15 декабря, среда

11.00 Начало работы выставки «Одинокий голос человека» к 70-летию Александра Сокурова (Киностудия «Ленфильм» – Каменноостровский пр., 10).
Выставка откроется показом восстановленной на «Ленфильме» версии фильма «Молох», мировая премьера которой состоялась на кинофестивале в Турине 1 декабря. В рамках выставки также состоится вторая, зимняя, часть масштабной ретроспективы Александра Сокурова. Она завершится показом тетралогии власти одним сеансом: впервые в один день будут показаны фильмы «Молох», «Телец», «Солнце» и «Фауст».
Кураторская группа проекта: кинорежиссер Николай Хомерики, главный редактор журнала «Сеанс» Василий Степанов, художница Полина Заславская, арт-директор журнала «Сеанс» Арина Журавлева.

16.00 Показ перформанса «Я был здесь» эстонской компании современного танца Fine5 Dance Theatre (Таллин) (Мраморный дворец – ул. Миллионная, 5/1).
«Каннон Данс» ежегодно представляет петербургскому зрителю мировые тренды в современном танце и смежных дисциплинах – перформансе, кинотанце, мультимедиа, а также активно поддерживает и популяризирует отечественный contemporary dance. Среди основных событий проекта: творческие встречи с выдающимися деятелями мирового хореографического искусства, мастер-классы, демонстрация кинотанцевальных работ, вечера российского современного танца, постановки зарубежных коллективов из Нидерландов, Израиля, Кореи, Франции, США, Швейцарии, Финляндии и других стран. В этот раз в фокусе проекта окажется эстонский современный танец.
Fine5 Dance Theatre и Дом танца «Каннон данс» под руководством Натальи и Вадима Каспаровых связывают давние творческие и дружеские отношения. Спектакль «Я был здесь» создан в 2020 году в сотрудничестве с известным латвийским хореографом Ольгой Житлухиной. Сценой для этого перформанса станет Белый зал Мраморного дворца. В работе исследуется актуальная для современных реалий тема общения. Можем ли мы почувствовать настоящее прикосновение, или единственное известное нам общение – это сенсорные экраны? Насколько мы ценим реальное общение между людьми? Что обычные прикосновения могут рассказать о нас? Этими и другими вопросами хореограф задается вместе с танцовщиками, приглашая к общению зрителя.
Вход на мероприятие будет осуществляться по билетам в Мраморный дворец c обязательной предварительной регистрацией на событие через Timepad.

18.30 Презентация книги Валерия Заворотного «Гавриил, или Трубач на крыше» (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме – Литейный пр., 53).
Книга Валерия Заворотного «Гавриил, или Трубач на крыше» завершает «триптих», куда кроме нее входят произведения «Кухтик, или История одной аномалии» и «Вот придет кот, или Нулевые годы».
Валерий Заворотный – литератор, публицист, бывший заместитель главного редактора журнала «Звезда», бывший главный редактор журнала «Петербург. Место и время». Вечер ведет Никита Елисеев.

19.00 Гала-концерт I Международного конкурса скрипачей «VIOLINO» (Белый зал Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого – ул. Политехническая, 29).
В жюри конкурса вошли: председатель – заслуженный артист России Граф Муржа (Россия), художественный руководитель – Алехандро Драго (Аргентина, США), Роман Федчук (Чехия), Лоренцо Турки-Флорис (Италия), Роберто Бокор (Швейцария), Алексей Лукирский (Россия).
Прослушивания прошли в онлайн-формате. Трансляции всех мероприятий можно посмотреть на сайте конкурса https://violinocompetition.ru/blog/video/2021/
Запись на концерт на странице конкурса в социальной сети Вконтакте: https://vk.com/violinocompetition

19.00 Рождественский концерт солистов Санкт-Петербургского Дома музыки (Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга – наб. реки Мойки, 20).
С оркестром выступят молодые виртуозы России: виолончелист Василий Степанов, пианист Илья Папоян и гобоист Алексей Савинков. Дирижер – Николай Цинман. В программе: Гобойный концерт Моцарта, Первый виолончельный концерт Сен-Санса, Третий фортепианный концерт Рахманинова.

19.00 Премьера спектакля «Джордж Каплан» по одноименной пьесе Фредерика Соннтага (БДТ им. Г. А. Товстоногова, Малая сцена – наб. реки Фонтанки, 65).
Спектакль «Джордж Каплан» поставлен в БДТ молодым режиссером Арсением Бехтеревым, выпускником Мастерской Андрея Могучего. В основу постановки легла одноименная пьеса современного французского драматурга Фредерика Соннтага. В БДТ состоится первая постановка этой пьесы в России.
Герои спектакля – подпольная группа молодых активистов, команда сценаристов, члены тайного правительства. На первый взгляд различий между ними больше, чем общего. Однако для каждого из них принципиально важное значение имеет Джордж Каплан. Но кто он и почему влияет не только на героев спектакля, но и на жизнь современных людей? Режиссер Арсений Бехтерев предлагает зрителям решить эту загадочную головоломку о мифах и информационной войне, о личности, способной изменить мир, и о манипуляции человечеством. Но с Джорджем Капланом нужно быть осторожным: любой исчерпывающий ответ рождает новый вопрос.
Впервые имя Джорджа Каплана появилось в фильме «К северу через северо-запад» Альфреда Хичкока. Оно принадлежало выдуманному спецагенту: несмотря на то, что человека с таким именем не существовало, Джордж Каплан заметно повлиял на ход событий. Пьеса «Джордж Каплан» – часть цикла Соннтага под названием «Призрачная трилогия» (пьесы «Джордж Каплан», «Бенджамин Уолтер» и «Б. Травен»). В этом цикле драматург исследует существовавшие в XX веке и актуальные сейчас способы разговора на политические темы, размышляет о рождении и распространении историй и мифов, а также о формах борьбы с обществом потребления.

20.00 Фестиваль кино Португалии в Санкт-Петербурге (Киноцентр «Великан Парк» – Александровский парк, 4/3).https://www.cinemafia.ru/posts/1684/
Фестиваль откроется масштабной киноработой Тьягу Гедеша «Поместье», которая повествует о жизни семьи, владеющей одним из крупнейших земельных наделов в Европе, расположенном на южном берегу реки Тежу. Лента не только раскрывает зрителю тайны обитателей поместья, но и дает представление об исторической, политической, социальной и экономической ситуации в Португалии, начиная с 40-х годов XX века и заканчивая нашими днями.
«Португалия в коротком метре» — киноальманах от шести режиссеров разных поколений. В основе короткометражек произведения Антона Чехова, камерная история про двух кузенов, запертых ледяной стихией в небольшом доме, сюжет про старый футбольный мяч, история про консьержа Альберто, в котором однажды просыпается давно дремлющее желание независимости и свободы, и черная комедия, рассказывающая историю семьи, состоящей из пяти братьев, матери-одиночки и бабушки, которые живут в тесной маленькой квартирке в Бенфике.
«Тишина – Голоса Лиссабона» Селины Кост Карлиль и Юдит Кальмар – документальный фильм, действие которого разворачивается в португальской столице в эпоху джентрификации. Селина, иностранка, живущая в Португалии уже более 20 лет, знакомит зрителя с Ивоной Диаш и Мартой Миранда, местными исполнительницами фаду разных поколений. Языком традиционной португальской песни они рассказывают о борьбе за сохранение своего искусства и сообщества ценителей фаду. Их музыка сопровождает зрителя на протяжении всего фильма, который рассказывает о взаимоотношениях между исполнителями фаду и стремительно меняющимся миром.
«Моральный порядок» Мариу Баррозу – история женщины, протестующей против диктата патриархата и формализма. Женщины, опередившей свое время и бросившей вызов лицемерному обществу, которое лишь пыталось выставить себя высоконравственным, беспощадно карая при этом любого, кто посмел бы восстать против него.
Завершит фестиваль кинокартина Сержиу Трефо «Гнев». Эпическая история одной крестьянской семьи, для которой чувство собственного достоинства оказывается сильнее голодающих детей. История основана на романе Мануэла да Фонсеки, который в свою очередь основан на реальной истории о человеке, в течение трех дней в одиночку оказывавшего сопротивлении армейским частям.
Все фильмы демонстрируются на языке оригинала с русскими субтитрами.
Бесплатный вход на все сеансы строго по предварительной онлайн-регистрации на сайте https://velikan-park.ru/spb/news/2136/ Количество мест ограничено. Вход на все показы бесплатный.

