15 марта, среда

11.00 XXIV Международный Брянцевский фестиваль детских театральных коллективов (ТЮЗ им. А. Брянцева – Пионерская пл., 1).
Расписание спектаклей:
11.00 «Деточки». По отрывкам из разных романов Ф. Достоевского. Режиссёр – Виктория Аминова. Театральная студия «Сквозное действие» Театральной школы «Я — Актёр», г. Санкт-Петербург.
12.00 П. Васильев. «Соляной бунт». Режиссёр – Евгения Латонина. Театр-студия «Горошины», г. Санкт-Петербург.
13.10 «Гуси-лебеди». По мотивам русской народной сказки. Режиссёр – Юлия Майоршина. Театральная студия «Юла», п. Лопатино Самарской области.
13.45 «Чёрный человек». По мотивам одноимённой поэмы С. Есенина. Режиссёры – Ирина Шейкина, Яна Осипова. Театральная студия «Балагуры», Санкт-Петербург.
14.40 Г. Тукай. «Коза, баран и другие». Режиссёр – Дмитрий Филин.Театральная студия «Экспромт», г. Набережные Челны.
15.40 Ю. Мориц. «Это — да! Это — нет!» Режиссёр – Виктория Воробьёва. Школа-Студия-Театр «Перевоплощение», г. Санкт-Петербург.
16.10 К. Функе. «Чернильное сердце». Режиссёр – Вячеслав Малыгин. Детский театр танца «Чучело», г. Санкт-Петербург.
16.50 Круглый стол с обсуждением спектаклей. Ведущий – театровед Алексей Пасуев.
16.50 Мастер класс по актерскому мастерству. Ведущая – актриса Мария Романова.
17.15 Творческая лаборатория. «Сторителлинг. Личные истории, которые греют душу». Ведущие – актёр, режиссёр театра «Мастерская» Сергей Агафонов и театральный педагог, актриса Надежда Кулакова.

12.00 Открытие выставки «Когда Финляндия стала Российской. К 215-летию начала Русско-шведской войны 1808-1809 гг.» (Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи – Александровский парк, 7).
Выставка посвящена полузабытому эпизоду русской военной истории – Русско-шведской войне 1808-1809 гг., которая закончилась победой России и заключением Фридрихсгамского мирного договора, по которому Финляндия перешла от Швеции к России, войдя в состав Российской империи как Великое княжество Финляндское.
На выставке можно будет узнать предысторию войны и проследить основные этапы – русское наступление в феврале-марте 1808 г. и последовавшее за ним контрнаступление шведов, перелом в войне и решительное наступление русских войск в августе 1808-сентябре 1809 гг., завершение войны и память о ней.
Среди экспонатов – отечественное и шведское оружие, снаряжение, форма одежды, знаки различия, награды, многочисленные изображения (литографии, миниатюры, живопись, графика), а также редкие печатные издания и архивные документы.

15.00 Открытие выставки «Классика в куклах. Петрушки и марионетки Евгения Деммени» и экскурсия к 125-летию основателя театра (Санкт-Петербургский государственный театр марионеток им. Е. С. Деммени – Невский пр., 52).
В этом году Театр марионеток отмечает 125-летие со дня рождения Евгения Сергеевича Деммени, одного из основоположников отечественного театра кукол, артиста, режиссера, педагога. Творческая практика Е. С. Деммени предопределила пути развития этого вида театрального искусства на многие годы вперед.
В 1920-е годы с театром сотрудничали многие талантливые художники, скульпторы, резчики по дереву: К. П. Коновалов, Ю. Н. Пикалов, график Н. М. Кочергин, художники Н. С. Рыболовлев, Ф. П. Силаев, И. П. Павлович. В последующие годы Деммени создал ряд ярких спектаклей в содружестве с художником-скульптором М. Я. Артюховой и художником Т. Г. Бруни. Среди наиболее значительных работ – постановки спектаклей для взрослых «Проказницы Виндзора» В. Шекспира и «Лекарь поневоле» Ж.-Б. Мольера. Мария Яковлевна Артюхова создала кукол к 29 спектаклям театра, с равным мастерством используя возможности петрушек и марионеток.
В экспозиции представлены: «Свадьба» А. Чехова (художник и скульптор И. П. Павлович», 1928), «Черевики» по Н. Гоголю (художник и скульптор И. П. Павлович, 1938; художник Т. Г. Бруни в редакции 1948), «Проказницы Виндзора» В. Шекспира (художник Т. Г. Бруни, художник-скульптор М. Я. Артюхова, 1947), «Лекарь поневоле» Ж.-Б. Мольера (художник Т. Г. Бруни, художник-скульптор М. Я. Артюхова, 1959), «Синяя птица» М. Метерлинка (художник Т. Г. Бруни, художник-скульптор М. Я. Артюхова, 1961), «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина (художник Т. Г. Бруни, скульпторы В. А. Ильин, О. Л. Оревин, М. С. Горбенко, 1964).
О творческом пути Е. С. Деммени расскажет его ученица артистка Фаина Ивановна Костина.

18.00 Встреча в рамках проекта «Литературная среда» (Государственный литературный музей «ХХ век» (музей-квартира М. М. Зощенко) – Малая Конюшенная ул., 4/2).
Гость проекта «Литературная среда» – литератор, исследователь Алексей Максименков с лекцией «Литературное объединение “Резец” 1920-х». Такое «рабочее» название журналу и ЛИТО было выбрано неслучайно – тружениками пера стали выходцы из пролетариата. Ну а резец выступал в роли метафоры – с текстов «снимали стружку», доводя их до совершенства.

18.00 Лекторий Музея Достоевского (Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского – Кузнечный пер., 5/2).
В программе Лектория Музея Достоевского цикл лекций, посвященных разным аспектам жизни и творчества русского писателя. Слушая научных сотрудников музея, а также известных литературоведов, историков, краеведов и других ученых Петербурга, гости лектория откроют для себя неизведанного Достоевского, углубятся в тайны творческого метода писателя, увидят его личность и окружение в необычном ракурсе, заглянут на малоизвестные страницы биографии писателя и узнают о том, как Достоевский повлиял на дальнейшее развитие мировой культуры.
Программа лекций в марте-июне 2023 года:
15 марта, 18.00 – лекция Елены Сафроновой «Цветы в романе Ф. М. Достоевского “Бедные люди”: поэтика и семиотика признания в любви»;
29 марта, 18.00 – лекция Екатерины Ковиной «Храмы в жизни и творчестве Достоевского. Часть II: Старая Русса, монастыри и Санкт- Петербург»;
12 апреля, 18.00 – лекция Сергея Кибальника «Тайна князя Мышкина»;
26 апреля, 18.00 – лекция протоиерея Геннадия Беловолова «Достоевский и Оптина пустынь»;
17 мая, 18.00 – лекция Ирины Терентьевой «“Модные” фотографии эпохи Достоевского»;
31 мая, 18.00 – лекция Бориса Тихомирова «Пройдем по Петербургским ресторанам, кондитерским и трактирам с Достоевским и его персонажами»;
14 июня, 18.00 – лекция Андрея Дьяченко «Альфред Кубин – иллюстратор Ф. М. Достоевского».

18.30 Презентация книги «Неизвестный Миллиоти. Возвращение» (Театралис, 2023) (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Малый зал – Литейный пр., 53).
Николай Дмитриевич Миллиоти (1874, Москва – 1962, Париж) – участник объединения художников-символистов «Голубая роза», член правления объединения «Мира искусства». С 1923 года жил в Париже. Был дружен с Ольгой Глебовой-Судейкиной, подругой Анны Ахматовой. После смерти большая часть его наследия: картины, рисунки, наброски «Воспоминаний», письма и дневники вернулись в Россию к его внучке Е. Ю. Миллиоти.
На вечере, посвященном жизни и творчеству выдающегося художника, планируется презентация книги «Николай Миллиоти. Возвращение» (изд-во «Театралис», 2023), а также демонстрация фильма «Неизвестный Николай Миллиоти» (2019, реж. И. Калядин).
В вечере принимают участие: искусствовед, старший научный сотрудник Государственного Русского музея Юлия Солонович; режиссер-документалист, автор фильма «Неизвестный Николай Миллиоти» Игорь Калядин.

19.00 «Молодые исполнители России». Кларнет, маримба, скрипка (Дворец Белосельских-Белозерских – Невский пр., 41).
Вечер яркого разнообразия. Вдохновенная классика Моцарта, загадочные звуки редкого ударного инструмента – маримбы, романтический голос кларнета. На сцене – успешные молодые солисты России: Равиль Ислямов (скрипка), Андрей Тарануха (маримба), Филипп Создателев (кларнет). Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр. Дирижер – Александр Титов.
В программе:
Вебер. Концертино для кларнета с оркестром ми-бемоль мажор.
Сежурне. Концерт для маримбы и струнного оркестра (2015).
Моцарт. Концерт №5 для скрипки с оркестром.

