1 сентября, воскресенье
XV Театральный фестиваль «Александринский» (пл. Островского, 6).
Пятнадцатый юбилейный фестиваль «Александринский» откроет новый 269 сезон прославленного театра. Зрителей как всегда ждут премьерные спектакли и режиссерские дебюты. Свои лучшие работы покажут Александринский театр и Псковский академический театр драмы им. А.С. Пушкина (филиал Александринки). В списке зарубежных гостей – театральные труппы из Азербайджана, Турции, Сербии и Бразилии.
В первые дни фестиваля будет показан премьерный спектакль Константина Богомолова «Мать. Горькая пьеса» (1 сентября), спектакль Джурджа Тешича «Барышня» по одноименному роману выдающегося югославского писателя Иво Андрича (1, 2 сентября). Азербайджанский национальный драматический театр покажет режиссерскую версию Мехрибана Алекперзаде трагедии Гусейна Джавида «Ибис» (3, 4 сентября).
На Новой сцене гостям фестиваля представят новую постановку Андрея Калинина «Человек из Дублина», сценическая композиция которой основана на модернистской прозе начала XX века и других, самых неожиданных источниках (1 сентября). В рамках фестиваля 7 сентября Александринский театр покажет две премьеры 2024 года – «Воскресение» Никиты Кобелева (Основная сцена) и постановку «Мейерхольд. Чужой театр» Валерия Фокина, приуроченную к 150-летию со дня рождения великого режиссера и реформатора театра Всеволода Мейерхольда (Новая сцена).
Свой десятилетний юбилей отметит легендарный спектакль Валерия Фокина «Маскарад. Воспоминания будущего». Его показ пройдет 10 сентября и будет посвящен 90-летию народного артиста России Николая Сергеевича Мартона.
8 и 24 сентября гости фестиваля увидят еще две постановки Никиты Кобелева – «Екатерина и Вольтер» по пьесе Елены Сыловой и «Лягушки» по роману выдающегося китайского прозаика современности Мо Яня (спектакль Псковского академического театра драмы им. А.С. Пушкина).
20 и 21 сентября на Основной сцене Александринского театра будет представлена сценическая версия пьесы А.П. Чехова «Чайка» в интерпретации бразильской Театральной компании «Сетор де Ареас Изоладас». А завершится фестивальный марафон спектаклем «Машина Чехов» Государственного театра Анкары (Турция). Показы пройдут 7 и 8 октября на Новой сцене Александринского театра.
Кроме спектаклей можно будет посетить Офф-программу фестиваля – лекции, объединенные в цикл «Театральная карта мира», встречи с режиссерами, электроакустический концерт и другие события.
16.00 Симфонический open-air в Павловском парке в рамках фестиваля «Чайковский. Перезагрузка» (ГМЗ «Павловск» – г. Павловск, ул. Садовая, 20).
Слушателей приглашают в Павловск, поскольку именно это место связано и с самим Чайковским, и с его венским современником, «королём вальсов» Иоганном Штраусом. Знаменитый австрийский музыкант приехал в Санкт-Петербург по приглашению в 1856 году и в течение 11 лет дирижировал большим фестивальным оркестром на Павловском музыкальном вокзале. Именно он стал первым дирижёром, который в 1865 году исполнил первое музыкальное произведение молодого Петра Ильича Чайковского. Эта прекрасная символичная история нашла отражение в программе Большого фестиваля «Чайковский. Перезагрузка». Один из главных концертов фестиваля объединяет музыку Иоганна Штрауса, юбилей которого отмечается в этом сезоне, и Петра Ильича Чайковского.
Уникальная атмосфера Павловского дворцово-паркового ансамбля позволит слушателям перенестись в XIX век и стать свидетелями исторической музыкальной встречи Чайковского и Штрауса.
В концерте принимают участие: Губернаторский симфонический оркестр Санкт-Петербурга (художественный руководитель и дирижёр – Антон Лубченко) и Елизавета Вовчек (виолончель).
Вход по билетам в Павловский парк.
2 сентября, понедельник
15.00 Открытие выставки «Все счастливые семьи…»: семейная жизнь в русской классике XIX века» (Новое здание Российской национальной библиотеки – Московский пр., 165).
В основе экспозиции – 10 произведений из школьной программы: «Евгений Онегин» Пушкина, «Старосветские помещики» Гоголя, «Обломов» Гончарова, «Отцы и дети» Тургенева, «Мороз, красный нос» Некрасова, «Анна Каренина» Толстого, «Бесприданница» Островского, «Господа Головлёвы» Салтыкова-Щедрина, «Братья Карамазовы» Достоевского и «Три сестры» Чехова. Выставка предлагает проследить эволюцию семейных отношений и по-новому взглянуть на Карениных, Прозоровых, Огудаловых, Кирсановых и Базаровых, Головлёвых, Карамазовых.
Среди экспонатов представлены редкие издания классиков отечественной литературы из фондов РНБ. Это одно из первых изданий «Отцы и дети» (Москва, 1862), прижизненное издание романа «Братья Карамазовы» (СПб, 1882), библиографическая редкость – издание «Евгения Онегина» (СПб, 1911) с иллюстрациями выдающейся художницы Елены Самокиш-Судковской, повесть «Старосветские помещики» (СПб, 1898) с 50 рисунками знаменитого иллюстратора Павла Соколова. Представлено первое иллюстрированное издание романа «Анны Карениной» (Москва, 1914), вышедшее в товариществе Ивана Сытина – издателя, сделавшего произведения русских писателей доступными для массового читателя.
Выставку дополнят опубликованные письма Чехова к Ольге Книппер-Чеховой, Толстого к Софье Толстой, Достоевского к Анне Григорьевне Достоевской.
Больше узнать о быте и нравах, представленных в романах, помогут повести и общественно-физиологические очерки, такие как «Петербургские углы» Николая Некрасова, «Брюхо Петербурга» Анатолия Бахтиарова, «Свистулькин» Дмитрия Григоровича, а также произведения Виссариона Белинского, Владимира Даля, Ивана Панаева, Евгения Гребенки.
Тему института семьи раскроют публицисты и философы Карл Каутский в труде «Возникновение брака и семьи» (СПб, 1895), Василий Розанов в работе «Семейный вопрос в России» (СПб, 1903), Леонид Золотарев в произвеении «Устои семьи. Гигиенические и психологические условия брака» (Москва, 1896).
О роли женщины в семейном союзе можно узнать из изданий: «Наука о супружестве. Руководство к удачному выбору жен» (Одесса, 1903), «Женщина в семейной и социальной жизни» (СПб, 1901), «Женщина как супруга» (СПб, 1881).
Выставка открыта до 13 октября.
15.00 Открытие выставки «Великолепие художественного наследия России» (Галерея Общества поощрения художеств – ул. Шпалерная, 35).
Выставка знакомит с уникальными образцами русского традиционного искусства. Будут представлены лаковая миниатюра, иконы, мебель, панно, подносы, ширмы, ларцы – около 100 работ, выполненных выпускниками Высшей школы народных искусств в различных техниках.
В церемонии открытия примут участие: Ермолина Людмила Анатольевна, директор галереи «Общества поощрения художеств»; Максимович Валентина Фёдоровна, президент Высшей школы народных искусств.
Экспозиция включает произведения из центров лаковой миниатюры, имеющих богатую историю и собственную художественную манеру – Палех, Федоскино, Мстёра, Холуй. Село Федоскино – родина лаковой миниатюры в России. Отличали федоскинских мастеров по многослойному красочному стилю. Драгоценные миниатюры палехских мастеров с триумфом прошли по многим выставкам Европы, Америки, Азии, получили «Гран-при» на Всемирной выставке в Париже. Экспозицию украсят и образцы мстёрского иконописного искусства. Мстёра известна с XVII века благодаря мастерам Богоявленского монастыря. Холуйский центр – самый молодой российский промысел лаковой миниатюры, отличающийся от остальных объёмными изображениями и минимализмом в деталях.
Три зала галереи занимают предметы, выполненные в технике Нижнетагильской маховой и многослойной росписи. Возник промысел в среде старообрядцев, среди которых было немало иконописцев. Промысел активно развивался и был поддержан самим Н. Н. Демидовым, владельцем тагильских заводов. Он учредил специальную школу, которой руководил выпускник Академии художеств В. И. Албычев. Расписывали подносы, сундуки, шкатулки. В начале ХIХ века появилась мода на подносы-картины, своеобразное «русское рококо», где обычные, даже обыденные, вещи приобретают лирическое, сказочное звучание. Роза становится розаном, рябина – рябинушкой. Потомственные иконописцы владели техникой цировки по цветному фону и использовали самые простые приспособления – кисти, масло, лаки, доски и куранты для растирания красок, а также приёмы декора иконописи: серебро, металлические пески, золото. Именно нижнетагильская роспись стала предшественницей всем известной жостовской.
