1 апреля, вторник

11.00 Выставка, посвященная искусственному интеллекту «Моей матерью был компьютер» (Арт-пространство «Новая Голландия, галерея «Цифергауз» – наб. Адмиралтейского канала, 2).
Выставка посвящена искусственному интеллекту и его влиянию на жизнь человека. Несмотря на активное обсуждение машинного обучения и широкое использование нейросетей в повседневных задачах, большинство пользователей по-прежнему не понимает их сути. Задача выставки – рассказать о сложных процессах, лежащих в основе ИИ, объяснить предпосылки его возникновения, а также представить работы современных художников, исследующих искусственный интеллект в своем творчестве.
В экспозицию выставки вошли художественные инсталляции, интерактивные объекты, видеоработы, а также аудиогид, который познакомит с ключевыми историческими событиями, повлиявшими на развитие ИИ.
Участники выставки: Виктория Волокитина, Эллина Геннадьевна, Кристина Горланова, Михаил Григорьев, Ирина Задорожная, Татьяна Зобнина, Иван Карпов, Сергей Костырко, Мария Купцова, Александр Погребняк, Елена Потуремец, Мария Федорова, Людмила Фридман, Елена Чаробай, Аристарх Чернышев, Вадим Эпштейн.
Куратор выставки – Ольга Вад, руководитель магистратуры Art & Science Университета ИТМО и программы «Новые медиа» Московской школы современного искусства, основатель NADO Curatorial Agency, автор выставки «HYDRA. Искусство новых медиа в контексте тревожности».
Ольга Вад: «Сегодня не существует другой темы, которая так остро ставила вопрос о том, что значит быть человеком. ИИ бросает вызов традиционным представлениям о контроле, авторстве и восприятии, демонстрируя, как устроена структура наших знаний и где пролегают их границы. Но как преодолеть страх перед тем, что ИИ создаёт вещи за пределами заданных ему рамок? Как технологии могут влиять на человеческие отношения, дополняя или даже заменяя их? И каким будет будущее взаимодействия человека и машины?».

19.00 Творческий вечер к 85-летию артиста Валерия Никитенко (Театр комедии им. Н. П. Акимова – Невский пр., 56).
Актёр Валерий Ефремович Никитенко прослужил в Академическом театре комедии 60 лет. Он сыграл за эти годы более 100 ролей и остаётся востребованным в текущем репертуаре благодаря своему уникальному дарованию, профессионализму и жизненной силе. Сейчас он играет хитроумного Паскуале в «Голодранцах и Аристократах» Э. Скарпетты, саркастичного дядюшку из Монблана в «Кратком курсе счастливой жизни» Ф. Марсо, весёлого афериста Чернявого из «Энергичных людей» В. Шукшина.
1 апреля в театре состоится творческий вечер, где друзья, коллеги и поклонники таланта Валерия Ефремовича соберутся, чтобы поздравить его с юбилеем.
В программе – номера от коллег из различных театров, а также особый подарок зрителям: постановка водевиля Владимира Сологуба «Беда от нежного сердца», где Валерий Ефремович выступит не только в качестве актёра, но и режиссёра. Кстати, режиссёрскую профессию он освоил давно. Когда-то в театре шёл поставленный им спектакль «Виновник торжества» В. Константинова и Б. Рацера, в нынешнем репертуаре – «Энергичные люди» В. Шукшина.

19.00 Программа цикла «Молодые исполнители России» Санкт-Петербургского Дома музыки (Дом журналиста – Невский пр., 70).
Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Сергея Ролдугина приглашает в концертный зал Дома журналиста на программу цикла «Молодые исполнители России». В камерном концерте выступят: Василий Паутов (тромбон), Владимир Круглов (гобой) и Александр Петров (туба). Партии фортепиано – Ирина Лобикова и Алексей Шпаков. В программе – сочинения Антонио Вивальди, Антонио Паскулли, Виктора Эвальда, Енё Такача, Ларса-Эрика Ларссона, Жана-Мишеля Дефея и Дона Хаддада.

2 апреля, среда

11.00 Открытие выставки «Тверд и непреклонен пребыл еси» (Государственный музей «Исаакиевский собор» – Исаакиевская пл., 4).
В Государственном музее «Исаакиевский собор» состоится открытие выставки, приуроченной к 100-летию со дня блаженной кончины Святейшего Патриарха Московского и всея России Тихона. В название выставки вынесены слова из кондака святителю: «…во исповедании Православныя веры и любве ко Господу тверд и непреклонен пребыл еси».
Твёрдым и непреклонным в исповедании веры оставался патриарх в трудный и трагический период церковных гонений и расколов, последовавших за сменой государственного строя. Несмотря на множество испытаний, он оставался верен своим убеждениям. Семь лет патриаршего служения стали для святителя Тихона временем исповедничества и мученичества.
На выставке представлены предметы, принадлежавшие святителю Тихону Задонскому – «Евангелие» и «Апостол» в чеканных окладах, а также выполненные из серебра сосуды, ковчеги и кропило. В экспозиции можно увидеть особый мемориальный предмет – атрибут, который указывает на пастырское служение Патриарха Тихона – посох. Деревянный, украшенный резными орнаментами, с крестом в навершии, изогнутым и напоминающим якорь – древний символ Церкви корабль спасения. Скромное украшение посоха говорит о том, что он был повседневным. Рядом с посохом находится сулок из комплекта патриаршего облачения. Этот плат из золотой парчи крепился к посоху во время богослужений. На фотографиях экспозиции можно увидеть облачения святителя Тихона, в которых в 1992 году были обретены его нетленные мощи.
Выставка открыта до 17 июня.

18.00 Презентация книги поэтических переводов Евгения Лукина «Слово о полку Игореве» в рамках проекта «Литературная среда» (Музей-квартира Михаила Зощенко, Государственный литературный музей «ХХ век» – Малая Конюшенная ул., 4/2).
Гостем цикла Государственного литературного музея «ХХ век» «Литературная среда» станет писатель-фантаст, филолог Евгений Валентинович Лукин. В мемориальной квартире М. М. Зощенко он расскажет о своем переводе древнерусских песен. Встреча приурочена к знаковому юбилею: в 2025 году исполняется 225 лет первой публикации памятника древнерусской литературы XII века «Слово о полку Игореве» (1800) и 840 лет походу князя Игоря на половцев, который послужил поводом для создания знаменитого памятника древнерусской литературы.
В книгу известного петербургского писателя Евгения Лукина вошли его переводы древнерусских текстов: «Слова о полку Игореве», «Слова о погибели Русской земли» и «Задонщины» с предисловием академиков Дмитрия Лихачёва, Льва Дмитриева и доктора филологических наук Олега Творогова, а также с рисунками Александра Аземши. Впервые книга была издана в 1994 году и давно стала библиографической редкостью. Современное переиздание дополнила статья Евгения Лукина «Свадьба Рыси», посвящённая влиянию древнерусской песни на творчество поэта Александра Введенского.