16 декабря, четверг

Начало выставки «Vivere militare est / Жить – значит бороться» (Монумент героическим защитникам Ленинграда – пл.Победы, 1).
Выставка посвящена медицине блокадного Ленинграда и Ленинградского фронта. На временной экспозиции будут представлены экспонаты из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Военно-медицинского музея, Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, Музея городской станции скорой медицинской помощи Санкт-Петербурга – художественные произведения, документы, фотографии, медицинские инструменты и аппараты, бытовые предметы, рассказывающие о труде врачей, медсестер, санитаров, спасавших жизни красноармейцев и жителей блокадного города.
Натурные зарисовки художника-графика Виктора Слыщенко, сопровождаемые авторскими комментариями, перенесут в атмосферу городской больницы имени 25 Октября (ныне Александровская больница). Художник был госпитализирован в нее в начале 1942 года.
Среди других художественных свидетельств – редкие примеры советского медальерного искусства 1970-80-х годов, посвященные жизни осажденного Ленинграда, – гипсовые плакетки со сценами скудных трапез, обогрева у печи, передвижения по городу, взаимопомощи на улицах, очередей за хлебом и похорон.
Различные рисунки и иллюстрации из изданных в военном Ленинграде медицинских пособий и сборников научных трудов познакомят гостей выставки с нормативной стороной медицинского дела того времени.
Выставку дополняют работы блокадных фотокорреспондентов, запечатлевших сцены из жизни осажденного города.
На выставке будет демонстрироваться снятый в больницах блокадного Ленинграда документальный учебный фильм «Алиментарная дистрофия и авитаминозы» (режиссер Ной Галкин, 1943) и воспроизводиться аудиозапись дневника доктора поликлиники Ленинградского завода № 232 Ольги Александровны Сергеевой.
Выставка открыта до 28 февраля.

16.00 Открытие конференции «100 лет детского чтения», приуроченной к 100-летию Центральной городской детской библиотеки им. А. С. Пушкина (Центральная городская детская библиотека им. А.С. Пушкина – ул. Б. Морская, 33).
На конференции предполагается обсудить широкий круг вопросов, среди которых:
– 100 лет истории детского чтения и детских библиотек;
– пространство детлита в постсоветский период;
– формирование читательских компетенций ребенка: российский и зарубежный опыт библиотек;
– библиотечные проекты, направленные на развитие и поддержку семейного чтения;
– создание информационной среды детских и юношеских библиотек: проблемы и перспективы;
– поддержка детского и юношеского чтения в Санкт-Петербурге в рамках межведомственного взаимодействия учреждений образования, культуры и общественных организаций.
По итогам конференции планируется издание электронного сборника докладов.

17.30 Презентация книги члена Всемирного клуба петербуржцев В. А. Дервенёва «Город верит» (Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда – Соляной переулок, 9).
В настоящем издании собраны документальные свидетельства, факты и воспоминания о том, как в годы блокады Ленинграда работали священнослужители, функционировали храмы. В годы блокады Ленинграда посещаемость церквей значительно возросла по сравнению с довоенным временем, 10 храмов оставались открытыми до полного освобождения города: в них жители могли получить поддержку, кров и пропитание.
Владимир Алексеевич Дервенёв – действительный член Всемирного клуба петербуржцев, действительный член Русского Географического общества, действительный член Императорского православного палестинского общества.

20.00 «Трансгуманизм: за гранью человеческого?» – четвертая дискуссия в рамках международной онлайн-платформы NEW NOW (регистрация: https://manegespb.timepad.ru/event/1870147/).
Трансгуманизм – научное и философское движение, в центре внимания которого лежит расширение физических и интеллектуальных возможностей человека, а также продление среднего срока жизни и, более того, поиск возможностей достижения бессмертия.
Вместе с приглашенными экспертами участники дискуссии попытаются разобраться в том, что из новейших технологий становится (уже стало) реальностью, поговорят об этической стороне последствий этого. Задумаются над тем, изменит ли реализация идей трансгуманизма устоявшиеся нормы отношений между людьми, и над тем, насколько радикально мы готовы изменить свое тело ради получения тех самых сверхспособностей. Попытаются найти ту грань «человеческого», за которой нас ждет новая эпоха – эпоха постгуманизма.
Среди спикеров встречи – британский литературовед, культуролог и мыслитель Тимоти Мортон, широко известный своими концепциями кризиса эпохи антропоцена, «более-чем-человеческого» мира и конца привычного мира. Об участии других спикеров будет объявлено позднее.
Модератор встречи – Анна Кирикова, создатель и программный директор программы NEW NOW (Манеж).
Мероприятие проводится в рамках международной программы UK – Russia Creative Bridge 2021-2022 при поддержке Отдела культуры и образования Посольства Великобритании в Москве.

20.00 Дискуссионный клуб «ДК Громов. Петербург в ХXI году» (ул.Громова, 4).
Дискуссия пройдет в контексте экспозиций «Петербург в ХXI году» (куратор – Николай Кононихин) и «От мирискусников до миллениалов» (куратор – Кирилл Авелев), открытых в «ДК Громов» в рамках выставки «Архитектура неопределенного» («ДК Громов» совместно с www.artocratia.com ). Название дискуссии отсылает к вышедшему столетие назад альбому литографий Мстислава Добужинского «Петербург в двадцать первом году». В этой отсылке<strong> – начало драматургии, вокруг которой и будет строиться предстоящая дискуссия.
Сложившийся со времен мирискусников весьма строгий и «холодный», порой «безжизненный», преимущественно монохромно-графичный образ Петербурга оказался настолько стойким, что доминировал в течение всего ХХ века. Конкуренцию ему мог составить в конце ХХ века разве что примитивистский Петербург Арефьева-Митьков-Флоренского. Кто создает образ Петербурга в современном искусстве? Каков этот образ? Как он соотносится с названными выше традициями? Чем сегодня эти традиции являются нам: мерой весов для определения художественной ценности, канонической моделью, идти против которой – «себе дороже»; прокрустовым ложем, сковывающим художественную самостоятельность?
Находит ли современный Петербург – с новыми архитектурными доминантами, уличным освещением эпохи потребления, новыми формами социальной активности, климатическими изменениями – свое отражение в искусстве? И узнает ли в этом отображении себя?
Автор идеи – Николай Кононихин. Модератор – Дмитрий Мильков.
Участники: издатель и коллекционер Кирилл Авелев, искусствовед Николай Кононихин, художник Рубен Монахов, философ Валерий Савчук, художник Ирина Быкова-Голдовская, фотограф Андрей Чежин.