Выставка открыта до 20 октября.
17.00 Открытие выставки Ассоциации художников «Храм Дружбы» «И в новом веке Пушкин с нами» (Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского – Кузнечный пер., 5/2).
«Храм Дружбы» – творческая ассоциация петербургских художников, объединившихся во время участия в ежегодных проектах Государственного музея-заповедника «Павловск» — «Сиреневый променад», «Осенняя пастораль» (Анатолий Анненков, Вера Белых, Лариса Боева, Людмила Иванова, Ольга Нефедьева и другие).
В представленных на выставке работах художники попытались передать атмосферу Петровского, Михайловского, Царского Села, Гурзуфа. Лирические пейзажи, виды связанных с жизнью и творчеством А. С. Пушкина мест, помогут мысленно перенестись на два века назад и вспомнить события из жизни поэта и его произведения.
Выставка открыта до 29 сентября.
18.00 Открытие персональной выставки петербургского художника Арона Зинштейна «Портреты времени» (Арт-пространство mArs – Марсово поле, 3).
Выставка «Портреты времени» даёт зрителю уникальную возможность познакомиться с произведениями знаменитого художника, написанными в 1980-е годы и прежде никогда не выставлявшимися.
Арон Зинштейн, известный в первую очередь как тонкий колорист, мастер цветового пятна и плоскостной живописи, в 1980-е годы, сразу после выпуска из училища Мухиной, начал масштабный творческий эксперимент, завершившийся созданием присущего лишь ему стиля. В те годы художника интересовала динамика и движение, он будто фиксировал на холсте свободные жесты руки, держащей кисть. Графичная живопись Зинштейна тяготела к экспрессионизму, художник стремился отразить на холсте дыхание жизни. Соответственно и сюжеты работ, созданных с 1980 по 1990 гг., отражали динамику, стремительность и даже хаотичность повседневности: на холстах можно увидеть несущихся велосипедистов, бурные манифестации, давку у доски объявлений. Слишком смелая и экспериментальная живопись Арона Зинштейна не могла быть представлена в музеях и галереях и на сорок лет «осела» на антресолях в мастерской художника. До сего дня. Важный живописный портрет эпохи и неизвестный ранее этап творческого становления Зинштейна стал доступен для зрителя.
Арон Зинштейн без сомнения является одним из лучших портретистов нашего времени, умеющим безошибочно улавливать характер своих моделей. Специально для выставки были отобраны портреты друзей художника — ярких представителей ленинградского андеграунда. Среди них: Борис Останин, Юлиан Фрумкин-Рыбаков, Геннадий Комаров, Татьяна Алферова; художники Анатолий Заславский и Юлия Линцбах; историк Лев Лурье; писатель Борис Дышленко.
Выставка организована в рамках проекта «Заповедник Андерграунда» и продлится две недели.
19.00 Концерт «Ко дню рождения композитора Андрея Петрова» в рамках проекта «Все в сад!» (Сад Андрея Петрова – Каменноостровский пр., 28-30).
В день рождения композитора Андрея Петрова состоится закрытие сезона общедоступных концертов. В программе – песни, романсы и инструментальная музыка, написанная Андреем Петровым для кинофильмов. В этот вечер в сопровождении инструментального ансамбля под руководством Александра Богачева выступят Елена Газаева, Алина Латыпова, Манана Гогитидзе, Вера Свешникова, Анна Малышева, Кирилл Гордеев, Роман Дряблов, Альберт Жалилов, Максим Казаков, Дмитрий Ковзель и Эдуард Хиль-младший. Впервые в концерте примет участие Акапелла-группа SUPERMOTIV. Сюрпризом для публики станет презентация мюзикла Андрея и Ольги Петровых «Капитанская дочка», репетиции которого идут в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии. 26 сентября состоится премьера спектакля, а 2 сентября в Саду Андрея Петрова артисты мюзикла исполнят несколько номеров из «Капитанской дочки».
Вход свободный.
3 сентября, вторник
Начало работы выставки «Жизнь и смерть царя-освободителя Александра II» (Петропавловская крепость, Тюрьма Трубецкого бастиона, квартира смотрителя).
1 марта 1881 года в Зимнем дворце скончался Александр II, получивший смертельные ранения в результате покушения, организованного членами террористической организации «Народная воля». Император вошёл в историю России как царь-реформатор – освобождение крестьян внесло коренные изменения в общественный порядок и повлекло за собой проведение целого ряда либеральных реформ. Преобразования в финансовой, военной, судебной и других сферах способствовали развитию капиталистических отношений в России и формированию правового государства и гражданского общества. Однако убийство императора положило конец великим реформам и дальнейшему правительственному либерализму.
Террористический акт 1 марта 1881 года оказал заметное влияние на массовое сознание и был расценен большинством как покушение на государственные основы.
Выставка открыта до 15 ноября.
Открытие выставочного проекта «Продолжить просмотр» (Галерея «Artefice» – Петроградская наб., 22).
Проект «Продолжить просмотр» – большое исследование о студентах и выпускниках петербургских и московских художественных вузов, об особенностях подходов к решению творческих проблем в контексте разных школ. Выставка объединит работы 52 молодых авторов. Всего более 150 произведений.
Экспозиция состоит из четырех разделов, которые будут еженедельно сменять друг друга: «Тело» – восприятие и интерпретация человеческого тела в искусстве: от академической постановки до перфоманса; «Вещь» – размышление о природе, форме и значении окружающих человека в быту вещей: от натюрморта до инсталляции; «Пространство» – исследование реального и иллюзорного пространства в искусстве: от учебной игры с гранями фигур до художественной фотографии; «Время» – воспроизведение времени средствами изобразительного искусства: от исторической картины до видео-арта.
Проект переосмысляет традиционный формат «просмотра» – закрытой отчётной выставки студентов художественных вузов. Собранные в едином пространстве учебные работы из Академии художеств, Академии Штиглица, Школы искусств и дизайна ВШЭ, а также других заведений продемонстрируют точки соприкосновения и отличия между методиками современного художественного образования.
Кроме того, выставка «Продолжить просмотр» позволит увидеть скрытый обычно от широкого зрителя процесс становления художника.
Проект продлится до 28 сентября.
4 сентября, среда
20.00 «От классики к джазу» – новый музыкальный проект Филармонического общества Санкт-Петербурга (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Проект «От классики к джазу» призван продемонстрировать сразу две важные музыкальные проблемы: развитие жанра фортепианного концерта на протяжении XVIII – XX веков и взаимосвязь классического и джазового фортепианного искусства в творчестве современных петербургских пианистов.
Проект представляет собой двухдневный цикл, программа которого включает исполнение четырёх классических и четырёх джазовых сочинений для фортепиано с оркестром.
4 сентября в первом отделении позвучат Ре-мажорный Концерт Гайдна и Концерт № 2 ля минор Гуммеля, а во втором отделении – Рапсодия в блюзовых тонах Гершвина и Концерт для фортепиано с оркестром Цфасмана.
На следующий день сначала будут исполнены 21-й Концерт Моцарта и 2-й Концерт Бетховена, а затем Джазовая сюита для фортепиано с оркестром Цфасмана и 2-й Концерт московского джазового композитора Николая Капустина.
В проекте примут участие пианисты: Елизавета Украинская, Евгений Изотов, Олег Вайнштейн, Александр Маслов, Мирослав Култышев, Петр Лаул, Тимофей Калмыков и Александр Кашпурин. Все концерты пройдут в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии в сопровождении Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра под управлением Александра Титова.
19.00 Концерт «Открытие-триптих. Рахманинов-гала» (Государственная академическая капелла – наб. реки Мойки, 20).
Концерт посвящен Сергею Рахманинову, в музыке которого при глубоком соединении с европейскими музыкальными тенденциями нашли отражение истинно русские черты характера и мировоззрения. В программе первого отделения прозвучат Четвертый концерт для фортепиано с оркестром и Рапсодия на тему Паганини, солистом в которых выступит Валентин Малинин.
Одна из самых значительных партитур отечественного и мирового музыкального искусства – Вторая симфония – продолжит концерт. После премьерного исполнения этого сочинения пресса откликнулась отзывом: «Новая симфония есть, прежде всего, свое, рахманиновское, свободно порожденное внутренним миром тонкого и цельного художника, самостоятельно думающего, чувствующего, переживающего». Вторая симфония, написанная Рахманиновым в период творческого расцвета, запечатлела основные темы, образы и эмоциональный строй, в полной мере свойственные стилю композитора.
5 сентября, четверг
Начало работы выставки «Архитектура как искусство» (Петропавловская крепость, Государев бастион).
