ЭПИЗОД 1. ЧТО ВВЕРХУ, ТО И ВНИЗУ

Хочу протестировать свою новую книгу с рабочим названием «Онтология текущего момента. Протокол АРХЕ», публикуя её по главам на своей авторской странице. Это междисциплинарное исследование. Буду рад критическим замечаниям со стороны специалистов в тех областях, чьи профессиональные интересы оно затрагивает. Книгу я посвящаю моему любимому сыну Савве, без участия которого результаты этого исследования не смогли бы воплотиться в жизнь.

 

То, что вверху, происходит от того,
что внизу, а то, что внизу, происходит от того,
что вверху, творит чудеса с одной [вещью].
Как все вещи были из Единого …

Гермес Трисмегист
«Изумрудная скрижаль»

В самом сердце западноевропейского христианства – в Ватикане, в самом его центре – в Сикстинской капелле, в самой середине этого центра – росписи потолка – находится фреска кисти великого Микеланджело «Рождение Адама». Древний веками и только что появившееся на свет, ещё почти безжизненное, но уже прекрасное тело, созданное «по образу и подобию», сближаются в завершающем акте творения. Эти две смыкающиеся руки, эти два тянущиеся друг к другу пальца известны во всём мире. Таков момент начала человека, когда «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7). И изображение этого мгновения в наше время завоевал статус одного из самых популярных визуальных мемов массовой культуры.

Но, подождите… По образу и подобию?.. Дедушка с бородой на облаке?.. На небе?.. В 21-м веке культура масс, также, как и наивная вера продолжают непритязательно принимать эти идеи. Толпы туристов задирают головы, изумляясь мощи микеланджеловского гения. Над ними распахивается бездна, из которой извергается нечто громадное, недоступное и непостижимое, словно доставшееся по случаю в наследство от другого мира… Впрочем, изумление обывателя недолго. Посмотрели, сделали селфи и ушли – повседневная жизнь не терпит долгих перерывов. «Гагарин летал – бога не видал…» Так что, неужели всё это великолепие – действительно пустое?

Однако, если только всерьёз задуматься о том, что все эти «сказки», порождения некритического сознания, весь этот «опиум для народа» на протяжении всей истории человечества служили поводом для возведения самых величественных, самых грандиозных, самых масштабных творений, охватывает трепет. Ничто произведённое на свет рациональным сознанием не идёт в сравнение с нереальными по своему величию созданиями, посвященными исключительно духовному, трансцендентному, сугубо нематериальному. Особенно, если принять во внимание уровень развития тех эпох, в соответствии с фактами исторической науки. Подчас мы даже не можем понять, как такое можно было создать – нам, вооружённым всей мощью научно-технического прогресса, сегодня это не по силам. И, что греха таить, не по уму…

Похоже, что эти гении далёкого прошлого знали нечто, что нам недоступно. Не случайно, что у Микеланджело всё не просто, не просто до такой степени, что ни о какой наивной вере говорить не приходится. А как сформулировать и передать в визуальных образах столь великую смысловую сложность? Ответ, казалось бы, простой: так как он это сделал! Но если честно, то мы даже толком не знаем, что скрывается за сюжетами, представленными на всеобщее обозрение. В своём незнании мы видим в них не более чем иллюстрации к библейским текстам, которые в свою очередь воспринимаем, чаще всего, на уровне внешней сюжетной линии…

Одна из самым смелых интерпретаций фрески «Сотворение Адама» была предложена в статье «Интерпретация смысла фрески “Сотворение Адама” Микеланджело на основе данных нейроанатомии» доктором Франком Л. Мешбергером из Медицинского центра св. Иоанна в Андерсоне, штат Индиана (США) 1. Опубликованная в 1990 году в Журнале Американской Медицинской Ассоциации, она утверждала, что композиция, которую образует фигура Бога и его свиты, охваченные развевающимися пеленами, представляет собой не что иное как мозг человека.