17 декабря, пятница

19.00 Концерт «Я пришел к Рождеству с пустым карманом» памяти Иосифа Бродского (Санкт-Петербургский театр «Мюзик-Холл» – Александровский парк, 4).
В сопровождении симфонического оркестра «Северная Симфония» под управлением художественного руководителя театра Фабио Мастранджело актер театра и кино Владимир Кошевой прочитает цикл рождественских стихов Бродского. В концерте также примут участие солисты и хор театра «Мюзик-Холл».

19.30 Программа Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова в рамках проекта «Новый танец на Новой сцене» (Новая сцена Александринского театра – наб. реки Фонтанки, 49 А).
Постановщики спектакля «Туман» размышляют о том, как движется наше внимание, на что оно (пере)направляется сейчас, предполагают, куда может привести после. Туман – это неопределенность, размытость, незнание чего-либо. Хореография и постановка – Иван Сачков совместно с #IST26. Свет – Эмиль Авраменко. Звук – Андрей Петрушенков. Танец – #IST26.
Зрители программы «Новый танец на новой сцене» увидят также спектакль «Плотный воздух». Хореография и постановка – Анна Хирина совместно с #IST25. Чтобы стать видимым, нужна среда. Воздух вызывает слушание, когда, будучи приведён в движение, составляет нечто «непрерывное и плотное». А воздух становится «плотным» лишь благодаря гладкой поверхности ударяемого тела. Воздух-свобода-осознанная необходимость.
«Искусство современного танца» – комплексная университетская программа, направленная на подготовку танцовщика как представителя творческой профессии: самостоятельно мыслящего, владеющего своим телом как тонко настроенным инструментом, ощущающего свою связь со всем контекстом современного искусства. Основная особенность данной программы – это ее открытость и нацеленность на формирование внешних взаимосвязей с разнообразием форм отечественного и зарубежного современного танца и со смежными искусствами. Ежемесячное приглашение преподавателей различных направлений современного танца формирует у студентов представление о существующих возможных путях развития их собственной исполнительской практики.
Центральным эпизодом каждого семестра является постановка спектакля с приглашенным хореографом. Один или несколько хореографов по приглашению кафедры работают со студентами и за 3-4 недели ставят с ними полноценный спектакль, который презентуется на одной из площадок города.

18 декабря, суббота

10.00 «Целый век с библиотекой» – программа детских мероприятий, посвященных 100-летию Центральной городской детской библиотеки им. А. С. Пушкина (Центральная городская детская библиотека им. А. С. Пушкина – ул. Большая Морская, 33).
В декабре ЦГДБ им. А. С. Пушкина отмечает 100 лет со дня основания. В программе: спектакль от театра для самых маленьких «Крафт», музыкальная сказка «Бременские музыканты» от театра «Чижик-Пыжик», спектакль «Евгений Онегин» от коллектива «Горошины». В конце вечера всех ждет настоящий праздничный бал в лучших традициях XIX века. В пространстве библиотеки на протяжении всего дня будут организованы мастер-классы, интерактивные занятия, а встречать гостей будут герои любимых детских произведений.
На все мероприятия необходима регистрация на сайте pushkinlib.spb.ru.

11.00 Новогодние представления в ТЮЗе им. А. А. Брянцева (Пионерская пл., 1).
ТЮЗ им. А. А. Брянцева подготовил для детей специальную программу, в которую входит спектакль-сказка и новогодняя интермедия в фойе театра. Юных зрителей ждет встреча с Дедом Морозом и Снегурочкой, традиционный хоровод вокруг ёлки, кроме того, каждый сможет превратиться в любимого сказочного персонажа с помощью аквагрима, собственноручно сделать подарок для друзей на мастер-классе по оригами и отправить письмо по волшебной новогодней почте.
18 декабря в 11.00 и 15.00 состоится показ спектакля «Сказка о царе Салтане» (8+). Знаменитая сказка А. С. Пушкина, поставленная молодым режиссером Антоном Оконешниковым на современный лад, адресована юным зрителям, которые готовы в театре к самым смелым экспериментам.
19 и 26 декабря, а также 2 и 3 января в 11.00 и 15.00 юные зрители увидят «Снежную королеву» (6+). История о любви и преданности, о добре и зле, очарует неповторимой атмосферой волшебства и станет настоящим подарком к Новому году.
22 декабря в 16.00 и 23 декабря в 11.00 и 15.00 в новогодней афише – спектакль «Морозко» (6+). На сцене появятся и красавец Иван, падчерица Настенька, ее сестрица Марфушка и злая Мачеха. Не обойдется история и без сказочных персонажей, Старичка-боровичка и Бабы-Яги. Героям предстоит преодолеть сложные испытания, но, как и в любой сказке, у истории будет счастливый конец.
24 и 25 декабря в 11.00 и 15.00 в ТЮЗе покажут «Сказку о потерянном времени» (6+). В красочном музыкальном спектакле старая сказка переделана на новый лад: действие перенесется в наши дни, а в героях сказки юные зрители смогут с легкостью узнать себя и своих друзей.
27 и 28 декабря в 11.00 и 15.00 пройдут показы спектакля «Снегурушка» (6+). Дед Мороз, Баба-Яга и другие, знакомые каждому с детства персонажи раскроются с неожиданных сторон; в спектакле встретятся герои любимых сказок, а известные новогодние сюжеты закружатся на сцене волшебной вьюгой.
30 декабря и 6 января в 11.00 и 15.00 вместе с героями сказки «Петсон и Финдус» (6+) зрители отправятся в маленькую симпатичную деревеньку и окажутся в гостях у чудака Петсона, чья жизнь по-настоящему изменится при знакомстве с маленьким котенком Финдусом. Он откроет рассеянному старику мир настоящих приключений, и вместе они встретят Рождество.

11.00 Премьера спектакля «Снежная королева» (Театр им. Ленсовета, Большая сцена – Владимирский пр., 12).
Сказка об отважной девочке Герде, ее горячем любящем сердце, способном растопить лед, победить козни злых сил, спасти заколдованного брата из чертогов Снежной Королевы. Любовь и верность преодолеют все преграды. «Что враги сделают нам, пока сердца наши горячи».
Режиссер Евгения Богинская: «Передо мной и художником Ильшатом Вильдановым стояла интересная задача: сделать легкоразборные декорации для спектакля, чтобы после утренней сказки для вечернего показа можно было смонтировать взрослый спектакль. Приняли решение работать совсем без декораций. Мы сделали основную ставку на видеопроекцию. Я работаю с видеохудожником Полиной Лимье, она известна своими проектами во дворцах Санкт-Петербурга. Ей и поручено создавать интерьеры и экстерьеры сказки. Это очень интересно: одежда сцены серая и состоит из нескольких планов проекционных сеток, с помощью видеомэппинга можно построить многомерное пространство. Включаешь проекторы, и начинается сказка. Пустота позволяет нам, не привязываясь к предметам, подключая чистое воображение, каждый раз наново утверждать действие сцен. Сказка начинается тогда, когда включается воображение. Получился спектакль и на четверть – мультфильм. Это сказка о силе духа. О том, что каждый способен найти в себе силы, встретившись со страшным, победить».
Премьерные показы спектакля пройдут 18 и 19 декабря на Большой сцене Театра им. Ленсовета.