19.00 Спектакль Александра Баргмана «Прикинь, что ты – Бог» (Театр им. В.Ф.Комиссаржевской – Итальянская ул., 19).
Матей Вишнек (род. 1956) – румынский писатель, поэт и драматург с мировым именем, «второй Ионеско», по мнению критиков, автор двадцати пьес, поставленных в 30 странах мира. В России его произведения для театра почти не имеют сценической истории. Режиссер А. Баргман обратился к малоизвестному в России сборнику одноактных пьес Вишнека о жизни, о войне, о нравственном выборе человека. Постановка основана на двенадцати, выбранных из сборника, сценах для актерской импровизации. Затрагивая важные вопросы бытия, спектакль приглашает зрителя к диалогу о месте каждого человека в мире, о свободе, предназначении и смысле существования. Что есть человек? Сколько стоит «другая человеческая жизнь»? Что есть Бог, есть ли Бог внутри каждого? Короткие зарисовки, в каждой из которых – истории человеческого одиночества, богооставленности; «длинный кофе» может ненадолго удержать героя перед переходом в иной мир, большой прилив перелистывает время, разворачивает русло жизни и приближает момент прощания.

16 марта, четверг

11.00 XXIV Международный Брянцевский фестиваль детских театральных коллективов (ТЮЗ им. А. Брянцева – Пионерская пл., 1).
Расписание спектаклей:
11.00 Л. Баум. «Возвращение в страну Оз». Режиссёр – Джамбул Жордания. Детская театральная студия при Русском театре драмы им. Ф. А. Искандера, г. Сухум, Абхазия.
12.00 «Я связь миров». Музыкально-поэтический спектакль по стихам русских поэтов. Режиссёры: Алла Белоусова, Максим Зарецкий. Театр-студия «Александрино», г. Санкт-Петербург.
12.50 Т. Раздорожная. «Детки из клетки». Инсценировка повести В. Железникова «Чучело». Режиссёр – Екатерина Лабурец. Театральная школа «Росинка», г. Березники Пермского края.
13.40 К. Драгунская. «Большая меховая папа». Режиссёр – Ольга Смолюгова. Детский театр «Чемодан», г. Минск, Беларусь.
15.00 – «Новое платье короля». Инсценировка Э. Зограбяна по одноимённой сказке Г. Х. Андерсена. Режиссёр – Эльфик Зограбян. Театральная студия при Лорийском областном отделении СТД Армении, г. Ванадзор.
15.45 Ю. Поспелова. «Лёха». Режиссёр – Владимир Вобликов. Детский киножурнал «Компот», г. Ярославль.
В рамках внеконкурсной программы:
16.55 Г. Толстогонов (в обработке Ю. Шевелевой). «Притча о блудном сыне». Режиссёр – Юлия Шевелева. Православный театр «Пчёлки» г. Макеевка, Донецкая Народная Республика.
17.15 Круглый стол с обсуждением спектаклей. Ведущий – театровед Алексей Пасуев.
17.15 Мастер класс по сценической речи. Ведущая – старший преподаватель кафедры сценической речи РГИСИ Ольга Чернышева.
17.15 Творческая лаборатория. «Сторителлинг. Личные истории, которые греют душу». Ведущие – актёр, режиссер театра «Мастерская» Сергей Агафонов и театральный педагог, актриса Кулакова.

13.00 Открытие выставки «Мастер Востока», посвященной 140-летию со дня рождения академика Игнатия Крачковского (Зал Корфа Российской национальной библиотеки – Садовая ул., 18).
Выставка посвящена жизни и деятельности выдающегося востоковеда, одного из основоположников школы отечественной арабистики, академика Игнатия Юлиановича Крачковского. Экспозиция начнет работу в день рождения ученого.
Впервые будут представлены книги из его библиотеки. Это одно из крупнейших частных книжных собраний, универсальное по своему содержанию. Ценнейшая научная библиотека академика, насчитывающая свыше 20 тысяч изданий, была передана в дар РНБ вдовой Верой Крачковской в 1972 году. В ней хранятся все виды изданий: от раритетов XVI века до книг второй половины XX столетия.
На выставке можно увидеть самые редкие и ценные издания из библиотеки ученого. Среди экспонатов – первый комментированный перевод Корана на русский язык, выполненный Крачковским в 1920-х гг., первая публикация ученого вышедшая в свет в 1904 году, его автобиография на арабском языке, опубликованная в 1927 году, первый полный перевод на русский язык «Книги тысячи и одной ночи» (1929 г.). Уникальным экспонатом также является портрет академика кисти мастера советской графики Георгия Верейского. Выставку дополнят фотографии и личные вещи ученого, в том числе привезенные им из стран Востока.
Экспозиция дает представление о личности ученого, его внутреннем мире, позволяет понять нелегкий путь, который прошла отечественная арабистика в XX веке.
Сейчас в главном здании РНБ идет работа по созданию мемориального кабинета. Здесь будет размещена библиотека академика, мебель и личные вещи. Также предусмотрено помещение для проведения семинаров, конференций и встреч.
В открытии выставки примут участие: генеральный директор РНБ Владимир Гронский, генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, директор Института восточных рукописей РАН Ирина Попова, первый заместитель Председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации Дамир Мухетдинов, представители научной общественности.
Выставка открыта до 30 мая.

18.30 Презентация книги «Ропша. Три века дворцового ансамбля» (Библиотека «Бронницкая» — Клинский пр., 17).
В гостях у краеведческого клуба «Петербургское время» – М. А. Павлова, автор недавно вышедшей книги «Ропша. Три века дворцового ансамбля». Это издание удивляет прежде всего объемом привлеченных архивных источников, многие из которых впервые вводятся в научный оборот. Марина Анатольевна расскажет о своей работе по выявлению источников, их анализу и проверке полученных сведений, уточнении и иногда опровержении легенд, связанных с архитектурным ансамблем.
Вход по предварительной записи по телефону: (812) 316-56-79, а также на сайте: http://new.lermontovka-spb.ru/events/

1

17 марта, пятница

18.30 Дискуссия-беседа «Виновна ли русская культура?» (Музей А.Ахматовой – Литейный пр., 53).
Обвинение целой национальной культуры в каких бы то ни было грехах не может рассматриваться иначе, чем как проявление национальной нетерпимости. Сейчас это часть всемирной вспышки агрессии против вертикально организованной культуры как таковой. В условиях политического и морального кризиса стоит объединиться вокруг гуманистического наследия национальной культуры, а не выискивать в ней целенаправленно темные стороны. Процесс же историко-культурной рефлексии, несомненно, должен идти своим чередом, вне зависимости от конъюнктурных факторов.
Участники вечера: журналист и политолог Дмитрий Травин и литературный критик Валерий Шубинский.

19.00 Премьера записи балета «Лебединое озеро» 1964 года с Рудольфом Нуреевым (Кинотеатр «Аврора» – Невский пр., 60).
17 марта, в день 85-летия со дня рождения Рудольфа Нуреева, в рамках проекта TheatreHD в кинотеатре «Аврора» состоится премьера легендарной записи балета «Лебединое озеро» с участием одного из величайших дуэтов XX века – Рудольфа Нуреева и Марго Фонтейн. Зрители смогут впервые на большом экране увидеть этот балет в редакции Нуреева для Венской оперы (запись 1966 года). Спектакль представит историк балета, балетный критик, кандидат искусствоведения Ольга Федорченко.
Свое первое «Лебединое озеро» Рудольф Нуреев поставил в Вене в 1964 году на себя и Марго Фонтейн. Премьерный спектакль попал в Книгу рекордов Гиннеса за наибольшее число поклонов: артистов вызывали за занавес 89 раз. Спустя два года после премьеры спектакль был снят на видео, благодаря чему есть возможность увидеть тот легендарный дуэт на большом экране.
Особый шарм добавляют постановке декорации и костюмы знаменитого греческого художника Николаса Георгиадиса, работавшего над большинством постановок Кеннета МакМиллана в лондонском Royal Opera House.
Для петербургских зрителей интересной и непривычной будет редакция Нуреева – в ней заметное место уделено мужскому танцу. Спектакль демонстрирует талант танцовщика во всем его блеске и темпераменте.

19.00 Премьера оперетты Иоганна Штрауса «Летучая мышь» (Санкт-Петербургский государственный театр музыкальной комедии – ул. Итальянская, 13).
«Летучая мышь» – кладезь розыгрышей, остроумного вранья и переплетенных недоразумений, в которые попадают главные герои, два друга – коммерсант Генрих Айзенштайн и директор театра Фальк. Один влюбляется в незнакомку, не догадываясь, что под маской летучей мыши скрывается его жена Розалинда; другой – в служанку Адель, при том, что он посмеивается над ее желанием стать актрисой его театра. В финале маски оказываются сброшены, и правда раскрывается ко всеобщему изумлению.
В Петербурге середины XIX века имя композитора Иоганна Штрауса было хорошо знакомо. В течение 14 лет композитор приезжал в русскую столицу и давал концерты в Павловске. Поэтому по предложению музыкального руководителя и дирижера премьерного спектакля Андрея Алексеева, в сцене бала прозвучит музыка Штрауса, посвященная Петербургу и его аранжировки русских мелодий.
Постановку спектакля осуществил режиссер Игорь Коняев. «Летучая мышь» станет его четвертой работой в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии.