Ежегодная архитектурно-дизайнерская премия, названная в честь первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини, привлекла в 2023 году рекордное количество участников – 1229 заявок из 72 стран. Экспозиция представит 22 проекта-победителя из 10 стран – Бельгии, Бразилии, Индии, Италии, Китая, России, США, Тайваня, Танзании и Финляндии.
Выставка демонстрирует широкий спектр творческих решений в сфере зодчества и дизайна. Экспозиция включает не только проекты зданий, сооружений и интерьеров, но и работы в области реставрации, театрального и выставочного дизайна, городской скульптуры и интерьерной керамики. Отдельного внимания заслуживают победившие проекты студентов архитектурных вузов.
Выставка «Архитектура как искусство» – уникальная возможность познакомиться с новыми архитектурными и дизайнерскими проектами из разных стран мира, которые эксперты из 33 стран сочли достойными музейного собрания.
Выставка открыта до 17 сентября.
16.00 Открытие выставки «Реквием по храму», приуроченной к 130-летию закладки и 100-летию утраты храма святого Александра Невского в Варшаве (Часовня-музей храма Воскресения Христова – наб. канала Грибоедова, 2 А, лит. Л).
Государственный музей «Исаакиевский собор» представит первый выставочный проект, призванный воздать должное выдающемуся утраченному шедевру русского зодчества конца XIX – начала XX века.
Среди экспонатов выставки необходимо отметить прибывшие из Омска эскизы двух ангелов, созданные В. М. Васнецовым для собора святого Александра Невского. Особый интерес представляют проекты храма, выполненные Л. Н. Бенуа, а также принадлежавшие ему записная книжка и альбом с подборкой газетных статей. Большой раздел экспозиции посвящён творчеству В. В. Беляева, художника-монументалиста, имя которого сейчас известно практически только специалистам. Будут представлены его многочисленные эскизы, а также дневник росписи малых алтарей. Посетители смогут увидеть уникальную серию фотографий из собрания В. А. Фролова, сделанную в день освящения собора 20 мая 1912 года. Подлинной жемчужиной экспозиции можно назвать уцелевшие фрагменты мозаик Варшавского собора, хранящиеся ныне в соборе Покрова Пресвятой Богородицы в городе Барановичи (Беларусь).
Большая часть экспонатов будет представлена впервые.
19.00 Концерт Адмиралтейского оркестра Ленинградской военно-морской базы в рамках проекта «Музыка в саду» (Шереметевский сад – Литейный пр., 53).
В Шереметевском саду стартовал новый проект Музея театрального и музыкального искусства «Музыка в саду», продолжающий традиции духового исполнительства в общественных городских пространствах.
5 сентября в исполнении Адмиралтейского оркестра Ленинградской военно-морской базы, старейшего музыкального коллектива Российского флота, прозвучат любимые многими музыкальные произведения – вальсы, танго, марши.
Начальник Адмиралтейского оркестра и дирижёр – капитан-лейтенант Никита Игнатов.
Вход на концерт бесплатный.
19.00 Премьерный показ фильма «Лгунья». Режиссёр – Юлия Трофимова (Киноцентр «Родина» – ул. Караванная, 12).
В киноцентре «Родина» пройдёт премьерный показ фильма «Лгунья», ставшего обладателем «Серебряного Святого Георгия» в программе «Русские премьеры» 46-го Московского международного кинофестиваля. Картину представит режиссёр Юлия Трофимова.
«Лгунья» – драмеди о взрослении, сложном моральном выборе и желании получить внимание любой ценой. Фильм снят по бестселлеру израильской писательницы Айелет Гундар-Гошен, основанному на реальной истории 17-летней школьницы. Режиссёр Юлия Трофимова переносит сюжет в российские реалии, исследуя то, как случайная подростковая «большая маленькая ложь» провоцирует общественность, вызывая эмоциональный всплеск и внимание со стороны СМИ.
Главную роль исполнила Елизавета Ищенко, знакомая зрителю по сериалам «Алиса не может ждать» и «Пищеблок 2». В картине также снимались: Стас Старовойтов, Марьяна Спивак, Дарья Верещагина.
19.00 Творческий вечер петербургского композитора Ольги Петровой (Открытая киностудия «Лендок» – наб. Крюкова канала, 12).
Представитель музыкальной династии Петровых (дочь известного музыковеда, музыкального журналиста Натальи Петровой и знаменитого композитора Андрея Петрова), Ольга Петрова начала заниматься музыкой в раннем возрасте. Музыкальное образование получила в Ленинградской консерватории, училась по классу композиции у профессора Б. И. Тищенко.
Ольгу Петрову смело можно отнести к авторам, владеющим всеми формами сочинительства. Среди её сочинений – симфонии, кантаты, инструментальные концерты, вокальные циклы, камерные ансамбли, музыка для кино и театра. Особое место в творчестве композитора занимает музыка, написанная для детей: оперы «Слон Хортон ждёт птенца», «Винни-Пух», «Пупок», балет «Гадкий утёнок», музыка ко многим кукольным спектаклям.
Мюзикл Ольги Петровой «Калиф-аист» на протяжении десяти лет входил в репертуар Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии, балет «Лисистрата» был поставлен в Театре классического балета Н. Касаткиной и В. Василёва, готовится премьера созданного в начале века совместно с композитором Андреем Петровым мюзикла «Капитанская дочка».
Ольга Петрова – автор музыки к 17 драматическим и телевизионным спектаклям. Немалую роль в её творческой биографии играет и музыка к кинофильмам и телесериалам. Одной из самых известных работ композитора стала музыка, написанная в соавторстве с Андреем Петровым к сериалу «Петербургские тайны». Длительное творческое содружество связывает её с известным норвежским режиссером К. Э. Йенсеном.
Музыка Ольги Петровой исполняется в программах концертов и международных фестивалей в России, Германии, США, Венгрии, Норвегии, Канаде, Финляндии, Польше и многих других странах.
Творческий вечер, получивший название «Неабсолютный слух», в основном посвящён киномузыке композитора. Будут показаны фрагменты из кинофильмов «Лишний билет» (реж. Игорь Владимиров), «Татарская княжна (реж. Ирина Квирикадзе), «Балерина (реж. Александр Згуриди), «Мой любимый клоун» (реж. Юрий Кушнерев) и «Щелкунчик, пианино и вино из одуванчиков», реж. Ирина Евтеева). Также на вечере прозвучат вокальный цикл «Маленькие трагедии» на стихи Маршака для голоса, фортепиано и ударных, фрагмент из оперы «Винни Пух», песни и пьесы для инструментального ансамбля.
В вечере примут участие: режиссёр, сценарист, художник-аниматор Ирина Евтеева; солистка Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии Елизавета Белоусова; актриса и певица Манана Гогитидзе; артисты Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии Виктория Велькова (скрипка), Пётр Гогитидзе (контрабас) и Иван Чернобаев (ударные), дирижёр и пианист, заслуженный артист РФ Аркадий Штейнлухт.
Ведущий вечера — актёр театра и кино Евгений Завьялов.
6 сентября, пятница
Начало работы выставки «Городские хроники. Блокада. 1941–1944» (Петропавловская крепость, выставочный зал Иоанновского равелина).
Блокаде Ленинграда, самой трагической странице в истории нашего города, посвящена новая выставка из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга, открывающаяся в Петропавловской крепости: художественные произведения, блокадные дневники, фотографии, предметы блокадного быта, продуктовые карточки и другие свидетельства жизни осаждённого города. Выставочный проект расскажет об основных событиях блокады Ленинграда: от пожара Бадаевских складов 8 сентября 1941 года до победного салюта над Невой 27 января 1944 года.
Музей на протяжении многих лет собирает и хранит материалы, связанные с историей блокады. Это предметы блокадного быта ленинградцев, документы, фотографии и свидетельства очевидцев, зафиксированные в дневниковых записях, говорящих о том, как ленинградцы выживали в нечеловеческих условиях голода, холода, бомбёжки и артобстрелов.
Одна из крупных коллекций блокадных дневников хранится в рукописно-документальном фонде Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Это дневники деятелей науки и культуры, простых горожан, детей и подростков. Часть из них уже расшифрована и опубликована, часть всё ещё ждёт своего исследователя. Ценным свидетельством того времени являются дневники историка, старшего научного сотрудника Музея истории и развития Ленинграда А. А. Черновского, инженера-кораблестроителя В. Ф. Чекризова, архитектора И. М. Чайко и др.
Блокадные дневники ленинградцев, передающие мысли и чувства очевидцев страшных событий, станут центральными экспонатами выставки.
Также в экспозиции будут представлены гравюры и акварели, выполненные художниками в блокадном городе. Это зарисовки будней блокадного города, выполненные с натуры. Большая часть работ, представленных на выставке, экспонируется впервые.