14.00 Детская музыкальная программа «Ларец со сказками» Государственного Русского концертного оркестра Санкт-Петербурга (КЗ «Колизей» – Невский пр., 100).
Государственный Русский концертный оркестр Санкт-Петербурга под руководством заслуженного деятеля искусств России Владимира Попова представят музыкальную программу для детей и взрослых «Ларец со сказками». На концерте прозвучит музыка известных композиторов на сказочные сюжеты: «Конек-Горбунок», «Синюшкин колодец», «Маша и медведи», «Три поросенка», фрагменты из «Картинок с выставки» Модеста Мусоргского: «Баба Яга», «Ворота», «Балет птенцов» и многое другое.

16.00 Рождественская вечерка в Музее-институте семьи Рерихов (18-я линия В.О., 1).
В гостях у музея — заслуженный работник культуры Республики Карелия Олег Александрович Скобелев, заведующий сектором экспозиционного освоения традиционного хозяйства отдела истории и этнографии и участник фольклорного коллектива музея «Кижи». Он разработал программу, посвященную былинному сказительству Кижской волости, выдающемуся явлению отечественной культуры.
В программе: духовный стих «Потоп страшен»; старина «Королевичи из Крякова»; сказка «Божий крестник».
Обязательна запись по телефону: 327 35 06 или электронной почте: exmo@roerich.spb.ru

18.00 Премьера спектакля «Буэндиа. История одного рода» (Учебный театр «На Моховой» – ул. Моховая, 35).
Студенты мастерской Сергея Бызгу представят историю семьи Буэндиа. Вековую летопись целого человеческого рода. Начиная от основания утопического города Макондо, где многие вещи даже не имели названий, а такое изобретение, как лупа, казалось чем-то магическим, до самых последних лет, прошедших под шум проносящихся поездов и музыку, звучащую с виниловых пластинок.
История Буэндиа – история не просто одной семьи, обреченной на сто лет одиночества. Это зеркало всего человеческого рода, юного и пылкого, шагающего вперед во времени.

18.00 Премьера спектакля #Женитьба_net по пьесе Николая Гоголя (Молодежный театр на Фонтанке, Большая сцена – наб. реки Фонтанки, 114).
Впервые Молодежный театр на Фонтанке обратился к творчеству Н. В. Гоголя в 1981 году. Тогда основатель театра Владимир Малыщицкий выпустил спектакль «Ах, Невский, всемогущий Невский» (пьеса А. Поламишева по мотивам гоголевских произведений). Спустя 30 лет персонажей Гоголя выводит на сцену Молодежного известный театральный режиссер Александр Кладько.
«Женитьба» имеет богатую сценическую биографию. История о нерешительном женихе Подколесине и столь же нерешительной невесте Агафье Тихоновне, а также Кочкареве, свахе, Яичнице, Анучкине, Жевакине и других – история о типичных обывателях. Александр Кладько перенес проблематику «Женитьбы» в современность, обнаруживая, что инфантильность, страх перед жизнью, нежелание брать на себя ответственность не только не искоренились, а усугубились в ХХI веке. С точки зрения режиссера, прогресс, давая огромные возможности, одновременно разобщает людей, забирает главное – живое человеческое общение. Общество потребления теряет способность любить и понимать друг друга, прячась в вымышленном, виртуальном мире.
Противопоставление реального мира и мира придуманного отражено и в сценографии спектакля, которая создана с применением компьютерных технологий. Настоящая реальность сложна, тяжела и часто агрессивна. Виртуальный мир разнообразен, ярок и заманчив, тут все проблемы можно решить одним нажатием кнопки. В том числе и проблему одиночества. Однако если реальная жизнь со всеми ее сложностями исчезнет, заменится цифрой, что останется? Останемся ли мы людьми?
В роли Агафьи Тихоновны – Юлия Шубарева, в роли Подколесина – Андрей Шимко
В спектакле заняты: Валерий Кухарешин, Константин Воробьев, Регина Щукина, Александр Черкашин, Петр Журавлев/ Евгений Клубов, Ольга Феофанова, Екатерина Дронова, Евгения Лыкова.
Премьерные показы спектакля пройдут 18, 19 и 31 декабря.

19.00 Инструментальный концерт «Зимний вечер» в исполнении Государственного Русского концертного оркестра Санкт-Петербурга (КЗ «Колизей» – Невский пр., 100).
В исполнении Государственного Русского концертного оркестра Санкт-Петербурга прозвучат «Танец часов» А. Понкьелли, Увертюра к оперетте «Орфей в аду» Ж. Оффенбаха, «Жаворонок» Д. Динику, «Либертанго» А. Пьяццоллы и др.
В концерте принимают участие солисты оркестра – Любовь Михайлова (домра), Инна Гладовская и Ксения Новикова (дуэт домр), Дмитрий Гоголев (домра альт), Михаил Тугарев (балалайка), Альберт Хатмуллин (баян), Павел Чижик (ксилофон).
Художественный руководитель и главный дирижер – Владимир Попов.

20.00 Российская премьера сочинения шотландского композитора Джеймса МакМиллана Ein Lamplein verlosch в рамках XXI Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств» (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича, Большой зал – Михайловская ул., 2).
С Академическим симфоническим оркестром под управлением известного дирижера Василия Синайского выступит всемирно известный скрипач Вадим Репин. В программе – Третья симфония Брамса, Скрипичный концерт Шостаковича и российская премьера сочинения шотландского композитора Джеймса МакМиллана Ein Lamplein verlosch. В сезоне 2021-2022 Джеймс МакМиллан объявлен композитором-резидентом Петербургской филармонии. Концерт входит в программу XXI Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств», посвященного 100-летию Петербургской филармонии.

19 декабря, воскресенье

13.00 Концерт Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра в рамках детского абонемента «Сказки с оркестром» (Дворец Белосельских-Белозерских – Невский пр., 41).
В преддверии новогодних праздников прозвучит самая добрая и волшебная, чудесная и трогательная, самая любимая новогодняя и рождественская сказка –«Щелкунчик». Сюжет новеллы Эрнста Теодора Амадея Гофмана об ожившей игрушке для колки орехов, злом повелителе мышиного царства и о нежной преданной любви, преодолевающей все преграды, уже почти 130 лет немыслим без чарующей музыки Петра Ильича Чайковского. Герои сказки оживут в увлекательном повествовании Ирины Чижик и в песочных картинах Юлии Лабутиной, которые будут рождаться прямо на глазах зрителей. А музыка балета Чайковского прозвучит в исполнении Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра, которым в этот час будет дирижировать знаменитый музыкант, виброфонист Алексей Чижик.

16.00 «Музыкальный час» – концерт Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра (Дворец Белосельских-Белозерских – Невский пр., 41).
Дворец Белосельских-Белозерских приглашает провести великолепный «Музыкальный час» с Санкт-Петербургским государственным академическим симфоническим оркестром. Программа концерта исполняется без антракта и длится действительно лишь один час. В ней собраны яркие и эффектные оркестровые номера: знаменитая увертюра к «Севильскому цирюльнику» Россини, жемчужина французского музыкального романтизма – «Размышление» Массне, блестящий антракт из балета Глазунова «Раймонда», а также Венгерские танцы Брамса.
За пульт дирижера в этот час встанет маэстро Юрий Лебедев, преподаватель кафедры оперно-симфонического дирижирования Санкт-Петербургской консерватории и консерватории города Веймара.