Игорь Коняев: «Солнечная и веселая «Летучая мышь» Иоганна Штрауса – вечная классика музыкального театра. Сюжет хорошо известен любителям оперетты. Но мы будем ставить русскую «Летучую мышь», которую со слов Г. М. Ярона в 1947 году заново написал выдающийся русский драматург Эрдман со своим другом Вольпиным. Они написали текст, где каждое слово звучало, как колокол. Опираясь на блестящий текст, мы попробовали поставить оперетту в жанре «высокой комедии». Кроме этого, вся история о «Мадам морали» будет у нас происходить в России начала XX века. С ее дачной жизнью, которую так остроумно описал А. П. Чехов в своих юмористических рассказах. Русская дачная жизнь времен Александра III с ее спектаклями, танцами, маскарадами, интригами и «дачными романами» – это целая эстетика, наполненная особенной материальной культурой и традициями. Думаю, что сыграть в русскую «Летучую мышь» будет увлекательно не только артистам, но и зрителям».
В спектакле принимают участие: Олег Ромашин, Николай Семенов («Московский театр оперетты»), Наталья Савченко, Карина Чепурнова, Елизавета Белоусова, Анна Булгак, Анастасия Лошакова, Роман Вокуев, Федор Осипов и др.

19.30 Концерт камерного хора Festino с программой «И. С. Бах. Мотеты» (Фойе Новой сцены им. Вс. Мейерхольда Александринского театра – наб. реки Фонтанка, 49 А).
В программе концерта все шесть сложных виртуозных сочинений Иоганна Себастьяна Баха и приписываемый ему седьмой мотет Ich lasse dich nicht.
Написанные для различных составов хора мотеты крайне редко звучат все вместе в одной концертной программе, поскольку их исполнение требует от коллектива высочайшего мастерства и виртуозности сродни инструментальной. По уже сложившейся традиции исторически информированного исполнительства, хоровое звучание будут сопровождать старинные инструменты, исполняющие партию basso continuo – генерал-баса: клавесин и виола да гамба.
Камерный хор Festino создан в 2009 году. Объединил 16 молодых музыкантов, студентов и выпускников Петербургской консерватории. Основной репертуар хора – музыка XX-XXI вв., музыка эпохи барокко и ренессанса.

18 марта, суббота

12.00 Акция «Книговорот» (Библиотека «Измайловская» – Измайловский пр., 18).
18 февраля в библиотеке «Измайловская» состоится акция по обмену книгами «Книговорот». Подробности – в официальной группе библиотеки в социальной сети «ВКонтакте» https://vk.com/izm18.

12.00 Торжественное открытие фестиваля «Рецепт счастливого человека» (Центральная детская библиотека – г. Сестрорецк, ул. Токарева, 10).
С 18 по 21 марта, к 110-летию писателя Сергея Михалкова, состоится Фестиваль детского чтения «Рецепт счастливого человека». Сергей Михалков работал практически во всех литературных жанрах: поэзия, проза, драматургия, критика, публицистика. Он писал сценарии фильмов и мультфильмов, но славу ему принесли произведения для детей. В 1935 году увидела свет знаменитая поэма «Дядя Степа». Во время Великой Отечественной войны Сергей Михалков был военным корреспондентом нескольких газет.
Михалков активно занимался написанием сценариев для мультипликационных фильмов. К примеру, именно ему мы обязаны появлением таких добрых и веселых советских мультиков, как «Здесь не кусаются», «В Африке жарко», «Как старик корову продавал», «Зайка-Зазнайка». Писал Сергей Михалков и сценарии для полнометражных фильмов: «Три плюс два», «Новые похождения кота в сапогах», «Большое космическое путешествие» и т.д.
С 18 по 21 марта в ЦДБ им С. Михалкова, библиотеке «Муравей», библиотеке в Песочном, Зеленогорской библиотеке, Александровской библиотеке, библиотеке «Место под солнцем» и передвижной библиотеке «Библиобус» к юбилею литератора состоится ряд мероприятий для детей: конкурсы, спектакли, мастер-классы. Гостей ждут творческие встречи с детскими писательницами Викторией Ледерман и Наталией Волковой, художниками Ниной Любавиной и Ириной Маковеевой, актерами Александром Давыдовым и Анастасией Паниной.

19.00 Концерт арт-группы «SOPRANO Турецкого» (БКЗ «Октябрьский» – Лиговский пр., 6).
Слушателей и зрителей ждет новая программа, сочетающая композиции разных жанров: от классической музыки до мировых хитов, от любимых советских и ретро-шлягеров до известной поп-музыки и кроссоверов на мировые шедевры.
Музыкальный коллектив SOPRANO был основан народным артистом Михаилом Турецким в 2009 году и стал женским аналогом знаменитого «Хора Турецкого». В настоящий момент в составе хора 8 солисток с уникальными голосами от меццо до колоратурного сопрано: Анна Королик, Ивета Рогова, Дарья Львова, Евгения Фанфара, Екатерина Мурашко, Татьяна Богданчикова, Тамара Мадебадзе, Анастасия Панфилова.

19.00 Премьера спектакля «Сцены из супружеской жизни» по мотивам киносценария Ингмара Бергмана. Режиссер – Роман Габриа (Санкт-Петербургский негосударственный театр «Открытое Пространство» – Моховая ул., 42).
Режиссер помещает героев в замкнутое камерное пространство, в котором, как в документальном кино, протекают восемь эпизодов из жизни мужчины и женщины, восемь фрагментов их взаимоотношений. Каково это – просто быть вместе, ужинать за одним столом, ложиться в общую постель. Но в обыденности этой истории, в разладе каждого личного космоса отражается хаос современного мира, частью которого является человек. Пытаясь ухватить ускользающий, словно песок из-под ног, смысл жизни, герои проходят непростой для обоих путь.
В ролях: Алла Данишевская, Анатолий Журавин.
Премьерные показы спектакля пройдут 18 и 25 марта в 19.00.

19 марта, воскресенье

10.45 Праздничные мероприятия к 125-летию Русского музея (Михайловский дворец – Инженерная ул., 4).
В этом году исполняется 125 лет со дня открытия Русского музея для посетителей. Торжественное открытие состоялось 19 марта 1898 года. Основой собрания Русского музея служили предметы и произведения искусства, переданные из Зимнего, Гатчинского и Александровского дворцов, из Эрмитажа и Академии художеств, а также коллекции частных собирателей, переданные музею в дар. На данный момент Русский музей обладает крупнейшим собранием произведений русского искусства. Коллекция музея насчитывает более 400 000 экспонатов и охватывает все исторические периоды и тенденции развития русского искусства, основные виды и жанры, направления и школы более чем за 1000 лет.
19 марта 2023 года в Михайловском дворце пройдут праздничные мероприятия для гостей музея. Посетителей встретят реконструкторы в аутентичных костюмах конца XIX столетия. Гости также увидят выступления музыкальных коллективов, в том числе артистов СПб ГБУК «Петербург-концерт», с которым в этот же день состоится подписание соглашения о сотрудничестве.
Встретить исторических личностей на экспозиции – редкая возможность, которая появится у посетителей Русского музея в день его юбилея. Среди известных персонажей – первый управляющий Русским музеем Александра III Великий князь Георгий Михайлович, архитектор Леонтий Бенуа, княгиня и меценат Мария Тенишева, а также художники, чьи работы украшают экспозицию музея: Илья Репин, Архип Куинджи, Иван Шишкин.
Праздничная программа стартует в 10.45 в Парадном вестибюле – там состоится выступление квартета им. Н. А. Римского-Корсакова («Петербург-концерт»).
В 11.15 с приветственным словом и поздравлением к гостям обратятся представители Русского музея.
В 12.00 концертную программу откроют молодые исполнители коллектива фонда поддержки искусств «Арт-Линия». В 14.00 состоится выступление камерного ансамбля «Солисты Санкт-Петербурга» под управлением Михаила Гантварга («Петербург-концерт»). В 16.00 выступит выпускник Санкт-Петербургской консерватории Лев Потапов.
Музыкальный марафон к 125-летию со дня открытия Русского музея продолжится концертами Государственного оркестра народных инструментов «Метелица» им. Н. И. Привалова в Михайловском замке 23 марта в 16.00 и струнного ансамбля Государственной академической капеллы в Строгановском дворце 25 марта в 13.00.
В продолжение праздничных мероприятий Русский музей и Почта России предоставят возможность бесплатно отправить открытки с изображением шедевров из коллекции музея в любую точку России.

19.00 «Классика и джаз» – концерт Дениса Мацуева (БКЗ «Октябрьский» – Лиговский пр., 6).
Денис Мацуев исполнит свои любимые джазовые произведения. Вместе с ним в концерте примут участие: создатель новых принципов игры на джазовом контрабасе, композитор Андрей Иванов, ударник Александр Зингер, виолончелист Борислав Струлев, домристка Екатерина Мочалова и мультиинструменталист, валторнист, композитор, аранжировщик, импровизатор Аркадий Шилклопер.
Особыми гостями вечера станут юные дарования, которые только начинают свой путь в музыке: Софья Тюрина (саксофон), Александр Рублев (труба), Андрей Зайцев (кларнет).

19.00 Концерт «Русский карнавал» Петербургского МолОт-ансамбля (Мальтийская капелла Воронцовского дворца – Садовая ул., 26 Д).
В концерте прозвучат произведения П. И. Чайковского, И. Ф. Стравинского, С. С. Слонимского, Ярослава Судзиловского, Марка Булошникова.
Программа «Русский карнавал» собирается вокруг сюиты из «Истории солдата» Стравинского, задуманной для передвижного цирка в годы Первой Мировой войны. Народные мелодии музыки Стравинского вступают в диалог с расшифровками аутентичных фольклорных наигрышей, выполненных Артуром Зобниным. Другие произведения программы, от Чайковского до Судзиловского и Булошникова, погружают в стихию карнавального пространства, насыщенную особыми «перевернутыми» смыслами.