Дополняют экспозицию предметы быта блокадного времени, одежда ленинградцев периода Великой Отечественной войны, реконструкция жилого интерьера ленинградской квартиры периода блокады.
Все представленные предметы в разное время были переданы в музей ленинградцами и являются непосредственными «свидетелями» страшных дней блокады Ленинграда.
Выставка открыта до 12 ноября.
16.00 Вокальный концерт «Память», посвящённый Дню памяти жертв блокады Ленинграда (Государственный музей политической истории России, Белый зал – ул. Куйбышева, 2-4).
В память о жертвах блокады Ленинграда с концертной программой перед зрителями выступят артисты «Петербург-концерта»: Наталья Сорокина, Андрей Свяцкий, Денис Асташин (баян), Игорь Ступишин (фортепиано). Прозвучит популярная классика 1940-х и 1950-х годов, а также песни военных лет.
Вход свободный.
19.00 Премьера спектакля «Маскарад». Режиссёр – Сусанна Цирюк (Театр юных зрителей им. А. А. Брянцева, Большая сцена – Пионерская пл., 1).
В ТЮЗе им. А. А. Брянцева будет представлена премьера спектакля «Маскарад» по пьесе Михаила Лермонтова в постановке главного режиссёра ТЮЗа Сусанны Цирюк.
С 17.45 до 18.45 на площади перед театром пройдёт масштабный флешмоб, в котором будут участвовать волонтёры и все желающие. В 18.00 начнётся концерт молодёжной рок-группы ХИЛЛАРИ, выступят артисты цирка, группа косплееров. На специальных щитах, установленных рядом с театром, любой желающий сможет создать своё граффити на тему ТЮЗа, Лермонтова и его драмы «Маскарад».
«Маскарад» – не только первая премьера нового сезона, но и первый спектакль Сусанны Цирюк в качестве главного режиссёра ТЮЗа им. А. А. Брянцева. Премьера спектакля пройдёт в год 210-летия со дня рождения великого русского поэта, которое будет отмечаться в России в октябре 2024 года. Пьеса была написана в 1835 году и имеет блистательную историю постановок. Одна из самых знаменитых – постановка В. Мейерхольда с декорациями А. Головина в 1917 году на сцене Александринского театра.
Главный герой – Евгений Арбенин, светский лев, игрок, не знающий поражений, на совести которого немало тёмных пятен, пытается отречься от прошлого и начать жизнь с чистого листа. Но жизнь окружающих его людей – это блистательный, зловещий маскарад, частью которого становится он сам. Стремления героя победить в себе «чёрного человека» терпят крах. Запутавшись в интригах и слухах, он совершает убийство своей жены. И позднее раскаяние уже не спасает его.
Сусанна Цирюк: «Наш спектакль – попытка проанализировать острые нравственные проблемы, встающие перед каждым из нас, особенно перед молодыми людьми на пороге «большой» жизни. Способен ли человек управлять своей судьбой? Неизбежно ли наказание за прошлые грехи? Можно ли изолироваться от социума и не зависеть от него? Важно ли быть самим собой или проще жить «под маской», скрывая своё истинное Я?»
Главным художественным решением постановки станет создание образа мистического и ледяного Петербурга, за внешним холодом которого кипят нешуточные человеческие страсти. В костюмах персонажей объединятся исторические мотивы кроя XIX века со стилем стим-панк, а музыка, световое оформление и хореография подчеркнут и усилят эффект существования героев в двух сферах, реальной и инфернальной.
В главных ролях на сцену выйдут артисты: Дмитрий Ткаченко, Анна Потакова, Семен Толов, Екатерина Бездель.
Художник-постановщик – Алексей Тарасов, художник по костюмам – Жанна Усачева, художник по свету – Ирина Вторникова, хореограф – Антон Дорофеев, композитор – Василий Тонковидов. Музыкальным руководителем спектакля выступит Александра Чопик.
19.00 Открытие сезона в Санкт-Петербургской филармонии джазовой музыки (Загородный пр., 27).
Санкт-Петербургская филармония джазовой музыки открывает 36-й концертный сезон. Основанная в 1989 году народным артистом России Давидом Голощёкиным филармония в течение многих лет является центром джазовой жизни нашего города. В двух залах, Большом (Джаз-филармоник холл) и Малом (Эллингтоновский), регулярно выступают лучшие коллективы Санкт-Петербурга, России и зарубежные музыканты. Здесь проходят тематические концерты, творческие вечера, международные фестивали джаза, концерты для детской и юношеской аудитории, а также концерты классического, современного и традиционного джаза.
Открывает концертный сезон Jazz Philharmonic Orchestra. В исполнении коллектива прозвучат популярные мелодии петербургских композиторов, аранжированные для джазового оркестра.
Помимо концертов в филармонии оркестр регулярно появляется с разными программами на концертных площадках Санкт-Петербурга.
Так, 27 сентября Jazz Philharmonic Orchestra выступит на сцене Открытой киностудии Лендок. В программе «Время свинга» прозвучат оригинальные аранжировки легендарных джазовых стандартов.
18 сентября в Филармонии джазовой музыки состоится концерт «Салют Джанго Рейнхардту!». В основе программы – авторская музыка Джанго, а также композиции, которые исполнял этот великий гитарист и его последователи. Участники концерта: народный артист России Давид Голощёкин (скрипка), заслуженный артист Азербайджана Гасан Багиров (гитара), заслуженный артист Татарстана Ильдар Казаханов (гитара), Вадим Михайлов (контрабас), Юлия Касьян (вокал).
19.00 Начало осеннего цикла мастер-классов по коллажной технике (Центр современного искусства имени Сергея Курёхина – Лиговский пр., 73, 4 этаж).
В Центре современного искусства имени Сергея Курёхина в рамках сотрудничества с художественным объединением «Форма+Цвет» будут проводиться мастер-классы по коллажу, включающие экспериментальную художественную работу с фактурой, линией, композицией и цветом.
Художественный язык коллажа доступен любому зрителю и говорит об экспериментах авангарда, андерграунда, о нашем доме и пространстве вокруг, и о красоте, как необходимой связи всего со всем в мире. Участники смогут испытать себя в роли авангардного художника-коллажиста и погрузиться в особенности художественной техники.
19.00 Сольный концерт виолончелиста Александра Рамма в рамках цикла «Вечера в Английском зале» (Санкт-Петербургский Дом музыки – наб. реки Мойки, 122).
В программе цикла «Вечера в Английском зале» прозвучат: Хоральная прелюдия «Ach, was ist doch unser Leben» Баха, виолончельные сонаты Шуберта и Мендельсона и вариации Бетховена на тему из оперы Моцарта «Волшебная флейта». Партия фортепиано – Тимофей Доля.
19.00 Премьера фильма «Рыжий». Режиссёр – Семён Серзин (Кинотеатр «Аврора», Большой зал – Невский пр., 60).
В кинотеатре «Аврора» состоится премьерный показ фильма «Рыжий», посвящённого поэту Борису Рыжему, которому 8 сентября исполнилось бы 50 лет. Картину в «Авроре» представят лично режиссёр Семён Серзин и исполнитель главной роли музыкант и писатель Евгений Алехин, а также съёмочная группа. После показа состоится обсуждение.
«Рыжий» – тонкая, щемящая и исполненная нежности картина о недооценённом поэте 1990-х. Перед зрителем предстает родной для Бориса Рыжего Екатеринбург, одновременно возвышенно поэтический и опасный, безжалостный, диктующий новые законы времени. Главную роль исполнил солист групп «Макулатура» и «Ночные грузчики» Евгений Алехин. Также в фильме сыграли Таисия Вилкова, Евгений Ткачук, Евгений Серзин, а ярким камео зрителю запомнится Олег Гаркуша – фронтмен группы «АукцЫон», сыгравший в фильме роль поэта Евгения Евтушенко.
Режиссёр Семён Серзин рисует зрителю портрет молодого научного сотрудника Института геофизики Бориса Рыжего, поэта, слоняющегося по улицам Екатеринбурга в компании таких же юных и жаждущих жить товарищей, которые пытаются заработать на жизнь словом. Ироничный и свойский, он с одинаковой лёгкостью может договориться с местными бандитами, сгонять в Москву за премией «Антибукер», подраться у ларька и загреметь в отделение. А ещё Рыжий, любящий и нежный муж и отец, искренне пытается совмещать любовь к друзьям и к хулиганам, с которыми он вырос, и семейную жизнь.
7 сентября, суббота
19.00 Фестиваль актуального китайского кино «Современное кино Китая» (Киноцентр «Родина», Большой зал – ул. Караванная, 12).
Фестиваль актуального китайского кино «Современное кино Китая» пройдёт с 7 по 11 сентября 2024 года в киноцентре «Родина».