19.30 Показ моноспектакля Олега Попова «Одесские рассказы Исаака Бабеля» к 10-летию со дня премьеры (Арт-кафе «Подвал бродячей собаки» – ул. Итальянская, 4).
Основу репертуара Литературного театра вот уже почти 15 лет составляют моноспектакли петербургского актера и режиссера, театрального педагога Олега Попова. В декабре нынешнего года свой первый «юбилей» отмечают «Одесские рассказы».
За прошедшие 10 лет спектакль видели зрители в Бресте и Риге, в Жабинке и Жуковке, в Ульяновске и Твери, в Калуге и Архангельске, в Юрмале и городах Крыма, в Москве и Старой Руссе, в Копенгагене и Новосибирске, в Лобне и Челябинске. В основу спектакля положено пять рассказов Исаака Бабеля про Одессу и одесситов.

20 декабря, понедельник

11.00 Книжно-иллюстративная выставка «Новогодние чудеса» (Санкт-Петербургская государственная специальная центральная библиотека для слепых и слабовидящих – ул. Стрельнинская, 11).

16.00 Моноспектакль «Цикл стихотворений Н. А. Некрасова о Петербурге» (Санкт-Петербургская государственная специальная центральная библиотека для слепых и слабовидящих – ул. Стрельнинская, 11). 

21 декабря, вторник

11.00 Новогодние представления в Кукольном театре сказки (Московский пр., 121).
Зрители встретятся с героями сказки Алексея Толстого «Золотой ключик»: благородным Пуделем Артемоном, прекрасной Мальвиной, мудрой Черепахой Тортиллой, жадными и глупыми Карабасом-Барабасом и Дуремаром, неунывающим озорником Буратино, а также с Дедом Морозом и Снегурочкой.
Гостей ждет остросюжетная история: сказочные герои должны во что бы то ни стало отыскать волшебный ключик, который был украден коварными Карабасом-Барабасом и Дуремаром. И если друзья не найдут ключик, который откроет волшебную дверь, то Дед
Режиссер-постановщик – Игорь Игнатьев.
Композитор – Михаил Бебриш.

22 декабря, среда

12.00 «Время кукол». Международная выставка авторских кукол и традиционных мишек Тедди (Выставочный зал Союза художников — Большая Морская, 38).
Более 500 авторов из 12 стран и тысячи уникальных работ петербуржцы смогут увидеть и приобрести на весенней специализированной выставке кукол. Кроме кукол, зрители увидят мультимедийные инсталляции, графику, живопись, арт-текстиль, фотографии. Квинтэссенцией программы станут гипер-огромные видео-проекции Художников из США и Латвии.
Впервые в России будет показана масштабная персональная выставка классика эстонского фигуративного искусства Юри Милдеберга.
Для крафтовой елки Гиннесса десятки художников принесут свои уникальные, выполненные вручную игрушки, а зрители смогут покупать их прямо с ёлки.
Выставка открыта до 26 декабря.

20.00 Симфонический концерт к 30-летию возобновления дипломатических отношений между Россией и Израилем в рамках XXI Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств» (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича, Большой зал – Михайловская ул., 2).
В программе – Первая симфония Малера и Третий фортепианный концерт Бетховена. Концерт входит в программу XXI Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств», посвященного 100-летию Петербургской филармонии.

23 декабря, четверг

Начало работы выставки «Ленинградское детство» (Петропавловская крепость, Инженерный дом).
Выставка посвящена жизни ленинградских детей в 1920-1980 годы. Она расскажет, как и чем жили дети и подростки Ленинграда на разных этапах истории страны, как проходила их социализация, осуществлялось образование, воспитание, как рождались разного рода увлечения, зарождалась дружба. Выставка открыта до 1 июня.

19.00 «Танцы народов мира» – концертная программа Государственного Русского концертного оркестра Санкт-Петербурга. Художественный руководитель и главный дирижер – заслуженный деятель искусств России Владимир Попов (Музей-усадьба Г. Р. Державина – наб. реки Фонтанки, 118).
В концертной программе прозвучит зажигательный румынский чардаш Витторио Монти, аргентинское танго Якоба Гаде и Астора Пьяццоллы, виртуозная молдавская хора Григораша Динику, итальянская тарантелла Луи Дезорма, русская плясовая Александра Цыганкова и другие танцы народов мира.

19.00 Концерт «Штраус-гала». (Санкт-Петербургский театр «Мюзик-Холл» – Александровский парк, 4).
Фабио Мастранджело и Симфонический оркестр «Северная Симфония» подготовили для жителей и гостей города праздничную программу. 23 декабря музыкальный коллектив и маэстро приглашают на концерт «Штраус-гала». Блестящая музыка гениальной семьи Штраус – настоящий символ всех праздничных концертов в мире. Особенно популярны их знаменитые вальсы и польки, галопы и марши, арии и дуэты и, конечно, мелодии из оперетт. Фабио Мастранджело вместе со зрителями погрузится в мир упоительных звуков и роскошных нарядов. А помогут ему в этом молодые солисты театра «Мюзик-Холл» Анна Викулина, Елизавета Михайлова, Тигрий Бажакин, Вячеслав Дусенко, Дмитрий Григорьев и хор театра.

24 декабря, пятница

12.00 Новогоднее представление для детей с интермедией «Чудо-Чудное» (Театр эстрады имени А. Райкина – ул. Большая Конюшенная, 27).
Театр эстрады имени Аркадия Райкина приглашает детей и их родителей на Новогоднее праздничное шоу «Чудо-Чудное».
Юных зрителей ждет яркое красочное представление по мотивам любимых сказок Александра Пушкина и сюжетам русского фольклора.
Сказочные герои – Царь Гвидон, Царевна Лебедь, Белка, Месяц и многие другие – увлекут юных зрителей в необычайное и фантастическое путешествие на Остров Буян за золотым пером Жар-Птицы.
На пути к заветной цели героев ждут захватывающие приключения, таинственные встречи, подстерегают вредные персонажи, но ничто не может помешать Деду Морозу и его помощникам зажечь праздничные огни на ёлке.
Магию новогоднего настроения создадут красочные костюмы героев, мультимедийные декорации, музыка и живой вокал.

15.00 Открытие выставки «Владимир Гринберг. Живопись. Графика» к 125-летию со дня рождения художника (Музей петербургского авангарда – ул. Профессора Попова, 10).
Владимир Ариевич Гринберг (1896 – 1942) – живописец и график, один из выдающихся представителей ленинградской пейзажной школы, в творчестве которого нашли отражение идеи французского постимпрессионизма.
Выставка представляет живописные и графические произведения мастера из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга, относящиеся к зрелому периоду его творчества. Основную часть демонстрируемых работ составляют ленинградские пейзажи 1930-х годов, в которых с присущей художнику лаконичностью запечатлен облик современного ему города. В этот период пейзаж становится ведущим жанром в творчестве Гринберга, а Ленинград – его основной темой.
Дополняют экспозицию произведения портретного цикла, созданного художником в конце 1930-х – начале 1940-х годов. Среди них изображения современников Гринберга: поэта Д. И. Хармса, художников Н. Ф. Лапшина и А. С. Шендерова, а также графический автопортрет мастера.
Выставка открыта до 15 мая.