 

Мешбергер начинает с того, что обращает внимание на композиционное построение фигур двух главных действующих лиц. Микеланджело изобразил момент сближения Адама и Бога, но в этом встречном движении нет никакого намёка на акт «вдувания» в лице новосотворённого «дыхания жизни». Творец и его творение протягивают друг другу руки, причём в этой, по сути дела, уже барочной динамике, фиксируется эпи-момент, соединения пальцев двух рук – уже почти безусловное «да», но ещё «нет». «Можно представить “искру жизни”, проскакивающую от Бога к Адаму через “синапс” между указательными пальцами, – пишет Мешбергер в своей статье. – Впрочем, Адам уже живой, его глаза открыты, и он сформирован полностью; но, однако, картина нам говорит, что Адам “получает” нечто от Бога. Я считаю, что есть и третий “главный герой” на фреске, который ранее не был распознан». Далее Мешбергер выстраивает свою аргументацию следующим образом: «Я считаю, что во фреске, традиционно называемой “Сотворение Адама”, но которую можно было бы более точно назвать “Наделение Адама”, Микеланджело закодировал особое послание. Это послание соответствует мыслям, которые он выразил в своих сонетах. Превосходный в скульптуре и живописи, он понимал, что его мастерство находится в его мозгу, а не в руках. Он считал, что “божественная часть”, которую мы “получаем” от Бога, — это “интеллект”».

Выдвинув столь смелое предположение, Мешбергер не ограничился простым заявлением, но провёл настоящий «следственный эксперимент». Он сделал прописи структуры живописной группы, включающей Бога, с фрески Микеланджело, которые сравнил с прописями разреза мозга человека, используя для этой цели анатомические рисунки Франка Х. Неттера 2. Таким образом, Мешбергер выделил контуры, позволившие упростить сложные визуальные изображения как фрески, так и анатомических рисунков. В результате сравнения была отмечена практически полная тождественность между первыми изображениями и вторыми 3. На этом основании Мешбергер сделал окончательный вывод о том, что главный смысл фрески — не сотворение Адама как такового и не «вдувание» в него души, а наделение разумом для того, чтобы он «был способен планировать лучшее и высшее» и «попытался достичь всего».

Статья Мешбергера вызвала бурную полемику в научной прессе. Сторонники его идеи обратили внимание на то, что Микеланджело превосходно знал анатомию человека. Подтверждение этому содержалось в «Жизнеописаниях художников» Джорджо Вазари, который вспоминал, что Микеланджело часто присутствовал на аутопсиях, где мог наблюдать за вскрытием тел. С другой стороны, профессор Темпльского университета (США) Марша Холл отмечала, что с точки зрения итальянского Ренессанса, наделение человека способностью мыслить означало быть созданным по образу и подобию Бога. Действительно, художников Ренессанса отличала вера в силу и приоритет ума. На это в своих записных книжках прямо указывал Леонардо да Винчи, который мыслил себя самого прежде всего инженером, а занятия живописью полагал своеобразным факультативом по изучению мироздания, где глаз художника выступал в качестве рабочего инструмента.

Статья Мешбергера не только обсуждалась в профессиональной медицинской среде, но стимулировала активное развитие темы. В 2010 году два специалиста по нейрофизиологии из университета Джона Хопкиса (США), Ян Цук и Рафаэль Дж. Тамарго, опубликовали статью «Скрытая нейроанатомия во фреске Микеланджело “Отделение света от тьмы” в Сикстинской капелле» 4. Свою разработку темы они также начали с признания за Микеланджело способностей выдающегося анатома и художественного гения, который многократно препарировал трупы и потому хорошо знал тайны анатомии человека. Соглашаясь с Мешбергером, они предположили присутствие в росписях Микеланджело ещё одной скрытой нейроанатомической структуры. По мнению исследователей, на последней панели, называемой «Отделение света от тьмы», Микеланджело зашифровал изображение вентрального вида ствола мозга. «Отделение света от тьмы — важная панель в иконографии Сикстинской капеллы, – писали Цук и Томарго, – поскольку она изображает начало творения и расположена непосредственно над алтарем. Мы предполагаем, что Микеланджело, глубоко религиозный человек и опытный анатом, намеревался усилить значение этой иконографически важной панели и, возможно, задокументировать свои анатомические достижения, скрывая это сложное нейроанатомическое изображение внутри образа Бога».