19.00 Открытие IX Международного фестиваля флейтовой и арфовой музыки «Виртуозы флейты» & «Северная лира» (Концертный зал Мариинского театра – ул. Писарева, 20).
Со 2 по 13 апреля в Мариинском театре в девятый раз пройдёт IX Международный фестиваль флейтовой и арфовой музыки «Виртуозы флейты» & «Северная лира», инициаторами которого являются Денис Лупачёв и Софья Кипрская. Предстоит насыщенная и разнообразная программа: премьеры, написанные специально для фестиваля, шедевры мирового репертуара, а также произведения, которые будут впервые исполняться в России. Лучшие музыканты нашей страны, а также участники из Китая, Венгрии, Франции, Беларуси и Испании продемонстрируют своё мастерство на симфонических и камерных концертах.
В преддверии фестиваля, 30 марта, в камерном зале Рахманинова состоится «Детский концерт», на котором выступят лучшие юные музыканты – учащиеся музыкальных школ и училищ, Средней специальной музыкальной школы Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова.
2 апреля в 19.00 в Концертном зале Мариинского театра состоится торжественное открытие фестиваля «Виртуозы флейты» & «Северная лира». На гала-концерте выступят: флейтисты Эдуард Бельмар, Мария Попова, София Виланд, Денис Лупачёв и Елена Митрофанова (флейта-пикколо), арфистки Мелинда Феллетар, Елена Класс и Мария Фёдорова, а также Виталий Папырин (кларнет), Евгений Улугбашев (чатхан, горловое пение), Мария Баянкина (сопрано) и струнный квартет: Дина Зикеева (скрипка), Инна Демченко (скрипка), Ольга Неверова (альт) и Владимир Юнович (виолончель). За пультом Симфонического оркестра Мариинского театра – Арсений Шупляков.
5 апреля в 14.00 состоится концерт памяти Йоко Нагаэ Ческины – выдающейся японской арфистки и мецената, многолетнего друга и партнёра Мариинского театра, искренней поклонницы русской культуры. Солистка – Софья Кипрская (арфа). В концерте примут участие солисты и Симфонический оркестр Мариинского театра. За дирижёрским пультом – Валерий Гергиев. Вечером этого же дня, в 19.30, в Концертном зале выступят флейтист Ма Юн и пианистка Елена Серова.
В рамках фестиваля артисты приглашают слушателей отправиться с ними в музыкальное путешествие и услышать музыку народов мира, познакомиться с уникальными инструментами: средневековой колесной лирой, японским кото и чатханом – хакасским национальным инструментом древних сказителей. Уникальная программа прозвучит 11 апреля в Концертном зале Мариинского театра. Исполнители: Денис Лупачёв (флейта), Софья Кипрская (арфа), Денис Кашин (контрабас), Андрей Кугаевский (домра, кото), Сергей Адаменко (колесная лира), Михаил Овчинников (баян), Евгений Улугбашев (чатхан, свирель, варган, горловое пение), Наталья Матренина (фортепиано) и Владимир Маслов (ударные).
Фестиваль охватит и камерные сцены Мариинского театра: 7 апреля в зале Стравинского состоится концерт «Музыкальный Клондайк», а 12 апреля в зале Рахманинова выступят флейтист Венсан Люка и пианистка Елена Серова. Концерт пройдёт при участии флейтистов Софии Виланд и Дениса Лупачёва.
В рамках фестиваля также пройдут открытые мастер-классы знаменитых музыкантов. В качестве слушателей присоединиться к мастер-классам могут все желающие. 5 апреля встречу проведёт Мелинда Феллетар (арфа), 6 апреля – Ма Юн (флейта), 8 апреля – Денис Лупачёв (флейта), 9 апреля – Мария Федотова (флейта), 10 апреля – София Виланд (флейта) и 11 апреля – Венсан Люка (флейта).
Торжественное закрытие фестиваля состоится в Концертном зале Мариинского театра 13 апреля. Участниками гала-концерта станут флейтисты Венсан Люка, Денис Лупачёв, Мария Федотова, Татьяна Хватова и Станислав Михайловский (флейта-пикколо), арфисты Елизавета Александрова и Артемий Измайлов, а также Сергей Адаменко (колесная лира), Павел Кундянок (гобой), Виталий Папырин (кларнет) и Родион Толмачёв (фагот). За пультом Симфонического оркестра Мариинского театра – Арсений Шупляков.

19.00 Концерт кларнетиста Никиты Лютикова в рамках цикла «Вечера в Английском зале» (Санкт-Петербургский Дом музыки – наб. реки Мойки, 122).
Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Сергея Ролдугина приглашает на программу цикла «Вечера в Английском зале». В историческом зале Алексеевского дворца – Дома музыки с сольной программой выступит кларнетист Никита Лютиков. Партия фортепиано – Андрей Телков. Прозвучат сочинения Карла Марии фон Вебера, Джеральда Финци, Леонарда Бернстайна, Малкольма Арнольда и Мечислава Вайнберга.

20.00 Концерт Королевского Бангкокского симфонического оркестра (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
В Санкт-Петербурге пройдут гастроли Королевского Бангкокского симфонического оркестра, которые станут завершающим событием перекрёстного Года культурных обменов и туризма Россия – Таиланд. Концерты познакомят с богатым наследием тайской классической музыки.
Основанный в 1982 году Королевский Бангкокский симфонический оркестр стал ведущим классическим оркестром Таиланда. Под патронажем Её Королевского Высочества Принцессы Сириваннавари Нариратаны Раджаканьи коллектив выступал со всемирно известными солистами и дирижёрами. В программе российского тура – изысканная подборка композиций, прославляющих Таиланд и гениальность Королевских композиторов и демонстрирующих красоту тайских мелодий в рамках классической музыки. За дирижёрским пультом – маэстро Ванит Потаванит. На сцене Большого зала Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича вместе с оркестром выступят пианист Дмитрий Маслеев и скрипач Гайк Казазян.

3 апреля, четверг

17.00 Презентация книги «Михаил Матюшин. Баяч будущего» (Музей петербургского авангарда (Дом М. В. Матюшина) – ул. профессора Попова, 10).
В Музее петербургского авангарда (Доме М. В. Матюшина) состоится презентация книги Сергея Уварова «Михаил Матюшин. Баяч будущего», выпущенной Издательством Европейского университета в Санкт-Петербурге.
Михаил Матюшин – выдающаяся фигура русского авангарда, основатель направления органической культуры. Он реализовал себя в равной степени ярко в нескольких сферах: как художник, композитор, скрипач, философ. Однако прежде его творчество не рассматривалось во всём многообразии и широте проявлений.
Первая комплексная монография о Матюшине стала результатом обширной научной работы, включающей изучение архивных материалов, реставрацию музыкальных сочинений, атрибуцию художественных произведений. В этом издании впервые опубликован целый ряд акварелей, рисунков, документов, нотных рукописей, фотографий Михаила Матюшина.
Автор книги – Сергей Уваров, кандидат искусствоведения, преподаватель Московской консерватории, куратор выставки «Любовь в авангарде. Михаил Матюшин и Елена Гуро» в Центре «Зотов». На презентации он расскажет неизвестные ранее подробности о произведениях Михаила Матюшина, поделится историями об архивных находках и представит открытия, которые удалось совершить в процессе работы над книгой.
Ранее Сергей Уваров представил в Музее петербургского авангарда издание подготовленной им первой научной редакции-реконструкции футуристической оперы «Победа над Солнцем». Кроме того, исследователь восстановил по рукописям и опубликовал «Композицию в четвертях тона для скрипки и фортепиано», музыку спектакля «Осенний сон» на тексты Елены Гуро.
Также на презентации выступит Глеб Ершов – кандидат искусствоведения, профессор школы искусств и культурного наследия Европейского университета в Санкт-Петербурге.
Вход бесплатный по регистрации по телефону: 347-68-98.

18.30 Выставка Арона Зинштейна «Прогулка к Неве» (Союз художников IFA – Невский пр., 60).
Арон Зинштейн (род.1947) – значительное явление в петербургской культуре. Его яркая экспрессионистическая манера, в которой можно обнаружить черты гротеска, иронии, насмешки, радости, непосредственности детского рисунка, являются уникальным художественным стилем.
Ирина Карасик, искусствовед: «Искусство Зинштейна, без сомнения, соотносится с широкой – сквозной для всего ХХ века – экспрессионистической тенденцией (для которой, кстати, детский рисунок был одним из источников). Экспрессионизм как понятие шире конкретного художественного направления и определяет, скорее, тип художественного сознания и пластического темперамента. В работах Зинштейна признаки такого сознания и такого темперамента совершенно очевидны: приоритет выразительности над изобразительностью, активная деформация реальности, стремление к острой характерности пластической интерпретации натуры, безудержное воображение, «громкая», стихийная, «темповая», спонтанная живопись, стремительный, вибрирующий мазок, форсированный, эмоционально заряженный цвет, предельная искренность и открытость авторской интонации. Зинштейн, действительно, называет немецкий экспрессионизм (в целом и таких его мастеров, как Кирхнер, Шмидт-Ротлуф, Нольде) среди самых значимых своих художественных предпочтений. Однако при полном наборе экспрессионистической лексики работы Зинштейна обнаруживают иную, скорее свойственную импрессионизму, тональность мировосприятия. Он слишком ценит непосредственные зрительные впечатления. Он, как ребенок, «балуется красками» и получает видимое удовольствие от самого процесса писания. Его философия – философия радости, а не боли, надежды, а не отчаяния».
Выставка открыта до 15 апреля.

18.30 Показ спектакля «Разговоры» по роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» в постановке студии «Театр» Алексея Левинского (Москва) (Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского – Кузнечный пер., 5/2).
В первой части спектакля «Разговоры» – четыре диалога Смердякова и Ивана Карамазова до убийства их отца и после. Как сказано у Достоевского в «Бесах», «два существа сошлись в беспредельности… последний раз в мире». Этот образ во многом определил направление усилий создателей спектакля. Оба персонажа как будто вынуты из романа, здесь не имеет значения ни их возраст, ни историческая и социальная их принадлежность. Просто два существа в беспредельности. Просто диалог мировоззрений.
Вторая часть – монолог, он же диалог Ивана Карамазова с чёртом. Разговор человека, находящегося на грани безумия, с самим собой, со своим враждебным внутренним голосом. Непримиримый конфликт, близкий к самоуничтожению персонажа.
Роли исполняют Олег Готовский и Алексей Левинский.
Режиссёр – Алексей Левинский.