20 марта, понедельник

Всероссийский конкурс им. П. И. Говорушко (Санкт-Петербургская детская школа искусств имени С. С. Прокофьева – ул. Карпинского, 38/1).
В этом году конкурс посвящается 100-летию со дня рождения Петра Ивановича Говорушко и 320-летию Санкт-Петербурга, он призван сохранять наследие русской народной культуры, национальных культурных традиций. Конкурс проводится по специальностям: баян, аккордеон, домра, балалайка, гитара, гусли, фольклорное пение, народно-певческое исполнительство, народный танец (хореографическое искусство). В этом году в конкурсе примут участие более 430 детей и подростков из 56 образовательных учреждений России.
Заключительный концерт состоится 25 марта в 12.00 в Белом зале Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.
Информационные материалы конкурса размешены на сайте: https://dshi12.spb.muzkult.ru/afisha/event/85170228

20.30 Прямая трансляция концерта Андреевского оркестра «К 135-летию 1-го выступления в зале Кредитного общества» (пл.Островского,7).
Трансляция будет осуществляться телеканалом «Санкт-Петербург» из зала бывшего Городского кредитного общества на площади Островского, 7. Сейчас в здании располагается отделение банка «Санкт-Петербург», который предоставил зал специально для юбилейного концерта. Именно здесь 20 марта 1888 года Кружок любителей игры на балалайках В. В. Андреева дал свой первый концерт, положивший начало созданию оркестра русских инструментов.
Государственный академический русский оркестр им. В. В. Андреева – первый в мировой истории профессиональный коллектив, в котором национальные инструменты были объединены по принципу симфонического оркестра. Идея принадлежит его основателю, выдающемуся русскому музыканту, композитору и общественному деятелю Василию Андрееву.
Камерный состав коллектива под руководством Дмитрия Хохлова исполнит русские песни из репертуара Великорусского оркестра начала XX века и произведения, иллюстрирующие путь музыкального развития ансамбля до наших дней. Также в сопровождении оркестра прозвучат обработки народных мелодий Александра Шалова для солирующих балалаек и старинные русские романсы в исполнении солистки театра «Санктъ-Петербургъ Опера» Натальи Воробьевой.

21 марта, вторник

17.00 Мероприятие «Грузины на защите Ленинграда», приуроченное к 80-й годовщине прорыва блокадного кольца (Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда – Соляной пер., 9).
Одним из организаторов героической обороны Ленинграда являлся генерал-лейтенант Василий Мжаванадзе. На подступах к Ленинграду бились соединения и части Советской Армии под командованием генерал-майоров Лаврентия Голиадзе, Георгия Джинчарадзе, Владимира Хубулури, Дмитрия Шаншашвили, вице-адмирала Георгия Абашвили, контр-адмиралов Владимира Лежавы и Семёна Рамишвили, полковников — Иосифа Барбакадзе, Иосифа Бачакашвили, Николая Грдзелишвили и многих других.
Среди отважных снайперов-защитников Ленинграда прославился Дурсун Инашвили. Под шквальным огнем противника строил мосты инженер лейтенант Е. Хомерики. Бессмертный подвиг совершил сражавшийся в районе Гатчины Александр Кавтарадзе, закрыв грудью амбразуру вражеского дота. Небо Ленинграда мужественно защищали Александр Гургенидзе и Давид Джабидзе.
Грузинские художники и скульпторы, как и другие деятели культуры, сражались на фронтах и в партизанских отрядах. Легендарный плакат «Родина-мать зовет!», ставший священным символом войны и победы, пронзительным олицетворением всех женщин, которым выпала тяжкая участь провожать сыновей на войну, был создан грузинским живописцем и графиком Ираклием Тоидзе.
Об этом и многом другом узнают участники культурно-просветительского мероприятия «Грузины на защите Ленинграда». В вечере участвуют выпускники Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова и участники Народного коллектива любительского художественного творчества ансамбля грузинского танца «Сихарули» им. Джано Липартелиани.

19.00 Лекция историка искусства Анастасии Прониной «К истории мировой цензуры: Ай Вей, Йоко Оно, Марина Абрамович и другие запрещенные художники» («Ферма Бенуа» – Тихорецкий пр., 17 Г).
Слово «цензура» произошло от лат. census, что означало в Древнем Риме периодическую оценку имущества для разделения людей на сословия. Второе значение было связано с разделением по праву пользования привилегиями гражданства. Древний цензор следил за благонадёжностью политической ориентации граждан. На лекции речь пойдёт о цензуре и самоцензуре в российском искусстве.
Benua art garden – единственный в Петербурге сад современного искусства и общедоступная галерея под открытым небом.
Искусствовед Анастасия Пронина занимается изучением и исследованием российского уличного искусства и истории города, специализируется на паблик-арт проектах и работе с городом и его локальной повесткой.

22 марта, среда

18.30 Торжественное открытие и предпоказ V Всероссийской выставки скрипичных мастеров (Шереметевский дворец – Музей музыки – наб. реки Фонтанки, 34).
Производители, мастера и реставраторы смычковых музыкальных инструментов традиционно встречаются на одной площадке с музыкантами, обмениваются опытом в построении музыкальных инструментов и опытом использования их в игре.
Художественный руководитель выставки – скрипичный мастер и реставратор, создатель интернет-ресурса «Музыкальный мастер» Рафаил Ароев.
Объективный метод оценки звуковых качеств музыкальных инструментов широко практикуется в последнее время в разных странах мира, в России же в таком масштабе проводится впервые. Суть метода: исполнитель (в роли которого выступит солист ЗКР АСО филармонии Илья Козлов) в затемненных очках за ширмой проигрывает отрывки из разных произведений на скрипках современных мастеров. Звучание скрипок оценивают эксперты в зрительном зале. Метод позволяет дважды избежать субъективной оценки относительно акустических свойств инструмента – ни слушатели, ни сам музыкант не знают, какой именно инструмент звучит.
В экспертную группу входят Михаил Гантварг, Аркадий Штейнлухт и другие известные музыканты. Каждый инструмент оценивается по ряду характеристик, в конце прослушиваний определяются скрипки, набравшие наибольшее количество баллов.
Прослушивания будут проходить по регламенту в соответствии с общепринятыми методиками оценки звучания музыкальных инструментов, применяемых в международных научных экспериментах. В таком формате это мероприятие также проводится у нас в стране впервые.
Звучание инструментов-фаворитов слепых прослушиваний все желающие смогут услышать на вечернем концерте 23 марта в Белом зале. Перед началом концерта ведущий объявит итоги слепых прослушиваний. Камерный оркестр «Дивертисмент» под управлением Ильи Иоффа исполнит в этот вечер известные музыкальные произведения на лучших инструментах современных мастеров.
В рамках выставки пройдут открытые уроки и мастер-классы, на которых ведущие педагоги-музыканты и мастера будут делиться опытом игры на инструментах, правилами ухода за ними, простыми способами улучшения звуковых качеств своего инструмента, которые может освоить любой музыкант. На экспозиции можно будет увидеть рабочее пространство скрипичного мастера, наполненное замысловатыми приборами, стружками, лаками и звуками. Посетители выставки смогут не только послушать инструменты, а также попробовать их в игре и даже выбрать подходящий для себя.
Скрипки, альты, виолончели, контрабасы и смычки современных мастеров прозвучат в руках музыкантов камерного оркестра «Дивертисмент» под руководством Ильи Иоффа, симфонического оркестра Санкт-Петербургской консерватории и других известных коллективов.

18.30 Лекция Ирины Вербловской «Репрессированный Ленинград» (Музей А.Ахматовой – Литейный пр., 53).
Лекция Ирины Вербловской строится как рассказ об истории репрессий в Ленинграде с конца 1910-х по 1953г. Эта эпоха разрушила судьбы сотен и сотен ленинградских семей, террор так или иначе затронул все слои населения города, настиг писателей и поэтов, ученых и инженеров, клириков и прихожан. Жертвами репрессивной машины стали в том числе и люди, жившие в Фонтанном Доме: Николай Пунин, Лев Гумилев, Генрих Каминский.
Лектор поведает о главных местах Ленинграда, связанных с террором, о делах, которые потрясли город, и главное – о людях, о тех ленинградцах, что лишились родных, лишились свободы и жизни.
Ирина Вербловская – историк, вдова математика и диссидента Револьта Пименова, узница исправительных трудовых лагерей, знающая не понаслышке о страшных страницах настоящего XX века.

19.00 Фильм-лекция «Бернини» из цикла «Арт-лекторий в кино» (ТРК «Питер Радуга» – просп. Космонавтов, 14).
Ни один скульптор не определил облик Рима так, как это сделал Джан Лоренцо Бернини (1598 – 1680). Ни один скульптор не работал при девяти папах. Бернини стал создателем стиля барокко в скульптуре и прославился неуёмной творческой энергией и перипетиями бурной личной биографии. А лучшая в мире коллекция его скульптуры находится в собрании галереи Боргезе в Риме. «Аполлон и Дафна», «Похищение Прозерпины», «Давид» и другие шедевры Бернини из собрания Боргезе, настоящий «театр в камне», легли в основу документального фильма «Бернини».
Режиссер – Франческо Инверницци.
В ролях: Андреа Бакки, Анна Колива, Луиджи Фикаччи.