В программе – жанровые картины с яркими и оригинальными художественными решениями, способные продемонстрировать зрителю разнообразие современного китайского кинематографа и то, каким умным и артистичным может быть кино, ориентированное на широкую аудиторию. Зрителей ждут блокбастеры, детективы и один триллер – все они недавно вышли в прокат на родине и продемонстрировали отличные сборы. Петербуржцы увидят 5 картин: «Холодный детектив», «Повесть без слов», «100 ярдов», «Исчезающая тень», «Слепой меч 2».
Организаторы кинофестиваля – Санкт-Петербургский государственный университет и Столичный педагогический университет (Пекин, КНР), при участии Российского государственного гуманитарного университета (Москва), Новосибирского государственного технического университета (г. Новосибирск). Куратор – Институт Конфуция в СПбГУ.
В Санкт-Петербурге кинопоказы будут сопровождаться образовательными событиями, связанными с китайской культурой. В августе и сентябре жителей Северной столицы ждут мастер-класс по ушу и каллиграфии, дегустация чая и лекция о кино Китая.
Расписание показов:
7 сентября, 19.00 – «100 ярдов»;
8 сентября, 19.00 – «Исчезающая тень»;
9 сентября, 19.00 – «Холодный детектив»;
10 сентября, 19.00 – «Слепой меч 2»;
11 сентября, 19.00 – «Повесть без слов».
Все фильмы будут демонстрироваться на китайском языке с русскими субтитрами.
19.00 Открытие 36 сезона Театра на Васильевском (Театр на Васильевском, Большая сцена – Средний пр. В. О., 48).
Театру на Васильевском исполняется 35 лет. 6 сентября состоится юбилейный праздничный вечер, на котором торжественно вручат заслуженные награды сотрудникам за вклад в развитие театрального искусства.
Стартовыми событиями 36-го сезона для зрителей станут показы спектаклей «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» режиссёра Галины Зальцман по абсурдистской драме Тома Стоппарда (Большая сцена, Средний пр. В.О., 48) и «Удар судьбы» Арсения Мыцыка по пьесе современного драматурга Алексея Житковского «Железный всадник» (Камерная сцена, Малый пр. В.О., д. 49) 7 сентября.
14 и 15 сентября на Камерной сцене состоится премьера спектакля для семейного просмотра «Смеялись мы – хи-хи» по мотивам бестселлера Ирины Пивоваровой «Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса» и детскому школьному фольклору. Режиссёром спектакля выступил Олег Сологубов.
5 и 6 октября на Большой сцене театра состоится премьера спектакля Галины Зальцман «Жертвоприношение» по сценарию Андрея Тарковского. В спектакле примут участие: Артём Цыпин, Давид Бродский, Анна Королева, Вероника Жукова, Екатерина Зорина, Надежда Кулакова, Евгения Лякишева, Татьяна Мишина, Михаил Николаев.
В конце ноября на Большой сцене театра запланирована премьера спектакля «Не понравится – уйду» по пьесе писателя-сатирика Семёна Альтова. Режиссёром постановки станет Илья Архипов.
В начале декабря 2024 года на сцене ЛОФТ (пл. Стачек, 4) намечается премьера спектакля «Маменька» по известному роману Михаила Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы». Режиссёром спектакля выступит Олег Сологубов.
На конец декабря 2024 года запланирован большой подарок-сюрприз для жителей и гостей Санкт-Петербурга и Ленинградской области – на Большой сцене Дворца искусств Ленинградской области (филиал Театра на Васильевском) состоится новогодняя премьера мюзикла «Чародеи» по одноимённой советской музыкально-комедийной киносказке в постановке режиссёра Ильи Архипова. В мюзикле примет участие Оркестр русских народных инструментов «Метелица» под руководством Игоря Тонина.
В феврале 2025 года самой ожидаемой премьерой обещает стать постановка главного режиссёра Театра на Васильевском Руслана Нанавы по трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов». Роли в спектакле исполнят ведущие артисты театра: Андрей Горбачев, Булат Шамсутдинов, Сергей Лысов, Егор Кутенков, Игорь Бессчастнов, Владимир Постников, Аркадий Коваль и другие.
Весной 2025 года на сцене ЛОФТ (пл. Стачек, 4) Театра на Васильевском ожидается премьера спектакля «Дуэль» по одноимённой повести А. П. Чехова. Режиссёр-постановщик – Роман Смирнов.
Гастрольная программа Театра на Васильевском в 36-ом сезоне откроется в октябре. 10 октября 2024 года в Астрахани на сцене Астраханского драматического театра в рамках III Международного фестиваля-форума «Театральная дельта» будет представлен спектакль Владимира Туманова «Идиот».
25 ноября 2024 года на Основной сцене Российского государственного академического театра драмы имени Фёдора Волкова будет представлен спектакль Владимира Туманова «Дядя Ваня».
В июне 2025 года запланированы большие обменные гастроли Театра на Васильевском и Красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина.
В апреле 2025 года в Театре на Васильевском пройдёт ежегодный VI театральный фестиваль LOFT. Темой фестиваля станет поэзия, драматурги и режиссёры создадут и покажут эскизы по культовым поэтическим произведениям.
8 сентября, воскресенье
15.00 Памятная акция, посвящённая Дню памяти жертв блокады Ленинграда (Соляной переулок).
8 сентября 2024 года исполняется 83 года со дня начала блокады Ленинграда. В этот день в 15.00 в Соляном переулке состоится концертная программа, посвящённая памяти жертв блокады.
На сцене под открытым небом выступят Светлана Крючкова и Сергей Новожилов, концертный хор Санкт-Петербурга под управлением Владимира Беглецова, солисты петербургских театров Карина Чепурнова и Владимир Целебровский, театр детской песни «Саманта» и другие. Ведущий мероприятия – Юрий Балтачев. Режиссёр концерта – Светлана Николаева.
У здания Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда будет организована выставка военной техники времен Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.
16.00 Первый показ пластического спектакля «Геометрия Ленинграда», посвящённый Дню памяти жертв блокады Ленинграда (Исторический парк «Россия – моя история» – ул. Бассейная, 32).
В День памяти жертв блокады Ленинграда на площадке Исторического парка «Россия – моя история» состоится первый показ пластического спектакля «Геометрия Ленинграда». Его представят студенты актёрского курса Мастерской Р. Р. Кудашова (совместный набор Большого театра кукол и РГИСИ). Спектакль будет показан только один раз.
«Геометрия Ленинграда» – это небольшой спектакль, в котором молодые артисты с помощью пластических этюдов прикасаются к сокровенной и пронзительной для каждого ленинградца теме блокады. Студенты второго курса Мастерcкой Р. Р. Кудашова ищут свой художественный язык, используя классические упражнения для актёров театра кукол. Занятия по развитию пластики рук помогают им выразить чувства через точно выверенные движения. Эти движения становятся основой для образно-ассоциативного, эмоционального ряда пластических этюдов спектакля.
В спектакле студенты также обращаются к истории Большого театра кукол. Один из эпизодов вдохновлён воспоминаниями очевидцев о новогодней ёлке, которая состоялась в Ленинградском театре кукол в самую страшную блокадную зиму 1942 года. Тогда был показан спектакль «Аладдин и волшебная лампа», поставленный режиссёром С. Н. Шапиро и оформленный художником Н. Н. Ивановой. Чтобы сохранить дух юных ленинградцев, из спектакля пришлось убрать все упоминания о еде.
Внутри событий этого периода очень много противоречивых эмоций, различных тональностей. Много не только тягот, но и сильнейших человеческих радостей – об этом, в том числе, размышляют молодые артисты в спектакле «Геометрия Ленинграда».
Исполнители: Артур Аглямов, Аким Балуца, Матвей Березин, Артём Бессонов, Ирина Бушуева, Арина Гузеева, Глеб Дзюба, Мария Журавлева, Вэй Лю, Ангелина Макушева, Сергей Некипелов, Ева Пфаффенрот, Никита Смирнягин, Анастасия Степанова, Джемал Хамзи-Оглы.
18.00 «Ленинградский концерт», посвящённый Дню памяти жертв блокады Ленинграда (БКЗ «Октябрьский» – Лиговский пр., 6).
8 сентября 2024 года исполняется 83 года со дня начала блокады Ленинграда. В этот день в Большом концертном зале «Октябрьский» состоится «Ленинградский концерт», приуроченный к памятной дате.
В программе примут участие Светлана Крючкова, Евгений Дятлов, Григорий Чернецов, Юлия Рудина, приглашённый солист Михайловского театра Михаил Гаврилов, Елена Турчина, солистка Музыкального театра им. Ф. И. Шаляпина Анна Викулина, солисты Театра музыкальной комедии Оксана Крупнова и Иван Корытов. Артисты выступят в сопровождении Симфонического оркестра Государственной филармонии для детей и молодёжи. Дирижёр – Дмитрий Ноздрачев. Прозвучат песни военных лет, оперные арии, номера из оперетт, поставленных в Ленинграде в годы блокады.