4 апреля, пятница

10.00 Научно-практическая конференция «Патриарх Тихон. Путь во служении» (Исторический парк «Россия – моя история» – ул. Бассейная, 32).
Научно-практическая конференция «Патриарх Тихон. Путь во служении» приурочена к 100-летию со дня кончины Святейшего Патриарха Московского и всея России Тихона (в миру Василия Ивановича Беллавина). Скорбное событие произошло 7 апреля 1925 года.
Святитель Тихон был избран предстоятелем Российской Православной Церкви на Поместном соборе 1917-1918 гг. Проповедник, стойкий защитник веры, архипастырь, проявивший свои лучшие качества как во время миссионерского служения в Северной Америке, так и в период епископского служения в Российской Империи, в том числе в годы Первой Мировой Патриарх смог достойно провести Русскую Православную Церковь через годы первых гонений, масштабной антирелигиозной политики, кампании по изъятию церковных ценностей, антимощевые и другие кощунственные акции советской власти. Для большинства православных он был духовным маяком, на который ориентировались и которому внимали. Земной путь Патриарха Тихона закончился в возрасте 60 лет, однако и сейчас, по прошествии столетия верующие, а также неравнодушные к отечественной истории люди продолжают обращаться к жизненному пути и духовному подвигу Святителя.
В конференции примут участие крупнейшие современные российские светские и церковные специалисты, исследователи биографии Патриарха. Во время встречи участники обсудят как вполне известные сюжеты, связанные с последними годами жизни Святителя, так и его детство, юношество, становление как архипастыря, поднимут тему человеческих и священнических качеств в переломный момент рубежа XIX-XX столетий. В рамках конференции откроется одноимённая мультимедийная выставка, которая представит подлинные материалы, освещающие жизненный путь патриарха Тихона.
Бесплатная регистрация для слушателей: https://spb.myhistorypark.ru/about/our-projects/nauchno-prakticheskaya-konferencziya,-priurochennaya-k-100-letiyu-so-dnya-konchinyi-svyatejshego-patriarxa-tixona-(bellavina)/

18.00 Выставка Валерия Вальрана «Абстракция. Ретроспектива» (Галерея «Борей» – Литейный проспект, 58).
Валерий Вальран: «Геометрический и экспрессивный абстракционизм аккумулируют энергию различным образом и различными средствами. В геометрическом абстракционизме сосредоточена преимущественно структурная энергетика, энергия геометрических конструкций, тогда как в экспрессивном абстракционизме – энергия внешней поверхности, её фактурных и других чувственно воспринимаемых атрибутов. Геометрический абстракционизм манифестирует торжество универсальной гармонии и равновесия, выраженной рациональными средствами. Экспрессивный абстракционизм напротив отрицает рационализм».
Валерий Вальран (Козиев) родился в 1949 году на станции Ижма Ухтинского района Коми АССР. Окончил факультете психологии Ленинградского университета. В 1980 году после аспирантуры в Академии педагогических наук СССР защитил кандидатскую диссертацию по психологии.
Работает в жанрах магического абстракционизма, натюрморта и городского пейзажа. С 1975 года создаёт натюрморты, композиции из предметов, с 1979 года – пейзаж, преимущественно городской. С 1987 года начал разрабатывать стилистику «архетипического натюрморта». Принимал участие в выставках с 1976 года: сначала в неофициальных квартирных выставках, а с 1979 года – в выставочных залах и галереях.

19.00 Премьера оперы Джакомо Пуччини «Богема». Режиссёр – Владимир Кехман (Михайловский театр – пл. Искусств, 1).
4 и 5 апреля на сцене Михайловского театра состоится премьера оперы Джакомо Пуччини «Богема». Режиссёр спектакля Владимир Кехман переосмыслил классический сюжет, взглянув на него глазами человека XXI века. В центре постановки, как и в предыдущих работах Владимира Кехмана, окажется трагизм простых человеческих судеб.
Существует ли любовь и дружба в богемном кругу, или в этом мире есть только видимость отношений? Смогут ли герои реализовать себя или погибнут, не успев создать что-то действительно великое?
Благодаря особому взгляду режиссёра на музыкальный театр чувства и взаимоотношения героев оперы раскроются с новых сторон. А романтическая атмосфера Парижа и великая музыка Пуччини лишь подчеркнут глубокое духовное преображение, которое им предстоит пережить.
Главные роли в новой постановке исполнят артисты: Маргарита Шаповалова, Александра Сенникова, Сергей Кузьмин, Семён Антаков, Александр Шахов, Александр Безруков (Михайловский театр), Кристина Калинина, Диана Белозор, Никита Мухин (НОВАТ), а также приглашённые солисты – Карлен Манукян и Игорь Подоплелов.

19.00 XXVII Фестиваль русских театров «Встречи в России» (Театр-фестиваль «Балтийский дом» – Александровский парк, 4).
С 4 по 9 апреля в Санкт-Петербурге пройдёт XXVII Фестиваль русских театров «Встречи в России». В программу фестиваля войдут премьерные спектакли, посвящённые 80-летию Победы, и постановки по произведениям русской классики ведущих творческих коллективов Абхазии, Беларуси, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана и России.
Особое значение для фестиваля имеют спектакли, созданные по произведениям советских прозаиков, участников войны. Донецкий республиканский академический молодёжный театр представит спектакль Марины Брусникиной «Ясным ли днём» по мотивам рассказа Виктора Астафьева, а Русский драматический театр им. Ф. М. Достоевского (г. Семей, Казахстан) покажет спектакль Рачи Махатаева «Завтра была война» по одноимённой повести Бориса Васильева. Оба писателя в юном возрасте ушли на фронт добровольцами. На основе рассказа белорусского драматурга Алексея Дударева, чей отец был фронтовиком, создана постановка Александра Козака «Не покидай меня» Брестского академического театра драмы имени Ленинского Комсомола Республики Беларусь.
Материнству и детству, внутренней силе детей и женщин, на долю которых выпала война, посвящены постановки театральных коллективов Казахстана и Таджикистана. Это «современная притча о прошлом» Анны Трояновой «Ночевала тучка золотая» по одноимённой повести Анатолия Приставкина (Карагандинский русский драматический театр имени К. С. Станиславского, Казахстан) и драма Хуршеда Мустафоева «Мама, спасибо за жизнь» по пьесе Михаила Рощина «Эшелон» (Государственный русский драматический театр им. Вл. Маяковского, Душанбе, Таджикистан).
Особое место в программе фестиваля займут спектакли по русской классике, которые в годы войны играли все театры. Русский драматический театр Узбекистана покажет спектакль Виктора Бугакова по рассказам А. П. Чехова «Сказки Мельпомены», поставленный к 90-летию театра. Спектакль подготовлен в рамках проекта «Петербургские театральные мастерские». Государственный русский театр драмы им. Ф. А. Искандера «Русдрам» (г. Сухум, Абхазия) привезёт на фестиваль спектакль Егора Равинского «Отцы и дети» по знаменитому тургеневскому роману, созданный в рамках проекта «Русские сезоны».
Завершится фестиваль спектаклем-концертом Белорусского государственного театра юного зрителя (Минск) «Вспомним всех поимённо». Режиссёр спектакля Татьяна Самбук собрала семейные истории артистов театра о подвигах их родных. В спектакле прозвучат военные стихи и песни.
Помимо показа спектаклей, в дни фестиваля пройдёт программа для профессионалов. Совместно с Российским государственным институтом сценических искусств традиционно состоится «Ярмарка молодой режиссуры». Со 2 по 5 апреля пройдёт Международная конференция «Русский театр за рубежом как институт русской культуры», посвящённая проектам русских театров зарубежья, приуроченным к юбилею Великой Победы. Участники конференции и гости фестиваля посетят Памятный мемориал «Жертвам нацистского геноцида», расположенный в посёлке Зайцево Гатчинского района, а затем познакомятся с историей многолетней послевоенной реконструкции Государственного музея-заповедника «Гатчина».
В рамках фестиваля впервые пройдёт вручение Международной премии имени К. Ю. Лаврова «За поддержку и продвижение русской культуры за рубежом». Премия учреждена в 2025 году к 100-летию со дня рождения выдающегося актёра, общественного и политического деятеля К. Ю. Лаврова, всю жизнь оказывавшего значительную помощь российским театрам русского зарубежья и многие годы возглавлявшего Международную конфедерацию театральных союзов. Именно Кирилл Юрьевич был одним из инициаторов создания Международного фестиваля русских театров «Встречи в России».
Насыщенная программа мероприятий на фестивале будет предложена зрителям. Продолжит свою работу совместный проект театра с киноцентром «Великан Парк» под названием «Кино – Театр», в рамках которого пройдут показы художественных и документальных фильмов, поставленных после войны на киностудиях стран СНГ, встречи с режиссёрами и актёрами этих лент, а также ведущими киноведами.
Перед каждым спектаклем в день показа будут проходить творческие встречи с представителями театров-участников. В выставочном фойе театра в дни фестиваля откроется фотовыставка «Спектакли, посвящённые Великой Отечественной войне на сцене русских зарубежных театров».