19.00 Премьера новой редакции балета «Корсар» (Михайловский театр – пл. Искусств, 1).
Это новая редакция балета «Корсар», посвященная памяти выдающегося танцовщика и хореографа Никиты Александровича Долгушина (1938–2012). В год 85-летия со дня рождения Никиты Долгушина театр обращается к спектаклю, над которым балетмейстер работал в 2009 году.
«Балет „Корсар“ шел на этой сцене долгие годы и сильно поблек. Нужен свежий взгляд на старый спектакль: я говорю не столько о визуальном ряде, но скорее о хореографической, пантомимной, композиционной оставляющей. Мне кажется, это как с новым освещением старой картины: освети ее по-новому – и она заиграет, задышит, станет еще интереснее», – утверждал Никита Александрович.
Новая редакция балета «Корсар» сохранит замечательное художественное оформление Валерия Левенталя, к которому добавятся видеопроекции Вадима Дуленко, созданные по эскизам Вячеслава Окунева. Балетмейстер – Александр Омар.
В главных партиях выступят ведущие солисты Михайловского театра: Анжелина Воронцова, Анастасия Соболева, Анастасия Смирнова, Виктор Лебедев, Эрнест Латыпов, Никита Четвериков.

23 марта, четверг

19.00 Лекция Марины Михайловой «Свидетели жизни: жизнь, смерть и бессмертие в русской поэзии XX века» (Библиотека им. В.В. Маяковского – наб. реки Фонтанки, 44).
Лекция образовательного проекта РХГА. ХХ век – время больших испытаний для России, как, впрочем, и для всего человечества. Судьба многих русских поэтов прошлого века – крестный путь. Тем более удивительно и прекрасно, что они, яркие представители русской культуры XX века, являются для нас свидетелями жизни и вечности, вестниками свободы и бесстрашия.
Лекцию прочтет доктор философских наук Марина Михайлова.

20.00 Юбилейный праздничный концерт «135 лет Андреевскому оркестру» (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 20).
Государственный академический русский оркестр им. В. В. Андреева – первый в мировой истории профессиональный коллектив, в котором национальные инструменты были объединены по принципу симфонического оркестра. Идея принадлежит его основателю — выдающемуся русскому музыканту, композитору и общественному деятелю Василию Андрееву.
Коллектив под руководством народного артиста России Дмитрия Хохлова исполнит произведения из золотого фонда, которые позволят проследить весь путь музыкального развития прославленного ансамбля. В концерте примут участие народный артист Республики Башкортостан Рамил Гайзуллин (курай); лауреаты международных конкурсов Вячеслав Змеу (най), Сергей Колесов (саксофон); лауреаты международных конкурсов, солисты Мариинского театра Анастасия Калагина (сопрано) и Михаил Петренко (бас) и другие.

24 марта, пятница

19.00 Премьера балета «Дочь фараона» Цезаря Пуни (Мариинский-2 – ул. Декабристов, 34).
24, 25 и 26 марта в Мариинском-2 пройдут премьерные показы балета «Дочь фараона» Цезаря Пуни в хореографии Мариуса Петипа.
Реконструкцию первого полнометражного балета Мариуса Петипа, поставленного в Петербурге чуть более 160 лет назад, осуществил в Мариинском итальянский танцовщик и балетмейстер Тони Канделоро, известный как исследователь русского балетного наследия, реконструктор и обладатель обширной коллекции костюмов, гравюр, фотографий и других архивных материалов, связанных с историей танца. Расшифровывая записи Николая Сергеева, сделанные по системе Владимира Степанова, и воспоминания артистов, связанных с «Русскими сезонами» Дягилева и видевших «Дочь фараона» или когда-то ее танцевавших, Канделоро вернул на сцену грандиозный спектакль с обилием виртуозных классических танцев, массовых сцен, характерных композиций и изящной пантомимы. Декорации по старинным эскизам к нескольким версиям «Дочери фараона» выполнил художник Роберт Пердзиола.
Тони Канделоро: «”Дочь фараона” — богатый, невероятно красивый балет: четыре акта, 500 костюмов, великолепные декорации. Это будет настоящее пиршество для глаз. Здесь уже очень ярко виден гений Мариуса Петипа, и благодаря тому, как его хореографический текст был записан в прошлом, сегодня мы можем восстановить спектакль почти таким, каким он был задуман авторами. Очень важно, что театр решил вернуть на сцену постановку, с которой началась великая история Петипа и русского балета».
«Дочь фараона» на либретто Жюля Сен-Жоржа, который превратил популярный роман Теофиля Готье «Роман мумии» в фантастическую историю любви англичанина лорда Вильсона и дочери фараона, был впервые поставлен в 1862 году на сцене Большого каменного театра Санкт-Петербурга (ныне Мариинский театр). Один из самых масштабных балетных спектаклей своего времени оказался золотым для Дирекции императорских театров – сохранившиеся финансовые документы 1860-х годов иллюстрируют масштаб вложений в постановку. Золотым стал спектакль и для его автора, хореографа Мариуса Петипа. Успех «Дочери фараона» принес ему, тогда танцовщику труппы, не только признание, но и пост балетмейстера императорских театров. Золотым, дорогим сердцу был этот балет и для артистов. На протяжении шестидесяти шести лет сценической жизни спектакль оставался любимым для многих занятых в нем исполнителей, и очень часто они выбирали «Дочь фараона» для своих бенефисов. За долгие годы в главной женской партии балетоманы могли видеть Каролину Розати, для бенефиса которой Петипа и поставил этот балет, Марию Суровщикову-Петипа, супругу хореографа и одну из непревзойденных исполнительниц главной женской партии, а также Матильду Кшесинскую, Ольгу Преображенскую, Анну Павлову, Ольгу Спесивцеву, Марину Семенову и многих других блистательных балерин прошлого.
Сегодня партии в спектакле также готовят блестящие солисты труппы: Виктория Терёшкина, Екатерина Кондаурова, Надежда Батоева, Кимин Ким, Владимир Шкляров, Мария Ильюшкина, Мария Хорева, Рената Шакирова, Филипп Стёпин, Елена Евсеева, Мария Ширинкина, Никита Корнеев и другие.

19.00 Гастроли Московского театра имени Пушкина (ДК «Выборгский» – ул. Комиссара Смирнова, 15).
Труппа под художественным руководством Евгения Писарева, ученика Олега Табакова, представит два спектакля: «Вишневый сад» и «Влюбленный Шекспир» по одноименной пьесе Тома Стоппарда и Марка Нормана.
«Влюбленный Шекспир» – это первая в России театральная постановка по сценарию одноименного фильма 1998 года с Джозефом Файнсом и Гвинет Пэлтроу. В 2014 году он был переработан для театра и поставлен в Лондоне, в 2018 – в Пушкинском театре в Москве, где стал абсолютным кассовым хитом. В 2023 году «Влюбленного Шекспира» впервые увидят в Петербурге.
Специально для постановки режиссер спектакля Евгений Писарев заказал оригинальный перевод театральной адаптации «Влюбленного Шекспира». Процесс перевода и его согласования занял больше года. Оформил спектакль театральный художник Зиновий Марголин.
В ролях: Кирилл Чернышенко, Елизавета Кононова, Андрей Кузичев, Антон Феоктистов, Александр Арсентьев и др.
Гастроли продолжатся спектаклем «Вишневый сад» Владимира Мирзоева. В главных ролях: Александр Петров и Виктория Исакова. В «Вишневом саде» Мирзоев увидел «комедию катастроф». Живой оркестр на сцене, отчаянные современные танцы – лишь малая часть тех символов, знаков и интуитивных эмоциональных маяков, которые предстоит увидеть и прочитать зрителям.

25 марта, суббота

Открытие выставки «Роман о розе» в здании будущего Библиотечно-культурного центра «НОТА» (пр. Косыгина, 28/1).
Свои работы представят Анна Мартыненко, Владимир Копейкин, Эмилия Санги, Петр Белый, Лев Манович, Евгения Тут, Янина Болдырева, Анна Слобожанина и арт-группа «Север 7». Арт-объекты, созданные художниками, осмысляют тему библиотек на языке разных материалов: здесь звуковые и архитектурные инсталляции, стекло, песок и ткани, медиаэксперименты с нейросетями, одежда, интерактивные экспозиции и, конечно, книги. Работы художников сопровождает объемная и необычная историческая часть выставки. Перебирая дощечки, можно познакомиться с судьбой легендарных библиотек на фоне драматических эпох.
Выставка «Роман о розе» названа в честь книги, которая стала первым бестселлером в средневековой Европе, когда бестселлеров быть не могло: тексты переписывали вручную. «Роман о розе» – символ книжной культуры, а роза – символ неподменности истины, один из ключевых в мировой литературе от Шекспира до Эко.
Три раздела выставки будут посвящены разным аспектам прошлого и будущего библиотек. В первом будут представлены работы современных художников с историческим контрапунктом. Раздел «В пространстве и времени» будет посвящен тому, как библиотека видоизменялась с течением времени. В третьей части гости выставки увидят, как трансформировался образ читателя в разные исторические эпохи.
Вход свободный.