В августе 2018 года те же авторы публикуют следующую статью под названием «Неоплатонический символизм Микеланджело во фреске “Отделение света от тьмы” росписи Сикстинской капеллы»5. На этот раз они обнаруживают в росписях Сикстинской капеллы изображения головного мозга, ствола головного мозга, спинного мозга, глазных яблок и зрительных нервов. В своих выводах Цук и Томарго выдвигают предположение, что Микеланджело мог создать «визуальную метафору платоновской “Аллегории пещеры” из VII-й книги “Республики” … Таким образом, великий живописец выразил свою ключевую идеологию посредством неоплатонизма и благочестивых убеждений». Здесь возникает весьма интересная и, в определённой мере, пограничная тема присутствия в творчестве Микеланджело «античной ереси», тема, которая, на наш взгляд, требует краткого комментария.

Дело в том, что с закатом «тёмного средневековья», художники Ренессанса, вслед за философами и литературами, погрузились в активный поиск истины, которую намеревались найти в наследии классической Античности и, прежде всего, Древней Греции. По мере того, как схоластика сдавала свои позиции влияние Аристотеля ослабевало и его сменял интерес к Платону. Существенный вклад в этот процесс внёс князь Козимо I Медичи. С целью перевода на латынь сочинений Платона он пригласил молодого тогда Марсилио Фичино, предал ему первоисточник, а также предоставил для работы виллу в окрестностях Флоренции – Кареджи. Так в 1462 году началась история знаменитой Платоновской Академии, которая через несколько лет станет духовным центром эпохи Возрождения. Здесь в «Афинах Запада», в атмосфере приятной простоты и добросердечной дружбы собирались князья, гонфалоньеры, приоры, купцы, артисты, художники. Ядро академии составляли Марсилио Фичино, Джованни Пико делла Мирандола, Кристофоро Ландино, Анджело Полициано, Сандро Боттичелли и Лоренцо Великолепный. В этот избранный круг входил и Микеланджело Буонарроти. Всех их увлекал поиск смысла существования человека, который в их понимании становился не просто важной частью Вселенной, но буквально центром Мира.

То были образованнейшие люди своего времени, которые буквально творили новую эпоху. Они получили образование в лучших учебных заведениях своего времени, владели десятками языков, имели «компетенции» в самых разнообразных областях, постигли множества учений. Так глава академии, Фичино, был выпускником Флорентийском университета, где он изучал литературу, медицину и философию. Свои гуманистические штудии Фичино начинал с философии Аристотеля и Эпикура, а в Кареджи, помимо диалогов Платона и сочинений неоплатоников, переводил на латынь тексты легендарного Гермеса Трисмегиста. Христианскую Троицу Фичино сравнивал с учением о трёх ипостасях у Плотина, считая, что обоснование этих трёх ипостасей и есть обоснование христианской Троицы. Позиция главы Платоновской академии позволяла ему вести обширную переписку с гуманистами, богословами и другими образованными людьми разных стран, ещё только начинавшими приобщаться к платонизму. А быстро развивавшееся книгопечатание позволяло ещё более популяризировать свои взгляды как в Италии, так и за её пределами.

Первым академиком в Кареджи считался Георгий Гемист Плифон, который, будучи христианским священником, также черпал многие свои идеи из платонизма и неоплатонизма. Выработанную им мировоззренческую концепцию Плифон определял как «эллинскую теологию». Он верил в эманационную суть мира, который божественен, а потому никак не может быть сотворён и потому вечен, как вечен сам Бог, которого Плифон именовал Зевсом.