19.00 Премьера музыкально-драматического спектакля «Хищники» по мотивам повести А. П. Чехова «Драма на охоте» (Санкт-Петербургский государственный театр музыкальной комедии, Большой зал – ул. Итальянская, 13).
4, 5 и 6 апреля Театр музыкальной комедии представляет премьеру музыкально-драматического спектакля «Хищники» по мотивам повести А. П. Чехова «Драма на охоте».
В год 165-летия со дня рождения выдающегося русского литератора Петербург увидит обновлённую редакцию постановки, созданной несколько лет назад группой творческих единомышленников во главе с режиссёром Валерием Владимировым. В главной роли – Иван Ожогин.
Россия, конец XIX века. Граф Корнеев возвращается в своё имение после двух лет отсутствия. Скука овладевает им буквально с первых дней. И он просит своего давнишнего приятеля Сергея Зиновьева приехать к нему в гости. Зная слабость Сергея к красивым женщинам, граф пытается вовлечь его в новое любовное приключение. Для этого нужна жертва. Ею становится дочь лесничего Оленька. Но замысел скучающего графа жесток и губителен.
Написанная в 1884 году повесть «Драма на охоте» была напечатана в московской газете «Новости дня» под псевдонимом «А. Чехонте». Слава главного русского драматурга рубежа веков, автора «Чайки», «Дяди Вани», «Трёх сестер» и «Вишнёвого сада», ещё не пришла к Чехову – все его главные сочинения для сцены были далеко впереди. Но уже в этой небольшой мелодраматической истории с детективной интригой молодой автор живо обрисовал и конфликт характеров, и безысходность трагической развязки. Чехов виртуозно показал мир человека, ставящего себя, свои амбиции и желания, стремления и интересы над обществом – человека, не только способного идти «по головам», но и требующего к себе особенного отношения. В этом мире царят алчность и лицемерие. Но правит бал скука, способная заставить человека творить странные и даже жуткие вещи.
«Драма на охоте» неоднократно была экранизирована. Создавая свою версию для сцены, команда проекта «Хищники» сделала ставку на романс – один из самых театральных и образных жанров, в котором наиболее обострены самые разные чувства: волнение и страсть, страдание и боль. В спектакле звучат произведения на музыку А. Даргомыжского и П. Булахова, М. Глинки и Б. Прозоровского, Е. Жураковского и А. Гуэрчиа, а также других композиторов.
Эстетика конца XIX века поддержана художественным решением постановки, созданным Алексеем Улановым. Автор музыкальной концепции, внёсший огромный вклад в формирование музыкальной формы спектакля в его первом воплощении, – Татьяна Солнышкина, известная своей работой в качестве музыкального руководителя первых отечественных спектаклей жанра мюзикл («Норд-Ост», «12 стульев», «Чикаго» и др.). Музыкальный руководитель – Елена Буланова, сотрудничество которой с Театром музыкальной комедии началось в 2000-х годах («Прекрасная Елена», «Баронесса Лили», «Бал вампиров» и др.).
В спектакле принимают участие: Иван Ожогин / Владимир Ярош, Игорь Балалаев / Владимир Самсонов, Анастасия Лошакова / Мария Якименко / Дарья Январина, Алёна Булыгина / Румия Ниязова, Александр Байрон / Сергей Заморев / Владимир Яковлев и другие.

19.00 «Вселенная Миядзаки» – концертная программа Балтийского симфонического оркестра (Концертный зал «Колизей Арена» – Невский пр., 100).
Тандем Хаяо Миядзаки и композитора Дзё Хитаиси возводят в один ранг с такими знаменитыми дуэтами, как Дэвид Линч и Анджело Бадаламенти или Стивен Спилберг и Джон Уильямс. Их совместная работа началась в 1984 над мультфильмом «Навсикая из долины ветров». Саундтрек создаётся композитором с помощью огромной звуковой палитры – от симфонического оркестра до эмбиента и психоделики.
4 апреля в исполнении Балтийского симфонического оркестра прозвучит музыка к анимационным картинам: «Унесённые призраками», «Ходячий замок», «Принцесса Мононоке», «Навсикая из Долины ветров», «Мой сосед Тоторо», «Порко Россо», «Со склонов Кокурико», «Ветер крепчает». Вечер саундтреков пройдёт в сопровождении видеоинсталляций.

19.00 Концерт Ярославского академического губернаторского симфонического оркестра в рамках тура, приуроченного к 80-летию коллектива (Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга – наб. реки Мойки, 20).
На сцене Капеллы Ярославский академический губернаторский симфонический оркестр под руководством дирижёра Василия Валитова представит программу к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Вечер проходит в рамках гастрольного тура «Голос музыки» по городам России, посвящённого 80-летию коллектива.
Откроет вечер посвящение Иоганну Штраусу, 200-летие со дня рождения которого отмечается в 2025 году. Оркестр исполнит Увертюру к оперетте И. Штрауса «Летучая мышь». За дирижёрским пультом – специальный гость юбилейного тура оркестра, австрийский дирижёр Вольфганг Шайдт.
Продолжат вечер симфонические шедевры Сергея Рахманинова: Концерт № 3 для фортепиано с оркестром и Симфония № 3.
Солистом в фортепианном концерте выступит Андрей Коробейников, пианист со своим неподражаемым почерком. Во второй части вечера прозвучит Симфония № 3 Сергея Рахманинова. За дирижёрским пультом – маэстро Василий Валитов. Концерт ведёт Константин Корниенко.

20.00 Исполнение Первого скрипичного концерта Д. Д. Шостаковича в рамках абонемента «Легендарные ленинградские премьеры Шостаковича» (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Петербургская филармония, отмечая 50-летие присвоения имени Дмитрия Шостаковича, представляет абонемент, объединивший легендарные ленинградские премьеры сочинений одного из крупнейших композиторов XX века, чья судьба неотделима от судеб филармонии и города на Неве.
В исполнении Заслуженного коллектива России под управлением Анатолия Рыбалко и скрипача Никиты Борисоглебского прозвучит Первый скрипичный концерт Шостаковича, в программе также Третья симфония (1935) Рахманинова, одна из немногих партитур, созданных композитором в эмиграции.
Один из величайших шедевров XX века, Первый скрипичный концерт Шостаковича дожидался премьеры долгие семь лет. Исполнить эту завершённую в 1948 году музыку посреди травли, разразившейся после выхода Постановления ЦК ВКП(б) Об опере «Великая дружба», было немыслимо.
Премьера состоялась в Большом зале Ленинградской филармонии в 1955 году: солировал Давид Ойстрах, которому и была посвящена эта музыка, за пультом Заслуженного коллектива Республики стоял Евгений Мравинский – друг композитора, осуществивший мировые премьеры большинства его симфоний.

5 апреля, суббота

Кинопрограмма, посвящённая 80-летию Великой Победы (Киноцентр «Родина» – ул. Караванная, 12).
С 5 апреля по 10 мая в киноцентре «Родина» пройдёт кинопрограмма, посвящённая 80-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Зрителей приглашают на бесплатные показы фильмов: «Мир входящему», «Судьба человека», «Проверка на дорогах», «Солдаты», «Двадцать дней без войны» и «Белорусский вокзал».
Со вступительным словом выступит киновед Людмила Платунова.
Время начала сеансов и наличие мест уточнять на сайте: https://rodinakino.ru/

15.00 «Виолончель Доктора Боткина» – концертная программа из цикла «Учёные и музыка» (Дом Кочневой – наб. реки Фонтанки, 41).
Дом Кочневой приглашает на весенний концерт из цикла «Учёные и музыка»: программу «Виолончель Доктора Боткина» представят Виктория Ребенко (сопрано), Никита Жеребненко (баритон), Струнный квартет им. Н. А. Римского-Корсакова, Наталья Варламова (фортепиано) и Екатерина Бабочкина (арфа).
Гениальный врач и реформатор российской медицины Сергей Петрович Боткин страстно любил музыку и даже собирался поступать в консерваторию, и не однажды. Он так и не смог этого сделать из-за своей невероятной занятости. Боткин играл на виолончели и несколько раз в неделю брал частные уроки у профессора консерватории, да и то по ночам – больше времени не было. Свои занятия музыкой Сергей Петрович называл «освежающей ванной», помогающей восстановить умственную энергию. Своеобразная музыкотерапия будет предложена и гостям Дома Кочневой: в программе прозвучат и струнные инструменты, и арфа, и вокал.
Ведущая Наталья Варламова.

