественно с дальней зоной, где находятся основные цели и интересы. В дальней зоне происходит последовательное освоение размерностей пространства с 1-D до 3-D. Таким образом, в жизни человека можно выделить четыре больших этапа: 0-D – детство, 1-D – подростковый период (начиная с 12-ти лет), 2-D – юношество, 3-D – зрелость. Далее наступает старость, характеризующаяся распадом структур сознания и деградацией пространственных представлений и картины мира. К слову сказать, схожие дегенеративные процессы сопровождают наркотическую и алкогольную зависимость.

 

  1. Этапы жизни человека не однородны, и внутри каждого из них имеется своя четырехчастная периодизация, также описываемая парадигмальным циклом. Ребенок овладевает ближней зоной поочередно осваивая направления, организованные вокруг его тела как центра мира. Эти четыре этапа можно характеризовать как 0-D, 1-D, 2-D и 3-D, каждый из которых длится приблизительно по три года. Схожую последовательность этапов развития можно обнаружить уже у младенцев.

 

  1. Формирование структур сознания и развитие пространственных представлений образуют циклические процессы. Человек словно пульсирует между интуитивно-целостным и рационально-дискретным постижением мира. На протяжении жизни он неоднократно проходит одни и те же этапы, реализуя каждый раз более высокую степень связности, последовательно расширяя границы своего мира и увеличивая его целостность. Отклонение от этой фундаментальной закономерности или остановка в ее развитии есть патология.

 

  1. Циклический процесс, развивающийся на нескольких уровнях, может быть описан как фрактал. Фрактал представляет собой самоподобные формы, структуры или паттерны, которые последовательно воспроизводятся на различных масштабах. Поэтому уровни личностного развития могут рассматриваться как фрактальная структура, основанная на парадигмальном цикле. Впрочем, такое же воспроизведение масштабов прослеживается и на более глубоких уровнях.

 

  1. Четырехчастная структура индивидуального развития, описываемая ППМ, хорошо согласуется с четырьмя базовыми перинатальными матрицами (БПМ), описанными Станиславом Грофом. Эти матрицы соотносятся с различными стадиями внутриутробного развития и движения плода по родовому каналу. БПМ визуализируются группами образов, которые отражают глубинные эмоции, переживаемые в экспериментах с измененными состояниями сознания. БМП-I описывается Грофом как «амниотическая вселенная» и относится к пребыванию эмбриона в утробе матери, представляющей для эмбриона весь мир. БМП-I – статическая матрица, в отличие от остальных, которые являются динамическими. БМП-II связана с образами «космической поглощенности и отсутствием выхода». Она соответствует первой фазе родов. БМП-III описывается как «фаза борьбы смерти и возрождения» и соответствует движению плода через родовой канал. БМП-IV представляет собой «фазу переживаний смерти и возрождения» и относится непосредственно к рождению и непродолжительному периоду, следующему за ним. Образы, ассоциируемые с этими матрицами, заимствуются из различных периодов личностного развития, которые описываются соответствующими ППМ. Так, образы, связанные с БМП-I берутся из опыта периода, описываемого 0-D ППМ, БМП-II – из опыта периода 1-D ППМ, БМП-III – 2-D ППМ и БМП-IV — 3-D ППМ, соответственно. Это обнаруживает качественное единство соответствующих БМП и ППМ. Не случайно, в пре-перинатальной и трансперсональной психологии БПМ иногда рассматриваются как теоретические модели, описывающие развитие сознания до рождения.

 

  1. В идеале жизнь человека представляет собой гармонизированный фрактальный процесс, состоящий из четырех периодически повторяющихся качественно различных вложенных этапов, т.е. описываемых парадигмальным циклом и реализуемых на нескольких уровнях. Результирующая структура представляет суперпозицию ППМ разных уровней, действующих в каждый конкретный момент времени, где наибольший вклад вносит более высокий уровень.

 

  1. В физике размерность понимается как количество независимых параметров, необходимых для описания состояния объекта, либо как количество степеней физической свободы. Это определение, будучи перенесено на человека обретает глубокий личностный смысл. Размерность в этом случае говорит о параметрах человека как личности и о его свободе, прежде всего внутренней.

