Дмитрий Михалевский

авторская страница

Биография

Родился в 1951 году в Ленинграде. В 1974 году окончил Ленинградский Политехнический институт по специальности «радиофизика и электроника», после чего поступил на работу в Государственный оптический институт им. С.И. Вавилова (ГОИ), где работал в лаборатории/отделе художественной голографии Ю.Н. Денисюка, разрабатывая сверхмощные ионные лазеры непрерывного действия.

Читать далее…

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

Постижение Древней Греции — открытие себя

Звонкий ручеек детских фигурок вытекает со станции Ларисса. Воздух сразу наполняется той особой радостью, которая рождается только ожиданием большого приключения. Это приключение начинается здесь...

Дмитрий Михалевский. Манифест пространства. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ             Чтобы жить и развиваться, человек должен систематизировать свои представления о мире, о себе и о себе в этом мире. Для этого каждый...

Дмитрий Михалевский. Манифест пространства. Часть четвертая. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ               Экспансия нашего Я на внешний мир неудержима. Но однажды она достигает объективных пределов, определяемых размером Земли. В этот момент начинается эпоха Глобализации.   ...

Дмитрий Михалевский. Манифест пространства. Часть третья. КУЛЬТУРА.

КУЛЬТУРА              Человек – единственный из живых существ, кто на протяжении жизни развивается не только физически, но и личностно. (По крайней мере, он развивается...

Дмитрий Михалевский. Манифест пространства. Часть вторая. ОБЩЕСТВО.

ОБЩЕСТВО       Человек порождает общество. Общество порождает человека. Обыденное сознание называет подобную сложносвязную конструкцию «Гордиев узел». Математики видят в ней «Странную петлю». В любом...

Дмитрий Михалевский. Манифест пространства. Часть первая. ЧЕЛОВЕК.

ЧЕЛОВЕК                 Есть вещи очевидные. Есть вещи непостижимые. В стремлении все упрощать и адаптировать к привычному, нам свойственно полагать вторые за первые. К числу...

БЫТИЕ И ПРОСТРАНСТВО

Сто лет назад Освальд Шпенглер предсказывал эволюционный кризис Западного мира, что означает не просто закат отдельного этноса, как это неоднократно случалось в Древней истории, но конец западноевропейской истории в целом. В отличие от современных аналитиков, Шпенглер основывал свои выводы на фундаментальных закономерностях развития человека, которые он связывал с развитием пространственных представлений. Труд Шпенглера поначалу вызвал активный интерес, но позже подвергся жесткой критике со стороны профессионального сообщества. Примерно полвека спустя конец истории провозгласил Френсис Фукуяма, однако поспешил от своего прогноза отказаться. Постепенно идея о «конце истории» превратилась в неудачную шутку.

Но западная модель бытия распадается не только на макроуровне. В последнее время все большее количество ученых стали приходить к убеждению, что к концу подходит индивидуалистическая парадигма мышления, доминировавшая в западном сознании на протяжении всей его истории и последовательно развивавшаяся ведущими мыслителями вплоть до наших дней. Эту идею озвучивают с осторожностью, избегая далеко идущих выводов, поскольку тем самым будут обесценены не просто горы словоформ, произведенных на свет в рамках традиционного академического знания, но сами основы этого знания.

Подобного рода тектонические сдвиги получили название «сдвиг парадигмы». В естественнонаучной сфере последний сдвиг парадигмы произошел на рубеже XIX-ХХ веков. Он повлек бурную генерации новых идей в естественнонаучной сфере, которая длилась около ста лет. К 1970-м годам источник идей иссяк. А вот порождённый сдвигом парадигмы научно-технический прогресс продолжается в режиме неуправляемой цепной реакции до сих пор. Энтузиазм физиков столетней давности подхватило новое поколение философов. Продолжая по сути мыслить в рамках классической парадигмы, философы постмодерна – среднего и самого многочисленного его потока — заражают культурное и политическое пространство Земли антропофобией и продуктами своего интеллектуального распада. Их поддерживают в бизнесе адепты «секты свидетелей прогресса», привыкших иметь дело с объектами внешнего мира и не желающие разбираться в специфике антропных систем.

Если внешний мир человек научно изучает два с половиной тысячелетия, то «самого себя» – то есть человека и общество — менее двух столетий! Однако и величайшие умы начала ХХ века попали в ловушку позитивизма, настойчиво создавая птолемеевские эпициклы, высокомерно, демиургически возвышая себя, как наблюдателя. А ведь в это время физики уже перешли к неклассической модели, открыв для макромира принцип относительности, а для микромира – парадокс наблюдателя. Тем самым парадигмальный разрыв между естественными и гуманитарными науками составляет полтора столетия!

Впрочем, в середине ХХ столетия в недрах академической науки появились свои Коперники, которые начали революцию под названием «когнитивизм». Эти еретики поместили в центр своих исследований человека, сокращая парадигмальный разрыв с естественнонаучной сферой. Возникли когнитивная антропология, когнитивная лингвистика, когнитивная культурология и, наконец, когнитивная философия. Таким образом, была подтверждена верность антропоцентрических идей Шпенглера. Следует признать, что в рамках этого подхода до последнего времени не была сформулирована большая теория, равноценная по мощности эйнштейновской теории относительности. Впрочем, появление ее назрело, и она будет сформулирована рано или поздно, возможно в разных частях света одновременно.

В августе 2018 года на XXIV Всемирном философском конгрессе в Пекине я представил разработанную мной Фрактальную теорию бытия (ФТБ). В фокусе ФТБ находится человек. Согласно этой теории, бытие человека представляет единый фрактальный процесс, последовательно разворачивающийся, как в отношении индивидуальной жизни человека, вплоть до уровня всей западноевропейской истории. При этом доказательная база строится на анализе процессов в социокультурной сфере, понимаемой в самом широком смысле, поскольку именно в ней объективно фиксируется развитие человека, как на индивидуальном, так и на коллективном уровне.

Ключевым понятием ФТБ является парадигма пространственной многомерности Михалевского (ППММ), которая на макроуровне отражает связность элементарных структур сознания. ППММ – это мера, которая объединяет количественный и качественный аспекты бытия, служит объективным критерием движения к целому. ППММ определяет качество мировоззренческой картины человека, качество создаваемых им продуктов в различных сферах жизни, фиксируя уровень его личностного развития.

ФТБ описывает процессы бытия на разных уровнях как единого целого, снимая противоречия между науками о человеке и общественными науками. Текущая общественная ситуация в каждом конкретном случае может быть оценена с помощью коэффициента ППММ. Более того, согласно данным генетиков (1), та же закономерность реализуется при освоении пространства всеми живыми организмами. Тем самым, человеческое сознание предстает этапом единой закономерности жизни, проявляющей себя через освоение пространства.

ФТБ предоставляет возможность корректно сопоставлять результаты исследований разных областей; основу для анализа различных эпох т.е. вносит принцип относительности в гуманитарную сферу. ФТБ преодолевает ограниченность традиционного «одномерного сознания» индивидуализма. Такое одномерное мышление не только не может дать ответы на проблемы сегодняшнего дня, не только адекватно описать их, но даже сформулировать задачу. Тем самым ФТБ может стать потенциальной основой для разработки новой парадигмы посткапиталистического общества, которая, в свою очередь, поможет создать «вакцину» в психотропной войне против человека и всего живого.