Ринат Шакиров (род. 1962 г.) – российский пианист, композитор.
Учился в Ленинградском политехническом институте им. М. И. Калинина (кафедра ядерной физики). Окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию (класс проф. С. Иголинского), продолжал совершенствоваться в Московской консерватории (класс проф. Л. Власенко). Широкое признание получили концертные программы из произведений Баха, Шуберта, Рахманинова, Чайковского, Шопена, Дебюсси, Равеля, Гершвина. Значительное место в репертуаре Рината Шакирова занимает музыка современных композиторов – Мессиан, Хиндемит, Лигети, Сати, Барток, Шостакович, Слонимский, Калимуллин. Автор фортепианной сюиты по балету Ф. Яруллина «Шурале». Председатель Петербургского союза музыкальных деятелей. Автор проектов и художественный руководитель музыкальных фестивалей: «Петербургские имена», «Молодые таланты Петербурга», «Московская осень», «12 месяцев – 12 храмов», «Мессиан-Проект» и др.
РК: Что такое музыка, способ восприятия жизни или отвлечение от нее? Константа, жизненное правило, привычка?
Ринат Шакиров: Музыка – это всепроникающее искусство. Носителей этого искусства очень немного, назову некоторых: Оливье Мессиан, Софья Губайдуллина, Евгений Мравинский, Генрих Шеринг, Арнольд Шенберг, Сергей Рахманинов во всех ипостасях – пианист, композитор и дирижер.
РК: Существует ли «петербургский музыкальный текст», откуда он берет начало?
Ринат Шакиров: Во всех национальных музыкальных школах существуют первооткрыватели музыкального языка. В Германии это Бах, в Италии – Верди, во Франции – Дебюсси и так далее. В России первооткрыватель русского музыкального языка – Модест Петрович Мусоргский. Он же и петербуржец. Вся русская музыка после него писалась на языке, открытым Мусоргским. Музыка Римского-Корсакова и Чайковского, Шостаковича и Прокофьева, Слонимского и Тищенко. Из живущих авторов хочу добавить Леонида Резетдинова, Настю Хрущеву, Антона Танонова и Андрея Фролова.
РК: Ваше первое образование связано с ядерной физикой. Влияет ли этот факт на оптику восприятия музыки вообще и исполнение в частности?
Ринат Шакиров: Я учился в физико-математической школе, потом пытался продолжить высшее образование в ядерной физике. Но судьба обратила меня к музыке. Физико-математическое образование делает любой взгляд на разные вопросы системным и аналитическим. Математика, философия и теология, на мой взгляд, являются высшими сферами деятельности человека ввиду своей нематериальности прежде всего.
Музыка связана со звуком (тембром, ритмом, гармонией), она более материальна, но глубоко аскетична по сути своей. Европейская музыка создана в католических богослужениях и оттуда ведет свое развитие как смысловое искусство. Выйдя из храмовой культуры и став светской музыкой, она все равно постоянно и намеренно возвращается к христианской тематике. Последние сочинения Эрика Сати, Штокгаузена, Губайдуллиной обращены к библейским сюжетам. Я не говорю уже о музыке Баха, Гайдна, Генделя, Мессиана, где это обращение постоянное.
РК: Если говорить об исполнительском искусстве, что оно для вас означает?
Ринат Шакиров: Исполнительское искусство в музыке – это звукотворчество и служение первоисточнику искусства. Вибрации звука и новые тембры на любом инструменте, принятые и материализованные исполнителем. Творцов в этом искусстве очень немного. Из творящих сегодня – это Михаил Плетнев.
РК: Какой ваш круг чтения и какое воздействие он оказывает на профессиональную деятельность?
Ринат Шакиров: Круг чтения большой, он влияет на мировосприятие и ощущение себя во времени. Как и во всем, я пытаюсь систематизировать литературу в истории развития всего человечества. И для каждой эпохи есть свои самые важные авторы. Интересно читать то, что показывает нам непрерывность истории жизни человечества, его, если можно так выразиться, бессмертие и понимание, что все это уже было («История» Фукидида, «Застольные беседы» и «Жизнеописания» Плутарха). Для меня существенны те авторы, произведения которых остаются важными в наше время и продолжают эту линию («Моя борьба» Карла Уве Кнаусгора, «Волшебная гора» Томаса Манна, «Обезьяна приходит за своим черепом» Юрия Домбровского, «Улисс» Джеймса Джойса).
Среди работ по философии мне ближе те, через которые я могу объяснить мой внутренний мир, а также мир вокруг нас. Как ни странно, но еще в XVII веке в работе Томаса Гоббса «Левиафан» описаны принципы, по которым живет мир сегодня – «война всех против всех». Затем Ф. Ницше в книге «Воля к власти» описал, что воля к власти не есть воля к чинам и богатству, а есть творческая воля к наполненности жизни человека. А Карл Шмитт в своей геополитической концепции «Номос земли» разобрал феномен и природу диктатуры.
Мир вокруг нас как будто подсмотрен и описан такими философами, как Ги Дебор в «Обществе спектакля» и Жаном Бодрийяром в «Обществе потребления». Современную эстетику модерна для меня лично прекрасно описали философы Хосе Ортега-и-Гассет в книге «Уходящий аромат культуры» и Джорджо Агамбен в «Высочайшей бедности». Раньше я очень увлекался философами античности и классицизма, ну как без этого.
РК: У вас была программа исполнения Шопена. Как, на ваш взгляд, соотносится музыка Шопена с современным человеком, ритмом жизни, «укороченной душой»?