 

  1. Помимо внешнего пространства, у человека есть еще один источник информации – внутреннее пространство или внутренний мир. Ряд исследователей понимают под ним душу человека. Поскольку оба потока информации, поступающие из внешнего и внутреннего пространств, обрабатываются сознанием, формы этих пространств должны быть взаимно изоморфны и изменяться синхронно. Поэтому внешнему пространству соответствует некоторое изоморфное внутреннее пространство, развитие которого следует парадигмальному циклу, воспроизводя ряд элементарных фигур повышающейся размерности – от точки до тетраэдра.

 

  1. Так же как и внешнее пространство, внутренне пространство человека развивается в направлении увеличивающейся целостности. Тем самым, «жизнь последовательно и поступательно движется в направлении индивидуации – пожизненного процесса, в ходе которого человек становится психологическим индивидом, то есть отдельной неделимостью или «целостностью»», — так указывал Карл-Густав Юнг. Эта мысль о целостности составляет сегодня одно из ключевых положений психологии личности. Тем самым, этапы развития внутреннего пространства можно сопоставить с уровнями личностного развития.

 

  1. НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ. Начальный уровень личностного развития характеризуется 0-D ППМ, структура которой, по сути, представляет точку. В этом качестве человек находится на доличностном уровне развития. Управляемый бессознательным, т.е. дискретными архетипами, он являет собой что угодно, но только не целостность. Коллективное для этого уровня доминирует над личным и индивидуальным. Нуль-мерный человек является неотъемлемой частью коллектива и не может функционировать самостоятельно. Формально это выражается в том, что он не готов принимать ответственность за себя, за своих близких, за окружающее, он не задается вопросами о бытии. Нуль-мерный человек живет самым близким в пространственном и временном отношении. Главной движущей силой для него выступают эмоции и естественные рефлексы. Для жизни и развития нуль-мерному человеку нужен авторитетный лидер.

 

  1. Одномерный и двумерный уровни являются переходными. Это связано с тем, что, хотя человек и преодолевает «растворенность» в коллективе, характерную для нуль-мерного этапа, он еще не обретает полноценного внутреннего пространства. Структуры соответствующих ППМ имеют форму линии и плоскости, т.е. лишены объема. Соответственно целостность, характерная для личностного развития, определяемого трехмерностью, для уровней 1-D ППМ и 2-D ППМ остается далекой от реализации.

 

  1. ОДНОМЕРНЫЙ УРОВЕНЬ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ. Для того чтобы стать носителем 1-D ППМ человек должен совершить нечто совершенно необычное для нуль-мерной жизни, противоположное ее сути, опасное для себя: он должен осознать и сформулировать собственную позицию и встать в оппозицию к коллективу. Подобный смелый шаг есть преодоление себя, ощущаемый как прыжок в неизвестное – в бездну бытия. Этот прыжок есть, прежде всего, прыжок сознания, обеспечивающий выход за свои границы. Такой выход за границы называют актом трансценденции. Трансценденция – это не количественное явление, для которого подходят понятия дальше, быстрее, выше. Трансценденция – явление качественное, «квантовый переход», где прыжок совершается в новое измерение, «ортогональное» привычным представлениям. Поэтому акт трансценденции можно описать как смерть человека в прежнем качестве, с последующим возрождением в новом качестве. Только так, через умерщвление ставшего привычным нуль-мерного, обретаются собственная суть, индивидуальность, только так познаются свои границы. Испытание границ, как в плане физического пространства, так и социального, обостренный интерес к познанию предела собственных индивидуальных возможностей, есть характерная черта одномерного уровня личностного развития.

 

  1. Человек одномерного уровня воспринимается носителями 0-D ППМ как естественный лидер. У него появляется возможность противостоять естественным биологическим силам, исходя из внутренних установок, что может трактоваться как мораль. 1-D ППМ стимулирует формирование нарциссической точки зрения, при которой человек ощущает себя как центр мира. Получаемое извне представляется одномерному человеку естественной данностью. В этом состоянии для него не свойственны рефлексия и самоанализ. Напротив, ярко выражены убежденность в безальтернативной правоте своей точки зрения и максимализм, а также взгляд на мир через оппозицию да-нет. Мир для такого человека разделяется на две крайности: добро и зло, столкновение между которыми приобретает эпический масштаб. Для 1-D ППМ свойственны конфликтность, соперничество, в ней кроются корни загадочной агональности древнегреческой культуры.