10.30 V Открытый Всероссийский конкурс вокального и инструментального искусства (Культурный центр Елены Образцовой – Невский пр., 65, 3 этаж).
В конкурсе принимают участие юные вокалисты и вокальные коллективы, инструментальные ансамбли. Конкурс состоит из двух туров и проводится в пяти возрастных группах: подготовительной – 7-9 лет, младшей – 10-12 лет, средней – 13-15 лет, старшей – 16-18 лет и профессиональной (солисты-вокалисты) – 19-22 года. Конкурс пройдет в двух форматах – очном и дистанционном (по видеозаписям). Начало 1 тура 25 марта в 10.30.
Награждение лауреатов, торжественное закрытие и заключительный концерт состоятся 29 марта в 17.00 в Мраморном дворце – филиале Русского музея.
Конкурс вокально-инструментального искусства на приз Культурного центра Елены Образцовой учрежден в 2019 году и входит в Ассоциацию музыкальных конкурсов России. Главной целью его проведения является выявление и поддержка детей, обладающих незаурядными способностями в области вокального и инструментального исполнительства.

12.00 Театральный фестиваль для подростков «В смысле?!» (Арт-центр «Пушкинская-10» – Лиговский пр., 53).
Фестиваль для подростков «В смысле?!» – уникальная практика работы со школьниками, учителями и молодыми режиссерами. Центром фестиваля станет публичная программа, которая будет показана с 25 марта по 3 апреля на разных площадках города (преимущественно на Новой сцене Александринского театра).
На фестиваль приедут самые интересные спектакли для подростков, созданные в России в последние годы. В афише представлены постановки из Архангельска, Калуги, Екатеринбурга, Перми, Рязани, Москвы и Тюмени, а также из Петербурга. Мультижанровую афишу фестиваля составляют спектакли самых разных форматов: документальные, интерактивные, танцевальные, музыкальные, постановки по современным текстам или с участием самих подростков.
Кроме того, пройдут показы спектаклей, созданных в рамках спецпроектов фестиваля: документальный спектакль «Педсовет» с учителями Санкт-Петербурга, лабораторная работа молодых режиссеров со старшеклассниками петербургских школ «Актовый зал» и книжный стендап подростков «Кот Бр*дского».
Фестиваль организован независимым коллективом «Театральный проект 27», создающим с молодыми авторами спектакли для подростков в Петербурге и Москве, и АНО «Содружество негосударственных театров».
Афиша фестиваля: https://festvsmisle.ru/#afisha

13.00 Однодневный фестиваль-марафон «Весь день — театр» (Театральный музей – ул. Зодчего Росси, 2 А).
Театральный музей отметит Международный день театра, который празднуется 27 марта, однодневным фестивалем-марафоном «Весь день – театр». Шестой год подряд проект приглашает всех, кто любит театральное искусство, провести день в музее. Фестиваль традиционно пройдет с 13.00 до 22.00. Посетители могут прийти как на весь день, так и на отдельные события программы.
Специально для фестиваля режиссер Дмитрий Крестьянкин готовит экскурсию-рекурсию «Это мой дед». В прогулке по экспозиции участвуют музейные сотрудники и приглашенные гости, потомки известных деятелей русского театра: театроведов Ю. Рыбаковой и А. Альтшуллера, режиссера и актера А. Мгеброва, балерины М. Кшесинской, художницы Т. Бруни, оперной певицы И. Витлин. Экскурсия пройдет только в рамках проекта «Весь день – театр».
Проект Бориса Павловича «Лес», вдохновленный философией Владимира Бибихина и стартовавший в 2021 году, прорастет и в Театральном музее. «Лес. Ангелина» – так называется спектакль Ангелины Засенцевой, которая выбрала для своей работы сложнейший объект исследования – саму себя. Сеанс медленного чтения превращается в суровый реквием покорителям Сибири и поколенческий манифест.
Программа традиционно включает творческую встречу с известными лицами петербургского театра. На этот раз поговорить о жизни и творчестве придет артист театра и кино» Александр Худяков. Встречу ведет театральный журналист Наталья Стародубцева.
Актрисы театра «Мастерская» Анастасия Стебнева, Юлия Вибе, Ульяна Лучкина и Дарья Завьялова, участницы проекта «Звучит», проведут театрализованную читку «Ремарк» и заговорят голосами главных героинь романов Эриха-Марии Ремарка «Три товарища», «Ночь в Лиссабоне», «Триумфальная арка» и «Жизнь взаймы». Зрители окунутся в атмосферу европейских столиц, «прогуляются» по Цюриху и узнают, кто воплощен в образах таинственной и дерзкой Жоан Маду, тонкой Патриции Хольман, решительной Хелен и пленительной Лилиан Дюнкерк.
Завершит вечер музыкальная дэнс-рок-группа SHUBA Leontieva с электроакустическим концертом в исполнении артистов театра «Мастерская».

19.00 Международный фестиваль медиаискусства НУР (Новая сцена им. Вс. Мейерхольда Александринского театра – наб. реки Фонтанка, 49 А).
В программе — встреча с командой НУРа, показ документального фильма «Прометей. Поэма Казанского огня» о пионерах медиа-арта, трехчастный перформанс, чьей главной идеей стала синестезия как синтез звука и света.
Международный фестиваль медиаискусства НУР – это масштабное ежегодное событие, которое проходит с 2021 года. Он объединяет свыше 150 медиахудожников, музыкантов, перфомеров и специалистов в области цифровых технологий из 20 стран мира. События фестиваля проходят на более чем 10 площадках в Казани, где размещаются арт-объекты, медиаинсталляции, проходят лекции и дискуссии, демонстрируются выставки цифрового искусства и аудиовизуальные перформансы.
25 марта программа начнется со знакомства с организаторами фестиваля НУР. В презентации примут участие основатель и куратор Рашид Османов, исполнительный продюсер Полина Петрова, куратор образовательной программы Дидар Оразов и генеральный технический партнер Вадим Булычков. Они в деталях расскажут о самом фестивале и его отличиях от других подобных событий, а также раскроют подробности отбора участников. Встреча будет особенно полезной для тех, кто хотел бы представить свои работы на НУРе в 2023 году.
Затем пройдет показ фильма «Прометей. Поэма Казанского огня» режиссера Дидара Оразова. Документальная работа, снятая организаторами НУРа, посвящена сотрудникам казанского студенческого конструкторского бюро «Прометей», которые впервые в СССР представили концерт со световыми приборами. Разработки пионеров аудиовизуального искусства стали прорывом в технологическом искусстве ХХ века: при помощи аналоговых технологий они создавали бортовые компьютеры для космических кораблей, масштабные светомузыкальные инсталляции и свето-живописные приборы. Работы СКБ «Прометей» известны по всему миру, а их великое наследие изучается до сих пор.
26 марта станет днем перформанса. В этот вечер в программе – спектакль от танцевальной компании «Полуночники» (Санкт-Петербург), который был представлен на фестивале НУР в 2022 году. В его основу легло рассуждение о понятиях времени: что такое «вовремя» или «поздно»; откуда берется дежавю и как люди ощущают себя в моменте.
Команда фестиваля представит перфоманс PENTA, в котором принимает участие концепт-студия Formate, а также художники и музыканты из Казани. Он станет попыткой художественного осмысления феномена пентатоники как самодостаточной системы, которая лежит в основе древнейшего музыкального фольклора многих народов. В аудиальной части перформанса объединятся звуки традиционных народных инструментов и экспериментальное электронное звучание, а визуальный ряд продемонстрирует результаты поиска их зримой интерпретации.
Своего рода увертюрой к перформансам станет видеоарт «София» (режиссер Дидар Оразов), посвященный Софии Губайдулиной, одному из самых значительных современных композиторов родом из Татарстана, автору более ста симфонических произведений. Работа, стремящаяся раскрыть интеллектуальный посыл композитора, представляет собой хитросплетения разных музыкальных отрезков, вырезок из ранее неизданных интервью и генеративной графики.
Вход свободный, по регистрации: https://laboratoriya-novykh-event.timepad.ru/event/2345722/