Одной из самых ярких фигур Платоновской академии был Пико делла Мирандола – знаток восточных мистических учений, средневековой философской традиции, творений «латинских докторов», учений арабов, греческих перипатетиков, Платона и неоплатоников, герметического свода и Каббалы. Проживший короткую и яркую жизнь, он прославился своими трудами, имевшими резонансный отклик в Европе. Пантеистические тенденции неоплатонизма проявились у Пико гораздо сильнее, чем у Фичино. Он полагал, что все религии и философские школы являются частным выявлением единой истины и могут быть примирены в универсально понятом христианстве. В конце жизни Мирандола пришёл к Каббале, посредством которой хотел найти синтез неоплатонической и христианской, философской и религиозной мысли.

Словно пловцы, увлечёнными опасным морским течением, называемым «отбойной волной» или «тягуном», которое устремляется берега и затягивает в тёмные глубины, члены платоновской академии погружались в сокровенные тайны древней мудрости. Под крышей Платоновской академии в Кореджи происходила её аккумулирование, в результате чего рождалась новая интеллектуальная целостность, преодолевающая пределы, установленные средневековьем. И хотя костры инквизиции, призванные охранять статус кво, утверждённый Вселенскими Соборами, продолжали гореть в Европе ещё долгое время и на одном из них в 1600 году был сожжён Джордано Бруно, а тридцать три года спустя их отсветы понудили Галилео Галилея отречься от учения Коперника, но, как показывает история, никакие репрессивные меры не способны противостоять неумолимой интенциональности онтогенеза. Так эпоха Возрождения осуществляла «пересборку» человека. А вернее, сама эпоха была рождена этой пересборкой, в результате которой на свет появлялся индивидуум, впервые ощутивший себя равновеликим Богу-Творцу.

В этом новом качестве человек стремился мыслить рационально, научно. В этой «научности», а, вернее, «интеллектуальности» – поскольку по-настоящему научного познания ещё не существовало – роль пионеров-естествоиспытателей на себя принимали художники и мыслители «широкого профиля». Впоследствии, с высот научного знания Нового времени, многие их труды будут восприниматься уничижительно, а плоды ревизии интеллектуального наследия, накопленного человечеством за предыдущую историю, будут трактоваться как химеры. Ничего удивительного в этом нет, поскольку так поступает каждая эпоха, включая само Возрождение. Тем не менее, некоторым из этих химер было суждено превратиться в тренды научного знания, что и произошло в случае Мирандолы. Уникальность его каббалистического миропредставления сводилась в идее, что Бог творит мир согласно неким математическим законам, как бы имея перед собой раскрытые учебники геометрии, арифметики, алгебры, а также других наук. В результате получалось, что математические законы с неизбежностью оказывались заложенными в основу мироустройства. Позже, на базе этой идеи учёные Нового времени разработают концепцию математического естествознания. В этом свете знаменитое высказывание Галилео Галилея, столь откровенное, что его переводят намеренно некорректно: «Математика – это язык, на котором Бог написал Вселенную»6, начинает звучать по-новому. Синтетические представления мыслителей Возрождения уйдут в тень этой самой рациональной науки – истинного бога Нового времени – и их первоначальный смысл постепенно забудется. Но в этой тени они доживут до наших дней и составят основу научно-технических достижений, а также будут править миром – «миром знания» – через нумерологию, каббалу и магию, превратившись в хобби всех правящих мировых элит.

Возвращаясь к Микеланджело, становится очевидным, что в своей работе над росписью потолка Сикстинской капеллы он не мог не находиться под влиянием «античного духа своего времени», и не мог в своём творчестве не смешивать христианские догматы с открытиями, почерпнутыми из древних знаний.

В октябре 2020 года профессор нейропсихологии из Стеэнфорда Дж. Вессон Ашфорд и Сью Бинкли Талем из университета Тэмпл (Филадельфия, США) опубликовали статью «Фрески Сикстинской капеллы Микеланджело: сообщения о мозге»7. В ней было сделано предположение, что на потолке Сикстинской капеллы в образах Сотворения мира Микеланджело изобразил развитие мозга позвоночных.