19.00 Концерт лауреатов проекта «Петербургский ренессанс» (Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга – наб. реки Мойки, 20).
В Государственной академической капелле состоится концерт лауреатов проекта «Петербургский ренессанс». Мировые премьеры произведений петербургских композиторов, посвящённых городу на Неве, прозвучат в исполнении Международного симфонического оркестра «Таврический» под управлением народного артиста Республики Кабардино-Балкария Михаила Голикова.
Произведения, которые прозвучат на концерте в Капелле, были написаны летом 2024 года. Публике будут представлены сочинения в самых разных жанрах: Мистификация «Петербургский сфинкс» Игоря Друха, Симфония-сюита Артура Вабеля к 300-летию со дня основания Российской академии наук, Виолончельный концерт Александра Радвиловича, который он посвятил памяти композитора Александра Кнайфеля, Концерт «Петербургские дожди» для вибрафона и симфонического оркестра Светланы Нестеровой, Симфоническая картина «Город-Герой Ленинград», посвящённая детям блокадного Ленинграда, сочинение Алексея Крашенинникова.
Солисты: Элина Друх (скрипка), Дмитрий Хрычев (виолончель), Илья Круглик (вибрафон). Для исполнения произведения Алексея Крашенинникова, посвящённого детям блокадного Ленинграда, на сцену вместе с прославленными солистами и оркестром выйдут дети – Полина Алексеева (флейта), Артём Битяй (кларнет), Михаил Крашенинников (тромбон), Карина Рядчина (скрипка), Маргарита Рядчина (фортепиано), Алексей Аникин (виолончель), Дарья Путниньш (аккордеон).
9 сентября, понедельник
07.00 Съёмка телепроекта «Я знаю, что всё познаю: Тайны Петергофа» (ГМЗ «Петергоф» – г. Петергоф, ул. Разводная, 2).
В Государственном музее-заповеднике «Петергоф» пройдут съёмки телепроекта «Я знаю, что всё познаю». Его участниками и ведущими станут дети, которые погрузятся в тайны дворцов и парков Петергофа и раскроют секреты знаменитых фонтанов.
Режиссёр-постановщик, сценарист и идейный вдохновитель проекта – Мадлен Насиленс.
19.00 Премьера мюзикла Ирины Брондз по произведению Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Режиссёр-постановщик — Антон Оконешников (Дворец искусств Ленинградской области – пл. Стачек, 4).
Санкт-Петербургский государственный детский музыкальный театр «Карамболь» открывает 35-й юбилейный сезон российской премьерой – мюзиклом Ирины Брондз в постановке Антона Оконешникова «Маленький принц».
«Маленький Принц» – аллегорическая повесть-сказка выдающегося писателя, философа Антуана де Сент Экзюпери, наиболее известное его произведение, написанное в 1942 году. Замечательная история о маленьком мальчике, который прилетел с далёкой планеты, чтобы спасти человека от одиночества. Персонажи сказки, которых встречает в своём путешествии по планетам Маленький Принц, житель астероида-612, дают возможность задуматься о таких вечных истинах, как дружба, любовь и верность, об ответственности за свою планету.
В спектакле заняты взрослые и юные артисты, оркестр и балет театра «Карамболь».
Композитор и музыкальный руководитель – Ирина Брондз.
Режиссёр-постановщик – Антон Оконешников.
Пьеса – Анастасия Букреева.
Стихи – Алексей Иващенко.
19.00 Показ оперы-поэмы «Рубеж» Александра Чайковского в исполнении артистов Государственной филармонии Санкт-Петербурга для детей и молодёжи (ДК им. Ленсовета – Каменноостровский пр., 42 А).
Опера-поэма «Рубеж» профессора Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, художественного руководителя Московской государственной филармонии, посвящена подвигу строителей оборонительных рубежей во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Война стала жестоким испытанием для нашего народа. Советские люди в тылу, как и на фронте, выдержали это испытание с честью. Поразительная стойкость, проявленная народом в те тяжелые годы, позволила стране выстоять и победить. Традиции академической музыки, дополненные оригинальным сценарием и тщательно отобранным видеорядом, дадут полное погружение в эпоху, раскрывая историю страны через музыку.
20.00 Премьера музыкального проекта Филармонического общества Санкт-Петербурга «From Prokofiev back to Bach» при участии пианиста Ильи Папояна (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Молодой петербургский пианист Илья Папоян выступит в Большом зале филармонии вместе с Санкт-Петербургским государственным академическим симфоническим оркестром под управлением Александра Титова. В течение двух вечеров, 9 и 11 сентября, он исполнит все пять фортепианных концертов Прокофьева и два клавирных концерта Баха.
Этот мини-цикл, названный организаторами «From Prokofiev back to Bach», продолжает традицию Филармонического общества Санкт-Петербурга проводить фортепианные концерты-марафоны. Успешный опыт исполнения всех концертов Рахманинова, а также многочисленные, в том числе, гастрольные выступления Ильи Папояна с самыми разными симфоническими оркестрами, позволил молодому пианисту взяться за никогда ранее не практиковавшуюся программу.
9 сентября прозвучат Пятый концерт Баха, а также Первый, Четвёртый и Третий концерты Прокофьева.
11 сентября прозвучат Первый ре минорный концерт Баха, а также Пятый и Второй концерты Прокофьева.
10 сентября, вторник
18.00 Концерт, посвящённый 225-летию со дня рождения А. С. Пушкина, в рамках проекта «Музыкальные вечера на Стрельнинской» (Санкт-Петербургская государственная специальная центральная библиотека для слепых и слабовидящих, конференц-зал – ул. Стрельнинская, 11, 2 этаж).
В программе прозвучат произведения П. И. Чайковского на стихи А. С. Пушкина в исполнении Анны Ковалевой (фортепиано) и Софьи Забровской (сопрано).
«Музыкальные вечера на Стрельнинской» – проект, ставший визитной карточкой библиотеки для слепых. Он реализуется с 2011 года и объединяет музыкантов: зрячих, слабовидящих и незрячих, профессионалов и тех, кто только начинает свой путь в искусстве, а также лучших лекторов и ведущих концертов.
Справки и запись на концерт по телефонам: 417-52-28, 417-33-22.
19.00 Концерт Эдуарда Хиля-младшего (Колизей Арена – Невский пр., 100).
4 сентября исполняется 90 лет со дня рождения Эдуарда Анатольевича Хиля. 10 сентября в Колизей Арене состоится концерт, посвящённый знаменательной дате, который соберёт родных, близких, друзей и поклонников творчества легендарного артиста, ярчайшего представителя советской эстрады.
Эдуард Хиль-младший, внук Эдуарда Анатольевича, впервые вышел на сцену вместе со знаменитым дедом в шестилетнем возрасте. Молодой харизматичный артист, профессиональный музыкант, он успешно окончил хоровое училище им. М. И. Глинки, Санкт-Петербургский государственный институт культуры. Сегодня Хиль-младший продолжает традиции знаменитой династии.
10 сентября в исполнении артиста, который выступит в сопровождении группы «Бис-квит», прозвучат популярные шлягеры разных лет. В концертной программе также примут участие популярные артисты Санкт-Петербурга.
19.00 Концерт к 125-летию со дня рождения Марии Юдиной (Концертный зал Мариинского театра – ул. Писарева, 20).
В Концертном зале Мариинского театра прозвучит программа, посвящённая 125-летию со дня рождения выдающейся советской пианистки Марии Юдиной. В концерте примут участие пианисты Пётр Лаул, Станислав Корчагин, Илья Папоян и Зарина Шиманская.
В программу вечера вошли сочинения знаковых для Марии Юдиной композиторов. Профессор Санкт-Петербургской консерватории Пётр Лаул исполнит Сонату для фортепиано № 18 Моцарта. Старший преподаватель кафедры специального фортепиано Российской академии музыки им. Гнесиных Станислав Корчагин сыграет Сонату № 29 («Хаммерклавир») Бетховена. В исполнении молодого пианиста Ильи Папояна прозвучит Соната № 3 Брамса. А Зарина Шиманская исполнит Три музыкальных момента и Экспромт № 3 Шуберта.
Мария Вениаминовна Юдина была крупнейшей советской пианисткой, профессором Ленинградской и Московской консерваторий, Института имени Гнесиных. Современники единогласно отмечали её оригинальные исполнительские интерпретации, глубокую интеллектуальную проработку музыкальных образов и нестандартность, смелость репертуара – даже будучи уже признанным мастером, она живо интересовалась фортепианными новинками. Мария Юдина познакомила советскую публику с сочинениями Игоря Стравинского, Сергея Прокофьева, Пауля Хиндемита, Витольда Лютославского, Кароля Шимановского, Франка Мартена и многих других.