26 марта, воскресенье

16.00 Органный концерт «Германия и Франция: гармония противоположностей» (Храм святого Станислава – ул. Союза Печатников, 22).
В программе молодых органистов Аиды Глуховой и Александра Патрушина – сочинения немецких композиторов эпохи барокко и французских авторов XIX–XX веков.
Д. Букстехуде был центральной фигурой в музыкальной жизни Любека второй половины XVII века. Его слава как органиста распространялась далеко за пределы города и всего северонемецкого региона. Есть предположение, что в 1705 году И. С. Бах пешком преодолел путь из Арнштадта в Любек, чтобы послушать импровизации Букстехуде на органе. В его наследии ведущую роль занимают свободные композиции – прелюдии (токкаты, преамбулы), по музыкальному строению и языку схожие с сочинениями южноевропейских мастеров, прежде всего Дж. Фрескобальди и И. Я. Фробергера. В программе концерта – две Прелюдии Букстехуде: ми мажор и ми минор.
Затем прозвучат несколько произведений Баха. В последние годы жизни композитор работал над переработкой ряда больших хоралов, сочиненных, вероятно, в веймар-кётенский период. Они были объединены в цикл «18 Лейпцигских хоральных обработок». Прозвучит хорал «Слава в Вышних Богу». Прелюдия и фуга соль мажор была сочинена молодым композитором, предположительно в Веймаре в 1709 году. Шесть Трио-сонат предназначались для старшего сына Вильгельма Фридемана. Изначально они задумывались для исполнения на клавикорде или клавесине с педалью. Эта изящная музыка требует от исполнителя координации высокой степени. На концерте будет исполнено Andante из Сонаты № 3 ре минор. Прелюдия и фуга ля минор – одно из самых развёрнутых и эмоционально насыщенных произведений для органа у Баха, написанное в яркой виртуозной манере.
Перу Л. Вьерна принадлежат шесть Симфоний для органа, в которых проявляется его стиль: стремление к монотематизму, острые хроматические гармонии и обилие диссонансов, владение техникой контрапункта и колористической палитрой. Первые три симфонии относятся к довоенному периоду в творчестве композитора; в них он ищет формы самовыражения, постепенно отдаляясь от эстетики своих учителей – С. Франка, Ш.-М. Видора и А. Гильмана. В программе концерта – Скерцо и Финал из Симфонии для органа № 2.
О. Мессиан – французский композитор XX века, создавший свой собственный характерный музыкальный язык, который сложно отнести к какому-либо направлению, настолько он самобытен. Истоки его музыки – григорианский хорал, индийская музыка, музыка французских композиторов, его изыскания в области орнитологии, и всё это объединено в причудливый музыкальный сплав. Цикл «Вознесение» (1933/34) – переложение номеров 1, 2, и 4 его же сочинения L`Ascension для оркестра (1932/33). 3-я часть написана специально для органа. Ею бравурно завершится концерт.

16.00 Киноклуб в «Сообществе»: фильмы Елены Гуткиной «Волк и семеро козлят» и «Антигона» (Новая Голландия – наб. Адмиралтейского канала,2).
Киноклуб «Сообщества» – это киноклуб молодого и экспериментального кино, ищущего альтернативные официальным формы рефлексии реальности. Независимые режиссёры представляют свои новые фильмы и обсуждают их с молодыми критиками из самиздата «К!». На мартовской встрече будут представлены два неигровых фильма Елены Гуткиной – режиссёра, окончившей мастерскую Артура Аристакисяна в Московской школе нового кино.
Созданный совместно с Генрихом Игнатовым и прокатившийся по множеству фестивалей «Волк и семеро козлят» (2017) запечатлевает быт отца и его взрослого сына с аутизмом. Нежность героев друг к другу смешивается с невозможностью понять и до конца принять другого. Теснота кадра и общего пространства аккумулирует удушающую близость и взаимозависимость, но это не означает, что в их мире не остаётся места для любви.
Новый фильм Гуткиной «Антигона» (2023) – это настойчивый и безысходный взгляд, обращённый из заточения в мир такой же несвободы. Тёмные, скрытые за пеленой и шумами образы нуждаются во вглядывании и вслушивании, в зрительской рефлексии относительно природы и места собственного зрения. На показе будет показана рабочая версия картины.
Куратор клуба – Алексей Артамонов, кинокритик, программный директор Международного фестиваля дебютного в кино в Новой Голландии.
Самиздат о кинематографе «К!» – проект выпускников Факультета свободных искусств и наук, попытка говорить и думать о разном кино в неконвенциональных форматах. Редакция выпускает эссе о кинематографе, коллективные материалы по следам совместных просмотров, переводы теоретических текстов.

18.00 Спектакль «Вальс имени Гоголя» (Государственный Пушкинский театральный центр – наб. реки Фонтанки, 41).
Аксентий Иванович Поприщин, титулярный советник, ведет дневниковые записи, в которых отражены его жизнь, служба в департаменте, люди вокруг него. Чувство невозможности существования в реальном мире, полном унижений, цинизма и нищеты, вытесняется в его сознании фантастическими видениями, где он волен быть счастливым, властвовать и даже стать королем Испании. Чем больше герой погружается в собственные фантазии, тем отчетливее проявляется истинный образ той действительности, которая Поприщина создала и черты которой часто угадываются в сегодняшней жизни.

19.00 Сольный концерт Светланы Медведевой (Лютеранская церковь святых Петра и Павла (Петрикирхе) – Невский пр., 22-24).
Обладательница Гран-при V Международного конкурса оперных певцов «Антология голоса», сопрано Светлана Медведева – в прошлом солистка Новосибирского государственного академического театра оперы и балета.
В программе прозвучат шедевры вокального репертуара различных эпох: от редко исполняемой арии «They tell us that your mighty powers above» из последней семиоперы Г. Перселла «Королева Индейцев» до «Соловья» А. Алябьева.
Партия фортепиано – Анастасия Каравайская.
Концерт проходит в рамках VIII международного музыкального фестиваля «Классика без границ».

27 марта, понедельник

15.15 Семейная экскурсия на Императорский фарфоровый завод (пр. Обуховской обороны, 151).
Экскурсия включает в себя посещение Цеха высокохудожественных изделий, где
можно понаблюдать за процессом изготовления различных фарфоровых предметов. А также побывать в Галерее современного искусства фарфора, в которой выставлены лучшие на сегодняшний день образцы высокого фарфорового искусства.
В настоящее время Императорский фарфоровый завод выпускает около 4000 наименований изделий. Они изготовлены из твердого и костяного фарфора. Изделия декорированы надглазурной и подглазурной росписью с использованием в декоре красок из редких и драгоценных металлов. По заказу завод изготавливает реплики из музейной коллекции ХVIII–ХХ вв., фирменную посуду с логотипом и монограммой заказчика.
На протяжении десятилетий повышенным спросом пользуется фирменный сервиз завода с рисунком «Кобальтовая сетка» (С. Е. Яковлева, А. А. Яцкевич), удостоенный золотой медали на Всемирной выставке в Брюсселе.
Запись на экскурсию по телефону: +7 (812) 326-17-43.

19.00 Концерт «Два виртуоза. Два поэта» (Дворец Белосельских-Белозерских – Невский пр., 41).
Уникальный концерт солистов с мировыми именами – Екатерины Мочаловой (домра, мандолина) и Ровшана Мамедкулиева (гитара) проходит в рамках 8-го международного музыкального фестиваля «Классика без границ».
Екатерина Мочалова – концертмейстер Национального академического оркестра народных инструментов Российской Федерации имени Осипова, доцент Российской академии музыки имени Гнесиных, кандидат искусствоведения. Она выступала на лучших сценах России и мира с Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы», Государственным камерным оркестром Гонконга, Madeira Classical Orchestra (Португалия) и другими коллективами. Сотрудничает с известными музыкантами, в числе которых – Юрий Башмет, Денис Мацуев, Екатерина Мечетина и другие.
Исполнительскую манеру Ровшана Мамедкулиева называют «невероятной, красочной, уверенной, изысканной, незабываемой, ошеломительной и блестящей», а самого музыканта – «огненно-ярким талантом», «поэтом гитары» и «одним из самых захватывающих инструменталистов».
В программе: И. С. Бах, Н. Паганини, Э. Вилла-Лобос, Э. Гранадос, М. де Фалья, Я. Кувахара.

28 марта, вторник

18.00 Кураторская экскурсия по выставке «К Резине! Сопротивление материала» (Центр современного искусства им. Сергея Курёхина – Лиговский пр., 73, 4-й этаж).
Непривычные для живописи и скульптуры материалы впервые начали использовать ещё в первом десятилетии ХХ века. Но расцвет использования в искусстве вещей, изначально созданных не с художественными целями, пришёлся на середину прошлого века. Всё то, что было некогда хламом, преображалось в пространстве авторского произведения и становилось искусством.
Куратор выставки, искусствовед Ксения Макаренко: «Именно с конца 1950-х – начала 1960-х годов в культуре окончательно утвердился один из важнейших маркеров современной художественной системы координат. Фактурный, упругий, эластичный, гуттаперчевый материал резина (из жидкой резины – силикона – можно отлить практически любую форму) заменил бронзу, мрамор, золото. Новый материал вполне закономерно привел к новой образности».
На экскурсии по выставке «К Резине! Сопротивление материала» будут представлены работы современных художников, которые исследовали возможности резины в качестве рабочего материала. Одни сохранили признаки прошлого «автомобильного» воплощения покрышек, но уже в совершенно новой неожиданной пластике, другие полностью видоизменили исходный материал, лишив его привычных признаков, третьи дополнили стандартные свойства оригинальной эстетикой.
Художники, которые принимают участие в выставке: Павел Игнатьев, Петр Белый, Юрий Никифоров, Владимир Козин, Семен Мотолянец, Вова Лило, Антонина Фатхуллина, Денис Прасолов, Тина Хмельницкая, Наталия Спечинская, Мария Грабарева, Тимур Мусаев-Каган, Вильгений Мельников, Сергей Катран, Андрей Сикорский, Стас Багс, Екатерина Малахова, Александр Малышкин.