Ринат Шакиров: Давно замечено, что победители одного из сложнейших конкурсов имени Ф. Шопена в Варшаве со временем перестают играть музыку Шопена. Современная жизнь малоромантична, она не требует индивидуальности, писем, стихов и ожидания. Сейчас все быстро, скоротечно и материалистично. Романтика ушла из наших отношений надолго. Что никак не скажешь о музыке И.С. Баха. Почти все свои гениальные произведения для клавира Бах включал в сборники, которые сам называл «Упражнения для Клавира» I-IV – «Clavier-Übung» I-IV. Лишь последнее свое сочинение Бах назовет «Искусство Фуги» – «Die Kunst der Fuge» BWV 1080. Это собрание из 15-ти фуг в ре миноре в разной форме. Последнюю фугу Бах не смог закончить, он умер во время записи этой фуги. Трудно себе представить более значимое и пророческое произведение музыкального искусства, чем «Искусство Фуги» И.С. Баха. Несложно вспомнить роман «Улисс» Джойса 20-го века. Это собрание 18-ти новелл, как 18-ти взглядов на одно и тоже событие одного дня. Уникальный роман.
Иоганн Себастьян Бах. Сарабанда из Партиты № 6. Исполняет Ринат Шакиров.
РК: Что побудило вас обратиться к творчеству Мессиана?
Ринат Шакиров: Я много лет вынашивал мечту играть музыку Оливье Мессиана. Разбирал его сложнейшие пьесы из цикла «Двадцать взглядов на младенца Иисуса» до мельчайших деталей. Но он не открывался. Мессиан не допускал меня в свой мир.
Но вдруг! Спустя много лет эта дверь открылась и обнаружила для меня другой мир зазеркалья, где, как в древних иконах, все люди, птицы, события видны словно изнутри, совсем иначе, и также по-другому звучат. И внезапно все стало получаться, зазвучало и заиграло новыми красками и звуками.
Это и есть самое важное – попасть в мир Мессиана и существовать в нем.
Оливье Мессиан. «Взгляд Креста». Исполняет Ринат Шакиров. Запись с концерта 13.01.2017
РК: Мессиан – религиозный композитор. Как он повлиял на вас в реальной жизни?
Ринат Шакиров: Моя жизнь после обретения музыки Мессиана добавила новые радости и новые возможности от общения с гениальной музыкой. Как я чувствую, этот процесс бесконечен во времени и безграничен в пространстве. Известно, что Мессиан оставил после себя немало учеников, среди которых мне ближе всего Ксенакис и Штокгаузен. В их творчестве все рождено из ниоткуда, все прочувствовано, просчитано, и каждое произведение – это месседж, послание человечеству. Это при том, что они абсолютно не похожи на своего великого учителя.
РК: Вы являетесь автором фортепианной сюиты по мотивам балета Фарида Яруллина «Шурале». Почему вы к ней обратились?
Ринат Шакиров: Ситуация была очень простая. В 2002 году я играл Д. Лигети и М. Охана на фестивале «Европа-Азия» в Казани. На прощальном вечере ко мне подошли два солидных господина. Это были метры композиторы Мирсаид Яруллин и Ренат Еникеев. Они интересовались моими учителями, увлечениями и были очень удивлены, когда я сообщил, что собираюсь исполнять Вторую сонату Р. Еникеева, а М. Яруллин поразился, когда я сообщил ему, что очень люблю импровизировать на темы балета «Шурале» его старшего брата Фарида. Он уговорил меня что-нибудь сыграть прямо там в зале, а потом всерьез уговаривал записать мои импровизации в форме сюиты для памяти о Фариде Яруллине. Он часто звонил мне и говорил, что ждет рукопись сюиты. А когда он сообщил, что скоро за рукописью приедет в Петербург, то мне ничего не оставалось, как сесть за стол и записывать все, что играл на темы балета. Так родилась фортепианная сюита по балету «Шурале». Авторы Ф. Яруллин – Р. Шакиров. Она была дважды издана в издательстве «Композитор» в Москве в 2005 и в 2010 годах, а затем в 2024 году в Санкт-Петербурге уже в моем Альманахе «Классика татарской фортепианной музыки» среди пьес Н. Жиганова, Р. Яхина, Р. Еникеева, Р. Калимуллина и других.
Ринат Шакиров – Фарид Яруллин. Финал сюиты «Шурале». Дуэт Былтыра и Сюимбике. Исполняет Ринат Шакиров.
РК: Многие композиторы (Черни, Бетховен, Бах, Шуман) писали наставления для своих учеников. Какое главное правило музыканта?
Ринат Шакиров: Я стараюсь донести до своих учеников самое главное: не пианист создает музыку руками, а наоборот, музыка создает руки пианиста. Музыка как искусство находится в другом измерении, я бы сказал, в квантовом пространстве. Доступ в это пространство не может быть открыт постоянно и для всех. Но есть специальные виртуальные ключи для входа. Я невольно возвращаюсь к началу нашего разговора, где перечисляю некоторых носителей подлинного искусства. Ведь не каждый из них знал то, что он обладатель тайного знания и особых ключей к подлинности в музыке. Кто-то от этого страдал всю жизнь или большую ее часть. Но каждый из них до сих пор вызывает к себе ощущение веры в то, что все, что они сделали в творчестве, и есть подлинное искусство.
Клод Дебюсси. Прелюдия «Девушка с волосами цвета льна». Исполняет Ринат Шакиров.
Материал подготовила Жанна Сизова
© «Русская культура», 2025