 

  1. ДВУМЕРНЫЙ УРОВЕНЬ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ. Переход на второй уровень развития сознания, на котором человек обретает качества 2-D, осуществляется через следующий акт трансценденции – еще один квантовый переход, еще один решительный скачок, еще один прорыв в неизвестность. Наградой за смелость становятся более совершенные механизмы мышления и более высокий уровень личностного развития. На этом этапе закладывается основа рефлексии, позволяющей преодолеть нарциссизм предыдущего этапа и критически рассматривать себя со стороны, а также воспринимать другого как равного. На этой базе складываются предпосылки к возникновению полноценного диалога, как новой форме общения. Способность к самосознанию, мышление о мышлении, способность мышления соотноситься с самим собой, иметь предметом самого себя составляют основу объективной оценки и становятся основой научного мышления.

 

  1. Для второго уровня развития характерно усиление духовной составляющей. Это выражается в возрастающей значимости внутренних правил и принципов, позволяющих противостоять внешней реальности и формировать жизненный путь, избегая разного рода ошибок. Более высокая целостность обеспечивает человеку второго уровня развития чувство ответственности и личную включенность в происходящее вокруг. С одной стороны, это находит отражение в зарождении такой черты как космополитизм, а с другой, в сочетании с рефлексией, привносит проблемность и соответствующую проблематизацию мира в процессе его духовного освоения. Носитель 2-D ППМ уже настолько далеко отрывается от нуль-мерной массы, что она перестает понимать его мотивации и ценности.

 

  1. ТРЕХМЕРНЫЙ УРОВЕНЬ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ. Полноценное личностное развитие достигается на третьем уровне развития сознания, когда внутреннее пространство обретает объем, что отражается структурой 3-D ППМ. Человек третьего уровня приходит к идее единства противоположностей, их взаимной обусловленности. Стремление к гармонии, балансу противодействующих сил в каждом проявлении реальности, осознание относительности добра и зла в каждом из событий и поступков – это существенный шаг к пониманию целостности мира. Человек третьего уровня склонен к философскому отношению к проблемам. Он избегает конфликтов и противостояний, предпочитая им поиск продуктивных компромиссов.

 

  1. Развитие чувства пространственности как целостности картины мира непосредственно связано с движением человека от доличностного уровня в направлении полной реализации личностного начала. Движителем в этом развитии выступает стремление души к целостности. В такой динамике можно видеть идею Воли, функционирующей в тесной связке с сознанием человека. Целостность, к которой стремится душа, ассоциируется с самостью (если использовать терминологию Карла-Густава Юнга), которую на каждом историческом этапе определяет фигура Сына Божия.

 

  1. Древние знали о пространственном выражении этапов развития человека и связи целостности с божественной сущностью. У пифагорейцев эти идеи воплощала Тетрактис, пирамидальная фигура, составленная из десяти точек. Тетрактис представляла высшую святыню, которой они возносили свои молитвы. Еще более откровенно ту же идею реализует в иудейской религиозной и каббалистической традициях Тетраграмматон, поскольку его пирамидально расположенные точки последовательно раскрывают четырехбуквенное Непроизносимое Имя Господа.

 

  1. Для человека пространство есть явление бытия сущего как целого. В этом определении термин «явление» понимается как появление, возникновение чего-либо. Здесь подразумевается двоякий смысл: во-первых, явление как нечто вновь увиденное, открытое, понятое человеком; во-вторых, явление как нечто созданное им. В результате, будучи вторичным феноменом по отношению к восприятию материальных объектов, в социальном аспекте пространство предстает как категория историческая, самая абстрактная и в то же время наиболее конкретная форма бытия. Такое определение пространства снимает противоречие между различными типами пространств, поскольку все они в равной степени отражают целостность мировосприятия человека, являющегося продуктом его личностного развития.