19.00 Премьера мюзикла «Петр I» (Санкт-Петербургский государственный театр музыкальной комедии – ул. Итальянская ,13).
Театр представляет мировую премьеру первого русско-американского мюзикла, который посвящен жизни и деятельности выдающегося российского императора – Петра Великого. Постановка, задуманная несколько лет назад, приурочена к 350-летию со дня рождения Петра I.
Авторы мюзикла – один из самых именитых американских композиторов XXI века Фрэнк Уайлдхорн и известный российский драматург Константин Рубинский – постарались передать в своем сочинении масштаб личности Петра. При этом им удалось показать сложность и противоречивость характера русского императора, лишив его фигуру всякой идеализации и избегая однобокости в оценках его деятельности, чем зачастую страдают те немногие произведения о жизни Петра Первого, которые в разные годы появлялись на мировых музыкальных подмостках.
На сцену петербургского театра выйдет не «медный всадник» – монументальная и обремененная многочисленными историческими концепциями политическая фигура, а земной человек, с его мечтами и сомнениями, любовью и устремленностью в будущее. Жизненный путь Петра авторы прослеживают от 10-летнего возраста, когда он стал царем, и до основания одного из самых прекрасных городов мира, на много лет ставшего столицей России – Санкт-Петербурга.
Спектакль будет также показан 29 и 30 марта.

19.00 Моноспектакль Светланы Щедриной «Человеческий голос» (Драматический театр на Васильевском – Малый пр. В.О.,49).
Монодрама Жана Кокто «Человеческий голос» – это исповедь женщины, представленная в виде диалога с невидимым телефонным собеседником. Собеседник – оставивший ее возлюбленный, и в разговоре с ним отражаются духовный мир и трагедия героини.
Французский писатель, поэт, драматург, художник и кинорежиссер Жан Кокто создал целый ряд одноактных пьес, исполнителями становились Эдит Пиаф, Берт Бови, Жан Марэ и другие прославленные артисты, его современники. Каждый такой спектакль – серьезное погружение в человеческую душу, «кусочек жизни», полный драматизма и эмоций. На основе пьесы Кокто композитор Франсис Пуленк создал одноименную монооперу.

29 марта, среда

17.30 Встреча с писателем Светланой Мосовой (Библиотека им. Н.Г. Чернышевского – пр. КИМа, 4).
В гостях у библиотеки писатель Светлана Мосова (род. 1953), сценарист телепрограммы «Малые родины большого Петербурга», автор шести книг и более пятисот телевизионных программ. В числе её произведений такие книги, как «Василеостровские мечтатели», «В поисках прошлогоднего снега», «Один мужчина и одна женщина» и другие.
Светлана Мосова расскажет о своем творчестве, о работе над телепрограммой «Малые родины большого Петербурга», некоторые фильмы которой были сняты на Васильевском острове. Участники мероприятия увидят один из них – «Новый Петербург», посвященный острову Декабристов.

19.30 Фильм-лекция «Канова» из цикла «Арт-лекторий в кино» (Великан Парк – Александровский парк, 4/3, литера А).
Антонио Канова (1757 – 1822) – скульптор, который посвятил всю жизнь поиску гармонии и идеального начала в искусстве. Но в то же время он воспевал мир навсегда утраченный: будучи выходцем из Венеции, Антонио Канова в 40 лет пережил падение Венецианской республики и стал последним крупным венецианским мастером. Своим искусством он пытался остановить время, и главной идеей его произведений стала идея красоты, не имеющей начала и конца. Канова сумел объединить восхищение греческой Античностью и современность, остроту переломной эпохи конца XVIII — начала XIX века. Режиссёр Франческо Инверницци и съёмочная группа фильма «Канова» отправляются вслед за мастером из его родного городка Поссаньо в Венецию и затем в Рим, где скульптору предстоит встретиться с самим Наполеоном.
В ролях: Витторио Сгарби, Марио Гудерцо.

30 марта, четверг

11.00 Выставка «Найти Бэнкси» (Севкабель Порт – В.О., Кожевенная линия, 40).
Выставка посвящена одному из самых противоречивых художников стрит-арта – загадочному Бэнкси (род.1974), вокруг работ которого не утихает спор о том, что же это такое, искусство или вандализм. Посетители выставки увидят более 150 работ по мотивам произведений Бэнкси, аутентичные копии картин и самые яркие скульптуры художника, реалистично воспроизведенные стены с граффити, многие из которых уже закрашены или продолжают украшать стены зданий в разных странах мира. Бэнкси – художник стрит-арта, личность которого до сих пор остаётся тайной. Граффити Бэнкси, выполненные в технике трафаретной печати, появляются в разных городах планеты и становятся событием в жизни современного общества. Работы художника, наполненные чёрным юмором и сатирой, затрагивают острые темы, такие как милитаризм, бездумное потребление, социальное неравенство, эпоха контроля, защита окружающей среды, будущее для детей. Произведения Бэнкси можно найти на стенах домов, в частных коллекциях и у друзей художника. Несмотря на это, многие граффити уже закрашены, так как зачастую власти не соглашаются с ценителями стрит-арта и считают работы Бэнкси хулиганством. Выставка «Найти Бэнкси» создана для того, чтобы каждый смог погрузиться в творчество художника и составить собственное мнение. Проект будет интересен даже тем, кто не следит за современным искусством. На выставке представлены более 160 воссозданных работ Бэнкси: картины, скульптуры, легендарные стены с граффити и инсталляции.

18.30 Музейно-театральный проект «Чудесный источник. Театральная лаборатория в Эрмитаже» (Главный штаб Эрмитажа – Дворцовая площадь, 6/8).
Этот проект – результат сотворчества Эрмитажа и Института сценических искусств. Участниками музейно-театральной лаборатории стали студенты и магистранты режиссерской мастерской Геннадия Тростянецкого (педагог-куратор Наталья Никуленко) и драматургической мастерской Натальи Скороход.
Молодые режиссеры и драматурги выбрали 12 произведений из Галереи памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых, вдохновились и создали серию перфомансов. Каждая из композиций представляет собой поток ассоциаций и образов, вызванных картинами Клода Моне, Анри Матисса, Казимира Малевича, Пьера Сулажа, Поля Гогена, Ван Гога и других мастеров. В режиссерских решениях задействованы самые разнообразные выразительные средства театрального языка. Наряду с пластическими, музыкальными и цирковыми элементами, театральной пародией, использованы инструменты иммерсивного и документального театра.
Следить за анонсами и новостями проекта можно на сайте: lab.hermitagemuseum.org

31 марта, пятница

13.30 Программа для детей «Город духовых инструментов Дудкендорф» (Михайловский театр – пл. Искусств, 1).
Юные любители музыки вместе с весёлым, любознательным Обертончиком и бароном Фортиссимо отправляются в удивительную страну Оркестрию. Дорога пролегает через города Молоточкинбург, Струнбрюк и Дудкиндорф, где их ждёт знакомство с самыми разными музыкальными инструментами. В каждом из этих городов ребята познакомятся с их жителями – ударными, струнными и духовыми инструментами – их голосами и особенностями, а также попробуют поиграть на них. А в завершение путешествия жители музыкальных городов соберутся в Оркестрии и покажут, на что они способны, а дети им помогут.
В представлении участвуют: Дмитрий Давыдов, Мария Кукушкина, артисты оркестра Михайловского театра.

16.00 Лекция Эдуарда Томши «Архип Иванович Куинджи» (Библиотека №4 «Горелово» – ул. Коммунаров (Горелово), 118/1).
Архип Иванович Куинджи (1842 – 1910) – один из самых ярких и великих русских художников XIX века. Своим художественным творчеством он заложил новые тенденции для целого поколения живописцев, создал особый тип романтического пейзажа, основанного на реалистическом восприятии окружающего мира, но преображенного творческой индивидуальностью великого мастера живописи.
Лектор: Артист высшей категории «Губернаторского симфонического оркестра Санкт-Петербурга», художественный руководитель и дирижер оркестра «Северная Венеция», председатель Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Эдуард Антонович Томша.

19.00 «Всенощное бдение» Сергея Рахманинова в исполнении Певческой капеллы Санкт-Петербурга (Государственная академическая капелла – наб.реки Мойки, 20).
«Всенощное бдение» С.В. Рахманинова входит в число величайших и самых известных творений в наследии русской духовной музыки. Исполнение «Всенощной» Певческой капеллой близко к идеальному, а запись этого произведения в 1982 году Ленинградской академической капеллой им. Глинки под управлением Владислава Чернушенко стало поистине историческим событием.
«Всенощное бдение» Сергея Рахманинова считается венцом «золотого века» русской духовной музыки. Этот период, начавшийся в 1880-х годах и продлившийся до прихода к власти большевиков, был эпохой, когда выдающиеся русские композиторы, от Чайковского и Римского-Корсакова до Чеснокова и Гречанинова, обратились к православной церковной музыке и богослужебным текстам. Рахманинов начал работу над «Всенощным бдением» в конце 1914 года, в разгар Первой мировой войны.
Ориентируясь на старинный знаменный распев, Рахманинов создал свои собственные оригинальные темы. Первое исполнение «Всенощной» состоялась 10 (23) марта 1915 года в концерте Московского Синодального хора под управлением Николая Данилина, близкого друга и однокурсника Рахманинова. Несмотря на необыкновенный успех, дальнейшая судьба «Всенощного бдения» сложилась непросто. Как церковное сочинение оно не вошло в богослужебную практику и оставалось в основном на концертной эстраде. После революции «Всенощное бдение» Рахманинова было запрещено на долгие десятилетия.
Солисты: Дарья Лейбова (меццо-сопрано), Олег Трофимов (тенор).
Возглашения: Владимир Миллер (бас-профундо), Олег Радченко (бас).
Дирижер – Владислав Чернушенко.

 

 

 

 

На заставке использована фотография Марка Сизова.