16.00 Премьера спектакля-эксперимента «Данте. Божественная комедия. Вариации на тему. Часть 2. Чистилище» (Большой театр кукол, Средняя сцена – ул. Некрасова, 10).
5 и 6 апреля Центр развития режиссуры Большого театра кукол представит в пространстве Средней сцены премьеру спектакля-эксперимента «Данте. Божественная комедия. Вариации на тему. Часть 2. Чистилище». В основу постановки легли эскизы, которые молодые режиссёры показывали в рамках Фестиваля «Стены» в сентябре 2024 года.
Данте с Вергилием уже прошли через место глубочайшего зла, четвёртый пояс девятого круга Ада, Джудекку, и смогли увидеть его обратный лик – подножие горы Чистилища. Здесь герои встречаются с душами грешников: они успели раскаяться при жизни, поэтому получили возможность прощения и вознесения в Рай, но для этого им необходимо вынести многолетнюю кару. В конце пути Данте будет ожидать главная встреча: когда он увидит свою Беатриче, а она поможет ему искупаться в Лете, дарующей забвение грехов, и напиться из реки Эвное, воскрешающей в памяти все добрые дела.

20.00 Концертная программа «Искусство контрапункта» (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
В программе, приуроченной к 340-летию со дня рождения Иоганна Себастьяна Баха, один из ведущих российских коллективов, специализирующихся на исполнении новой музыки, Молот-ансамбль, представит «Искусство фуги» гениального немецкого автора в диалоге с контрапунктами выдающегося современного композитора-минималиста Стива Райха.
В программе ансамбля встретятся XVIII и XXI век, электроника и акустическое звучание инструментов, современные приёмы звукоизвлечения и старинное искусство создания фуги. Контрапункт – один из главных элементов композиторского ремесла, в котором равноправные мелодические голоса переплетаются, создавая полифоническую ткань. Техника контрапункта остаётся современной в течение вот уже более 700 лет, показывая свою универсальность в самых разных стилистиках – от ранних органумов собора Нотр-Дам до новейших электронных композиций.
Артисты Молот-ансамбля Артур Зобнин и Алексей Глазков специально для концерта создали свои оригинальные свободные аранжировки легендарного, незаконченного сочинения «Искусство фуги». Инструментовка, использующая последние достижения современной академической и электронной музыки, выстраивает мост между музыкой прошлого и современностью.
Исполнение в концерте 4 контрапунктов Стива Райха станет демонстрацией выдающейся виртуозности солистов Молот-ансамбля. Каждый из инструменталистов исполнит не только сольную партию, но и все партии, которые звучат в электронной подложке, подготовленной звукорежиссёром Анной Кузнецовой.

6 апреля, воскресенье

11.00 Выставка фотографий Адреа Беллузо «Icona Italiana» (Музей современного искусства Эрарта – 29-я линия В.О., 2).
Андреа Беллузо еще в юном возрасте начал постигать тонкости рекламного ремесла. Для него рекламная съемка – это своеобразный вызов, попытка вступить в диалог с самим собой, поразмышлять над природой творчества и осознать себя художником, главным инструментом которого является свет. Творчество Андреа целиком строится на режиссуре этой тонкой материи, которая таит в себе безграничные выразительные возможности. В одном из промороликов своей студии он проговаривает известные любому фотографу премудрости студийной съемки – но с небольшой поправкой. Формально Беллузо рассказывает о создании образов и определенного настроения при помощи вспышки и осветительных приборов, однако все воспринимается совершенно иначе, если вслед за автором представить все действо как процесс создания живописного изображения с использованием фотоаппарата.
Именно искусное владение светом дает Андреа право уверенно чувствовать себя в мире фотографии, где существуют свои иерархии и четкая специализация. «Вместо того чтобы следовать схемам, выработанным кем-то из моих коллег, я обращаюсь к собственным знаниям принципов освещения: они позволяют мне превратить каждый снимок в наглядное воплощение мечты, – признается автор. – Потому что реклама должна вдохновлять».

19.30 Соня-9. Большие гастроли МХТ им. А.П. Чехова (Новая сцена Александринского театра – наб. реки Фонтанки, 51-53).
Рэп-комиксы поэта Алексея Олейникова и художника Тимофея Яржомбека «Соня из 7 «Буээ» и «Соня-9» завоевали популярность и у читателей старшего школьного возраста, и у тех, чей последний звонок давно отзвучал. Их герои – Соня и её одноклассники, обычные подростки, чей внутренний мир намного ярче школьных будней, а проблемы понятны всем, кто помнит себя в 15 лет: экзамены, первая любовь, конфликты с ровесниками и непонимание взрослых, тотальное одиночество в огромном враждебном мире.

7 апреля, понедельник

16.00 Лекция «Антон Павлович Чехов. Герои чеховских рассказов» к 165-летию со дня рождения А. П. Чехова (Государственная специальная центральная библиотека для слепых и слабовидящих, конференц-зал – ул. Стрельнинская, 11, 2 этаж).
Лекция в рамках проекта «Азы духовной культуры» из цикла «Великая русская литература». На лекции будут рассмотрены особенности персонажей, созданных великим русским писателем: Беликов («Человек в футляре»), Ольга Ивановна («Дама с собачкой») и др. Лектор – Петухова Елена Николаевна, кандидат филологических наук.
Справки и запись по телефону: 417-52-42.

19.00 «Сказка странствий театра «Карамболь» – встреча к 35-летию театра (Дом актёра им. К. С. Станиславского – Невский пр., 84-86).
Встреча в Доме актёра им. К. С. Станиславского будет посвящена творческой жизни театра «Карамболь». Среди гостей ожидаются композиторы, режиссёры, драматурги, поэты, художники и, конечно, друзья театра – зрители и выпускники детской студии «Карамболя», связавшие свою жизнь с профессиональной сценой. Взрослые и юные артисты напомнят о знаковых событиях и спектаклях театра, и вместе с оркестром исполнят любимые мелодии из мюзиклов. Ведущий встречи – Влад Фурман.
Театр «Карамболь», сыгравший свой первый спектакль в 1990 году, прошёл путь от небольшого творческого коллектива до широко известного в России и за её пределами государственного музыкального театра, работающего для детей и взрослых. Основатель и бессменный художественный руководитель театра – композитор Ирина Брондз. В репертуаре – произведения, созданные специально для постановки в театре «Карамболь», и мировая классика мюзикла.

19.00 Открытие Дней фехтовальной культуры 2025. 20-летие Санкт-Петербургского фехтовального клуба (Санкт-Петербургский фехтовальный клуб – Каменноостровский пр., 67, 20 Н).
В первый понедельник апреля начинается действие книги «Три мушкетёра» Александра Дюма. Ровно 400 лет назад Д’Артаньян приехал в Менг и начались его приключения. Этот «мушкетёрский понедельник» 20 лет назад стал днём рождения Санкт-Петербургского фехтовального клуба (СПбФК).
По традиции в этот день СПбФК открывает Дни фехтовальной культуры, посвящённые истории, искусству и фехтованию, и художественные выставки из цикла «Фехтование в искусстве».
7 апреля с юбилеем СПбФК поздравят: театр танца Монплезир (Monplaisir Dance Company); ученики школы классического фехтования «Плащ и шпага»; клуб исторического фехтования «Парад-Рипост»; студия историко-сценического фехтования «Силуэт»; клуб «Ирландская трость СПб. Ирландский Палочный Бой». А художники Олег Котельников и Владимир Шинкарёв откроют выставки под общим названием «Симметричный ответ».
Программа Дней фехтовальной культуры:
8 апреля, 19.00 – вечер со студией европейского историко-сценического фехтования «Силуэт». Руководитель Артём Шабанов;
9 апреля, 19.00 – поэтический вечер «Перо и шпага». Ведущий – Дмитрий Григорьев;
10 апреля, 19.00 – клуб «Ирландская трость СПб. Ирландский Палочный Бой». Руководитель Дмитрий Хакимов;
11 апреля, 19.00 – показ фото- и видеоматериалов от Yarko!;
12 апреля, 17.00 – ансамбль танцев Раннего Возрождения «Стелла». Руководитель Милена-София Тыренко;
13 апреля, 14.00 – театр танца Монплезир (Monplaisir Dance Company). Руководитель Анастасия Попова. Танцы эпохи барокко;
22 апреля, 20.00 – Солисты Екатерины Великой. Барочный концерт. Скрипка – Андрей Решетин, клавесин – Ирина Шнеерова;
26 апреля, 15.00 – турнир неофитов. Участвуют Первый кадетский корпус и Школа классического фехтования «Плащ и шпага».