16.00 Экскурсия-концерт «Рождества крылатый дух» (Музей-квартира А. А. Блока – ул. Декабристов, 57).
В Рождественский сочельник, по старому стилю, посетители квартиры Александра Блока рассмотрят игрушки начала XX века, которыми украшена елочка в столовой поэта, почитают стихи Блока, посвященные празднику, вспомнят, какие были традиции, и как в семье поэта отмечались праздник Рождества Христова и Новый год. Участников экскурсии будет сопровождать музыка, исполненная на историческом инструменте в гостиной Любови Дмитриевны Блок.
Ведет экскурсию Анна Горегина, партия фортепиано – Ярослава Лазарева.
Обязательна предварительная запись: +7812 713 86 31.

18.00 Творческий вечер «Посвящение учителям» народной артистки России, прима-балерины Мариинского театра Юлии Махалиной (Музей-институт семьи Рерихов – 18-я линия В.О., 1).
Послужной список Юлии Викторовны насчитывает около 60 партий в классических и современных балетах. За первые 8 сезонов в театре (с 1985 года) до достижения статуса прима-балерины она исполнила 17 ведущих партий, 10 из которых – в премьерах. Одна из вершин ее творчества, где Юлия Махалина осталась непревзойденной, – балет «Шехеразада». Всем этим успехам, говорит балерина, она обязана прежде всего своим учителям в балете и в театре: Ольге Николаевне Моисеевой и Геннадию Наумовичу Селюцкому. В 2003 году Юлия Махалина стала первой исполнительницей роли Избранницы в постановке легендарного балета «Весна священная» на сцене Мариинского театра.
Своими мыслями и воспоминаниями выдающаяся артистка поделится с гостями. В 2021 году по заказу Музея-института семьи Рерихов с участием Юлии Махалиной был создан перфоманс, частью которого явился фильм «Весна священная – осмысление». О знаковом произведении ХХ века, о заложенных в нем смыслах и работе над созданием перфоманса также пойдет разговор на встрече. В конце вечера будет показан фильм «Весна священная – осмысление».

20.00 Музыкально-литературное действо «Чайковский и Чехов» в рамках XXI Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств» (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича, Большой зал – Михайловская ул., 2).
Камерный ансамбль «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета исполнит секстет Чайковского «Воспоминание о Флоренции» в версии для струнного оркестра. Концерт входит в программу XXI Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств», посвященного 100-летию Петербургской филармонии.

25 декабря, суббота

14.00 Премьера спектакля «Щелкунчик» (Театр «Мастерская», Малая сцена – Народная ул., 1).
Сценическая история «Щелкунчика» насчитывает десятки постановок на балетной, кукольной и драматической сценах. 25 декабря театр «Мастерская» представит свою версию сказки Гофмана.
В трактовке Максима Студеновского и Владимира Карпова в «Щелкунчике» на первый план выходит мастер Дроссельмейер – крестный отец Мари и Франца, искусный изготовитель движущихся кукол и родной дядюшка заколдованного юноши, обращенного в уродливую игрушку. Именно он – рассказчик рождественской сказки, и именно он соединяет судьбы Мари Штальбаум и своего племянника, подарив девочке нелепую куклу и рассказав ей печальную сказку о волшебном орехе Кракатук и злой королеве Мышильде.
В спектакле Максима Студеновского и Владимира Карпова мир ребенка делится не на черное и белое, а на прозу и поэзию, глухоту и музыку, скуку и фантазию. Любое пространство может стать сказочным, любой мир может стать волшебным, любое существо может обрести новые черты, если маленький человек откроет глаза, душу и сердце, чтобы увидеть и почувствовать больше, чем кажется.

17.00 Выставка-интервенция «47 после 74 или 30 лет распада СССР» (ДК Газа – пр.Стачек, 72).
Первая выставка ленинградских художников-нонконформистов состоялась в Ленинграде, в ДК им. Газа, 22–25 декабря 1974 года и стала настоящей сенсацией. Через несколько десятилетий 25 декабря 1991 года президент Михаил Горбачёв сложил свои полномочия, а на следующий день, 26 декабря 1991 года, Совет Республик Верховного Совета СССР принял декларацию о прекращении существования СССР.
Кураторы выставки хотят дать возможность художникам разных поколений высказаться на неоднозначную тему: тем, кто хорошо помнит 1991 год, или художникам следующего поколения, родившимся уже в другой стране. Советского Союза нет уже 30 лет. Но вопрос о причинах его распада не стал менее актуальным ни для искусства, ни для науки и политики, ни для миллионов людей, в жизни которых произошел разлом, ни для мира, утратившего силовой баланс.
Выставка-интервенция предлагает зрителям многоуровневое вхождение в обозначенную проблематику, прочтение ее с помощью различных медиумов, с которыми сегодня работают художники, таких как перформанс, коллаж, фотография, инсталляция, видео-арт, фотография, графика и другие, – фактически или косвенно отражающих самые разные оценки и последствия этого события.

20.00 Гастроли Государственного академического симфонического оркестра России им. Е. Ф. Светланова в рамках XXI Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств» (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича, Большой зал – Михайловская ул., 2).
Василий Петренко впервые выступит в Петербурге с Государственным академическим симфоническим оркестром имени Е. Ф. Светланова в статусе художественного руководителя коллектива. Солист – всемирно известный скрипач Сергей Крылов. В программе – Скрипичный концерт Чайковского и Вторая симфония Рахманинова.

26 декабря, воскресенье

19.00 Католическое песнопение «Stabat Mater» (Культурно-исторический центр «Дом Романовых» – ул.Полтавская, 14, лит.Д).
«Stabat Mater» – средневековая секвенция, посвященная страданиям Девы Марии по Иисусу Христу, состоящая из сольных арий и дуэтов. В программе: Джованни Баттиста Перголези «Stabat Mater», духовная музыка 18 века.
Исполнители: сопрано – Элина Абрамова, меццо-сопрано – Ксения Смирнова. Фортепиано – Константин Зелигер.

20.00 Закрытие XXI Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств» (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича, Большой зал – Михайловская ул., 2).
Программа XXI Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств», посвященного 100-летию Петербургской филармонии, завершится концертом Заслуженного коллектива России и сэра Андраша Шиффа, который выступит в амплуа как солиста, так и дирижера. Признанный интерпретатор музыки Бетховена исполнит в Петербурге Концерт № 4 для фортепиано с оркестром. Также в этот вечер прозвучит музыка романтиков Мендельсона и Шумана.