Месяц спустя те же авторы опубликовали ещё один материал – «Презентации Микеланджело в Сикстинской капелле: эволюция мозга и связь мозга с конкретными когнитивными функциями»8, в котором писали следующее: «Объединив Дни творения и Страшный суд, Микеланджело, по-видимому, обозначает, что Бог находится в мозге, особенно в стволе мозга… Пять изображений на потолке часовни, изображающих Дни Творения, можно интерпретировать как отражение хода эволюции мозга позвоночных. Есть и другие предположения о функциях мозга, включая восприятие света и сложных изображений и наделение духом Адама. Кроме того, на передней стене Сикстинской капеллы за алтарем, в работе под названием “Страшный суд”, центральный эллипс, в котором сидит Иисус, по-видимому, представляет собой среднекоронковое поперечное сечение человеческого мозга, что позволяет предположить, что это мозг, который выносит суждения о добре и зле…» Эта линия представлений о генезисе высшей нервной системы и мозга получила своё дальнейшее развитие в идее того, что «Бог в нейронах», которая некоторое время спустя была воплощена в одноимённом фильме9.

На этом мы приостановим обзор мнений представителей медицинских профессий относительно скрытых смыслов микеланджеловских фресок, и вернёмся к «исходнику» – к гипотезе Мешбергера. Если всё сказанное верно, то тогда оказывается, что «Ангел Майкл» знал о ноосфере за четыре столетия до В.И. Вернадского… «В биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе… — писал великий русский учёный-провидец. – Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного»10. Микеланджело в своей «презентации», оставленной нам на потолке Сикстинской капеллы, демонстрирует дедуктивный подход и утверждает приоритет целого – что наверху, то и внизу. Вернадский развивал свои идеи, уверенно стоя на платформе материализма и шёл к своему открытию от частного к целому – методом индукции – от того, что внизу, к тому, что вверху. Так что теперь нам имеет смысл поменять точку зрения и рассмотреть эту – вторую – позицию.

Продолжение следует.

Примечания

      1. Meshberger Fr.L. Interpretation of Michelangelo’s Creation of Adam Based on Neuroanatomy. Journal of the American Medical Association (JAMA). 1990;264(14):1837-1841. doi:10.1001/jama.1990.03450140059034.https://jamanetwork.com/journals/jama/article-abstract/383532
      2. The CIBA Collection of Medical Illustrations, Volume I – The Nervous System.
      3. Посмотреть можно здесь: https://neuronovosti.ru/adam/
      4. Suk I., Tamargo R.J. Concealed neuroanatomy in Michelangelo’s Separation of Light From Darkness in the Sistine Chapel. Neurosurgery. 2010 May;66(5):851-61; discussion 860-1. doi: 10.1227/01.NEU.0000368101.34523.E1. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/20404688/
      5. Suk I., Tamargo R.J. Neoplatonic Symbolism by Michelangelo in Sistine Chapel’s Separation of Light from Darkness. J Biocommun. 2018 Aug 7;42(1):e2. doi: 10.5210/jbc.v42i1.9331. eCollection 2018. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/36406757/
      6. “Mathematics is a language God has written the universe in”.
      7. Ashford J.W., Tatem S.B. Michelangelo’s Sistine Chapel Frescoes: communications about the brain. Neurocase. 2020 Oct;26(5):293-298. doi: 10.1080/13554794.2020.1813477. Epub 2020 Sep 4. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/32886575/
      8. Ashford J.W., Tatem S.B. Michelangelo’s Presentations in the Sistine Chapel: Brain Evolution and the Relationship of the Brain to Specific Cognitive Functions. Neuroscientist. 2022 Nov 19:10738584221136091. doi: 10.1177/10738584221136091.https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/36408533/
      9. https://www.youtube.com/watch?v=neyOCM2Jduc; https://www.youtube.com/watch?v=Ox9XSSArRgo&t=45s
      10. Всемирная энциклопедия: Философия / Гл. научн. ред. и сост. А. А. Грицанов. — М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. — 1312 с.

 

 

© Д.В.Михалевский, 2024
© НП «Русская культура», 2024