19.00 Концерт «Музыка радости. День рождения Маэстро!» (БКЗ «Октябрьский» – Лиговский пр., 6).
Художественный руководитель и главный дирижёр Санкт-Петербургского государственного симфонического оркестра «Классика» Александр Канторов в свой день рождения представит праздничную программу, а также вспомнит яркие события своего творческого пути. Отмечать этот праздник за дирижёрским пультом – добрая традиция и радость для Маэстро.
В этом году концерт состоится 7 апреля в БКЗ «Октябрьский», где продолжается цикл концертов «Музыка радости», масштабный проект, посвящённый писателю Даниилу Гранину. В этот раз оркестр «Классика» будет радовать публику произведениями Моцарта, Чайковского, Россини, Брамса, Дворжака, И. Штрауса и других известных композиторов.
В 1992 году Александр Канторов основал в Ленинграде свой музыкальный коллектив, в будущем один из ведущих оркестров Петербурга, оркестр «Классика», став его художественным руководителем и главным дирижёром.
Одной из своих миссий Александр Канторов считает просветительскую деятельность и популяризацию классической музыки. Маэстро сам ведёт свои концерты. Однажды он взял в руки микрофон, чтобы рассказывать об исполняемых произведениях и сделать классику более доступной и понятной даже для тех, кто впервые оказался на концерте симфонического оркестра. Такой неформальный подход помогает сломить барьеры непонимания между слушателями и музыкантами как на обычных симфонических концертах, так и на образовательных проектах для школьников, студентов и воспитанников детских домов, помогает приоткрыть дверь в мир прекрасной музыки для людей всех возрастов и профессий. С 2003 года просветительские концерты под лозунгом «Вырастим поколение счастливых!» проходили в Петербурге в БКЗ «Октябрьский», в концертном зале Ленэкспо, в Ледовом дворце; знакомство с классикой состоялось для десятков тысяч школьников. А в Колонном зале Герценовского университета для студентов вуза Маэстро провел тысячу авторских концертов «Введение в музыкальную классику».
Помимо регулярных выступлений в родном городе, оркестр «Классика» ведёт активную гастрольную деятельность. За годы своей работы оркестр сотрудничал с такими выдающимися российскими и зарубежными солистами, как Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Монсеррат Кабалье, с солистами Мариинского и Михайловского театров и многими другими. Многочисленные записи оркестра изданы фирмой «Мелодия».
Маэстро Александр Канторов является руководителем ряда крупных музыкальных проектов и фестивалей в России (Санкт-Петербург, Сочи, Выборг) и на Средиземноморском побережье (Ницца, Генуя, Сан-Ремо). В 2010 году в городе Сан-Ремо по инициативе Александра Канторова был установлен памятник российской императрице Марии Александровне.

8 апреля, вторник

18.30 Цикл лекций «От эпохи модерн к постмодернизму: стили и мастера в ювелирном искусстве и моде XX века» (Белоколонный зал Музее Фаберже – наб. реки Фонтанки, 21).
С 8 по 22 апреля в Музее Фаберже пройдёт цикл лекций «От эпохи модерн к постмодернизму: стили и мастера в ювелирном искусстве и моде XX века». Их проведёт кандидат искусствоведения, эксперт по ювелирному искусству Галина Николаевна Габриэль.
Цикл включает три лекции, посвящённые изучению истории ювелирного искусства XX века. Тема рассматривается в контексте деятельности наиболее выдающихся европейских и американских ювелирных фирм и знаковых художников XX века, работавших в самых разных направлениях ювелирного творчества. Слушатели узнают, какую важную роль в формировании новых стилеобразующих тенденций в этом виде искусства играли экономические, политические, культурные события, изменения в моде той или иной эпохи, какова была роль личности в драматичных историях, связанных с миром украшений.

20.00 Концерт Камерного оркестра Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Музыка двух великих, но столь непохожих друг на друга гениев эпохи барокко – Иоганна Себастьяна Баха и Антонио Вивальди – прозвучит в Большом зале филармонии в исполнении содружества петербургских солистов и коллективов под управлением Аркадия Штейнлухта. В каждом отделении концерта – светская и духовная музыка, созданная каждым из композиторов, в том числе – величественные «Магнификаты» – монументальные сочинения, написанные на канонический латинский текст.

9 апреля, среда

Научно-практический семинар «Культурные ценности. Вопросы создания и развития детских музейных центров».
На семинаре будут рассмотрены темы, связанные с особенностями создания и развития детских центров в музее, а также работы отделов по взаимодействию с детской и семейной аудиторией: история создания детских музеев в России: актуальность опыта; место и значение детских центров в современном музее; основные направления деятельности детских музейных центров; научно-исследовательские подходы при формировании содержания музейного пространства и программ детских центров; экспонаты и формы работы на «детской выставке»; образовательные практики работы с детской и семейной аудиторией в специальном музейном пространстве, на временной выставке и экспозиции музея; музей и школа: взаимодействие, взаимодополнение, сотрудничество; просветительские программы для семейной аудитории; прошлое и настоящее: диалог культур в детских музейных центрах.
Программа семинара включает выступления специалистов в области музейного дела, круглые столы и практические занятия в музейных пространствах Санкт-Петербурга.
Заседания пройдут в конференц-зале Российского этнографического музея (ул. Инженерная, 4/1), в конференц-холле образовательно-выставочного комплекса «Музей космонавтики и ракетной техники им. В. П. Глушко (Петропавловская крепость, 3), в музее «Особняк Румянцева» (Английская наб., 44), в Музее-квартире А. А. Блока (ул. Декабристов, 57).

19.00 «Легенды эстрады. Пётр Лещенко и Леонид Утёсов» – концерт Сергея Зыкова и Государственного Русского концертного оркестра Санкт-Петербурга (Малый зал им. М. И. Глинки Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Невский пр., 30).
Прозвучит концертная программа, посвящённая творчеству двух легенд советской эстрады – Петра Лещенко и Леонида Утесова. Их песни, знакомые с детства, наполненные уютом, погружают в ностальгическую атмосферу.
В исполнении петербургского баритона Сергея Зыкова и государственного Русского концертного оркестра Санкт-Петербурга прозвучат песни М. Табачникова, Т. Хренникова, братьев Покрасс, О. Строка, Н. Богословского, Б. Мокроусова.
Дирижёр – Александр Чернобаев.

20.00 Концерт Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра филармонии. Дирижёр – Димитрис Ботинис (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Программа из музыки Рихарда Вагнера и аргентинского композитора XX века Альберто Хинастеры продолжит абонемент Заслуженного коллектива России. В этот вечер старейший симфонический оркестр страны выступит под управлением Димитриса Ботиниса, с этого сезона возглавляющего Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии. Солистка – арфистка Анна Макарова.
Прозвучит один из самых популярных в арфовом репертуаре – Концерт Альберто Хинастеры, мировую премьеру которого осуществил испанский арфист Никанор Сабалета и Филадельфийский симфонический оркестр под управлением Юджина Орманди.
Второе отделение представит увлекательное «оркестровое приключение по тетралогии Вагнера «Кольцо нибелунга»: аранжировку и компиляцию, созданную в 1991 году нидерландским композитором Хенком де Влигером.

10 апреля, четверг

19.00 Гала-концерт «Весна романса» (БКЗ «Октябрьский» — Лиговский пр., 6).
10 апреля БКЗ «Октябрьский» вновь станет центром паломничества любителей душевного жанра. Здесь в 27-й раз состоится гала-концерт «Весна романса». В сопровождении эстрадно-симфонического оркестра под управлением Юрия Крылова выступят певцы, актёры театра и кино, молодые исполнители. Бессменный организатор проекта – Фонд «Петербургский романс» под руководством Галины Ковзель.
Программа охватывает весь спектр жанра романса – от старинных, городских, цыганских до современных эстрадных. Их исполнят Юрий Лаптев, Сергей Рогожин, Елена Максимова (Москва), Сергей Дудинский (Москва), Пётр Захаров, Анна Малышева, Владимир Целебровский, Ирина Матаева, Сергей Зыков, Наталья Михайлова и другие.
Гала-концерт вновь откроет восходящих звёзд русского романса: своё искусство продемонстрируют Никита Козулин, Дарья Бриль, Александр Орлов, Виктория Павлова, Даниил Минько, Анжелика Герц, Ирина Корчуганова, Анастасия Рогова, Владислав Михайлов.
Ведущие концерта – Николай Поздеев и Анна Малышева. Художественный руководитель и режиссёр программы – Галина Ковзель. Режиссёр-постановщик – Геннадий Шагаев.

20.00 Премьера оратории «Победители» композитора Виктора Плешака (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Это масштабное произведение, написанное для Государственного академического русского оркестра им. В. В. Андреева, чтеца, вокалистов и смешанного хора, посвящено 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.
На одной сцене с Андреевским оркестром выступят солисты Мариинского театра Светлана Москаленко (сопрано), Александр Михайлов (тенор), Александр Шахов (баритон); концертный хор Санкт-Петербургского государственного института культуры и детский хор «Перезвоны» (художественный руководитель – профессор Лариса Яруцкая); актёр Александринского театра Семён Сытник. За дирижёрским пультом – Дмитрий Хохлов.