27 декабря, понедельник

19.00 Россини. Маленькая торжественная месса (Государственная академическая капелла – наб. реки Мойки, 20).
Россини, прославившийся на весь мир комическими операми, вновь проявил свою иронию при выборе названия для мессы, написанной в 1863 году. «Маленькой» он назвал мессу продолжительностью около полутора часов, которая принадлежит к числу наиболее сложных его произведений. Маленькую торжественную мессу Россини создал почти 35 лет спустя после завершения оперной карьеры. Она является его вторым крупным духовным сочинением после Stabat Mater. Россини написал мессу на своей вилле в Пасси, в пригороде Парижа и назвал эту самую значительную работу своего позднего периода «последним смертным грехом моей старости».
В Маленькой торжественной мессе Россини духовная музыка органично сочетается с отсылками к его оперному творчеству. Изначально он написал мессу для четырех солистов и хора из восьми человек в сопровождении двух фортепиано и фисгармонии, но позднее, в 1866–1867 годах, оркестровал ее. Это произведение наполнено светом и искренностью. Комментарий Россини раскрывает в нем человека трогательной скромности, столь же очаровательного, как и его музыка: «Боже, вот и закончена эта бедная маленькая Месса. Что сотворил я: священную музыку или дьявольскую? Я был рожден для оперы-буффа, Ты это хорошо знаешь. Немного учености, немного сердца, вот и все, что в ней есть. Будь же благословен и уготовь мне рай…»

20.00 Рок-опера «Карамазовы» (Концертный зал «Колизей» – Невский пр., 100).
Рок-опера «Карамазовы» – это синтез современного театра, основанного на минимализме, и концептуального концерта, где основное внимание приковано к артисту, который существует в стихии музыки. Сочетание талантливейших композиций и прекрасных голосов погружает в бездну земных страстей, а после возносит к новым пределам бесконечной любви, на которую способно сердце человеческое. Любовь, побеждающая все пороки души и способная изменить человека, дав ему надежду на спасение.
В спектакле заняты: Наталия Диевская, Вера Свешникова, Кирилл Гордеев, Александр Рагулин, Ярослав Баярунас, Александр Суханов, Антон Арцев и Иван Ожогин. Продолжительность: 1 час 30 минут. Без антракта.

28 декабря, вторник

19.00 Рождественский концерт хора грузинского многоголосия «Ода» (Концертный зал Яани Кирик – ул. Декабристов, 54А).
Грузинское многоголосное пение признано шедевром мировой полифонии. Хор «Ода» состоит из профессиональных певцов и инструменталистов, солистов знаменитых грузинских народных хоров, среди которых Государственный оперный театр города Кутаиси, известные ансамбли многоголосья «Имерети», «Фазиси», «Иберия». Название коллектива выбрано неслучайно, ведь слово «Ода» на западно-грузинском наречии означает «теплый, уютный родной дом». В обширный репертуар ансамбля входят песни разных регионов Грузии, сопровождающие грузинский народ во время празднований, свадеб, застолья, а также знаменитые древние церковные песнопения.

19.00 Спектакль «Эрендира» (Вторая сцена БДТ им.Г.А.Товстоногова – пл. Старого театра, 13).
Спектакль создан по мотивам новеллы Г.Гарсиа Маркеса «Невероятная и печальная история о простодушной Эрендире и её бессердечной бабушке», которая относится к «зрелому» периоду творчества писателя. Переплетение карнавальности и политической сатиры, мифологии и магии, рационального и иррационального, реального и вымышленного – таковы отличительные черты этого произведения.
В центре спектакля — история молодой девушки Эрендиры, судьба которой находится в руках ее Бабушки, властной вдовы контрабандиста. После того, как пожар уничтожает дом и все имущество Бабушки, та продаёт девственность внучки за тридцать песо. Когда в округе не остается ни одного мужчины, способного оплатить любовь Эрендиры, Бабушка увозит внучку в пустыню в поисках мест, более выгодных для погашения долга. Там они встречают Улисса – юношу с лицом ангела.
Музыкальный спектакль по новелле оформлен в духе мексиканских ретаблос – наивных рисованных открыток, в которых люди благодарят святых за помощь.
Художественный руководитель постановки – Андрей Могучий.
Режиссер-постановщик – Федор Лавров.
В спектакле прозвучат вариации на темы композиций «Alone With The Moon» группы The Tiger Lilies, «Meo Fado Meu Паоло» де Карвальо. В песнях использованы тексты Федерико Гарсии Лорки, Виктории Ротановой (Элефант), а также народная испанская поэзия.

29 декабря, среда

17.00 Новогодняя выставка в галерее «Свиное рыло» (наб. реки Фонтанки, 5/2).
В выставке участвуют все художники уникальной петербургской галереи: Копейкин, Ложкин, Лемтыбож, Голубев, Васильев, Медведев, Люблинский, Гавричков, Миллер, Бутенко, Рубцов, Родионов, Хацкевич, Копейкина, Путятична, Бенк, Сикорский, Точилкин, и др.
Выставка открыта до 31 декабря.

19.00 Спектакль Валерия Фокина «Блаженная Ксения. История любви» (Александринский театр – пл. Островского, 6).
Спектакль Валерия Фокина о Блаженной Ксении Петербургской, героине многих легенд «самого умышленного» города в мире, со дня своей премьеры (27 февраля 2009 года) стал одним из самых особых и значительных – как в контексте всего театрального Петербурга, так и в творческой биографии режиссера. Именно здесь Фокин сценически переосмысливает давно занимающие его петербургские темы в свете душевного преображения маленького человека, борющегося с мороками несчастливой жизни, со страхами и страданиями.
Пьеса Вадима Леванова, по которой создан спектакль, обращена к истории Ксении Григорьевны Петровой. Внезапно лишившись мужа, умершего без покаяния, она решила подвигом самоотречения, приняв обличие покойного и продолжив его жизненный путь, отмолить его бессмертную душу. Перед зрителями пройдет длинная череда людей, встретившихся на своем пути с Ксенией Блаженной в пору её земного бытия и ощутивших её близкое присутствие в самые тяжелые моменты петербургской истории в последующие века.
Новая редакция этого легендарного спектакля дарит зрителям сопричастность духовному подвигу героини, дает нам сегодняшним возможность чуть приблизиться к пониманию самих себя. Как в калейдоскопе на сцене сменяются эпохи, приметы времени – костюмы, речь и манеры. Различные исторические времена переплетаются между собой в непреходящей и вечной необходимости обретения духовной правды. Достижение этой цели, по мысли автора спектакля «Блаженная Ксения. История любви», возможно только через подвиг собственного внутреннего преображения. И только с помощью любви.

20.00 «Жар-птица», «Петрушка» Стравинского в исполнении симфонического оркестра Теодора Курентзиса (Филармония им. Д.Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Два шедевра вывели антрепризу Сергея Дягилева на авансцену европейского музыкального театра. В 1910 году в парижском театре Шатле успехом пользовался балет «Жар-птица» на музыку прежде никому не известного композитора Игоря Стравинского. В следующем году Дягилев привез в Париж новый спектакль, и он поразил не только балетную публику, но и самых искушенных меломанов. «Петрушка» создавался как синтетическое произведение: Игорь Стравинский писал музыку и сочинял либретто вместе с Александром Бенуа, который одновременно выступил художником-постановщиком и директором труппы. Хореограф Михаил Фокин и другие единомышленники Дягилева активно участвовали в процессе создания этого opus magnum «Русских сезонов» 1911 года.
«Жар-птица» развивает и доводит до пределов допустимого позднеромантический музыкальный язык, который Стравинский перенял у своего учителя Николая Андреевича Римского-Корсакова. «Петрушка» – это первый из многих стилевых прорывов Стравинского. Этот, по выражению Бенуа, «балет-улица» построен на площадных народных мотивах, полон неслыханных прежде тембровых, ритмических, политональных находок и открывает путь европейскому неофольклоризму. Музыка одноактных балетов «Жар-птица» и «Петрушка» прочно вошла в мировой концертный репертуар. В исполнении musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса обе партитуры прозвучат в один вечер.