11 сентября, среда
X Санкт-Петербургский международный форум объединённых культур.
X Санкт-Петербургский международный форум объединённых культур пройдёт в Северной столице с 11 по 14 сентября.
Ведущие российские и зарубежные деятели культуры и искусства, представители бизнес-сообщества и органов власти будут обмениваться идеями, обсуждать тенденции и актуальные вопросы развития современной культурной среды. Основная тема форума – «Культура XXI века: суверенитет или глобализм?». Архитектура деловой программы предусматривает мероприятия, посвящённые председательству России в БРИКС и СНГ, многостороннюю дискуссию о перспективах международного культурного сотрудничества и деловые мероприятия 10 тематических секций.
Каждая из 10 секций посвящена различным аспектам культуры. Председатель государственной корпорации развития «ВЭБ.рф» Игорь Шувалов возглавит секцию «Деловая культура, Роман Карманов возьмёт на себя пять дискуссий и шоу-программу секции «Искусственный интеллект в культуре и национальный суверенитет», в то время как исследовать «Право на наследие в многополярном мире» будет заместитель министра науки и высшего образования РФ Константин Могилевский.
Влияние традиций на уровень доверия в обществе, преемственность и противоречия культурного наследия как процесса, роль творцов в продвижении традиционных ценностей эксперты обсудят на встречах в рамках секции «Культурное наследие: традиции и современность», которую возглавит директор Российского этнографического музея Юлия Купина.
Развивать тему «Театров» будут кураторы секции: художественный руководитель Государственного Театра Наций Евгений Миронов и художественный руководитель Московского театра Олега Табакова, председатель Союза театральных деятелей РФ Владимир Машков. Среди обсуждаемых вопросов – новые возможности диалога театров России и Китая, потенциал и форматы театрального взаимодействия стран БРИКС, культурный суверенитет России, дефицит профессиональных кадров и качество отечественного образования в сфере культуры.
Под руководством председателя совета директоров киностудии «Ленфильм» Фёдора Бондарчука и исполнительного директора Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (Фонд кино) Фёдора Соснова секция «Кино» исследует современный кинематограф одновременно и как отражение актуальной реальности, и как инструмент её формирования.
Секции «Музеи» и «Цирк» возглавят генеральный директор Государственного Эрмитажа, президент Союза музеев Михаил Пиотровский и генеральный директор Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадского Эдгард Запашный. В центре внимания первой секции – музей как социальная лаборатория и поиск национальной идентичности, парадигмы сотрудничества, отвечающие вызовам нового времени. Основная тема второй – международное сотрудничество и сохранение национальных цирковых традиций, инклюзивность и развитие циркового искусства.
Вопросы «Медийной культуры» возьмёт на себя первый заместитель генерального директора ИТАР-ТАСС Михаил Гусман. Участники секции обсудят журналистскую этику при освещении культурных мероприятий и выработку в СМИ этических стандартов для искусственного интеллекта.
Генеральный директор Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга Ольга Хомова и российский пианист-виртуоз, народный артист России Денис Мацуев вместе с экспертами поделятся опытом российского и международного концертного менеджмента на дискуссиях «Музыкальной культуры».
Основными площадками деловой программы форума традиционно станут Главный штаб Эрмитажа и Капелла Санкт-Петербурга. Деловую повестку форума дополнит насыщенная культурная программа.
www.unitedcultures.ru
https://vk.com/spbicf
https://t.me/spbicf
18.00 Открытие нового сезона Лектория Музея Достоевского (Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского – Кузнечный пер., 5/2).
В сентябре Лекторий Музея Достоевского открывает новый сезон.
11 сентября в 18.00 состоится лекция Алексея Козлова «Андрей Рублёв: стиль, техника и резонанс в веках».
Как формировался стиль Андрея Рублёва? Какие художественные техники он использовал, какие философские идеи воплощал в своих произведениях? Что значит для современного иконописца личный опыт изучения творчества Рублёва? Лекция будет интересна как специалистам, так и всем, кто хочет глубже понять наследие одного из величайших художников России.
Алексей Козлов – практикующий иконописец и стенописец, выпускник Академии художеств имени Ильи Репина (мастерской церковно-исторической живописи под руководством профессора А. К. Крылова).
18 сентября в 18.00 состоится лекция «Достоевский и опера: от Прекрасного к Возвышенному и обратно, или Как смотреть фильм Ивана Пырьева “Идиот”». Лекторы: Нина Савченкова, Павел Гершензон
Одна из характерных черт персонажей Достоевского – эмоциональная экзальтация, которую обычно связывают с психологическим конфликтом. Однако есть и другая, противоположная, возможность. Можно понять её сценически, как движение автора по направлению к тотальному зрелищу – опере. Именно в опере господство голоса и цветение аффекта порождают смысловую избыточность, которой отмечены романы Достоевского. В ХХ веке, когда столкновение Прекрасного и Возвышенного в искусстве становится особенно острым, художественное пространство оперы привлекает многих. Эта лекция – попытка показать, как советский режиссёр Иван Пырьев угадал и развил оперную природу романа Ф. М. Достоевского «Идиот».
Нина Савченкова – доктор философских наук, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге.
Павел Гершензон – балетный и арт-критик, старший преподаватель кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств СПбГУ.
12 сентября, четверг
18.00 Концерт творческого объединения «Mader nort» в рамках проекта «Музыкальные вечера на Стрельнинской» (Санкт-Петербургская государственная специальная центральная библиотека для слепых и слабовидящих, конференц-зал – ул. Стрельнинская, 11, 2 этаж).
Творческое объединение «Mader nort» представит программу «Барочные стратегии», посвящённую претворению музыки эпохи барокко в сочинениях современных композиторов.
Откроет концерт «Итальянская сюита» Игоря Стравинского – авторские транскрипции нескольких эпизодов из его собственного балета «Пульчинелла», основанного на музыке композиторов XVIII века. Продолжится программа циклом Валентина Сильвестрова «Музыка в старинном стиле», отличающимся проникновенным лиризмом и тонким переосмыслением приёмов старинного музицирования.
В завершении концерта прозвучит новое сочинение Настасьи Хрущёвой – цикл «Пять барочных стратегий», написанный по заказу исполнителей. Исполняют выпускники Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова Мария Лишаева (скрипка) и Ярослав Коваленко (фортепиано).
Справки и запись на концерт по телефонам: 417-52-28, 417-33-22.
19.15 Спектакль Валерия Владимирова «Агентство «Топаз» (Выборгский ДК – ул. Комиссара Смирнова, 15, лит. А).
Спектакль создан по пьесе Марселя Паньоля «Топаз».
Может ли простой учитель, никогда не занимавшийся стяжательством и не бравший взяток, стать в одночасье воротилой бизнеса? Скорее всего, нет, но месье Топаз всё же соглашается стать директором агентства.
Чем занимается агентство, и какие сомнительные операции проворачиваются за фасадом добропорядочности и респектабельности, незадачливый Топаз пока не знает. А когда он понимает, что красавица Сюзи просто использует его в своих целях, он решает взять ситуацию в свои руки. В спектакле заняты: Сергей Магиленич, Денис Портнов, Настя Недвига, Александра Самохина, Ирина Ларионова, Анна Николаевская, а также многие другие замечательные артисты.
19.30 Моноспектакль Леонида Таранова «Москва – Петушки» (Арт-кафе «Бродячая собака – ул. Итальянская, 4).
Венедикта Ерофеева часто называют нежно – «Венечка». И те, кто знал его лично, и те, кто читал его сочинения. «Москва-Петушки» будет не раз еще прочитываться и ставиться, но никогда не устареет. Это о сегодняшнем и вечном: о неизбывной мечте, о будущем. И едет в Петушки Венечка, где его ждет счастье и любовь. Он же автор и герой поэмы и моноспектакля. По-скоморошьему меняет свои обличья. Создает веселую атмосферу по дороге с попутчиками – колоритными фигурами всех сословий и возрастов. Едут, выпивают горячительную «тетю Клаву», но не пьянеют. Спорят, обсуждают великих мира сего, исповедуются о личном. Вместе с Венечкой разворачиваются пародии, истории, отмеченные юмором, иронией, гротеском. Едет Россия, едет за своим светлым будущим.
В моноспектакле звучит музыка Ф. Шопена, П. Чайковского, Ф Листа.
13 сентября, пятница
Начало выставки «Казачество – опора государства Российского» (Мраморный Дворец – ул. Миллионная, 5А).
Казачество с его богатым прошлым, вековыми традициями и особой ролью во многих судьбоносных событиях истории России оставило значимый след в русском искусстве. Художники XVIII–ХХ веков представляли казачество и как бурную человеческую стихию, вооруженную вольницу с неукротимым нравом, и как опору государства, верных слуг царя и отечества, готовых в любой момент выступить в защиту суверенитета и целостности России.