20.00 Концертная программа «Вечер в Итальянском стиле» в исполнении симфонического оркестра «Impulse orchestra» и хора «Созвездие» (Большой итальянский просвет Государственного Эрмитажа – Дворцовая наб., 34).
В программе – увертюры из оперы «Вильгельм Телль» Джоаккино Россини, арии из опер «Тоска» и «Турандот» Джакомо Пуччини, арии и интермеццо из знаменитой «Сельской чести» Пьетро Масканьи, арии и интермеццо из «Паяцы» Руджеро Леонкавалло, арии из опер «Травиата» и «Риголетто» Джузеппе Верди, арии из опер «Любовный напиток» и «Лючия ди Ламмермур» Гаэтано Доницетти, арию из оперы «Норма» Винченцо Беллини и многие другие.
Их исполнят солисты Мариинского и Михайловского театров в сопровождении симфонического оркестра «Impulse orchestra» и хора «Созвездие».

11 апреля, пятница

19.00 Андрей Косинский. Домашний концерт (Дом Кочневой – наб. реки Фонтанки, 41).
Для ценителей самой разной музыки и камерных творческих встреч с музыкантами и артистами «Петербург-концерт» подготовил новый формат событий – домашние концерты в старинном особняке в самом сердце города. 11 апреля гостей Дома Кочневой ждёт встреча с человеком, который известен не только своим музыкальным и композиторским талантом, но и щедрым гостеприимством. Он знает всё о том, как написать стопроцентный хит и правильно приготовить корюшку. Андрей Косинский приглашает на дружескую встречу всех любителей творчества и интересных историй.

20.00 Концерт абонемента «Великие симфонии военных лет» (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Абонемент «Великие симфонии военных лет», объединивший партитуры, созданные во время Великой Отечественной войны, продолжится исполнением Первой симфонии Мечислава Вайнберга – одного из крупнейших отечественных авторов, чьё имя несколько десятилетий пребывало в забвении. Музыку Вайнберга высоко ценили коллеги, в их числе – Дмитрий Шостакович, посвятивший композитору свой Десятый квартет.
«Смысловой рифмой» партитуре XX века станут бессмертные сочинения Чайковского – торжественная увертюра «1812 год», написанная к 70-летию той славной победы, и знаменитые Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром.
На сцене в этот вечер – Академический симфонический оркестр под управлением Андрея Аниханова, сольную партию в знаменитых Вариациях Чайковского исполнит солист Санкт-Петербургского Дома музыки Богдан Ефремов.

12 апреля, суббота

18.00 Премьера спектакля «Театральный роман». Режиссёр – Роман Габриа (Театр им. Ленсовета, Большая сцена – Владимирский пр., 12).
«Театральный роман» – произведение, в котором Булгаков иронично, но с любовью описал жизнь Московского художественного театра, как отдельный сложноустроенный мир. Сюжет – интереснейший источник для любителей подробностей театральной жизни, её тайн и страстей. Писатель Максудов приносит в Независимый театр для постановки пьесу «Чёрный снег» и с изумлением узнаёт законы закулисного устройства этой ни на что не похожей загадочной творческой организации. Как из этого бурлящего необъяснимого хаоса может родиться спектакль-шедевр?
Режиссёр Роман Габриа: «Наш спектакль имеет просветительскую цель. Хотим рассказать зрителю о становлении по-настоящему великого русского психологического театра. Роман не дописан. По догадке или предположению историка театра Анатолия Смелянского вторая часть романа должна была повествовать о рождении спектакля, репетициях и премьере пьесы «Чёрный снег», которую писатель Максудов принёс для постановки в Независимый театр. Мы пытаемся дофантазировать на основе документов, писем и многочисленных воспоминаний артистов и литераторов, каков был путь, связанный с рождением в 1926 году легендарной постановки МХАТа «Дни Турбиных». Именно эта история стала основой во многом автобиографичного «Театрального романа» Булгакова. Связь Московского художественного театра с мощнейшими культурными и социальными событиями страны, сложные перипетии, опутывающие постановку, стали основой для создания нашего спектакля. Возникнет сочетание сатиры, драмы, хулиганского вымысла и историзмов. Так, например, известно, что окончательное слово при приёмке «Дней Турбиных» к показу было за Иосифом Сталиным, посмотревшим в дальнейшем спектакль более десятка раз».
В спектакле заняты: Михаил Боярский, Сергей Мигицко, Анна Алексахина, Евгений Филатов, Светлана Письмиченко, Артур Ваха, Ирина Балай; артисты Илья Дель, Лаура Пицхелаури, Анна Мигицко, Олег Фёдоров, Виталий Куликов, Антон Падерин, Всеволод Цурило, Сергей Филипович, Алиса Рейфер, Ирина Терешенкова и другие.
Режиссёр-постановщик – Роман Габриа.

20.00 «Память сердца» – концерт Мариам Мерабовой и Государственного камерного оркестра джазовой музыки имени Олега Лундстрема к 80-летию Победы (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Певица Мариам Мерабова и Государственный камерный оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрема, в чьей творческой биографии отразилась вся история советских эстрады и джаза, представляют в Большом зале филармонии программу «Память сердца» – легендарные песни военных лет и песни о войне в обработках для джаз-оркестра.
Мариам Мерабова – эстрадно-джазовая певица, автор песен, композитор, актриса. Певица сотрудничала с такими мэтрами джазовой сцены, как Алексей Козлов, Сергей Манукян, Риччи Коул, Кевин Махогани и многими другими.

13 апреля, воскресенье

15.00 Концерт абонемента «Шесть шедевров» (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Абонемент «Шесть шедевров» – это воскресные дневные концерты, которые ведёт петербургский музыковед и просветитель Наталия Энтелис. Каждая программа построена вокруг одного из величайших шедевров в истории музыки, остальные произведения призваны создать вокруг него важный смысловой и исторический контекст.
В центре апрельской программы – Симфония № 45 Гайдна, позже названная «Прощальной». Названием симфония обязана своему удивительному финалу: один за другим музыканты постепенно покидают сцену и гасят свет, последние ноты почти в полной темноте доигрывают две скрипки. «Контекстом» для гайдновского шедевра станут сочинения Бетховена, Боттезини и нашего современника Родиона Щедрина.
На сцене – Заслуженный коллектив России под управлением Алексея Ньяги, скрипач Лев Клычков и контрабасист Евгений Рыжов.

19.00 Спектакль-перформанс «Наводнение. 1824» (Екатерининское собрание, Большой зал – наб. канала Грибоедова, 88-90).
В Екатерининском собрании стартует новый экспериментальный проект-погружение в самые непостижимые и таинственные факты и феномены петербургской истории.
«Петербург-концерт» представляет серию спектаклей синтетического жанра: с элементами пластического и музыкального перформанса, иммерсивного театра и светопроекционного шоу. В фокусе внимания окажутся исключительные события, которые повлияли на судьбы поколений, оставили яркий след в музыке, литературе, изобразительном искусстве и культуре в целом.
13 апреля в Большом зале Екатерининского собрания будет представлен первый эпизод премьерного цикла – хоррор-концерт «Наводнение. 1824».
Главным героем спектакля-перформанса станет самое мощное и разрушительное за всю историю Санкт-Петербурга наводнение, случившееся 7 (19) ноября 1824 года: в течение нескольких часов обезумевшая, взбесившаяся стихия, визжа и воя, уничтожала город и его жителей, не щадя никого.
Спектакль-перформанс «Наводнение. 1824» – это контрастное полотно, сплетённое из фрагментов великой литературы и документальных свидетельств современников и очевидцев – писем, воспоминаний, страниц дневников и газетных статей; из виртуозных исполнений музыки Дмитрия Шостаковича, Альфреда Шнитке, Беата Фуррера, Дэвида Лэнга, Сэмюэла Барбера, Бернарда Херрмана, Петра Чайковского, Антонио Вивальди и других композиторов; из образов визуального искусства; из пластических миниатюр в исполнении артистов современного танца.
В проекте примут участие коллективы «Петербург-концерта»: Камерный оркестр «Дивертисмент» под управлением Ильи Иоффа, Центр развития проектов современной хореографии «Каннон Данс», солисты филармонической группы «Петербург-концерта», артисты Санкт-Петербургского государственного музыкально-драматического театра «АРТ», а также Камерный хор Festino под управлением Александры Макаровой.