30 декабря, четверг

12.00 Спектакль «Святочный рассказ с привидениями» (Театр «На Литейном» – Литейный пр., 51).
В самое таинственное время в году Драматический театр «на Литейном» представляет детский мюзикл по мотивам «Рождественских повестей» Чарльза Диккенса.
Это произведение Диккенс адресовал не только детям, а всем людям из различных слоев общества. В его историях сказки сплетаются с легендами, поверья превращаются в реальность, а центральным является торжество добра, которое творит сам человек.
В центре мюзикла – скупой дядюшка Скрудж, цель жизни которого – сторожить свои несметные богатства. Но вдруг перед ним является дух его умершего напарника Мистера Марли и берёт Скруджа в путешествие по его прошлой жизни. Там старый скряга вновь видит своих близких, свою невесту и самого себя молодого. Здесь же Скрудж и Марли встречаются с Духом Настоящего Рождества, который показывает Скруджу, каким вредным и ворчливым он стал теперь. После этого герои отправляются в будущее.
Совершенно невероятное происшествие заставило жадного и зловредного ворчуна дядюшку Скруджа посмотреть на свои поступки со стороны и вновь стать добрым.
В спектакле раскрываются вечные истины – дружба и любовь, доброта и справедливость. Ведь самые невероятные и волшебные события происходят в ночь перед Рождеством. Режиссер – Ю.Томошевский.
Актеры: Е.Ложкина, А.Жданов, Л.Завадская, А.Майоров и др.

19.30 Спектакль «Мама» (Театр им. Ленсовета – Владимирский пр., 12).
«Мама» – часть драматургической трилогии («Папа», «Мама», «Сын») французского писателя Флориана Зеллера.
Режиссер Илья Мощицкий: ««Мама» – это спектакль с прекрасными артистами Анной Алексахиной и Сергеем Мигицко по изумительной пьесе Флориана Зеллера. Это спектакль об отсутствии коммуникации с самыми близкими, об одиночестве и лжи, об избирательности памяти и страхе перед будущим. В центре внимания спектакля женщина, которая обнаруживает себя на руинах собственной жизни, в её осколках, ошибках и потрясениях. Она разматывает клубок времени, узелок за узелком, в поисках смысла собственной жизни. Это спектакль о любви, которая проходит, и о надежде, которая остаётся. «Мама» – спектакль обо всех нас».

31 декабря, пятница

14.00 Сказочное представление «Ушастые истории. Похищенное Рождество» (Театр ЛДМ – ул. Профессора Попова, 47).
«Ушастые истории» – уникальный аттракцион, вместивший в себя новогоднюю атмосферу и завораживающий нуар, детский сюжет и недетское осмысление. Десятки удивительных декораций, сотни неповторимых костюмов, тысячи отточенных движений.
Волшебная история о бесстрашном Тиме, который во что бы ни стало хочет вернуть в город рождественский дух, украденный Смоуком, не оставит равнодушным гостей театра.
Режиссёр — Святослав Мельников.

17.00 Праздничный концерт «Новогодний рейс» (Мюзик-холл – Александровский парк, 4).
Программа концерта подготовлена симфоническим оркестром «Мюзик-Холла» «Северная Симфония» под управлением художественного руководителя театра Фабио Мастранджело, одного из самых известных итальянцев в современных музыкальных кругах России. В этот праздничный вечер прозвучат популярные произведения признанных мастеров классической музыки. В концерте примут участие солисты, балет и оперный хор театра «Мюзик-Холл».

18.00 Спектакль «Долгий рождественский обед» (Театр «На Васильевском» – Средний пр. В.О., 48).
Американский писатель, драматург, критик Торнтон Уайлдер родился в 1897 году. Автор романов: «Каббала» (1922), «Мост короля Людовика Святого» (1927), «Женщина с Андроса» (1930), «Небо – моя обитель» (1935), «Мартовские иды» (1942), «День восьмой» (1967) и «Теофил Норд» (1973). Перу Торнтона Уайлдера принадлежат 13 пьес, в том числе и целый цикл одноактных. Среди них – одна из лучших «Долгий рождественский обед», написанная драматургом в 1931 году. В ней, как и во всех своих произведениях, Уайлдер пытается проникнуть в тайный смысл сущего, разобраться в причинно-следственных связях человеческого бытия. «Долгий рождественский обед» широко известен в театральном мире и вдохновил известную сцену в фильме Орсона Уэллса «Гражданин Кейн» (1941).
Члены молодой американской семьи Бейярдов собираются на Рождество вокруг одного большого стола с традиционной индейкой. Эта традиция не нарушается никогда. Действие перескакивает от одного Рождества к другому, люди рождаются, взрослеют, старятся и умирают. За девяносто лет сменится четыре поколения, но неизменным остаётся одно – семейное рождественское застолье.
Художник-постановщик – Николай Слободяник.
В спектакле заняты: Н. Живодерова/Т. Калашникова, А. Королева/А. Ишкинина, А. Мыцык, Б. Шамсутдинов, С. Щедрина, Р. Зайдуллин, А. Захарова, Н. Чеканов.

18.00 Спектакль «Я вернулся в мой город» (Театр им. В.Ф.Комиссаржевской – Итальянская ул., 19).
Лидия Чуковская: «Пушкин. Тютчев. Некрасов. Блок. Ахматова. Мандельштам… Это всё – псевдонимы. Автор – Петербург».
Иосиф Бродский: «Объясняйте это, как хотите, но в Петербурге есть эта загадка – он действительно влияет на твою душу, формирует ее. Человека, там выросшего, или, по крайней мере, проведшего там свою молодость, его с другими людьми, как мне кажется, трудно спутать».
В спектакле прозвучат отрывки из классических произведений, народные песни, фрагменты стихов и песен ленинградских поэтов и композиторов.
Сценарий и постановка Леонида Алимова.
В спектакле участвуют: Тамара Абросимова, Георгий Корольчук, Иван Краско; Татьяна Кузнецова, Наталья Орлова, Валентина Панина, Наталья Четверикова, Александр Большаков, Елизавета Нилова, Екатерина Панасюк, Варвара Репецкая, Светлана Слижикова, Ангелина Столярова, Елизавета Фалилеева, Игорь Андреев, Александр Анисимов, Богдан Гудыменко, Алексей Корольчук, Александр Макин, Родион Приходько, Егор Шмыга.

22.00 Экскурсия «Новогодняя ночь на улицах Петербурга» (отправление от ул. Думская, 2 ,возле киоска «Турсервис»).
Полюбоваться фантастическим нарядом зимнего Петербурга и за одну ночь встретиться с любимыми местами – Дворцовой площадью, Невский проспектом, Дворцовой набережной, Стрелкой Васильевского острова, памятником Медному всаднику, памятником Николаю I, памятником Екатерине Великой.
Участники экскурсии проводят Старый 2021 год на Исаакиевской площади, посмотрят концерт на Дворцовой площади, загадают новогоднюю мечту на Семимостье или у знаменитого Чижика-Пыжика, поцелуются на Поцелуевом мосту, увидят Смольный собор, в котором проходят Рождественские службы.
Шампанское прилагается.
Продолжительность экскурсии – 6 часов.
Окончание экскурсии у метро «Площадь Восстания».

 

 

Уважаемые друзья портала «Русская культура»!
Если вы осведомлены о каком-либо предстоящем событии, которое, на ваш взгляд, является важным явлением в культуре Санкт-Петербурга, и вы готовы аргументированно обосновать его уникальное значение и необходимость публикации на страницах нашего портала, просим направлять письма по адресу: kalendar.sobitiy.spb@gmail.com.