Экспозиция в Мраморном дворце объединит около 100 произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства на казачью тему из собрания Русского музея. Это и портреты, и пейзажные сцены, и изображения на исторические сюжеты. Среди авторов работ – прославенные Илья Репин, Василий Поленов, Валентин Серов, Василий Суриков, Алексей Венецианов, Александр Орловский и другие выдающиеся мастера отечественного искусства.
Посетители увидят портреты членов монаршей семьи в казачьей униформе, видных деятелей казачьего движения, таких как Ермак, Дмитрий Мартынов, Матвей Платов. На выставке будут показаны пейзажи исконных мест казачьих поселений на Кавказе, на Дону, в Поволжье и Сибири, казачьи бивуаки, сторожевые посты, а также эскизы и законченные картины на исторические сюжеты (например, изображения казачьих восстаний под руководством Степана Разина и Емельяна Пугачева).
Графические рисунки казаков в характерных одеяниях, с головными уборами и оружием, в этнографических костюмах и в официально утвержденной полковой униформе, лаковая миниатюра, скульптурные изображения, а также росписи резервов на вазах, чашках, тарелках, мелкая фарфоровая пластика – все это будет показано на выставке в Мраморном дворце.
Широко представлены в экспозиции искусно выполненные иллюстрации к произведениям классической литературы, посвященным казачьей теме: «Тарас Бульба» Николая Гоголя, «Тихий Дон» Михаила Шолохова. Выставка в Русском музее отражает все важнейшие этапы богатой истории русского казачества.
Выставка открыта до 14 октября.
19.30 Спектакль о Владимире Дале «Ловец слов» (Театр Поколений – ул. Курляндская, 49).
«Ловѣцъ словъ» – новый спектакль Руслана Кацагаджиева. Ранее режиссер поставил «Homo Omon. Эхо будущего» по Виктору Пелевину, «Патриотизм» по Юкио Мисима, «Русалки» по мотивам сказки Ореста Сомова и «Музыка как шанс для человека в целлофане» по автобиографической книге Влада Колчина. На этот раз спектакль посвящён Владимиру Ивановичу Далю, создателю легендарного Толкового словаря.
По статистическим данным «Яндекса», ежемесячное количество запросов к толковому словарю Даля составляет от сорока до двухсот тысяч в месяц. Но что мы знаем о его создателе? Владимир Даль учился с Нахимовым, работал с Пироговым, дружил с Пушкиным и был знаком с самыми выдающимися современниками 19 века. Биография Владимира Ивановича поистине достойна приключенческого романа. Именно поэтому она вдохновила Руслана Кацагаджиева на создание нового спектакля.
В основе постановки – документальная пьеса Олеси Лихачёвой, сотканная из текстов Даля и его современников. Режиссер и драматург работали с документами, письмами, детально изучали жизненный путь учёного, сборники народных пословиц, поговорок и художественные произведения Даля, связав всё это в конечном счёте в единую сюжетную линию биографической трагикомедии «Ловѣцъ словъ».
14 сентября, суббота
12.00 X Фестиваль «Павловский кофе & Jazz» (ГМЗ «Павловск» – г. Павловск, Садовая ул., 20).
В Павловском парке пройдёт X Фестиваль «Павловский кофе & Jazz», организаторы которого предлагают попробовать лучшие сорта кофе, послушать хороший джаз, научиться танцевать буги-вуги и чарльстон и просто погулять по осенним аллеям.
На пяти площадках фестиваля выступят: Алексей Чижик, Денис Кириллов, Иван Любимов, Владимир Кирасиров, Иван Костромитин, Марина Малышева, Вера Смыслова, Арман Сидоркин, Александра Шакина, Михаил Шипов, а также «City Music Orchestra», «Sabroso Mix», джаз-банд Михаила Николаева, «Fitness Jazz Band» и другие.
Хэдлайнерами фестиваля станут Маргарита Макара и «Louis Charm Band», а также Вова Чё Морале и «Sweet Hot Jazz Band».
В павильоне «Круглый зал» пройдёт мастер-класс по приготовлению кофе.
16.00 Ежегодная церемония ко Дню фехтования – Дню «рапирной науки», организованная Санкт-Петербургским фехтовальным клубом (Площадь у памятника Петру I на Кленовой улице).
Ежегодно Санкт-Петербургский фехтовальный клуб проводит торжественную церемонию День фехтования – День «рапирной науки» в честь памятной даты, когда по указу Петра I фехтование впервые вошло в учебную программу.
14 сентября возле монумента Петру I у Михайловского замка соберутся знатоки и ценители фехтовального искусства. В открытии примут участие официальные гости и ветераны фехтовального спорта.
Торжественным маршем пройдут учащиеся Первого кадетского корпуса. Фехтовальное приветствие покажут ученики школы классического фехтования «Плащ и шпага». Своё мастерство продемонстрируют спортсмены Санкт-Петербургского регионального отделения федерации артистического фехтования России под руководством старшего тренера сборной Санкт-Петербурга Мишенева С. В. В выступлениях примет участие клуб «Ирландская трость СПб. Ирландский Палочный Бой».
15 сентября, воскресенье
Показ спектакля «Три сестры» Театра классической драмы в рамках проекта «ПроТворчество» (Юсуповский дворец на Мойке, Конюшенный флигель – наб. реки Мойки, 94).
В преддверии значимой для Юсуповского дворца на Мойке даты – 100-летия образования «Санкт-Петербургского Дворца работников просвещения», был запущен новый проект «ПроТворчество». Его целью является знакомство с молодыми талантливыми студенческими объединениями и их опытными педагогами, артистами, музыкантами, режиссёрами, художниками и другими представителями творческой среды.
Молодым талантам проект даёт возможность громко заявить о себе и расширить зрительскую аудиторию, а также принять участие в различных творческих проектах Юсуповского дворца в течение всего года.
В сентябре участником проекта «ПроТворчество» станет новый молодой Театр классической драмы, который существует под руководством режиссёра Юрия Цуркану и Сергея Барковского. 15 сентября коллектив представит в Конюшенном флигеле Юсуповского дворца спектакль «Три сестры», в котором наряду с молодыми актёрами принимает участие и их педагог, мэтр сцены актёр Сергей Барковский. Театр следует традициям классического, психологического, драматического искусства, режиссёрской школы Г. А. Товстоногова и М. В. Сулимова.
Чтобы стать участником проекта, необходимо прислать информацию на адрес: teatr@yusupov-palace.ru. Подробности на сайте Юсуповского дворца: https://yusupov-palace.ru и по телефону: +7-921-970-30-38.
19.00 Спектакль «Товарищ Кисляков» (Новая сцена Александринского театра – наб. реки Фонтанки, 49 А).
«Товарищ Кисляков» – четвертая работа Андрея Калинина в Александринском театре. В репертуаре театра его спектакли «Убийство Жан-Поля Марата, представленное труппой психиатрической лечебницы под руководством господина де Сада» по пьесе Петера Вайса на Малой сцене Александринки, «Какая грусть, конец аллеи» по пьесе Резо Габриадзе и «Дети у власти» по пьесе французского поэта, драматурга Роже Витрака «Виктор, или Дети у власти», совместная постановка с главным режиссёром театра Николаем Рощиным на Новой сцене.
Андрей Калинин открывает для театра забытую советскую прозу 1930-х годов, его спектакль – первое сценическое обращение к книге Пантелеймона Романова, пик писательской популярности которого пришелся на 1920-ые годы.
«Товарищ Кисляков» – мрачноватая сатира, здесь мучительные размышления главного героя о своем положении, его путь от Ипполита Григорьевича к товарищу Кислякову через компромиссы и соглашательство разворачиваются на фоне выпуклого, детального бытописания эпохи, Москвы конца 1920-х, стремительно меняющейся, шумной, с новым укладом, коммунальным бытом, кухонными и семейными дрязгами и спорами о месте и предназначении интеллигенции, о том, может ли личность идти против массы.
Две сюжето- и смыслообразующие линии – метаморфозы интеллигента Кислякова, приспосабливающегося к новому времени и его вызовам, и любовный треугольник, внутри которого Ипполит Кисляков, его старинный друг Аркадий Незнамов и молодая жена друга, актриса Тамара – сходятся в финальной точке и разрешаются катастрофой.
Режиссёр в спектакле отказывается от несколько мелодраматического финала романа, переписывая его.
На заставке: фото из книги Андрея Мархотина «Петербург. Чувства в деталях», 2023.
Васильевский остров, 14-я линия, 39. Гимназия и реальное училище К.И. Мая, 1910, арх. Г.Д. Гримм. Барельеф был уничтожен в 1929 г., восстановлен в 1995 г.