20.00 Концерт «Музыкальные хиты Европы» в рамках Международного музыкального фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга» (Фельдмаршальский зал Государственного Эрмитажа – г. Пушкин, Садовая ул., 7).
В Фельдмаршальском зале редко исполняемый Тройной концерт Людвига ван Бетховена прозвучит в исполнении Марии Сафарьянц (скрипка), концертмейстера группы виолончелей в Симфоническом оркестре Мариинского театра Сергея Словачевского (виолончель), Ильи Папояна (фортепиано). Также прозвучит концерт № 2 для фортепиано с оркестром Фредерика Шопена, который композитор посвятил первой большой любви, певице Констанции Гладовской. Произведение прозвучит в исполнении Ильи Папояна.

20.00 Вечер танго (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Знаменитые танго прозвучат в Большом зале филармонии в исполнении итальянского дуэта: Джанни Иорио, признанного одним из трёх величайших бандонеонистов планеты, и Паскуале Стафано – пианиста, композитора, аранжировщика.
Музыканты исполнят композиции знаменитых мастеров, в том числе Карлоса Гарделя и Астора Пьяццоллы, которого на родине, в Аргентине, называют не иначе как «Великий Астор».

20.30 Полнокупольное музыкальное шоу с оркестром «Вселенная Людовико Эйнауди» (Планетарий – Александровский парк, 4).
В оригинальных аранжировках для русского оркестра прозвучат одни из самых известных композиций Людовико Эйнауди: «Fly», «Life», «Logos», «Experience», «Run», «Divenire», «Una Mattina» и многие другие.
В концерте принимает участие солистка Мария Чернышева (фортепиано).
Автор идеи и аранжировок – Ксения Новикова.
Дирижёр – Александр Чернобаев.

14 апреля, понедельник

11.00 Открытие XXVI Международного «Брянцевского фестиваля» детских театральных коллективов (ТЮЗ им. А.А. Брянцева – Пионерская пл., 1).
С 14 по 17 апреля в ТЮЗе им. А. А. Брянцева пройдёт XXVI Международный «Брянцевский фестиваль» детских театральных коллективов. Оценивать спектакли юных участников будет международное жюри – ведущие театральные специалисты из России, Беларуси, Казахстана и Абхазии: Ираклий Хинтба – чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Абхазия, генеральный директор Государственного русского театра драмы имени Ф. А. Искандера; Вера Полякова-Макей – директор Белорусского государственного академического театра юного зрителя (Минск); Бейбит Бахтыгереев – директор Акмолинского областного русского драматического театра, руководитель Международного театрального фестиваля «Те-ART-Кокше» (Кокшетау). Председатель жюри – Сусанна Цирюк, главный режиссёр ТЮЗа им. А. А. Брянцева (Россия).
Впервые за всю историю фестиваля в нём примет участие детский театральный коллектив из Туниса. В фестивале также примут участие коллективы из Беларуси (Гомель), Армении (Ереван), Казахстана (Костанай), Абхазии (Сухум), России (Ростов-на-Дону, Севастополь, Курск, Москва, Санкт Петербург, Кудымкар, Донецк). Всего будет представлено 12 коллективов-участников.
По традиции в дополнительной программе фестиваля для участников и их педагогов пройдут мастер-классы по сценической речи, современной хореографии и актёрскому мастерству, которые проведут известные театральные педагоги.

14.00 Лекция Карины Валегиной «Во славу русского флота! Морские деятели в Национальном Пантеоне России» (Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина – Сенатская пл., 3).
Понятие «честь» в XVIII и XIX веках было не пустым звуком для представителей дворянской культуры, а понятие «честь мундира» означало достоинство и незапятнанное имя офицера, проявленное в боях и сражениях, готовность жертвовать собой ради высшего блага. На лекции речь пойдёт о семейных династиях, в которых дело отцов продолжали сыновья или другие представители младших поколений. Поскольку музейные некрополи являли собой пример привилегированных мест, то погребение здесь являлось и своеобразным актом признания заслуг человека, а род его деятельности зачастую отражался и в художественном убранстве мемориального памятника.
Слушателям предстоит познакомиться с биографиями военно-морских офицеров, которые с честью служили своему Отечеству, совершили много ратных подвигов и деяний. Героями лекции станут мореплаватель, полярный исследователь адмирал В. Я. Чичагов, главнокомандующий Черноморским флотом И. А. Ганнибал, вице-адмирал В. Ф. Несвицкий, адмирал, полярный исследователь Ф. Ф. Матюшкин и другие.
Мероприятие проводится в рамках научно-просветительского проекта «Триумф Победителей», который реализуется Государственным музеем городской скульптуры при поддержке Российского военно-исторического общества. Это заключительная лекция проекта. Первая лекция была посвящена выдающимся государственным и военным деятелям России, память о которых хранит Национальный Пантеон. Слушателям рассказали о генерал-фельдмаршале Б. П. Шереметеве, осуществлявшем командование русскими войсками в ходе Северной войны (1700–1721), об основателе города Херсона – генерале И. А. Ганнибале, об участниках Отечественной войны 1812 года – генералах П. А. Строганове, Ф. П. Уварове и других. На второй лекции речь шла о защитниках Крыма, вошедших в Национальный Пантеон России: о российском дипломате А. А. Безбородко, адмиралах А. Н. Сенявине и Н. С. Мордвинове, первом русском генерале от артиллерии П. И. Мелиссино.
Карина Валегина – кандидат исторических наук, начальник научно-экспозиционного отдела Государственного музея городской скульптуры.

15 апреля, вторник

19.00 Лекция Алексея Христенко «Молодо – зелено, погулять велено»: молодежные игры и развлечения в культуре восточных славян (Этнографический музей – Инженерная ул., 4/1Е).
Поддерживая циркуляцию жизненного круга, игра в традиционной культуре выступала своеобразной формой «проживания» подрастающим поколением кризисного периода перехода в мир взрослых. Выразительно проявляя себя в повседневном трудовом укладе и праздничных обычаях, бытовом и ритуальном пространствах, игровое начало во многом определяло образ жизни сельской молодёжи.
Опираясь на восточнославянские этнографические материалы второй половины XIX – начала XX веков, на лекции будут рассмотрены основные формы игрового поведения, проявляющие особенности взаимоотношения юношей и девушек в добрачный период. Будет рассказано об утверждении новых социальных статусов в состязаниях парней и девичьих играх, о характере соприкосновения «мужского» и «женского» на весенне-летних уличных гуляниях и традиционных зимних посиделках, а также об особенностях восприятия такого времяпрепровождения взрослыми. Уделяя внимание действиям участников молодёжной игры, будет описан её предметный мир, в котором путём всевозможных манипуляций – от тайных гаданий до грандиозных ритуальных бесчинств – реализовывался архаичный сценарий установления нового порядка вещей, программирования личного и коллективного благополучия на грядущий год жизни.
Алексей Владимирович Христенко – научный сотрудник отдела этнографии Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы.

19.00 Опера Рихарда Штрауса «Электра» (Мариинский-2 – ул. Декабристов, 34).
«Агамемнон, твой день придет! Кровь из множества глоток хлынет на твою могилу!» – смыслом жизни дочери Агамемнона, главной героини оперы «Электра», стала месть. Композитор Рихард Штраус и драматург-либреттист Гуго фон Гофмансталь разрушили гуманистическое представление об Античности как золотом веке человечества, эпохе высоких чувств и классических пропорций. Здесь «нормальна» только сестра Электры Хризотемис с ее мечтой о «простом, женском» – семье и чадородии. Остальные члены семьи далеки от «нормальности»: полубезумная Клитемнестра с преследующими ее кошмарными снами, Орест, воспитанный как убийца матери, и, конечно, сама Электра, одержимая идеей фикс и погибающая в триумфальном экстазе, едва только месть свершилась.
Электра радикальна в своем намерении отомстить; авторы оперы радикальны в выборе художественных средств. Казалось, предел взвинченности уже был достигнут Штраусом в «Саломее» (1905), но композитор пошел дальше. «Поначалу меня пугала мысль о сходстве психического содержания обоих сюжетов, и я сомневался, найду ли силы, чтобы во второй раз создать столь же мощное нагнетание», – вспоминал композитор. Силы нашлись, и по степени экспрессивности «Электра» даже превосходит свою предшественницу. Ее музыкальный язык – еще жестче и напряженнее, оркестр (111 человек) – еще крупнее, а ведущая к кульминационному танцу драматургическая дуга – еще выше и круче. Парность опер-сестер была очевидна для Штрауса, писавшего об особом их положении в его творческом наследии: «В них я достиг границ тонально-гармонической системы, психической полифонии (сон Клитемнестры) и возможностей современного слуха». Речь идет о музыке 1908 года, но и сегодня «Электра» принадлежит к числу самых впечатляющих опер мирового репертуара, равно как и репертуара Мариинского театра.